8 принципов воспитания от Василия Сухомлинского

Содержание

Имя Василия Сухомлинского часто используется в качестве нарицательного. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании и оказал огромное влияние на развитие всей отечественной педагогики. Книга Василия Сухомлинского «Родительская педагогика» состоит из статей учителя, написанных им в 60-х годах, бесед с родителями и его писем к сыну.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Мысли Сухомлинского удивляют своей современностью. Он одним из первых заговорил о вреде школьных оценок и выступал за запрет физических наказаний. Педагог призывал молодых отцов ухаживать за новорождённым наравне с матерью. И утверждал, что в школе не учат жизни. Знание математики или физики ещё никому не помогло построить крепкую семью: поэтому в его школе был предмет «Семья. Брак. Любовь. Дети». Он занимался совершенствованием режима школьников и придумал эффективный способ выполнения домашних заданий. Учитель регулярно звал на свои лекции по педагогике родителей учеников. «Мел» рассказывает об основных принципах воспитания Василия Сухомлинского, которые актуальны для родителей и сегодня.

Василий Сухомлинский на экскурсии с детьми

1. Научить жить

Главная проблема молодых родителей, о которой говорил Сухомлинский и которая актуальна и сейчас, — это неумение жить семьёй и преодолевать кризисы.

«Я не преувеличу, если скажу, что молодые родители, не умеющие быть мужем и женой, зачастую так же беспомощны, неумелы и неопытны, как дети. И вот большое горе приходит тогда, когда эти взрослые дети рожают детей».

Педагог настаивал на том, что старшеклассников надо учить отношениям, объяснять, как проявлять любовь к партнёру и детям, как быть со своими желаниями, как находить компромисс в семье. Кроме школы, детей этому должны учить родители своим примером с самого рождения.

Сухомлинский говорит о том, что школьный предмет под названием «Семья. Брак. Любовь. Дети» едва ли не важнее других наук

В течение 10 лет он исследовал причины разводов среди 200 семей. Из-за неумения понять друг друга развелись 189 пар. Также Сухомлинский говорит о том, что если в семье растёт неуправляемый ребёнок, родителям стоит взглянуть на себя и понять, где появилась трещина в их взаимоотношениях.

«Пусть не поймут меня так, будто я принижал роль математики и других естественных наук. Но все же знания о человеке ещё важнее. И если не сегодня, то завтра в школьном учебном плане предмет о культуре человеческих взаимоотношений будет стоять первым, ибо мы живём в век человека».

2. Быть настоящим отцом

Сегодня никого не удивит отец, который умеет менять подгузники и кормить ребёнка кашей. Но в середине прошлого века мысль о том, что отец должен ухаживать за младенцем наравне с матерью, играть c ребёнком и принимать активную роль в его воспитании, была революционной. Сухомлинский писал: «Там, где хлопоты и заботы жены постепенно становятся и его (отца — Прим. автора) хлопотами и заботами, семья является школой эмоционального и нравственного воспитания детей».

Кроме забот о ребёнке, отцу следует заниматься самовоспитанием. Так Сухомлинский называл личностное развитие и непрерывный труд. Это станет могущественным способом влияния на детей. Ребёнку хочется быть хорошим, но ему нужен пример, чтобы самому становиться лучше, умнее, образованнее.

Педагог вспоминает просто голливудскую историю про одну большую семью сельского врача Ивана Филипповича, в которой было шестеро детей. По утрам отец приносил и ставил в вазу цветок возле спящей жены. Так продолжалось десятилетия. И для этого была построена теплица возле дома. Количество цветков, которые стояли в вазе по утрам, росло вместе с детьми. После смерти отца, когда дети выросли и разъехались из родительского дома, раз в год они собирались у матери. Снова в вазе появлялись семь цветков — по одному от каждого из детей и седьмой от умершего отца.

Сухомлинский читает книгу с детьми

3. Быть талантливым родителем

Сухомлинский рассказывает про одну мать, которая призналась, что им с мужем некогда воспитывать детей, делать с ними уроки и ругать за двойки. Причём её дочери отличались тонким восприятием окружающих, никогда не ленились и были примером для всего класса. Педагог объясняет это тем, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.

Для настоящего воспитания взрослым достаточно просто быть рядом и показывать своим примером, а не нотацией, как относиться к близким и поступать в разных случаях. Эту же мысль подтверждает популярная сегодня теория привязанности.

«Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не верёвки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений».

4. Быть мудрым учителем

Педагог много рассказывает о трудных детях. Даже самый пропащий и безнадёжный ученик всегда имеет хотя бы крупицу хорошего. Самая большая ошибка учителей — постоянно констатировать неуспех ученика. Следует помнить, что все дети рождаются с разными способностями. Задача школы не ругать, а развить в ребёнке как можно больше этих способностей. Сухомлинский использовал свою собственную систему оценок в начальной школе. Тем, кто справлялся с заданием, ставили пятёрки, но не ставили двоек отстающим по предмету. Педагог призывал не делать из оценки идола. Он говорил, что нельзя относиться к бездушным цифрам как к показателям благополучия. Это неправильно — делить детей на успешных и неуспешных только с помощью оценки. И сегодня мы с ним абсолютно согласны.

«Поймите драму, которая развивается порой в душе ребёнка. У других буквы получаются красивые, а у меня не получаются. Другие легко решают задачу, а у меня почему-то „не выходит“».

Стремление выставить напоказ ошибки ученика — это публичное унижение

Сухомлинский резко критиковал популярные в советском обществе товарищеские суды. Он утверждал, что учитель, который жалуется на ученика родителю, уже не имеет никакой власти над этим учеником.

«Ни один ребёнок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет. Если только эти мысли зародились в детской голове — ребёнок больше не ваш воспитанник, и семья его — отец и мать — выпали из сферы вашего воспитательного влияния».

Сухомлинский рассказывает истории о советской школе, которые иллюстрируют, как судьбы детей были искалечены системой. «Одна учительница написала в дневнике второклассника: «Володя на уроке всё время улыбался. Мать прочитала, но не поняла, хорошо это или плохо, что её сын улыбался. Но вот в дневнике вторая грозная запись: «Володя продолжает улыбаться, примите строгие меры». Мать избила ребёнка. Володя больше не улыбался».

«Завуч школы № 1 вызвала мать одного ученика, говорит ей: „Ваш сын бегает по школьному двору после занятий. До каких пор это будет?“. Мать ответила: „А почему же ему не бегать? Что здесь плохого?“. Завуч ответила: „Ну такой нахальной матери я ещё не видела!“».

Василий Сухомлинский (второй справа) с коллегами

5. Воспитывать без наказаний

Если необходимость в наказаниях есть, значит, были совершены ошибки воспитания. Родители заблуждаются в том, что считают запрет самым главным проявлением родительской власти. Быть требовательным не значит добиваться слепого послушания. Родители должны чувствовать тонкую границу, где заканчивается предел их власти и начинается интимный мир ребёнка.

У каждого ребёнка должны быть свои дела, связанные с играми и дружбой, в которые не стоит лезть взрослым

Сухомлинский был категорически против строгих наказаний даже для трудных подростков. Он считал, что дети, которые из года в год критикуются учителями и наказываются родителями, просто не имеют внутренних ресурсов на учёбу.

6. Развивать любознательность

С самого начала сознательной жизни ребёнка родителям стоит обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Учите наблюдать. Даже обыкновенная прогулка поможет в этом. Говорите о том, что у деревьев разная высота, на некоторых растёт мох, некоторые растения любят солнечный свет, а другие — нет. Постепенно ребёнок уже сам будет замечать детали окружающего мира. В этот момент в его мозге происходят важнейшие изменения.

В возрасте от двух до семи лет ребёнок должен как можно чаще задавать вопрос «Почему?», а взрослым стоит обстоятельно на него отвечать. Современный родитель и не подумает проигнорировать ни одно детское «почему», но в 60-х годах педагогу приходилось подробно объяснять, почему ответ «В школу пойдёшь — узнаешь» — неправильный.

Василий Сухомлинский с детьми

7. Уметь делать домашние задания быстро

Сухомлинский писал, что уроки надо делать всегда в одно и то же время. Режим приучает к усидчивости и самостоятельности. Обязательно, чтобы ученик делал домашнее задание в одиночку, а не в компании с одноклассниками. Так как, по его наблюдениям, совместная работа более сильных и слабых учеников ведёт только к тому, что слабые в итоге механически списывают, не успевая вникнуть в тему.

Родители не должны решать задания за ребёнка, но необходимо слушать его устные ответы и следить за организацией учебного времени

Обязательно надо делать те уроки, которые задали сегодня, даже если следующий урок по этому предмету будет только через неделю. Накануне достаточно будет только повторить уже изученную тему. Педагог утверждал, что все эти правила способствуют повышению качества учёбы, а ребёнок меньше от неё устаёт.

8. Лайфхаки для студентов

  • Научитесь слушать лекции. Уже во время записи конспекта думайте над его смыслом. В отдельной графе записывайте свои мысли по новой теме и с чем вам следует разобраться.
  • Избегайте авралов с круглосуточным сидением над конспектами.
  • Ежедневно читайте и штудируйте четыре-шесть страниц научной литературы. Ещё 10-15 страниц статей или учебников прочитывайте очень внимательно.
  • Вставайте рано и полтора часа посвящайте учебным предметам или любой другой развивающей деятельности.
  • Умейте расставлять приоритеты. Учите сложные предметы в первую очередь.
  • Ищите собственные стимулы к учёбе.
  • Избирательно подходите к книгам. Чтение всего подряд только растрачивает силы.
  • Умейте говорить «Нет».
  • Не тратьте время на пустяки и болтовню.
  • Не откладывайте на завтра.
  • Никогда не прекращайте умственного труда.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Домашняя работа: кто виноват и кому делать

8 советов, как стать настоящим учителем, от Шалвы Амонашвили

Почему нельзя отменять ЕГЭ

mel.fm

50 важнейших принципов воспитания ~ Я happy МАМА

Выдающийся советский педагог, писатель, человек, внесший огромный вклад в развитие педагогики, чьи высказывания и строки из книг стали крылатыми выражениями — Василий Александрович Сухомлинский. Он создал такую систему образования, в основе которой находится личность ребенка. Он считал, что именно она обладает высшей ценностью, и она должна стать основой процесса образования и воспитания. Сухомлинский огромное значение уделял формированию мировоззрения ребенка через труд, познание красоты окружающего мира, творческой деятельности, чтения книг и сочинения сказок вместе с детьми.

В своих известных произведениях «Письма к сыну», «Сердце отдаю детям», «Воспитание человека» он сформулировал базовые принципы воспитания ребенка. И несмотря на то, что эти принципы были обозначены им около полувека назад, они и сегодня не теряют актуальности, а скорее даже наоборот.

50 важнейших принципов воспитания

  1. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
  2. Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.
  3. Каждый твой шаг в конце концов отражается на твоем ближнем, потому что идешь ты куда-то и с какой-то целью; каждое твое слово в душе другого отзовется, но, как оно отзовется, это зависит от тебя. Уже то, что ты смотришь на окружающий мир и видишь его, таит в себе и добро, и зло: всё зависит от того, что ты увидишь и как увидишь.
  4. На каждом шагу перед ребенком, подростком, юношей — камень, который можно обойти, но можно и убрать с дороги, освободив ее для других людей и расчистив тропинку к собственной совести.
  5. Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстегивать ленивую лошадь, а в четверке и пятерке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник.
  6. Лучше всего чувствуют себя те, кто рано ложится спать, спит достаточно времени, рано пробуждается и занимается интенсивным умственным трудом в первые пять-десять часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна ослабевать. Совершенно недопустим напряжённый умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном. На многих фактах мы убедились, что, если ребёнок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим.
  7. Искусство и мастерство воспитания заключается в том, чтобы ни один камушек не остался обойденным, чтобы совесть не давала человеку покоя, если в душе зашевелится мягкое, с первого взгляда безобидное существо, имя которому — лень.
  8. Малыш плохо выполняет работу не потому, что не хочет, а потому, что не имеет представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, – за что же ему ставить оценку?
  9. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее.
  10. Кое-кто из родителей (к сожалению, и отдельные педагоги) считают, что в разговоре с детьми надо всегда придерживаться какого-то детского тона; в этом тоне чуткое ухо ребенка улавливает сюсюканье. На детский лепет взрослого человека неискушенное детское сердце откликается капризами. Я всегда остерегался опасности сбиться на этот тон и, ни на мгновенье не забывая, что передо мной дети, видел в маленьком человеке будущего взрослого гражданина.
  11. Самое плохое, что нередко сопровождает труд детей, это мысль, что они делают большое одолжение взрослым и поэтому заслуживают большой похвалы, даже награды….
  12. Трудно представить что-либо другое, в большей мере уродующее душу ребенка, чем эмоциональная толстокожесть, порожденная несправедливостью. Испытывая безразличное к себе отношение, ребенок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это — самый главный источник озлобленности.
  13. Мышление начинается с удивления.
  14. Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином. Эгоисты, шкурники, люди, равнодушные к горю и невзгодам других, как раз и вырастают из тех, кто в детстве знает лишь свои желания и не обращает внимания на интересы коллектива.
  15. Умение управлять желаниями — в этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке — источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека.
  16. Воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека.
  17. Если ты слышишь порицание, осуждение от старших, от своих товарищей, помни, что, порицая и осуждая, они хотят тебе добра. Чрезвычайно широк диапазон человеческого отношения к злу — от нахмуренных материнских бровей и тяжелого молчаливого вздоха до многолетнего заключения в тюрьму — всё это направлено на то, чтобы спасти человека. Пусть же пробудят в твоей душе угрызения совести тревожные глаза матери и непролитые, засохшие от обиды слезы, тогда не нужны будут строгие приговоры судей и тюрьмы. Развивай чуткость своей совести.
  18. Самое главное, чтобы маленький человек устыдился, — вот тогда он и убоится. Стыд — это, образно говоря, воздух, на котором держатся крылья человеческой ответственности. Чувствуя ответственность, человек боится — боится оказаться плохим. Этот страх не сковывает силы, а стимулирует их, порождая мужество, бесстрашие, моральную стойкость и несгибаемость.
  19. Не иди на компромисс со своей совестью, только так можно выковать характер.
  20. Самое страшное для человека  — это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно; проходить спокойно мимо зла и неправды. Опасайся этого, сын, больше смерти, больше любой самой страшной опасности.
  21. Человек без убеждений — тряпка, ничтожество. Раз ты убежден, что на твоих глазах творится зло, пусть сердце твое кричит об этом, борись против зла, добивайся торжества правды.
  22. По-настоящему добрый, человечный человек умеет глубоко ненавидеть — ненавидеть зло, ненавидеть наших врагов — поджигателей войны, растлителей душ молодого поколения. Ненависти же нам нужно учить так же, как и доброте.
  23. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться.
  24. В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу…
  25. Учение — не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения. Отношение ребенка к знаниям, к учению в огромной мере зависит от того, как он относится к учителю.
  26. Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют.
  27. Для ребенка наибольшей несправедливостью со стороны учителя является то, что учитель, поставив несправедливо, по его глубокому убеждению, неудовлетворительную оценку, стремится еще и к тому, чтобы за эту оценку его наказали родители. Если ребенок увидел, что учитель обязательно хочет сообщить родителям о двойке, он ожесточается и против учителя, и против школы. Умственный труд становится для него ненавистным. Огрубение чувств переносится на отношения с другими людьми и, прежде всего, с родителями.
  28. Родители знают: если у сына или дочери в дневнике нет оценок — значит не все благополучно. Знают они и то, что отсутствие оценок — это не вина ребенка, а его беда. А в беде надо помогать.
  29. Я убедил родителей, чтобы они никогда не требовали от детей самых высоких оценок, не рассматривали неудовлетворительную оценку как показатель лени, нерадивости, недостаточного усердия.
  30. К каким только ухищрениям не прибегают дети, чтобы скрыть от матери и отца свои неудачи в школе, а от учителя — нерадивость. Чем больше недоверия к ученику, тем больше ребенок проявляет изобретательности в обмане, тем благоприятнее почва для лени и нерадивости.
  31. Тот, кого я учу, — это прежде всего живой человек, ребенок, а потом — ученик. Оценка, которую я ставлю ему, — это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку.
  32. Смысл жизни — в служении людям.
  33. Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика.
  34. Призвание — это не что-то приходящее к человеку извне. Если бы в средней школе, начиная, наверное, со второго класса, ты не сидел над схемами радиоприемников, если бы не трудился — вряд ли появилось бы это призвание. Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню.
  35. Меня очень беспокоит потребительское отношение некоторой части нынешней молодежи к духовным ценностям, особенно к музыке. Не хотят учиться играть на скрипке или на кобзе, не хотят петь. Довольствуются музыкой, записанной на пленку. Нажал кнопку — и музыка есть, не надо учиться, не надо думать. Так легко дойти до полного отупения.
  36. Где зубрежка — там и шпаргалка. Это самое страшное, это гибель для творческого разума. Прибегающий к шпаргалкам обрекает себя на ограниченное скольжение по поверхности фактов и явлений, превращает сам себя в ленивое, малоразвитое существо. Шпаргалки в вузах — это дитя лени мысли. Они как раз и появляются в результате того, что человек не рассуждает, не размышляет; у него нет ничего непонятного, он стремится запомнить, запомнить, запомнить…
  37. Инженером можно стать за 5 лет, учиться же на человека надо всю жизнь.
  38. У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека — это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством.
  39. Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.
  40. Настроить самую тонкую струну в человеческой душе — человечность — это значит прежде всего научить маленького человека творить радость для другого человека и испытывать в связи с этим высшую человеческую радость.
  41. Чем меньше у человека культуры, чем беднее его умственные, эстетические интересы, тем чаще просыпаются инстинкты и дают о себе знать грубостью.
  42. Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных. Быть неповторимой личностью — это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.
  43. Надо тонко чувствовать три вещи: можно, нельзя и надо. Тот, кто чувствует эти вещи, обладает важнейшей особенностью гражданина — чувством долга
  44. Ты имеешь право говорить о зле в родном доме только тогда, когда ты сделал что-то хорошее. Право сказать одно слово о плохом добывается десятью добрыми делами.
  45. Самое важное и самое трудное для человека — всегда, во всех обстоятельствах оставаться человеком.
  46. Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданные для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор, пока не почувствовал, не пережил на собственном опыте (а опыт сам к нему никогда не придет), что важнейший источник его личной радости — это труд и пот старших, он будет убежден, что мать и отец существуют лишь для того, чтобы приносить ему радости и счастье. С первого взгляда это кажется парадоксальным: в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети иногда вырастают бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: ребенок вырастает лишь потребителем радостей, а это самое страшное, что может быть в воспитании, потому что величие и красоту добра переживает лишь тот, кто знает высшую человеческую радость — радость творения добра для людей. Только эта, поистине бескорыстная и поэтому подлинно человеческая радость является силой, облагораживающей юное сердце.
  47. Жалость к самому себе — вот душевное состояние, которое я без преувеличения называю неисчерпаемым источником эгоизма. Не допускай, чтобы у детей зародилось это состояние, оно породит ожесточенность. Пусть человек умеет жалеть себя лишь поскольку, поскольку он умеет быть добрым и жалостливым к другим.
  48. Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, — настоящий человек.
  49. Труд — это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.
  50. Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления.

ihappymama.ru

Сухомлинский о воспитании: принципы воспитания, главные тезисы

Василий Александрович Сухомлинский обладал огромным авторитетом в области педагогики. Именно ему принадлежит заслуга создания педагогической системы, в основу которой легло всемирное понятие гуманизма. По его мнению, образовательный процесс должен быть в радость как ученику, так и учителю, только тогда он будет успешен. Знаменитый преподаватель-новатор написал более 1500 научных и художественных трудов. В них Сухомлинский о воспитании высказывается как об одном из главных жизненных этапов для любого человека.

Кто такой Василий Сухомлинский?

Василий Александрович Сухомлинский появился на свет в 1918 году в небольшом селе Васильевка под Херсоном. Окончив Полтавский педагогический институт, он отправился на родину и стал преподавать в местной школе украинский язык и литературу. Уже тогда мысли о том, что ребенка следует считать высшим существом в школе и относиться к нему соответственно, посещали Сухомлинского, о воспитании своих учащихся он часто говорил, что оно дается ему легче, чем многим другим преподавателям.

После войны молодой учитель стал директором школы и получил больше возможностей для ведения педагогической деятельности. Он не стеснялся привлекать своих воспитанников для постановки соответствующих опытов, и тщательно отслеживал полученные результаты. После проведенного анализа он пришел к важному выводу — вся система обучения должна быть основана на том, что ребенок является в ней высшей ценностью, и все творческие порывы педагогов должны быть напрямую с этим связаны.

Образовательный процесс должен являться радостным трудом, считал педагог-новатор, и огромное внимание в нем должно быть уделено чтению литературы, написанию сочинений, изучению различных стилей написания. У каждого ребенка должно быть собственное отношение к окружающему миру, ответственность перед родными, обществом и собственной совестью, считал Сухомлинский. В цитатах о воспитании детей талантливого педагога можно найти огромное количество информации, актуальной и на сегодняшний день.

Например, корни подростковой преступности Василий Александрович видел в отсутствии культурного семейного фона. По его словам, на 500 семей, где дети совершали преступления, в совокупности приходилось порядка 750 книг, при этом представители подрастающего поколения ничего не знали о классической литературе, музыке, искусстве и живописи. Если бы родители изначально прививали своим детям любовь к прекрасному, многих неприятностей удалось бы избежать.

Почему наследие педагога сегодня является предметом споров?

Современные теоретики преподавательского искусства согласны далеко не со всеми высказываниями одного из главных новаторов XX века. В цитатах Сухомлинского о воспитании наиболее спорный момент вызывает его мнение о том, что ребенок должен быть непокорным и это — нормальное явление, а вот безмолвие и покорность рассматриваются как аномалия, требующая немедленного вмешательства преподавателя и родителей. Некоторые педагоги считают, что непослушание следует незамедлительно наказывать, причем самым серьезным образом.

Василий Александрович также высказывал мысль о том, что воспитатель, чтобы добиться авторитета у своих учеников, должен сам как можно чаще выражаться в деятельности и активном труде. Сегодняшние педагоги так не считают, по их мнению, авторитет зарабатывается путем демонстрации большого количества знаний по предмету, которые преподаватель передает учащимся на уроках.

Весьма актуальной на текущий момент является цитата Сухомлинского о воспитании, согласно которой изнеженные дети формируются только в тех ситуациях, когда единственной радостью на их жизненном пути является потребление. По его мнению, воспитать настоящую личность можно только в тех случаях, когда в этом заинтересованы родители, обязанные уделять огромное количество времени образовательному процессу.

Но если учесть, что современные папы и мамы больше сосредоточены на том, чтобы зарабатывать деньги для своей семьи, и процессы обучения целиком и полностью перекладывают на воспитателей и учителей, то ребенок-потребитель является вполне закономерным результатом. Здесь преподаватели поддерживают данную точку зрения и стремятся все чаще вовлекать в учебный процесс родителей.

В чем заключается главное правило жизни и воспитания?

В. А. Сухомлинский изучал воспитательный процесс не только как способ взаимодействия с детьми, но и как стартовую площадку для всей дальнейшей жизни. Уже тогда, в 1950-х годах, он отмечал, что все молодые родители сталкиваются в отношениях с похожей проблемой — неумением преодолевать кризисы и жить единой семьей. Исследователь отмечал, что юные папы и мамы не умеют быть мужьями и женами, и являются абсолютно беспомощными, как маленькие дети. И самые главные проблемы, по его мнению, начинаются после того, как две неокрепшие личности сами становятся родителями.

Старшеклассники должны понимать, как правильно выстраивать любые отношения, в том числе и романтические, считал Сухомлинский, в цитатах о воспитании детей этого новатора педагогической науки сказано, что этому должны учить как учителя, так и родители. Если ребенок не знает, что нужно делать с собственными желаниями, не умеет находить оптимальные решения в собственной семье, и не умеет демонстрировать свою любовь, вряд ли он сможет стать хорошим родителем.

К таким выводам ученый пришел не на пустом месте, более 10 лет он занимался исследованиями разводов. Изучив историю 200 пар, он выявил, что почти 190 из них распались только потому, что не сумели понять друг друга. Кроме того, Василий Александрович выявил причину появления в семьях неуправляемых детей, она заключается в поведении родителей. Если последние позволяют себе ругаться в присутствии ребенка и вообще демонстрировать какие-либо негативные проявления по отношению друг к другу, он станет перенимать аналогичное поведение.

В каждой школе должен быть введен предмет, который будет заниматься изучением любви, семьи и брака, считал ученый. Успешное воспитание человека Сухомлинский видел одной из важнейших целей общеобразовательного процесса, поскольку подход к каждому ребенку дает возможность добиться ошеломляющих результатов по другим предметам и получить к концу обучения сильную личность, способную реализоваться в жизни.

Мама и папа — какова их роль?

Огромное количество сил сегодня уделяется тому, чтобы воспитывать из нынешних детей настоящих личностей. Однако преподаватели все чаще сталкиваются с феноменом, когда дети, с которыми родители не делают уроки по причине занятости и которых не ругают за отрицательные оценки, добиваются куда больших результатов по сравнению с теми, с кем постоянно работают родители и дополнительно нанятые педагоги. На первый взгляд это кажется удивительным, но если вглядеться в ситуацию более пристально, все становится на свои места.

Изучению воспитания личности Сухомлинский уделял большое количество внимания, поэтому он и выяснил, что те дети, которые сразу же учатся видеть мир родительскими глазами, быстро взрослеют и становятся способными брать на себя ответственность, чтобы помогать старшим. Василий Александрович отмечал, что взрослые должны демонстрировать своим детям наглядный пример своего отношения к окружающей действительности. А вот нотации в данном случае могут оказать негативный эффект, и тогда ребенок будет агрессивно реагировать на любую ситуацию, в которой взрослые попытаются донести до него причину неправильного поведения.

Труд — всему голова?

Огромное внимание родители должны уделять тому, чтобы воспитывать в своем ребенке трудолюбие, иначе есть риск вырастить потребителя, который не способен передать следующему поколению заботу и любовь. Начинать нужно с малого, дети должны научиться наблюдать за окружающим миром, и выстраивать причинно-следственные связи между явлениями и предметами. На первых порах нужно будет рассказывать, почему деревья отличаются по высоте, почему солнце светит только днем, почему растения нуждаются в солнечном свете, и отвечать на другие вопросы, которые взрослым кажутся совершенно глупыми.

Со временем ребенок сам начнет замечать особенности окружающей среды и тогда в его мозгу начнут происходить серьезные преобразования. Задача взрослого — поддержать стремления к знаниям, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким. В 60-х годах, когда исследования по данной тематике только начинали проводиться в СССР, родителям было некогда этим заниматься, и чаще всего дети на свои вопросы получали приблизительно такой ответ: “В школе расскажут”. Такой подход в корне неверен, особенно при воспитании маленьких детей в возрасте до 6 лет.

Влияние родителей в данном случае является огромным и от того, насколько большие усилия были приложены, зависит, действительно ли гармоничной личностью вырастет ребенок. Трудовое воспитание Сухомлинского также предполагает, что дети с самых ранних лет должны быть приучены к ведению различной деятельности: приготовлению пищи, уборке, стирке и т. д.

Важно, чтобы ребенок воспринимал необходимость труда как усилия, которые необходимо приложить для получения чего-то светлого и позитивного. Здесь есть риск — нельзя постоянно мотивировать детей на выполнение каких-либо активностей материальными ценностями, в противном случае в дальнейшем попросить их сделать что-то безвозмездно будет невозможно.

Как воспитывать нравственность и мораль в детях?

Моральные качества взрослых далеко не всегда соответствуют идеалу, именно поэтому их воспитание в детях должно производиться с максимальной осторожностью. По мнению Сухомлинского, нравственное воспитание может быть эффективным инструментом педагогики только в том случае, если ребенок восприимчив к тем мерам, которые применяются взрослыми. Чтобы малыш стал воспитуемым, необходимо сделать его радостным и счастливым, поскольку иначе он не сможет узнать, что такое нравственная красота.

Следующий этап состоит в том, чтобы научить ребенка отзывчивости и показать, что в мире не всегда всем бывает так же хорошо, как ему. Тогда он сможет делать добрые дела по отношению к другим людям и самосовершенствоваться. Легче всего научиться этому, когда рядом есть яркий пример, который научит детей верить в человечество. По мнению известного педагога, необходимо, чтобы ребенок умел видеть прекрасное в окружающем мире, хотел сохранять его красоту и открывать для себя что-то новое в человеческих взаимоотношениях.

В исследованиях Сухомлинского о воспитании можно найти огромное количество примеров, когда он сам создавал для своих воспитанников жизненные условия, способствующие их разностороннему личностному развитию. При этом очень важно постоянно контролировать формирование нравственных качеств, к этому процессу нужно возвращаться ежедневно. Дети должны постоянно получать новую информацию с глубинным содержанием, тогда им будет проще воспитать в себе нравственное сознание, а также получить привычки и навыки, соответствующие ему.

Есть ли место наказаниям в системе воспитания?

Будучи последователем гуманитарной педагогической теории, Сухомлинский в воспитании детей считал недопустимым использование наказаний. Причем данный запрет касается даже трудных подростков, которых взрослые “шпыняют” чаще всего. По мнению ученого, если у родителей возникает потребность наказать собственное чадо, в его воспитании были допущены серьезные ошибки. При этом нельзя рассматривать нарушаемые ребенком запреты в качестве проявления родительской любви и власти. Мамы и папы должны очень тонко чувствовать ту границу, за которую они уже не могут зайти.

Каждый ребенок в идеале должен иметь целый ряд дел, куда нет доступа взрослым. Как правило, они связаны с дружбой и играми, но чем взрослее ребенок, тем больше тайн и секретов. Многие родители боятся, что рано или поздно наличие у детей секретов от них приведет к крупным проблемам, но если между обеими сторонами выстроены доверительные отношения, этого можно избежать.

На вопросы о принципах работы с трудными подростками, Сухомлинский в высказываниях о воспитании отвечал, что у них попросту нет внутренних ресурсов, необходимых для ведения учебного процесса. Такие дети, по его мнению, постоянно слышат критику от преподавателей и из-за этого наказываются родителями, постепенно они привыкают к такой модели поведения взрослых и используют собственные защитные механизмы. Если же похвалить трудного ребенка за выполнение даже несложного задания, для него это станет открытием. Несколько успешных завершенных активностей и соответствующая похвала даст подростку понять, что преподаватель заинтересован в его развитии, и это поможет наладить взаимовыгодное сотрудничество.

Сложно ли воспитывать группу детей?

Классный руководитель всегда сталкивается с большим объемом работы, и это — вполне нормальное явление. Рассматривая вопросы воспитания коллектива, Сухомлинский называл его богатством индивидуальностей, которые обязательно должны быть учтены педагогом. Преподаватель должен быть не только хорошим организатором, но и психологом, способным разглядеть таланты абсолютно в каждом ребенке.

Идеальным коллективом следует считать тот, где каждое чадо привносит в него собственную силу и духовные богатства, где оно делится с окружающими полученным опытом. В этом случае богатство индивидуальностей идет всем на пользу — коллектив сам становится незримым воспитателем, помогающим детям раскрыть высокие моральные принципы и научиться ставить перед собой благородные задачи.

Следует ли воспитывать родителей?

В одном из трудов В. А. Сухомлинского о воспитании — книге “Сердце отдаю детям”, — ученый описал алгоритм взаимодействий с мамами и папами своих учеников. Каждая семья отличалась по своим человеческим качествам, но все они должны были стать единым коллективом вместе с учителями, это было необходимо для успешного воспитательного процесса.

Педагог видел целый ряд плюсов в этой совместной работе, главный из них — преподаватели получали уверенность в том, что ребенок находится под присмотром, его успехами интересуются и поддерживают их. Родители же могли вместе с классным руководителем решать возникающие в жизни ребенка проблемы, обмениваться опытом вместе с другими папами и мамами.

Сегодняшние преподаватели считают, что предложенная Сухомлинским система воспитания даст полноценный эффект только при использовании двух методов: родительской конференции и периодическом визите классного руководителя в семьи. Мамы и папы могут с помощью учителя получить необходимые знания об особенностях своего ребенка, о различных кризисах, которые могут его подстерегать, и выработать совместную стратегию действия, чтобы сохранить его здоровую психику.

Каким должен быть школьный педагог?

Идеального учителя не существует, однако каждый преподаватель может приблизиться к эталону, если будет придерживаться скромного свода правил, придуманного В.А. Сухомлинским, в воспитании которому не нашлось равных среди ученых XX века. По его мнению, педагог обязательно должен уважать своих воспитанников и любить их, быть скромным, трудолюбивым и порядочным.

Учитель должен щедро делиться со своими учениками духовным богатством и быть весьма эрудированным человеком. Важно, чтобы он живо интересовался новостями педагогической науки и старался опережать время, в котором живет. Преподаватель для школьников является еще одним родителем, и на него возлагается серьезная миссия, поэтому он должен быть примером для тех, с кем ежедневно делит классную комнату.

fb.ru

Сухомлинский, Василий Александрович — О воспитании


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование

*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

«исследование и разработка«

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду «~» в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

«исследование разработка«~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак «^» в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово «исследование» в четыре раза релевантнее слова «разработка»:

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.
Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

2.3 Сухомлинский о воспитании. В.А. Сухомлинский о воспитании

Похожие главы из других работ:

Воспитание как культурный процесс

1. Основные тенденции в воспитании

Во-первых, выясним такой вопрос: какое время в жизни человека занимает воспитание, когда оно начинается и когда заканчивается? Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Признанный авторитет в этом вопросе доктор Б…

Древнерусское воспитание по «Домострою»

2. «ДОМОСТРОЙ» О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Во все времена всех людей волновало, кто придет им на смену, кого они оставят на земле после себя. Поэтому-то издревле дело воспитания подрастающего поколения считалось одним из важнейших. Естественно, что «Домострой» не обошел стороной эту тему…

Духовные ценности народа как фактор воспитания школьника

2.1 Школа, Вуз в воспитании молодежи

Большую ценность представляют правила хорошего тона, строго соблюдаемые горцами в их общении. Употребление нецензурного слова даже в узком кругу товарищей считается предосудительным проступком…

Жизненный путь и деятельность В.С Сухомлинского

4. Сухомлинский об учении, или советы педагогам.

Умственный труд детей отличается от умственного труда взрослого человека. Для ребенка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого…

Коллектив как ведущий фактор становления личности

1.4 А. Макаренко и В. Сухомлинский о влиянии детского коллектива на личность

В. Сухомлинский внес весомый вклад в понимание механизма, психолого-педагогической сущности влияния школьного классного коллектива на личность ребенка. Как и А. Макаренко, он считал, что коллектив в духовной жизни…

Патриотическое воспитание

1.5 О народности в общественном воспитании

Не менее интересным по этому вопросу мне показалось мнение К.Д. Ушинского. В чем же заключается его идея воспитания в молодежи любви к Родине? Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясно дорога добра…

Педагогические взгляды Толстого, Ушинского и Сухомлинского

3. Сухомлинский В.А. «Слово учителя в нравственном воспитании»

Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции. Обучение не дает желаемых результатов…

Педагогические мысли и школа в период раннего капитализма

3.1 «Эмиль, или о Воспитании»

В «Эмиле, или о Воспитании» (1762 г.) критикуется существующая практика общественного воспитания, взамен которой предлагается проект воспитания нового человека. Цель воспитания определяется на основе теории естественного права, высказанную Дж…

Семейное воспитание и домашнее образование

4. П.Ф. Лесгафт «О семейном воспитании»

Семья — основной институт становления человека. Значение семейного воспитания для формирования личности в разные эпохи и разными мыслителями оценивалось по-разному. Достаточно упомянуть Платона, Т. Кампанеллу, Ш. Фурье и других…

Современные тенденции в постановке целей и формировании идеалов в образовании и воспитании

Глава 2. Из истории становления целей и идеалов в образовании и воспитании. Определение сущности постановки целей и идеалов в образовании и воспитании

Процесс целеполагания в образовании и воспитании обусловлен целым рядом факторов. Чтобы выделить эти факторы, обратимся к анализу исторического опыта целеполагания в образовании и воспитании. В первобытном обществе, согласно И.П. Подласому…

Специфика педагогического труда

2. В.А. Сухомлинский о специфике труда учителя

1. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим в жизни — с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости, зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо…

Сухомлинский о профессии учителя

1. В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя

В 50-60-е годы ХХ века наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внёс В.А. Сухомлинский — директор Павлышской средней школы на Полтавщине…

Трудовое воспитание дошкольников

2. Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская. Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе…

Формирование и проявление педагогического такта в условиях образования

III. В.А. Сухомлинский о педагогическом такте как личностной педагогической поддержке

Василий Александрович Сухомлинский — российский, советский педагог-новатор, родился 28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Российская империя — умер 2 сентября 1970, пос…

Формирование новой модели человека в педагогической мысли Европы XV-XVI веков

2.2 Монтень о воспитании

Главной идеей в теории обучения Монтеня считается то, что в обучении необходимо гуманно относиться к детям: не должно быть наказаний, принуждений и насилия. По мысли Монтеня…

ped.bobrodobro.ru

Сухомлинский о воспитании | Воспитать человека

  • «Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне и глубоко верю: человека можно воспитывать только добром».

  • «Без нравственной чистоты теряет смысл все — образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство».

  • «Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает».

  • «Пусть ваш воспитанник будет непокорным, своевольным – это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие».

  • «Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство».

  • «Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла».

  • «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».

  • «Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе…»

  • «Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение – одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать».

  • «Воспитание личности – это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания еще больше утверждает в себе собственное моральное начало».

  • «Чем больше воспитатель учит своего воспитанника выражать себя в труде, деятельности, тем большим авторитетом он является для воспитанника»

    .

  • «Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость – радость потребления».

  • vp-ch.ru

    Сухомлинский о семейном воспитании

    Воспитание ребенка в семье:

    «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека».

    Семья, по мнению Сухомлинского первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных).

    Ребенок считывает мотивы поведения для себя со своих родителей, как живут они, так будет жить и ребёнок. Если отец не уважает мать, то и ребенок – сын не станет уважать свою жену, а зачем тогда создавать семью, если ты сам не сможешь достойно прожить жизнь со своей второй половиной, достойно воспитать детей?

    Все мысли В.А. Сухомлинского, в его произведениях посвященных семейному воспитанию пронизаны тем, что ребёнок – это воплощение его родителей. Важно понимать чего он хочет и что ему необходимо, различать это, не быть слепым, к его просьбам, но в то же время нельзя «слепо» любить, не требуя отдачи, а затем в определённый период удивиться тому, что малыш вырос не таким, каким хотели его родители.

    Огромная ответственность в семейном воспитании лежит на родителях, на их взаимоотношениях.

    Основная функция семьи это естественно генеративная, но она накладывает на молодых родителей огромную ответственность. Отсюда можно выделить следующие функции:

    1. Воспитание ребенка. Основной метод, по мнению Сухомлинского В.А. – воспитание взаимоотношениями, так как ребенок счастлив, когда его родители счастливы, когда он видит улыбки и взаимоуважение родителей «любить жену – это значит уважать её и беречь, боготворить – да, не бойтесь этого слова, верить разумом и сердцем, что она – лучшая из всех женщин мира, потому что она твоя жена и мать твоих детей»… «хороший муж создает счастье своей семьи любовью, и эта любовь, как солнечное тепло и солнечный свет, собранные в цветке розы, – эта любовь становится нравственной красотой твоих детей, отец».

    Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи.

    2. Следующая функция – хозяйственно-бытовая. Она заключается не только в обеспечении своего ребенка всеми благами, но и в умении сделать так, чтобы всего было в меру, без излишеств. В книге В.А. Сухомлинского «Родительская педагогика» описан случай из жизни Ивана Филипповича – комбайнера, который с женой любили сына и удовлетворяли все прихоти Ивасика (как они его называли) и все закончилось тем, что сын оказался неблагодарным и чувствовал безнаказанность за все поступки, а когда отец «воспитал» его ремнем, он сделал отцу пакость. Важно знать меру.

    3. Еще одна функция семьи – функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.

    Если говорить о проблемах в семье, то они обширны, счастливы все одинаково, а несчастны все по-своему, для каждой конкретной семьи существует своя проблема, для которой возможно и нет решения.

    В «письмах к сыну» Сухомлинский пишет своему ребенку, уехавшему из отчего дома, чтобы получить образование «…ты мало вспоминаешь о родительском доме, о нас с матерью, и почти не скучаешь по нам. Это придет позже, когда ты узнаешь жизнь…». Но это не слова убитого горем отца, нет, это слова понимающего человека, проверившего это на своем опыте, ни в коем случае не укоряющие, а написанные с любовью.

    Он сам на себе испытывал все то, что возможно испытает его сын, потому что он воспитывал его так же, как его воспитывал отец: в понимании, любви и т.п.

    В «Родительской педагогике» Сухомлинский рассматривает различные проблемы в семьях Николая Петровича и Марии. У них была единственная дочь Оксана. Она встретила парня и полюбила его, когда однажды он пришел к ней, она подарила ему цветы из теплицы, отец, увидев эту картину, зашел в теплицу и сломал цветы… После чего Оксана ушла из дома… Или из письма матери из Донецка: «У неё был единственный сын, учился в девятом классе, она отдала ему всю свою жизнь и личное счастье, не нашла. И все ради него, а он не оценил этого и бросил школу под предлогом «пойду работать, заработаю денег, отдам тебе все, что ты на меня потратила и больше знать тебя не хочу!»»

    Говорить о конкретных проблемах в семьях нет смысла, нет единого алгоритма. По мнению Сухомлинского, основной метод семейного воспитания – взаимоотношения родителей (их взаимоуважение, любовь, терпимость друг к другу), ведь создать человека, не сложно, а вырастить и воспитать его нравственным, отзывчивым, чутким может не каждый, но стоит к этому стремиться.

    Воспитание знаний «о семье»

    В работе Сухомлинского «Родительская педагогика» описан один рассказ. Молодая девушка пришла записывать своего ребенка в школу, и Василий Александрович её вспомнил, узнал. Эта девушка была радостью школы, на отлично сдала все экзамены и рассказала Сухомлинскому о своей жизни. Она поступила в институт, окончила два курса, училась очень хорошо, но вышла замуж, родила ребенка. У мужа работа была связана с переездами и поэтому, пришлось бросить институт. Но с мужем она прожила полгода, потом они разошлись. И сказала эта молодая женщина: «Я в большой обиде на тех, кто воспитывал нас в годы юности. Не учили жить. Ведь разошлись мы с мужем не из-за какого-то разочарования друг в друге, не из-за того, что, как привыкли говорить, «не сошлись характерами». Нет, мы просто не умеем жить. Не умеем быть мужем и женой. Ни он, ни я. Не умеем любить друг друга. О, как это важно уметь дорожить жизнью!».

    И, по мнению Василия Александровича, действительно, в школе не учат жить. Важная мудрость жизни, которую должен постичь человек – человеческие взаимоотношения. Необходимо со школьной скамьи ввести такой предмет, на котором бы дети получали знания о семье, о том, как жить, как быть отцом и матерью. Но это лишь одна сторона, другая заключается в умении родителей взаимодействовать со школой и в умении учителя взаимодействовать с семьей.

    Широко должен применяться метод беседы при занятиях со школьниками, причем педагог должен быть высоконравственным человеком, с богатым жизненным опытом.

    Воспитание родителей

    Педагогу очень важно знать семью обучаемого им ребенка.

    В своей книге «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский описывал свою работу с родителями. Он изучал каждую семью в отдельности, все их проблемы и достижения. Изучал мир родителей, с точки зрения человеческих качеств: доброта, забота, отзывчивость и т.п. Ведь для успешного обучения и воспитания ребенка в школе необходим единый коллектив родителей с общими интересами. В своей статье «о педагогической пользе коллектива родителей» Сухомлинский писал: «Отсутствие родительского коллектива приводит и к отсутствию единого общественного мнения при осуществлении единых требований школы и семьи в воспитании детей». Но родители дома и учителя в школе не могут использовать одинаковые методы, хотя в чем-то они (методы) схожи. Для чего необходима работа с родителями? У Сухомлинского на этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для учителя, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем. Сухомлинский рассказывает об используемых им методах:

    • Конференция родителей (решение учебных проблем детей)

    • Посещение семей (сравнение требований учителя и родителей к самостоятельной работе)

    Очень важно, чтобы родители понимали детей, основное их непонимание еще в школьном возрасте происходит из-за неуспеваемости детей, вследствие чего родители могут применять «ременную педагогику» для «решения» (по их мнению) проблемы. Но этого допускать нельзя и необходимо объяснить это родителям. Но как? Поэтому Сухомлинский и говорит о работе с коллективом родителей. Если у людей есть желание помочь своим детям не только в учебе, но и в жизни, они способны найти время, чтобы включиться во все работы, проводимые учителем, коллективом учителей. Они должны получать знания о возрастных особенностях ребенка, о кризисах, настигающих ребенка в различные периоды его жизни, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы сохранить его доброту, уважение, здоровую психику. Это нужно не только детям, это нужно самим родителям.

    

    biofile.ru

    Советы рукодельницам