Жизнь и творчество Пушкина А. С.

Содержание

Пушкин — один из самых известных поэтов. Его творчество отражало действительность, тесно переплеталось с биографией. Многие темы были раскрыты при помощи личного опыта и наблюдениям. Чтобы лучше понимать поэта, нужно разобраться с его биографией, которая поможет понять некоторые темы и мотивы.

Детство

Александр Сергеевич родился в семье отставного майора. Его родители старались дать детям лучшее французское воспитание. Они говорили дома только на французском языке. Поначалу будущий поэт почти не мог говорить по-русски. Его учителями родного языка стали бабушка и няня. Они повлияли на становление Пушкина и его любовь к фольклору, которая в будущем легла в основу сказок.

Годы в лицее

Царскосельский лицей, в который поступил Пушкин, стал для него местом обретения множества единомышленников. Юный поэт только начинал развиваться, но уже подавал большие надежды. В лицейские годы он уже создавал хорошие стихотворения. Преподаватели поддерживали культ поэзии, вокруг которого крутилась вся лицейная жизнь.

Именно в этом учебном заведении начали зарождаться нотки патриотизма в работах Пушкина. Время войны с Наполеоном отразилось на всех учениках. Они часто приходили после занятий в газетную комнату, где старались узнать свежие новости.

После встречи с Чаадаевым, Пушкин понял пагубность самодержавия, о которой так часто говорил гусарский офицер. Лицеисты сплотились в постоянных спорах и состязаниях, которые укрепляли их дружбу и давали возможность поделиться своим талантом.

Лучшим произведением этого периода стало «Воспоминание в Царском Селе», которое принесло Пушкину известность за пределами учебного заведения. Стихотворение было прочитано в присутствии Державина, что и послужило образованию нового взгляда на талантливого лицеиста.

После лицея

Окончив лицей, Пушкин стал служить в Коллегии иностранных дел, переехал в Петербург. Это стало новым этапом в его творчестве. Знакомство с новыми людьми, взлёт поэзии. После того, как он попал в самое сердце интеллигенции, появились новые почитатели его творчества. Передовые люди того времени, вольномыслящая молодёжь —  всё это повлияло на Пушкина, подарило ему новые и смелые идеи.

В это время стихотворения Александра Сергеевича были пропитаны неприкрытым призывом к ограничению власти царя, контролировании его решений. «К Чаадаеву»,  «Вольность» — эти работы вызывали у Александра I подозрения и опасения. В этот же период была написана поэма «Руслан и Людмила», которая вызвала искреннее восхищение Жуковского.

Первая ссылка

Вскоре Александр I упрекнул директора лицея в том, что его воспитанник распространяет вольные стихи, критикующие самодержавие. Монарх был в ярости и хотел отправить молодого поэта или в Сибирь, или в Соловецкий монастырь. Однако все влиятельные ценители поэзии заступились за Пушкина и немного смягчили его участь.

Александр Сергеевич отправился в Екатеринослав, где должен быть отбывать службу у генерала Инзова, однако он успел познакомиться с героем войны 1812-го. Раевский сумел забрать поэта с собой на Кавказ. Именно там начал проявляться присущий Пушкину романтизм. Горы и удивительный народ взволновали поэта.

Позже он отправился в Крым, где увидел степь и южное море. Всё это дало массу впечатлений, которые вылились в прекрасные творения. Период Южной ссылки считается одним из самых плодотворных в жизни поэта. В его поэзии начинает появляться желание свободы, удивительные Кавказские пейзажи.

Северная ссылка

Александру Сергеевичу пришлось вернуться в Михайловское из-за ухудшившихся отношений с графом Воронцовым, который занимал пост генерал-губернатора Одессы. Первое время поэт был безутешен. Он попал в сельскую глушь, от которой успел отвыкнуть и ничем не мог себя занять. Однако вскоре Пушкин проникся настоящей русской деревней, заинтересовался фольклором и по-другому взгляну на народ. Этот период стал для него причиной новых впечатлений и наблюдений, которые вылились в известную трагедию «Борис Годунов».

Скитания

После коронации Николая I, Пушкину разрешили жить в любой из столиц. Поэт увидел в новом правителе все те качества, которые так нужны были настоящему монарху. В своём стихотворении «Друзьям», он честно признаётся в своём положительно отношении к новой власти. Александр Сергеевич надеялся на то, что Николай будет похож на Петра I, которого многие считали величайшим правителем. Однако его надежды не оправдались.

В то же время было жестоко подавленно восстание декабристов. Пушкин пытался заставить царя сменить гнев на милость, но так и не смог ничего сделать. Но он не отрёкся от друзей, а написал им много стихотворений, самое известное из которых «Во глубине Сибирских руд». Это сделало Пушкина более серьёзно настроенным. Его произведение становятся философскими, глубокими. Трагедия декабристов отразилась на настроении поэта и его стихотворениях.

Время Болдинской осени

Пушкин наконец-то получил согласие на брак с Гончаровой. Его поездка в Болдино не должна была занять много времени, но поэту пришлось задержаться. В Москве началась холера, и попасть туда невозможно. Александр Сергеевич находился в отличном расположении духа. Он был доволен жизнью, и это положительно отразилось на его творчестве. Наконец-то закончен роман в стихах «Евгений Онегин», появились циклы «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» и ещё много работ.

Вулгарин начал утверждать, что Пушкин растерял весь свой талант, он занялся подражательством и не может быть великим поэтом.

Тридцатые годы

Последние годы жизни поэта были неспокойны. Его семья росла, но прокормить её становилось всё сложнее. Николай I открыто не доверял поэту, говорил, чтобы за ним всюду следили. Позже дал ему звание камер-юнкера, что оскорбило Пушкина. Он пытался подать в отставку, но запрет на работу в архивах и желание прокормить семью заставили его забрать заявление.

Дантес начал проявлять интерес к его жене Наталье, что взбесило Александра Сергеевича. Во время дуэли он получил смертельное ранение и вскоре умер.

В тридцатые годы поэт чаще писал прозу. События, происходившие в его жизни, отпечатались в повестях. Тема человека, который находится под давлением, желание вырваться из этого окружения — вот что проскальзывает в «Капитанской дочке», «Пиковой даме» и прочих его творениях.

Сказки Пушкина

Александр Сергеевич написал множество сказок, которые стали узнаваемы многими. Они ярко показывают быт и традиции русского народа. Огромные знания поэта в сфере фольклористики позволили ему создавать свои произведения, которые были откликом на проблемы своего времени.

Большую роль в становлении Пушкина, как сказочника, сыграла няня, которая часто рассказывала ему волшебные истории. На их основе Александр Сергеевич сумел создать что-то новое.

Например, известная «Сказка о попе и работнике его Балде» показывала пагубную для помещиков и духовенства привычку гнаться за всем дешёвым. Это была проблема всей России. Сказка ярко изобразила хитрость и ум простого человека, который смог наказать попа.

Так же известная его «Сказка о царе Салтане» показала миру не только гений Пушкина, но и удивительную историю самого царя, который прошёл через клевету и осознание.

Поэмы

Свои поэмы Пушкин писал только во время огромных впечатлений. По ним сразу можно узнать, когда именно поэт создал своё творение, ведь они словно отзеркаливают биографию.

«Кавказский пленник» — история, которая появилась во время путешествия на Кавказ и стала одной из самых узнаваемых. Это изображение удивительных пейзажей, мотивы свободы. Всё то, что так сильно привлекало самого Александра в гордом народе.

«Руслан и Людмила» — возвращение к фольклору и традициям, которое стало знаковым для самого Пушкина. Именно за эту поэму он получил похвалу от Жуковского и сумел начать двигаться дальше. Русский народ, вековые традиции — всё это было ярко изображено Александром.

Драматические произведения

Драм у Пушкина не так много. Самая известная из них «Борис Годунов». Впервые с такой глубиной и пониманием писали об истории России. В этой истории больше не исторические личности выступают главным действующим лицом, а сам народ, который реагирует, показывает своё отношение к происходящему, занимает главное место. Наконец-то были поняты действующие силы в истории, которые потом ещё много раз будут появляться в произведениях других писателей.

Ещё одна популярная история «Моцарт и Сальери», которая показывает не столько исторические личности, сколько характеры. Они непривычны, завистливы. Есть один гений, которому открыты все пути, и другой, который уже давно не способен так удивлять. Это история, дающая другой взгляд на обычные вещи.

Проза Пушкина

Большая часть прозы была написана в тридцатые годы, когда поэт уже подводил итоги. Он за такой короткий срок повидал достаточно для того, чтобы делать выводы. «Пиковая дама» — на первый взгляд мистическая история, но, на самом деле, её основа более чем реальна. Безграничная власть денег, которая решает любые проблемы. Для пушкинского времени это действительно был один из самых ужасных пороков, который часто приводил к печальным последствиям.

Романтизм, присущий раннему творчеству, постепенно ослабевал. На первый план вышли проблемы реальные, которые окружали молодёжь и мешали добиваться целей. Пушкин старался в своей прозе показать все те пороки, которые существовали в то время, но не полностью отходил от романтизма.

pushkin-stih.ru

Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

Главное меню

  • 19 октября 1825
  • 19 октября 1827
  • 2 ноября
  • Kennst du das Land
  • To Dawe, Esqr
  • Адели (Играй, Адель…)
  • Акафист Екатерине Николаевне Карамзиной
  • Альфонс садится на коня
  • Ангел
  • Анчар
  • Арион
  • Баратынскому (О ты, который…)
  • Бесы
  • Блажен в златом кругу вельмож
  • Близ мест, где царствует Венеция златая
  • Бог веселый винограда
  • Бородинская годовщина
  • Брожу ли я вдоль улиц шумных
  • Будрыс и его сыновья
  • Будь подобен полной чаше
  • Буря
  • Был и я среди донцов
  • Была пора: наш праздник молодой
  • В альбом (Гонимый рока самовластьем…)
  • В альбом (Долго сих листов заветных…)
  • В альбом А.О.Смирновой
  • В альбом княжны А.Д.Абамалек
  • В альбом Павлу Вяземскому
  • В голубом небесном поле
  • В еврейской хижине лампада
  • В крови горит огонь желанья
  • В мои осенние досуги,
  • В начале жизни школу помню я
  • В поле чистом серебрится
  • В роще карийской, любезной ловцам
  • В степи мирской, печальной и безбрежной
  • В часы забав иль праздной скуки
  • В.С.Филимонову при получении его поэмы
  • Вакхическая песня
  • Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
  • Весна, весна, пора любви
  • Вино (Ион Хиосский)
  • Виноград
  • Вновь я посетил
  • Во глубине сибирских руд
  • Воды глубокие
  • Воевода
  • Возрождение
  • Вольность
  • Воспоминание (Когда для смертного…)
  • Воспоминание в Царском Селе
  • Восстань, о Греция, восстань
  • Всё в жертву памяти твоей
  • Всем красны боярские конюшни
  • Вы за «Онегина» советуете, други
  • Выздоровление
  • Герой
  • Глухой глухого звал к суду судьи глухого
  • Гнедичу
  • Город пышный, город бедный
  • Гусар
  • Д.В.Давыдову (Тебе певцу…)
  • Дар напрасный, дар случайный
  • Два чувства дивно близки нам
  • Движение
  • Делибаш
  • Дельвигу
  • Демон
  • Денису Давыдову
  • Деревня
  • Десятая заповедь
  • Для берегов отчизны дальной
  • Дон
  • Дориде
  • Дорожные жалобы
  • Дружба
  • Друзьям (Богами вам еще даны…)
  • Друзьям (Вчера был день разлуки шумной…)
  • Друзьям (Нет, я не льстец…)
  • Дубравы, где в тиши свободы
  • Е.Н.Ушаковой (Вы избалованы природой…)
  • Е.П.Полторацкой
  • Ее глаза
  • Ек. H. Ушаковой (Когда, бывало, в старину…)
  • Ек. Н. Ушаковой (В отдалении от вас…)
  • Если ехать вам случится
  • Если жизнь тебя обманет
  • Есть роза дивная: она
  • Еще дуют холодные ветры
  • Еще одной высокой, важной песни
  • Жалоба
  • Желание
  • Жил на свете рыцарь бедный
  • Жуковскому
  • Забуду ли улыбку, взор прекрасный
  • Забыв и рощу и свободу
  • Заклинание
  • Зачем я ею очарован?
  • Зачем, Елена, так пугливо
  • Земля и море
  • Зимнее утро
  • Зимний вечер
  • Зимняя дорога
  • Золото и булат
  • Зорю бьют…
  • И вот ущелье мрачных скал
  • И дале мы пошли — и страх обнял меня
  • И я слыхал, что Божий свет
  • И.В.Сленину
  • И.И.Пущину
  • Из Alfieri *
  • Из Barry Cornwall
  • Из А.Шенье
  • Из Анакреона
  • Из Аристова ‘Orlando Furioso‘
  • Из Афенея
  • Из Гафиза
  • Из записки к А.О.Россет
  • Из Ксенофана Колофонского
  • Из Пиндемонти
  • Из письма к Алексееву
  • Из письма к Великопольскому (С тобой мне…)
  • Из письма к Вяземскому
  • Из письма к Соболевскому
  • Из письма к Яковлеву
  • Именины
  • Иной имел мою Аглаю
  • К ** (Ты богоматерь, нет сомненья…)
  • К *** (Не спрашивай…)
  • К *** (Нет, нет, не должен я, не смею…)
  • К *** (Счастлив, кто близ тебя…)
  • К А. Тимашевой
  • К Баратынскому
  • К бюсту завоевателя
  • К вельможе
  • К Вяземскому
  • К другу стихотворцу
  • К Е.Н.Вульф
  • К кастрату раз пришел скрыпач
  • К Морфею
  • К морю
  • К Н. Я. Плюсковой (На лире скромной…)
  • К Наталье
  • К ней (В печальной праздности…)
  • К переводу Илиады
  • К портрету Вяземского
  • К портрету Жуковского
  • К Чаадаеву
  • К Языкову (К тебе сбирался…)
  • К Языкову (Языков, кто тебе внушил…)
  • Кавказ
  • Как сатирой безымянной
  • Как счастлив я, когда могу покинуть
  • Какая ночь! Мороз трескучий
  • Калмычке
  • Кинжал
  • Кипренскому
  • Клеветникам России
  • Кн. Козловскому
  • Кн.Голицыной, посылая ей оду «Вольность»
  • Княгине З. А. Волконской
  • Княжне С. А. Урусовой
  • Кобылица молодая
  • Когда б не смутное влеченье
  • Когда в объятия мои
  • Когда владыка ассирийский
  • Когда за городом, задумчив, я брожу
  • Когда порой воспоминанье
  • Когда Потемкину в потемках
  • Когда так нежно, так сердечно
  • Когда твои младые лета
  • Колокольчики звенят
  • Кольна
  • Краев чужих неопытный любитель
  • Красавица
  • Красавица перед зеркалом
  • Кривцову (Не пугай нас…)
  • Кристалл, поэтом обновленный
  • Критон, роскошный гражданин
  • Кто из богов мне возвратил
  • Кто, волны, вас остановил
  • Литературное известие
  • Любовь одна — веселье жизни хладной
  • Мадонна
  • Мальчику (Из Катулла)
  • Медок
  • Меж горных стен несется Терек
  • Менко Вуич грамоту пишет
  • Месяц
  • Мечтателю
  • Мирская власть
  • Могущий бог садов — паду перед тобой
  • Мое беспечное незнанье
  • Мой портрет
  • Монастырь на Казбеке
  • Монах
  • Мордвинову
  • Моя родословная
  • Муза (В младенчестве моем…)
  • Н.Н. при посылке ей «Невского альманаха»

ves-pushkin.ru

Детские стихи Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин не писал специально детские стихи, но стихи Пушкина отличаются лёгким, хорошо запоминающимся слогом, простым рифмическим строением и красочными образами.

Вряд ли найдется ребенок, являющийся соотечественником поэта, который с самого глубокого детства не слышал, хотя бы один раз, этого имени. О взрослых говорить не приходится: все они выросли на сказках Пушкина, хотя поэт был бы недоволен тем, что его считают детским: он ничего, никогда не писал для детей.Предназначены ли эти стихи Пушкина для детей? Поэт не ставил такой задачи. Но они нашли своего адресата.

В имени Пушкина заключена какая-то магия, иначе как объяснить такое широкое влияние его творчества на людей самых различных возрастов и национальностей. Читатели Пушкина живут по всему миру. Стихи Пушкина для детей переведены на многие языки. Самые страстные приверженцы творчества поэта читают их в оригинале.

Гениальные стихи Пушкина для детей рисуют картину, как «30 витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных и с ними дядька их морской». А вот – прекрасная Царевна-Лебедь, воплощение утонченности, нежности, самоотверженной жертвенной любви и верности. Коварная царица из сказки «О золотом петушке» вызывает негодование юных слушателей, а прекрасная царевна, так бережно хранимая семью благородными братьями-богатырями для царевича Елисея, из сказки « О мертвой царевне и семи богатырях», взывает неописуемый детский восторг, проснувшись от долго сна. Гневом наполнены детские сердца против злой царицы мачехи, пытавшейся погубить царевну. Как много образов русского фольклора живет на страницах стихов Пушкина для детей и крупных произведений.

Чуткая поэтическая натура Пушкина сумела глубоко прочувствовать многовековую мудрость народа и силой своего гения перевоплотить в целый мир не поддающихся аналитическим оценкам прекрасных творений. Легкий, изящный, жизнеутверждающий стих стремится ввысь, как сладостная музыка. Его хочется просто повторять. Аромат этих великолепных шедевров, так же, как аромат самой благоухающей розы, восхитителен и тонок.

Вот почему поэзия Пушкина так близка детским душам: она чиста, как родник, свежа, как горный воздух, легка, как эфир, благоуханна, как роза. Дети не слушают и не читают Пушкина, они живут в мире его стихов, радуются добру и переживают зло вместе с его героями, негодуют из-за него.

Самое главное в пушкинской поэзии – это мощное воспитательное воздействие на ребенка, оказываемое таким непосредственным и восхитительным способом. Детские слезы с героями пушкинских сказок, их неподражаемая радость, прекрасный, заразительный смех – являются причиной долголетия стихов Пушкина для детей и неувядаемой славы великого гения.

Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

ЕСЛИ ЖИЗНЬ ТЕБЯ ОБМАНЕТ

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило.

На холмах Грузии
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
1829

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?

Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Я вас любил: любовь еще, быть может
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

ТЫ ВИДЕЛ ДЕВУ НА СКАЛЕ

Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами,
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Её всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С её летучим покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.

В КРОВИ ГОРИТ ОГОНЬ ЖЕЛАНЬЯ

В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена,
Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мирра и вина.
Склонись ко мне главою нежной,
И да почию, безмятежный,
Пока дохнёт весёлый день
И двигнется ночная тень.

ЖЕЛАНИЕ

Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слёзы лью; мне слёзы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! Лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье –
Пускай умру, но пусть умру любя!

НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.

ПЕВЕЦ

Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слёз, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской
Встречали ль вы?

Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?

НЯНЕ

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе……………….

РОНЯЕТ ЛЕС БАГРЯНЫЙ СВОЙ УБОР

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать весёлых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовёт;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждёт.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Ещё кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлёк холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришёл? Кого меж вами нет?

Он не пришёл, кудрявый наш певец,
С огнём в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашёл привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лёд полуночных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул, шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой прошлых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе – фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай просёлочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришёл, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой, твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел;
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво;
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся – но поздно! И уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! Душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг –
Приди; огнём волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слёз и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мёртвым и живым,
К устам подъяв ликующую чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Полней, полней! И, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? О, други, угадайте…
Ура, наш царь! Так! Выпьем за царя.
Он человек! Им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.

Пируйте же, пока ещё мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придётся одному?

Несчастный друг! Средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведёт,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провёл без горя и забот.

ТЫ ВИДЕЛ ДЕВУ НА СКАЛЕ

Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами,
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Её всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С её летучим покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ

Что в имени тебе моём?
Оно умрёт как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мёртвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нём? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…

ПОРА, МОЙ ДРУГ, ПОРА!

Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить… И глядь – как раз – умрём.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

ТАЛИСМАН

Храни меня, мой талисман ,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи –
Храни меня, мой талисман .

В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман .

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман .

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман .

ПРИЗНАНИЕ (Я ВАС ЛЮБЛЮ, ХОТЬ Я БЕШУСЬ)

Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, — мне отрада;
Вы отвернетесь, — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, —
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

ТЫ И ВЫ

Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как ВЫ милы!
И мыслю: как ТЕБЯ люблю!

ДАР НАПРАСНЫЙ, ДАР СЛУЧАЙНЫЙ…

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

КАК СЛАДОСТНО!.. НО, БОГИ, КАК ОПАСНО…

Как сладостно!.. но, боги, как опасно
Тебе внимать, твой видеть милый взор!..
Забуду ли улыбку, взор прекрасный
И огненный, волшебный разговор!
Волшебница, зачем тебя я видел —
Узнав тебя, блаженство я познал —
И счастие мое возненавидел.

НЕТ, Я НЕ ДОРОЖУ МЯТЕЖНЫМ НАСЛАЖДЕНЬЕМ…

Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем,
Восторгом чувственным, безумством, исступленьем,
Стенаньем, криками вакханки молодой,
Когда, виясь в моих объятиях змией,
Порывом пылких ласк и язвою лобзаний
Она торопит миг последних содроганий!

О, как милее ты, смиренница моя!
О, как мучительно тобою счастлив я,
Когда, склоняяся на долгие моленья,
Ты предаешься мне нежна без упоенья,
Стыдливо-холодна, восторгу моему
Едва ответствуешь, не внемлешь ничему
И оживляешься потом всё боле, боле —
И делишь наконец мой пламень поневоле!

КОГДА Б НЕ СМУТНОЕ ВЛЕЧЕНЬЕ…

Когда б не смутное влеченье
Чего-то жаждущей души,
Я здесь остался б – наслажденье
Вкушать в неведомой тиши:
Забыл бы всех желаний трепет,
Мечтою б целый мир назвал –
И всё бы слушал этот лепет,
Всё б эти ножки целовал….

 К*** (НЕТ, НЕТ, НЕ ДОЛЖЕН Я, НЕ СМЕЮ…)

Нет, нет, не должен я, не смею, не могу
Волнениям любви безумно предаваться;
Спокойствие мое я строго берегу
И сердцу не даю пылать и забываться;
Нет, полно мне любить; но почему ж порой
Не погружуся я в минутное мечтанье,
Когда нечаянно пройдет передо мной
Младое, чистое, небесное созданье,
Пройдет и скроется?.. Ужель не можно мне,
Любуясь девою в печальном сладострастье,
Глазами следовать за ней и в тишине
Благословлять ее на радость и на счастье,
И сердцем ей желать все блага жизни сей,
Веселый мир души, беспечные досуги,
Всё — даже счастие того, кто избран ей,
Кто милой деве даст название супруги.

СОЛОВЕЙ И РОЗА

В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,
Поет над розою восточный соловей.
Но роза милая не чувствует, не внемлет,
И под влюбленный гимн колеблется и дремлет.
Не так ли ты поешь для хладной красоты?
Опомнись, о поэт, к чему стремишься ты?
Она не слушает, не чувствует поэта;
Глядишь — она цветет; взываешь — нет ответа.

СОЖЖЁННОЕ ПИСЬМО

Прощай, письмо любви! прощай: она велела…
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули! пылают – легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…

КОГДА В ОБЪЯТИЯ МОИ…

Когда в объятия мои
Твой стройный стан я заключаю,
И речи нежные любви
Тебе с восторгом расточаю,
Безмолвна, от стесненных рук
Освобождая стан свой гибкой,
Ты отвечаешь, милый друг,
Мне недоверчивой улыбкой;
Прилежно в памяти храня
Измен печальные преданья,
Ты без участья и вниманья
Уныло слушаешь меня…
Кляну коварные старанья
Преступной юности моей
И встреч условных ожиданья
В садах, в безмолвии ночей.
Кляну речей любовный шопот,
Стихов таинственный напев,
И ласки легковерных дев,
И слезы их, и поздний ропот.

ПРОЩАНИЕ

В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.

Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя всё, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальная подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.

РЕДЕЕТ ОБЛАКОВ ЛЕТУЧАЯ ГРЯДА…

Редеет облаков летучая гряда;
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины;
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень —
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.

К ***

Не спрашивай, зачем унылой думой
Среди забав я часто омрачен,
Зачем на все подъемлю взор угрюмый,
Зачем не мил мне сладкой жизни сон;

Не спрашивай, зачем душой остылой
Я разлюбил веселую любовь
И никого не называю милой —
Кто раз любил, уж не полюбит вновь;

Кто счастье знал, уж не узнает счастья.
На краткий миг блаженство нам дано:
От юности, от нег и сладострастья
Останется уныние одно…

КРАСАВИЦА

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты

ЗАКЛИНАНИЕ

О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые,
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы, —
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, мой друг, сюда, сюда!

Явись, возлюбленная тень,
Как ты была перед разлукой,
Бледна, хладна, как зимний день,
Искажена последней мукой.
Приди, как дальная звезда,
Как легкой звук иль дуновенье,
Иль как ужасное виденье,
Мне все равно, сюда! сюда!..

Зову тебя не для того,
Чтоб укорять людей, чья злоба
Убила друга моего,
Иль чтоб изведать тайны гроба,
Не для того, что иногда
Сомненьем мучусь… но, тоскуя,
Хочу сказать, что все люблю я,
Что все я твой: сюда, сюда!

komarik.co

Советы рукодельницам