Разнообразие веществ. Свойства соли и сахара. Крахмал. Кислоты
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
Музыка- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
resheba.me
Анализ учебно-методического комплекта «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой на предмет использования опытов и экспериментов на уроках, страница 3
2. Воздух занимает объём, сжимаем и упруг, плохо проводит тепло.
3. Движение воздуха при нагревании (охлаждении).
4. Испарение воды листьями растений.
5. Опыты, доказывающие необходимость воды, тепла и воздуха для прорастания семян.
К этому же разделу в методическом пособии предлагаются практические работы с проведением опытов:
1. Определение свойств воды, льда и снега.
2. Определение свойств горных пород
3. Проращивание, рассматривание и зарисовка разновозрастных проростков.
Анализ методического пособия для учителя «Окружающий мир в 3-4 классах» указано, что по названному выше разделу проводятся опыты при изучении темы «Свойства тел и веществ». Младшие школьники проводят сравнение соли и сахара, определяя их существенные признаки и заполняют соответствующую таблицу [см. таблицу 2.1.1.].
Таблица 2.1. 1.
Свойства тел и веществ
Вещество |
Признаки (свойства) вещества |
|||
Цвет |
Сыпучесть |
Вкус |
Растворимость |
|
Поваренная соль |
Белый |
+ |
Солёная |
+ |
Сахарный песок |
Белый |
+ |
Сладкий |
+ |
На уроке по теме «Три состояния воды. Переход воды из одного состояния в другое» ставятся задачи: познакомить со свойствами воды в твёрдом (снег, лёд) и газообразном состоянии; формировать представления о переходе из одного состояния в другое; учить сравнивать, обобщать и делать выводы. Используется оборудование: сосуды с водой, льдом и снегом, нагревательный прибор, жидкостные термометры. Демонстрируется опыт, иллюстрирующий переход воды из одного состояния в другое в зависимости от температуры. От учащихся не требуется запоминания температур, при которых происходят процессы перехода, или названий этих процессов. Однако дети должны осознать сам принцип: переход воды из одного состояния в другое зависит от изменения температуры – её повышения или понижения. На уроке выполняется практическая работа «Свойства снега и льда». Результаты работы дети записывают в таблицу [см. таблицу 2. 2.2.].
Таблица 2.2.2.
Три состояния воды
Свойства воды |
Состояние воды |
|||
жидкое |
твёрдое |
газообразное |
||
снег |
лёд |
|||
|
На уроке по теме «Вода - растворитель» дети проводят опыты по растворению различных веществ (соль, сахар, соду, марганцовокислый калий, гальку, песок, глина) знакомясь с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами. Дети опытным путём доказывают, что есть вещества нерастворимые в воде; существенным признаком растворов является то, что они прозрачны и свободно проходят через фильтр. Последнее свойство демонстрирует детям учитель. Результаты опыта фиксируются в таблице.
По теме «Вода в природе» проводится опыт, воспроизводящий природное явление образования осадков в искусственно созданных условиях [см. Приложение 31].
В рабочей тетради, имеются задания, позволяющие зафиксировать результаты опытов по теме «Вода», домашние задания на самостоятельное проведение опытов по этой теме. Эти задания разнообразны: отметь правильное высказывание; соедини линией рисунок и слово, обозначающее состояние воды; подчеркни только те свойства, которыми обладает водяной пар; раскрась растворы в стаканах, если известно, что для их получения использовали: бриллиантовую зелень, марганцовокислый калий, соль, морковный сок. Выполняя последнее задание, дети могут основываться либо на опытах, либо на предположениях.
vunivere.ru
Урок окружающего мира для 3 класса «Разнообразие веществ»
Урок окружающего мира для 3 класса «Разнообразие веществ»
Учитель начальных классов Маркова Людмила Владимировна
Тема: Разнообразие веществ
Цель: познакомить с веществами и их свойствами.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты,
Личностные: способность к сотрудничеству со сверстниками, доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению;
Метапредметные.
Регулятивные:
— планировать свои действия в течение урока;
— фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; объективно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные:
— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
-строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-анализировать, доказывать предложения, делать выводы.
Коммуникативные:
— формулировать ответы на вопросы;
— слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, персональные нетбуки, электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, интерактивные дидактические материалы, карточки с заданиями; портрет М.В. Ломоносова; раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко, хлеб, груша) для практической работы; соль, сахар и крахмал.
Ход урока
Организационный момент
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Будем мы сейчас трудиться,
Отвечать и не лениться.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Индивидуальные задания
( 3 учащимся раздаются карточки с заданиями.)
Подчеркни красным карандашом твердые вещества, синим — жидкие, зеленым — газообразные.
Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода.
Приведи примеры естественных, искусственных и небесных тел.
Выполнение теста
(Четыре ученика работают на нетбуках. Выполняют тест по теме «Вещества». Интерактивные дидактические материалы.)
-Выберите и отметьте галочкой правильный ответ.
Фронтальный опрос
— Что такое тело? Какие бывают тела? Приведите примеры.
— Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.
— Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадки.
Думал, что мел, потому что бел,
А в руки взял — он водой побежал. (Снег.)
Не лес, а шумит.
Не конь, а бежит. (Вода.)
— Каким одним словом можно назвать эти понятия? (Вещества.)
— Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать. Наука, которая изучает вещества, называется химией.
(Просмотр электронного приложения к учебнику)
IV.Работа по теме урока
1. Беседа
Разнообразие веществ
Первое вещество, которое мы рассмотрим, — поваренная соль
— Что вы знаете о соли?
Поваренная соль — это одна из минеральных солей, встречаюшихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений.
Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она солёная на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.
В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много её содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов. (Подготовленный ученик делает сообщение о поваренной соли. Приложение.)
Следующее вещество — сахар.
— Что вы знаете о сахаре? Назовите его главное свойство. (Сладкий вкус.)
Без сахара у нас и дня не проходит — и чай с ним пьем, и кофе. Да и конфеты, и мороженое, и печенье без сахара не сделать.
— Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42. (Самостоятельное чтение)
— Какие еще сладкие вещества встречаются в природе? (Глюкоза.)
— Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений. Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.)
Крахмал
Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах
растительного происхождения.
Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал и том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.
Практическая работа
( На столах у каждой группы продукты: картофель, яблоко, хлеб, груша, пипетка и раствор йода.)
— С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах.
— Результаты исследования запишите и зарисуйте в рабочей тетради.
(Дети выполняют практическую работу и заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 18.)
— Расскажите о полученных результатах.
Работа по учебнику
— Прочитайте в учебнике текст на с. 43—44.
— Как называется большая группа веществ, встречающих на кухне? (Кислоты.)
— В каких продуктах какие содержатся кислоты? (В лимоне — лимонная, в яблоке — яблочная, в листьях щавеля — щавелевая, в прокисшем молоке — молочная.)
— Назовите главное свойство кислот. (Кислый вкус.)
— Какие кислоты вы знаете?
— Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? (Нет)
— Почему этого нельзя делать? (Кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.)
— Как образуются кислотные дожди? (Ответы учеников.)
V. Физкультминутка
(Проводит дежурный ученик)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 16).
— Прочитайте задание. Найдите в учебнике часть текста о поваренной соли.
— Назовите главное свойство соли. (Соленая на вкус.)
— Где встречается соль? (В природе, под землей, в виде камня.)
— Где содержится поваренная соль? (В морской, озерной воде в почве, в телах живых организмов.)
— Запишите эти сведения в таблицу.
— Используя текст учебника, аналогично запишите сведения о сахаре и кислоте.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№2 (с. 16).
— Прочитайте задание. Что в этом списке лишнее? Докажите. (Глюкоза — разновидность сахара.)
VII. Рефлексия
1.Работа в группах
— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 44. Составьте описание вещества в виде загадки и загадайте ее классу.
— Прочитайте второе задание на с. 44. Выполните его.
2.Игра «Определи на ощупь»
— Попробуйте на ощупь определить сахар, соль, крахмал.
(Проводиться игра)
-Можно ли сделать то же самое, пробуя вещество на вкус? (Неизвестное вещество не следует пробовать на вкус, так как оно может оказаться ядовитым.)
— Итак, вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом и различными кислотами.
VIII. Подведение итогов урока
-С какими веществами мы сталкиваемся каждый день?
— Назовите главные свойства сахара, поваренной соли, крахмала, кислоты.
— Что новое вы узнали на уроке?
— Оцените свою работу на уроке. (Показывают разноцветные круги.)
IX. Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 41—45, ответить на вопросы «Проверь себя» на с. 45. В рабочей тетради № 3 с.17.
Приложение
Соль
Поваренную соль, или, как сказали бы химики, хлористый натрий, назвать обычным веществом нельзя. Свойства у нее удивительные и судьба очень интересная. В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой дороге — Виа Солариа, что означает «соляной путь».
Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль — драгоценное сокровище — не стала добычей разбойников. В древности соль ценилась буквально на вес золота.
Для человека соль жизненно необходима. Если ее долго не хватает организму, человек может погибнуть. Нехватка соли вызывала и народные волнения — в истории известны «соляные бунты». Солью расплачивались вместо монет, из-за соли страны воевали друг с другом.
Времена эти прошли, сейчас соль добывают в достаточном количестве. И запасы ее на Земле поистине неисчерпаемы. Гигантские куполообразные глыбы, целые соляные горы есть и в недрах Земли, и на ее поверхности. Например, гора Ходжа-Мумин в Таджикистане, сплошь
состоящая из каменной соли, поднимается на 900 м над уровнем моря.
В растворенном состоянии соль содержится в воде морей и океанов, в минеральных озерах, соленых ручьях. Вся эта соль в твердом состоянии заняла бы около 70 млн кубических километров. Таким количеством можно покрыть всю Землю слоем, толщина которого превышала бы 30-этажный дом! Соль добывают выпариванием, а также в соляных шахтах — примерно так же, как и каменный уголь. Кроме того, в соляных шахтах устраивают подземные санатории для больных астмой: соляной воздух в них целебен.
infourok.ru
Урок окружающего мира «Разнообразие веществ». 3-й класс
Разделы: Начальная школа
Цель: познакомить с веществами и их свойствами.
Планируемые результаты.
Предметные: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты.
Личностные: способность к сотрудничеству со сверстниками, доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению.
Метапредметные.
Регулятивные:
— планировать свои действия в течение урока;
— фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; объективно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные:
— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
— строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
— анализировать, доказывать предложения, делать выводы.
Коммуникативные:
— формулировать ответы на вопросы;
— слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, персональные нетбуки, электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, интерактивные дидактические материалы, карточки с заданиями; раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко, хлеб, груша) для практической работы; соль, сахар и крахмал.
Ход урока
I. Организационный момент
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Будем мы сейчас трудиться,
Отвечать и не лениться.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
(3 учащимся раздаются карточки с заданиями.)
1) Подчеркни красным карандашом твердые вещества, синим — жидкие, зеленым — газообразные.
Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода.
2) Приведи примеры естественных, искусственных и небесных тел.
2. Выполнение теста
(Четыре ученика работают на нетбуках. Выполняют тест по теме “Вещество и энергия”. Интерактивные дидактические материалы.)
— Выберите и отметьте галочкой правильный ответ. (Приложение 1)
3. Фронтальный опрос
— Что такое тело? Какие бывают тела? Приведите примеры.
— Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.
— Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадки.
Думал, что мел, потому что бел,
А в руки взял — он водой побежал. (Снег.)
Не лес, а шумит.
Не конь, а бежит. (Вода.)
— Каким одним словом можно назвать эти понятия? (Вещества.)
— Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать. Наука, которая изучает вещества, называется химией.
(Просмотр электронного приложения к учебнику)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Разнообразие веществ
Первое вещество, которое мы рассмотрим, — поваренная соль.
— Что вы знаете о соли?
Поваренная соль — это одна из минеральных солей, встречаюшихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений.
Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она солёная на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.
В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много её содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов. (Подготовленный ученик делает сообщение о поваренной соли. Приложение 2.)
Следующее вещество — сахар.
— Что вы знаете о сахаре? Назовите его главное свойство. (Сладкий вкус.)
Без сахара у нас и дня не проходит — и чай с ним пьем, и кофе. Да и конфеты, и мороженое, и печенье без сахара не сделать.
— Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42. (Самостоятельное чтение)
— Какие еще сладкие вещества встречаются в природе? (Глюкоза.)
— Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений. Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.)
Крахмал
Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.
Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал и том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.
2. Практическая работа
(На столах у каждой группы продукты: картофель, яблоко, хлеб, груша, пипетка и раствор йода.)
— С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах.
— Результаты исследования запишите и зарисуйте в рабочей тетради.
(Дети выполняют практическую работу и заполняют таблицу в рабочей тетради с. 18.)
— Расскажите о полученных результатах.
3. Работа по учебнику
— Прочитайте в учебнике текст на с. 43—44.
— Как называется большая группа веществ, встречающих на кухне? (Кислоты.)
— В каких продуктах какие содержатся кислоты? (В лимоне — лимонная, в яблоке — яблочная, в листьях щавеля — щавелевая, в прокисшем молоке — молочная.)
— Назовите главное свойство кислот. (Кислый вкус.)
— Какие кислоты вы знаете?
— Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? (Нет)
— Почему этого нельзя делать? (Кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.)
— Как образуются кислотные дожди? (Ответы учеников.)
V. Физкультминутка
(Проводит дежурный ученик)
VI. Закрепление изученного материала
(Выполнение заданий в рабочей тетради.)
№ 1 (с. 16).
— Прочитайте задание. Найдите в учебнике часть текста о поваренной соли.
— Назовите главное свойство соли. (Соленая на вкус.)
— Где встречается соль? (В природе, под землей, в виде камня.)
— Где содержится поваренная соль? (В морской, озерной воде в почве, в телах живых организмов.)
— Запишите эти сведения в таблицу.
— Используя текст учебника, аналогично запишите сведения о сахаре и кислоте.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№2 (с. 16).
— Прочитайте задание. Что в этом списке лишнее? Докажите. (Глюкоза — разновидность сахара.)
VII. Рефлексия
1. Работа в группах. Составление синквейна
Первая и вторая группа составляют синквейн про сахар, третья и четвертая – про крахмал.
2. Игра “Определи на ощупь”
— Попробуйте на ощупь определить сахар, соль, крахмал.
(Проводится игра)
— Можно ли сделать то же самое, пробуя вещество на вкус? (Неизвестное вещество не следует пробовать на вкус, так как оно может оказаться ядовитым.)
— Итак, вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом и различными кислотами.
VIII. Подведение итогов урока
— С какими веществами мы сталкиваемся каждый день?
— Назовите главные свойства сахара, поваренной соли, крахмала, кислоты.
— Что новое вы узнали на уроке?
— Оцените свою работу на уроке. (Показывают разноцветные круги.)
IX. Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 41—45, ответить на вопросы “Проверь себя” на с. 45. В рабочей тетради № 3, с.17.
7.04.2014
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок № 9. «Разнообразие веществ», 3 класс, ФГОС
Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Проблема:
какие вещества наиболее распространены в быту?
Задачи:
познакомить с наиболее распространенными в быту веществами: поваренной солью, сахаром, крахмалом, кислотой, их свойствами, научить ставить опыты.
Предметные результаты
Научатся
-определять свойства соли, сахара, крахмала, кислоты;
— различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам
Универсально учебные действия (УУД)
Регулятивные: научатся ставить опыты, используя лабораторное оборудование.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа.
Коммуникативные: умение работать в паре, вести диалог, излагать свое мнение; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Личностные результаты
Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности
Основные понятия и определения
Химия-наука о веществах. Вещества: соль, крахмал, сахар, кислота. Наиболее распространенные в быту вещества – соль, сахар, крахмал, кислоты.
Проверка готовности к усвоению нового материала
На свете очень много различных веществ. Сейчас их известно несколько миллионов. Одни из них существуют в природе, а другие созданы искусственно (например, пластмассы). Приведи примеры веществ.
Изучение нового материала
Разнообразие веществ
Вещества изучает наука химия.
Познакомимся с некоторыми из веществ. Для этого отправимся… на кухню.
Вот на столе солонка, а в ней поваренная соль. Мы привыкли, что это вещество имеет вид белых крупинок. Но в природе, под землёй, оно встречается в виде камня. Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она солёная на вкус. Поэтому её используют в пищу.
В природе поваренная соль встречается не только под землёй. Очень много её содержится в морской воде, а также в воде солёных озёр. Есть она и в почве, и в телах живых организмов.
Поваренная соль — это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений
Сахар — ещё одно вещество, с которым мы обязательно встретимся на кухне. По внешнему виду его можно спутать с солью. Зато их не спутаешь по вкусу. Сладкий вкус — главное свойство сахара, поэтому его добавляют во многие продукты. Получают сахар из растений — сахарного тростника (в жарких странах) и сахарной свёклы.
Сахарная свёкла и сахарный тростник
Обыкновенный сахар не единственное сладкое вещество в природе. Многим детям знакомы большие сладкие таблетки — витамин С с глюкозой. Глюкоза — ещё одна разновидность сахара. В природе она содержится в различных частях растений. Особенно богаты глюкозой плоды винограда и виноградный сок. Поэтому глюкозу также называют виноградным сахаром.
Крахмал — одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.
Учёные-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода приобретёт сине-фиоле- товый цвет. Таким способом можно установить, что крахмал содержится, например, в белом хлебе, рисовой каше, клубнях картофеля.
Большая группа веществ, с некоторыми из которых мы наверняка встретимся на кухне, — кислоты. Каждому знаком кислый вкус лимона. Такой вкус ему придаёт содержащаяся в нём лимонная кислота. В яблоках содержится яблочная кислота, а в листьях щавеля — щавелевая кислота. Когда прокисает молоко, в нём образуется молочная кислота.
Общее свойство этих веществ — кислый вкус. Но это не значит, что любую кислоту можно пробовать на вкус. Многие кислоты очень едкие — они разрушают кожу человека, одежду, бумагу, древесину. Поэтому обращаться с ними надо осторожно. На кухне мы встретим одну из таких опасных кислот — это уксусная кислота, или уксус. Ты уже знаешь, что к бутылочке с уксусом нельзя прикасаться. Это вещество используют только в разбавленном виде.
Из-за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовываться высоко в небе. Нередко они выпадают на землю вместе с дождём. Это так называемые кислотные дожди. От них страдают растения и всё живое, портятся многие постройки, в том числе старинные памятники.
Где и как добывают соль. Добыча соли в России
Как добывают морскую соль
Как производится каменная и экстра соль
Сахар: как это делается
Производство сахара из сахарного тростника
Крахмал из картофеля.
Что будет, если опустить ЯЙЦО В УКСУС?
Осмысление и понимание полученных знаний
Практическая работа
С помощью разбавленной настойки йода определи, есть ли крахмал в продуктах, выданных тебе учителем.
Результаты исследования запиши и зарисуй в рабочей тетради.
Пользуясь текстом учебника, устно опишите 1—2 вещества по плану: название вещества, внешние признаки, главные свойства, где встречается в природе (содержится), как используется человеком.
Прочитайте текст. Используя полученную информацию, объясните, что изображено на рисунках.
Некоторые животные и растения с помощью кислоты защищаются от врагов. Так, муравьи в момент опасности поднимают брюшко и выбрызгивают едкие струйки муравьиной кислоты. Эта же кислота содержится в пчелином яде и жгучих волосках крапивы.
Как вырастить кристалл из сахара! Опыты для детей!
Вывод. Вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди часто сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом, различными кислотами.
Самостоятельное применение знаний
1.Каковы главные свойства поваренной соли и сахара?
2. Как обнаружить крахмал в продуктах питания?
3. Какие кислоты встречаются в природе?
4. Чем опасны кислотные дожди?
Задания для домашней работы
1.Запиши в словарик: химия, поваренная соль, крахмал, кислота.
2.Дома возьми три блюдца и насыпь в одно из них сахар, в другое — поваренную соль, в третье — крахмал. Как различить эти вещества?
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций окружающий мир
— http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
xn--j1ahfl.xn--p1ai
3 класс.Окружающий мир. Презентация «Разнообразие веществ»
Разнообразие
веществ
Дополни утверждения:
Любой предмет, любое живое существо можно назвать
ТЕЛО
То, из чего состоят тела
ВЕЩЕСТВА
Вещества состоят из мельчайших,
невидимых глазом
ЧАСТИЦ
На какие группы можно разделить тела
ТЕЛА
естественные
тела
искусственные
тела
ласточка
стул
трава
облако
тетрадь
камень
дверь
дерево
ВЕЩЕСТВА
жидкие
твердые
газообразные
сахар
алюминий
вода
воздух
химия
Вещества изучает наука —
соль
Меня не едят –
И без меня мало едят
Свойство соли: 1.соленая на вкус
2.растворяется в воде
Где встречается:
1. под землёй
2. в морской воде,
в воде соленых озёр
3. в почве
4. в телах живых организмов
Использование соли:
1. для подсаливания пищи
2. как удобрение для растений
ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ – одна из минеральных солей,
встречающихся в природе
Не менее двух тысяч лет назад добыча поваренной соли стала вестись выпариванием морской воды.
Соленная шахта.
В природе , под землей,
соль встречается
в виде камня.
сахар
Я бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал –
Там и пропал.
Свойство сахара: 1.сладкий на вкус
2.растворяется в воде
Где встречается:
1. в сахарной свекле 2. в тростнике
Виды сахара
глюкоза
фруктоза
Использование сахара:
добавляют во многие продукты
крахмал
одно из важнейших питательных веществ,
необходимых человеку.
Белый порошок.
Используют когда варят кисель.
В каких продуктах содержится крахмал?
рис
картофель
хлеб
Чтобы определить есть ли крахмал в том или ином
продукте надо капнуть на него разбавленной
настойкой йода.
На продукте, в котором содержится крахмал,
настойка йода приобретет сине – фиолетовый цвет.
кислоты
Свойство кислот: кислый вкус
Где встречается:
щавелевая
кислота
яблочная
кислота
молочная
кислота
лимонная
кислота
Многие кислоты очень едкие – они разрушают
кожу человека, одежду, бумагу, древесину.
Обращаться с кислотами
надо с особой
ОСТОРОЖНОСТЬЮ!
Из – за загрязнения окружающей среды кислоты образовываются высоко в небе.
Нередко они выпадают на землю вместе с дождем.
Это – КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ
Портятся постройки и старинные памятники
Лес после кислотного дождя
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
- Каковы главные свойства соли и сахара?
растворимость
2. Что представляет собой крахмал?
белый порошок
Как его обнаружить в продуктах питания?
с помощью настойки йода
3.Какие кислоты встречаются в природе?
лимонная, яблочная, молочная, щавельная,
муравьиная
4. Почему с кислотами нужно обращаться осторожно?
они разрушают кожу, бумагу, древесину
5. Чем опасны кислотные дожди?
страдает все живое, постройки, старинные памятники
ИНТЕРЕСНЫЕ
ФАКТЫ
Некоторые животные и растения с помощью кислоты защищаются от врагов. Так, муравьи в момент опасности поднимают брюшко и выбрызгивают едкие струйки муравьиной кислоты. Эта же кислота содержится в пчелином яде и жгучих волосках крапивы.
multiurok.ru
Доклад по окружающему миру (3 класс): отличие кристаллов морской и каменной соли.
Определить, есть ли отличие морской и каменной соли при формировании кристаллов.
Причины проведения эксперимента.
Однажды мой брат опрокинул целую солонку соли, и мама сказала – «теперь поругаемся».
Я заинтересовался. Почему мы должны ругаться из-за соли?
Оказывается это такая народная примета.
Раньше соль была очень дорогой – «на вес золота». И конечно, если такую драгоценность просыпать, тебя будут ругать.
Сейчас соль стала не такая дорогая, а примета осталась.
В магазине я увидел несколько видов соли: столовую, экстру, морскую, йодированную и даже с травами.
Мама рассказала мне, что соль еще бывает разного помола
Мелкая соль (экстра) – растворяется быстро, добавляется в готовые блюда по вкусу.
Средняя соль – подходит для натирания солью перед готовкой мяса, рыбы и птицы, для маринования и консервирования.
Крупная соль – подходит для супов, каш, засолки рыбы и овощей.
Мне стало интересно, можно ли вырастить кристаллы соли дома и будут ли отличаться кристаллы разной соли между собой.
Сбор информации.
Оказывается, соль— первая специя и древнейшая приправа, ставшая известной человеку еще на стадии первобытного общества.
Важных гостей было принято принимать хлебом — солью, так же сейчас встречают молодоженов на свадьбе. Чтобы проверить друга, говорят – нужно с ним «пуд соли съесть». О чем-то очень важном и мудром, говорят «соль земли». Про главную суть чего –либо говорят – «в этом вся соль»!
В интернете я нашел много информации про виды соли.
На вкус вся соль одинакова.
Но по свойствам она различается.
Самая распространенная в Европе каменная соль из месторождений в Германии, Австрии, Польше.
В некоторых старых соляных копях устроены музеи.
В России самая лучшая соль илецкая (южноуральская) и усольская (сибирская).
Чёрная кипрская соль — это просто соль с углем в составе. Очень хороша для пищеварения, но не такая соленая.
Розовая гималайская соль богата медью, калием, магнием, и в большом количестве железом, благодаря которому она имеет розовый оттенок.
Из гималайской соли делают светильники и даже печки для саун. Испаряясь соль оказывает лечебный эффект.
Ученые считают:
Самая полезная соль – крупнокристаллическая морская, она содержит в себе много полезных микроэлементов.
Срок годности у нее неограничен! Она сохраняет все полезные свойства.
Каменная соль тоже полезна – это неочищенный натурпродукт. Она может содержать примеси минералов.
Поваренная соль крупного помола – это очищенная каменная соль. Она не содержит примесей.
Йодированная соль помогает восполнить нехватку йода в организме. Срок годности йодированной соли 9 месяцев, потом она утрачивает свои полезные свойства.
Покупая соль, обязательно читайте состав! Если в составе указан Е- 536, лучше соль не покупать.
Эксперимент.
Дома у меня была каменная соль среднего помола и крупная морская.
Для опыта мне понадобилось:
два одинаковых стаканчика,
блюдца темного стекла, чтобы лучше были видны кристаллы,
соль каменная,
соль морская,
теплая вода,
нитки, карандаши.
В баночки я налил теплую воду и добавил соль.
Добавлял и размешивал, пока соль не перестала растворяться.
Морская соль растворяется лучше, раствор получается чистый, каменная соль дает мутный раствор и растворяется долго.
Но морской соли, как оказалось в ходе эксперимента, я положил недостаточно много.
К карандашам я привязал нити с кристалликами соли и опустил их в стаканчики с раствором соли.
Через пять дней я посмотрел результат.
На нитке, опущенной в раствор каменной соли вырос большой красивый кристалл.
На нитке из раствора морской соли кристалл вырос маленький и был похож на сосульку или иней на деревьях.
Тогда я провел эксперимент с блюдцами.
В два блюдца я налил воду из стаканчиков (предварительно добавив морской соли в соответствующую емкость).
Еще в два блюдца я насыпал соли и залил ее водой, так чтобы получился очень концентрированный раствор.
Через сутки вода испарилась.
В первых двух блюдцах кристаллы мало чем отличались. Хотя у морской соли было больше хорошо сформированных кристалликов.
В блюдцах, где находился насыщенный состав, разница была большой.
Каменная соль застыла равномерной массой – закаменела.
Отколоть кусочек было очень трудно.
В морской соли были хорошо видны кристаллы.
Она легко разделялась, отламывалась.
Вывод:
По итогам эксперимента оказалось, что разные виды соли не очень сильно отличаются друг от друга по внешнему виду и по образованию кристаллов.
Первый опыт с нитками показал, что для формирования кристалла очень важна концентрация соли в воде. Если соли не достаточно кристаллы формироваться не будут.
Кристаллы каменной соли были ярко выражены, сформированы в правильные кубики.
Кристаллы морской соли были похожи на иней.
Опыт требует повторения с общими условиями.
Опыт с блюдцами показал, что при умеренной концентрации кристаллы каменной и морской соли отличаются незначительно.
При большой концентрации соли образцы каменной и морской соли отличаются сильнее. Морская соль образует четкие, выраженные кристаллы. Они хрупкие.
Каменная соль после высыхания образует соляной монолит, без ярко выраженных кристаллов.
Мне очень понравилось выращивать кристаллы соли. Я обязательно повторю свой опыт на других видах соли.
Автор: Слава 9лет.
playroom.ru