Урок «Слог-слияние», 1 класс
Чтение, 15.09.2017
Тема:Слог-слияние
Цель: Способствовать развитию у учащихся умения отличать гласные звуки от согласных, слышать слияние согласного звука с гласным, делить слова на слоги
Планируемые результаты (предметные): Выделяют слияние согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния; графически изображают слог-слияние; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений
Личностные результаты: Выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами безопасного поведения в быту
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: учатся высказывать свое предположение на основе работы с рисунками и схемами.
Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрации; логические – анализируют звуко-буквенный состав слов; различают гласные и согласные звуки, называют основные отличительные признаки; осуществляют синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные: работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, отвечают на вопросы товарища, выслушивают и оценивают ответ товарища
Ход урока:
Организация начала урока
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой
на урок
2. Актуализация знаний
— Ребята, давайте вспомним, с помощью чего мы общаемся?
– Из чего состоит речь?
– Из чего состоят предложения?
— Из чего состоят слова?
— Какие бывают звуки?
2.3. «Звуковая игра»
— Прошу встать тех ребят, у кого имя начинается на гласный звук, а теперь тех, у кого имя начинается на согласный. Спасибо. Молодцы.
III. Объяснение нового материала
3.1. Введение в тему. Проблемная ситуация
— Посмотрите внимательно на буквы на доске. Что это за буквы? Р, Л, М, Н.
— Подумайте, что общего у этих букв? (согласные)
— А теперь попробуйте составить слова из данных букв. (Не получается)
— Давайте посмотрим на следующую группу букв. Назовите эти буквы. (Ы, Р, А, Б)
— На какие две группы можно их разделить? (На гласные и согласные)
— Попробуйте составить слово из данных букв. Записать!!!!
— А почему не получилось составить слова из первой группы букв: Р, Л, М, Н?
— Какой вывод можно сделать? (Без гласных невозможно образовать слово)
3.2. Практическая работа.
— Медленно проговорите слово рыба.
— Простучите его карандашом по столу.
— Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?
— В слове ры-ба две части. Назовите первую часть, затем вторую.
— Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части — это значит, что мы делим его на слоги (показ).
В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов.
3.2.2 Работа по учебнику,с.16
3.3 Составление звуковой схемы
ПГ «Рыбки плавают, ныряют»
— Составьте звуковую схему слова «рыба». Посчитайте, сколько гласных в слове? А сколько слогов в этом слове? Что вы заметили?
3.3. Ознакомление с правилом
Сколько в слове гласных, Столько и слогов. Это знает каждый Из учеников! | Чтобы слоги посчитать. Надо гласные узнать, С каждой гласной связан слог Вот и весь о них урок! |
Физминутка «Слоговички — попрыгунчики»
— Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.
IV. Закрепление изученного материала
4.1.Работа по составлению схем слов и анализу, с.16
4.2. Дидактическая игра «Раздели слова на слоги».
Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова — названия предметов, которые я вам покажу на рисунках.
4.5. Рефлексия. Игра со слогами «Паровозик»
Предлагаем ребенку первое слово-паровоз. А к нему нужно пристраивать слова-вагоны, каждое из которых будет начинаться с последнего слога предыдущего слова.
V.Итог урока
-Каким способом вы делили слова на слоги?
-Сколько слогов может быть в слове?
-Для чего нужно уметь делить слова на слоги?
— Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Урок 10. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. СЛИЯНИЕ СОГЛАСНОГО ЗВУКА С ГЛАСНЫМ | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)
Урок 10. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. СЛИЯНИЕ СОГЛАСНОГО ЗВУКА С ГЛАСНЫМ
30.04.2013 41051 0Урок 10. гласные и согласные звуки.
слияние согласного звука с гласным
Цели: дать учащимся представление о гласных и согласных звуках; познакомить со слиянием согласного звука с гласным; развивать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; развивать речь учащихся.
Оборудование: учебник; картинка с изображением аиста.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Вопрос:
– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
■ Развитие связной речи учащихся.
Работа по учебнику: с. 16–17.
Вопросы:
– Что вы видите на картинке?
– Что делают дети?
– Что делают взрослые?
– Каких животных видите? Что они делают?
– Какое время суток изображено на картинке? Почему так думаете?
Физкультминутка
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
На доску учитель вывешивает рисунок с изображением аиста.
1. Звуко-буквенный анализ слова аист.
• Беседа с учащимися по вопросам:
– Давайте произнесем слово аист хором.
– Запишем схему этого слова:
– Сколько слогов в этом слове? (Два.)
– Произнесите первый слог. Сколько звуков вы слышите?
Учащиеся протяжно произносят несколько раз первый слог и делают вывод, что он состоит из одного звука.
– Произнесите второй слог. (-ист.)
– Сколько в нем звуков? (Три.)
– Произнесем этот слог протяжно, замедленно. (иииссст.)
– Какой первый звук? (иии.)
– Какой второй? (ссс.)
– Какой третий? (т.)
– Сколько же всего звуков в слове? (Четыре.)
– Сколько в первом слоге? (Один.)
– Сколько во втором? (Три.)
Слово учителя. Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.
– Какой слог ударный? (Первый.)
2. Представление о гласных и согласных звуках.
Учитель. Произнесите слово аист.
– Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?
Варианты ответов детей.
– При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются
Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными.
Постановка целей и задач урока.
● Работа со схемами.
Слово учителя. Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом.
На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т].
Физкультминутка
3. Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным.
Вопросы по картинке: с. 16–17.
– Какое дерево склонилось над прудом? (Ива.)
– Произнесите первый звук. ([и].)
– Что можете о нем сказать? (Он гласный.)
– Посчитайте, сколько слогов в слове ива? (Два.)
– Произнесите второй слог. (-ва.)
– Сколько звуков вы слышите в этом слоге? (Два.)
– Какой гласный? (Звук [a].)
Слово учителя. В слоге -ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких (даже мельчайших) остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:
При таком изображении видно, что в слоге -ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием.
Примечание. Аналогичная работа проводится со словом осы.
Физкультминутка
IV. Закрепление пройденного материала.
Работа по учебнику: с. 16.
1) Анализ слова куры.
Вопросы и задания:
– Кто это? (Куры.)
– Сколько слогов в слове куры? (Два.)
– Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласный звуков услышали?
– Произнесите первый слог. (Ку-.)
– Что можете о нем сказать? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным.)
– Произнесите второй слог. (-ры.)
– Что можете сказать о нем? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным.)
– Составим схему данного слова:
– Поставьте ударение. (Ударение падает на первый слог.)
– Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге.
2) Аналогичная работа проводится со словом гуси.
Вопрос:
– Почему у слов куры и гуси одинаковые схемы? (Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог.)
3) Слого-звуковой разбор слова голуби (с опорой на схему).
Вопрос и задание:
– Сравните схему этого слова со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие. (Сходство: все слоги – слияния; ударение падает на первый слог. Различие: в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три.)
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
tak-to-ent.net
1 класс Обучение грамоте Слог-слияние.docx
2
Отгадывание
загадки
1
Проверка
готовности
класса и
оборудования;
эмоциональный
настрой
на урок
II. Актуализация
опорных знаний.
1. Развитие речи
учащихся. Работа
со скороговоркой
(учебник, с. 16)
Коллективна
я, парная.
Словесный.
Беседа.
скороговорко
й
2. Работа со
звуковой схемой
слова. Игра «Какое
слово задумано»
Фронтальная,
индивидуаль
ная.
Практически
й.
Дидактическ
ая игра
3
о чем говорится в загадке:
Здесь девчонки и мальчишки
Достают тетрадки, книжки.
Трудятся старательно,
Слушают внимательно.
Дети те – одна семья.
Кто они, спрошу тебя.
А. Кочергина
– Проверим готовность к уроку
– Мы сейчас познакомимся со
скороговоркой, я ее произнесу,
а вы послушайте и подумайте,
почему она так называется:
«Слишком много ножек у
сороконожек».
– Проговорим вместе, запомним
ее.
– Теперь проговорим друг
другу в паре
Выставляется схема:
– Отгадайте по этой схеме,
какое слово я задумала.
– Это название цветов?
(Показывает картинки с
изображением роз, маков.)
– Еще одно слово – название
посуды для цветов
4
рабочее место,
проверяют наличие
индивидуальных
учебных
принадлежностей на
столе.
– Класс, школа,
ученики
– Произносится
быстро, чисто, без
ошибок.
Проговаривают
скороговорку хором,
запоминают ее. Затем
проговаривают
скороговорку друг
другу в паре
Работают со схемой.
Подбирают слова к
схеме.
– Розы, маки.
– Ваза
Продолжение табл.
6
5
на слова учителя
Фронтальный,
парный.
Проговаривание
скороговорок
Индивидуальный
.
Подбор слов
к схеме
Вслушиваются в
скороговорку,
запоминают;
эмоционально,
выразительно
проговаривают.
Вырабатывают
артистические данные,
развивают кругозор и
память
Подбирают слова,
содержащие слог
слияние, к заданной
схеме. Соотносят
слово, называющее
предмет, со схемой
моделью
Конспект урока по русскому языку на тему «Слог-слияние» (1 класс)
Тема: «Слог-слияние»
Необходимо дать:
Структура слог-слияния (С+Г).
Особенности произношения сливания двух звуков при произношении.
Термин «слог-слияние». Этимология.
Схема слог-слияния.
Языковой материал:
Слово со слог-слиянием.
Слово со слог-слиянием.
–
–
Повторение.
Согласные и гласные звуки.
План урока.
Цель урока: изучить понятие звук и понятие «Слог-слияние».
Задачи урока: 1) учить детей делать слого — звуковой анализ слова.
2) познакомить со слог-слиянием.
3) развивать речь.
Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
Повторение.
На доске нарисовать схемы.
— Что вы видите на доске?
— А какие это схемы? Они похожи?
— Как называется 1-я схема?
— Что вы можете о ней сказать?
— Из скольких слогов она состоит?
— Какой слог в этой схеме ударный?
— Как называется 2-я схема?
— А из скольких звуков она состоит?
— Мы можем что-то еще сказать об этой схеме?
— А как называется 3-я схема?
— Из скольких звуков она состоит?
— Какой 1-й звук? Почему?
— Какой 2-й звук? Почему?
— Какой 3-й звук? Почему?
— Какой 4-й звук? Почему?
— Какой 5-й звук? Почему?
Вывесить две картинки (кошка и паук)
— Посмотрите на картинки. Кто на них изображен?
— Произнесите 1-е слово?
— Сколько в этом слове слогов? Подставьте ладошку к подбородку и произнесите его.
— Сколько слогов?
— Какой 1-й слог?
— Какой 2-й слог?
— Позовем слово, чтобы узнать на какой слог падает ударение.
— Подходит наша 1-я схема?
— Почему?
— А теперь послушаем, сколько звуков в этом слове. Послушайте, как это делаю я. (к-о-ш-к-а)
— Повторим все вместе. Сколько звуков в этом слове?
— Какой 1-й звук?
— Какой 2-й звук?
— Какой 3-й звук?
— Какой 4-й звук?
— Какой 5-й звук?
— Посмотри, подходит ли эта схема ко 2-й схеме?
— А теперь мы проверим, подходит ли это слово к 3-й схеме.
— Произнесите это слово по звукам.
— Какой 1-й звук?
а) Поется/Не поется
— Можно ли его пропеть?
— Попробуйте.
— А какой он?
б) Способ образования звука
— А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.
— Что вы чувствуете?
— Правильно! А как же называется это дрожание?
в) Произношение
— А теперь подставьте одну ладошку к горлышку, а вторую ко рту. Что происходит?
— Правильно. Воздух проходит через рот, и мы слышим шум.
— А что нам мешает при произношении?
— Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.
— Расскажите об этом звуке. Какой он?
— Какие три признака этого звука вы знаете?
— А эти признаки, признаки какого звука?
— В какой домик мы поселим этот звук?
— Какой 2-й звук этого слова?
— Пропойте его.
— Можно ли пропеть этот звук?
— Подставьте ладошку к горлу и произнесите этот звук.
— Что вы почувствовали?
— А что это было?
— А теперь мы медленно и протяжно произнесем звук [о].
— Как были расположены наши зубы?
— А рот был закрыт?
— Мешали ли зубы?
— А как был расположен язык?
— Что мы узнали о звуке [о]?
— Какой звук [о]? Перечислите его признаки.
— Тогда как он называется?
— В какой домик мы поселим этот звук?
— Правильно. Теперь произнесем 3-й звук.
а) Поется/Не поется
— Пропоем его. Можно ли его пропеть?
— Почему?
б) Способ образования звука
— А теперь, подставьте ладошку к горлу и произнесите его.
— Что вы почувствовали?
в) Произношение
— А теперь, подставьте одну ладошку к горлу, а другую ко рту. Что происходит?
— Что мы слышим?
— Значит, что участвует при образовании этого звука?
— Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.
— Свободно ли проходит струя воздуха?
— А почему? Что ей мешает?
— Какая возникает преграда?
— Назовите 3 признака, которые мы определили.
— Тогда как он называется?
— В какой домик мы поселим этот звук?
— Правильно. Произнесите 4-й звук в этом слове.
а) Поется/Не поется
— Можно ли его пропеть?
— Попробуйте.
— А какой он?
б) Способ образования звука
— А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.
— Что вы чувствуете?
— Правильно! А как же называется это дрожание?
в) Произношение
— А теперь подставьте одну ладошку к горлышку, а вторую ко рту. Что происходит?
— Правильно. Воздух проходит через рот, и мы слышим шум.
— А что нам мешает при произношении?
— Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.
— Расскажите об этом звуке. Какой он?
— Какие три признака этого звука вы знаете?
— А эти признаки, признаки какого звука?
— В какой домик мы поселим этот звук?
— Выделите 5-й звук этого слова.
— Пропойте его.
— Можно ли пропеть этот звук?
— Подставьте ладошку к горлу и произнесите этот звук.
— Что вы почувствовали?
— А что это было?
— А теперь мы медленно и протяжно произнесем звук [о].
— Как были расположены наши зубы?
— А рот был закрыт?
— Мешали ли зубы?
— А как был расположен язык?
— Что мы узнали о звуке [о]?
— Какой звук [о]? Перечислите его признаки.
— Тогда как он называется?
— В какой домик мы поселим этот звук?
— Теперь вспомним, какой 1-й звук в слове «кошка»?
— Какой он?
— Какой 2-й звук в этом слове?
— Какой он?
— Какой 3-й звук в этом слове?
— Какой он?
— Какой 4-й звук в этом слове?
— Какой он?
— Какой 5-й звук в этом слове?
— Какой он?
— Подходит ли нам 3-я схема?
— Почему?
— Правильно.
Изучение нового материала.
1) Структура слог-слияния (С+Г) / 2) Особенности произношения сливания двух звуков при произношении.
— Что вы можете сказать об этой схеме?
— Из скольких звуков она состоит?
— Произнесите, как мы говорим это слово?
— Как мы произносим звук? По отдельности или вместе?
— Мы произносим звук «па» и добавляем «ук».
— Так как мы произносим звуки? Вместе?
— Звуки [п] и [а] дружат друг с другом в этом слове и поэтому они произносятся слитно.
— Какой 1-й звук?
— Какой 2-й звук?
— Итак, когда в слове 1-й звук согласный, а 2-й гласный – эти звуки дружат друг с другом и произносятся слитно.
3) Термин «слог-слияние».
— При произношении эти 2 звука сливаются в один. И когда в слове слог состоит из согласного и следующего гласного звуков, этот слог мы будем называть слог-слиянием.
4) Схема слог-слияния.
— Для обозначения этого слога люди придумали схему. И т.к. они дружат мы их поселим в один двухэтажный домик. Они будут жить в одном домике, но на разных этажах.
— На первом этаже будет жить согласный звук, а на втором – гласный.
— Каким цветом будет согласный звук?
— А гласный?
— Так какой 1-й слог?
— Из каких звуков он состоит?
— Как мы будем его называть?
— Почему?
— А какой 2-й звук в слове «паук»?
— А как он произносится в этом слове?
— Произнесите эти два звука.
— Сливаются эти звуки или нет?
— А как мы их произносим?
— 1-й слог какой?
— А 2-й слог какой?
— Итак, в словах встречаются слоги, где 1-й гласный, а 2-й –согласный звуки. Такой слог не сливается.
— Эти звуки нам тоже нужно будет поселить в домик. Т.к. эти слоги не сливаются, значит они не дружат и поэтому они будут жить в разных домиках.
— Каким цветом будет домик гласного звука?
— А согласного?
— А теперь составим полную схему слова «паук».
— Из скольких слогов состоит схема слова «паук»?
— Какой 1-й слог?
— Почему?
— Какой 2-й слог?
— Почему?
— А сейчас мы также разберем слово «кошка».
— Что мы можем сказать о схеме слова «кошка»?
— Из скольких слогов состоит это слово?
— Произнесите слово так, как мы его говорим.
— Как мы произносим звуки? По отдельности или вместе?
— Мы произносим сначала звук «ко», добавляем к нему «ш», а затем «ка».
— Так как мы произносим звуки, вместе?
— Звуки [к] и [о] дружат и поэтому мы произносим их слитно.
— Какой 1-й слог?
— Какой 2-й слог?
— Что мы можем сказать об этом слоге?
— Правильно! И значит мы поселим их?
— Молодцы!
— … подойди к доске и напиши схему этого слога.
— Каким цветом мы покрасим комнату 1-го звука? Почему?
— А какой 2-й звук этого слова?
— Каким цветом мы его покрасим? Почему?
— Какой 3-й звук этого слова?
— каким он произносится в этом слове?
— Правильно! Значит где он будет жить?
— … подойди к доске и напиши схему этого слога.
— Каким цветом мы покрасим его домик?
— Какой 3-й слог в этом слове?
— Как он произносится?
— Какой 1-й звук в этом слоге?
— А 2-й?
— И значит этот слог?
— Правильно!
— Куда мы поселим эти 2 звука?
— В какой домик?
— Каким цветом мы его покрасим?
— … подойди к доске и напиши схему этого слога.
— Из скольких слогов состоит схема слова «кошка»?
— Какой 1-й слог?
— Почему?
— Какой 2-й слог?
— Почему?
— Какой 3-й слог?
— Почему?
Закрепление.
— А сейчас послушайте загадку.
Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло.
(Ива)
— Посчитайте, сколько в этом слове слогов?
— Какой 1-й слог?
— Какой 2-й слог?
— Поставьте ударение в этом слове.
— Какой слог ударный?
— Из каких звуков состоит 1-й слог?
а) Поется/Не поется
— Пропойте этот звук. Его можно пропеть?
б) Способ образования звука
— А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.
— Что вы чувствуете?
— Значит, какой это звук?
в) Произношение
— Определите, с помощью чего образуется этот звук.
— Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.
— Мешает ли нам что-нибудь при произношении?
— Тогда какой это звук?
— В какой домик мы его поселим?
— … подойди к доске и напиши схему этого звука.
— Из каких звуков состоит 2-й слог?
— Какой 1-й звук?
а) Поется/Не поется
— Можно ли его пропеть?
— Попробуйте.
б) Способ образования звука
— А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.
— Что вы чувствуете?
в) Произношение
— А теперь подставьте одну ладошку к горлышку, а вторую ко рту. Что происходит?
— А что нам мешает при произношении?
— Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.
— Какие три признака этого звука вы знаете?
— А эти признаки, признаки какого звука?
— Какой 2-й звук в этом слоге?
а) Поется/Не поется
— Можно ли его пропеть?
б) Способ образования звука
— Определите, какой это звук. Подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.
— Что вы чувствуете?
в) Произношение
— А теперь определите, с помощью чего он образован.
— Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.
— Мешает ли нам что-то при произношении?
— Значит какой он?
— А теперь назовите 2-й слог слова «ива».
— … подойди к доске и напиши схему этого слова.
Рефлексия.
— Что нового мы сегодня с вами узнали?
_ Когда это происходит?
— Как слог-слияние обозначается на схеме?
infourok.ru
Как объяснить ребенку способ соединения двух букв в слог?
Если ребёнка обучают складывать буквы в слоги, значит, занимаются с ним по звуковому методу. А это логическая и понятная цепочка обучения чтению: звуки (вместе с их визуальным буквенным изображением) → слоги → слова → предложения.
Историческое предисловие
Звуковой метод был предложен великим педагогом Д.К. Ушинским более 150 лет назад взамен буквослагательного и поддержан Д. Тихомировым, Ф. Зелинским, Л. Толстым и др. Раньше дети сначала вызубривали названия букв: аз, буки, веди и так далее. Затем заучивали слоги: «буки» и «аз» в такой последовательности образуют «ба», «аз» и «веди» – «ав»… Далее складывались слова, и каждый незнакомый слог учителю приходилось пояснять, а ученику – запоминать. Т.е. ребёнок не понимал, как соединяются литеры в склады.
При обучении же чтению звуковым (или звукобуквенным, фонетическим, логопедическим) методом процесс сильно упростился: дети с самого начала учились осмысленно, понимая технику сложения звуков. Так осваивали грамоту наши родители, бабушки, прабабушки, и как показывает опыт, в 100% случаев удачно.
Складывание звуков в слоги
Чтобы объяснить малышу способ соединения двух букв в слог, можно использовать несколько приёмов, игр.
Способ, предложенный и описанный в «Букваре» Н.С. Жуковой
Написав (или выложив карточки, магниты) две буквы на некотором расстоянии друг от друга, соединять их указкой или карандашом. Одновременно нужно проговаривать первый звук, пока он не «добежит» до второго. Ребёнку нужно пояснить: «Тяни первую букву, пока ты вместе с ней по дорожке не добежишь до второй». Можно нарисовать мальчика, бегущего между звуками и говорить малышу: «Тяни 1-ю букву, пока ты вместе мальчиком по дорожке не добежишь до второй». При этом малыш проводит пальчиком (карандашом), соединяя литеры.
По такому же принципу можно нарисовать, как одна буква удочкой ловит другую, изобразить их в виде частей поезда. Словом, главное, чтобы ребёнку было понятно и интересно.
Так вначале детей учат соединять гласные буквы («уа», «ау» и т.д.), затем обратные слоги («ам», «ус»…) и в третью очередь уже прямые. Если у малыша никак не получается сложить два определённых звука, можно попробовать поработать с другими. Скажем, вместо «М» взять «С».
Смена букв
Понадобятся карточки. Взрослый показывает одну букву – малыш её читает. Одновременно подносится издалека вторая литера, а первая убирается, и ребенок тут же переходит к озвучиванию новой литеры. Проделывать это нужно так, чтобы малыш называл слог целиком без разрыва:
М М М М А А А А,
С С С С О О О О.
Пропевание слогов (Логоритмика)
Многократное пропевание слогов – это маленький, но часто очень действенный приём. Многие дети лучше воспринимают и легче понимают соединение букв в слоги, если их показывать и петь:
МА – МО – МУ, БА – БО – БУ и т.д.
Примеры:
Са-са-са…
Жу-жу-жу…
Подобные видео Вы без проблем сможете найти на youtube (ищите по слову «логоритмика»). Но лучше из видео брать тексты, а пропевать в основном самому, а не просто включать компьютер или планшет.
Пропевать склады можно, складывая их любым из способов. Однако не стоит так же складывать и слова потом – ребёнок может попевать предложения слогами даже без пауз.
Дружба звуков
Это весёлая обучающая игра, которая может подойти детям как 3,5, так и 6 лет в зависимости от индивидуальных особенностей. Нужно взять мяч и объяснить ребёнку, что звукам очень хочется дружить, и нужно им в этом помочь. Взрослый говорит: «М» хочет подружиться с «А», – и бросает мяч малышу. Он его ловит и кидает обратно, говоря: «МА». Далее: «О» хочет дружить с «М», – мячик летит к малышу, который возвращает его с сопровождением: «ОМ».
Играть можно и без мяча, прося ребёнка подружить, к примеру, «Б» и «А». Полезно развить упражнение, предлагая помочь разным звукам поладить с каким-то одним: «Давай поможем буквам подружиться с «У». Взрослый называет: «М». Ребёнок отвечает: «МУ». «С» – «СУ» и так далее.
Так малыш научится соединять буквы на слух.
Заключение
А чтобы обучение максимально облегчить и упростить, лучше делать всё в игровой форме
Как бы ни обучали ребёнка соединять буквы в слоги, нужно понимать, что для малыша это может оказаться тяжёлым трудом. А чтобы его максимально облегчить и упростить, лучше делать всё в игровой форме, придумывать собственные уловки, много раз повторять одни и те же звуки и способ их складывания. Зато, когда ребёнок твёрдо освоит соединение букв в слоги, читать в дальнейшем он будет без ошибок.detki.today
Слог-слияние. Повторение и обобщение пройденного материала
Как образуется слог. Деление слов на слоги.
- «Школа России»
- с.17-19
Проверка домашней работы:
Посмотрите на схемы. Что вы заметили?
МОЛОДЦЫ!
Игра «Внимательные уши»
Учитель называет сначала слоги, дети показывают нужный слог-карточку. Потом можно диктовать слова.
Как вы понимаете это выражение?
Правило повтаряют – сколько гласных столько и слогов, это знает каждый из учеников!
Игра с карточками. Раздели на слоги.
Правило!
Кто это? Узнайте сказку. Автор? На какой праздник пригласила муха?…
Насекомые пришли в гости.
Согласны или нет? Почему? Придумайте своё.
.
Упражнение на дыхание: «Сдуй бабочку»
Приглашаем друзей!
Загадки: дети составляют слова с помощью карточек слогов.
Не птица, а летает, с хоботком, а не слон, никто не приручает, а на нос садится.
Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног, да без копыт.
Полосатая хозяйка,
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком
И поделится медком.
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать всё равно не может
Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт,
Кровь свою прольёт.
Спал цветок – и вдруг проснулся –
больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
взвился вверх и улетел…
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают, шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк!
Покупайте, мухи, шёлк!
Физминутка
Вот какая стрекоза:
Очень круглые глаза.
Вертится, как вертолёт:
Влево, вправо,
Вверх, вперёд .
Игра – кто потерял?
Рефлексия
Было интересно и понятно;
Ещё путаю слоги;
Дети показывают карточки
Молодцы!
kopilkaurokov.ru
Актуализация опорных знаний и способов действий. Регулятивные УУД. Постановка проблемы. Познавательные, личностные УУД Решение проблемы. Личностные, познавательные УУД. Первичное закрепление. Регулятивные, личностные УУД | Закончите, пожалуйста, мои предложения: -Слова делятся на… -Слоги состоят из… Ребята, на какие группы делятся звуки? В чем их отличия? А теперь, откройте азбуку на с16-17. Рассмотрите пожалуйста картинку, которую вы видите. Кто вспомнит, как называется сказка, к которой относится эта картинка? Кто изображен на картинке? Ребята, а какой звук издает волк? А коза и козлята? Ме- это звук или слог? Давайте произнесем еще раз этот слог и послушаем из каких звуков он состоит. Ребята, обратите внимание, сейчас я скажу что-то очень важное! Мы не произносим звуки отдельно [м], [е], а произносим плавно, напевно. В слоге ме два звука тесно связаны между собой, они слились вместе и поэтому произносятся сразу, без всяких, даже малейших остановок, неразрывно друг от друга, слитно. Звуки, которые произносятся слитно, называют слогом-слиянием Обратите внимание как выглядит модель слога-слияния- (на доске). -Теперь обратите внимание на задание внизу на стр.16. Нужно соотнести рисунки со схемами. Для начала выполним одно слово вместе, слушаем и проговариваем за мной: ВА-ЗА… -Теперь вы сами (кто-то один по очереди). -А теперь обратите внимание на стр.17, выполним точно такое же задание по цепочке. | -слоги -звуков Согласные и гласные Гласные мы произносим свободно, а согласные встречают при произношении преграды: губы, зубы, язык «Волк и семеро козлят» Волк, коза, козлята -У-у-у -ме Слог Произносят вместе с учителем. Повторяют. Выполняют задание |
kopilkaurokov.ru