3. Кирилл и Мефодий создатели славянской азбуки.

В конце 862 года князь Великой Моравии (государство западных славян) Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать в Моравию проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке (проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу).

863 год считается годом рождения славянской азбуки.

Создателями славянской азбуки были братья Кирилл и Мефодий.

Император Михаил направил в Моравию греков – учёного Константина Философа (имя Кирилл Константин получил при принятии монашества в 869 году, и с эти именем вошёл в историю) и его старшего брата Мефодия.

Выбор не был случайным. Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (по-гречески Салоники) в семье военачальника, получили хорошее образование. Кирилл обучался в Константинополе при дворе византийского императора Михаила III, хорошо знал греческий, славянский, латинский, еврейский, арабский языки, преподавал философию, за что и получил прозвание Философ. Мефодий был на военной службе, затем несколько лет управлял одной из областей, населённых славянами; впоследствии удалился в монастырь.

В 860 году братья уже совершили поездку к хазарам с миссионерской и дипломатической целями.

Чтобы иметь возможность проповедовать христианство на славянском языке, необходимо было сделать перевод Священного писания на славянский язык; однако азбуки, способной передать славянскую речь, в тот момент не существовало.

За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык, так как в Солуни жило очень много славян (город считался полугреческим, полуславянским). В 863 году славянская азбука была создана (славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица; до сих пор у учёных нет единого мнения, какой из этих двух вариантов был создан Кириллом). С помощью Мефодия был сделан перевод ряда богослужебных книг с греческого на славянский язык. Славяне получили возможность читать и писать на своем языке. У славян появился не только свой, славянский, алфавит, но и родился первый славянский литературный язык, многие слова которого до сих пор живут в болгарском, русском, украинском и других славянских языках.

После смерти братьев их деятельность была продолжена их учениками, изгнанными из Моравии в 886 году,

в южнославянских странах. (На Западе славянская азбука и славянская грамота не устояли; западные славяне – поляки, чехи… – до сих пор пользуются латиницей). Славянская грамота прочно утвердилась в Болгарии, откуда распространялась в страны южных и восточных славян (IX век). На Русь письменность пришла в X веке (988 год– крещение Руси).

Создание славянской азбуки имело и имеет до сих пор огромное значение для развития славянской письменности, славянских народов, славянской культуры.

Болгарская церковь установила день памяти Кирилла и Мефодия – 11 мая по старому стилю (24 мая по новому стилю). В Болгарии также учрежден орден Кирилла и Мефодия.

24 мая во многих славянских странах, в том числе и в России, является праздником славянской письменности и культуры.

studfiles.net

урок по русскому языку «Начало славянской письменности» (6 класс)

Начало славянской письменности

Цель:

Углубить знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.

Задачи:

  1. Расширить социальный опыт подростка посредством родного языка;

  2. Способствовать развитию гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника;

  3. Воспитывать чувство гордости за историю Отечества и становление русского языка.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, перо, лист, лист бумаги, чернила, березовая кора, палочка

Ход урока

  1. Орг. момент

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись,

И друг другу улыбнулись.

  1. Вступительное слово учителя

Для 30 млн, живущих за рубежом, русский язык является родным. Кроме того, 180 млн человек его изучают. Таким образом, русский язык является языком глобального общения. 2007 год объявлен годом русского языка, что отражает его значимость для цивилизации. Не останемся в стороне от этих важнейших событий и поговорим вначале о создании русского языка.

Учитель: Слайд 1

Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора?

Трудно, но можно, наверное, скажете вы. У моих бабушек и дедушек в детстве не было телевизора.

А можно ли представить себе жизнь без электричества?

Очень трудно, наверное, думаете вы. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучине. И только в советское время по всей стране зажглись электрические лампочки.

А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности.

Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно! Допустим.

Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т. п.

Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто – людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку, сочинять «Теремок»…

Слайд 2

Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих языков имеет письменность на основе кириллицы.

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, память святых ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Кирилла и Мефодия.

Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет, а в нашей стране он стал отмечаться с 1987 года. Центрами празднования в разные годы были города Мурманск, Вологда, Новгород, Москва, Белгород, Псков.… Повсюду вспоминают создателей славянской грамоты. Давайте и мы сегодня познакомимся с жизнью этих святых братьев.

Братья Кирилл и Мефодий

Святые, равноапостольные, основатели славянской письменности. Братья Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Солуни (современный город Салоники в Греции) (родились в IX веке). Отец братьев был богат и «доброго рода», занимал пост военачальника. Сыновьям он дал прекрасное воспитание и образование.

Слайд 3 (Фотий и Г.Богослов)

Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно он изучал творения святителя Григория Богослова.

За свой ум и выдающиеся познания святой Константин был прозван Философом.

Слайд 4 (Князь Моравский)

В 862 году пришли к императору Михаилу III послы от моравского князя Ростислава (Моравия тогда была одним из сильнейших славянских государств в Европе, находилась на территории нынешней Чехии), с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке, а также рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их). Так братья – проповедники стали их учителями. С 863 года ведет свое начало славянская письменность. В IX веке появилось сразу 2 азбуки – кириллица и глаголица.

Слайд 5 (кириллица и глаголица)

Слайд 6 –кириллица

Слайд 7- глаголица

Ученик 2:

Глаголица

Глаголица — одна из двух славянских азбук. Название образовано от старославянского глаголъ — «слово», «речь». Почти полностью совпадая с кириллицей по алфавитному составу, расположению и звуковому значению букв, глаголица резко отличалась от неё формой букв. Строка древнего глаголического письма напоминает греческую скоропись, но буквенные начертания не имеют соответствий с греческими буквами. Считают, что некоторые буквы составлены на основе знаков самаритянского и древнееврейского письма, однако своеобразие глаголического письма не позволяет уверенно связать его ни с одним из современных ему алфавитов и косвенно подтверждает предположение о том, что эта азбука изобретена одним из славянских просветителей и авторов славянской азбуки Кириллом (Константином Философом) ещё до отъезда Кирилла и его брата Мефодия в Моравию. Глаголица широко употреблялась в 60-х гг. IX в. в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию, в которой используется в богослужебных книгах и ныне; изредка употреблялась и в Древней Руси.

Ученик 1:

Кириллица

Кириллица — одна из двух древнейших славянских азбук. Название восходит к имени Кирилла (до принятия монашества — Константина), выдающегося просветителя и проповедника христианства у славян. Вопрос о времени создания кириллицы и  ее хронологии, соотношении с глаголицей нельзя считать окончательно решенным. Некоторые исследователи предполагают, что кириллица была создана Кириллом и его братом Мефодием («первоучителями славянскими») в IX в., ранее, чем глаголица. Однако большая часть специалистов считает, что кириллица моложе глаголицы и что первой славянской азбукой, которую создали Кирилл и Мефодий в 863 (или 855), была глаголица. Создание кириллицы датируют эпохой болгарского царя Симеона (893-927), вероятно, она была составлена учениками и последователями Кирилла и Мефодия на основе греческих (византийских) торжеств, уставного письма. Буквенный состав древней кириллице в целом соответствовал древнеболгарской речи.

Письменные памятники от эпохи создания кириллицы не сохранились. Не вполне ясен и состав букв первоначальной кириллицы, возможно, некоторые из них появились позднее. Кириллица употреблялась у южных, восточных и, очевидно, некоторое время у западных славян, на Руси была введена в X-XI вв. в связи с христианизацией. Кириллица у восточных и южных славян имеет длительную традицию, что засвидетельствовано многочисленными памятниками письменности. Древнейшие из них датируются X-XI вв.

Кириллица XI-XIV вв. характеризовалась особым типом письма — уставом с геометричностью в начертаниях букв. С конца XIII в. у южных славян и с середины XIV в. у восточных буквы кириллицы теряют строгий геометрический облик, появляются варианты начертания одной буквы, увеличивается количество сокращенных слов, этот тип письма называется полууставом. С конца XIV в. на смену уставу и полууставу приходит скоропись.

Учитель: Слайд 8

Братья составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы.

Находясь в Риме, Кирилл заболел и незадолго до кончины (869 год) принял великий постриг, изменив свое прежнее имя Константина на Кирилла. Обращаясь к брату перед кончиной, Кирилл сказал очень трогательные слова.

Перед вами текст этого обращения. Восстановите текст, постарайтесь поставить слова на свои места.

Слайд 9

Вот, брат, … и я на поле падаю,… окончив день свой… были мы с тобой… пахали одну (и ту же) борозду …парой в одной упряжке и…  . Ты же не смей… достичь спасения… оставить учительство свое…, ибо чем иным можешь ты лучше….

Слайд 10 (восстановленный текст на слайде)

«Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну (и ту же) борозду, и я на поле падаю, окончив день свой. Ты же не смей… оставить учительство свое, ибо чем иным можешь ты лучше достичь спасения».

Слайд 11. Скончался Кирилл 14 февраля 869 года в возрасте 42 лет. Святые мощи Кирилла покоятся в Риме, в церкви Святого Клúмента.

Святой равноапостольный Мефодий пережил брата на 16 лет, свято выполняя его последнюю волю- продолжение перевода на славянский язык церковных книг. В апреле 885 года он скончался(возрасте 60 лет), оставив более 200 обученных им священников – славян. Отпевание святителя было совершено на трех языках: славянском, греческом и латинском.

Слайд 12. Мефодий и Кирилл —

Священники святые

Кириллицей своею

Народ объединили.

Славянскую культуру

Мы взяли за основу.

Цените речь родную,

Чтоб не погибнуть слову!

Слайд 13. Славянская азбука, созданная святыми братьями, послужила основой русской письменности. Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: «аз» и «буки».

Много веков после создания азбуки развивалась славянская письменная культура. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Слайд 14 Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга, которая писалась на особом материале. Перед вами две коробки, открыв их, вам расскажет происхождение этих предметов и какого было их назначение.

( В одной коробке лежит перо, лист тонированной бумаги – вместо пергамента — и маленький пузырек с чернилами. Школьник рассказывает, что перо предпочиталось гусиное, из левого крыла; чтобы подготовить перо к работе, надо его очинить: отрезать кончик, чуть расщепить и заострить; пергамент – особо выделанная телячья кожа; чернила делались из «дубовых орешков», которые надо было поварить в кислоте с железными опилками.

В другой коробке – пласт березовой коры и палочка.

Березовая кора – писчий материал. Надо очистить будущую березовую «страницу» от жесткой коры, распрямить, подсушить; заостренной палочкой – ее называют «писало» — можно не спеша процарапать буквы на бересте: а тупым концом нетрудно затереть случайную ошибку.)

Посмотрите, сколько мастерства и таланта, сколько душевного тепла вкладывали создатели книг в свое ремесло. Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами, красивыми заглавными буквами — буквицами…. Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах.

Слайд 15(буквицы)

Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников — солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.

— А теперь скажите мне, что означает выражение: «прочитать от доски до доски»?

(«От доски до доски» значит «от начала до конца», от первой до последней страницы. В старину книжные «обложки» делались из дощечек, обтянутых кожей. Их украшали позолотой, драгоценными камнями).

— А может кто-нибудь объяснит значение «начать с красной строки..»?

(Переписчики, начиная новый раздел, выделяли его: отступив от края страницы, изображали большую, красивую, выразительную буквицу. «Красивое» на Руси называли «красным». Да и выписывались буквицы красной краской, а иногда золотились. С тех пор в нашем языке появилось понятие «красная строка»).

К сожалению, до нашего времени не дошли книги, переведенные равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. Поэтому мы считаем прародителем современного русского языка старославянский язык.

Ученик:

Да здравствует старославянский!

В нем кровь замешалась и пот!

Густой, непрозрачный и вязкий,

Тяжелый, как сотовый мед!

Как капли его золотые,

Живут и сейчас в языке

Слова налитые, густые,—

Хоть каждое взвесь на руке.

Они веселы и суровы,

До наших времен донесли

Значительность каждого слова

В начале Российской земли.

Алфавит всегда сравнивают с таблицей умножения: и то, и то нужно знать назубок. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении истории нашего государства меняли свое начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений, о судьбах некоторые таких букв размышляет писатель Феликс Кривин.

Ученик.

Песенка о буквах, вышедших из употребления

В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

Жила на свете Ижица,

А с нею буква Ять.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Где нынче буква Ижица?

Где Ять? И где Фита?

Без них правописание

Сумело обойтись.

Новейшие издания

Без них вступают в жизнь.

Уж так на свече водится.

Как говорил мудрец:

Когда без нас обходятся,

То значит, нам конец.

Современный русский алфавит был введен Петром I в 1708г.

Слайд 16(Петр)

Его называют гражданской азбукой. Какие? (11 букв исключены и были изменены начертания некоторых букв).

Слайд17

В 1918 г была проведена реформа русского языка. Давайте посмотрим, какие произошли изменения? (алфавит упростили: в нем оставили лишь 33 буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день).

До сих пор русский язык считается одним из красивейших в мире и вызывает восхищение у большинства великих людей».

Слайд 18. Сегодня мы ведем разговор о письменности, о книгах, о буквах. И я предлагаю вам вспомнить народную мудрость о книгах, грамоте, учении, которая выражается, прежде всего, в пословицах, поговорках, крылатых фразах.

Пословицы

Век живи, век учись.

Учиться никогда не поздно.

Ученье-свет, а неученье — тьма.

Сперва аз, буки, потом и все науки.

Азбука – к мудрости ступенька.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Кто силен в науке, не знает скуки.

С мудрым знаться – ума набраться.

Красна пава перьем, а человек ученьем.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Слайд 19. А теперь послушаем стихотворение Ивана Бунина. Что великий поэт завещал нам, своим потомкам?

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный –

речь.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Слайд20. –перед вами отрывок из древнерусского текст «Слово….». Попробуйте дать ему русский перевод.

Слайд 21 перевод на русский язык

Слайд 22 Подведение итога.

  • Теперь я знаю, что….

  • Я не забуду о том, что…

  • Я до конца не понял (а) ….

infourok.ru

Проектная работа «Происождение славянской азбуки»

li:before{content:» «}#doc6137677 .lst-kix_list_3-2>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 ol.lst-kix_list_4-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-0 0}#doc6137677 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:» «}#doc6137677 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:» «}#doc6137677 ol.lst-kix_list_1-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-7 0}#doc6137677 .lst-kix_list_2-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:» «}#doc6137677 ol.lst-kix_list_1-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-5 0}#doc6137677 ul.lst-kix_list_5-1{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_5-2{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_5-3{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_5-4{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_5-0{list-style-type:none}#doc6137677 .lst-kix_list_5-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 ul.lst-kix_list_5-5{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_5-6{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_5-7{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_5-8{list-style-type:none}#doc6137677 .lst-kix_list_1-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-5}#doc6137677 .lst-kix_list_4-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 .lst-kix_list_2-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:» «}#doc6137677 ol.lst-kix_list_3-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-0 0}#doc6137677 .lst-kix_list_1-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-6}#doc6137677 .lst-kix_list_3-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 .lst-kix_list_1-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-0}#doc6137677 .lst-kix_list_3-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 .lst-kix_list_5-2>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 ol.lst-kix_list_1-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-3 0}#doc6137677 .lst-kix_list_1-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-3}#doc6137677 ul.lst-kix_list_3-7{list-style-type:none}#doc6137677 .lst-kix_list_4-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 ul.lst-kix_list_3-8{list-style-type:none}#doc6137677 ol.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc6137677 ol.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc6137677 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:» «}#doc6137677 .lst-kix_list_2-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 ul.lst-kix_list_3-1{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_3-2{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_3-3{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_3-4{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_3-5{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_3-6{list-style-type:none}#doc6137677 .lst-kix_list_2-2>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 ol.lst-kix_list_1-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-8 0}#doc6137677 ol.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc6137677 ol.lst-kix_list_1-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-4 0}#doc6137677 .lst-kix_list_2-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 ol.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc6137677 ol.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc6137677 .lst-kix_list_4-8>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 ol.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc6137677 .lst-kix_list_5-5>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 ol.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc6137677 .lst-kix_list_3-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-0}#doc6137677 ol.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc6137677 ol.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc6137677 .lst-kix_list_1-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-7}#doc6137677 .lst-kix_list_2-8>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 .lst-kix_list_1-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-1}#doc6137677 .lst-kix_list_3-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 ol.lst-kix_list_1-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-2 0}#doc6137677 ol.lst-kix_list_3-0{list-style-type:none}#doc6137677 .lst-kix_list_1-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-8}#doc6137677 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 .lst-kix_list_3-5>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 .lst-kix_list_4-2>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 ol.lst-kix_list_1-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-1 0}#doc6137677 .lst-kix_list_4-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 .lst-kix_list_5-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 .lst-kix_list_4-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 .lst-kix_list_4-5>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 ol.lst-kix_list_1-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-0 0}#doc6137677 .lst-kix_list_3-0>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-0,decimal) «. «}#doc6137677 .lst-kix_list_2-5>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:» «}#doc6137677 .lst-kix_list_5-8>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 .lst-kix_list_5-4>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 ol.lst-kix_list_1-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-6 0}#doc6137677 ol.lst-kix_list_4-0{list-style-type:none}#doc6137677 .lst-kix_list_4-4>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 .lst-kix_list_3-4>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 .lst-kix_list_1-3>li:before{content:» «}#doc6137677 .lst-kix_list_5-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 ul.lst-kix_list_4-8{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_4-7{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_4-6{list-style-type:none}#doc6137677 .lst-kix_list_1-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-2}#doc6137677 .lst-kix_list_4-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-0}#doc6137677 ul.lst-kix_list_4-1{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_4-5{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_4-4{list-style-type:none}#doc6137677 .lst-kix_list_3-8>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 .lst-kix_list_4-0>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-0,decimal) «. «}#doc6137677 ul.lst-kix_list_4-3{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_4-2{list-style-type:none}#doc6137677 .lst-kix_list_5-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 .lst-kix_list_1-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-4}#doc6137677 .lst-kix_list_3-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 ul.lst-kix_list_2-4{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_2-5{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_2-6{list-style-type:none}#doc6137677 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:» «}#doc6137677 ul.lst-kix_list_2-7{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_2-0{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_2-1{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_2-2{list-style-type:none}#doc6137677 ul.lst-kix_list_2-3{list-style-type:none}#doc6137677 .lst-kix_list_5-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc6137677 ul.lst-kix_list_2-8{list-style-type:none}#doc6137677 ol{margin:0;padding:0}#doc6137677 .c43{border-bottom-width:0pt;border-top-style:solid;width:8pt;background-color:#ffffff;border-right-style:solid;padding:1.4pt 1.4pt 1.4pt 1.4pt;border-bottom-color:#000000;border-top-width:0pt;border-bottom-style:solid;vertical-align:middle;border-top-color:#000000;border-left-color:#000000;border-right-color:#000000;border-left-style:solid;border-right-width:0pt;border-left-width:0pt}#doc6137677 .c46{border-bottom-width:0pt;border-top-style:solid;width:7.2pt;background-color:#ffffff;border-right-style:solid;padding:1.4pt 1.4pt 1.4pt 1.4pt;border-bottom-color:#000000;border-top-width:0pt;border-bottom-style:solid;vertical-align:middle;border-top-color:#000000;border-left-color:#000000;border-right-color:#000000;border-left-style:solid;border-right-width:0pt;border-left-width:0pt}#doc6137677 .c8{line-height:1.5;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;text-indent:35.4pt;text-align:justify;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6137677 .c2{line-height:1.5;padding-top:0pt;text-indent:36pt;height:11pt;text-align:justify;direction:ltr;padding-bottom:6pt}#doc6137677 .c5{padding-left:0pt;line-height:1.5;padding-top:0pt;text-align:justify;direction:ltr;margin-left:36pt;padding-bottom:0pt}#doc6137677 .c12{line-height:1.5;padding-top:0pt;text-indent:36pt;height:11pt;text-align:justify;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6137677 .c25{padding-left:0pt;line-height:1.0;padding-top:0pt;text-align:justify;direction:ltr;margin-left:36pt;padding-bottom:0pt}#doc6137677 .c39{vertical-align:baseline;font-size:11pt;font-style:normal;font-family:»Arial»;text-decoration:none;font-weight:normal}#doc6137677 .c9{line-height:1.0;padding-top:0pt;height:11pt;text-align:center;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6137677 .c4{vertical-align:baseline;color:#000000;font-size:14pt;font-style:normal;font-family:»Times New Roman»;font-weight:normal}#doc6137677 .c3{line-height:1.5;padding-top:0pt;text-indent:36pt;text-align:justify;direction:ltr;padding-bottom:6pt}#doc6137677 .c27{padding-left:-3.9pt;line-height:1.0;padding-top:0pt;direction:ltr;margin-left:39.2pt;padding-bottom:0pt}#doc6137677 .c16{line-height:1.0;padding-top:0pt;height:11pt;text-align:left;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6137677 .c17{line-height:1.0;padding-top:0pt;height:11pt;text-align:justify;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6137677 .c42{padding-left:-3.9pt;line-height:1.0;padding-top:0pt;direction:ltr;margin-left:39.2pt;padding-bottom:6pt}#doc6137677 .c44{line-height:1.5;padding-top:0pt;text-align:right;direction:ltr;padding-bottom:6pt}#doc6137677 .c29{vertical-align:baseline;color:#b22222;font-size:9pt;font-family:»arial»;font-weight:normal}#doc6137677 .c13{line-height:1.5;padding-top:0pt;text-align:justify;direction:ltr;padding-bottom:6pt}#doc6137677 .c1{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-style:italic;font-family:»Times New Roman»;font-weight:normal}#doc6137677 .c26{line-height:1.5;padding-top:0pt;text-align:center;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6137677 .c10{line-height:1.0;padding-top:0pt;text-align:center;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6137677 .c15{line-height:1.5;padding-top:0pt;text-align:center;direction:ltr;padding-bottom:6pt}#doc6137677 .c14{line-height:1.0;padding-top:0pt;text-align:right;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6137677 .c40{vertical-align:baseline;color:#b22222;font-size:10pt;font-family:»arial»;font-weight:normal}#doc6137677 .c23{line-height:1.5;padding-top:0pt;text-align:justify;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6137677 .c45{line-height:1.0;padding-top:0pt;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc6137677 .c35{vertical-align:baseline;font-size:15pt;font-family:»arial»;font-weight:bold}#doc6137677 .c28{vertical-align:baseline;font-size:20pt;font-family:»Times New Roman»;font-weight:bold}#doc6137677 .c19{vertical-align:baseline;font-size:18pt;font-family:»Times New Roman»;font-weight:bold}#doc6137677 .c6{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:»Times New Roman»;font-weight:normal}#doc6137677 .c0{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:»Times New Roman»;font-weight:bold}#doc6137677 .c20{vertical-align:baseline;font-size:12pt;font-family:»Times New Roman»;font-weight:normal}#doc6137677 .c34{vertical-align:baseline;font-size:16pt;font-family:»Times New Roman»;font-weight:bold}#doc6137677 .c38{margin-right:auto;border-collapse:collapse}#doc6137677 .c36{max-width:478.2pt;background-color:#ffffff;padding:56.7pt 56.3pt 84.6pt 60.8pt}#doc6137677 .c21{widows:2;orphans:2}#doc6137677 .c32{margin:0;padding:0}#doc6137677 .c31{list-style-position:inside;margin-left:0pt}#doc6137677 .c37{color:inherit;text-decoration:inherit}#doc6137677 .c22{height:11pt}#doc6137677 .c24{text-indent:36pt}#doc6137677 .c33{color:#000000}#doc6137677 .c7{text-decoration:underline}#doc6137677 .c11{font-style:italic}#doc6137677 .c41{text-decoration:none}#doc6137677 .c30{height:0pt}#doc6137677 .c18{color:#000080}#doc6137677 .c47{font-style:normal}#doc6137677 .title{widows:2;padding-top:24pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:36pt;font-family:»Arial»;font-weight:bold;padding-bottom:6pt;page-break-after:avoid}#doc6137677 .subtitle{widows:2;padding-top:18pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#666666;font-style:italic;font-size:24pt;font-family:»Georgia»;padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc6137677 li{color:#000000;font-size:11pt;font-family:»Arial»}#doc6137677 p{color:#000000;font-size:11pt;margin:0;font-family:»Arial»}#doc6137677 h2{widows:2;padding-top:24pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:24pt;font-family:»Arial»;font-weight:bold;padding-bottom:6pt;page-break-after:avoid}#doc6137677 h3{widows:2;padding-top:18pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:18pt;font-family:»Arial»;font-weight:bold;padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc6137677 h4{widows:2;padding-top:14pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:14pt;font-family:»Arial»;font-weight:bold;padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc6137677 h5{widows:2;padding-top:12pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:12pt;font-family:»Arial»;font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc6137677 h5{widows:2;padding-top:11pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:11pt;font-family:»Arial»;font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc6137677 h6{widows:2;padding-top:10pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:10pt;font-family:»Arial»;font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc6137677 ]]>

Проектая работа

Воронова Александра

«Происождение славянской азбуки»

Круглый стол, участниками которого являются

 учащиеся  с ОВЗ


Обоснование актуальности  мероприятия

Язык и письменность являются  культурообразующими. Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится  сокровищ своей культуры.

Результаты деятельности славянских просветителей Кирилла и Мефодия можно назвать важными этапами на историческом пути славянских народов. Создание славянской письменности не являлось только изобретением азбуки. Книги, которые переводили с греческого и писали на славянском языке Кирилл и Мефодий, открыли путь к самобытному духовному, культурному, общественному и государственному развитию славянским народам, включая восточнославянские племена, населявшие нынешние Украину, Россию и Белоруссию.

Актуальность данного проекта связана с представлением истории  славянской письменности в  информационном пространстве современности.

Основная цель  —  познакомить детей с ограниченными возможностями здоровья с  историей славянской письменности, показать её место в современном   информационном пространстве,  как  части культурного и духовного наследия.

Задачи:

  • Проследить особенности развития письменности.
  • Вызвать интерес  к истории, языку и традициям народа.
  • Способствовать воспитанию чувства патриотизма и толерантности.
  • Попытаться определить  роль письменности в современном мире.
  • Подготовить сценарий очно-дистанционного мероприятия.
  • Провести мероприятие.
  • Подготовить  фотоотчёт  и разместить его на сайте.

Подростки с ОВЗ  ограничены в своих возможностях  познания окружающего мира, не все знают историю своей страны, культурные традиции. Участие в тематических мероприятиях  способствует   формированию  у них чувства  причастности к  историко-культурному наследию родной земли. 

        Нами был изучен  материал по теме, составлены  статьи, подобраны иллюстрации  для пособия.

Было создано информационное пособие в системе  MOODL и размещено на сайте ЦДО.

        Были одобраны темы для обсуждения.

        На основе материалов пособия был создан сценарий очно-дистанционного совместного мероприятия, посвященного истории славянской письменности.

Темы сообщений  были распределены между учащимися ЦДО детей-инвалидов и учащимися лицея.


Сценарий круглого стола

«Происхождение славянской письменности. Роль письменности»

Именно память помогает человечеству преодолевать время,
она накапливает то, что называется культурой.

Д. Лихачёв

Каково значение письменности в современном мире? 

Попробуйте  представить себе наш мир без письма. Что бы мы делали без книг, газет, писем? Что бы произошло с нашими сверхсовершенными средствами коммуникации, если бы мы вдруг разучились  писать, или с нашими знаниями, если бы мы не смогли прочесть о достижениях прошлого? Письменность  имеет такое значение в нашей повседневной жизни, что наша цивилизация скорее могла бы существовать без денег, металлов, радио, парового двигателя или электричества, чем  без письма.

В современном обществе трудно представить себе  культурного человека, который не умел бы читать и писать. Искусство письма стало столь распространенным, что оно составляет теперь  необходимую часть нашей культуры.

А теперь представьте, что человек владеет языком, но  письменность отсутствует. Каждому ясно, что без письма рушится система образования, без которого человек не может  рассчитывать на опыт предыдущих поколений.

Изобретение письменности  изменило ход человеческой истории.

Сообщение первого участника круглого стола.

 Появление письменности

        Считается, что письменность появилась в конце IV тысячелетия до н.э. в Шумере. Немногим позже письмо стали использовать египтяне, а к 2000 году до н.э. оно появилось в Китае. Развитие письменности происходило по следующей схеме: в начале смысл определенных понятий или процессов передавался с помощью рисунка, потом появились иероглифы и, наконец, в I тысячелетии до н.э. финикийцы придумали алфавит.

Следует отметить, что представителям восточной культуры присуща способность мыслить символически. Это послужило причиной распространения и закрепления иероглифической письменности во многих странах Азии.


Ценность письма для человечества сложно переоценить. Именно письменность является основой развития любой культуры. Более того, она, как способ передачи информации, напрямую влияет на ментальность и самосознание представителей отдельных этносов. Без письма невозможным стало бы накопление знаний, не было бы литературы, экономики, математики и т.д.

Предметное письмо

Историки полагают, что издревле человек делился информацией со своими сородичами с помощью предметного письма. Самым простым его примером является палка, воткнутая в землю у дороги под определенным углом. По ней путник мог определить длину пути и узнать о наличии на нем различных препятствий или опасности. Вампумы – шнуры или пояса с нанизанными на них разноцветными раковинами – использовались североамериканскими индейскими племенами и некоторыми народами Африки.

Узелковое письмо

Узелковым письмом пользовались инки – таинственная цивилизация, являющаяся крупнейшей в доколумбовой Америке. Индейские «записки» выглядели как шерстяные или хлопчатобумажные веревочки, к которым привязывалось определенное количество разноцветных шнурков. На последние навязывались различные узлы, форма и количество которых являлись ключом к расшифровке послания.

Буквица

Что касается традиционного для европейской культуры письма, оно развивалось своим путем. В середине XV века в Германии появились первые книги, которые печатались наборным способом. И уже в XVI столетии этот способ печати распространился по всему Старому Свету. С развитием торговли и коммерции грамота из привилегии знати превратилась в насущную необходимость. Алфавитное письмо продолжало развиваться двумя путями: в виде книгопечатания и в виде записей от руки, без которых невозможно было обойтись при переписке, составлении деловых документов и т. д.

Сообщение второго участника круглого стола.

Кирилл и Мефодий

Сегодня мы будем говорить о том, как появилась и развивалась письменная культура Древней Руси.

Кири́лл (в миру Константи́н, по прозвищу Фило́соф, 827—869, Рим) и Мефо́дий (в миру Михаи́л; 815—885, Велеград, Моравия) братья из города Солуни (Салоники) — создатели славянской азбуки и церковнославянского языка, проповедники христианства.

Кирилл и Мефодий происходили из византийского города Фессалоники.  Мать мальчиков была гречанкой, а отец – болгарином, поэтому с детства у них было два родных языка – греческий и славянский. Анализ языка переводов Кирилла и Мефодия показывает, что они владели славянским языком как родным. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться.

Константин был очень образованным для своего времени человеком. Ещё до поездки в Моравию он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык.

Константин получил блестящее образование при императорском дворе в столице Византиии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие – всё это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую  мудрость прозвали Философом.

 

О Мефодии известно, что он рано поступил на военную службу и в возрасте двадцати лет был назначен управителем одной из славяно-болгарских областей, подчиняющихся Византии.  Спустя десять лет он оставляет военно-административную службу, постригается в монахи и  удаляется в монастырь на горе Олимп.. На рубеже 60-х годов Мефодий побывал в Болгарии и подготовил к крещению или даже крестил болгарского князя Бориса. Ко времени возвращения Константина от хазар Мефодий является настоятелем монастыря  неподалеку от горы Олимп.  Немецкое духовенство преследовало Мефодия.
В Моравии его на два с половиной года заточили в темницу, в лютый мороз возили волоком по снегу. Просветитель не отрекся от служения славянам, а в 874 году был освобожден Иоанном VIII и восстановлен в правах епископства. Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершать Литургию на славянском языке, но Мефодий, посетив в 880 Рим, добился отмены запрета. В 882-884 жил в Византии. В середине 884 Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык.

Кирилл и Мефодий с группой своих учеников создали новую письменность, которая специально пpедназначалась  для записи славянской речи. Ею записаны переведенные ими с греческого на язык средневековых славян тексты христианской  литературы.

Так появился новый для Европы книжно-литературный язык, называвшийся в ту пору славянским (словенским), а в наше время — старославянским.  Он же и стал прародителем русского литературного языка.

И по сей день черты старославянского языка сохраняются в нашей речи. Да и сам церковнославянский язык живет до сих пор, только сфера его употребления сужена: теперь это исключительно духовный, церковный язык – язык славянского богослужения, Священного Писания и богослужебных книг.

   Таким образом, имена Кирилла и Мефодия неразрывно связаны не только с историей  зарождения христианства на Руси, но и с историей нашего прекрасного, могучего русского языка.

 Сообщение третьего участника круглого стола.

Версии о дохристианской письменности славян

Болгарский писатель X века черноризец (монах) Храбр посвятил началу славянской письменности маленькое (но для нас, потомков, неизмеримо ценное) сочинение — «Сказание о письменах», то есть о буквах.

Храбр рассказывает, что в древности, когда славяне были еще язычниками, у них не было букв, они читали и гадали «чъртами и резами». «Черты» и «резы» — это разновидность примитивного письма в виде рисунков и зарубок на дереве, известного и у других народов на ранних стадиях их развития.

Когда же славяне крестились, продолжает Храбр, они пытались записывать свою речь римскими и греческими буквами, но «без устроения», без порядка. Такие попытки были обречены на неудачу, так как ни греческий, ни латинский алфавит не был пригоден для передачи многих особых звуков славянской речи. «И так было многие годы», — замечает первый историк славянской письменности. Так было до времени Кирилла и Мефодия.

Существует ряд свидетельств и артефактов, подтверждающих, что славяне до принятия христианства не были диким и варварским народом. Иными словами, они умели писать. Дохристианская письменность у славян существовала.

Первым обратил внимание на этот факт русский историк Василий Никитич Татищев (1686 – 1750 гг.). Размышляя о летописце Несторе, который создавал «Повести временных лет», В.Н. Татищев утверждает, что Нестор создавал их не со слов и устных преданий, а опираясь на уже существовавшие книги и письма, которые он собрал и упорядочил.

   Нестор не мог со слов настолько достоверно воспроизвести Договоры с греками, которые были созданы лет за 150 до него. Это говорит о том, что Нестор опирался на уже существующие письменные источники, которые до настоящего времени не дошли.

   Возникает вопрос, какова же была дохристианская славянская письменность? Как писали славяне? В настоящее время ответа на этот вопрос не существует, т.к. почти не существует памятников дохристианской славянской письменности. Более-менее достоверно известно только, что славяне умели писать и писали они чертами и резами, т.е. вырезали знаки на дереве. Этот факт известен, благодаря свидетельству арабского ученого Ибн-Якуб-эль-Недима, который засвидетельствовал факт существования письменности у славян за год до принятия христианства на Руси, т.е. в 987 году. На этот счет существует точка зрения, согласно которой письменность, созданная Кириллом и Мефодием, была известна на Руси и до 988 года. Ее заимствовали из Болгарии, с которой у Киева и до 988 года были весьма тесные контакты.

Сообщение четвертого участника круглого стола.

Значение принятия христианства для Руси

При князе Владимире произошло одно из величайших событий в русской истории — в 988 году Русь приняла христианство.

Принятие христианства на Руси имело большое значение.

  • Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество.
  • Христианство повлияло на развитие ремёсел: перенимались приёмы кладки стен, возводятся купола, создается мозаика и т.д.
  • Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси благодаря христианству.
  • Русь получила две азбуки: глаголицу и кириллицу, что способствовало распространению грамотности.
  • Стали появляться первые рукописные книги.
  • Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов…
  • Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался как посланник бога.
  • Принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру

Сообщение пятого участника круглого стола.

Создание кириллицы и глаголицы

Первоначально создание кириллицы и глаголицы носило узкоспециализированное назначение: донести Слово Божие до славянских народов. Действительно, именно на это время приходится массовое принятие христианства славянскими народами (Русь — в 988 г. в Киеве).


Название «глаголица» образовано от глаголъ — «слово», «речь». По алфавитному составу глаголица почти полностью совпадала с кириллицей, но резко отличалась от нее формой букв. Установлено, что по происхождению буквы глаголицы в большинстве своем связаны с греческим минускульным алфавитом, некоторые буквы составлены на основе самаритянского и древнееврейского письма. Существует предположение, что эта азбука была создана Константином Философом.

Глаголица была сложнее в написании, и вырисовывать каждую букву было сложнее в сравнении с кириллицей или латиницей. Славянские алфавиты глаголица и кириллица первоначально имели 38 знаков, но позднее кириллица насчитывала 43 и даже 46 знаков.

Название другой славянской азбуки — Кириллицы — произошло от имени славянского просветителя 9 века Константина (Кирилла) Философа.

В алфавите кириллицы насчитывается 43 буквы. Из них 24 заимствованы из византийского уставного письма, остальные 19 изобретены заново, но в графическом оформлении уподоблены первым. Не все заимствованные буквы сохранили обозначение того же звука, что и в греческом языке, — некоторые получили новые значения в соответствии с особенностями славянской фонетики.

На Руси кириллица была введена в 10-11 веках в связи с христианизацией.

Кириллический алфавит приняли все восточные славяне, большинство южных, а также румыны, перешедшие на латиницу в 1860 году.


Современный русский алфавит представляет собой кириллицу, видоизмененную Петром I, или так называемый гражданский шрифт. Следующая реформа алфавита произошла после революции 1917 года, когда из алфавита были изъяты устаревшие буквы.
После революции 1917 года многие народы, входившие в состав России, а также монголы,  не имевшие письменности, использовали русский алфавит для обслуживания своего языка. После распада СССР некоторые из этих народов пытаются перейти на латиницу, но результаты покажет время.

Кириллический алфавит приняли все восточные славяне, большинство южных, а также румыны, перешедшие на латиницу в 1860 году.

Сообщение шестого участника круглого стола

Письменность и литература

 Оригинальная, т.е. собственная, незаимствованная литература во времена Киевской Руси была представлена летописями.

Первой летописью, дошедшей до нас, является «Повесть временных лет». Она создана в начале 12 в. При составлении «Повести временных лет» были использованы древнейшие летописи. В «Повести …» изложены события от 860 г. до 1111. Один из поздних списков этого летописного свода сохранил имя автора-составителя — монаха Киево-Печерского монастыря Нестора.

К продолжению «Повести …» принадлежит Киевская летопись, которая охватила время от 1111 до 1200 г. 

Основное содержание летописи — княжеская борьба за киевский стол, борьба русичей против половцев. 

Галицко-Волынская летопись состоит из двух частей. В первой речь идет о событиях  с 1205 г. до конца 50-х гг 13 века, это жизнеописание князя Даниила Романовича. Вторая часть Галицко-Волынской летописи связана с Волынской землей и волынскими князьями. Из других жанров оригинальной литературы стоит упомянуть о церковных проповедях. Виднейшим автором обучающих проповедей был один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский. 

Торжественные проповеди складывались для образованных человек — князей, бояр, духовенства. Замечательным образцом торжественной проповеди является «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

В записях Лаврентиевского списка под 1096 г. мы читаем «Поучение» Владимира Мономаха.  «Поучение» обращено к детям Мономаха. По убеждению Мономаха, князь подает своим детям пример справедливого правителя, учит быть достойным этого высокого звания в поведении и образе жизни. 

Выдающимся памятником древней русской литературы является «Слово о полку Игореве.  Долгое время эта жемчужина древнерусской литературы была неизвестна: ее случайно обнаружили в начале 90-х гг 18 века в одной из рукописей 16 века. «Слово …» написано на основе конкретного исторического факта — неудачного похода в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. 

Одной из самых популярных книг на Руси был «Киево-Печерский патерик». Его создали в начале 13 в. монахи Киево-Печерской лавры, которые стремились подчеркнуть чрезвычайную роль своего монастыря, обосновать его превосходство среди других. Из книги узнаем об истории Киево-Печерского монастыря, его первых подвижников, в частности основателей монастыря святых Антония и Феодосия.

Сообщение седьмого участника круглого стола.

Письменность и наука

Об уровне тогдашних естественных и математических знаний  свидетельствует популярность на русских землях таких переводных книг, как «Шестоднев», «Физиолог», «Небеса» и т.д., в которых изложены представления средневековых мыслителей о строении мира. «Шестоднев» раскрывал историю сотворения мира Богом за шесть дней, ссылаясь при этом не только на Библию, но и на труды античных мудрецов.

В «Физиологе» содержались рассказы о животных реальных (лев, орел, змея, еж, лягушка, слон) и сказочных (сирена, феникс), а также о некоторых растениях, минералах.

Значительное развитие на Руси достигли географические знания. Так, в «Повести временных лет» местожительство восточнославянских племен летописец связывал с реками Дунай, Днепр, Морава, Припять, Двина, Десна, Сула. Летописец довольно подробно описал путь «из варяг в греки», который пролегал вдоль Днепра, Ловати, Ильменского озера, реки Волхов и далее — морем варяжским. Летописец отмечал также, что с Варяжского моря можно «идти в Рим», а от Рима прийти так же морем в Царьград. Волгой, по словам летописца, на восток пролегал торговый путь, которым можно достичь Хорезма и Каспийского моря. В летописи названо множество тогдашних и древних стран. что также свидетельствует о достаточно хорошей осведомленности русичей в области географии.

Письменные источники упоминают и первых врачей-профессионалов.  Один из них — Агапит, монах Киево-Печерского монастыря, который лечил больных в 12 веке.

Христианизация Руси дала мощный толчок распространению грамотности. «Книжными мужами» были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл. Высокообразованные люди встречались в среде духовенства, в кругу богатых горожан и купечества.

Не редкостью была грамотность и в среде простолюдинов. Об этом свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях, стенах церквей (граффити), наконец, берестяные грамоты, впервые обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде в 1951 г., а затем и в других городах (Смоленске, Пскове, Твери, Москве, Старой Руссе). Широкое распространение писем и других документов на бересте свидетельствует о довольно высоком уровне образованности значительного слоя древнерусского населения, особенно в городах и их пригородах.

Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Также существуют свидетельства о том, что в 1086 году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из монастырей. О том, что преподавали в таких школах, мы можем судить по тетрадям новгородских учеников, попавшим в руки археологов. Эти тетради датированы 1263 годом. Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы.

Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, знать церковную литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века – изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. Возможно даже, что некоторые русские люди учились в заграничных университетах.


Заключение

Письмо – это величайшее достижение человеческой культуры. В  одной из статей я прочитал следующее: «Мы знаем, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если  бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел земледелие, обработку металлов и письменность. Современные дети… пришли в мир, который невозможно представить без средств массовой информации, а они не развились бы без письменности. Чтобы жить в этом мире, нужно уметь читать и писать, иначе окажешься на обочине современности».

Действительно, значение письма в культуре недооценить нельзя. Я думаю, что оно стало  основой всей человеческой цивилизации.  Через века письменность несет нам мудрость и знание, множество тайн и открытий.

Сейчас человек более активно включен в поток истории, благодаря средствам массовой информации он теперь знает о многих  событиях, которых лично не видел, при помощи иных средств, развившихся на основе письменности, он может сообщить о себе потомкам.

Джеймс Г. Брестед, знаменитый чикагский историк и востоковед, сказал однажды: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человека». Этнографы утверждают, что, подобно тому, как язык отличает человека от животного, так письмо отличает цивилизованного человека от варвара.

Письмо связывает нас с веками, хранит в своей памяти историю народов, цивилизаций и отдельных личностей. Как оценить значение письменности в человеческой культуре? Я думаю, оценить нельзя, но недооценить невозможно точно.


Литература

  1. Бернштейн С. Б. Константин-Философ и Мефодий. Начальные главы из истории славянской письменности. М., 1984
  2. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977.
  3. Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963, 1988 (2-е изд.).
  4. Истрин В. А. История письма. М., 1965.
  5. Филиппов Т. И. «Краткое сказание о житии и подвигах святых Кирилла и Мефодия, просветителей славянских», Санкт-Петербург, 1885
  6. В.А. Чудинов. Загадки славянской письменности, Традиция 2012 г.
  7. Додонов И. Ю. Истоки славянской письменности Издательство: Вече 2008 г. 

Ресурсы Интернета

  1. Великий подвиг братьев-просветителей. — http://www.orthedu.ru/culture/slava/35-/55-.htm
  2. Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, Учители словенские. — http://days.pravoslavie.ru/Life/life6671.htm

nsportal.ru

Советы рукодельницам