Составь словарик рассказа как рубашка в поле выросла | Урок 1 (стр. 1 )

Содержание

Составь словарик рассказа как рубашка в поле выросла | Урок 1 (стр. 1 ) — 2018-09-23


Составь словарик рассказа как рубашка в поле выросла
Rating:
8,5/10
575
reviews

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»

Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Остальные учащиеся привлекаются к анализу. Восприятие художественной литературы и фольклора: В книжный центр внести книги: Н. Проверка домашнего задания Сначала дети выразительно читают сказку Дж. Найдите в Интернете картинки, изображающие современное оборудование, технику.

Next

Ушинский дети роще анализ

Развивать пространственные представления у Леши, Владика. Замечательный педагог и писатель, он жил почти сто лет назад, его рассказы удивительно яркие и близкие детям, в них открываются маленькие и большие тайны огромного мира, который они только начинают познавать. Задача каждой из групп — назвать произведение автора. Лепака фигурок домашних животных Уголок краеведения. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года.

Next

Восклицательные и побудительные предложения чем отличаются?

Недели через две покрылась полоска земли зеленой шелковистой травкой, и подумала Татьяна: «Хорошо, если бы у меня была такая же рубашечка. Подбирать действия к предметам одежды, обуви: шьют, кроят, гладят, стирают, починяют, сушат и т. Дома учащиеся перечитывают произведение, готовясь к его выразительному чтению, и выполняют творческое задание No 5 учебника. Смотри дерево в плодах, а человека — в делах. Картинки с изображением геометрических фигур, карточки с цифрами, предметами. Подготовка к восприятию — Как называется первый раздел учебника? Какое объяснение дано каждому из слов? Пересказ текста детьми по графическому плану.

Next

Отчет о проведении проекта

Учитель заранее отбирает к уроку фотографии с изображением Летнего сада, его аллей, памятника Крылову, его постамента с изображениями басенных персонажей. . Формирование представления детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Игра на развитие внимания и слуха «Кто позвал» 5. Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой попляши».

Next

Помогите пожалуйста 3 класс. Составит словарик рассказа. Как рубашка в поле выросла. Вот фото

Продуктивная деятельность: лепка посуды для журавля и лисы. Учить детей составлять загадки-описания, в которых загаданный объект нужно узнать по внешнему виду, одежде, активизировать в речи детей понятия, связанные с названием, деталями и свойствами предметов одежды. Поэтому педагог обращает внимание на осанку ребенка, на ритм его движений, указывая на то, что одежда диктует стиль поведения. Почему нельзя долго гулять в морозные дни? Учащиеся демонстрируют нарисованные ими портреты маленького водяного, из них выбираются наиболее оригинальные. Опыт: какие материалы притягивают магнит? Совершенствовать умения образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе. Лепка «Мыльный магазин» из теста. Выполняются обобщающие задания учебника No 5 и No 6, цель которых — языковой анализ прочитанных стихотворений об осени.

Next

Педагогический проект Тема: «Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского»

Возможны исключения: иногда выставка остаётся до тех пор, пока учащиеся заняты материалами учебника, для того чтобы задать тон уроку, создать соответствующую читаемому тексту атмосферу. Справочный материал Несолоно хлебавши — не добившись желаемого. Портной зависит от каменщика — тот ему дом строит, но и каменщику было бы нечего надеть, если бы портной не сшил для него одежду и т. На это же направлены задания тетради No 1 и No 2. Карганова «Лекарство без рецепта» 1. Рисование по трафарету «Одежда» Консультация «Как развивать познавательность детей» 25. Кроме того, дети выполняют задания No 1 и No 3 тетради.

Next

План

Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Игра-соревнование: «Кто больше назовет р. Далее дети отвечают на вопросы учебника No 3 и No 4. Из чего шьют одежду, обувь? Сегодня, ребята, мы поговорим о старинной одежде: в чем-то она похожа на современную, а чем-то отличается. А вот крестьянская девочка Таня, с которой подружилась кукла Дуся, видела. Учитель читает те фрагменты, которые считает наиболее трудными для учащихся своего класса, наиболее эмоциональными. Сказал «так звонко и так ловко.

Next

Помогите пожалуйста 3 класс. Составит словарик рассказа. Как рубашка в поле выросла. Вот фото

», «Каждый своё получил», «Жизнь дана на добрые дела», «За доброе дело стой смело», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Любовь — волшебная страна», «Чудесное — рядом». Первая сказка Шварца для детей — «Рассказ старой » — была опубликована в детском журнале «Воробей» в 1924 году. Словесная игра «Было — будет» Наблюдение за облаками. Отец установил в избе кросна ткацкий станок , натянул нити — основу для ткани и начал ткать. Обратить внимание детей, что при перемене погоды, дуют ветра, объяснить детям, что при приближении весны, морозы спадают, воздух становится теплее, теплый воздух соединяется с холодным, образуется ветер. Завязке соответствует первый пункт цитатного плана, кульминации — третий пункт, развязке — шестой последний пункт плана не является развязкой, это эпилог, повествующий о том, что было после завершения действия. .

Next

Восклицательные и побудительные предложения чем отличаются?

Пословицы: «Глаза боятся, а руки делают». Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание. Рассматривается выставка книг по теме урока, среди них в особую группу выделяются сказки, которые, в зависимости от наличия конкретных изданий, можно систематизировать по признакам «авторские — народные». Шварца учащиеся делают дома задания учебника No 9 и тетради No 7 оба выполняются по желанию , а также задания тетради No 4—6. Помимо этого, возможна систематизация по тематическому принципу; при этом отбираются три группы книг: о щедрых, о жадных, о щедрых и жадных.

Next

s3.amazonaws.com

«Как рубашка в поле выросла»

  • Автор: Константин Дмитриевич Ушинский
  • «Как рубашка в поле выросла»
  • Исполнитель: Н. Минаева, Н. Воеводина, И. Калинин
  • Тип: mp3, текст 
  • Размер: 1,73 МБ
  • Продолжительность: 00:04:14
  • Скачать рассказ  бесплатно

Скачать

  • Слушать рассказ online

 

Your browser does not support HTML5 audio + video.

Читать рассказ Ушинского: Как рубашка в поле выросла:

 

 

 

I

 

 

 

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

 

— Что ты, тятя, делаешь?

 

— А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

 

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

 

Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

 

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

 

— Славная у тебя рубашечка будет!

 

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

 

«У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни на ком не видала».

 

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

 

II

 

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.

 

Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

 

— Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

 

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

 

— Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала:

 

«Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».

 

III

 

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть.

 

«Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?»

 

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

 

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

 

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.

 

0li.ru

как рубашка в поле выросла

Из чего сделана одежда: как рубашка в поле выросла. Материалы для занятий с детьми. Сказки, рассказы в картинках, загадки, песни, пословицы, заклички про лен. Занимательно об окружающем мире!

В этой статье Вы найдете:

  1. Рассказ для детей в картинках о выращивании и обработке льна.
  2. Видео для малышей «Как рубашка в поле выросла».
  3. Видеофильм о русских традициях выращивания льна.
  4. Сказку Г.Х. Андерсена «Лён».
  5. Русскую народную песню о выращивании льна «Мы сеяли, сеяли ленок».
  6. Заклички, загадки, приговорки о льне.
  7. Презентацию для занятий с детьми «Как рубашка в поле выросла: выращивание льна». 

Лён выращивают более тысячи лет. Для того чтобы лен превратился в холст, требуется весь год – от уборки урожая до нового посева. Из льна делают не только ткань, но и мешковину, веревки, канаты, паруса, рыболовные сети, а из семян – полезное льняное масло.

Лён выращивать нелегко. Даже пословица есть такая – «Лён любит поклон».

Лён считался на Руси целебным растением. Именно лён стелили новобрачным, чтобы никакая болезнь не была им страшна. Именно в льняное полотно принимали новорожденных. Льном перевязывали раны. Даже сейчас встречается поверье, что если зашить в одежду семена льна, то это защитит его от сглаза.

Как выращивают лен?

Как рубашка в поле выросла – видео для малышей.

 

Из чего сделана одежда? Теребленый, мятый, трепаный (по рассказу А. Ивича). Для детей 6-10 лет.

1.Чем отличается лён от хлопка?

Попроси дома льняное полотенце или кусок холста. Вероятно, найдется. Натяни его и посмотри сквозь материю. Почти ничего не видно: ткань плотная, ровная, никаких просветов. А сквозь  хлопчатобумажную материю, которая сделана из хлопка, увидишь всю мебель в комнате. В ткани есть просветы: кое-где она поплотнее, кое-где пореже.

Что такое лен, ты знаешь: растение, как и хлопок. Оно не на юге растет, а на севере в умеренном климате. Лён не так капризен как хлопок. Солнца ему много не надо. Он может подождать, пока дождь пойдет, — не нужно ему подавать  воду на утренний завтрак.

2.Что такое луб, или из чего получаются волокна для льняных ниток?

Посеяли лён, выросли стебли с метёлками наверху. У тонкого стебелька льня строение такое же, как у ствола большого дерева: сверху – кора, а под корой – что? Луб!

Ты знаешь, что такое луб? Это самая мягкая и гибкая часть ствола. Их луба березы делают корзинки для грибов, из луба липы плели прежде лапти.

В льняном стебле луб состоит из крепких, длинных и очень тонких волокон. Из этих волокон и прядут нитки.

3. Как собирают семена льна?

Если хлеб сеешь – всё ясно: урожай надо снимать, когда зёрна, семена дозреют. А со льном нельзя ждать, пока созреют семена, — волокно загрубеет и нити из него получатся плохие.

А как же без семян? Ведь тогда на следующий год сеять будет нечего! Да и не только для посева нужны льняные семена – из них выжимают масло.

Вот что придумали: собирают урожай льня прежде, чем семена созрели, а потом оставляют лён лежать недели на две в поле. За это время семена созреют, а волокно не испортится.

4.Как собирают волокна льна? Какие машины помогают людям в работе?

Рожь и пшеницу срезают. А лён выдёргивают из земли с корнем, чтобы весь стебель сохранился. Это называется «теребить лён». Руками теребить – работа долгая и нелёгкая. Сейчас у нас есть машины – льнотеребилки. Интересное название, правда? Почему они так называются? Потому что они помогают человеку – лён теребят!

Дальше нужно получить из льна – «тресту» — «заготовку», которая похожа на солому. А уже из тресты нужно будет получить льняные волокна. Как же это делают?

Сначала стелют тереблёный лён в поле – на «стлище» (от слова «стелить», «стлать»). Семена дозревают. Но не только для этого кладут лён на стлище. Дело в том, что волокна луба очень крепко склеены между собой, а весь луб крепко склеен с древесиной, с внутренней частью стебля. Поэтому достать волокна стебля совсем не просто. Пока лён лежит в поле – в стебле вырастают крохотные грибки, которые разрушают клей. Они его размягчают. Но весь клей они не могут убрать.

Когда семена дозрели, лён молотят – выбивают из метёлок зёрна. А солому – стебли льна – опускают в речку или опять кладут в поле, под осенние дожди.

В мокрых стеблях заводятся живые существа – бактерии. Они такие крохотные, что их можно увидеть только под микроскопом. Эти бактерии питаются клеем, который скрепляет волокна. Пока лён мокнет, бактерии «съедают» весь клей.

Вот уже сколько работы было со льном: теребили его, стлали, молотили и мочили. Но это еще не всё!

Теперь лён надо высушить, а высушив разделить луб на волокна. Это делают в машине. Она мнет лён. Как ты думаешь, как она называется? (Попробуйте с ребенком придумать разные варианты, похвалите его за словотворчество, а затем скажите, как люди договорились называть эту машину. Ее называют «мялкой». Почему? Потому что она мнет лён). Льняную солому пропускают между круглыми валами. Луб в машине – мялке отделяется от коры и древесины.

А потом луб отправляют в другую машину, которая будет трепать лён.Спросите ребенка, как может называться такая машина. Да, она называется трепалка! Очень интересное и точное название! Трепать лён – это значит  выбивать ударами остатки древесины, клея из луба и разделять луб на отдельные волокна. Работа трепалки похожа на выбивание пыли из одежды.

Вот теперь тереблёный, мочёный, сушёный, мятый, трёпаный лен можно отправить на фабрику.

На фабрике будут прясть из волокон льна нитки, поэтому такая фабрика называется… как Вы думаете, как? Прядильная, потому что на ней прядут! На прядильной фабрике из тонких волокон льна скрутят нитки.

Затем на ткацкой фабрике из ниток соткут ткань. Из льна делают не только ткани для одежды. Льняное волокно очень плотное, поэтому из него делают даже паруса!

А затем на швейной фабрике из ткани сошьют красивую одежду, постельное белье, занавески, скатерти, салфетки.

А из коротких льняных волокон, которые для пряжи не пригодились, сделают паклю. Для чего нужна пакля? Ей конопатят – затыкают  щели.

Из остатков стеблей льна, которую называют «костра» сделают топливо и бумагу. Кстати, именно от названия «костра» происходит название  месяца «октябрь» в некоторых языках (например, белорусском или литовском), ведь октябрь – это время обработки прядильных растений. В белорусском языке этот месяц называют «кастрычник».

Вот какой длинный путь проделывает лён от поля до магазина, в котором мы покупаем красивые льняные вещи. Поэтому и говорят, что рубашка в поле выросла!

В одной из школ Каргопольского района Архангельской области дети и учителя восстановили полностью весь цикл выращивания льна. О русских традициях Вы узнаете из этого видео — телепередачи «Ремесло». Обязательно посмотрите  ее запись. В конце ролика Вы увидите все орудия труда, которые раньше использовались для обработки льна, посмотрите, как они действуют, как ими пользовались люди.

 Видео: Выращивание и обработка льна. Русские традиции.

Проект в детском саду «Как рубашка в поле выросла»

А в одном из детских садов воспитатель с детьми решили узнать на своем опыте, как растет лен и как из него рубашка получается. Об их исследовательском проекте Вы сможете узнать из этого видео. К сожалению, автор видео не указал ни номера детского сада, ни города, ни фамилии, имени и отчества воспитателя.

Весь процесс выращивания льня очень хорошо передан в русской народной хороводной песне  «Уж мы сеяли, сеяли ленок», которую можно разучить даже с детьми дошкольного возраста и которую они с удовольствием поют.

Песни, стихи, загадки, заклички  и сказки про лён.

Русская народная песня весеннего обрядового цикла «А мы сеяли, сеяли ленок»

В хороводе изображаются движения – посев и обработка льна.

Изначально в традиции его исполняли только девочки, мальчики не участвовали.

  • Девочки становятся в две линии и напротив друг друга и ходят рядами.
  • На первые две строчки каждого куплета показывают движения согласно словам песни ( сеют, полют, рвут и т.д.).
  • На слова «чеботами приколачивали» пристукивают ногами и пляшут до слов «Мой белый кужалёк».
  • На слова припева «Лен мой, лен» одна из линий идет 4 шага вперед к другой линии,
  • На слова «Белый лен» эта линия делает 4 шага назад – возвращается на место.
  • На слова «Справа на горе» другая линия делает 4 шага вперед.
  • На слова «Слева на крутой» эта линия возвращается обратно.
  • На слова «Лен зеленой» все стоят не месте и как бы показывают руками на лен.

 Аудиозапись этой песни Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел  группы «Аудиозаписи сообщества»).

Уж мы сеяли, сеяли лён,
а мы, сея, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый куж(а)лёк,
Припев. Лён мой, лён, белый лён,
Справа на горе, слева на крутой, лён мой зеляной.
А мы пололи, пололи лён,
Мы пололи, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
Вот мы рвали, рвали лён,
а мы рвали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы стлали, стлали лён,
а мы стлали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы мочили, мочили лён,
а мы мочили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
Мы сушили, сушили лён,
а мы сушили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы мяли, мяли лён,
а мы мяли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется: «Лен мой, лен» и т.д.
А мы трепали, трепали лён,
а мы трепали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы чесали, чесали лён,
а мы чесали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы пряли, пряли лён,
а мы пряли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы ткали, ткали лён,
а мы ткали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты носися, носися, ленок,
ты носися, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.

А мы шили, мы шили ленок.
А мы шили, приговаривали,
Чеботами приколачивали.
Вот удался, удался, ленок!
Вот удался мой белый кужалёк.

Припев.

К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (текст из книги «Родное слово»)

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает: «Что ты, тятя, делаешь?» — «А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке».

Задумалась Таня: никогда она не видала, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёною шелковистою травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!» Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке: «Славная у тебя рубашечка будет!»

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки,— подумала Таня,— но рубашечек таких я ни на ком  не видала».

Когда цветочки опали, то на месте их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдёргивали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать; а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху навалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали: «Славная у тебя, Таня, рубашечка будет!»

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны.

Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока он сделался мягким и шелковистым. «Славная у тебя рубашечка будет!» — опять сказали Тане сестры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки! — думает Таня.— А где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челночок между нитками, и тут уже Таня сама увидала, как из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать; а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сестры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки.

Лен. Сказка Г. Х. Андерсена

Лён цвел чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже еще нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было также полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.

— Все говорят, что я уродился на славу! — сказал лён. — Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!

— Да, да, да! — сказали колья изгороди, — Ты ещё не знаешь света, а мы так вот знаем, — вишь, какие мы сучковатые! И они жалобно заскрипели:

Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!

— Вовсе не конец! — сказал лён. — И завтра опять будет греть солнышко, опять пойдет дождик! Я чувствую, что расту и цвету! Я счастливее всех на свете!

Но вот раз явились люди, схватили лён за макушку и вырвали с корнем. Больно было! Потом его положили в воду, словно собирались утопить, а после того держали над огнем, будто хотели изжарить. Ужас что такое!

— Не вечно же нам жить в свое удовольствие! — сказал лён. — Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!

Но льну приходилось уж очень плохо. Чего-чего только с ним не делали: и мяли, и тискали, и трепали, и чесали — да просто всего и не упомнишь! Наконец, он очутился на прялке. Жжж! Тут уж поневоле все мысли вразброд пошли!

“Я ведь так долго был несказанно счастлив! — думал он во время этих мучений. — Что ж, надо быть благодарным и за то хорошее, что выпало нам на долю! Да, надо, надо!.. 0х!”

И он повторял то же самое, даже попав на ткацкий станок. Но вот наконец из него вышел большой кусок великолепного холста. Весь лён до последнего стебелька пошел на этот кусок.

— Но ведь это же бесподобно! Вот уж не думал, не гадал-то! Как мне, однако, везет! А колья-то все твердили: “Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!” Много они смыслили, нечего сказать! Песенке вовсе не конец! Она только теперь и начинается. Вот счастье-то! Да, если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливее всех на свете! Какой я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле! Там никто за мною не ухаживал, воду я только и видал, что в дождик, а теперь ко мне приставили прислугу, каждое утро меня переворачивают на другой бок, каждый вечер поливают из лейки! Сама пасторша держала надо мною речь и сказала, что во всем околотке не найдется лучшего куска! Ну, можно ли быть счастливее меня!

Холст взяли в дом, и он попал под ножницы. Ну, и. досталось же ему! Его и резали, и кроили, и кололи иголками — да, да! Нельзя сказать, чтобы это было приятно! Зато из холста вышло двенадцать пар… таких принадлежностей туалета, которые не принято называть в обществе, но в которых все нуждаются. Целых двенадцать пар!

— Так вот когда только из меня вышло кое-что! Вот каково было мое назначение! Да ведь это же просто благодать! Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть, в этом-то вся и радость жизни! Нас двенадцать пар, но все же мы одно целое, мы — дюжина! Вот так счастье!

Прошли года, и белье износилось.

— Всему на свете бывает конец! — сказало оно. — Я бы и радо было послужить ещё, но невозможное — невозможно!

И вот белье разорвали на тряпки. Они было уже думали, что им совсем пришёл конец, так их принялись рубить, мять, варить, тискать… Ан, глядь — они превратились в тонкую белую бумагу!

— Нет, вот сюрприз так сюрприз! — сказала бумага. — Теперь я тоньше прежнего, и на мне можно писать. Чего только на мне не напишут! Какое счастье!

И на ней написали чудеснейшие рассказы. Слушая их, люди становились добрее и умнее, — так хорошо и умно они были написаны. Какое счастье, что люди смогли их прочитать!

— Ну, этого мне и во сне не снилось, когда я цвела в поле голубенькими цветочками! — говорила бумага. — И могла ли я в то время думать, что мне выпадет на долю, счастье нести людям радость и знания! Я все ещё не могу придти в себя от счастья! Самой себе не верю! Но ведь это так! Господь бог знает, что сама я тут ни при чем, я старалась только по мере слабых сил своих не даром занимать место! И вот он ведет меня от одной радости и почести к другой! Всякий раз, как я подумаю: “Ну, вот и песенке конец”, — тут-то как раз и начинается для меня новая, ещё высшая, лучшая жизнь! Теперь я думаю отправиться в путь-дорогу, обойти весь свет, чтобы все люди могли прочесть написанное на мне! Так ведь и должно быть! Прежде у меня были голубенькие цветочки, теперь каждый цветочек расцвел прекраснейшею мыслью! Счастливее меня нет никого на свете!

Но бумага не отправилась в путешествие, а попала в типографию, и все, что на ней было написано, перепечатали в книгу, да не в одну, а в сотни, тысячи книг. Они могли принести пользу и доставить удовольствие бесконечно большему числу людей, нежели одна та бумага, на которой были написаны рассказы: бегая по белу свету, она бы истрепалась на полпути.

“Да, конечно, так дело-то будет вернее! — подумала исписанная бумага. — Это мне и в голову не приходило! Я останусь дома отдыхать, и меня будут почитать, как старую бабушку! На мне ведь всё написано, слова стекали с пера прямо на меня! Я останусь, а книги будут бегать по белу свету! Вот это дело! Нет, как я счастлива, как я счастлива!”

Тут все отдельные листы бумаги собрали, связали вместе и положили на полку.

— Ну, можно теперь и опочить на лаврах! — сказала бумага. — Не мешает тоже собраться с мыслями и сосредоточиться! Теперь только я поняла как следует, что во мне есть! А познать себя самое — большой шаг вперед. Но что же будет со мной потом? Одно я знаю — что непременно двинусь вперед! Всё на свете постоянно идет вперед, к совершенству.

В один прекрасный день бумагу взяли да и сунули в плиту; её решили сжечь, так как её нельзя было продать в мелочную лавочку на обертку для масла и сахара.

Дети обступили плиту; им хотелось посмотреть, как бумага вспыхнет и как потом по золе начнут перебегать и потухать одна за другою шаловливые, блестящие искорки! Точь-в-точь ребятишки бегут домой из школы! После всех выходит учитель — это последняя искра. Но иногда думают, что он уже вышел — ан нет! Он выходит ещё много времени спустя после самого последнего школьника!

И вот огонь охватил бумагу. Как она вспыхнула!

— Уф! — сказала она и в ту же минуту превратилась в столб пламени, которое взвилось в воздух высоко-высоко, лён никогда не мог поднять так высоко своих голубеньких цветочных головок, и пламя сияло таким ослепительным блеском, каким никогда не сиял белый холст. Написанные на бумаге буквы в одно мгновение зарделись, и все слова и мысли обратились в пламя!

— Теперь я взовьюсь прямо к солнцу! — сказало пламя, словно тысячами голосов зараз, и взвилось в трубу. А в воздухе запорхали крошечные незримые существа, легче, воздушного пламени, из которого родились. Их было столько же, сколько когда-то было цветочков на льне. Когда пламя погасло, они ещё раз проплясали по черной золе, оставляя на ней блестящие следы в виде золотых искорок. Ребятишки выбежали из школы, за ними вышел и учитель; любо было поглядеть на них! И дети запели над мёртвою золой:

Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!

Но незримые крошечные существа говорили:

— Песенка никогда не кончается — вот что самое чудесное! Мы знаем это, и потому мы счастливее всех!

Но дети не расслышали ни одного слова, а если б и расслышали, — не поняли бы. Да и не надо! Не всё же знать детям!

Пословицы про лён

Спросите  детей, почему про лён так говорят?

  • Лён любит поклон.
  • Лён ручки любит.
  • Посеешь лён – пожнёшь золото.
  • Удастся лён – так шёлк. А не удастся лён – так зубами щёлк.
  • Чем лён дольше (т.е. длиннее) – тем доход больше.
  • Много льна – денег закрома.
  • Кто в лён одет – доживёт до ста лет.
  • Лён вымотает – лён и озолотит.
  • Мни лён доле, волокна буде боле.

Загадки про лён

Почему так говорится о льне в загадке: как он « в сыру землю ушел»?, какую «синюю шапку нашел»?

  • Мал малышок, в сыру землю зашёл, синю шапку нашёл.
  • Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царем посадили.

Приговорки и заклички про лен

  • Раскладывая лен на поле, приговаривали: «Лежи, ленок белый как снег, мягкий как шелк».
  • В хмурую дождливую погоду говорили:

Хмарина – хмарь,

Не беё лён да ярь.

А бей посильней –

Камыш да репей!

  • Гуляя рядом с полем, на котором сеяли лён, дети приговаривали – желали:

Уродись, бел ленок,

Тонок, долог и высок!

Вверх – головистый,

Вниз – коренистый,

С цветком голубым,

С корнем золотым!

Познакомив детей с тем, как «рубашка в поле выросла» покажите ребенку красивые льняные вещи, которые есть у Вас  или у Вашей бабушки дома, в магазине. Вспомните вместе с детьми, какой долгий путь прошел лён от семечка до  сшитой льняной скатерти или льняного полотенца.

Именно поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей!

Надеюсь, что материалы этой статьи помогут Вам в занятиях с детьми дома, в детском саду, в детском центре, в школе.

Презентация «Как рубашка в поле выросла: выращивание льна»

Презентацию со всеми картинками статьи, доступную для редактирования и удобную для занятий с детьми, можно скачать:

  1. здесь по этой ссылке «Как рубашка в поле выросла: презентация для детей»,
  2. в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. в разделе группы «Документы» под видеозаписями группы).

В ней Вы найдете картинки из этой статьи в высоком качестве для рассматривания их с детьми и другие полезные материалы.

Сказка для младших дошкольников о льне «Как Кротик штанишки раздобыл» (озвученный диафильм)

Много других полезных и интересных материалов для занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром Вы найдете в рубрике  «Мир вокруг нас».

Русские традиции, песни, колыбельные, пестушки, народные игры для детей Вы найдете в рубрике  «Русские традиции и обычаи».

До новых встреч на сайте «Родная тропинка»!

Советую почитать  популярные статьи из рубрики «Мир вокруг нас»:

Занимательная история утюга в картинках, загадках, заданиях и видео для детей и взрослых

Энциклопедия деревьев для детей в картинках, стихах, развивающих заданиях.

Детям о профессиях: кондитер.

Откуда берется ветер: познавательное видео для детей, опыты, речевые упражнения в картинках.

История часов в картинках, стихах и заданиях для детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

rodnaya-tropinka.ru

Константин Ушинский — Как рубашка в поле выросла: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

I

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

— Что ты, тятя, делаешь?

— А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

— Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

«У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

II

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.

Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

— Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

— Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала:

«Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».

III

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть.

«Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?»

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.

skazki.rustih.ru

Музейный урок «Как рубашка в поле выросла»

Здравствуйте, дорогие читатели и гости блога ДУ! Отгадайте загадку:»Сам тонок, а на плечах много головок?» Догадались? Конечно, это лён! Пчёлки-второклассники не отгадали, но у была подсказка — гербарий!

— А для чего человеку нужен лён?

На этот вопрос ребята тоже не смогли ответить. Поэтому и оправились мы прямо в краеведческий музей. Вы с нами? Приглашаем!

— Как вы думаете, а рубашку в поле можно вырастить? Вот для этого нам и понадобится лён! Садитесь удобно, да слушайте внимательно…

Посев.

«Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие  блестящие зёрна, и спрашивает:

— Что ты, тятя, делаешь?

— А вот сею ленок, дочка. Вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видала, чтобы рубашки в поле росли.»

Землю для растения пахали мужчины. Сеяли лён весной в тёплую, влажную землю. Едва появятся светло-зелёные стебельки — надо начинать прополку.

«Недели через две покрывалась полоска зелёною шелковистою травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!»

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

— Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, -но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Красиво цветёт лён, словно опускается на поле синее небо.

фото взяли из Интернета 

Теребение

До конца августа лён надо убрать. Выходили в поле рано утром, по росе, женщинам помогали дети. Рукой захватывали стебельки льна у самой земли, вырывали с корнем, горстями. 8 горстей связывали в сноп. Снопы рядом расставляли на полосе для сушки.

«Когда цветочки опали, то на месте их показались зелёные головки. когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдёргивали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили из на поле просохнуть».

фото взяли из Интернета 

Пчёлки тоже попробовали теребить лён.

Обмолот.

После высыхания снопы везли на гумно (сарай для обмолота зерновых растений). Там деревянными колотушками били по льняным головкам, выколачивая зерно. Семена подкидывали лопатами вверх — просеивали, затем складывали в мешки.

Кирилл попробовал держать колот — тяжёлый!

Из обмолоченных семян били масло.

— Как вы думаете, где крестьяне использовали это масло?

— Употребляли в пищу, использовали для освещения дома, лечили больных. Художники использовали масло для приготовления олифы, которой писали иконы.

Расстил

В августе на снопы в поле падала холодная роса. От её влаги стебли становились хрупкими, волокно отделялось от стебля, приобретало  серо-стальной цвет.

А в Таниной деревне «…обмолоченный лён потопили в речке и наложили сверху камней, чтобы он не вставал. С грустью смотрела Таня, как её рубашку топят.

А сёстры ей опять сказали: 

— Славная у тебя, Таня, рубашка будет!»

Сушка

На поле лён мочили росы и дожди в течение 3-4 недель. Затем небольшие снопики льна везли сушить в дом, на полати русской печи.

Мятка

Сухие, легко ломающиеся стебли льна мяли на мялках. со стебля осыпалась оболочка, оставалось серое, прочное волокно.

Мы тоже решили попробовать работать мялкой.

 Варя старается, смешно ей, как раньше так трудились?

  Вот так выглядит оболочка…

а так — серое волокно

Трепание

Измятый лён надо было очистить от остатков оболочки — кострики. Левой рукой крестьянки держали лён на весу, правой  били по нему тонким ребром трепала.

 Жаль мало у нас в музее  льна осталось, а то пчёлки мои постарались бы!

Это тяжёлая, грязная, монотонная работа. 

Очесывание

«Вытрепавши лён, стали чесать железным гребнем, пока он не сделался мягким и шелковистым.

— Славная у тебя рубашечка будет! — опять сказали Тане сёстры.

Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? лён стал похож на волосики Васи,  а не на рубашку». 

Прядение

Очёсанный лён взбивали, пушили, спрыскивали водой и складывали в кудель. Прясть начинали с раннего детства. Для девочек делали специальные детские прялки. Из кудели пряли пряжу, затем перематывали её, стирали несколько раз, выбеливали.

«Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашка?»

Ксюша убедилась, что нелёгкая это работа — прясть!

 С помощью скально перематывали нити.

«Прошла зима, весна и лето — настала осень. Мать установила в избе кросна, натянула на них основу и начала ткать. Забегал челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидела, что из ниток выходит холст.»

Долго рассматривали мои второклассники ткацкий стан и оборудование к нему.

 Стан в музее рабочий, только никто его не может настроить.

 Серый холст 

«Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, на снегу расстилать.

А весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водою.

Сделался холст из серого белым.

Настала опять зима. Накроила мать из холста рубашек.

Принялись сёстры рубашки шить и к декабрю надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки.»

А мы нашего Кирилла нарядили! А к лицу ему рубаха! 

Вот так у нас рубашка в поле растёт!

В сообщении я использовала: Рассказ К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», Поурочные разработки по курсу Окружающий мир Н.Ю. Васильева.

poa2308poa.blogspot.com

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ С ОТВЕТАМИ!!!! «Как рубашка в поле…

«Как рубашка в поле выросла». Константин Ушинский

I

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькиеблестящие зёрна, и спрашивает:
— Что ты, тятя, делаешь?
— А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой иподумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий разговорили девочке:
— Славная у тебя рубашечка будет!
Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на нейпоказались голубые цветочки.
«У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я нина ком не видала».
Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когдаголовки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён скорнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

II

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопилив речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опятьсказали:
— Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.
Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить,сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льналетела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железнымгребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.
— Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таняподумала:
«Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».

III

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и сталииз него нитки прясть.
«Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна,натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками,и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.
Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегурасстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгиваливодой. Сделался холст из серого белым, как кипень.
Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстрырубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снегрубашечки.

ЗАДАНИЕ::
1) Найдите пословицу которая соответствует содержанию прочитанного текста.
Варианты ответов:
а)
б)
в)
2)Определите стиль текста.
Варианты ответов:
а) научный
б) научно -популярный
в) художественный
г) деловой
3)Озоглавьте части текста.напишите заголовки.
4)Лен — это растение :
а) культурное
б) дикорастущее
5)Что нового вы узнали прочитав рассказ?

nebotan.com

«Как рубашка в поле выросла»: учимся уважать чужой труд

В позапрошлом веке дети своими глазами видели, как из пшеницы получается хлеб, изо льна — одежда, из дерева — игрушки. И сколько сил уходит на это. Современный ребенок получает все в готовом виде, достаточно прийти в магазин и заплатить деньги. Человеческий труд перестает цениться. Рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла» показывает, насколько тяжело даются людям материальные блага.

Об авторе

К. Д. Ушинский — один из основателей российской педагогики. Он был убежден, что учеба должна быть увлекательной, и создал замечательные учебники для начальной школы: «Родное слово» и «Детский мир». По этим книгам в дореволюционной России учились целые поколения. Тексты учебников помогали ребятишкам познавать мир, заставляли думать, делать выводы, учили доброте и взаимовыручке.

Константин Дмитриевич проявил себя как замечательный детский писатель. Он доступно и интересно рассказывает об окружающем мире, на простых примерах преподает важные нравственные уроки. Педагог старался не только дать ученику энциклопедические знания, но и связать их с обычной жизнью, научить отличать хорошее от плохого. Все это мы находим в произведении Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Содержание

Повествование ведется от лица девочки Тани, с которой и ассоциирует себя маленький читатель. Рассказ «Как рубашка в поле выросла» композиционно разделен на три части. В первой из них отец сеет семена льна, обещая дочери вырастить рубашку. Такое обещание вызывает удивление. Таня с интересом наблюдает, как растет лен, как его убирают.

Во второй части собранные растения обрабатывают (молотят головки, топят в речке, просушивают, мнут мялкой, колотят трепалом, чешут гребнем до мягкости). Дети видят все процессы глазами ровесницы, вместе с ней переживая за утопленную рубашку и недоумевая: как же получится она из кудели, напоминающей детские волосы?

Последняя часть посвящена прядению ниток и созданию полотна. Современного ребенка наверняка удивит тот факт, что для изготовления рубашки нашим предкам требовалось около двух лет. Обязательно заострите на этом внимание.

Использование рассказа на занятиях

Произведение Ушинского будет интересно детям 5-10 лет. Оно активно используется на занятиях в детском саду, на школьных уроках. Читая историю «Как рубашка в поле выросла», дети начинают интересоваться народными ремеслами, традициями. Часто это становится отправной точкой для исследовательских проектов. В сельской местности энтузиасты вместе с учениками пробуют воспроизвести цикл выращивания льна.

Любят произведение и музейные работники. Совместить чтение книжки с демонстрацией старинных мялок, трепал, веретен, ткацких станков — отличная идея. Если вы знакомите с рассказом своего ребенка, найдите необходимые изображения в интернете. Увидеть процесс обработки льна своими глазами можно при помощи видео, размещенного на «Ютубе».

Чему учит рассказ?

Ушинский не только описывает процесс выращивания и обработки льна. Сквозная мысль текста «Как рубашка в поле выросла» — это уважение к тяжелому крестьянскому труду. С мая по сентябрь люди трудились на полях и огородах, выращивая растения, борясь с сорняками, убирая и обрабатывая полученный урожай. При этом надо было еще ухаживать за домашними животными, заготавливать сено на зиму.

С наступлением осени по вечерам женщины усердно пряли двойные нити из льна и шерсти. Тогда их нельзя было купить в магазинах. На три рубашки уходило 11200 метров нитей. А ведь нужна была и другая одежда, постельное белье, полотенца. На это требовалось очень много времени. Ткацкие станки на Руси собирали в марте. Всего два месяца было у крестьян, чтобы наткать полотно. Льняную ткань затем долго отбеливали.

С мая начинались посевные работы. Летом времени на шитье не было. Кроить одежду начинали только на следующий год, зимой. Ушинский показывает маленькому читателю, сколько человеческих сил уходит на создание одной рубашки. Конец истории торжественен: к рождеству Таня и ее брат Вася получают обновки, «белые как снег». В рассказе чувствуется трепетное, бережное отношение к одежде, доставшейся таким трудом.

Откуда берутся современные рубашки?

Обратясь к прошлому, вспомним и о настоящем. История «Как рубашка в поле выросла» — отличный повод поговорить о создании современной одежды. Как и прежде, лен выращивают на полях. Однако людям активно помогает техника: сеялки, льнобралки, мялки, льнотеребилки, льночесальные машины.

После обработки полученное сырье отправляют на прядильную фабрику, где станки скрутят нитки. На ткацкой фабрике делают полотно, на швейной — кроят и шьют одежду. Готовая рубашка попадает в магазин. Найдите в Интернете картинки, изображающие современное оборудование, технику. Обратите внимание, что станками и машинами управляют рабочие.

Если в рассказе Ушинского рубашку делали члены одной семьи, то теперь над этим трудится множество людей разных профессий. Поэтому одежда создается намного быстрее и хватает ее на весь город. Но за каждой вещью стоят люди, которые трудились для нас.

Рассказ «Как рубашка в поле выросла» учит видеть за обыденными предметами человека, приложившего усилия для их создания. Эту мысль важно донести до детей. Без этого невозможно воспитать в них бережное отношение к вещам.

fb.ru

Советы рукодельницам