Конструкт урока технологии во 2 классе по теме: «Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?»

Организационный этап

1 мин.

— Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Андреевна.

— Проверьте свою готовность к уроку, посмотрите чтобы у каждого лежали на краю парты: лист картона, ткань, ножницы, клей.

Коммуникативные: слушать других людей

Словесные: рассказ

Актуализация знаний

3 мин.

— Ребята давайте вспомним, какие виды ниток бывают?

— Для чего их используют?

— Из чего изготовляли пряжу?

— Мулине, швейные, шелковые, пряжа.

— Для шитья одежды, для вышивания, для вязания.

— Из шерсти.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы.

Коммуникативные: слушать других людей.

Метод устного контроля: опрос.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

5 мин.

— В наших магазинах мы можем видеть огромное разнообразие тканей. Тут и гладкокрашеные, пестрые. Но из всего этого разнообразия многие для одежды выбирают натуральные ткани. Как вы думаете, почему?

— Как вы думаете, какая тема нашего урока?

— Правильно. Сегодня мы узнаем, что такое натуральные ткани, и каковы их свойства.

— Что вы хотели бы узнать на уроке по данной теме?

— Натуральные ткани полезны для здоровья.

— Натуральные ткани.

Варианты ответов.

— Когда человек научился делать одежду из тканей?

— Как появились натуральные ткани?

— Какие животные и растения дают сырье для натуральных тканей?

— Какие бывают натуральные ткани?

— Каковы свойства натуральных тканей?

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения.

Словесный: беседа.

Логический: аналитический и синтетический прием.

Открытие новых знаний

10 мин.

— Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем, например, сколько видов одежды можно увидеть в магазинах — на любой вкус! Ну а если ничего не нравится, бери ткань и шей. Ведь ткани тоже очень много. Как вы думаете из чего была создана первая ткань?

— Откуда появилось название «натуральные ткани»?

— Слово «натура» означает живая природа.

— Ребята, какие натуральные ткани вы знаете?

— Как вы думаете, из чего делают эти ткани?

— У вас на партах лежат образцы натуральных тканей. Вам нужно в парах рассмотреть образцы по плану, представленному на слайде, и ответить на вопросы. Зачитайте пункты плана и вопросы к ним.

— Теперь обсудим те результаты, которые у вас получились. Кто желает ответить? Какой вид ткани вы рассмотрели?

— Шерстяную ткань изготовляют из волосяного покрова животных (овец, коз и т. п.). Хлопчатобумажные изготавливают из волокон хлопка. Льняное полотно из льна. Шелковое — из кокона бабочки тутового шелкопряда.

— Направления, в которых ткань не тянется, называют продольной, а направления, в котором ткань тянется, — поперечной.

— Какой вывод можно сделать из услышанного.

— Из волокон шерсти, хлопка, льна и нитей бабочки тутового шелкопряда прясть пряжу и ткать разные ткани

— Шерстяные, льняные, хлопчатые, шелковые.

— 1. Рассмотри образец, потрогай его. Какие ощущения вызывает ткань?

2. Потяни ткань в одну и другую сторону. Одинаково ли они тянутся?

3. Рассмотрите цвет ткани с двух сторон. Одинаковый ли у нее цвет с двух сторон?

— Хлопчатобумажная ткань на ощупь шероховатая, шелковая — гладкая, шерстяной – мягкая, колючая, льняной — шероховатая. Ткани по-разному тянутся в стороны. Цвет ткани с двух сторон одинаковый.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы.

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения, формирование уважительного отношения к иному мнению.

Словесный: беседа. Логический: аналитический прием.

Практический: упражнение.

Наглядные: демонстрация.

Первичное закрепление нового

18 мин.

— Рассмотрите изделие, назовите его. Где и как его можно использовать?

— Сколько деталей у изделия? Какой они формы?

— Из каких материалов изготовлено изделие?

— Как можно разметить детали?

— Как лучше отделить детали от заготовки?

— Как можно соединить детали?

— Куда лучше наносить клей? На картон или ткань?

— Как можно украсить изделие?

— Теперь составим план выполнения изделия. Что нужно сделать первым действием.

— Но прежде чем приступать к созданию аппликации, давайте вспомним правила работы с ножницами и клеем.

— После завершения работы мы проведем выставку, на которой будут оцениваться работу по критериям: аккуратность, творчество, самостоятельность, соответствие плану работы, соблюдение правил работы с ножницами и клеем.

— Приступим к созданию аппликации. Возьмите лист картона, отмерьте на нем ширину 10 см и длину 15 см. Возьмете шаблоны бабочек, обведите по нему контуры бабочки. Тоже сделайте с туловищем. Отложите ткань.

— Положите ткань с прямоугольником. Выстригите получившийся у нас прямоугольник. Положите его на ткань. Отмерьте линейкой 1 см от всех сторон картона. Какая ширина будет у прямоугольника, который будет на ткани, а длина?

— Начертите на ткани прямоугольный треугольник длиной 17 см и шириной 12 см. Начертите линую в 1 см в углах прямоугольника. Теперь вырежьте его. Положите перед собой лист картона лицевой стороной к себе. Нанесите клей по всей поверхности картона. Возьмите ткань, положите ее так, чтобы лицевая сторона была на парте, а обратная лежала к верху. Положите на ткань вырезанный картон таким образом, чтобы лист картона был примерно посередине. Переворачиваем. Расстригаем по линиям края. Теперь наносим клей по краям картона, и торчащие края ткани загибаем на картон, приклеивая их. У нас готов фон, отложите его.

— Аппликация из ткани. Ее можно использовать как картину.

— 3

— Ткань и картон.

— По шаблону.

— Вырезать

— Склеить.

— На картон.

— Можно сделать рамку. Крылья бабочки украсить разноцветной тканью

1. Разметить изделия по шаблону.

— Начертить основу, выделить по шаблону бабочку и туловище.

2. Выделение изделий (вырезание).

— Выстригаем по конурам шаблона бабочку, затем туловище.

3. Сборка изделия (склеивание).

— На бабочку наклеиваем туловище, приклеиваем на фон бабочку (посередине).

4. Отделка.

— Украшаем бабочку (симметрично), фон.

— Ширина 12 см, длина 17 см

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы, обобщать.

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения, формирование уважительного отношения к иному мнению.

Словесный: беседа. Логический: аналитический и синтетический прием.

Практический: упражнение.

Наглядные: демонстрация.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

3 мин.

— О каких тканях мы сегодня говорили? Почему они так названы?

— Какие свойства у хлопчатобумажных (льняных, шелковых, шерстяных) тканях?

— Что вам удалось на уроке?

— Что у вас не получилось?

— Сейчас проведем небольшую выставку. Несколько учеников выйдут и продемонстрируют свои работы, а другие будут их оценивать по критериям (на слайде).

Коммуникативные: слушать других людей.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы, обобщать.

Словесный: беседа.

kopilkaurokov.ru

Каждому изделию свой материал — технология (девочки), уроки

Цель урока: создать условия для знакомства со свойствами материалов..

1 формировать умения отбирать материалы для изделия в соответствии с его конструкцией и назначением, проводить исследование свойств материалов, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3 воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: бумага, картон, ткань, металл, ветка дерева, мультимедийная презентация, учебник Е.А.Лутцевой «Технология» 2 класс, рабочая тетрадь Е.А.Лутцевой «Технология» 2 класс.

Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

— Почему вы хотите прогнать с дороги лень?

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Отвечают на вопрос.

Личностные

Формируем мотивацию к учебной деятельности

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ

Познавательно-аналитическая беседа

— Оглянитесь вокруг. Назовите предметы, которые вы видите.

— Из каких материалов они изготовлены?

— Почему мастер выбрал тот или иной материал?

— Можно ли изготовить одно и то же изделие из разных материалов?

— Всегда ли можно изготовить одно и то же изделие из разных материалов?

Называют окружающие предметы и материалы, из которых они изготовлены.

Высказывают свои предположения по вопросам.

Познавательные УУД

Формируем умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Коммуникативные

Формируем умение слушать одноклассников, отвечать на вопросы учителя. Вступать в учебное сотрудничество.

Личностные УУД

Проявляют интерес к новым знаниям.

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

— Ответы на эти вопросы мы будем искать сегодня на уроке.

-Рассмотрим рисунки в учебнике с. 20-21.

— Сравните их.

— Что необычного вы заметили?

— Изображены ли на них предметы, которые можно изготовить из других материалов.

— Почему нельзя носить одежду из бумаги?

— Полетит ли глиняный самолет?

-Как определяется выбор подходящего материала для каждого изделия?

На первом рисунки материалы для предметов выбраны не правильно (одежда и мебель из бумаги, посуда из ниток…). А на втором рисунке материалы выбраны верно.

— Да. Мебель из дерева, пластика, стекла. Посуда из металла, глины, дерева, пластика и т.д.

Отвечают на вопросы.

Предположения детей.

Коммуникативные УУД

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД

Проявляют интерес к новым знаниям.

Регулятивные УУД

Формируем умение принимать и сохранять учебную задачу.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Открытие” нового знания или практического умения

— Что такое свойство материалов?

— Какие свойства материалов вам известны?

— Значит, сегодня на уроке мы узнаем, что такое свойство материалов и исследуем свойства некоторых из них.

— Каждый материал имеет определенные свойства. Один хорошо гнется, другой – пластичный, третий – прочный и т.д. Мастер должен знать и понимать особенности каждого материала. Сегодня на уроке вы проведете практическое исследование свойств некоторых материалов. Работу организуем по группам. Вы должны изучить свойства материалов, обсудить с товарищами результаты, выводы записать в таблицу. Исследование будем проводить , опираясь на инструкцию в учебнике на с. 22.

(Дети испытывают затруднения)

Коммуникативные УУД

Формируем умение слушать и понимать учителя.

Регулятивные УУД

Формируем умение принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные УУД

Проявляют интерес к новым знаниям.

Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)

Прочитайте текст на с. 22 и составьте план вашей работы.

Проговорим наш план действий.

Работают с учебником, анализируют информацию, проговаривают последовательность действий. Под руководством учителя составляют план работы.

Познавательные УУД

Формируем умение на основе полученной информации принимать несложные практические решения.

Регулятивные УУД

Формируем умение ориентироваться в учебнике, составлять план работы, проговаривать вслух последовательность выполняемых действий.

Личностные УУД

Имеют желание работать, знают правила поведения на уроке.

Коммуникативные УУД

Формирование умения вступать в учебное сотрудничество

Самостоятельно-практическая работа

— Перед вами образцы бумаги, картона, ткани, металла, ветка дерева. Проведите исследование свойств этих материалов.

— Учитель наблюдает, руководит деятельностью, оказывает помощь.

Работают с учебником, проводят исследования, анализируют информацию, делают выводы, результаты которых заносят в таблицу (тетрадь с. 9)

Личностные УУД

Формируем умение выполнять работу в группе.

Познавательные УУД

Формируем умение ориентироваться в задании, сравнивать свойства, осмысленно читать, извлекая нужную информацию.

Регулятивные УУД

Формирование умения ориентироваться в учебнике, оценивать правильность выполнения действий.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)

Обобщение.

— Что нового вы узнали?

— Бывают ли похожие свойства у разных материалов?

— Отгадайте по описанию свойств материал: достаточно прочный, может быть разной толщены, его можно сгибать, в воде он размокает(картон).

Отвечают на вопросы. Проверяют свою работу в тетради.

Регулятивные УУД

Формирование умения оценивать свою работу, адекватно воспринимать информацию учителя или товарищей, содержащую оценочный характер.

Коммуникативные УУД

Формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

РЕФЛЕКСИЯ

Оценка практической деятельности

— Что нового вы узнали на уроке?

— Как вы можете использовать знания, полученные на уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные УУД

Формируем умение оценивать свою работу и работы одноклассников.

kopilkaurokov.ru

Урок по технологии для 2 класса «Свойства бумаги»

МОУ «СОШ с. Гремячка Новобурасского района Саратовской области»

Урок — исследование

«Свойства бумаги»

2 класс

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Белоглазова Л. А.

2015

Тема: Изучение свойств различных видов бумаги.

Цели урока:

Создать условия для изучения видов и свойств бумаги.

Создать условия для развития творческих способностей, логического мышления и мелкой моторики рук.

Формирование проектно-исследовательской деятельности у младших школьников.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: различные виды бумаги, клей, щаблоны с рисунками, полоски бумаги, вода в стакане, таблицы для заполнения свойств различных видов бумаги.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Ребята, скажите, чем вы занимались на уроках технологии?

-С каким материалом вы работали?

II. Вступительная беседа. (презентация)

-Знаете ли вы, где и как появилась бумага?

В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую, и каждому народу приходилось выдумывать разные вещи. Так было и с материалом для письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу.

Шумеры (древний народ, населявший территорию долин рек Тигра и Евфрата на юге современного государства Ирак) очень любили записывать свои мысли. Записи делали на сырых глиняных дощечках с помощью острой палочки, палочкой легко наносили рисунки, и разные значки. А научились они этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину когтями. Так шумеры и кошка изобрели письменность.

Писали и на дощечках залитым воском.

В средние века писали на особо обработанной телячьей коже животных – пергаменте. Этот материал был дорогой из-за своей обработки. Его производили мало.

Египтяне изобрели папирус. Писать умели немногие, зато каждый египтянин знал, что писать надо на папирусе. Его делали из тростника это высокое растение, похожее на гигантский камыш. Тростник проходил очень серьёзную обработку, прежде, чем на нём что-то написать. Конечно, в то время и речи не могло идти о бумаге, которую мы знаем сейчас. Папирусные дощечки стоили дорого, но были недолговечными.

На Руси писали на бересте. Наши предки русичи использовали кусочки берёзовой коры, слова на ней царапали писалом — костяной палочкой. Исписанные кусочки бересты — берестяные грамоты — археологи находят в древнерусских городах.

Бумагу изобрели в Китае. Способ изготовления китайцы строго держали в строгой тайне, и 800 лет никто не мог её выведать. Торговые караваны из дальних стран приезжали в Китай за товаром и как самую большую ценность покупали бумагу. Однажды арабы разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев они выведали способ изготовления бумаги. Делали бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Учёный Цай Лунь сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушиться на солнце. А подсказали ему этот способ осы.

Когда вы проходите по лесу и любуетесь высокими стройными деревьями, вам и в голову не приходит, что вокруг вас шумят будущие книжки тетради, обои. Словом, всё, что делают из бумаги. Бумажная промышленность выпускает около 600 видов и сортов бумаги имеющих различные свойства.

III. Изучение свойств бумаги.

— Вы на уроках работаете, с какой бумагой?

-Что вы делали с ней?

— Что мы должны узнать на уроке?

-Какие- то особенные свойства есть у бумаги?

Сегодня мы выясним, какими свойствами обладают различные виды бумаги.

-Где мы будем применять полученные знания?

Изучив свойства некоторых видов бумаги, будем использовать на занятиях.

Опыт 1.Прозрачность бумаги.

Рассмотрите через бумагу (сначала через картон, затем через цветную) ножницы. Посмотрите в окно, прикрыв глаза листком бумаги. Посмотрите в сторону двери.

В результате наших опытов мы увидели, что картон, газетная, цветная, бумага непрозрачна. Через них мы не можем рассмотреть предметы. Но через тонкую бумагу видим свет. Чем толще бумага, тем меньше света она пропускает. Какой можно сделать вывод? Бумага не прозрачна.

Опыт 2. Прочность бумаги.

Попробуйте разорвать салфетку, картон и цветную бумагу.

-Разорвали?

Что можете сказать о прочности?

-Не прочная. Но салфетка рвётся легче.

Значит, разная бумага имеет разную прочность. Картон прочный, цветная бумага не прочная, а санитарно-гигиеническая вообще не прочная. Сделайте вывод. Бумага материал не прочный.

Опыт 3. Трудно ли разрезать бумагу?

Возьмите ножницы и разрежьте бумагу.

-Смогли разрезать?

-Мы разрезали бумагу. Что можете сказать: « Трудно ли резать бумагу?» Любая бумага режется ножницами.

Опыт 4. Мягкость бумаги.

Сделайте бумажные шарики из кусочков цветной бумаги, из картона, из салфетки.

— Что вы делали с бумагой, чтоб получились шарики?

-Мяли.

-Какая мнётся легче?

Мягкая.

Картон, цветная, газетная не мягкие, а гигиеническая мягкая приятная на ощупь.
— Все шарики одинаковые?

-Чем толще бумага, тем шар больше получился.

Вывод. Бумага мнётся.

Опыт 5. Сгибание.

Ребята, сделайте, пожалуйста, кто умеет самолётик.

-Как вы его делали?

-Сгибали.

Вот и ещё одно особое свойство бумаги. Обыкновенный плоский лист может превратиться в любой предмет.

Опыт 6. Влагостойкость.

Положите в воду разные виды бумаги и понаблюдайте, что с ней произошло.

-Любая бумага промокает. После намокания теряет форму. Из проделанного опыта видно, что разная бумага имеет разные свойства. Одна хорошо впитывает влагу, картон более влагостойкий.

Опыт 7. Горючесть.

Этот опыт мы не будем проводить в классе. Это свойство бумаги и полезно и опасно.

-Кто догадался, о каком свойстве говорю?

Мы знаем, что бумага очень быстро загорается и быстро сгорает. Не кладите предметы около газовой плиты. Может случится пожар.

Опыт8. Сохранение тепла. Опыт показывает, что бумага также является хорошим утеплителем. Она способна сохранять тепло.

IV. Физминутка.

V. Итоги по изучению свойств различных видов бумаги.

Мы с вами предположили, что существует большое количество видов бумаги, что она имеет разные свойства.

Выясним, справились мы с поставленными задачами. Посмотрите пустые листы.

-Красиво?

-Всё пустое некрасиво!

1 группа заполнит таблицу «Свойства бумаги»

2 группа соберёт коллекцию «Виды бумаги»

3 группа выполнит аппликацию «Снежинка» , «Рыбка»

Кого заинтересовала эта тема, вы можете продолжить работу по изучению бумаги и приготовить сообщение о назначении бумаги. Где, для чего какая бумага используется.

infourok.ru

Технология во 2 классе. Тема. Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Подставка.(учебник Лутцевой, Зуевой)

Технология во 2 классе.

Тема. Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Подставка.

Планируемые

результаты

(предметные)

Узнают о видах натуральных тканей, их происхождении, их свойствах. Научатся сравнивать образцы, различать виды тканей,

называть их, определять поперечное и долевое направление нитей, лицевую и изнаночную стороны, соединять детали из ткани, организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности при работе с клеем и ножницами, планировать свою деятельность

оценивать результаты труда

Личностные результаты

Проявляют устойчивый интерес к творческой деятельности; испытывают чувство уверенности в себе

Универсальные

учебные действия (метапредметные)

Познавательные: находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), вносить коррективы в работу.
Коммуникативные: рассуждать, формулировать ответы на вопросы

Образовательные ресурсы

Учебник, с. 118-121, рабочая тетрадь, с. 26; образцы изделий, лоскутики тканей разного вида, ножницы, клей, кисть, карандаш, картон.

Ход урока

I. Мотивирование учебной деятельности.

II. Постановка учебной задачи

1.Беседа

— В наших магазинах мы можем видеть огромное разнообразие тканей. Тут и гладкокрашеные, пестрые. Но из всего этого разнообразия многие для одежды выбирают натуральные ткани. Как вы думаете, почему? (Натуральные ткани полезны для здоровья.) Что вы хотели бы узнать на уроке по данной теме?
Варианты ответов.
• Когда человек научился делать одежду из тканей?
• Как появились натуральные ткани?
• Какие животные и растения дают сырье для натуральных тканей?
• Какие бывают натуральные ткани?
• Какая ткань подходит лучше всего для конкретной одежды?

III. Усвоение новых знаний и способов действий

1.Беседа.

— Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем. Сколько разных конфет можно купить, сколько интересных игрушек, какие замечательные книги выпускают типографии, а сколько одежды — на любой вкус! Ну а если ничего не нравится, бери ткань и шей. Ведь ткани тоже очень много. И как бы нам позавидовал первобытный человек! Он все что-то придумывал, пробовал делать. И выжил. Так, первые материалы для одежды человек взял из природы. Он научился из волокон шерсти, хлопка, льна и нитей бабочки тутового шелкопряда прясть пряжу и ткать разные ткани. Эти ткани мы сейчас называем натуральными. Откуда появилось название «натуральные ткани»? Слово «натура» означает живая природа. (

Показ коллекции натуральных тканей.)
Вывод: хлопчатобумажные изготавливают из волокон хлопка, льняное полотно из льна, шерстяное из волосяного покрова животных (овец, коз и т. п.), шелковое — из кокона бабочки тутового шелкопряда.
— Рассмотрим образцы этих тканей и выясним их свойства.
Выводы:
• хлопчатобумажная ткань имеет шероховатую поверхность, хорошо впитывает влагу;
• льняная ткань прочная, практически не растягивается, создает ощущение прохлады;
• шерстяная ткань ворсистая, плотная, создает ощущение тепла;
• шёлковая ткань легкая, тонкая, мягкая, красивая.

2. Физкультминутка.

Били лен, били.

Топили, топили.
Колотили, колотили.
Мяли, мяли.
Трепали, трепали.
Белы скатерти ткали.
На столы накрывали

IV. Закрепление знаний и способов действий

1. Анализ готовых образцов.

2. Определение собственного замысла.

3. Планирование предстоящей работы.

— Ориентируясь на рисунки в учебнике, расскажите о последовательности действий при работе над изделием.
4. Практическая работа.

Задание: изготовить подставку.
Наблюдение за работой обучающихся и оказание помощи в выполнении задания.

5. Уборка рабочих мест.

6. Выставка работ.

Рассматривание работ (оценить готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность).

V. Рефлексия учебной деятельности (итог)

— Чему вы научились на уроке?

— Что вам удалось на уроке?

— Что у вас не получилось?
— Из каких растений можно получить ткань?
— Какое полотно в давние времена в Европе называли «русским шелком»? (Льняное.)
— Посмотрите и скажите, чем отличаются эти лоскутки? (Часть лоскутов прикреплена лицевой
стороной, а часть изнаночной.)
— Как определить лицевую сторону? (Лицевую сторону определяют но яркости, гладкости,
блеску, чистоте отделки.)
— Активно ли вы работали на уроке?
— Интересно ли вам было на уроке?

infourok.ru

Материалы и их свойства

План – конспект урока

по технологии для 5 класса с использованием

мультимедийных материалов

в среде SMART Notebook

по теме «Материалы и их свойства»

Выполнил:

Данилин Виктор Васильевич,

учитель технологии

ГБОУ СОШ с. Пестравка

Пестравского р-на Самарской области

Пестравка 2013г.

План-конспект урока по технологии в 5 классе

по теме «Материалы и их свойства»

Учитель: Данилин Виктор Васильевич

Презентация к уроку выполнена с использованием ПО Notebook 10.

Навигация и условные обозначения:


— переход на титульную страницу;

— переход по страницам в полноэкранном режиме;


— инструкция по выполнению задания;


щелкните для ответа;

— переместите для ответа.

Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Обучающие:

  • знакомство учащихся с материалами, часто встречающихся в жизни;

  • изучение свойств этих материалов;

  • знакомство с применением материалов в различных целях в зависимости от их свойств;

  • развитие умений работы на интерактивной доске.

Развивающие:

  • развивать интерес к предмету;

  • вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний;

  • способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, самостоятельности в выдвижении гипотезы и формулирования выводов; формирования исследовательских компетенций;

  • развитие коммуникативности учащихся при работе в группе.

Воспитывающие:

  • воспитание положительного отношения к знаниям;

  • воспитание ответственности за свою деятельность и деятельность группы;

  • соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке.

Методы обучения:

Формы обучения:

  • коллективная;

  • работа в парах;

  • индивидуальная

Средства обучения:

технические:

  • компьютер для учителя;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • компьютеры для учеников;

программные:

ЭОР:

Структура урока:

1. Организационный момент, вступительное слово учителя — 2 мин

2. Изучение нового материала — 20 мин

3. Физминутка — 2 мин

4. Изучение нового материала — 7 мин

5. Закрепление и проверка усвоения знаний — 14 мин

6. Рефлексия, итог урока — 2 мин

7. Домашнее задание — 3 мин

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы сегодня будем много работать на интерактивной доске, с интерактивными заданиями.

* Объявление темы, плана и целей урока. Слайд №1,3.

Слайд №4. — Наш урок пройдет под девизом «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий; путь опыта – это самый горький».

2. Изучение нового материала

Мы сейчас с вами на компьютерах будем выполнять практические задания, а затем выделять свойства материалов, которые чаще всего окружают нас в жизни. Это стекло, керамика, металл, пластик, бумага и ткань.

Слайд №5. Практическое задание №1. Переместите кувшин, намочив водой каждый материал. Что произойдет с каждым материалом?

* На основании проведенного опыта учащиеся делают вывод, что стекло, керамика, металл и пластик являются водостойкими материалами, а бумага и ткань- неводостойкие материалы.

— Для изготовления каких предметов можно использовать данные материалы?

Слайд №6,7.

Слайд №8. Практическое задание №2. Перетащите фонарь на каждый материал и посмотрите, что произойдет.

* На основании проведенного опыта учащиеся делают вывод, что из всех материалов только стекло пропускает свет. Стекло прозрачное, поэтому его используют для изготовления окон и очков. Керамика, металл, пластик, бумага и ткань — непрозрачные материалы. Хотя некоторые виды пластика и ткани можно сделать прозрачными. Слайд №9, 10.

Слайд №11. Практическое задание №3. Переместите металлическую гирю весом в 200 г на каждый материал, посмотрите, что произойдет с каждым из них.

— Какие материалы самые непрочные? (Стекло, бумага, керамика).

— Что можно сказать о пластике и ткани? (Тонкий пластик является гибким, а толстый ломается. Ткань тоже гибкая).

— А стекло и металл? ( Тонкое стекло легко разбить, оно непрочное. Толстое стекло – прочное, металл тоже прочный материал).

* На основании трех проведенных опытов учащиеся делают вывод о всех выявленных свойствах изучаемых материалов.

Слайд №12. Практическое задание №4. Переместите магнит на каждый материал. Что произойдет с каждым из них?

— Отметьте верное утверждение. Слайд №13.

* На основании проведенного опыта учащиеся делают вывод, что из всех материалов только металл притягивается к магниту, т.е. металлы намагничиваются. 3. Физминутка. Слайд №14. Начинается видео с двойного щелчка мыши по значку.

4. Изучение нового материала (продолжение)

Слайд №15. Практическое задание №5.Переместите каждый материал через промежуток между двумя электрическими проводами. Посмотрите, что произойдет.

— Какие из материалов являются проводниками электричества? Какие не являются?

(Только металлы являются проводниками электричества). Слайд №16.

5. Закрепление нового материала и проверка усвоения знаний

Слайд №17. Заполните таблицу на компьютере. Какими свойствами обладает каждый из материалов?

* После проведенной проверки учащиеся заполняют таблицу в тетради. (Смотри проверку).

6. Итог урока. Рефлексия

Итак, какими свойствами обладают металлы? Керамика? Стекло? Бумага? Пластмасса? Ткань?

— Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось и не понравилось во время работы? С каким настроением вы уходите с урока? Пожалуйста, отметьте у себя в тетради и на доске. Слайд №18.

7. Домашнее задание

*Выучить свойства материалов в тетради. Найти, где они применяются.

Методические рекомендации к презентации

Данная презентация называется «Материалы и их свойства». Она предназначена для учащихся 5 класса, занимающихся по учебнику «Технология» В.Д.Симоненко.

Наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в обучении.

В памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.

Применение презентации дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует более эффективному восприятию и осознанию изучаемого материала, создает положительный эмоциональный фон. Применение триггеров и гиперссылок, виртуальных опытов позволяет использовать презентацию на интерактивной доске.

Каждый слайд презентации представляет собой учебный эпизод. Презентация позволяет применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний и т. д.

Графика и мультипликация помогают ученикам понимать логические математические построения. Возможности манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять их положение, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органов чувств и коммуникативных связей головного мозга.

На уроке создается такая среда, которая будет регулировать критическое мышление, усиливать развитие умений слушать и прислушиваться к мнению других, вести конструктивный диалог, приходить к согласию в интересах общего дела.

В процессе выполнения работы дети овладевают новым видом учебной деятельности – исследование проблемы, сравнение, обобщение. Средства ИКТ, применяемые на уроке, служат инструментами учебной деятельности.

слайда

Содержание слайда

Применяемые эффекты.

Деятельность учащихся

1.

Записывают число и тему урока в тетради.

Слайд имеет ссылку «Заметки преподавателя» на слайд №2

2.

3.

Исходя из темы урока, совместно с учителем формулируют цель урока, составляют план работы

4.

5.

Перемещают кувшин, намочив водой каждый материал.

Применяется «метод захвата»

6.

Делают вывод о водостойкости материалов и о том, как данное свойство влияет на применение данных материалов.

Ответы появляются по щелчку по прямоугольной рамке.

7.

Делают вывод о водостойкости материалов и о том, как данное свойство влияет на применение данных материалов.

Применяется «метод захвата». Правильные ответы появляются по щелчку по указанному полю. Слайд имеет интерактивную подсказку.

8.

Перемещают фонарь на каждый материал.

Применяется «метод захвата»

9.

Делают вывод, что из всех материалов только стекло пропускает свет, и как данное свойство влияет на область применения данных материалов.

Ответы появляются по щелчку по прямоугольной рамке.

10.

Делают вывод о прозрачности материалов.

Ответы появляются по щелчку по указанному полю. Слайд имеет интерактивную подсказку. Применяется «метод захвата».

11.

Проверяется прочность каждого материала. Делают вывод.

Гиря возвращается на место путем нажатия в центре слайда на стрелку в кружке. Слайд имеет интерактивные подсказку и ответ. Применяется «метод захвата».

12.

Опытным путем устанавливается, какие материалы притягиваются к магниту

13.

Делают вывод, что из всех материалов только металл притягивается к магниту.

Отмечается истинность или ложность утверждения щелчком по правому полю таблицы. Появляется соответствующий знак.

14.

Начинается видео с двойного щелчка мыши по изображению

15.

Перемещают каждый материал через промежуток между двумя электрическими проводами.

Применяется «метод захвата». Материал возвращается на место путем нажатия в центре слайда на стрелку в кружке.

16.

Делают вывод об электропроводности материалов.

Применяется «метод захвата». Значок для проверки на левой стороне слайда совмещается с соответствующим значком на правой стороне.

17.

Заполняют таблицу на компьютере, отвечая какими свойствами обладает каждый из материалов.

Применяется «метод захвата». Правильные ответы появляются по щелчку по полю таблицы.

После проведенной проверки учащиеся заполняют таблицу в тетради

18.

Применяется «метод захвата».

Отмечают, что понравилось и не понравилось на уроке у себя в тетради и на доске.

Записывают домашнее задание

videouroki.net

Урок технологии 2 класс

УРОК ТЕХНОЛОГИИ

ТЕМА: Работа с пластичными материалами (пластилин).

Проект «Праздничный стол».

2 «Б» КЛАСС

уЧИТЕЛЬ РАДЧЕНКО Н.Ю.

2016 год

Цели
деятельности
педагога

Учить детей алгоритму работы над групповым проектом; повторить материал о свойствах глины; развивать и закреплять умения и навыки работы с глиной, применения приемов лепки из целого куска глины; совершенствовать умения работать по плану; формировать умение осуществлять само- и взаимоконтроль; развивать творческие способности детей

Тип урока

Урок комплексного применения знаний

Методы и формы обучения

Игровой; практический; индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия и термины

Проект, композиция

Образовательные ресурсы

 http://www.ds-208.ru/konspekti/literaturnaya_viktorina_v_starshey_gruppe_po_razvitiiu_rechi_na_temu_posuda.html

 http://www.happy-kids.ru/page.php?id=162

Наглядно-демонстрационный материал

Образцы изделий из пластилина или глины, глина, пластилин; таблица «Приемы работы с пластичными материалами», материалы для викторины

Оборудование

Учебник; глина или пластилин; инструменты для работы с пластилином (стека, нитка, подкладная доска)

Планируемые
образовательные
результаты

Личностные: понимают значимость правильной организации рабочего места, сориентированы на плодотворную работу на уроке.

Предметные: научатся совместно оформлять композицию, работать в группе; закрепят умения и навыки работы
с глиной, приемы лепки из целого куска глины.

Метапредметные:

 регулятивные – научатся определять последовательность выполнения работ, осуществлять само- и взаимоконтроль;

 коммуникативные – научатся слушать и понимать высказывания собеседников, задавать вопросы с целью уточнения информации, осуществлять совместную практическую деятельность;

 познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, анализировать форму и вид изделия

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы органи-

зации
совзаимодействия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Самоопределение

к деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

На доске фотографии с изображением кулинарного изделия, испеченного каждым учащимся дома. Учитель дает оценку, делится с учащимися своими впечатлениями.

– Чудесные изделия из теста умеют делать в каждой семье. А теперь пришла пора вспомнить, что мы изучали на предыдущих уроках. Чему они были посвящены? Да, вы узнали о профессиях садовода, овощевода, гончара и т. д., из каких материалов делают посуду, что хранят в разных видах посуды. Сегодня на уроке проверим, как вы усвоили эти знания, и начнем урок мы с викторины

Слушают учителя, рассказывают о своем изделии

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

Уст-

ные ответы

II. Применение освоенного

в практической деятельности

Викторина «Что ты знаешь о посуде?»

Викторина может проводиться как индивидуальное соревнование, так и групповое. За каждый правильный ответ дается фишка. По окончании фишки подсчитываются и определяется победитель.

Участвуют

в викторине, отвечают на вопросы

Групповая

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ

и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Познавательные: умеют пони-

мать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ
в устной форме.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя

Уст-

ные ответы

Игра «Что

у меня в руках?». Практическое задание

На столе разложены ложки столовые и чайные, выполненные из разных материалов (пластмассовые и металлические), стаканы (стеклянные и пластмассовые), кастрюли (металлические, стеклянные и керамические) и т. п.

– Определите на ощупь (с завязанными глазами) предмет и назовите материал, из которого он изготовлен

Участвуют

в игре, получают фишки за каждый правильный ответ

Индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: умеют анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; проводить сравнение и классификацию предметов по заданным основаниям.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы

Уст-

ные ответы

Игра «Что больше?»

– Что больше: тарелка или блюдце? Чайная ложка или столовая? Заварной чайник или чайник для кипячения воды?

Отвечают

на вопросы по памяти

Индивидуальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ

и ответов одноклассников.

Познавательные: умеют анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; проводить сравнение и классификацию предметов по заданным основаниям

Уст-

ные ответы

Практическое задание

Пример инструкции.

– Сервируйте стол к обеду по письменной инструкции.

Вначале надо накрыть стол скатертью. Глубокую тарелку поставить напротив стула. Нож положить с правой стороны, лезвием к тарелке,

вилку – с левой стороны, острием вверх. Ложку для супа положить носиком вверх, рядом с ножом. За каждой тарелкой, в центре или чуть правее, ставят бокал или кружку ручкой вправо для напитков

Выполняют задание

Групповая

Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текстов; на основе полученной информации принимать несложные практические решения.

Регулятивные: умеют понимать смысл инструкции учителя, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Коммуникативные: умеют принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами; контролировать свои действия при совместной работе

Выполнение сервировки стола

по пись-

менной инструкции

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполнение упражнений

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

Организация рабочего места

Проверяет организацию рабочего места

Организуют свое рабочее место
в зависимости от вида

работы

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе.

Личностные: имеют знания о гигиене труда

Организация рабочего места

Подготовка

к работе над проектом

– А не хотите ли вы сами сделать посуду для сервировки праздничного стола? Конечно, одному с такой работой не справиться. Поэтому работать будем бригадами. Как нужно работать в группе, чтобы результат был хорошим? Нужно помогать друг другу и ориентироваться на работу остальных участников группы, распределять

работу на всех так, чтобы каждый участник делал один из предметов посуды, а кто-то составлял композицию и проводил презентацию проекта. Важно не забыть о взаимопомощи для получения качественного продукта при совместной работе. Помогает учащимся распределиться по группам.

– Но прежде чем приступить к работе, проанализируем готовое изделие.

С планом работы над проектом познакомимся
в учебнике (с. 22–23). А теперь представьте себя дизайнерами и подумайте, из каких предметов будет состоять ваш сервиз, какой формы будут предметы, какие приемы вы будете использовать

Анализируют конструкцию изделия, узнают и называют материалы, их свойства,

приемы работы; проговаривают план работы; отвечают на вопросы юного технолога

Фронтальная

Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками делают выводы, на основе полученной информации принимают несложные практические решения; осознанно читают тексты

с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: умеют ориентироваться в задании.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки

Уст-

ные ответы

Практическое задание

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Контролирует соблюдение правил безопасной работы, правил создания рукотворных предметов.

– Изготовьте предметы из пластилина по теме «Праздничный стол»

Отбирают необходимые инструменты; выполняют лепку, создают композицию

Индивидуальная и групповая

Личностные: имеют желание работать; понимают значимость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке

Изготовление поделки

Презентация композиций «Праздничный

стол».

Организую обсуждение качества изготовления изделий, созданных композиций в процессе просмотра работ. Предлагаю учащимся попробовать самостоятельно оценить работы

и выступления своих товарищей, организовать выставку проектов

Проводят презентацию своей композиции:

рассказывают о возможностях ис-

пользования посуды

в проекте

Фронтальная

Личностные: сориентированы

на эстетическое восприятие изделий.

Регулятивные: умеют адекват-

но воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценивание учащихся за

работу на уроке

Обобщение, оценивание результатов работы

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

– Оцените свое настроение

Слушают учителя,

отвечают

на вопросы

Фронтальная

Уст-

ные ответы

Домашнее задание

Объясняю домашнее задание, показываю образец миски.

– Возьмите дома небольшую миску, подумайте,

из чего она сделана, каким способом, для чего она обычно используется у вас дома. Составьте сообщение. Миску принесите на следующий урок

Слушают учителя

Индивидуальная

Дополнительный материал к уроку

Викторина о посуде

Ответьте на вопросы.

1. Что такое посуда? (Хозяйственная утварь, предметы, в которых готовят еду и хранят съестные припасы.)

2. Всегда ли люди пользовались посудой?

3. Какая посуда была у первобытных людей?

4. Можно ли сейчас обойтись без посуды?

5. Что можно использовать вместо посуды? (Высушенные плоды растений, например тыкву, кокосы и др.)

6. Из каких материалов делают посуду?

7. Какая посуда самая прочная?

8. Какая посуда самая хрупкая?

9. Какой по назначению бывает посуда?

10. Для чего используется кухонная посуда? Столовая? Чайная?

11. Из чего может быть изготовлена кухонная посуда?

12. Какой сосуд для приготовления пищи и подачи на стол был главным на Руси длительное время? (Горшок.)

13. Какую столовую посуду вы знаете?

14. Из какой тарелки нельзя поесть супа?

15. Какую чайную посуду вы знаете?

16. Какие предметы столовой посуды имеют конкретное назначение? От названия каких продуктов они образованы? (Супница, чайник, салатник и т. п.)

17. Из чего сделаны столовые приборы?

18. Почему стеклянная и фарфоровая посуда требует бережного отношения?

19. Какую посуду делает гончар? Стеклодув?

20. Какую посуду называют эмалированной?

21. Почему во время отдыха на природе лучше использовать посуду, сделанную из пластмассы?

22. Почему нельзя есть из битой и потрескавшейся посуды?

23. Почему в стеклянную посуду нельзя наливать кипяток?

24. Чем моют посуду? Какие моющие средства используют для мытья посуды?

25. Какие моющие средства можно считать экологически чистыми?

26. Зачем нужен фартук?

Отгадайте загадки о посуде.

Он округлый, но не шар,

Медный – не монета,

В нем пылает алый жар,

Им вода согрета. (Чайник.)

Чай готовить он мастак,

Чайник вспомнил даром!

Ведь зовут его в веках

Люди… (самоваром).

Среди ложек я полковник.

И зовут меня… (половник).

На плите – кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый… (чайник).

Суп, салат, пюре, котлетки

Подают всегда в … (тарелке).

А на чай и простоквашку

Подставляй, дружочек, … (чашку).

Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут ее… (кастрюлей).

По моей тарелке

Лодочка плывет.

Лодочку с едою

Отправляю в рот. (Ложка.)

Будет вкусная еда

С золотою коркою,

Если пользуешься ты…

Верно, сковородкою.

multiurok.ru

Урок технологии по теме «Понятие конструкционного материала. Металл, древесина, ткань как конструкционный материал». 8-й класс

Разделы: Технология


Вводная часть:

1. Класс 5.

2. Тема урока – Понятие конструкционного материала. Металл, древесина, ткань – как конструкционный материал.

3. Тип урока – Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации.

4. Программа – Модифицированная программа по курсу технология для неделимых 5-8 классов составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

5. УМК – Учебники под редакцией В.Д.Симоненко “Технология” (Обслуживающий и Технический труд).

6. Соответствие стандарту образования: Используемый учебный материал конкретизирует содержание учебных тем программы, согласно действующим образовательным стандартам основного общего образования.

7. Компетенции, развивающиеся на этом уроке:

Учебные компетенции:

– Связывать воедино и использовать отдельные части знаний в области истории, знаний о природе и окружающем мире.

Исследовательские компетенции:

– Получать и обрабатывать информацию.
– Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями в истории развития человечества.
– Обращаться к различным источникам знаний и их использовать в своей образовательной деятельности.

Коммуникативные компетенции:

– Выслушивать своих товарищей и принимать во внимание их мнение.
– Высказывать своё мнение и выступать на публике.

8. Место данного урока в системе уроков по определённому разделу: Данная тема урока является вводным уроком в разделе программы 5 класса – Материаловедение.

9. Межпредметные связи: История Древнего мира 5 класс, География. Окружающий мир.

План конспект урока:

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием конструкционный материал, видами конструкционных материалов и их классификацией.

Задачи урока:

  • Способствовать формированию новых понятий по разделу материаловедение.
  • Обеспечить условия развития мышления, обогащению словарного запаса, привития интереса к предмету, умений анализировать, устанавливать закономерности, обобщать и делать выводы.
  • Способствовать воспитанию дисциплинированности, внимательности и уважительного отношения друг к другу.

Оборудование урока: Компьютер, мультимедиапроектор.

Наглядный материал: Образцы конструкционных материалов: (стекло, металл, дерево, бумага, пластик, ткань…)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока. (Приложение. Слайд 2)

3. Сообщение нового материала.

Вопрос классу: (Слайд 3)

Что использовал человек на раннем этапе своего развития для удовлетворения своих потребностей?

Рассмотрите картинки и ответьте на поставленный вопрос. (Слайд 4)

(Шкуры животных, каменные орудия, деревянные орудия, красивые камни, ракушки, семена высушенных растений из которых делались украшения, кости убитых животных, из которых тоже делали орудия охоты и труда.)

Иначе говоря человек использовал всё что давала ему природа для того чтобы удовлетворить свои насущные потребности.

Вопрос классу:

Давайте подумаем и вспомним, какие потребности должен был удовлетворять человек, чтобы выжить в таких тяжёлых условиях дикой природы? (Слайд 5)

(Потребность в орудиях труда, орудиях охоты, оружие, жилище, одежда и предметах домашнего быта)

Вопрос классу:

Какие материалы использовал человек для своих нужд? (Слайды 6, 7)

Всё, что давала ему природа. (Шкуры животных, деревья и растения, камни, кости убитых животных.)

Но человечество в своём развитии прошло множество ступеней. Они характеризовались уровнем развития цивилизации: – развитием науки, (т.е. суммой знаний, которым овладевало человечество), соответственно развитием техники и технологий и уровнем культуры. Давайте рассмотрим, как развивались технологии и материалы, которые использовал человек на различных исторических этапах своего развития.

Краткие комментарии при показе слайдов 8, 9, 10, 11, 12, 13.

На разных этапах исторического развития человечества мы видим, что одни материалы применялись с древнейших времён до наших дней, другие материалы начинали использоваться человеком по мере их открытия и приобретения навыков их обработки и использования в своих целях. Таким образом, мы видим с ростом уровня развития науки и технологий, и растёт количество применяемых человеком материалов. Так что такое же такое конструкционный материал.

Конструкционный материал это материал, из которого изготавливают детали конструкций машин, сооружений и множество других изделий. Это материалы способные воспринимать силовую нагрузку. Определяющим параметром этих материалов является механические свойства, что и отличает их от других материалов.

Давайте теперь рассмотрим, какие конструкционные материалы бывают. Конструкционные материалы подразделяются по природе материалов на металлические, неметаллические и композиционные. (Слайд 15)

Металлические конструкционные материалы (Слайд 16) это различные сплавы, компонующееся из различных металлов, которые выпускает наша металлургическая промышленность. Но в природе металлов в чистом виде существует очень мало (самородки золота, серебра, железа…) Поэтому сырьём для получения металлов служат всевозможные геологические руды (полезные ископаемые, залегающие в недрах земли).

Из добываемой руды по определённым технологиям и плавят различные металлы и получают различные сплавы.

(Слайд 17) Таким образом, металл, как конструкционный материал это сплавы на основе различных металлов:

Сталь и чугун это сплавы на основе железа из него выпускают основную массу металлических заготовок и конструкций для машиностроительной промышленности, строительных материалов и мн. др.

Алюминиевые сплавы – служат для изготовления корпусов самолётов, вертолётов, ракет, морских судов и различных строительных конструкций, пищевую фольгу и фантики для конфет.

Никелевые сплавы, титановые сплавы и кобальтовые сплавы применяют в авиационных и ракетных двигателях, паровых турбинах.

Магниевые сплавы применяются преимущественно в виде литья в конструкциях летательных аппаратов, в автомобилестроении, в текстильной и полиграфической промышленности.

Вопрос классу:

Приведите конкретные примеры использования металлических конструкционных материалов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни?

Неметаллические конструкционные материалы. (Слайд 18)

Включают в себя множество материалов. (Пластики, полимеры, керамика, стекло, резины, древесина, ткань, бумага и др.)

Древесина, как конструкционный материал один из самых древних материалов используемых человеком. Следует понимать различие между понятиями дерево и древесина. (Слайд 19) Дерево это живое растение, а древесина это уже материал, являющийся сырьём для производства множества изделий. Это натуральный и экологичный материал не утратил своей актуальности и сегодня. Но область его применения значительно сузилась, в основном оно используется в строительстве и производстве мебели.

Ткань, как конструкционный материал, в настоящее время используется очень широко. (Слайд 20) Её применяют в быту, в качестве отделочных материалов стен помещений, как текстиль для дизайна комнат. Из неё изготавливают спортивную обувь и одежду, для изготовления парусов и различного туристического снаряжения, специальной защитной одежды и мн. др. А что же является сырьём для производства тканей, из чего её изготавливают?

(Слайд 21) Посмотрите, на слайде вы видите виды животных и растений, являющихся изначально сырьём для производства тканей человеком. В настоящее время, с развитием химической отрасли к ним добавились и отходы нефтехимической и газовоперерабатывающих отраслей промышленности. Они поставляют сырьё для производства тканей из химических волокон.

Вопрос классу:

Приведите конкретные примеры использования неметаллических конструкционных материалов, которые окружают вас?

Композиционные конструкционные материалы. (Слайд 22)

Это огромное множество материалов, достижение наших современных технологий. Человек научился компоновать различные виды материалов между собой. Таким образом, получались материалы способные сочетать положительные свойства обеих используемых материалов. Стекло научились компоновать с пластиком, тканью и волокнами, получая такие материалы, как стеклоткань, стеклопластик, стекловолокно – эти материалы широко используются в производстве строительных материалов, судостроении, производстве спортивного инвентаря. Углепластик – это очень дорогой в производстве материал поэтому его используют при производстве высокотемпиратурных узлов деталей ракетных двигателей и сверхзвуковых самолётов. Широко известны сегодня и такие материалы, как металлопластики и металлокерамика. Они используются в машиностроении, при производстве деталей сопла ракет и реакторов атомных станций и при производстве множества строительных материалов.

Закрепление пройденного материала.

Мы сегодня с вами ознакомились с множеством материалов, которые используются человеком, новыми понятиями. Давайте ещё раз вспомним их.

Вопрос классу:

Что называют конструкционным материалом? (Слайд 23)

Задание классу:

Разгадайте кроссворд. (Слайд 24)

1. Первый материал, который использовал человек для производства орудий труда.

2. Очень пластичный материал, основа для изделий в технике “Оригами”

3. Конструкционный материал, производимый на основе железа, сырьё для машиностроения.

4. Неметаллический конструкционный материал, прозрачный, пропускающий дневной свет.

5. Неметаллический конструкционный материал, один из первых использовался в строительстве, очень горюч.

6. Неметаллический конструкционный материал, из которых делают “обувь” для машин.

7. Растение, кустарник, являющийся сырьем для производства хлопчатобумажных тканей.

8. Конструкционный материал, относящийся к разряду ценных металлов.

9. Что добывают геологи в недрах земли и что является сырьём для производства различных металлов и их сплавов?

Подведение итогов урока:

Вопрос классу: (Слайд 25) Что узнали на уроке?

Опираясь на схемы, которые выведены на слайде, дети делают вывод о том, с чем познакомились на уроке, какие новые понятия узнали.

Уборка кабинета.

Список литературы для составления конспекта урока:

  1. Характеристика композиционных материалов: интернет источники –
    http://www.coolreferat.com
    http://slovari.yandex.ru/
    http://slovari.yandex.ru/книги /БСЭ/Конструкционные материалы
  2. В, Д. Симоненко Технология. Базовый уровень: 10–11 классы Учебник для общеобразовательных школ.– М. : Вентана-Графф. 2009 г.

5.06.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Советы рукодельницам