Деление слов на слоги, составление слов из слогов. 1-й класс

Содержание

Разделы: Логопедия


Цели.

  • Упражнять в различении слогов и слов.
  • Дать понятие об открытых и закрытых слогах.
  • Дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного, упражнять в выделении гласного из слов.
  • Упражнять в словообразовании односложных слов в двусложные суффиксальным способом.
  • Учить делить двухсложные слова на слоги.
  • Упражнять в придумывании слов по заданному слогу.
  • Продолжать учить детей изображать слова графически – схемой.
  • Обогащать лексику учащихся словами весенней тематики.
  • Развивать фонематический слух, внимание и слуховое внимание.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать память.
  • Развивать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: карточки со слогами и шнурочки, карточки со слогами и словами, карточки с предложениями, иллюстрации капели (демонстрационные и раздаточные), символы открытых и закрытых слогов, мяч, тетради, ручки, игра «Соедини одинаковые по форме шарики ниточками», карточки со словами, карточки с предложениями, ножницы, конверты на каждого ученика, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

У каждого ребёнка – лежат 4 слога: СЛО, ГИ, СЛО, ВА (слоги перемешать).
Логопед предлагает сложить из них слова, соединив их верёвочкой (через дырочки).

– Прочитайте слова! Это будет темой нашего занятия! Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (О словах и слогах)

II. Понятие о закрытых и открытых слогах

– Слоги бывают ЗАКРЫТЫМИ и ОТКРЫТЫМИ.
Логопед показывает демонстрационные карточки-символы этих слогов:
Замок и полуоткрытая дверь.
– Когда в конце слога воздух выходит свободно – это ОТКРЫТЫЙ СЛОГ: ПА, РУ, ЛО, ТУ, БЫ.
– А когда в конце слога воздух встречает преграду – это ЗАКРЫТЫЙ СЛОГ: ТЁЛ, КОС, КАР, МЕР, КОШ.
– Какой может быть преграда? (Зубы, губы, язык).

III. Развитие фонематического слуха и слухового внимания (работа с раздаточным материалом: карточками-символами слогов).

– Послушайте слоги и поднимите соответствующий символ: НА, ЛАП, ЗИ, ТУ, МАВ, ПА, КОФ, ЛОД, СТА, КОШ, БО, РАМ, РУ.

V. Составление слова из слогов

Логопед произносит слог КА (показывает карточку-слог).


– Вам понятно, что я произнесла? Почему?

Логопед соединяет 2 слога вместе на доске. Получается слово КАПЕЛЬ. Перевернув карточку, получается картинка этого слова.

Вывод: Сначала я произносила ЧАСТИ слова, поэтому было непонятно. Часть слова называется СЛОГОМ. Когда части соединились, получилось СЛОВО.

VI. Работа со словом. Штриховка

– Как вы понимаете слово КАПЕЛЬ? (Когда снег тает на крышах и на деревьях, превращается в капельки).
– В какое время года бывает КАПЕЛЬ? (Весной)

Апрель, апрель!
На дворе звенит КАПЕЛЬ.
Звонко капают КАПЕЛИ
Возле нашего окна,
Птицы весело запели:
«Чив-чив-чив, пришла весна!»

Штриховка капель цветным синим карандашом на индивидуальных карточках.

VII. Работа с карточками

– Прочитайте то, что написано на карточках, определите, где СЛОГ, а где СЛОВО.

1) ДРО                                      2) СКИ                                      3) ШУБ
СНЕГ                                        ГОД                                            ЛУЧ

4) ЛИСТ                                   5) САД                                      6) ЦВЕТ
ЖУР                                         ЛЫВ                                           БРО

Физкультминутка «Танец в кругу»

Мы сейчас пойдём направо дружно.
А потом пойдём налево дружно.
В центре круга соберёмся дружно.
И на место все вернёмся дружно.
Мы тихонечко присядем дружно.
Дети берутся за руки, становятся в круг и Выполняют движения в соответствии с текстом.
И немножечко приляжем дружно. Дети складывают руки под щекой.
Мы поднимемся тихонько дружно.
И попрыгаем легонько дружно.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
И похлопают ладони дружно. Хлопают в ладоши.
Повернёмся мы направо дружно. Поворот направо.
Не начать ли нам сначала дружно? Дети снова берутся за руки.

Упражнение для глаз (выполняется за столами с индивидуальными карточками – слежение глазами за направлением рисунка с помощью указок).

Рисунок: ваза с весенними цветами – тюльпанами.

VIII. Работа в тетрадях и на доске: графическое изображение слов

– Каждое слово можно разделить на слоги с помощью хлопков.

Логопед показывает, как разделить слово ЖУК (один хлопок) – 1 гласная У.

– Значит, 1 слог. А теперь ласково называем слово ЖУК-ЖУЧОК (2 хлопка) – 2 гласные У,О. Значит, 2 слога.

________________________                           __________________________
У                                                                У                      О
__________                                               _________        ________  
ЖУК                                                          ЖУ-                 ЧОК

Вывод: сколько гласных, столько и слогов (столько и хлопков).

– Вспомните, какое слово было у вас на карточке? (СНЕГ, ГОД, САД, ЦВЕТ, ЛИСТ, ЛУЧ).

Далее ученики по очереди отхлопывают свои слова.

– Каждый, кто будет выходить к доске, называет своё слово ласково и делит его на слоги с помощью хлопков (СНЕ-ЖОК, ГО-ДИК, СА-ДИК, ЦВЕ-ТОК, ЛИС-ТИК, ЛУ-ЧИК).

IX. Работа с карточками

Игра «Соедини карандашом одинаковые по форме шарики ниточками». Прочитать получившееся слово. Раскрасить шарики цветными карандашами. Вписать эти слова в клеточки. Разделить их чёрточками на слоги:

ЛУ-ЧИ                  РЕ-КА                  ТУ-ЧА                   РО-ЗА               ВО-ДА

Физкультминутка с мячом. Игра «Доскажи словечко»

1) ЁЛ … (КА)          СКВО-… (РЕЦ)       ЦВЕ-… (ТЫ)            ТРА-… (ВА)         СЛО-… (ВА)             ГНЕЗ-… (ДО)
2) РУ-… (ЧЕЙ)        ПАЛЬ-… (ТО)         КУРТ-… (КА)          РУ-… (КА)           ЛА-… (ПА)               ДЕ-… (ТИ)
3) ВЕС-… (НА)       ВЕТ-… (КА)             ЗОН-… (ТИК)          ШАП-… (КА)      ЧЕР-… (ВЯК)           КУС-… (ТЫ)

X. Работа в тетрадях: деление предложений на слоги

У каждого ученика – карточка с напечатанными предложениями. Хлопая в ладоши, чёрточками надо разделить предложения на слоги.

Лиза взяла зонтик.
Мама вела Машу.
Вова видел жука.
Птицы пили воду.
Вика рвала цветы.
Весной была капель.

XI. Изготовление игры: работа с ножницами

У каждого ученика на тарелочке лежит по 6 двусложных слов и ножницы. Слова нужно разделить хлопками и разрезать ножницами на части.
– Как называется ЧАСТЬ слова? (СЛОГ)
– Разрежьте слова на слоги!
Слова на карточках: НЕБО, ЛУЧИК, ЛУЖИ, ЛИСТОК, ВЕТЕР, ДОЖДИК.
– Сложите слоги в синие конвертики! Каждый сделал себе игру! Поиграете в классе с друзьями или дома с родителями. Можете добавить новые слова!

XII. Итог

– Что нового вы узнали на занятии?
– Что такое СЛОГ?
– Что такое СЛОВО?
– Какое задание вам было интересно выполнять?

В конце занятия ученики берут карточки с капелью (штриховка), карточки с шарами (соединение линиями и раскрашивание) и игры в конвертах, сделанные самими детьми.

1.12.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект на тему «Слог. Слоговой состав слова» -1 класс

Конспект занятия для учащихся 1 класса с ОНР 3 уровня.

Тема: Слог. Слоговой состав слова.

Цель: дать понятие о слоговом составе слова и слогообразующей роли гласных.

Задачи: развивать фонематический слух; формировать умение выполнять слоговой анализ-синтез; учить графически обозначать слоги; развивать артикуляционную и мелкую моторику; формировать временные и пространственные представления; воспитывать интерес к занятиям, чувство товарищества, доброжелательность.

Оборудование: массажный мяч для игры, карточки для индивидуальной работы, использование ПК, презентация на тему Слог.

Ход занятия.

Этапы занятия

Содержание.

Примечание

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы». Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи! Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

Дети встают в круг

1 мин

II. Развитие временных представлений.

Какой сегодня день недели? А завтра? Если сегодня четверг, то вчера была…? Кто сможет назвать дни недели , начиная с четверга? В обратном порядке? А сейчас попробуйте решить задачу: «Незнайка пошел в поход. Вышел он во вторник и шел 3 дня. В какой день недели Незнайка завершил свой поход?» (четверг) Докажите.

-Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие. Кто-то из вас ходил в поход? Кто ходил, тот знает, что поход-это не только отдых, но и преодоление различных препятствий.

-Вы готовы их преодолеть?

2мин

III. Артикуляционная гимнастика. (сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-то-топ (имитировать ходьбу пальчиков указательным и средним, язык двигается вверх-вниз во рту)

  2. Подошли к опушке-ровной-ровной, гладкой-гладкой. (ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить; рот открыть язык свободно положить на нижнюю губу)

  3. На опушке большое дерево. Вот его ствол. (локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх, язык напряженно тянуть к носу.)

  4. Вот крона дерева. (пальца чуть согнуть, язык прижать к верхней губе)

  5. Крона состоит из веток и листьев (пальцы напряженно вытянуть и широко расставить, язык «чашечкой»)

  6. Листья так весело играют с ветерком летом (пальцы попременно двигать, язык во рту двигается взвд-вперед «маляр»)

  7. А осенью листья опадают. (руки свободно свесить вниз, расслабленный язык положить на нижнюю губу)

  8. А вот и корни дерева (кисти рук тыльной стороной соединить у запястья, пальцы напряженно тянуть вниз, язык напряженно тянуть вниз)

5мин

IV. Слог.

1. Звуковой синтез слов

2.Слоговой синтез слов

-А дерево то наше непростое, в его кроне спрятались различные птицы и насекомые. Назовите их.

— Назовите первые звуки слов (с,л,о,г,и) и составьте из них слово (слоги)

-Кто может сделать вывод о теме нашего занятия?

-да, сегодня мы будем работать со слогами, и раскрывать все секреты образования слогов.

-Наше путешествие и испытания продолжаются. Вот перед нами гора и усыпана камнями. На каждом камне написан слог. Давайте прочитаем их (ва, за, сли,ва, о,сень, со,ба,ка, шут,ка, ты,ква, со,ва)

-Составьте из слогов слова. (дети составляют из слогов слова)

Слово делится на слоги, как на дольки апельсин. если слоги встанут рядом- получаются слова: ты- и -ква-, а вместе тыква, со-и –ва- итак, сова.

-Запомните Первый секрет ! Слог- это маленькая часть (кусочек) слова , в котором обязательно есть гласный звук.

-Кто запомнил первый секрет и может его повторить?

-А сколько гласных звуков в нашей речи? Назовите их.

-Слова мы обозначаем одной чертой, а слоги мы будем обозначать дугой__________________

-Откройте тетради. Возьмите простые карандаши. Начертите схему слога.

-Обозначьте красным цветом гласный звук в слоге.

(1слайд : сова, ласточка, осы, голубь, иволга)

2слайд СЛОГИ

2мин

3 слайд горы

3мин

(4слайд с рисунком совы и тыквы с надписью)

(5слайд с гласными звуками а о у ы и э ы)

5мин

Физкультминутка

-А сейчас я вас развею и игру для вас затею. Встали в кружочек

Потерялся слог куда-то.
Изменилось слово — ждёт.
Может, слог найдут ребята,
Кто же слово нам спасёт?

-Назовите потерянный слог в слове

ли-… мед-… кни-… пол-… ди-… ки…

бара… коте…. авто… моло… скакал… мышо…

-Молодцы! Легко преодолели подъем горы. Оказались на самой вершине.

(игра с мячом)

3мин

3. слоговой анализ-синтез

-А на вершине горы снег лежит.


С неба падают снежинки,
Не спеша, они летят.
Ты поймай снежинку в руки,
Составь слово для ребят.

-Сейчас мы разделимся на 3 группы, каждая группа получит снежинки, а на снежинках записаны слоги. Ваша задача составить из слогов слова (слова- тро-пин-ка,

бу-тыл-ка, ли-са). Прикрепите снежинки на доску.

(6 слайд с о снежной вершиной горы)

Групповая работа. Дети составляют слова, прикрепляют снежинки на доску.

3мин.

-Прочитайте 1 слово.. 2 слово, 3 слово.

-Назовите в слове «лиса» 1 слог, в слове «тропинка» 2 слог, в слове «бутылка» 3 слог

— А теперь слушайте и запоминайте Второй секрет. Слог может состоять из одного гласного звука и одного или нескольких согласных звуков.

-Повторите.

— В каждом слоге, словно в доме, яркий огонек. Эти звуки гласные, Гласные прекрасные образуют слог).

-Назовите гласные в первом слове. Сколько их?

-Назовите гласные во втором слове. Сколько их? В третьем слове.

-Какой вывод можем сделать?

— Это и есть Третий секрет. Сколько в слове гласных столько и слогов! Это знает каждый из учеников!

-Посмотрите, как я делю слова на слоги и каждый слог укладываю в ладошку. (ре-бя-та, кот, мы-ши, ка-ран-да-ши). Сколько пальчиков уложила, столько и хлопков. А можно и так: лож-ка, ма-га-зин (ладошка под подбородком).

-Запишите в тетради графически слоговые схемы слов и в каждом слове запишите гласную. (Слова диктуются логопедом: конь, фасоль, избушка)

.

-Молодцы! Вы преодолели гору.

7 слайд лисы, тропинки и бутылки с надписями

Коллективная работа. 1 у доски. Остальные в тетради

5мин.

V. Закрепление. Упражнения на формирование слогового анализа

VI. Итог.

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! Раздается чей то стук. Это дятел на сосне Долбит клювом по коре.

-Мы с вами попали в лес, а на сосне дятла увидали. Он нам как по телеграфу передает, что увидел в лесу. Что увидел дятел? Передайте по телеграфу эти слова, отстукивая карандашом каждый слог. Посчитайте сколько слогов. Назовите 1, 2. 3 слоги.

-Наше путешествие заканчивается. И последнее препятствие. Рассмотрите картинки, посчитайте сколько слогов в каждом слове. Соедините картинку с нужной цифрой.

Проверка.

-Вот и завершилось наше путешествие.

-Ребята, чему мы учились на занятии?

-Какие «секреты» слогов мы раскрыли во время путешествия?

-Вы сегодня все хорошо поработали! Молодцы! Занятие окончено

8 Слайд дятла, рядом рисунки — дуб, шишки, береза, желуди, пень, гусеница

индивидуальная работа (по времени)

5мин

infourok.ru

Составление слов из слогов — онлайн калькулятор

Данный простенький калькулятор переберет вам всевозможные комбинации слогов, а потом сопоставит и сгенерирует из них полноценные слова. Все просто, вы вводите слоги, можете сколько угодно их через запятую прописать, дальше можете поставить галочку о повторении слогов. В результате калькулятор выдаст вам всевозможные комбинации целых слов.

The field is not filled.

‘%1’ is not a valid e-mail address.

Please fill in this field.

The field must contain at least% 1 characters.

The value must not be longer than% 1 characters.

Field value does not coincide with the field ‘%1’

An invalid character. Valid characters:’%1′.

Expected number.

It is expected a positive number.

Expected integer.

It is expected a positive integer.

The value should be in the range of [%1 .. %2]

The ‘% 1’ is already present in the set of valid characters.

The field must be less than 1%.

The first character must be a letter of the Latin alphabet.

Su

Mo

Tu

We

Th

Fr

Sa

January

February

March

April

May

June

July

August

September

October

November

December

century

B.C.

%1 century

An error occurred while importing data on line% 1. Value: ‘%2’. Error: %3

Unable to determine the field separator. To separate fields, you can use the following characters: Tab, semicolon (;) or comma (,).

%3.%2.%1%4

%3.%2.%1%4 %6:%7

s.sh.

u.sh.

v.d.

z.d.

yes

no

Wrong file format. Only the following formats: %1

Please leave your phone number and / or email.

hostciti.net

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ «СОСТАВЛЯЕМ СЛОВА ИЗ СЛОГОВ»

МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И.Светличной» Красненского района Белгородской области

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

«СОСТАВЛЯЕМ СЛОВА ИЗ СЛОГОВ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА

С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Учитель — логопед

, Попова Ольга Сергеевна, 2016

1. Прочитайте слоги. Составьте из них слова из трёх слогов и запишите.

Ко, вы, ро___________________, ра, ны, ба _____________________,

ди, ша, ло___________________, дю, ин, ки_____________________,

цып, та, ля__________________, хи,пе, ту______________________.

2. Переставь слоги местами. Запиши полученные слова.

Раздели слова на слоги.

Качай_____________________, камыш_______________________,

наши______________________, навес________________________,

рано______________________, насос________________________.

3. Запиши слова правильно.

Ро — со — ка ________________, ба — со — ка____________________,

тё — ко — нок_______________, те — нок — лё__________________.

4. «Заколдованные слова», в каждом из которых вставлен лишний слог. Получите и запишите «вкусное» слово.

Сапохар___________________, пераченье______________________,

васуренье_________________, коранфеты______________________,

грукрыши_________________, пинорожки_____________________,

оребрихи__________________, хадулва________________________.

5. Помогите слову. Записаны слова без одного слога. Впишите слог.

….. здика, …..силек, …..монад, …..зина, те…..лефон, о…..яло, ра…..о.

6. «Оживите гласные буквы». Впишите согласные буквы, чтобы получились слова.

____о_____а , ____а_____а , ____у_____а , ____и_____а , ____е_____а.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание выполнено неверно;

1 балл – задание выполнено верно.

Максимальное количество – 36 баллов.

Используемая литература:

1.Кобзарева, Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей [Текст]: Практическое пособие для логопедов/ М.П.Резунова. Воронеж: Учитель 2006.- 217 с.- 5000 экз.- ISBN 5-98225-003-1.

2.Плешакова, Е.П. Русский язык 1-2 классы [Текст]: коррекционно-развивающие задания и упражнения/ Е.П. Плешакова. — Волгоград: Учитель, 2007.- 136 с.- 5000 экз.- ISBN 978-5-7057-0858-1.

kopilkaurokov.ru

Деление слов на слоги, составление слов из слогов. 1-й класс

Деление слов на слоги, составление слов из слогов. 1-й класс

Цели.

Упражнять в различении слогов и слов.

Дать понятие об открытых и закрытых слогах.

Дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного, упражнять в выделении гласного из слов.

Упражнять в словообразовании односложных слов в двусложные суффиксальным способом.

Учить делить двухсложные слова на слоги.

Упражнять в придумывании слов по заданному слогу.

Продолжать учить детей изображать слова графически – схемой.

Обогащать лексику учащихся словами весенней тематики.

Развивать фонематический слух, внимание и слуховое внимание.

Развивать мелкую моторику.

Развивать память.

Развивать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: карточки со слогами и шнурочки, карточки со слогами и словами, карточки с предложениями, иллюстрации капели (демонстрационные и раздаточные), символы открытых и закрытых слогов, мяч, тетради, ручки, игра «Соедини одинаковые по форме шарики ниточками», карточки со словами, карточки с предложениями, ножницы, конверты на каждого ученика, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

У каждого ребёнка – лежат 4 слога: СЛО, ГИ, СЛО, ВА (слоги перемешать).

Логопед предлагает сложить из них слова, соединив их верёвочкой (через дырочки).

– Прочитайте слова! Это будет темой нашего занятия! Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (О словах и слогах)

II. Понятие о закрытых и открытых слогах

– Слоги бывают ЗАКРЫТЫМИ и ОТКРЫТЫМИ.

Логопед показывает демонстрационные карточки-символы этих слогов:

Замок и полуоткрытая дверь.

– Когда в конце слога воздух выходит свободно – это ОТКРЫТЫЙ СЛОГ: ПА, РУ, ЛО, ТУ, БЫ.

– А когда в конце слога воздух встречает преграду – это ЗАКРЫТЫЙ СЛОГ: ТЁЛ, КОС, КАР, МЕР, КОШ.

– Какой может быть преграда? (Зубы, губы, язык).

III. Развитие фонематического слуха и слухового внимания (работа с раздаточным материалом: карточками-символами слогов).

– Послушайте слоги и поднимите соответствующий символ: НА, ЛАП, ЗИ, ТУ, МАВ, ПА, КОФ, ЛОД, СТА, КОШ, БО, РАМ, РУ.

V. Составление слова из слогов

Логопед произносит слог КА (показывает карточку-слог).

– Вам понятно, что я произнесла? Почему?

Логопед соединяет 2 слога вместе на доске. Получается слово КАПЕЛЬ. Перевернув карточку, получается картинка этого слова.

Вывод: Сначала я произносила ЧАСТИ слова, поэтому было непонятно. Часть слова называется СЛОГОМ. Когда части соединились, получилось СЛОВО.

VI. Работа со словом. Штриховка

– Как вы понимаете слово КАПЕЛЬ? (Когда снег тает на крышах и на деревьях, превращается в капельки).

– В какое время года бывает КАПЕЛЬ? (Весной)

Апрель, апрель!

На дворе звенит КАПЕЛЬ.

Звонко капают КАПЕЛИ

Возле нашего окна,

Птицы весело запели:

«Чив-чив-чив, пришла весна!»

Штриховка капель цветным синим карандашом на индивидуальных карточках.

VII. Работа с карточками

– Прочитайте то, что написано на карточках, определите, где СЛОГ, а где СЛОВО.

1) ДРО 2) СКИ 3) ШУБ

СНЕГ ГОД ЛУЧ

4) ЛИСТ 5) САД 6) ЦВЕТ

ЖУР ЛЫВ БРО

Физкультминутка «Танец в кругу»Мы сейчас пойдём направо дружно.

А потом пойдём налево дружно.

В центре круга соберёмся дружно.

И на место все вернёмся дружно.

Мы тихонечко присядем дружно. Дети берутся за руки, становятся в круг и Выполняют движения в соответствии с текстом.

И немножечко приляжем дружно. Дети складывают руки под щекой.

Мы поднимемся тихонько дружно.

И попрыгаем легонько дружно. Выполнять движения в соответствии с текстом.

И похлопают ладони дружно. Хлопают в ладоши.

Повернёмся мы направо дружно. Поворот направо.

Не начать ли нам сначала дружно? Дети снова берутся за руки.

Упражнение для глаз (выполняется за столами с индивидуальными карточками – слежение глазами за направлением рисунка с помощью указок).

Рисунок: ваза с весенними цветами – тюльпанами.

VIII. Работа в тетрадях и на доске: графическое изображение слов

– Каждое слово можно разделить на слоги с помощью хлопков.

Логопед показывает, как разделить слово ЖУК (один хлопок) – 1 гласная У.

– Значит, 1 слог. А теперь ласково называем слово ЖУК-ЖУЧОК (2 хлопка) – 2 гласные У,О. Значит, 2 слога.

________________________ __________________________

У У О

__________ _________ ________

ЖУК ЖУ- ЧОК

Вывод: сколько гласных, столько и слогов (столько и хлопков).

– Вспомните, какое слово было у вас на карточке? (СНЕГ, ГОД, САД, ЦВЕТ, ЛИСТ, ЛУЧ).

Далее ученики по очереди отхлопывают свои слова.

– Каждый, кто будет выходить к доске, называет своё слово ласково и делит его на слоги с помощью хлопков (СНЕ-ЖОК, ГО-ДИК, СА-ДИК, ЦВЕ-ТОК, ЛИС-ТИК, ЛУ-ЧИК).

IX. Работа с карточками

Игра «Соедини карандашом одинаковые по форме шарики ниточками». Прочитать получившееся слово. Раскрасить шарики цветными карандашами. Вписать эти слова в клеточки. Разделить их чёрточками на слоги:

ЛУ-ЧИ РЕ-КА ТУ-ЧА РО-ЗА ВО-ДА

Физкультминутка с мячом. Игра «Доскажи словечко»

1) ЁЛ … (КА) СКВО-… (РЕЦ) ЦВЕ-… (ТЫ) ТРА-… (ВА) СЛО-… (ВА) ГНЕЗ-… (ДО)

2) РУ-… (ЧЕЙ) ПАЛЬ-… (ТО) КУРТ-… (КА) РУ-… (КА) ЛА-… (ПА) ДЕ-… (ТИ)

3) ВЕС-… (НА) ВЕТ-… (КА) ЗОН-… (ТИК) ШАП-… (КА) ЧЕР-… (ВЯК) КУС-… (ТЫ)

X. Работа в тетрадях: деление предложений на слоги

У каждого ученика – карточка с напечатанными предложениями. Хлопая в ладоши, чёрточками надо разделить предложения на слоги.

Лиза взяла зонтик.

Мама вела Машу.

Вова видел жука.

Птицы пили воду.

Вика рвала цветы.

Весной была капель.

XI. Изготовление игры: работа с ножницами

У каждого ученика на тарелочке лежит по 6 двусложных слов и ножницы. Слова нужно разделить хлопками и разрезать ножницами на части.

– Как называется ЧАСТЬ слова? (СЛОГ)

– Разрежьте слова на слоги!

Слова на карточках: НЕБО, ЛУЧИК, ЛУЖИ, ЛИСТОК, ВЕТЕР, ДОЖДИК.

– Сложите слоги в синие конвертики! Каждый сделал себе игру! Поиграете в классе с друзьями или дома с родителями. Можете добавить новые слова!

XII. Итог

– Что нового вы узнали на занятии?

– Что такое СЛОГ?

– Что такое СЛОВО?

– Какое задание вам было интересно выполнять?

В конце занятия ученики берут карточки с капелью (штриховка), карточки с шарами (соединение линиями и раскрашивание) и игры в конвертах, сделанные самими детьми

infourok.ru

Конспект урока русского языка в 1-м классе по теме «Слово. Упражнение в составлении слов из букв и слогов»

МБОУ Велижская СОШ №1

Конспект урока русского языка

1 класс

(послебукварный период)

Тема: Слово. Упражнение в составлении слов из букв и слогов.

Учитель: Смирнова Т.В.

Велиж

2012г.

Предмет: русский язык

Класс: 1 (послебукварный период)

Тема: Слово. Упражнение в составлении слов из букв и слогов.

Цель: обобщить и систематизировать знания о слове как единице речи, значении слова, расширить представление о многозначных и однозначных словах, формировать умение составлять слова из букв и слогов, орфографически и каллиграфически правильно записывать их; пополнить кругозор детей сведениями о жизни пчёл; через игру развивать познавательные способности и интерес к изучению русского языка.

Ход урока.

1. Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Все за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

Сегодня на уроке у нас необычный гость. Кто это вы узнаете из загадки:

Летит — гудит,

Сядет — молчит.

Целый день в трудах,

То в лугах, то в садах.

И кто ей друг —

Тот всегда с медком.

А кто ей не люб —

Спасайся бегом!

(на доску прикрепляется изображение пчелы Майи)

Вы узнали нашу гостью?

Пчела Майя – героиня мультфильма, а вот настоящую пчелу вы видите на этой фотографии.

(на доску вывешивается фотография пчелы)

К какой группе животных относится пчела?

Почему?

Какой звук издаёт пчела? ( [ж] )

Что вы знаете про этот звук? (согласный, звонкий, всегда твёрдый)

Какой буквой обозначается звук [ж] на письме?

2. Сегодня мы с вами повторим написание заглавной и строчной буквы Ж, ж.

Но сначала подготовим наши руки к письму (пальчиковая гимнастика):

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

(поочередно массируются все пальчики сначала на одной, затем на другой руке)

Пропишите в своих тетрадях заглавную и строчную буквы Ж, ж чередуя их до конца строки.

Прочитайте предложение, записанное на доске:

С утра жужжу – цветы бужу!

Сколько букв ж в данном предложении?

Как обозначено начало предложения?

Как обозначен конец предложения?

Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните все буквы ж.

3. На уроке окружающего мира мы с вами говорили, что у каждого человека есть семья – это самые близкие, родные люди. Пчёлы тоже живут семьями. Пчелиная семья большая, дружная и очень трудолюбивая. У каждой пчелы есть работа. Рабочие пчёлы чистят улей, проветривают домик, охраняют его от врагов; кормят личинок; собирают сладкий нектар и цветочную пыльцу. Пчёл очень много, но в их семье всегда порядок.

Как же они понимают друг друга? Как вы думаете?

Общаются пчёлы с помощью танца и запахов. Пчела находит в поле нектар, пыльцу, вернувшись домой, своим танцем “рассказывает” другим пчёлам сколько там корма: много или мало, далеко надо лететь или близко, в каком направлении надо лететь. А по запаху, исходящему от пчелы, другие пчёлы определяют, какой цветок нужно искать.

Итак, пчёлам понять друг друга помогает танец, а как мы с вами общаемся друг с другом? ( с помощью речи)

Какая бывает речь? (устная и письменная?)

Из чего состоит речь? (из предложений)

А из чего состоят предложения? (из слов)

Тема нашего сегодняшнего урока: Слово (записывается на доске). Мы повторим всё, что уже знаем о словах, будем учиться составлять и записывать слова.

Пчела Майя прилетела к нам не просто так, а за помощью. Злая фея заколдовала все её любимые цветы. Она сказала, что расколдовать их смогут только самые умные, аккуратные, трудолюбивые и смелые дети. Как вы думаете, Майя прилетела по адресу? Тогда давайте скорее приниматься за работу. Чтобы расколдовать цветы, нужно выполнить задания, с каждым правильно выполненным заданием ведёрко Майи будет наполняться вкусным цветочным нектаром. Итак, вы готовы?

Тогда давайте превратимся в маленьких пчёлок (физкультминутка):

Утром пчёлки все проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись,

Два – изящно покружились.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – полетели

И за парты дружно сели.

Первое задание

Сели правильно и красиво как раз на первый заколдованный цветок. А как он называется, вы узнаете, отгадав загадку:

Золотым был молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова!

(демонстрируется изображение одуванчика)

Из чего состоят слова? (из букв, слогов)

Прочитайте записи на доске:

Карандаш, крактс, ручка, тетрадь.

Какая запись лишняя? (крактс)

Почему? (не является словом)

Почему это сочетание букв не является словом? (не имеет значения)

Т.о. сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение. Запишите в тетрадь только слова.

Сколько значений может быть у слова?

Если у слова только одно значение, оно называется однозначным. Например, карандаш. А если у слова много значений, как вы думаете, как называются такие слова? (многозначные).

Какое из записанных слов является многозначным? (ручка)

Перечислите значения слова ручка.

Приведите свои примеры многозначных слов.

Молодцы, ребята, вы сумели расколдовать первый цветок, и ведёрко Майи наполнилось первой порцией нектара.

Второе задание

А сейчас Майя подлетает к следующему цветку (демонстрируется картинка с изображением красного клевера). Что это за цветок?

Назовите буквы (на доске прикреплены магнитные буквы)

Е Л Т О

На какие группы их можно разделить? (гласные и согласные)

Назовите гласные? Согласные?

Составьте слово из этих букв. (лето)

Назовите следующие буквы

В С Н

Что это за буквы? (согласные)

Составьте слово.

А сейчас я добавлю ещё две буквы. Назовите их

Е А

Что это за буквы? (гласные)

Попробуйте составить слово теперь. (весна)

Почему не получилось составить слово в первый раз? (не было гласных)

Какой вывод можно сделать?

Итак, без гласных нельзя образовать слово. Посмотрите на доску и отгадайте из каких слов сбежали гласные:

К Р Ж К С Т К Н Т Р Л К

(КРУЖКА СТАКАН ТАРЕЛКА)

В записанных в тетради словах поставьте точки под гласными.

А для чего нам нужно знать сколько в слове гласных? (чтобы определить сколько слогов). Вспомните наше правило-стихотворение:

Сколько в слове гласных –

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

Разделите записанные в тетради слова на слоги.

Молодцы, вы справились и с этим заданием, и в ведёрко Майи добавился нектар.

Третье задание

Следующий заколдованный цветок вы узнаете, отгадав загадку:

Вот звоночек – синий цвет,

С язычком, а звону нет.

(изображение колокольчика)

Чтобы расколдовать цветок нужно выполнить спортивные упражнения, а ведь у нас урок русского языка, а не физкультуры. Как же нам быть? (физкультминутка)

Выход найден, и мы приступаем к снятию заклятья (физкультминутка).

Молодцы, не удался фее её злой замысел. А Майя получает ещё 1 порцию нектара.

Четвёртое задание

А вот и следующий цветок. (изображение медуницы)

Как он называется, вы узнаете из моего стихотворения:

Это прозвище недаром

У красивого цветка.

Капля сочного нектара

И душиста, и сладка!

От простуды излечиться

Вам поможет медуница!

Как называется растение?

Чтобы расколдовать медуницу нужно составить из слогов слова: (Слоги записаны на доске, дети соединяют их, чтобы получились слова)

СО

ЖИ

Ё

У

ЖИ

ВА

РАФ

ЖИК

Какое слово лишнее и почему? (сова, т.к. нет сочетания жи)

Запишите слова с сочетанием жи в тетрадь, какое правило вы должны помнить? Подчеркните жи.

Молодцы, цветок расколдован, Майя получает ещё одну порцию нектара.

Пятое задание

Пчёлы собирают нектар не только с цветков травянистых растений, но и с цветков некоторых деревьев. Вот одно из них (изображение липы). Кто знает как оно называется? (липа)

Чтобы расколдовать цветы липы нужно разгадать ребусы:

Запишите полученные слова в тетрадь, подчеркните слово, в котором только 1 слог.

Молодцы, цветы липы расколдованы, и Майя собирает очередную порцию нектара.

Шестое задание

Следующий заколдованный цветок вы, наверное, хорошо знаете, цветёт он в мае, цветки издают очень приятный аромат, а вот ягоды этого растения очень ядовиты, поэтому их рвать и тем более есть нельзя (изображение ландыша). Что это за цветок?

Какое последнее слово вы расшифровали в предыдущем задании? (картинка с изображением улья закрепляется на доске)

А что такое улей? ( домик, где живут пчёлы)

Прочитайте слова (на доске закрепляются карточки со словами)

в живут пчёлы улье

Составьте предложение из данных слов.

(слова располагаются на доске в правильном порядке)

Молодцы, ребята, и это задание оказалось вам по плечу, а у нашей пчёлки ведёрко уже почти полное. Остался последний заколдованный цветок.

Седьмое задание

Если верить названию этого растения, его очень любят мыши (изображение мышиного горошка). Кто-нибудь видел это растение? Как оно называется?

Чтобы расколдовать мышиный горошек, запишите в тетрадь только первые буквы слов-названий животных, которых я вам показываю:

(Изображение медведя, ёжика, дятла)

Какое слово можно составить из этих букв? (мёд)

Мёд – вкусный и полезный продукт, который «делают» пчёлы. Кто из пробовал мёд? Часто мёд едят при простуде, гриппе, некоторых других заболеваниях. Мёд укрепляет организм человека, поэтому его полезно есть и здоровым людям.

Скажите, а для кого пчёлы «делают» мёд?

Мёд пчёлы собирают прежде всего для себя, а не для людей. Так они делают запасы на зиму и всю зиму его едят. Ведь пчёлы зимой не спят, как медведи, а цветов в это время года нет. Мёд едят не только взрослые пчёлы, но и их личинки, из которых потом появляются маленькие пчёлки. Пчёл разводят именно из-за этого вкусного и полезного продукта, но люди забирают у пчёл не весь мёд, а только его часть.

Ну вот, ребята, мы и расколдовали все цветы, у Майи полное ведёрко нектара, и она очень хочет вам что-то сказать. А как пчёлы разговаривают?

Но поскольку вы пчелиного языка не знаете, она обратилась к одному знакомому пчеловоду, который перевёл её танец в слово! Посмотрите, что получилось (переворачиваются карточки в ведёрке, дети читают слово спасибо).

4. Майе пора возвращаться домой, а мы с вами подводим итог урока в виде игры «Продолжи предложение»:

  • Слова состоят из ______________.

  • Сочетание букв только тогда является словом, когда имеет ____________.

  • Слова бывают однозначными и ________________.

  • Слово нельзя составить без ____________ букв.

  • Сколько в слове гласных, столько и ____________.

Молодцы, ребята, вы сегодня на уроке трудились как пчёлки, а сейчас пришла пора немного отдохнуть, урок окончен!

infourok.ru

Контрольные работы за I четверть (1 кл. рус.яз.) — Русский язык 1 класс — 1 класс

Людмила Ивановна ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник
Института общего среднего образования
Министерства образования и науки
Российской Федерации

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.

1-й класс*

Цель работы – проверить умения выделять в речи предложения, записывать их графически с учетом количества слов, делить простейшие слова на слоги (учитывая их слоговую структуру) и составлять слова из слогов.

1. Графический диктант.

КОТЯТА

У нас живут котята. Они малы и милы. Котята любят играть.

ГРИБЫ

У речки стоял густой лес. Там ели. Соня нашла много маслят. Хороши были грибы.

НОРКА

Вот елка. У елки норка. Там живет ежик.

2. Раздели слова на слоги.

Нина, Никита, Слава, Иван
капли, сосны, сок, липа
козлик, трава, ветка

3. 

а) Выпиши буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука.

и ы о э ё е у ю

б) Собери слова из данных слогов.

ре ту ка ут пи мал ро ла

Запиши, подчеркни гласные буквы.

в) Из данных слогов составь и запиши по два слова.

но ра ро сы

4. К данным словам подбери слог так, чтобы получилось новое слово.

… розы за, ли, ле, ка, мо
пол … ра, ну, ка, ты, си

Запиши новые слова.

5. Какие слова ты научился писать письменно? Запиши 2–3 слова.

www.mamapapa-arh.ru

Советы рукодельницам