Примерные темы самообразования воспитателей | Социальная сеть работников образования

Содержание

1.Активизация словаря детей младшей возрастной группы.

2.Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру детей раннего возраста.

3.Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.

4.Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.

5.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

6. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.

7.Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.

8.Дидактические игры в обучении детей основам математики.

9.Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

10.Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.

11.Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

12.Игра как средство общения дошкольников.

13.Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.

14.Использование здоровьесберегающих технологий в первой  младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.

15.Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

16.Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет.

17.Личностно-ориентированныйподход в воспитании дошкольников.

18.Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.

19.Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

20. Обогащение социального опыта дошкольников.

21.Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.

22.Система работы в ДОО по патриотическому воспитанию.

23.Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.

25.Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

26.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

27.Правила дорожного движения для дошкольников.

28.Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.

29.Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

30.Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

31.Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4-7 лет).

32.Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой.

34.Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

35.Развитие мелкой моторики дошкольников.

36.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.

37.Развитие познавательной деятельности дошкольников.

38.Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.

39.Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

40. Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников.

41.Развитие сенсорных способностей  дошкольников.

42.Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.

43.Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования.

44.Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра.

45.Речевое развитие дошкольников

46.Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.

47.Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.

48.Роль загадки в развитии дошкольника.

49.Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

50.Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

51. Современные подходы к реализации задач образовательной области «Познавательное развитие»

.- Современные подходы к реализации задач образовательной области «Речевое  развитие»

.- Современные подходы к реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное  развитие»

Современные подходы к реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое  развитие»

52.Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.

53.Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка.

54.Физическое развитие детей в игровой деятельности.

55.Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.

56.Формирование коммуникативных качеств у детей младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.

57.Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой.

58.Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.

59.Формирование начал экологической культуры дошкольников.

60.Формирование основ педагогического мастерства.

61.Формирование патриотических чувств у дошкольников.

62.Формирование речи детей в игровой деятельности.

63.Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.

64.Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей.

65.Экологическое воспитание детей в детском саду.

66.Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.

67.Деятельностный подход в воспитании дошкольников

68. Влияние развивающего метода обучения на становление личности дошкольника

69.Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников

 

 

nsportal.ru

Примерные темы самообразования для молодых педагогов

  • Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий.

  • Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.

  • Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.  

  • Развитие творческих способностей детей в труд. деят-ти в условиях реализации ФГОС НОО.

  • Развитие познавательных способностей у школьников в рамках реализации стандартов второго поколения. 

  • Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

  • Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД школьников.

  • Групповая работа как средство формирования УУД.

  • Развитие проектных навыков у младших школьников.

  • Портфолио как средство развития УУД младшего школьника.

  • Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС.

  • Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в условиях перехода на  ФГОС.

  • Возможности использования УМК «…….» для повышения качества образования в условиях реализации стандартов второго поколения.

  • Развитие ИКТ — компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО.

  • Обеспечение преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

  • Контрольно-оценочные действия на уроке в рамках реализации ФГОС НОО.

  • Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики  по ФГОС НОО.

  • Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка (математики, литературного чтения, окружающего мира).

  • Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках …….

  • Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.

  • Решение наглядно-действенных задач на уроках ….в условиях перехода на ФГОС НОО(ООО)

  • Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС.

  • Развитие детской одарённости в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО(ООО)

  • Развитие логического мышления на уроках ….. по ФГОС НОО(ООО)

  • Организация системы оценивания достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС

  • Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС НОО(ООО)

  • Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО(ООО)

  • Развитие познавательной активности у учащихся на уроках ……

  • Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность.

  • Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ЕГЭ.

  • Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках.

  • Решение задач повышенной сложности по …….. как средство развития познавательной активности учащихся.

  • Исследовательская деятельность учащихся при изучении …как одно из условий формирования творческой личности.

  • Влияние индивидуальных подходов к личности человека на развитие одарённости.

  • Формирование речевой компетенции учащихся на уроках развития речи.

  • Научно-исследовательская работа на уроках ….

  • Основы методологии научно-педагогического исследования по физкультуре и спорту.

  • Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы.

  • Метод минипроектов или….. как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

  • Применение игровых технологий на уроках ….

  • Развитие познавательных способностей на уроках …..

  • Развитие творческих способностей учащихся на уроках ……..и во внеурочное время.

  • Методика подготовки учащихся к олимпиадам.

  • Использование ИК технологий в условиях модернизации образовательного процесса.

  • Формирование у учащихся компетентностного подхода к изучению …..

  • Применение ИКТ для развития мотивации учащихся с целью повышения качества обучения, эффективной подготовки к ЕГЭ и обеспечения деятельностного подхода в обучении

  • Формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся

  • Повышение эффективности обучения по предмету на основе использования новых технологий.

  • Формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся

  • Применение ИКТ для развития мотивации учащихся с целью повышения качества обучения, эффективной подготовки к ЕГЭ и обеспечения деятельностного подхода в обучении

  • multiurok.ru

    Темы по самообразованию

  • Основные направления модернизации содержания образования по математике

  • Профессиональная компетентность учителя математики.

  • Развитие коммуникативной компетентности учащихся

  • Образовательные технологии как показатель профессиональной компетентности учителя математики.

  • Компетентностый подход в преподавании математики

  • Оснащение образовательного процесса. Роль кабинета математики в модернизации учебно-воспитательного процесса.

  • Педагогические технологии обучения математики.

  • Формирование общеучебных умений, навыков и способов действий (надпредметных компетентностей) средствами математики.

  • Осуществление контроля за результатами обучения математики.

  • Повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний

  • Межпредметные связи математики с другими предметами.

  • Организация деятельностного подхода в обучении математики по современным УМК.

  • Формирование информационной культуры школьников при обучении математики.

  • Роль игры и интеграции различных видов деятельности в организации обучения.

  • Применение информационных технологий на уроках математики

  • Оценка качества и эффективности УМК по математике

  • Проектная деятельность учащихся при обучении математике

  • Современные интернет ресурсы в обучении математике

  • Роль внеклассной работы по предмету в формировании ключевых компетентностей по предмету

  • Технология модульного обучения

  • Интерактивная доска одно из средств компетентностно-ориентированного урока

  • Компетентносто-ориетированный урок

  • Психологические аспекты преподавания математики

  • Программа саморазвития профессиональной компетентности учителя

  • Методика применения медиаресурсов при подготовке к ЕГЭ

  • Методика подготовки старшеклассников к ЕГЭ

  • Работа с одаренными детьми.

  • Мотивация учебной деятельности, самодиагностика на уроках математики с применением информационных обучающих средств.

  • Методика формирования вычислительных навыков.

  • Методика решения текстовых задач.

  • Качество образования школьников.

  • Технология полного усвоения на уроках математики.

  • Факторы, влияющие на качество образования.

  • Тестовый контроль знаний учащихся на уроках и при подготовке к ЕГЭ.

  • Проблемное обучение на уроках математики.

  • Метод проектов при изучении геометрии в классах ранней профилизации.

  • Потенциальные возможности учебников нового поколения, как средство формирования творческой личности.

  • Возможности дифференцированного подхода в преподавании математики.

  • Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации самостоятельной работы.

  • Самостоятельная работа на уроках математики.

  • Дифференцированный подход на уроках математики.

  • Дифференцированный подход при решении задач.

  • Информационно-коммуникационные технологии в работе над проектами.

  • Деятельностный подход к обучению учащихся на уроках математики.

  • Применение компьютерных технологий на уроках математики.

  • Организация итогового повторения на уроках математики.

  • Дифференцированный подход в обучении математики.

  • Дидактические игры на уроках математики в 5-6 классах.

  • Метод проектного обучения.

  • Проектная и исследовательская деятельность как один из факторов повышения качества образования.

  • Использование исследовательского метода при решении заданий с элементами теории вероятности.

  • Работа по подготовке учащихся к ЕГЭ.

  • Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время.

  • Предпрофильная подготовка учащихся на уроках математики.

  • Формы самостоятельной работы на уроках математики

  • Личностно-ориентированное обучение на уроках математики

  • Повышение уровня мотивации учащихся на уроках математики через различные способы деятельности

  • Особенности преподавания математики в условиях перехода на ФГОС 2 поколения

  • Применение ИКТ для развития мотивации учащихся с целью повышения качества обучения, эффективной подготовки к ЕГЭ и обеспечения деятельностного подхода в обучении

  • Формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся

  • Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС, как средство повышения качества образования

  • Организация содержания коррекционно-развивающей работы в классах седьмого вида по математике в условиях перехода к ФГОС.

  • Использование ИКТ при формировании личностных универсальных действий в основной школе по математике в процессе внедрения ФГОС.

  • Формы организации внеурочной деятельности по математике в процессе внедрения ФГОС.

  • Формирование познавательных универсальных действий в основной школе по математике в процессе внедрения ФГОС.

  • Формирование коммуникативных универсальных действий в основной школе по математике в процессе внедрения ФГОС.

  • Формирования метапредметных компетенций на уроках математики в условиях внедрения ФГОС.

  • Разработка листа учебного развития предметных умений по геометрии для учащихся основной школы в условиях перехода к ФГОС.

  • Управление качеством внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО

  • Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеурочное время

  • Использование проблемно-поискового метода на уроках математики в условиях ФГОС ООО»

  • multiurok.ru

    тема, программа, папка и другие методические компоненты и документы + фото и видео

    Современному человеку часто приходится перестраиваться, осваивать новые знания для достижения профессионального успеха, психологического комфорта и социальной реализации. Работать по старинке с детьми — это значит превращать обучение в скучную обязанность, которая не трогает душу и не пробуждает интеллектуальную активность класса. Сама специфика деятельности педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает к тому, чтобы учитель начальной школы постоянно занимался совершенствованием профессиональных навыков в соответствии с требованиями ФГОС, составлял и выполнял план по самообразованию на основе выбранной темы.

    Организация работы по самообразованию учителя начальной школы

    Самообразованием занимается мыслящий человек, стремящийся к познанию законов окружающего мира и самого себя. На занятие самосовершенствованием педагога побуждает стремление к новым знаниями и умениями, которые помогут достичь эффективных результатов в профессиональной деятельности.

    Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.

    А. Дистервег

    Цели и задачи педагога

    ФГОС видит цель образования в общекультурном, духовно-нравственном, интеллектуальном развитии личности ребёнка. Документ об образовании и собственно образование — вещи не всегда тождественные. В своём окружении ребёнок видит людей, которые имеют корочки об образовании, закончили высшие учебные заведения, но совершенно не востребованы на рынке труда по своей специальности. К сожалению, зачастую образовательная деятельность не помогает понять человеку самого себя, осознать свои цели, стать самодостаточным. Сложно объяснить малышу, который начинает свой путь в мир знаний, зачем ему такое «образование».

    Самообразование учителя — это самостоятельно приобретённые знания дополнительно к тем, которые получены в базовых учебных заведениях

    Таким образом, главная задача педагога — «научить учиться». Он должен открыть вкус познания, помочь ощутить душевную отраду от прикосновения к миру непознанного, наконец, обрести независимость от прихотливости и изменчивости социальных запросов общества, быть всегда «в тренде».

    Для осуществления столь важной и трудной задачи необходимо, чтобы учитель сам был высокоразвитой, глубокой и многогранной личностью, владел техникой самообразования и самосовершенствования, не останавливался на достигнутом и стремился к расширению своих интересов, к покорению всё более высоких вершин профессионального мастерства. К работе по самообразованию педагога побуждают следующие факты:

    • инертный, костный учитель не сможет пробудить интерес и сформировать активную жизненную позицию у своих воспитанников, ведь воспитание основано на механизме перенимания, подражания;
    • необходимость совершенствования навыков самостоятельной работы с информацией, поскольку во время ежедневной подготовки к уроку, внеурочному занятию или выступлению на родительском собрании у учителя возникает потребность поиска и анализа информации;
    • творческий поиск станет эффективным противоядием проблемы нервного перенапряжения и эмоционального выгорания, поскольку невозможно сохранить живой интерес и энтузиазм в условиях однообразного и шаблонного подхода к работе;
    • имидж «современного человека» важен для учителя, если он стремится завоевать уважение и пользоваться авторитетом у детей нового поколения с иным мировоззрением;
    • репутация успешного высококлассного педагога, к которому хотели бы отдать своих детей родители, даёт преимущества в выборе класса, нагрузки и т. д.;
    • наконец, материальная заинтересованность, ведь высокая категория — это солидная прибавка в заработной плате.

    В учебном процессе главной фигурой является преподаватель с его культурным уровнем, физическим, психическим и нравственным здоровьем, творческим потенциалом

    К основным направлениям работы по самообразованию относятся:

    • информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к начальному образованию;
    • изучение учебной литературы, периодических специальных изданий, методических пособий и рекомендаций;
    • знакомство с новейшими научными достижениями в области педагогики, возрастной психологии и физиологии;
    • изучение современных программ и педагогических методик урочной и внеурочной деятельности, овладение информационно-компьютерными технологиями, знакомство с новаторским опытом преподавания других педагогов;
    • расширение личного образовательного кругозора, изучение психологии общения, повышение общекультурного уровня, работа над личным имиджем.

    Главными задачами самообразования учителя являются:

    • совершенствование педагогических навыков, развитие профессиональной компетентности;
    • освоение интерактивных методов учебной деятельности с целью повышения уровня мотивации и качества знаний учеников;
    • разработка методических рекомендаций в рамках темы самообразования, обмен опытом, консультирование.

    Учитель-методист в силу своего опыта и компетентности может оказать своему менее опытному коллеге методическую консультативную помощь:

    • определить тему, конкретизировать цели и задачи;
    • распланировать работу по самообразованию;
    • грамотно зафиксировать отчётную информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий и действий;
    • совместно с коллегой проанализировать результаты проделанной работы и подвести итоги.

    Специальные курсы повышения квалификации педагога проводятся каждые пять лет, а в межкурсовой период актуальной становится самостоятельная работа каждого учителя, осуществляемая при поддержке методического объединения. Стажировка, курсы повышения квалификации или тренинги — это ещё не самообразование, поскольку главной составляющей процесса работы над собой является внутренняя потребность, только она сделает самообразование по-настоящему эффективным.

    В ходе курса педагоги обучаются проводить точечный поиск информации в сети Интернет по необходимому предмету в учебных целях, оценивать, классифицировать найденную информацию, работать и создавать учебные интернет-ресурсы

    Формы работы по самообразованию

    Условно выделяется две формы самообразования учителя начальной школы:

    • индивидуальная: работа с библиотечным фондом, чтение специальных периодических изданий, монографий, ведение собственной картотеки по исследуемой тематике;
    • групповая: активное участие в работе методического объединения, обмен опытом в рамках семинаров, научных конференций, посещение открытых уроков коллег, психологических тренингов, подготовка и участие в конкурсе «Учитель года».

    Педагогам, работающим над профессиональным самосовершенствованием, рекомендуется:

    • для получения информации использовать несколько источников, чтобы добиться большей объективности, рассмотреть вопрос разносторонне, сформировать собственное мнение на основе анализа и сопоставления разных точек зрения;
    • внимательно изучать аннотации к источникам, что поможет рациональнее организовать свою работу, эффективно распределить время, отсеивая неважную литературу ещё на этапе предварительной подготовки;
    • создать свою коллекцию фактов, выводов, которая пригодится при подготовке к выступлениям на педагогических советах, аргументированном ведении дискуссии;
    • в процессе чтения методической литературы делать тезисные записи в блокноте, которые позволят глубже и точнее осмыслить новую информацию, выписывать неясные для себя термины для того, чтобы в дальнейшем уточнить их в толковых или специальных словарях.

    Перед руководителем школьной организации стоит задача по созданию такой творческой атмосферы во вверенном ему коллективе, чтобы самообразование каждого педагога стало его органической потребностью.

    Групповая форма самообразования может быть представлена в виде подготовки и участия в конкурсе для педагогов

    План самообразования учителя начальных классов по ФГОС: этапы, структура и темы

    К основным этапам плана работы по самообразованию относятся:

    • подготовительно-диагностический — осознание внутренней мотивации к самообразованию, потребности расширения профессионального кругозора и сферы компетентности, определение цели и задач;
    • планирование — определение темы, продумывание содержательной части плана, указание основных этапов, форм и методов работы;
    • учебная деятельность — теоретическое знакомство с предметом исследования или педагогического эксперимента, изучение литературы по выбранной теме;
    • практическая деятельность — подготовка и проведение занятий, внеурочных мероприятий, проектов с детьми, разработка дополнительных дидактических пособий;
    • подведение итогов — составление перспективного плана работы с указанием форм и методов деятельности, отчётной папки с данными о динамике результатов у детей, выставки детских работ, проведение открытого урока или внеурочного мероприятия, доклад на педагогическом совете, методическом семинаре, конференции по обмену опытом.

    Видео: пример представления итогов работы — открытый урок, представленный на конкурс «Педагог города Москвы»

    Завучи и методисты помогают определиться с темой, разработать план деятельности по самообразованию учителя начальных классов по ФГОС, контролируют этапы реализации, организовывают отчётные мероприятия.

    На повестке дня обсуждению подлежали вопросы по составлению плана работы над темой самообразования

    Тема самообразования подбирается с учётом опыта работы и профессиональной компетентности каждого учителя. Если школа работает над подготовкой экспериментальной площадки, разрабатывает новый масштабный проект, то проблемы, связанные с поисковой работой, включаются в план.

    Ориентировочные темы:

    1. Особенности дифференцированного преподавания математики.
    2. Применение метода тематического тестирования на уроках русского языка.
    3. Эффективные методы работы с одарёнными детьми.
    4. Развитие навыков самоорганизации у младших школьников.
    5. Развитие навыков культуры речи на уроках чтения.
    6. Взаимодействие игровой и учебной деятельности на уроках литературы.
    7. Подготовка и проведение интерактивного урока в начальной школе.
    8. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
    9. Использование метода исследования и моделирования на уроках природоведения.
    10. Разработка самостоятельных и контрольных работ по математике.
    11. Разработка наглядных и дидактических пособий для уроков природоведения.
    12. Развитие творческих способностей детей в условиях внеурочной деятельности.

    На основе выбранной тематики разрабатывается индивидуальный план.

    Структура плана включает:

    1. Название темы.
    2. Цели, задачи.
    3. Прогнозируемый результат.
    4. Основные этапы работы.
    5. Занятия, проекты, мероприятия внеурочной деятельности.
    6. Способ демонстрации (выступление на педагогическом совете, открытое занятие, мероприятие, презентация).

    Пример программы по самообразованию на 3 года — таблица

    Результаты и отчёт учителя начальных классов перед методическим советом

    По завершении работы необходимо написать отчёт, который будет состоять из подведения итогов проделанной работы, обобщения и систематизации опыта и перечня рекомендаций для других педагогов.

    Результаты самообразования могут быть представлены следующим образом:

    • статистические показатели, результаты психологических исследований, которые подтверждают эффективность методики преподавания;
    • апробация новых методов и форм работы;
    • публикация методических пособий, статей, программ и т. д.;
    • разработка дидактического материала, наглядных пособий, тестов;
    • проведение открытых занятий, тренингов и мастер-классов по новаторским методикам;
    • подготовка методических рекомендаций, выступления и доклады.

    Отчёт может быть представлен в форме доклада и презентации перед педагогическим коллективом (методическое объединение, педагогический совет).

    Фотогалерея: пример папки-презентации по самообразованию

    Педагогический совет школы может обратиться к методистам районного уровня с предложением продемонстрировать наиболее успешные и яркие результаты проектов самообразования за пределами школы (семинары, конференции, конкурсы различного уровня).

    Стоит заметить, профессиональное самосовершенствование не сводится к заполнению отчётной документации, подготовке докладов и презентаций. Смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы стать плодотворным импульсом к повышению уровня профессионального мастерства педагога и совершенствованию его личностных качеств.

    Видео: представление учителем опыта работы на тему «Развитие читательского интереса младших школьников»

    Настоящий профессионал способен на проведение самоанализа, замечает не только позитивные, но и негативные грани своей деятельности. Такой человек прислушается к здоровой критике, сделает выводы и попытается преодолеть слабые стороны характера, препятствующие дальнейшему развитию. Уважающий себя педагог старается освоить эффективные методы работы, повысить качество преподавания, пытается найти подход к каждому ребёнку. Важно, чтобы все участники образовательного процесса не забывали, что главная цель инновационных технологий, интерактивных уроков, профессионального роста и развития — это полноценное развитие детей в благоприятной и дружественной психологической атмосфере.

    44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе — 22 года. Сфера профессиональной деятельности — проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации). Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

    paidagogos.com

    План самообразования

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Лицей №8» городского округа город Салават

    Республики Башкортостан

    План

    по самообразованию

    учителя начальных классов

    Самошкиной Натальи Анатольевны

    Салават

    2016

    Тема самообразования

    «Развитие творческих способностей учащихся в рамках реализации ФГОС»

    Сроки реализации темы самообразования: 2016-/2020 учебный год

    Цель: освоить новые формы и методы работы развития творческих способностей, повысить уровень обученности учащихся и развитие их творческих способностей через внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий, формировать желания и умения учиться, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

    Задачи:

    1. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.

    2. Внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.

    3. Использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД.

    4. Воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

    5. Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

    Ожидаемые результаты:

    1. Повышение успеваемости и качества знаний учащихся, мотивация к творческой деятельности.

    2. Разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС.

    3. Формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия.

    4. Формулирование собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации.

    5. Участие в педсоветах, семинарах,  в работе школьного ЛМО учителей начальных классов.

    6. Умение оказать практическую помощь коллегам.

    Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

    Направления самообразования

    Основные направления

    Действия и мероприятия

    Сроки

    реализации

    Профессиональное

    1. Изучить программы и учебники, их

    особенности и требования.

    2. Знакомиться с новыми педагогическими

    технологиями через предметные издания и

    Интернет.

    3. Повышать квалификацию на курсах для

    учителей.

    регулярно

    регулярно

    регулярно

    Психолого-педагогическое

    Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

    регулярно

    Методическое

    1.Совершенствовать знания современного

    содержания образования учащихся.

    2.Знакомиться с новыми формами, методами и

    приёмами обучения.

    3. Принимать активное участие в работе

    школьного ЛМО.

    4. Организовать работу с одарёнными детьми

    и принимать участие в конкурсах творческих

    работ, олимпиадах.

    5. Изучать опыт работы лучших учителей

    своей школы и через Интернет.

    6. Посещать уроки коллег и участвовать в

    обмене опытом.

    7. Ежегодно проводить самоанализ

    профессиональной деятельности.

    8. Создать и пополнять «методическую

    копилку».

    9. Проводить открытые уроки и мероприятия

    для коллег и родителей.

    10. Выступать с докладами, с творческим

    Отчетом.

     регулярно

     

     регулярно

     

    регулярно

    ежегодно

     

    регулярно

     регулярно

     

    регулярно

     

     2017-2019

     2019-2020

    Информационнокоммуникативные

    технологии

    1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный

    процесс.

    2.Обзор в Интернете информации по

    предметам.

    регулярно

    регулярно

    Основные этапы работы по самообразованию

    Этапы

    Содержание работы

    Сроки

    Практическая деятельность

    Диагностический

    1. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

    2016-2017г.

    1. Изучение ФГОС начального общего образования.
    2. Курсы повышения квалификации учителей.
    3. Изучение  психолого-педагогической литературы: «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений».

    Прогностический

    1. Определение целей и задач темы.
    2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
    3. Прогнозирование результатов.

    2016-2017г.

    1. Составление прогноза.
    2. Выступление на ЛМО «Реализация различных образовательных технологии, как средство формирования УУД в рамках ФГОС».

    Практический

    1. Внедрение опыта работы.

    2.Формирование методического комплекса.
    3. Корректировка работы.

    2017-2018 г.

    1. Выступление на педсовете «Образовательная деятельность, как средство формирования УУД».
    2. Выступления на заседаниях ЛМО «Внеурочная деятельность. 3. Работа кружка «Художественное творчество: станем волшебниками» (из опыта работы).
    4. Проведение открытых уроков, круглого стола для родителей.
    5. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

    6. Обмен педагогическим опытом на сайте «Инфоурок».

    Обобщающий

    1. Подведение итогов.
    2. Оформление результатов работы.

    2018-2019 г.

    1. Участие и результаты в муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах и олимпиадах.
    2. Публикация методических наработок по теме самообразования в научно-методических журналах, на учительском сайте «Инфоурок».

    3. Мастер-класс или открытый урок по теме самообразования.
    4. Консультативная помощь учителям и учащимся.

    Внедренческий

    1. Распространение опыта работы.

    2019-2020 г.

    1. Участие в районной конференции « Реализация ФГОС НОО в начальной школе» (мастер-класс на тему «Внеурочная деятельность. Движение и здоровье»).

    2. Ведение персонального сайта.
    Публикации на сайтах «nsportal» и на республиканской газете.
    3. Представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок».

    В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

    1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

    2. Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах.

    3. Прохождение курсов повышения квалификации.

    4. Аттестация на первую квалификационнуюкатегорию.

    5. Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, страны в области обучения и воспитания.

    6. Участие в профессиональных встречах, семинарах, конференциях школ.

    7. Использование возможностей Интернет на уроке.

    8. Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий.

    9. Проведение диагностик, срезов, анкетирование. Проверка и углубление знаний, умений и навыков, обучающихся по предметам с использованием тестов.

    10. Развитие познавательного интереса обучающихся к предметам путем внедрения

    нестандартных уроков.

    11. Проекты на уроках, во внеклассной работе по предметам.

    12. Внедрение полученных результатов в педагогическую практику.

    13. Выступление перед коллегами на ЛМО, педсовете, семинаре.

    14. Оформление портфолио.

    15. Посещение уроков коллег и участие в обмене

    опытом.

    16. Проведение открытых уроков и мастер-классовна уровне школы.

    17. Участие в профессиональных конкурсах на городском и республиканском уровнях.

    18. Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время.

    19. Систематически пополнять «Портфолиоучителя» результатами работы над темой

    самообразования.

    20.Создать условия для участия особо одаренных детей в олимпиадах, конкурсах различного уровня.

    21. Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на городском, республиканском и всероссийском уровне.

    22. Вовлекать учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

    23. Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления эффективности использования новых образовательных технологий.

    Оценка эффективности программы:

    1. Эффективность программы будет оцениваться по

    2. количественным и качественным показателям

    3. Уровень обучаемости и обученности школьников;

    4. Степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-

    5. воспитательным процессом;

    6. Результативность участия учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах, в проектной деятельности.

    Литература по теме самообразования

    1. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под редакцией А.Г.Асмолова.-М:Просвещение, 2010г.

    2. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.

    3. Постоева Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной деятельности». Курск: издательство «Учитель», 2006 г.

    4. Гай Тагиров Татарские танцы. — Казань, Тат.книж.изд., 1988

    5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)

    6. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. –Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. –212с.

    7. Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт. –2012. –No1 (Январь). –ART 1202. –URL: http://e-koncept.ru/2012/1202.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. –ISSN 2304-120

    8. В.А.Сухомлинский «Процесс овладения знаниями и умственное развитие». Изб. пед. соч. – М.,: 1980, т.2., стр. 238-259.

    9. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. – М.,: «Баласс», 2009. – стр. 5-85.

    10. И.С.Якиманская «Личностно-ориентированное обучение в современной школе». М.: 1996; изд. 2-е, 2012.

    11. А.Адлер., Р. Ассаджиоли О психологических методах изучения творчества.- М., Наука, 2014. – стр. 15-105.

    12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер Ком, 1999.

    13. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. М. Высшая школа, 2015

    14. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С.Р. — М., 2010

    15. Репин И.Е.. Воспитание творчества. — Томск: Пеленг, 2003

    videouroki.net

    Темы самообразования учителей начальных классов

    Темы самообразования учителей начальных классов

  • Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий.

  • Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.

  • Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.  

  • Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

  • Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.

  • Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов.  

  • Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

  • Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников.

  • Групповая работа как средство формирования УУД.

  • Развитие проектных навыков у младших школьников.

  • Портфолио как средство развития УУД младшего школьника.

  • Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС.

  • Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на  ФГОС второго поколения.

  • Возможности использования УМК «Начальная школа XXI века» для повышения качества образования в условиях реализации стандартов второго поколения.

  • Развитие ИКТ — компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО.

  • Обеспечение преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

  • Контрольно-оценочные действия на уроке в рамках реализации ФГОС НОО.

  • Взаимодействие учителя и учащихся на уроках литературного чтения по ФГОС НОО.

  • Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка (математики, литературного чтения, окружающего мира) по ФГОС НОО.

  • Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.

  • Решение наглядно-действенных задач на уроках математики в условиях перехода на ФГОС НОО.

  • Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения.

  • Развитие детской одарённости в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО.

  • Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС НОО.

  • Организация системы оценивания достижений обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО.

  • Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

  • Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

  • Формирование эффективных навыков беглого чтения у младших школьников.

  • Проектная деятельность как средство формирования УУД   в условиях реализации ФГОС.   

  • Проектно – исследовательская деятельность как важное направление в начальной школе.

  • Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов.

  • Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.    

  • Здоровьесберегающие технологии на уроках в условиях реализации ФГОС.

  • Здоровьесберегающие технологии  как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов.

  • Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов.

  • Воспитание творческой направленности личности младших школьников  в условиях коллективной деятельности.

  • Развитие речи младших школьников на уроках и внеклассных занятиях.

  • Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ГПД.

  • infourok.ru

    Доклад на тему «Самообразование педагога в условиях реализации ФГОС»

    Самообразование педагога в условиях реализации ФГОС

    Тэрыца Е.Г.

    Учитель математики и информатики и ИКТ I квалификационной категории

    МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа №13»

    Учитель — одна из древнейших профессий, и самое главное — то, что она никогда не устареет. Может меняться устройство общества, устаревать и уходить в небытие политические и социальные структуры, технический прогресс может вытеснять человека из всех сфер деятельности… но!!! Никогда никакая машина не заменит настоящего учителя-человека, никакая политика не отменит обучения подрастающего поколения взрослым и мудрым поколением преподавателей. Мы живем в XXI веке – веке науки и техники. И все же целью современного учителя остается извечная цель – научить быть человеком. Учитель должен уметь прорваться в души учеников сквозь компьютеры, мобильники и помочь живому общению между людьми, научить видеть красоту реального мира. Современный учитель должен иметь четкие и ясные ответы на вопросы: что мы учим, зачем мы это учим, как мы это учим, и где это можно применить в жизни.

    Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Что же такое самообразование? Самообразование- это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым способом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранения здоровья школьников. Самообразование охватывает широкий круг вопросов, однако направленность педагогического самообразования должна быть обращена к изучению таких проблем, тем, предметов, которые учителя в свое время не изучали в педагогических учебных заведениях, но которые для современной школы являются актуальными. В числе таких проблем, составляющих основу педагогического самообразования, могут быть проблемы педагогического общения, индивидуализации и дифференциации обучения, развивающего обучения, модульного обучения, обучения в школах нового типа и т.д. Необходимость самообразования диктуется с одной стороны самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, а с другой стороны реалиями и тенденциями непрерывного образования, связанные с постоянно меняющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций. На современном этапе растет потребность педагога в самореализации. Это те педагоги, которые готовы перестраивать свою деятельность, умело решать новые более сложные задачи.

    Самообразование взрослого человека сугубо индивидуально, тем не менее возможна и необходима корректировка самообразовательной деятельности учителя со стороны опытного коллеги, авторитетного руководителя школы. Для того чтобы оказать реальную помощь учителю в организации самообразования, необходимо знать потребности, запросы, интересы личности в сфере профессиональной деятельности. Специально организованная методическая работа в школе должна быть построена с учетом индивидуальных потребностей учителей. В таком случае учитель, участвуя в коллективных формах повышения квалификации, будет находить ответы на интересующие его вопросы. Самообразование базируется на высоком уровне развития сознания, потребности в самосовершенствовании и творческой самореализации. Самообразование каждого учителя строится с учетом культуры умственного труда, знаний индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование учителя зависит от его умения организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его.

    Основные направления плана самообразования:

    1) изучение новых образовательных технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение;

    2) изучение теоретических основ личностно-ориентированного обучения;

    3) изучение теоретических основ системно — деятельностного подхода в обучении;

    4) изучение метода проекта как способа реализации системно — деятельностного подхода;

    5) применение полученных теоретических знаний на практике.

    План реализации данных направлений учитель составляет самостоятельно.

    Какие же ожидаемые результаты?

    1. Повышение качества преподаваемого предмета;

    2. Проведение открытых уроков перед учителями школы и города;

    3. Увеличение количества участников и победителей олимпиад, математических кружков;

    4. Доклады и выступления;

    5. Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям;

    6. Разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронных комплектов педагогических разработок;

    7. Выработка методических рекомендаций по применению инновационных технологий на уроках математики;

    8. Обобщение опыта по исследуемой теме;

    9. Доклады, выступления на заседаниях ШМО и ГМО, обмен опытом.

    Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми:

    1. Изучение нормативных документов.

    2. Интернет-ресурсы для организации учебной деятельности.

    3. Изучение психологических вопросов в рамках интернет- среды.

    4. Участие педагога в сетевых творческих группах.

    5. Участие в сетевых профессиональных конкурсах, форумах.

    6. Изучение вопросов по организации деятельности учащихся.

    7. Участие в вебинарах.

    8. Создание блока учителя или классного руководителя.

    9. Участие учащихся в сетевых форматах.

    Поскольку управленческая стратегия приднестровского образования ориентирована на Россию, мы с особым вниманием изучаем опыт россиян в области реформы в образовании. Модернизация системы образования — требования времени. Государственная политика должна учитывать особенности региона и перспективные цели развития общества. Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на развивающиеся потребности личности, общества, государства; расширение пространства образования современных педагогов.

    Таким образом, «педагогом новой формации» может быть назван только постоянно стремящийся к саморазвитию, самореализации педагог.

    Литература

    2. Социальная сеть работников образования . nsportal.ru

    3. http://pedportal.net/

    4. http://www.prodlenka.org

    5. http://www.metod-kopilka.ru

    infourok.ru

    Советы рукодельницам