Коста Хетагуров — Стихотворения, написанные на русском языке

СТИХОТВОРЕНИЯ, НАПИСАННЫЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Стихотворения 1885 — 1902 годов

«Я не поэт…»
О. В. Р. («Твое ли сердце диктовало…»)
Да, я уж стар…
Многоточия
А. Я. П. («Скрывать, молчать…»)
Владикавказ («Когда б на струнах…»)
За заставой
Картинка
Праздничное утро, или Мысли, вызываемые звоном к заутрене
Новый год («Опять удалился…»)
Последняя встреча
На смерть горянки
Прости («Простите…»)
Воспоминание
На свежей могиле
«Да, я люблю ее… но не позорной страстью…»
На «BIS»
В бурю
Перед памятником
Воспитанникам Ставропольской гимназии
NB («Тридцать лет… А уж жизнь надоела»)
Мечты
А. Г. Б. («Не хочу я теперь…»)
В. Г. Ш. («Дождусь ли я…»)
Сестре
«Спою вам куплеты…»
На смерть М. З. Кипиани
Соната Джусковского
«Один, опять один без призрака родного…»
«Иссякла мысль, тускнеют очи…»

В. Г. Ш. («Принимая от всех поздравленья»)
На новый 1892 год
Е. Е. Н.
Джук-тур
Ночлег
Сане и Миле Б.
Христос воскрес! («Умолкни, ненависть и злоба»)
Недопетые куплеты
Памяти Я. М. Неверова
«Если встреча с тобой…»
«Да, встретились напрасно мы с тобою…»
Музе
«Вот когда перестану дышать…»
«Над нами плыл месяц…»
«Умру я, и что же?..»
«Мне нравится, мой друг, что ты глядишь пытливо…»
«Я отживаю век, ты жить лишь начинаешь…»
Друзьям
«Не упрекай меня…»
«Тяжело… Как тюрьма…»
«Когда тебя, мой друг…»
«Благодарю тебя за искреннее слово…»
«Когда на тополе сребристом…»
Поэту
«Если ветер застонет в трубе…»
Памяти А. Н. Плещеева
«Не туманится взор твой слезами…»
«В часы осеннего ненастья»
Памяти П. И. Чайковского
Памяти А. Н. Островского
Христос воскрес! («Оковы прочь! Раскройтесь, гробы!»)
«Не брани мою музу больную…»
«Я это знал… Чарующие трели…»
Утес
Телеграмма В. Г. Ш. («Христос воскрес! — с лобзаньем жгучим»)
«Не спрашивай, — ты не поймешь…»
«Я все сказал… В эфире утопали»
«Не упрекай! — судьбу винить не надо…»
Другу («Смерть близка…»)
Чердак
«Не верю я… Спокойный, необъятный…»
«Я понял вас. Несмелые упреки…»
«Я не пророк… В безлюдную пустыню»
Толпа
«Опять к тебе, любимая подруга…»
«Не поможешь ты горю слезами…»
«Я помню все…»
«О чем жалеть?.. Больным дыханьем бури»
На могиле о. Антония Чаленко
«Расстаться не трудно…»
Великая ночь
Под Новый год
Памяти А. С. Грибоедова
«Ты вправе смеяться. Бессильный, больной…»
«Я сделал все… За призраками счастья»
Страстная неделя («Ночь великих испытаний…»)
На Пасху («Христос воскрес!» — победно песнь святая»)
Привет
«Когда, как ребенок, я резво играю…»
«Есть чувство,— его разгадать не умею»
«Я — соучастник преступленья…»
На Пасху («Взгляни на мир, на всю природу»)
«Мне жаль тебя…»
Босяк
«Не верь, что я забыл родные наши горы…»
«Волшебной сказкою…»
Траурное объявление
На смерть Шумафа Тутаюка
«Ни пламенных молитв, ни песен вдохновенных…»
Перед операцией
Детям В. И. С. («Стук-стук»)
В. Г. Ш. («В этой сумрачной столице…»)
У. Ц. («Ах, Угалук!..» — 1)
А. Ц. («Ах, Алмахсид! Ах, Алмахсид!») .
Отчего?
Предчувствие
Под пасху («О, если б проникнуть я мог»)
«Угнетенным, бедным»
Дипломатическая нота
Этюд
Откровенность
Вите
B. Г. Ш. («Разлука тяжела, мучительно изгнанье»)
Ю. А. Ц. («Одно лишь слово «поздравляю»)
У. Ц. («Ах, Угалук!..» — 2)
«Здесь, над самым морем…»
В решительную минуту
Весна
Новогодние поздравления («Муза вздорная моя»)
Другу ( «Невозможно творить…» )
Развязка
«Все, чем хотелось бы мне поделиться с Вами»
Страстная неделя ( «В эти мрачные дни…» )
Друзьям-приятелям и всем, кто надоедает мне слезоточивыми советами
Условное предложение
Памяти М. Ю. Лермонтова
«Вот муза у Дарьяла»
Предложение

Стихотворения неизвестных годов

«Я смерти не боюсь…»
Завещание
Зигзаги мысли в бессонницу
Поэту-мечтателю
«Нет, тебя уж никто не заменит…»
Песнь раба
Песня
Портрет
Исповедь
А. А. Ц.
Глава II, и последняя
Акростих («Певца, гонимого судьбою»)
Акростих («Готовый лишь для вас певцом родиться снова»)
Акростих Груне («Годы канут в вечность»)
Новоселье
?!! («Неужели?! Ты так испугалась»)
Открытое письмо без адреса
Прости («Прости! довольно…»)
Ода
Загадки
«Уж давно наболевшей душою»
«Ты помнишь, как ночь та была беспросветна»
Порыв
В порыве откровенности («Ни слов, ни клятв, ни уверений»)
Печальный роман
Надпись на карточке
N+N+N, или 2N+N
Встреча Нового года
Надгробная надпись
Эпитафия
«Свой отъезд волшебной сказкой…»

Комплимент
Со днем ангела
В альбом
Портретная галерея
Странные сочетания и случайные аккорды
Хетаг

hetagurov.ru

ВЕСЬ МИР – МОЙ ХРАМ…

15 января 2015 | Владимир ОЛЬГИН

«Был я в Японии. И мне стало приятно, когда в одном из городов нам сказали, что хорошо знают нашего Коста», – делился радостью  поэт Расул Гамзатов. «В личности, в характере Коста Хетагурова гениально выражен национальный характер осетинского народа, выработанный, выкристаллизованный на протяжении многовековой трудной истории», – авторитетно утверждает литературовед, доктор филологических наук Нафи Джусойты. «Коста – замечательный поэт, творчество которого трогает человека социальной правдивостью и душевными, четко оформленными стихами», – высоко оценил основоположника осетинской литературы

Максим Горький.

Коста Хетагуров – классик и создатель литературного осетинского языка, и этим все сказано. Остальное – подробности, но и они занимательны. Сын прапорщика русской армии Левана Хетагурова родился в горном ауле Нар в 1859 году и рано остался без матери. Он закончил Ставропольскую гимназию и поступил в Петербургскую Академию художеств, но вынужден был оставить учебу, когда лишился стипендии.

Он вернулся в Осетию и начал писать стихи – совсем не такие, как нравятся начальству. В годы ссылки он тосковал по родным горам и писал стихи на русском и осетинском.

<<  Коста Хетагуров в ссылке.  Художник Азанбек Джанаев 

Не верь, что я забыл родные наши горы,

Густой, безоблачный, глубокий небосвод,

Твои задумчиво-мечтательные взоры

И бедный наш аул, и бедный наш народ.

Нет, друг мой, никогда! Чем тягостней изгнанье,

Чем дальше я от вас, чем бессердечней враг,

Тем слаще и милей мне грезится свиданье

Со всем, мне дорогим в родных моих горах.

 

Поэтический сборник «Осетинская лира», вышедший во Владикавказе, зафиксировал рождение осетинской литературы. Но не продлил жизнь автора: вернувшись из ссылки, Коста Хетагуров тяжело заболел и рано скончался – это случилось в селе Георгиевско-Осетинском, основанном его отцом.  

Поэт не выстроил дома, не создал семьи, но основал литературу и литературный язык. Благодарный народ помнит: село Георгиевско-Осетинское в Карачаево-Черкесии носит имя Коста Хетагурова. Его именем названы улицы в разных городах: Херсоне и Очакове, Ставрополе и Пятигорске, Кривом Роге, Коби и Тбилиси. Его имя носит театр в Цхинвале, университет во Владикавказе и село в Южной Осетии.

 

Памятник Коста Хетагурову в центре Владикавказа. Работа скульптора Владимира Соскиева

В центре Владикавказа работает дом-музей Хетагурова и государственная премия Осетии в области литературы и искусства носит его имя. А памятники Коста Хетагурову стоят не только в Осетии, где их не счесть, но и в Санкт-Петербурге и Пятигорске, Кисловодске и Ставрополе, Тбилиси, болгарском Кирджали и британском  Лондоне.

Я не пророк… В безлюдную пустыню

Я не бегу от клеветы и зла…

Разрушить храм, попрать мою святыню

Толпа при всем безумье не могла. 

 

Я не ищу у сильных состраданья,

Не дорожу участием друзей… 

Я не боюсь разлуки и изгнанья,

Предсмертных мук, темницы и цепей… 

Везде, для всех я песнь свою слагаю,

Везде разврат открыто я корю

И грудью грудь насилия встречаю,

И смело всем о правде говорю. 

 

На что друзья, когда все люди – братья,

Когда везде я слышу их привет?

При чем враги, когда во мне проклятья

Для злобы их и ненависти нет? 

 

В тюрьме ясней мне чудится свобода,

Звучнее песнь с бряцанием цепей,

В изгнанье я дороже для народа,

Милее смерть в безмолвии степей…

При чем толпа? Ничтожная рабыня

Пустых страстей – дерзает пусть на все!

Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня,

Вселенная – отечество мое …

                                                           

1894 год

Владимир ОЛЬГИН

© Федеральный познавательный журнал «Горец»

Для тех, кто любит высоту

Перейти на страницу голосования  >>>

 

Читайте также:

gorets-media.ru

Коста Хетагуров — великий сын Осетии.

Коста Хетагуров

Звучат лирические осетинские мелодии. На сцену выходят ведущие

1.ведущий: Великий Кавказ!

Именно тебя с расточительной щедростью одарила природа. Величественные вершины и суровые теснины, шумные водопады и бурные реки, альпийские луга, ледники, спускающиеся к заповедным хвойным лесам,

2.ведущий: Один из красивейших уголков Кавказа — Северная Осетия. Ослепительный взгляд снежных вершин в воздухе, напоенный свежестью стремительного бега горных рек. Аромат и благоухание лугов и лесов.

1ведущий: Осетия! Здесь сама земля кажется полной увлекательных тайн. Она овеяна духом легенд и приданий, которые в глубокой древности сложил народ. Осетия -страна добрая. Земля поющей зелени, край красивых и гордых людей.

Звучат мелодии гор.

2.ведущий.» Звонче пой, фандыр, постоянный спутник осетинского народа, живущего на крутых склонах и в живописных долинах. Каждый раз твоё звучание- прикосновение к чистому источнику народного творчества.

1ведущий Когда приходит в мир человек, в груди которого жарко горит Прометеев огонь, человек, отмеченный печатью гениальности и при этом – кристально чистый сердцем, совестливый, беспокойный, полный безграничной любви к людям и такого же безграничного, идущего от сердца желания «отдать за них все помыслы и силы», облегчить их тяготы и невзгоды, его собственная жизнь легко и просто не складывается никогда. Горя судьба припасает ему куда больше, чем радости, боли – куда больше, чем безоблачного счастья. Да и сам он от судьбы никаких наград не просит и не ждет. Награда находит такого человека, увы, чаще всего только после смерти – но она по-настоящему высока. Это – благодарная память и любовь народа. А значит – бессмертие…


2.ведущий Таким вошел в пантеон гениев, чьи имена составляют славу и живую, горячую совесть Человечества, и основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров. Поэт, просветитель, гуманист и патриот. Обретший бессмертие в веках сын Осетии, любивший свою родину и народ глубоко, деятельно и страстно, а свою такую до боли короткую жизнь проживший пронзительно чисто и свято…
Чтец Если б запеть мне, как нарту, умело,

Если б звучал до небес мой фандыр,

Я бы позвал всю вселенную смело,

Пусть моё горе услышит весь мир.

1. ведущий: это замечательные слова, родоначальника осетинской литературы и первого классика Коста Левановича Хетагурова, чья литературная и общественная деятельность составила целую эпоху в истории культурного наследия Осетии.

2. ведущий: Он больше чем осетин, больше чем кавказец, больше чем поэт. Он признан народом и временем.

Он ни названий печатных не знал, ни чинов- орденов.
Ни издательских ссуд, ни приличных хотя б гонораров.

А смотрите, и ныне, стих его ярок и нов,

хоть и много он выдержал времени грозных ударов

1. ведущий: Родился Коста 15 октября 1859 года. в семье горца – Осетина, в высокогорном селе Нар, окруженном белоснежными вершинами и альпийскими лугами, Нар расположен на скалистом выступе, и, когда по утрам рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, теснин ущелий. Суровый облик края был словно слепком жизни народа, и судьбы будущего поэта. Здесь на вес золота ценилась каждая пядь земли, в темные замшелые сакли редко заглядывал луч солнца, а песни горцев напоминали плач.

Чтец:

Из Нара — взлетел в поднебесье орел, чтобы спеть свою песню.

Про эти угрюмые скалы,

Что холодом рабство сковало

Из Нара взлетел легкокрылый…

Но просто мечтателем был он-

Он ринулся в битву с врагами,

Чтоб солнце взошло над горами

Он в небо поднялся из Нара

Чтоб видеть, как рухнут алдары.

Как вздрогнет гора в изумленье,

Как людям придет вдохновенье…

Орлом он взлетит… но не скрою:

Зовут его горцы звездою,

Чьи искры с рассветом не гаснут

И даже векам не подвластны.

Чтец:

С горных круч стремительно срываясь,

Пробивает путь он средь камней.

Чист родник тот, но и о нём молва есть

Добрая на родине моей

Пушкин, возвращаясь из Арзрума,

К роднику напиться подходил,

И у скал, что высятся угрюмо,

Лермонтов за бегом вод следил.

Как родник, свободна и чиста.

Сердце здесь от беды успокоя,

Подолгу просиживал Коста

И строка рождалась за строкою.

2. ведущий: Коста рано вступил на арену общественной и политической жизни. Он сочетал в себе качества выдающегося поэта- революционера, драматурга, блестящего публициста и талантливого художника- живописца, который оставил нам много прекрасных, волнующих полотен.

1 ведущий: Жизнь народа, обездоленных, борьба за свободу и братство людей труда были основой жизни и деятельности Коста. Он был по натуре добр и щедр. А вы знаете, что в песню надо вложить сердце, чтобы она стала крылатой. И поэт не жалел своего сердца. «Страдать за других невозможно, если ты не изведал страдания», говорил Коста. Вдохновенного певца и борца не могли сломить ни аресты, ни ссылки. Наоборот, он всё яростнее разоблачал порядки самодержавия, призывал своих земляков-горцев стать плечом к плечу с великим русским народом под единое знамя борьбы за свободу.

Всю тяжесть горькой судьбы своего народа, задавленного царскими чиновниками, Коста гневно изобразил в стихотворении «Додой» поэт говорит о целях, которыми царские колонизаторы сковали народ. «Додой»- это сгусток горя народа, его печали, переживаний.

Чтец: на осетинском языке, а потом и на русском. На фоне музыки.

ДОДОЙ

Додой фæкæнат, мæ райгуырæн хæхтæ,

Сау фæныкæй уæ куы фенин фæлтау!

Зæй уæ фæласа, нæ тæрхонылæгтæ, –

Иу ма уæ фезмæлæд искуы лæгау!..

Искæй зæрдæ уæ дзыназгæ нырризæд,

Искæмæ бахъарæд адæмы хъыг,

Дзыллæйы мæстæй уæ исчи фæриссæд,

Иумæ уæ разынæд иу цæстысыг!..

Фидар рæхыстæй нын не уæнгтæ сбастой,

Рухс кувæндæттæй хынджылæгкæнынц,

Мард нын нæ уадзынц, нæ хæхтæ нын байстой,

Стырæй, чысылæй нæ уистæй нæмынц…

Иугай ныййыстæм, ныууагътам нæ бæстæ,

Фос дæр ма афтæ ныппырхкæны сырд, –

Фезмæл–ма, фезмæл, нæ фыййау, нæ фæстæ,

Иумæ нæ рамбырдкæн, арфæйы дзырд!..

Оххай–гъе! Не знаг нæ былмæ фæтæры, –

Кадмæ бæлгæйæ æгадæй мæлæм…

Адæмы фарнæй къæдзæх дæр ныннæры, –

Гъе, мардзæ, исчи! – бынтон сæфт кæнæм!

ГОРЕ

Горы родимые, плачьте безумно.

Лучше мне видеть вас черной золой.

Судьи народные, падая шумно,

Пусть вас схоронит обвал под собой.

Пусть хоть один из вас тяжко застонет,

Горе народное, плача, поймет.

Пусть хоть один в этом горе потонет,

В жгучем страданье слезинку прольет.

Цепью железной нам тело сковали,

Мертвым покоя в земле не дают.

Край наш поруган, и горы отняли.

Всех нас позорят и розгами бьют.

Мы разбрелись, покидая отчизну,—

Скот разгоняет так бешеный зверь.

Где же ты, вождь наш? Для радостной жизни

Нас собери своим словом теперь.

Враг наш ликующий в бездну нас гонит,

Славы желая, бесславно мы мрем.

Родина-мать и рыдает и стонет…

Вождь наш, спеши к нам — мы к смерти идем.

2. ведущий: Если в стихотворении «Додой» поэт впервые предстал пред народом как борец, защитник обиженных и угнетённых. То стихотворение «Мать сирот»- потрясло огромной силой художественного воздействия. Поэт нарисовал незабываемую картину отчаянной борьбы с жизнью матери- вдовы заключается в том, что она прибегает к «святой материнской лжи».
Действия происходят в Наре — родном селе поэта. Изнемогая от холода и голод, задыхаясь от дыма, измученная женщина, глотая слёзы, склонилась над очагом, а вокруг — голодные дети.

Печаль сменяющаяся надеждой, голод, сон одолевает детей, а горькие материнские слёзы, проливаемые тайком от малюток, капают в висящий над огнем котел.

ЧТЕЦ: ( на фоне музыки читает за кулисами) стих «Мать сирот».

Коченеет ворон…
Страшен бури вой…
Спит на круче черной
Нар, аул глухой.

Долгой ночью лучше,
Чем тяжелым днем…
Светится на круче
Сакля огоньком.

На краю аула
В брошенном хлеву
Нищета согнула
Горькую вдову.

Горе истерзало –
Где уж тут до сна?
Над огнем устало
Возится она.

На полу холодном –
Кто в тряпье, кто так –
Пять сирот голодных
Смотрят на очаг.

Даже волка косит
Голод в холода.
Злая смерть уносит
Слабых без труда.

«Ну, не плачьте! –
Грустно говорит им мать, –
Накормлю вас вкусно,
Уложу вас спать…»

Можжевельник саклю
Дымом обволок…
Капают по капле
Слезы в котелок…

«Сгинув под обвалом
В день злосчастный тот,
Ты, кормилец, малых
Обманул сирот.

Пятерых покинул…
Что же впереди?
Лучше б сердце вынул
Из моей груди!

Видно, муж мой милый,
Ты жены умней, –
Что бежал в могилу
От семьи своей.

Сохнет и хиреет
Сын любимый твой:
Лечь бы нам скорее
Рядышком с тобой!»

Капают по капле
Слезы в котелок…
Можжевельник саклю
Дымом обволок…

Засыпает младший
Раньше всех детей, –
Изнемог от плача
Лучший из людей.

Подожди ты малость! –
Лягут все подряд.
Голод и усталость
Скоро победят.

«Мама, не готово ль?
Дай похлебки! Дай!» –
Всем вам будет вдоволь,
Хватит через край!

Котелок вскипает,
Плещет на золу…
Дети засыпают
У огня в углу…

Ветер воет глуше,
Горе крепко спит.
Сон глаза осушит,
Голод утолит.


На солому клала
Малышей своих,
Грея, укрывала
Чем попало их.

И покуда мрачно
Теплилась зола,
Все насытить плачем
Сердце не могла.

Детям говорила:
«Вот бобы вскипят!»
А сама варила
Камни для ребят.

Над детьми витает
Сон, и чист и тих, –
Ложь ее святая
Напитала их…

1. ведущий: Коста любил детей отцовской любовью, и говорил: «Нигде мне так не весело, как с ними, ни за кого я так не страдаю, как за них». И поэтому не случайно, что в его творчестве в поэзии и живописи — так много задушевных произведений для ребят.

Инсценирование басни уч.2 класса, чтение стихов для детей и исполнение песни на осетинском языке.

2. ведущий: Коста писал произведения на осетинском и русском языках. Но гений Коста с особенной силой проявился в его осетинских произведениях, вошедших в сборник «Ирон фандыр».Этими бессмертными произведениями он заложил прочный фундамент осетинской художественной литературы и осетинского литературного языка.

1. Ведущий: «Осетинская лира» поэта содержит в себе не просто определенное количество удивительных стихов, но нечто большее — историю жизни «народного человека» от самого рождения до кончины. Человек этот является в неустроенный, полный опасности мир и до конца своих дней ведет борьбу за жизнь. Он страдает, терпит поражения, но остается верен своему предназначению, не теряет на своем пути ни силы духа, ни высокой духовности.

ЧТЕЦ

СЕРДЦЕ БЕДНЯКА

Зима и нас не миновала,

В рост человека выпал снег,

И злая стужа с перевала

Уж замостила русла рек.

Здесь ночи тягостны и длинны…

Когда ж весна придет опять?

Поужинав, не жжем лучины;

Нет кизяка – ложимся спать.

Бедняк живет в хлеву и стойлах,

К труду его – вниманья нет,

И жесток ложа серый войлок.

И плод забот его – обед.

Все дни его полны трудами

И утешенья лишены,

Но, горю вопреки, ночами

Он видит радостные сны.

Ученики 9б класса исполняют осетинский танец.

Чтец:

Над Наром солнце катит жарким шаром

Улыбкой ясной согревая нас

В ауле горном,

В этом доме старом

Давно уж в очаге огонь погас.

Коста глаголом властвует над миром

И словно солнце светит нам давно —

В сердцах зажег костры «Ирон фандыром»

И им в веках угаснуть не дано.

2. Ведущий. Поэзия Коста Хетагурова представляется прекрасной сверкающей в солнечных лучах вершиной, возвышающейся над могучими хребтами Кавказкой литературы.

Великий поэт, прозаик, драматург, страстный публицист, он своей творческой и общественной деятельностью ознаменовал целую эпоху в истории культуры осетинского народа, пробудил его национальное самосознание.

1. Ведущий: В самые мрачные дни, гонимый царским самодержавием, он
никогда не терял веры в светлое будущее и творил во имя этого будущего.
От того — то столько негаснущего огня, столько тепла и света в его
совершенных произведениях, написанных на русском языке.

ЧТЕЦ

«Не верь, что я забыл родные наши горы».

Не верь, что я забыл родные наши горы,

Густой, безоблачный, глубокий небосвод,

Твои задумчиво-мечтательные взоры

И бедный наш аул, и бедный наш народ.

Нет, друг мой, никогда! Чем тягостней изгнанье,

Чем дальше я от вас, чем бессердечней враг,

Тем слаще и милей мне грезится свиданье

Со всем, мне дорогим в родных моих горах.

Не бойся за меня!— Я не способен к мщенью,

Но злу противиться везде присуще мне,—

Не бойся!— я и здесь не дамся оболыценью

Красавиц, чуждых мне по крови и стране…

Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,

Люблю беспомощных, обиженных, сирот,

Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? —

Тебя, родной аул и бедный наш народ.

За вас отдам я жизнь… все помыслы и силы,—

Всего себя лишь вам я посвятить готов…

Вы так мне дороги, так бесконечно милы,

Что сил нет выразить, что высказать нет слов!..

2. ведущий: Современная осетинская литература многому училась и
учится у Коста. Нет в Осетии ни одного писателя и поэта, который бы не
испытывал на себе влияния поэзии Коста.

Она питает литературу осетинского народа простотой народного слова, беспредельной любовью к народу.

Чтец:

Учитель мой! Великий предок!

К тебе свой взор я обращаю.

Финал мой близок, напоследок

Все мысли смело оглашаю.

Всю жизнь, как ты, провёл в тревоге,

Борясь за правду, я страдал.

Уже исхожены дороги,

Но правды так и не познал.

Я, как и ты, не знаю счастья,

Свободой так же дорожу.

Вновь мой народ попал в ненастье,

И боль о нём в груди ношу.

Своей свободой, без сомнений,

Легко могу я заплатить,

Чтоб гнёт нещадных унижений

Не смог народ мой раздавить.

2. ведущий: Незадолго до смерти К. Хетагуров с глубокой искренностью и
волнением писал: «Я счастья не знал, но я свободу, к которой не привык, как счастьем дорожить. Отдать за шаг один, который бы народу Я мог когда — нибудь к свободе проложить».

1. ведущий: Жизнь вдохновенного певца Осетии была до конца отдана борьбе за торжество высоких идеалов. Имя Коста Хетагурова всегда будет сиять, как яркая звезда. Он оставил памятник, который не может разрушить время, потому что этот памятник создан из монолитов родного слова, несущего в себе глубокие мысли и волнующие чувства. К тому памятнику
«не зарастет народная тропа».

2. ведущий. Память о великом осетинском поэте Коста Хетагурове передается из поколения в поколение не только в Осетии, но и в многонациональной России, во многих странах мира. Бесспорно, его жизнь — это подвиг, образец служения своему народу. Редко кому удавалось соединить в себе гений поэта и художника, просветителя и общественного деятеля, театрального режиссера и публициста. Но трепетное отношение к нему, обоготворение К.Хетагурова своим народом кроется не только в этом. Вполне справедливо считать творчество К.Хетагурова, идейное его содержание одним из составляющих осетинской национальной идеи. Пушкин, Шекспир, Гете, Вальтер — каждого из них по праву можно назвать «властителем дум» своего народа.

1. ведущий. И все же добиться такого же решающего влияния, как К.Хетагуров, на культуру, на духовный мир своего народа, вряд ли кому удалось. Ведь каждое последующее поколение осетин в духовном, культурном и нравственно-психологическом плане формируется на глубоком почитании и осмыслении «свода моральных законов» осетин, духа святого Георгия — покровителя осетин и творчества К.Хетагурова. Эти составляющие осетинской национальной идеи выступают своего рода клейковиной, сплачивающей осетин в любом уголке планеты, остовом осетинского национального «кода».

Музыка: «ПОХОДНАЯ ПЕСНЯ»

1. ведущий. Уроки Коста, чей юбилей торжественно и любовно отмечаем в Осетии, обязательны для молодого поколения, ибо это уроки духовности и красоты, чистоты помыслов, высокой любви к своей земле, к своему народу.

Музыка звучит громче.

multiurok.ru

Коста Леванович Хетагуров | Педагогическое интернет-сообщество УчПортфолио.ру

  Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка. В 1899 году он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира», в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке. Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и осетинском языках, а в годы юношества преимущественно на русском. Осетинской действительности он не знал. Не мог о ней судить и жить ее тревогами. Зрелый период в творчестве Коста наступил вскоре после возвращения его на родину в 1885 г.. Это было время прямого столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью. Нищета и бесправие. Вековое невежество и духовная подавленность народа привели его в отчаяние.  

Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова.
Дом, где родился Коста Хетагуров.

 Что брови сдвигаешь,
Отец?Ты не прав!
Зачем принимаешь
Ты к сердцу мой нрав?
Чей сын ожиданья
Отца оправдал?
Кто в юности ранней
Ошибок не знал?
По мне ль твоя слава
И гордая честь?
Оставь меня, право,
Таким, как я есть. О матери своей Коста не помнил совсем ничего.Образ матери и детство, не согретое её теплом и лаской, лейтмотивом проходят через всё его творчество.Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Дзапаровой (урождённая Туаева). Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Его женой была дочь местного священника Сухиева. Позже Коста говорил о ней: «О Хъызмыда (имя его мачехи) нечего и говорить. Она меня … не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам».

Хетагуров учился сперва в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, стал учиться в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область. Он основал там село Георгиевско-Осетинское ныне село имени Коста Хетагурова. Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище.
С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке.

 В 1881 году, в августе, Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств в мастерскую проф. П. П. Чистякова. В 1883 году лишён стипендии и этим почти всех средств к существованию. Вскоре он перестал посещать Академию, а в 1885 году поехал обратно в Осетию. По 1891 год жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».

В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.
 По возвращении в Осетию наряду с творческой работой вел активную просветительскую деятельность: устраивал выставки, музыкально-литературные вечера, содействовал развитию сценического искусства и школьного образования в Осетии. В частности, был активным противником закрытия в 1891 года губернскими властями Ольгинской женской школы во Владикавказе — единственного учебного заведения для горянок. Протест местной интеллигенции во главе с Коста Хетагуровым помешал этому свершиться. Но протестная акция стоила высылки Коста из Терской области сроком на 5 лет. С февраля 1893 года он стал постоянным сотрудником, фактически редактором газеты «Северный Кавказ», вел идеологическую и политическую борьбу против царской администрации на Кавказе. За что в мае 1899 года был вторично выслан из Осетии.
Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. 
Анна Попова(читайте красные буквы сверху вниз)

                              Ах,с каким безграничным восторгом,дитя,
  На руках из мишурного света
     Я унес бы далеко, далеко тебя

   И любил бы любовью поэта…
                        Детский слух услаждал бы я лирой  своей,
И под звуки ее  безмятежно

                Засыпала б ты сладко на груди  моей,
      А я пел бы, баюкал бы нежно…

                 Много, много сложил бы я песен тогда
На чарующем лоне природы
                     О восторгах любви, наслажденьях труда
             И о светлом блаженстве свободы…


Через два года вернулся на родину, но годы преследования дали о себе знать: в 1903 году он тяжело заболел и не смог вернуться к активной творческой деятельности. Последние годы жизни поэт провел в доме отца в селении Георгиевско-Осетинское, ныне село К. Хетагурова Карачаево-Черкесской республики. Умер Коста 19.03.1906 г. Прах его упокоился в пантеоне храма Святой Богородицы во Владикавказе.
        Коста Хетагуров оставил большое творческое наследие – пятитомное собрание сочинений. Он писал свои произведения на осетинском и русском языках. Стихи и поэмы, написанные на русском языке, впервые вышли отдельным изданием в 1895 году в Ставрополе под названием «Стихотворения». Но всю силу и обаяние поэтического таланта Коста можно ощутить только в его «Осетинской лире», которая увидела свет в 1899 году. Выступая в своих произведениях против угнетения народов Кавказа, защищая их национальное достоинство от великодержавного шовинизма, Коста в то же время призывал земляков приобщаться «к благам культуры, к духовному слиянию их с общей родиной» — Россией. 
      Поэтическое искусство Коста Хетагурова выросло на почве русской художественной культуры и осетинского народного творчества. Он создал уникальную индивидуально-профессиональную традицию в словесном искусстве Осетии, закрепил за поэтическим словом значимость общенационального дела.
После выхода «Осетинской лиры» национальная духовная жизнь осетин стала немыслима без поэтического слова. Коста был также первым осетинским профессиональным живописцем. Последователь русских художников-реалистов, он с большим мастерством показал в своих картинах жизнь простого народа, писал портреты лучших людей и пейзажи родного Кавказа.

 Нерукотворный образ   Скорбящий ангел

 Дети на каменоломне Мост
 Гонка араки
 Творческое наследие Коста в ХХ веке получило всесоюзное и мировое признание, его произведения переведены на многие языки народов СССР, Европы и мира.
Общественная и творческая деятельность великого поэта стали объектом постоянного внимания многочисленных исследователей. В столицах Северной и Южной Осетии — Владикавказе и Цхинвале – установлены монументальные памятники поэта, его именем назван головной вуз республики – Северо-Осетинский государственный университет. Имя Коста также носят улицы, театры, парки, корабли, населенные пункты, дома, музеи и государственные премии РСО-Алания и РЮО. Но самой большой наградой для поэта является неиссякаемая любовь народа.
  с.Нар — Родина Коста (Алагирский район РСО-А) Дом-музей Коста Хетагурова.

«БУДЕМ, КАК КОСТА, В БОРЬБЕ, В ТРУДЕ, В ПРЕДАННОСТИ СВОЕМУ НАРОДУ!  БУДЕМ, КАК КОСТА, ВЕРНЫ СВОЕМУ ДОЛГУ, СВОЕМУ МЕЧУ В БОРЬБЕ С ВРАГАМИ, ПРИСПОСОБЛЕНЦАМИ, ЛЖЕЦАМИ, ВСЕМИ ПРОТИВНИКАМИ СОЦИАЛИЗМА!»
                                                                   А. ФАДЕЕВ.


Памятник Коста на Родине в с. Нар

Празднование юбилея Коста в с. Нар

 

СТИХИ КОСТА ХЕТАГУРОВА


Я не поэт... Обольщенный мечтою,
Я не играю беспечно стихом...
Смейся, пожалуй, над тем, что порою
Сердце мне шепчет в безмолвье ночном...

Смейся!., но только я каждое слово
Прежде, чем им поделиться с тобой,
Вымолил с болью у счастья былого
И оросил непритворной слезой...

Вот почему мои песни звучали
Многим, как звон поминального дня...
Кто не изведал борьбы и печали,
Тот за других не страдает, любя!

1894 г.



Скрывать, молчать, страдать безмолвно
Нет сил, терпенья больше нет,—
Как знать,— обижу ли вас кровно,
Найду ль сочувствье и ответ?

Но все, что так терзает душу,
На части разрывает грудь,—
Давно уж просится наружу,
Давно уж пробивает путь.

В признанье я не вижу цели,
Молчаньем я себя травлю...
Чего хочу на самом деле? —
Зачем вам знать, что вас люблю?

1888 г.
г. Владикавказ

Умру я, и что же?— слезою участья
   Почтишь ли могилу мою,
И смерть моя ляжет ли тучей ненастья
   На душу больную твою?

Нас общее дело когда-то сближало,—
   Хотели чему-то служить,—
Мы были друзьями, но что-то мешало
   Нам нежно друг друга любить.

Не бедность ли злая, нужда и заботы
   О хлебе насущном?.. Да, да! —
Мы жаждали оба простора, свободы
   И счастья другого труда.

Так мы и расстались... и годы летели...
   Жалея друг друга не раз,
Мы розно боролись... Достиг ли кто цели,
   Намеченной каждым из нас?

Нисколько! Бесплодно расходуя силы,
   Мы оба боролись с нуждой...
Состарились оба, брезгливы и хилы,
   Без слез, без улыбки живой.

К чему ж мы лишили возможного счастья
   Цветущую юность свою? —
За эту ошибку слезою участья
   Почти хоть могилу мою...

1893 г.



Разбита стройная, чарующая лира,
Повержен жертвенник, разрушен пышный храм,—
Навеки улетел «соловушка» от мира
В страну далекую, к далеким небесам...

И стало тяжело на сердце, безотрадно,
И мрак, холодный мрак сгустился над душой,—
Удар безвременный, и как он беспощадно,
Как неожиданно направлен был судьбой!

Оценим ли теперь великую потерю,
Горячая слеза Найдется ль у кого?
Тогда лишь в будущность народа я поверю,
Когда он гения оплачет своего;

Когда печаль свою он глубоко сознает
И вещие слова поэта он поймет:
«Пусть арфа сломана,— аккорд еще рыдает...
Не говорите мне: он умер,— он живет!»

1893 г.



Взгляни на мир, на всю природу:
Как жизнь, согретая лучом
Весенним, рвется на свободу,
Неудержимым бьет ключом!

Как всё бесхитростным весельем
Полно, как пышно все цветет!
Как все любовью, всепрощеньем
И лаской братскою зовет!

Как нежны переливы дали,
Как глубока лазурь небес!
Забудь же, милый друг, печали
И пой со мной — Христос воскрес!

1896



Угас и он, как витязь благородный,
Не кинув бой неравный до конца,—
И эта смерть печалью безысходной
Наполнила все чуткие сердца.

Уж нет его среди друзей послушных,
Соратников под знаменем любви...
Не плачь о нем! Ты, вместо слез ненужных,
Себя его идеей вдохнови.

Невежеством беспомощно сраженный,
Ты не сходи с тернистого пути,—
Иди за ним! И факел, им зажженный,
Раздуй сильней и всюду им свети.

Пусть умер он для новых вдохновений,
Для новых дум, печалей и труда,
Ведь не умрет его великий гений
В его родном народе никогда.

1894 г.

Зачем, поэт, зачем, великий гений,
Явился ты так рано в этот мир,
Мир рабства, лжи, насилья и гонений,
Мир, где царил языческий кумир?..
Зачем судьба с таким ожесточеньем
Гнала тебя из-за пустых интриг
Трусливых бар, взлелеянных бездельем,
Когда клеймил их твой могучий стих?
Ты нужен был не царству бар и рабства,
А вот теперь, когда талантов нет,
Когда нас всех заело декадентство,
О, если бы ты жил теперь, поэт!
Твой мощный стих, могучие аккорды
Рассеяли б остаток прежней тьмы,—
Тогда бы по пути добра, любви, свободы
Пошли бы за тобой вперед со славой мы.

1901 г.


МАТЬ СИРОТ
 
Коченеет ворон...
Страшен бури вой...
Спит на круче черной
Нар, аул глухой.
 
Долгой ночью лучше,
Чем тяжелым днем...
Светится на круче
Сакля огоньком.
 
На краю аула
В брошенном хлеву
Нищета согнула
Горькую вдову.
 
Горе истерзало –
Где уж тут до сна?
Над огнем устало
Возится она.
 
На полу холодном –
Кто в тряпье, кто так –
Пять сирот голодных
Смотрят на очаг.
 
Даже волка косит
Голод в холода.
Злая смерть уносит
Слабых без труда.
 
«Ну, не плачьте! – грустно
Говорит им мать, –
Накормлю вас вкусно,
Уложу вас спать...»
 
Можжевельник саклю
Дымом обволок...
Капают по капле
Слезы в котелок...
 
«Сгинув под обвалом
В день злосчастный тот,
Ты, кормилец, малых
Обманул сирот.
 
Пятерых покинул...
Что же впереди?
Лучше б сердце вынул
Из моей груди!
 
Видно, муж мой милый,
Ты жены умней, –
Что бежал в могилу
От семьи своей.
 
Сохнет и хиреет
Сын любимый твой:
Лечь бы нам скорее
Рядышком с тобой!»
 
Капают по капле
Слезы в котелок...
Можжевельник саклю
Дымом обволок...
 
Засыпает младший
Раньше всех детей, –
Изнемог от плача
Лучший из людей.
 
Подожди ты малость! –
Лягут все подряд.
Голод и усталость
Скоро победят.
 
«Мама, не готово ль?
Дай похлебки! Дай!» –
Всем вам будет вдоволь,
Хватит через край!
 
Котелок вскипает,
Плещет на золу...
Дети засыпают
У огня в углу...
 
Ветер воет глуше,
Горе крепко спит.
Сон глаза осушит,
Голод утолит.
 
На солому клала
Малышей своих,
Грея, укрывала
Чем попало их.
 
И покуда мрачно
Теплилась зола,
Все насытить плачем
Сердце не могла.
 
Детям говорила:
«Вот бобы вскипят!»
А сама варила
Камни для ребят.
 
Над детьми витает
Сон, и чист и тих, –
Ложь ее святая
Напитала их...






 

www.uchportfolio.ru

Коста Хетагуров — Нæ дзыллæйы зæрдæ

Автопортрет

КОСТА ХЕТАГУРОВ
3.X.1859 — 19.III.1906

     О Коста было много сказано и при жизни, и после его безвременного ухода… Не раз отмечались его поэтический дар, художественный талант и публицистическая деятельность. Но я еще раз хочу остановиться на том, чему Коста посвятил и все свои таланты и всю свою жизнь: это служение народу. Именно просветительская работа и борьба за свободу народа, против дискриминации и геноцида народов не только Осетии, но и всего Кавказа — вот главная цель всей его жизни.
     К сожалению, Коста сегодня не менее актуален, потому, что все, против чего он боролся, вновь вернулось в нашу жизнь: жестокость, насилие, террор, невежество чиновников и необузданная, антинародная бюрократическая власть. Защищая интересы горцев он призывал свой народ к новой жизни, к солидарности с другими народами и к процветанию всего Кавказа. Вместо кинжала и взрывчатки он взял кисть и перо, вместо кремневого оружия он действовал горячим, вдохновенным словом.
Леван Хетагуров

     Сам Коста в своей автобиографии писал: “Я родился в 1859 году в осетинском селении Нар, высоко в Кавказских горах, на скалистом выступе, и когда рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, тесных ущелий.
     Отец мой — Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин.
     Мать моя — Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чензе Хетагурова — дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава”.
Скорбящий ангел

     Отец понимал значение просвещения и старался дать сыну образование: Нарская сельская школа, Владикавказская прогимназия, Каланджинское начальное училище, Ставропольская гимназия. Коста оказался под опекой замечательных педагогов-попечителей учебных заведений края Я.М. Неверова, учителя рисования гимназии В.И. Смирнова, которые помогли раскрыться его большому дарованию. Рисовать Коста начал рано, и в 1877г его картины были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку.
     В начале восьмидесятых Коста едет в Петербург, где прошел школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля, ставших
Портрет
Анны Цаликовой
впоследствии гордостью русского классического искусства. Всемирно известны его картины: “Природный мост”, “За водой”, “Перевал Зикара”, “Скорбящий ангел”, “Гора Столовая”, ”Долина Теберда”, “Портрет Мисибри Гутиева”, “Портрет Анны Цаликовой”, известны его декорации к “Хаджи Мурату” и “Цыганскому барону”.
Дети на каменоломне

     В 1887 г. выставка картины “Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии” во Владикавказском коммерческом клубе имела такой успех, что некоторым людям нужно было дотронуться до картины рукой, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек.
     В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. Коста сближается с семьей Софьи Васильевны Тархановой, — рассказывала Томбашки. — В доме княгини собирались такие представители передовой русской и кавказкой интеллигенции, как братья Джавахишвили, Андронников, Кони, географ Миклухо-Маклай, Шеллер-Михайлов, Александров (защитник Веры Засулич), шлиссельбуржец Н.А.Морозов, К.Д.Эристави, Е.М. Семенская и другие.
     Из Петербурга его высылают по политическим мотивам во Владикавказ, где он публикуется в газетах “Казбек”, “Северный Кавказ”, в журнале “Терские ведомости”. Сатирическую поэму “Кому на Руси живется весело” публикует газета “Северный Кавказ”, Коста пишет стихи на осетинском и русском языках.
     В 1891 г. По распоряжению начальника Терской области генерала Каханова выслан из Владикавказа за протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцев по поводу закрытия женской школы. Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести бесцельное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому-либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности.
     В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта.
     В дебрях Карачая Коста провел почти 2 года. Только в феврале 1893 года удалось ему перебраться в Ставрополь и стать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ».
     В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта.
Заглавная страница
рукописи «Ирон фæндыр»
За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. Его осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, — не было еще осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако поэт упорно работал над совершенствованием своих произведений, вошедших в книгу «Ирон фадыр».
     В июле 1897 года Коста Хетагуров вынужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение.
     26 мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки по инициативе все того же генерала Каханова, которому Коста досаждал своими статьями и сатирическими произведениями. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно. чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.
     В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.
     Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину. В то же время они устраивают гонения на тех, кому близок Коста, кому не безразличны судьбы Родины и многострадальных народов Кавказа. Они преследуют и уничтожают всех, кто пытается нести людям свет просвещения, идеи свободы и равенства.
     Не предадим же светлую память великого поэта и гуманиста, посвятившего жизнь борьбе за свободу нарда. Я хочу завершить эту статью словами Коста, выражающими смысл его жизни и творчества: Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык как счастьем дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу,
Я смог когда-нибудь к свободе проложить.

hetagurov.ru

Вечер поэзии. «Коста Хетагуров».

Вечер поэзии «Любовь…Тобою рождена поэзия Коста».

(Звучит музыка)

Не в символическом, а в настоящем хлеве

Он был рожден меж небом и землей.

Не символическим, а настоящим хлебом

Был обделен весь век недолгий свой

Не символической, а собственною кровью

Писал о том, о чем кричала боль

В его неизбалованном любовью

Усталом сердце, где жила …любовь.

1 вед.Добрый день, уважаемые учителя, старшеклассники , гости нашего вечера.

2 вед. Мы сегодня с вами попытаемся понять, что же значила любовь в жизни Коста, как она вдохновляла его в поэтическом творчестве.

1 вед. Хотя, Валера, с помощью названия нашего вечера поэзии, мы смело можем сказать, что вся поэзия Коста любовью рождена .

2 вед. Знаете ,Рита Хазбиевна, мне кажется , чтобы воспеть высокую и чистую любовь ко всему нужен талант, выдающийся талант, острый ум, и конечно же, богатая и отзывчивая душа.

1 вед. Я с тобой согласна. И таким человеком, которому было присуще все это , был Коста Хетагуров.

2 вед. Назвав Коста Леонардо да Винчи осетинского народа, писатель Александр Фадеев сказал «Мы , русские писатели, гордимся тем, что Коста сформировался под влиянием идей Чернышевского, Добролюбова, Некрасова».

1 вед. Сам Коста любил часто повторять: «Я вырос среди русских». И конечно же он имел ввиду Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Поэт любил обездоленный мир.

2 вед. Он считал любовь к народу своей святыней и воспел ее, как могущественнейшее чувство в мире.

1чт. «Не верь , что я забыл родные наши горы».(музыка)

2чт. « Я смерти не боюсь…………………………………….».

1 вед. Как мы видим, в этих стихах Коста говорит о своей неизменной горячей любви к родине, к бедному народу.

2 вед. Да, Коста Х. главной задачей считал служение народу, родине. Он считал, что поэт не должен щадить своих сил, чтобы помочь своему народу во всех областях общественной жизни.. Он обязан способствовать его духовному росту и культурному развитию, побуждать в нем творческие силы и высокое социальное и национальное самосознание.

1 вед. А не это ли ,Валера, великая любовь Коста к своему народу, Родине.

3чт. «Я не пророк………………………………………»(музыка)

2 вед.Коста беззаветно любил свой народ.И он отвечал ему тем же.

1 вед. Вся Осетия скорбила , когда поэта лишали Родины. Вся Осетия думала о нем –старец дорожил его мудрым советом, обиженная судьбой женщина с надеждой ждала доброй вести о нем, проклятый небом и землей пастух распевал его горестные песни.

4 чт. « Песня бедняка……………………………………..»

5 чт «Тревога…………………………………………………..».

2 вед. А как поэт горячо любил , боготворил детей. В одном из своих писем он искренне признавался : « Лишенный с раннего детства материнской ласки и радостей семьи , я до сих пор с поразительной восприимчивостью переживаю волнения , радости и печали счастливого детского возраста. Нигде мне так не весело, как с ними, ни за кого я так не страдаю , как за них».

1 вед . И , конечно же , Коста посвятил им немало своих стихов, картин, которые проникнуты теплым отношением к ребенку. В этих жемчужинах сквозит безграничная любовь к ним, к детям.

6 чт. «Шалун…», …………………….. «Кому что».

7 чт. «Будь мужчиной………………………………….».

2 вед. Во все его стихи , посвященные детям, вложены в доступной для детей форма мысли социального характера : «и с радостью работай, чтоб человеком стать», или «так пой на просторе, над скалами рей, не ведая горя, нужды и князей».

1 вед. И ,конечно же, все стихи , предназначенные для читателей самого юного возраста имеют большое воспитательное значение, они проникнуты высоким духом гуманизма , человечности и гармонии.

2 вед. Большую роль в творчестве Коста сыграла его любовь к родной природе.

1 вед. Тема природы является важнейшим звеном художественного мира поэта, во многом определяющим его своеобразие.

2 вед. Разнообразны картины природы в его лирике и прозе. Поэту пришлось побывать во многих местах –как на Северном Кавказе , так и по всей России.

1 вед. Но картины родной природы лучшие из пейзажей, которые Коста отразил в своем творчестве.

2 вед.Поэт был влюблен в родные горы, наслаждался переливами красок восхода и заката солнца, понимал шепот листьев вековых деревьев, серебристое журчаньн ручейков и шум низвергающихся водопадов.

1 вед. Жемчужиной поэзии образцом поэтического мастерства признано стихотворение « Джук –тур»

8 чт. « Джук –тур…………………………..»(музыка)

2 вед. В своем творчестве поэт показывает природу в ее вечном движении, в игре звуков, красок , света и теней.

1 вед. Мы все это можем увидеть в его поэме «Фатима» ,стихотворении «Всати», «Кубады», в рассказе « Охота за турами», в «Мать сирот» и в других.

9 чт. « Утес-1………………………………………….».(музыка)

  1. т. «Утес-2……………………………………………»(музыка)

2 вед. Как мы видим, Коста тонко и глубоко чувствуя красоту природы ,сумел передать ее в своих произведениях.

1.Вед. Характерной особенностью его чувства природы является многоплановость изображения, умение передать глубокий лиризм.

2.вед. Говорят , что окружение поэта –это аура, которая осеняет его творчество: чем сильнее аура , тем гениальнее поэт.

1 вед.Возможно, Валера, есть и такая формула творчества.

2вед. Я знаю, что у Коста Хетагурова были музы , которые вдохновляли его, давали ему силы.

1 вед. Да , это так. Когда он увидел свою прекрасную незнакомку, он потерял покой. Он был одержим желанием во чтобы то ни стало познакомиться с нею, но он тем не менее каждый раз робел при виде приближающейся фигуры девушки….

2вед. В первые дни своей влюбленности , окрыленный открывшимся чувством, он как, впрочем, и все влюбленные , жаждет поскорее признаться даме сердца.

1 вед. А для этого , прежде всего, соблюдая нормы приличия , этикет, надо быть педставленным девушке. И вот –удача! Прекрасная незнакомка оказалась хорошей знакомой его двоюродной сестры Веры Сухиевой –Аликовой и звали ее…..Анна Попова.

Ей суждено будет стать одной из постоянных муз поэта, вдохновлявшей его на протяжении всей жизни.

2вед. Пройдет несколько долгих месяцев борьбы с самим собой , прежде чем он осмелится сделать первый шаг.

1 вед.В день своих именин ( день св. Константина), он напишет ей письмо. А вместе с письмом стихотворение –Да , я уж стар…..

  1. чт. «Да я уж стар………………………….».(музыка)

2вед. Анна пробежавшись глазами по письму , с ужасом поймет, кому принадлежат эти строки.

1 вед.Как посмел этот дерзкий молодой человек, в нелепой синей рубахе, бродяга без положения, без определенных занятий передать ей письмо , да еще со стихами? Недолго думая, в гневе, подвернувшимися под руки ножницами , она порежет письмо на части.Коста так и не узнает об этом. Но на второй день …..набравшись храбрости , он преградит путь Анне и станет убеждать , что находит естественным осуществление своего давнишнего жгучего желания знакомства с ней и ничего предосудительного не видит в этом.

2вед. Анна , конечно же . была очарована его речью и призналась , что не читала письмо. . Но когда вернется домой , отыщет разорванное письмо с задушевным признанием. Прочтет его . И ей станет как то неловко, обидно за него , за себя. За окружающих, за всех.

1 вед.В первые годы знакомства Анна все же избегает встреч с Коста, понимая, что не найдет оправдания в глазах родных. Однако молодой человек становится все более и более настойчивым, и тогда она изредка , тайком от близких , не в силах отказаться « обменяться мыслями» прохаживается с ним по пыльным улочкам владикавказа, спускаясь к шумному Тереку.

2вед. Именно в этих беседах она поймет, с каким незаурядным человеком она познакомилась, как сильно он отличается от всех тех, с кем вынуждена она проводить свои дни, как много общего , хорошего, незабвенного у нее с ним.

1вед. Солнечным весенним утром 5 мая 1887 года в раскрытое окно комнаты Анны залетела бумажка. Развернув ее , она с удивлением обнаружила акростих «Ах, с каким безграничным восторгом, дитя …..», впоследствии ставшим посвящением к поэме «Фатима».

  1. чт. «Акростих.Ах…………………………..».(музыка)

2вед. Вскоре в доме Поповых разразился скандал. Родные прослышав про настойчивые ухаживания с не внушающим доверия молодым человеком , не на шутку встревожились.

1 вед.И боясь, как бы все это не скомпрометировало репутацию семьи, они решили отослать Анну подальше из Владикавказа. Она уедет к сестрам в Гори.

2вед. Насколько был сильным удар для поэта, можно судить по написанному в тот день стихотворению «Многоточия…!

  1. чт « Многоточия……………………………..».(музыка)

1 вед. Как мы видим, поэт пытается докричаться до своей любимой , остановить ее , но крик его повисает в воздухе

2вед. Опять настали дни томительных ожиданий. Все та же неопределенность и безответность вновь наполнили сердце поэта изнуряющей тоской.

  1. чт. « Скрывать , молчать, страдать безмолвно…..».(музыка)

1 вед. Казалось бы, частые и долгие отъезды Анны, нежелание ее поддерживать близкие отношения должны были охладить пыл поэта, но Коста не хочет отступать от задуманного и предпринимает попытку сватовства.

2вед.Вскоре поэту были переданы слова Анны – она смотрит на Коста , как на хорошего знакомого , ни больше , ни меньше.

1 вед. Анна всегда относилась к нему искренно, сочувственно, дружелюбно. Она сразу почувствовала « сродство, симпатию душ».

2вед. Ей приятны и ценны встречи с ним,но ведь она с самого начала давала ему понять , чтобы на большее он не рассчитывал. Он пишет ей письмо.

1 вед.И Анне в который раз пришлось собрать свою волю в кулак и написать ответ на послание. Письмо заканчивалось такими словами:

2вед. «….за все невольно причиненные огорчения прошу простить без вины виноватую . я ставлю святую дружбу выше всего».

1 вед.Откликом на ответ Анны стало стихотворение «Прости».

  1. чт. «Прости……………………………………….»(музыка)

2вед.О своей любви к Анне Коста напишет и в другом стихотворении «Да, я люблю ее», где представит Анну символом воплощенья «добра и истины, любви и всепрощенья».

  1. чт. «Да, я люблю ее……………………….».(музыка)

1 вед.Поэт не ждет за свою любовь награды , считая,что награжден уже тем, что любит. А за любовь он готов идти и на смертный бой, и на суд толпы холодной. Единственное , вот чего боится поэт….

  1. чт. «И если я порой мучительно страдаю….».(музыка)

2вед. В своих воспоминаниях о давно минувшем, но вечно живом Анна напишет:….в награду за беспредельную любовь , решила ни за кого не выходить замуж.

1 вед.В год кончины Коста Анны не было на Сев. Кавказе.Но в каждый свой приезд во Владикавказ Анна до конца дней своих постоянно будет ходить на его могилу, «мысленно уносясь в прошлое и со скорбной слезою изливая там душу свою….»

(звучит музыка).

2вед. Неудача в любви с первых шагов Коста к Анне Поповой спустя почти 10 лет повторилась вновь для него и в доме Цаликовых к Анне Цаликовой.

(фотографии Анны Цаликовой).

1 вед. Анечка, Анюта , Анна Цаликова –муза Коста., его безответная любовь. Немного кокетливая и взбалмошная , капризная и озорная, как и все барышни того времени, но полная достоинства, как и подобало образованной девице из приличной семьи.

  1. чт. « Портрет……………………………..». (музыка)

2вед. Аня – учительница, дочь священника. И Коста, как любящий человек, посвящал ей стихи , рисовал ее портреты. Светло и проникновенно , порой грустно звучит Муза любви поэта.

  1. чт. «Опять к тебе , любимая подруга…………..».(музыка)

1 вед. Семья Цаликовых по семейным обстоятельствам переехали жить в Пятигорск. Им этот город понравился больше , чем родной Владикавказ. Они прожили здесь до конца своих дней.

2вед. В то время Коста был в ссылке в Херсоне. Его не могли сдержать путы изгнания, полицейский надзор. Преодолев все, он тайно является на Кавказ , к ней.

1 вед. А здесь, в доме ее отца , в светлой комнате, заполненной звуками пианино, он не мог сделать два шага , отделяющие его от нее, такой любимой, желанной.

2вед. В этих двух шагах, как бездна , разверлось время, годы и годы. Он бессилен перед ними, перед семнадцатью годами, отделившими его от Анны.

  1. чт «Я отживаю век………………………………»(музыка)

1 вед. Кажется, то были лучшие благословенные часы Коста……..Но , увы….Коста чувствовал тяжкий, ничем непоправимый приговор.

  1. чт. «Неужели , ты так испугалась……………….»(музыка)

2вед. И зная об этом приговоре, Коста сделал предложение. Так безысходность и отчаяние толкали человека за черту жизни.

1 вед. Анна Цаликова не сомневалась в своем ответе, как Попова. Она прямо и честно сказала Коста, что она никогда не выйдет за него, не смотря на то, что она высоко его ценила и уважала.

  1. чт. «Благодарю тебя за искреннее слово…………».

2вед. Жаль, что из его муз так и никто не осчастливил его, никто из них не связал свою судьбу с его судьбой.

1 вед.Но зато, Валера, с помощью своих муз, с помощью любви ко всему была рождена такая высокая поэзия.

(музыка)

1 вед. Уж так случилось:первого апреля

Ушел от нас великий наш Коста.

Ушел. Замолкли вещие уста.

Немотствуют. Они свое отпели.

Но я живу, мой друг, и ты живешь,

И он живет. Слова не будут лестью:

Тут весть о смерти стала ложной вестью;

Коста не умер. Это злая ложь.

И чтоб не верещали впредь

О происках апреля или мая,

Поэзия не может умереть,

Когда она поэзия живая.

infourok.ru

Ирон фæндыр — Хетæгкаты Къоста — Осетинская лира

ИРОН ФÆНДЫР — ОСЕТИНСКАЯ ЛИРА

 
 Ныстуан – Завещание Перевел П. Панченко
 Сагъæс – Раздумье  Перевел А. Шпирт
 Ныфс – Надежда  Перевел Б. Иринин
 Гъæй, джиди! – О, если бы!  Перевел А. Корчагин
 Азар! – Спой!  Перевел А. Шпирт
 Фесæф! – Пропади!  Перевел П. Панченко
 Зонын – Знаю  Перевел М. Исаковский
 Тæхуды – Желание  Перевел С. Олендер
 Хæрзбон! – Прощай!  Перевел Дм. Кедрин
 Мæгуыры зарæг – Песня бедняка  Перевел Б. Серебряков
 Мæгуыры зардæ – Сердце бедняка  Перевел Б. Брик
 А-лол-лай! – А-лол-лай!  Перевел С. Олендер
 Марды уæлхъус – У могилы  Перевел М. Исаковский
 Ракæс! – Взгляни!  Перевел П. Панченко
 Æнæ хай – Без доли  Перевел М. Фроман
 Æнæ фыййау – Без пастуха  Перевел Б. Серебряков
 Салдат – Солдат  Перевел С. Олендер
 Додой – Горе  Перевел А. Гулуев
 Катай – Тревога  Перевел М. Исаковский
 Сидзæргæс – Мать сирот  Перевел Б. Иринин
 Хъуыбады – Кубады  Перевел П. Панченко
 Чи дæ? – Кто ты?  Перевел А. Ахматова
 Всати – Всати  Перевел А. Шпирт
 Уæлмæрдты – На кладбище  Перевел П. Заболоцкий
 Æрра фыййау – Безумный пастух  Перевел С. Олендер
 Булкъ æмæ мыд – Редька и мед  Перевел А. Шпирт
 Халон æмæ рувас – Ворона и лисица  Текст И.А.Крылова
 Бирæгъ æмæ хърихъупп – Волк и журавль  Текст И.А.Крылова
 Хъазтæ – Гуси  Текст И.А.Крылова
 Саг æмæ уызын – Олень и еж  Перевел А. Шпирт
 Марходарæг – Постник  Перевел П. Панченко
 Ахуыр – Привычка  Перевел Б. Брик
 Рувас æмæ зыгьарæг – Лиса и барсук  Перевел С. Олендер
 Лæг æви ус – Мужчина или женщина?  Перевел Дм. Кедрин
 Лæскъдзæрæн – В пастухах (Сказка)  Перевел Б. Иринин
 Гино – Киска  Перевел А. Шпирт
 Скъолайы лæппу – Школьник  Перевел А. Шпирт
 Фыдуаг – Шалун  Перевел А. Шпирт
 Кæмæн цы – Кому что  Перевел Н. Ушаков
 Уасæг – Петушок  Текст русской народной песенки
 Лæгау – Будь мужчиной  Перевел А. Шпирт
 Дзывылдар – Синица  Перевел Н. Ушаков
 Зæрватыкк – Ласточка  Перевел П. Семынин
 Цъиу æмæ сывæллæттæ – Пойманная птичка  Текст А.У. Порецкого
 Уалдзæг – Весна  Перевел Н. Тихонов
 Сæрд – Лето  Перевел Б. Брик
 Фæззæг – Осень  Перевел Н. Тихонов
 Зымæг – Зима  Перевел Б. Брик
 Сæрдыгон къæвда – Летний дождь  Текст А.Н. Майкова
 Дыууæ халоны – Ворон к ворону летит  Текст А.С. Пушкина


Стихотворения, не вошедшие в "ИРОН ФÆНДЫР"

 Рагон нæртон лæгау зарын куы зонин... –
 Если бы пел я, как нарт вдохновенный  Перевел О. Олендер
 Салам – Привет  
 Балцы зарæг – Походная песня  Перевел С. Олендер
 Æхсины лæг (Зарæг) – Прислужник (Песня)  Перевел Н. Тихонов
 Уайдзæф – Упрек.  Перевел С. Олендер
 Усгуры мæт – Дума жениха  Перевел С. Олендер
 Усгуры хъынцъым – Тоска влюбленного.  Перевел В. Корчагин
 Амонд... – Счастье...  Перевел О. Олендер
 Ногбон æхсæвы – В новогоднюю ночь.  Перевел А. Шпирт
 Нæуæгбонты зарæг – Новогодняя песня.  
 Хетæг. Кадæг. 


hetagurov.ru

Советы рукодельницам