Театрализованная деятельность в ДОУ

Содержание

Тема занятия
Форма
Цель Месяц Дополнения
1. Беседа – диалог: “Мы идем в театр”

2. Игра: “Попробуем измениться”

3. “Рифмованные движения”
(2 недели)

1. Активизировать творческие проявления детей.
2. Развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребность в познании нового.

1. Развивать способность понимать собеседника.
2. Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”.

1. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия.
2. Развивать умение передавать эмоциональное состояние.

Сентябрь
Театральная зона детского сада

Музыкальное сопровождение

1. Игра: “Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем”

2. “Словесное комментирование”


3. Кукольный спектакль: “Непослушная Маша”

 


4. Игрушки, народные игры и  забавы

1. Учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, интонации (хвастовство, испуг, радость).
2. Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы.

1. Учить доводить до детей замысел сказки.
2. Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос).

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в детском саду.
2. Продолжать учить видеть детей в сказке добро и зло, переживать вместе с героями.
3. Активизировать в речи детей образные выражения.

1. Продолжать знакомить детей с условиями быта и жизни людей.
2. Расширять кругозор в историко –
географическом развитии детей.
3. Воспитывать патриотические чувства, способность к развитию артистических данных.
4. Учить передавать различные чувства посредством театрализованной деятельности.

Октябрь  

 

 

Чтение сказки “Зайка – зазнайка”

 

Педагоги,
музыкальный руководитель

 

 

 

Игрушки из дерева, глины, соломы, тряпичные куклы, современные игрушки.
Картотека народных
игр.

1. “Театральные профессии”
(2 недели)

2. Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство”


3. Теневой театр: “Птицы улетают”

1. Уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки.
2. Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию.
3. Воспитывать у детей любовь к театральному искусству.

1. Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа.
2. Учить передавать ритмизацией движения героя.

1. Учить детей изготавливать декорации для теневого театра в форме рисования, вырезания, оформления любой техникой.
2. Самостоятельно обыгрывать.

Ноябрь Картинки с профессиями

 

 

 


 

Педагоги, родители, дети

1. Психогимнастика

 


 


2. Драматизация
сказки: “Теремок”

 


3. Изготовление масок и костюмов по сказке: “Рукавичка”


4. Разгадывание кроссворда: “Театральные профессии”

1. Учить детей угадывать по
выразительному исполнению
сказочных героев (злой принц,
Аленушка) их эмоциональные
состояния.
2. Развивать умение переключаться
с одного образа на другой.

1. Учить детей узнавать героев по характерным признакам.
2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
3. Формировать дружеские взаимоотношения.

1. Привлечь родителей и детей к изготовлению атрибутов, масок к сказке.
2. Развивать творчество, фантазию, выдумку.
3. Воспитывать уважение к старшим.

1. Расширять кругозор детей.
2. Закреплять знания о различных театральных профессиях.
3. Развивать у детей память.

Декабрь  

 

 

 

Театральная зона, костюмы, маски

 

 

 

 

Кроссворд

1. Посещение новогодних представлений в драмтеатре
(2 недели)

 

2. Оформление фотоальбома:
“Наш театр”

 

1. Развивать у детей интерес к сценическому мастерству.
2. Активизировать познавательный интерес к театру.
3. Воспитывать у детей “зрительскую культуру”.
4. Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.

1. Продолжать учить детей обобщать накопленный опыт, развитие дружеских взаимоотношений.

2. Отвечать на вопросы полным предложением, четко проговаривая все звуки в словах.

Январь Родители, дети
1. Чтение скороговорок


 

2. Чайнворды,
головоломки по теме: “Театр”

 

3. Просмотр видеокассеты по сказке: “Двенадцать месяцев”

 


 

4. Рисование по сказке “Двенадцать месяцев”.
Оформление творческой выставки

1. Занятие: “Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем”

2. Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки”

 

3. Настольный театр по сказке: “Бобовое зернышко”
(2 недели)

1. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок.
2.Отрабатывать у детей дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

1. Продолжать учить детей разгадывать головоломки на тему о театре, театральных жанрах, средствах художественной выразительности на определенную букву: р, к, а.
2. Развивать стимул для активного общения между педагогами и детьми.

1. Помочь детям понять и осмыслить смысл сказки, настроение ее героев.
2. Продолжать учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения.
3. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

1. Упражнять детей в создании сюжета по данному произведению, в передачи взаимосвязи между создаваемыми образами.
2. Развивать фантазию, творчество.

1. Создать положительный эмоциональный настрой.
2.Упражнять детей в подборе рифм к словам.
3. Закрепить понятие “рифма”.

4. Поощрять совместное стихосложение.

1. Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок.
2. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния.

1. Привлечь детей и родителей к изготовлению героев из пластилина, папье-маше, ткани.
2. Совершенствовать умение драматизировать сказку.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

 

 

 

Чайнворды, головоломки

 

 

Видеосалон доу

 

 

 

Педагоги, дети,
родители

 

 

Картинки по сказкам

1. Игра: “Угадай по музыке”

 

 

2. Занятие: “Друг всегда придет на помощь”

 


3. Музыкальная сказка для родителей: “Айболит и воробей”
(2недели)

 

1. Психогимнастика

 


2. Занятие – викторина: “Мы любим сказки”

 


3. “Сказочная
мастерская”.
Изготовление книжек – малышек по сказкам.
(2 недели)

1. Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции.
2. Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии.
3. Продолжать сюжет по музыкальной композиции.

1. Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу.

2. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей.
3. Закреплять умение логично излагать свои мысли.

1. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к сказке.
2. Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.
3. Развивать умение выразительно передавать образы персонажей сказки.

1. Продолжать учить детей определять по ритмическому рисунку проблемные ситуации.
2. Развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций.

1. Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев.
2. Учить реализовывать свой творческий потенциал.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

1. Развивать художественно – творческие способности детей.
2. Учить создавать художественный образ, сюжет по сказкам, самостоятельно делать наброски, эскизы.

3. Упражнять в рисовании по мотивам народных сказок.

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

Музыкальный зал

 

 

 

Стихи и рассказы о друзьях, рассказы из личного опыта

 

 

Педагоги, дети

 

 

 

 

Картинки,
маски, сказочные герои

 

Родители, дети,
педагоги

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ | Социальная сеть работников образования

«Разработка театральных занятий разной направленности в ДОУ»

Введение.

Театрализованная деятельность таит в себе удивительные, магические и знакомые с детства качества. С точки зрения привлекательности тут можно говорить об  универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Наверное, нет такого детского сада, где бы педагог не использовал в своей работе театрализованную деятельность. И хотя многие воспитатели выстраивают на театрализации свои инновационные методики, театральная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения является отнюдь не новшеством и используется в педагогике уже очень давно.

Поэтому цель проекта – повышение эффективности коррекционной работы на логоритмических занятиях в ДОУ средствами театрализованной деятельности.

Цель достигается с помощью следующих методов и приёмов:

·              расширение словаря;

·              развитие дыхания и свободы речевого аппарата; владение правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией;

·              развитие связной речи, активизация творческой фантазии;

·              развитие игрового поведения, воспитание эстетического чувства;

·              развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности движений.

Педагоги-классики о теме исследования.

«Волшебный край!» — так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» — спрашивал своих современников В.Г.Белинский, глубоко убеждённый в том, что человек не может не любить театр. Чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.

Но чем заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нем?

Во-первых,  это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник. С ним связаны радость, веселье и, самое главное, уход от обыденности. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем не сравнимую радость, осветить повседневную жизнь яркими впечатлениями и наполнить её новыми чувствами и мыслями.

Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нём, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни.

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребёнка-дошкольника.

Анализ литературы показывает, что первые театральные постановки специально для детей возникли в семье. В описании быта дворянства и русской интеллигенции первой трети XIX века можно найти множество таких примеров. В «Воспоминаниях» Марьи Фёдоровны Каменской (1817-1899) красочно, с обилием деталей описаны семейные спектакли.[5; с.81-82]

Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствуют о том, что семейные театральные постановки для детей и с их участием играли важную роль в их развитии.

«Светлой радостью детства» назвал свой детский театр марионеток великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, который увлёкся «ожившими» куклами. По воспоминаниям современников, жизнь пятилетнего Михаила Лермонтова в Тарханах была наполнена весельем, играми и забавами.

Таких примеров из жизни детей можно привести много, и все они будут свидетельствовать об огромном значении театрализованной деятельности для развития и воспитания ребёнка.

Пять лет – это тот благоприятный возраст, когда посещение театра может одарить ребёнка ни с чем не сравнимыми впечатлениями и оставить след на всю его жизнь.

В воспоминаниях выдающихся учёных, писателей, поэтов, художников мы находим много добрых слов в адрес родителей, родных и близких, которые приобщили их в детстве к этому прекрасному виду искусства. Приведем воспоминания о своих первых встречах с театром известного театрального художника Татьяны Георгиевны Бруни.

«Первый раз меня повели в Мариинский театр на «Спящую красавицу», было мне тогда пять лет. … Это был другой мир, было нечто такое, что и сегодня я не могу передать словами, настолько виденное меня восхитило. Многое в памяти от этой первой встрече сохранилось навсегда».[9]

Можно приводить ещё очень много других примеров, но их суть будет в одном: театр дарит каждому ребёнку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию.

Первый в мире постоянный театр для детей открылся в Москве 6 ноября 1918 года. Его организатором, а в последствии художественным руководителем была Н.И.Сац. В нём шли спектакли театра петрушек, теней, марионеток, балетные представления.  Затем детские театры возникли в Харькове, Краснодаре, Петрограде и других городах.

С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошёл и в жизнь детей дошкольного возраста.

Т.Н. и Ю.Г.Караманенко разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пособия, а затем – работы Г.Генева арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, учёных, методистов: Н.Карпинской, А.Николаичевой, Л.Фурминой, Л.Ворошниной, Р.Сигуткиной, И.Реуцкой, Л.Бочкарёвой, И.Медведевой, Т.Шишовой, М.Давыдовой и др.

По мнению известного психолога А.Н.Леонтьева, «развитая игра-драматизация – это уже своеобразная «предэстетическая» деятельность. Игра-драматизация является, таким образом, дном из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия на других людей». [6; с.507]

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет раширять и обогащать опыт сотрудничества детей как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.

Так, например, В.Г.Маралов и Л.П.Фролова в рекомендациях педагогам по предупреждению агрессивности и формированию миролюбия у детей пишут: «Широкие возможности имеют игры-драматизации, когда дети проигрывают  какие-то ситуации, берут на себя роли положительных и отрицательных героев; агрессивного ребёнка чаще следует ставить в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго, — это даёт возможность зафиксировать в сознании и подсознании разные позиции, принять ценность именно неагрессивного, ненасильственного поведения».[7; с.15]

Театрализованная деятельность используется психологами в работе с социально импульсивными и социально пассивными детьми, в предупреждении и преодолении у ребёнка неуверенности в себе и своих возможностях, тревожности и страхов.  Весьма оригинальную методику психотерапии детских неврозов (страхов, патологической застенчивости, тиков, заикания и т. п) придумали профессиональные психологи и драматурги И.Медведева и Т.Шишова, которые успешно занимаются с детьми и их родителями «куклотерапией».

Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребёнка. Исследование по логопедической ритмике проведённое Г.А.Волковой, убедительно показало, что театральные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей  с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т.д.).

Мои разработки по данной теме.

Наше дошкольное учреждение оказывает помощь детям с общим недоразвитием речи, поэтому в своей работе по музыкальному воспитанию я использую театральные приемы и методы, которые помогают детям не только развить речь, но и снять физическое и эмоциональное напряжение. Театрализованная деятельность помогает этому и на музыкальных занятиях,  и на занятиях  по логоритмике, которые я провожу совместно с логопедом.

Логоритмика — это комплекс специальных ритмизированных упражнений для детей с нарушениями речи. Логоритмические упражнения  синхронизируются со стихотворным текстом и при желании выполняются под музыку.

Дети, особенно неговорящие, на логопедических занятиях часто начинают скучать и отказываются выполнять задания педагога. Им не нравится выполнять однообразные артикуляционные упражнения, работать со знакомыми картинками и игрушками, сидя за столом. В этом случае мы решили изменить привычный стереотип занятия и сделали их в виде театрализованной игры, где дети могут вести себя раскованно.

Логопедическое занятие, по которой занимается логопед, имеет лексическую тему. Например: осень, перелётные птицы, домашние животные,  зимние забавы, Новый год! и т.д. А мы решили немного обыграть эти темы и организовать занятие  в виде сказки или путешествия. (Приложение 1)

В занятие входят различные упражнения, которые применяют в театрализованной деятельности. Например: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, театрализованные игры,  ритмопластика, техника речи (мимика, интонация голоса, темп и ритм речи).(Приложение 3)

Ни для кого не секрет, что дети, имеющие недостаточное речевое развитие могут страдать рассеянным вниманием, у них нарушена координация в движении и речи,  недостаточно развиты эмоции, мышление, воображение, фантазия, память, а так же многие умения и навыки (речевые, коммуникативные, организаторские и т.д.) Поэтому очевидно, что на основе театрализованной деятельности можно реализовывать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей, в том числе и занятия по логоритмике.

Для таких занятий нами была разработана картотека по лексическим темам, которая делится на разделы артикуляционной, дыхательной  гимнастики, пальчиковых игр, упражнений на координацию речи и движений. (Приложение 2)

Использование материалов курсов в работе.

Посетив курсы ГОУ Педагогической академии последипломного образования на тему «Театрализованные игры в ДОУ» под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла, профессора М.А.Давыдовой,  я почерпнула очень много полезного и ценного материала для своей работы как в области развития речи детей, так и в области музыкального воспитания.

Мною было получено очень много полезной информации по театрализованным музыкальным авторским играм («Наши ручки», «Василёк, василёк» и др.), сценической речи и работой над ней в виде сказок («Сказка про пчелу», «Сказка про комара», «Гусыня и гусёнок» и др.) ритмико-двигательному тренажу и многое другое.

Маргаритой Алексеевной издано очень много литературы по работе с дошкольниками, которую я уже не первый год применяю в своей практике. Это «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников», «Музыкальное воспитание в детском саду», «Азбука физкультминуток для дошкольников», «Музыкальный словарь», «Подвижные игры для дошкольников».  На курсах Маргарита Алексеевна поделилась очень ценными для меня материалами. Это книги «Театральные тренинги для маленьких артистов» и «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей», которые очень помогли мне при подготовке к занятиям по логоритмике, так как они содержат общеразвивающие игры упражнения, подвижно-расковывающие игры-этюды, словесные и дыхательные тренинги, метроритмические движения с текстами, психотренинги. С помощью вышеперечисленных методов и приёмов  мои дети освобождаются от зажатости, у них развивается и улучшается речь, а самое главное, мы подошли с ними к тому, что психологически и физически они готовы к школе.  

Выводы.

Театрализованная деятельность на занятиях разной направленности несёт большую пользу детям и помогает им достичь высоких результатов не только в развитии чувств, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, но и в развитии многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)… Так как в процессе театрализованных игр развивается в первую очередь способность к невербальному и вербальному общению, что так важно для дошкольников. Именно эти универсальные особенности данной деятельности дают возможность педагогам выстраивать на её основе взаимодействие с детьми разного возраста, а также устанавливать контакты с различными специалистами (психологом, логопедом, музыкальным руководителем) и родителями.

Библиография.

1.     Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные тренинги для маленьких артистов: развивающие упражнения, тренинги, сценарии. – М.: Издательство ТФД, 2001.

2.     Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: От игры до спектакля. – СПб., 2002.

3.     Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985.

4.     Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. – М.: Просвещение, 2004.

5.     Каменская М. Воспоминания.- М.: Художественная литература,1991.

6.     Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- 4-е изд. – М.: Издательство Московского государственного университета, 1981.

7.     Моралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. – Череповец, 1995.

8.     Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.:ВЛАДОС, 2001.

9.Стенограмма выступления Т.Г.Бруни в Ленинградском театральном музее в 1978 г.

nsportal.ru

Театрализованная деятельность в ДОУ — дошкольное образование, презентации

Муниципальное образовательное учреждение «Социокультурный центр» с. Лопхари

Театрализованная деятельность в ДОУ

Подготовила воспитатель

Тоярова В.М.

с.Лопхари, 2015г.

 “ Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов)

Основные задачи

Поэтапное

освоение

детьми

различных

видов

творчества

по возрастным

группам

Совершенствование

артистических

навыков

детей в

плане переживания

и воплощения образа.

Моделирование

навыков

социального

поведения

в заданных условиях.

Последовательно

знакомить

детей всех

возрастных

групп с различными

видами театра

( кукольный,

драматический,

оперный,

балет,

музыкальные

комедии)

Виды театра в детском саду

• настольный театр

• книжка-театр

• театр пяти пальцев

• театр масок

• театр ручных теней

• пальчиковый теневой театр

• театр «живых» теней

  • магнитный театр
  • магнитный театр
  • магнитный театр

Формы организации

театрализованной деятельности

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы — Петрушки в решение познавательных

задач.

Организация уголка театрализованной деятельности

В группах детского сада организовать уголки для театрализованных представлений, спектаклей ,чтобы в них отводилось место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.

В уголке расположить:

— различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;

— реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

— атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Основные направления

работы с детьми

Театральная игра

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

Куклы для театра

Забавных настольных актеров – можно связать крючком или на спицах

Глаза.

Глазки на ложке можно нарисовать, наклеить готовые бегающие глазки или сделать аппликацией.

По способу управления –

куклы делятся на два вида:

напольные

верховые

куклы, которыми управляют из-за ширмы

Перчаточные и тростевые

Напольные – работают

на полу – на глазах у детей

Начинать знакомить детей

можно с 1 мл. группы

Пальчиковые игры представляют замечательную возможность поиграть вместе с ребенком.

Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениям и собственных пальцев.

Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами которые ведут себя как люди,

развивая воображение ребенка

Основные задачи организации театральной деятельности

в 1 младшей группе

  • Побуждать интерес к театрально-
  • Побуждать интерес к театрально-

игровой деятельности, поощрять

участие детей в этом виде

деятельности

  • Обучать ориентироваться в
  • Обучать ориентироваться в

групповой комнате и в зале.

  • Формировать умение и передавать
  • Формировать умение и передавать

мимикой , жестом, движения,

основные эмоции

Воспитатель и старшие дошкольники- показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели – различные виды театра: театр картинок

( фланелеграф)

Для детей 2 мл. группы самый простой и доступный театр — это театр кукол на столе

Игрушки для него можно сшить из кусочков:

ткани,

меха,

кожи,

поролона-

они не должны быть большими.

При изготовлении необходимо учитывать соотношение игрушек по размеру ( кошка должна быть выше мышки) и фактура ( всех кукол для одного спектакля шьют из одного материала.

В средней группе – переходим- к

более сложному театру

Знакомим детей с театральной ширмой

и с верховыми куклами.

Но прежде , чем дети начнут работать за ширмой надо дать поиграть с игрушкой

Помочь, детям освоить приемы кукловождения

В старшей группе следует знакомить детей с марионетками

Марионетками называют кукол , которыми управляют чаще всего с помощью нитей

Такие куклы приводятся в движении с помощью ваги

( т.е деревянной крестовиной)

Воспитывать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности

Подводить детей к созданию выразительного игрового

образа в этюдах

Основные задачи организации театральной деятельности в старшей и подготовительной группе

  • Расширять представление детей об окружающем мире
  • Пополнять и активизировать словарь
  • Поддерживать инициативу в импровизации
  • Закреплять представления детей о различных видах театров, уметь различать их и называть
  • Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать
  • Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
  • Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Ой, вы гости-господа,

Вы откуда и куда?

Заходите в нашу группу

Оцените нашу группу.

Деда репку посадил,

Всех на помощь пригласил.

Пальцев дружный хоровод

Погляди честной народ,

Куклы-варежки, игрушки

Для ребят они подружки.

Всех научат без труда,

Будет слаженной игра.

Если вы хотите сказки?

Здесь помогут только маски.

Ничего не утаим,

Всех детей мы нарядим.

Сказку славную расскажут,

Как дружить нам всем покажут.

Наш театр приглашает

Всех знакомых и друзей!

Приходите на спектакли,

Вместе будет веселей!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

kopilkaurokov.ru

Опыт работы по театрализованной деятельности в ДОУ

 

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Основной целью моей работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.

В процессе театрализованных игр:

  1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
  3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
  4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
  5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
  7. Происходит коррекция поведения.
  8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
  9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
  10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Цель, задачи и содержание театрализованной деятельности: 

Цель: Формирование устойчивого интереса к театрализованной деятельности, самостоятельности, активного участия в игре с персонажами- игрушками.

Задачи: 

  • Учить детей взаимодействовать друг с другом в рамках определенного сюжета;
  • обогащать словарь детей, способствовать его активизации, совершенствовать диалогическую речь, грамматический строй;
  • воспитывать коммуникативные способности.

В процессе театрализованной игры происходит постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

В своей работе мы совместно с педагогами ДОУ стремимся создать все необходимые условия для театральной деятельности детей и наиболее полного раскрытия их творческого и речевого потенциала. Мы располагаем следующими видами  театра:

  • пальчиковый театр;
  • театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);
  • кукольный театр; ширма (би-ба-бо);
  • настольный театр;
  • театр ложек;
  • театр масок;
  • театр из картона;
  • вязаный;
  • театр из коробок, театр перчаток, театр — топотушки, театр конусный, театр на палочке.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает педагог, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок. Очень важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Театральные  куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается, участвует в качестве положительного или отрицательного героя в образовательной деятельности, а дети учат его правилам поведения, счету, общению и т.д. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она —  неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, как наши воспитанники  внимательно и с интересом смотрят показываемые мною потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра картинок, театр петрушек, а потом с удовольствием все то, что увидели повторяют. Театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Благодаря таким игровым действием наши ребята начинают говорить, так как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка.

 Элементы театрализованной деятельности мы включаем во все виды деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, а также в повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, родному слову, литературе, театру.

Театрализованные игру имеют большое воспитательное значение. У детей развиваются навыки общения, в том числе и ситуативные, формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей речевого общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс «я не умею». Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

 

 

 

Сценарии праздников и развлечений

 

Консультации для родителей и педагогов

 

Фотогалерея

26mbdou-semizwetik.ru

Основные задачи театрализованной деятельности в ДОУ.

Основные задачи театрализованной деятельности в разных возрастных группах ДОУ.

Подготовила : Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 2»

Малинович С.В.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.

  Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

сформировать правильную модель поведения в современном мире;

повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным   ценностям;

познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;

совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению. 

1 младшая группа.

  В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе раннего развития театральной зоны или уголка сказки. И наша задача воспитателя – сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным.

   

Задачи театрализованной деятельности в первой младшей группе:

создать оптимальные условия для развития творческой активности ребенка в театрализованной деятельности;

формировать у детей  живой интерес к театральной игре

развивать  речь и координацию движений у детей

побуждать детей к двигательной импровизации

доставлять детям радость

2 младшая группа.

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок.

Задачи театрализованной деятельности в первой младшей группе:

Воспитание положительных нравственных идеалов, стремление быть отзывчивым, правильно оценивать действия персонажей.

Развивать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.

Добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике, движении, пении, слове.

Добиваться исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровое, песенное, танцевальное творчество.

Расширять представления детей об окружающей действительности, о прошлом и будущем, о предметах, обычаях и быте, природе и т.д.

Дать детям закрепить представления о различных видах театра – драматизации, театр на полу, настольный театр.

Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи.

Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения.

Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

Учить детей правильно оценивать себя и своих товарищей.

Вызывать у детей желание двигаться, то есть танцевать, и создавать яркий

пластичный образ.

Воспитывать желание детей “играть”, то есть разыгрывать сказки.

Добиваться умения использовать песенные, танцевальные и игровые импровизации,

в самостоятельной деятельности.

Средняя группа.

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой). Дети показывают постановки по сюжетам русских народных сказок Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь  несложными действиями.

Задачи театрализованной деятельности для среднего возраста:

Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.

Расширять представления об окружающих их предметах. Развивать умение вычленять признаки предметов (цвет, форма, величина). Расширять знания детей о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.

Пополнять и активизировать словарь детей. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.

Закреплять знания о правилах манипуляции с верховыми куклами.

Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и без них.

Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада.

Старшая группа.

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценировкой становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Задачи театрализованной деятельности для старшего возраста:

Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.

Расширять представления детей об окружающей действительности. Совершенствовать умения детей ориентироваться в группе, зале, помещении детского сада.

Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров, уметь различать их и называть.

Продолжать обогащать и активизировать словарь детей. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.

Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами.

Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя кукол.

Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

Воспитывать желание играть с театральными куклами. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Подготовительная группа.

В подготовительной группе ещё более усложняется игровой материал. В театрализованные представления входят: постановка театральных спектаклей, детских опер, музыкальных и ритмических пьес. Инсценировка русских народных сказок, песен, литературных произведений.

Задачи театрализованной деятельности для подготовительного к школе возраста.

Совершенствовать всесторонне развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности. Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Совершенствовать умения детей ориентироваться в помещениях детского сада. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их и называть.

Продолжать активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя кукол.

Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами.

Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказов из личного опыта с использованием театральных кукол.

Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.

Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театрализованными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.

Поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных импровизациях на детских музыкальных инструментах, сопровождающих кукольные спектакли и драматизации.

Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Организованная таким образом работа будет способствовать томy , что театрализованная игра станет  и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Театрализованная деятельность в детском саду и ее организация :: SYL.ru

А вы знаете, что театрализованная деятельность в детском саду ребятишкам очень нравится? Ведь они большую часть времени любят играть. Каждый малыш всегда желает выполнить свою миссию. А как обучить его выполнять свою роль и действовать? Кто поможет ему приобрести жизненный опыт? Конечно же, театр и артисты!

Ведь чем является театрализованная деятельность в детском саду? Это великолепный способ эстетическо-эмоционального воспитания малышей, который позволяет создавать опыт социального навыка поведения с помощью сказок и литературных произведений для дошкольного возраста. Такая литература всегда отличается нравственной направленностью (добротой, смелостью, дружбой и так далее).

Всем известно, что благодаря театру малыш познаёт окружающий мир и сердцем, и умом. Таким образом он пытается выразить своё собственное отношение к злу и добру.

Вообще театрализованная деятельность в детском саду помогает детишкам преодолевать застенчивость, робость и неуверенность в себе. Театр учит маленьких артистов видеть прекрасное в людях и в жизни, пробуждает в них желание нести в мир доброе и благовидное. Как правило, театр всесторонне развивает детей.

Какова же цель театрализованной деятельности в детском саду? Воспитатели стремятся реализовывать поставленные задачи через все типы детской инициативы, направленные на формирование в малышах творческого начала и личностных качеств.

Работа по театрализованной деятельности в детском саду преследует выполнение следующих миссий:

  • Создание специальной среды, в которой может развиваться творческая активность подрастающего поколения в театрализованной деятельности. Воспитатели поощряют исполнительское творчество, развивают умение непринуждённо и свободно держаться на выступлениях, побуждают к импровизации средствами мимики, выразительными движениями, интонацией и так далее.
  • Приобщение малышей к театральной культуре. Преподаватели знакомят их с театральными жанрами, устройством театра, с различными типами кукольных постановок.
  • Обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной с иными видами активности в едином преподавательском процессе. Данная задача выполняется с помощью музыкальных занятий, физкультурного досуга, экскурсий и так далее.
  • Создание условий для того, чтобы ребятишки и взрослые вместе могли изучать театральные уроки. Этот пункт выполняется с помощью постановки совместных спектаклей, в которых участвуют малыши, родители, сотрудники. Кроме того, преподаватели организовывают представления, на которых перед младшими группами выступают старшие.
  • Воспитатели желают, чтобы каждый дошкольник мог реализовать себя. Для этого они создают благоприятный микроклимат в группе. Здесь личность маленького человека уважают.

Театр в детском саду

Что называют творческой деятельностью и развитием творческого таланта? Это составная деталь духовных и социально-экономических направлений нынешнего общественного устройства.

Вообще слово «творчество» в народе означает разыскивать, показывать нечто такое, чего не было в прошлом опыте, общественном и индивидуальном. Творческая деятельность обычно рождает нечто небывалое. Это независимое искусство по созданию новых продуктов, которые несут в себе отражение личностного «я».

Известно, что творчество – это не только созидание в духовной и материальной культуре. Это некий процесс человеческой модернизации, прежде всего в сфере духовной.

Сегодня детское творчество является весьма актуальной проблемой детской психологии и дошкольной педагогики. Её исследовали Н. А. Ветлупина, А. Н.Леонтьев, А. И. Волков, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов и многие другие.

Необходимо отметить, что театрализованная деятельность в детском саду считается самым распространённым видом творчества для малышей. Она близка и понятна ребятишкам, занимает большую часть их природы, стихийно отображается в них, так как имеет связь с игрой. Любое впечатление от окружающей жизни, каждую выдумку детишкам хочется перевоплотить в действия и живые образы. Они играют какие угодно роли, входя в образ, подражая тому, что их заинтересовало или что видели. Ведь они получают от этого колоссальное эмоциональное наслаждение.

Занятия

Примечательно, что занятия театральной практикой помогают развивать способности и интересы малышей. Вообще они положительно влияют на общее развитие, проявляют любознательность, помогают усваивать свежую информацию и способы действия, активируют стремление к познанию нового, развивают ассоциативное мышление.

А театрализованная деятельность в младшей группе детского сада помогает малышам стать настойчивее и целеустремлённее, проявить общий интеллект и эмоции на репетициях. Кроме того, театральные занятия требуют от детишек систематичности в работе, трудолюбия, решительности, что великолепно формирует волевые линии характера.

У ребятишек развивается смекалка, умение комбинирования образов, интуиция и изобретательность, способность импровизации. Театр и частые выступления перед зрителями на сцене реализуют творческие силы и духовные потребности малышей, раскрепощают и повышают самооценку.

На занятиях ребёнок постоянно чередует функции исполнителя и зрителя. Это помогает ему демонстрировать перед товарищами свою позицию, умения, фантазию и знания.

Упражнения

А вы знаете, что упражнения на развитие речи, голоса и дыхания модернизируют речевой аппарат малыша. Если он выполняет игровое задание в образе животного либо сказочного персонажа, он сможет лучше владеть своим телом, изучит пластику движений. Необходимо отметить, что спектакли и театральные игры дают возможность детям погрузиться в мир фантазии, учат оценивать и замечать свои и чужие промахи. И они это делают с большим интересом и лёгкостью.

Ребятишки раскрепощаются и становятся более общительными. Теперь они чётко формулируют собственные мысли и повествуют их публично, тоньше ощущают и познают мироздание.

Как правило, занятия театральной практикой должны малышам предоставить шанс не только познавать и изучать окружающее пространство через исследование сказок, но и жить в соответствии с ним, получать наслаждение от каждого успешно выполненного урока, от занятий, многообразия деятельности.

Базовые направления работы с малышами

Известно, что театральной игрой называют исторически установившееся общественное явление, независимый вид деятельности, присущий человеку.

А что же такое ритмопластика? Она состоит из комплексных музыкальных, ритмических, пластических игр и упражнений, необходимых для обеспечения развития врождённых психомоторных дарований ребят, выразительности и свободы телодвижений, открытия ощущения согласия своего тела с окружающей средой.

А вот техника речи и культура являются особым разделом, который соединяет упражнения и игры, развивающие дыхание и свободу речевого механизма.

Что такое базовая театральная культура? Это раздел, который знакомит малышей с простыми понятиями, квалификационной терминологией артистов (характерные черты и типы театрального искусства, культура зрителя, основы актёрской профессии).

Программные задачи

Программа по театрализованной деятельности в детском саду включает в себя создание спектаклей. Работа над произведениями базируется на авторских пьесах, которые знакомят ребятишек со сказкой.

Программа выполняет такие задачи:

  • Активизирует познавательный интерес малышей.
  • Развивает зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, память, находчивость, воображение, фантазию, образное мышление.
  • Ликвидирует скованность и зажатость.
  • Формирует умение беспрепятственно реагировать на команду либо музыкальный сигнал.
  • Учит координировать свои поступки с другими малышами.
  • Воспитывает контактность и дружелюбие в отношениях с ровесниками.
  • Учит импровизировать на темы знакомых сказок драматизаций-игр.
  • Совершенствует координацию движений и чувство ритма.
  • Развивает музыкальность и пластику.
  • Развивает умение равномерно размещаться на сценической площадке и двигаться по ней, не толкая друг друга.
  • Развивает речевое дыхание и верную артикуляцию.
  • Развивает дикцию на материале стихов и скороговорок.
  • Обязывает чётко произносить согласные в конце слова.
  • Пополняет словарный запас.
  • Учит находить слова, которые соответствуют заданным признакам.
  • Учит владеть интонациями, отображающими важнейшие чувства.
  • Знакомит с создателями спектакля.
  • Знакомит с театральной терминологией.
  • Знакомит с устройством сцены и зрительного зала.
  • Воспитывает культуру поведения в театре.

В результате такого обучения дети приобретают следующие навыки и умения:

  • Малыши учатся действовать согласованно.
  • Умеют с некоторых групп мышц напряжение снимать.
  • Запоминают необходимые позы.
  • Описывают и запоминают внешний вид любого малыша.
  • Знают около восьми артикуляционных уроков.
  • Умеют выполнять длинный вдох одновременно с незаметным коротким вздохом.
  • Рассказывают в разных темпах скороговорки.
  • Умеют произносить скороговорку с различными интонациями.
  • Способны строить простейший диалог.
  • Умеют с заданными словами составлять предложения.

Малыши и театр

Театрализованная деятельность в младшей группе детского сада вводит ребёнка в мир театра, и он распознаёт что такое сказочное волшебство. Речь является основой психического воспитания малышей, поэтому важнейшей задачей процесса образования называют развитие речи. Как правило, для развития речи используют театральные представления.

Вообще возможности театральной деятельности бесконечны. Принимая в ней участие, малыши изучают окружающий мир через краски, образы, звуки, а умело заданные вопросы вынуждают их анализировать, думать, делать обобщения и выводы.

С формированием ума совершенствование речи весьма тесно связано. В процессе работы над собственными высказываниями выразительностью реплик героев постепенно активизируется словарь малыша, модернизируется интонационный строй речи, её звуковая культура.

Чем же так интересна театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии сказок ставят детей перед необходимостью понятно, ясно и чётко излагать свои мысли. Исполняемая роль, как правило, и вступление с иным персонажем в диалог улучшают грамматический строй диалогической речи. В этом случае воспитательные возможности колоссальны: малыши учатся сопереживать с героями постановок и одновременно начинают чувствовать настроение зрителей. В них просыпаются гуманные чувства – умение проявлять доброту, протест против кривды, участие.

Развитие в детском саду

Безусловно, в театральной деятельности огромнейшую роль играет воспитатель. Необходимо отметить, что театрализованные занятия должны одновременно выполнять развивающую, воспитательную и познавательную миссии. Они не должны сводиться лишь к подготовке выступлений.

Вообще театральные занятия состоят из:

  • Просмотра кукольных спектаклей и их обсуждения.
  • Разыгрывания различных сказок и инсценировок.
  • Упражнений по формированию выразительности исполнения (невербальной и вербальной).
  • Упражнений по социально-эмоциональному развитию малышей.

Именно поэтому содержание таких занятий не только знакомит с текстом сказки и какого-либо литературного творения, но и с жестами, движением, мимикой, костюмами.

Интересно, что развитие театральной деятельности в детских садах и накопление чувственно-эмоционального опыта у ребятишек является длительной работой, в которой должны принимать участие родители. Как правило, в тематических вечерах родители и дети участвуют на равных правах.

Важно, чтобы родители выполняли исполнительную роль, являлись авторами текста, изготавливали декорации, костюмы и так далее. В любом случае коллективная работа педагогов, мам и пап способствует эмоциональному, интеллектуальному и эстетическому развитию малышей.

Родители обязательно должны участвовать в театральной деятельности. Это вызывает у малышей колоссальное количество эмоций, у них обостряется чувство гордости за папу и маму, выступающих вместе с ними на подмостках театра.

Коммуникативные умения

Вы когда-нибудь изучали отчёт по театрализованной деятельности в детском саду? Нет? Он содержит много полезной информации. К примеру, из таких документов можно узнать, что сегодня наиболее актуально формирование коммуникативного престижа, который является главным показателем развития личностных качеств малыша.

Вообще коммуникативный престиж состоит из комплекса умений, которые определяют желание дошкольника контактировать с людьми. Сюда также входит умение создавать диалог, способность общаться для планирования совместной активности, умение контактировать с помощью невербальных средств (жестов, мимики), проявление доброжелательности к партнёрам.

На данный момент очень остро стоит вопрос развития коммуникативных умений у малышей. Ведь от лёгкости общения малыша с людьми зависит скорость его развития, отношение к людям, его самоощущения.

Самообразование по театрализованной деятельности в детском саду предусматривает развитие у малышей коммуникативных умений. Для достижения такой цели нужно создавать среду, в которой каждый ребёнок смог бы передавать свои эмоции, желания, чувства и взгляды, причем как публично, так и в простом разговоре. Здесь малыши не должны стесняться слушателей.

Колоссальную помощь в этом оказывает театр, который объединяет детишек общей идеей, переживаниями. Происходит сплочение ребятишек на базе интересных действий, позволяющих каждому участнику проявлять свою активность, творчество и индивидуальность.

В процессе театральной деятельности и подготовки к ней малыши начинают сотрудничать между собой, стремиться к общению со сверстниками, развивают коммуникативные умения.

Сказкотерапия

Чем же ещё интересна театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии сказок отличаются здесь неким волшебством и неординарностью. Вообще сказкотерапию называют одним из способов, формирующих творческие способности. Она славится многовековой историей, но такое наименование ей присвоили совсем недавно.

Сказкотерапия использует сказочные параметры для развития творческих способностей, интеграции личности, модернизации взаимоотношений с окружающим миром, расширения сознания.

С помощью этого метода развивают творческую инициативу, преодолевают детские страхи, снижают тревожность и агрессивность, накапливают положительный опыт общения в коллективе однолеток.

Актуальность применения сказкотерапии заключается в том, что сказки являются естественной составляющей повседневной жизни малышей.

Задачи сказкотерапии

Если заглянуть в отчёт по театрализованной деятельности в детском саду, можно прочесть там много интересных вещей. К примеру, задачи сказкотерапии:

  1. Развивают речь малышей с помощью: рассказывания сказок от третьего лица, их пересказывания, группового повествования легенд, повествования их по кругу, постановки сказок с помощью кукол, анализа сказок, сочинения сказок.
  2. Выявляют и поддерживают творческие способности.
  3. Снижают уровень тревожности и агрессивности.
  4. Развивают умение осиливать страхи и препятствия.
  5. Формируют навыки плодотворного выражения эмоций.

Театрализованная деятельность детей в детском саду начинается с волшебной физкультминутки. Далее следует волшебная каша на завтрак. Воспитатели с малышами стремятся весь день провести в добром сказочном климате.

На занятия к детишкам приходят различные герои сказок, которые повествуют им занимательные истории о нашей планете, играют с ними, читают сказки и учат доброте.

Слушая сказку, малыш изучает философский смысл, модели поведения и стили взаимоотношений. Причём, все процессы осмысливания протекают на символическо-бессознательном уровне.

Малыш учится рассказывать, творчески мыслить, пересказывать, а далее совершает внушительный прыжок в развитии, который будет влиять на формирование личности.

Виды сказок

Известно, что в сказкотерапии применяются следующие виды сказок:

  1. Художественная либо народная сказка. Данный вид оказывает нравственно-духовное воспитание, взращивает чувства долга, взаимопомощи, сопереживания, сочувствия и так далее. Например, в сказке «Репка» ярко отражена поддержка и помощь среди людей, без которых одному человеку достигнуть высокой цели невозможно.
  2. Развивающая и обучающая сказка расширяет знания малыша о нашей планете, принципах поведения в разных жизненных ситуациях. В основном это сказки, в которых цифры и буквы одушевлены.
  3. Диагностические повествования помогают определять характер малыша, выявляют его отношение к миру. К примеру, если девочке нравятся сказки, где главным героем выступает трусливый зайка, то можно подумать, что она весьма спокойная, застенчивая и, возможно, пугливая.
  4. Психологические легенды учат малыша бороться со своими страхами и неудачами. Вместе с героем он обретает уверенность в своих силах.
  5. Медитативные сказки создают атмосферу позитива, комфорта, спокойствия, расслабления, возбуждения и снятия напряжения. У этой категории сказок отсутствуют злые герои, конфликтные ситуации и вечная борьба со злом.

Организация детской сказкотерапии

Организация театрализованной деятельности в детском саду включает в себя неимоверное количество пунктов. Сперва малышей знакомят со сказкой, вместе с ними рассматривают картинки. В процессе чтения анализируют поступки героев вместе с ребятишками. Нельзя допускать чтобы анализ поведения персонажей выглядел как поучения и требования. Педагог должен увлечь малышей, чтобы говорили они, а он лишь контролировал ход их мыслей.

Существует такая известная писательница Антипина. Театрализованная деятельность в детском саду – её любимая тема. Она написала книгу, раскрывающую множество вопросов в этой области. Фактически, это методическое пособие, предназначенное для педагогов образовательных дошкольных учреждений. Оно содержит игры и упражнения, развивающие пластику и мимику, элементы логоритмики и артикуляционной гимнастики. В книге также представлены разработки игр, сказок и праздников.

Чему ещё учит малышей театрализованная деятельность в детском саду? Кружковая работа в этой сфере очень сложная, но интересная. Преподаватели следят за тем, чтобы содержание сказок было понятно малышам, чтобы оно соответствовало их возрасту. Они инсценируют вместе с детьми то, что прочитали, делают оценку, с помощью интонации выражают своё мнение.

Необходимо отметить, что сказкотерапию именуют прекрасным увлекательным путём, который помогает решать нашим ребятишкам возрастные проблемы.

Работа по театрализованной деятельности в детском саду предусматривает наблюдение за малышами в процессе игры, на прогулках, на занятиях, в свободной деятельности. Педагоги замечают, что там, где необходима мобилизация внимания и памяти на бессознательном уровне, дети раскрепощаются, с лёгкостью перевоплощаются в близких по духу и любимых героев сказок, с удовольствием фантазируют, живо и образно выражают свои мысли. Перевоплощаясь, малыши с лёгкостью решают сказочные вопросы, проявляя частное творчество.

Предметная среда

Что ещё может преподнести малышам театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии с волшебными приключениями, театральные уголки, настольные театры и заколдованные замки — этот набор атрибутов знаком педагогам издавна. Они нужны для создания развивающей предметной среды.

Что собой представляют театральные уголки? Здесь подбирают весьма многоликий материал по театральной тематике. Некоторые предметы преподаватели создают своими руками, некоторые приобретают, а некоторые детскому саду дарят родители.

Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду также влияет на развитие малышей. Музыка всегда сопровождает спектакли, в которых ребятишки с помощью масок драматизируют и инсценируют русские народные сказки «Репка», «Колобок» и другие. Представления создаются с помощью настольного, варежкового и кукольного театра. Дети всегда с огромным удовольствием, эмоционально репетируют свои роли.

Малыши в играх используют пальчиковый, плоскостной и магнитный театр, инсценируя сказки, совершенствуя диалогическую речь, развивая умение внимательно наблюдать за процессом. У подрастающего поколения развивается воображение и творческое мышление.

В детских садах есть волшебные замки, где живут добрые герои и ковры-самолёты, на которых педагоги вместе с воспитанниками путешествуют по сказкам. Необходимо отметить, что малышам очень нравится фантазировать и сочинять сюжеты сказочных игр.

Надеемся, данная статья поможет вам понять, что театр является обязательной составляющей воспитания подрастающего поколения.

www.syl.ru

Театрализация в ДОУ курсовая работа

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы создания педагогических условий для развития театрализованной деятельности.

1.1.Сущностная характеристика театрализованной деятельности старших дошкольников…………………………………………………………………….6

1.2.Психолого–педагогические условия развития театрализованной деятельности у старших дошкольников………………………………………..13

1.3. Влияние театрализованной игры на развитие общих способностей ребенка……………………………………………………………………………20

Глава II. Экспериментальная работа по созданию педагогических условий для развития театрализованной деятельности.

2.1.Констатирующий эксперимент…………………………………………28

2.2.Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………38

2.3.Контрольный эксперимент………………………………………………45

Заключение…………………………………………………………………..50

Список использованной литературы……………………………………….51

Приложение………………………………………………………………….55

Введение

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К.С. Станиславский). В театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им.

По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т.Н.Дороновой, А.И.Бурениной, Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, М.Д.Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Тем не менее этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

Почему мы вдруг заговорили о решении нескольких задач одновременно в рамках театрализованной деятельности? Ведь традиционно театрализованная игра считалась видом творческой деятельности, в котором ребенок учится с помощью разных средств (жестов, мимики, движений и пр.) передавать действия героя, его эмоциональное состояние. Выделим две причины:

Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.

Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительского характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

В работах современных педагогов Л.В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т.Н. Дороновой «Играем в театр», М.Д.Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.

Цель исследования: выделить педагогические условия, способствующие развитию театрализованной деятельности и изучить влияние театрализованной деятельности на развитие детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

В соответст

sundekor.ru

Советы рукодельницам