Осенний плейлист

Содержание

Осень — прекрасная или унылая пора? Время, когда краски природы пылают ярче всего — или угасают? Противоречивость осени вдохновляла многих людей искусства. «Культура.РФ» подобрала музыкальные композиции, которые помогают прочувствовать романтику этого времени года.

Петр Чайковский. «Времена года. Осень»

Василий Поленов. Золотая осень (фрагмент). 1983. Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова, село Страхово, Тульская область

Знаменитый русский композитор «до страсти любил» осень. В одном из своих писем меценату Надежде фон Мекк он писал: «Любите ли Вы такие серенькие деньки, как сегодня? Я их люблю ужасно. Да и вообще начало осени по прелести можно сравнить только с весной. Мне кажется, что сентябрь с его нежно-меланхолической окраской природы имеет преимущественное свойство наполнять мою душу тихими и радостными ощущениями». Свой фортепианный цикл Чайковский начал писать на заказ в 1875 году, а его заказчик Николай Бернард издавал пьесы в своем журнале «Нувеллист». Композитор представил музыкально не только каждое время года, но и поделил его на месяцы, а к каждой из 12 пьес добавил эпиграф. Часть «Сентябрь. Охота» сопровождалась строками Александра Пушкина «Пора, пора! Рога трубят…»; «Октябрь. Осенняя песня» — Алексея Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; «Ноябрь. На тройке» — Николая Некрасова «Не гляди же с тоской на дорогу…».

Александр Глазунов. «Времена года: Осень»

Станислав Жуковский. Лесное озеро. Золотая осень (Синяя вода) (фрагмент). 1912. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина

В балете отразил природный годовой цикл Александр Глазунов. Представитель «новой русской школы» начала ХХ века, продолжавшей музыкальные традиции «Могучей кучки», написал свое произведение в 1900 году. Над аллегорическим балетом, напоминавшим представления при дворе европейских правителей XVII–XVIII веков, он работал совместно с балетмейстером Мариусом Петипа. Осень в исполнении композитора получилась оптимистически лиричной: среди виноградников разворачивался танец вакханок, сатиров и фавнов. Известный музыковед Борис Астафьев писал об «Осени» Глазунова: «Это пир осеннего довольства — праздник жатвы и созревания, сытости и спелости. В музыке как бы совместились и южная солнечная искренность, и пенистость виноградного сока, и восточно-русская залихватская гульба».

Александр Глазунов. «Времена года. Осень»

Николай Римский-Корсаков. «Осенняя сказочка»

Алексей Степанов. Осень (фрагмент). 1900. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

Под таким названием скрывается одноактная опера «Кащей Бессмертный». Николай Римский-Корсаков дал ей такой заголовок, так как хотел провести аналогию с «весенней сказкой» — оперой «Снегурочка. Свое «осеннее» произведение композитор создавал в 1901–1902 годах, либретто к нему помогала писать дочь Римского-Корсакова Соня. Если премьера оперы в Москве прошла успешно и спокойно, то в Петербурге она совпала с революционными событиями. Ученики консерватории, в которой работал композитор, приняли участие в волнениях 9 января 1905 года, а когда Римский-Корсаков поддержал студентов, его уволили. Саму постановку, проходившую в Театре Веры Комиссаржевской 27 марта, прервали, когда в зале послышались лозунги «Долой самодержавие!». Премьера превратилась в политическую демонстрацию. Современники увидели в образе «Кащеева царства» и самом Кащее Российскую империю и самодержавие, а позднюю глухую осень, наполненную унылостью и мраком, проассоциировали с царством зла, которое свергает Иван-Королевич победой над Кащеем.

Сергей Прокофьев. «Вариация Феи осени»

Архип Куинджи. Осень (фрагмент). 1890–1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Осенняя вариация — отрывок из балета «Золушка» Сергея Прокофьева по мотивам известной сказки Шарля Перро. Композитор хотел написать балет специально для Галины Улановой: балерина впечатлила его своей ролью в «Ромео и Джульетте». Писал музыку композитор в военные годы, с 1940-го по 1944-й. Звуки осени раскрываются в первом акте балета, когда феи времен года приходят на помощь Фее-бабушке и собирают Золушку на праздничный бал. Известный музыковед и исследователь творчества Прокофьева Израиль Нестьев писал о вариациях фей: «С юношеской непосредственностью зарисовал Прокофьев картины природы в танцах четырех фей: музыка напоминает то о звонком гомоне весны, то о знойной неге лета, то о серенькой осени, то о ласковой русской зиме с мягким снежком». Позднее музыку к балету композитор переложил на симфонический лад, и появились отдельные произведения для оркестра.

На основе постановки в 1960 году режиссер Александр Роу и балетмейстер Ростислав Захаров сняли фильм-балет «Хрустальный башмачок».

Фрагмент фильма-балета «Хрустальный башмачок». Танец фей времен года

Дмитрий Шостакович. «Октябрь»

Борис Кустодиев. Октябрь в Петрограде (фрагмент). 1927. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В советскую эпоху осень ассоциировалась с одним из главных исторических событий — «Великим Октябрем 1917 года». Впервые за осенне-революционную тематику Дмитрий Шостакович взялся в 1927 году. Тогда он получил заказ к первому крупному юбилею от Государственного издательства и написал Октябрьскую сонату. Затем появилась симфония «Посвящению Октябрю», и к 50-летию революции — симфоническая поэма «Октябрь», в которой тревога, ожидание перемен и, наконец, триумф были связаны с осенью.

Георгий Свиридов. «Весна и осень»

Дмитрий Шмарин. Осень. Прощание. 1914 год (фрагмент). 1996. Изображение: artcyclopedia.ru

Композиция «Весна и осень» — часть «Музыкальных иллюстраций к повести Александра Пушкина «Метель» Георгия Свиридова. Литературный первоисточник и сам относится к осени — Болдинской, золотой поре творчества русского поэта. Композитор приступил к написанию музыкальных картин в 1964 году по просьбе кинорежиссера и актера Владимира Басова. Он снимал кинофильм «Метель» с Олегом Видовым и Валентиной Титовой в главных ролях. В 1973 году Свиридов на основе этих картин написал сюиту из девяти номеров, которая стала самостоятельным произведением. «Весна и осень» — третий номер сюиты, построенный на контрасте: лиричная влюбленность Марьи Гавриловны сменяется сожалением о былых чувствах и печалью.

Георгий Свиридов. «Метель. Весна и осень»

Осенние мотивы Григория Пономаренко

Исаак Бродский. Осень (фрагмент). 1912. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Осени посвящали не только симфонические произведения, но и песни. Композитор Григорий Пономаренко написал музыку к композициям «Осень в окошко стучится» на слова Виктора Дюнина и «Отговорила роща золотая» на стихи Сергея Есенина. Обе песни вошли в народный репертуар и до сих пор любимы слушателями.

«Осень в окошко стучится». Музыка Григория Пономаренко, слова Виктора Дюнина. Исполняет Александра Стрельченко, 1972 год

«Отговорила роща золотая». Музыка Григория Пономаренко, слова Сергея Есенина. Исполняет Любовь Бажина, 1976 год

Исаак Шварц. «Дождик осенний»

Евгений Столица. Осень (фрагмент). 1905. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза

Романс автора музыки ко множеству фильмов Исаака Шварца появился в 1984 году. Композитор написал его для кинофильма Владимира Савельева «Капитан Фракасс» по одноименному роману французского писателя Теофиля Готье. Песню «Дождик осенний» на слова Булата Окуджавы исполнила советская певица Елена Камбурова.

«Дождик осенний». Музыка Исаака Шварца, слова Булата Окуджавы. Исполняет Елена Камбурова

Сергей Курёхин. «Воробьиная оратория. Осень»

Станислав Жуковский. Осень. Веранда (фрагмент). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Необычным образом показал смену времен года советский музыкант-авангардист Сергей Курёхин. Он решил создать цикл, подобный произведениям Вивальди и Чайковского. Подтолкнуло Курёхина к работе с такой темой обращение норвежской фирмы, которая была обеспокоена экологическими проблемами в своей стране, в частности вымиранием воробьев. Автор придумал специальный «воробьиный» язык, а саму музыку написал всего за одну ночь. Так в 1993 году появилась «Воробьиная оратория», представленная в четырех сезонных вариациях. Премьера симфонической оратории прошла в Осло и в Санкт-Петербурге.

Автор: Татьяна Григорьева

www.culture.ru

Разработка урока по музыке «Осень в произведениях русских поэтов, композиторов и художников» 4 класс

 -Ребята! Вы вошли в класс под звуки музыки. Она приглашает нас с вами на встречу с прекрасным миром искусства.

Кто может назвать фамилию великого русского композитора ,музыку которого мы только что услышали?

(Портрет Чайковского, пьеса «Осень»)

Наш сегодняшний урок я хочу начать с загадки:

Листьям – время опадать,

Птицам – время улетать,

Грибникам – блуждать в тумане,

Ветру – в трубах завывать.

Солнцу – стынуть,

Тучам – злиться.

Детворе –

Идти учиться. .(Осень.)

— Что мы видим на экране? (картины осенней природы)

— Это были фотографии или картины художников? (картины А.И. Куинджи, И.И. Левитана, В.В. Поленова и д.р.)

-Что такое пейзаж? (картины природы)

-Подберите эпитеты (слова-прилагательные), чтобы описать, какую осень вы увидели? (яркую, красочную, пеструю, величественную) (КАРТОЧКИ показывают)

-Как мы назовем тему нашего урока? (Осень)

У кого мы можем встретить описание осени?(худож, поэты писатели, музыканты) Запись в тетрадь.

-Какие задачи вы поставите себе на урок?

-Мы с вами должны будем узнать, как русские композиторы. Поэты и художники изображали картину осени в своих сочинениях.

Тема нашего урока: «Осень в произведениях русских поэтов, композиторов и художников».

Об осени писали поэты Пушкин, Тургенев, Некрасов, Есенин, Тютчев и многие другие.

Осень манила их своим обликом своей неповторимой красотой.

Поэзия – это мир чувств. Поэтом быть очень сложно. Для этого надо уметь видеть и чувствовать особенным образом. Уметь воспринимать окружающий мир как живой, видеть его красоту. Поэты в своих стихотворениях обращались к теме осени как живому собеседнику. Ваши одноклассники подготовили несколько стихотворений. Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова.

Выступление учащихся , которое сопровождается слайдами картин:

1 уч. Пушкин « Унылая пора! ..»

Запись в тетрадь.

Работа с учебником : «Приют спокойствия , трудов и вдохновенья…»

П.И. Чайковский «Осенняя песнь» (анализ)

Его творения помогают нам лучше понять родную природу. Ведь даже поздняя осень с дождями и ветрами вдруг дарит дни, полные тихой и ясной задумчивости. И поэтому сень была одним из любимых времён года композитора.

Арина Родионовна (ученик рассказывает о няне поэта (село Михайловское Псковской губернии))

Запись в тетрадь

2 ученик Есенин «Нивы сжаты ,рощи голы»+ песня Хор РГУ(акапелла)

— Что чувствуем, когда слушаем эту музыку? (дрожь, трепет, холод, озноб, прощание)

— Что представляем? (лист, дрожащий на ветру. Последний, как последняя надежда).Запись в тетрадь.

3 ученик Светлана Магнитская

А теперь послушаем музыку не русского, а зарубежного композитора.

Звучит музыкальное произведение итальянского композитора, скрипача-виртуоза 18 века Вивальди “Осень”.

— Созвучно ли это произведение стихотворению?

— Какие музыкальные средства выразительности делали музыку такой яркой? (мелодия, динамика, темп, тембр, диапазон…)

Пластическое интонирование.

— И поэт, и художник, и музыкант в своих произведениях смоли передать нам свои впечатления и все то, что они чувствовали, когда смотрели на золотые краски осени.

Физкультминутка.

Давайте мы попробуем изобразить листопад : вы – листья которые плавно кружатся и мягко ложатся на землю. А сейчас вы -лёгкий ветерок…и т. д.

И так мы продолжаем осеннюю тему.

Сейчас вы должны найти соответствия названий муз. произведений и поэтическими строчками А.С. Пушкина и соединить их стрелочками. (КАРТОЧКИ)

Ребята, мы с вами разучиваем песню о красоте русской природы

«Может знает лес..» Работа над песней.

Сегодня читали стихотворение об осени. Рассматривали осенние пейзажи, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном.

-Музыку каких композиторов мы сегодня слушали?

— Стихотворения каких поэтов?

А теперь я предлагаю посмотреть картину художника-передвижника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

И под музыку нарисовать осенние листочки .

Подведение итогов. Оценивание.

infourok.ru

Образ осени в произведениях русских писателей, художников и композиторов (интегрированный урок)

Разделы: Русский язык


Уроки словесности – одно из средств формирования образованного, духовно развитого человека. Эти уроки развивают воображение, творческие способности, формируют образную речь учащихся, побуждают к поискам средств передачи ее экспрессивности.

Интегрированные уроки давно вошли в практику моей работы. В программе по литературе 5–8 классов предусмотрены темы по ознакомлению с произведениями русских поэтов о Родине и родной природе. На уроках русского языка мы обучаем ребят сочинению по картине. Я считаю, что удачнее эти темы объединить и провести интегрированный урок, объединяющий задачи русского языка, литературы, а также предметы эстетического цикла – изобразительное искусство и музыку.

Что дают такие уроки моим ученикам? Главное – со-переживание, со-размышление, проникновение в мир прекрасного, постижение красоты и значимости окружающего нас мира. Такие уроки развивают художественный вкус, прививают любовь к родному языку, учат отличать истинное искусство от низкопробного, видеть и оценивать пейзажные зарисовки в произведениях разных жанров.

Обычно на проведение таких уроков я выделяю 2 часа учебного времени.

Итак, я предлагаю вам поучаствовать в одном из таких уроков, объединивших в себе 5 видов школьных дисциплин: русский язык, литературу, изобразительное искусство, музыку.

На уроке использованы наглядные методы (наблюдение, прослушивание музыкального отрывка), индуктивные и дедуктивные, эвристический метод, метод проекта и модульного обучения.

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • Обучающие: показать изображение осени мастерами разных видов искусства, формировать навыки восприятия, истолкования, оценки классических произведений, учить написанию творческих работ.
  • Развивающие: развивать эмоциональную память, внимание, активное творческое, ассоциативное мышление; устную и письменную речь; умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения.
  • Воспитательные: воспитывать любовь ко всему прекрасному, к родному языку, гордость за богатство национального искусства нашей Родины.

Задача урока: научить детей

  • воспринимать художественное произведение как “чудо”, созданное писателем;
  • наслаждаться красотой художественного слова, образа; идти от слова — к смыслу; от образа — к созданию своего произведения искусства;
  • постигать богатства духовного опыта человечества;
  • всматриваться и вслушиваться в окружающий мир;
  • раскрывать огромные внутренние силы и пробуждать дух творчества.

Оборудование: На уроке используется презентации в программе Microsoft PowerPoint. Информационная презентация (портреты художников и поэтов, композитора П.Чайковского), распечатки текстов.

ХОД УРОКА

Объявить и записать тему:

“Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов”.

Актуализация полученных знаний.

Эмоциональный настрой на урок.

В кабинете звучит красивая спокойная музыка. На ее фоне звучат слова учителя:

Учитель: Природа – источник красоты… Писатели, поэты, композиторы и художники черпали свое вдохновение в родной русской природе. Музыка, прикоснувшись ко всем тайнам человеческой души, сама научилась быть разной, изменчивой, текучей. Она проникла в “душу даже неодушевленных предметов – деревьев и облаков, озер и рек, живых цветов и опавших листьев. Все это Природа. Свои музыкальные мысли композиторы черпают именно у природы, которые

волнуют нас, как и непосредственное соприкосновение с ней. Удивительным, феноменальным чувством природы обладал П.И. Чайковский . Он владел счастливой способностью слушать и слышать родную природу. И не случайно в мировой фортепьянной литературе нет произведения подобного “Временам года”.

/Прослушивание фрагментов пьесы/.

Сентябрь. Охота.

Пора. Пора. Рога трубят.
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.

Октябрь. Осенняя песня.

Осень. Осыпается наш бледный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.

УЧИТЕЛЬ: “Осенняя песня”- одно из лучших пьес “Времен года” П. Чайковского. Ее мелодия, пожалуй, самая прихотливая и проникновенная. Эту пьесу с полным правом можно назвать исповедью души, вдохновенной увядающей красотой русской природы. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном. Название пьесы не следует понимать буквально- это не песня в смысле музыкального жанра, имеющего свои определенные законы. Это скорее песня души. Она сродни тому, что мы имеем в виду, когда говорим “душа поет”. В разных видах искусства мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени.

Поэтому природа радовала не только музыкантов, она радовала и художников. Красота природы, смена времен года: осень, зима, весна, лето – неповторима. Многие художники именно природе посвятили все свое творчество. Наблюдая за ней, могли чудесно показать зрителю на своих картинах, какого цвета каждое время года. Поэтому вспомнить золото берез и багрянец осин, лазурь неба и запоздалые цветы в порыжевшей траве, запахи и звуки осени помогут нам произведения художников. Если вспомнить художников, наиболее близких Чайковскому, то это в первую очередь И. Левитан.

Сегодня нас и будет интересовать творчество И.И. Левитана.

Учитель предлагает ребятам иллюстрации картин И.И. Левитана и просит поработать в группах (класс делится на 3 группы) с текстами.

Задача:

  1. выразительно прочитать текст;
  2. уметь пересказывать;
  3. выполнить грамматические задания по тексту (вставить пропущенные знаки препинания и орфограммы.

Текст № 1.

Золотая осень

Осень – пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.

Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.

Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине “Золотая осень”. Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.

Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении.

(По О. Туберовской)

Текст № 2.

Осенние пейзажи Левитана

Левитан, подобно Пушкину, Тютчеву и многим другим, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Воздух становился чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста “осенних” картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву, одинокие золотые березы, еще не обитые ветром, небо, похожее на тонкий лед, косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

(По К.Г. Паустовскому)

Текст № 3.

Невольные слезы обожгли мне глаза… Я стоял перед “Золотой осенью” Левитана. Эта картина вошла в мое сознание как появление такой величавой и облагораживающей красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете… Все семь дней, которые я тогда пробыл в Москве, я провел в галерее у полотен Левитана…Всё дрожало у меня на душе. Я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное. А происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я уже любил её до последней прожилки на каждом незаметном листике. Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда ещё молодого сердца.

(По К.Паустовскому)

Учитель собирает карточки, проверяет их к следующему уроку. Так накапливается материал, который в дальнейшем поможет учащимся создать собственное произведение искусства.

И.Левитан. Осенний день. Сокольники.

ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ: Тютчев — гениальный лирик, певец природы, тончайший мастер стихотворного пейзажа. Мир в его глазах полон таинственности, загадочности. Тютчев любил природу во всей ее прелести и чистоте, во всей ее правде, во всем разнообразии. Он представляет себе природу живой, одушевленной, имеющей свой язык и способной дать человеку почувствовать радость жизни. Природа у Тютчева чувствует, дышит, радуется и грустит”. Так первый гром грохочет “как бы резвяся и играя”, а весенние воды “бегут и будят сонный брег”, уступая дорогу весне, зима “злится, хлопочет и ворчит”, лес стоит “сном волшебным очарован”. Все 4 времени года нашли свое отражение в лирике Тютчева, но особенно поэта привлекают переходные, промежуточные моменты жизни природы. Но есть одно стихотворение поэта, которое невозможно не вспомнить, говоря о стихах, посвященных осени:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь

Запись в тетрадь: В этом стихотворении поэт описывает начало осени, когда «далеко еще до первых зимних бурь». Не началось еще буйство красок в лесу и в природе ощущается некая пустота: урожай собран, поля пусты, «птиц не слышно более». Замечается только блестящий на солнце «тонкий волос» паутины. Скоро, скоро заиграет красками осень, но пока только «чистая и теплая лазурь», льющаяся на отдыхающее поле заполняет эту пустоту.

УЧИТЕЛЬ: Стихотворение А.Н. Майкова “Пейзаж” создает такое же яркое представление об этой поре года в природе.

ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ:

Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда брести;
Двойной глубокой колеею,
Идешь – и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
И ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу…
Идешь, как будто по водам,
Нога шумит… а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще там,
Где пышный папоротник дремлет.
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят…
Уж солнца луч ложится косо…
В дали проглянула река…
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека…

УЧИТЕЛЬ: Какие чувства вызывают у вас это стихотворение?

Идет беседа учителя и учащихся.

Первые четыре строки говорят о любви поэта к природе, к уединению. Его душа отдыхает в лесу от мирской суеты и наблюдает. У автора душа настоящего художника, ведь он дальше описывает словами такую яркую картинку, использует такие яркие краски и точные образы, что читателю и самому хочется туда попасть.

Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устал дорогу.. .

Похоже, что автор описывает сентябрь — начало осени. «Румянит осень клены» — в этом предложении Майков использует поэтический прием — олицетворение. Осень представляется нам художником, раскрашивающим прекрасный летний лес на свой вкус! Где-то румянит клены, где-то срывает листы с березы и устилает ими дорожку. Создается впечатление покоя и уюта, как это бывает в осеннем лесу! Осинник желтый бьет тревогу — читаешь, и сразу представляется картина, как дрожат желтые осиновые листочки при первом малейшем дуновении ветра, и это даже слышится!

Идешь, как будто по водам,
Нога шумит… а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет.

В этих строчках поэт использует прием аллитерации, постоянно повторяя звук «Ш», который передает нам звук осеннего леса. Тишину и покой леса нарушает только шуршание листвы под ногами идущего. И этот шорох будит спящий папоротник.

А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят.. .

Мухоморы — яркие красные пятнышки на этом прекрасном пейзаже. Прием сравнения красив, поэтичен, точен. Мне понравился этот образ. Ведь мухоморы, действительно, похожи на маленьких сказочных карликов в красных шапочках!

Уж солнца луч ложится косо…
Вдали проглянула река…
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека…

Вот и вечер. Прогулка окончена. И в тишину лесного покоя врывается звук цивилизации, куда приходится возвращаться автору. А так не хочется!

Запись в тетрадь: Мы вместе с Майковым как бы совершаем путешествие по лесу. Рассматриваем все его глазами, слышим все его ушами. Мы, читатели, становимся не сторонними наблюдателями пейзажа, а его участниками. И это благодаря тому, что автор очень любит то, что описывает. Он передает нам свои ощущения, свой душевный настрой. Он рисует картину своими поэтическими красками. И ему это удалось. Пейзаж приятен для глаз и для нашей души.

УЧИТЕЛЬ: Умение видеть и чувствовать красоту природы вызывает чувство радости и удивления. Человек получает огромное наслаждение от общения с ней.

ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ:

Бальмонт Константин Дмитриевич так описывает осень:

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется,
И заплачет спросонья.

Чаще всего строки об осени написаны с тоской, унынием, но у Н.А. Некрасова:

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит …

Запись в тетрадь: За что мы любим осень? За красоту ! Но не только. Завершается годовой цикл. Природа сначала все время брала для того, чтобы пробудиться, расцвести, завязать плоды, вызреть. И, наконец, наступило время, когда она отдает все, что накопила. Мудрость и зрелость осени, ее красота и ощущение ее краткости — вот что привлекало и привлекает в этом удивительном времени года.

ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ: “Отговорила роща золотая”. 

Тема зависимости человеческой жизни от законов природы звучит в этом стихотворении.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

Образ золотой рощи, говорящей языком берез, поразителен сам по себе, но особенно тонко и проникновенно раскрывается в этом произведении сложное психологическое состояние лирического героя. Для Есенина характерно очеловечивание природы: она словно сосредоточение человеческих чувств. А лучше всего поэту удается передать любовь к жизни.

Распространенный в народной лирической поэзии параллелизм – сопоставление природных явлений с событиями жизни человека – характерен и для этого произведения. Образ героя соотносится с образом березовой рощи на протяжении всего стихотворения:

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

А в конце подчеркивает параллелизм ярким образным выражением: “роща золотая отговорила милым языком”.

По жанровым признакам это стихотворение можно считать элегией – грустным размышлением о смысле жизни человека, его истинном предназначении на этой земле. Неприкрытая грусть сквозит почти в каждой строке: роща “отговорила”, журавли, “печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком”, да и сам герой “роняет грустные слова”, ведь ему не жаль “ничего в прошедшем”.

Все эти слова придают стихотворению неспешную интонацию, позволяющую и читателю не только проникнуться этим состоянием, но задуматься над тем, для чего он живет на этом свете, почему каждый в мире только странник? Кроме того, неспешность, напевность этого лирического произведения (а оно давно положено на музыку и воспринимается как народная песня), усиливается пятистопным ямбом и использованием звукоподражания – аллитерацией: “В саду горит костер рябины красной”.

Несмотря на “грустные” слова, становится понятно, что это вселенский закон жизни: “каждый в мире странник”.  Таким образом, философский план стихотворения представляют раздумья о жизни. Почему герой ничего не жалеет в прошедшем? Конечно, ему не жаль лет, “растраченных напрасно” (что вполне объяснимо), но не жаль и “души сиреневую цветь”. Эта сложная во всех смыслах метафора не просто раскрывает состояние души героя, она является своеобразным символом всей поэзии Сергея Есенина.

Песенность данного стихотворения Есенина подчеркивается с помощью кольцевой композиции, при этом первая строфа “Отговорила роща золотая березовым веселым языком” частично повторяется в заключении:

… что роща золота
Отговорила милым языком.

Но это не просто повторение – это своеобразный вывод: метафорическое уподобление березе, не раскрытое, а только обозначенное в первой строфе, получает свое логичное завершение в последней строфе. Подобное завершение не просто образно, оно афористично. Вообще, все стихотворение полно афоризмов: “Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – пройдет, зайдет и вновь ост

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Осень в классической музыке русских и зарубежных композиторов».

ОУО

МКОУ «Горяйновская основная общеобразовательная школа»

Поныровского района Курской области.

Внеурочное воспитательное мероприятие по предмету «Искусство» (Музыка)

для учащихся 1-4 классов:

Подготовила и провела: учитель музыки

Леушина В.П.

Дата проведения: 30 октября 2017 г.

Цель мероприятия: Воспитывать культуру слушания через восприятие классической музыки русских и зарубежных композиторов. Дать представление о многообразии и богатстве музыки, поэзии, живописи, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении на примере творчества П.И.Чайковского, Г.В.Свиридова, Антонио Вивальди.

Задачи:

Образовательные:
— расширять кругозор учащихся;
— формировать элементарный слушательский опыт на основе музыки;
— учить сопоставлять музыкальный и художественный образ, опираясь на средства музыкальной выразительности.
Развивающие:
— развивать творческое воображение;
— развивать вокально-хоровые навыки;
— развивать воображение.
Воспитывающие:
— воспитывать любовь к музыке;
— пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету;
— воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус;
— воспитывать образное мышление; эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение искусства;
— формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы;
— совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения;
— обогащать духовный мир .

Георгий Васильевич Свиридов. Антонио Вивальди. П.И.Чайковский . 1915-1998 1678-1741 1840-1893

Ход занятия: Дети входят под музыку Е.Дога «Вальс»
Педагог: Здравствуйте, ребята! Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему мероприятия, которое я для вас подготовила. Слушайте внимательно!


Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? — …
(Осень) Слайд 1
Сегодня мы с вами поговорим о музыке осени. Вот и осень пришла к нам незаметно. Разная она бывает – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. А какие признаки осени вы можете назвать?
Дети: Становится холоднее, птицы улетают на юг, солнце светит не так ярко. Слайд 2
Педагог: Хорошо. Молодцы, скажите, а вы любите осень?
Дети: Да, нет.
Педагог: А за что вы любите осень?
Дети: За то что красиво становится вокруг.
Педагог: А вы можете назвать какие-нибудь пословицы или поговорки об осени?
Дети: Ответы детей
Педагог: давайте посмотрим на экран (на экране пословицы об осени). Прочтите их и дайте смысловое объяснение этим пословицам.

Дети: Читают по очереди и высказывают мнения. Слайд 3

1.Осень — перемен восемь.
2.Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
3.Придет осень, да за всё спросит.
4.Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
5.Осенью и у кошки пиры.

Педагог: Все эти пословицы об осени, о ее погоде и о том, что именно в это время года люди собирают урожай, делают запасы на зиму.

Слайд 4

Осень- эта прекрасная пора, не смотря на то, что погода часто бывает капризно. Это время года привлекало и привлекает внимание поэтов, художников, и конечно же композиторов. Так и наш русский композитор Петр Ильич Чайковский, который жил в 19 веке. Создал цикл фортепианных пьес «Времена года», этих пьес 12. Как вы думаете, почему именно 12?


Дети: По числу месяцев в году. Слайд 5


Педагог: Правильно. Чайковский долгое время жил в Петербурге, там издавался журнал под названием «Нувеллист» — от слова «новелла», что значит — небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 музыкальных пьес: январь, февраль, март… Все они потом были объединены в альбом красочных, музыкальных зарисовок, который получил название «Времена года».
Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил на прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора!

Сейчас мы послушаем 3 осенних пьесы из фортепианного альбома «Времена года».

Первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве, как господ, так и простолюдинов — охоте. И эпиграфом к этому произведению стало четверостишие А.С. Пушкина, подчеркнувшего охотничий азарт, громкий гул рожков и лай своры борзых.

«Пора, пора! Рога трубят:

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах.»

Словно вторя ему, Чайковский начинает пьесу с громких аккордов — зова охотничьих рожков. Быстрый темп (аллегро) в середине пьесы имитирует погоню и взмыленных лошадей, нетерпеливых всадников, наклонившихся в седле. Страсть сентябрьской охоты разгорается от радости поймать добычу и заготовить на зиму припасы. Небывалый азарт только успевает захватить слушателей, как лирическая мелодия рисует в воображении крадущихся по следу зайца гончих, веселую и шумную погоню и финал — ловлю беглеца и конец охоты.

Напоминаю, что музыку слушаем в тишине. (Слушание и просмотр видеофильма на экране)

В качестве эпиграфа для поэтического описания октября Чайковский выбрал коротенькое двустишие А.Н. Толстого, в котором по ветру летят желтые листья, осыпающиеся с деревьев

в саду.

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья желтые по ветру летят…»

Слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы передают тихие аккорды, вот в середине пьесы легкие трели напоминают о теплых лучиках солнца, проскальзывающих в сад и освещающих золото убранства деревьев. Трепетное чувство, охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло, а затем природа вздыхает, темп замирает и затихает. Лирическая зарисовка пьесы очень душевна, она дает насладиться запахом костра и прозрачным осенним воздухом со свежестью первых, вечерних заморозков.
(Слушание и просмотр видеофильма на экране)

Поэтическим эпиграфом для этого произведения Чайковский взял стихотворение Н.А. Некрасова.

«Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши».

Некрасов писал о ноябре, преддверии русской зимы, как о первой пороше, на которой оставляет след тройка, звенящая издалека веселым колокольчиком, разгоняющим тревогу на душе. Чайковский тоже пьесу «ноября» посвятил исконно русскому сюжету — быстрой езде на тройке лошадей, радости первому снегу и пока ещё не колючему ветру, овевающему щеки. Морозы уже бодрят, но солнце светит ярко, и снег блестит по копытами мчащихся коней. Зимний пейзаж прекрасен, его подчеркивает аллюр — темп, взятый в середине произведения, а грустные отголоски высоких и тонких нот сменяются приближением звука колокольчика, протяжной песней ямщика — мелодией, затихающей вдали.
(Слушание и просмотр видеофильма на экране)

Педагог: А теперь немножко отдохнем, встаньте и выйдите из-за парт.
Гриша шел — шел — шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два — грибок, (Наклоны вперед.)
Три — грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. — дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.

Педагог: Продолжаем нашу беседу о музыке Осени в произведениях русских и зарубежных композиторов.

Наверно, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России. Еще один русский композитор, который обратился к теме осени — это Георгий Васильевич Свиридов. Слайд 11

Родился он в маленьком городке Фатеже. Курской губернии. С девяти лет стал учиться играть на рояле, но гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Вскоре Свиридов по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Чуть позже Георгий Васильевич получил музыкальное образование и стал прекрасным композитором. За свой талант он был удостоен многих государственных званий и наград. Давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения Г.В.Свиридова,
который называется «Осень». И ответим на вопросы: Слайд 12 -13


Педагог: Какие музыкальные инструменты вы услышали? Ответы учащихся.
— Какая была музыка по характеру выбрать из предложенных ответов на экране.

(Радостная, напряженная, торжественная, загадочная,
ласковая, восторженная, поэтичная, стремительная, спокойная, таинственная, взволнованная, беспокойная, нежная, грустная, изящная)
Слайд 14.
— Что бы вы нарисовали, слушая эту музыку?
Дети: Осень.

Слайд 15.

Педагог: Многие творческие люди посвящали временам года свои произведения: поэты – стихи, художники – картины, композиторы – музыку. Одним из таких великих композиторов был Антонио Вивальди. Он первым создал концертный цикл, посвященный всем временам года. Антонио Вивальди родился в Италии. Он был аббатом (т.е. священником), получил музыкальное образование – как скрипач-исполнитель и композитор. Вивальди создал много музыкальных произведений, но самым известным из них является цикл «Времена года», состоящий из 4-х концертов для скрипки с оркестром. Мы послушаем фрагмент концерта «Осень». И ответим на вопросы. Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка? Слушание «Осень»

Педагог: Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка?
Дети: Ответы детей.
Педагог: А как вы думаете, если бы композитор рисовал иллюстрацию к этому произведению, какие бы он использовал краски?
Дети: Ответы детей.
Педагог:

Конечно, музыка итальянского композитора отличается от нашей музыки, и осень у нас разная, поэтому осенние произведения пронизаны настроениями и чувствами своего народа.
И в завершение нашего мероприятия мы тоже исполним осенние песенки, выученные на уроках. Подумайте, с каким настроением мы будем исполнять эти песни?

1-2 класс «Осень в золотой косынке» сл. и муз Н.Б.Бобковой Слайд 16.

3-4 класс «Падают, падают листья» сл. М.Ивенсен, муз. М.Красева. Слайд 17.

1-4 класс «Скворушка прощается» сл. М.Ивенсен муз. Т. Попатенко Слайд 18.

Педагог: Молодцы ребята. О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: Об осени.

Педагог: Посмотрите и ответьте на вопросы осенней викторины. Слайд 18.

  1. Как называется праздник 1 сентября?

  2. Когда в России день учителя?

  3. В каком месяце «День матери»?

  4. Какого числа последний день осени?

  5. Время года между летом и зимой?

  6. Чем укрыта земля осенью?

  7. Цвет – символ осени?

  8. Листья каких деревьев осенью краснею?

  9. Кто такие «Хмурень», «Грязник» и «Листогной»?

(Призы за правильные ответы)


Педагог: С творчеством, каких композиторов познакомились?
Дети: П. И. Чайковского, Г.В. Свиридова, А. Вивальди.
Педагог: Наше занятие окончено, я надеюсь, что много интересного и полезного вы узнали сегодня на нашем мероприятии. Спасибо, до свидания! (Выходят под музыку)

multiurok.ru

музыкальная композиция «Образ осени в творчестве поэтов, художников, композиторов»

Литературно -музыкальная композиция

«Образ осени в творчестве поэтов, художников, композиторов»

Цель: систематизировать и расширить представления детей об удивительном времени года – осени на основе произведений поэтов, художников, композиторов.

Задачи: 1. Показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства.

2. Развить умение видеть в осени прекрасное время года, чувственное восприятие,

творческую фантазию и воображение.

3. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, экран;

  2. Презентации «Поэты об осени», «Осень глазами художников»,

3. Презентации песен «Осень постучалась к нам», «Про осень», «Песня про осень»;

4. Презентации произведений композиторов: музыкальный альбом П.И. Чайковского

«Времена года» «Сентябрь», «Осенняя песня», «Октябрь», А. Вивальди «Осень»,

«Времена года» «Осень», Бетховен «Аллегретто», Шуберт «Осень».

5. Стихи русских поэтов: Ф.Тютчева, С.Есенина, А.Н.Плещеева, А.Пушкина, И.Бунина и

других.

Форма проведения: литературно — музыкальная композиция.

Ход занятия:

Слайд 1.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас в этом зале. О чем пойдет речь, вы узнаете когда отгадаете загадку:

Вот художник так художник!
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим
Кто художник этот….???

Ответ: Осень:

Слайд 2.

Ведущий:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

М. Ходякова

Слайд 3.

Ведущий: Осень чудесная пора! Сегодня мы узнаем, как в произведениях поэтов, художников и композиторов представлено прекрасное время года – осень.

Наступила осень. Пора увядания природы, короткого солнца, пора прощальная, грустная. Но ведь в каждом времени года есть своя прелесть и неповторимое очарование.

Песня «Осень постучалась к нам». (И.Смирнова, Т.Прописнова)

Слайд 4.

Ведущий: Удивительное время года – осень! Есть три поры осени : первая пора – это «Осень красок». В это удивительную пору, которая наступает в сентябре, осень смешивает разные краски: листья деревьев становятся желтыми, зелеными, багряными, коричневыми. В эту пору осень дарит бабье лето, это время когда в природе наступают последние дни тепла.

Слайд 5.

Первую – золотую, любят за щедрость, с какой она отдает богатства своих полей и садов, за ясные дни, за красоту лесов расписанных золотой и багряной красками. Вся эта пестрая масса вместе с остатками зелени несется вихрем и будто кружится в танце.

Слайд 6.

Вторая пора осени: «Осень ветров». Она старается сорвать пышное убранство лесов, растрепать траву и подхватить на своих крыльях птиц, улетающих в теплые края. Когда в тишину осени врывается ветер, все приходит в движение: Эти ветры несут уже не прохладу, а резкую колкость холода.

Слайд 7.

Третья пора осени: «Осень дождей». Но ведь не всегда осенние дни полны нежным золотом последнего тепла, не всегда они ласковы и кротки», — скажете вы. Конечно, вместе с осенью приходят дожди. И вот, когда увяли последние цветы, становится по-настоящему грустно. Осень дождей пригнала столько туч, что дожди, кажется, затопят всю землю.

Песенка про осень.

Слайд 8.

Ведущий: Ходит художница осень с ведерком, а в ведерке у нее разноцветные краски. В руках осени кисточка, из паутины сплетенная. Макнет осень кисточку в ведерко и красит кусты и деревья. Елки, глупые не хотят золотиться, колют нежные руки осени, рвут её платье, из тучки сшитое. Вот почему обходит их осень, и стоят ели зелеными всю зиму.

Слайд 9.

Ведущий: Осень — знаменитый художник. Она смешивает разные краски: желтые, зеленые, багряные, коричневые. Прошла рыжая хозяйка, брызнула охрой на березу – загорелась она золотым огнем. А вот желто-красные листья кленов, багровые листочки — монетки осин, зеленовато — желтые лодочки ивы. Она превращает самые обычные предметы и явления в сказочные картины: листья становятся похожими на порхающих мотыльков, земля — на богато украшенный ковер, дождь — на тонкую паутинку.

Слайд 10.

Осень располагает к творчеству. Яркая, окрашенная многоцветьем листвы и легкой грустью природа наполнена лирикой и романтическими настроениями. Сколько стихов и музыки рождено в эти благодатные дни! Поэты и писатели рисуют картины осенней природы словами. Осень навевает самые различные оттенки настроения. Много стихов написано об этом прекрасном времени года.

Слайд 11.

Всем знакомы неповторимые пушкинские строки об осени, его любимом времени года. Сколько в них светлой печали и философской глубины! Поэт наделяет пору «очей очарованья» свойствами живого существа, которое может грустить, дышать. Осени поэт посвятил большую часть своего творчества, открыв нам, читателям, необыкновенную поэтичность этого времени года.

Слайд 12.

Чтец:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

А.С. Пушкин

Слайд 13.

Ведущий: Александр Сергеевич Пушкин не только радуется осенью, он любит и грустить. А сейчас мы послушаем следующее стихотворение Пушкина.

Чтец:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

А.С. Пушкин

Слайд 14.

Ведущий: Осень пропитана нежностью, утонченностью и в каком-то смысле мудростью. Это время года русские поэты восхваляли, видели в нем некую изюминку. Изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы — одно из отличающих черт поэзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворение, восхваляющее родную природу, заслуживает самого пристального внимания. Яркий пример – стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Послушайте с какой нежностью Ф.И. Тютчев описывает осеннюю пору.

Слайд 15.

Чтец:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…


Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ф. Тютчев

Слайд 16.

Ведущий:. Великие русские поэты искренне восхищались осенью, придумывали ей различные образы, стремились выделить ее на фоне других времен года. Природа осенью, прежде всего, передает общее настроение человека и окружающей среды: чаще всего это грусть, некие воспоминания, осмысление сущности. Но нельзя однозначно сказать, что осень в русской поэзии – это только грустная пора, отнюдь. Послушайте стихотворение Б. Пастернака.

Слайд 17.

Чтец:

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Б. Пастернак

Слайд 18.

Ведущий: Осень — особое время года, от которого веет нежной грустью и печалью. Осенью замирает все, деревья и цветы, улетают в теплые края птицы, а низкое и пасмурное небо оплакивает прошедшее лето слезами холодных дождей.

Слайд 19.

Чтец:

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.

Алексей Плещеев

Слайд 20.

«Осень снимала с лесов, с полей, о всей природы густые цвета, омывала дождями зелень, рощи делались сквозными. Теплые краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и воздух. Он делался чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.

К. Паустовский

Чтец:

«Осень»

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Алексей Плещеев

Слайд 21.

Ведущий: Осенний пейзаж нашел свое отражение в поэзии С. Есенина. Сергей Есенин восхищался осенью, называя ее золотой звездой. Стихи Есенина простые, искренние и легко понимаемые. Какое множество разных чувств помещено в душе поэта.

Слайд 22.

Чтец:

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось…

С.Есенин

Слайд 23.

Ведущий: Осень – это удивительно прозрачный воздух, солнечный свет, иногда ярче летного , но мягкий, ласкающий, не греющий; летающие, блестящие нити паутины, листопад, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающих к югу…

Слайд 24.

«Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Константин Бальмонт

Слайд 25.

Ведущий: Осень. Разноцветная, разнообразная. Сначала она пышная, золотая и солнечная, а затем грустная, дождливая, холодная. Осенью красиво. Листва деревьев постоянно меняет цвет, а потом и вовсе опадает на землю. Листья, опадая, создавали мягкий, пушистый ковер. Хорошо идти по такому ковру, шурша листьями, вдыхая пряный воздух, вглядываясь в прозрачный дали.

Слайд 26.

Чтец:

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес…

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою…
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они —
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!


Листья шумят под ногой…
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой —
И, как безумный, пою!

Аполлон Майков

Слайд 27.

Ведущий: Как-то тревожно от этой последней красоты леса: черные стволы – и яркая, золотая, розовая листва, бурая трава – и ясное голубое небо. Оно так смело глядит сквозь поредевшую листву. Осенью земля уже не в силах удержать весь жар золотого лета, земля отдает тепло листьям, на них будто задержалось солнце.

Чтец:

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.

Аполлон Майков

Слайд 28.

Ведущий: Особенно красив и печален русский лес в осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу…

Слайд 29.

Чтец:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбо

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани блестят,

Как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек,

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом…

И.Бунин

Слайд 30.

Ведущий: Осенью замирает все, деревья и цветы, улетают в теплые края птицы, а низкое и пасмурное небо оплакивает прошедшее лето слезами холодных дождей. Осень – такое время года , которое не оставляет никого равнодушным. А. Фет изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние. Вот какие строки посвятил осени поэт А. Фет.

Чтец:

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.

А. Фет

Слайд 31.

Ведущий: Обычно осень — время увядания природы, это вызывает чувство печали и тоски. Потихоньку осень начинает передавать свою палитру зиме. Та уж поменяет там все краски. По утрам становится все холоднее и холоднее. Иногда на деревьях появляются серебряные одежки. Это уже зима рассыпает иней, давая понять, что скоро ее пора наступит. Солнышко со всеми силами пытается доказать, что еще может быть тепло, но с каждым днем все меньше и меньше ощущается его присутствие. Понемножку оно опускает руки, а дыхание зимы уже обжигает нас морозом. Всего за одну ночь вместо дождя из туч начали высыпаться белые пушинки снега. Под утро уже все города и села укутались в снежные одеяла. Вроде и радостно смотреть на эту красоту, но все же немножечко грустно, ведь становится ясно, что до весны морозы уже не отступят. Но поэт Николай Некрасов не печалится приходу поздней осени.

Чтец:

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Н.А. Некрасов

Слайд 32.

Ведущий: Каждый осенний пейзаж — живописный, поэтический или музыкальный — это, прежде всего, душа человека, его восприятие окружающего мира. Художник раскрывает свои ощущения и впечатления от осенней природы. Но, благодаря своему таланту, он умеет найти созвучие своим чувствам в сердцах зрителей. И обычная осень становится для нас явлением художественным.

Слайд 33.

Ведущий: Многие художники создавали картины об осени. Художники – искатели красоты. Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно равнодушны. Они помогают нам понять прелесть осени, используя краски. Обычно осень — время увядания природы, вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников: Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова, Ильи Семеновича Остроухова, Станислава Юлиановича Жуковского, Ивана Ивановича Шишкина, Аполлинария Михайловича Васнецова, Игоря Юрьевича Михайлова, Клода Моне, Архипа Ивановича Куинджи и других. Осень на картинах этих художников — это скромная, неброская красота равнин, небольших рощ, парков. Наверное, это делает полотна еще более ценными, потому что увидеть красоту в привычном дано не всякому. Живая красота осени дала повод для творчества и великому русскому композитору-лирику – Чайковскому. Пётр Ильич Чайковский в своем произведении «Октябрь» передал тишину осени, задумчивость природы. Это не ранняя, пышно убранная и нарядная осень, а другая – с опадающей листвой, унылая, грустная с тихим плачем осеннего дождя. Давайте насладимся творением художников и композитора П. И. Чайковского.

Презентация «Осень глазами художников».

Слайд 34.

Ведущий: Что объединяет эти картины? (Они изображают осеннюю природу и названия почти у всех одинаковые).
А похожи ли они одна на другую? (Нет).
Верно, все картины разные, и чувства художники передали каждый по-своему. Художники очень тонко передавали разнообразие состояния природы, давали почувствовать всю прелесть окружающего мира. И мы, всматриваясь в картины, как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров пейзажной живописи.

Слайд 35.

Ведущий:

Листья, как ноты, роняет кудесница – осень.
А музыка у осени проста…
Мелодия воздушна и легка.
В ней шорохи опавшего листа.

Слайд 36.

Ведущий: Свою любовь к природе композиторы выражают с помощью музыкальных звуков. Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах «Времена года», Шопен, Бетховен и другие.

Слайд 37.

Ведущий: Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание композитора Бетховена. Человек и природа, чарующая красота разноцветного леса, шум опадающих листьев и скорое неизбежное наступление холодов после сезона бабьего лета. Послушайте, как представил себе осень Бетховен.

Презентация «Бетховен «Аллегретто».

Слайд 38.

Ведущий: Чайковский — великий русский композитор. Очень любил родную природу. Он мог часами гулять по полям и лесам, и любоваться всем, что видел вокруг себя. В каждом времени года он находил свою прелесть. В певучей мелодии Чайковского расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе. Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной. Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на увядающую осеннюю природу. Первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве – охоте.

Презентация «П. И. Чайковский «Сентябрь. Охота».

Ведущий: Чайковский очень любил осень, когда подолгу моросил мелкий дождик. Одним из самых популярных произведений Чайковского является музыкальный цикл «Времена года». Его «Осенняя песня» из цикла «Времена года» полна очаровательной грусти и нежности. Медленно падающие звуки мелодии напоминают об осенних листьях, кружащихся над аллеями. А минорные аккорды передают печаль от созерцания засыпающей природы. Гармония звуков как нельзя лучше передает настроение осени – грустный листопад, ветер и кружащиеся листья деревьев, падающие на холодный тротуар. Осень, как период увядания, вводит нас в вечную пору обновления, погружает в мир грез и сновидений. И сейчас послушаем произведение из этого цикла «Осенняя песня».

Презентация «П.И. Чайковский «Осенняя песня».

Слайд 39.

Ведущий: Цикл « Времена года» есть и у итальянского композитора Антонио Вивальди. Музыка Вивальди узнается почти мгновенно. Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Сейчас вы услышите, как свои осенние впечатления выразил в своём произведении «Осень» Антонио Вивальди.

Презентация «А. Вивальди «Времена года. Осень».

Ведущий: Осень. Разноцветье кленов, стыдливый румянец дрожащих осин, нежная желтизна берез, коралловые слёзы рябин, угрюмая стойкость дубов. Какая она, осень? Что прячется за буйством её красок? Печаль, тоска, смятение или трепетное ожидание чуда преображения, перерождения.

Презентация «А. Вивальди «Осень».

Слайд 40.

Ведущий: Осень в произведениях поэтов, композиторов и художников многолика и многоцветна. Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни очаровывала душу лунная ночь — все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.

Музыкальные произведения, картины, стихи были написаны в разное время, но каждый из поэтов, художников и композиторов по-своему увидел и описал осеннюю природу. Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства — великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

Этой грустной, лирической, музыкальной нотой мы завершаем нашу литературно-музыкальную композицию «Образ осени в творчестве поэтов, художников, композиторов».

Рефлексия.

Оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева. Прикрепите на дерево кленовые листочки. Оранжевый листок – прекрасное настроение, желтый лист — хорошее, зеленый лист — мне немного грустно.

Посмотрите, ребята, наше волшебное дерево оделось в осеннюю палитру.

Песня «Про осень».

Ведущий: Ребята, большое спасибо вам за участие. Вы – молодцы!

Слайд 41.

infourok.ru

Классный час»Осень в произведениях русских композиторов, художников и поэтов» :: Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

города  Миасса Челябинской области

 

 

 

 

 

 

 

Конспект классного часа

«Осень в произведениях русских композиторов, художников и поэтов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подготовила

классный руководитель 9 а класса

Дубровина Ырымгуль Жолдыбековна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Миасс

2012 г.

Тема: Осень в произведениях русских композиторов, художников и поэтов

Цель: Воспитывать любовь к родной природе, развивать  эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений искусства.

Ход классного часа

Звучит отрывок из композиции П. И. Чайковского «Времена года» «Осенняя песня».

Учитель.

Осень. “Что в ней хорошего?” — спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой…

Но нам кажется, что осень очень разнообразна и многогранна.

Сегодня мы попробуем выяснить, что же такое осень   посредством произведений живописи, музыки и поэзии.

Угадайте,  какое слово (признак осени) спряталось в пустых клетках (листопад).                        (Слайды 1,2)

У нас сегодня импровизированный  листопад, листопад настроения, листопад эмоций, листопад открытий, листопад знаний.

Рефлексия.

Выберите осенние листья в зависимости от настроения, красные – вы любите осень, жёлтые — не любите. Напишите на листочке, что значит осень для вас.

(Ребят крепят листья на ватман «Осеннее настроение»).

Звучит песня ДДТ «Осень». (Слайд 3)

Учитель.

Осень, с её неповторимыми красками, благоприятнейшая пора для творчества и всегда вдохновляла и вдохновляет художников, композиторов, поэтов, писателей создавать прекрасные произведения.

Осень в произведениях русских поэтов, композиторов и художников многолика и многоцветна.

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876г. написал музыкальный альбом «Времена года». В певучей мелодии Чайковского расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе.  (Слайд 4).

Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому такие замечательные строки посвящали осени поэты и писатели.

Чтение стихотворений об осени детьми.

 

А.С. Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

 

Алексей Плещеев

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!….

 

Сергей Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось…

 

Звучит романс  «Отговорила роща золотая…».

Учитель. Одним  из самых известных художников, который так любил писать осень является Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г.г).
Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.

Репродукции картин. (Слайды 8-19)

Картина «Золотая осень» — одно из лучший творений художника, яркие краски, торжественный покой создают ощущение величия природы. Глядя на картины,  так и хочется воскликнуть:  «Унылая пора! Очей очарованье!», «Пышное природы увяданье», «В багрец и в золото одетые леса». Как точно и метко Пушкин описывал своё любимое время года в знаменитых стихах, а художник  изобразил осень, вложив в картины шквал чувств, переживаний.

Иван Иванович Шишкин  написал много картин осеннего леса, которые являются шедеврами и не перестают радовать нас. (слайды 20-26)

Картины русских художников   «Золотая осень» (слайды 27-39).

Звучит отрывок из композиции П. И. Чайковского «Времена года» «Осенняя песня».

Как вы думаете, почему так много картин с названием «Золотая осень»?

Учитель.

У каждого времени года есть свои приметы и особенности, и у осени тоже. Давайте вспомним их. У вас на столах лежат листочки с осенними приметами, пословицами и поговорками, вы должны собрать их и прочитать. Заключительное слово учителя. Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного   края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир     искусства — великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко   не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и   внимательному. Постарайтесь же стать такими!

Рефлексия. Выберите осенние листья в зависимости от настроения после увиденного и услышанного, красные – вы любите осень, жёлтые — не любите. Напишите на листочке, что значит осень для вас.

(Ребят крепят листья на ватман «Осеннее настроение»).

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

 

  http://allforchildren.ru/pictures/art_autumn.php

  www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html

  allppt.ucoz.ru/load/powerpoint_backgrounds/fony_dlja_prezentacij/osennie_fony_gorizontalnye/32-1-0-2178

  http://anyamashka.ru/_ph/97/2/592869773.gif

  http://sannastore.tk/forum/16-145-7

  www.centre.smr.ru/win/pics/pic0004/p0004.htm

 

metodisty.ru

Презентация «Осень в классической музыке русских и зарубежных композиторов»

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Осень в классической музыке русских и зарубежных композиторов»»

Музыкально-познавательный час по предмету «Музыка».

Подготовила и провела: учитель музыки МКОУ «Горяйновская основная общеобразовательная школа» Поныровского района Курской области

Леушина Вера Петровна

Осень …

Пословицы и поговорки об осени.

1.Осень — перемен восемь. 2.Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду. 3.Придет осень, да за всё спросит. 4.Октябрь ни колеса, ни полоза не любит. 5.Осенью и у кошки пиры.

РАЗМИНКА

  • — Осенью растут грибы?
  • — Тучки солнце закрывают?
  • — Холодный ветер прилетает?
  • — Ну, а птицы гнезда вьют?
  • — А букашки прилетают?
  • — Урожай все собирают?
  • — Птичьи стаи улетают?
  • -Часто-часто льют дожди?
  • — Солнце светит очень жарко?
  • — Можно детям загорать?
  • — Ну, а что же надо делать,
  • Куртки, шапки надевать ?

Гриша шел — шел — шел, (Шагаем на месте.) Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.) Раз-грибок, (Наклоны вперед.) Два — грибок, (Наклоны вперед.) Три — грибок, (Наклоны вперед.) Положил их в кузовок.

Георгий Васильевич Свиридов . 1915-1998

Радостная, напряженная, торжественная, загадочная, ласковая, восторженная, поэтичная, стремительная, спокойная, таинственная, взволнованная, беспокойная, нежная, грустная, изящная….

«Осень в золотой косынке»

сл. и муз Н.Б.Бобковой

«Падают, падают листья!»

  • Как называется праздник 1 сентября?
  • Когда в России день учителя?
  • В каком месяце «День матери»?
  • Какого числа последний день осени?
  • Время года между летом и зимой?
  • Чем укрыта земля осенью?
  • Цвет – символ осени?
  • Листья каких деревьев осенью краснею?
  • Кто такие «Хмурень», «Грязник» и «Листогной»?

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Советы рукодельницам