Окончание | Русский язык
Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).
Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).
Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.
У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот-Ø , диван -кровать-Ø , диван-а-кроват-и.
Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определённое грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание — это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несёт определённую информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несёт информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.
Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.
Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:
1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик — И. п., стол — И. / В. п.;
2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь ;
3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран , солдат , болот .
Но в этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей — статей— . Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей — стать[й’-а] — стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.
Достаточно распространённой является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на —ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:
гений , гениj-я, гениj-ю — участков-ый, участков-ого, участков-ому
армиj-я, армиj-ей — столов-ая, столов-ой и т. д.
4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив , умён ;
5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:
ед. число
И. п. син-ий лисий-Ø
Р. п. син-его лисьj-его
Д. п. син-ему лисьj-ему
В. п. =и. п. / в. п.
Т. п. син-им лисьj-им
П. п. син-ем лисьj-ем.
Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов —ин-, -ов-, -иj— от существительных: мама → мам-ин-Ø, лиса → лис-ий-Ø. В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий— реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве;
6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л— (бы) — ср.: дела-л-а, дела-л-и;
7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и— , пиш-и-те;
8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н-Ø.
ibrain.kz
Что такое окончание слова и зачем оно нужно?
Русский язык на сегодняшний день является самым богатым, красивым и при этом очень сложным. Его грамматика и правописание включают в себя множество правил и одновременно исключений из них. Даже слова и предложения состоят из отдельных частей, которые неотделимо связаны друг с другом. К примеру, перед многими школьниками встает такой вопрос: что такое окончание? И, конечно же, это печально, что ответить на него может не каждый.
Что такое окончание слова?
Окончанием в русском языке называют изменяемую морфему, которая стоит в конце слова. Она выражает число, род, лицо и падеж. Также ее считают незаменимой частью слова, потому что окончание делает предложения связными, наполняя их смыслом.
Зачем нужно окончание в русском языке?
1. Оно помогает выразить грамматическое значение слова:
- Род, число и падеж – у имени существительного, прилагательного, причастий, некоторых числительных и местоимений.
- Падеж – у местоимений и числительных, правда, не у всех.
- Лицо и число – у глаголов, которые стоят в будущем или настоящем времени.
- Число и род – у глаголов в прошедшем времени.
2. Окончание делает предложение связным.
Как обозначается данная морфема?
На письме в школе окончание, как и любая другая часть слова, имеет свое обозначение. После того как ученик определил его, он обводит эту морфему квадратом.
Каким может быть окончание
Вообще, эту морфему имеют слова, относящиеся к любой части речи, кроме неизменяемых. Ярким примером этого может послужить наречие. Окончание может быть представлено по-разному: одним или несколькими звуками, а иногда даже может быть нулевым, то есть не иметь звуков. Но не нужно думать, что это обозначает отсутствие данной части слова, потому что такое окончание почти ничем не отличается от обычного. Чаще всего оно встречается у имен существительных мужского или женского рода, соответственно второго и третьего склонения.
Как выделить в слове окончание
На уроках русского языка есть такие упражнения, суть которых заключается в выделении морфем. Для начала необходимо просклонять слово по нескольким падежам, и та его часть, которая будет меняться, и есть окончание. После того как вы определили, что относится к искомой морфеме, нужно выделить данную область. Делается это следующим образом: обычно карандашом все нужные буквы обводятся в квадрат. В том случае, когда у вас нулевое окончание, после слова просто рисуется такая же геометрическая фигура.
Русский язык является величайшим во всем мире, но у многих иностранцев возникает масса проблем при его изучении. Множество правил и исключений, масса словарных элементов речи и непонятные русские фразеологизмы способны вывести из себя любого. Однако несмотря на все это, речь является не только набором букв, она позволяет людям общаться друг с другом. Именно поэтому каждая составляющая слова очень важна, из-за чего нельзя взять и просто так исключить одну из них. Поэтому, отвечая на вопрос, что такое окончание, можно смело сказать, что это одна из значимых частей, служащая для создания связных словосочетаний и предложений.
fb.ru
Глава 4. Морфемика / Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов / Русский на 5
В данной главе:
§1. Морфема
Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.
Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).
Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.
Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.
§2. Виды словообразовательных морфем
К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.
Корень – основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.
Запомни:
Слова без корня в русском языке невозможны.
В словах дом, домик, домище, домовой, домушник, домоводство, домостроение есть корень дом. В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.
В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по, к, над, союзы: и, но, если, междометия: ах, ох, алло, некоторые наречия: очень, там, а также неизменяемые существительные: кофе, метро и прилагательные: беж,хаки.
Приставка– это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например сбегать, приехать, переосмыслить. Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бессмысленный, беспомощный.
Запомни:
Слово не может состоять только из приставки.
Суффикс – морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечный, береговой. Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильственно, американизированный.
Запомни:
Слово не может состоять только из суффикса.
Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс.
К интерфиксам в русском языке относят буквы о и е в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: теплоход, паровоз, самовар.
§3. Виды формообразующих морфем
К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.
Окончание – это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:
Слушаю, слушаешь, слушает, слушаем, слушаете, слушают
гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.
дача, дачи, даче, дачу, дачей, о даче
сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.
Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол – нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал – нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).
Запомни:
В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:
- у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом , конь , мать , ночь
- у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин , окон , солдат , армий
- у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров , рад , счастлив
- у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал , писал , считал
- у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
- у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши , читай , считай
- у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан , прочитан
Не путай:
Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.
Формообразующие суффиксы – это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть, -ти: читать, идти, суффикс прошедшего времени –л: ходил, повелительного наклонения -и: смотри, степени сравнения прилагательных и наречий -е:тише.
Обсуждаем проблему толкования.
Формообразующие суффиксы или окончания?
Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л — окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил — это одно и то же слово, различны лишь его формы.
Есть авторы, которые занимают позиции непоследовательно. Так -л они считают суффиксом, а -ть, -ти — окончаниями. Объяснить их точку зрения труднее всего.
Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное — быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
-
Что является минимальной значимой частью слова?
-
Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?
-
Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?
- Словообразовательные
- Формообразующие (словоизменительные)
-
Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?
- Корень
- Приставка
- Суффикс
-
Может ли слово состоять только из приставки?
-
Может ли слово состоять только из суффикса?
-
Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?
- Суффикс
- Окончание
-
Зачем нужны интерфиксы?
- Для словообразования
- Для передачи нового значения
- Для формообразования
-
Какая морфема служит для связи слов в предложении?
- Корень
- Суффикс
- Окончание
-
Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?
Правильные ответы:
- Морфема
- Да
- Словообразовательные
- Корень
- Нет
- Нет
- Окончание
- Для словообразования
- Окончание
- Да
Смотрите также
— Понравилась статья?:)Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
russkiy-na-5.ru
Какие бывают окончания? | какиебывают.рф
У каждой части речи своё окончание, которое присуще только ей. У глаголов они личные, у прилагательных и причастий – родовые, у существительных – падежные. У изменяемых слов в одной из форм окончания могут быть нулевыми.
Окончание — изменяемая часть слова, помогает определить, с какой морфологической структурной единицей приходится иметь дело. У таких морфологических особей, как наречие, деепричастие, местоимение из разряда личных, служебные не имеют окончаний. Происходит это по той причине, что они неизменяемые.
Окончание глаголов
По окончанию глагола определяются время, лицо и число. Рассматривается слово «пишут». Окончание –ут указывает на то, что глагол настоящего (будущего времени), третьего лица, множественного числа.
Изменяемая часть подскажет, в каком числе и падеже находится существительное. Прилагательные с причастиями пошли дальше, их окончания указывают на:
- Род
- Число
- Падеж
Окончание прилагательных
Было, к примеру, слово «ясный». Его окончание –ый свидетельствует о мужском роде. Пусть останется основа та же, а вот окончание поменяется на –ая, будет слово «ясная». Это прилагательное стало женского рода. А поменялось только окончание.
Прилагательные имеют свои постоянные ориентиры, зная о которых, невозможно допустить ошибку. Это выглядит следующим образом. В разборе участвуют окончания:
Значит, слово является именем прилагательным в единственном числе, мужского рода, в именительном падеже. Это можно сделать с прилагательными женского и среднего рода.
Вот такие фокусы вытворяет самая изменяемая часть слов.
Есть такие опознавательные знаки для окончаний, по которым можно сразу сказать, что за часть речи перед нами.
Окончание существительных
Опознавательные знаки частей речи
Для существительных характерны следующие окончания:
- Мужской род – й, ь
- Женский род – а,я,ь
- Средний род – о,е
- Множественное число – и,ы
Имена существительные изменяются по падежам, имеют характерные окончания и делятся на три склонения. К первому относятся и женский и мужской род с окончаниями –а,я. Ко второму только мужской род существительных, оканчивающихся на согласный звук, и средний род на –о и –е. третье склонение имеет у себя только женский род с основой на –ь.
Определяя грамматические значения, окончания могут служить образованию новых слов. Благодаря им появляются различные формы одного и того же слова. Кроме того, они связывают слова в словосочетаниях и предложениях.
xn--80aacenrmb1f7d9a.xn--p1ai
Окончание — доклад — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Окончание — доклад
Cтраница 1
Окончание доклада покрыто дружными аплодисментами ( рукоплесканиями) съехавшихся представителей от местных организаций. [1]
По окончании доклада заговорил Паули, который заметил, что эта теория не может быть правильной, и, повернувшись к Эйнштейну, спросил, согласен ли тот. Нет, — вежливо ответил Эйнштейн. Я нахожу только, что будет очень трудно создать соответствующую теорию гравитационного взаимодействия. Однако этот факт он не считал причиной, по которой следует отвергнуть теорию Уилера — Фейнмана, которая могла оказаться следующим шагом вперед. [2]
По окончании доклада зачитываются заключения руководите-ш проектирования и рецензента. [3]
По окончании доклада заговорил Паули, который заметил, что эта теория не может быть правильной, и, повернувшись к Эйнштейну, спросил, согласен ли тот. Нет, — вежливо ответил Эйнштейн. Я нахожу только, что будет очень трудно создать соответствующую теорию гравитационного взаимодействия. Однако этот факт он не считал причиной, по которой следует отвергнуть теорию Уилера-Фейнмана, которая могла оказаться следующим шагом вперед. [4]
По окончании доклада руководителя филиала, члены комиссии в порядке уточнения, дополнения информации задают вопросы. Докладчик отвечает на каждый заданный вопрос или на все вопросы после их формулирования. Вся процедура занимает до 15 минут. [5]
Но по окончании доклада он начал задавать вопросы, из которых стало ясно, что он не только слушал, но и критически оценивал доклад. [6]
В настоящем издании опущено окончание доклада, посвященное работе А Эйнштейна над проблемами общей теории относительности и квантовой механики. [7]
Из отчета о заседании, напечатанного в газете Правда № 42 от 27 апреля ( 10 мая) 1917 г., следует, что после окончания докладов с мест было решено сделать перерыв, продолжение заседания было назначено в 6 часов вечера. [8]
Во время доклада дипломник не должен пользоваться своими записями. По окончании доклада зачитывается отзыв руководителя и рецензия. Затем слово предоставляется дипломнику для ответа на замечания рецензента. [9]
По окончании длинного доклада Юнга, а также и остальных докладчиков, попросили Камерона взять слово. Он продекламировал нам письмо Силвиса607, но в упрощенном и несколько приукрашенном виде; одно из лучших мест его маленькой речи было то, где он сказал: В настоящее время есть два сорта людей: грабители и ограбленные. Он закончил свою речь предложением, уже внесенным им на конгрессе, а именно создать эмиграционное бюро; вот как он представляет себе функции этого бюро: каждый раз, как оно получит сведения о том, что хозяева приглашают европейцев, оно будет сообщать об этом нам для того, чтобы мы воспрепятствовали их отъезду, а также каждый раз, когда потребуется, как это часто бывает, квалифицированный труд, оно будет нас уведомлять, и мы будем направлять эмигрантов в указанные пункты. Одним словом, Камерон хотел бы, чтобы мы регулировали эмиграцию так, чтобы не повредить американским рабочим. [10]
Однако из его вопросов, которые он задал по окончании доклада, было ясно, что он уловил даже нюансы и запомнил все очень хорошо. [11]
Перед защитой секретарь ГАК передает расчетно-пояснитель-ную записку и прочие документы председателю комиссии. После этого он приглашает студента и зачитывает соответствующие документы. Затем слово для доклада предоставляется дипломнику. По окончании доклада дипломнику задаются вопросы, на которые он обязан дать полные и исчерпывающие ответы, демонстрируя умение быстро ориентироваться в различных вопросах и уровень профессиональной подготовки. При этом студенту разрешается пользоваться пояснительной запиской и графическими материалами. Вопросы могут быть заданы как членами ГАК, так и другими лицами, присутствующими на защите. После ответов на вопросы секретарь ГАК зачитывает отзыв рецензента, с которым дипломник должен быть предварительно ознакомлен. Дипломнику предоставляется заключительное слово, в котором он отвечает на замечания рецензента. На заседании ГАК оглашаются также отзывы на дипломный проект, поступившие от организаций и отдельных лиц. Далее слово предоставляется членам ГАК, руководителю дипломного проекта и рецензенту для кратких выступлений. [12]
К защите допускается студент, выполнивший задание на проектирование в установленном объеме и оформивший его в соответствии с требованиями данного пособия. У допущенного к защите студента должны быть подписаны руководителем пояснительная записка и все чертежи. Курсовой проект принимается комиссией в составе не менее двух человек с обязательным участием преподавателя, консультировавшего студента во время проектирования. Студент делает доклад продолжительностью 5 — 7 минут, в котором освещает основные вопросы выбора, расчета и конструирования аппаратуры. По окончании доклада члены комиссии задают студенту вопросы по теме курсового проекта. Оценка курсового проекта должна включать в себя оценку качества расчета и оформления записки, качества выполнения графической части проекта, уровня доклада и ответа на поставленные вопросы. На защите могут присутствовать все желающие студенты. [13]
К защите допускается студент, выполнивший задание на проектирование в установленном объеме и оформивший его в соответствии с требованиями данного пособия. У допущенного к защите студента должны быть подписаны руководителем пояснительная записка и все чертежи. Курсовой проект принимается комиссией в составе не менее двух человек с обязательным участием преподавателя, консультировавшего студента во время проектирования. Студент делает доклад продолжительностью 5 — 7 минут, в котором освещает основные вопросы выбора, расчета и конструирования аппаратуры. По окончании доклада члены комиссии задают студенту вопросы по теме курсового проекта. Оценка курсового проекта должна включать в себя оценку качества расчета и оформления записки, качества выполнения графической части проекта, уровня доклада и ответа на поставленные вопросы. [14]
Страницы: 1
www.ngpedia.ru
«Что важно знать о составе слова»!
ЗАДАНИЕ:
Составте учебное сообщение на тему: «Что важно знать о составе слова»!
Состав слова — это сочетание его значимых частей (морфем).
Морфема (от греч. morphe — форма) — это наименьшая, неделимая часть слова, обладающая значением.
Часть слова без окончания — это основа слова. Окончание в основу не входит. Чтобы найти основу слова и окончание, надо слово поизменять, т. е. поставить его в другую форму. Та часть слова, которая остаётся без изменений, — основа. Часть слова, которая изменяется, — окончание. Есть слова, которые не изменяются; в них нет окончания, всё слово — основа. Изменяемые слова состоят из основы и окончания, окончание может быть нулевым (боль—О, бол-и), а неизменяемые слова состоят только из основы (вчера, шоссе). Главная морфема в слове — уорент. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными). Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова и найти в них общую часть.
Приста́вка (пре́фикс) — значимая часть слова, стоящая перед его корнем и дополняющая или изменяющая смысл слова.
Приставки используются в большинстве языков, и нередко происходят от предлогов, следовательно имеют такое же значение, как и соответствующий предлог.
Приставки русского языка делятся на три группы. Приставки первой группы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Это приставки: в-(во-)(взо-), вы- до- за-(изо-), ко- на- над-(надо-), не-(недо-), о- об-(обо-), от-(ото-), па- пере- по- под-(подо-), пра- пред-(предо-), про- разо- с-(со-), су- у- Приставки второй группы — все приставки, оканчивающиеся на З и С: без-(бес-), вз-(вс-), воз-(вос-), из-(ис-), низ-(нис-), раз-(рас-), роз-(рос-), через-(черес-). Приставки, относящиеся к третьей группе: пре- и при-. Су́ффикс (от лат. suffixus «прикреплённый») в лингвистике — морфема, изменяемая часть слова, расположенная обычно после корня. В российской школьной традиции суффикс в слове схематически выделяется значком ^ Нулевой суффикс зачастую отмечается значком ø (компьютерный ноль).
ПОХОЖИЕ ЗАДАНИЯ:
uhschool.ru
Урок русского языка на тему: «Нулевое окончание»
Разделы: Начальная школа
ЦЕЛИ УРОКА:
- Развивать умение находить окончание в словах.
- Закреплять правила написания безударных гласных в корне.
- Развивать речь, мышление.
- Записать написание окончания.
- Воспитывать любовь к природе.
I. Организационный момент. Сообщение целей урока.
а) Беседа учителя: Вы любите сказки? Добрые, мудрые, удивительные сказки? Если любите, то приглашаем вас на необыкновенный урок.
Сегодня в гостях у нас Незнайка и Знайка. Они пришли к нам, чтобы в конце урока найти себе друзей.
ЧТЕНИЕ ХОРОМ.
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Пусть трудна, но без нее
Плохое было бы житьё.
II. Индивидуальная работа.
1. Как правильно разобрать предложения по членам предложения:
а) Кругом лежит пушистый снег (на доске).
б) Разобрать по составу слово: ПОДОСИНОВИК.
— Подобрать родственный слова.
в) Вставить в слова пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.
(Дети выполняют на листочках).
III. Чистописание.Дд Дд — анализ звука.
— Пальчиковая гимнастика
Согрели ладони,
Слепили снежок,
Бросим снежки в доску, в стену, в окно.
Напишем в воздухе Дд
А теперь красиво в тетрадь.
Дд, Дд.
Дятел жил в дубле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
— Выделим окончание в именах существительных.
— Назовем орфограммы
— Проблема – нулевое окончание.
IV. Проверка индивидуальных заданий.
V. Работа по теме урока.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Знайка просит нас выполнить следующие задания:
№ 1. Прочитайте слова, написанные на доске: смех, смешной, смешить, смешать, смешить.
— Записать только родственные.
— Подчеркнуть безударную гласную.
№ 2. Посмотрите на табличку. Незнайка выделил корень слова, но сомневается, правильно ли он это сделал?
Сбегут, чистота, подберезовик.
— Найти ошибку, исправить, записать.
№3. К словам с безударными гласными подобраны проверочные слова. Все ли слова выбраны верно?
Зимовье – зима; кормушка – корм.
№4. Как правильно написать слова?
Л_сной, Б_льной, М_ховой, Л_дяной, К_рмия, Ч_стота (под диктовку).
Вставленную букву подчеркнуть.
VI.
А теперь, ребята настала пора самых трудных заданий. Вы любите загадки?
Хоть я не молоток,
По дереву стучу,
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный
— Кто это?
— Показать картинку.
И вот этот воевода – дятел объявил всем вредителям войну. Он стал собирать войско, но поставил условие: в первую очередь примет тех птичек, в названии которых есть безударное гласное.
Но в начале отдохнем, проведем физкультминутку!
Ну, а теперь за дело! Надо же помочь дятлу.
(Снегирь, сова, скворец, воробей, грачи…..)
Молодцы, ребята, хорошо помогаете дятлу. Ну, держитесь, вредные личинки и вредители!
— Смотрите, ребята, загрустил наш Незнайка. Обидно ему стало, что вы так много знаете, а он ……
Давайте откроем ему наш секрет:
Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
— А сейчас вместе со своими гостями рассмотрим иллюстрацию. Нам надо озаглавить её.
(Предложения детей)……
— Теперь давайте вспомним стихотворение, которое мы учили на уроке чтения:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли,
В гости в первый день надели
К нам синицы прилетели.
— Молодцы, ребята! (По времени)
Записать по памяти.
Наши гости сделали вам сюрприз. Эту кормушку повесить на улице и кормить птиц.
ИТОГ УРОКА:
Чтобы правильно писать надо уметь:
- Выяснить смысл слова.
- Выделить корень слова.
- Найти безударную гласную.
- Подобрать проверочное слово.
Д/з. Написать 5 слов с нулевым окончанием.
ОЦЕНКИ!!!!!
Если останется время, то работа по вариантам. Написать через запятую только пропущенные буквы.
Карточки
15.03.2007
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai