3.4. Мировые тенденции развития высшего образования

Содержание

114

Сфера образования, в том числе система высшего образования, должна не только поддерживать функционирование сложившихся общественно-производственных отношений, но и формировать образцы и идеалы будущей жизни и деятельности людей в стране – демократическом обществе, правовом государстве с социально ориентированной экономикой; готовить для высокотехнологичных производств специалистов, способных к оперативному освоению нововведений в сфере профессиональной деятельности.

Поэтому система высшего профессионального образования должна не просто соответствовать социально-экономическим и политическим изменениям в стране, но и осуществлять свою деятельность на основе ближнесрочных и долгосрочных прогнозов с учетом мировых социокультурных и образовательных тенденций.

Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:

  1. Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы. Так, количество поступающих в высшие учебные заведения выпускников школ в 1995 г. в развитых странах составило – 60%, в Северной Америке – 84%, в развивающихся странах число охваченных высшим образованием увеличилось за последние годы в 11 раз. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 340 студентов на 10000 населения, что является высоким показателем для стран Европы.

  2. Расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствуетдиверсификации(увеличение разнообразия) учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дисциплин. Такая взаимосвязь знаний из различных учебных предметов называется

    междисциплинарностью, которая и выступает важной характеристикой учебного процесса в современном вузе. Научная практика подтверждает, что новые знания, новая научная отрасль возникают на стыке знаний из разных научных сфер. Образование в современном мире, как отмечал Генеральный директор ЮНЕСКО Фредерико Майор, формируется по образу и подобию бесконечной вселенной, где скрещиваются и взаимно обогащаются друг с другом процессы непрекращающегося творения.

  3. Создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации.В соответствии с Болонской декларацией, принятой министрами образования 29 стран Европы 19 июня 1999г., к 2010 году предполагается создание единого европейского образовательного пространства с целью расширения для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности. Создание единого образовательного пространства предполагает:

    • признание дипломов, ученых степеней и квалификаций,

    • реализацию двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру,

    • использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ,

    • разработку европейских стандартов качества образования с применением сравнимых критериев и способов их оценки.

  4. Качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства. В современной производственной сфере наблюдается соединение нескольких форм деятельности: производственной, исследовательской и проектно-конструкторской. Это способствует созданию экспериментальных производств, направленных на разработку новых, более эффективных технологий, обеспечивающих повышение качества продукции. Интеллектуальный потенциал современного общества определяется освоением новых типов мышления, развитием новых видов деятельности, созданием новых технологий.

    В этой связи изменяется роль вузовской науки и практики: они должны обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый процесс совершенствования существующих и создания новых технологий и систем деятельности.

    Это определяет необходимость обновления содержания образования в современном вузе: оно должно быть не только «знаниевым», но и «деятельностным» и обеспечивать формирование у студентов опыта освоения и создания новых типов деятельности. Выдвигается проблема реорганизации образовательного процесса вуза, в котором учебно-познавательная работа студентов должна превращаться в научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую деятельность. Опыт освоения новых типов деятельности, способов мышления, технологий и должен стать предметом изучения студентами. При этом будущие специалисты должны учиться выдвигать и обосновывать целевые установки деятельности, разрабатывать и внедрять научно-производственные и технологические проекты.

    5. Повышение роли непрерывного самообразования. В настоящее время в высшей школе в течение 4-6 лет в условиях интенсивного развития науки, производственной сферы осуществляется подготовка специалистов,срок профессиональной пригодности которых исчисляется 3-5 годами. В условиях быстрого «старения» знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной переподготовке. По некоторым оценкам зарубежных исследователей специалист в течение года вынужден проводить в учреждениях системы последипломного образования до трети своего рабочего времени. В этой связи важнейшей задачей в процессе профессиональной подготовки специалистов выступает формирование у них системы аутодидактических умений (умений учить самого себя) и потребности в постоянном самообразовании

    1. Изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в активную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта. Такой подход определяет необходимость создания в образовательном процессе условий для усвоения студентами умений самоопределения, самообразования и профессионального самосовершенствования. Важнейшими условиями выступают реализация развивающих или личностно-ориентированных технологий, основанных на активных, исследовательских формах и методах обучения; увеличение доли самостоятельной работы, использованиеINTERNET. Это предполагает серьезную активизацию учебной и научно-исследовательской работы будущих специалистов, увеличение ее плотности и насыщенности, количества отчетных и контрольных мероприятий.

  5. studfiles.net

    Современные тенденции развития высшего образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

    Мызрова Ксения Алексеевна

    аспирантка, ассистентка, кафедра управления,

    Институт экономики и бизнеса Ульяновского государственного университета [email protected]

    все выше градус сближения

    современные тенденции развития высшего образования

    _Аннотация

    Рассматриваются современные тенденции развития высшего образования, в частности тенденция к интеграции.

    Ключевые слова: модернизация высшей школы, глобализация образования, интеграционные процессы

    В настоящее время, обусловленное интеграцией России в мировое сообщество в условиях инновационной модернизации высшей школы, возникает необходимость осмысления российского и зарубежного опыта, использования тех позитивных сторон, которые отражают способность быстро приспосабливаться к изменяющимся требованиям инновационной экономики.

    В ритме интеграции

    Национальные системы высшего образования находятся под воздействием целого ряда тенденций, на каждую из которых они реагируют специфическим образом. Применительно к разным странам тенденции могут проявляться более или менее зримо и полно, или, наоборот, почти не проявляться на определенных отрезках времени, но им присущ всеобщий характер. К ним, в первую очередь, относятся глобализация, интернационализация, регионализация, ком-

    мерциализация, поликультурность, социальная и профессиональная мобильность, интеграция. Начиная с 1992 года во всех основополагающих документах об образовании отражена идея глобализации. В 2000 году российским правительством были одобрены основные направления реформы и модернизации образования, которая направлена на интеграцию в единое европейское образовательное пространство. В 2003 г. состоялось подписание Россией Болонской декларации, началось участие российской высшей школы в общеевропейской интеграции высшего образования. Болонский процесс инициирован для приведения к общему знаменателю уже существующих систем высшего образования. Многие инновационные идеи Концепции модернизации образования схожи с положениями Болонского процесса, в частности использование модели многоступенчатой струк-

    туры российского высшего образования, совместимой с европейской. Многоуровневая структура предполагает, что высшее образование -это набор образовательно-профессиональных программ различной длительности, сложности, направленности. Однако в официальных документах отсутствует строгое определение понятия «высшее образование».

    Высшее образование как оно есть

    Исторически сложилось так, что высшим считалось образование, полученное в университетах. Образование как явление государственной политики в России впервые в целостном виде сформировалось во время правления Петра I, тратившего много усилий и средств в этом направлении. В «Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств» 1724 г. Петр I основывает одним указом Академию, Университет и гимназию. Университет начинался с факультетов гуманитарных, так как в первую очередь нужно было научиться излагать свои мысли, философски осмысливать происходящее, создавать законы, по которым живет общество.

    Основываясь на положениях Закона об образовании, Национальной доктрины образования и исследованиях И.В. Балицкой, О.В. Кореньковой, С.В. Кохановской, Е.Г. Савиных, Е.Г. Якубовской, Л.С. Дохикян, можно понимать высшее образование как процесс обучения и воспитания, направленный на подготовку специалистов высшей квалификации, на овладение ими общими инструментальными, межличностными и специальными компетенциями, на формирование

    профессионального сознания, обеспечивающего активную социальную позицию субъекта, успешную творческую деятельность и саморазвитие в избранной сфере общественной жизни.

    Главную роль в инновационной модернизации образования должны сыграть университеты. В настоящее время они не только являются ведущими учебными заведениями, готовящими специалистов высшей квалификации для различных областей науки и производства, но и выступают генераторами идей, базами академических разработок, центрами международного сотрудничества, науки, культуры, местом профессионального общения.

    Необходим вдумчивый подход к обновлению российской высшей школы, основанный на изучении и выявлении того положительного, что следует сохранить в традициях российского высшего образования, так как некритическое заимствование чужого опыта и игнорирование национальной специфики может нанести вред развитию отечественной системы образования.

    Современные тенденции развития высшего образования предъявляют повышенные требования к его качеству, составляющему основу современной системы непрерывного образования. В развитии непрерыв-

    начиная с 1992 года во всех основополагающих документах об образовании отражена идея глобализации

    образов«

    главную роль в инновационной модернизации образования должны сыграть университеты

    ного профессионального образования наблюдаются следующие тенденции: университезация высшего образования; становление университетов как центров непрерывного профессионального образования; повышение требований к поступающим в высшие учебные заведения; изменение сроков обучения; повышение требований к качеству преподавания; наличие процессов фундамента-лизации знаний.

    В течение 1990-х годов в общероссийском образовательном пространстве происходит рост числа университетов, Явление расширения университетского сектора связано с процессом регионализации и изменением структуры подготовки кадров на региональном уровне.

    Данный процесс явился следствием распада СССР и последовавшей децентрализации регионов. Руководство российской системы образования достаточно быстро оценило возможные достоинства и недостатки процесса и выдвинуло задачу «активного участия высшей школы в осуществлении региональной политики и прежде всего, конечно, в области высшего образования, что должно выражаться в сохранении единого образовательного пространства при учете своеобразия экономических, национальных, демографических условий региона»(2),

    Сближение ради обучения

    В середине 1990-х гг, сформировалось понятие интернационализации высшего профессионального образования, под которым принято понимать процесс, когда цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. В российских университетах процесс интернационализации происходит посредством придания нового статуса иностранному языку в образовательных программах, экспорта образовательных услуг, импорта образовательных услуг, международной аккредитация учебных планов и программ подготовки. Наряду с расширением объема университетского сектора в течение 90-х годов развертывается другой глобальный процесс — коммерциализация высшей школы, Коммерциализация, являясь в определенном смысле формой легитимации «прихода» денег в область высшего образования, также выступает фактором последующих преобразований,

    Все это значительно усложнило функционирование высшей школы России, С одной стороны, данные нововведения усилили материальные и финансовые возможности вузов; между ними обостряется конкуренция за учащихся, что в дальнейшем должно было привести к повышению качества образования, С другой стороны, коммерциализация системы высшего образования привела к криминализации области образования, значительному разрыву в материальном положении среди профессорско-преподавательского состава и другим негативным последствиям,

    Создание эффективного механизма привлечения внебюджетных средств начинается с определения набора

    деятельности, выбора конкретной услуги или продукции с учетом потенциальных возможностей конкретного вуза (3).

    Тесно связаны между собой проблемы формирования открытого образовательного пространства и внедрения новых информационных технологий. Новые технологии начинают постепенно применяться еще в 80-е годы, но закрытый характер советского общества не позволял полноценно встроить советскую систему образования в мировое образовательное пространство.

    Сегодня глобализация начинает проникать в образовательную сферу, способствуя интеграции национальных образовательных систем. Наиболее успешные примеры интеграции мировых образовательных институтов и проектирования межгосударственных образовательных систем — программы Европейского союза и Совета Европы, процессы формирования общеевропейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса, программы Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, создание Североамериканского образовательного пространства и др. Развитие взаимосвязей ученых разных стран, как показывает опыт создания большого андронного коллайдера, запущенного в 2008 г. на границе Швейцарии и Франции, характеризуется значительными научными и технологическими прорывами.

    В поисках современных моделей высшего образования ученые все больший интерес проявляют к организационным структурам, создаваемым по сетевому принципу, так как в усло-

    виях глобализации успешными могут быть только сетевые организации -самоорганизующиеся полицентрические структуры свободно связанных между собой равноправных и независимых участников.

    Формирование образовательных сетей

    Особое значение в инновационной экономике приобретает формирование образовательных сетей. Они должны устанавливать взаимодействия вузов с предприятиями, организациями-работодателями, органами местной и федеральной власти с целью содействия обеспечению экономической состоятельности, востребованности и трудоустройству выпускников, а также привести в соответствие условиям внешней среды внутренний потенциал организации, способствовать его развитию в долгосрочной перспективе при обостряющейся конкурентной борьбе между вузами.

    Горизонтальная структура образовательных сетей высших учебных заведений предполагает соединение в общую систему образовательной

    явление расширения университетского сектора связано с процессом регионализации и изменением структуры

    подготовки кадров на региональном уровне

    образование

    деятельности по единому направлению нескольких однотипных учреждений, имеющих разные функции (экспериментальных площадок, центров дополнительного образования и т,д,), Вертикальная структура образовательных сетей высших учебных заведений предполагает взаимодействие образовательных учреждений с субъектами других сфер профессиональной деятельности (организациями, предприятиями, представителями государственной власти с сохранением административной организации системы высшего образования), Образовательную сеть отличает не только особая гетерархичная организационная структура координационного характера, но и адекватная организационная культура в целом, включая принцип децентрализованной ответственности, высокая степень лояльности к партнерам, самодисциплины, компетенций профессорско-преподавательского персонала со сдвигом внимания от аспекта

    содержательной стороны в пользу социальных отношений,

    Вывод

    Таким образом, объединение автономных высших учебных заведений, федеральных университетов, предприятий, организаций, представителей государственной власти должно стать очередным этапом развития системы высшего образования,

    Литература

    1, Закон РФ от 10,07,1992 №3266-1 (ред, от 02,02,2011) «Об образовании»,

    2, Сенатенко В, Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций (Текст) / В, Сенатенко, Г, Ткач // Высшее образование в России, 2003, — №3,

    3, Управление высшим учебным заведением: Учебник (Текст) / Под ред, д-ра эконом, наук, проф, С,Д, Резника и д-ра физ,-мат, наук В,М, Филиппова, -М,: ИНФРА-М, 2010,

    Ksenia A. Myizrova

    Postgraduate, Assistant, Chair of Management, Institute of Economy and Business, Ulyanovsk State University

    Modern tendencies in development of higher education

    _Abstract

    The paper considers modern tendencies on development of higher education, particularly integration tendency.

    Keywords: modernization of higher school, globalization of education, intefrational processes

    cyberleninka.ru

    Современные тенденции развития высшего образования

    В настоящее время, обусловленное интеграцией России в мировое сообщество в условиях инновационной модернизации высшей школы, возникает необходимость осмысления российского и зарубежного опыта, использования тех позитивных сторон, которые отражают способность быстро приспосабливаться к изменяющимся требованиям инновационной экономики.

    В ритме интеграции

    Национальные системы высшего образования находятся под воздействием целого ряда тенденций, на каждую из которых они реагируют специфическим образом. Применительно к разным странам тенденции могут проявляться более или менее зримо и полно, или, наоборот, почти не проявляться на определенных отрезках времени, но им присущ всеобщий характер. К ним, в первую очередь, относятся глобализация, интернационализация, регионализация, коммерциализация, поликультурность, социальная и профессиональная мобильность, интеграция.

    Начиная с 1992 года во всех основополагающих документах об образовании отражена идея глобализации. В 2000 го ду российским правительством были одобрены основные направления реформы и модернизации образования, которая направлена на интеграцию в единое европейское образовательное пространство. В 2003 г. состоялось подписание Россией Болонской декларации, началось участие российской высшей школы в общеевропейской интеграции высшего образования. Болонский процесс инициирован для приведения к общему знаменателю уже существующих систем высшего образования.

    Многие инновационные идеи Концепции модернизации образования схожи с положениями Болонского процесса, в частности использование модели многоступенчатой структуры российского высшего образования, совместимой с европейской.

    Многоуровневая структура предполагает, что высшее образование – это набор образовательно-профессиональных программ различной длительности, сложности, направленности. Однако в официальных документах отсутствует строгое определение понятия «высшее образование».

    Высшее образование как оно есть

    Исторически сложилось так, что высшим считалось образование, полученное в университетах.

    Образование как явление государственной политики в России впервые в целостном виде сформировалось во время правления Петра I, тратившего много усилий и средств в этом направлении. В «Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств» 1724 г. Петр I основывает одним указом Академию, Университет и гимназию. Университет начинался с факультетов гуманитарных, так как в первую очередь нужно было научиться излагать свои мысли, философски осмысливать происходящее, создавать законы, по которым живет общество.

    Основываясь на положениях Закона об образовании, Национальной доктрины образования и исследованиях И.В. Балицкой, О.В. Кореньковой, С.В. Кохановской, Е.Г. Савиных, Е.Г. Якубовской, Л.С. Дохикян, можно понимать высшее образование как процесс обучения и воспитания, направленный на подготовку специалистов высшей квалификации, на овладение ими общими инструментальными, межличностными и специальными компетенциями, на формирование профессионального сознания, обеспечивающего активную социальную позицию субъекта, успешную творческую деятельность и саморазвитие в избранной сфере общественной жизни.

    Главную роль в инновационной модернизации образования должны сыграть университеты. В настоящее время они не только являются ведущими учебными заведениями, готовящими специалистов высшей квалификации для различных областей науки и производства, но и выступают генераторами идей, базами академических разработок, центрами международного сотрудничества, науки, культуры, местом профессионального общения.

    Необходим вдумчивый подход к обновлению российской высшей школы, основанный на изучении и выявлении того положительного, что следует сохранить в традициях российского высшего образования, так как некритическое заимствование чужого опыта и игнорирование национальной специфики может нанести вред развитию отечественной системы образования.

    Современные тенденции развития высшего образования предъявляют повышенные требования к его качеству, составляющему основу современной системы непрерывного образования. В развитии непрерывного профессионального образования наблюдаются следующие тенденции: университезация высшего образования; становление университетов как центров непрерывного профессионального образования; повышение требований к поступающим в высшие учебные заведения; изменение сроков обучения; повышение требований к качеству преподавания; наличие процессов фундаментализации знаний. 

    В течение 1990-х годов в общероссийском образовательном пространстве происходит рост числа университетов.

    Явление расширения университетского сектора связано с процессом регионализации и изменением структуры подготовки кадров на региональном уровне.

    Данный процесс явился следствием распада СССР и последовавшей децентрализации регионов.

    Руководство российской системы образования достаточно быстро оценило возможные достоинства и недостатки процесса и выдвинуло задачу «активного участия высшей школы в осуществлении региональной политики и прежде всего, конечно, в области высшего образования, что должно выражаться в сохранении единого образовательного пространства при учете своеобразия экономических, национальных, демографических условий региона» [2].

    Сближение ради обучения

    В середине 1990-х гг. сформировалось понятие интернационализации высшего профессионального образования, под которым принято понимать процесс, когда цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. В российских университетах процесс интернационализации происходит посредством придания нового статуса иностранному языку в образовательных программах, экспорта образовательных услуг, импорта образовательных услуг, международной аккредитация учебных планов и программ подготовки.

    Наряду с расширением объема университетского сектора в течение 90-х годов развертывается другой глобальный процесс – коммерциализация высшей школы. Коммерциализация, являясь в определенном смысле формой легитимации «прихода» денег в область высшего образования, также выступает фактором последующих преобразований.

    Все это значительно усложнило функционирование высшей школы России.

    С одной стороны, данные нововведения усилили материальные и финансовые возможности вузов; между ними обостряется конкуренция за учащихся, что в дальнейшем должно было привести к повышению качества образования. С другой стороны, коммерциализация системы высшего образования привела к криминализации области образования, значительному разрыву в материальном положении среди профессорско-преподавательского состава и другим негативным последствиям.

    Создание эффективного механизма привлечения внебюджетных средств начинается с определения набора деятельности, выбора конкретной услуги или продукции с учетом потенциальных возможностей конкретного вуза [3].

    Тесно связаны между собой проблемы формирования открытого образовательного пространства и внедрения новых информационных технологий.

    Новые технологии начинают постепенно применяться еще в 80-е годы, но закрытый характер советского общества не позволял полноценно встроить советскую систему образования в мировое образовательное пространство.

    Сегодня глобализация начинает проникать в образовательную сферу, способствуя интеграции национальных образовательных систем.

    Наиболее успешные примеры интеграции мировых образовательных институтов и проектирования межгосударственных образовательных систем – программы Европейского союза и Совета Европы, процессы формирования общеевропейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса, программы Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, создание Североамериканского образовательного пространства и др. Развитие взаимосвязей ученых разных стран, как показывает опыт создания большого андронного коллайдера, запущенного в 2008 г. на границе Швейцарии и Франции, характеризуется значительными научными и технологическими прорывами.

    В поисках современных моделей высшего образования ученые все больший интерес проявляют к организационным структурам, создаваемым по сетевому принципу, так как в условиях глобализации успешными могут быть только сетевые организации – самоорганизующиеся полицентрические структуры свободно связанных между собой равноправных и независимых участников.

    Формирование образовательных сетей

    Особое значение в инновационной экономике приобретает формирование образовательных сетей. Они должны устанавливать взаимодействия вузов с предприятиями, организациями-работодателями, органами местной и федеральной власти с целью содействия обеспечению экономической состоятельности, востребованности и трудоустройству выпускников, а также привести в соответствие условиям внешней среды внутренний потенциал организации, способствовать его развитию в долгосрочной перспективе при обостряющейся конкурентной борьбе между вузами.

    Горизонтальная структура образовательных сетей высших учебных заведений предполагает соединение в общую систему образовательной  деятельности по единому направлению нескольких однотипных учреждений, имеющих разные функции (экспериментальных площадок, центров дополнительного образования и т.д.).

    Вертикальная структура образовательных сетей высших учебных заведений предполагает взаимодействие образовательных учреждений с субъектами других сфер профессиональной деятельности (организациями, предприятиями, представителями государственной власти с сохранением административной организации системы высшего образования).

    Образовательную сеть отличает не только особая гетерархичная организационная структура координационного характера, но и адекватная организационная культура в целом, включая принцип децентрализованной ответственности, высокая степень лояльности к партнерам, самодисциплины, компетенций профессорско-преподавательского персонала со сдвигом внимания от аспекта содержательной стороны в пользу социальных отношений.

    Вывод

    Таким образом, объединение автономных высших учебных заведений, федеральных университетов, предприятий, организаций, представителей государственной власти должно стать очередным этапом развития системы высшего образования.

    creativeconomy.ru

    5.Современные тенденции развития высшего образования

    В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельностиВ последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.Выделяются следующие тенденции:Демократизация высшего образования. Это тенденция к общедоступности высшего образования, свободе выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности, отказ от авторитаризма и командно-бюрократической модели управления. Создание научно-учебно-производственных комплексов как специфической для высшей школы формы интеграции науки, образования и производства. Фундаментализация образования. Это противоречивая тенденция расширения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и образовательных дисциплин за счет более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения его основных инвариант.Индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента. Это достигается за счет увеличения числа факультативных и элективных курсов, распространения   индивидуальных   планов,    учета   индивидуальных психофизиологических особенностей студентов при выборе форм и методов обучения. Гуманитаризация и гуманизация образования направлена на преодоление узкотехнократического мышления специалистов естественнонаучного и технического профиля. Компьютеризация высшего образования. Во многих ведущих ВУЗах число персональных компьютеров превышает число студентов. Используются они не только для проведения вычислительных и графических работ, но и как способ вхождения в информационные системы, для тестового педагогического контроля, как автоматизированные системы обучения, как средства предъявления информации и т.п.Тенденция перехода к массовому высшему образованию. Она выражается в опережающем росте расходов на образование по сравнению с другими социальными программами и в росте числа студентов.

    6.Содержание психологического образования

    Психологическое образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Психологическое образование обычно дается в ВУЗах, профессорами и преподавателями, по большим систематизированным программам, начиная с азов и заканчивая специализацией. Психологическое обучение в сравнении с психологическим образованием может быть более фрагментарным, решающим локальные, узконаправленные жизненные или деловые задачи. Чем более конкретно-заземлено обучение, тем меньше можно говорить об образовании. Обучение — это то, что делает преподаватель, организованный преподавателем процесс передачи знаний и умений. Образование же — это результат деятельности обучающегося, это то, что усвоил человек на курсах или тренинге от того или иного преподавателя. Содержание психологического образования педагогов представляет собой учебную версию психологической науки. При определении структуры и содержания учебных дисциплин возникают следующие вопросы:

    1.  Должен ли учебный предмет быть точной копией соответствующей отрасли науки?

    2.  В чем специфика психологии как учебного предмета в отличие от психологии как науки?

    3.  В какой мере, и каким образом в учебных программах по психологии должен отражаться накопленный фонд психологических знаний?

    4.  Каковы принципы и критерии отбора знаний и умений для включения в учебную программу?

    studfiles.net

    Тенденции развития высшего образования за рубежом

    Система образования – очень гибкая структура, которая находится под влиянием разных факторов (таких как внешняя и внутренняя политика государства, взаимодействие с другими странами, экономические реформы) и постоянно претерпевает изменения. В данной статье мы рассмотрим направления развития системы высшего образования в России и в некоторых зарубежных странах, а также поговорим о возможностях обучения русских студентов за границей.

    Говоря о высшем образовании за рубежом и в нашей стране, невозможно не упомянуть о Болонском процессе – движении, направленном на унификацию систем обучения в европейских странах и в России (наша страна стала его частью в 2003 г., после подписания договора). До этого граждане РФ после пяти лет обучения в вузах получали диплом и устраивались на работу. Но за последние годы система высшего образования в нашей стране, как и в других странах, сильно изменилась. За границей ВПО состоит из трех этапов, в Российской Федерации – из двух: бакалавриата и магистратуры, в европейских странах существует докторская степень, у нас ее именуют степенью аспиранта. Первый этап обучения в российском вузе длится четыре года, второй – два. За рубежом эти периоды различны по длительности (в зависимости от страны), к примеру, в Англии для получения степени магистра требуется учиться один год.

    Продолжительность обучения в русской школе одиннадцать лет, в других странах мира – двенадцать. По этой причине для поступления в зарубежный вуз аттестата о прохождении школьной программы, скорее всего, будет недостаточно.

    Почему российской системе высшего образования нужны реформы?

    Итак, преобразования в сфере обучения в вузах активно проводятся как в РФ, так и за рубежом вот уже несколько десятков лет. Эти изменения бывают как поверхностными, так и глубинными, как позитивными, так и негативными. Но все же высшее образование в России и за рубежом в своем развитии сталкивается с определенными трудностями.

    Чтобы понять, как следует дальше работать над системой, необходимо выявить и ее цели, и возможности дальнейшего реформирования. Развитие системы высшего образования и науки играет важнейшую роль как в образовании, так и в исследовательской деятельности страны. В РФ сфера обучения находится в трудной ситуации. Когда-то она считалась эталонной, но сейчас ей приходится ориентироваться на экономические и социальные инновации. Система обучения в российских вузах должна быть направлена на качественную подготовку будущих специалистов, сотрудничество с зарубежными университетами, делать высшее образование менее труднодоступным, по возможности перенимать достоинства иностранных учреждений.

    История формирования системы обучения. Англия

    Если говорить о развитии высшего образования за рубежом, можно определить четыре основных типа. Это английская, французская, немецкая и американская системы.

    В Великобритании существуют два самых старых высших учебных заведения – Оксфорд и Кембридж, которые почти не подвергались каким-либо реформам на протяжении всей своей истории.

    Хотя в семидесятых годах двадцатого столетия Кембриджский университет и перенял некоторые традиции других вузов.

    Система образования в Англии избирательна на всех ее ступенях. Уже с одиннадцатилетнего возраста дети подразделяются на группы по развитию и типу своих задатков. Также система обучения отличается своей строгой последовательностью – не пройдя программу какого-либо этапа обучения, студент не может перейти к следующему.

    С шестидесятых годов 20-го века в Великобритании существует деление школ и классов на более или менее элитные в зависимости от планов обучения и возможностей поступления в тот или иной университет, а также от платы за получение образования.

    Развитие системы ВПО во Франции

    Итак, мы продолжаем говорить о высшем образовании за рубежом. Перейдем к истории формирования французской системы обучения.

    Высшие учебные заведения в этой стране не отличаются избирательностью, так как школы неразрывно связаны с университетами.

    Чтобы поступить в вуз, гражданину Франции достаточно аттестата об окончании общеобразовательного учреждения. Можно даже позвонить и подать заявку в институт. Важно, чтобы в учебном учреждении были вакантные места. Во Франции в последние годы наметилась тенденция к переустройству системы обучения с ориентацией на общепризнанную модель. Главный минус французского ВПО – высокий процент отчислений. До семидесяти процентов студентов, поступивших в учреждения, не оканчивают их.

    История немецкой системы высшего образования

    Сфера обучения в вузах Германии начала активно меняться в 90-е годы 20-го века после воссоединения республики. Преобразования в немецкой системе образования осуществляются по типу американских реформ в этой области. Обучение становится более доступным, а его программы укорачиваются. К сожалению, при этих изменениях отсутствует объединение научной и преподавательской деятельности, что было несомненным достоинством лучших вузов Германии.

    Немецкие учебные заведения могут утратить свои подлинные преимущества из-за того, что перенимают слишком много американских инноваций.

    Развитие сферы обучения в Америке

    На формирование американской системы ВПО оказали существенное влияние британские вузы, например, Кембридж. К 20-му веку она была неоднородной, обучение в университетах было доступно не всем, так как стоило дорого. Но промышленность в стране развивалась стремительными темпами, и на рынке труда стало востребовано множество профессий. Поэтому остро стоял вопрос о подготовке кадров. Для этого систему образования реформировали, и возникли новые заведения – младшие колледжи, где люди, не имевшие возможность обучаться в вузе, могли приобрести какие-либо навыки. Сегодня система обучения в Америке является многоэтапной.

    В общем она предполагает конкретную направленность обучения, поэтому студентам, окончившим американский университет, бывает сложно адаптироваться к другой, даже подобной, профессиональной сфере.

    Формирование сферы обучения в России

    До революции система ВПО в нашей стране носила по большей части религиозный характер, также многое в ней было заимствовано из Германии, так как эта страна считалась законодательницей образовательных инноваций. После событий 1917 года целью властей стало формирование нового подхода к этой сфере, основанного на доступности, отсутствии дискриминации по половому признаку, повышении уровня культуры народонаселения страны, формировании развитой структуры учебных заведений, определении и установлении этапов самого процесса.

    К началу восьмидесятых годов двадцатого столетия система ВПО вполне соответствовала всем вышеперечисленным критериям. После распада Советского Союза партия больше не контролировала систему обучения, но особых инноваций в сфере образования не создали. В 2007 г. была сформирована система ЕГЭ для того, чтобы упростить процедуру поступления в высшие учебные заведения. Сейчас Россия ориентируется на системы высшего образования за рубежом, и в связи с этим была принята система обучения, состоящая из двух этапов (обучение на степень бакалавра и на степень магистра).

    Направления развития сферы обучения за границей сегодня

    Высшие учебные заведения европейских государств изменяются в соответствии с требованиями рынка труда.

    Каковы же общие тенденции развития высшего образования за рубежом?

    1. Высшие учебные заведения становятся более доступными. Это значит, что каждый студент может выбирать и профессию, и тип, и уровень образовательного учреждения, в которое он хотел бы поступить.

    2. Формируется прочная связь научно-исследовательской деятельности с вузами (при помощи создания специализированных центров на базе университетов). Работа в таких организациях способствует повышению квалификационного уровня преподавателей, а также развитию многих полезных умений и навыков обучающихся.

    3. Тщательный отбор содержания образовательных программ, их коррекция, уменьшение курса лекций по некоторым общеобразовательным предметам.

    4. Тенденция ориентирования ВПО на учащегося (учет его психологических характеристик, склонностей, пожеланий; создание большего числа занятий по выбору, дополнительных дисциплин; курсы лекций в университете сокращаются по времени, студент больше занимается дома, в индивидуальном порядке).

    5. Увеличение числа гуманитарных дисциплин, работа над общим и эстетическим развитием учащихся, формирование позитивных личностных и социальных характеристик путем применения новых форм взаимодействия на занятиях.

    6. Повышение компьютерной грамотности студентов путем все большего внедрения ПК в систему обучения.

    7. Увеличение финансовых вложений государства в сферу образования.

    8. Переход высших учебных заведений на автономное управление.

    9. Рост числа критериев отбора преподавательского состава (требуются все более квалифицированные специалисты).

    10. Формируются общие способы оценивания деятельности высших учебных заведений.

    Направления развития образования в России

    Итак, мы выяснили, какие реформы высшего образования за рубежом проводятся на сегодняшний день. Что же касается нашей страны, в системе обучения происходят следующие изменения:

    1. Увеличение числа коммерческих вузов.

    2. Реформирование сферы обучения на основе современных тенденций развития высшего образования за рубежом.

    3. Ориентирование системы ВПО на индивидуальные характеристики учащихся, воспитание положительных личностных качеств.

    4. Создание большого числа различных учебных планов и вариантов подготовки по определенным специальностям.

    5. Переход на многоуровневую систему (бакалавр – специалист – магистр).

    6. «Обучение через всю жизнь» (возможность постоянного профессионального совершенствования).

    Основные трудности развития сферы обучения в России

    Система ВПО в нашей стране сегодня характеризуется гибкостью, адаптацией к постоянно меняющейся ситуации на международном рынке труда. Но при этом она сохраняет свои лучшие особенности.

    Однако на пути к преобразованиям российская система обучения сталкивается со следующими трудностями:

    1. Уровень профессиональной подготовки специалистов недостаточно высок, чтобы соответствовать быстро меняющимся требованиям мировой экономики.

    2. Неправильное соотношение между профессиональным уровнем выпускников вузов и критериями отбора персонала. Например, дефицит рабочих специальностей при острой необходимости квалифицированных кадров в технологической сфере.

    3. Низкая результативность некоммерческих образовательных учреждений.

    Обучение за рубежом. Высшее образование: где и как получить?

    Чаще всего граждане нашей страны поступают в вузы следующих государств: Канады, Австралии, Новой Зеландии, Англии, Америки.

    Часть абитуриентов сразу подает документы в высшие учебные заведения, другие предпочитают сначала посещать специальные занятия для подготовки.

    При выборе учреждения для получения высшего образования за рубежом прежде всего необходимо обратить внимание на такие критерии, как:

    1. Востребованность специальности на рынке труда.

    2. Дальнейшие возможности профессионального развития.

    3. Плата за получение образования.

    Не все учебные заведения за границей принимают абитуриентов с русским документом об окончании школы, поэтому поступающим нужно проходить специальные курсы (в том числе лингвистические).

    Также, чтобы получить высшее образование за рубежом, необходимо подготовить следующую документацию:

    1. Документ об окончании средней школы.

    2. Диплом российского вуза.

    3. Автобиографию (резюме).

    4. Ксерокопию вкладыша диплома.

    5. Документ об успешной сдаче лингвистического тестирования.

    6. Заполненную и распечатанную форму (она обычно выложена на сайте учебного заведения).

    7. Письма-рекомендации (от работников вуза). Должно быть не менее трех таких документов.

    8. Мотивационное письмо (с объяснением желания обучаться именно в этом вузе по данной специальности)

    Если ваша цель — высшее образование за рубежом, вам нужно внимательно отнестись к подготовке всех необходимых документов.

    Итак, в настоящее время происходят значительные изменения в сфере обучения как в нашей стране, так и за границей. Но реформы высшего образования за рубежом протекают в целом более эффективно, поэтому многие русские абитуриенты стараются учиться в других странах для последующей работы в международных компаниях.

    fb.ru

    Тема 4. Современные тенденции развития образования в России и за рубежом.

    4.1.Влияние мировых тенденций развития образовательного пространства на отечественную систему образования.

    4.2.Образовательные инновации, проекты, критерии оценки их эффективности.

    Влияние мировых тенденций развития образовательного пространства на отечественную систему образования

    Система российского образования за последние 10 лет претерпела значительные изменения в русле общих процессов экономических и политических преобразований, происходящих в обществе. Законы Российской Федерации: «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающая период до 2025 года, национальный проект развития образования, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации до 2025 года» — все эти документы стали важнейшей законодательной базой в сфере образования.

    Интеграция России в международное образовательное пространство — пожалуй, главная на настоящий момент задача и основные тенденции развития российского образования определяются именно этой целью.

    1. Мировые тенденции развития образования

    В настоящее время стало окончательно ясно, что закрытая школа, как и закрытое общество, не способна к развитию. Сегодня открытость образования— это обращенность образования к единому и неделимому миру, к его глобальным проблемам и в то же время различение на карте человечества лица других народов, других культур, способность участвовать в диалоге с ними, во взаимодействии, взаимообогащении.

    Сегодня Россия, как и российская школа, стали уже не только подлинно открытыми, но и в значительной мере интегрированными в мир. Глобальные процессы, все более динамично происходящие в мире, требуют дальнейшей целенаправленной и интенсивной работы в этом направлении.

    Сохраняя свою самобытность, свои лучшие традиции, российское образование вместе с тем должно в полной мере учесть мировые образовательные тенденции, должно быть соотнесено с мировыми нормами и стандартами, должно быть приближено к чертежам общеевропейского, общемирового дома.

    К числу основных тенденций развития образования в современном мире правомерно отнести:

    • лавинообразное обновление технологий, ускорение темпов развития экономики и общества, вызывающее необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни;

    • переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обусловливающие особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности;

    • динамичное развитие и диверсификация экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, динамичные структурные изменения в сфере занятости, актуализирующие потребность в постоянном повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

    • возрастание значимости человеческого капитала. В развитых странах он составляет 70-80% в России — около 50% национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

    2. Тенденции развития системы российского образования

    Образование и защита детства. Ликвидация беспризорности.

    Восстановление и развитие школьного здравоохранения

    Модернизация системы физического воспитания детей, подростков и молодежи. Развитие массового спорта в образовательных учреждениях

    Комплексное медико-психологическое и социально-правовое сопровождение развития ребенка и образовательного процесса

    Государственная поддержка одаренных детей.

    Формирование современной системы дошкольного образования.

    Доступность дошкольного образования

    Развитие многообразия дошкольного образования. Повышение качества дошкольного образования и развития его инфраструктуры

    Основными тенденциями являются:

    • Обновление и повышение качества дошкольного образования; широкое введение программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, нацеленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей ребенка.

    • Оказание помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста: создание тематических теле- радиопрограмм, психолого-медико-педагогических консультаций, курсов для молодых родителей, тематических разделов в печатной периодике, сайтов в Интернете и т.д.

    • Государственное стимулирование развития рынка детских книг, радио- и телепередач через систему конкурсов по размещению госзаказов на данную продукцию; организация их обязательной профессиональной психолого-педагогической экспертизы на предмет безопасности для физического и психического здоровья детей.

    • Возобновление деятельности Федерального экспертного совета по играм и игрушкам; информирование общественности об играх и игрушках, представляющих опасность для психического и физического здоровья детей; введение уголовной ответственности за изготовление и распространение подобных игр и игрушек.

    Подготовка к школе

    Введение обязательного бесплатного среднего (полного) общего образования

    Создание системы всеобщего непрерывного профессионального образования, соответствующего потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда

    В настоящее время в российском профессиональном образовании существуют три общепризнанные корневые проблемы.

    Первая. Крайнее отставание содержания профессионального образования от потребностей страны и рынка труда, от тенденций мирового экономического развития, что не только вызывает откровенную неудовлетворенность отечественных работодателей и плодит безработицу, но — главное — делает систему образования и соответственно экономику страны неконкурентоспособной.

    Вторая. Резкие деформации структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующих реальным потребностям рынка труда. Учреждения профобразования выпускают, в 1,5 раза больше техников и в 5 с лишним раз меньше рабочих, чем это нужно народному хозяйству. На рынке труда остро ощущается дефицит квалифицированных рабочих, обладающих навыками работы на современном оборудовании по современным технологиям.

    Третья. Крайняя неэффективность использования бюджетных ресурсов за счет подготовки (весьма некачественной) во многих профессиональных образовательных учреждениях псевдоспециалистов по конъюнктурным специальностям, непрофильным для данного учреждения.

    Основные тенденции развития системы профессионального образования в РФ:

    • Создание федеральной и региональных систем прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации, в том числе с учетом общемировых тенденций. Такая система может быть создана при Российском агентстве образования при паритетном партнерстве государства и бизнеса (союзов работодателей) на основе Мониторингового центра по оценке, прогнозированию рынков труда и координации.

    • Формирование законодательной базы для организации системного партнерства, государства, бизнеса и профобразования, которое предусматривает активное участие работодателей и их объединений в инновационном развитии профессионального образования, решении его проблем. В том числе: мониторинг потребностей в кадровом ресурсе рынка труда, формирование соответствующего заказа учреждениям профобразования, контрактная система подготовки кадров, разработка нового поколения образовательных стандартов и программ на основе стандартов профессиональной деятельности, оптимизация перечня востребованных специальностей, независимая оценка качества образования, участие в развитии учебно-материальной базы профобразования, в организации производственной практики, в социальной поддержке обучающихся и работников и др.

    • Разработка новой номенклатуры профессий и специальностей (с их укрупнением, интеграцией), а также оптимизация направлений подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования в соответствии с современными требованиями.

    • Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, разработка новой типологии этих учреждений. Устранение несоответствия структуры подготовки кадров их спросу на реальном рынке труда, а также диспропорцией и дублирования в подготовке кадров. Развитие целевой контрактной подготовки в учреждениях профессионального образования.

    • Переход к модульному принципу построения образовательных программ профессионального образования, что позволит обеспечить его гибкость и вариативность, личностную направленность, а также большее соответствие запросам рынка труда; создание механизмов государственно-общественной аккредитации этих образовательных программ.

    • Широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность познавательного процесса, формирующих навыки анализа информации и самообучения; увеличение роли самостоятельной работы учащихся и студентов.

    • Разработка и введение нормативного финансирования профессиональных образовательных учреждений всех видов и уровней.

    • Стимулирование с учетом мирового опыта соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; развитие механизмов привлечения в профессиональное образование внебюджетных средств. Создание условий для ресурсопривлекательности системы профессионального образования.

    • Обновление материально-технической базы и инфраструктуры профессионального образования, более интенсивная его информатизация.

    • Разработка и апробация различных моделей регионального управления профессиональным образованием в связи с возрастанием роли регионов в его развитии; нормативно-правовое обеспечение функционирования и развития региональных систем профессионального образования на уровне законодательных актов субъектов федерации.

    • Обеспечение инновационного характера профессионального образования, в первую очередь за счет: а) интеграции сферы образования, науки и производства; б) разработки проектов, связанных с развитием различных отраслей экономики, фундаментальной и прикладной науки, с обновлением содержания образования и технологий обучения; в) создания учебно-научно-производственных комплексов, объединений, инновационных парков, бизнес-инкубаторов при каждом успешном вузе, с их государственной поддержкой.

    • Создание современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования (как составной части общей системы непрерывного образования), включающей все уровни профессионального образования — от начального до послевузовского — и обеспечивающей решение трех основных задач: 1) преемственность всех видов и уровней этого образования, которая позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося; 2) отсутствие в профобразовании тупиковых ветвей, закрывающих пути к дальнейшему продолжению обучения; 3) возможность как повышения уровня профессионального образования, так и переподготовки кадров на каждом из его уровней. Расширение перечня организаций, имеющих право осуществлять непрерывное профессиональное образование, включая в него и необразовательные организации разных форм собственности, способные реализовывать различные образовательные программы и проводить внутрифирменное обучение.

    Важнейшими условиями вхождения Российской Федерации в мировые интеграционные образовательные процессы на современном этапе, без которых невозможно обеспечить конкурентоспособность и устойчивое инновационное развитие отечественного образования и главными тенденциями его развития, являются следующие:

    • достижение эквивалентного мировым образовательным стандартам и образцам качества и уровня образования на всех его ступенях, использование в этих целях сопоставимых процедур, инструментов и средств контроля качества образования, в частности полноценной системы индикаторов;

    • приведение содержания и структуры отечественной системы образования в соответствие с общепризнанными международными нормами и стандартами;

    • существенное повышение академической мобильности педагогов, обучающихся и студентов; создание условий для значительного расширения экспорта и импорта технологий, знаний и образовательных услуг;

    • равнодоступность различных секторов образования к государственным ресурсам;

    • информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;

    • расширение участия как Российской Федерации в целом, так и отдельных её регионов, а также образовательных учреждений в международных интеграционных образовательных проектах и программах.

    Литература:

    1. Баранова М.Л. Культурно-историческая динамика системы специального образования: факторы и тенденции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2006. № 5. С. 98-105.

    2. Воловик И.В. Модернизация российского образования и тенденции развития мировой системы образования // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2008. № 4. С. 82-85

    3. Иванкина Л.И. Тенденции современного образования и проблема целостного развития личности // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 306. № 3. С. 132-140.

    4. Иванова З.И. Общие тенденции в международном высшем образовании с позиций глобализации образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2007. Т. 7. № 1. С. 77-80.

    5. Иванова И.Н. О тенденциях развития современного образования // Инновации в образовании. 2008. № 3. С. 5-23.

    6. Мельник В.В. Глобальные тенденции и особенности модернизации высшего профессионального образования в России // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 5. С. 58-63.

    7. Силкин Р.С. Силкина Н.В. Тенденции развития и проблемы реформирования высшего образования // Экономика образования. 2006. № 2. С. 18-24.

    Интернет ресурсы

    ● ed.gov — Федеральное агентство по образованию РФ.

    ● obrnadzor.gov – Фед. служба по надзору в сфере образования и науки.

    ● mon.gov — Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

    ● rost.ru/projects — Национальный проект «Образование».

    Развитие современных образовательных стратегий

    Современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира: вместо относительной стабильности – перманентные изменения; географическая удаленность не является более препятствием для общения; локальные практики впитывают глобальные и, утрачивая свою самобытность, рождают новые поликультурные традиции; происходит виртуализация большинства сфер жизни и интеграция информационных пространств; экономика ориентируется на знания и информационные технологии.

    Сфера образования является важнейшим компонентом новой экономики, являясь, с одной стороны, источником, обеспечивающим кадровый потенциал инфраструктуры экономики, с другой стороны, образование становится постоянно нарастающим по масштабам самостоятельным рынком услуг.

    Говоря о современных образовательных стратегиях, можно выделить наиболее значимые стратегии современного образования: глобализация, информатизация, гуманитаризация образовательного пространства. К числу авторов, занимающихся исследованием современные тенденций развития образования, можно отнести С. Галкина, В. Леднева, В. Солдаткина, А. Панарина, А. Урсула и других.

    Глобализация образования– это процесс расширения внешних и внутренних границ образования. Вследствие развития интегративных механизмов в современном информационном обществе, образовательное пространство расширяется до пределов социального пространства. Процесс образования совершается в социальной практике, процесс социализации личности выполняет образовательные функции. Расширение образовательного пространства делает необходимым переосмысление самого термина образование. Под образованием понимаются все процессы, которые способствуют развитию личности.

    Глобализация всех секторов экономики, происходящая на современном этапе развития общества, оказывает влияние на образовательные процессы. Вместе со свободным передвижением экономики (знаний), информации начинают меняться и образовательные программы. Следовательно, возникает необходимость изучать и учитывать опыт образовательной системы.

    Смена приоритетов стратегического развития проявляется в том, что все более значительную роль начинают играть экологические факторы, гуманитаризация. На первое место в стратегическом развитии общества выходит образование; коммерческое развитие личности становится определяющим.

    Переход к информационному обществу, смена общественного устройства сопровождаются сменой образовательной парадигмы: от концепции функциональности к развитию личности, от знаниевой парадигмы к парадигме развивающей (непрерывное образование).

    Информатизация образованияпонимается как процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование. Информатизация образовательного процесса приводит к изменению внешнего облика образования, развитию новых образовательных технологий, опосредованных педагогических коммуникаций. Процесс информатизации образования позволяет адаптировать систему образования к непрерывно меняющимся реалиям информационного общества.

    Сегодня процесс информатизации образовательной сферы по сути дела определяет сущность и характер образования. Процесс информатизации проходит различные этапы развития, начиная от средней школы и заканчивая высшим образованием (включая аспирантуру, докторантуру и послевузовскую подготовку). Таким образом, информатизация есть единый целевой процесс, предполагающий многоэтапное развитие субъекта в области информационных технологий. Только в таком качестве информатизация образования будет развиваться не как стихийный процесс, а как многоцелевая программа.

    Гуманитаризация современного образованияпризвана решить две основные задачи: собственно образовательные как образование субъекта и социальные, т.е. образование как социальный институт призвано обеспечить современное общество квалифицированными специалистами. Цели образования остаются неизменными, однако технологии изменяются. В современном образовании преподавание дисциплин в области информатизации должно проводиться как непрерывная многоцелевая программа с учетом как индивидуальных, так и социальных требований. Все этапы образовательного механизма должны функционировать как единый механизм образования субъекта в области информатизации. В этом случае необходимо построение моделей преподавания информатики в рамках всех образовательных институтов. Только в таком случае мы можем говорить о непрерывности процесса образования в области информатизации.

    Необходимость гуманитаризации образования осознается на социальном уровне и становится первостепенной задачей в процессе модернизации современной системы образования. Как мы уже отмечали, образование выполняет важные функции в современном обществе и в рамках информационного общества релевантность сферы образования непрерывно возрастает.

    Гуманитаризация образования, призванная усилить социальный механизм образования, его социальные формы, направлена на изменение сущностного содержания и принципов функционирования современного образования.

    Одной из ведущих мировых тенденций в развитии современного образования является переход к непрерывному, открытому образованию, которое формирует основу информационного общества и строится на принципах открытого информационного пространства.

    Литература:

    Бондаренко Е.А. Состояние медиаобразования в мире // Педагогика, 2000. №3. С. 88-98.

    Вульфсон Б.Л. Управление на Западе: тенденции централизации и децентрализации // Педагогика. 1997. №2. С. 110-117.

    Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М., 1993.

    Корзинский Е.В. Западноевропейская интеграция в сфере образования // Советская педагогика. 1990. №7. С. 124-128.

    Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика, 2000. №3. С. 68-74.

    Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Бим-Бада. М., 2002.

    Реформы образования в современном мире. М., 1995.

    Тихомиров В.П. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация. М., 1999.

    Филиппов В.П. Некоторые тенденции развития классических университетов // Высшее образование в России. 1996. №3. С. 13-16.

    Образовательные инновации, проекты, критерии их эффективности

    Инновации — управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и т.д.

    Термин «инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств). В конце 50-х годов в Германии, США и других странах стали создаваться центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, выходить специальные периодические издания, посвященные нововведениям в области образования.

    Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл.

    Инновационный процесс — это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям.Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

    В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:

    проблема изучения педагогического опыта;

    проблема доведения до практики достижений психолого-педагогической науки.

    К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере народного образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику.

    Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования. В основе их развития находятся две группы факторов: объективные факторы — создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов; субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность.

    Классификация инноваций

    В зависимости от специфики и места использования различают несколько видов нововведений.

    Технологические инновации— это новые способы изготовления продуктов, новые технологии их производства. Применительно к сфере образования такого рода новшества касаются различных технических средств и оборудования, использованного в обучении. С позиций дидактики введение информационной среды и программного обеспечения внесло огромное количество новых возможностей. Компьютерные технологии за счет своего быстродействия и больших резервов памяти представляют собой принципиально новые средства обучения. Они позволяют реализовывать многие варианты сред для проблемного обучения, личности, строить различные схемы диалоговых режимов и индивидуальных подходов в преподавании и учении.

    Методические инновации— это инновации в области методики обучения и воспитания, преподавания и учения, организации учебно-воспитательного процесса. Они наиболее распространенный и характерный тип новшеств в сфере образования, охватывающий процесс преподавания естественно-научных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки кадров.Организационные нововведения. Они касаются освоения новых форм и методов организации труда, а также инноваций, предполагающих изменения соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц. В частности, вопросы комплектования различных классов и групп, способов работы в классах, группах, школьных и внешкольных коллективах.

    Управленческие нововведения Они затрагивают структуру, методы управления производством, организациями, ориентированы на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных задач.

    Характеристики и критерии оценки инноваций

    По характеру вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и практические. К теоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в основу инновационных процессов.

    К практическим — новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики, теории воспитания, школоведения, технические средства обучения, демонстрационная аппаратура, обучающие и контролирующие устройства, приборы и модели, натуральные объекты, аудиовизуальные средства.

    Для оценки новизны инновации в области образования более подходит классификация по уровням (она отражает место полученных знаний в ряду известных и их преемственность):

    Уровень конкретизации

    Уровень дополнения

    Уровень преобразования

    Предлагаемые нововведения должны быть теоретически или эмпирически обоснованы, соответствовать критериям обоснованности, к которым относятся:

    -оптимальность, означающая затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения ожидаемых результатов;

    -результативность, выражающаяся в определенной устойчивости положительных результатов в деятельности учителей;

    -возможность творческого применения инноваций в массовом опыте.

    Перечисленные критерии позволяют отличать педагогические новации от педагогического прожектерства, научные и практические новшества в образовательных процессах. Они же — эти критерии — создают основу для педагогического творчества.

    Инновационные учебные заведения

    Авторская школа. Это образовательное учреждение, деятельность которого основана на психолого-педагогической идее автора или авторского коллектива. Авторские школы различаются по имени их создателей, а также философской или психолого-педагогической концепции, лежащей в их основе.

    Гимназияреализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

    Лицейреализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

    Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам. Образовательные учреждения, опыт которых имеет наибольший социальный эффект и заслуживает распространения, получают статус культурно-образовательной инициативы «Федеральная экспериментальная площадка» МО РФ, «Кандидаты ФЭП», «Кандидат на федеральную экспериментальную площадку». В наше время в системе образования немало и негосударственных образовательных учреждений, среди которых встречаются и подлинно инновационные учебные заведения. Они не входят в систему государственных учреждений (муниципальные, частные, от общественных и религиозных учреждений).

    Литература

    studfiles.net

    СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

     

    1.3.1. Высшая школа индустриально развитых стран после Второй мировой войны

     

    Чтобы понять природу и движущие силы развития высшего образования в современном мире, необходимо рассмотреть некоторые общие условия и устойчивые закономерности, непосредственно влияющие на сферу образования в целом и на высшее образование в частности. К таким закономерностям общественно-политического, научно-технического и даже нравственного порядка можно отнести следующие:

     

    рост наукоемких производств, для эффективной работы которых более 50 % персонала должны составлять лица с высшим или специальным образованием. Этот фактор предопределяет быстрый количественный рост высшей школы;

     

    интенсивный рост объема научной и технической информации, приводящий к ее удвоению за 7-10 лет. В результате квалифицированный специалист должен обладать способностью и навыками самообразования и включаться в систему непрерывного образования и повышения квалификации;

     

    быстрая смена технологий, вызывающая моральное старение производственных мощностей за 7-10 лет. Этот фактор требует от специалиста хорошей фундаментальной подготовки и способности быстро осваивать новые технологии, что недоступно так называемым узким специалистам;

     

    выдвижение на первый план научных исследований, ведущихся на стыке различных наук (биофизика, молекулярная генетика, физическая химия и т.д.). Успехов в такой работе можно достигнуть лишь при наличии обширных и фундаментальных знаний, а также при умении работать коллективно;

     

    наличие мощных внешних средств мыслительной деятельности, приводящих к автоматизации не только физического, но и умственного труда. В результате резко возросли ценность творческой, неалгоритмизируемой деятельности и спрос на специалистов, способных осуществлять такую деятельность;

     

    рост числа людей, вовлеченных в научную и другие виды сложных деятелъностей, приводящий, по мнению ряда исследователей, к падению среднего эвристического потенциала ученого. Для компенсации этого падения необходимо вооружать специалистов знаниями методологии научной или практической деятельности;



     

    постоянный и устойчивый рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, позволяющий уменьшить долю населения, занятого в материальном производстве, и увеличить число людей, работающих в области культуры и духовного творчества;

     

    повышение благосостояния и денежных доходов населения, приводящее к росту платежеспособного спроса на образовательные услуги.

     

    Как же ответила на эти требования времени высшая школа индустриально развитых стран? В этом сложном многоплановом перестроечном процессе можно выделить следующие тенденции:

     

    1. Демократизация высшего образования. Это тенденция к общедоступности высшего образования, свободе выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности, отказ от авторитаризма и командно-бюрократической модели управления.

     

    2. Создание научно-учебно-производственных комплексов как специфической для высшей школы формы интеграции науки, образования и производства. Центральным звеном такого комплекса является образовательный сектор, ядро которого составляет вуз или кооперация вузов, а периферию — базовые колледжи, средние специализированные школы, курсы, лектории, отделения последипломного образования. Научно-исследовательский сектор (система НИИ) обеспечивает условия для научного роста и для развертывания комплексных, междисциплинарных разработок как для преподавателей, участвующих в его работе, так и для студентов (через курсовые и дипломные работы). Производственный сектор включает в себя конструкторские бюро (в том числе студенческие), опытные производства, внедренческие и так называемые венчурные фирмы, кооперативы и т.п.

     

    3. Фундаментализация образования. Это противоречивая тенденция расширения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и обязательных дисциплин за счет более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения его основных инвариант. Чрезмерная фундаментализация иногда сопровождается падением интереса к обучению или затруднением узкопрофессиональной адаптации.

     

    4. Индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента. Это достигается за счет увеличения числа факультативных и элективных курсов, распространения индивидуальных планов, учета индивидуальных психофизиологических особенностей студентов при выборе форм и методов обучения. Индивидуализация обучения предполагает также значительное увеличение объема самостоятельной работы за счет уменьшения времени, отводимого на аудиторные занятия.

     

    5. Гуманитаризация и гуманизация образования направлена на преодоление узкотехнократического мышления специалистов естественно-научного и технического профиля. Она достигается увеличением числа гуманитарных и социально-экономических дисциплин (их доля в лучших вузах достигает 30 %), расширения культурного кругозора студентов, привития навыков социального взаимодействия через тренинги, дискуссии, деловые и ролевые игры и т.п. Гуманитаризация предполагает также создание благоприятных возможностей для самовыражения личности преподавателя и студента, формирование гуманного отношения к людям, терпимости к другим мнениям, ответственности перед обществом.

     

    6. Компьютеризация высшего образования. Во многих ведущих вузах число персональных компьютеров превышает число студентов. Используются они не только для проведения вычислительных и графических работ, но и как способ вхождения в информационные системы, для тестового педагогического контроля, как автоматизированные системы обучения, как средства предъявления информации и т.п. Компьютеризация во многом изменяет сам характер профессиональной деятельности, обеспечивая работника новыми внешними средствами этой деятельности.

     

    7. Тенденция перехода к массовому высшему образованию. Она выражается в опережающем росте расходов на образование по сравнению с другими социальными программами и в росте числа студентов. Так, среднегодовые темпы роста расходов на высшее образование в 1965-1980 г. составили практически во всех индустриально развитых странах 15-25 % и несколько снизились в 80-х годах. Особенно велики эти цифры для стран, имевших менее развитую экономику и вступивших на путь интеграции с сообществом наиболее развитых стран. Испания, например, с 1975 по 1983 г. увеличила расходы на образование в 10 раз, в то время как в США с 1970 по 1985 г. расходы на образование возросли в 3,4 раза (на высшее — в 3,9) [Галаган А.И. и др. — 1988]. Темпы роста числа студентов составляли в разных странах 5-10 % в год. В конце 80-х годов в США до 57 % выпускников средних школ поступали в вузы (включая младшие колледжи), в Японии — до 40 %.

     

    8. В европейских университетах усилилась тенденция к автономизации, переходу к самоуправлению и выборности руководящего состава вузов на всех уровнях.

     

    9. Растут требования к профессионализму преподавателей, повышается значимость педагогики и психологии в подготовке и повышении квалификации преподавательских кадров вузов. Вырабатываются критерии оценки деятельности преподавателей; при этом вычисляется рейтинг или подсчитываются очки отдельно для собственно преподавательской деятельности, научно-исследовательской работы и общественной активности.

     

    10. Складывается система регулярной оценки эффективности работы вузов со стороны общества. В США, например, группа из нескольких тысяч специалистов ранжирует учебные заведения по многим показателям, включая такие, как затраты на подготовку одного студента, объем научно-исследовательских работ, число и качество читаемых курсов, количество выпускников, получивших докторскую степень, и т.п.

     

    Эти и ряд других тенденций по-разному выражены в разных странах — в зависимости от национальных особенностей, состояния экономики, традиций системы образования. Но в той или иной степени они проявляются во всех развитых странах и не могут игнорироваться российской высшей школой, имеющей и свои собственные высокие образцы и замечательные традиции.

     

    Контрольные вопросы и задание

     

    1. Перечислите факты и закономерности социально-экономического и научно-технического развития цивилизации, которые определяют основные требования к современной высшей школе.

    2. Какие производства относятся к категории наукоемких?

    3. Каковы основные тенденции развития высшей школы в индустриально развитых странах?

    4. Что входит в состав научно-учебно-производственного комплекса?

    5. Противоречит ли тенденция к фундаментализации высшего образования тенденции к специализированной подготовке выпускника для работы на конкретном рабочем месте?

     

    megaobuchalka.ru

    Советы рукодельницам