Урок по технологии во 2 классе. Народные промыслы. Матрёшка
Предмет: технология
Класс: 2
Тема: Народные промыслы. Матрёшка. Работа с текстильными материалами.
УМК: Перспектива и Школа России, авторы учебника Н.И.Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В.Добромыслова.
Тип урока: комбинированный.
Работу выполнила:
учитель начальных классов
ФИО: Козлова Светлана Васильевна.
Школа: МБОУ Ломовская школа
Пед.стаж: 20 лет
Дата выполнения: 17.11.2017г.
Цели и задачи урока.
Цель: изготовить аппликацию матрёшки из разных материалов.
1.Образовательные:
-закрепить знания об изученных народных промыслах,
-познакомить с историей матрёшки,
-закрепить навыки работы с тканью.
2.Развивающие:
-развивать познавательные интересы, аналитические и творческие способности,
-способствовать развитию речи.
3.Воспитательные:
-воспитывать культуру поведения при работе,
-воспитывать бережное отношение к материалу.
Методы обучения:
-словесный
-практический
-наглядный
Формируемые УУД.
Личностные:
-объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности;
-уважительно относится к чужому мнению;
-положительно относиться к труду людей.
Регулятивные:
-определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
-учиться планировать практическую деятельность на уроке;
-работать по составленному плану, используя необходимые дидактические средства;
-осуществлять контроль точности выполнения операций.
Познавательные:
-самостоятельно делать обобщения и выводы;
-понимать особенности декоративно-прикладных изделий;
-анализировать способ создания матрёшки;
-работать с разными видами информации;
-называть материалы.
Коммуникативные:
-уметь слушать и высказывать своё мнение;
-коллективно анализировать изделия;
-учиться выполнять задания с соседом по парте.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации работы в классе:
-фронтальная
-индивидуальная
-работа в парах
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, электронное приложение к учебнику «Технология» 2 класс, рабочая тетрадь с печатаной основой.
Аннотация
Данный урок в программе входит в раздел «Человек и земля», разработан по учебнику Н.И.Роговцевой. Тема урока соответствует тематическому планированию «Народные промыслы» (5 ч).
Этот урок проводится после того, как учащиеся уже знакомы с хохломской росписью, особенностями городецкой росписи и дымковской игрушки. Цель урока – изготовить аппликацию матрёшки из разных материалов. Но прежде чем изготовить аппликацию, учащиеся знакомятся с историей матрёшки, разными способами росписи. Для того, чтобы учебная информация была привлекательна, используется компьютерная презентация.
Выполняя данную работу, учащиеся разрабатывают мелкую моторику рук, творческие способности, художественный и эстетический вкус, логическое и образное мышление, воспитывает аккуратность. Дети учатся определять поэтапное выполнение и работать по составленному плану.
Результат урока- индивидуальная матрёшка у каждого учащегося.
Ход урока.
1.Организационный момент. Психологический настрой на урок. (1 мин) СЛАЙД 1
Добрый день, дети –
Лучшие на свете!
Прозвенел для вас звонок,
Начинать пора урок.
Проверка готовности учащихся к уроку.
— Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку? Показываем мне: учебник, рабочая тетрадь, папка по технологии.
2. Актуализация знаний. (2 мин)
— Посмотрите на экран и скажите, что вы видите? ( изделия различных промыслов).
СЛАЙД 2
— Назовите номер, под которым расположена дымковская игрушка. Как вы это определили? (белый фон, на который нанесён яркий геометрический узор)
— Назовите номера хохломских изделий? Как вы определили?
(по растительному орнаменту, в котором использованы золотой. Красный, чёрный и зелёный цвета)
— Остальные номера изделий к какому промыслу относятся? По чему вы определили?
(мастера изображали весёлые сценки из жизни и украшали их яркими цветочными узорами из крупных роз)
3. Самоопределение к деятельности. (1 мин)
-А сейчас отгадайте загадку и вы узнаете название изделия, которое будем выполнять на уроке.
Первая сестра — большая,
В ней прячется сестра вторая,
Сломаешь, третью ты найдешь,
И так до маленькой дойдешь.
В самой серединке — крошка,
Игрушку ту зовут… (матрешка)
СЛАЙД 3
а) Беседа. (1 мин)
-Сегодня на урок к нам пришла настоящая красавица, куколка с секретом – матрёшка.
— Кто знает, в чём секрет этой игрушки?
(это кукла, в которую вставляются такие же куклы
меньшего размера)
СЛАЙД 4
-Ребята, а вы знаете, кто сделал матрёшку, и откуда она взялась на Руси?
(ответы детей).
б) Выступление девочек. (2 мин)
— Давайте послушаем наших девочек.
(Девочки в платках встают по росту)
1девочка.
-В 90-х годах ХIХ века в Москву в игрушечную мастерскую Мамонтова привезли из Японии фигурку лысого добродушного старика.
СЛАЙД 5
Изображала она Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукуруму раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эти фигурки понравились и взрослым, и детям. Они стали прообразом наших матрёшек.
2 девочка.
Первая русская матрёшка была выточена токарем В.Звёздочкиным и расписана по эскизам художника С.Малютина. Матрёшка была
СЛАЙД 6
восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.
3 девочка.
Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна.
СЛАЙД 7
4 девочка.
Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Имя Матрёна в переводе с латинского означает «знатная женщина». Глядя на матрешку, действительно возникает образ добротной знатной особы.
5 девочка.
Матрёшка завоевала любовь и признание. Русская матрёшка стала поистине «русской девочкой», символом всего русского и самой России.
(учитель показывает большую матрёшку и выставляет её на стол)
-Существуют разные способы росписи матрёшек. Посмотрите на экран.
СЛАЙД 8
в) Работа в парах. (2 мин)
— Ребята, а вы можете догадаться, как изготавливали матрёшку?
-У вас на партах лежит листочек с этапами изготовления матрёшки, поставьте порядок действий цифрами.
- Лакировка
Выбор дерева
Подготовка формы для росписи
Вытачивание формы на станке
-Давайте проверим процесс изготовления матрёшки. (СD фрагмент 4)
— Скажите, чтобы изделие получилось правильным и красивым, что нужно делать?
(Нужно все действия выполнять в определённой последовательности и аккуратно).
г) Работа по учебнику. (2 мин)
-Давайте теперь познакомимся с профессиями людей, которые создают такую красоту. Откройте учебник на с.32. (ученик читает вслух)
— Как мы уже говорили матрёшку делают из дерева, но мы с вами будем её делать другим способом.
5. Физкульминутка. (1 мин)
Мы весёлые Матрёшки –
(руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
На ногах у нас сапожки –
(поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
В сарафанах наших пёстрых –
(имитация держания за подол сарафана)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
Мы похожи, словно сёстры –
(держаться за воображаемые концы платочка и приседают)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
6. Продолжение работы по теме урока.
а) Анализ готового изделия. (2 мин)
-Посмотрите на изделие (учитель показывает готовый образец).
-В какой технике выполнена поделка? (аппликация)
-А что такое аппликация? (изобразительная техника, основана на приклеивании деталей на поверхность).
-Какой материал будем использовать для основы матрёшки?
-Приготовьте картон и ткань.
б) Составление алгоритма практической работы. (2 мин)
— Давайте составим план наших действий.
(Дети планируют свою работу)
-Хорошо. Молодцы!
(после этого на СD открывается «План работы».)
ПРИЛОЖЕНИЕ
в) Правила техники безопасности на уроках технологии. (2 мин)
-Прежде, чем приступить к работе давайте, повторим правила рабочего человека. Я начинаю, а вы продолжаете.
1. Работу начинай только с разрешения учителя.
2.Прежде, чем начать работу, правильно приготовь рабочее место.
3.При работе держи инструменты правильно. Экономь материалы.
4.Содержи рабочее место в чистоте и порядке.
5. Во время работы не отвлекайся на разговоры, будь внимательным.
— Какие инструменты будем использовать сегодня на уроке? (ножницы)
— Приготовьте.
-Повторим ТБ при работе с ножницами. Первый ряд по цепочки.
Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
Перед работой проверь исправность инструментов. Не работай ножницами с ослабленным креплением. Работай только с исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Работай ножницами только на своём рабочем месте.
Следи за движениями лезвий во время работы.
Ножницы клади кольцами к себе. Подавай ножницы кольцами вперёд.
Не оставляй ножницы открытыми. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
Используй ножницы по назначению.
-А с помощью чего вы будете скреплять детали матрёшки? (с помощью клея)
— Приготовьте.
-Повторим ТБ при работе с клеем. Девочки 2 ряда.
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
г) Физкультминутка. Гимнастика для пальчиков. (1 мин)
-А сейчас давайте разомнём наши пальчики перед работой.
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.
(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)
— Хорошо. Молодцы.
д) Творческая работа. (15 мин)
-Откройте рабочие тетради с печатной основой и найдите шаблон матрёшки. -Откройте учебник на с.31, данная схема будет служить опорой выполнения вашей работы.
-А сейчас вы можете приступить к самостоятельной работе по изготовлению аппликации.
(Негромко звучит аудиозапись «Кукла Матрёшка». Учитель оказывает индивидуальную помощь детям.)
7. Рефлексия. (1 мин)
-Что было трудным при выполнении изделия?
8. Выставка работ. Оценка работ. (3 мин)
-Сейчас каждый покажет свою работу.
Оценка своего изделия:
над поделкой надо ещё потрудиться;
поделка сделана хорошо;
поделка сделана отлично
(Дети оценивают работу товарищей)
9. Подведение итогов урока. (2 мин)
-Где можно использовать данную аппликацию? (подарок родным или как панно).
Рекомендации для работы дома.
-Найти информацию о разных способах росписи матрёшек.
Уборка рабочего места.
Литература.
Технология. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова – М.: Просвещение, 2012 г.
Технология. 2 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Шипилова. — М.: Просвещение, 2012 г.
Поурочные разработки по технологии 2 класс. Т.Н. Максимова. -М.: ВАКО, 2016 г.
Рабочие программы. Технология. Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. – М.: Просвещение, 2012 г.
Интернет – ресурсы:
http://fb.ru/article/251709/zagadki-pro-matreshku-dlya-detey;
http://ped-kopilka.ru/blogs/galina-vasilevna-egorova/istorija-proishozhdenija-matreshki.html
https://yandex.ru/images/search?text=особенности%20росписи%20матрёшек&noreask
Приложение
infourok.ru
1. | Организационный момент | 1 мин | -Здравствуйте, ребята! Садитесь. -Давайте проверим готовность к занятию. — Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось удачным? (хорошее) — Желаю вам сохранить хорошее настроение в течение всего занятия. -Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должны лежать: цветной картон, ножницы, клей, линейка, шаблоны, ткань. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к занятию. | Р: Умение настроиться на работу | 2. | Актуализация знаний | 3 мин | На прошлых уроках мы с вами познакомились с разными видами народных промыслов. Перечислите их. 1. Какие цвета использует мастер для росписи хохломской посуды? ( черный жёлтый, красный, зелёный) 2. Что чаще всего изображали городецкие мастера на своих работах? (весёлые сцены из жизни людей, сюжетные картины) 3. Из какого материала изготавливают дымковскую игрушку? ( из красной глины) 4. Чем дымковская игрушка отличается от других? ( белый фон игрушки) | Перечисляют виды народных промыслов -усвоение новых понятий -ответы на вопросы в беседе | 3. | Самоопределение к деятельности | 1 мин | Сегодня к нам на урок пришла настоящая русская красавица-куколка с секретом. Отгадайте загадку и узнаете, что мы будем делать на уроке. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть Может пять, а может шесть, Зарумянилась немножко Наша русская …(матрёшка). У кого дома есть такая игрушка? | Отгадывают загадку. Отвечают на вопрос. | 5. | Объяснение нового материала: анализ образца | 5 мин | 1. Вводная беседа Скажите, а история возникновения матрёшки вам известна. Об этом нам расскажут наши друзья — Аня и Ваня. Просмотр видео — Скажите, из какого материала делают матрешек? (Из дерева.) 2. Работа по учебнику. Кто этим занимается? (Этим занимаются резчики по дереву – мастера по художественной резьбе по дереву. Делали они и матрешек. ) Показ деревянной игрушки-матрёшки. — Ребята, а как изготавливают эту игрушку? Вы знаете? А хотите узнать? Работа в парах. Вспомним правила работы. Вы должны восстановить последовательность изготовления матрёшки 1. Выбор дерева. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. Оно должно быть ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть 2. Вытачивание формы на токарном станке. Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. т.д 3. Подготовка формы под роспись. Форму шкурят и грунтуют 4. Роспись. Каждой матрешке роспись придает индивидуальный характер. Сначала карандашом наносят основу рисунка. Иногда рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Затем намечают контуры. И уж затем матрешку расписывают, используя гуашь, акварель или акрил. 5. Лакировка. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость. (Проверьте свою работу по эталону, который у вас на партах) Как мы уже говорили, матрешку делают из дерева. Но мы с вами будем делать сувенир необычным способом. Посмотрите на готовое изделие. Какой материал использован для его изготовления? — Какие виды ткани вы знаете? ( шелк, ситец, драп, шерсть и т.д) — Как называется прием работы над поделкой? (аппликация) — Что такое аппликация? (изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей из бумаги, из природных материалов из ткани) — Какова главная цель нашего урока? | Чтение текста в учебнике на стр. 30-32 Высказывают своё мнение. Перечисляют правила работы в паре Выполняют задание в паре Проверяют выполненную работу по эталону Перечисляют материал, из которого сделана матрёшка. Называют изобразительную технику, путем наклеивания различных материалов на картон Изготовить аппликацию матрёшки | Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П: Принимать и сохранять учебные задачи, Р:Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | 6. | Планирование предстоящей деятельности | 5 мин | — Что нужно для изделия? Из каких ещё материалов можно сделать эту аппликацию? — Чему должны научиться? — Для чего мы делаем поделку? (ответы учеников) Давайте повторим технику безопасности работы с ножницами и клеем Вспомним, как правильно выкраивать изделия из ткани. Инструкционная карта: 1. Из картона сделать заготовку матрёшки 2. Из кусочков ткани выкроить косынку. 3.Сборка и оформление 1. Приклеить платье, косынку. 2. Приклеить шаблон личика, раскрасить детали цветными карандашами. | Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы. -повторение техники безопасности по работе с инструментами Краткое формулирование этапов практической работы | Л: участвовать в творческом, созидательном процессе П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность | 8. | Самостоятельная работа | 25 мин | -Выполняйте работу, самостоятельно пользуясь инструкционной картой. | -подготовка рабочего места к работе -самостоятельно изготовить изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление) -взаимопомощь | П:преобразование учебного материала, действия Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | 9. | Итог урока. Рефлексия. | 2 мин | -Вы потрудились на славу. Давайте мы сделаем выставку с вашими работами — Чем мы занимались сегодня на уроке? — Что вам понравилось на уроке? — Где вы в жизни можете применить полученные знания? | -самоанализ -взаимоанализ -самооценка -взаимооценка -ответы на вопросы для закрепления материала -анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей | К: допускать возможность различных точек зрения П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы Л: Участие в подведении итогов урока Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности |
multiurok.ru
История Матрешки — Технология — 2 класс
Мы – весёлые сестрицы! Мы – матрешки-озорницы! Раз, два, три, четыре , пять – Любим в прятки мы играть!
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница.
История матрешки
Матрёшка — это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
Как появилась Матрёшка?
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии японского мудреца Фукурума — лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Первая русская матрёшка, расписанная художником Сергеем Малютиным
Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Обычно в матрёшек помещали по 10 дочек. Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрёшек. Мастера из разных городов России умудряются вытачивать до 50 деток каждой расписной красавице.
Как рождается матрёшка
Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.
Древесина выдерживается два — три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.
Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.
Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше …
Когда тело матрешки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придает каждой матрешке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка.
Порой рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Потом намечаются контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил.
Продолжение путешествия следует…
Первые матрешки покрывали воском, а лаком их стали покрывать тогда, когда они стали детской игрушкой. Лак предохранял краску, не давал им так быстро портиться, обкалываться, сохранял дольше цвет. Самое интересное, что в первых матрешках было выжигание контуров лица и костюма. И даже если краска облезала, то, что сделано выжиганием, оставалось надолго.
Русская матрешка стала модным сувениром. Красиво расписанные и дорогие матрешки продаются иностранцам как своеобразный символ России, как типичный русский сувенир. Матрешка – не только украшение или сувенир, но что она – прежде всего игрушка для детей.
Материалы и инструменты:
-цветная бумага
-ножницы -клей-карандаш -карандаш простой, ластик -цветные карандаши,
фломастеры
Готовим 4 круга разных цветов: 2 красных,
1 желтый, 1 синий.
Для сарафана разместить красный и синий круги, как на фото.
Склеить их в конусы.
Для рук взять следующий круг красного цвета и разделить его на 4 части.
Из 2 частей склеить конусы для рукавов.
Из желтого круга вырезать и склеить деталь для платка.
Нарисовать лицо Матрешки и наклеить на платок.
Затем дорисовываем узелок.
Из белой бумаги изготовить передник, раскрасив его по своему усмотрению.
Собираем Матрешку: синий конус наклеить на красный.
Приклеить голову, руки и передник.
И наша Матрешка готова!!!
multiurok.ru
Сувенир «Матрёшка!
Мастер-класс «Сувенир «Матрёшка!»
Автор: Бурцева А.А.,учитель начальных классов
МБОУ ООШ г. Кирсанова
Тамбовская область
Шаг 1.
Подготовим рабочее место. Нам потребуется: картон, клей ПВА, кисточка для клея, простой карандаш, цветные карандаши, ножницы, английские булавочки, кусочек мыла, тряпочка, подложка для работы, ткань(2), альбомный лист.
Шаг 2.
Если есть готовые шаблоны матрёшки, вырезаем шаблон. Если нет, то можно нарисовать шаблон матрёшки произвольной формы. Вырезаем шаблон матрёшки.
Шаг 3.
Переведём шаблон матрёшки на картон. Вырежем заготовку.
Шаг 4.
Переведём шаблон матрёшки на ткань. Положим ткань лицевой стороной вниз, шаблон закрепим булавками на ткани. Помните, что булавки нужно закреплять в направлении от себя! С помощью кусочка мыла (портновского мелка, простого карандаша) переведём шаблон на ткань.
Шаг 5.
Вырежем из шаблона косынку матрёшки. Переведём её на другую ткань. Вырежем.
Шаг 6.
Заготовим лицо. Для этого вырежем из косынки нужную деталь и переведём её на белый картон или альбомный лист. Вырезаем и рисуем лицо матрёшки.
Шаг 7. Приклеиваем все заготовки из ткани к основе из картона.
Шаг 8. Оформим костюм матрёшки цветами, вырезанными из ткани.
Шаг 9. Приклеиваем заготовку лица матрёшки.
Вот мы и изготовили матрёшку! Такой необычный сувенир будет приятно получить в подарок!
www.uchportfolio.ru
Технология Труды 2 класс Рабочая тетрадь Роговцева Богданова Шипилова
Технология Труды 2 класс Рабочая тетрадь Роговцева Богданова Шипилова — 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
Российская академия наук Российская академия образования Издательство «Просвещение» п п к и в Н.и.РОГОВЦЕВА Н.в.БОГДАНОВА Н.В.ШИПИЛОВА р^1кН011|^ГиЯ Рабочая тетрадь 7^- i ‘ ■ ‘ ‘• «ч ПРОСВЕЩЕНИЕ Ur~ ИЗДАТЕЛЬСТВО • 1— i ^ УДК 373.167.1:62 ББК 30.6я72 Р59 0+ Серия «Академический школьный учебник» основана в 2005 году Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» — российской школе» Руководители проекта: вице-президент РАН, акад. В. В. Козлов, президент РАО акад. Н. Д. Никандров, чл.-корр. РАО, д-р пед. наук А. М. Кондаков Научные редакторы серии: акад. РАО, д-р пед. наук А. А. Кузнецов, акад. РАО, д-р пед. наук М. В. Рыжаков, д-р экон. наук С. В. Сидоренко Серия «Перспектива» основана в 2006 году Тетрадь содержит интегративный методический инструмент овладения универсальными учебными действиями — технологические карты, а также задания, предназначенные для закрепления практических навыков, полученных школьниками на уроках технологии. Тетрадь дополнена приложением с шаблонами, необходимыми для изготовления изделий. Тематически и структурно материал тетради соответствует содержанию учебника. ISBN 978-5-09-032615-5 © Издательство «Просвещение», 2011 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2013 Все права защищены Содержание Выращивание лука…………………….. 5 Корзина с цветами……………………. 5 Семейка грибов на полянке…………….. 5 Съедобные и несъедобные грибы…………. 6 Плоды лесные и садовые……………….. 8 Городецкая роспись………………….. 10 Матрёшка…………………………… 10 Народные промыслы…………………… 10 Домашние животные и птицы……………. 12 Лошадка……………………………. 14 Курочка из крупы……………………. 15 Петушок……………………………. 16 Проект «Деревенский двор»……………. 16 Новогодняя маска……………………. 18 Ёлочные игрушки из яиц………………. 18 Изба………………………………. 19 Строительство………………………. 19 Крепость…………………………… 19 Композиция из кружочков……………… 20 Домовой……………………………. 21 Наш дом……………………………. 21 Проект «Убранство избы»……..,…….. 22 Коврик…………………………….. 23 Стол и скамья……../……………… 23 Русская красавица…………………… 24 Костюмы для Ани и Вани………………. 25 Кошелёк……………………………. 26 Салфетка…………………………… 26 Золотая рыбка………………………. 27 Проект «Аквариум»…………………… 28 Русалка……………………………. 29 Ветряная мельница…………………… 29 Флюгер…………………………….. 30 Поиск информации в Интернете………… .31 Условные обозначения на шаблонах На шаблонах тебе могут встретиться следующие условные обозначения: X — линия разреза — линия сгиба — место нанесения клея — место крепления деталей — место отверстия, через которое продевается нитка Выращивание лука Заполни таблицу. Стадии работы и наблюдения Дата Посадка лука Появление первого проростка Перья достигли длины 10 см Посчитай и запиши • через сколько дней после посадки появился первы1^ проросток: ______________________ • через сколько дней после посадки длина перьев достигла 10 см: ____ .____________ Корзина с цветами Вырежи шаблоны из приложения. Семейка грибов на полянке Вырежи шаблоны из приложения. w % О Съедобные и несъедобные грибы Представь себе, что ты пришёл в лес, где растёт много грибов. Подпиши названия грибов под рисунками. о МП • •• Расскажи, чем отличаются съедобные грибы от несъедобных. Собери с помощью стрелок съедобные грибы в корзинку, остальные оставь расти в лесу. * . .A J Плоды лесные и садовые Внимательно рассмотри рисунки. Назови, какие плоды люди собирают в лесу, а какие — выращивают в своём саду. Раскрась нужным цветом квадратики рядом с рисунками. ЛЕСНОЙ ПЛОД САДОВЫЙ ПЛОД □ ^ ч о • Есть ли среди этих плодов такие, которые могут расти и в лесу, и в саду? Раскрась нужным цветом квадратики рядом с рисунками. ЛЕСНОЙ ПЛОД □ САДОВЫЙ ПЛОД □ г, • «L Городецкая роспись Вырежи шаблоны из приложения, Матрёшка Вырежи шаблон из приложения. Народные промыслы Выбери правильные утверждения и обведи соот-ветствую1цую цифру кружком. 1. Хохломской росписью украшают мягкие игрушки. 2. Основной цвет фона в хохломской росписи — чёрный. 3. Городецкой росписью украшают прялки, лубя- ные лукошки, солонки, детские стульчики. 4. Основной цвет фона в городецкой роспи- си — красный. 5. Гончары Дымковской слободы лепят из красной глины посуду и дудочки-свистульки для детишек. 6. Основной цвет фона дымковской игрушки — белый. Раскрась самостоятельно предметы народных промыслов. Домашние животные и птицы Отгадай загадки на тему «Домашние животные». Найди отгадки среди рисунков. Стоит копна Посреди двора; Спереди вилы, Сзади метла. У одной матери Двадцать деток. Все детки — Однолетки. Не пахарь, не столяр, Не кузнец, не плотник, А первый на селе работник. С бородой, как мужик, С рогами, как бык, С пухом, как птица, ^Только волка боится. Красные лапки, Щиплет за пятки. Беги без оглядки. Не царь, А в короне. Не всадник, А со шпорами, Не сторож, А всех будит. Спереди пятачок. Сзади крючок. Посередине спинка, А на ней ш,етинка. По горам. По долам Ходят шуба Да кафтан. ж щ- tv b-^r- ■ •■vf-. . «* • ‘ ‘ I % .-•WW, ‘ Лошадка Заполни таблицу — технологическую карту. Это поможет тебе изготовить данное изделие. Технологическая карта Название изделия Материалы Инструменты Техника выполнения Методы разметки Способы украшения |) Грызть дрова — простое дело! Я опилочек поела, Сок древесный попила! Кто такая я? (в1/ии) У конька-горбунка Деревянные бока. У него из-под копыт Стружка белая летит. (xoHBgAd) /О. Чичев Крепость Вырежи шаблон из приложения. С» Композиция из кружочков Выполни композицию из кружочков с помощью циркуля. Радиус окружности указан около центра каждого кружочка. R = 1 см R = 1 см R = 1 см R = 1 см R = 1 см R = 1 см R = 3 см ей) R = 1 см Домовой Вырежи шаблоны из приложения. Наш дом Ответь на вопросы юного технолога. 1. Люди каких профессий строят дома? 2. Какие машины облегчают труд людей при строительстве? 3. Какие инструменты используют люди при строительстве? ___________________________________ (ё Проект ссУбранство избы» Ответь на вопросы юного технолога. 1. Что я буду делать? _____ 2. Какие материалы и инструменты понадобятся мне для работы? 3. Как я буду выполнять работу? Какими способами? 4. Что сделаю сначала, что — потом? _____________ 5. Для чего я буду мастерить эти изделия? 6. Каков итог моей работы? % . «Ж. .-•..-с..•-tip?:,,, -«• .S— 4 Русская красавица Заполни таблицу — технологическую карту. Это поможет тебе изготовить данное изделие. Технологическая карта Название изделия Материалы Инструменты Техника выполнения Методы разметки Способы украшения (й) Вырежи шаблоны из приложения. *3^r-3Sg.»^v-’ # Костюмы для Ани и Вани Заполни таблицу — технологическую карту. Это поможет тебе изготовить данное изделие. Технологическая карта Название изделия Материалы Инструменты i Техника выполнения Методы разметки С
uchebnik-skachatj-besplatno.com
История Матрешки — Технология — 2 класс
Мы – весёлые сестрицы! Мы – матрешки-озорницы! Раз, два, три, четыре , пять – Любим в прятки мы играть!
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница.
История матрешки
Матрёшка — это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
Как появилась Матрёшка?
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии японского мудреца Фукурума — лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Первая русская матрёшка, расписанная художником Сергеем Малютиным
Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Обычно в матрёшек помещали по 10 дочек. Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрёшек. Мастера из разных городов России умудряются вытачивать до 50 деток каждой расписной красавице.
Как рождается матрёшка
Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.
Древесина выдерживается два — три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.
Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.
Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше …
Когда тело матрешки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придает каждой матрешке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка.
Порой рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Потом намечаются контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил.
Продолжение путешествия следует…
Первые матрешки покрывали воском, а лаком их стали покрывать тогда, когда они стали детской игрушкой. Лак предохранял краску, не давал им так быстро портиться, обкалываться, сохранял дольше цвет. Самое интересное, что в первых матрешках было выжигание контуров лица и костюма. И даже если краска облезала, то, что сделано выжиганием, оставалось надолго.
Русская матрешка стала модным сувениром. Красиво расписанные и дорогие матрешки продаются иностранцам как своеобразный символ России, как типичный русский сувенир. Матрешка – не только украшение или сувенир, но что она – прежде всего игрушка для детей.
Материалы и инструменты:
-цветная бумага
-ножницы -клей-карандаш -карандаш простой, ластик -цветные карандаши,
фломастеры
Готовим 4 круга разных цветов: 2 красных,
1 желтый, 1 синий.
Для сарафана разместить красный и синий круги, как на фото.
Склеить их в конусы.
Для рук взять следующий круг красного цвета и разделить его на 4 части.
Из 2 частей склеить конусы для рукавов.
Из желтого круга вырезать и склеить деталь для платка.
Нарисовать лицо Матрешки и наклеить на платок.
Затем дорисовываем узелок.
Из белой бумаги изготовить передник, раскрасив его по своему усмотрению.
Собираем Матрешку: синий конус наклеить на красный.
Приклеить голову, руки и передник.
И наша Матрешка готова!!!
multiurok.ru
Урок технологии во 2-м классе «Наши русские матрешки»
Разделы: Начальная школа
Комплект учебников “Школа России”.
Авторы-составители: Андреева Марина Анатольевна, Борзова Елена Сергеевна.
Идея проведения утренника возникла на уроке технологии во время знакомства с Полхов-Майдановской игрушкой, рисованием линейного орнамента.
Тема проекта: “Наши русские матрёшки”.
Характеристика проекта.
По содержанию: межпредметный.
По уровню усвоения учебного материала: текущий.
По формам организации: групповой.
По срокам выполнения: долгосрочный.
Цели:
- познакомить с особенностями народного декоративно-прикладного искусства Полхов-Майдана (материал, форма, цвет, узор), углубить представления о связи орнаментальной композиции с природой;
- познакомить с произведениями народного искусства;
- освоить простейшие элементы полхов-майдановской росписи;
- научить расписывать силуэты матрёшек;
- развивать восприятие, воображение и эмоционально-волевую сферу.
- формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.
- учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником; воспитывать положительные качества личности учеников; активности, аккуратности, умению преодолевать трудности.
Оборудование: изделия народного декоративно-прикладного искусства, фотографии, репродукции, методические таблицы, закладки, открытки.
Ход урока-проекта
Вступительное слово учителя:
— Дорогие ребята!
В нашей жизни бывают дни, когда хочется делать приятное людям, поднимать им настроение, приносить радость, просто дарить подарки. А если подарок сделан своими руками, да на высоком профессиональном уровне, то это вызывает всеобщий восторг и уважение к мастеру, изготовившему сие чудо. Когда видишь в витринах магазинов, на выставках красивые платочки с вышитыми краями, или изящные вязаные кофточки, или загадочные глиняные игрушки и многое другое, то невольно поражаешься трудолюбию, изобретательности, таланту людей. А ведь всему этому можно научиться.
Вот уже к концу подходит учебный год, и многие из вас уже попробовали свои силы в изготовлении поздравительных открыток, поделок из бумаги и картона. Существует много секретов, выработанных в различных народных промыслах, искусством которых можно овладеть. И как здорово, если бы у нас в школе появилась творческая мастерская, в которой можно было бы научиться полезному занятию и своими руками творить шедевры, удивлять и радовать работой себя и других.
Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка – выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности | 1. Учащиеся уточняют информацию,
обсуждают и отвечают на вопросы. 2. Вносят свои варианты и предложения по выполнению задания. |
1. Беседа учителя в диалоговой форме с
детьми об игрушках наших бабушек и дедушек, об
игрушках знаменитых мастеров С. Малютина, В.
Звёздочкина, которые стали известны на весь мир и
назывались матрёшками. (См.
приложение). 2. Показывает книгу Шпикалова Т.Я. “Народное искусство на уроках декоративного рисования. 3. Вызывает интерес к теме утренника. |
Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы | Вырабатывают план действий: 1. На уроках труда изготовить куклу-матрёшку из папье-маше и нанести на неё роспись по мотивам народных орнаментов. 2. На уроках литературного чтения подготовить потешки , стихи, загадки, пословицы, заклички. 3. На уроках музыки дети учат частушки, знакомятся с народными песнями. |
1. Учитель наблюдает помогает подобрать
нужный материал. 2. Рекомендует нужную литературу. Изготовляет памятки для осуществления проекта. (См. приложение). Рекомендует посетить школьную библиотеку, взять дополнительную литературу. Подготавливает материал для утренника. (См. приложение). |
Принятие решения — сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности | В каждой группе учащиеся : а) распределяют обязанности; б) работают с информацией, дополнительной литературой; систематизируют полученные данные; в) выполняют групповое оформление проекта (собирают материал к сценарию). |
Наблюдает консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
Выполнение — выполнение проекта | 1. На уроках труда делают куклу-матрёшку
из папье-маше. 2. На уроках литературного чтения читают произведения из раздела “Устное народное творчество” . 3. На уроке русского языка составляют предложения о народных промыслах. 4. На уроках музыки разучивают частушки. |
1. Наблюдает за работой учащихся. 2. Показывает, предлагает свои варианты. 3. Активизирует словарный запас. 4. Объясняет, как эстетично и правильно оформить проекты. 5.Помогает в оформлении выставки, привлекает к работе родителей. |
Оценка результатов — оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков | Учащиеся обсуждают выполнение проекта, анализируют причины ошибок, делают выводы. | Участвует в оценке результатов, вносит поправки, замечания. |
Презентация — защита проекта | Каждая группа проводит презентацию
своего проекта (альбом, доклад, макет, выставка): Коллективно защищают свой проект, отвечают на вопросы, делают фотографии для классного альбома, читают стихи, поют песни и частушки, рассказывают об истории русской матрёшки |
Участвует в коллективной защите проекта и их оценке, даёт возможность родителям, присутствующим на уроке, также оценить проекты своих детей. |
21.01.2008
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai