Доклад на тему Русский народный костюм сообщение

Содержание

Народный костюм – визитная карточка нашего государства. Если правильно расшифровать этот код, можно понять культурный, исторический, географический и экономический аспекты жизни предков, а особо любознательные сумеют постичь загадку русской души.

Своеобразие русского народного костюма продиктовано природно-климатическими условиями жизни славян. Так, суровые затяжные зимы заставляли людей использовать меха, шерсть и кожу животных. Жарким летом выручали льняные рубахи. С обилием физической полевой и домашней работы легче было справляться в просторной одежде с подобранными рукавами. Крестьянки говорили: «дом вести – не рукавом трясти».

Из каких элементов состоял русский народный мужской костюм?
Основой была шитая из холста рубаха (от «руб» — грубая ткань), доходившая до колен. На талии рубаху подпоясывали кушаком (широкий пояс из ткани или плетёный из ниток). Вторым атрибутом были порты (старинное название «ноговицы») с завязками. Примечательно, что цвет рубахи отличался от цвета штанов.

Верхней мужской одеждой был кафтан из шерстяной ткани немарких цветов (коричневого, серого или чёрного), застёгивавшийся на крючки или пуговицы. Помимо кафтанов существовал ещё один вид верхней одежды – поддёвка с запахом, имевшая ссади сборки на талии.

Головным убором мужчин была шапка. С круглой и плоской тульёй, изготовленные из войлока называли «грешневиками». Зимой незаменимыми были меховые треухи (наподобие современных ушанок).

Исподней одеждой женщин тоже была рубаха длиной значительно ниже колен. Она имела прямой разрез на груди и низкий ворот-стойку. В отличие от мужчин, женщинам не подобало появляться на людях в рубахе, поэтому крестьянки носили понёвы (прямая юбка с завязками спереди).

Знаковой одеждой русской женщины был сарафан. Его отличали: длина до пола, лямки, отсутствие рукавов, пуговицы впереди по всей длине изделия.

На женской голове в ту или иную пору её жизни красовался свой головной убор.
Незамужняя девушка надевала повязку (широкая жёсткая лента) или коруну (высокий обруч). Молодую жену можно было отличить по кокошнику (особый тип шапочки). Женщина, познавшая счастье материнства, ещё тщательнее скрывала волосы от посторонних глаз, надевая сначала повойник (чепец), затем подзатыльник (повязка сзади) и венчала это кичкой или сорокой.

Традиционными видами русской мужской обуви были лапти (от «лапа» — стопа) и сапоги, а зимой носили чуни и валенки. Женщины носили лапти, кожаные чоботы и коты (башмаки на невысоком каблуке).

В лаптях ходили весь сухой сезон, за три-четыре дня изнашивая их, благо изготовить новую пару было под силу даже ребёнку.

Верования предков и стремление их к прекрасному, нашли отражение в русском народном костюме. Ворот, рукава и подол рубахи украшали орнаментом, имевшим охранную силу. Верхнюю одежду шили из цветных тканей, вышивая причудливые узоры, а на головных уборах женщин в изобилии золотое шитьё и жемчуг.

Исторические события вносили свои коррективы в уклад жизни крестьян, неизбежно отражаясь на русском народном костюме, однако базовые элементы оставались неизменными.

Вариант №2

На протяжении многих веков на Руси складывались определённые традиции в одежде. Русский национальный костюм – это не просто одежда, но и способ рассказать кое-что о себе. Так, по наряду девушки можно было понять, замужем ли она либо готовится стать невестой. Даже самые бедные крестьяне уделяли много внимания своей одежде.

Главным элементов русского народного костюма испокон веков была рубаха из натуральных материалов. В зависимости от региона и достатка семьи её делали из хлопка, льна, конопли или шёлка. Рукава и воротник рубахи непременно были украшены узором, орнаментом, который говорил о том, из какой губернии, а иногда и местности, происходит человек. Например, в Смоленской губернии женщины предпочитали орнамент чёрного, жёлтого и красного цвета, который обычно располагался по всей длине рукава горизонтальными линиями. Центральные губернии жили в большем достатке, поэтому на рубахах преобладали красный, жёлтый и даже золотой цвет.

Женский русский костюм невозможно представить без сарафана или понёвы – широкой юбки, затягивающейся специальным поясом на талии. Причём пояс был очень важным элементом одежды. Они различались у молодой девушки и замужней женщины, а выходить из дома без пояса было неприлично. Сарафан и понёва надевались поверх рубахи. Для повседневной носки их шили из ситца, конопляной или льняной ткани, а иногда понёву шили из шерсти. Цвет этой одежды мог быть различным, и у каждого цвета было своё значение. К праздникам или свадьбе сарафаны шились из дорогих тканей – шёлка или парчи. Поверх сарафана, понёвы и рубахи носится передник – предмет особой гордости каждой русской женщины. Она украшала его особым узором, который рассказывал о её жизни, семье, истории рода.

По головному убору можно было узнать, замужем ли девушка или нет. Молодые девушки оставляли часть головы непокрытой. После свадьбы, когда ей «расплели косу», она не должна показываться на людях без забранных волос. Если замужняя женщина покажет свои волосы кому-то постороннему, это считалось позором. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься».

Мужчины также подвязывали рубаху поясом, причём рубаха могла доходить до середины бедра. Порты (штаны) были неширокими, чтобы зимой их можно было заправить в сапоги, а летом не мешали работать.

Традиции русского народного костюма закладывались именно в крестьянской и купеческой среде, поскольку дворяне в большинстве своём следовали французской и английской моде. Одежда русского народа отличается своей многослойностью, красотой, а также тем, что каждый элемент узора имел свой особенный смысл.

2, 3, 5 класс

Русский народный костюм

Популярные доклады

  • Доклад Зимние Олимпийские игры сообщение 3, 4, 5 класс

    На протяжении долгого времени в мире проводится игра под названием Олимпийские игры. Это достаточно интересное событие, в котором участники соревнуются во многих зимних и летних видах спорта. В этой игре берут участие только лучшие

  • Доклад на тему Созвездие Сириус 4 класс

    Планета Сириус является самой большой планетой созвездия Большого пса. Название в переводе с греческого языка означает – яркий, блестящий. Планету Сириус очень легко найти через созвездие Ориона.

  • Доклад Якуты 2, 3 класс сообщение

    Якуты – коренной народ Сибири. Сами себя называют «Саха», несколько жителей «сахалар». Детей от смешанных браков якутов и европейцев называют «сахалярами», не надо путать с «сахалар».

more-dokladov.ru

Народные костюмы России. Костюмы русского народа

Национальная одежда — это часть культуры народа. Она формируется в зависимости от особенностей климата, мировоззрения и рода деятельности людей. Каждый народ должен знать свое прошлое и его традиции. Во многих странах национальная одежда используется на праздниках и дома, а в России очень мало кто знает, как одевались наши предки. Когда говорят о традиционной одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. Народные костюмы России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.

История национальной русской одежды

В основном изучены народные костюмы России с 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных деревенских домах. Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнаем по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок. Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и

даже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный русский костюм был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.

Из чего делали одежду на Руси?

Издавна на Руси для изготовления костюмов использовали натуральные ткани: хлопок, лен, конопляное полотно или сукно из овечьей шерсти. Красили их натуральными красками. В большинстве областей России наиболее распространенным был красный цвет. В более богатых семьях шили одежду из дорогих привозных тканей, например, шелка. Кроме тканей использовались меха, овчина и кожа. Для теплой одежды применяли также шерстяную нить из овечьей и козьей шерсти. Очень богато украшен был народный костюм России. Рисунок на ткани и вышивку могли делать золотой или серебряной нитью, отделывали наряд бисером, драгоценными камнями или металлическим кружевом.

Особенности национальной одежды в России

1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта

деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

Россия — огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно. Это хорошо можно увидеть в этнографическом музее или на фото. Народные костюмы южных областей более древние. На их формирование оказали влияние украинские и белорусские традиции. И, несмотря на общие черты, в разных областях они могли отличаться цветом вышивки, фасоном юбки или особенностями головного убора.

Народный женский костюм на юге России состоял их холщовой рубахи, на которую надевалась понева — распашная юбка. В некоторых областях вместо поневы носили юбку-андорак — широкую, собранную в поясе на тесьму или резинку. Сверху надевали высокий передник и запон. Обязательным был широкий пояс. Головной убор состоял из высокой кики и сороки. Одежда была богата украшена вышивкой и узорными вставками. Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами.

Народная женская одежда других районов России

Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.

Головной убор у женщин этих областей состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. На Севере были также распространены короткие душегрейки и длинные шубы из натурального меха. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием. Например, в Архангельской губернии была известна роскошная вышивка и кружева, Тверская губерния славилась золотошвейным искусством, а симбирские наряды отличались большим, красиво украшенным кокошником.

Мужской русский костюм

Он был менее разнообразным и почти не отличался у жителей разных областей. Основой его была длинная, часто до колен, рубаха. Ее отличительной особенностью являлся вырез на горловине с левого края, иногда расположенный косо. Такие рубахи получили название «косоворотка». Но во многих южных губерниях вырез был

прямым.

Штаны чаще всего были узкими, шили их с ластовицей для удобства передвижения. Они не имели карманов и застежки, удерживались с помощью тесьмы, называемой «гашником». Чаще всего они были из простой холщовой однотонной ткани или из тонкой шерсти в узкую полоску. В некоторых областях, например, среди донских казаков, были распространены широкие шаровары красного или синего цвета.

Обязательным элементом мужского костюма был широкий пояс, который, кроме обережного значения, имел еще и практическое применение: к нему привязывали разные нужные мелочи. В средней полосе России и на Севере были распространены еще и жилеты, надеваемые поверх рубахи. На голове мужчины носили мягкую суконную шапку, а в более позднее время — картуз.

Народная рубаха

Это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой

одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды.

Особенности народной рубахи

1. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Для удобства под мышками вставлялась ластовица.

2. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими. В таких случаях для их поддержки на запастья надевали специальные браслеты.

3. Все рубахи были длинными. У мужчин они часто достигали колена и носились поверх штанов, а у женщин они могли быть до пола.

4. Часто женские рубахи шили из двух частей. Верхняя делалась из более дорогой ткани, богато украшалась, а нижняя — простая и из дешевой домотканной материи. Это нужно было для того, чтобы ее можно было отпороть и постирать или заменить на другую, так как эта часть больше изнашивалась.

5. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи.

6. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные — обрядовые — надевались только несколько раз в году.

Сарафан

Это самая распространенная женская одежда в средней полосе и на севере Руси. Носили их до 18 века во всех сословиях, а после Петровских реформ он остался только в среде крестьян. Но в деревне до середины 20 века сарафан был единственной нарядной одеждой.

Считается, что этот предмет одежды на Руси стали носить в 14 веке. Сначала сарафан имел вид платья без рукавов, одеваемого через голову. Позже они стали

более разнообразными. А в некоторых областях сарафанами называли широкую присборенную юбку, носимую под грудью. Их шили не только из домотканного холста, но и из парчи, атласа или шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.

Виды сарафанов

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан. Он шился из одного полотнища ткани, сложенного пополам. Горловину вырезали по сгибу, а с боков вставляли несколько клиньев. Они были простыми не только по крою: шили их из домотканой материи — холста, тонкого сукна или шерсти. Украшались они по подолу, вороту и пройме кусками яркого кумача.

2. Распашной косоклинный сарафан появился позже и стал более распространен. Шился он их 3-4 полотен ткани и украшался узорными вставками, атласными лентами и вышивкой.

3. В последние столетия популярным стал прямой распашной сарафан. Он шился из нескольких прямых полотен легкой материи. Имел вид юбки, присборенной на груди с двумя узкими лямками.

4. Менее распространенным видом сарафана является разновидность прямого, но сшитая из двух частей: юбки и лифа.

Что еще носили женщины на Руси?

В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу. Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины, и фигура в ней казалась не такой стройной, как в сарафане, так как часто на пояс выпускали рубаху, что скрывало линию талии.

Поверх поневы надевали передник, который назывался «занавеской» или «запоном». Его шили из прямого полотна ткани, перегнутого пополам с прорезанным по сгибу отверстием для головы. Передник красиво оформляли, украшая полосами узорчатой ткани или тесьмой.

В холодное время года носили стеганые душегрейки из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченные мехом. Кроме шуб носили «пониток» — теплую одежду из сукна.

Вышивка на народной одежде

В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.

В последнее время все больше стали говорить о возрождении родных традиций и русской культуры. И у многих интерес вызывают народные костюмы России. Фото в сети все чаще запечатлевают современных людей в национальной одежде.

fb.ru

Русский национальный костюм

Русский национальный костюм можно условно подразделить на костюм Киевской и Северо-Восточной Руси X-XIV веков, костюм Московской Руси XV-XVII веков, народный костюм XVIII – начала XX века. Кроме того, в каждом временном периоде можно выделить костюм, традиционный для простолюдинов, и наряды знатных особ. До принятия христианства в одежде древних славян прослеживаются черты скифского костюма (рубахи, штаны).

Основными материалами для одежды в этот период были лен и шерсть. В X веке под влиянием новой веры в костюме князей и их окружения появляются пришедшие из Византии шелковые туники, плащи-корзно на красной подкладке, в гардеробе их жен и дочерей появляются туники, далматики, драпирующиеся плащи. Одежда знатных особ шилась из дорогих привозных тканей и украшалась золотым и серебряным шитьем, драгоценностями, мехами.

В петровскую и последующие эпохи костюм дворянства сильно меняется и становится уже не русским национальным костюмом, а разновидностью европейского. Только в крестьянской и отчасти купеческой среде сохраняются старые традиции. Мужчины по-прежнему носят рубахи, порты, зипуны и кафтаны, овчинные шубы. Практически не меняется и женский костюм. Основной женской одежды продолжает оставаться рубаха и сарафан.

В разных местностях традиционными являлись разные расцветки и способы покроя сарафанов. В XVIII веке их шили из холста и бязи красного или синего цвета и украшали центральной вертикальной планкой из ленты, кружева, ряда пуговиц, такая же лента пришивалась по низу подола, наверху сарафана, а иногда и под грудью. В XIX веке сарафаны шьют из ситца, кумача, сатина, атласа и других покупных тканей, часто не однотонных, а узорчатых, наверху ткань собирают в мелкие складки. Принадлежностью женского костюма продолжают оставаться и такие предметы одежды, как епанча, душегрея, понева и передник.

Женский костюм

Основой женского народного костюма X-XIV веков являлась длинная рубаха с длинными рукавами, украшенная по горловине вышивкой или полосой ткани контрастного цвета. Рубаху никогда не носили просто так, сверху надевали поневу, запону или нагрудник. Понева – это юбка ниже колен, состоящая из трех прямоугольных кусков ткани, соединенных на талии поясом. Поневы обычно шили из яркой цветной ткани.

Запона представляла собой прямое платье без рукавов с круглым вырезом, с разрезами по бокам от талии донизу. Запону подвязывали шнурком. Нагрудник – это верхнее короткое платье с короткими рукавами и круглым вырезом, украшенное по подолу и горловине вышивкой или полосами ткани другого цвета. По головному убору можно было судить о семейном положении женщины. Незамужние девушки носили повязки или обручи, а замужние покрывали голову повойником (что-то вроде платка) и убрусом (куском длинной ткани, который определенным образом обвязывали вокруг головы).

В женском костюме XV-XVII веков тоже появляются некоторые новшества, хотя основой его по-прежнему является прямая длинная рубаха. Поверх нее теперь надевают сарафан – разновидность платья с прямым лифом на бретелях и расклешенной юбкой. Крестьянки шьют его из льняной ткани, а знатные девушки – из шелка и парчи. Спереди сарафана по центру сверху донизу пришивалась полоса широкой тесьмы или расшитой ткани контрастного цвета. Сарафан подпоясывался под грудью. Кроме того, верхней женской одеждой была душегрея – короткая распашная одежда на лямках, с подкладкой или без нее. Душегрею шили из красивых узорчатых тканей и дополнительно украшали по краю расшитой тесьмой.

Купеческие и боярские дочери в это время поверх рубахи носили летник – длинное платье прямого покроя с широкими рукавами, до локтя сшитыми наподобие колокола, а далее просто свисавшими почти до пола. В боковые части платья пришивалось несколько клиньев, за счет чего одежда становилась очень широкой внизу. Воротник и свисавшие рукава богато украшали жемчугом, расшивали золотом и шелком. Теплой верхней одеждой была накладная шубка с длинными рукавами. Телогрея представляла собой длинную распашную одежду с откидными рукавами, застегивающуюся на пуговицы или завязки.

Важным элементом женского костюма был головной убор. Девушки не покрывают голову, а украшают косу цветными лентами и бусами, на голову надевают обручи или венцы. Замужние женщины носят «кички» – головные уборы, состоящие из обруча, матерчатого чехла и украшенного задника. В это же время появляется кокошник – головной убор с плотной передней частью разных форм, богато украшенный золотой и серебряной вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями. Кокошник завязывался сзади на широкие ленты, спереди иногда на лоб и виски спадали драгоценные подвески или бусы. Сзади к кокошнику могли прикреплять тонкие красивые ткани, которые складками спадали до талии, а то и до самого пола. Зимой знатные барышни носили меховые шапки, наподобие мужских.

Мужской костюм

Традиционной повседневной одеждой простолюдинов в X-XIV веков были рубахи и порты. Рубахи шили из льняной ткани различных цветов или пестряди длиной ниже бедер с цельнокроеными рукавами. Их носили навыпуск и подвязывали на талии цветным шнурком или узким ремнем. По праздникам рубаху дополняли расшитыми зарукавьями и круглыми воротниками.
Порты – это мужские штаны, суживающиеся к низу и подвязывающиеся на талии шнурком. Традиционной обувью крестьян (как мужчин, так и женщин) были лапти, вместо носков в те времена были онучи, полоски ткани, которыми обвязывали ступни и щиколотки. На голове мужчины носили войлочные колпаки.

В XV-XVII веках повседневный костюм крестьян несколько меняется. Так традиционный разрез на горловине мужской рубахи перемещается из центра в левую сторону, а сама рубаха становится короче и получает название «косоворотка». Появляется распашная одежда, застегивающаяся на пуговицы: зипун и кафтан. Зипун представлял собой суконное платье выше колен, чуть расширенное книзу, с узкими рукавами и застежкой встык.

Кафтан – это верхняя одежда длиной ниже колен с длинными рукавами и высоким воротником. Кафтаны знатных бояр обычно богато украшали дорогими тканями, вышивкой, тесьмой или галуном. Верхней зимней одеждой была распашная шуба, длинная, с широкими рукавами и большим воротником на подкладке из соболя, лисицы, зайца, песца, белки, овчины. Сверху шубу обычно покрывали тканью (крестьяне использовали для этого сукно, а бояре – дорогие привозные ткани).

В этот период костюмы феодальной знати и крестьян начинают все больше различаться, и не только качеством тканей и отделкой, а даже покроем одежды. В XV-XVII веках в гардероб знатных особ входят такие предметы одежды, как ферязь и охабень. Ферязь – кафтан особого покроя длиной до пола с длинными рукавами, сшитый из шелковой или бархатной ткани. Ферязь было принято надевать только на одну руку, сильно присборивая при этом длинный рукав, второй же свободно висел позади почти до самого пола.

Охабень тоже представлял собой разновидность кафтана с большим четырехугольным воротником, который свисал на спине, и длинными рукавами, завязывавшимися сзади. Такой кафтан носили на плечах. Оба этих предмета одежды были совершенно неприспособленны к выполнению какой-либо работы и предназначались только для того, чтобы подчеркнуть сословную принадлежность их обладателя.

 

geographyofrussia.com

История русского народного костюма

Развитие русского народного костюма имеет богатую и долгую историю, его составляющие формировались еще в дохристианскую эпоху, в тесной взаимосвязи с архитектурой Руси и языческими верованиями.

Описание русского народного костюма

Женский русский национальный костюм намного интереснее и богаче, чем мужской, ведь в женском облике заложены представления народа о женственности, красоте, семейных ценностях. В старину на Руси костюм был одним из проявления народного прикладного искусства и ремесел.

Основные элементы русского народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха прямого кроя «сорочица», которая шилась из домотканого плотна, с широкими рукавами. Обычно, женщина надевала не одну такую рубаху (минимум еще одна выступала в качестве нижнего белья).

Одежда русской крестьянки состояла из такой вот рубахи, украшенной вышивкой, которая в русском народном костюме обычно размещалась на рукавах, подоле и по плечам. Сверху надевали однотонный сарафан, а также передник. Крестьянский костюм готовился с большим старанием, обычно в связи с трудовыми праздниками – жатвой, сенокосом, выгоном скота.

Детали русского народного костюма

Сарафан – одна из главных деталей народного русского женского костюма. Нарядный вариант его носили в комплекте с рубахой, передником, подпоясанным поясом. В каждой местности был свой фасон сарафана, и узоры на нем, как и на других вариантах русских народных костюмов, имеет свои особенности. В южной части России предпочтение отдавали красному цвету, который имел множество различных оттенков. Вышивка на сарафанах выполнялась золотыми нитями и жемчугом.

Самым распространенным головным убором женского русского народного костюма был кокошник – плотная шапочка разнообразных форм, и обычно пышно декорированная вышивкой и камнями.

Девицы носили обручи (мягкие или твердые) из разноцветных лент. Если незамужние девушки могли носить одну косу или расплетенные волосы, то замужние дамы заплетали в обязательном порядке 2 косы и всегда носили головной убор.

Красота и первозданность, оригинальность и целомудренность народного русского костюма находит отражение и в современном мире, так элементы костюмов в русском народном стиле в последнее время очень актуальны в мировой fashion-индустрии и все чаще появляются на модных подиумах.

 

womanadvice.ru

Тема: Русский народный костюм.(5 класс)

Тема: Народный праздничный костюм.

Цели: Учебно-познавательные: знакомить с традициями крестьянской праздничной одеждой; углубление понятия об ансамблевости в русском народном костюме на примере ансамбля народного костюма в различном регионе России.

Развивающие: развивать память, формировать эстетические представления на примерах костюмного комплекса народного праздничного костюма, выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной одежды.

Оборудование:1. Зрительный ряд: репродукции, слайды, фото с примерами старинной праздничной одежды, нарядных головных уборов, вышитых рубах, плетенных поясов, украшений, сами предметы или макеты.

2. литературный ряд: М.Мерцалова «Поэзия народного костюма»;

фольклор

3. Музыкальный ряд: русские народные песни

План урока:

  1. Организационная часть. Эмоциональный настрой

  2. Сообщение темы и цели

  3. Объяснение нового материала. -Лекция «Поэзия народного костюма»

  4. Объяснение практического задания

  5. Подведение итога урока. Анализ работ

Ход урока:

  1. Организационная часть. Эмоциональный настрой. Настроить детей на слушание материала, получение объемного образного материала. Звучит народная музыка

  2. Сегодня мы прикоснемся к огромному пласту народной культуры – народному праздничному костюму, узнаем о его традиционной форме, ансамблевости, декоре, выражении идеи, целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной одежды.

  3. Новый материал «Поэзия народного костюма» знаете ли вы какой костюм могли носить в 19в в начале 20 в?

Издавна у разных народов одежда не только защищала от непогоды, нарядный костюм был так же обязательной частью праздника; желание украсить, показать себя жило в людях с незапамятных времен. Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем ее: откуда он родом, какого возраста и сословия, женатый или холостой, чем занимается.

В деревне люди многие вещи делали для себя сами, проявляя при этом немалое мастерство. А русская крестьянка, готовившая себе праздничную одежду долгими зимними вечерами, была настоящим художником. Она создавала чудо-наряд, подлинное произведение искусства, в котором не стыдно было показаться на люди. Ведь по одежде судили о трудолюбии и искусности девушки, о том, какая она будет хозяйка. Сегодня старинные костюмы бережно сохраненные в бабушкиных сундуках украшают музейные залы и вызывают наши восхищения.

И мы с вами сегодня тоже побываем в необычном сказочном музеи, где вы увидите, как выглядели будничные и праздничные народные костюмы.

Взгляните на эти костюмы их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек и озер, с огненных закатов и поместил их на одежду.

— При знакомстве с ансамблем русского народного костюма кроме общих черт и выявлений, местных особенностей в составе, покрое и цвете элементов необходимо выделить пластическую гармонию женского образа в народном костюме, отраженную в музыкальном и сказочном фольклоре.

В течение нескольких веков в разных концах земли русской складывались свои характерные особенности в одежде, люди строго придерживались местных традиций. Наиболее четко различалось по внешнему виду одежда жителей южных степных районов России и лесов севера.

Слайд таблица костюмы южные и северные

Среди богатства женских народных костюмов строгой красотой выделяются наряды Русского Севера. Основой женского народного костюма была рубаха. Ее шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного полотна. В каждом районе был свой, особенный крой, особый декор рубахи. На Русском Севере праздничной и свадебной одеждой считались рубахи – долгорукавки, рукава которых доходили до 2 метров и имели прорези – «Окошки» для рук.

Длинным рукавам приписывалось в старину колдовская сила. Вспомните Василису Премудрую.

Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, груди.

Северный комплекс включал, кроме рубахи, — сарафан. В зависимости от кроя или материала он назывался по разному: костыч, сукман, дольник, клиник, штофник, кумачник, китайник…

Самым древним является косоклинный; его шили из сложенной пополам ткани, а по бокам пришивали клинья.. Второй тип сарафана косоклинный распашной, перед которого кроился из двух полотнищ ткани и застегивался на медные, оловянные или серебряный пуговицы. К концу 19 века появляется круглый сарафан.

Праздничный сарафан шили из дорогой ткани / зеленого, голубого, темно- синего, лилового и темно-вишневого тона/, украшались золотым и серебряным кружевом, дорогими пуговицами. Сарафан обычно «сажали» на жесткую подкладку холста.

На сарафан надевали короткую епаничку /коротею, а в холода – душегрею.

На юге России вместо сарафана носили поневу домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. поневу украшали вышивкой, лентами, тесьмой. Понева – одежда женщины, одевалась в день свадьбы.

К поневе полагался передник /запон, завеска, зановеска/ . Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землей /ромбы, волнистые линии – знаки земли, воды, образы матери – земли, птиц, древа жизни/. Он оберегал живот /»жизнь»/ женщины, вынашивающей дитя.

По праздникам поверх поневы и запона надевали богатую одежду — навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой. Он делал женщину величавой, статной.

Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили и передавали по наследству как самое ценное.

Свадебный костюм – самый нарядный и торжественный. Крестьянская свадьба – особый праздник, насыщенный множеством обрядов. Требовался особый костюм, непременно богато украшенный, несущий в себе волшебную магию красоты.

Но главным в наряде невесты был головной убор. Высокая повязка из широкого золотого галуна — хаза – завязывалась на затылке парчовыми или атласными лентами. Нижняя часть повязки расшивалась звездами мелким речным жемчугом или белым бисером, на лоб спускалось жемчужная узорная сетка – поднизь . Свадебный костюм красиво дополняли ожерелья, ряды бус, серьги и другие украшения.

Головные уборы играли огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст ее владелицы, ее семейное положение.

Девичьи повязки, венцы, коруны скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми – девушки имели право «светить» волосом, то есть ходить простоволосыми. С момента замужества ходить с не покрытой головой запрещалось. Женщины прятали волосы под кокошник, который в разных местах называли по разному: кика, ряска, каблучок, сорока… Кокошник расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями жемчуга, бисера, пушками. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорной ткани. В некоторых местах носили сороку, повойник. Рассмотрим форму и декор женских головных уборов. Они украшены изображениями солнца, звезд, древа, птиц, да и сами названия «птичьи» — кокошь /петух, кика/ кичка — утка, сорока образный строй головных уборов был связан с образом неба. Подол же рубахи, поневы, верхняя часть рубахи выражали своими узорами идею земли.

Крестьянка, одетая в праздничный костюм, как бы являла собой образ мира.

Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку. Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой.

Обязательной частью одежды были не широкие длинные штаны – порты, которые завязывались шнурком вокруг талии. Порты заправлялись в сапоги, или обертывали онучами и надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун, а на голову- надевали шапку из войлока или сукна.

О костюме наших предков можно рассказывать долго, но…

  1. Объяснение учебного задания — Эскиз костюма, /при выполнении которого можно использовать разнообразные техники и материалы./

Последовательность выполнения работы:

  • Рубаха

  • Сарафан – понева

  • Коротея – навершник

  • Фартук – передник

  • Пояс

  • Головной убор

  1. Самостоятельная практическая работа

  2. Итог урока

— О чем узнали сегодня?

Анализ работ.

Используемая литература:

  1. Н.А. Горяева «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» 5 класс

  2. Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство» 3 класс

  3. М. Мерцалова «Поэзия народного костюма»

  4. Альбом «Народное искусство России»/сост. Некрасова М./

  5. Журналы «Юный художник», «Народное творчество»

Ушакова Мария Александровна МОУ Зареченская классическая гимназия Тоцкого района Оренбургской области

infourok.ru

История русского народного костюма

КРЕСТЬЯНСТВО ХРАНИТЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ТРАДИЦИЙ В НАРОДНОМ КОСТЮМЕ

После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народ – н о г о идеала и костюма оставалось русское крестьянство. Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды покроя, живописное декоративное и цветовое решение, головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII —XX вв. Во второй половине XIX —начале XX вв. крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, а затем уже в изменении самих форм одежды. Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа.

Условия исторического развития, начиная с XII—XIII вв., определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. С XIII — XV вв. северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.) в отличие от южных не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремесла, процветала внешняя торговля. Благодаря преимущественно оброчному ведению крестьянских хозяйств жизненный уровень был здесь выше, чем на юге. В то же время, начиная с XVIII в., север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры.

Именно поэтому в русском костюме севера национальные черты находят свое глубокое отражение и дольше не испытывают иноземных влияний. Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм и многообразие видов одежды. Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села.

Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее многоцветность, количество вышитых и вытканных узоров, применение шелковых, золотых и серебряных ниток.

ТКАНИ. ЦВЕТ. ОРНАМЕНТ

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры были разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя (рис. 183). Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый и др.

Многокра-сочность решалась на основе двух или трех основных цветов, чаще всего белого, красного и синего (или черного). Благодаря приглушенным оттенкам и подчинению определенной цветовой тональности общий колорит костюма был ярок, но без пестроты и крикливости. С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным,клетчатым, полосатым узорами. Насыщенная красочность, яркие контрасты заменяют старинные тонкие и нежные цветовые сочетания, натуралистический рисунок с округлыми и сложными извилистыми очертаниями — прямолинейные геометрические контуры набивных узоров.

Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим на картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ КОСТЮМА

Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей сохраняет общие основные черты, причем в мужском костюме больше общности, в женском — различий.

Мужской костюм

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки — вышивка по низу изделия, низурукавов, горловине (рис. 184). Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой). Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы (рис. 185), зимой — овчинные нагольные шубы.

Мужская обувь — сапоги или лапти с онучами и оборами.

Женский костюм

Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном — поневы.

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, _ или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя. В северных областях она имела длинные, суженные внизу рукава, в более поздний период рукава отделывали широким сборчатым низом.

Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. В нарядных рубахах все верхнее полотнище рукава от оплечья до запястья могло быть вышито геометрическим узором (рис. 186). К красному основному цвету вышивки добавлялись синие, зеленые, золотистые нитки, блестки. В южных областях прямой покрои рубах был более сложным, он осуществлялся с помощьютак называемых полипов — деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча.

По лики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соединяли четыре полотнища холста шириной от 32 до 42 см каждый. Косые полики (в форме трапеции) соединялись широким основанием с рукавом, узким — с обшивкой горловины. Оба конструктивных решения подчеркивались декоративно. Для рубах с прямыми ноликами характерны вышивка, цветные вставки на рукавах и плечах, акцентирующие шов соединения полика и рукава. Косой полик, наоборот, зрительно резко отделен от рукава и акцентирует украшенную треугольную вставку на полочке и спинке. На рукаве вышивка и цветные в ставки расположены низко, почти на линии локтя (рис. 187).

По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно.

Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Конструктивное и декоративное решение передника имело несколько вариантов. Передник прямого покроя мог быть на широких, переходящих на спинку подкройных бретелях или с длинными узкими рукавами, отделанными внизу. В южнорусском костюме были распространены отрезные на кокетке передники, нижняя часть которых состояла из двух-трех полотнищ и собиралась на кокетке над грудью. Как в прямых, так и в сборчатых передниках сзади по горловине вырезали квадратное отверстие. В сборчатых передниках верхняя часть могла иметь трапециевидную форму с петлей, перекидывающейся через голову. Самые небольшие передники имели только нижнюю часть и подвязывались над грудью.

Холщовые белые рубахи и передники северные крестьянки носили с сарафанами. В XVIII в. и в первой половине XIX в. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафансо швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Такой сарафан имел силуэт усеченного конуса с большим расширением книзу (до 6 м ), придающий фигуре величавость, стройность (рис. 188).

Сарафан более позднего времени — прямой или сборчатый, так называемый московский, делали из четырех — восьми прямых полотнищ ткани, собранных вверху мелкими складками, застроченными на 3 — 5 см от края спереди и на 10 — 20 см сзади. Талию подчеркивали поясом. Прямые сарафаны шили из набивной ткани: пестряди, кумача, сатина, ситца, атласа, кашемира, парчи с цветочным узором. Рубаху к нему также делали из яркой цветной ткани. Оба вида сарафанов держались либо на узких коротких лямках, либо на подкройных бретелях.

В южнорусском костюме вместо сарафана более широко применялась понева — поясная одежда из шерстяной ткани иногда на холщовой подкладке. Ткань, используемая для поневы, — чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым (с поперечным расположением полос) узором (рис. 189). Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками. Широкая горизонтальная полоса подола сочеталась с прошвами — вертикальными цветными вставками. Колористическое решение понев было особенно ярким и красочным благодаря их темному фону. По конструкции понева представляет собой три — пять полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вздержки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Понева могла быть глухой и распашной. Распашные поневы иногда носили «с подтыком подола» (рис. 190). В этом случае поневу орнаментировали с изнанки.

Под влиянием моды западных областей в Тамбовской, Курской, Рязанской, Воронежской губерниях носили юбку с рисунком в виде вертикальных полос, расшитую цветочными узорами (рис. 191). Юбка также укреплялась на талии с помощью гашника или пояска. В поневе женская фигура утрачивала величавую стройность, придаваемую ей сарафаном. Линия талии, выявляемая поневой, обычно маскировалась напуском рубахи или передником. Часто поверх рубахи, поневы и передника надевался нагрудник — накладная или распашная одежда из шерсти или холста, прямого силуэта. Нагрудник отделывали тканой или плетеной тесьмой по горловине, – борту, низу и низу рукавов.

Многослойность костюма, имевшего различную длину одновременно надеваемых рубах, поневы, передника, нагрудника, создавала горизонтальное членение силуэта, зрительно расширявшее фигуру.

Женскими головными уборами на севере были кокошники, кики, венцы, шитые бусами, жемчугом с поднизями и рясами; на юге — рогатые кики с яркой вышитой тульей и подзатыльником с длинной бисерной поднизью. Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные ожерелья, подвески, бусы, серьги.

Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.

>Источник: Каминская Н. М. «История костюма»

 

www.thingshistory.com

История русского народного костюма

Разделы: МХК и ИЗО


Краткое описание ресурса:

  • Ресурс является мультимедийным пособием, включающим в себя методические рекомендации для педагога, презентационный материал: иллюстрации, рисунки, задания для учащихся, способствующие развитию творческого мышления и формированию образного представления о древнерусском костюме, а также примеры их выполнения учащимися гимназии №22 г. Калининграда. Зрительный ряд дополнен пословицами, поговорками.
  • Контрольный материал представлен в виде словаря и кроссворда.
  • Активизировать интерес учащихся к теме «История русского народного костюма» позволит занимательное задание с использованием интерактивной доски mimio.
  • Разработка апробирована на уроках изобразительного искусства и занятиях изостудии в 2007-2008 учебном году в МОУ гимназия №22, г. Калининград.

Цель пособия:

  • помочь педагогам в организации урочных и внеурочных занятий по приобщению учащихся к богатству древнерусской художественной культуры, её истокам, национальному своеобразию, самобытности;
  • формированию культурно-исторической памяти, понимания роли русской культуры в мировом художественном процессе;
  • развитию эмоциональной отзывчивости на красоту национального костюма;
  • воспитанию чувства патриотизма, любви к родному краю.

Главная задача:

  • формирование у учащихся эмоциональной и нравственно-эстетической отзывчивости на явления прекрасного в жизни и искусстве;
  • формирование устойчивого интереса к произведениям русского народного искусства, представления о целостной картине мира человека эпохи Древней Руси через художественный образ произведений народного и декоративного искусства;
  • развитие творческой активности, образного и конструктивного мышления учащихся;
  • формирование умения выявлять в произведениях народного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов;
  • совершенствование навыков работы с графическими и живописными материалами, конструирования из бумаги предметов и украшения их декоративными деталями;
  • введение в активный словарь учащихся «старинных» слов и понятий;
  • развитие навыков самостоятельной практической творческой деятельности.

В результате проведённых занятий учащиеся должны

знать:

  • об истоках древнерусского искусства, его особенностях и значении;
  • и понимать образный язык декоративно-прикладного искусства;
  • названия и смысловое значение элементов народного костюма;
  • смысловое значение традиционных образов и мотивов в народном искусстве;
  • о выдающихся произведениях народного, декоративно-прикладного искусства, произведениях художников, изображающих древнерусские и народные сюжеты;

уметь:

  • выявлять связь художественного образа предмета с его утилитарным назначением;
  • воплощать свой творческий замысел в соответствии с народными традициями;
  • выявлять связь конструктивного и декоративного элементов;
  • владеть навыками использования художественных выразительных средств (композиция, цвет, ритм, форма) в процессе творческой работы;
  • применять навыки владения графическими и живописными материалами, работы с бумагой.

Содержание:

  • Урок №1 «Народный костюм – красота из глубины веков»
  • Урок №2 «Старинные женские головные уборы»
  • Урок №3 «Мотивы узора в традиционной русской вышивке»
  • Урок №4 «Какова пряха, такова на ней и рубаха»
  • Урок №5 «Коллективное панно «Праздник в русской деревне»

Урок № 1 «Народный костюм – красота из глубины веков»

План урока

1. Беседа по теме урока.
2. Запись в тетради основных элементов южно- и северорусского костюмов.
3. Постановка творческой задачи.
4. Работа над эскизом русского народного костюма: вырезывание из цветной бумаги и наклеивание деталей народного костюма (вариант костюмного комплекса по выбору).
5. Итоги урока: высказывания учащихся о красоте народного костюма, гармоничном сочетании его частей.

ХОД УРОКА

1. Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай». Костюм выполняет не только практическую функцию, но и создаёт облик человека определённой эпохи. По костюму можно было определить общественное и семейное положение. Отделка костюма часто служила не только украшением, но и оберегала от зла. Женский костюм вводит нас в особый мир – мир хранительницы семейного очага, обычаев предков. Роль женщины в доме считалась очень важной, её простым хозяйственным делам придавался магический смысл. Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери. Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи. У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят. Поверх нижней грубой рубахи в праздники надевали верхнюю из тонкого полотна. Белый цвет полотна считался траурным, поэтому рубаху украшали вышивками. Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги. Смысл узора должен был соответствовать виду работ (в поле, по дому), меняли узоры, пришивая их к подолу рубахи. Девичий костюм был скромнее, чем у замужней женщины. Различался и головными уборами. Волосы девушки заплетали в косы, на голову надевали ленту или венец. Замужние женщины не могли ходить с непокрытой головой вне дома, волосы убирали под головной убор <Рисунок 1>. Мужчины носили рубаху и порты, дети часто носили только рубахи. Обувью служили лапти, носили и кожаные сапоги. Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса велика в разных обрядах, девушки готовили пояса как приданое.
Старинный женский костюм можно разделить на два типа: южнорусский и северорусский. Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески, поверх которых надевали навершник <Рисунок 2>. Головные уборы: сорока, кичка. Для северорусского комплекса характерен сарафан, душегрея или епанечка. Головной убор: кокошник <Рисунок 3>.
Цвет – одна из главных эмоционально-образных характеристик костюма. На Руси «красный» означало и «красивый». «Красная девица» – нарядная, красивая. Основные цвета народного костюма – красный, синий, зелёный, малиновый.
2. Ученики записывают в тетради основные части южно- и северорусского костюма.
3. Учащимся предлагается выбрать тип костюма для выполнения эскиза, определить основные цветовые отношения.
4. Выполнение аппликации из цветной бумаги. Уточняем композиционный замысел, пропорциональность основных элементов костюма.
5. Просмотр эскизов, оценка и обсуждение. Работы следует сохранить для завершения на другом уроке.

Урок №2 «Старинные женские головные уборы»

План урока

1. Беседа по теме урока.
2. Постановка творческой задачи.
3. Выполнение эскиза головного убора.
4. Занимательное задание с использованием интерактивной доски mimio.
5. Итоги урока: выставка и обсуждение рисунков.

ХОД УРОКА

1. Головные уборы играли немаловажную роль в костюме женщины. Без головного убора девушки и женщины не могли появляться в общественных местах. По головному убору судили о семейном положении и возрасте женщины. Девушки носили венец (коруну) или ленту-повязку, оставляя волосы, сплетённые в косу, открытыми. Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. Волосы заплетались косами и укладывали на голове в виде короны, полностью пряча под головной убор. В южных областях носили кички – шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. Такие головные уборы имели украшения в виде перьев, рогов, крыльев и хвоста птицы и символизировали образ женщины – продолжательницы рода. В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером <Рисунок 4>.
2. Подводя учащихся к созданию эскиза головного убора, следует обратить внимание на связь формы и декоративного убранства, гармоничное цветовое решение, яркость, нарядность, праздничность.
3. Создание эскиза головного убора по выбору.
4. Занимательное задание с использованием интерактивной доски mimio «Подбери название к рисунку»: для выполнения задания следует переключиться из презентации на Блокнот mimio <Рисунок 5>.
Учащиеся подбирают соответствующие надписи к представленным рисункам старинных женских головных уборов и, выделяя их, перетаскивают под выбранный рисунок.
5. Просмотр и выставка готовых рисунков, определение к какому типу костюма подойдёт головной убор.

Урок №3 «Мотивы узора в традиционной русской вышивке»

План урока

1. Беседа по теме урока.
2. Постановка творческой задачи.
3. Зарисовка в тетради мотива узора вышивки.
4. Обсуждение рисунков, объяснение их значения.

ХОД УРОКА

1. Орнаменты издревле использовались для украшения народного костюма. Узоры вышивали или создавали сразу при производстве ткани (тканые орнаменты). На вышивках рубахи, понёвы, сарафана можно встретить те же мотивы, что и на резных украшениях деревенской избы. Это, прежде всего, солнце. Само понятие «узор» имеет один корень со словом «заря», что связано с цветом утреннего солнца. Геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля. Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки. Это и птица пава с пышным хвостом, и орёл, и птица Сирин. Изображения птиц символизировали тепло и весну, часто встречаются в сочетании со знаками солнца. В пышном оперении пав можно встретить крестики, кружки – знаки, олицетворявшие огонь и солнце <Рисунок 6>. Один из самых древних и любимых образов народного искусства – конь. Конь был неотъемлемой частью жизни крестьянина, символизировал приход весны и начало пахотных работ, а также солнце. Вышивали фантастических зверей: барсов, львов, единорогов. Плодородие земли крестьянин связывал с образом матери («мать сыра земля»). Образ древней богини Макоши – матери хорошего урожая всегда связывался с символами плодородия (древом, птицами, животными, солнечными знаками). Часто фигура решалась условно. Из тела богини прорастают ветви, голова – изображение ромба, символа земли. Женская фигура с поднятыми вверх руками обозначала единство сил неба и земли <Рисунок 7>. Древо жизни – разветвлённое фантастическое растение с цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. В народных представлениях символизировало растительные силы земли, процветания живой природы. В вышивках встречается композиция из двух птиц (коней, оленей), сросшихся спинами, называемая ладьёй. Из ладьи вверх тянется сказочное древо. Птицы или животные словно охраняют древо жизни. Смысл узора в расцветании природы, наступлении поры плодородия.
Символическое значение имел цвет узора. Белый цвет связывался со светом, чистотой, олицетворял женское начало. Красный цвет вышивки – цвет огня, солнца, олицетворял мужское начало. Красные узоры как земля, получившая энергию солнца. В узорах русских народных вышивок предстаёт образ земли, воскресшей под лучами весеннего солнца, и само солнце, дающее свет и тепло всему живому на земле.
2. Перед началом работы в тетради учащиеся выбирают мотив узора, определяют его основную геометрическую форму. Рисунок выполняется в тетради в клеточку, что удобно для построения рисунка узора.
3. Выполнение мотива узора по выбору.
4. Просмотр, обсуждение и оценка выполненных работ.

Урок №4 «Какова пряха, такова на ней и рубаха»

План урока

1. Повторение темы урока №1. Решение кроссворда «Русский народный костюм».
2. Постановка творческой задачи.
3. Завершение работы над эскизом костюма: дорисовка орнамента на аппликативных элементах, выполненных на уроке №1.
4. Выставка и обсуждение рисунков.

ХОД УРОКА

1. Для повторения типов и основных элементов русского народного костюма сначала проводится «разминка» в виде вопросов и ответов <Рисунок 8>. Затем учащимся предлагается самостоятельно решить кроссворд <Приложение 1, слайды 18–19>.
2. Перед началом практической работы определяем мотивы узора, композицию, цветовое решение.
3. На аппликативные эскизы костюмов наносим узоры графическими материалами (фломастеры, восковые мелки).
4. Работы выставляются на доске для отбора наиболее удачных для завершения коллективного панно «Русская деревня», созданного ранее.

Урок №5 «Коллективное панно «Праздник в русской деревне»

План урока

1. Беседа об образах русских красавиц по произведениям художников.
2. Постановка творческой задачи.
3. Завершение коллективного панно «Русская деревня».
4. Подведение итогов завершающего урока.

ХОД УРОКА

1. В начале урока обращаемся к произведениям художников, изображающих женщин в русских народных костюмах.
Самые известные портреты И.Аргунова, Д.Левицкого, А.Венецианова сохранили для нас реальные и поэтические образы русских красавиц. Ученикам можно предложить определить и назвать детали костюмов и головные уборы, изображённые на картинах.
Далее рассматриваем крестьянские образы, созданные З.Серебряковой:
«Зинаида Серебрякова создавала образы, раскрывавшие её представление о прекрасном, изображая свой народ и родную землю. С юных лет наблюдала она за крестьянами в поле, знала, насколько тяжела и изнурительна страдная пора. Открылось ей в деревне и другое: серьёзное, уважительное отношение крестьян к труду. Труд в представлении Серебряковой стал мыслиться естественным призванием человека, залогом духовной и физической красоты, сферой подлинно высокой поэзии. Художница ищет характерный русский типаж. Русские поселения … сохранили старинный бытовой уклад. И одевались русские не так, как другие. Особенно отличались своеобразием и красочностью женские костюмы, состоявшие из длинной белой сорочки, яркого сарафана и кофты (излюбленные цвета – зелёный, красный, синий), онучей, лаптей. Ей позируют, в основном, молодые рослые крестьяне, сильные и ловкие в работе». [Князева В.П. «ЗинаидаЕвгеньевна Серебрякова»]
Самые лучшие наряды надевали крестьянки на праздники. Праздники отмечали всей деревней, устраивали гулянья, игры, катание на качелях, водили хороводы и пели песни. Особенно широко отмечали такие праздники, как Масленица, Пасха, Троица.
2. Перед практической работой учащиеся выбирают тему: «Праздник в деревне», «Ярмарка».
3. Коллективное панно: наклеивание фигур в русских костюмах на фон коллективной работы «Русская деревня». Следует обратить внимание учащихся на композиционное решение: фигуры можно объединить в группы (гуляние, хоровод), более мелкие по размеру разместить на втором плане <Приложение 1, слайд 16>
4. Изготовленным панно можно украсить кабинет или использовать при проведении внеклассных мероприятий по соответствующей теме.

Список литературных и электронных источников, использованных при разработке ресурса:

  1. Балашов М. Е. Костюм Киевской Руси. Детство-Пресс, С.-Пб., 2002.
  2. Буткевич Л.М. История орнамента. М., Владос. 2004
  3. Гордеева В.И. Русская народная одежда. М., Изобразительное искусство, 1974
  4. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс, М., Просвещение, 2003.
  5. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, М., Просвещение, 2003.
  6. Детская энциклопедия. Т.12. Искусство. М., Издательство «Педагогика», 1977
  7. Князева В.П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. М., Изобразительное искусство. 1979.
  8. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. М., Астрель. АСТ. Люкс. 2005.
  9. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., Правда,1991.
  10. Неменский Б. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–4 классы. М., Просвещение, 1991.
  11. Неменская Л.А. Каждый народ – художник. 4класс, М., Просвещение, 2003.
  12. Неменская Л.А. Твоя мастерская. 4 класс. М., Просвещение, 2002.
  13. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., Просвещение,1990.
  14. Пословицы. Поговорки. Загадки. М., Современник, 1986.
  15. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа. М., Дрофа,2001.
  16. Рисунки в графическом редакторе Paint Лищенко М.З.
  17. Рисунки учащихся МОУ гимназия №22, г. Калининград.

10.03.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Советы рукодельницам