Конспект урока русского языка для 5 класса на тему «Согласные твёрдые и мягкие»

Конспект урока русского языка для 5 класса на тему

«Согласные твёрдые и мягкие»

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Цели урока: — дать понятие о правилах произношения согласных звуков;

— развивать речевой слух учащихся;

— проанализировать схему классификации согласных звуков;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осущест­вления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаи­вают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

— Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

— Как много улыбок засветилось. Спасибо!

— А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления

1.Организация наблюдения.

— С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю понаблюдать над упр. 209-210

— Произнесите пары слов вслух. Сравните, какими звуками они различаются на письме и в произношении.

— Сравните слова по звучанию, написанию и значению. Обратите внимание на произношение конечных согласных . Сформулируйте правило.

— Оцените свою работу.

— Какие трудности возникли?

2. Обращение к теоретическому материалу § 41.

— Какое открытие вы сделали, знакомясь с материалом § 41?

Дети в группе по 2 человека работают с упражнениями

Произносят, сравнивают.

Формулируют правило.

Оценивают свою работу и работу класса.

Отвечают.

Проговаривают правило.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

III. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1.Выполнение упр. 212, 214, 215

— Какими согласными звуками различаются пары слов? Затранскрибируйте эти звуки. Какие буквы сигнализируют о мягкости согласных? (упр.212)

— Упр.211, 213. Расскажите, опираясь на таблицу, о твёрдых и мягких согласных звуках в русском языке. Приведите примеры.

— Подберите к данным словам такие, которые бы отличались только мягкостью первого согласного звука. Сделайте фонетическую запись слов (упр.214).

— упр.215.Спишите слова, произнесите их вслух. Подчеркните буквы, обозначающие мягкий согласный звук, одной чертой, а твёрдый – двумя.

2. Запишите отрывок из стихотворения, подчеркните одной чертой слова с твёрдыми согласными, двумя – с мягкими.

Новая столовая.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири…

(З.Александрова)

Отвечают.

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Работают устно, анализируют таблицу.

Краткий ответ

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Проверяют и оценивают

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Оценивают свою работу

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

IV.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Исключите третье «лишнее»:

1. Мыло, Мила, мама.

2. Бал, белка, батон.

3. Дети, дата, дорога.

— Исследование какой темы вели на уроке?

— Какие понятия разобрали?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Каким способом?

— Какие получили результаты?

— Что нужно сделать ещё?

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

— Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Дома §41, задания 1-4 на стр. 165.

Исключают лишнее.

Дают ответы на вопросы

Не забыть о девизе урока и толковом словаре

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

(Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

infourok.ru

Конспект урока русского языка для 5 класса на тему «Согласные твёрдые и мягкие»

1.Выполнение упр. 212, 214, 215

— Какими согласными звуками различаются пары слов? Затранскрибируйте эти звуки. Какие буквы сигнализируют о мягкости согласных? (упр.212)

— Упр.211, 213. Расскажите, опираясь на таблицу, о твёрдых и мягких согласных звуках в русском языке. Приведите примеры.

— Подберите к данным словам такие, которые бы отличались только мягкостью первого согласного звука. Сделайте фонетическую запись слов (упр.214).

— упр.215.Спишите слова, произнесите их вслух. Подчеркните буквы, обозначающие мягкий согласный звук, одной чертой, а твёрдый – двумя.

2. Запишите отрывок из стихотворения, подчеркните одной чертой слова с твёрдыми согласными, двумя – с мягкими.

Новая столовая.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири…

(З.Александрова)

Отвечают.

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Работают устно, анализируют таблицу.

Краткий ответ

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Проверяют и оценивают

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Оценивают свою работу

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

doc4web.ru

Конспект урока по русскому языку по теме «Твердые и мягкие согласные».

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г ‘] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ‘]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г ‘] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ‘]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г ‘] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ‘]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г ‘] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ‘]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г ‘] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ‘]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г ‘] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ‘]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г ‘] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ‘]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г ‘] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ‘]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г ‘] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ‘]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г ‘] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч ‘]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[х ]-[х ‘]

лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш

лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш

лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш

лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш

лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш

лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш

лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш

лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш

лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш

лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш

лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш

лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш

лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш

лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш

лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш

лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш

лодка

тулуп

плот

болото

глобус

ложка

шалаш

лодка

тулуп

Плот

болото

глобус

ложка

шалаш

тюль

бельё

семья

мять

печень

печь

пять

тюль

бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль

бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль

бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль

бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль

бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль

бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль

бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль

бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль

бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль

бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль

бельё

семья

Мять

мять

печь

пять

тюль

бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль

бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль

бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль

бельё

семья

мять

мять

печь

пять

тюль

Бельё

Семья

Мять

Мять

Печь

Пять

1 вариант.

Паутина

Болото

Ртуть

Чайник

Выполните фонетическую запись слов.

2 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

Паутина

Рулет

Слизь

Молотьба

1 вариант.

Паутина

Болото

Ртуть

Чайник

Выполните фонетическую запись слов.

1 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

Паутина

Болото

Ртуть

Чайник

2 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

Паутина

Рулет

Слизь

Молотьба

2 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

Паутина

Рулет

Слизь

Молотьба

1 вариант.

Распределите слова в таблицу : огороды, голова, борода, катушка, копыто, домовой, мель, Петя, пятка , сосиска, петушок, грива, гребешок, травинка, кадушка, лягушка, ириска, колокольчик.

Звонкие

согласные

Глухие

согласные

Глухие и звонкие согласные

Твердые согласные

Мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

2 вариант.

Петушок, гребешок, травинка ,голова, борода, грива, катушка, кадушка ,лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды ,колокольчик.

Выпишите следующие слова в таком порядке:

1.те, в которых есть только глухие согласные________________________________________

_______________________________________________________________________________

2.те,в которых согласные только звонкие____________________________________________

________________________________________________________________________________

3.те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные_____________________________________

________________________________________________________________________________

Тема урока : Твердые и мягкие согласные.

Цель :

1 Знать о различии твердых и мягких согласных ; об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова ; о парных и непарных по твердости – мягкости согласных.

2. Уметь различать твердые и мягкие согласные; обозначать мягкость при фонетической записи слова.

Ход урока.

  1. Организационный момент.( 1 мин.)

  2. Повторение пройденного материала ( 3 мин)

— Что изучает фонетика? (звуки)

— Сколько в русском языке букв? (33 буквы: 10 гласных,21 согласная,2 знака).

— Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)

— Какими бывают согласные звуки? (звонкие, глухие, парные, непарные, твердые и мягкие)

— Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы произносим и слышим)

— Чем отличаются ь и ъ знаки от других букв? (они не имеют звуков).

3. Под диктовку записываются предложения.(составить схему предложений).( 7 мин.)

Олень сказал Герде: «Дальше я идти не могу».

« Снаряд !»-прокричал командир.

— А теперь давайте поиграем в игру « Невидимка» . У вас в предложениях записаны слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова- невидимки.( задание выполняется устно, всем коллективом).ОЛЕНЬ- ЛЕНЬ, СНАРЯД – НАРЯД

— Видите, ребята, изменение одного только звука ,полностью меняет лексическое значение слова. Именно об этом сегодня мы будем говорить.

Открываем тетради, записываем число, тему урока « Твердые и мягкие согласные».

Цель наша с вами: научиться правильно находить, называть твердый и мягкий согласный, обозначать мягкость согласного при фонетической записи слова.

4 Введение нового материала. ( 7 мин)

А)- Обратите внимание, ребята, как ь знак изменяет слово и его лексическое значение: МЕЛЬ- МЕЛ, СТАЛ – СТАЛЬ, ЕЛ -ЕЛЬ ( слова записаны на доске)

Мел- чем мы пишем на доске, а мель глубина реки.

-Меняется звуковой состав слова. Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки. Практически все буквы русского языка имеют пару по твердости- мягкости. ( на парте у детей лежит памятка « парные звуки») Но есть и такие, которые не могут образовывать пары. Это согласные [ж]

[ш],[ц]- они не могут образовывать мягкой пары [ч’],[щ’],[й’]- они не могут образовывать твердой пары. Посмотрите на свои памятки.

Б)Работа с учебником. Давайте с вами прочитаем правило помещенное на стр. 127 учебника. И так, ещё раз повторим, что для обозначения мягкости согласных в фонетике используется значок мягкости [‘] справа вверху. Мягкость согласным дает ни только мягкий знак , но и гласные буквы: и,е,ю,я,ё.( на доске помещена таблица).

5. Закрепление материала. ( 5 мин.)

А)Ребятя , я вам предлагаю подойти к следующему заданию творчески. У меня на доске записаны названия цветов. Ваша задача выбрать цветы, в названии которых есть мягкие согласные, сделать фонетическую запись слов. ( К доске вызывается один ученик).

Роза –[роза], ромашка- [рамашка], мимоза-[м’имоза], ландыш- [ландыш], колокольчик- [калакол’ч’ик], фиалка – [ф’иалка] .

-Молодцы, многие из вас правильно справились с заданием.

6. Физкультминутка.( 2 мин.)

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки разведем

И побежим кругом.

Б)Давайте с вами поиграем в игру « Особый порядок». ( 7 мин.)

(На столе лежат таблицы с заданием для 1 варианта и 2 варианта). Дети самостоятельно выполняют задание.

В) В таблице записаны слова, выполните фонетическую запись этих слов.( по вариантам).К доске выходят 2 ученика с разными вариантами,остальные выполняют задания в тетради. ( 8 мин)

1 вариант: Паутина — паут’ина

Болото- балота

Ртуть- ртут’

Чайник- ч’ай’н’ик

2 вариант:

Паутина – паут’ина

Рулет- рул’эт

Молотьба – малат’ба

Слизь – сл’из’

7. Итог урока. ( 5 мин)

— Сегодня на уроке мы познакомились с твердыми и мягкими согласными, узнали как обозначается мягкий согласный при фонетической записи слова.

— Ребята, какие согласные не имеют пары по твердости – мягкости ?( неимеют парных звуков твердые согласные ж,ш,ц и мягкие согласные ч’,щ’,й’)

А теперь, я хочу предложить вам сыграть в игру, я начинаю предложение , а вы его заканчиваете.

— Сегодня на уроке я узнал ….

— Я оцениваю свою работу в целом на ……

8. Домашнее задание : № 54, упражнение 279.

Спасибо за урок.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Верейская средняя общеобразовательная школа № 1.

Открытый урок по теме: « Твердые и мягкие согласные».

5 класс.

Учитель русского языка и литературы : Ларина Олеся Владимировна.

2014 год.

kopilkaurokov.ru

Урок русского языка в 5 классе «Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие»

Тема, класс:

Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. 5 класс

Обучающие:

       систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;

       дать понятие твёрдости-мягкости, звонкости-глухости

       формировать умение различать их;

       составление транскрипции слов.

        расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие;

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;

  •  расширять  кругозор обучающихся;

  • воспитывать эстетический вкус.

                                                  Ход урока.

                                      1 этап. ОрганизационныйМотивирование к учебной деятельности

2 этап. Проверка д/з Упр 280

                                 3 этап.  Актуализация знаний. Формулирование темы.

Сколько на свете звуков?         Сколько звуков у речи?
Сколько  в лесу — снежинок,          Сколько струек у  речки.
Сколько в дожде дождинок.
Сколько в  песке  —   песчинок.

На эти вопросы ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, их так много.

А знаете, ребята. Чтобы составить несколько миллионов слов. Сколько надо звуков?(42)

    Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?

(Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.)

  • Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика.

(Корень, звонкийтранскрипция, приставка, ударение, подлежащее, суффикс, синонимы,  звук, фонетика, окончание, мягкий, синтаксис, морфема, согласный, основа, сонорный, гласный)   Проверка.

(Ответ: Звуки речи делятся на согласные и гласные.)

  • Перечислите все гласные звуки. Сколько их?

  • Какая позиция в слове является «опасной» для некоторых гласных?

( Слабая, в безударном положении)

2.  Послушайте, ребята, сказку.

Сказка о глухих и звонких согласных.

Пришли однажды  к  Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

— Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели?

— Может и заболели, — проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий  звук З, а на деле что получается?

На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными.

Может, звук З простудился и голос теряет?

— А вы на  что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.

Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:

— Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!

Улыбнулся Алфавит:

— Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.

—  О каких звуках идёт речь в сказке?

 — О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками, упоминается в сказке? ( Озвончение и оглушение.)

Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.

Прочитайте её, ответьте на вопрос: какие согласные претерпели изменения при письме?

(учащиеся: парные звонкие и глухие)

— Прочитаем, как нужно.

— Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?

(учащиеся: искажается смысл слов и фразы)

— Какой вывод можно сделать?

(нельзя подменять согласные)

Учитель: Проанализировав нашу работу, давайте попробуем сформулировать тему  сегодняшнего урока.

Итак, тема урока: «Согласные звонкие и глухие .

                      4 этап. Целеполагание и мотивация

— каковы же цели нашего урока?

  • знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова;

  • Знать, что по глухости-звонкости согласные бывают парными и непарными

                5 этап. Реализация. Первичное усвоение новых знаний.

   Получение новой информации происходит из

материала параграфа 56 стр. 130

Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На доске записаны значки . Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках.

V- знал(а)

+ — новое для меня

— — думал(а) иначе

? – осталось непонятным

       Работа с текстом после прочтения:

.   —  Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)

    — Какая информация была новой?

    —  А о чём вы думали иначе?

     -Что осталось непонятным?

6 этап. Первичная проверка понимания.        

— Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.

Кто сможет разгадать его?

б-п     г-к      д-т

в-ф    з-с      ж-ш

л   м  н  р  й

ч  щ    ц

Парные по звонкости-глухости

Всегда звонкие (сонорные)

Всегда глухие

(уч-ся думают и отвечают:  некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими)

  Учитель:  итак, мы с вами познакомились с согласными, которые имеют пары по звонкости-глухости, и такими, которые бывают только звонкими или только глухими. Узнали процессы, которые могут происходить в слове.

Задание: выпиши из стихотворных строчек слова, в которых есть только глухие согласные. Какой звук слышится на месте буквы Б в выделенном слове? Почему он не соответствует букве?


У папы три капли упали со шляпы.
Кошка согрела озябшие лапы.

Задание:

Индивидуальное: Выпишите слова с пропущенными буквами, вставив их. Объясните их правописание там, где это необходимо. Сделай транскрипцию

Выпиши слова в таком порядке: в которых 1. только глухие согласные, 2. только звонкие согласные, 3.те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные(работа в парах)

1.У Мари..ки и Серё..ки есть коври..ки и лепё..ки.

2.      У хорошей ска..ки хорошая развя..ка.

3.      Ло..ь всегда опередит
Истину немно..ко,
Но не бойтесь: победит
Правда-босоно..ка.

4.      Людоеда людое..
Приглашает на обе…
Людое.. ответил: — Нет!
Не пойду к тебе, сосе..
На обе.. попасть не худо,
Но отню..ь не в виде блюда!

Петушок1, гребешок3, травинка3, бровинка3, голова2, борода2, грива2, катушка1, кадушка3, лягушка3, пятка1, копыто1, корыто3, ириска3, сосиска1, домовой2, огороды2, колокольчики3, куёт3

Взаимопроверка + проверка

Задание:  каждому учитель даёт слова. Дети должны установить трудный согласный в слове и проверить его письменно. (для слабых)

1-й ученик: Поля                    2-й ученик: Диана                           3-й ученик Софья

Ястреб                                         косьба                                             отбой

Хрустнуть                                    властный                                       сердце

Клад                                             пастбище                                       ошибка

Площадь                                      уловка                                            пароход

Класс тем временем выполняет задание:

Определи, истинно или ложно высказывание: у всех согласных есть пары по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости.
Задание:в следующих словах найди непарные по  звонкости-глухости и твёрдости-мягкости звуки. Затранскрибируй выделенные слова.

Пулемётчик, молотьба, сыроежка, ромашка.

6 этап. Первичное закрепление.

УПР 285 стр 130

7 этап. Домашнее задание.

1)    параграф 56,

2)    упражнение 284

А ещё  я предлагаю вам побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, попробуйте выполнить их, а потом  , на следующем уроке, сможете оценить свои работы сами.

1 вариант

1. На какие две группы делятся гласные?

А)  Ударные и безударные Б)  парные и непарные; В) сильные и слабые

2Отметь слова, в которых все согласные — глухие:

а ) писать, витрина, поклон;

б ) капот(у машины), лошадь, кипит.

3.Укажите звонкие согласные:

 [ в ];  [ д ];  [ ц ];  [ ж ]; [ щ ]; [ ч ].

4. Сколько букв в русском алфавите?

А) 31; Б) 32; И) 33

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Коробка;Б) дуб;В) пруд;Г) молотьба.

2 вариант

1.На какие две группы делятся гласные?

А)  Ударные и безударные; Б)  парные и непарные; В) сильные и слабые

2.Отметь слова, в которых все согласные — звонкие:

а ) говорил, поил, мешал;

б ) теснота, говор, повар.

3.Укажите глухие согласные:

 [ м ]; [ х ]; [ й ]; [ р ]; [ з ]; [б ].

4. Сколько звуков в речи?

А) 47; Б) 60; В) 42.

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Мороз; Б) хоровод; В) варежка; Г) просьба.

8 этап. Рефлексия.

Мне сегодня понравилось на уроке…..

Я сегодня на уроке узнала…

На следующем уроке я бы хотела…

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Согласные твердые и мягкие»

Разработка открытого урока русского языка

в 5 классе

Согласные

твердые и мягкие

Разработала и провела учитель

русского языка и литературы

Додонова Ирина Ивановна

Тема урока: Согласные твердые и мягкие.

Цель урока: повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;

развивать навык характеристики согласных звуков по твердости-

мягкости, закрепить умение строить текст;

развивать речь обучающихся;

воспитывать любовь к матери.

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ

Оборудование: слайдовая презентация урока, таблички, учебник.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

СЛАЙД № 1

II. Повторение пройденного материала. Вопросно-ответная беседа.

1) Что изучается в фонетике?

2) Что изучается в графике?

3) Сколько в русском языке букв?

4) Сколько в русском языке звуков?

5) На какие 2 группы делятся звуки?

6) Какими бывают гласные?

7) Какими бывают согласные?

8) Чем отличаются буквы и звуки?

9) Чем отличаются буквы Ъ и Ь от других букв?

10) Какие изменения, происходящие со звуками, мы изучали

на предыдущем уроке?

(позиционные чередования звуков)

СЛАЙД № 2

СЛАЙД № 3

III. Поэтическая минутка.

СЛАЙД № 4

Если слышишь парный звук, будь внимателен, мой друг,

парный сразу проверяй, слово смело изменяй:

«зуб» на «зубы», «лед» на «льды» — будешь грамотным и ты.

— Где растет морковь? — На грядках.

— Буквы пишут где? — В тетрадках.

— Чистим что мы? — Зубки.

— Надеваем в холод? — Шубки.

— Любим все? — Снежки, салазки.

— А читаем часто? — Сказки.

Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!

— Грядка. Нет чего? — Нет гряДок.

— А тетрадка? — Нет тетраДок.

— Зубки! — Изменили – зуБы.

— Шубки! — Проверяем – шуБы.

Ждем снеЖинок и салаЗок. И побольше чудных скаЗок.

IV. Игра «Невидимка».

-А теперь, ребята, давайте поиграем. На доске слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Кстати, есть там такое, внутри которого прячутся два разных слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова-невидимки. (Обучающиеся находят и записывают слова лень, наряд, кран, лещ, рад, мел, ель, мех)

СЛАЙД № 5

— Видите, ребята, изменение одного только звука полностью меняет лексическое значение слова. А слова «мел» и «мель» различаются только тем, твердым или мягким звуком оканчивается слово. Именно об этом сегодня мы и будем говорить. Записывайте тему сегодняшнего урока.

СЛАЙД № 6

V. Введение нового материала.

1. Наблюдение за словами.

СЛАЙД № 7

-Обратите внимание, ребята, как мягкий знак изменяет слово и его лексическое значение. Меняется звуковой состав слова. Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки. Практически все слова русского языка имеют пару по твердости-мягкости. Но есть и такие, которые не могут образовать такой пары. Это согласные [ж], [ш], [ц] – они не могут образовать мягкой пары; и [ч’], [щ’], [й’] – они не могут образовать твердой пары.

2. Работа по таблице.

СЛАЙД № 8

(Обучающиеся записывают согласные звуки в тетрадки).

3. Работа с учебником. Чтение теоретической части учебника (стр. 107-108).

4. Наблюдение за словами и звуковым составом.

СЛАЙД № 9

5. Физминутка.

VI. Закрепление материала.

1. Выполнение упражнений 270, 274 (устно), 271 (письменно).

2. Игра «Превращения».

СЛАЙД № 10

3. Развитие речи. Создание текста.

СЛАЙД № 11

— Посмотрите на экран. Что нужно сделать, чтобы набор слов стал текстом?

(Ребята создают свои тексты, затем проверяют по следующему слайду).

СЛАЙД № 12

VII. Музыкальная минутка. Исполнение «Гимна гласным и согласным».

СЛАЙД № 13

VIII. Домашнее задание.

СЛАЙД № 14

IX. Итоги урока.

multiurok.ru

Конспект урока для 5 класса «Твердые и мягкие согласные»

Здесь Вы можете скачать Конспект урока для 5 класса «Твердые и мягкие согласные» для предмета : Русский язык. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Омирбекова Сабира Азимжановна

Мұқағали Мақатаев атындағы

Тірек мектебі «ресурс мектебі»

Орыс тілі мен әдебиет пәні мұғалімі

5 класс Русская речь

Тема урока: Твердые и мягкие согласные

Цели урока: 1. познакомить учащихся с твердыми и мягкими согласными; с обозначением мягкости согласного звука; с употреблением в русском языке твердых и мягких согласных.

2. развивать умения правильно употреблять пословицы и поговорки; умения првильно произносить слова с мягкими согласными.

3. воспитание интереса к устному народному творчеству.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: раздаточно-дидактический материал, опорная таблица

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

III. Проверка домашнего задания.

1.задание (ромбик)стр.19 подобрать несколько загадок или придумать самим

2. повторение правила

IV.Новая тема.

Слово учителя: Ребята, согласные звуки бывают твердые и мягкие. Мягкость согласного звукаобозначается на письме гласными буквами Е,Е,И,Ю,Я, а также мягким знаком Ь

В русском языке в одном слове могут быть и твердые, и мягкие согласные. Например: СОЛЬ МАЛЬЧИК МОРЕ МЫЛИ ГОВОРИЛИ

Задание №2 стр.20 работа над правильным произношением слов с мягкими и твердыми звуками и подбор слов с этими слогами.

Мягкий знак обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова (пять, тетрадь, сентябрь) и в середине слова перед твердыми согласными (письмо, возьму).

Правило на стр.20-21

V. Закрепление материала

Задание №1 стр 20

1.Устно ответить на вопрос: Чем отличаются пословицы от поговорок?

2. Списать четвертую пословицу, подчеркнуть в словах согласные буквы.

Задание №3 стр 21 устно

Задание №4 стр 21 письменно (Списать слова; подчеркнуть буквы, обозначающие мягкость согласных)

Задание №5 устно перевод на казахский язык

Задание (ромбик) стр 21

Игра «Найди слово» (кто быстрее найдет подходящие слова к схемам)

Задание 9 стр 21 письменно

*Чтение басни о твердом и мягком знаке стр 22

*Подберите слова к данным таблицам стр 22

VI. Домашнее задание.

1.задание № 8 стр.22 + составить рассказ о пословицах, которые вам нравятся

VII. Подведение итогов урока.

Комментирование оценок

docbase.org

Урок русского языка в 5 классе «Согласные мягкие и твердые»

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет – русский язык

Класс – 5.

Тема урока – Согласные твердые и мягкие.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

— знать особенности образования гласных звуков, их состав, смыслоразличительную роль согласных звуков; пары согласных по твердости – мягкости, а также непарные согласные; элементы транскрипции [ ‘]; роль Ь для обозначения мягкости согласных, правило употребления и неупотребления Ь для обозначения мягкости согласных;

— уметь различать согласные звуки по твердости – мягкости; называть пары согласных по твердости – мягкости, а также непарные согласные; различать в словах твердые и мягкие согласные; определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного; находить в словах мягкий согласный; употреблять Ь знак для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора написания.

способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснять; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Словарь урока: твердые и мягкие согласные.

Ресурсы урока: учебник «Русский язык. 5 класс» авт. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.и др; мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, ноутбук, раздаточный материал.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1 этап. Организационный момент

Проверяет готовность класса к уроку, мобилизует внимание учащихся.

Осознание включения в учебную деятельность

2 этап.

Мотивация

Выделяют первые звуки в словах, сравнивают их, делают вывод.

Формулируют тему урока.

Итог:

Учащимися совместно с учителем сформулирована тема:

Согласные твердые и мягкие.

3 этап. Актуализация знаний

  • Какие согласные имеют пары по твердости/мягкости?

  • Сколько таких пар в языке?

  • Какими буквами обозначаются парные мягкие согласные?

  • Какие согласные всегда мягкие?

  • Какие согласные всегда твердые?

  • Прочитайте слова. Как обозначается на письме мягкость каждого из согласных?

Кит, кисть, пенал, тюль, понял, нёбо.

Отвечают на вопросы.

Работают со словами.

4 этап.

Целеполагание

и планирование

Сформулируем цель нашей деятельности на уроке.

Что мы должны сделать для достижения поставленной цели?

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Обсуждают с учителем план урока.

Цель: углубить знания о твердых и мягких согласных, парных и непарных твердых согласных звуках, выделить способы обозначения мягкости на письме, научиться обозначать мягкость согласных на письме.

План:

  1. Изучить теоретический материал учебника.

  2. Выполнить тренировочные упражнения в группах и самостоятельно.

  3. Сделать вывод.

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Выполняют элементарные физические действия.

5 этап.

Открытие «нового» знания (изучение новой темы)

  1. Работа в группах

  1. Внимательно прочитайте материал §54 с. 127.

Глухие и мягкие звуки

(таблица представлена на слайде и на карточках для каждой группы)
  1. Проверка таблиц

  1. Работа со словами.

1 гр. – выпишите слова, где есть мягкие звуки.

2 гр. – выпишите слова, в которых количество букв не совпадает.

Мать, дом, рысь, сталь, лазурь, сын, лань, забор, морс, фасоль, июль, июнь, январь, мост.

(слова представлены на слайде)

Проверка.

  1. Первичное закрепление

Трещит на морозе (ели). (Медведи) не бродит по лесу. Спит в берлоге лохматый (звери).

Тихо скрипнула (двери). Вышел лесной (сторожа).

(слова представлены на слайде)

  • В каком числе стоят слова в скобках? Как вы их изменили?

  • Объясните, почему изменилось количество слогов в этих словах.

Работают в группах.

Изучают теоретический материал учебника.

Заполняют таблицу.

Выполняют упражнения на закрепление навыка нахождения и обозначения мягких звуков.

6 этап.

Включение знания в систему знаний (закрепление)

  1. Работа с учебником

Упр. 279 – устное выполнение.

  1. Самостоятельная работа

Спишите, вставляя пропущенные буквы, вверху над буквой запишите звук, который она обозначает.

Андр..ше подар..ли кот..нка. кол.. и Андр..ша играют с ним. У М..рзика б..лые л..пки и т..мный н..сик. он л..бит м..со и р..бу.

(текст представлен на слайде)

Проверка и анализ ошибок. (вариант правильного выполнения представлен на слайде)

Выполняют упражнение учебника.

Самостоятельно работают.

Анализируют допущенные ошибки и исправляют их.

7 этап.

Рефлексия и оценивание

  • Назовите тему и цели урока.

  • Какие трудности у вас появились в процессе работы?

  • Как вы их преодолели?

  • Достигли ли мы поставленной цели?

  • Ответы кого из одноклассников вам показались интересными?

  • Понравилось ли вам на уроке?

  • Какое настроение у вас сейчас?

Определяет степень соответствия поставленной цели и достигнутых результатов, отмечает наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывает оценочные суждения.

8 этап. Домашнее задание

§54, упр.280

infourok.ru

Советы рукодельницам