7 противоречий в воспитании, которые мучают современных мам

Содержание

Современные родители живут в совершенно новом мире — этот мир детоцентричен, переполнен информацией, оцифрован, в нем все ставится под сомнение и существует огромный разрыв с предыдущими поколениями. В нем дети должны начинать развиваться еще в животе матери, а учиться плавать и говорить по-английски и китайски — в грудничковом возрасте. Жить в этом новом мире интересно, но совсем нелегко. Здесь ребенок — это не просто будущий взрослый, а уже полноценная личность, а родителям приходится самим нащупывать правильный вектор воспитания. Какой путь выбрать? Какие качества развивать? У современной мамы на этот счет масса тревог и масса вопросов, развеять которые специально для «О!» согласилась директор исследовательского агентства Validata Kids Юлия Юзбашева.

Воспитание: рефлексия или интуиция?

Да, главное отличие современного родительства от предыдущих поколений заключается в том, что теперь есть идея «подхода». Раньше родительство происходило на автомате, над системой воспитания особенно не задумывались, следовали сложившемуся в семье укладу. Теперь же мама рефлексирует практически над каждый своим шагом, переживая, что неверно выбранное слово нанесет ребенку психологическую травму на всю жизнь. Сложность нового «книжного» подхода заключается в том, что авторитетных источников, где мама черпает информацию, очень много, все они разные — тут тебе и французские дети, не плюющиеся едой, и японские дети, которым после трех уже поздно, и китайские, чьи матери-тигрицы всегда готовы вступить в бой, и множество других. На самом деле никто пока точно не знает, какими вырастут дети, воспитанные в этой новой либеральной системе, но есть надежда, что они будут лучше, чем предыдущие поколения, то есть мы.

Ценности: доброта или внутренний стержень?

Современным родителям, как и их коллегам во все времена, конечно, хочется вырастить из ребенка хорошего человека. Но если раньше всем было понятно, что хороший человек — это послушный, щедрый и почтительный, то есть удобный для общества ребенок, а добро и зло были очевидны, то сейчас границы стираются, пестуется индивидуальность и уникальность. А во главу угла ставится успех ребенка в будущем.

По мнению многих родителей, чтобы преуспеть в современном конкурентном и довольно жестком обществе, важно иметь некий внутренний стержень и уметь постоять за себя и свои интересы. Поэтому, например, мама с радостным блеском в глазах может рассказывать, как ее малыш «в песочнице никому не дает свои игрушки, а если начинают отнимать — то не теряется и сразу дает сдачи».

С одной стороны, мамы боятся не привить ребенку моральные и этические представления и нормы, а с другой стороны — вырастить социального аутсайдера, слишком доброго и уязвимого или слишком жесткого и агрессивного. В идеальном мире современный ребенок должен вырасти добрым, ласковым и уважительным, но готовым при этом в любой момент выпустить когти и постоять за себя.

Будущее: счастье или успешность?

Конечно, каждая мама хочет, чтобы ребенок вырос счастливым. А еще успешным. Для большинства мам эти два понятия практически неразделимы. Причем успех часто меряется материальными атрибутами и высокими руководящими позициями. Так и оказывается, что для мам счастье ребенка напрямую зависит от его успешности в будущем. Поэтому так важно интеллектуальное развитие, бесконечные кружки, крутые школы. А забота об эмоциональном развитии отдвигается на задний план. Даже самые продвинутые мамы попадают в эту ловушку собственных представлений о счастье:

— О чем вы мечтаете, когда думаете о будущем вашего ребенка?

— Чтобы нашел себя, состоялся, был счастлив. Не так важно, какую профессию он выберет, я не буду вмешиваться.

— А если он будет дворником? Но при этом он будет жить в гармонии с собой и с миром?

— Ну (сильно задумывается и продолжает очень неуверенно)… Если начальником дворников, то может быть…

Получается, родители хотят, чтобы ребенок был успешен, когда вырастет, и при этом счастлив, хотя на самом деле не очень понятно, что это.

Воспитание: контроль или свобода?

Многие российские мамы по своему характеру — мамы-наседки. Они окружают ребенка любовью и заботой, контролируют каждый шаг. Говорят, в этом мы схожи с итальянками. При этом у современных мам есть идея растить целеустремленных и уверенных в себе личностей. А для этого постоянный контроль и опека — вещи довольно опасные. Вот и растут дети, которым твердят о самостоятельности и уверенности в себе, но решения принимать не дают. Начинается это в самом раннем возрасте, когда любые проявления автономизации ребенка, если только это не моменты, связанные с самообслуживанием ребенка — сам завязывает шнурки, сам чистит зубки — расцениваются как капризы. Ребенок хочет сам выбрать себе одежду — каприз. Ребенок не ест приготовленный ему завтрак, а хочет что-то другое — каприз. Теперь посмотрим на детскую площадку — мамы бегают за своими детьми, боясь, что они упадут с лестницы, с дерева, с качелей. Бдят.

Ну, а теперь давайте посмотрим на детей постарше: кто мастерит икебаны для садика из шишек и листьев ночью перед конкурсом? Кто волнуется, что ребенок не сделал домашнее задание? Кто собирает школьный рюкзак? И вот так мы пытаемся вырастить самостоятельную личность?

Мама: «веселая подружка» или «строгая, но справедливая мать»?

Большинство современных мам хочет быть ребенку подружкой, представляя себе идиллическую ситуацию совместных настольных игр, путешествий, походов в кино и отсутствия секретов (со стороны ребенка, конечно же). Особенно если с собственными родителями отношения были противоположными. Но когда такая система не закладывается в детстве, выстраивание отношений дается с трудом, мамы признают, что в критические моменты постоянно «сползают» к привычной системе «я — умный, ты — дурак» и переходят на крик.

Еще одна ловушка в роли родителей-«друганов» не столь очевидна, особенно в предподростковом возрасте: родители часто включают «режим позитива» и так сильно стараются обходить острые углы и высказывать свое искреннее мнение, что в какой-то момент подростки начинают искать себе «родителей» вне дома, не воспринимая собственных маму и папу всерьез. А ведь на самом деле родители всего лишь хотят быть в глубоких позитивных и доверительных отношениях с ребенком, чтобы ребенок при этом беспрекословно слушался, когда взрослым надо.

Игрушки: покупать или не покупать?

Сами дети времен дефицита, современные родители стараются «дать ребенку все самое лучшее», «ни в чем ему не отказывать». С первых месяцев мамы сидят на сайтах, выискивая самые развивающие игрушки, самые правильные беговелы и горшки, самые похожие на мультипликационных персонажей игрушки… Когда дети подрастают, игрушки продолжают сыпаться — от бабушек и дедушек, от друзей и, конечно, родителей.

В какой-то момент мамы и папы начинают замечать, что дети не особо играют с игрушками и даже не ценят их, но при этом все время требуют новое. Взрослые совершенно искренне не понимают, почему так происходит, ведь сами они, будучи детьми, тщательно берегли свои 3−4 игрушки и могли играть с ними бесконечно долго.

Родители называют детей избалованными, ругают их, перестают покупать новые игры и игрушки, выкидывают старые. Стресс для всех, раздор и непонимание. Идеальным решением для этой ситуации было бы научиться радовать и даже баловать детей (когда родителю хочется), но чтобы дети при этом ценили усилия и понимали цену деньгам.

Гаджеты: разрешать или запрещать?

Страх многих современных матерей — дети, погруженные в свои телефоны, телевизоры. Не разговаривающие, не читающие, без всякой внутренней мотивации к чему-либо другому кроме игр, соцсетей, роликов на YouTube и т. п.

При этом запрещать ребенку пользоваться гаджетами сложно: мультики и игры — лучшая «пустышка», дающая маме хоть несколько спокойных минут. Отказаться от гаджетов самим, показывая «правильный пример», тоже не вариант — жизнь без «экрана» уже сложно себе представить. Да и ребенок вне медийного или социального контекста может оказаться социальным изгоем. Наша цель: чтобы ребенок мастерски умел пользоваться всеми современными устройствами и развивался в ногу со временем, а то и быстрее, был занят, но при этом не «зависал» в компьютерном мире.

Фото: Yuganov Konstantin/Alena Ozerova/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Современные родители. Модели семьи.

Современные родители. Родительство.

Эта статья написана на основе результатов исследований, проведенных в разных областях. Мы надеемся, что она поможет родителям лучше понять свои взаимоотношения, осознать свои родительские установки и сделать семейную жизнь более осознанной. 
Осознанное родительство – самое эффективное и гармоничное. 

К сожалению, рождение ребенка часто приводит к уменьшению удовлетворенности браком. Не в последнюю очередь это объясняется тем, что у взрослых членов семьи разные представления о том, какая должна быть семья, как в ней должны распределяться обязанности, строиться взаимоотношения и воспитание ребенка. Другими словами, модель семьи в головах у людей разная. И выясняется это чаще всего после рождения ребенка.

У каждого человека есть своя модель семьи и родительства. И родители живут и строят семейную жизнь в соответствии со своими представлениями, о том какая должная быть семья. Разумеется, все семьи отличаются друг от друга, и не существует модель семьи «в чистом виде». Но можно выделить наиболее характерные черты, которые во многом и определяют взаимоотношения родителей, подходы к воспитанию детей, образ жизни семьи. 

Проблемы современных родителей во взаимоотношениях часто возникают из-за несхожести их моделей семьи и родительства. 
Осознанное родительство начинается с понимания собственной модели родительства и модели партнера.

Если образ родительства одинаков у взрослых членов семьи, то вероятность возникновения конфликтов значительно уменьшается и, наоборот, разные модели семьи приводят к дисгармонии.

На основании анализа интервью с матерями и отцами исследователям НИУ ВШЭ профессором Ж. Черновой и доцентом М. Шпаковской было выделено несколько моделей современного родительства.

Родительство как репродукция.

В этом случае рождение и воспитание детей воспринимаются родителями как естественные функции семьи и брака. Родительство считается необходимым и само собой разумеющимся, биологически обоснованным; рождение ребенка часто происходит не запланировано, а спонтанно (что одобряется). Соответственно, основная забота по воспитанию детей ложится на мать, т.к. в этой модели семьи считается, что материнство – это естественная функция и обязанность женщины.

Отец чаще представляется некомпетентным в деле заботы о ребенке. Как правило, эмоциональная составляющая родительства в таких семьях этого типа – глубоко положительная. Родители принимают и не обсуждают такое положение вещей, считают его естественным, закономерным и правильным.

Родительство как подтверждение гендерно-нормативной роли. Основной принцип –все должно быть «как у людей». 

Эта модель семьи предполагает, что в определенном возрасте женщина должна стать матерью. Роли матери и отца традиционны. Женщина занята воспитанием и уходом за ребенком, а мужчина воспринимается как «кормилец», иногда оказывающий отдельную и разовую помощь (например, купает ребенка, гуляет с ним в выходные дни).

В данной модели семьи женщины часто озабочены тем, насколько хорошо они соответствуют идеалу «правильной матери», выполняют предписания «нормативной гендерной роли». Чем больше соответствие, тем больше удовлетворенность женщины своей «социальной ролью матери».

Мужчины чувствуют удовлетворенность от родительства, если успешно справляются с ролью «добытчика», а также от самого факта отцовства, от чувства признания их символического авторитета в семье.

Родительство как обязанность.

В этом случае родительство воспринимается как обязанность, набор задач, которые необходимо выполнить ради ребенка. Роль родителя ощущается как трудная, часто ограничивающая возможности и личную свободу. Модель семьи в отношении родительства – это долг и ограничения.

Матери чувствуют себя «разрывающимися» между детьми и другими обязанностями. Материнство воспринимается как ограничение, связанное с нехваткой свободного времени, трудностями в построении карьеры, невозможностью заняться собой.

Отцы воспринимают свою роль, в основном, как необходимость материального обеспечения семьи.

Восприятие родительства как обязанности часто служит источником стресса, эмоционального напряжения, а также семейных конфликтов родителей.

Родительство как один из жизненных проектов. 

Родители планируют рождение ребенка в соответствии с другими жизненными планами (получение образования, карьерные перспективы, жилищные условия, материальное благополучие, уровень потребления и т. п.

Родительство является сферой самореализации наряду с другими областями жизни (профессия, хобби и увлечения), выстроено вокруг интересов и благополучия ребенка, а также успешного совмещения родительских и профессиональных обязанностей.

В этой модели родительства часто активно участвуют родственники, помогающие родителям в заботах о ребенке. Также родители охотно прибегают к услугам разных организаций по образованию и развитию детей, тщательно выбирают поставщиков этих услуг. Родители совместно обсуждают распределение обязанностей и планы по воспитанию ребенка.

Основной проблемой в этой модели родительства часто является тревога из-за трудностей совмещения профессиональных планов с заботой о ребенке.

Родительство как сфера самореализации

Родительство является способом личностной реализации. Но в отличие от предыдущей модели поиск баланса между профессиональной сферой и родительством отсутствует.

Этот тип родительства характерен чаще всего для матерей, которые делают выбор в пользу материнства, которое представляется им сферой самореализации, эмоциональной теплоты и свободы. Профессиональная сфера оплачиваемого труда воспринимается как рутинная, монотонная, изнуряющая и эмоционально холодная. Успехи ребенка рассматриваются как персональные достижения матери, ее способность «профессионально» заниматься воспитанием и развитием ребенка.
Для всех моделей родительства есть общее представление

, что в возрасте до полутора-двух лет ребенку лучше находиться с матерью.
Роль отца в заботе о детях намного менее значима, чем матери. Даже тогда, когда он включен в заботу о ребенке, его роль ограничивается отдельными функциями (купание, чтение перед сном, прогулки в выходные дни и т. п.).

Существуют и другие модели современного родительства. Но главное заключается в том, что, независимо от конкретного варианта семейных отношений, общность представлений о родительстве у всех членов семьи повышает удовлетворенность браком. И положительно сказывается на воспитании детей.

Модель воспитания ребенка в семье значительно зависит от удовлетворенности супругов браком. А удовлетворенность браком повышается, если в семье существует одинаковая модель родительства.

Результаты исследований показывают: 

•при высокой степени удовлетворенностью браком чаще встречается демократический стиль воспитания детей;

•при средней или низкой удовлетворенности браком чаще используются менее эффективные стили воспитания: попустительский или авторитарный.

Модель семьи может меняться со временем – происходит это, чаще всего, из-за различных внешних обстоятельств.
Например, в кризисных ситуациях может происходить переоценка существующих взаимоотношений, изменение системы ценностей, пересмотр целей и смыслов, могут изменяться ожидания от других членов семьи.

Но есть один закон. Если члены семьи имеют общие взгляды и ценности, то кризисные ситуации разрешаются наиболее гармонично и конструктивно, возникшая проблема воспринимается членами семьи как общая и, как следствие, прилагаются общие усилия для ее преодоления. 

Рекомендуем по близкой теме статью Укрепляется ли брак после рождения ребенка?

Источники:
Пучко Е. В. «Взаимосвязь стиля воспитания детей и удовлетворенности браком супругов», 2016.
Куфтяк Е.В. «Исследование устойчивости семьи при воздействии трудностей», 2010.
Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. «Дискурсивные модели современного российского родительства», 2013.

Рекомендуем по близкой теме статью Укрепляется ли брак после рождения ребенка?

psylife.org

Современный родитель. Какой он? | Социальная сеть работников образования

  Современный родитель какой он?

Современные молодые мамы приближаются к тому, чтобы давать ребенку право быть свободным. Есть категория мам, которые путешествуют с детьми, работают вместе с детьми и при этом не попадают в состояние невроза по поводу того, что я еще в декретном возрасте, что скажут окружающие и т.д.  Хотя до сих пор сильны традиционные взгляды на то, что мама обязательно должна сидеть дома с ребенком, родила ребенка сиди дома и прочее. В российских регионах это еще очень сильно развито.

Хотя родители именно маленьких городов и поселков чувствуют себя куда расслаблений и счастливее, нежели в мегаполисах. Поскольку нет такой сильной необходимости соответствовать современной моде (иметь только престижную работу, обеспечить ребенка всевозможными развалками и гаджитами,  и т.п. Одним словом , чтобы как у всех….).

Наше Российское родительство отличается  так же в зависимости от того, к какой национальности относится родители, семья. В зависимости от региона закладываются какие то национальные, культурные вещи, воспитываемые с самого детства. Например, на северном Кавказе другой взгляд на детей, в отличие например, от центральной России. Скажем, на Кавказе яснее и четче дается правила детям. Но несмотря на это есть много общего, и главное, на мой взгляд – это детоцентрированность.

Если мы говорим про Российский мам, то можно смело сказать, что это мамы более склонные к гиперопеке, они тревожные в отличие от например, европейских мам. У них много страхов, в том числе социально – бытовых.  Наши мамы вынуждены бороться с рядом представлений о том, что такое хорошая мама. Они должны пройти пусть мучений, чувства вины и стыда, что я не очень хорошая мать, чтобы дойти до того, чтобы соответствовать высокому званию «хорошая мама». И в этот процесс, конечно приглашают социальные институты.

В современном обществе есть тенденция как будто выдавать списки, которым надо соответствовать. Потому что, наше общество очень любит критерии оценок.

Современные родители все чаще подходят к рождению детей не по принципу «хочу» ребенка, а скорее по принципу «готов к ребенку». Хотя справедливости ради нужно сказать, что это скорее относится к женщинам, которым 30 лет и за. У 20 летних мам меньше страхов и волнений. У мам которым за 30 чаще гипертрофированная ответственность за детей, понятие о том, каким родителем надо быть, при этом у таких родителей создается картинка идеального родителя, идеальной жизни,  которой нужно соответствовать.

Но не смотря на множество различий в вопросах воспитания всех родителей во все времена объединяло и будет объединять самое главное – любовь к детям.

 

nsportal.ru

Какими бывают современные родители – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Жанна Чернова, профессор Департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

Казалось бы, родительская забота — вещь очевидная и понятная. Это уход за малышом, занятия, игры, чтение сказок на ночь, совместный просмотр мультиков. Однако на деле семьи по-разному понимают родительские обязанности. В некоторых мама всегда с детьми, а папа — неизменно на работе. Бывает, что муж и жена поровну делят семейный «функционал» и успешно работают. Наконец, иногда и мужья превращаются в «заботливых хозяюшек», в то время как жены — матери семейства — делают карьеру.

Разные практики родительства пересекаются. Но базовых вариантов пять, отметила Жанна Чернова в докладе. «Дискурсивные модели современного российского родительства»*.

Модели родительства зависят от того,

  • кто заботится о ребенке и каковы роли мужа и жены в семье;
  • как понимаетсяя забота;
  • какие эмоции испытывают родители;
  • работают ли мать и отец и как они воспринимают свою профессию;
  • какова степень самореализации родителей.

В каждой модели — свое содержание родительских ролей, свой репертуар родительских практик, свои эмоции.

Модель 1. Родительство как репродукция

Ключевые слова: «природа», «данность».


Родительство в этой модели понимается как естественная функция, призвание женщины связывается с материнством. Основная забота возложена на мать, а отец выглядит отстраненным и несведущим. «Первый месяц я боялся ребенка, — рассказывает один из отцов. — Я сторонился его…». В таких семьях родительские роли гендерно поляризованы.

Однако эта поляризация не вызывает конфликтов, поскольку  воспринимается как природная, органичная. Родители вполне согласны со своими ролями, у них нет отрицательной рефлексии на эту тему.

Появление детей в таких семьях представляется «как данность» или как «нечто, что происходит спонтанно». Родительство оценивается положительно, рассказы о нем «имеют смысл успешно осуществленного этапа жизненного цикла».

Модель 2. Все как у людей

Ключевые слова: «пора», «надо».

В этой модели родительство вписано в традиционную гендерную культуру. Жена — хранительница семейного очага. Материнство мыслится как часть женской идентичности. Женщины стараются быть «хорошими матерями» в том, что касается питания, одежды, здоровья ребенка и пр. «У меня все супер-мегаправильно, то есть я старалась сделать все, что я могу, для детей», — говорит респондентка. Это родительство со знаком плюс, с удовлетворением от своей роли.

Муж — «добытчик», «кормилец». Главы семейства нередко считают, что их близкие «ни в чем не нуждаются». Но в воспитании ребенка роль отца оказывается эпизодической («виновата» работа). Прогулка, купание, иногда игры — вот, по сути, и весь список обязанностей для отца.

Особое значение в таких семьях придается «норме» (возраста, поведения и пр.). «После того как закончили учебу в вузе, я пошла работать, — говорит респондентка. — И решили, что уже пора, что уже возраст». Такая модель согласуется с традиционной женской биографией: после окончания учебы и получения работы можно подумать и о детях.

Модель 3. Родительство как обязанность

Ключевые слова: «долг», «преодоление трудностей», «рутина».

Родительство выглядит как набор задач и проблем. Обязанности мамы и папы становятся рутиной. Забота о детях в этой модели расценивается как ограничение в профессии и в жизни. «Я обнаружила, что, став родителем, ты больше не принадлежишь себе… — сетует одна из респонденток. — Ты ждешь одной непрекращающейся радости, а начинаются одни непрекращающиеся сложности». Опрошенные отмечали сужение карьерных возможностей, нехватку свободного времени.

В таких семьях контраст гендерных ролей может вести к конфликтам. Женам нередко приходится радикально менять образ жизни («Ты находишься дома, бытовуха…»), а муж «стандартно работает, приходит поздно, общается, как было до родов». Женщины нередко отмечали, что вынуждены разрываться между работой и домом, в то время как их мужья мало вовлечены в воспитание детей. «Ему лень заниматься детьми, их проблемами, — говорит одна из опрошенных матерей. — Ему проще отдохнуть, полежать…».

Отцы в этой модели стараются материально обеспечить семью — считают это своим долгом. Мужчины сетовали, что ради достатка в семье вынуждены мириться с нелюбимой работой.

Такое восприятие родительства сопряжено с усталостью и неудовлетворенностью. Пара нередко ищет помощи у родных, близких и друзей.

Модель 4. Дети как проект

Ключевые слова: «сознательный выбор».


Родительство рационализируется, становится результатом осознанного решения респондентов. Семьи соотносят появление ребенка, жизненные планы и условия: получение образования, карьеру, «квартирный вопрос», достаток. Материнство и отцовство вписано в общую жизненную траекторию.

Исследователи подчеркивают «гендерно-нейтральное содержание родительских ролей», условный паритет. Пара ведет переговоры, обсуждает распределение ролей, планы о рождении ребенка и пр.

Родительские обязанности для респондентов значимы, но свои интересы тоже важны. Надо «уделять ребенку столько времени, сколько ты можешь, и продолжать карьеру, продолжать самореализацию», убеждена одна из респонденток.

В такой модели в заботе о ребенке неизбежно участвуют родственники или поставщики услуг (детский сад, няня). Причем пары тщательно выбирают медицинские и образовательные сервисы для детей — советуются с другими родителями, в том числе в интернет-форумах. Одним из критериев выбора служат интересы и склонности ребенка.

Такое родительство расценивается двойственно:

  • с одной стороны, баланс между заботой о детях и карьерой приносит удовлетворение;
  • с другой стороны, существует «боязнь неправильного выбора» у родителей-неофитов;
  • чувство родительской ответственности может вызывать беспокойство.

Модель 5. Воспитание как творчество

Ключевые слова: «самореализация», «профессионализм».

Забота о детях в этой модели выглядит как сфера собственного развития. Такая позиция больше характерна для матерей. Они, с учетом «традиционной гендерной культуры» и мер господдержки семьи, между работой и воспитанием детей выбирают второе (см. Почему женщины редко становятся начальниками).

«Такое родительство характеризуется рефлексивностью, является результатом планирования и соглашения между партнерами», — подчеркивают эксперты. Респондентки рассматривают работу как рутину, а материнство — как сферу творчества, самореализации и эмоциональной теплоты. «Когда у меня появилась возможность… я ушла в декрет, чему несказанно рада», — говорит одна из респонденток.

Развитие ребенка — эмоциональное, интеллектуальное, физическое — становится для матери приоритетом. Достижениями малыша измеряются и собственные достижения. «Я радуюсь успехам дочки, для меня это как мои собственные успехи», — говорит респондентка.

При этом материнство предполагает некую «профессионализацию»: приобретение специализированных знаний и навыков. Для этого женщины обучаются на курсах, занимаются самообразованием, обсуждают с другими родителями тонкости воспитания и ухода за детьми.

Материнство может становиться основой профессионального выбора. Женщины готовы изменить свою трудовую биографию и получить дополнительное образование в области детской психологии, педагогики, педиатрии или организовать развивающий центр для детей. «Я хочу пойти учиться на детского психолога… — признается респондентка. — Я хочу лучше понимать своих детей…».

В такой концепции родительства самооценка матерей повышается, они ощущают собственную значимость.

Отцы могли бы больше заниматься воспитанием


Исследователи резюмируют результаты работы:

  • Матери по-прежнему отводится главная роль в воспитании. Отцовская роль намного скромнее — даже в том случае, когда глава семейства «включен» в заботу о детях.
  • Тем самым, «ответственное отцовство» пока не стало нормой — во многом в силу социальной политики, культурных стереотипов, разницы в оплате труда (см. Почему женщины редко становятся начальниками). Нередко «ответственное отцовство начинается и заканчивается совместными родами, а потом следуют эпизодические включения отцов в воспитание», отметила Чернова.

Качественное исследование включает интервью с 15 отцами и 15 матерями, имеющими детей до десяти лет, а также интервью с 20 родителями, участвующими в родительских сообществах.

*Доклад был представлен на Международном симпозиуме «Л.С. Выготский и современное детство» в Институте образования НИУ ВШЭ. Статья IQ.hse.ru также опирается на публикацию Ж.Черновой и Л.Шпаковской «Дискурсивные модели современного российского родительства».

См. также:

Почему дети не ходят в кружки и секции

Почему бабушек заменяют нянями

Образование родителей может блокировать социальный лифт для детей

Социальное расслоение воспроизводится в образовании

Как родители выбирают школы для детей


Подпишись на IQ.HSE

iq.hse.ru

КАКИЕ ОНИ – СОВРЕМЕННЫЕ РОДИТЕЛИ?: montessoriblog

Интервью с психологом Натальей Кисельниковой (Волковой) о парадоксе родительства, мотивах к рождению детей и различных семейных моделях:

– Поговорим о том, как вы исследуете мотивацию и принятие решения заводить детей. Как оно появляется, от чего зависит?

– Известно, что те факторы, которые влияли на рождение детей до 80-х годов, сейчас уже не так актуальны. Еще в 80-е годы были более традиционные представления о роли матери и отца и считалось, что идеальная женщина – та, которая обязательно хочет стать матерью, которая получает удовольствие от рождения и воспитания детей, что без этого она потеряет смысл жизни. Отец же является кормильцем семьи — таков традиционный образ мужчины, принимающего минимальное участие в жизни семьи и воспитании детей. Поэтому вопрос о принятии решения — заводить ребёнка или нет, — по сути, редко реально ставился, это само собой разумелось и рассматривалось как естественный сценарий жизни «нормальных» людей.

– Патриархальная модель общества.

– Да, и в зарубежных странах в 80-е годы эта модель сохранялась в сознании у людей, и многие учёные её исследовали. В 90-е годы эта модель начала сильно трансформироваться. В настоящее время в крупных городах России мы наблюдаем такие же тенденции, например в Москве. Уже не так однозначно воспринимается роль матери. Проведён ряд исследований, показывающих, что женщины, которые по каким‑то причинам, – по собственному желанию ли, по биологической невозможности ли, – не стали матерями, достигают того же уровня счастья, осмысленности жизни и могут полноценно жить, не имея детей. Раньше эти вопросы не поднимались так часто и масштабно, тем более на научном уровне. То есть если посмотреть шире, процессы эмансипации дошли от обсуждения права женщины участвовать в политической, социальной жизни до права управлять своими биологическими, природными функциями, быть хозяйкой своего тела и жизни.

– Это связано с повышением уровня жизни? Можно проследить причины, почему так произошло?

– Причин очень много. Это связано с изменением роли женщины, с уравниванием прав и возможностей и в целом с расширением возможностей, которые предоставляет любому человеку современный мир.

Существует теория второго демографического перехода, согласно которой демографический спад проходил в два этапа. На первом этапе люди еще не были слишком обеспечены, и они решили, что если рожать детей меньше, то родившимся детям можно дать больше, ресурсов на каждого ребёнка станет больше. Так и вышло: дети стали получать лучшее питание, образование, уровень жизни повысился. На втором этапе, когда люди освободили не только материальные ресурсы для своих детей, но и появилось больше времени, они обнаружили, что можно тратить своё время интересно. Допустим, женщина родила не 10 детей, а двух‑трёх: их легче вырастить, прокормить, у неё освободились руки. Она в свободное время может заниматься чем‑то своим, например работать частично. И в этот момент начал происходить второй демографический переход, когда ценность детей стала меняться. У женщины стали появляться важные интересы вне дома и воспитания детей, открываться возможности для самореализации, появились ценности, конкурирующие с детьми. И появились социальные условия, в которых такие сценарии жизни стали считаться приемлемыми.

– Мы говорили об образе родительства и том, как он меняется в обществе…

– Если говорить об образе нового родительства, то он в первую очередь подразумевает равноправное участие отца и матери в воспитании ребёнка. Во многом это связано с активной профессиональной позицией женщины. Во многих исследованиях, действительно, была выявлена обратная взаимосвязь между уровнем образования женщины и количеством детей (то есть чем образованнее женщина, тем меньше детей она заводит). Однако, чтобы просветить не очень далёких людей, видящих в женском образовании угрозу вымирания России и мечтающих снова посадить женщин за вышивание крестиком и варку борща, скажу, что эта связь не такая однозначная. Она очень сложная. В других исследованиях было хорошо показано, что высшее образование не влияет на желание женщины заводить детей, просто женщина откладывает возраст, в котором она может завести ребёнка, возраст рождения первого ребёнка сдвигается. И, естественно, чем позднее женщина рожает, тем меньше последующих детей она может успеть родить. У всех людей есть представление о предельном возрасте рождения, то есть позже какого возраста они уже заводить детей не могут или не должны. Эти представления сильно влияют на репродуктивное поведение.

Кроме того, женщины с одним высшим образованием и более вовсе не утрачивают мотивы заведения детей, просто у них сама структура мотивов меняется. На первый план выходят не биологические мотивы типа продолжения рода, а личностно‑психологические: «Что для меня значит конкретно этот ребёнок?», «Почему я хочу ребёнка?». И женщины дают ответы на эти вопросы: хочу, чтобы моя жизнь и жизнь моей семьи была более насыщенной, разносторонней и счастливой, у меня накопился жизненный опыт, который я хотела бы передать своему ребёнку, хочу сделать наши отношения с супругом более полными, хочу развиваться как родитель. И, по‑моему, это прекрасно.

– Что можно сказать о предельном возрасте родительства?

– Предельный возраст родительства тоже изучался в европейских странах и составляет 41,7 лет для женщины и 47 для мужчины. В России я не знаю такой статистики. Думаю, что у нас возраст будет меньше.

– Как меняется отношение общества к смене парадигмы родительства?

– Один из мотивов родительства – это фактор соответствия ожиданиям окружающих. У каждого человека есть такая группа людей, мнение которых он ценит и уважает.

Психологи эти группы называют референтными. Это те люди, на которых мы ориентируемся в жизни и соотносим с их мнением свои поступки: одобрят или не одобрят, даже если мы не спрашиваем об этом их напрямую. Очень часто мотивом заведения детей является присутствие детей в семьях друзей, знакомых, постоянные намёки родителей на то, что «подходит возраст». Я консультирую разных людей, и довольно часто молодые женщины в возрасте от 25 до 30 лет говорят, что испытывают очень сильное давление от матерей по этому вопросу. Мамы сильно беспокоятся оттого, что дочь не замужем и у неё нет детей к определенному возрасту. Мамам дочерей, а часто и сыновей, кажется, что это главное условие счастливой и правильной жизни их детей, и они настойчиво толкают их к этому счастью. И это, безусловно, сказывается на принятии решения будущим родителем. Хотя это не покупка вещи, это рождение ребёнка, это на всю жизнь, тем не менее и такое важное решение может быть принято, исходя из мотива следовать представлениям других людей о том, как правильно жить.

– Можно ли проследить этапы развития мотивации к заведению детей?

– С ростом благосостояния, когда уже не приходится заботиться о выживании, на первый план выходят осмысленные и осознанные психологические мотивы, родительство становится предметом выбора и самостоятельного принятия решения, а не следования зову природы или социальным стереотипам.

Правда, не надо думать, что среди этих мотивов все сплошь зрелые и ответственные. Существуют, например, мотивы полезности в заведении детей. Это утилитарные мотивы, мотивы пользы от ребёнка, как бы это грубо ни звучало. Иногда люди заводят ребёнка для какой‑то конкретной цели. Чтобы было кому подать стакан воды, например. Чтобы в старости была поддержка и помощь. Чтобы передать наследство в свои руки. Были исследования и таких мотивов, и они показали, что в старости от сыновей родители получают чаще материальную поддержку, а от дочерей – эмоциональную. Было также исследование, в котором сравнивали семьи с разным количеством и составом детей. Пытались найти оптимальное сочетание количества детей и пришли к выводу, что девочка и мальчик – это, действительно, оптимально в отношении получаемой родителями поддержки в старости. Вторая девочка или второй мальчик в семье из трёх детей в этом смысле большой роли не играет. То есть вычислили, если подходить прагматично, оптимальное количество и состав детей с точки зрения этих утилитарных родительских мотивов.

– Меняется ли образ отцовства в психологии родительства?

– Да, меняется. Образ отца меняется в сторону большего его участия в жизни ребёнка.

– Какие причины могут этому способствовать? Многое ли изменилось?

— В связи с тем, что изменилась социальная роль женщины, социальная роль мужчины тоже терпит некоторые изменения. Это подразумевает большую гибкость в восприятии роли каждого члена семьи. Есть такой термин — фемининность. У некоторых мужчин она проявляется в склонности и способности к ведению хозяйства, воспитанию детей, и они с удовольствием этим занимаются. Если в более традиционных обществах это не поощряется, осуждается и очень часто блокируется, то сейчас такая модель семьи, где женщина является добытчиком, а мужчина ведёт хозяйство, вполне приемлема. Образ такого отца существует, о нём уже можно говорить вслух, его принимают. Понятно, что он не так широко распространён, как традиционный, но он тоже есть. И в этом наблюдается динамика.

— Что будет с образом родительства в будущем?

— Очень сложно сказать наверняка. Скорее всего, если общество будет развиваться по либеральному пути, то тенденция будет заключаться в увеличении разнообразия, если не будет идеологически навязываться определенная модель материнства, отцовства, родительства, семьи. Если дать некоторую свободу, то проявятся очень разные модели отцовства и материнства. Например, сейчас распространяются идеи чайлдфри: мужчина и женщина, которые создают семью, но при этом сознательно отказываются быть родителями, принимают такое решение на всю жизнь. Это сейчас на уровне общественного мнения не поощряется, даже часто осуждается. Но это тоже модель родительства, точнее, не родительства, и она тоже имеет право на существование. Если вдуматься, много ли счастья будет ребёнку от рождения и жизни с людьми, которые детей не хотят? Другая модель родительства – одинокие родители. Есть штамп «родитель‑одиночка», и за ним стоит негативный оттенок. Родитель‑одиночка вызывает жалость, дети воспринимаются как растущие в неполноценной семье. Хотя очень часто ребёнок, который растет со счастливым, но одиноким родителем, гораздо комфортнее может развиваться в такой семье, чем если бы он рос с мамой и папой, которые постоянно конфликтуют и скандалят. Человеку как существу не только социальному, но и биологическому досталось очень много биологических программ поведения. В процессе эволюции кому‑то досталась модель поведения на устойчивое партнёрство, рождение и воспитание многих детей, она может подкрепиться опытом родительской семьи, кому‑то досталась другая программа, а кому‑то — негативный пример собственных родителей, и всё это скажется на модели родительства у конкретного человека. Мы все очень разные, и это нормально и хорошо.

montessoriblog.livejournal.com

У современных родителей высокий запрос на близкие отношения с детьми — исследование ФОМ

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провел исследование о современных детях и родителях. Социологи выявили разницу между традиционным и новаторским отношением родителей к своей роли. Результаты исследования и комментарии экспертов — в материале фонда «Измени одну жизнь».

Чтобы выстраивать отношения, нужно проводить с ребенком время. Фото — static5.depositphotos.com

В опросе ФОМ приняли участие 1500 россиян старше 18 лет. Интервью проводилось по месту жительства в 43 субъектах РФ. Результаты исследования представили на Московском международном салоне образования (ММСО).

Современные дети сильно отличаются от вас, ваших сверстников, когда вы были детьми, или несильно? Или совсем не отличаются? 75% родителей уверены, что дети сейчас другие и они сильно отличаются от своих пап и мам, когда те сами были в возрасте детей. Одни считают, что современные «цветы жизни» — умные и сообразительные, другие — грубые, наглые, невоспитанные. Третьи отмечают, что у современных девочек и мальчиков есть компьютер, Интернет, мобильный телефон, они лучше разбираются в технике.

Ключевую ответственность за воспитание и развитие детей общественное мнение отводит семье. 71% респондентов полагает, что больше всего на формирование характера ребенка влияет именно семья.

68% родителей испытывает беспокойство, тревогу за несовершеннолетних детей, чаще всего – за их здоровье и будущее. Причем общественность видит угрозы и в детском саду, и в школе, и в СМИ. Угрозы самые разные: от примеров плохого поведения сверстников, непрофессионализма учителей и воспитателей до негативного контента в СМИ (много криминала, убийств, насилия, жестокости, секса, разврата, пошлости).

У родителей высокий запрос на близкие отношения с детьми, при этом 65% считают, что эти отношения ближе, чем те, которые были с их родителями. Но для того, чтобы выстраивать отношения, нужно проводить с ребенком время. 30% родителей говорят, что они проводят с ребенком времени больше, чем их родители проводили с ними. 42% считают, что они проводят с детьми времени меньше, чем им бы хотелось.

В фонде «Общественное мнение» заинтересованы в изучении того, какие ответы на эти вызовы находят современные родители (папы и мамы в возрасте 31-45 лет). Социологи начали поисковое исследование, и у них уже есть гипотезы, которые они планируют проверять дальше. Кто такие «продвинутые» родители, родители-новаторы? Что им свойственно, какие практики демонстрируют? Об этом – в комментариях экспертов.

Мария Озерова, ведущий специалист отдела некоммерческих исследований Фонда «Общественное мнение»:

«Продвинутые родители понимают, что мир многообразен, вокруг много мнений, концепций, подходов к воспитанию детей. Они сомневаются и критически оценивают то, что происходит, прокачивают свои родительские компетенции, совершенствуются как родители. Они считают, что бессмысленно пытаться воспитывать ребенка, если ты сам не придерживаешься этого стиля жизни, к которому ты хочешь своего ребенка приобщить. «Воспитывай себя, а не ребенка», — этот принцип проговаривается как характеристика продвинутых родителей.

Кроме того, для родителей-новаторов, как мы увидели, важен баланс. Такие родители не готовы полностью отказываться от своей социальной активности. Они стремятся сохранить стиль жизни, который был до появления детей, мягко интегрировав детей в жизнь семьи с сохранением их интересов, потребностей.

Для таких родителей очень важны потребности ребенка. Он в центре мира современных родителей и часто воспринимается как равный. Даже с очень маленькими детьми родители пытаются выстраивать диалог.

Для родителей-новаторов важен баланс «интересы ребенка – интересы мамы». Что же делают родители для соблюдения баланса? Они пытаются упрощать быт, потребление. Готовы покупать и тратить время только на действительно важное, готовы платить за то, что облегчает жизнь и экономит время.

Родители избегают навязанных потребностей, мнений, ценят качество, готовы за него платить. Ищут варианты совместного детско-родительского досуга, чтобы интересы родителей могли быть реализованы во время общения с ребенком.

Также мы посмотрели на критерии оценки себя мамами: что такое хорошо и что такое плохо в понимании разных мам?

Во-первых, в нашем обществе считается нормой показать матери, что она плохая мать. В традиционном отношении к воспитанию ребенка внешние оценки важнее, чем личная позиция самого родителя.

В этой ситуации для родителей с новаторским отношением критерием является позитив и хорошие эмоции, которые дарят общение с ребенком. Они понимают, что хорошие родители, если ребенок отвечает позитивными эмоциями. «Плохо» для них, когда происходит нарушение баланса «интересы мамы – интересы ребенка». «Плохо» также неумение выстроить коммуникацию с ребенком так, чтобы не наносить ему психологическую травму. Личность ребенка очень ценна для таких родителей, они стремятся сохранять баланс, не кричать на ребенка».

Юлия Юдина, директор фонда «Измени одну жизнь»:

«Безусловно, родителей, которые признают права ребенка, уважают его личность, интересы, становится больше. Но это не является единственной характеристикой всех родителей в возрасте от 31 до 45 лет, которые участвовали в исследовании. Современные родители разные.

Во многом сейчас детоцентризм. Мир крутится вокруг детей. «Все лучшее — детям» — это не просто лозунг, а реальность.

Часть современных родителей стремится к осознанному родительству, применяет его в жизни. Взрослые читают книги знаменитых психологов, начиная от Юлии Гиппенрейтер, Людмилы Петрановской и заканчивая зарубежными экспертами. Есть масса сайтов и форумов по ответственному родительству. Это такой тренд. Я уверена, что эта характеристика современных родителей относится к людям, живущим в городах с населением больше 500 тыс. жителей, у которых есть высшее образование, а доход выше среднего. А если мы возьмем огромную часть страны, которая живет на пороге бедности, то я думаю, там вопросы осознанного родительства будут отодвинуты на второй план вопросами выживания. Нет одного портрета современных мам и пап.

Отличаются ли современные мамы и папы от предыдущего поколения родителей? Конечно. Тогда был другой подход к воспитанию. Предыдущее поколение было воспитано на недостатке любви, сказывалось военное и послевоенное время. Не было разговоров о чести и достоинстве ребенка, его особом внутреннем мире, потребностях. Воспитывали в строгой дисциплине, подавлении воли, уважении к родителям. Общий подход – дети должны слушаться, должны делать то, что говорят взрослые.

Сейчас к ребенку относятся не как к объекту воспитания, а как к равноправному субъекту, у которого есть свои потребности, желания. Родители уважительно общаются с ним.

Современные родители испытывают чувство тревоги и вины. Они хотят проводить больше времени с ребенком. Мы сами растим в себе чувство вины, считаем, что много работаем, мало проводим времени с детьми, видим их урывками.

Мне кажется, нам надо всем расслабиться и найти баланс между любовью к детям, воспитанием, признанием их запросов, потребностей и интересами самих родителей. Как родители мы не должны забывать о том, что кислородную маску нужно надевать вначале на себя, нужно заботиться о своем душевном состоянии. Родителям нужно больше задумываться, как себя не оставить обесточенными. И помнить о том, что мы все так или иначе достаточно хорошие родители для наших детей».

Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ:

«Все родители разные. И когда мы противопоставляем наших бабушек и современных родителей, это неправильно. Мы должны говорить про группу родителей, которая заинтересована в развитии детей. Суть вот в чем: они изучают новые тренды, собирают их и выбирают, чему следовать. Продвинутые родители уже все о воспитании детей прочитали и действительно все знают. И они должны выбрать собственную позицию. Сейчас жизнь предлагает огромное количество альтернатив. Если раньше, например, был всего один вид соски для детей, то сегодня пустышек столько, что замучаешься выбирать. В наше время работа с родителями – это работа с их опытом».

Олег Волков, руководитель и идейный вдохновитель проекта «Школа одаренных родителей»:

«Существует такое равенство: «одаренный ребенок = одаренный родитель». Чему нужно, на наш взгляд, в обязательном порядке научить ребенка? Заботиться о здоровье, трудиться с радостью, нести духовность, расти профессионально, созидать будущее. Если у ребенка есть все аспекты здоровья, трудолюбия, духовности, собственного понимания своего пути и креативности, можно верить, что у ребенка все хорошо сложится. Чтобы это было дано ребенку в первые пять-шесть лет, родители должны иметь этот уровень в достаточной степени у самих себя. Креативность ребенка очень сильно зависит от креативности взрослого, который находится рядом с ним».

Ольга Ключко, профессор общеинститутской кафедры психологии образования Московского городского педагогического университета:

«Мы все время в нашей речи говорим о мамах, а это очень больная тема, особенно в России. Мы катастрофически отстаем от мирового тренда по активному включению отцов в жизнь семьи и воспитание детей. Мы сами проводили исследование в 2016 году, спрашивали детей, что они делают в семье с мамами, женщинами, бабушками, а что с папами, мужчинами, дедушками. И мы получили совершенно два разных списка. С папами дети предпочитают развлекаться, ходить за дорогими покупками, а с мамами занимаются уборкой дома, учат уроки, решают сложные задачи. Количество дел с мамой и количество дел с папой разнится в десяток раз. Но что для нас стало приятной неожиданностью, так это то, что детей купают папы. Сейчас наша основная задача – привлечь пап в родительские школы и на родительские собрания».

changeonelife.ru

7 противоречий в воспитании, которые мучают современных мам

Современные родители живут в совершенно новом мире — этот мир детоцентричен, переполнен информацией, оцифрован, в нем все ставится под сомнение и существует огромный разрыв с предыдущими поколениями. В нем дети должны начинать развиваться еще в животе матери, а учиться плавать и говорить по-английски и китайски — в грудничковом возрасте. Жить в этом новом мире интересно, но совсем нелегко. Здесь ребенок — это не просто будущий взрослый, а уже полноценная личность, а родителям приходится самим нащупывать правильный вектор воспитания. Какой путь выбрать? Какие качества развивать? У современной мамы на этот счет масса тревог и масса вопросов, развеять которые специально для «О!» согласилась директор исследовательского агентства Validata Kids Юлия Юзбашева.

Воспитание: рефлексия или интуиция?

Да, главное отличие современного родительства от предыдущих поколений заключается в том, что теперь есть идея «подхода». Раньше родительство происходило на автомате, над системой воспитания особенно не задумывались, следовали сложившемуся в семье укладу. Теперь же мама рефлексирует практически над каждый своим шагом, переживая, что неверно выбранное слово нанесет ребенку психологическую травму на всю жизнь. Сложность нового «книжного» подхода заключается в том, что авторитетных источников, где мама черпает информацию, очень много, все они разные — тут тебе и французские дети, не плюющиеся едой, и японские дети, которым после трех уже поздно, и китайские, чьи матери-тигрицы всегда готовы вступить в бой, и множество других. На самом деле никто пока точно не знает, какими вырастут дети, воспитанные в этой новой либеральной системе, но есть надежда, что они будут лучше, чем предыдущие поколения, то есть мы.

Ценности: доброта или внутренний стержень?

Современным родителям, как и их коллегам во все времена, конечно, хочется вырастить из ребенка хорошего человека. Но если раньше всем было понятно, что хороший человек — это послушный, щедрый и почтительный, то есть удобный для общества ребенок, а добро и зло были очевидны, то сейчас границы стираются, пестуется индивидуальность и уникальность. А во главу угла ставится успех ребенка в будущем.

По мнению многих родителей, чтобы преуспеть в современном конкурентном и довольно жестком обществе, важно иметь некий внутренний стержень и уметь постоять за себя и свои интересы. Поэтому, например, мама с радостным блеском в глазах может рассказывать, как ее малыш «в песочнице никому не дает свои игрушки, а если начинают отнимать — то не теряется и сразу дает сдачи».

С одной стороны, мамы боятся не привить ребенку моральные и этические представления и нормы, а с другой стороны — вырастить социального аутсайдера, слишком доброго и уязвимого или слишком жесткого и агрессивного. В идеальном мире современный ребенок должен вырасти добрым, ласковым и уважительным, но готовым при этом в любой момент выпустить когти и постоять за себя.

Будущее: счастье или успешность?

Конечно, каждая мама хочет, чтобы ребенок вырос счастливым. А еще успешным. Для большинства мам эти два понятия практически неразделимы. Причем успех часто меряется материальными атрибутами и высокими руководящими позициями. Так и оказывается, что для мам счастье ребенка напрямую зависит от его успешности в будущем. Поэтому так важно интеллектуальное развитие, бесконечные кружки, крутые школы. А забота об эмоциональном развитии отдвигается на задний план. Даже самые продвинутые мамы попадают в эту ловушку собственных представлений о счастье:

— О чем вы мечтаете, когда думаете о будущем вашего ребенка?

— Чтобы нашел себя, состоялся, был счастлив. Не так важно, какую профессию он выберет, я не буду вмешиваться.

— А если он будет дворником? Но при этом он будет жить в гармонии с собой и с миром?

— Ну (сильно задумывается и продолжает очень неуверенно)… Если начальником дворников, то может быть…

Получается, родители хотят, чтобы ребенок был успешен, когда вырастет, и при этом счастлив, хотя на самом деле не очень понятно, что это.

Воспитание: контроль или свобода?

Многие российские мамы по своему характеру — мамы-наседки. Они окружают ребенка любовью и заботой, контролируют каждый шаг. Говорят, в этом мы схожи с итальянками. При этом у современных мам есть идея растить целеустремленных и уверенных в себе личностей. А для этого постоянный контроль и опека — вещи довольно опасные. Вот и растут дети, которым твердят о самостоятельности и уверенности в себе, но решения принимать не дают. Начинается это в самом раннем возрасте, когда любые проявления автономизации ребенка, если только это не моменты, связанные с самообслуживанием ребенка — сам завязывает шнурки, сам чистит зубки — расцениваются как капризы. Ребенок хочет сам выбрать себе одежду — каприз. Ребенок не ест приготовленный ему завтрак, а хочет что-то другое — каприз. Теперь посмотрим на детскую площадку — мамы бегают за своими детьми, боясь, что они упадут с лестницы, с дерева, с качелей. Бдят.

Ну, а теперь давайте посмотрим на детей постарше: кто мастерит икебаны для садика из шишек и листьев ночью перед конкурсом? Кто волнуется, что ребенок не сделал домашнее задание? Кто собирает школьный рюкзак? И вот так мы пытаемся вырастить самостоятельную личность?

Мама: «веселая подружка» или «строгая, но справедливая мать»?

Большинство современных мам хочет быть ребенку подружкой, представляя себе идиллическую ситуацию совместных настольных игр, путешествий, походов в кино и отсутствия секретов (со стороны ребенка, конечно же). Особенно если с собственными родителями отношения были противоположными. Но когда такая система не закладывается в детстве, выстраивание отношений дается с трудом, мамы признают, что в критические моменты постоянно «сползают» к привычной системе «я — умный, ты — дурак» и переходят на крик.

Еще одна ловушка в роли родителей-«друганов» не столь очевидна, особенно в предподростковом возрасте: родители часто включают «режим позитива» и так сильно стараются обходить острые углы и высказывать свое искреннее мнение, что в какой-то момент подростки начинают искать себе «родителей» вне дома, не воспринимая собственных маму и папу всерьез. А ведь на самом деле родители всего лишь хотят быть в глубоких позитивных и доверительных отношениях с ребенком, чтобы ребенок при этом беспрекословно слушался, когда взрослым надо.

Игрушки: покупать или не покупать?

Сами дети времен дефицита, современные родители стараются «дать ребенку все самое лучшее», «ни в чем ему не отказывать». С первых месяцев мамы сидят на сайтах, выискивая самые развивающие игрушки, самые правильные беговелы и горшки, самые похожие на мультипликационных персонажей игрушки… Когда дети подрастают, игрушки продолжают сыпаться — от бабушек и дедушек, от друзей и, конечно, родителей.

В какой-то момент мамы и папы начинают замечать, что дети не особо играют с игрушками и даже не ценят их, но при этом все время требуют новое. Взрослые совершенно искренне не понимают, почему так происходит, ведь сами они, будучи детьми, тщательно берегли свои 3−4 игрушки и могли играть с ними бесконечно долго.

Родители называют детей избалованными, ругают их, перестают покупать новые игры и игрушки, выкидывают старые. Стресс для всех, раздор и непонимание. Идеальным решением для этой ситуации было бы научиться радовать и даже баловать детей (когда родителю хочется), но чтобы дети при этом ценили усилия и понимали цену деньгам.

Гаджеты: разрешать или запрещать?

Страх многих современных матерей — дети, погруженные в свои телефоны, телевизоры. Не разговаривающие, не читающие, без всякой внутренней мотивации к чему-либо другому кроме игр, соцсетей, роликов на YouTube и т. п.

При этом запрещать ребенку пользоваться гаджетами сложно: мультики и игры — лучшая «пустышка», дающая маме хоть несколько спокойных минут. Отказаться от гаджетов самим, показывая «правильный пример», тоже не вариант — жизнь без «экрана» уже сложно себе представить. Да и ребенок вне медийного или социального контекста может оказаться социальным изгоем. Наша цель: чтобы ребенок мастерски умел пользоваться всеми современными устройствами и развивался в ногу со временем, а то и быстрее, был занят, но при этом не «зависал» в компьютерном мире.

Фото: Yuganov Konstantin/Alena Ozerova/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Советы рукодельницам