Методическая разработка ” Тестовые задания по теории и методике развития детского изобразительного творчества”

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

1. Целью обучения изобразительной деятельности детей является…

а) формирование знаний;

б) формирование навыков;

в) формирование умений;

г) содействие развитию творческой личности;

д) подготовка к школе.

2. Какой прием обучения используется на I этапе работы с детьми?

а) прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником;

б) вопросы конкретного характера, направленные на формирование эмоционально-личностного отношения к картине

в) прием сравнения;

г) рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личнное отношение педагога к картине;

д) поиск композиционных и колористических вариантов решения

3.Выразительным средством в изобразительной деятельности является…

а) сила нажима;

б) колорит;

в) передача пространственных отношений;

г) активизация волевых усилий;

д) степень грамотности изображения.

4.Какое произведение написано В. В. Васнецовым?

а) «Март»;

б) «Богатыри»;

в) «Грачи прилетели»;

г) «Девочка с персиками»;

д) «Тройка».

5.Определите показатели, характерные для детского восприятия в доизобразительном периоде;

А) точность

б) полнота;

в) расчлененность;

г) аналитичность;

д) нецеленаправленность.

6.Какие изобразительные движения осваивает ребенок в течение 2 года жизни?

а) основные формообразующие движения;

б) не осваивает никакие движения;

в) разнообразные рисовальные движения орудийного характера;

г) вариативное использование формообразующих движений;

д) все ответы неверны.

7.Какие качества характеризуют детские работы в изобразительном периоде?

а) выразительность образов;

б) высокая степень грамотности;

в) глубина мысли;

г) широта общения;

д) увлеченность, захваченность деятельностью.

8. Что можно отнести к одному из этапов

творческого акта в изобразительной деятельности?

а) подбор материала для художественной деятельности детей;

б) создание условий для изобразительной деятельности;

в) исполнение замысла;

г) осознание необходимости создания произведения;

д) увлеченность, захваченность деятельностью

9. Наблюдение в изобразительной деятельности является.
а) способом обучения детей изобразительным навыкам и умениям;

б) задачей обучения;

в) наглядным методом;

г) видом деятельности;

д) приемом обучения изобразительных умений и навыков.

10. Что не рассматривается учёными как вид изобразительной деятельности?

а) рисование;

б) лепка;

в) аппликация;

г) конструирование;

д) ручной труд.

11. Средством художественной выразительности в предметной лепке является…

а) пластичность, передача формы и движения;

б) величина;

в) акцентирование на отдельных признаках предмета;

г) композиция;

д) части предмета.

12. Структура, взаимосвязь важнейших элементов худо­жественного произведения, от которой зависит весь его смысл, — это…

а) ритм;

б) колорит;

в) рисунок;

г) композиция;

д) палитра.

13. Дети первой младшей группы передают в рисунках изображения предметов:

а) треугольной формы;

б) прямоугольной формы;

в) округлой формы;

г) любой формы;

д) квадратной формы.

14. В какой группе учат приклеивать детали к основной форме?

а) второй младшей;

б) средней;

в) подготовительной;

г) старшей;

д) первой младшей.

15. Создавать общие сюжетные композиции из природного материала дети начинают в группе …

а) подготовительной;

б) средней;

в) старшей;

г) первой младшей;

д) второй младшей.

16. Дети средней группы составляют узоры по мотивам росписи…

а) хохломской

б) городецкой;

в) гжельской;

г) дымковской;

д) в средней группе эти росписи не используют.

17. Какая техника не используется в аппликации?

Варианты ответа:

а) приклеивание деталей к основе;

б) пришивание;

в) наклеивание;

г) сминание;

д) рисование по мокрому.

18. Интегрированные занятия по изобразительной деятель­ности направлены на…

а) ознакомление с новым материалом;

б) повторение;

в) закрепление;

г) предоставление детям большей самостоятельности в
выборе техник и материалов;

д) диагностику ручной умелости.

19. Какая деятельность не относится к формам организации работы по развитию художественного творчества с детьми в группе ДОУ?

а) фронтальная;

б) подгрупповая;

в) индивидуальная;

г) совместная;

д) дифференцированная.

20. В содержание предметно-развивающей среды для изоб-
разительной деятельности воспитанников входит…

а) оборудование и мебель группы;

б) наличие актового зала;

в) наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, качество, внешний вид;

г) количество игрушек в группе;

д) разнообразие детской литературы.

Ключи правильных ответов к «Теории и методике развития детского изобразительного творчества»

Номер задания в тесте

Вариант ответа

Номер задания в тесте

Вариант ответа

11

а

1

г

12

г

2

г

13

в

3

б

14

б

4

б

15

в

5

Д

16

г

6

в

17

Д

7

а

18

г

8

в

19

Д

9

в

20

в

10

Д

infourok.ru

Теория и методика детского изобразительного творчества

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского» Балашовский институт (филиал) Теория и методика детского изобразительного творчества Методические указания к курсу для студентов специальности «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Социальная педагогика» Балашов 2011

2 УДК ББК 83я73 И 90 Автор-составитель С. А. Суркина Методические указания к курсу «Теория и методика детского изобразительного творчества» составлены в соответствии с учебной программой и предназначены для студентов 3 курса педагогического факультета специальности «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Социальная педагогика». В них представлены содержание изучаемого курса, планы практических занятий, вопросы к экзамену. Рекомендуется к опубликованию в электронной библиотеке кафедрой дошкольной педагогики и психологии Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского. Работа представлена в авторской редакции. Суркина С. А.,

3 Содержание 1.Требования ГОС ВПО по специальности «Дошкольная педагогика и психология» к содержанию дисциплины: Ошибка! Закладка не определена. 2.Цели и задачи изучения дисциплины:… Ошибка! Закладка не определена. 3.Содержание дисциплины Планы практических занятий Задания для самостоятельной работы студентов Библиографический список Вопросы к экзамену

4 Курс «Теория и методика детского изобразительного творчества» изучается студентами 3 курса очной формы обучения в 5-6 семестре, изучение курса заканчивается экзаменом. 1. Требования ГОС ВПО по специальности «Дошкольная педагогика и психология» к содержанию дисциплины: Понятие детского изобразительного творчества. Искусствоведческие и психолого-педагогические основы теории и методики развития детского изобразительного творчества. Художественно-эстетическая развивающая среда и ребенок. Произведения искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельности. Восприятие детьми произведений искусства, формирование эстетического отношения к ним. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства. Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников. Развитие детского изобразительного творчества в конструировании, лепке, аппликации, рисовании, художественном труде. Развитие творческих способностей ребенка. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей. Преемственность в развитии творчества у дошкольников и младших школьников. Особенности методических систем развития детского изобразительного творчества в России и за рубежом. Современные программы развития изобразительного творчества детей. Преподавание курса «Методика развития детского изобразительного творчества» в педагогическом колледже и училище. 2. Цели и задачи изучения дисциплины: развивать у студентов художественное мышление, способствовать освоению ими на базе личностной художественной культуры системы профессиональных компетенций, необходимых для организации и руководства художественно – эстетическим развитием детей дошкольного возраста. совершенствовать художественное образование и эстетическое воспитания студентов; развивать у студентов эстетическое отношение к изобразительному искусству и обучать их методике его формирования у детей; изучать искусствоведческие и психолого-педагогические основы теории и методики развития детского изобразительного творчества; изучать основные теории изобразительного искусства, теории понимания детского художественного творчества, развития изобразительных способностей детей дошкольного возраста; развивать у студентов изобразительные способности, обучать методике формирования их у детей дошкольного возраста; обучать студентов художественным техникам в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве; 4

5 обучать студентов методам и приемам развития детского изобразительного творчества в условиях дошкольных учреждений. 3. Содержание дисциплины Предмет и задачи теории и методики развития детского изобразительного творчества. Методика руководства изобразительной деятельностью детей как педагогическая дисциплина. Связь методики изодеятельности с эстетикой, психологией, анатомией и физиологией, гигиеной, педиатрией, детской литературой и другими методиками. Основы организации образовательновоспитательной работы с дошкольниками на занятии по изодеятельности. Методы изучения курса, его задачи. Основные направления в развитии методики изобразительной деятельности в начале столетия. Изучение детского творчества в период с 30-х по 40-е годы. Работы Е.А. Флериной о детском творчестве. Развитие методики в годы. Основные направления исследований Н.П. Сакулиной, В.Г. Нечаевой, В.Б. Косминской, З.В. Лиштван, Л.А. Раевой, Е.И. Васильевой. Искусствоведческие и психолого-педагогические основы теории и методики развития детского изобразительного творчества. Понятие культура. Художественная культура часть эстетической культуры. Особенности изобразительного искусства. Функции. Художественный образ: особенности, черты. Средства выразительности. Сущность понятия искусство. Функции искусства Основные искусствоведческие понятия. Происхождение искусства Художественно-эстетическая развивающая среда и ребенок. Особенности взаимосвязь видов изобразительного искусства с видами детской изобразительной деятельности. Изобразительное искусство – составная часть образовательного пространства в ДОУ. Структура изобразительной деятельности. Сенсорно изобразительные, изобразительные и художественно творческие способности. Возрастные этапы и уровни развития детского творчества. Методологические основы и научные принципы построения содержания художественного образования дошкольников. Ребенок объект, субъект художественно-творческого процесса ДОУ. Предмет, цель, задачи, содержание художественного воспитания, развития, образования дошкольников. Отечественные и зарубежные системы, концепции, технологии и программы по развитию детского изобразительного творчества. Произведения искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельности. Восприятие произведений изобразительного.жанры живописи. Разновидности скульптуры, архитектуры графики. Произведения изобразительного искусства как фактор развития личности ребенка. Произведения искусства как основа самостоятельной художественно- 5

6 творческой деятельности. Восприятие детьми произведений искусства, формирование эстетического отношения к ним. Значение восприятия для изобразительной деятельности детей. Особенности развития эстетического восприятия у детей. Методика развития эстетического восприятия у детей в процессе наблюдения окружающего. Специфика художественно-образного отражения действительности в искусстве. Средства выразительности в изобразительном искусстве. Возможности воспитательного воздействия искусства на людей. Задачи ознакомления с произведениями изобразительного искусства. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства. Взаимосвязь задач эстетического и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Характеристика доизобразительного и изобразительного периодов. Художественно эстетическое сознание, восприятие и его компоненты. Цель, задачи и особенности ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства. Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста, ее особенности и организация в ДОУ. Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников. Основные виды изодеятельности: рисование лепка аппликация конструирование, ручной художественный труд. Функции изодеятельности: познавательная коммуникативная воспитательная общеразвивающая компенсаторная, креативная. Развитие детского изобразительного творчества в конструировании, лепке, аппликации, рисовании, художественном труде. Развитие детского творчества в лепке. Понятие, значение, задачи. Сенсорные основы лепки. Виды, темы, взаимосвязь с рисованием. Особенности методики. Развитие детского творчества в конструировании. Использование натуры и требование к ее отбору. Специфика конструирования в ДОУ. Его значение в воспитании и развитии творчества детей д/в. Методика проведения занятий и методы развивающего обучения. Художественный труд, его особенности и методика проведения. Особенности проявления творчества в предметном рисовании. Задачи и методика руководства. Специфика сюжетного рисования детей дошкольного возраста. Понятие. Значение. Взаимосвязь с предметным рисованием. Изобразительно выразительные средства. Задачи и методика обучения сюжетной композиции в детском саду. Развитие творчества в рисовании детей старшего дошкольного возраста. Своеобразие изобразительного творчества детей 5-7 лет. Рисование с натуры. Принципы отбора содержания. Предварительная работа. Методика. Особенности декоративного рисования в ДОУ. Развитие детского творчества в аппликации. Понятие, значение, задачи, виды, тематика и содержание занятий. 6

7 Методика обучения рисованию детей в разных возрастных группах детского сада. Виды рисования в детском саду: предметная, сюжетная, декоративная и ее особенности. Значение рисования в воспитательно-образовательной работе детского сада. Задачи, тематика детских работ, принципы отбора тем. Обзор исследований различных видов рисования (в историческом плане). Методы и приемы обучения рисованию. Методика проведения занятий в различных возрастных группах. Сущность понятия «технические навыки и умения». Их роль в овладении изобразительной деятельностью. Техника рисования, лепки, аппликации. Ее роль в создании изображения. Обучение дошкольников формообразующим движениям. Их роль в овладении изобразительной деятельностью. Формирование регуляции рисовальных движений руки у детей дошкольного возраста. Своеобразие освоения детьми приемов выполнения сюжетного рисунка (особенности освоения приемов передачи движения, колорита и др.). Особенности замысла и воплощения сюжета детьми старшего и младшего возрастов. Методы и приемы развития замысла сюжетного рисунка и обучения способам изображения детей младшего и старшего возрастов. Специфика предметного рисования, его значение для развития личности ребенка и для последующего овладения изобразительной деятельностью. Особенности усвоения детьми разных возрастных групп техники рисования отдельных предметов. Организация и методика проведения занятий по предметному рисованию. Особенности рисования с натуры в старшем дошкольном возрасте. Основные сведения о технике рисования дошкольников. Освоение дошкольниками формообразующих движений в рисовании Знания, умения, навыки, необходимые для изображения предмета, для передачи цвета, сюжета в детском рисунке. Развитие детского изобразительного творчества в рисовании. Основные сведения о технике рисования дошкольников. Обучение дошкольников техническим навыкам и умениям. Освоение дошкольниками формообразующих движений в рисовании. Методика обучения детей лепке в разных возрастных группах детского сада. Развитие детского изобразительного творчества в лепке. Виды лепки в детском саду: предметная, сюжетная, декоративная и ее особенности. Значение лепки в воспитательно-образовательной работе детского сада. Задачи, тематика занятий лепкой. Методы и приемы обучения лепке, специфика их в зависимости от вида деятельности. Обзор исследований проблемы обучения детей лепке. Методика проведения лепки в разных возрастных группах детского сада. Методика обучения детей аппликации в разных возрастных группах детского сада. Развитие детского изобразительного творчества в аппликации. Виды аппликации в детском саду, ее особенности. Задачи и содержание занятий по аппликации, их значение. Методика проведения занятий по 7

8 аппликации в разных возрастных группах. Коллективные работы по аппликации, их значение. Исследование аппликации как вида изобразительной деятельности. Методика обучения конструированию в разных возрастных группах детского сада. Развитие детского изобразительного творчества в конструировании Своеобразие конструирования в детском саду, его содержание и виды. Различные виды конструктивных занятий: по образцу и по показу воспитателя, по условиям, по замыслу детей. Особенности проведения занятий конструированием из бумаги. Связь конструирования с игрой. Развитие творческих способностей ребенка. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей. Эстетическое и художественное сознание. Специфика занятий и самостоятельной художественной деятельности. Виды. Содержание. Структура. Взаимосвязь обучения и творчества. Условия для самоактуализации творческого потенциала ребенка. Художественно эстетическая среда. Цикл развивающих занятий. Методы художественно эстетического воспитания. Методы, способствующие развитию детского изобразительного творчества. Преемственность в развитии творчества у дошкольников и младших школьников. Задачи подготовки детей 5-го и 6-го года жизни к школе на занятиях изобразительной деятельностью. Программа изобразительной деятельности детского сада и начальной школы по изобразительному искусству. Своеобразие организации и методика проведения занятий в детском саду у уроков в начальной школе. Исследование проблемы преемственности в обучении изобразительной деятельности и воспитании дошкольников и младших школьников. Опыт педагогов-новаторов. Особенности методических систем развития детского изобразительного творчества в России и за рубежом. Система развития детского творчества в России. Изобразительное творчество Германии. Творческая деятельность в Америке. Современное состояние методики руководства изобразительной деятельностью детей. Современные программы развития изобразительного творчества детей. Значение «Программы воспитания и обучения в детском саду» на современном этапе. Принципы построения программы по изобразительной деятельности. Научность программы, отражение в ней результатов специального исследования, учет психологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста. Общедидактические принципы (доступность, последовательность и систематичность, учет возрастных особенностей детей, постепенное усложнение материала). Связь обучения с жизнью, идейноэстетическая направленность программы. Взаимосвязь видов изобразительной деятельности. Воспитывающий характер программы. Содержание программы по изобразительной деятельности. Формы организации изобразительной деятельности. 8

9 Анализ программ воспитания детей дошкольного возраста «Детство», «Радуга», «Развитие», «Кроха», «Истоки» (раздел «Изобразительная деятельность»). Диагностика развития творческих способностей. Диагностика и коррекция развития изобразительных и художественно творческих способностей. Методика диагностирования. Уровни развития способностей. Диагностика креативности дошкольника. Преподавание курса «Методика развития детского изобразительного творчества» в педагогическом колледже и училище. Задачи курса, его место в учебном плане педагогического училища, учебная программа по курсу. Типы уроков, требования к ним. Практические занятия по методике ИЗО, особенности их проведения. Самостоятельная работа учащихся по предмету, содержание и формы внеклассной работы. Содержание заданий по педагогической практике. 4. Планы практических занятий Тема: Предмет и задачи теории и методики развития детского изобразительного творчества. 1. Задачи дисциплины 2. Межпредметные связи курса 3. Понятие детского изобразительного творчества. 4. Проблемы изобразительной деятельности в трудах зарубежных психологов и педагогов. 5. Основные направления развития методики изобразительной деятельности в начале 20 века 6. Исследования в области эстетического воспитания и развития творчества детей в методике годов 7. Основные направления современных исследований. Тема: Искусствоведческие и психолого-педагогические основы теории и методики развития детского изобразительного творчества. 1. Сущность понятия искусство. 2. Функции искусства 3. Основные искусствоведческие понятия. 4. Происхождение искусства Тема: Произведения искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельности. 1. Виды изобразительного искусства. 9

10 2. Жанры живописи. 3. Разновидности скульптуры, архитектуры графики. 4. Произведения изобразительного искусства как фактор развития личности ребенка. 5. Произведения искусства как основа самостоятельной художественнотворческой деятельности. Тема: Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников. 1. Виды изобразительной деятельности 2. Задачи всестороннего развития. 3. Взаимосвязь занятий рисованием лепкой аппликацией с различными видами деятельности дошкольников. Тема: Методика обучения рисованию детей в разных возрастных группах детского сада. 1. Основные сведения о технике рисования дошкольников. 2. Освоение дошкольниками формообразующих движений в рисовании 3. Знания, умения, навыки, необходимые для изображения предмета, для передачи цвета, сюжета в детском рисунке. 4. Развитие детского изобразительного творчества в рисовании. 5. Методы и приемы обучения рисованию детей. 6. Формы и средства обучения рисованию детей. 7. Методика обучения предметному рисованию в разных возрастных группах. 8. Методика обучения сюжетному рисованию в разных возрастных группах. 9. Средства обучения предметному и сюжетному рисованию. 10. Методика обучения декоративному рисованию. Тема: Методика обучения детей лепке в разных возрастных группах детского сада. Развитие детского изобразительного творчества в лепке. 1. Основные сведения о лепке как виде изобразительной деятельности. 2. Организация и методика проведения занятий 3. Программа обучения лепке в разных возрастных группах. Тема: Методика обучения детей аппликации в разных возрастных группах детского сада. Развитие детского изобразительного творчества в аппликации. 1. Аппликация как вид изобразительного искусства. 2. Прохождение программы по аппликации. 3. Предметная аппликация в творческой деятельности дошкольников. 4. Декоративная аппликация в разных возрастных группах. 10

11 5. Сюжетная аппликация. 6. Методы и приемы обучения. Тема: Методика обучения конструированию в разных возрастных группах детского сада. Развитие детского изобразительного творчества в конструировании. 1. Роль конструирования в развитии и воспитании детей. 2. Виды конструктивного материала. 3. Конструирование из природного материала. 4. Конструирование из бумаги. 5. Конструирование из строительного материала. Тема: Развитие творческих способностей ребенка. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей. 1. Развитие творческих способностей ребѐнка. 2. Задачи методической работы по руководству развитием детского художественного творчества ее содержание. 3. Особенности организации индивидуального и дифференцированного подхода. 4. Индивидуальная работа с одаренными дошкольниками. Тема: Преемственность в развитии творчества у дошкольников и младших школьников. 1. Диагностика творческих изобразительных способностей дошкольников и младших школьников. 2. Методическая работа по преемственности творчества у дошкольников и младших школьников. 3. Современные исследования в области преемственности творчества. Тема: Особенности методических систем развития детского изобразительного творчества в России и за рубежом. 1. Система развития детского творчества в России 2. Изобразительное творчество Германии. 3. Творческая деятельность в Америке. 4. Сравнительная характеристика подходов к изобразительному творчеству в различных странах. Тема: Современные программы развития изобразительного творчества детей. 11

12 1. Особенности организации изобразительного творчества по программе «Радуга» 2. Обучение изодеятельности по программе «Детство» 3. Методика обучения изобразительной деятельности по программе «Развитие творческих способностей младших школьников и дошкольников» 4. Обучение изодеятельности по программе «Развитие» Тема: Диагностика развития творческих способностей. 1. Этапы творческой деятельности. 2. Своеобразие творческой деятельности дошкольников. 3. Общие и специальные творческие способности. 4. Условия развития творческих способностей. 5. Диагностика креативности дошкольника. 5.Задания для самостоятельной работы студентов 1.Составить конспект жанров живописи, видов скульптуры, произведений графики. 2. Составить конспект основного содержания эстетических категорий. 3. Проанализировать серию репродукций произведений живописи. 4. Сделать зарисовки образцов народно-прикладного творчества. 5. Проанализировать серию произведений декоративно-прикладного искусства. 6. Сделать зарисовки в альбоме по тематике рисования растений. 7. Письменно провести анализ взглядов Штерна В., Бюллера К., Люке Ж., Ричи К. относительно детского рисования. 8. Составить таблицу методов, средств и форм обучения и воспитания на занятиях по изодеятельности. 9. Сделать зарисовки в альбоме по тематике рисования животных. 10. Сделать зарисовки в альбоме по тематике рисования птиц. 11. Законспектировать занятие по рисованию из журнала “Дошкольное воспитание”. 12. Сообщение на тему “Взаимосвязь занятий по изобразительной деятельности и развитию речи дошкольников”. 13. Сделать зарисовки в альбоме по тематике рисования рыб. 14. Законспектировать занятие по лепке. 15. Составление конспектов занятий по творческой деятельности. 16. Разработка творческой работы из нетрадиционных изобразительных материалов по подгруппам. 17. Сделать зарисовки в альбоме по тематике рисования деревьев. 18. Определить условия успешной творческой деятельности. 19. Разработка коллективной творческой работы в подгруппе. 12

13 20. Анализ и оценка по баллам творческих работ. 21. Анализ и оценка по баллам рисунков дошкольников. 22. Сделать зарисовки в альбоме по тематике рисования зданий. 23. Сделать зарисовки в альбоме по тематике рисования транспорта. 25. Составление конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с народно-прикладным искусством. 26. Сделать зарисовки в альбоме по тематике рисования пейзажа. 27. Составить авторский конспект занятия по рисованию в одной из возрастных групп. 28. Составить таблицу основных технических приемов. 29. Сделать зарисовки в соответствии с возрастом детей по следующим темам: человек, дерево, животные, птицы, рыбы, транспорт, здания. 30. Составить таблицу технических приемов лепки и апробировать их. 31. Сделать зарисовки основных пластических форм по возрастной динамике. 32. Слепить образец одной из пластических форм для каждой возрастной группы в соответствии с программной тематикой. 33. Составить конспект занятия в одной из возрастных групп. 34. Привести примеры игровых методов по определенной тематике. 35. Подготовить сообщение на тему: “Взаимосвязь рисования и лепки при изображении предметов”. 36. Составить конспект занятия по аппликации в одной из возрастных групп. 37. Сделать образцы аппликаций по возрастной динамике развития ребенка. Методические рекомендации по самостоятельной и индивидуальной работе студентов Задание 1. Конспект жанров живописи, видов скульптуры, произведений графики составить по учебнику Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Комаровой Т. С. – М., С Задание 2. Эстетическими категориями эстетики являются: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое. Возвышенное одна из основных категорий эстетики отображающая совокупность природных, социальных и художественных явлений, исключительных по своим количественно-качественным характеристикам и выступающих благодаря этому источником глубокого эстетического переживания. Прекрасное наиболее существенная и широкая по объему эстетическая категория. Термин прекрасное выступает иногда как синоним эстетического. Прекрасное относится к понятиям, в которых предмет и явления раскрываются с точки зрения их сущности, закономерных связей их внутренней структуры и свойств. Безобразное в искусстве это категория эстетики, которая обозначает 13

14 нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, отражает невозможность или отсутствие совершеннства. Споры о прекрасном у философов Древней Греции. Гармония, симметрия в окружающем мире воспринимаются как прекрасное. Гармония (с греч. означ. связь, стройность) представление о целостности и совершенной организации эстетичсекого объекта. Симметрия соразмеренность частей художественного целого как в отношении друг с другом, так и в соответствии с целым. Выразительность в искусстве свойство художественного отражения в образной, наглядно, яркой форме раскрывать сущность изображаемых явлений и характеров, передавать отношение художника к материалу творчества, его переживания, чувства, оценки. Глубина художественной выразительности обусловлена способностью автора сделать доступными для чувственного восприятия наиболее характерные признаки отображаемого явления, привести их в связь с эстетическими потребностями, своим личным мироощущением. Объективной основой выразительности в искусстве является верность художественного отражения. Выразительность является проявлением активности художника, его заинтересованного отношения к жизни, оригинальной художественной интерпретацией. Мера есть результат выявления в процессе освоения человеком мира внутренних возможностей предмета так или иначе служить человеку, соответствовать его потребностям. Мера плоскость пересечения природных особенностей предмета и исторически обусловленных общественных потребностей человека. Литература: 1. Борев Ю Эстетика – М Эстетика. Словарь. М Задание 3. Проанализировать серию репродукций произведений живописи по следующему плану: а) вид и жанр произведения изобразительного искусства; б) сюжет произведения; в) выразительные средства. Задание 4. Зарисовки образцов народно-прикладного творчества: гжельская роспись; дымковская игрушка; хохломская роспись; жостовская роспись; городецкая роспись. Задание 5. Проанализировать серию произведений декоративноприкладного искусства по следующему плану: а) вид и жанр произведения; б) сюжет произведения; в) выразительные средства. 14

15 Задание 6. Зарисовки растений делать опираясь на схемы Л.Размысловой. Задание 7. Анализ взглядов Штерна В., Бюллера К., Люке Ж., Ричи К. относительно детского рисования производить по книге: Сакулина И. Т. Рисование в дошкольном детстве. – М., Штерн В. (“Психология раннего детства до 6-летнего возраста” Пт., 1922) сближает этапы развития у ребенка речи и рисования, считая, что лепет соответствует каракулям, первые изображения первым словам. Бюллер К. (“Духовное развитие ребенка” М. “Новая Москва”, 1924) считает, что детское рисование соответствует развитию мышления и речи. Изображения в рисунке трактуются как знаки, подобные знакам письма, т.е. рисунок выражает обобщенный смысл мысли, а не образы, созданные на основе чувственного познания окружающего. Схематизм детского рисунка характеризуется следующими свойствами: обобщенно-упрощенная форма, 2-мерное отображение, неполнота изображения, непропорциональность, неправильность пространственного расположения частей, несоблюдение реальной окраски, тяготение к ритму и повторности элементов, статичность, стереотипность, нешаблонность. Французский исследователь Ж.Люке (“Детское рисование”, 1927) рассматривает детское рисование как игру, не лишенную задачи изображения. В рисунке ребенок выражает впечатления. Изображения обычно имеет черты реализма. Люке рассматривает развитие, не учитывая роль педагога. Выделяет 3 стадии развития изодеятельности: доизобразительная, период схематичного изображения, полусхематичное изображение. Задание 8. Таблица. Взаимосвязь форм, методов и средств обучения изобразительной деятельности дошкольников. Форма обучения Методы обучения Средства обучения Задание 9. Рисование животных производить по схемам Т.Желли. Задание 10. Рисовать птиц, опираясь на схемы Тереза Желли. Задания 11, 25, 27. Конспект занятия по рисованию и декоративноприкладному искусству составлять опираясь на этапы занятия в ДОУ: 1 этап игровая мотивация. 2 этап постановка игровой и учебной задачи. 3 этап руководство самостоятельной работой 4 этап подведение итога занятия 5 этап анализ детских работ. В содержание занятия привнести новизну. Задание 12. Сообщение на тему “Взаимосвязь занятий по изобразительной деятельности и развитию речи дошкольников”. (Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М., 1985). Задание 13. Рисование рыб произвести по схемам Л.Размысловой. Задание 14, 33, 37. Законспектировать занятие по изодеятельности 15

16 (Литература: Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисовнаию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992). Опираться на схемы: 1 этап игровая мотивация. 2 этап постановка игровой и учебной задачи. 3 этап руководство самостоятельной работой 4 этап подведение итога занятия 5 этап анализ детских работ. Задание 15. Составлять конспект занятия по творческой деятельности, учитывая этапы творческой деятельности Первый этап выявление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулирования творческой изобразительной задачи. Второй этап сосредоточения усилий и поиски дополнительной информации. Третий этап уход от проблемы, переключение на другие занятия (период инкубации). Он может занимать и несколько секунд у дошкольника. Четвертый этап озарение, или инсайт. Это скачок в мышлении, получение результата, вытекающего не только из посылок. Пятый этап верификация, или проверка. Задание 16. Разработка творческой работы из нетрадиционных изобразительных материалов по подгруппам. Литература: 1. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала.- М., Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Изд. 2-е. Ростов н,д: «Феникс», с. 3. Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов. – М Задание 17. Рисовать деревья, опираясь на методику В.А.Силивон. Задание 18. Педагогическими условиями творческой изобразительной деятельности дошкольников являются: 1. Наличие знаний умений, навыков по изобразительной деятельности. Использование схем. (Размыслова, Т. Жели) 2. Развитие изобразительных способностей (для традиционных видов изодеятельности). 3. Развитие продуктивного воображения и образного мышления (Выготский). 4. Наличие разнообразных традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов. 5. Предварительная работа, включающая разнообразные наблюдения, получение впечатлений. 6. Эмоциональная стимуляция творческой активности ребенка. Эмоциональным стимулом является музыка 7. Игровая стимуляция творческой деятельности. 8. Использование художественного слова. 16

17 9. Приобщение к выдающимся произведениям мировой культуры. 10. Предварительный многовариативный показ. Например, разнообразие цветовых решений. Задание 19. Разработка коллективной творческой работы в подгруппе. Учитывать условия развития творчества, особенности коллективной работы в подгруппе, этапы занятия в ДОУ. Задание 20 и 21. Анализ и оценка по баллам творческих работ. Рисунки оцените по четырех бальной шкале /0,1,2,3,балла/. На 3 балла оценивается рисунок, который является оригинальным, неповторимым, своеобразным. Изображенный предмет является результатом творческого воображения. выходящий за пределы данной формы. 2 балла присваивается рисунку с изображением ребко встречающегося предмета или части, элемента предмета, которые при поверхностном восприятии не видны. рисунки своеобразны, примерно 3% детей рисуют аналогичное, но каждый по-своему. Наблюдается нетипичное сочетание типичных форм. 1 балл присваивается рисунку, на котором изображен предмет часто встречающийся в реальной действительности ребенка, дополненный элементами, отображающими индивидуальное восприятие этого предмета. предмет не выходит за пределы данной формы. 0 баллов ставится если на рисунке изображены самые распространенные предметы, их поверхностные признаки. Воображение при этом оказывается не задействованным. Заданный шаблон формы предмета подтверждается и занимает центральное положение в рисунке. Задание 22 23, 26, 29. Рисование зданий основывать на методике В.А.Силивон. 28, 30. Таблица основных технических приемов. Технический прием Содержание изодеятельности Вид изодеятельности Пример Задание 31. Основные пластические формы по возрастной динамике рисовать, проработав литературу: 1 Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Комаровой Т. С. – М., Слепить образец одной из пластических форм для каждой возрастной группы в соответствии с программной тематикой. Задание 34. Привести примеры игровых методов по определенной тематике. Проработать теоретический материал по игровой деятельности в системе обучению изобразительной деятельности. Литература: Г.Г.Григорьева Развитие дошкольника в изобразительной 17

18 деятельности. М., с. (Глава 3. 3 Игра в системе обучения дошкольников изобразительной деятельности. С ). 35. Подготовить сообщение на тему: “Взаимосвязь рисования и лепки при изображении предметов”. Проработать теоретический материал по видам изобразительной деятельности. Литература: Г.Г.Григорьева Развитие дошкольника в изобразительной детельности. М., с. 6.Библиографический список Учебная литература: 1. Григорьева Т. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов/т. Г. Григорьева М.:Академия, с. 2. Есикова Т. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. В. Есикова, с. 3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова, с. 4. Комарова Т. С. Как учить ребѐнка рисовать[текст]/т. С. Комарова М.:Око, с. 5. Микляева Н. В.Дошкольная педагогика [электронный ресурс] / Н. В.Микляева, Ю. В.Микляева. – М., ВЛАДОС, c. – Режим доступа: библиотека online 6. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования детском саду [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. А. Парамонова, с. 7. Психология детского творчества. 2-е изд. [Звукозапись] / Е. И.Николаева – СПб. : Питер, с. – Режим доступа: IBOOKS. 8. Смирнова Е. О. Детская психология [Электронный ресурс]: учеб. для вузов – М.: ВЛАДОС, с. – Режим доступа: IBOOKS. 9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] : учеб. пособие для студентов высш.и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т. И. Ерофеевой, с. Интернет-ресурсы: http: – «Российское образование»-федеральный портал; – Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений; – информация по дошкольному образованию; – Методические разработки для работы с дошкольниками; 18

19 – Научно-методический журнал для педагогов и родителей «Детский сад от А до Я». 7.Вопросы к экзамену по курсу «Теория и методика детского изобразительного искусства» 1. Задачи теории и методики развития детского изобразительного творчества. 2. Межпредметные связи теории и методики развития детского изобразительного творчества. 3. Понятие детское изобразительное творчество. 4. Проблемы изобразительной деятельности в трудах русских психологов и педагогов в начале ХХ века. 5. Основные направления развития методики изобразительной деятельности в начале 20 века и в методике годов 6. Сущность понятия искусство и его функции. 7. Основные искусствоведческие понятия. 8. История возникновения искусства. 9. Виды изобразительного искусства и жанры живописи. 10. Виды декоративно-прикладного искусства России. 11. Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников. 12. Этапы творческой деятельности дошкольников. 13. Творческая деятельность как средство развития мышления. 14. Педагогические условия успешного проведения творческой деятельности. 15. Формы и задания по творческой изобразительной деятельности дошкольников. 16. Понятие изобразительные способности, «одаренность» и «задатки». 17. Условия развития способностей к изобразительной деятельности. 18. Выявление уровня изобразительных способностей. 19. Принципы, формы, методы и приемы обучения изобразительной деятельности. 20. Воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства. 21. Эстетическое восприятие детьми дошкольного возраста произведений искусства. 22. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства. 23. Задачи и формы ознакомления дошкольников с искусством 24. Методика ознакомления дошкольников с пейзажем 25. Методика ознакомления с натюрмортом, портретом и репродукциями бытового жанра 26. Произведения изобразительного искусства как фактор развития личности ребенка. 27. Воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства. 28. Знания, умения, навыки, необходимые для передачи формы, сюжета и цвета предмета. 29. Знания, умения, навыки, необходимые в декоративной деятельности 19

20 30. Обучение рисованию детей второго-третьего гг. жизни. 31. Обучение рисованию детей четвертого года жизни. 32. Обучение рисованию детей пятого и шестого года жизни. 33. Основные сведения о технике рисования дошкольников. 34. Обучение дошкольников техническим навыкам и умениям. 35. Освоение дошкольниками формообразующих движений в рисовании. 36. Организация и проведение занятий в ДОУ, этапы занятия. 37. Методическое руководство в ДОУ по проблемам обучения изодеятельности. 38. Изобразительные материалы по рисованию (традиционные и нетрадиционные), лепке, аппликации, ручному художественному труду. 39. Технические навыки и способы лепки, 40. Методика проведения занятий по лепке. 41. Общие сведения об аппликации, методы и формы обучения аппликации. 42. Методика обучения дошкольников различным видам аппликации. 43. Методика обучения дошкольников конструированию. 44. Понятие творческая конструктивная деятельность. 45. Задачи методической работы по руководству развитием детского художественного творчества ее содержание. 46. Организация индивидуального и дифференцированного подхода и методика ее осуществления 47. Изобразительная деятельность по программе «Радуга». 48. Изобразительная деятельность по программе «Развитие». 49. Изобразительная деятельность по программе «Детство». 50. Анализ парциальной программы «Развитие творческого потенциала у детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изобразительного и предметного творчества» 20

21 Учебно-методическое издание Автор-составитель Суркина Светлана Алексеевна Теория и методика детского изобразительного искусства Методические указания к курсу для студентов специальности «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Социальная педагогика» 21

docplayer.ru

Вопросы к экзамену по учебной дисциплине «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» (дневное и заочное отделение пятилетнего обучения)

  • Методологические
    основы дисциплины «Теория и практика
    развития изобразительного творчества
    детей дошкольного возраста».

  • Развитие
    изобразительных способностей детей.
    Роль обучения в этом процессе.

  • Творчество в
    изобразительной деятельности детей
    дошкольного возраста. Определение.
    Показатели.

  • Значение
    изобразительной деятельности для
    разностороннего развития детей
    дошкольного возраста.

  • Виды занятий по
    изобразительной деятельности. Специфика
    задач каждого вида. Форма составления
    конспекта занятий.

  • Проблемы развития
    восприятия в дошкольном возрасте (как
    условие оптимизации изобразительной
    деятельности).

  • Развитие
    эстетического восприятия детей
    дошкольного возраста в процессе
    изобразительной деятельности и
    повседневной жизни.

  • Методика
    использования натуры в разных возрастных
    группах.

  • Использование
    образца на занятиях декоративным
    рисованием и аппликацией в разных
    возрастных группах.

  • Методика организации
    эстетического и художественного
    восприятия детьми произведений
    искусства.

  • Методика
    использования игровых приёмов и игровых
    ситуаций в разных возрастных группах
    на занятиях.

  • Методика проведения
    занятий с натуры в старшей и подготовительной
    группах ДОУ (лепка, рисование).

  • Восприятие
    произведений изобразительного искусства
    детьми разных возрастных групп (на
    примере скульптуры, графики или
    живописи).

  • Занятия по замыслу.
    Задачи. Содержание. Методика проведения.

  • Сюжетные занятия.
    Задачи. Содержание. Методика проведения
    в разных возрастных группах.

  • Методика проведения
    занятий по рисованию в старшей и средней
    группах.

  • Методика проведения
    занятий предметным рисованием в старшей
    и подготовительной группах ДОУ (с
    натуры, по памяти, по представлению).
    Задачи, специфика приёмов организации,
    анализ продуктов деятельности детей.

  • Методика проведения
    занятий предметной лепкой в разных
    возрастных группах.

  • Методика проведения
    занятий предметной аппликацией в разных
    возрастных группах.

  • Методика проведения
    занятий с коллективным заданием (старшая
    и подготовительная группы).

  • Словесные приёмы
    обучения: многообразие, требования к
    отбору, методика использования.

  • Анализ и оценка
    работ на занятиях предметного характера
    в разных возрастных группах.

  • Анализ и оценка
    работ на занятиях сюжетного характера
    и по замыслу.

  • Методика
    использования разных видов искусств,
    характеристика метода интеграции
    искусств на занятиях изобразительной
    деятельностью.

  • Роль наблюдений
    в изобразительной деятельности и
    методика проведения наблюдений перед
    занятиями.

  • Своеобразие,
    задачи и содержание занятий предметного
    характера.

  • Конструирование
    из бумаги, природного и бросового
    материала. Методика обучения.

  • Методика обучения
    и приёмы рисования человека в разных
    возрастных группах.

  • Анализ репродукции
    художественной картины.

  • Методика обучения
    детей приемам рисования животных в
    разных возрастных группах ДОУ.

  • Разработать
    конспект сюжетного занятия (группа на
    выбор).

  • Методика обучения
    детей приёмам декоративного рисования
    в средней и старшей группах.

  • Определить
    требования к разработке конспекта
    (примерный конспект занятия).

  • Методика обучения
    детей приёмам декоративного рисования
    в подготовительной группе.

  • Изобразительно-выразительные
    средства аппликации.

  • Методика обучения
    детей приёмам рисования птиц в разных
    возрастных группах.

  • Методика обучения
    детей приемам рисования растений
    (деревьев) в разных возрастных группах.

  • Способы создания
    аппликативного изображения детьми
    разных возрастных групп. Методика
    обучения приемам создания аппликативного
    изображения.

  • Выразительные
    средства, используемые детьми в создании
    пластического изображения.

  • Методика обучения
    детей приёмам лепки птиц в разных
    возрастных группах.

  • Методика обучения
    и приёмы рисования транспорта в разных
    возрастных группах.

  • Раскрыть
    изобразительно-выразительные средства
    используемые детьми в рисовании.

  • Методика обучения
    способам и приёмам лепки детей средней
    и старшей групп ДОУ.

  • Разработать
    конспект организации занятия по
    рисованию с натуры в старшей группе
    ДОУ.

  • Методика обучения
    детей приёмам лепки животных (в разных
    возрастных группах).

  • Разработать
    конспект интегрированного занятия.

  • Разработать
    конспект организации занятия по сюжетной
    лепке в старшей группе ДОУ.

  • Методика обучения
    детей приёмам лепки птиц (в разных
    возрастных группах ДОУ).

  • Методика обучения
    детей приёмам рисования зданий (в разных
    возрастных группах ДОУ).

  • Разработать
    конспект организации занятия по
    предметному рисованию в средней группе.

  • Методика обучения
    детей способам и приёмам декоративной
    лепки (в старшей и подготовительной
    группах ДОУ).

  • Проблемы планирования
    изобразительной деятельности в детском
    саду.

  • Специфика видов
    изобразительной деятельности детей.

  • Технология
    блочно-тематического планирования
    изобразительной деятельности в детском
    саду.

  • Блок-схема
    как форма содержательной модели,
    принципы разработки.

  • Разработать
    блок-схему по теме «Развитие
    изобразительного творчества детей».

  • Разработать
    блок-схему по теме «Феномен искусства».

  • Раскрыть
    понятия: индивид, личность, индивидуальность;
    субъективно-ценностное,
    созидательно-эстетическое отношение
    к миру.

  • Типы занятий
    (этапы, цели обучения).

  • Разработать
    блок-схему по теме «Формирование базиса
    культуры личности средствами
    художественно-творческих видов
    деятельности».

  • studfiles.net

    Методика развития детского изобразительного творчества часть 1

    Page 1 of 72

    Виды  изобразительной  деятельности  и  их  значение  в  развитии дошкольников.

     

    Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструированиевиды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.

    Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

    Рисование— одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.

    В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

    Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

    В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п.

    Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином.

    Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

    Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

    В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

    Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

    В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

    Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

    Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

    В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

     

    В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

    При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

    Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

    Все виды конструирования способствуютразвитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять раскраску).

    Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

     

     

    spargalki.ru

    РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


    С.В.ПОГОДИНА


    ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

     

     

    Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования

    Регистрационный номер рецензии 170 от 28 апреля 2009 г. ФГУ «ФИРО»

    2-е издание, исправленное и дополненное

     

     

    Москва


    Издательский центр «Академия» 2011

    Рецензенты:

    кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета С. Е. Игнатьев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики дошкольного воспитания Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева О. И. Максимкина; заместитель директора по научно-методической работе педагогического колледжа № 15 Москвы, заслуженный учитель России Н. Ф. Климкина

    Погодина С.В.

    Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 352 е., [8] вкл. л.

    ISBN 978-5-7695-8386-5

    Учебное пособие создано в соответствии с ФГОС СПО для специальности 050144 Дошкольное образование и может быть использовано при освоении профессионального модуля ПМ.02 «Организация различных адов деятельности и общения детей» (МДК.02.03).

    В пособии рассматриваются различные виды искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, народное декоративно-прикладное искусство), приемы развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

    Для студентов учреждений среднего профессионального образования, может быть полезно воспитателям детских дошкольных учреждений.

    УДК 373.2(075.8) ББК 74.201я73

    Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

     

     

    Погодина С.В., 2010

    Образовательно-издательский центр «Академия», 2010

    Оформление. Издательский центр «Академия», 2010

     

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    На современном этапе развития педагогической науки проблема формирования эстетической, духовной культуры человека, его твор­ческого становления является доминантой цивилизованного разви­тия. В образовании как явлении цивилизации также происходит ориентация на личность, ее субкультуру, что превращает искусство в важнейший фактор духовного обновления, как общества в целом, так и отдельного человека. Разрабатывая современные теории и кон­цепции образования педагогическая наука опирается на Федераль­ный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения для учреждений среднего профессионального образования, в котором значительная роль отводится подготовке специалиста, способного организовать различные видов продуктивной деятель­ности детей, в том числе и изобразительную.

    Именно поэтому очень важно в условиях среднего профессио­нального образования обеспечить возможность приобретения обу­чающимися практического опыта в определении цели, задач, содер­жания, методов и средств руководства изобразительной деятельно­стью детей раннего и дошкольного возраста. А это становится воз­можным только тогда, когда у студентов будет сформирована хорошая теоретико-методическая база, лежащая в основе организации про­цесса ознакомления дошкольников с основами изобразительного и монументально-декоративного искусства на практике.

    Свободное владение методами, приемами, формами организации продуктивной деятельности формируется при условии наличия у педагога теоретических знаний и качественного уровня практической подготовки обучающихся педагогических колледжей. Теория помо­гает обогатить новыми знаниями практическую деятельность буду­щего воспитателя, разнообразить ее. Практика способствует апро­бированию теоретических положений, делая их педагогически ак­тивными. Поэтому только корреляция теории и практики является показателем овладения обучающимися всеми необходимым компе­тенциями, прописанными в ФГОС нового поколения.

    В этой связи представляется важным и значимым обеспечить бу­дущих специалистов дошкольного образования необходимой систе­мой знаний, включающей вопросы психологии, педагогики, фило­софии, эстетики и, конечно, искусствоведения. На основе знаний о видах искусства можно формировать у студентов представление о детском изобразительном творчестве и особенностях организации различных видов изобразительной деятельности. Это положение от­личает данное пособие от уже существующих. Имея представление, к примеру, о выразительных средствах архитектуры, студент сможет более профессионально подойти к обучению детей особенностям создания конструктивного образа.

    Основные положения теории искусства являются центральным компонентом изобразительной грамоты, которые должны включать­ся в общетеоретическую и практическую подготовку студентов. Бу­дущему педагогу необходимо свободно владеть не только методиче­скими аспектами организации детского изобразительного творчества, изобразительной деятельности, но и художественными техниками, позволяющими многосторонне раскрывать детям способы отобра­жения окружающего мира, своих впечатлений о нем.

    Отличительной чертой данного пособия является предоставление студентам материала, связанного с анализом методики ознакомления дошкольников с видами изобразительного искусства. В нем показа­но, каким образом знания по отдельным видам искусства могут быть использованы в работе с дошкольниками, и какое значение они мо­гут иметь в процессе их творческого развития. Такой взгляд продик­тован тем, что гуманизация образования как одна из проблем со­временной науки предполагает сосредоточение внимания на станов­лении творческой индивидуальности каждого ребенка.

    Одним из таких условий является передача художественного опыта от поколения к поколению как системы исторически сложившихся, общепринятых «художественных» свойств и отношений, выработанных многими поколениями художников и усваиваемых конкретной лич­ностью в качестве художественно-изобразительного инструментария. В художественный опыт включены как индивидуальные открытия — бессмертные произведения искусства, так и технология их создания, которая, совершенствуясь, перешла в закономерности и правила изо­бразительного искусства. Только при условии овладения основами изобразительной грамоты дошкольники смогут научиться «читать» уже созданные произведения и «писать» собственные образы.

    Начинается пособие с обоснования понятия «детское изобрази­тельное творчество» и его взаимодействия с другими понятиями, после чего широко представлен анализ этапов становления творчества дошкольников в различных его видах. Изучение теории и методики ознакомления детей дошкольного возраста с видами, жанрами, тех­никами искусства является логическим продолжением ранее рас­смотренного материала.

    Пособие состоит из ряда глав, которые включают в себя вопросы теории методики развития изобразительного творчества детей. Теоретический материал обобщается и конкретизируется в примерах, приводимых в ходе объяснения того или иного положения пособия. В конце каждой темы имеются вопросы и задания, позволяющие студент осуществить самоконтроль за качеством усвоения пред­ставлен ого материала. Рекомендуемая литература позволяет студен­там бол глубоко рассмотреть интересующие их вопросы.

     

     

    РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА


    Глава 1


    pdnr.ru

    Теория и методика развития детского изобразительного творчества

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

    Факультет иностранных языков

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Контрольная работа

    по дисциплине

    Методика развития речи в детском саду

    Тема: Теория и методика развития детского изобразительного творчества

     

     

     

    Выполнила: студентка 3-го курса

    Карипова И.Ш.

     

     

    Железногорск,2010

    Содержание

     

    Введение

    1. Современная стратегия и тактика обучения родному языку

    2. Требования к занятиям по обучению родному языку

    3. Особенности занятий в разных возрастных группах

    4. Методы и приемы обучения родному языку

    Заключение

    Литература

    Введение

     

    Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей (СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. М.,1989). В своей работе я попыталась выстроить логику речевого развития ребенка и организации педагогического процесса в детском саду. В работе раскрываются основные понятия, особенности развития разных сторон детской речи, задачи, содержание и методика работы.

    Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей. Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

    1. Современная стратегия и тактика обучения родному языку

     

    Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Одно из центральных мест в воспитании, обучении и развитии детей в дошкольном образовательном учреждении занимает работа по развитию речи. Актуальность этой работы подтверждается ведущими положениями педагогики и психологии дошкольного детства, в которых отмечается, что дошкольный возраст уникален по своему значению для развития речи, поскольку своевременное речевого развитие ребёнка в дошкольном детстве является залогом успешного развития его личности.

    Задачи развития речи у дошкольников

    1. Развитие словаря.

    В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т. д. В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор прежде всего такого словаря, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими и который стихийным путем приобретается им медленно, с трудом, с ошибками. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).

    2. Формирование грамматической стороны речи.

    Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные). Ребенок слышит от окружающих грамматически оформленную речь. Осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй, познает модели языка. Воспитатель организует разнообразную речевую практику детей, включая в систему обучения языку упражнения, которые привлекали бы внимание детей к наиболее сложным и необходимым для них конструкциям, закрепляли бы определенные правила морфологии и синтаксиса родного языка (Помечтаем, что было бы… упражнение в употреблении сослагательного наклонения; Отгадай, чего не хватает? упражнение в употреблении существительных в родительном падеже; Я начну, а ты закончи! упражнение в употреблении распространенных предложений и т. д.).

    Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.

    3. Воспитание звуковой культуры речи

    Прежде всего, ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики и орфоэпии. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить ребенка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т. д.).

    4. Формирование р

    www.studsell.com

    Советы рукодельницам