Картотека готовых литературных диалогов для развития диалогической речи у дошкольников



Картотека готовых литературных диалогов
для развития диалогической речи у дошкольников
Автор: Менщикова Марина Александровна,
воспитатель МКДОУ «Детский сад п. Кедровый»Картотека составлена в 2015 году
Ветер воет, завывает,
Песню деткам запевает:
— Буду, буду дуть опять,
Не пойдете вы гулять!
— Ты нас, ветер, не пугай,
Лучше тучи разгоняй,
Мы оденемся тепло,
Погуляем все равно!
М. Менщикова
Вьюга песенки поет,
Деткам спать не дает.
— Тише, вьюга, завывай,
Пете с Машей не мешай.
— Я не вою, я пою
Колыбельную свою.
М. Менщикова
— Вы сегодня умывались?
— Умывались, причесались.
— Вы покушали с утра?
— Каша вкусная была.
— Вы спасибо говорили?
— Это точно не забыли!
-А к работе вы готовы?
-Мы готовы каждый день
И трудиться нам не лень!
М. Менщикова
— Доченька, скажи мне как твои дела?
— Я сегодня чудно день свой провела.
-Чем ты занималась, что узнала ты?
— Как растут березки, травы и цветы.
— С кем играла в куклы, кто твой лучший друг?
-У меня, мамуля множество подруг,
Но всех ближе Юля, с ней играю я
И свои секреты с ней делю всегда.
М. Менщикова
Разговор с дождиком
-Дождик, дождик, как дела,
Ты же шел уже вчера?
Дождик только лишь стучит,
А со мной не говорит.
Я его прошу поспать,
То есть капать перестать.
Он в окошко лишь глядит,
А со мной не говорит.
Дождик, дождик, улыбнись,
С солнцем, дождик, подружись.
Он мне шепчет: «Не грусти,
Солнце вон уже в пути».
М. Менщикова
Весна
-Ты кто?
-Весна!
-Когда пришла?
-Когда солнце пригрело,
Снег весь съело,
Птицы прилетели,
Вы повеселели.
-Что с собою принесла?
-Светлые денечки,
На деревья почки,
Первые листочки,
На луга цветочки!
М. Менщикова
Ежик пыхтун по тропинке бежит,
А на спине его листик лежит.
— Ежик, зачем тебе этот листок?
— Норку свою утепляю, дружок.
— Чем же еще ты ее утеплил?
— Веточки, травку и мох положил.
М. Менщикова
Мишке долго спать зимой
Под сосною вековой.
— Мишка, Мишка, почему
Лапу ты сосешь свою?
-С лапой крепче спится мне,
Вижу лето я во сне.
М. Менщикова
— Ты шубку на зиму уже поменял? –
Спросила зайчонка лисица.
— Конечно, ее я меняю за тем
Чтоб было удобно мне скрыться!
М. Менщикова
— Котик, котик, где ты был?
— Молоко из чашки пил?
— Где же чашечка твоя?
— Я разбил ее вчера.
М. Менщикова
Два котенка
Два котенка утром рано
Повстречались у дивана.
— Здравствуй, Пуша, как дела?
— Мышку видел я вчера.
— Ты ее поймал, дружок?
— Убежала за шесток!
М. Менщикова
Девочка и котенок
Маленькая Настенька с котиком играла,
Пела ему

educontest.net

Учим с малышом стихи-диалоги — Документ

Учим с малышом стихи-диалоги.

Советы родителям.

Какая мама не
испытывает радость, когда слышит, как
её ребёнок, играя, с увлечением,
выразительно разговаривает с куклой
или с подружкой! Его речь звучит свободно
и естественно. Дети, как маленькие
обезьянки, живо копируют всё услышанное
и подражают интонациям взрослых.

Но стоит ребёнку
начать читать стихотворение наизусть,
как глаза его устремляются в одну точку,
речь становится невыразительной и
однообразной, текст проговаривается
скороговоркой, без каких-либо смысловых
пауз. Остаются только заученные слова.
Распространённой ошибкой при чтении у
детей является многоударность, т. е.
ударение на каждом слове. Что же делать?

Прежде всего, не
старайтесь брать сразу сложный материал.
Стихи должны быть не только доступны
пониманию ребёнка, но и непременно
нравиться ему, вызывать при чтении
радость.

Лучше всего начать
со стихов-диалогов, которые ближе всего
к привычной для детей разговорной речи.
(Диалог – это разговор двух действующих
лиц, в отличии от монолога, когда
действующее лицо говорит от своего
имени.)

Стихи-диалоги
помогают детям почувствовать общение
с конкретным лицом-партнёром или с
залом.

Стихотворение-диалог:

— Здравствуй,
киса!

Как дела?

Что же ты от нас
ушла?

— Не могу я с вами
жить,

Хвостик негде
положить.

Ходите, зеваете…

На хвостик
наступаете.

Такие стихи-диалоги
помогают маленьким детям говорить чужие
слова стихотворения так же просто, как
они разговаривают в жизни.

Даже считалку, в
которой многоударность оправдана, если
она написана в форме диалога, можно
прочесть очень просто:

-Заяц белый,

Куда бегал?

— В лес дубовый.

— Что там делал?

— Лыки драл.

— Куда клал?

— Под колоду.

— Кто брал?

— Родион.

— Выйди вон!

Чешская народная
песенка «Разговор лягушек» в переводе
С. Маршака тоже написана в форме диалога.

— Кума, ты к нам?

— К вам, к вам, к
вам, к вам!

К воде скачу,
ловить хочу.

— Кого, кого,
кума?

— Рака, карпа и
сома.

— Как поймаешь,
дашь ли нам?

— Как не дать?
Конечно, дам!

Чтобы этот разговор
звучал живее, лягушки могут квакать во
время диалога, прыгать друг другу на
встречу. Это доставит детям большое
удовольствие. Обратите внимание детей
на короткие слова, особенно «к вам, к
вам», которые напоминают кваканье
лягушек.

Когда в стихах-диалогах
встречаются слова автора, можно дать
их одному из детей или действующим
лицам, особенно если и прямая речь, и
авторская относятся к одним и тем же
персонажам, как в стихотворении О.
Бедарева «Куры»:

Сели куры на
забор

И пустились в
разговор:

— Ко-ко-ко!
Ко-ко-ко!

Мы взлетели
высоко.

Касатки в небе
вьются,

Над курами
смеются:

— Эх вы, куры,
ко-ко-ко,

Разве это высоко?

В стихотворении В.
Викторова «Бычок-новичок» слова автора
также можно передать действующим лицам.

Вышел бычок на
лужок.

Козочку встретил
бычок.

— Му, — говорит
бычок,-

Я на лугу новичок.

Ты покажи мне
скорей,

Где здесь трава
повкусней.

— Ме, — раздаётся
в ответ,-

Травки невкусной
нет.

Травка всегда
хороша,

Если жевать не
спеша.

В чтении стихотворения
И. Демьянова «Скакалочка» участвуют
две девочки: Галочка и её подружка,
которая, глядя на прыгающую Галочку,
произносит авторский текст:

Очень любит
Галочка

Быструю скакалочку.

Скок да скок,
скок да скок!

Галочке не жалко
ног.

А бывает жалко

Быструю скакалку.

— Отдохни,
скакалочка,-

Еле шепчет
Галочка.

Как диалог можно
прочитать стихотворение Э. Мошковской
«Уши»:

— Доктор, доктор,

Как нам быть?

Уши мыть

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть?

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор:

— Еже..!

Отвечает доктор
гневно:

— Еже… еже…
ежедневно!!

Для малышей
стихи-диалоги очень полезны. Они приучают
к общению, а значит, и к простоте в чтении
стихов.

gigabaza.ru

Стихи-диалоги для детей 3-4 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением социально-личностного направления
развития воспитанников №10 «Родничок»

Составила:воспитатель первой квалифицированной категории

МБДОУ № 10 СП «Родничок» Сычёва Екатерина Александровна

Связная речь детей 3-4 лет еще несовершенна. Малыши не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. А наилучшие образцы диалогического взаимодействия дают детям литературные произведения. Разыгрывая диалоги, у детей формируется:

образ «участника» диалога;

обобщаются формы диалогических реплик и правил ведения диалога.

Источник:

«Хрестоматия для маленьких», М., «Просвещение», 1982 год

«Уши»

— Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор:
— ЕЖЕ! —
Отвечает доктор гневно:
ЕЖЕ-
ЕЖЕ-
ЕЖЕДНЕВНО!

Э. Мошковская

«Скорая помощь»

— Посторонитесь! Дорогу! Дорогу!
Скорая помощь летит на подмогу.

Приказ постового:

— «Стоять! Хода нет!
Только для «Скорой» зеленый свет!»

Где-то случилась большая беда,
Скорая помощь мчится туда.

— Успели! Приехали! Вот этот дом.
Встречайте машину
С красным крестом.

Г. Лебедева

«Айболит»

И пришла к Айболиту лиса:

«Ой, меня укусила оса!»

И пришёл к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула в нос!»

И прибежала зайчиха

И закричала: «Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!»

И сказал Айболит: «Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по дорожке».

И принесли к нему зайку,

Такого больного, хромого,

И доктор пришил ему ножки.

И заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать.

И смеётся она и кричит:

«Ну, спасибо тебе, Айболит!»

К.И. Чуковский

Потешки

— Здравствуй, киска, как дела?
Что же ты от нас ушла?
— Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить,
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете. Мяу!

— Почему ты плачешь, киска? 
— У меня пустая миска! 
Съела я кусочек сала, 
И теперь мне грустно стало. 
— Почему же стало грустно? 
— Потому, что было вкусно!

Потешка

Курочка – Рябушка, куда идёшь?

— На речку.

Курочка – Рябушка, зачем идёшь?

— За водой.

Курочка – Рябушка, зачем тебе вода?

-Цыплят поить. Они пить хотят,

На всю улицу пищат пи-пи-пи.

«Кто первый?»

— Кто кого обидел первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!
— Кто кого ударил первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!
— Вы же раньше так дружили!
— Я дружил!
— И я дружил!
— Что же вы не поделили?
— Я забыл!

www.prodlenka.org

Детские стишки, прибаутки, потешки., стишки диалоги для детей детские потешки и прибаутки

Небольшая подборка стишков, прибауток, потешек для маленьких детей.

Потешки-действия. Помогают при совершении различных процедур. В основном — не очень любимых гигиенических 🙂

— 1-

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

— 2 —

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха

Кусь-кусь-кусь-кусь

Ничего я не боюсь!

— 3 —

Этот пальчик в лес пошел,

этот пальчик гриб нашел,

этот пальчик гриб сорвал,

этот пальчик жарить стал,

ну а этот (большой палец) его съел,

потому и растолстел!

— 4 —

Поехали-поехали за грецкими орехами,

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам

И в яму бух!

Стишки, прибаутки. Для развития речи, привлечения (или отвлечения) внимания, засыпания.

— 5 —

Ой-люли, та-ра-ра-ра! На горе стоит гора,

А на той горе лужок, а на том лужку дубок,

А на том дубку сидит ворон в красных сапогах,

Ворон в красных сапогах, во сиреневых серьгах.

Черный ворон на дубу, он играет во трубу –

Бу-бу-бу, бу-бу, бу-бу.

Труба точеная, позолоченная.

Утром он в трубу трубит, ночью сказки говорит.

— 6 —

Шило солнышко рубашку,

Был и месяц за портняжку.

Ветерок обновку взял –

Пастушатам передал.

— 7 —

Скучно волку жить в лесу – он заводит песню.

Так неладно, так нескладно – хоть беги из лесу.

Перед ним лисица пляшет, рыжей лапой машет.

Хоть ни ладу и ни складу – пляшет до упаду.

Воробей пищит на ветке изо всех силенок.

Пусть нескладно, непонятно – все равно приятно.

— 8 —

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот — задом наперед,

А за ним комарики на воздушном шарике,

А за ними раки на хромой собаке,

Волки на кобыле, львы — в автомобиле,

Зайчики в трамвайчике, жаба — на метле.

Едут и смеются, и пряники жуют!

— 9 —

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет

Шишка вдруг упала — прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился, и ногою — топ!

— 10 —

Стуки-стуки, глянь в ворота: верно, в гости едет кто-то.

Едет целая семья — впереди идет свинья.

Гусли гусь настроил, а петух — с трубою.

Кот и песик удивились – даже помирились.

— 11 —

Гречку мыли, гречку мяли,

Мышку по воду послали

По мосту-мосточку, желтому песочку.

Проплутала долго – испугалась волка,

Заблудилась, слезы градом,

А колодец – вот он, рядом.

— 12 —

Пошел котик на торжок, купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку, купил котик булочку.

Самому ли съесть? Или Машеньке (имя ребенка) снесть?

Я и сам укушу, да и Машеньке снесу.

— 13 —

Собака на кухне пироги печет.

Кот в углу сухари толчет.

Кошка в окошке платье шьет.

Курочка в сапожках избушку метет.

Вымела избушку, положила половичок:

— Ляг, половичок, под порог на бочок!

— 14 —

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки – за капустку,

Мышки – за корку,

Детки – за молоко.

— 15 —

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

— 16 —

Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху – Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как петя-петушок ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Стишки-диалоги. Можно разучить «по ролям».

— 17 —

— Котятки, котятки, малые ребятки!

А кто у вас больший? А кто у вас меньший?

— Мы все подрастем, за мышами пойдем.

Один дедушка-кот будет дома сидеть

Да на печке лежать — нас с добром поджидать.

— 18 —

Тень-тень-потетень, выше города плетень.

Сели звери на плетень, похвалялись целый день.

Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка: «Пойди, догоняй-ка!»

Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»

Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»

www.baby.ru

Детские стихи про Новый год

 Подборка стихотворений по тематике «Новый год» для детей более старшего возраста. Такие стихи идеально подойдут для утренников и праздников.

 

ДЕЛО БЫЛО В ЯНВАРЕ
Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.
 
Вот как-то раз
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
 
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперед
И прыгнули на елку.
 
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат —
 
Обманули волка.
Дело было в январе, —
Подумал он, что на горе
Украшенная елка.
(А.Барто)
 
***

Что такое Новый год?
Это все наоборот:
Елки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,
Зайцы рядом с волком
На колючей елке!
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,
Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.
(Е.Михайлова)
 
 
***
Встали девочки в кружок,
Встали и примолкли.
Дед Мороз огни зажег
На высокой елке.
Наверху звезда,
Бусы в два ряда.
Пусть не гаснет елка.
Пусть горит всегда.
(А.Барто)
 
 
В ЗАЩИТУ ДЕДА МОРОЗА   
Мой брат (меня он перерос)
Доводит всех до слез.
Он мне сказал, что Дед Мороз
Совсем не Дед Мороз!
 
Он мне сказал:
-В него не верь! —
Но тут сама
Открылась дверь,
 
И вдруг я вижу —
Входит дед.
Он с бородой,
В тулуп одет,
Тулуп до самых пят!
Он говорит:
-А елка где?
А дети разве спят?
 
С большим серебряным мешком
Стоит, обсыпанный снежком,
В пушистой шапке дед.
А старший брат твердит тайком:
-Да это наш сосед!
 
Как ты не видишь: нос похож!
И руки, и спина! —
Я отвечаю: — Ну и что ж!
А ты на бабушку похож,
Но ты же не она!
(А.Барто)

РЫСЬЮ МЧИТСЯ НОВЫЙ ГОД…
Рысью мчится Новый Год,
В дом спешит, стучится;
На озёрах белый лёд
Глаз слепит, искрится.

Клён, ольху обняв, стоит –
Так теплее вместе;
Что-то тихо говорит
Ей, своей невесте.

Солнце скоро упадёт
Весело за горку;
Забуянит, запоёт
Лес пургою звонкой.

Снег запляшет хоровод,  
Вихрем закружится;
Скоро, скоро Новый Год!
Рысью в гости мчится.
(Кирилл Авдеенко

ТАРАКАН ТИМОША И НОВЫЙ ГОД
Как в резиновой калоше
Таракан живёт Тимоша;
По утрам – cалат и сыр,
Перед сном — всегда кефир!
Хорошо живёт в калоше
Хитрый маленький Тимоша!
Но друзей, как старый крот,
Ну никак он не найдёт!

День-деньской в своей калоше
Учит азбуку Тимоша;
Пишет и читает,
Цифры вычитает —
Вот какой хороший  
Таракан Тимоша!
И пускай он ростом мал –
Самым умным в доме стал!

Как-то раз Тимоша
Вышел из калоши;
По кастрюлям – бум да бам!
Крик кругом! И шум, и гам –
Дети бьют в ладоши:
«Эй, лови Тимошу!»
Вмиг за ним вприпрыжку
Петя, Таня, Мишка!

Но хитёр Тимоша –
Шмыг в свою калошу!
Все кричат ему вокруг:
«Эй, привет, весёлый друг!
Выйди из калоши,
Таракан Тимоша!
Ждём тебя на хоровод –
Скоро, скоро Новый Год!»

«Одиноко, друг Тимоша,
Всё сидеть тебе в калоше!
Возле ёлочки народ –
На часах двенадцать бьёт!
А грустишь в своей калоше
Только ты один, Тимоша!
Ждём тебя мы, усача,  
Потанцуем ча-ча-ча!»

Заурчала вдруг калоша –
То шевелится Тимоша!
Вылез в щёлку, словно в дверь,
Эх, довольный он теперь,
Милый наш, хороший,
Таракан Тимоша!
Вон как вертит кренделя!
Опа, опа! Тра-ля-ля!

….

Как в резиновой калоше
Таракан живёт Тимоша;
Но теперь он не один –
Обожаем и любим!
Часто-часто из калоши
К детям ходит наш Тимоша!
Ведь друзей нашёл он – вот!
В славный праздник Новый Год.
(Кирилл Авдеенко

ЁЛКА
Были бы у ёлочки
Ножки,
Побежала бы она
По дорожке.
 
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она
Каблучками.
 
Закружились бы на ёлочке
Игрушки –
Разноцветные фонарики,
Хлопушки.
 
Завертелись бы на ёлочке
Флаги
Из пунцовой, из серебрянной
Бумаги.
 
Засмеялись бы на ёлочке
Матрешки
И захлопали б от радости
В ладошки.
 
Потому что
У ворот
Постучался
Новый год!
Новый, новый,
Молодой,
С золотою бородой!
(К.Чуковский)

ОТКУДА ПРИХОДИТ НОВЫЙ ГОД?
Новый год слетает с неба?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит новый год?
 
Он, наверно, жил снежинкой
На какой-нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде?
 
Спать залез он в холодильник
Или к белочке в дупло…
Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?
 
Но всегда бывает чудо:
На часах двенадцать бьёт…
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год!
(А.Усачёв)
 
***
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
  
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
 
-Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
 
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.
 
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
 
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета!
(М.Пожаров)
 
СТИХИ О ЕЛКЕ, О СЕРОМ ВОЛКЕ, О СТРЕКОЗЕ И О БЕДНОЙ КОЗЕ
Люблю я у елки одна посидеть.
Люблю я как следует все разглядеть:
Какие игрушки, не скучно ли им
Иль кто не доволен соседом своим.
 
Вот рядом с Морозом висит стрекоза.
А с волком зубастым, смотрите, — коза.
Я думаю, холодно тут стрекозе
И очень уж страшно бедняге козе.
 
Я рядом с Морозом повешу звезду,
А козочку эту сюда отведу.
Тут, кстати, цветочек расцвел золотой
И солнышко светит…
— Ну, козочка, стой!
 
А вот колокольчик. Фарфоровый он.
К нему прикоснешься — послышится звон.
А вот балерина, а вот петушок.
С ним рядом — цыпленок, как желтый пушок.
 
А это — хлопушка, а это — флажок,
А это — пастух, он играет в рожок.
Постойте, козу я повешу сюда.
Коза и пастух — замечательно, да?
 
Вот шар полосатенький, это — медведь.
Вот птичка — она собирается петь.
А это — грибочек, а это — луна,
А это — душистого сена копна.
 
Постойте, козу я повешу сюда.
Коза у копны — замечательно, да?
Но жалобно вдруг закричала коза.
Гляжу — из-за сена сверкают глаза.
 
Смеюсь до упаду: вот это дела!
Козу-то я к волку опять привела!
Я, стало быть, елку кругом обошла.
(Е.Благинина)
 
***
Кладет Дед Мороз всем зайчатам под елку
По мягкой игрушке — пушистому волку.
Пусть каждый трусишка играет в того,
Кто ужас наводит в лесу на него.
 
А каждой лисичке — по новой расческе
Для модной, блестящей и рыжей прически.
Чтоб некогда было зайчат обижать —
Прическу ведь надо в порядке держать.
 
А что же припас Дед Мороз медвежонку?
Корзинку малины? Медку из бочонка?
Оставлен под елью огромной лесной
Будильник, что мишку разбудит весной.
(Н.Стожкова)

НОВЫЙ ГОД
Снова пахнет свежей смолкой,
Мы у елки собрались,
Нарядилась наша елка,
Огоньки на ней зажглись.
 
Игры, шутки, песни, пляски!
Там и тут мелькают маски…
Ты — медведь, а я — лиса.
Вот какие чудеса!
 
Вместе встанем в хоровод,
Здравствуй, здравствуй, Новый год!
(Н.Найденова)

ЖИВИ, ЕЛОЧКА! 
Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень —
И она зазвенит еле слышно.
 
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели!
(И.Токмакова)
 
МЕДВЕЖИЙ СОН 
Сочувствует медведю
Зимой лесной народ.
Ни разу косолапый
Не встретил Новый год. 

Ему бочонок с медом
Оставил Дед Мороз,
А он храпит в берлоге,
Прикрыв ладошкой нос.
 
Но кто его поздравит?
Не встретишь смельчака.
Разбудишь лежебоку —
А вдруг намнет бока?
(А.Костаков)

ЕЛКА
Ну и елка, просто диво,
Как нарядна, как красива.
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие блестят
 
И качаются игрушки —
Флаги, звездочки, хлопушки.
Вот огни зажглись на ней,
Сколько крошечных огней!
 
И, верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая звезда.
(Е.Благинина)

ДЕКАБРЬ
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
 
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
 
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
 
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбигают ввысь.
 
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до макушки
Самый смелый огонек.
 
Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют — двенадцать раз.
(С. Маршак)

ПЕСНЯ О ЕЛКЕ
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке.
 
Не растут на елке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.
 
Эти флаги и шары
Выросли сегодня
Для российской детворы
В праздник новогодний.
 
В городах страны моей,
В селах и поселках
Столько выросло огней
На веселых елках!
(С.Маршак)
 
ГОРИТ ОГНЯМИ ЕЛОЧКА
Горит огнями елочка,
Под нею тени синие,
Колючие иголочки
Как будто в белом инее.
Она в тепле оттаяла,
Расправила иголочки,
И с песнями веселыми
Пришли мы к нашей елочке.
Игрушки разноцветные
Для нас на ней развесили,
И мы глядим на елочку,
И нам сегодня весело.
Огни на елке яркие
Повсюду зажигаются,
Во вех домах,по всей стране
Ребята улыбаются.
(Л.Некрасова)

НОВОГОДНЕЙ НОЧЬЮ 
В небе над лесной опушкой
Свечи яркие зажглись.
Месяц елочной игрушкой
В синем воздухе повис. 

Разорвал туманы рогом,
Серебро в сугробы льет,
Светит в Мишкину берлогу,
Спать медведю не дает:
Не храпи ты хоть сегодня
Ведь проспал немало дней!
Этой ночью новогодней
Светит елка в сто огней.
 
Не отмахивайся лапой,
Вылезай, идем со мной.
 
─ Ладно, ─ молвил косолапый.
Погоди, приду весной.
 
На заснеженной поляне
Звери водят хоровод,
Волк играет на баяне,
Заяц песенки поет.
 
То вприсядку, то с прискоком
Пляшут галка и сорока,
Пляшет ворон, старый дед,
Хоть ему и триста лет.
 
Лисанька, выходи!
Кумушка, выходи!
Снег пушистый, серебристый
Рыжим хвостиком мети.
 
Белочка, поскачи,
Шустрая, поскачи!
Нас по веткам за тобой
Тоже прыгать научи.
 
Заинька, попляши,
Серенький, попляши!
У тебя на задних лапах
Лапоточки хороши!
(Б.Сурская)
 
***
Что такое Новый год?
Это все наоборот:
Елки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,
Зайцы рядом с волком
На колючей елке!
 
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,
Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.
(Е.Михайлова )
 
***
Тихо ель качается.
Старый год кончается.
Хорошо в лесу зимой,
Лес украшен бахромой,
 
Звонкий снег искрится,
Иней серебрится.
Тихо ель качается.
Старый год кончается.
 
Смех, веселье, игры, шутки,
Песни, радость, пляски!
Хорошо нам всем живется
В новогодней сказке!
(И.Токмакова

dialogimam.com

Стихи про детский сад | Диалоги мам

ТИХИЙ ЧАС
Ставни закрываются,
Дети раздеваются.
— Тише, тише, тише, птицы,
Вы не пойте под окном!
В тихий час так сладко спится,
Спят ребята крепким сном.
Вы не цокайте, цикады,
Не трещите – цок-цок-цок!
Отдохнуть ребятам надо,
Надо им поспать часок!
Вы не квакайте, лягушки,
Под окошком у ребят!
Здесь кроватки-раскладушки,
Здесь ребята крепко спят.
Ставни открываются
Дети одеваются…
Расскажите, дети, мне,
Что вы видели во сне?
(Е. Тараховская)

Я ТЕПЕРЬ БОЛЬШАЯ
Громко хвастается Тая:
— Я теперь совсем большая!.. —
И, обняв подружку Асю,
Посмотрела на ребят:
— Я, заканчиваю ясли —
Поступаю в детский сад!
(И. Демьянов)

ПРО СЕБЯ И ПРО РЕБЯТ
Солнце скрылось за домами,
Покидаем детский сад.
Я рассказываю маме
Про себя и про ребят.
Как мы хором песни пели,
Как играли в чехарду,
Что мы пили,
Что мы ели,
Что читали в детсаду.
Я рассказываю честно
И подробно обо всем.
Знаю, маме интересно
Знать о том,
Как мы живем.
(Г. Ладонщиков)

ПОЧЕМУ ТАК ГОВОРЯТ?
Детский сад, детский сад…
Почему так говорят?
Мы ведь не осинки,
Мы ведь не рябинки.
Вовы, Клавы, Мишеньки –
Это же не вишенки!

Детский сад, детский сад…
Почему так говорят?
Мы ведь не листочки,
Мы ведь не цветочки
Голубые, аленькие –
Мы ребята маленькие!

Детский сад, детский сад…
Почему так говорят?
Потому, что дружно в нем
Мы одной семьей растем!
Оттого и говорят:
— В этом доме детский сад!
(В. Товарков)

ДОШКОЛЯТА
Мы с моей подружкой Томой
Ходим вместе в детский сад.
Это вам не то, что дома!
Это школа малышат!

Здесь мы делаем зарядку,
Ложкой правильно едим,
Приучаемся к порядку!
Детский сад необходим!

Учим мы стихи и песни
В нашей группе дошколят!
Места нет для нас чудесней!
Чем любимый детский сад!
(И. Гурина)

ВТОРОЙ ВАШ ДОМ
Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.

Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Детский сад — второй ваш дом,
Как тепло, уютно в нем!

Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете!
(Г. Шалаева)

ДЕТСКИЙ САД
Я люблю свой детский сад
В нем полным-полно ребят.
Раз, два, три, четыре, пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Может сто их, может двести.
Хорошо, когда мы вместе!
Прощай, страна Курляндия,
Смешная Выдумляндия!
Плывем, друзья, смелей!
Плывем к стране фантазии,
Далекой Первоклассии.
На нашем корабле.
Прощай, причал наш сказочный,
И добрый, и загадочный,
Прощай, наш детский сад!
(С. Питиримов)

ДЕТСКИЙ САД
Мы приходим в детский сад,
Там игрушки стоят.
Паровоз,
Пароход
Дожидаются ребят.
Там картинки на стене
И цветы на окне.
Захочу —
Поскачу
На игрушечном коне!
В этом доме все для нас —
Сказки, песня и рассказ,
Шумный пляс,
Тихий час, —
В этом доме все для нас!
Вот какой хороший дом!
В нем растем мы с каждым днем,
А когда
Подрастем,
Вместе в школу пойдем.
(О. Высотская)

ДЕТСКИЙ САД
Детский садик, детский сад!
Малыши туда спешат.

Посмотреть я в сад иду –
Что растёт в таком саду?

Может, груши, виноград?
Их всегда я видеть рад!..

– Что ты, дядя, не смеши! –
Говорят мне малыши.

И кричат вдесятером:
«Это мы в саду растём!»
(Н. Ярославцев )

ПРО СЕБЯ И ПРО РЕБЯТ
Солнце скрылось за домами,
Покидаем детский сад.
Я рассказываю маме
Про себя и про ребят.
Как мы хором песни пели,
Как играли в чехарду,
Что мы пили,
Что мы ели,
Что читали в детсаду.
Я рассказываю честно
И подробно обо всем.
Знаю, маме интересно
Знать о том,
Как мы живем.
(Г. Ладонщиков)

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД!
Вместе с солнцем просыпаюсь,
Я приходу утра рад.
Быстро-быстро собираюсь
Я в любимый детский сад!

Там и книжки, и игрушки,
Там любимые друзья,
Мои верные подружки,
Мне без них никак нельзя!

Воспитатель милый самый,
Помогает нам и учит.
Мне она почти как мама.
И детсад наш самый лучший!
(И. Гурина)

НАШ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Наш любимый детский сад!
Он всегда нам очень рад!
Утром весело встречает,
Всех на завтрак приглашает,
На прогулку нас ведёт,
И танцует, и поёт…

А без нас грустит, скучает,
Про игрушки забывает.
Даже ночью – спит и ждёт:
Может, кто-нибудь придёт…

Ну, конечно, мы его
Не оставим одного –
Лишь немного отдохнём
И опять к нему пойдём…
И нам снова будет рад
Наш любимый детский сад!
(Е. Груданов)

СОБРАЛАСЬ ДЕВЧУШКА В САД…
Собралась девчушка в сад,
С мамой выбрала наряд –
Платье с желтой полосой
И оборкой кружевной,
Поясок с зеленой брошкой,
Туфли белые с застежкой.
Обе в зеркало глядят:
Очень нравится наряд.
Глазки сразу заблестели,
Щечки нежно покраснели,
Участился пульс у крошки,
Заспешили тут же ножки:
– Я готова в сад идти…
Время восемь – без пяти!
Мне опаздывать нельзя –
Ждут меня в саду друзья:
Оля, Лена и Андрей …
Мама, в сад пошли скорей!
(О. Матыцина)

В ДЕТСКИЙ САД
Листики под ножками
Весело шуршат.
Скоро мы отправимся
С Мишей в детский сад.

Встанем утром рано,
Застелем кровать.
Крикнет с кухни мама:
«Мальчики – вставать»!

Весело оденемся,
Весело пойдем,
Весело к ребятам
В гости попадем!

В садике на стульчиках
Будем мы сидеть.
Будем кашу кушать,
Песни будем петь.

И потом оденемся,
Выйдем погулять,
А придем с прогулки
Дружно ляжем спать.

Вечером с работы
Мама к нам придет
И нас вместе с Мишей
Из сада заберет.

Скоро вместе с Мишей
В садик мы пойдем,
Все свои игрушки
В садик отнесем.
(А. Вишневская)

УТРО
Сосны выстроились в ряд,
Клёны под окошком,
Входит солнце в детский сад
Светлою дорожкой.

Всё осмотрит в добрый час
По-хозяйски зорко:
Окунётся в чистый таз,
Ляжет на скатёрку.

Окна чистые блестят,
Вымыт пол дощатый,
Просыпайся, детский сад!
Добрый день, ребята!
(В. Донникова)

РАБОТАЮ РЕБЕНКОМ
Я встану, маму разбужу.
Надену сам штанишки.
Умоюсь сам. И чай попью,
И не забуду книжку.

Меня работа уже ждет.
Я должен потрудиться!
Покушать кашку, погулять,
Поспать, повеселится!

Я на работе целый день
Пою, леплю, танцую.
Потом попью, опять поем
И букву нарисую.

А если спросите меня,
Отвечу очень громко:
«Я в садике, я в садике
Работаю ребенком!»
(А. Вишневская)

ПОБУДКА
Вот уж солнце заглянуло
И в твоё, дитя, окно,
Над полями развернуло
Золотое полотно.
Встань, взгляни в своё окошко:
В летнем дне полно чудес.
Вот проказница-дорожка
Увела кого-то в лес.
Там по глади небосклона
Солнце тянет самолёт.
На лугу кричат вороны,
Терем-облако плывёт.
В птичьих песнях бьётся радость.
Второпях идёт народ.
Кто куда, а нам – в детсадик.
Ну, вставай-ка, мама ждёт!
(П. Мазикин)

НАШИ ПОЛОТЕНЦА
Мы картинки разные
Сами рисовали,
Их над полотенцами
Сами прибивали.
Полотенце Олино
Саша не возьмет:
С птичкой он не спутает
Синий самолет.
Знает свой кораблик
Боря-новичок,
Миша – землянику,
Машенька – волчок.
У Сережи – яблоко,
У Володи – груша,
А картинку с вишнями
Выбрала Катюша.
Бабочка – у Игоря,
Заяц – у Наташи…
Мы совсем не путаем
Полотенца наши!
(Н. Найденова)

НОВАЯ ДЕВОЧКА
Девочка новая
В детском саду. К девочке новой
Сейчас подойду.
— Зачем ты в сторонке?
Ведь скучно одной.
Вот наши игрушки,
Вот слон заводной.
Вот видишь —
Его я ключом завела,
Сейчас он пройдет
От стены до стола.
Вот кубики наши,
Мы строим дома.
Ты тоже научишься
Строить сама!
Пойдем, я к ребятам
Тебя отведу.
Всем девочкам нравится
В детском саду!
(Н. Найденова)

КАТЯ В ЯСЛЯХ
Раз, два, три, четыре, пять:
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Катя саночки везет
От крылечка до ворот.
А Серёжа на дорожке
Голубям бросает крошки.
… Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики,
Ножками топочут,
Весело хохочут.
Почему не пляшет
Новенькая наша?
Катя к новенькой идет,
В хоровод ее ведет.
… Огни погасли,
Уснули ясли:
И Лида, и Катя,
И куклы в кровати.
Только Мишка не спит,
На окне сидит;
Глядит на луну:
«Никак не усну!»
(З. Александрова)

ОДЕЖКИН ДОМИК
Галоши уношу домой,
Сегодня много дел…
Одежкин домик,
Шкафчик мой,
Совсем ты опустел!
А как наполнен был зимой- торчали рукава…
Бывало, дверцу, шкафчик мой,
Я закрывал едва
Тебе займет малыш другой,
Иду учиться я!
Одежкин домик, шкафчик мой,
Навек прощаемся с тобой, как старые друзья!
(И. Демьянов)

ДЕНЬ ПРОЩАНЬЯ
Грустны клены у оград- День прощанья…
До свидания детский сад,
До свидания!
Нам за партами сидеть
В эту осень!
Даже плюшевый медведь
Спать не хочет…
На полу сидит в углу
С ним простились.
Вот дождинки по стеклу
Покатились…
Грустен день, у нас, ребят,
И веселый.
До свиданья, детский сад.
Здравствуй, школа!
(И. Демьянов)

В ШКОЛУ
Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.
Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
-Вы идете в первый раз
в первый класс учиться.
Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.
Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле…
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.
Дачный поезд отошел,
Мимо окон мчится…
-Обещали хорошо,
лучше всех учиться!
(З. Александрова)

ДЕТСКИЙ САД ЖДЁТ НАС
Ветерок почти не дышит…
Детский садик спит под крышей,
Спят его игрушки –
Кубики, зверюшки…

Скоро новый день начнётся –
Всем нам утро улыбнётся.
На «работу» мы пойдём
И разбудим этот дом!
(Е. Груданов)

В ДЕТСКИЙ САД ВЕДУТ ЛИСЯТ
В детский сад ведут лисят
В шапочках с помпончиками,
Из-под шуб хвосты висят
С беленькими кончиками.
В сад лисята не хотят:
Упираясь лапочками,
Всё хитрят-хитрят-хитрят
С мамочками-папочками.
Ушки умные дрожат
В шапках под помпончиками —
Заманили в сад лисят
Киселём да пончиками!
Затворит родитель дверь —
И бежать скорее!
Хоть лисёнок — хитрый зверь,
Взрослый лис — хитрее!
(Е. Анохина)

ЛЕСНОЙ ДЕТСКИЙ САД
По лесной дорожке в ряд
Вдаль спешит большой отряд:
Мишки, хрюшки и сверчки,
Вслед за ними – хомячки!
А за ними мчат утята,
Вслед спешат, бегут котята,
И вот так вот мчат все в ряд –
Так куда спешит отряд?

А спешит отряд туда,
Где избушка у пруда,
Где весело поют,
Где компотик подают,
Где накормят вкусной кашей,
Познакомят с куклой Машей!
Так куда же мчат все в ряд?
Ну конечно – в детский сад!

Там все будут веселиться,
Бегать, прыгать и учиться!
А игрушек там – ну море!
Все играют на просторе,
Вот и мчат зверюшки в ряд –
Поскорей бы в детский сад!

Так что, славные ребята,
Будьте-будьте как зверята,
Как они шагайте в ряд
С мамой, папой в детский сад.

Там вас ждут! По вам скучают,
Там вас с радостью встречают!
Каждый будет вам там рад –
Свой любите детский сад!
(К. Авдеенко)

КАК СТАТЬ ШКОЛЬНИЦЕЙ
Мне вчера соседка Алла
Всё про школу рассказала!

В школу ходят не играть,
В школе учатся читать!
Там девчонки и мальчишки
Каждый день листают книжки.
Даже в полдень там не спят –
Это вам не детский сад!

В школу я могу пойти!
Нужно только: подрасти,
Суп и кашу быстро кушать,
Маму с бабушкою слушать…
Утром в сад без слёз ходить,
И сестре примером быть!
(Т. Ефимова)

ДЕТСКИЙ САД
Детский сад начинает работу с восьми,
И к восьми же наш двор наполняется роем.
Человеческий отпрыск, любитель возни,
Поутру молчалив и угрюмо настроен.
Вот и мне на работу пора, я бегу,
Двор встречает меня щебетаньем картавым,
А потомство уже громоздит на снегу
Свои башни, свои трудовые кварталы.
Иногда бюллетеню, торчу у окна,
Все гляжу-наблюдаю подолгу-подолгу,
Как, вольна и буйна, от темна до темна
Приучается смена к порядку и долгу.
А уходят ребята в седьмом, в полумгле,
Второпях, не сказав «до свиданья» друг другу,
И спешат-семенят по промерзлой земле,
Уцепившись за теплую мамкину руку.
(Д. Сухарев)

ДЕТСКИЙ САД (СТИХОТВОРЕНИЕ-ПЕСЕНКА)
-Не хочу в детский сад!-
Плачет громко Вова.
-Не хочу в детский сад!-
Плачет громко снова.
-Не хочу в детский сад!-
Громко он рыдает.
Всё равно его тут
Мама оставляет.
Вот неделя прошла,
А потом другая.
И опять, и опять
Мальчик тот рыдает.
-Не хочу я домой!-
Как понять такого?
Полюбил детский сад
Очень мальчик Вова.
Детский сад!
Детский сад!
Ох, привык он к драмам.
-Ничего! Всё пройдёт!-
Говорит он мамам.
Детский сад!
Детский сад!
Да, уходят дети.
Детский сад слёзы льёт,-
Что держать в секрете.
Детский сад,
Детский сад
Вы не забывайте!
А уйдёте, детвора,
После вспоминайте!
В детский сад,
В детский сад,
Дети, приходите!
А потом сюда своих
Деток приводите!
Детский сад,
Детский сад.
-Что держать в секрете?
До чего жизнь хороша,
Когда рядом дети!
Детский сад,
Детский сад
Вы не забывайте!
А уйдёте, детвора,
После вспоминайте!
(Т. Шапиро)

dialogimam.com

Учите детей общаться | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Проблема формирования речи детей является одной из актуальных, поскольку речь, являясь средством общения между людьми и орудием мышления человека. Диалог — это основная форма общения дошкольников. Формирование коммуникативных навыков — одна из важнейших задач развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого — эти способности должны и могут развиваться в дошкольном возрасте.

Диалог — разговор, беседа — основная форма речевого общения ребенка с взрослым и сверстниками.

Есть определенные требования к формированию диалогической речи по возрастным группам.

С самыми маленькими детьми ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Нужно учить детей обращаться к взрослым в случае затруднения с вопросом.

Постарше дети должны вступать в общение со взрослыми; отвечать на вопросы и рассказывать о своих впечатлениях.

Перед поступлением в школу дети должны отстаивать свою точку зрения и учиться слушать собеседника.

Чтение стихов по ролям — один из методов подобного плана. Диалоги с использованием вопросов и ответов представлены во множестве стихотворений для детей. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации и самое главное научиться слушать собеседника и вступать в диалог.

По мнению Г. М. Ляминой, литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировке учат детей правильно общаться. Дети дошкольного возраста, поступающие в наш реабилитационный центр педагогические запущенны. У них маленький словарный запас, речь не развита, состоит из простых предложений. Затрудняются строить монологи и вести диалоги. Общение между такими детьми сильно затрудненно. Дети предпочитают играть в одиночестве и не вступать в общении с другими детьми.

Мы поставили цель научить детей пользоваться диалогом как формой общения через заучивания стихотворений с диалогами. Обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик. Повысить уровень словарного запаса. Активизировать речевую деятельность. Сформировать у детей умение пользоваться различными средствами выражения в процессе рассказывания стихотворений. Совершенствовать эмоциональную, выразительную речь. Сформировать интерес детей к художественным произведениям. Сформировать интерес к окружающему миру. Развить зрительную, слуховую и ассоциативную память. Развить внимание и воображение.

В этой работе мы учитывали индивидуальность ребенка, его развитие и возраст.

Разработали план работы по данной теме.

1.      Изучить методическую литературу по данной теме.

2.      Подобрать стихотворения для заучивания.

3.      Разработать последовательность работы над стихотворением.

Мы прочитали, что стихи содействуют формированию слуховой сосредоточенности, которая начинает интенсивно развиваться у детей после 1,5 лет.

Дети, которым читают много стихотворных произведений, имеют замечательную память и чувство ритма, без больших усилий запоминают большие тексты. Безусловен тот факт, что с помощью стихов можно развивать память. Особенно, если делать это регулярно и с использованием специальных приемов.

По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является возраст 4–5 лет. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До четырех лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После четырех лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.

Существуют основные правила заучивания стихотворений с дошкольниками.

1.      Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Стихотворение должно нравится детям.

2.      Сначала необходимо с детьми разобрать содержание стихотворения. Можно нарисовать рисунки к стихотворению или сделать аппликацию.

3.      Нужно учитывать особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), визуалы(те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).

Некоторые особенности заучивания стихов в разные дошкольные периоды.

В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) легче запоминаются стихотворения, которые содержат предметность. Как правило, это четверостишия, в которых описываются знакомые ребенку игрушки и животные.

Задача выучить стихотворение не ставится. Это происходит непроизвольно в процессе многоразового повторения.

Взрослый предлагает ребенку повторять строки вместе с ним, а потом просит его рассказать все стихотворение, подсказывая слова, которые он забыл. Потом взрослый читает таким образом: он начинает — ребенок заканчивает строку. Запомнить стихотворение помогает наглядность и его инсценировка (разыгрывание по ролям).

В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) тематика стихотворений становится разнообразнее и охватывает разные сферы жизни ребенка. Для заучивания наизусть выбираются стихи, объем которых составляет два четверостишия.

В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) увеличивается объем стихотворений, усложняется их содержание и художественные средства.

В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

По истечении года работы над данной темой можно сделать следующие выводы:

1.      Дети с удовольствием учат стихи и инсценируют произведения.

2.      Повысился уровень словарного запаса; повысился уровень речевой активности детей.

3.      Дети активнее стали общаться друг с другом.

4.      Повысился уровень творческих навыков.

5.      Дети стали занимать призовые места в онлайн конкурсах актерского мастерства.

6.                  Необходимо продолжать работу по данной теме.

Приложения.

Н. Соболева

— Здравствуй, милая ворона!

Я тебя ждала.

Как живешь, скажи, ворона,

Как твои дела?

Я тебя в лесу встречаю

И частенько замечаю:

Что-то очень ты грустна.

Ты, случайно, не больна? —

И ворона мне в ответ:

— Я грустна? Да что ты, нет!

Просто мы такие птицы —

Не к лицу нам веселиться.

Мы ведь песен не поем,

Не сравнить нас с соловьем.

Ну, конечно, иногда

Можно каркнуть — не беда!

Но свистеть да стрекотать,

Щелкать клювом, хохотать —

Не такие мы созданья!

До свиданья!

— До свиданья..

А. Алферова

Заря ещё спускалась с гор…

Всех разбудил вороний хор.

— Что за базар?! — бегу во двор

Послушать птичий перебор.

— Кар! — каркали вороны. — Кар!

А галки:

— Что? Какой пожар?!

— Где?.. Кар-р-р!.. Кто?.. Кар-р-р!..

— Как кто?

— Кар-кар!.. –

Пел птичий, многозвучный хор.

Сорока открывала рот…

Хормейстером был рыжий кот.

Решил он песней день встречать

И никого не огорчать.

Д. Рум

— Лиска, Лисонька, Лиса,

Где сегодня ты была?

— Ох, в деревню я ходила,

Еле ноги унесла.

На цепи собака злая

Со двора прогнала.

— Ты к кому же там ходила?

В гости или по делам?

— У друзей я гостила,

По делам была я там.

— А зачем же ты тогда

Унесла Петушка?

— У него я погостила

И к себе пригласила.

— Если он твой дружок,

Где теперь Петушок?

Ой, ведь мы с ним поругались,

Только перышки остались.

Д. Рум

С барабаном ходит ежик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

Котёнок и утята.

Любовь Алейникова

Повстречали два утёнка

Чудо-малого котёнка,

И спросили: — Кто ты?

— Не узнали? Котик!!

— Кря-кря-кря! Нам говорили,

Чтоб с котами не дружили!

У котов есть в мягких лапках

Очень острые царапки!

Для котов — утятина,

Самая вкуснятина! —

— Мяу-мяу! Я -котёнок,

Как и вы, ещё ребёнок!

Пью я только молочко,

Не царапал никого!

Предлагаю свою дружбу! –

А.Веденский «Песенка машиниста»

Спят ли волки?

Спят. Спят.

Спят ли пчелки?

Спят. Спят.

Спят синички?

Спят. Спят.

А лисички?

Спят. Спят.

А тюлени?

Спят. Спят.

А олени?

Спят. Спят.

А все дети?

Спят. Спят.

Все на свете?

Спят. Спят.

Только я и паровоз,

Мы не спим,

Мы не спим.

И летит до самых звезд

К небу дым,

К небу дым.

ПЕСЕНКА О ЛОШАДКЕ. Генриха Сапгира

Ты беги, беги лошадка,

Гоп, гоп!

Гоп, гоп!

По дорожке ровной гладкой

Топ, топ!

Топ, топ!

ы скачи все прямо, прямо

Цок, цок!

Цок, цок!

Мимо папы, мимо мамы

Скок, скок,

Скок, скок!

Пролетел над старой хатой

Дрозд, дрозд,

Дрозд, дрозд.

Мы проехали горбатый

Мост, мост,

Мост, мост.

Стал в лесу на толстой ножке

Гриб, гриб,

Гриб, гриб.

А колеса по дорожке

Скрип, скрип,

Скрип, скрип.

Под березою высокой

Тень, тень,

Тень, тень.

Там я сяду на широкий

Пень, пень,

Пень, пень.

Пой на ветке, зяблик, сладко

Пой, пой,

Пой, пой.

Мы приехали, лошадка,

Стой!

ЖИЛ НА СВЕТЕ.

Жил на свете Оленёнок,

Удивлялся сам себе.

Был он желтый — и веснушки

На боках и на носу.

— Почему, скажи, я желтый? –

Наклонился он к Цветку.

— Ты, наверно, Одуванчик,

Отвечал ему Цветок.

— Что же я не облетаю? –

Оленёнок возразил.

— Почему, скажи, я желтый? –

У Берёзы он спросил.

— Ты, наверно, лист осенний, —

Шелестит она в ответ.

— Что же я не улетаю? –

Оленёнок ей сказал.

— Отчего, зачем я желтый? –

Он у облака спросил.

И, вздохнув, оно сказало:

— Оттого что, потому что

Ты же — солнышко лесное,

Только солнышко в веснушках.

КАК ВОЛОДЯ БЫСТРО ПОД ГОРУ ЛЕТЕЛ. Даниил Хармс

На салазочках Володя

Быстро под гору летел.

На охотника Володя

Полным ходом налетел.

Вот охотник

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели —

На собачку налетели.

Вот собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели —

На лисичку налетели.

Вот лисичка,

И собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели —

И на зайца налетели.

Вот и заяц,

И лисичка,

И собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели —

На медведя налетели!

И Володя с той поры

Не катается с горы.

А.Шибаев «Забыл».

— Федя, сбегай к тёте Оле,

Попроси немного соли.

— Соли?

— Соли.

— Я сейчас…

Ох, и долог Федин час!..

— Ну, явился наконец!

Где ты бродишь, сорванец?

— Встретил Мишку и Серёжку…

— Что ж потом?

— Искали кошку.

— А потом?

— Потом — нашли.

— А потом?

— На пруд пошли.

— А потом?

— Поймали щуку.

Еле вытянули, злюку!

— Щуку?

— Щуку.

— Но, позволь,

Где же соль?

— Какая соль?

В.Орлов «Ворона»

— Кра! —

Кричит ворона. —

Кража!

Караул!

Грабеж!

Пропажа!

Вор прокрался

Утром рано!

Грош украл он

Из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую

Коробку!

— Стой, ворона

Не кричи.

Не кричи ты,

Помолчи.

Жить не можешь

Без обмана —

У тебя ведь

Нет кармана.

— Как?! —

Подпрыгнула ворона,

И моргнула

Удивленно:

— Что ж вы раньше

Не сказали?!

Кар-р-раул!

Кар-р-ман!

Укр-р-рали!

А.Крылов

Кот Василий, где ты был?

— Я мышей ловить ходил…

— Почему же ты в сметане?

— Потому что был в чулане…

— Долго ль был там?

— Полчаса…

— Ну и что там?

— Колбаса…

— А откуда же сметана?

Отвечай-ка без обмана,

Расскажи нам поскорей,

Как ты там ловил мышей.

— Там сидел я возле кваса…

Нюхал жареное мясо,

Только глянул на творог —

Вижу — мышка на порог!

Я — за мышкой по чулану

И наткнулся на сметану,

Зацепился за мешок,

Опрокинулся горшок,

На меня упало

Сало…

— Где же мышка?

— Убежала…

А.Крылов

Кто там бродит в огороде?

— Это я, козел Мефодий.

— По каким таким делам?

— Помогаю сторожам.

Я капусту охраняю,

Каждый лист оберегаю…

— Почему ж капусту вдруг,

А не редьку

И не лук?

Как же так, скажи, Мефодий?!

Ты забыл о них, выходит!

— Ничего я не забыл,

Но на все не хватит сил.

Лук стеречь я не умею,

А от редьки я худею.

А капуста — хороша,

И нужны ей сторожа,

Потому что самый вкусный,

Очень вкусный —

Лист капустный!

 

Литература:

 

1.      Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. — М., 1998.

2.      Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 4.

3.      Бабунова Т. М. Основы дошкольной педагогики: Учебно-методическое пособие. — Магнитогорск, 2002.

4.      Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. — М., 1960.

5.      Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М., 1981.

6.      Жуковская Р. И. Чтение стихотворений в детском саду. — М., 1981.

7.      Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. — СПб., 2004.

8.      Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М., 2004.

9.      Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения — М., Просвещение, 1981.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, гора, стихотворение, диалог, дошкольный возраст, средство общения, словарный запас, оха, ворон, взрослый.

moluch.ru

Разное