Как научиться читать стихи?

Все мы родом из детства. Кто-то с ностальгией вспоминает времена, как читал стихи в саду на утреннике или на уроке литературы в школе, а у кого-то такие задания вызывали бурю негативных эмоций. Почему? Во многом из-за неумения передать эмоции и переживания самого автора, отсутствия интонации и других аспектов, благодаря которым мы и слушаем оратора, затаив дыхание. Тем, кто не знает, как можно научиться читать стихи, стоит познакомиться с некоторыми правилами.

Вживаемся в роль

Чтобы научиться красиво читать стихи так, как будто вы выступаете перед самим президентом и ждете от него за это награды, необходимо знать их наизусть. Это первое условие. Действительно, без живого контакта с публикой ничего не получится, ведь вам просто не поверят, как не верят политикам, читающим речь по бумажке. Ну а самое главное – следует выработать в себе видение читаемого. То есть вы должны полностью понять смысл произведения: о чем оно, кому посвящается, в какие моменты жизни писателя было написано и др. «Как дымный столп светлеет в вышине», «Те ямки розовых ланит» в знаменитых стихотворениях Ф.И. Тютчева – это все надо прочувствовать, понять и донести до зрителя.

Чтобы понять, где следует прерваться, а где сделать длинную паузу, необходимо соблюдать знаки препинания. Именно они определяют интонационную составляющую. Точка означает большую паузу, запятая – короткую. Ваши глаза при запоминании должны бежать впереди текста, чтобы успеть сориентироваться и прочесть предложение в вопросительной форме, если в конце стоит знак вопроса, и в восклицательной, если оно оканчивается восклицательным знаком. Главное – никуда не торопиться, научиться выразительно читать стихи быстро, каким-то наскоком не получится. Ведь даже забыв строку, вы сможете скрыть неловкую паузу и снова собраться с мыслями, если сумеете полностью вжиться в роль.

Что может помочь?

Качественная подготовка речевого аппарата к предстоящему действу. Вы можете освоить артикуляционную гимнастику, чтобы чувствовать себя более уверенно. Чтобы понять, как можно правильно научиться читать стихи, следует выполнять такие упражнения, как «Улыбка», предполагающая удерживание губ в улыбке, «Трубочка» — вытягивание губ вперед трубочкой, «Заборчик». В последнем случае губы должны быть растянуты в улыбке, а верхняя и нижняя челюсть сомкнуты так, чтобы было видно зубы. Эти упражнения следует чередовать. Попробуйте перед выступлением пропеть все гласные русского алфавита. А еще хорошо развивают речь скороговорки.

Советы о том, как правильно научиться читать стихи, включают тренировку перед зеркалом. Свою мимику и жестикуляцию не видно со стороны, и зачастую, пытаясь передать одно эмоциональное состояние, мы делаем все совсем наоборот. Зеркало даст возможность взглянуть на себя со стороны, понять, что ты делаешь не так, и как можно все исправить. Нередко определенные длинные фразы требуется произносить на одном дыхании, а значит придется освоить и дыхательную гимнастику.

Вот некоторые из упражнений:

  • короткий, спокойный, тихий вдох через нос с ощущением, как будто воздух достигает только уровня гортани. Небольшая пауза и такой же плавный выдох;
  • вдохнуть через нос, максимально наполняя легкие воздухом, сделать паузу на 5–10 секунд и выполнить 10 коротких выдохов через рот, произнося при этом слог «ха». Обязательно нужно втягивать живот в себя и выполнять толчкообразные сокращения брюшных мышц. Снова пауза на 10–15 секунд и повтор.

Главное – справиться со своим волнением, чтобы голос предательски не дрожал и все будет в порядке. Здесь каждый ищет то, что подходит именно ему для стабилизации своего эмоционального состояния.

 

kak-bog.ru

Как научиться читать стихи: советы

Всех детей еще в садике учат читать стихи, просто выучить может каждый ребенок, но прочитать его с выражением далеко не все. Почему? Да потому что их никто не учил, как нужно это делать. Преподаватели просто снижают оценки, если у вас не получается прочитать красиво стих. В этом деле главную роль играет интонация. Ее нужно соблюдать даже когда вы простой текст читаете, но в случае со стихами это самое главное. Но как этому научиться и что можно сделать, каким правилам следовать? Наш сайт расскажет вам об этом в данной статье.

  1. Первое, что необходимо сделать, чтобы вслух красиво прочесть стих на публике, это понять его смысл. Постарайтесь проанализировать, кому оно посвящено, какие эмоции хотел передать автор читателю, что хотел сказать и вообще о чем он. Потом обязательно выучите текст. Даже, если вы думаете, что сможете подсмотреть его на листочке, не нужно сильно на это надеяться.
  2. Потому что от волнения вы попросту можете не увидеть текст. Да и публика относится лучше к ораторам, которые не пытаются подглядывать. В таком случае выступление воспринимается зрителями более искренне.
    Необходимо отработать прочтения стиха столько, сколько нужно, что запомнить
    , где делать паузы, а где наоборот ускорить. Также перед выступлением подумайте, в каких местах стоит поставить акцент.
  3. Естественно, что любая речь воспринимается лучше, если она понятная и четкая. Чтобы не оговариваться, будет полезно подготовить речевой аппарат к предстоящему мероприятию. Существует огромное количество всевозможных артикуляционных гимнастик, которыми вы можете воспользоваться. Людям, у которых работа связана с публичными выступлениями, советуют делать эти упражнения каждый день, и перед самим выступлением«разогревать» артикуляционный аппарат.
  4. Когда вы учитесь читать стихи, можете потренироваться перед зеркалом. Так вы увидите свою мимику. Часто людям кажется, что они в определенный момент пытаются отобразить одно эмоциональное состояние, но со стороны это выглядит иначе. Когда читаешь стих, частенько нужно произносить какую-то длинную фразу на одном дыхании. Именно поэтому профессионалы занимаются дыхательной гимнастикой.
  5. Перед самим выступлением главное справиться с волнением, в противном случае его будет слышно в голосе, даже если вы будете стараться показать, что совсем не переживаете. Голос лучше всего передает наше состояние. Чтобы попытаться успокоится, можете сделать парочку глубоких вдохов и выдохов, представить, что вы находитесь в таком месте, где спокойно и уютно.
  6. Стихотворение – это, в первую очередь, эмоции. К примеру, если проанализировать стих под названием «Как хорошо уметь читать», можно увидеть, как автор рассказывает о радости ребенка, который овладел навыками чтения. И не правильно было бы прочитать это стихотворение монотонно и спокойно. Скорее это нужно сделать энергично и бодро. И, конечно же, тем речи должен быть быстрее, чем, к примеру, при прочтении письма Татьяны Онегину.

Видео уроки

Рубрика: 

Ключевые слова: 

Опубликовано пользователем HRTrain

hr-portal.ru

Как красиво читать стихи?

Все дети еще в детском саду учат стихи, и ведь учить может каждый ребенок, а вот читать красиво далеко не все. И почему? Потому что никто их не учил это делать. Преподаватели снижают оценку, если вы читаете стихи некрасиво, а просто уныло рассказываете. В стихах большую роль играет интонация. Интонацию надо соблюдать и в том случае, когда вы рассказываете прозу, но в  случае стихов это еще более важно. Но как научится правильно и красиво читать стихи и что нужно для этого делать, каким правилам следовать? Именно об этом поговорим в этой статье.

Правила правильного и красивого чтения стихов:

  • Работайте над дикцией. От того как точно, правильно и красиво вы будете произносить каждое слово и объединять их в одну фразу, будет зависеть успех чтения стихов.
  • Соблюдайте знаки препинания. Именно они определяют, с какой интонацией вам нужно читать. Точка это большая пауза, запятая, короткая пауза, вопросительный знак это вопрос, восклицательный подразумевает повышения нот в голосе и т.д.
  • Вникайте в суть самого стиха. Когда вы будете понимать, о чем вы говорите, вы не просто будете наизусть говорить выученное, а будете переживать вместе с автором все эмоции, к которым призывает стихотворение.
  • Не зубрите. Учитесь сразу же читать стихотворение с выражением, сразу же, как начинаете учить, а то потом вы машинально будете рассказывать сухо и без выражения.
  • Не торопитесь никуда. Стихотворение это искусство. Наличие определенных логических пауз делает ваше чтение еще более выразительным. Еще это поможет скрыть неловкие паузы.
  • Наличие музыкального слуха упростит задачу. Но и без музыкального слуха можно добиться успеха, если тщательно над этим работать.
  • Работайте над мимикой, иногда можно подключать и жесты. Тренироваться можно перед зеркалом.
  • Чувствуйте то, что говорите и старайтесь это пережить. И все у вас получится!

Родители должны помогать детям научится читать красиво стихи, этому учатся в юном возрасте, так как потом талант остается на всю жизнь.  А если вам ребенок слишком мал для того, чтобы ходить в школу и учить стихи, побеспокойтесь о его комфорте. Конверт для новорожденного и другая одежда из хлопка обеспечат полный комфорт вашему малышу. Ваш ребенок вырастет здоровым и счастливым.



Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

reshit.ru

Как научиться читать стихи

У нас в театральной школе мне иногда задают вопросы, как научиться читать стихи. Я отсылаю всех к моему видеокурсу «Как поступить в театральный вуз»

, в котором я рассказываю об этом ОЧЕНЬ подробно. Но кто-то до него так и не доходит. Отдавая себе отчет, что вопрос этот все-таки не праздный, и многим бы хотелось это знать — я и решил рассказать об этом весьма развернуто и во всеуслышание.

Начнем с того, что данная статья — не методологического характера, как многие мои статьи, размещенные в настоящем блоге. То есть, ниже я НЕ буду давать ТЕХНИКУ разбора. Но я буду говорить о том, что находится ЗА ней, и что составляет СУТЬ самой методологии.

В основе методологии разбора и прочтения текстов различного жанра и направленности есть принцип «подложки», при котором Вы используете собственные чувства и эмоции («чувственные образы»). Чувственный образ — ключевой элемент в присвоении любого текста.

Итак, возьмем в качестве примера кусочек из поэмы Роберта Рождественского «Реквием». Кусок — следующий:

Вечная слава героям!
Слава героям!
Слава!!

…Но зачем она им, эта слава,—
мертвым?
Для чего она им, эта слава,—
павшим?
Все живое —
спасшим.
Себя —
не спасшим.
Для чего она им, эта слава,—
мертвым?..

Если молнии в тучах заплещутся жарко,
и огромное небо
от грома
оглохнет,
если крикнут все люди земного шара,—
ни один из погибших
даже не вздрогнет.

Знаю:
солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю:
песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца,
от имени жизни,
повторяю!
Вечная
Слава
Героям!..

И бессмертные гимны,
прощальные гимны
над бессонной планетой плывут величаво…
Пусть не все герои,—
те,
кто погибли,—
павшим
вечная слава!
Вечная слава!!

Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!
Вспомним гордо и прямо
погибших в борьбе…

Есть великое право:
забывать
о себе!
Есть высокое право:
пожелать
и посметь!..

Стала

вечною славой
мгновенная
смерть!

С чего нужно начинать работу над стихом? С того, что нужно… включить мозги. А именно — ВЧИТАТЬСЯ в каждое слово и попытаться понять (ощутить) ОЧЕНЬ конкретный смысл КАЖДОГО куска. Начнем с начала.

1) Вечная слава героям!
Слава героям!
Слава!!

Вы как собираетесь читать этот кусок? Пафосно и неторопливо, как диктор Центрального телевидения? Нет, нет и нет! Помните: любой текст нуждается в ПОЛНОМ Вашем осмыслении и ПОНИМАНИИ. Он должен стать ВАШИМ (в буквальном смысле этого слова). На сцене нет и никогда не было никого, кроме Вас. Слушают Вас, а не автора. Автора все давно знают, он молодец. Но зрители пришли слушать ВАС. А это налагает ОЧЕНЬ большую ответственность на чтеца. Ибо — можно что-то не знать. Но нужно ПЫТАТЬСЯ знать. И я Вам сейчас покажу, что я имею в виду.

«Вечная слава героям» — лозунг, не так ли? Он затерт до дыр. Этакий словесный мем. Его ценность уже давно выхолостилась, он — для пышных и шумных шествий в канун праздников победы. И если мы захотим кого-то помянуть — эти ли слова мы будем говорить? Вряд ли. Конечно же, нет. И этот кусок надо читать, ВСЛУШИВАЯСЬ в звон каждого слова. И с последующим пониманием, что значение этих слов давно умерло.

2) …Но зачем она им, эта слава,—
мертвым?
Для чего она им, эта слава,—
павшим?
Все живое —
спасшим.
Себя —
не спасшим.
Для чего она им, эта слава,—
мертвым?..

Читать этот кусок нужно, как будто Вы обращаетесь к детям. «Прописные истины». Вы только вдумайтесь: миллионы человек произносят «Слава героям», ни разу даже не понимая ЗНАЧЕНИЯ этих слов. Абсолютно заученно и автоматически. А вот попробуйте это сказать по-другому? Своими словами. Не получается? И это естественно. Потому что — если Вам нужно сказать слово «спасибо» ОЧЕНЬ конкретному человеку за ОЧЕНЬ конкретную помощь — Вы будете использовать совсем другие слова. Теплые, искренние, тонкие. СВОИ.

Умершим людям говорить ничего не надо (они уже все сказали своими делами, они Вас не услышат, это бессмысленно). И тот, кто поет им какие-то лозунги — глупый человек. Помните: когда мы поем оды умершим — не о них мы говорим прежде всего, а о себе. И что — мы будем так банально говорить о себе?

Вот что нужно «подкладывать» в этот кусок.

3) Если молнии в тучах заплещутся жарко,
и огромное небо
от грома
оглохнет,
если крикнут все люди земного шара,—
ни один из погибших
даже не вздрогнет.

Казалось бы, данный кусок повторяет мысль первого куска, без продолжения. Но Вам ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно найти это продолжение. Какая тут основная мысль? Просто подумайте, а что бы было в действительности, если бы все люди на Земле — крикнули бы в один момент. Конечно, это что-то из области фантастики. Ну, а допустим? Что бы произошло? Вихрь, тайфун, ценами? Армагеддон какой-то бы случился. МИРОВОЙ катаклизм. Сила ли это? Конечно да. Просто подумайте об этом, читая эту строку. И удивитесь (ужаснитесь) воображаемому эффекту.

Итак, вот две основные мысли у нас в двух кусках. Мысль первая: кричать лозунги (особенно умершим) — глупо, нелепо, и ПОЛНОСТЬЮ бессмысленно. Тот, кто это делает — говорит о себе самом. И если он делает это ТАКИМ пафосным языком — он полный… (дальше писать не буду, подставьте нужное слово сами).

Мысль вторая: на Земле существуют великие силы. Созидательные или разрушительные. Но даже они НИЧЕГО не могут поменять в существующем мировом порядке. Нет той силы, которая поменяла бы. И тогда — получается — все бессмысленно?

Нет. Почему — читайте далее.

4) Знаю:
солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю:
песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца,
от имени жизни,
повторяю!
Вечная
Слава
Героям!..

Что будем «вытаскивать» из этого куска? Давайте пойдем построчно:

«Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет!

Знаю: песня тяжелых могил не откроет!»

Давайте рассуждать. Что имел в виду автор под «пустыми глазницами»? Я бы сказал так, что под пустыми глазницами имеются в виду люди, которые не хотят слышать и понимать. Раз так — то и высшее понимание им недоступно. Господь не сможет им ничего дать. «Песня тяжелых могил не откроет». Вроде как, все понятно? А где же Вы в этой фразе? Я бы сюда подкладывал следующее: чтобы ПОМЯНУТЬ мертвых — не надо петь им лозунги. Надо что-то другое. А что? Читайте далее.

Итак, мысль третья: кому все равно — тому все равно и будет. Мысль четвертая: и уж тем более, если тот, кому все равно — будет еще и петь лозунги — тогда получится вообще какой-то идиотизм.

Ход моих мыслей при трактовании и понимании стиха — необязательно копировать. У Вас может (и должно) быть что-то другое. Но оно должно БЫТЬ. Понимаете? Должно быть обязательно.

Но от имени сердца,
от имени жизни,
повторяю!
Вечная
Слава
Героям!..

Скажите мне, пожалуйста, кто такие герои? Нет, цитировать Википедию и рассуждать пространно на тему героизма — не надо. Это я и называю «абстрактным пониманием». Запомните: в театре НИКОГДА нет ничего абстрактного: везде предельная конкретика. Как в жизни.

Скажите, что Вы сегодня ели на завтрак? Конечно же, Вы это помните. Очень конкретную еду с очень конкретным вкусом. И в очень конкретном месте. В Вашей жизни нет ничего неконкретного. А почему должна быть неконкретика в стихе?

Итак, кто для Вас герои? И были ли герои в Вашей жизни? Надо представить или вспомнить очень конкретного человека. Наверняка у Вас дома есть фото Вашего дедушки или Вашей бабушки. Вспомните это фото. Увидьте его во всех подробностях и мелочах. Почувствуйте его. Его оно Вас не трогает (такое тоже может быть), значит, представьте кого-то еще. Надо, чтобы это представление или воспоминание затрагивало именно Ваши эмоции. Чтобы оно было Вам близко.

Театр — это всегда интим. Когда Вас трогает — тронет и остальных. Если Вас не трогает — остальных не тронет тоже. И ничто тут не поможет, ни поставленный голос, ни пластика, ни опереточность.

Театр — там где Ваше сердце.

Так вот, найдите СВОЕГО героя. И это не важно, воевал он или нет. Потому что — Вы все равно не знаете, что такое война. И слава Богу, что не знаете. И я тоже не знаю.Так вот — рассказывайте о них, о Ваших героях. Читая текст, вспоминайте их лица. Вглядывайтесь в них мысленно долго-долго. Поймите, что Вы чувствуете в этом момент. И на нем говорите этот кусок.

Теперь — что подкладывать по слово «слава». Я бы подкладывал слово «спасибо». Когда Вы вспоминаете героев — говорите им спасибо. Но не просто — говорите. А говорите, вслушиваясь в звук этого слова.

Таким образом, мысль пятая — я МОГУ что-то сделать во имя СВОИХ близких. Я могу, например, 10 секунд в день мысленно говорить им «спасибо», просто вспоминая их лица или фотографии. Просто. Про себя.

Этого никто не увидит. Это никто не оценит, не дадут за это медаль. Но если я буду это делать хотя бы чуточку в день, отдавая частицу своего «я», своей души — ОНИ это поймут. Они почувствуют, что их любят. И это будет мой маленький вклад в то, что сделали они.

Разве этого мало?

5) И бессмертные гимны,
прощальные гимны
над бессонной планетой плывут величаво…
Пусть не все герои,—
те,
кто погибли,—
павшим
вечная слава!
Вечная слава!!

Мысль шестая. Да, конечно, каждый волен выбирать, что ему делать и КАК ему вспоминать (и вспоминать ли). Да, я понимаю, что такие, кто будет формально петь лозунги — будут всегда. Но я делаю свой выбор.

Мысль седьмая. Давайте подумаем вот о ком. О том громадном количестве людей, без которых Ваше будущее было бы невозможно.

«Стоп, стоп, — скажете Вы. — Да ведь Вы сами призываете к конкретике, а теперь говорите такое…

Скажите, кем работает Ваша матушка? Или Ваш батюшка? Или же — человек, которого Вы очень хорошо и близко знаете. Могу ручаться, что они не миллионеры. Так вот, ИМЕЙТЕ в виду это человека (или людей). Они хорошо и долго трудятся, получая при этом далеко не заоблачные деньги. Чем не повод вспомнить о них, сказав доброе слово?

Вы можете ответить мне, что я искажаю смысл текста. Нет, я ничего не искажаю. Я просто привожу то, что написал автор — к ЛИЧНО Вашему знаменателю. Еще раз повторюсь: нельзя говорить о том, что ты не знаешь. Нельзя говорить о том, что не чувствуешь. Вот в тексте упоминается война. А Вы знаете, что такое война? Вы наверно можете составить о войне какое-то представление, судя по фильмам (да и то — даже в лучших фильмах много придумано, многое не показывается). Но Вы не знаете войну и близко, никогда не чувствовали ее запах, не видели окровавленные трупы и оторванные конечности. Как Вы можете чувствовать, что это? И даже если Вы ДУМАЕТЕ, что Вы что-то чувствуете — то это фальшь. Вы можете что-то ощущать внутри. Но это даже на миллионную долю не приблизит Вас — к Вам.

Ниже в скобках я буду писать пояснения к тем или иным фразам. Думаю, то, как я разбираю стихи для их прочтения и присвоения — понятно, поэтому особо комментировать уже не буду.

6-7) Вспомним всех поименно (давайте будем уделять 10 секунд в день, чтобы просто сказать «спасибо» своим близким),
горем вспомним своим…
Это нужно —
не мертвым (не для лозунгов)!
Это надо —
живым (это надо лично мне, чтобы сохранить в себе человеческое)!
Вспомним гордо и прямо
погибших в борьбе… (в обычной жизни)

Есть великое (мое) право:
забывать
о себе (уделить «спасибо» хотя бы 10 секунд в день)!
Есть высокое (мое) право (намерение):
пожелать
и посметь!.. (это не сложно, это сможет каждый. И это станет твоим личным вкладом в ту победу)

Стала
вечною славой
мгновенная
смерть (я утверждаю свое намерение говорить «спасибо»)!

После того, как Вы выполните все эти «подложки» — надо ответить себе на вопрос, о чем текст. Если Вы все СТАРАТЕЛЬНО и на совесть сделали — тему текста Вы найдете без труда. Какое ключевое слово (или слова) в тексте отражает тему? «Это надо живым». Стих о том, ЧТО именно нужно сделать, чтобы сохранить в себе человеческое. Для этого надо просто говорить «спасибо» хотя бы 10 секунд в день тем (Вашим) людям, которых с Вами возможно уже нет.

А если захотите получить еще и методологию разбора текстов разной направленности и узнать много тонкостей в том, как читать стихи — приходите в нашу театральную школу или на курсы актерского мастерства. У нас интересно.

 

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

« А вы бы хотели сыграть в профессиональном спектакле? Режиссерские курсы или кое-что об актерских внутренностях »

xn—-8sbcflre0apkqdho.xn--p1ai

Как научиться читать стихи: советы


Рейтинг статьи: 4.83 Просмотров: 4200

Красиво читать стихи умеет не каждый человек. У вас должен быть не только талант, но вы еще должны много заниматься. Если вы хотите научиться восхитительно читать стихи, тогда вам стоит это прочитать…

Всех детей еще в садике учат читать стихи, просто выучить может каждый ребенок, но прочитать  его с выражением далеко не все. Почему? Да потому что их никто не учил, как нужно это делать. Преподаватели просто снижают оценки, если у вас не получается прочитать красиво стих. В этом деле главную роль играет интонация. Ее нужно соблюдать даже когда вы простой текст читаете, но в случае со стихами это самое главное. Но как этому научиться и что можно сделать, каким правилам следовать? PoleznyeSovety расскажет вам об этом в данной статье.

  1. Первое, что необходимо сделать, чтобы вслух красиво прочесть стих на публике, это понять его смысл. Постарайтесь проанализировать, кому оно посвящено, какие эмоции хотел передать автор читателю, что хотел сказать и вообще о чем он. Потом обязательно выучите текст. Даже, если вы думаете, что сможете подсмотреть его на листочке, не нужно сильно на это надеяться.
  2. Потому что от волнения вы попросту можете не увидеть текст. Да и публика относится лучше к ораторам, которые не пытаются подглядывать. В таком случае выступление воспринимается зрителями более искренне. Необходимо отработать прочтения стиха столько, сколько нужно, что запомнить, где делать паузы, а где наоборот ускорить. Также перед выступлением подумайте, в каких местах стоит поставить акцент.
  3. Естественно, что любая речь воспринимается лучше, если она понятная и четкая. Чтобы не оговариваться, будет полезно подготовить речевой аппарат к предстоящему мероприятию. Существует огромное количество всевозможных артикуляционных гимнастик, которыми вы можете воспользоваться. Людям, у которых работа связана с публичными выступлениями, советуют делать эти упражнения каждый день, и перед самим выступлением«разогревать» артикуляционный аппарат.
  4. Когда вы учитесь читать стихи, можете потренироваться перед зеркалом. Так вы увидите свою мимику. Часто людям кажется, что они в определенный момент пытаются отобразить одно эмоциональное состояние, но со стороны это выглядит иначе. Когда читаешь стих, частенько нужно произносить какую-то длинную фразу на одном дыхании. Именно поэтому профессионалы занимаются дыхательной гимнастикой.
  5. Перед самим выступлением главное справиться с волнением, в противном случае его будет слышно в голосе, даже если вы будете стараться показать, что совсем не переживаете. Голос лучше всего передает наше состояние. Чтобы попытаться успокоится, можете сделать парочку глубоких вдохов и выдохов, представить, что вы находитесь в таком месте, где спокойно и уютно.
  6. Стихотворение – это, в первую очередь, эмоции. К примеру, если проанализировать стих под названием «Как хорошо уметь читать», можно увидеть, как автор рассказывает о радости ребенка, который овладел навыками чтения. И не правильно было бы прочитать это стихотворение монотонно и спокойно. Скорее это нужно сделать энергично и бодро. И, конечно же, тем речи должен быть быстрее, чем, к примеру, при прочтении письма Татьяны Онегину.

Видео уроки

Написал: Anwar | Как научиться |

poleznyesovety.com

Как научиться читать стихи хорошо?

#1

Первое, что нужно сделать, чтобы хорошо прочесть стихотворение вслух для публики, это понять его смысл. Проанализируйте, кому посвящено стихотворение, о чем оно, что хотел сказать автор, какие эмоции передать читателю. Затем нужно обязательно выучить текст. Даже, если вам кажется, что вы сможете просто подсмотреть стихотворение на листочке, не стоит на это сильно рассчитывать.

#2

Ведь, в случае, если вы заволнуетесь, вы можете от волнения не увидеть текст. Да и публика лучше отнесется к оратору, который не подглядывает в листочек. Такое выступление воспринимается как более искреннее. Отработайте прочтение стиха столько раз, сколько вам нужно, чтобы запомнить все паузы. Продумайте, на каких словах нужно поставить акцент.

#3

Конечно, любая речь лучше воспринимается, если она четкая и понятная. Для того, чтобы не оговариваться, полезно готовить речевой аппарат к выступлению. Есть много методик артикуляционной гимнастики, которыми можно воспользоваться. Тем людям, чья деятельность связана с публичными выступлениями и рекомендуют выполнять такие упражнения ежедневно, и «разогревать» артикуляционный аппарат перед самим выступлением.

#4

Работая над тем, как научиться читать стихи хорошо, можно потренироваться перед зеркалом, обратив внимание на свою мимику. Иногда бывает так, что нам представляется, что мы в данный момент отображаем одно эмоциональное состояние, а со стороны это выглядит немного иначе. Читая стихотворение, часто приходится произносить какую-нибудь длинную фразу на одном выдохе. Поэтому профессиональные чтецы занимаются дыхательной гимнастикой.

#5

Перед выступлением важно справиться с волнением, иначе оно будет прослушиваться в голосе, даже если внешне вы будете стараться не показать, что переживаете. Голос очень хорошо передает наше эмоциональное состояние. Чтобы успокоиться, можно сделать несколько очень глубоких вдохов и выдохов, представить себе что-то, что вас успокаивает и радует. Мысленно представить какую-нибудь картинку, которая ассоциируется со спокойствием.

#6

Стихотворение – это, прежде всего, эмоции, обозначенные словами автора. Например, анализируя стих «Как хорошо уметь читать», мы видим, как автор говорит нам о радости гордости ребенка, овладевшего навыками чтения. И было бы неправильно читать такое стихотворение спокойно и монотонно. Скорее это нужно делать бодро и энергично. Соответственно и темп речи должен быть быстрее, чем, например, при прочтении письма Татьяны Онегину.

uznay-kak.ru

Как правильно читать стихи с выражением: как выразительно рассказать стих

Posted On 09.05.2018

Все дети еще в детском саду учат стихи, и ведь учить может каждый ребенок, а вот читать красиво далеко не все. И почему? Потому что никто их не учил это делать. Преподаватели снижают оценку, если вы читаете стихи некрасиво, а просто уныло рассказываете.

Как красиво читать стихи?

В стихах большую роль играет интонация. Интонацию надо соблюдать и в том случае, когда вы рассказываете прозу, но в  случае стихов это еще более важно. Но как научится правильно и красиво читать стихи и что нужно для этого делать, каким правилам следовать? Именно об этом поговорим в этой статье.

Правила правильного и красивого чтения стихов:

  • Работайте над дикцией. От того как точно, правильно и красиво вы будете произносить каждое слово и объединять их в одну фразу, будет зависеть успех чтения стихов.
  • Соблюдайте знаки препинания. Именно они определяют, с какой интонацией вам нужно читать. Точка это большая пауза, запятая, короткая пауза, вопросительный знак это вопрос, восклицательный подразумевает повышения нот в голосе и т.д.
  • Вникайте в суть самого стиха. Когда вы будете понимать, о чем вы говорите, вы не просто будете наизусть говорить выученное, а будете переживать вместе с автором все эмоции, к которым призывает стихотворение.
  • Не зубрите. Учитесь сразу же читать стихотворение с выражением, сразу же, как начинаете учить, а то потом вы машинально будете рассказывать сухо и без выражения.
  • Не торопитесь никуда. Стихотворение это искусство. Наличие определенных логических пауз делает ваше чтение еще более выразительным. Еще это поможет скрыть неловкие паузы.
  • Наличие музыкального слуха упростит задачу. Но и без музыкального слуха можно добиться успеха, если тщательно над этим работать.
  • Работайте над мимикой, иногда можно подключать и жесты. Тренироваться можно перед зеркалом.
  • Чувствуйте то, что говорите и старайтесь это пережить. И все у вас получится!

Родители должны помогать детям научится читать красиво стихи, этому учатся в юном возрасте, так как потом талант остается на всю жизнь. А если вам ребенок слишком мал для того, чтобы ходить в школу и учить стихи, побеспокойтесь о его комфорте. и другая одежда из хлопка обеспечат полный комфорт вашему малышу. Ваш ребенок вырастет здоровым и счастливым.

Заучивание стихотворений наизусть — одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

   При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:

  1. Вызвать интерес к произведению и желание знать его.
  2. Воспитать любовь к поэзии.
  3. Помочь понять содержание произведения в целом и содержание отдельных его слов, фраз.
  4. Научить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
  5. Научить выразительно, с естественными интонациями читать стихотворения.

  Как по разному люди читают стихи! Одни — монотонно, вяло. Другие — выделяя особенности стихотворного размера. Третьи — громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

   Можно ли научить ребенка читать стихи выразительно? Да, можно. Понятие «выразительность речи», по мнению педагогов, психологов, имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация и ее компоненты) и невербальные (мимика, жесты, движения, позы) средства речевой выразительности, которые находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. 

   Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением.

  1. Выбрать отрывок для выразительного чтения.

1) Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию.

2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет — одно-два четверостишия, 5-7лет — до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

4) Стих должен соответствовать характеру малыша. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стишки Даниила Хармса, а мечтателю — более спокойные, плавные по звучанию стихи Саши Черного и Валентина Берестова.

5) Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий.

Нужно читать детям произведения народного творчества (народные потешки, прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.

Важны хорошие стихи современных поэтов.

Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

  1. Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым.

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением. Можно представить, что вы выступаете со сцены, а ребёнок — ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать с выражением. Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.

  1. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте.

При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.

  1. Определить настроение стихотворения.

Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст, с грустным или весёлым.

Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку, с разным настроением: радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.

  1. Расставить логическое ударение.

Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.

Для того чтобы выделить голосом какое-то слово нужно:

— прочитать его громче, чем другие

— после прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать) Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Нужно потренироваться, вместе с ребёнком, читать строчку, выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди, (взрослый читает для того, чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у Вашего ученика не получится выделять голосом главные слова.

  1. Выбрать нужный темп чтения.

Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит от содержания (о чём текст, настроения (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные, от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение). Нужно тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном). Если ребёнку трудно менять темп, можно дать образец чтения или читать вместе с ним.

  1. Учить соблюдать паузы.

Важно научится расставлять короткие и длинные паузы.

Как научиться читать стихи: советы

Нужно объяснить ребёнку, что пауза — это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду). Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды). Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки

  1. Чтение стихотворения вслух.

Чтение можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

Выучили и забыли? После того как стихотворение выучено нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах. Можно рассказывать выученный стишок от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, скажем Чебурашки или Буратино, и расскажите сами или вместе с малышом разученный стишок.

   Работа по обучению детей выразительному чтению проводится:

  1. Во время образовательных предложений для целой группы детей дошкольного возраста.
  2. В совместной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой.
  3. В музыкальных праздниках и развлечениях.
  4. В конкурсах художественного слова.
  5. В индивидуальной работе с детьми (в режимных моментах в течение дня утром и вечером).

    Взаимодействие с родителями.

  1. Советы, консультации, индивидуальные беседы по обучению детей выразительному чтению.
  2. Семинары – практикумы, родительские собрания.
  3. Видеопоказ победителей конкурсов художественного слова.

    Так, следуя этим несложным рекомендациям, можно научить ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, формировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только школе, но и во взрослой жизни.

Автор: Рябцева Татьяна

owenural.ru

Советы рукодельницам