Какой стих самый короткий? (Рост и убывание, присутствие и отсутствие в поэзии.) | Культура

Содержание

1, 2, 3, 4, 5.
6, 7, 8, 9, 10.
12?
11!

А еще в 1925 г. американский поэт Эли Сигел создал поэму «Один вопрос», содержание которой выглядит так:

I.
Why? («Почему?»)

Впрочем, еще раньше — в 1913 г. русский поэт В. Гнедов ухитрился написать «Поэму Конца» вообще без текста с одним только заголовком и датой написания, тем самым за полвека предвосхитив опыты УЛИПО. Мало того, Гнедов даже «читал» эту поэму на публике, сопровождая свое молчание несколькими выразительными жестами. Такие «произведения» стали называть НУЛЕВЫМИ.

Конечно, все это сродни причудам. Более творчески интересным является принцип убывания длины строки. Так, А. Апухтин написал стихотворение, где каждая строка в строфе уменьшается на одну стопу. В результате строфы приобретают форму треугольников, а само стихотворение — необычный ритм:

Проложен жизни путь бесплодными степями,
И глушь и мрак… ни хаты, ни куста…
Спит сердце; скованы цепями
И разум, и уста.
И даль пред нами
пуста.

И вдруг покажется не так тяжка дорога,
Захочется и петь, и мыслить вновь.
На небе звёзд горит так много,
так бурно льётся кровь…
Мечты, тревога,
Любовь!

О, где же те мечты? Где радости печали,

Светившие нам столько долгих лет?
От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет…
И те пропали,
Их нет.

Нечто подобное я обнаружил даже в поэзии маори — аборигенов Новой Зеландии:

Слово зачало плод
в соитье с искристым светом
слово родило ночь:
ночь большую длинную ночь
ночь тишайшую властную ночь
ночь толстую — можно пощупать
ночь — можно потрогать
ночь — нельзя увидеть
ночь смерти
ночь…
(«Творение», пер. В. Тихомирова)

Еще одной стихотворной формой, построенной на убывании, является ЛОГОГРИФ. В логогрифе убывают звуки в каком-либо исходном слове. Например, в нижеприведенном шуточном стихотворении последнее слово каждой строки становится меньше на одну букву:

На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда —
Пропала еда!
Ты съел? — Да!

А в стихотворении футуриста В. Каменского вместе со звуками убывают и строки:

…И моя небесная свирель
Лучистая,
Чистая,
Истая,
Стая,
Тая,
А я —
я.

Обратным свойством обладает РОПАЛИК — стих, в котором от слова к слову, или от строки к строке, как снежный ком растет количество слогов. Из древних ропаликов наиболее известна «Молитва» Авсония (IV в.):

Бог Отец, податель бессмертного существованья,
Слух склони к чистоте неусыпных молитвословий…

Подобные приемы вполне могут создавать ритмически оригинальные стихотворения, если избавятся от излишней нарочитой демонстративности.

Если количество букв и слогов не может расти до бесконечности, то сам сюжет стихотворения можно закольцевать. Такая форма называется БЕСКОНЕЧНЫМ СТИХОМ. Наиболее известна притча о трагическом исходе борьбы чувств привязанности и меркантильности: стишок о попе и невинно убиенной собаке можно читать до тех пор, пока у читателя хватит терпения.

См. также:

Еду-еду… Вижу — мост.
Под мостом ворона мокнет.
Я схватил её за хвост
Положил её на мост.
Пусть ворона сохнет.
Еду-еду… Вижу — мост.
На мосту ворона сохнет.
Я схватил её за хвост
Положил её под мост.
Пусть ворона мокнет… и т. д.
(Автор не установлен)

В каком-то смысле бесконечными можно назвать и стихи, приказывающие читателю вновь и вновь возвращаться к началу.

«Мурзилка был на распутье: нужно срочно бежать звонить и в то же время задержать подозрительного мальчишку. Он написал что-то на бумажной салфетке и дал её Доре-1. Тот взял салфетку и прочитал:
 — Жил-был царь, У царя был двор. На дворе был кол, На колу — мочало, Начинай сказку сначала!
Агент остолбенел и обречённо начал читать сначала: «Жил-был царь…»
Выбегая из столовой, Мурзилка и Тонечка слышали голос лазутчика:
«…На колу — мочало, Начинай сказку сначала…».
(А. Семенов «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»)

Подобные формы носят обычно исключительно шуточный игровой характер.

Говоря о количественных ограничениях, нельзя обойти вниманием одну из самых бессмысленных поэтических затей — ЛИПОГРАММУ. Суть ее заключается в том, что стихотворение сознательно пишется без одной или нескольких букв алфавита (обычно распространенных, что значительно усложняет задачу). В английском или французском языке написать липограммы сложно из-за обилия артиклей, поэтому они обычно не учитываются. В VI в. до н. э. Лазосом Гермионский написал два стихотворения без буквы «сигма», которую по неизвестным причинам терпеть не мог. Однако мотивы этого поэта гораздо понятнее, нежели глобально трудоемкие труды Нестора Ларандского и Трифиодора. Первый переписал «Илиаду» Гомера, избавив первую песню от буквы «альфа», вторую — от «бета» и т. д. по алфавиту. Трифиодор провел ту же операцию с «Одиссеей». «Зачем?» — вопрос по отношению к стараниям вышеприведенных чудаков, наверное, будет некорректным.

Наши поэты были поумней и игрались в игру «Такой буквы здесь нет» значительно сдержаннее. Г. Державин написал в 1797 г. стих «Соловей во сне», не используя «грубую» букву «р»:

Я на холме спал высоком,
Слышал глас твой, соловей,
Даже в самом сне глубоком
Внятен был душе моей:
То звучал, то отдавался,
То стенал, то усмехался
В слухе издалече он; —
И в объятиях Калисты
Песни, вздохи, клики, свисты
Услаждали сладкий сон.

Глава футуристов Д. Бурлюк также напечатал липограмму — стихотворение, которое демонстративно назвал «Без «р» и «с» (и действительно, а вдруг никто не заметит?). Более радикальную работу провел в конце ХХ в. Б. Гринберг, издав книгу «Гиперлипограммы», где стихи носят красноречивые названия: «Только «О», «Везде «Е», «Мои «М», «Вымыслы «Ы» и т. п.

ВЫМЫСЛЫ «Ы»

Вырыты рвы,
Вымыты крысы…
Был бы ты злым,
Сытым бы. Лысым.

ЛИШЬ «И»

Спит пилигрим и видит тихий мир,
Мир диких синих птиц и гибких лилий.
Ни липких лиц-личин, ни истин, ни причин,
Ни лишних линий.
Кипит прилив прилипчив и криклив,
Хрипит, лишившись пищи, хлипкий хищник,
И жизнь кишит, лишь пилигрим притихший…
Спит пилигрим. Спи, пилигрим.

Конечно, повторение в стихотворении определенных звуков оказывает свой фонетический эффект, но настоящий поэт использует его интуитивно, вдохновенно, а не садится с усердием математика подбирать нужные (а зачастую творчески ненужные) слова.

«Только те аллитерации радуют и поражают нас, которые как бы приоткрывают перед нами основной путь порта — и они всегда невольные, неподстроенные, незапрограммированные».
(С. Маршак)

shkolazhizni.ru

В. С. Высоцкий. «Зарыты в нашу память на века…». В чем вы видите особенности ритмики сти­хотворения?

Характеризуя прошлое, поэт искусно исполь­зует сравнения и метафоры. Как они передают от­ношение автора стихотворения к прошлому? Об­ратите внимание на то, что слово «прошлое» поэт употребляет четырежды, каждый раз создавая но­вый образ. В чем смысл развернутой метафоры пятой, шестой, седьмой и восьмой строф стихо­творения? Как соотносится с этими строфами эпи­граф?

Художественные приемы показывают отношение поэта к прошлому. Прошлое — это и глубокий колодец, и глиняный со­суд, и старый клад, и минное поле. И че­тыре завершающие строфы стихотворе­ния (с пятой по восьмую) развертывают метафору, перекликаясь с эпиграфом сти­хотворения. Мощный заряд этой метафо­ры отчетливо доказывает то, что прошлое подготавливает настоящее.

Как передано в стихотворении отношение людей к прошлому? Почему к прошлому, по мыс­ли поэта, нужно относиться осторожно, избегать ошибок?

Отношение к прошлому подчеркнуто двукратным повторением слова осторож­но во второй строфе:

Осторожно с прошлым, осторожно…

И это важно, потому что прошлое хра­нит в себе «Забытые заржавленные ми­ны», которые могут взорваться в любой момент. Сегодняшний день тесно, даже неразрывно связан с прошлым. Именно поэтому половина стихотворения (четыре строфы из восьми) повествует о «минном поле прошлого».

Как вы понимаете метафоры — «прошлое лежит», «поток годов», «в толще лет»? Как они до­полняют образ прошлого в стихотворении?

Метафоры поток годов, прошлое ле­жит, в толще лет подчеркивают дви­жение времени, беспрерывность этого движения. Они подчеркивают то обсто­ятельство, что прошлое связано с постоян­ным движением времени.

Поэт признавался, что его стихотворениям и песням присуща «манера что-то сообщать, как-то разговаривать с близкими друзьями». Как вопло­щается такая «манера» в тексте стихотворения? Каким предстает перед читателем поэт, размыш­ляющий о прошлом? В каких словах он серьезен, в каких — ироничен, в каких — глубоко лиричен?

Во всех строфах этого стихотворения поэт размышляет о прошлом. И в каждой из них есть и серьезное раздумье, и лири­ческое чувство, и отчасти ирония. И труд­но обозначить слова, которые были бы, например, только ироничны. Так обычно расценивают строфу шестую:

В минном поле прошлого копаться — Лучше без ошибок, потому Что на минном поле ошибаться Просто абсолютно ни к чему.

В этой строфе активно используется просторечье, она шутлива по манере по­вествования, но никак не лишена и дру­гих качеств, о которых идет речь.

В чем вы видите особенности ритмики сти­хотворения? Чем отличен ритмический строй сти­хов в четных и нечетных строфах стихотворения? Почему поэт так часто сочетает в своих стихотво­рениях и песнях строфы, написанные разными стихотворными размерами?

Ритмика стихотворения необычна. Поэт чередует пятистрочные и четырех­строчные строфы, меняя в них также и ритм. И такая замена часто повторяется в стихах поэта.

В. С. Высоцкий. «Зарыты в нашу память на века…». В чем вы видите особенности ритмики сти­хотворения?

Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
  • особенности ритмики стихотворения
  • ритмические особенности стихотворения

Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

Вопросы и ответы к стихотворению В. А. Жуковского «Песня» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

  • «Воспоминание и я — одно и то же», — на­писал Жуковский в одном из своих писем. Для поэта воспоминание — это «память сердца», «чув­ство прошедшей жизни». Что волнует его в стихо­творении «Песня»? Что особенно дорого поэту в минувшем? Какие синонимы использует Жу­ковский, воссоздавая в своей памяти картину бы­лого?
  • В стихотворении «Песня» мы видим, что поэта более всего волнует «минувших дней воспоминанье», стремление воскре­сить то, что уже безвозвратно ушло и жи­вет только в его сердце. Ряд синонимов подтверждает неосуществимость этой мечты: воспоминанье, привет быва­лый, мечта увядшая, минувшие ле­та, милая старина.

  • Почему поэт назвал свое стихотворение «Песня»? В чем вы видите его музыкальность? Об­ратите внимание на звукопись стихотворения, повторы, синтаксис. Материал с сайта //iEssay.ru
  • Можно предположить, что поэт воспе­вает любимые минуты прошлого, и слово песня точнее всего отвечает этому жела­нию. Эта благодарная песнь во славу того, что уже было, своеобразный гимн было­му — действительно, торжественная пес­ня, насыщенная и звуковыми повторами, и повторами однокоренных слов: взор — зримо — незримое — узреть — уз­рит. Читая стихотворение, мы перехо­дим от одного вопроса к другому: из деся­ти предложений стихотворения только два не вопросительные. Так, песня-воспо­минание пробуждает у читателя желание вспомнить ушедшее, вернуться к счастли­вым воспоминаниям.

  • Почему слова «прежде», «живи», «будь», «один» выделены курсивом?
  • Слова прежде, живи, будь, один вы­деляются, очевидно, для того, чтобы обо­значить ту логическую цепочку, в кото­рую выстраиваются мысли и чувства авто­ра, продолжающего свою жизнь в одино­честве.

    iessay.ru

    Писать надо о том, что ощущаешь — Лариса Яшина

    Пенза, 8 марта 2016. PenzaNews. Член Союза писателей России, лауреат литературных премий Лариса Яшина дала интервью корреспонденту ИА «PenzaNews» Людмиле Мизиной, в котором рассказала, с каким чувством она выпустила двухтомник «Любовь моя — губерния», как родились ее лучшие стихи, что и почему ее коробит в современной поэзии, а также согласна ли она с тем, что время поэтической строчки ушло.

    Фотография © PenzaNews Купить фотографию

    — Лариса Ивановна, насколько мне известно, два тома книги «Любовь моя — губерния» Вы создавали около трех лет. Как начиналась работа над изданием?

    — Идея возникла у меня давно, лет 15 назад. Я исколесила всю область. Я настолько люблю Пензенскую область и места отдельные, что перестала ездить отдыхать — мне уже не надо ни заграницы, ни югов. Кроме того, я осознала, что имею физическое отношение к этой земле. Мой дядя [Александр Баталин — первый секретарь пензенского горкома партии, депутат Верховного совета СССР первого созыва, один из инициаторов издания указа об образовании Пензенской области от 4 февраля 1939 года] эти границы определил. И я единственный человек, кто знает от него, как это было. Ощущение, что я знаю о рождении этой губернии.

    Во время поездок мы встречались с поэтами и в библиотеках, и в училищах. Пришла ко мне мысль, что надо поэтическую губернию собрать — людей, которые о ней пишут. Я подумала, что люди пишут, но это все растеряно — в районных газетах, в личных самодельных сборничках.

    Сначала я клич дала среди наших писателей, у кого что есть о Пензе, о губернии. А потом мне помогла пензенская областная библиотека имени М.Ю. Лермонтова — они по своим библиотекам команду дали. Потом шел отбор.

    Вообще как антологии делают — берут одного автора, и подборка его стихов дается; потом следующий автор и так далее. А у меня нет. Один автор написал и о «Тарханах», и о какой-то речке, и о Пензе. Я их не даю всех вместе, я их разношу — в одном месте, где все пишут о «Тарханах», тут у меня стихотворения о Пензе.

    Губерния у меня перед глазами. У меня нарисовалось: вот сердце губернии — Пенза, вот от нее луч идет через «Тарханы», Белинский. Поимом закончили отросточек. [Главу] «От Пензы до Земетчино» я выстраивала. Я вижу, как еду по этой дороге — вот оно Арбеково, вот родник «Чайник», вот Мокшан, вот поворот в Чернозерье, мы заворачиваем от Плеса вправо. Вот мы выехали на Пачелму. В Пачелме по полям — кто про какое село написал. Потом в Башмаковский район, Куземкино там мое. Абашево. В Наровчат не стала в этой главе заворачивать: я ему отдельную главу отдала.

    Каждый район, каждое направление может из этой антологии выделить свои небольшие книжечки — более дешевые, более массовые для своих читателей. Вот кузнечан, земляков, я на это обязательно подобью.

    — Расскажите, пожалуйста, немного о поэтах и художниках, чьи произведения вошли в двухтомник «Любовь моя — губерния».

    — Это все, кто вокруг меня пишет. Самое большое количество стихов, кроме моих, Олега Савина, Виктора Агапова — тех, кто ездил так же по области, а не просто сидел дома, писал. Очень много стихов нового члена Союза писателей, живет она сейчас в Вадинском районе, а родом из Абашево, — Нины Богдашкиной. Очень ее стихи пополнили главу «От Пензы до Земетчино», потому что там целый цикл о Вадинске, целая книжка у нее была об Абашево. Очень много о Наровчате. Там у нас был хороший поэт Владимир Поляков, у него несколько книг, стихов и рассказов о Наровчате. И у меня цикл большой о Куприне, о Наровчате. О Лермонтове у каждого есть стихи и у многих — о Куприне. Есть поэты-барды — Борис Шигин, Елена Чабалина. Но все равно бардовская поэзия чуть-чуть отличается. Они не пишут как мы о конкретном мире, у них мир фантазии, мир их мыслей. Очень много стихов о разных районах у Лидии Терехиной, это хороший, отличный поэт — поэт современного стиля, хоть и старинного слогосложения. Владислав Самсонов, редактор «Нашей Пензы». Михаил Кириллов из Заречного — очень сильный. У него немного стихов, но если стихотворение — то это ай-яй. Виктор Кельх, Виктор Иванов — человек военный, стихи патриотические, серьезные, своеобразные в некотором случае. Очень хороший поэт Владимир Бражников, он не так давно в Пензу переехал из Кевдо-Вершины Белинского района. Замечательный, легко читается, очень наблюдательный, поэт деталей.

    Из художников [можно увидеть] работы молодых, которые меня вообще потрясают. Это Денис Санталов, чья картина долгое время в музее одной картины демонстрировалась. Илья Шадчнев, Денис Коротков — это молодежь все. Герман Карпов — это из прежних. Виктор Шапов — замечательный художник, оформляет и мои книги. Кузнецкий художник Александр Алферов. Всего у меня в этих двух томах около 300 авторов — и поэтов, и художников.

    — Лариса Ивановна, насколько я знаю, при издании книги «Любовь моя — губерния» Вы столкнулись с проблемой финансирования. Как удалось ее решить?

    — Книга была готова еще в конце декабря 2014 года. То есть 2015 год у меня весь ушел на ожидание финансов, на надежды.

    Один человек, который родом из села Малосердобинского района — деятель в военной связи, у него крупная фирма — мне на половину тиража подкинул, а вторую половину я заняла. И когда авторы мои купят книги, я отдам. Я издала — у меня гора с плеч.

    Книга издана на мелованной бумаге. Когда мне предложил печатник, я возрадовалась. Дело в том, что когда-то я мечтала о напечатанных стихах. Я во сне во взрослом возрасте видела какой-то журнал, где 8 моих строчек напечатаны на глянцевой бумаге, цветная страница. Потом были эти строчки — на глянцевой бумаге. Была книга «10 лет нашей дружбы» [издана в 1980 году].

    А теперь вот у меня для всех, для любого простого крестьянского человека, написавшего стихи, есть цветная книга, глянцевая бумага. Такую мечту, о которой человек и не думал, я сделала. У меня внутреннее удовлетворение огромное. Мне только будет жаль, если начнут мне это мое настроение портить тем, что будут сплетни, или какие-нибудь потомки станут гонорары просить. Мы специально написали, что издание безгонорарное. И я брала расписки у авторов, что они не претендуют на гонорар.

    — В Вашей биографии сказано, что первые стихотворения Вы написали еще в начальной школе. Сейчас, по прошествии десятилетий, творческий запас не иссякает. Откуда Вы черпаете вдохновение на протяжении стольких лет?

    — Стихи пишутся не за столом. Они пишутся у меня за прополкой, за сборкой смородины, за мойкой, за уборкой. Особенно за смородиной люблю — сесть под куст, «доить» его. Я себе задаю какую-нибудь тему, цепляюсь за нее, и она у меня работает. Вылезаешь из-под куста со стихотворением.

    Поэму о Радищеве я написала на прополке картошки. Правда, я готовилась к этой поэме 9 месяцев, начитывалась, набирала материал. И вот в поле я к небу обратилась, и к нему тоже: «Александр Николаевич, ну, помоги мне, у тебя 250 лет со дня рождения». И что? Где у меня был затор — пошло. И я подумала, что земля, любая травинка — антенна, везде связь неба и земли. То есть вполне возможно, что к тебе откуда-то сверху приходит, из информационного поля.

    Есть очень хорошие стихи, которые уже признаны, я сама ими довольна, но одно лучшее. Это «Лики». А появилось оно — с неба кинуто. Вот мне хочется даже иногда писать книжку «Как появляются стихи».

    Меня позвали выступать в «Тарханах» на Дне лермонтовской поэзии, а картошка и Проказна, где моя дача, меня тоже к себе тянут — время упускать нельзя, иначе без картошки останешься, жуки съедят. И вот я уже опаздываю, вскакиваю в электричку до Проказны, а у самой в мыслях: что я буду читать в «Тарханах»? Я буквально впрыгиваю в вагон, отыскиваю свободное место, плюхаюсь, а в голову мне приходят строчки: «Сожалеем о мертвых, не жалеем живых». И вот я в Проказне тяпку схватила, в поле помчалась и с этой мыслью приехала домой, здесь «докручивала».

    Дело в том, что картошку некоторые сельские жители окучивали старым способом — на сохе. В соху люди впрягались, и вперед. И мне эту лямку гужевую тоже пришлось тянуть. Я почему об этом всем говорю? Все должно быть живым в стихе. Так появились строчки: «Плечи до крови стерты от ремней гужевых, выезжаем на мертвых, погоняем живых». В общем, я с великим удовольствием писала это стихотворение «Лики».

    И про ГУЛАГ. Мой профессор, завкафедрой [Александр Волчков], когда я работала в институте [преподавателем кафедры «Технологии металлов и материаловедение» Пензенского политехнического института], рассказывал, как когда арестовывали, сгоняли. Людей настолько набивали в камеры, что им присесть даже было нельзя. Они все стояли и по очереди как-то ноги друг другу на плечи клали. А когда по камерам уже разгоняли — шесть человек на одни нары. Из этих деталей стихотворение-то потом и складывалось: «Воздух камеры спертый, нары на шестерых, превращали там в мертвых даже вечно живых».

    Потом у меня как-то был перерыв, не писались стихи. Мне привезли очередную партию книжек. Слышу в них шуршание какое-то. И, в общем, в ящике у меня штуки 4 или 5 книг погрызли мышки. У меня появилось стихотворение: «Поверили мыши слуху, что люди грызут науку, и с удовольствием мышки погрызли умные книжки».

    Или, например, это было 9 апреля, день рождения моего сына, поздняя весна. Я стояла у окна и смотрю — пошел дождь. А ведь в народе как говорят: «Дождь снег съедает». И я стою у окна и использую это выражение: «Говорят, дождь снег съедает, ручейками снег рыдает. Дождь, ты можешь простудиться, снежной коркой подавиться».

    Одна девочка режиссерский факультет или отделение заканчивала. Она хорошие стихи писала. Ирина Леонтьева. Она мне говорила: «Лариса Ивановна, я стихи должна снимать!» То есть она как оператор, как режиссер, должна их видеть.

    А когда вот сейчас пишут стихи, стараются какие-то придумать неологизмы, новые слова, с каким-то вывертом, с каким-то ритмом очень трудноперевариваемым. И мы ждем песен, и мы ждем чего-то. Мы ничего не дождемся. Песню каким-то вымученным словом не споешь, сложным ритмом, строем — тоже не споешь.

    — Лариса Ивановна, в Ваших стихотворениях находят отражения самые разные темы, и каждый читатель, наверняка, может найти созвучные со своими ощущениями мысли. А какую тему Вы могли бы выделить как главную в своем творчестве?

    — Главная тема — человек. У меня натура такая. С 8 класса я уже журналист. А вообще и с 1 класса, потому что я уже тогда выпускала стенгазету со своей учительницей. Я журналистка и артистка — я всю жизнь играю на сцене, я всю жизнь пишу, делаю газеты, у меня даже компоновка и дизайн газеты в голове всегда. Это мое нутро.

    И вот в институте [Пензенском политехническом институте] редактор газеты [«За инженерные кадры»] на время отъезда меня оставил вместо себя. И я была редактором многотиражки, я ходила в «Пензенскую правду», в типографию, сама шилом — тогда же литые строчки были — убирала лишние запятые. Мне все это нравилось. Это моя жизнь. Я не хотела работать учителем в школе только из-за ограничения моей широкой натуры, что это должен быть план, по которому ты говоришь. Не то, что ты хочешь об этом поэте и писателе сказать, а то, что тебе велено.

    Вот это — делать то, что тебе велено — всю жизнь против моей души. Поэтому у меня и темы тоже такие. Тема человека. Человек — это особь, человек не подневольный. Природа, воля. Сложно ответить.

    Война — это само собой [еще одна тема], это мое сиротство [отец Ларисы Яшиной погиб на фронте, когда ей было 2 года], мое детство. Это моя боль. Жизнь длинная, жизнь сложная, жизнь интересная, поэтому сложно сказать.

    Стихов только о природе у меня нет. Вот «Выстрел» я написала по обиде какой-то всхлынувшей. Наш друг позвал в гости — лося завалили, приготовили котлеты лосиные. Мы приехали, и он рассказывал с таким восторгом про охоту. А у меня этот несчастный лось-красавец представился, и я домой пришла и написала эти стихи.

    Поэтому, когда говорят, что я поэтесса, меня уже коробит. По младости да, это было. Но когда я пишу вот такие строчки [стихотворение «Равновесие»]: «Неспроста Бог на две половины разделить нашу Землю решил. На одну сыпал злата лавины, а другой дал богатство души», я не поэтесса, я — гражданин. Я болею, я переживаю. Почему переживаю? Потому что жизнь-то моя, она все захватила. Войну младенцем встретила, ребенком ее пережила. Помню отчетливо день, когда в воскресенье дома почему-то никого нет, бабушка только на кухне варит картошку, холод в доме. Только запах вареной картошки пробуждает еще больше голод. И я сижу, как Буратино, грызу луковицу. А брат потерял карточки, и дома уже полмесяца не было хлеба. Вот мой отчим (отец у меня погиб) поехал куда-то, какие-то вещи выменять на хлеб. И вот, когда он вечером, морозный день, январский, помню, входит, клубы холодного воздуха, он в шинели, в подоле несет четыре буханки хлеба — целое богатство. Я нигде не отметила этот случай про хлеб. Писать надо о том, что ощущаешь.

    — Лариса Ивановна, я знаю, что непосредственно перед творческим вечером, состоявшимся в пензенской областной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова 27 февраля, Вы себя плохо чувствовали, однако, несмотря ни на что, вышли на сцену и провели презентацию сборника. Откуда на протяжении стольких лет берутся силы и откуда такая стойкость духа?

    — Если меня ждут, я не могу, чтобы кто-то вышел и сказал, что меня не будет. Я должна, в любом случае — хоть с носилок, но это сказать сама. Меня Евгений Шилов [директор центра культуры и досуга Пензы] на коленях уговаривал отказаться за два дня [до презентации], после первой «скорой».

    А вообще я никогда не была неработающим поэтом. Я же всю жизнь работала, работаю до сих пор, и я всю жизнь или, как говорится, послушная дочь, или хорошая мама. Хорошая, не хорошая — не мне судить, но все равно я в делах всегда. И так как я человек очень многостаночный, я делать умею и берусь делать все. Потому что и в семье очень ограниченные средства, чтобы купить что-то. Поэтому я всегда оценивала: если я это могу сделать своими руками — хорошо, если нет — то буду тогда как-то стараться или купить, или от этого отказаться. Жили мы всегда не то, что небогато, а просто очень средне, не голодали, но и не жировали.

    Когда мне вручали орден «Во имя жизни на земле» [2009] — вручал Николай Дроздов, а вел эту встречу диктор телевидения, не помню имени — и вот, когда я спускалась с ходунками на протезе, он говорит: «Героическая женщина. Перелом?» А я так спокойно говорю: «Нет, ампутация». Шок был явный.

    Я благодарю Боженьку за это. Это дало мне возможность. Это, конечно, загрузило Яну [дочь Ларисы Яшиной] очень, но мне дало возможность работать. Бог меня посадил дома, чтобы я делала то, для чего он меня сюда отправил.

    — Если заглянуть в будущее, есть ли у Вас уже какие-то задумки для новых сборников?

    — Дело в том, что я сначала о Пензе собрала и картины, и книги. Но не получилось. Поэтому я перекинулась делать «Губернию». В 2013 году стихи из книги о Пензе печатались в журнале «Сура». Пусть я ее не выпустила, но я же заявила. Сейчас я буду обязательно выпускать, она у меня называется «Душою, кистью и пером». То есть стихи — это душа, художник — кисть, перо. Туда войдут стихи из второго тома книги «Пенза в поэзии», которая вышла к 350-летию города. И еще у нас была одна девушка, она рано умерла — Лариса Пустова, вот ее мама мне позвонила перед моим вечером и принесла книгу, которую она в память о своей дочери издала. Здесь очень много пензенских стихов. Есть чем дополнить, чтобы это не была книга один в один с тем, что уже напечатано. И у меня там через каждые 5–6 страниц картина будет.

    В плане у меня еще детская книжечка.

    — Лариса Ивановна, в настоящее время особую актуальность приобретает вопрос защиты авторских прав. Многие писатели и поэты стараются убрать свои произведения из свободного доступа. Какова Ваша позиция на этот счет?

    — Труд наш должен быть оплачен. Воруют — авторское право должно быть. Мне сколько говорили: «У тебя там такие рассказы, за границу [нужно отправить]». А я боюсь, по-честному — переведут на другой язык, поставят другую фамилию, и привет!

    Что получается? В школах нам нельзя выступать за деньги, еще что-то — нельзя. Как вот губернатор прежний [Василий Бочкарев] говорил: «Раз вы талантливые, вы должны своим талантом зарабатывать». А нам все везде нельзя. Ведь все писатели — это нищий народ. Это голый нищий народ.

    — Лариса Ивановна, а какого мнения Вы о современной поэзии?

    — Есть именно поэтессочки, которые не успеют наклепать строчки, тут же их в Facebook, в Интернет — куда угодно. Некоторые говорят: «А я вот написал сходу это стихотворение, больше к нему не возвращался». На такие стихи и смотреть не стоит.

    Многие говорят: «А, Яшина — это не стихи. Это слишком просто, примитивно». Ничего подобного! Это вечно, это классически, это песенно.

    Конечно, мы воспитаны были не так тогда. Серебряный век не в чести был, мягко говоря. Когда я училась в 7 классе, только разрешили Есенина, впервые появились книжки. Маяковского, естественно, мы учили. Я его поняла с самого начала. Но были такие поэты сверхпростые, именно рассчитанные на простой темный неграмотный народ, которому складно и ладно. И вот это «складно и ладно» — прием такой, он пошел очень надолго.

    Сейчас ритма нет у людей, меня это коробит — привычка третью строчку не рифмовать с первой. Я не могу, меня переворачивает. «А вот там писали, там так было». Я сама допускала вольности по детской неразумности. В юности я допускала слабые рифмы. У рифм много лазеек — есть созвучные рифмы, есть оборотные рифмы, есть приблизительные рифмы — вот ведь в чем дело. А один поэт московский [Юрий Разумовский] он мне открыл точную рифму. И я ею заболела. Я теперь себе не позволяю неточных рифм.

    Я за точную рифму, за четкий размер, за глубину мысли. Пустотелые стихи малоинтересны. Они могут быть красивенькими. Еще я не люблю стихи, которые надо переводить на русский язык, потому что бывают настолько усложненные. Не то, что у меня мозгов не хватает на них — зачем мне мозг тратить на перевод или на поиск мысли в замудреной, закрученной невероятно лабиринтами слов фразе? Я это с трудом понимаю.

    Люди тянутся к стихам. Пусть никто не врет, что время рифмы, время строчки ушло. Тайну мне давно открыли мои читатели, самые простые люди. Когда у меня была целая страничка в журнале «Крестьянка», вот здесь я поняла. Женщины завалили меня письмами — 2,5 года они сыпались. И пишут все: «Это Вы написали обо мне». То есть не в вывернутом слове суть, не в каком-то заумном ходе строчки, а в том, что я в десятку попала мыслью, тоном. Я поняла, что если человек хотя бы в одном стихотворении нашел, что это как бы про него написано, все. Он будет читать стихи, он будет искать себя там.

    — Лариса Ивановна, благодарю за интересную беседу! От всех читателей сайта агентства «PenzaNews» желаю Вам крепкого здоровья и реализации намеченных планов!

    Яшина Лариса Ивановна — советский и российский поэт, член Союза писателей России, Союза журналистов СССР и России, лауреат литературных премий.

    Родилась в Пензе в семье служащих 28 февраля 1941 года.

    Отец погиб на фронте, когда ей было 2 года. Это событие оказало серьезное влияние на творчество — тематика Великой Отечественной войны занимает значительное место в произведениях.

    Стихи начала писать в третьем классе.

    В марте 1953 года в районной газете «За высокий урожай!» Путятинского района Рязанской области было опубликовано первое стихотворение.

    В 1956 году стала внештатным корреспондентом пензенской газеты «Молодой ленинец», начала участвовать в деятельности одного из молодежных литературных объединений при областной организации Союза писателей СССР.

    В 1958 году с золотой медалью окончила среднюю школу №1 имени В.Г. Белинского, в 1963 году — Пензенский политехнический институт, затем — аспирантуру при кафедре «Материаловедение».

    До сентября 1984 года преподавала материаловедение в ППИ, где также руководила студенческой литературной группой «Варяги», была редактором вузовской газеты «За инженерные кадры».

    С 1986 по 1999 годы работала в пензенской филармонии в качестве мастера художественного слова.

    После выхода на пенсию трудилась в объединении литературных музеев Пензенской области и библиотеке имени М.Ю. Лермонтова.

    В Пензе издано более 10 авторских сборников поэтессы. Ее стихи также опубликованы в ряде коллективных поэтических сборников, выпущенных в Москве, Саратове и Пензе.

    Фрагмент стихотворения Ларисы Яшиной, посвященного пензенцам – участникам Великой Отечественной войны, увековечен на двух воинских мемориалах в России — в Пензе и Зеленограде.

    27 февраля 2016 года в пензенской областной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова состоялся творческий вечер, посвященный 75-летию Ларисы Яшиной. В его рамках прошла презентация двухтомного сборника «Любовь моя — губерния».

    penzanews.ru

    Почему стихотворение Ахматовой «Песня последней встречи» критики называли новеллой или маленькой повестью.?

    Ключевыми ситуациями, образующим событийные узлы сюжетного развития, в ранних ахматовских стихотворениях оказываются магистральные точки любовных отношений: встреча, свидание, расставание, потеря возлюбленного, воспоминание об утраченном чувстве. Данные в динамике психологических движений лирической героини, эти ситуации способствуют смещению высказывания из области «чистой» , суггестивной лирики в пограничные сферы миромоделирования, наделяя текст «новеллистическими» , повествовательными характеристиками. Овеществленное смятение лирической героини в начале стихотворения («Так беспомощно грудь холодела, / Но шаги мои были легки. / Я на правую руку надела / Перчатку с левой руки» ) далее разворачивается в пересечении пограничного хронотопа («лестница») , индексирующем выход из «родного» пространства в открытый универсум: «Показалось, что много ступеней, / А я знала — их только три!» . Однако здесь также возникает еще один пространственный рубеж — деревья в парке, эксплицирующий идеологему смерти: «Между кленов шепот осенний / Попросил: “Со мною умри”». Единение с другим «я» в желании смерти мыслится способом преодолеть личную драму: «Я ответила: “Милый, милый! / И я тоже. Умру с тобой… ”». Таким образом, событие расставания замещается событием встречи ценностнообъединяемых сознаний, и в силу этого меняется отношение к своему месту в универсуме: «близкое» («домашнее» ) становится «чужим» , тогда как «враждебное» («внешнее» ) принимается в качестве своего: «Это песня последней встречи. / Я взглянула на темный дом. / Только в спальне горели свечи / Равнодушно-желтым огнем» . «Окно» в ценностном кругозоре лирической героини предстает как знак утраченного счастья, но обретение «союзника» в смерти позволяет справиться с эмоциональной катастрофой. Таки образом, движение лирической героини в многомерном пространстве способствует усилению как эмоционального, так и сюжетно-фабульного напряжения лирического текста. Умножение пограничных зон универсума в ранней поэзии А. Ахматовой способствует смещению поэтического высказывания в сферу иных принципов художественного миромоделирования, где «чистая» эмоция опосредуется через фабульные действия и овеществление психологических жестов субъектного «я» . Домашний локус, границы которого маркированы такими знаками, как «окно» , «дверь» , «лестница» и их производными, прежде всего сопряжен с центральными точками развития любовных отношений (ожиданием встречи, расставанием и воспоминанием о былом чувстве) , вскрывающими столкновение женского и мужского начал. В свою очередь внешнее пространство, как правило, отмеченное противопоставлением «живого» и «мертвого» («божественного» и «земного») , приобретает мортальную семантику в самоощущении лирической героини и порождает идеологему гибельности любовных чувств, эксплицируя одновременное желание эмоционального (и шире — онтологического) единения с возлюбленным и психологический диссонанс женского и мужского «я» , вызванный принципиальным различием их ценностного отношения к бытию. Структура лирического нарратива в «Песне последней встречи» может быть представлена следующим образом: 1) репрезентация психологического жеста, обозначающего результат некой ситуации, о подробностях которой лирическая героиня умалчивает, и определяющего дальнейшее развертывание сюжета; 2) обозначение «чужой» «точки зрения» , в сопряжении с которой меняется состояние внутреннего мира лирической героини; 3) ценностно-эмоциональное самополагание «я» диегетического повествователя, обусловленного перипетиями отношений с «я» Другого.

    touch.otvet.mail.ru

    Почему мой стих корявый, или Как писать хорошие стихи? | Культура

    Многих это расстраивает, многие бросают писать, думая, что у них никогда не получится слагать хорошие, радующие слух стихи, что это им не дано. А между тем всё гениальное, как известно, ужасно просто. Поэтому, пожалуй, сему и не уделяется должное внимание в различных учебниках по стихосложению. Авторы этих книг считают, что в этом нет необходимости, что всё и так ясно и понятно.

    Они, безусловно, дают в своих книгах очень ценную информацию, но ценна она только для тех, кто владеет азами — теми самыми азами, которые столь сложны и столь просты одновременно. Именно об этих азах мы и поговорим в нашей кратенькой статье. Постараемся открыть сей гениальный секрет, сделав его действительно
    общедоступной истиной.

    И всё, действительно, очень и очень просто. Для того чтобы у вас получались хорошие стихи, чтобы они не казались вам корявыми и неотёсанными, нужно соблюдать всего лишь две нормы, два правила: стихотворный размер и структуру строф. Рассмотрим оба этих понятия более детально.

    Стихотворный размер — что это такое? Это различные комбинации чередования ударных и безударных гласных звуков, сохраняющиеся на протяжении всего стиха или отдельных его частей. Это ритм. Определив ритм своего стиха, вы должны придерживаться его до самой последней строки, не сбиваться с него.

    Но как выбрать ритм? — спросите вы. Как его определить? Для этого всего-навсего нужно знать, какой ритм как выглядит, что он из себя представляет. Это как в музыке: зная, что такое рок, что такое джаз, танго, диско, вы, услышав какую-либо мелодию, ранее вами не слышимую, без особого труда определите её направление. В стихотворных размерах всё обстоит примерно таким же образом.

    Стихотворных размеров, как и музыкальных стилей, довольно много. Мы же рассмотрим только основные, наиболее часто встречающиеся. Затем вы, открыв любой учебник по стихосложению, свободно сможете найти другие размеры, также применив их в своей стихотворной практике. Главное — чтобы вы поняли, что это такое и с чем его едят. А для достижения данной цели достаточно и нескольких основных размеров. Итак!

    Ямб — это двухзвучный стихотворный размер, в котором под ударением находится второй гласный звук. Например, «куда глядят мои глаза?..» Как видите, каждый второй гласный звук находится под ударением. Всего в строке 4 пары — это означает, что данная строка написана четверостопным ямбом, то есть одним из стихотворных размеров (в нашем случае ямбом), повторяющимся на протяжении одной строки четыре раза.

    Хорей — своего рода перевёрнутый ямб. Он тоже состоит из двух гласных звуков, но под ударением находится первый звук. Например, «мы поедем, мы помчимся…» Тоже, как видите, четырёхстопная строка, то есть состоящая из четырёх стихотворных размеров.

    Дактиль — это уже трёхзвучный стихотворный размер, в котором под ударением находится каждый первый гласный звук. Например, «я за тобою пойду…» Как видите, в приведённой строчке всего три повтора стихотворного ритма, причём третий повтор — неполный, что вполне допустимо.

    Амфибрахий — также трёхзвучный стихотворный размер, но под ударением в нём находится каждый второй гласный звук. Например, «куда же пропала подруга моя?..» На строке четыре повторения ритма, один из которых — неполный.

    Анапест — также трёхзвучный стихотворный размер, под ударением в котором находится каждый третий гласный звук. Например, «натопи ты мне баньку по-белому…» В строке четыре ритма, последний из которых неполный.

    Вы, слагая свой стих, вольны выбрать любой из этих ритмов. Но, выбрав один из них, должны придерживаться его если не весь стих, то, по крайней мере, определённую его часть. Иногда допускаются комбинации ритмов, но не в одной строке. Можно, к примеру, одну строчку написать одним стихотворным размером, другую строчку — другим. Или же один куплет так, другой — иначе. Но на протяжении одной строки ритм должен быть только один.

    И второй момент, на который также следует обращать внимание при написании стиха, это строфы.

    Что такое строфа? Строфа — это своего рода стихотворный куплет; это определённая часть стихотворной конструкции, состоящая из определённого числа строк, зарифмованных в том или ином порядке.

    Наиболее простые и, пожалуй, наиболее сегодня распространённые строфы: перекрёстная и параллельная. Обе они состоят из четырёх строк. Но в первом случае рифмуются первая с третьей, а вторая — с четвёртой; во втором же случае — первая со второй, а третья с четвёртой.

    Вот, к примеру, так:

    Куда же пропала подруга моя?
    Ей письма пишу, но ответа всё нет.
    Терзает мне сердце грусть словно змея.
    Ведь к ней так привык я за несколько лет…

    Это пример перекрёстной строфы. А вот пример параллельной:

    Без тебя мне не жить.
    Мне тебя не забыть.
    Ты останься со мной,
    человек дорогой!..

    Обратите внимание ещё на то, что количество гласных звуков в строчках либо одинаковое, либо разное, но чередующееся в строгом порядке. Если, скажем, вы решили писать стих перекрёстными строфами, и в первой строчке у вас получилось семь гласных звуков, а во второй — шесть, то в третьей, соответственно, должно быть семь, а в четвёртой — шесть. И так весь стих, до самой последней строчки. Вы, как автор, вольны выбирать любую длину строчки, но на протяжении всего стиха стоит придерживаться изначально выбранных размеров.

    Стихотворных строф тоже довольно много: это и сонеты, и октавы, и терцины, и ещё много других. Но об этом довольно подробно написано в большинстве учебников по стихосложению. Цель же данной статьи — не перечисление всех возможных стихотворных размеров и строф, а раскрытие данных понятий, подача тех самых азов, без которых невозможно обучаться далее. Надеемся, что вы теперь сможете во всём разобраться и исправить допущенные ранее ошибки, что среди великих поэтов станет ещё на одного человека больше!

    Но все эти знания, конечно же, не являются основным. Всё это — техника, которая хоть и имеет большое значение, но всё же не заменит данный Богом талант. Талантливый поэт рано или поздно, но овладеет техникой стихосложения, но бездарь, изучив и вызубрив все правила, так и не напишет ни одного стиха, который мог бы вспомниться людям спустя многие десятилетия или даже века после смерти его автора.

    Ищите, находите и развивайте данные вам Богом таланты, не давайте им захиреть, остаться невостребованными, зачахнуть, и тогда всё у вас получится. Обязательно получится!

    shkolazhizni.ru

    Занятие по художественной литературе в подготовительной группе «Почему люди сочиняют стихи». Детский сад 50. Конспект занятия

    Особое место занимает воспитание у детей любви к поэзии, знакомство с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и воспроизводить стихи. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма. На занятии дети учатся определять эмоциональный настрой стихов, различать жанры литературных произведений.

    Цель:

    1. Побудить детей к размышлению над тем, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольствием их слушают и заучивают наизусть.

    2. Продолжать развивать интерес к художественной литературе, а именно к сборникам стихов.

    3. Формировать представление детей об их собственных эмоциях, умение передавать разные эмоциональные состояния.

    4. Различать жанры литературных произведений, аргументировать свой ответ: “Это стихотворение, потому что…”

    5. Закреплять умение детей определять эмоциональный настрой стихов.

    6. Закреплять эмоционально-положительный эффект.

    Материалы к занятию:

    книги со сборниками стихов, графическое изображение разных эмоций по восемь карточек на каждого ребёнка, музыкальная запись, лист бумаги в форме тучки на каждого ребёнка, свеча, “волшебный” сундучок.

    Ход занятия

    Дети в начале занятия сидят на коврике. В группе декорации леса. Звучит музыка.

    Воспитатель (в руках свеча):

    -Ребята, слышите, звучит музыка? Это зовёт нас к себе в гости сказочный лес. Сегодня, я предлагаю вам, совершить путешествие в сказочный лес. А “волшебная” свеча нам осветит путь. Давайте произнесём дружно все вместе “волшебные” слова, иначе “волшебная” свеча не зажжётся: “Огонёк, свети, свети, помоги нам в лес пройти”.

    Дети с воспитателем произносят слова. Зажигается свеча. Дети проходят и садятся за столы. Музыка затихает. Перед детьми на столе карточки с изображением разных эмоций и листы в форме тучек. Среди декораций стоит сундучок.

    Воспитатель обращает внимание детей на сундучок:

    — Ребята, посмотрите, что это? Это, “волшебный” сундучок. В нём спрятались книжки.

    Звучит музыка. Воспитатель открывает сундучок. Достаёт и показывает детям сборники стихов разных поэтов. Поясняет, что во всех этих книжках – стихи: о любви, природе, человеческих радостях и огорчениях, серьёзные и шуточные.

    Воспитатель:

    — А вы, ребята, каких поэтов знаете? (ответы детей)

    С.Есенин “Берёза”

    Белая береза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Точно серебром.
    На пушистых ветках
    Снежною каймой
    Распустились кисти
    Белой бахромой…

    Далее воспитатель предлагает детям обсудить ряд вопросов:

    — Почему люди пишут стихи?

    — Как узнать стихотворение на слух или в книге? (ответы детей)

    Воспитатель обобщает:

    — Да, это рифмованные строчки. Они очень ритмичные. Лишнее или не очень точное по смыслу слово может нарушить эту ритмичность. Вспомните, как мы пробовали сочинять стихи, и как это было сложно.

    — Все ли могут писать по-настоящему хорошие стихи? Вот такие, например:

    А.С. Пушкин “Зимние утро”

    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце снег лежит.
    Прозрачный лес один чернеет
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит…

    — Стихотворения нужно писать, т.к. они могут передавать различные наши эмоции, такие как, радость, грусть, страх, удивление и т.д.

    Воспитатель детям предлагает игру “Отгадай эмоцию”:

    — Давайте поиграем: я буду читать стихотворение, а вы по его содержанию будете отражать на своём лице настроение облачка.

    Воспитатель читает стихотворение Н. Екимова “Облака”. Дети мимикой показывают различные эмоции. (Приложение 1)

    Воспитатель:

    — Вы, отлично справились с работой. Скажите, а какое облачко понравилось вам?

    Почему? (ответы детей)

    — Ответьте, а когда по небу плыло грозное страшилище, вам было страшно?

    — А мне нет. Страшилище пролилось дождём, а дождь это тоже приятно и полезно.

    Воспитатель подводит итог занятия:

    — Слушать стихи интересно и приятно, но стоит ли их учить наизусть? (ответы детей)

    — Чем больше хороших стихотворений вы услышите и запомните в детстве, тем богаче, ярче и выразительней будет ваша речь и лучше память.

    Мы на свет родились,
    Чтобы радостно жить,
    Чтобы вместе играть,
    Чтобы крепко дружить.
    Чтоб улыбки друг другу
    Дарить и цветы,
    Чтоб исполнились в жизни
    Все наши мечты.
    В. Коркин

     — Пришло время нам возвращаться из сказочного леса. Посмотрите на свечу и закройте глаза.

    Звучит музыка. Дети сидят с закрытыми глазами. Воспитатель монотонно произносит текст релаксации.

    — Мы спокойны. Небо над нами голубое, чистое и нам светит солнышко. Оно греет наши руки, ноги. Мы спокойны, мы отдыхаем. Очень приятно дышать чистым, лесным воздухом. Мы спокойны. Подул свежий веерок. Мы отдохнули. Потянули руки, ноги. Улыбнулись. Открыли глаза.

    — Мы с вами снова в группе. Возьмите каждый на столе облачко, и положите на него ту, карточку с изображением эмоции, которая вам больше всего нравится.

    — Замечательно. Вы прекрасно справились с этим заданием.

    — Встали. Пожелайте друг другу тепла и добра! Путешествие в сказочный лес закончено.


    Ещё конспекты занятий в детском саду:
    Мои помощники – руки
    Интегрированное занятие по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Витамины и их значение в жизни человека»
    Конспект занятия по рисованию в средней группе «Ковер злого и доброго волшебника»
    Интегрированное занятие в средней группе детского сада № 36 «В лес по заснеженной дорожке»
    Непосредственно образовательная деятельность по теме «Открывайте ворота, едут гости к нам с утра»
    | занятие | конспекты занятий | художественной | художественные фильмы | литературе | класс литература | подготовительной | подготовительная группа | группе | группы песен | почему | почему нельзя | люди | человек паук | сочиняют | стихи | стихи с днем | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Занятие по художественной литературе в подготовительной группе Почему люди сочиняют стихи Детский сад
    Реклама:

    50ds.ru

    Советы рукодельницам