Урок по обучению грамоте для 1 класса «Строчная и заглавная буквы А, а»

Тема

Строчная и заглавная буквы А, а

Дата

______________

Цели

Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквыА, а; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности

Страницы:

Пропись с. 3-4

Оборудование

В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова «Пропись № 2», УМК «Школа России»

Х О Д У Р О К А

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение (мотивация к учебной деятельности)

  1. Психологический настрой

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Мы тихонечко сидим,

Смело, чётко говорим.

  1. Проверка готовности к уроку. Блокнот, пенал, пропись.

Дети проверяют наличие необходимых инструментов к уроку

регулятивные принимают и сохраняют задачу, соответствующую этапу обучения;

2.Актуализация опорных знаний(повторения опорных понятий, ранее усвоенных учебных действий.)

– На уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой

А. Что вы про нее узнали?

БукваА, буква А

Алфавита голова.

В. Степанов

– Подумайте, какие знания и умения вам понадобятся, чтобы научиться красиво писать буквы?

– БукваА не хочет, чтобы мы путешествовали
на поезде. Как вы это объясните?

– Нам предлагается другой транспорт. Вот его
буквенная схема: .
У кого есть варианты?

– На чем же отправимся в путь?

Внимательно

слушают.

Отвечают на вопрос:

– БуквуА

На автомобиле

познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета

коммуникативные – адекватно используют средства общения для решения коммуникативных задач

3.Постановка цели урока

– Сегодня мы отправимся в путешествие по стране письма, где вы научитесь красиво и правильно писать буквы.

Ребятам объявляется,

Что поезд отправляется,

Немедля отправляется

От станции Москва

До первой буквы – А.

С. Маршак

– Как вы думаете, какую первую букву мы будем учиться писать?

-Какие умения нам для этого пригодятся?

Дети называют тему урока.

Выделяют задачи и цель урока.

Внимательность,
четкое следование указаниям педагога, терпение, старание.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы, проявляют прилежание в учебе;

Регулятивные: принятие, планирование и реализация учебной задачи.

4.Осознанное выполнение различных действий для освоения способов решений учебных задач

– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Кулак – ребро – ладонь».

– Проверяем посадку, правила обращения
с ручкой

С буквойА вы не шутите,

У нее серьезный вид.

Эта буква, вы учтите,

Открывает алфавит!

Т. Синицина

– Наш чудо-автомобиль доставил нас к букве А. Давайте учиться писать строчную и заглавную букву.

– Посмотрите на строчную буквуа. Из каких
элементов она состоит? Сравните ее с печатной буквой.

Показ и объяснение учителем написания буквы а (первый элемент – овал, второй элемент –
палочка с закруглением).

– Начинаем писать буквуа немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведем наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведем вниз второй элемент
буквы – это черта с закруглением внизу.

– Выполним письмо буквы в воздухе.

– Пропишите обратным концом ручки, точно

соблюдая направление движения.

– Напишем сочетание аа.

– Дома можете потренироваться в написании строчной буквы а

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Три положения на плоскости стола: кулачок,
затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно

Рассматривают строчную букву а, называют, из каких элемен-
тов она состоит, сравнивают ее с печатной буквой.

Рассматривают
и прописывают первый элемент – овал,второй-короткая наклонная линия с закруглением вправо.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника, собственного опыта, дополняют и расширяют имеющиеся знания о роли окончаний в русском языке; коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, формулируют простые выводы, выбирают правильную интонацию речи в общении

Предметные: Находить на рисунке предметы, названия которых соответствуют заданным схемам.

Предметные: Писать наклонную линию с закруглением внизу. Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент.

5. Обобщение усвоенного и включение нового знания в систему знаний и повторений (сравнение нового знания с алгоритмом в учебнике)

– Обведите по контуру веточки с листочками.

– Прописная (заглавная) буква А состоит
из трех элементов: длинной плавно наклон-
ной линии с закруглением внизу; длинной прямой линии с закруглением внизу; поперечной петельки.

Письмо буквыА по элементам.

– Начинаем писать буквуАснизу, чуть выше нижней рабочей строки, слегка закругляем вправо и ведем наклонно вверх: не доходя до следующей строки, опускаем черту на себя, не отрывая руки, начинаем писать петлю. Ведем немного вверх по написанному. А затем отводим влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведем на соединение со следующей буквой.

– Напишем буквуАпо элементам: в воздухе,
на доске, в тетради.

Обводят по контуру веточки с листочками. Рассматривают прописную буквуА, прописывают элементы буквы, букву А

Познавательные: составление алгоритма, поиск информации в учебнике.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторений

– В словах пропущена буква а.Впишите ее.

– Рассмотрите схему слова Анна.

– Сколько слогов в слове?

– Какой слог ударный?

– Сколько звуков в первом слоге?

– Из чего состоит первый слог?

Аналогично выполняют анализ других слов
(Алик, мак)

– Зачем нужна заглавная буква?

С заглавной буквы, без сомненья,

Начинаем предложенье,

Имя мамы, папы, дочки,

Чтобы выделить их в строчке.

Буквы пишем аккуратно,

Чтобы было всем понятно

Вписывают
букву.

Два.

Первый.

Два.

Из гласного и согласного, не слияния

Имена людей пишутся с большой буквы

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться.

Познавательные:

установление аналогии.

Регулятивные:

исправление результатов своих действий, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

8. Рефлексивные анализ собственной учебной деятельности на уроке

– БукваА довольна вашей работой. А вы?

– Что получилось? Над чем надо еще поработать? Понравилось вам в гостях у буквыА?
В гостях хорошо, а дома лучше

Отвечают на вопросы учителя

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться.

infourok.ru

Урок русского языка (обучение письму) 1 класс по теме «Строчная и заглавная буквы А, а»

I этап. Организацион-ный момент.

Цель – активизация учащихся.

Фронтальная, индивидуальная

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели.

Все тихонечко вздохнём,

Наш урок сейчас начнём.

— Расскажите правила поведения на уроке.

— Настраиваемся на урок. Учитель демонстрирует изображение лица, сложенное из палочек.

— Выложите из палочек лицо, отражающее ваш настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, повторяют правила поведения на уроке.

Эмоционально настраиваются на урок.

— Выполняют упражнение.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

III этап. Актуализация опорных знаний.

Цель – закрепить знания о гласном звуке [а].

Игра «Найди букву»

Цель – уметь осуществлять соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать своё мнение.

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный.

Беседа

Учитель задаёт вопросы классу. Дети отвечают на них, используя знания полученные на уроке обучения грамоте.

— С каким звуком и буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте?

— Что узнали о звуке?

— Чем отличается звук от буквы?

— Назовите признаки гласного звука.

— Что узнали о букве?

На магнитной доске даны буквы. Найдите среди букв буквы А, а.

— Чем различаются эти буквы?

-А чем похожи?

А какие ещё бывают буквы?

Внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя. Воспроизводят по памяти информацию.

— а.

— Гласный, обозначается буквой а

— Звук слышим, произносим, букву видим, пишем.

— Тянется, поется, воздух проходит свободно, без преград.

Буква А, буква А –

Алфавита голова.

— Большие и маленькие

— Эти буквы печатные

— Письменные

Работают коллективно. Участвуют в обсуждении представленного задания.

Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий

IV этап. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Цель — учить воспринимать наглядно- образное изображение печатного и письменного образца гласных букв;

выделять и называть элементы письменных гласных букв.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Правила посадки за столом во время письма

3. Работа в «Прописи 2»(с. 3).

Анализ начертания строчной буквы а

Письмо строчной буквы а

4. Слого – звуковой анализ слов

Физминутка

Цель — профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

5. Анализ начертания прописной (заглавной) буквы А. Письмо буквы А («Пропись

№ 2», с. 4)

Фронтальная, индивидуальная.

Практический, словесный.

Упражнение для развития мелкой моторики.

Фронтальная, индивидуальная.

Практический, наглядно-демонстрацион-ный, словесный.

Организовывает работу по определению темы урока.

— Кто из вас догадался, чему нам предстоит научиться на уроке письма?

— Подготовим руку к письму. Учитель и дети читают стихотворение

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик-самый сильный.

Самый толстый и большой;

Этот пальчик — для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик – самый длинный,

И стоит он в середине;

Этот пальчик – безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал!

— Проверяем посадку, правила обращения с ручкой

С буквой А вы не шутите,

У нее серьезный вид.

Эта буква, вы учтите,

Открывает алфавит!

— Посмотрите на строчную букву а. Из каких элементов она состоит? Сравните ее с печатной буквой. (Слайд 2)

Образец написания на доске. (экране)

— Начинаем писать букву а немного ниже верхней линии рабочей строки, ведём влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведём наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведём вниз второй элемент буквы – это черта с закруглением внизу.

Письмо пальчиком на карточке (буквы из наждачной бумаги).

Пропишем букву по образцу на картоне под счет.

На ладошке под счет.

Письмо тычком ручки по образцу в прописи.

Письмо буквы на рабочей строке.

Рассмотрите рисунок на экране. Кого вы видите?

Я для мамы шью игрушку.
Из цветного лоскутка,
Хвостик вырежу и ушки,
Ватою набью бока.
Узнаёте? Это кот!
Я ему раскрашу рот.
Подарю котёнка маме,
Будет жить он вместе с нами.

— Рассмотрите схему слова мама. (Слайд 3)

— Сколько слогов в слове?

— Какой слог ударный?

— Сколько звуков в первом слоге?

— Из чего состоит первый слог?

Аналогично выполняется анализ слов папа, бабушка.

(Слайд 4,5)

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтобы снова нам писать

И совсем не уставать.

— Обведите по контуру веточки с листочками.

— Прописная (заглавная) буква А состоит из трёх элементов: длинной плавно наклонной линии с закруглением внизу длинной прямой линии с закруглением внизу; поперечной петельки.

Письмо буквы А по элементам

— Начинаем писать букву А снизу, чуть выше нижней рабочей строки, слегка закругляем вправо и ведём наклонно вверх: не доходя до следующей строки, опускаем черту на себя, не отрывая руки, начинаем писать петлю. Ведём немного вверх по написанному. А затем отводим влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы, петлю загибаем право, пересекая написанное, ведём на соединение со следующей буквой.

— Напишем букву А по элементам: в воздухе, по линейке — трафарету, в прописи.

Участвуют в работе по определению темы урока.

Выполняют пальчиковую гимнастику

Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному. В конце стихотворения снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.

Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку.

Рассматривают строчную букву а, называют из каких элементов она состоит, сравнивают ее с печатной буквой.

Прописывают букву а в воздухе, на карточке, на ладошке под счёт, тычком ручки по образцу в тетради, по пунктирным линиям.

Письмо буквы а под счёт.

Письмо аа.

Работают с информацией, представленной в форме слайда – рисунка.

Вписывают букву.

— Два.

— Первый.

— Два.

— Из слияния согласного с гласным.

Выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанные слова со схемой – моделью.

Дети выполняют наклоны вперёд и назад.

Дети выполняют рывки руками перед грудью.

— Обводят по контуру веточки с листочками.

— Рассматривают прописную букву А, анализируют образец, изучаемой буквы, выделяют элементы в прописной букве, сравнивают печатную и письменную буквы.

— Прописывают элементы буквы А, пишут букву А в соответствии с образцом.

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.

Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв.

Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания).

V этап. Закрепление знаний и способов деятельности

Цель — учить вписывать изучаемые гласные буквы в схемы, работать с моделями слов.

1. Игра «Найди букву»

2. Работа по карточкам

3. Слого – звуковой анализ слов

4. Заглавная буква в именах собственных.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой

Назови все слова, которые начинаются на звук [а].

На свободной строке напишите букву «а», если слово начинается со звука [а].

атака, утка, адрес, автор, осы, булка, ангел

Сколько раз написали букву [а]?

— А сейчас поработаем в парах.

На карточке отметьте красным кружком место звука а в слове ананас.(Слайд 6)

— Итак. В слове ананас сколько отметили звуков [а].

— Рассмотрите схему слова Анна.

— Сколько слогов в слове?

— Сколько звуков в первом слоге?

— Из чего состоит первый слог?

Аналогично выполняют анализ других слов ( Алик, мак).

(Слайд 7)

— Зачем нужна заглавная буква?

С заглавной буквы, без сомненья,

Начинаем предложенье,

Имя мамы, папы, дочки,

Чтобы выделить их в строчке.

Буквы пишем аккуратно,

Чтобы было всем понятно.

Дети на свободной рабочей строке пишут 4 буквы а.

— 4.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают в паре).

— Пара выходит к доске и показывает свою схему.

— 3.

— Два.

— Два.

— Из гласного и согласного, не слияния.

Дети объясняют правило правописания имён собственных.

— Имена людей пишутся с большой буквы.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

kopilkaurokov.ru

Урок письма 1 класс «Строчная буква а»

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Предмет: письмо

Класс:

Автор УМК: Азбука: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.

Чудо-пропись под ред. Илюхина В.А.

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Строчная буква а».

Цели: формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу, работать со схемами слов, соблюдать наклон; учить писать изучаемую букву

Задачи:

Планируемые результаты:

1. Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование уважительного отношения к иному мнению.

2. Предметные: познакомить с написанием строчной буквы а, учить выполнять звукобуквенный анализ слов; моделировать звуковой состав слова.

3. Метапредметные:

— Познавательные УУД: общеучебные – ознакомление с написанием строчной буквы а; выполнение звукового анализа слов; логические построения понятий «верхняя, нижняя, средняя строка»; воспроизведение по памяти информации; умение осознанно строить речевые высказывания в устной речи, структурирование знаний.

— Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

— Коммуникативные УУД: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

— Личностные УУД: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом, уважают мнение других.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 l.Мотивация учебной деятельности.

Учитель настраивает детей на урок

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость

Регулятивные: волевая саморегуляция; Коммуникативные: умение сконцентрироваться, умение строить монологическую речь, участвовать в диалоге.

ll. Актуализация знаний

— на какие две группы можно разделить все звуки?

— какие звуки называем гласные?

— Какие согласные?

— с какими элементами познакомились на предыдущих уроках?

— какую букву называем королевой?

Отвечают на вопросы учителя, анализируют звуки речи.

Проговаривают и записывают в тетради под диктовку учителя все элементы, отработанные на первых уроках.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Познавательные: обработка информации, умение структурировать знания, анализ.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Выслушивать мнения других.

lll. Постановка учебной задачи.

На доске запись, под каждой записью предметная картинка.

М.?.К

Р.?.К

Б.?.К

-Рассмотрите это изображение. Определите, какую одинаковую букву надо поставить между согласными М, Р,Л,Б и буквой К, чтобы получилось четыре разных слова. Сформулируйте тему урока.

— Подумайте, какая буква а должна быть написана в этих словах: заглавная или строчная. Уточните тему урока. (Учитель записывает тему урока на доске.)

— Зная тему и используя опорную запись, поставьте цель урока.

Цель: учиться писать а, буквосочетания с…

Между буквами М, Р,Л, Б и буквой К можно поставить букву А. Получатся слова мак, рак, лак, бак. Значит, тема сегодняшнего урока: «Буква А».

Тема урока: «Строчная буква а».

Цель урока: учиться писать строчную букву а, буквосочетания с этой буквой

Познавательные: постановка проблемы

Коммуникативные: умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: целеполагание. Определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

IV Объяснение нового материала.

На странице 14 в прописи проанализировать начертание строчной буквы а. Учитель предлагает детям рассмотреть строение строчной буквы, сравнить ее с печатной, найти в ней знакомые элементы.

Предлагает детям выйти к доске и с помощью цветного мелка превратить букву и в букву а. При анализе крупного образца учитель показывает разницу закруглений в нижней и верхней частях. В нижней части — крючок с разворотом на месте. Он будет называться качалочкой, так как это удобнее для детей, а в верхней – полная часть овала. В верхней части надо

задержаться на строке и продвинуться по ней. Этот элемент может называться крышечка или мостик. При разборе буквы на доске обязательно выделяются все ее части и обозначаются соответствующими знаками.

Проводит словесное описание буквы а. Учитель объясняет алгоритм написания этой буквы.

✔ Ставим ручку на 1/3 сверху, уходим влево вверх, задерживаемся на строке (можно говорить, пишем крышечку), опускаемся по наклонной вниз, выполняем качалочку, поднимаемся по крючку до середины, две части соединяем секретом, по секрету, наклонная линия вниз, качалочка, крючок до середины.

Работа в прописях по написанию строчной буквы а

1) ознакомление учащихся с элементами буквы а;

2) письмо учителем буквы а под счет на доске;

3) письмо учащимися буквы а в воздухе;

4) письмо учащимися буквы а по образцу и самостоятельно с самопроверкой.

Дети вспоминают, как они получали эту букву из буквы и с помощью волшебного мелка. Проводят сравнение буквы а, например, с крючками для одежды (для зрительного образа буквы).

Работают в прописях:

1) ознакомление учащихся с элементами буквы а;

2) письмо учителем буквы а под счет на доске;

3) письмо учащимися буквы а в воздухе;

4) письмо учащимися буквы а по образцу и самостоятельно с самопроверкой.

Познавательные:

ознакомление с буквой а, с написанием буквы; логические построения понятий «верхняя, нижняя, средняя строка», воспроизведение по памяти информации.

Регулятивные: умение находить новую букву (зрительное восприятие буквы А), умение работать самостоятельно; умение контролировать этапы своей работы.

Физкультминутка.

V. Первичное закрепление.

На доске располагаются звёздочки. В каждой звезде буква.

— Чтобы узнать, что написано в звездах, необходимо расположить звезды в порядке убывания.

Рассказ об астре.

— на с. 14, в прописи раскрасьте астру.

— выполним слого-звуковой анализ слова.

Аналогично выполняется анализ слова барабан.

Далее учитель предлагает прописать по образцу буквы и, а, а также элемент буквы у без петли и две буквы а, которые даны в соединении. При написании двух букв учитель объясняет детям, что после написания первой буквы надо уйти вверх-вправо, задерживаясь на

верхней линии. Этот переход в дальнейшем будет называться ломаем секрет или сгибаем секрет. Данное соединение происходит в верхней части строки, оно так и называется верхнее соединение, так как при безотрывном соединении букв с буквой а получается наименьшее прописывание по уже выполненному элементу. (Здесь следует особо сказать о нижнем соединении с буквой а. Оно допустимо, но на этом этапе написание буквы может подвергаться значительным дефектам, и поэтому писать букву а в середине слова рекомендуется)

Составляют слово астра.

Раскрашивают цветок.

Работают со схемой. Вписывают букву а.

Познавательные:

выполнение звукового анализа слов, структурирование знаний

Коммуникативные:

уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими

VI. Включение в систему знаний и повторение

— на следующей строке рассмотрите схему предложения, что можете сказать о ней?

Учитель предлагает придумать по схеме предложения с союзом а: Мак красный, а ирис фиолетовый. Заяц маленький, а медведь большой. Составить предложения по рисункам учебника.

Далее разбирается смысл пословицы. Вписать в пословицу букву а.

Вспоминают что такое предложение.

Рассматривают схему, придумывают предложения по ней.

Составляют предложения по рисунку на с. 24 в «Русской азбуке».

Объясняют смысл пословицы.

Познавательные:

структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, мыслительные операции: обобщение, анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения

VII. Рефлексия деятельности.

— какие знания приобрели на уроке?

— Какое задание вам понравилось?

-Какое задание на уроке было самым интересным? А самым трудным?

— С каким настроением заканчиваете урок?

— Поставьте себя на «Лесенку успеха»

Отвечают на вопросы учителя.

Ставят на лесенку успеха 1 ступень – всё было понятно. 2 ступень – остались вопросы.

Познавательные:

Умение структурировать знания; оценка результатов деятельности.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли

Регулятивн.ые: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

infourok.ru

1 класс Русский язык Строчная и загл.буквы 17 .docx

1
2
Физкультм
инутка
Коллективна
я,
индивидуаль
ная.
Практи­
ческий
5. Работа в
«Прописи»
. Анализ
начертания
прописной
(заглавной)
буквы А.
Письмо
буквы А
(«Прописи
2», с. 4)
Фронтальная
,
индивидуаль
ная.
Практически
й, наглядно­
демонстраци
онный,
словесный.
Объяснение
с опорой на
показ,
беседа,
письмо
Продолжение табл.
4
5
6
Выполняют движения
по тексту стихотво­
рения
Осуществляют
профилактику
утомления
Фронтальный.
Правильное
выполнение
физических
упражнений
3
АИСТ
– Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
– Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой,
Затем – левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
– Обведите по контуру веточки с листочками.
– Прописная (заглавная) буква А состоит
из трех элементов: длинной плавно наклон­
ной линии с закруглением внизу; длинной
прямой линии с закруглением внизу; поперечной
петельки.
Письмо буквы А по элементам.
– Начинаем писать букву А снизу, чуть выше
нижней рабочей строки, слегка закругляем
вправо и ведем наклонно вверх: не доходя до
следующей строки, опускаем черту на себя, не
отрывая руки, начинаем писать петлю. Ведем
немного вверх по написанному. А затем отводим
влево, закругляем и пересекаем первую часть
буквы, петлю загибаем вправо, пересекая
написанное, ведем на соединение со следующей
буквой.
– Напишем букву А по элементам: в воздухе,
Обводят по контуру
веточки с листочками.
Рассматривают
прописную букву А,
прописывают элементы
буквы, букву А
Индивидуальный.
Проверка
правильной
ориентировки в
рабочей строке.
Правильное
называние и
написание
элементов и
прописной буквы
А
Анализируют
образец
изучаемой
буквы,
выделяют
элементы в
прописной
букве.
Сравнивают
печатную и
письменную
буквы. Пишут
букву А в
соответствии с
образцом

znanio.ru

Урок русского языка для 1 класса «Строчная и заглавная буквы Лл»

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 1

Дата:13.10.2017г.

Учитель: Бахича А. Э.

Тема:Строчная и заглавная буквы Лл

Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Л, л, способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые и образовательные результаты

Личностные:

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Применяют правила делового сотрудничества: считаются с мнение другого человека, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику деятельности

Применяют правила делового сотрудничества: считаются с мнение другого человека, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику деятельности

Регулятивные: оценивают уровень овладения тем или иным учебным действием. Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – выделяют общее и частное, целое и часть. Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия

Методы и формы обучения

Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический.

Образовательные ресурсы

Презентация к уроку

Оборудование

Телевизор, ноутбук

Основные понятия

Буквы Лл, строчная, заглавная, печатная, письменная буквы; звуки [л], [л’]; предложение

Домашнее задание

I. Организация начала урока

Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 2», ручки)

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Фронтальная, индивидуальная

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

II. Постановка учебной задачи

ЛАСКОВЫЙ ЛЕВ

Лев левой лапой лоб умыл,

И стал он ласков, добр и мил.

Все радуются звери,

Но льву они не верят.

Понятно им давно,

Что ласковые львы

Бывают лишь в кино. 

В. Дронов 

– А вы согласны с этим? Может быть, с кем-нибудь они бывают ласковыми? Каких животных на букву л вы знаете? Назовите, интонационно выделяя звук [л] или [л’]. – Как вы думаете, какие буквы мы будем сегодня учиться писать?

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя

Высказывают свое мнение. Совместно с учителем формулируют учебную задачу

III. Усвоение но-вых знаний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика

– Подготовим руку к письму. Выполним паль- чиковую гимнастику «Лошадка».   Одной рукой я травку рву, Другой рукой я тоже рву. Я травкой накормлю коня. Вот сколько пальцев у меня!

Выполняют пальчиковую гимнастику по тексту. Выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками. Вытянуть руки вперед и повернуть ладонями вверх

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики

Внимательно слушают, выпол-няют упражнение в соответствии с показом учителя

2. Правила посадки за столом во время письма

– Проверяем посадку, правила обращения с ручкой

Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку

Индивидуальная. Практический

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой

3. Знакомство с написанием строчной буквы л (с. 23)

– Рассмотрите образец строчной буквы л. – Начинаем писать букву л чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии, затем ведем вверх, отклоняя черту вправо, и доводим до верхней линии рабочей строки. От той точки, где закончили писать первый элемент, начинаем писать второй – палочку с закруглением внизу. Сначала ведем вниз по написанному, а потом следим за тем, чтобы между первым и вторым элементами образовался уголок. – Пропишите элементы буквы л в воздухе

Слушают объяснение учителя, следят за на- писанием буквы. Прописывают элементы в воздухе

Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ

Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква состоит из двух элементов

4. Работа в «Пропи-си 2» (с. 23). Письмо буквы л

– Рассмотрите образец строчной буквы л. – Сколько элементов в букве л? – Для чего нужны стрелки? – Обведите элементы буквы. Обведите узор «Цветы». – Допишите на первой строке элементы буквы л. – На второй строке допишите букву л

Рассматривают букву. Отвечают на вопросы учителя. Обводят узор «Цветы», элементы буквы и пишут букву л

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа

Анализируют образец буквы, в соответствии с ним выполняют письмо буквы л, соблюдая высоту, ширину

5. Чтение и письмо слогов и слов (с. 23)

– Прочитайте слоги на 3, 4, 5, 6-й строках. – Напишите слоги и слова, обращая внимание на соединение букв.

Читают слоги, слова, выполняют их письмо

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Чтение, письмо

Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона

6. Знакомство с написанием заглавной буквы Л (с. 24)

– Рассмотрите образец заглавной буквы Л. – Буква Л состоит из двух элементов. Начинаем писать от середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию наклонно вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вниз, слегка отклоняя вправо. Доводим черту до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки. Второй элемент начинаем писать от той точки, что и первый элемент. Ведем черту вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки. Чуть не доходя до нижней линии, закругляем вправо и доводим до нижней линии рабочей строки; поднимаемся вверх до середины рабочей строки. – Пропишите элементы буквы Л в воздухе

Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ

Слушают объяснение учителя, следят за на- писанием буквы.

Прописывают эле- менты в воздухе

7. Работа в «Прописи 2» (с. 24). Письмо буквы Л

– Рассмотрите образец заглавной буквы Л. Сколько элементов в букве Л? – Для чего нужны стрелки? – Обведите элементы буквы. – Обведите по контуры узор «Дерево». – Допишите на первой строке элементы буквы Л. – На второй строке допишите букву Л.

Рассматривают букву. Отвечают на вопросы учителя. Обводят контуры узора, элементы буквы и пишут букву Л

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа

Анализируют образец буквы, в соответствии с ним выполняют письмо буквы Л, соблюдая высоту, ширину

Физкультминутка

Упражнение «Лесорубы». Лесорубы рубят топором сучья (напряжение), положили топор (расслабление). Катят бревна, поднимают их на машину (напряжение), устали (потряхивание расслабленными руками)

Выполняют движения по тексту за учителем

Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке

Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке

8. Чтение и письмо слогов (с. 24)

– Прочитайте слоги на 3-й строке. – Напишите слоги, обращая внимание на соединение букв

Читают слоги, выполняют их письмо

Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона

Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона

IV. Закрепление знаний и способов деятельности. 1.Работа в «Прописи 2» (с. 24). Письмо слогов и слов

– Прочитайте друг другу слоги и слова, про- верьте правильность чтения. – Посмотрите, как пишутся слоги. – Запишите слоги под диктовку. – Какая: заглавная или строчная – буква стоит в начале слов? Почему?   – Спишите внимательно слова

Читают слоги.     Выполняют письмо слогов под диктовку. Отвечают на вопросы учителя. Списывают слова

Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона, выполняют письмо согласно образцу. Правильно записывают имена собственные. Списывают без ошибок с письменного шрифта

Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона, выполняют письмо согласно образцу. Правильно записывают имена собственные. Списывают без ошибок с письменного шрифта

2. Работа с вопросительным предложением (с. 23)

– Посмотрите на последнюю строку. Что здесь написано? – Как обозначаются границы предложения на письме?     – Какое это предложение по цели высказвания? – Прочитайте предложение выразительно, с интонацией. – Напишите предложение по образцу

– Предложение. – Начало – с большой буквы, в конце стоит вопросительный знак. – Вопросительное.Читают и пишут предложение

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, чтение, письмо

Правильно интонируют при чтении вопросительное предложение и грамотно оформляют его на письме. Списывают без ошибок

Рефлексия

-Какие буквы мы учились сегодня писать на уроке?

-В каких случаях пишется заглавная буква?

-Что получилось? Над чем надо еще поработать?

-Дома потренируйтесь в написании изученной буквы, слогов и слов?

-Заглавную и строчную буквы Лл.

-Заглавная буква пишется в начале предложения и в именах людей.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути устранения(над чем следует поработать дома самостоятельно)

infourok.ru

Урок письма в 1 классе. Заглавная и строчная буква Я.

Цель:

Задачи:

  • познакомить с особенностями звуков [йа];

  • совершенствовать умение выделять звуки [йа] из слов, различать печатный и письменный шрифт;

  • умение делить на слоги слова и отмечать в них опасные места;

  • ставить ударение в словах, способствовать развитию логического мышления, связной речи детей;

  • воспитывать усидчивость, аккуратность, наблюдательность.

Актуализация знаний.

Отгадывание загадок

– Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (Яблоко)

– Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь в птицу

Может превратиться. (Яйцо)

– Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (Язык)

– Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах!

Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)

– Домик круглый, домик белый,

Домик был сначала целый,

А как треснул, наконец,

Так и выскочил жилец. (Яйцо и цыпленок)

– Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода, а уже лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернулось солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

– Какая же буква гость нашего сегодняшнего урока? (на какую букву начинаются все слова)

-Назовите первые звуки в этих словах. [йа].

Что вы можете сказать о слиянии звуков [йа]? (эти два звука можно обозначить одной буквой).

-Дети, вспомните, какие еще буквы обозначают два звука?

-Два звука, образовавших слияние [йа], принято обозначать не двумя буквами, а одной.

Дайте характеристику букве Я . (Она хитрая: гласная, обозначает два звука [йа], если стоит в начале слова или после гласных).

-Назовите слова, с буквой Я в начале слова.

На письме звуки [йа] обозначаются одной буквой я. (Показ буквы )

Вывод: когда буква я обозначает два звука, а когда один?

Сравните заглавную и строчную буквы .

Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

Доложить всегда готова

– А вы знаете, кто Я?

Вы не знаете, кто Я.

Я не только буква Я —

Буква, слог и слово!

Музыкальная физкульт. Минутка.

“Правила красивого письма”

а) Учимся писать букву Я.

Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Пишем вверх вправо, закругляем влево, доводим овальчик до верхней линии рабочей строки, доводим безотрывно, и проводим линию с закруглением внизу.

б) «Письмо» пальцем на ладошке.

в) «Письмо» пальцем на спине товарища.

Г) «Письмо» ручкой в воздухе.

Буква пишется безотрывно. Начинаем писать тем же движением, что и буквы л и м, но не доводим до верхней линии, а закругляем влево, пишем небольшой овал, ведем до верхней линии и опускаем вниз черту с закруглением (или возвращаемся по той же линии вниз, с закруглением.)

Физкультминутка

Мы сидели и писали,

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево –

Стало гибким наше тело.

И на стуле скок, скок, скок.

Ну как будто колобок.

А теперь попляшут ножки

Пробежали по дорожке

Быстро-быстро – топ, топ, топ.

И в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.

Ножки вытянем вперед,

Вправо, влево поворот.

Чтобы мышцы сильнее стали,

Поработают суставы.

Ножки выше поднимаем

И в коленочках сгибаем,

Подбородком дотянулись

И друг другу улыбнулись.

Головой все повращаем

И урок наш продолжаем.

Работа в тетрадях.

Письмо на рабочей строке буквы Я (строчной и заглавной)

Упражнение в письме слов с буквой Я

– Почему эти слова записаны с большой буквы?

– Какое задание вы предложите выполнить на следующей строке?

– Прочитайте предложение. Что можете о нем сказать?

– Запишите предложение.

Итог урока. Рефлексия.

-О какой букве мы говорили на уроке?

— Что узнали об этой букве?

-Как вы работали на уроке? (Старались)

– Что вам понравилось на уроке?

– Какие задания показались интересными и почему?

– Как вы работали на уроке? За что вы можете себя похвалить?

– Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы на уроке, на уроке всем было интересно и уютно?

-Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо за сотрудничество.

infourok.ru

Конспект по русскому языку 1 класс «Строчная и заглавная буквы В, в «

Тема: строчная и заглавная буквы В, в

Цель: Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы В, в, способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера.

Задачи: различать строчную и заглавную буквы; сравнение печатной и письменной букв; грамотно записывать предложения.

Ход урока

  1. Организация начала урока

Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 2», ручки)

  1. Постановка учебной задач

В – важна и величава.

Очень много нужных слов

От нее берут начало,

Словно реки от ручьев.

Воздух, время, вьюга, ветер,

Вальс, волшебник, водопад,

Милый взгляд и синий вечер,

Ветка вишни, виноград,

Вилки, варежки, ватрушки,

На носу весной – веснушки!

Море плещется волной.

Слов на В – полным-полно!

Т. Синицина

– Давайте сформулируем учебную задачу сегодняшнего урока

  1. Усвоение новых знаний и способов деятельности

– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Восьмерки».

– Проверяем посадку, правила обращения с ручкой

– Рассмотрите образец строчной буквы в.

– Начинаем писать с середины рабочей строки. Ведем линию вверх вправо, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем линию вверх с большим наклоном. Не доходя до середины широкой вспомогательной строки, начинаем закруглять, пишем петлю (петля пересекается на верхней линии рабочей строки), ведем руку вниз;
у нижней линии рабочей строки закругляем вправо и пишем овал, который не доходит
до верхней линии рабочей строки.

– Пропишите элементы буквы в в воздухе

– Рассмотрите образец строчной буквы в.

– Сколько элементов в букве в?

– Для чего нужны стрелки?

– Обведите элементы буквы. Обведите узор.

– Допишите на первой строке элементы буквы в.

– На второй и третьей строке допишите букву в

– Прочитайте слоги на 4-й строке.

– Напишите слоги, обратив внимание на соединение букв.

– Прочитайте слоги и слова на 5, 6-й строках.

– Напишите слоги и слова, обращая внимание на соединение букв.

– Дома напишите предложение

– Рассмотрите образец заглавной буквы В.

– Заглавная буква В состоит из трех элементов.
Начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, поднимаемся над нижней линией рабочей строки, ведем округлую линию, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вверх; не доходя до точки начала письма, пересекаем написанную линию. Далее пишем округлую линию вправо, ведем овал вниз, закругляем у нижней линии рабочей строки влево, доводим до нижней линии; чуть поднимаясь над нижней линией рабочей строки, заканчиваем письмо буквы.

– Пропишите элементы буквы Р в воздухе

– Рассмотрите образец заглавной буквы В.

– Сколько элементов в букве В?

– Для чего нужны стрелки?

– Обведите элементы буквы.

– Обведите по контуру узор.

– Допишите на первой строке элементы буквы В.

– На второй строке допишите букву В

Физминутка

– Прочитайте друг другу слоги и слова на 4, 5-й строках, проверьте правильность чтения.

– Посмотрите, как пишутся слоги.

– Запишите слоги под диктовку.

– Какая: заглавная или строчная – буква стоит в начале слов? Почему?

– Спишите внимательно слова

  1. Закрепление знаний

– Посмотрите на 6-ю строку. Что здесь написано?

– В предложении пропущено слово. Какое слово по смыслу подходит?

– Запишите получившееся предложение.

– Посмотрите на 7-ю строку. Как обозначаются границы предложения на письме?

– Какое это предложение по цели высказывания?

– Прочитайте предложение выразительно, с интонацией.

– Ответьте на вопрос. Запишите ответ

– Посмотрите на соединение букв Вв.

– Выполните письмо соединений по образцу.

– Прочитайте предложения, написанные печатными буквами.

– Какие эти предложения по цели высказывания?

– Прочитайте предложения выразительно, соблюдая интонацию.

– Запишите предложения письменными буквами

  1. Рефлексия

– Какие буквы мы учились сегодня писать на уроке?

– В каких случаях пишется заглавная буква?

– Что получилось? Над чем надо еще поработать?

– Дома потренируйтесь в написании предложений (с. 30).

infourok.ru

Советы рукодельницам