Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению для 2 класса

скачать ГОУ ТО «Кимовская общеобразовательная школа — интернат»

Согласовано:

Заместителем директора по УВР

ГОУ ТО «Кимовская

общеобразовательная школа-интернат»

/_________/_Т.А. Алтухова/

( ФИО)


Утверждено:

педагогическим советом

ГОУ ТО «Кимовская

общеобразовательная школа-интернат»


№ от «___» ___________2013 г

_Директор:/_________/И.В.Карпенко /


( ФИО)

РАДУГА ЗДОРОВЬЯ

Рабочая программа внеурочной деятельности

по спортивно – оздоровительному направлению

для 2 класса

Разработала: Чернова Н.Р.

Учитель начальных классов

2013 г.


1. Пояснительная записка

Общеизвестно, что одним из основных показателей уровня развития государства и его социального благополучия являются показатели продолжительности жизни и состояния здоровья. Гражданские социально-экономические изменения в нашей стране в конце XX  века и в начале XXI века привели к катастрофическому снижению человеческого потенциала.

Наша жизнь постоянно преподносит примеры того, как очевидно нарушается соотношение требований к разуму и телу: первые из них завышены, а вторые занижены. Как следствие – деградация современного человека, гиподинамия, недостаток естественных движений. А это патология сердечнососудистой системы и отклонения в осанке, быстрая утомляемость, вялость, огромное число простудных заболеваний, плохое усвоение учебного материала, отклонения в психике. Реализация в образовательном учреждении программ спортивно- оздоровительного содержания, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни помогут решить вопросы по сохранению и укреплению здоровья школьников, что обеспечит физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье учащихся начальных классов.

Актуальность и необходимость программы.

Формирование всесторонне развитой личности – важная задача школы. Современные дети и тем более младшие школьники часто не имеют четкого представления о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе, о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения, способах поддержаниях высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности. Они не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе. В обращении президента РФ к Федеральному Собранию одним из важных аспектов в образовании выделено здоровье, поэтому реализация именно этой программы внесёт свою лепту в воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения.

Цель занятий по программе «Радуга здоровья»: научить детей быть здоровыми душой и телом, а так же стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

Задачи:

-сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

-формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

-обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

— научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

— добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

— нформирование детей о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа;

— формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

— развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов

и познавательной деятельности;

— развитие самостоятельности, самоконтроля;

-развитие коммуникативных навыков у детей, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; просвещение родителей в вопросах организации рационального питания.

В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить также свои творческие способности.

В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:

• индивидуальное консультирование
• совместные мероприятия
• анкетирование
• практические и учебные игры
• викторины
• заочные путешествия
• экскурсии
• презентации
• проекты

• занимательные беседы


• оздоровительные минутки
• кроссворды
• встречи с психологом
• педиатором

Программа «Радуга здоровья» рассчитана на один год обучения. Участники программы – учащиеся 2 класса, возраст учащихся – 8-9 лет, состав групп – постоянный.

Режим работы :1 занятие в неделю – 34 часа в год.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Реализация данной программы не предполагает прохождения обучающимися промежуточной и итоговой аттестаций. Отслеживание результатов планируется осуществлять путём проведения викторин, анкетирования, тестов , выполнением проверочных работ.

В результате изучения курса «Радуга здоровья» обучающиеся должны:

знать/понимать:

-признаки утомления, в том числе зрительного;

-чем отличается состояние здоровья от состояния болезни;

-общепринятые правила коммуникации;

-название основных частей тела и внутренних органов, иметь общее представление об их расположении и роли в жизнедеятельности организма человека ;

-правила личной гигиены, одежды, обуви и пр.

-основные правила рационального питания с учётом возраста;

-правила профилактики заболеваний органов зрения, слуха позвоночника, стопы и пр.

-способы охраны своего здоровья от простудных и некоторых др.инфекционных заболеваний;

-правила оказания первой доврачебной помощи;

-вредные привычки и какой вред они представляют для здоровья;

-лечебные учреждения, профессии врачей специалистов;

-правила использования лекарственных растений для профилактики и лечения некоторых заболеваний;

-лечебные свойства некоторых деревьев, кустарников и трав;

-особенности своего физического и психофизического развития, памяти, внимания их совершенствование;

-значение двигательной активности для развития организма;

уметь:


-применять общепринятые правила коммуникации;

-соблюдать правила личной гигиены;

-выделить, проанализировать и рассказать о субъективных признаках своей усталости;

-самостоятельно искать выходы из проблемных ситуаций;

-в случае необходимости правильно обратиться за экстренной мед .помощью;

-оказывать простейшую помощь при небольших ушибах, обморожениях и пр.;

— распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

иметь представление:

— о том, что восприимчивость к вредным привычкам индивидуальна и зависимость может наступить после первого приёма.

2 .Календарно – тематический план.


№ п/п

Тема занятия

Теоретический вид занятий

Практический вид занятий

Дата проведения

Если хочешь быть здоров.

Русская народная игра «У медведя во бору»

Режим дня школьника. Сон-лучшее лекарство

Русская народная игра «Филин и пташка».

Забота о глазах.

Зачем нам умываться. Уход за ушами.

Русская народная игра «Кот и мышь».

Подготовка к проекту по теме «Народы мира против вредных привычек»,или «Мы против вредных привычек»

Строение тела человека.

Игры на внимание «Класс, смирно», «Заметь всё», «Запомни порядок».

Почему мы болеем

Кто и как предохраняет нас от болезней. Профессия — врач



Игры на развитие мышления и речи.

Уход за руками и ногами.

Гигиена. Почему надо умываться.



Игры на свежем воздухе.

Осязание. Забота о коже.

Опора тела и движение. Мышцы, кости, суставы.

Осанка, стройная спина

Подготовка к проекту «Народная мудрость о здоровье».

Игры на развитие восприятия.

Как следует питаться.

Игры на развитие памяти.

Пищевые отравления. Съедобные и несъедобные грибы.

Растения. Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Ядовитые растения.

Игры на развитие воображения.

Правила безопасного поведения на воде. Опасный лёд. Зимняя река и география безопасности.

Предосторожности при обращении с животными. Что мы знаем про собак и кошек.

Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки», игра «Космонавты»

Как уберечься от порезов, ушибов , переломов. Травмы.

Первая помощь при растяжении связок, переломах, ушибах, порезах.



Как защититься от насекомых. Укусы насекомых.Клещи.

Безопасность при любой погоде. Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза

Отчёт по проекту «Народная мудрость о здоровье»

Отчёт по проекту «Мы – против вредных привычек»

3.Содержание программы включает познавательный материал в сочетании с практическими заданиями (опыты, решение ситуативных задач, выполнение творческих проектов и пр.), а так же игры, т.к. игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

1.Сказка о микробах. Правила гигиены. Разучивание упражнений для утренней зарядки. Творческая работа. Тест «Здоровый человек – это…» Проверочная работа «Правила личной гигиены».


2.Разучивание игры «У медведя во бору». Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

3. Режим дня. Здоровый сон. Гигиена сна. Игры «Можно — нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья. Анализ ситуации. Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».

4. Разучивание игры «Филин и пташка». Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.

5.Строение глаза. Правила бережного отношения к зрению. Слёзы. Гимнастика для глаз. Опыт со светом.. Игра «Полезно – вредно». Тест «Как я забочусь о своих глазах» с.88

6.Звуки. Строение уха. Правила бережного отношения к слуху. Правила ухода за ушами и правила сохранения слуха. Проведение опытов.

7. Разучивание игры «Кот и мышь». Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.

8.Цель проекта : формирование потребности отказа от вредных привычек (профилактика ПАВ) у младших школьников. Проведение работы по созданию альбома с рисунками и сочинениями- рассуждениями о пагубном воздействии курения, алкоголизма на организм человека.

9. Беседа о внутренних органах человека и частях тела.Отгадывание кроссворда.Тест «Внутренние органы человека».

10. Разучивание игр на развитие внимания.

11-12. Болезнь. Причина болезни. Профилактика болезни. Тест.Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья. Профессия «врач» (окулист, стоматолог, хирург, офтальмолог, педиатр). Экскурсия в медицинский кабинет.

13. Игры «Ну-ка, отгадай», «Определим игрушку».

14. Необходимость ухода за руками и ногами. Правила ухода. Упражнения по профилактике плоскостопия.

15. Игры на свежем воздухе. Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель.

16. Игра «Угадай-ка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.

17. Общее представление о скелете. Практическая работа. Это интересно. Правила первой помощи. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей».

18. Значение осанки в жизни человека. Правила для поддержания правильной осанки. Практические работа: разучивание упражнений для формирования правильной осанки .

19. Цель проекта: развить творческие коммуникативные способности ребёнка; привить навыки здорового образа жизни на основе изученного фольклора, первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта. В результате творческой работы учащиеся собирают «копилку» пословиц и поговорок о здоровье, оформляют альбом с пословицами, где на отдельном листе иллюстрируют каждую пословицу, объясняя в рисунке её смысл.

20. Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра».

21. Повторение правил здоровья. Органы пищеварения. Здоровая пища. Анализ ситуаций. Игра «Что разрушает, а что укрепляет здоровье». Практическая работа. Проверочная работа «Твоё здоровье и питание».

22. Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».

23. Виды отравления. Первая помощь при пищевом отравлении. Царство грибов. Правила сбора грибов. Съедобные и ядовитые грибы.

24. Правила сбора ягод и растений. Свойства лекарственных растений. Лекарственные растения Тульского края. Работа с гербарием. Проверочная работа.

25. Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».

26. Правила безопасного поведения на воде. Переправа по льду. Правила безопасного поведения на реке зимой. Гололёд. Тест. Памятка «Опасный лёд».

27. Животные домашние и дикие. Опасности при общении с хищными животными. Памятка «Мир животных».

28. Правила игры. Проведение игры.

29-30. Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Виды переломов. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!

31. Беседа по теме. Правила поведения, если рядом жалящие насекомые. Первая помощь при укусах насекомых.

32. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед…» Признаки солнечного ожога. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам!».

33. Презентация проекта «Народная мудрость о здоровье»

34. Презентация проекта «Мы – против вредных привычек»

4. Литература

Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.

Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность.Волгоград/ изд. Учитель 2012.

Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии — реальный путь первичной профилактики.-2003.

Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.

Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. — М.: 2004.

6. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.

7. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы. – М.Вако.2008

8. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких — СПб., 1999.

9. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997

5.Дидактический материал:

Таблицы и схемы «Строение уха», «Стороение глаза», «Строение тела человека»

Макет «Скелет человека»

Наглядный материал «Грибы»

Гербарий

Таблицы с содержанием оказания первой медицинской помощи при переломах,порезах и пр.

Памятки .

Техническое оснащение занятий.

компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.

скачать

nenuda.ru

Программа по внеурочной деятельности. По спортивно-оздоровительному направлению для 1-2 класса

пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1-2 класса. Программа рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю)

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Алгоритм работы с играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.

  2. Объяснение содержания игры.

  3. Объяснение правил игры.

  4. Разучивание игр.

  5. Проведение игр.

Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;

  • развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

  • развивать умения ориентироваться в пространстве;

  • обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям применению их в различных по сложности условиях;

  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Роль и место данного курса.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Содержание программы определено с учётом:

  • возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся, интересов и потребностей учащихся,

  • тенденции развития воспитания и образования.

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности обучающиеся 1-2 класса должны:

иметь представление:

  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

  • о режиме дня и личной гигиене;

  • о способах изменения направления и скорости движения;

  • о народной игре как средстве подвижной игры;

  • об играх разных народов;

  • о соблюдении правил игры

уметь:

  •  выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; 

  •  выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

  • играть в подвижные игры;

  •  выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; 

  • выполнять строевые упражнения;

  • соблюдать правила игры

ожидаемый результат

  • Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.

  • Развитие умений работать в коллективе.

  • Формирование у детей уверенности в своих силах.

  • Умение применять игры самостоятельно.

Тематический план 1 класс

2.

Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь

10

3.

Спортивные подвижные игры

15

4.

Занимательные подвижные игры.

33

5.

Туристические походы.

5

Содержание программы 1 КЛАСС

  1. Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).

Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

  1. Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).

Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.

  1. Спортивные подвижные игры.

Футбол ( Правила игры, развитие основных навыков владения мячом, игра в защите и нападении). Русская лапта (Правила игры, развитие основных навыков владения битой). Городки (Правила игры, основные фигуры, индивидуальные соревнования). Эстафеты с использованием спортивного инвентаря и оборудования (мячи, скакалки, обручи, кегли и т.д.)

  1. Занимательные подвижные игры.

Игры на развитие внимания:

«Воробьи- вороны», «Третий лишний», «Лиса и зайцы», «Попади мячом», «Запрещенное движение», «Огонек», «Манеж», «Шумелка», «Веснушки на макушке» и т.д.

Игры на координацию движений: «Вышибалы с картинками», «Охотники и утки», «Роксалана в плену», «Игра с мячом», «Гонки крокодилов», «Вьюны», «Домашние хлопоты», «5+5», «Ловушка» и т.д.

Игры на развитие ловкости, выносливости: «Попади в мишень», «Зевака», «Квач», «Падающая палка», «ЗАЯЦ БЕЗ ЛОГОВА», «САНТИКИ- САНТИКИ-ЛИМ-ПО-ПО», «Гуси», «Горелка», «У медведя во бору», «Рыбаки и рыбки» и т.д.

  1. Туристические походы. Тематические прогулки.

Календарно-тематическое планирование.

Тематический план 2 класс

Занимательные игры

10

3.

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

1

4.

Игры-эстафеты

7

5.

Подвижные игры разных народов

18

6

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств

6

7

Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки

8

8

Зимние забавы

10

9

Туристические походы. Тематические прогулки.

5

10

Итоговое занятие

1

Содержание программы 2 КЛАСС

Основы знаний о народной подвижной игре (2часа)

Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.

Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры, выработка правил. «Фанты», «Горелки».

Занимательные игры (10 часа)

— Русские народные игры. «Ловушка», «Пятнашки», «Прятки» и т.д.;

Групповые игры. «Охотник и сторож», «Чай-чай-выручай», «Карусель», «Совушка», «Штандр» и т.д.

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! (1 час)

— Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.

Игры-эстафеты. ( 7 часов)

— Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам» и т.д.

— Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч»,«Чемпионы малого мяча» и т.д.

— Эстафеты с бегом и прыжками, преодолением препятствий.

— Эстафеты с гимнастическими палками и скакалками, обручами, кеглями.

Подвижные игры разных народов (18 часов)

-Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».

-Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».

-Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».

-Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»

-Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».

-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».

-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек».
-Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».

-Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча».

 Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств (4часа)

— Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

— Бег с  высоким подниманием  бедра,  прыжками и  ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением. Эстафеты.

Подвижные игры, основанные на элементах: (8часа)

— гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;

— легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;

— лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;

— спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

Зимние забавы (10 часов)

-Зимой на воздухе. «Городки», «Снежный боулинг» «Гонки снежных комов».

— Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».«Скатывание шаров».

— Лыжные гонки.

Туристические походы. Тематические прогулки (5часов)

Итоговое занятие (1 час)

-Праздник здоровья и подвижной народной игры.

Список литературы

ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.

ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.

DVD «Уроки тётушки Совы» — ТО «Маски», Москва, 2009.

«Воспитательная работа в начальной школе» — С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.

«Как себя вести» — В.Волина . «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.

«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры»– Мир Книги, Москва. 2003.

«Я иду на урок» — Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.

Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198

Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.

Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000

Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001

Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991

Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.

Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.

Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.

infourok.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению для 2 класса

ГОУ ТО «Кимовская общеобразовательная школа — интернат»

Согласовано:

Заместителем директора по УВР

ГОУ ТО «Кимовская

общеобразовательная школа-интернат»

/_________/_Т.А. Алтухова/

( ФИО)


Утверждено:

педагогическим советом

ГОУ ТО «Кимовская

общеобразовательная школа-интернат»

№ от «___» ___________2013 г

_Директор:/_________/И.В.Карпенко /
( ФИО)

РАДУГА ЗДОРОВЬЯ

Рабочая программа внеурочной деятельности

по спортивно – оздоровительному направлению

для 2 класса

Разработала: Чернова Н.Р.

Учитель начальных классов

2013 г.

1. Пояснительная записка

Общеизвестно, что одним из основных показателей уровня развития государства и его социального благополучия являются показатели продолжительности жизни и состояния здоровья. Гражданские социально-экономические изменения в нашей стране в конце XX  века и в начале XXI века привели к катастрофическому снижению человеческого потенциала.

Наша жизнь постоянно преподносит примеры того, как очевидно нарушается соотношение требований к разуму и телу: первые из них завышены, а вторые занижены. Как следствие – деградация современного человека, гиподинамия, недостаток естественных движений. А это патология сердечнососудистой системы и отклонения в осанке, быстрая утомляемость, вялость, огромное число простудных заболеваний, плохое усвоение учебного материала, отклонения в психике. Реализация в образовательном учреждении программ спортивно- оздоровительного содержания, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни помогут решить вопросы по сохранению и укреплению здоровья школьников, что обеспечит физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье учащихся начальных классов.

^

Формирование всесторонне развитой личности – важная задача школы. Современные дети и тем более младшие школьники часто не имеют четкого представления о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе, о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения, способах поддержаниях высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности. Они не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе. В обращении президента РФ к Федеральному Собранию одним из важных аспектов в образовании выделено здоровье, поэтому реализация именно этой программы внесёт свою лепту в воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения.

Цель занятий по программе «Радуга здоровья»: научить детей быть здоровыми душой и телом, а так же стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

Задачи:

-сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

-формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

-обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

— научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

— добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

— нформирование детей о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа;

— формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

— развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов

и познавательной деятельности;

— развитие самостоятельности, самоконтроля;

-развитие коммуникативных навыков у детей, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; просвещение родителей в вопросах организации рационального питания.

В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить также свои творческие способности.

В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:

• индивидуальное консультирование
• совместные мероприятия
• анкетирование
• практические и учебные игры
• викторины
• заочные путешествия
• экскурсии
• презентации
• проекты

• занимательные беседы
• оздоровительные минутки
• кроссворды
• встречи с психологом
• педиатором

Программа «Радуга здоровья» рассчитана на один год обучения. Участники программы – учащиеся 2 класса, возраст учащихся – 8-9 лет, состав групп – постоянный.

Режим работы :1 занятие в неделю – 34 часа в год.
^

Реализация данной программы не предполагает прохождения обучающимися промежуточной и итоговой аттестаций. Отслеживание результатов планируется осуществлять путём проведения викторин, анкетирования, тестов , выполнением проверочных работ.

В результате изучения курса «Радуга здоровья» обучающиеся должны:

знать/понимать:

-признаки утомления, в том числе зрительного;

-чем отличается состояние здоровья от состояния болезни;

-общепринятые правила коммуникации;

-название основных частей тела и внутренних органов, иметь общее представление об их расположении и роли в жизнедеятельности организма человека ;

-правила личной гигиены, одежды, обуви и пр.

-основные правила рационального питания с учётом возраста;

-правила профилактики заболеваний органов зрения, слуха позвоночника, стопы и пр.

-способы охраны своего здоровья от простудных и некоторых др.инфекционных заболеваний;

-правила оказания первой доврачебной помощи;

-вредные привычки и какой вред они представляют для здоровья;

-лечебные учреждения, профессии врачей специалистов;

-правила использования лекарственных растений для профилактики и лечения некоторых заболеваний;

-лечебные свойства некоторых деревьев, кустарников и трав;

-особенности своего физического и психофизического развития, памяти, внимания их совершенствование;

-значение двигательной активности для развития организма;

уметь:

-применять общепринятые правила коммуникации;

-соблюдать правила личной гигиены;

-выделить, проанализировать и рассказать о субъективных признаках своей усталости;

-самостоятельно искать выходы из проблемных ситуаций;

-в случае необходимости правильно обратиться за экстренной мед .помощью;

-оказывать простейшую помощь при небольших ушибах, обморожениях и пр.;

— распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

иметь представление:

— о том, что восприимчивость к вредным привычкам индивидуальна и зависимость может наступить после первого приёма.

2 .Календарно – тематический план.


№ п/п

Тема занятия

Теоретический вид занятий

Практический вид занятий

Дата проведения

Если хочешь быть здоров.

Русская народная игра «У медведя во бору»

Режим дня школьника. Сон-лучшее лекарство

Русская народная игра «Филин и пташка».

Забота о глазах.

Зачем нам умываться. Уход за ушами.

Русская народная игра «Кот и мышь».

Подготовка к проекту по теме «Народы мира против вредных привычек»,или «Мы против вредных привычек»

Строение тела человека.

Игры на внимание «Класс, смирно», «Заметь всё», «Запомни порядок».

Почему мы болеем

Кто и как предохраняет нас от болезней. Профессия — врач


Игры на развитие мышления и речи.

Уход за руками и ногами.

Гигиена. Почему надо умываться.


Игры на свежем воздухе.

Осязание. Забота о коже.

Опора тела и движение. Мышцы, кости, суставы.

Осанка, стройная спина

Подготовка к проекту «Народная мудрость о здоровье».

Игры на развитие восприятия.

Как следует питаться.

Игры на развитие памяти.

Пищевые отравления. Съедобные и несъедобные грибы.

Растения. Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Ядовитые растения.

Игры на развитие воображения.

Правила безопасного поведения на воде. Опасный лёд. Зимняя река и география безопасности.

Предосторожности при обращении с животными. Что мы знаем про собак и кошек.

Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки», игра «Космонавты»

Как уберечься от порезов, ушибов , переломов. Травмы.

Первая помощь при растяжении связок, переломах, ушибах, порезах.


Как защититься от насекомых. Укусы насекомых.Клещи.

Безопасность при любой погоде. Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза

Отчёт по проекту «Народная мудрость о здоровье»

Отчёт по проекту «Мы – против вредных привычек»

3.Содержание программы включает познавательный материал в сочетании с практическими заданиями (опыты, решение ситуативных задач, выполнение творческих проектов и пр.), а так же игры, т.к. игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

1.Сказка о микробах. Правила гигиены. Разучивание упражнений для утренней зарядки. Творческая работа. Тест «Здоровый человек – это…» Проверочная работа «Правила личной гигиены».
2.Разучивание игры «У медведя во бору». Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

3. Режим дня. Здоровый сон. Гигиена сна. Игры «Можно — нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья. Анализ ситуации. Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».

4. Разучивание игры «Филин и пташка». Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.

5.Строение глаза. Правила бережного отношения к зрению. Слёзы. Гимнастика для глаз. Опыт со светом.. Игра «Полезно – вредно». Тест «Как я забочусь о своих глазах» с.88

6.Звуки. Строение уха. Правила бережного отношения к слуху. Правила ухода за ушами и правила сохранения слуха. Проведение опытов.

7. Разучивание игры «Кот и мышь». Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.

8.Цель проекта : формирование потребности отказа от вредных привычек (профилактика ПАВ) у младших школьников. Проведение работы по созданию альбома с рисунками и сочинениями- рассуждениями о пагубном воздействии курения, алкоголизма на организм человека.

9. Беседа о внутренних органах человека и частях тела.Отгадывание кроссворда.Тест «Внутренние органы человека».

10. Разучивание игр на развитие внимания.

11-12. Болезнь. Причина болезни. Профилактика болезни. Тест.Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья. Профессия «врач» (окулист, стоматолог, хирург, офтальмолог, педиатр). Экскурсия в медицинский кабинет.

13. Игры «Ну-ка, отгадай», «Определим игрушку».

14. Необходимость ухода за руками и ногами. Правила ухода. Упражнения по профилактике плоскостопия.

15. Игры на свежем воздухе. Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель.

16. Игра «Угадай-ка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.

17. Общее представление о скелете. Практическая работа. Это интересно. Правила первой помощи. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей».

18. Значение осанки в жизни человека. Правила для поддержания правильной осанки. Практические работа: разучивание упражнений для формирования правильной осанки .

19. Цель проекта: развить творческие коммуникативные способности ребёнка; привить навыки здорового образа жизни на основе изученного фольклора, первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта. В результате творческой работы учащиеся собирают «копилку» пословиц и поговорок о здоровье, оформляют альбом с пословицами, где на отдельном листе иллюстрируют каждую пословицу, объясняя в рисунке её смысл.

20. Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра».

21. Повторение правил здоровья. Органы пищеварения. Здоровая пища. Анализ ситуаций. Игра «Что разрушает, а что укрепляет здоровье». Практическая работа. Проверочная работа «Твоё здоровье и питание».

22. Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».

23. Виды отравления. Первая помощь при пищевом отравлении. Царство грибов. Правила сбора грибов. Съедобные и ядовитые грибы.

24. Правила сбора ягод и растений. Свойства лекарственных растений. Лекарственные растения Тульского края. Работа с гербарием. Проверочная работа.

25. Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».

26. Правила безопасного поведения на воде. Переправа по льду. Правила безопасного поведения на реке зимой. Гололёд. Тест. Памятка «Опасный лёд».

27. Животные домашние и дикие. Опасности при общении с хищными животными. Памятка «Мир животных».

28. Правила игры. Проведение игры.

29-30. Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Виды переломов. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!

31. Беседа по теме. Правила поведения, если рядом жалящие насекомые. Первая помощь при укусах насекомых.

32. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед…» Признаки солнечного ожога. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам!».

33. Презентация проекта «Народная мудрость о здоровье»

34. Презентация проекта «Мы – против вредных привычек»

4. Литература

Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.

Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность.Волгоград/ изд. Учитель 2012.

Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии — реальный путь первичной профилактики.-2003.

Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.

Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. — М.: 2004.

6. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.

7. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы. – М.Вако.2008

8. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких — СПб., 1999.

9. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997

5.Дидактический материал:

Таблицы и схемы «Строение уха», «Стороение глаза», «Строение тела человека»

Макет «Скелет человека»

Наглядный материал «Грибы»

Гербарий

Таблицы с содержанием оказания первой медицинской помощи при переломах,порезах и пр.

Памятки .

Техническое оснащение занятий.

компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.

dopoln.ru

Занятие по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

Занятие по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Чемпион»

«Игры народов России»

Составитель:

Акинина Ирина Владимировна

учитель физической культуры

Бугрова Александра Степановна

учитель начальных классов

г.о. Орехово-Зуево

2013г.

Название: Игры народов России

Направление: спортивно-оздоровительное

Курс: «Я – чемпион!»

Класс: 2 (8 лет)

Цель: закрепить универсальные учебные действия и умения посредством средств и методов физической культуры и спорта.

Планируемый результат (УУД):

Личностные универсальные учебные действия:

1. Научить ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «воля», «дружба», «ловкость».

Познавательные учебные действия:

1. Формировать навыки ходьбы и бега, закрепить умение двигаться, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагируя на сигналы.

2. Формировать умения сохранять устойчивое положение на уменьшенной площади опоры (гимнастическая скамейка), в разных позах и быстрой смене положения тела.

3. Учить игровым заданиям.

4. Научить наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные учебные действия:

1. Содействовать развитию мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, ловкости, силы.

2. Развивать творчество, инициативу в двигательных действиях.

3. Прививать интерес к здоровому образу жизни.

4. Способствовать повышению общего функционального состояния организма.

6. Способствовать формированию опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки и функционального свода стопы.

Коммуникативные учебные действия:

1. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в совместной двигательной деятельности.

2. Прививать детям стойкий интерес к играм, поддерживать в них жизненный оптимизм и здоровый соревновательный дух, поощрять творчество и разнообразную двигательную деятельность.

3. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Занятие проводится в спортивном зале.

Оборудование: музыкальный центр, свисток, секундомер, доска, рисунки с изображением спортивных предметов, конверты, карточки с буквами, обруч (1 шт), мат (1 шт), гимнастические скамейки (2 шт.), круги вырезанные из бумаги (кочки), канат (1 шт).

Ход занятия

Этапы занятия

Характеристика деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Актуализация знаний

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

Сегодня мы с вами немного поиграем. Но для начала мы с вами должны сделать разминку. Встаньте, пожалуйста в три ряда так, чтобы не мешать друг другу. Готовы? (музыкальная разминка)

2. Введение в тему.

В спортивный зал входит доктор. Здравствуйте ребята! Я ежедневно проверяю состояние здоровья учеников нашей школы, отслеживаю, какими болезнями вы болеете. И я заметила, что в вашем классе меньше всего болеют дети. Объясните мне, пожалуйста, почему?

Ребята! А вы любите отгадывать загадки? Тогда мы с вами разделимся на 4 команды. Для каждой команды я приготовила загадки. На стене перед вами висят рисунки с ответами. Под некоторыми из рисунков спрятан конверт. Ваша задача отгадать загадку и найти конверт. Вы готовы?

Загадки: Две дощечки на ногах

И две палочки в руках.

Если мы дощечки смажем —

Снежный экстра-класс покажем!

Зимние рекорды ближе

Тем, кто очень любит…

И мальчишки, и девчонки

Очень любят нас зимой,

Режут лёд узором тонким,

Не хотят идти домой.

Мы изящны и легки,

Мы – фигурные …

Любого ударишь –

Он злится и плачет.

А этого стукнешь –

От радости скачет!

Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры,

Помчались с горы.

Спортсмены лишь лучшие

На пьедестале,

Вручают торжественно

Всем им …

-Ребята, у каждой команды в руках конверт. В конверте спрятаны буквы. Я вам буду задавать загадки, а ответ вам необходимо составить из букв, которые в конверте и поместить этот ответ на доску.

с

в

и

с

Т

о

к

г

и

р

и

я

д

р

о

к

л

ю

ш

к

а

Маленький, удаленький

Громко кричит,

Судье помогает,

Устали не знает.

Я смотрю — у чемпиона

Штанга весом в четверть тонны.

Я хочу таким же стать,

Чтоб сестренку защищать!

Буду я теперь в квартире

Поднимать большие …

На нём Мюнхгаузен летал,

А вот спортсмен его метал.

Как солдата нет без пушки,

Хоккеиста нет без …

Дети приветствуют гостей

Дети повторяют за учителем движения под музыку.

-На занятиях мы занимаемся спортом, делаем зарядку, играем; изучаем режим дня; узнаем о правильном питании и т.д.

Дети делятся на 4 команды и отгадывают загадки.

Ответ: лыжи

Ответ: коньки

Ответ: мяч

Ответ: санки

Ответ: медали

Ответ: свисток

Ответ: гири

Ответ: ядро

Ответ: клюшка

2. Открытие нового знания

3. Знакомство с новым понятием.

Ребята, посмотрите на доску. Вы составили слова. Какое слово получилось из красных букв?

Правильно. А что такое игра? Зачем мы играем? Какие игры вы знаете? Что нужно для игры?

Ответ: игра

3. Применение нового знания

4. Игры народов России:

1.Сейчас мы с вами познакомимся с русской народной игрой “Щука и караси”.

На одной стороне площадки находятся караси, на середине – щука. По сигналу караси перебегают на другую сторону. Щука ловит их. Пойманные караси(4-5) берутся за руки, и, встав поперёк зала, образуют сеть. Теперь караси должны перебежать на другую сторону через сеть(под руками). Щука стоит за сетью и подстерегает их. Победителем считается тот, кто остался последним. Ему поручают роль новой щуки. Все караси при перебежке должны пройти сеть; задерживать их стоящие не могут.

А теперь татарская народная игра “Бег по следу”.

2. Ребята делятся на 2 команды. По сигналу команды по очереди преодолевают препятствия, идя друг за другом. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет дистанцию. Проигравшая команда убирает инвентарь. 1 человек демонстрирует прохождение трассы.

Старт: проползти по мату, пролезть через обруч, подтянуть себя руками лежа на скамейке, прыжки по кочкам, пройти по скамейке, финиш.

3. Русская народная игра “Перетягивание каната”.

Дети играют

Дети помогают расставить инвентарь и играют по правилам

4. Рефлексия

5. Обобщающая беседа.

Доктор:

-Теперь я поняла, почему ребята из вашего класса практически не болеют. Вы дружные, спортивные, много знаете и умеете следить за своим здоровьем.

Учитель:

-Встали в круг. Сделали вдох-выдох (3 раза). Посмотрели на свою правую ладошку, посмотрели на свою левую ладошку. Вы сегодня работали хорошо, похлопали друг другу.

— Понравилось занятие?

— Что нового узнали?

6. Итог.

Вот и подошло к концу наше занятие. Вы все молодцы! Вы можете переодеваться.

Ответы детей

Дети высказывают свое мнение

Дети уходят в раздевалку

www.metod-kopilka.ru

Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления «Путешествие в страну «Поиграйка»»2 класс

Календарно – тематическое планирование 2 кл.

Количество часов в неделю: 1 час.

Годовое количество часов: 34часа.

№п\п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Развитие и формирование качеств у учащихся

1.

Игры на развитие внимания, мышления, воображения, речи

6

1.1

Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками», «Невод», «Заяц без дома».

Развитие внимания и памяти

1.2

Игры на развитие внимания и памяти: «Карлики – великаны» «Запомни- порядок» , «Шишки-желуди-орехи».

Развитие внимания и памяти

1.3

Игры на развитие памяти. Игры «Художник» « Все помню»,«Что изменилось», «Посадка картофеля».

Развитие внимания и памяти

1.4

Игры на развитие воображения. Игры: «Море волнуется», «Запрещенное движение».

Развитие воображения, речи

1.5

Игры на развитие памяти. «Два мороза», «Гуси- лебеди»

Развитие ловкости и внимания, памяти

1.6

Игры на развитие мышления и речи. Игры «Угадай чей голосок»», «Определим игрушку».

Развитие внимания, памяти и речи

2.

Народные игры

6

2.1

Русская народная игра «У медведя во бору», «Горелки».

Развитие ловкости, быстроты, внимания

2.2

Русские народные игры: «Зайка», «Прыгание с перевязанными ногами».

Развитие ловкости, быстроты, внимания;

2.3

Русская народная игра «Горелки», «Наседка и коршун».

Развитие ловкости, быстроты

2.4

Русская народная игра «Кот и мышь» «Локомотив».

Развитие ловкости, быстроты, внимания

2.5

Русская народная игра «Большой мяч», «Укротитель зверей».

Развитие ловкости, быстроты, внимания

2.6

Русская народная игра « Удар по веревочке», «Гуси-лебеди».

Развитие быстроты и ловкости

3.

Подвижные игры

15

3.1

Игра «Кочка, дорожка, копна», «Космонавты» Беседа: «Чтоб здоровыми остаться надо….».Игры по интересам.

Формирование ЗОЖ. Развитие ловкости, быстроты, внимания.

3.2

Составление упражнений для утренней гимнастики. Эстафеты с обручами.

Развитие ловкости, быстроты, внимания

3.3

Беседа «Я сильный, ловкий, быстрый». Эстафеты на развитие быстроты, силы, ловкости.

Формирование понятий сила , быстрота, ловкость.

3.4

Игра с мячом «Охотники и утки», «Совушка». Игры по интересам.

Развитие глазомера и точности движений

3.5

Весёлые старты со скакалкой. Упражнения со скакалкой. Эстафеты со скакалкой.

Развитие прыгучести и ловкости;

3.6

Игра «Не давай мяч водящему», «Зайцы в огороде». Игры с мячом: ловля, бросок, передача. Игры по интересам.

Развитие скоростных качеств

3.7

Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки», «Прыжки по полоскам», Игры по интересам.

.

Развитие скоростных качеств

3.8

Игры на свежем воздухе «Два Мороза», «Метко в цель». Метание снежков в цель.

Развитие глазомера и точности движений

3.9

Эстафеты с санками. Игры на санках: «Слалом на санках», «Подними предмет».

Развитие скоростных качеств

3.10

Эстафеты с лыжами. Игры: «Охотники и зайцы», «Перебежки под обстрелом».

Развитие глазомера и точности движений

3.11

Игры «Охота на куропаток», «Перестрелка». Игры по интересам.

Развитие выносливости и ловкости

3.12

Игра «Перемена мест», «Удочка», «Белые медведи». Игры по интересам.

Развитие силы и ловкости

3.13

Игра «Салки с мячом», «Перестрелка». Игры по интересам.

Развитие быстроты, внимания

3.14

Игра «Прыгай через ров». Совершенствование координации движений. Игры по интересам.

Развитие координации движений

4.

Спортивные игры

6

4.1

Футбол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

Развитие скоростных качеств

4.2

Футбол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

Развитие скоростных качеств, ловкости, быстроты

4.3

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину. Игровые правила.

Развитие скоростных качеств, ловкости, быстроты

4.4

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину. Игровые правила.

Развитие скоростных качеств, ловкости, быстроты

4.5

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и пере­дача мяча. Игровые правила.

Развитие скоростных качеств, ловкости, быстроты

4.6

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и пере­дача мяча. Игровые правила.

Развитие скоростных качеств, ловкости, быстроты

5.

Спортивные праздники

2

5.1

Спортивный праздник «Фестиваль подвижных игр».

Развитие скоростных качеств, ловкости, быстроты

5.2

Игры по выбору детей

Развитие выносливости и скоростных качеств


Автор: Комарова Светлана Юрьевна 0308

pedportal.net

Программа внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной направленности «Поиграй-ка» (1-2 класс)

Программа внеурочной деятельности

«Поиграй-ка»

Возраст детей – 7-9 лет

Срок реализации – 2 года

Пояснительная записка

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Актуальность программы

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

В распоряжении образовательной системы имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье школьников путем повышения уровня грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Не использовать их-значит не решать главную задачу образования-подготовку ребенка к самостоятельной жизни. Сейчас представилась возможность подойти к проблеме воспитания ЗОЖ более комплексно. Повысить двигательную активность детей и тем самым преодолевать усталость, нагрузки, напряжение от урочной деятельности. Вести просветительскую работу о культуре здоровья. Научить наблюдать за своим здоровьем, ответственно относиться к нему, оценивать свое поведение. Программа имеет спортивно-оздоровительное направление.

Реализация программы рассчитана на 2 года.

График проведения занятий:

— Общее количество часов в год – 1 класс 33 ч, 2 класс 34 ч.

— Продолжительность занятий – 1 час в неделю.

Возраст учащихся: 7-9 лет (1-2 класс)

Цель программы:

Создание условий для становления личности ребенка путем укрепления здоровья, разносторонней подготовкой и овладением рациональной техникой, необходимой для достижения в развитии двигательных способностей.

Задачи программы:

Учебные:

  • способствовать формированию информационной компетентности;

  • обучить умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями, используя их в целях досуга, отдыха;

Воспитательные:

  • способствовать формированию коммуникативной компетентности;

  • воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, трудолюбия, дисциплины, чувства коллективизма;

  • прививать навыки общей физической культуры;

Развивающие:

  • Формировать устойчивый познавательный интерес к занятиям физической культуры и спортом;

  • Развивать физические качества: силу, ловкость, выносливость, гибкость, быстроту;

Ожидаемые результаты образовательного процесса

Воспитанники должны знать:

  • знать и выполнять технику безопасности при спортивных занятиях;

  • знать и выполнять правила личной гигиены и закаливания;

  • знать правила игр детей народов мира и познавательных игр;

Воспитанники должны уметь:

На всех занятиях формируются следующие УУД:

познавательные действия:

личностные действия:

регулятивные действия:

развитие и оценка своих действий, самоконтроль за своей деятельностью;

коммуникативные действия:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками, участие в группах и командах, умение разрешать игровые конфликты

Ресурсное обеспечение эффективной реализации программы

Материально – техническое обеспечение:

Оборудование, инвентарь:

  1. спортивный зал, соответствующий нормативным требованиям

  2. гимнастические скамейки;

  3. обручи;

  4. мячи: волейбольный, футбольный, баскетбольный, теннисные;

  5. скакалки;

  6. секундомер;

Формы занятий.

  1. урок-игра;

  2. урок-соревнование;

  3. урок-выступление.

Групповые формы обучения применяются на учебно-игровых занятиях для взаимодействия и сплоченности коллектива.

Коллективная форма обучения применяется при формировании и развитии любой из ключевых компетентностей, особенно информационной, коммуникативной.

Методы обучения

Теоретические методы обучения (словесные) нацелены на формирование и развитие компетентности решения проблем, готовности анализировать нестандартные ситуации, ставить цели в соответствии с конечной целью всего коллектива спортивной группы, оценивать свою деятельность в зависимости от результатов достигнутого коллективом.

Теоретические методы обучения развивают технологическую компетентность, что позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии в работе спортивных групп.

Практические методы обучения развивают коммуникативную компетенцию. Данные методы через систему специальных взаимодействий на учебно-игровых занятиях дают возможность развивать способность к социальному взаимодействию с воспитанниками спортивных групп, позволяя цивилизованно, с использованием нужной аргументации отстаивать свою точку зрения путем признания авторитета.

Наглядные методы обучения (квалифицированный показ преподавателя) приводит к закреплению практических методов обучения и развивает информационную компетентность.

Игровой метод обучения (игровые задания, упражнения, элементы подвижных и спортивных игр).

Учебно-тематический план

1 год обучения.

Название темы

Краткое содержание

Всего часов

Кол-во часов

Теорет.

Практ.

1.

Вводный урок. Чему мы научимся на занятиях.

Связь между подвижной игрой и физической культурой. ЗОЖ. Инструктаж по ТБ.

1

1

2.

Места занятий, оборудование, спортивный инвентарь

Знакомство с местами проведения занятий, спортивным инвентарем, выход на спортивную площадку

1

0

1

3.

Игры детей мира

Знакомство с детскими играми. Игра на ловкость

1

0,5

0,5

4.

Казахские народные игры «Пеший кокпар», «Находчивый удалец»

Правила игры. Где и когда появились эти игры. Учимся владеть мячом (передача мяча друг другу), (развиваем ловкость, быстроту)

3

0, 5

2,5

5.

Литовские народные игры «Огонь-Вода», «Зайчик в огороде»

Правила игры (развиваем физические способности ребенка.)

3

0,5

2,5

6.

Украинские народные игры «Иголочка-Ниточка», «Хромая уточка»

Правила игры (развиваем координационные способности)

3

0,5

2,5

7.

Азербайджанские народные игры «Булава», «У кого жгут»

Правила игры. Где и когда появилась эта игра (развиваем быстроту и ловкость)

3

0,5

2,5

8.

Бразильские народные игры «Больная кошка», «Моя маленькая лодочка»

Правила игры (развиваем быстроту реакции)

3

0,5

2,5

9.

Спортивный праздник «Мы спортивные ребята»

Детские народные игры на свежем воздухе

1

0

1

10.

Аргентинские народные игры «Поезда», «Лев и коза»

Знакомство с играми, с правилами (развиваем внимание)

3

0,5

2,5

11.

Мексиканские народные игры «Бег с платком», «Доброе утро охотник»

Правила игры (развиваем внимание и быстроту)

3

0,5

2,5

12.

Греческие народные игры «Обманный мяч» «Поймай того, у кого камешек»

Правила игры. Где и когда появилась эта игра. (развиваем внимание и быстроту реакции)

3

0,5

2,5

13.

Белорусские народные игры «Дед Мороз» «Лес, болото, озеро»

Правила игры(игры носят познавательный характер)

3

0,5

2,5

14.

Спортивный праздник «Быстрее, Выше, Сильнее»

Эстафеты с мячами, обручами, скакалками

2

0

2

Всего:

33

6

27

Учебно-тематический план

2 год обучения.

Название темы

Краткое содержание

Всего часов

Кол-во часов

Теорет.

Практ.

1.

Вводный урок. Чему мы научимся на занятиях.

Связь между подвижной игрой и физической культурой. ЗОЖ. Инструктаж по ТБ.

1

1

2.

Места занятий, оборудование, спортивный инвентарь

Знакомство с местами проведения занятий, спортивным инвентарем, выход на спортивную площадку.

1

0

1

3.

Познавательные игры

Знакомство с познавательными играми. Игра на внимание

1

0,5

0,5

4.

Игра «Шаг за шагом»

Правила игры. Игра развивает словарный запас ребенка, учит быстро реагировать.

3

0,5

2,5

5.

Игра «Умники и умницы»

Правила игры. (развиваем мышление ребенка).

3

0,5

2,5

6.

Игра «Три стихии»

Правила игры. (развиваем память ребенка).

3

0,5

2,5

7.

Игра «Повтори-ка»

Правила игры. Развиваем память и сообразительность ребенка).

3

0,5

2,5

8.

Игра «Смотри на меня»

Правила игры. (развиваем внимание ребенка).

3

0,5

2,5

9.

Игра «Мы прыгали, прыгали»

Знакомство с игрой, правила игры, развиваем внимание ребенка).

3

0,5

2,5

10.

Спортивный праздник «Научи младшего друга»

Игры с воспитанниками детского сада на спортивной площадке.

2

0

2,5

11.

Игра «Найди цвет»

Правила игры. (развиваем внимание и быстроту)

3

0,5

2,5

12.

Игра «Крокодил»

Правила игры.

(развиваем фантазию ребенка).

3

0,5

2,5

13.

Игра «Я знаю пять имен…»

Правила игры

(развиваем память ребенка).

3

0,5

2,5

14

Спортивный праздник

Командные эстафеты с участием родителей

2

0

2

Всего:

34

6

28

Мониторинг результативности реализации программы

Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль, игры.

Форма подведения итогов – игры, соревнования, конкурсы, тест (См. приложение)

Библиографический список

1. Учебное пособие «Примерные программы внеурочной деятельности». Под редакцией В.А. Горского. Москва «Просвещение» 2011г.

2. Погадаев Г.И. Народные игры на уроке физической культуры и во внеурочное время. 2004г.

3. Ковалева Е.А Веселые игры для детей и взрослых. Москва. 2006г.

4. Садыкова С.Л., Лебедева Е.Н. Физическая культура 1-11 классы.

Подвижные игры на уроках и во внеурочное время. Издательство «Учитель» г.Волгоград 2008г.

Приложение

Тест для выявления уровня освоения программы ВД «Поиграйка»

За правильный ответ – 1 балл.

Задание

Ответ

1.

Что развивает игра «Бег с платком»?

Выбери правильный ответ:

  • память

  • мышление

  • выносливость

2.

Что развивает игра «Лев и коза»?

Выбери правильный ответ:

  • ловкость

  • память

  • внимание

3.

Что развивает игра «Булава»?

Выбери правильный ответ:

  • воображение

  • скорость

  • выносливость

4.

Выбери необходимый спортивный атрибут для казахской народной игры «Находчивый удалец»:

  • скакалка

  • обруч

  • мяч

5.

Выбери знакомые тебе игры народов мира:

  • «Лев и коза»

  • «Больная кошка»

  • «Фунтик и Лунтик»

  • «Лев и собачка»

6.

Где должны проводиться физкультурные занятия?

  • классная комната

  • спортивный зал

  • игровая площадка

  • спортивная площадка

7.

Выбери спортивный инвентарь:

  • кегли

  • канат

  • кроссовки

  • обруч

  • указка

8.

Продолжи пословицы:

  • В здоровом теле – здоровый…

  • Здоровье – всего …

  • Здоров будешь – всё …

9

Напиши название игры, которой ты сможешь научить своих друзей.

10

В каких подвижных играх ты участвовал на занятиях кружка «Поиграй-ка»?

Диагностическая карта (сводная)
«Оценка результатов освоения программы объединения «Поиграйка»

Дата проведения мониторинга: ___________________

Фамилия, имя / вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

ИТОГО

Критерии оценивания

10-7 баллов – высокий уровень

6-4 балла – средний уровень

3-1 балла – низкий уровень

infourok.ru

Советы рукодельницам