Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Разделы: Работа с дошкольниками
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе - создание прочного фундамента здоровья.
Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди»), даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Первое, с чем я столкнулась — это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Одним из путей решения этой проблемы в нашем ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Поэтому я решила использовать технологию “СА-ФИ-ДАНСЕ”. Наряду с этой программой используется авторская технология Ж.Е. Фирилевой “СА-ФИ-ДАНСЕ” по танцевально-игровой гимнастике. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Основной целью технологии является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Обучение по этой программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей и детском саду. С учетом этого была разработана модель организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
При разработке данной модели и ее реализации были выбраны современные методические походы к проблемам образования детей дошкольного возраста. В этом числе, использовали методические рекомендации регионального направления, разработанные зав. кафедрой педагогики и психологии здоровья СКИПКРО Т.Г. Олешкевич в 2001 году. Для систематизации образовательной работы была принята программа образовательного учреждения по формированию представления и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.
Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, я поняла, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности — это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.
Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?
И я нашла выход, соединив положительные качества традиционной программы и внедрение технологий Ж.Е. Фирилёвой “СА-фи-дансе”. С этой целью была разработана система использования технологии “СА-фи-дансе” на занятиях по физической культуре. Эта система основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как:
- Танцевально-ритмическая гимнастика.
Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.
Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
- Игрогимнастика.
Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.
Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).
Нетрадиционные виды упражнений:
- Игровой самомассаж.
Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
- Пальчиковая гимнастика.
Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.
- Музыкально-подвижные игры.
Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.
- Креативная гимнастика.
Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.
- Игропластика.
Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.
Вышеперечисленные формы использую на занятиях следующим образом.
Очень важно в вводной части физкультурного занятия не только разогреть мышцы и суставы, но и “настроить” чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию при помощи “эмоциональной разминки”. Проводя “эмоциональную разминку”, моя задача - научить своих воспитанников “вслушиваться” в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. В этом помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души (например, “Грустный и веселый”, “Гномы и великаны”, “Холодно – жарко” и т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела. В зависимости от того, в каких формах проявляются движения - пластически-округлые, плавные или, наоборот, резкие, угловатые, прямолинейные, можно судить о состоянии души. Поэтому на физкультурных занятиях, проводимых под музыкальное сопровождение, использую красочные рисунки, световые и цветовые эффекты, подчеркивающие сущность выполняемых упражнений и вызывающие эмоциональный подъем. Все это помогает гармоническому развитию личности.
На занятиях воспитывается чувство коллективизма, интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой, осмысленной моторики. С этой целью предлагаю детям специальные игровые задания, выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения с данным предметом. Для этого дети придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря. Например, если этим предметом является мяч, то они придумывают новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые контуры, раскручивать его на полу, словно волчок, или пронести его на голове вместо шляпы.
Другую группу аналогичных заданий составляет придумывание названий выполняемых движений (“корова”, “улитка”, “силачи”). В игре ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение. Чтобы поднять настроение, использую упражнение, которое называется “Салют”. Дети принимают свободную позу, закрывают глаза и вспоминают, как впервые с радостным чувством нетерпеливо ожидали прекрасное зрелище — праздничный салют. Произносится: “Огонь”. После чего дети вскидывают руки вверх, подпрыгивая, кричат: “Ура”, вкладывая в этот крик радость и ликование.
В заключительной части занятия для восстановления организма провожу настройку (психогимнастика, релаксация). Это формирует у детей чувство удовлетворения от проведенного занятия, создает положительный эмоциональный настрой на качественное выполнение предстоящей деятельности.
Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями.
Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе занятий физической культурой, мы пришли к выводу, что
1. У детей повышается интерес к таким занятиям.
2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;
3.Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
4.Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
5.Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
6.Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
См. приложение 1.
См.приложение 2.
См. фото (пирложение 3).
3.07.2012
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ
Использование современных образовательных технологий в профессиональной деятельности инструктора по физической культуре.
Педагогическая технология — это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения
прогнозируемого результата.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не
желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.
Как же поправить ситуацию?
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений,
совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический
процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю
необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие
изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость использования в работе спектра инновационных образовательных технологий. В своей профессиональной деятельности я использую следующие
технологии:
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Игровые технологии в ДОУ;
- Технология проектной деятельности (Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина).
antoshkina-ev.jimdo.com
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
ЧЕРНОВА Яна Юрьевна,
инструктор по физической культуре,
МБДОУ «Детский сад №17 «Золотая рыбка»,
г. Салехард, Россия
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной, сохранением и укреплением здоровья ребенка является ведущим во всех программах обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет содержание образовательной области «Физическое развитие» направленной на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. В то же время специфика климата района Крайнего Севера (продолжительная суровая зима, пониженное содержание кислорода, резкие перепады температур, атмосферного давления и др.) значительно ограничивают выбор способов и форм занятий физическими упражнениями.
Проблемы поиска инновационных подходов, эффективных здоровье сберегающих технологий ориентированных на достижение оптимальных результатов снижения заболеваемости и укрепления здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) привели к необходимости разработки оздоровительной программы, выработки собственной модели оздоровительной деятельности, которая способна решать задачи, обозначенные ФГОС ДО.
Основной формой физкультурно-оздоровительной работы в детском саду является непосредственной образовательной деятельностью (НОД) по физической культуре, которые проводятся ежедневно: три занятия в спортивном зале и два на свежем воздухе (по погодным условиям). Основные варианты физкультурных занятий: традиционные, игровые занятия, построенные на основе подвижных игр и эстафет, занятия-тренировки (круговая тренировка), сюжетно-игровые, контрольные занятия. Физкультурные занятия решают целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач посредством использования основных движений, общеразвивающих упражнений, подвижных игр, спортивных упражнений, игр с элементами спорта.
На занятиях, проходящих в спортивном зале, дети с удовольствием занимаются босиком, в облегченной форме одежды – это эффективное закаливающее и оздоровительное средство. В каждое занятие обязательно включаются упражнения на формирование свода стопы и правильной осанки.
На каждом физкультурном занятии используется музыкальное сопровождение. Использование музыки в физкультурной деятельности делает ее увлекательной и эффективной, играет большую роль в раскрепощении детей – исчезает скованность движений. Музыка поднимает настроение, организует движения детей и облегчает в ряде случаев их усвоение, способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности, создает условия для возникновения эмоционально-положительного настроя.
Физкультурное оборудование «Аконит» позволяет проводить занятия более интересно, открывает простор для творчества педагога и детей. Цветные, удобные, легкие модули, разнообразные мячи, кольца и др. очень нравятся детям, побуждают к движению, стимулируют детей к выполнению задания красиво, старательно. Мягкие модули используются для построения полосы препятствий. Дети с удовольствием помогают выстраивать полосу и убирать оборудование на место, что раскрепощает детей, помогает ориентироваться в пространстве. Мягкая опора модулей позволяет усложнить некоторые движения (подскоки, упражнения в равновесии).
Дети охотно выполняют упражнения на больших гимнастических мячах-фитболах. Фитбол-гимнастика способствует укреплению мышечного корсета, выработке и поддержанию правильной осанки, формирует общую выносливость, повышает эмоциональный тонус. Такая форма организации НОД нацелена на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, формирует потребность в движениях. Упражнения на гимнастических мячах используются и во время утренней гимнастики.
Еженедельно, со старшего возраста, проводятся занятия, построенные на основе эстафет. Участие детей в эстафетах способствует воспитанию самостоятельности, инициативности в выполнении заданий, стремления добиться лучших результатов; помогают ребенку почувствовать плечо товарища, поддержку команды, свою ответственность за результат, являются хорошим стимулом для проявления эмоциональных и нравственных качеств.
Одним из средств, положительно влияющим на динамику всестороннего развития ребенка, является подвижная игра. Игра должна не только давать положительный эмоциональный заряд, развивать физические качества ребенка, но и стимулировать его умственную активность. В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение – основа творческой, осмысленной моторики. Детям очень нравится принимать участие в творческом процессе: придумывать новые игры, изменять, усложнять правила знакомых игр, самостоятельно выбирать способ выполнения действий.
Элементы спортивных игр включаются в НОД по физической культуре, проводятся на прогулках. Каждому ребенку предоставляется возможность испытать себя в роли лидера. Создание ситуации успеха, включение ребенка в коллективную деятельность, в процессе которой формируется положительная самооценка, нормализуют межличностные взаимоотношения и коммуникативные свойства ребенка.
В заключительной части физкультурного занятия используются упражнения на расслабление с элементами психогимнастики, упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж.
Динамические паузы применяются воспитателями в ходе непосредственно образовательной деятельности по мере утомляемости детей, начиная со второй младшей группы. Комплексы физкультминуток включают дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз. Кроме того, ежедневно проводится игровая оздоровительная гимнастика после сна, включающая обязательные упражнения для улучшения осанки и профилактики плоскостопия.
Во второй половине дня, для совершенствования двигательных умений и навыков, и повышения эмоционального настроя, организуется двигательная деятельность детей. Содержание ее разнообразно: спортивные, подвижные игры, игры с фольклорным содержанием, хороводы, игры народов Севера и народов мира, подвижные игры дидактического содержания, ритмическая гимнастика, досуги, эстафеты, школа мяча.
Важную роль в решении задач физического воспитания играет семья, которая совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. Наряду с традиционными формами работы с родителями используются задания на дом, проводятся спортивные праздники и развлечения, нетрадиционные родительские собрания, совместные физкультурные занятия, которые повышают эффективность усвоения детьми необходимых двигательных умений, помогают с интересом и пользой провести время, сближают родителей и детей.
Целенаправленная реализация здоровье сберегающих технологий позволяет добиться снижения заболеваемости, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку, формирует у всех участников педагогического процесса (педагогов, воспитанников и родителей) положительные мотивации на сохранение и укрепление здоровья.
Анализ данных обследования уровня физической подготовленности детей показывает положительную динамику. Дети с удовольствием посещают физкультурные занятия, участвуют в спортивных состязаниях, занимают призовые места в городских соревнованиях среди воспитанников ДОУ. Также отмечается расширение кругозора детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья и организации здорового образа жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – (Здоровьесберегающая педагогика).
- Змановский Ю.Ф. Двигательная активность и закаливание воздухом – ведущие факторы укрепления здоровья ребенка// Дошкольное воспитание. — №8.
- Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях // Методист. – 2007. – №2.
- Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф.Змановского: Здоровый дошкольник. / авт. сост. Ю.Е.Антонов, М.М.Кузнецова, Т.И.Марченко, Е.И.Пронина. – М.: АРКТИ, 2001.
Статья в формате PDF
articulus-info.ru