Консультация для воспитателей «Общие требования, предъявляемые к организации опытов в ДОУ » в рамках инновационной деятельности.

Содержание

Общие требования, предъявляемые к организации опытов в ДОУ

/Консультация для воспитателей/

Подготовила: воспитатель

Шалдина О.В.

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.

«Эксперимент или опыт – особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях». В соответствии с поставленными задачами опыт способствует активному воздействию на предмет или явление и их преобразованию и может проводиться как длительное сравнительное или кратковременное наблюдение, включающее в себя различные сенсорные и мыслительные процессы.

Педагогическое руководство экспериментированием должно быть направлено на развитие и усовершенствование органов внешних чувств и на воспитание процесса представлений. Педагог должен включать в способность наблюдения запоминание наблюдаемого, умение отличать в наблюдаемом предмете, явлении существенное от менее существенного, навык сравнивать одни признаки с другими и привычку делать из них правильные заключения, выводы.

Чтобы организационно-методический аспект опытнической деятельности был более целенаправленным, эффективным, в него можно включить следующие общие требования:

  • отбор содержания знаний; соответствие их с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню экологических знаний детей;

  • уровень готовности детей; необходимость запаса конкретных представлений, фактических знаний о тех явлениях и предметах природы, которые будут осваиваться поисковым способом;

  • учёт пространственной организации наблюдений; отбор материала для эксперимента;

  • создание предметно-развивающей среды;

  • соблюдение правил по технике безопасности; охрана жизни и здоровья детей;

  • соблюдение структуры организации опыта.

Первое требование: учитывать специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, необходимо тщательно отбирать те разделы биологической экологии, которые могли бы служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников.

Второе требование: уровень готовности детей. Организация опытов требует определённого уровня готовности детей. Необходимо, чтобы дошкольники имели запас конкретных представлений, фактических сведений о тех явлениях и предметах, которые будут осваиваться поисковым способом. Поэтому задачи вводного этапа экспериментальной деятельности опираются на ранее проведённую предшествующую работу.

Третье требование: учёт пространственной организации наблюдений, отбор материала для экспериментирования. Ребёнок должен сам видеть объект и всё, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его вкус, запах.

Четвёртое требование: создание предметно-развивающей среды. Работу по внедрению экспериментирования надо начинать с создания предметно-развивающей среды, которая позволяла бы обеспечить каждому ребёнку развитие его способностей.

Пятое требование: педагог принимает меры для создания здоровых и безопасных условий проведения экспериментов. Обеспечивает безопасное состояние предметной обстановки, оборудования, приборов, инструментов и санитарное состояние помещения.

Шестое требование: соблюдение структуры организации опыта.

Проведение экспериментальной работы в соответствии с обозначенными требованиями возможно лишь при условии специальной подготовки к ним педагога. Эта подготовка включает определение следующих моментов: содержание опытов и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать. Время и места проведения опытов, количества детей, которые могут в нём участвовать одновременно. Методических приёмов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в завершении опыта. Представленная структура организации опытнической деятельности поможет педагогу грамотно спланировать экспериментальную деятельность с детьми в режиме дня ДОУ, добиться общего положительного педагогического эффекта.

Список литературы.

1.Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа [Текст]: учебник для вузов по специальности «Психология» /А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.

2. . Аброткина, А.Л. Готовим детей к школе [Текст]: из опыта работы дошкольных учреждений Кемеровской области /А.Л. Аброткина – ИУУ. Кемеровское книжное издательство, 1986. – С.13-21.

3.Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования : книга для педагогов и родителей /Л.В. Рыжова. — Анжеро-Судженский городской округ, МБОУ ДОД «ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль», 2013. – 221 с.

kopilkaurokov.ru

Методические требования к проведению экспериментов в ДОУ .

Стр 1 из 2Следующая ⇒

Консультация для педагогов на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении»

Воспитатель: Менкаева Р.Д.

 

Современная педагогика считает, что познавательные возможности дошкольников в области экологии и природоведения очень велики и вполне сопоставимы с познавательными возможностями взрослых и возраст от 3 до 7 лет является сенситивным периодом по усвоению общебиологических понятий и закономерностей.

Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.

Свободная работа в развивающей среде – это возможность для детей осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития. В обыденной жизни, наблюдая за детьми, мы видим, что очень часто они экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает небезопасно. Эксперимент же, специально организованный воспитателем, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольники учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

 

Организация развивающей среды – это одно из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности в детском саду. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Сегодня основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые они могли бы опереться. Примером такой развивающей среды у нас в ДОУ стали

лаборатории,находящиеся в уголках природы в группах. Это место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность, где решается одна из главных задач – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д.р.), но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Практическая деятельность дошкольников в природе имеет ключевое значение в освоении опытно-экспериментальной деятельности. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель их воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности они реализуют свои потребности пытливых исследователей, делают выводы и обобщения.

Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.

 

Формы работыпри организации опытно-экспериментальной деятельности

– занятия;

– беседы познавательно-эвристического характера; (от греч. эвристика — «отыскиваю», «нахожу»,»открою»,т.е.создание детьми новых результатов: идей, сочинений, исследований)

– лабораторные работы;

– киносеансы;

– дидактические и развивающие игры, упражнения;

– сюжетно-ролевые игры;

– эксперименты и опыты;

– рассматривание картин;

– наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

– экскурсии и целевые прогулки;

– работа в уголках природы;

– экологическая тропа;

– предметные недели;

– конкурсы;

– праздники, развлечения, вечера досуга;

– театрализованная деятельность;

– диагностика развития детей.

 

 

Таким образом в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Методические требования к проведению экспериментов в ДОУ .

Различают различные эксперименты в детском саду.

Случайные эксперименты. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент. Однако это значит, что случайные эксперименты проводить просто. Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен обладать немалыми познаниями.

Плановые эксперименты. Подготовка к проведению запланированных экспериментов начинается с проведения подготовительных наблюдений, мониторинга детей по определенной теме эксперимента, определения педагогом текущих задач и выбранного объекта.



stydopedya.ru

Методические требования к подготовке и проведению наблюдений и экспериментов в ДОУ

Методические требования к подготовке и проведению наблюдений и экспериментов

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач.

Случайные наблюдения и эксперименты

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Однако это не значит, что случайные эксперименты проводить просто. Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо него непонятыми и незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения, земледелия. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе новое и интересное. Это значит, что, гуляя с детьми и выполняя свои многообразные обязанности, следя за поведением детей и предупреждая всевозможные ЧП, он должен одновременно выискивать в природе явления, которые могут заинтересовать детей, пополнить багаж их знаний или просто доставить удовольствие, вызвать положительные эмоции. Безусловно, это не просто, особенно если учесть отсутствие специальной биологической литературы, адресованной работникам ДОУ.

Плановые наблюдения и эксперименты

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, изло­женным выше. Воспитатель знакомится с ним заранее — и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Конечно, иногда опыт можно проводить и под команду педагога, но злоупотреблять этим не следует. В подавляющем большинстве случаев такой стиль себя не оправдывает, так как лишает детей инициативы и свободы воли. Ссылка на экономию времени несостоятельна, поскольку постановка экспериментов является не самоцелью, а просто одним из способов развития детского мышления. Участие детей в планировании работы решает эту задачу эффективнее, чем любой другой вид деятельности.

Точно так же нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Кроме того, как говорилось выше, при отсутствии возможности проговаривать свои действия и увиденные результаты качество восприятия знаний резко ухудшается. Но, чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за которыми начинается нарушение дисциплины.

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Из-за этого в ходе занятия в работе детей периодически возникает десинхронизация. Это — вполне закономерное явление. Оно проявляется не только в детской, но и во взрослой аудитории. Таких ситуаций не следует избегать, но не стоит их и усугублять. При значительной десинхронизации обстановка в группе может выйти из-под контроля.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Как говорилось в предыдущем разделе, иногда это можно делать в словесной форме, иногда избирать другие способы.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место — почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Продолжительность эксперимента определяется многими факторами: особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, занятие следует прекратить ранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

Эксперименты как ответ на детские вопросы

Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, как поведет себя муравей, если ему загородить дорогу в муравейник». Или: «Давай посмотрим, сможет ли кораблик развернуться в узком месте ручейка», «Ребята, Коля спрашивает, будут ли голуби есть творог; давайте проверим», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а я считаю, что есть. Как это можно узнать?» В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.

infourok.ru

Методика проведения опытов с детьми

Семей қаласының Шәкәрім атындағы мемлекеттік университеті

Педагогика факультеті, I-курс, ПиП-507 топ педагогика және психология мамандығының студенті Насипбаева Аяжан Еркінқызы

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Опыт — это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Он способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для установления причинно – следственных связей, раскрывают причину наблюдаемого явления, подводят к суждениям и умозаключениям.

Опыт всегда строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, причём во время опытов недопустимо нанесение ущерба растениям и животным. Несложные опыты могут использоваться детьми в игровой деятельности и при уходе за животными и растениями уголка природы.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

  1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

  2. Жёсткая регламентация детского опыта не допустима. Если ребёнок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведённое на эксперимент по плану. Исключения составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред живому организму.

  3. Не следует четко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит от намеченной цели занятия. Если воспитатель радуется открытиям своих питомцев, одобряет их попытки мыслить самостоятельно, в группе создаётся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей.

  4. Дети не могут работать в тишине. Многие психологи показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребёнка наглядно – образное мышление начинает заменяться словесно – логическим, когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме. Создание возможности проговаривания своих действий, нужно рассматривать как один из ведущих факторов развития ребёнка в дошкольном возрасте.

  5. Учет индивидуальных особенностей детей. Поощрять детей ищущих собственные способы решения задачи, экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленнее, по какой-то причине отстает ни в коем случае «не давить» на них.

  6. Не увлекаться чрезмерно фиксированием результатов эксперимента. Главной задачей экспериментирования является обучение детей размышлению, а не формулирование выводов как таковых.

  7. Право ребенка на ошибку. Воспитатель всегда должен обсуждать с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться «подогнать» его под представления, которые кажутся правильными. Непредусмотренный результат не является не правильным. Нужно позволить ребенку самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предложений (если при этом никому не будет нанесен вред).

  8. Строгое соблюдение правил безопасности. Дети воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но увлекаясь работой часто о них забывают. Поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности, целиком лежит на педагоге.

  9. Эксперименты незаметно и органично вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. В детском саду не должно быть четкой границы между жизнью и обучением. Эксперименты на самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

  10. Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношение к работе. Нельзя порицать детей за нежелание экспериментировать, равно как за совершение ошибок или неумение сформулировать выводы.

ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ОПЫТАМИ И ЭКСПЕРИМЕНТАМИ.

Воспитателю приходится сталкиваться с тем, что ребенок (особенно 4 лет) боится манипулировать с малознакомыми предметами и объектами и говорит: «Я не могу, не умею». Если воспитатель возьмет руку ребенка в свою и будет действовать его рукой, это придаст ребенку уверенность.

Например: при получении промежуточных цветов радуги один ребенок получает оранжевый цвет, второй – голубой, третий – зеленый, четвертый – фиолетовый, а затем они объединяют свои усилия.

Работа делится между всеми участниками эксперимента, включая воспитателя. Например, воспитатель готовит почву, дети лопаточки, формы для почвы, баночки с водой, семена, луковицы для посадки, таблички-указатели.

Если воспитатель замечает, что ребенок не справляется, отстает в работе, он может предложить свою помощь, привлекая ребенка к посильным действиям.

Например: «Ребята, что мне надо сделать, прежде всего? Потом? А теперь? Проверяйте, правильно ли я все делаю».

Выполнение, воспитателем неверных рекомендаций детей, давая им возможность внести исправления.

В основе этого приема лежит непосредственное участие педагога в эксперименте, но таким образом, чтобы он оставался для детей «невидимым», чтобы детям казалось, будто они работают самостоятельно.

МЕСТО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАСПОРЯДКЕ ДНЯ.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение в распорядке дня может быть разным.

Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.

К занятиям по экспериментированию воспитатель готовится заранее: определяет задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы руководства экспериментом. Плановые эксперименты имеют свои недостатки: занятия по экспериментированию ограниченны временными рамками, не учитывается состояние детей, их отношение к данному виду деятельности в данное время. Поэтому лучше всего проведение опытов планировать на вторую половину дня. Если ребенок испытывает интерес к работе ее можно продлить в дополнительные часы, а если наоборот, устал опыт можно прекратить и занять детей другим видом деятельности.

К проведению таких опытов привлекаются либо тот ребенок который задал вопрос либо его товарищ. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение. Самостоятельная исследовательская работа детей способствует развитию их инициативы, повышает образовательную и воспитательную ценность опытов. Если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если требуется значительная подготовка, воспитатель ее планирует.

kopilkaurokov.ru

Общие требования к детскому экспериментированию


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр им. Г. Н. Сагиль»
Анжеро-Судженск, 2009 г.
Общие требования к детскому экспериментированиюСтатья
Автор Л. В. Рыжова
Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчётливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности предметов и явлений природы. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять; устанавливать причинно-следственные связи. Этот процесс требует глубокого умственного поиска, определённой степени развития логического мышления.
Проблема формирования психологической готовности ребёнка к экспериментированию предполагает наличие у него определённого уровня интеллектуального развития и познавательной активности. Важнейшим фактором интеллектуального развития ребёнка является развитие и совершенствование органов чувств, развитие ощущений, восприятий, памяти, мышления, речи, воображения. В опытнической деятельности, которая может быть организована на занятиях, прогулках или в уголке природы, сенсорное воспитание рассматривается как органически связанное развитие органов внешних чувств и познавательных процессов.
Психологи А. Л. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков и другие обосновали положение о том, что старшие дошкольники, не смотря на наглядно-образный характер своего мышления, могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые сложные вещи, отношения и закономерности.
Огромное психолого-педагогическое значение учёные придают развитию наблюдательности как одному из средств интеллектуального развития личности ребёнка. Они подтверждают положение о том, что успешная учёба в школе во многом зависит от того, насколько был пробуждён интерес к окружающему миру ещё в дошкольном возрасте. Если воспитатель не сумел пробудить в ребёнке наблюдательность к окружающему, Имеющему громадное значение для психологической жизни человека, то умственные способности ребёнка начинают притупляться. И в школьные годы он будет равнодушно смотреть на мир.
Надо отметить, что детское экспериментирование сложно внедрять в учебный процесс дошкольных учреждений. Этот факт, на мой взгляд, объясняется следующими причинами:
Отсутствием полных разработок методики организации опытнической работы. (Хотя в последнее время публикуются содержания опытов).
Недостаточной информированностью педагогов в области физических природных явлений.
Отсутствием специального оборудования, материалов для проведения опытов.
В предложенном выступлении ставится цель – помочь педагогам освоить методику проведения исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрыть эффективные мотивы, вызывающие у детей интерес к опытам. Предложить такие формы и такое содержание опытнической деятельности, которое будет принято всеми детьми успешно.
Организационно-методический аспект экспериментирования можно представить в виде определённых требований, соблюдение которых позволит педагогу добиться определённых успехов в экологическом воспитании дошкольников.
Первое требование. Отбор содержания знаний. Их соответствие с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню экологических знаний детей.
Необходимо решить вопрос о содержании знаний. Отобрать те знания, освоение которых с помощью опытнической деятельности являются наиболее эффективными. Таким содержанием может

educontest.net

1.3 Требования к объектам для экспериментирования, правила. Экспериментальная деятельность дошкольников

Похожие главы из других работ:

Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

2.3 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек

Игрушка — это условное изображение реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой увлекательной форме. Игрушка рассматривается взрослыми преимущественно либо как забава…

Деление понятий

2.1 Правила деления понятий

деление понятие логический профессиональный Чтобы деление было правильным, необходимо соблюдать следующие правила. 1. Соразмерность деления: объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления. Например…

Изучение физики и астрономических явлений в детском саду

2.1 Педагогический опыт по использованию экспериментирования при ознакомлении дошкольников с физическими и астрономическими явлениями

Детское экспериментирование это длительный разносторонний процесс, включающий и живое наблюдение, и проводимые ребенком опыты…

Критерии готовности педагогов к использованию экспериментирования

1.1 Психолого-педагогические исследования в области применения экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников

Решение задачи формирования готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения детей дошкольного возраста предполагает теоретическое осмысление феномена «экспериментирование»…

Критерии готовности педагогов к использованию экспериментирования

1.3 Педагогические условия, обеспечивающие эффективность освоения педагогами метода экспериментирования

Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования…

Методика обучения школьников планиметрии с использованием объектных моделей

1.4 Требования, предъявляемые к наглядным пособиям и правила их применения в обучении математике

Преподавание курса планиметрии без моделей едва ли можно себе представить. Для того, чтобы использование их в обучении приносило положительный эффект к ним и их изготовлению предъявляются следующие требования. Следует помнить…

Олимпиада «Мир через культуру» организация, результаты, значение

1.2 Правила олимпиады

Порядок проведения Межрегиональной олимпиады школьников по научному краеведению «Мир через культуру» определяется «Положением об Олимпиаде «Мир через культуру» (далее — «Положение»)…

Оформление письменных работ

2 правила оформления работы

Педагогические условия организации экспериментирования в средней группе ДОУ

1.2 Использование метода экспериментирования в условиях ДОУ

Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются…

Повышение двигательной активности при обучении детей дошкольного возраста игре в баскетбол

1.4 Правила игры для дошкольников

Цель игры. Игра проводится между командами по пять игроков. Цель каждой команды в игре — забросить как можно мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры. Участники игры…

Принципи навчання

2.1. Поняття про правила навчання

У навчальному процесі, як і в будь-якому іншому, діють закономірності й закони, врахування яких робить ці процеси ефективними. Наприклад, у дорожньому русі керуються правилами й приписами, дотримання яких гарантує безпеку руху…

Психолого-педагогическая диагностика

Требования к правильному составлению тестов. Основные правила подготовки материала для тестового контроля

Грамотно составленные и апробированные тесты обученности позволяют достигнуть коэффициента надежности 0,9. Установлено, что надежность повышается при увеличении количества тестовых заданий. Установлено также, что чем выше тематическое…

Роль терморегуляції в загартуванні організму дитини

2.2. Правила та умови загартування

Починати загартовування доцільно навесні чи влітку, поступово знижуючи температуру води чи повітря. Ефективність загартовування вища, якщо воно проводиться у комплексі з фізичними вправами…

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе методом экспериментирования

Глава 1. Теоретические проблемы формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе методом экспериментирования

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе методом экспериментирования

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе методом экспериментирования

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности [13, с…

ped.bobrodobro.ru

Методические требования к подготовке и проведению наблюдений и экспериментов

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются. Случайные экспери­менты специальной подготовки не требуют. Подготовка к прове­дению запланированных наблюдений и экспериментов начина­ется с определения педагогом текущих дидактических задач.

Случайные экспери­менты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Однако это не значит, что случайные эксперименты проводить просто. Чтобы воспитатель мог заме­тить в природе что-то способствующее развитию познаватель­ной активности ребенка, он должен обладать немалыми биоло­гическими познаниями. В противном случае интереснейшие со­бытия пройдут мимо него непонятыми и незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, гео­графии, землеведения, земледелия. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе новое и интересное. Это значит, что, гуляя с детьми и выполняя свои многообразные обязанности, следя за поведе­нием детей и предупреждая всевозможные ЧП, он должен од­новременно выискивать в природе явления, которые могут за­интересовать детей, пополнить багаж их знаний или просто до­ставить удовольствие, вызвать положительные эмоции. Безусловно, это не просто, особенно если учесть отсутствие специальной биологической литературы, адресованной работникам ДОУ.

Подготовка к прове­дению запланированных наблюдений и экспериментов начина­ется с определения педагогом текущих дидактических задач. За­тем выбирается объект, соответствующий требованиям, изло­женным выше. Воспитатель знакомится с ним заранее — и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Конечно, иногда опыт можно проводить и под команду педагога, но злоупотреблять этим не следует. В по­давляющем большинстве случаев такой стиль себя не оправды­вает, так как лишает детей инициативы и свободы воли. Ссылка на экономию времени несостоятельна, поскольку постановка экспериментов является не самоцелью, а просто одним из спо­собов развития детского мышления. Участие детей в планирова­нии работы решает эту задачу эффективнее, чем любой другой вид деятельности.

Точно так же нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной ти­шины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Кроме того, как говорилось выше, при отсутствии возмож­ности проговаривать свои действия и увиденные результаты ка­чество восприятия знаний резко ухудшается. Но, чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за которыми начинается нарушение дисциплины.

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих соб­ственные способы решения задачи, варьирующих ход экспери­мента и экспериментальные действия. В то же время он не вы­пускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Из-за этого в ходе занятия в работе детей периодически возникает десинхронизация. Это — вполне закономерное явление. Оно проявляется не только в детской, но и во взрослой аудитории. Таких ситуаций не следует избегать, но не стоит их и усугублять. При значи­тельной десинхронизации обстановка в группе может выйти из-под контроля.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Как говорилось в предыду­щем разделе, иногда это можно делать в словесной форме, иногда избирать другие способы.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место — почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Продолжительность эксперимента определяется многими фак­торами: особенностями изучаемого явления, наличием свобод­ного времени, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, занятие следует прекратить ра­нее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе ве­лик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

Помимо за­планированных и случайных экспериментов, существуют экс­перименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, как поведет себя муравей, если ему загородить до­рогу в муравейник». Или: «Давай посмотрим, сможет ли ко­раблик развернуться в узком месте ручейка», «Ребята, Коля спрашивает, будут ли голуби есть творог; давайте проверим», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а я считаю, что есть. Как это можно узнать?» В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соот­ветствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 27-29.

doshkolniki.org

Советы рукодельницам