Конспект урока по русскому языку «Гласные и согласные буквы и звуки»

Конспект урока №

Предмет: Русский язык

Класс: 1

УМК: «Школа России»

Тема: Гласные и согласные звуки и буквы.

Цель: Совершенствование умения распознавать гласные и согласные звуки и буквы.

Формирование УУД:

1. личностные: мотивация учения;

2. познавательные: поиск и выделение информации, выбор оснований для сравнения;

3.коммуникативные: сотрудничество и самостоятельность в поиске и сборе информации;

4. регулятивные: контроль, планирование.

Этапы урока

Ход урока

I.Орг. момент

— Долгожданный дан звонок – начинается урок!

-Отгадайте загадки

1. Его не видно

В руки не взять

Но зато слышно ( Звук)

2. Чёрные птички

На каждой страничке.

Сидят, ожидают,

Когда их разгадают (буквы)

II.Актуализация знаний

— Сегодня мы начнём изучать новую тему, а как называется тема урока, вы догадаетесь после задания.

— Сейчас закройте глаза. Послушайте внимательно. (Раздаются звуки) Что вы услышали? (Услышали звуки)

— А сейчас посмотрите на доску. Что написано? (буквы)

— На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).

— Назовите согласные…

— Назовите гласные ….

III.Формулирование темы и целей урока.

— Кто уже догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о звуках и буквах). Тема нашего урока: Гласные и согласные звуки и буквы!

— А какие цели поставим перед собой на уроке?: узнать, чем отличается звук от буквы, гласный звук от согласного; повторить сколько в русском алфавите гласных букв, а сколько звуков, и какая буква звука не обозначает; также, какими бывают согласные звуки.

IV. Открытие нового знания

-Итак, открываем тетради, записываем число и месяц.

Минутка чистописания

— Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую, букву мы будем писать на минутке чистописания.

А и Б сидели на трубе.
А упало, Б пропало,
Кто остался на трубе? (Буква «И»)

-Откройте учебник на стр .35

-Напишите в тетради по образцу заглавную и строчную букву И, и— одну строчку.

-Спишите предложение из упр. 58.

-Положили ручки и смотрим снова на доску.

Мы разделили эти буквы на 2 группы у доски. По какому признаку вы разделили буквы? Докажите: (слайд )

Задание: «Реши проблему» Чем отличаются звуки от букв? ( Звуки слышим и произносим, а буквы видим и пишем). Давайте внимательно рассмотрим ленту букв.

 — Почему одни букв выделены красным цветом, другие синим? (красным цветом — гласные, синим — согласные). Почему 2 буквы у нас остались серыми? (это ъ и ь знак — они не имеют звука)

 —  Что мы знаем о гласных звуках? (гласные поются)

 — Сколько их в русском языке? (6) А сколько  гласных букв?(10)

— Давай вспомним как произносятся гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

 —  Какие из этих букв могут обозначать два звука? (я, ё, е, ю) (Я-йа, Ё –йо, Е –йэ, Ю –йу)

 — Когда они обозначают два звука?(в начале слова, после гласных, перед ъ и ь знаками).

 — Для чего нужные гласные звуки?

(Гласные звуки нужны для образования слога.

— А как мы делим слова на письме? (на слоги)

Запомни, сколько в слове гласных, столько и слогов!

-А ты  знаешь стихотворения о согласных звуках?

Тогда я тебе сейчас буду читать, а вы повторяйте за мной:

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс – змеиный слышен свист,

Шшш – шуршит опавший лист.

Жжж – шмели в саду жужжат

 — Что ты можешь сказать про согласный звук? (они не поются)

— На какие группы делятся согласные звуки?( на мягкие и твёрдые, на глухие и звонкие, на парные и непарные)

  — Ну и последнее, согласный звук может образовать слог без гласного? (нет, слог образуется только вместе с гласным звуком)

История про буквы

Вот послушайте такую историю… 

Поспорили однажды

Гласные с Согласными

И сказали гласные:

— Какие мы прекрасные!

Чудесно мы поём,

Всем радость мы несём!

Тут гласные запели:

— А-а-а! О-о-о! У-у-у!

Как флейты заиграли

На праздничном балу.

-Да, можете вы петь,

А мы – зззвенеть, шшшуметь! –

Ответили Согласные.

-И мы вам скажем прямо:

Вас очень-очень мало.

А нас ведь всё же больше.

Звучать мы можем дольше.

А значит мы нужнее,

И вас мы поважнее.

Не понимают звуки,

Что споры их смешны:

Ведь человеку в речи

Все звуки так нужны.

И Гласные с Согласными

Неразделимы –

Все звуки в языке

Незаменимы.

Физ. минутка. «Похлопаем – потопаем!»

СТОЯ. Поиграем. Условия игры: услышите гласный звук – хлопнете над головой в ладоши, согласный – потопаете ножками.

 СИДЯ. Пальчиковая гимнастика.

— А сейчас мы должны выполнить разминку для пальчиков, чтобы красиво и правильно делать упражнения в тетради. (буквы: с, о, х, л, т)

VПрименение нового знания

— И теперь немножко потренируемся в применении наших знаний.

1. Игра — задание «Путаница».

На доске слова: дом, трава, утка, олень, ива, кошка.

Записать слова в два столбика:

1 столбик — начинаются с гласного звука

2 столбик — начинаются с согласного звука

Определить сколько букв, сколько звуков в слове.

— 2. Игра — задание «Птицы».

На доске рисунки птиц (дятел, синица, сова, воробей, грач, ворона).

— Узнайте птиц по рисунку. Впишите названия. Поставить красные точки под буквами, обозначающие гласные звуки.

— В какую группу входят эти птицы? (зимующие)

3. Индивидуальная работа учащихся. Работа по карточкам). Задание: вставить пропущенные согласные буквы в тексте.

VI. Итог урока

Вопросы по уроку:

— Что изучали и повторили на уроке?
— Определи различие между буквами и звуками?
— Является ли истинным высказывание «Количество слогов определяется по количеству гласных в слове»?

Информация о задании.

Повтори все гласные и согласные звуки и буквы.

Рефлексия. 

— Что тебе больше всего понравилось на уроке?

— Продолжи высказывания:
Мне понравилось…
У меня получилось…
Мне было трудно…

infourok.ru

Тема:Конспект урока «Гласные и согласные звуки и буквы.»

Тема: Гласные и согласные звуки и буквы.

Цели:

  1. Обучающие:

— обобщить знания учащихся о роли гласных и согласных звуков и букв  в языке;

— продолжить формирование умения выделять гласные и согласные звуки и буквы и давать им характеристику;

— актуализировать знания учащихся о работе гласных и согласных букв;

— обеспечить применение учащимися знаний на практике.

  1. Воспитывающие:

— возбудить интерес к изучению русского языка как науки;

— создать условия для заинтересованной работы на уроке;

3. Развивающие:

— содействовать расширению кругозора;

— развивать речь;

Оборудование к уроку: тетрадь и другие канцелярские принадлежности, компьютер, лента букв.

Ход урока:

1) Организационный этап: (проверка готовности к уроку, правильная осанка).

-С радостью пришла учиться ты сегодня?

— Что необходимо каждому ученику, чтобы стать прилежным учащимся?

Запомни, тот, кто много трудится, у него что-то да получится. «Учение и труд все перетрут»

-Как ты понимаешь смысл этой пословиц? Есть еще одна пословица, которая нам сегодня поможет на уроке: «Повторенье — мать ученья»

2))Сообщение темы и целей урока&

Сегодня  мы отправимся в увлекательное путешествие по Стране гласных и согласных звуков и букв , где ты вспомнишь  гласные и согласные звуки, для чего они нужны и какие функции выполняют.

Пальчиковая гимнастика.

А сейчас мы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради

 — заведем мотор машины

(вращение кулаков)

-покажите как работает наше сердце

(сжимание и разжимание рук)

 -поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз

 (большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку)

 -раз,два, три, четыре, пять,(сгибаются пальцы по порядку в кулак)

 и  сразу:

  все пальчики ушли спать.(наклон кулачков)

 -вдруг проснулись ,потянулись.

Разминку сделали просто замечательно. Теперь наши пальчики и руки будут хорошими помощниками.

3)Актуализация знаний:

1) Минутка чистописания.

 — Открываем тетради и записываем число и “Классная работа”

 — Какую букву ты больше всего хочешь сейчас написать?

 — Охарактеризуй эту букву и ее звук?

 — Запиши в тетрадь заглавную и строчную рядом. Продолжи таким образом ряд до конца строки. Выбери самые красивые буквы и подчеркни.

 — Молодец!

4) Обобщение и систематизация знаний

а) — А теперь я открываю ленту букв. Давай внимательно рассмотрим ее.

 — Почему одни букв выделены красным цветом, другие синим?(красным цветом -гласные, синим — согласные). Почему 2 буквы у нас остались серыми?(это ъ и ь хнак.они не имеют звука)

 —  Что ты знаешь о гласных звуках?(гласные поются)

 — Сколько их в русском языке? (6) А сколько  гласных букв?(10)

— Давай вспомним как произносятся гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

  — Как на письме записываются звуки?(в квадратных скобках)

 — Назови буквы гласных звуков, обозначающих твердость согласного звука (а, о, у, ы, э)

 — Назовите буквы гласных звуков, обозначающих мягкость согласного звука (я, е, ё, и, ю)

 —  Какие из этих букв могут обозначать два звука? (я, ё, е, ю) (Я-йа, Ё –йо, Е –йэ, Ю –йу)

 — Когда они обозначают два звука?(в начале слова, после гласных, перед ъ и ь знаками)

 — Давай приведём примеры таких слов.

Например, ясно, поёт, льёт, подъезд.

 — Может ли слог состоять только из одного гласного звука?(да)

 — А без гласных звуков может состоять слог?(нет)

 — Давай сделаем вывод, для сего нужные гласные?

(Гласные звуки нужны для образования слога.)

 -Попробуй разобрать слова, которые мы приводили ранее, по слогам.(яс-но, по-ёт, подъ-езд -по 2 слога, а в слове льёт -один слог)

Запомни, сколько в слове гласных, столько и слогов!

б) Гимнастика для глаз.

Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

в) На экране звуки: [г], [р], [м], [в], [у], [ф].

-Какой звук лишний?[у] Почему?(гласный, а остальные-согласные)

-А ты  знаешь стихотворения о согласных звуках?

Тогда я тебе сейчас буду читать, а ты-повторяй за мной:

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс – змеиный слышен свист,

Шшш – шуршит опавший лист.

Жжж – шмели в саду жужжат,

Ррр – моторы тарахтят.

г)-Как произносятся согласные звуки?

 — Что ты можешь сказать про согласный звук? (он состоит из голоса и шума или только из шума)

Какие буквы обозначают согласные звуки? (б,в,г,д,ж,з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ)

— На какие группы делятся согласные звуки?( на мягкие и твёрдые, на глухие и звонкие, на парные и непарные)

Чем обозначается мягкость на письме согласного звука?(обозначается гласными буквами е,ё, ю, и, я, а также мягким знаком)

— Я тебе приведу для сравнения такие слова — лук-люк, мел-мель.Где мягкие согласные, а где твёрдые, скажи?

— А теперь мы с тобой переключимся на парные согласные.

Назови мне пары!(б-п,в-ф,г-к,д-т,ж-ш,з-с — твердые и такие же мягкие)

 — Остальные согласные у нас остались без пары.

— Назови буквы непарных звонких согласных звуков (л,м,н,р,й)

 — Что можешь сказать о буквах ха, це, че, ща? (буквы непарных глухих согласных звуков)

 —  Назовите буквы всегда мягких согласных звуков. (й, ч, щ )

 — Назовите буквы всегда твердых согласных звуков. (ж, ш, ц)

— И еще раз повторим, чем отличается от всех других букв Ь и Ъ? (они не обозначают звука)

  — Ну и последнее, согласный звук может образовать слог без гласного?(нет, слог образуется только вместе с гласным звуком)

Молодец! Ты успешно прошла проверку на знание гласных звуков!

д) Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять

Начал заинька скакать,

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

5)Применение знаний и умений в новой ситуации

а) А теперь немножко потренируемся в применении наших знаний.

 — На экране расположены буквы: З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю, Б.

Раздели эти буквы на 2 группы .

 — По какому признаку ты разделила буквы?(гласные и согласные)

Назови буквы каждого ряда. Дополни каждый ряд своими примерами по две буквы.

Подбери слова, которые начинаются с букв, обозначающих согласные звуки. А теперь, гласные.

б) Отгадай загадки и мы сделаем звуковой анализ слов-отгадок.

Вот по небу мчится конь –

Из – под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.    (гроза).

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде – нигде меня

Не бывает без огня.         (дым)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне.    (мыло).

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

— Что изучали и повторили на уроке?
-Определи различие между буквами и звуками?
— Является ли истинным высказывание «Количество слогов определяется по количеству гласных в слове»?

За урок я тебе ставлю оценку 5(4, 3..)

7)Информация о домашнем задании

Повтори все гласные и согласные звуки и буквы.

Выпиши из последней загадки 5 слов и сделай звуковой анализ.

8)Рефлексия. 

 — Что тебе больше всего понравилось на уроке?

— Продолжи высказывания:
Мне понравилось…
У меня получилось…
Мне было трудно…

infourok.ru

Конспект урока «Согласные и гласные звуки и буквы»

Согласные и гласные звуки и буквы.

Чтение слов с изученными буквами. Зима в лесу.

(учитель: Рязанова Елена Анатольевна)

Тип урока: обобщение изученного

Цель: закрепить знания учащихся об изученных буквах и звуках.

Задачи:

  1. образовательные:

    • закрепить знания учащихся об изученных буквах;

    • закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова;

    • продолжить формировать умения работать с текстом;

    • продолжить формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;

    • формировать творческую активность учащихся;

    • формировать фонематический слух;

  2. воспитательные:

    • воспитывать любовь к животным;

    • содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

    • содействовать профилактике утомляемости учащихся;

  3. развивающие:

    • развивать наблюдательность;

    • развивать и обогащать речь учащихся;

    • развивать логическое мышление;

    • развивать познавательный интерес к чтению;

    • способствовать развитию эмоциональной сферы.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование навыка чтения слов, предложений, текстов с изученными буквами

Коммуникативные: формирование умения работать в парах, в коллективе, обосновывать свою точку зрения

Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность, толерантность, умение

принимать точку зрения другого ученика.

Познавательные: формирование умения строить речевые высказывания,

работать с информацией, рефлексивность.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, мультимедиа.

1.Организационный момент.

Вспомните основные правила успешной учёбы.

-Сижу правильно.

-Слушаю внимательно.

-Стараюсь.

2.Целеполагание и мотивация.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе,- на земле

Жили буквы в одной стране.

Были царь там и царица.

Как нам ими не гордиться?

Азбукой царицу звали.

Алфавитом царя величали.

В долгом времени аль вскоре

Приключилось с ними горе:

Буквы все вдруг потерялись,

Все куда-то разбежались.

Отродясь такой печали

Царь с царицей не видали.

Стали думать да гадать

Кого на помощь им позвать.

Может мы, ребята, с вами

Им помощниками станем?

Паровозик уже нас ждёт

В дальний путь всех повезёт. ( Дети изображают движение паровозика)

3. Обобщение и систематизация знаний.

Мы попали в зимний лес,

Где полным-полно чудес.

Расскажите-ка , ребятки,

Обо всем, что на полянке.

Дети составляют предложения по картине зимнего леса.

Может быть буквы в лесу заблудились?

Может с дороги в пути они сбились?

Давайте мы песенку буквам споём.

И песёнкой этой их позовём.

-Какие звуки мы сможем спеть?

-Почему они легко поются?

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А О У Ы З Э Я Ё Ю И Е

Вот чудеса!

Все гласные вдруг прибежали сюда!

А как же согласные мы найдём?

Ведь песенку с ними мы не споём?

-Что вы знаете о согласных?( при произношении во рту –препятствия, бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные)

-С кем дружат звонкие согласные?

Колокольчик наш, помоги!

Звонкие согласные нам позови!

Красивое дерево выросло здесь!

И звонких согласных на нём нам не счесть!

Н М Л Р Й Б В Г Д Ж З (чтение согласных звуков твёрдо-мягко)

-Какие звонкие согласные звуки не имеют пары по твёрдости или мягкости?

Но как же глухие нам звуки найти?

Смотрите, ребята, тут чьи-то следы!

Давайте по ним вперёд пойдём,

А вдруг остальные буквы найдём?

Чтение слов на следах. Физминутка

Мы вер-нём-ся до-мой, ког-да ре-бя-та вы-пол-нят на-ши за-да-ни-я.

4. Применение знаний при решении практических задач.

Работа на листочках.

1.Прочитай слова по столбикам.

лыжи -Что общего в значении этих слов? (предметы для зимних

развлечений)

коньки -Что общего в написании этих слов? (два слога)

санки -Как узнать, сколько в слове слогов?

снежки — Выделите слоги, поставьте ударение в словах.

снежинки -Что общего в написании этих слов? (-снеж- , корень)

снегопад — Какое слово в написании отличается от других?

Почему?(Снегурочка)

снеговик — Составьте схему слова снежинки.

Снегурочка

2.Закончи пословицы. (Соедини стрелками). Объясни смысл.

Декабрь год кончает, зиму ……….. мороз

Береги нос в большой ………….. начинает

Любишь кататься – люби и саночки ……. возить

В зимний холод всякий …….. друга

Сугроб да вьюга – два ……. молод

3. Прочитайте текст.

Ночью выпал снег.

Деревьях нарядились в белые тёплые шубки.

Ели надели пушистые шапки.

Мороз нарисовал на окнах красивые узоры.

Город стал чистым и белым.

Глаза радуются снежной чистоте.

Беседа по тексту:

-Когда выпал снег?

— Во что нарядились деревья?

-Что надели ели?

-Что сделал мороз?

-Каким стал город?

-Чему радуются глаза?

На доске появляются глухие согласные.

П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ (чтение согласных звуков твёрдо-мягко)

-Какие глухие согласные звуки не имеют пары по твёрдости или мягкости?

Все буквы мы с вами, ребята, нашли.

Значит сегодня мы все … молодцы!

Царь возвращению букв очень рад.

Решил он устроить бал –маскарад!

Ёлка на бал ему очень нужна,

Но ёлки в лесу рубить нам нельзя!

Давайте же елочку подарим ту, что сделали сами-

Своими добрыми и тёплыми руками!

На доску прикрепляем ёлку из ладошек ,которую сделали на уроке труда.

5.Закрепление

Последнюю помощь царю мы окажем-

Какое платье надеть буквам подскажем.

На доске возле ёлки прикреплены силуэты сказочных человечков белого цвета с буквами, дети называют цвет платья (гласный – красный, твёрдый согласный – синий, мягкий – зелёный), силуэт переворачивается и становится цветным)

6.Рефлексия.

-Вот и закончилась наша сказка.

-Дети, какие знания помогали вам выполнять задания?

infourok.ru

«Звуки гласные и согласные» (конспект и презентация)

Технологическая карта урока обучение чтению по теме:

«Звуки гласные и согласные»

1 класс

Пояснительная записка

Урок составлен по теме: «Звуки гласные и согласные».

Образовательная система «Школа России»

Предмет: обучение грамоте

Класс: 1

Учебное пособие: учебник «Азбука» В.Г.Горецкого

Цель урока:

Дать понятие «гласные и согласные» звуки через организацию частично — поисковой деятельности.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с особенностями гласных и согласных звуков;

  • учить выполнять звуковой анализ слов;

  • учить различать звуки: гласные и согласные;

  • характеризовать заданный звук, называть его признаки.

развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы.

воспитательная:

  • воспитывать интерес к чтению;

  • прививать навыки культурного общения;

  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга;

  • знать и стремиться выполнять правила работы в группы.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Оборудование: карточки для схемы предложения, квадраты для схемы слова, тетради по обучению грамоте, компьютерная презентация, кружки для оценивания работы.

Планируемые результаты:

предметные:

различает звуки гласные и согласные

личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

  • понимает причины успеха в учебной деятельности

метапредметные универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

познавательные

  • использует знако-символические средства при оформлении звукового состава слова;

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

Методы обучения:

 Словесный, наглядный, проблемный, частично — поисковый.

Формы обучения:

План урока:

1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

2.. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Первичное закрепление

6. Включение в систему знаний и повторение.

8. Рефлексия

Технологическая карта урока

Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

2 мин

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

 

 

 Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!.

Личностные: мотивация, самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

 

5 мин

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 

 

— На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Сайд2.

— Давайте расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете?

– Приведите примеры устной и письменной речи.

– Из чего состоит наша речь?

– Послушайте мою речь и определите, что я скажу: – Листья тополя пожелтели.

– Кто может составить схему этого предложения?

\______ _____ _____ .

Слайд 3. Проверяем.

— Произнесите ещё раз предложение шёпотом своему соседу. А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово.

– Сколько слов в этом предложении?

– Чем отделяются друг от друга слова в устной речи?

– Что вы услышали, когда произносили слова?

– Из чего же состоят слова?

 -Какие бывают звуки?

Дети называют героев мульфильма.

Письменная и устная речь.

Дети приводят примеры.

Из предложений.

Это предложение.

Ученик у доски составляет схему.

Дети выполняют работу.

Дети выполняют.

Три слова.

Паузами.

Звуки.

Из звуков.

Не знаем.

Познавательные

Регулятивные

Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)

Коммуникативные: умение работать в паре и все вместе.

Познавательные:

логические: анализ объектов

4 мин

3. Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 — Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему.

— Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей

— Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту.

Слайд 4.

— Что вы узнали про аиста?

— Произнесите еще раз это слово.

Запишем звуковой состав: (схема)

-Какие звуки мы слышим?

 

 Да

Аист

Высказывания детей

Один человек на доске, остальные в тетради для печатания

Не знаем. Разные.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

Регулятивные:

планировать, определять последовательность действий

Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)

Познавательные: постановка учебной проблемы

9 мин

4. «Открытие» нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук.

Звуковой анализ. (групповая работа).

1.– Хором назовите первый звук в этом слове, а теперь – последний.

— Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки?

— Давайте понаблюдаем — еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…

Теперь громче, еще громче.

— Что происходит со ртом?

— Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

— Получилось?

— Почему?

— Нам помогает произносить звуки воздух.

Когда мы говорим звук [a], воздух проходит свободно, не встречая преград.

Как открыт рот?

-А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.

— Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.

Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.

Физкульминутка

— Встаньте. Покажите.

— Как ходит курица? А как она кричит?

— Как ходит петух? А как он кричит?

— Как ходит утка? А как она кричит?

— Как прыгает лягушка? А как она кричит?

— Какая картинка лишняя? Почему?

Слайд 5.

  1. Знакомство с согласными звуками.

1.– Какой звук одинаковый вы услышали?

Произнесите его!

— Воздух проходит свободно?

2.– А теперь произнесите последний звук в слове аист.

— Воздух тоже проходит свободно или есть преграда?

— Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!

Звуки, при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.

Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.

Определение темы урока:

– Как же можно назвать тему нашего урока?

[а]

[т]

по-разному

Открывается

Нет

Версии детей

Широко

Дети выполняют движения

Ко – ко – ко!

Ку-ка-ре-ку!

Кря! Кря!

Ква — ква!

Лягушка не птица

[ к ]

Нет

[т]

Есть

Нет

Гласные и согласные звуки

Коммуникативные: умение работать в группе.

Познавательные: логические – выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Познавательные: постановка и решение проблемы с помощью учителя

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

планировать, определять последовательность действий

 Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

8 мин

5. Первичное закрепление

Помогите Маше

1.Игра «Доскажи словечко»

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поет

Звук получается…

Слайд 6.

Отгадай

А какие звуки согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… — змеиный слышен свист.

Шшш… — шуршит опавший лист.

Жжж… — шмели в саду жужжат.

Ррр… — моторы тарахтят.

Слайд 7.

-Как отличить гласный звук от согласного?

2. Работа по учебнику с.14-15.

а)- Понаблюдайте, как вы произносите разные звуки.

Слайд 8.

б)- Какие звуки приходят к финишу первыми? Слайд 9.

— Кто умет читать, прочитайте.

— Почему?

в) — Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 14. Какие звуки произносятся на месте красных квадратов?

— Почему у разных слов одинаковые схемы?

— Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 15.

— Соотнесите рисунки и схемы.

Дети играют

 

 Гласный

 Дети отгадывают

 

Согласные

 Высказывания детей

 Работа в парах

 Гласные

Они не встречают во рту преград.

Гласные

По количеству звуков

Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные: умение работать в паре; учитывать разные мнения

Личностные: формировать умение высказывать свое мнение. Познавательные: знаково-символические действия (моделирование).

Выбор оснований и критериев для сравнения.

5 мин

6. Включение в систему знаний и повторение.

Игра «Поймай звук»

Встаньте

– Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете.

(утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка)

Миша вас проверяет.

Слайд 10.

Работа с иллюстрацией по учебнику с.15.

-Кого мы видим на переднем плане?

— Чем они заняты?

— Составьте рассказ про детей. Придумайте им имена. Составьте схемы. Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это.

 Дети ловят гласные звуки

Мышь, морковь, малина, ложка, лук ,лужа.

Высказывания детей

Дети выполняют работу самостоятельно.

Познавательные: логические сравнение и классификации объектов Регулятивные: самоконтроль деятельности; самооценка результатов работы.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений

2 мин

7. Рефлексия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

— Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

— Какой была тема урока?

 — Какие цели вы ставили?

 — Удалось ли достичь этих целей?

 — Возникали у вас затруднения?

 — Вы смогли их преодолеть?

3.Самооценка 

Оцените свою работу на уроке.

— Если вам было интересно, все понятно, все получалось

— Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки

— Если не разобрались в теме, было не очень интересно

Слайд 11.

— Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.

 

 

 

Звуки гласные и согласные. Научиться различать звуки речи

-Да.

 -Да.

 -Да

 

Показывают сигналы.

Зеленый кружочек

 Желтый кружочек

 Красный кружочек

Регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: самооценка

Ход урока

I Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем

— Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Повторение изученного

— На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Сайд 2.

— Давайте расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете?

– Приведите примеры устной и письменной речи.

– Из чего состоит наша речь?

– Послушайте мою речь и определите, что я скажу: – Листья тополя пожелтели.

– Кто может составить схему этого предложения?

\______ _____ _____ .

. Проверяем Слайд 3

— Произнесите ещё раз предложение шёпотом своему соседу.

— А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово.

– Сколько слов в этом предложении?

– Чем отделяются друг от друга слова в устной речи?

– Что вы услышали, когда произносили слова?

– Из чего же состоят слова?

 -Какие бывают звуки?

III. Постановка учебной задачи

Звуковой анализ слова

 — Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему.

— Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей.

— Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту.

Слайд 4.

— Что вы узнали про аиста?

— Произнесите еще раз это слово.

Запишем звуковой состав: ( схема)

-Какие звуки мы слышим?

IV. «Открытие» нового знания

1. Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук.

Звуковой анализ. (групповая работа).

1.– Хором назовите первый звук в этом слове,

а теперь – последний.

— Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки?

— Давайте понаблюдаем — еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…

Теперь громче, еще громче.

— Что происходит со ртом?

— Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

— Получилось?

— Почему?

— Нам помогает произносить звуки воздух.

2. Когда мы говорим звук [a], воздух проходит свободно, не встречая преград.

— Как открыт рот?

-А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.

Звуки при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.

Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.

Физкульминутка

— Встаньте. Покажите.

— Как ходит курица? А как она кричит?

— Как ходит петух? А как он кричит?

— Как ходит утка? А как она кричит?

— Как прыгает лягушка? А как она кричит

— Какая картинка лишняя? Почему?

Слайд 5.

  1. Знакомство с согласными звуками.

1.– Какой звук одинаковый вы услышали? Произнесите его!

— Воздух проходит свободно?

2.– А теперь произнесите последний звук в слове аист.

— Воздух тоже проходит свободно или есть преграда?

— Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!

Звуки при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.

Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.

3.Определение темы урока:

– Как же можно назвать тему нашего урока?

V. Первичное закрепление

— Помогите Маше

1. Игра «Доскажи словечко»

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поет

Звук получается…

Отгадай Слайд 6.

— А какие звуки согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… — змеиный слышен свист.

Шшш… — шуршит опавший лист.

Жжж… — шмели в саду жужжат.

Ррр… — моторы тарахтят. Слайд 7.

-Как отличить гласный звук от согласного?

а) — Понаблюдайте, как вы произносите разные звуки.

Слайд 8.

б) — Какие звуки приходят к финишу первыми?

— Кто умет читать, прочитайте

— Почему?

в) -Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 14.

— Какие звуки произносятся на месте красных квадратов?

— Почему у разных слов одинаковые схемы?

— -Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 15.

— Соотнесите рисунки и схемы.

VI. Включение в систему знаний и повторение.

Игра «Поймай звук» (стоя)

– Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете.

(утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка). Миша вас проверяет.

Слайд 10.

Работа с иллюстрацией по учебнику с.15.

-Кого мы видим на переднем плане?

— Чем они заняты?

— Составьте рассказ про детей.

— Придумайте им имена.

— Составьте схемы.

— Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это.

III. Рефлкесия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

— Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

— Какой была тема урока?

 — Какие цели вы ставили?

 — Удалось ли достичь этих целей?

 — Возникали у вас затруднения?

 — Вы смогли их преодолеть?

3.Самооценка 

Оцените свою работу на уроке.

— Если вам было интересно, все понятно, все получалось, поднимите зеленый кружок.

— Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки, поднимите жёлтый кружок.

— Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите красный кружок.

Слайд 11.

— Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по теме:»Гласные и согласные звуки и буквы»

Класс: 2

Тема: Гласные и согласные звуки и буквы.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

Главная дидактическая цель урока:

Обобщить  знания о гласных и согласных, привести их в систему

Цели:

  1. Обучающие:

— обобщить знания учащихся о роли гласных и согласных звуков и букв  в языке;

— продолжить формирование умения выделять гласные и согласные звуки и буквы и давать им характеристику;

— актуализировать знания учащихся о работе гласных и согласных букв;

— обеспечить применение учащимися знаний на практике.

  1. Воспитывающие:

— возбудить интерес к изучению русского языка как науки;

— создать условия для заинтересованной работы на уроке;

3. Развивающие:

— содействовать расширению кругозора;

— развивать речь;

Оборудование к уроку: тетрадь и другие канцелярские принадлежности, компьютер, лента букв.

Ход урока:

1) Организационный этап: (проверка готовности к уроку, правильная осанка).

-С радостью пришла учиться ты сегодня?

— Что необходимо каждому ученику, чтобы стать прилежным учащимся?

Запомни, тот, кто много трудится, у него что-то да получится. «Учение и труд все перетрут»

-Как ты понимаешь смысл этой пословиц? Есть еще одна пословица, которая нам сегодня поможет на уроке: «Повторенье — мать ученья»

2))Сообщение темы и целей урока&

Сегодня  мы отправимся в увлекательное путешествие по Стране гласных и согласных звуков и букв , где ты вспомнишь  гласные и согласные звуки, для чего они нужны и какие функции выполняют.

Пальчиковая гимнастика.

А сейчас мы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради

 — заведем мотор машины

(вращение кулаков)

-покажите как работает наше сердце

(сжимание и разжимание рук)

 -поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз

 (большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку)

 -раз,два, три, четыре, пять,(сгибаются пальцы по порядку в кулак)

 и  сразу:

  все пальчики ушли спать.(наклон кулачков)

 -вдруг проснулись ,потянулись.

Разминку сделали просто замечательно. Теперь наши пальчики и руки будут хорошими помощниками.

3)Актуализация знаний:

1) Минутка чистописания.

 — Открываем тетради и записываем число и “Классная работа”

 — Какую букву ты больше всего хочешь сейчас написать?

 — Охарактеризуй эту букву и ее звук?

 — Запиши в тетрадь заглавную и строчную рядом. Продолжи таким образом ряд до конца строки. Выбери самые красивые буквы и подчеркни.

 — Молодец!

4) Обобщение и систематизация знаний

а) — А теперь я открываю ленту букв. Давай внимательно рассмотрим ее.

 — Почему одни букв выделены красным цветом, другие синим?(красным цветом -гласные, синим — согласные). Почему 2 буквы у нас остались серыми?(это ъ и ь хнак.они не имеют звука)

 —  Что ты знаешь о гласных звуках?(гласные поются)

 — Сколько их в русском языке? (6) А сколько  гласных букв?(10)

— Давай вспомним как произносятся гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

  — Как на письме записываются звуки?(в квадратных скобках)

 — Назови буквы гласных звуков, обозначающих твердость согласного звука (а, о, у, ы, э)

 — Назовите буквы гласных звуков, обозначающих мягкость согласного звука (я, е, ё, и, ю)

 —  Какие из этих букв могут обозначать два звука? (я, ё, е, ю) (Я-йа, Ё –йо, Е –йэ, Ю –йу)

 — Когда они обозначают два звука?(в начале слова, после гласных, перед ъ и ь знаками)

 — Давай приведём примеры таких слов.

Например, ясно, поёт, льёт, подъезд.

 — Может ли слог состоять только из одного гласного звука?(да)

 — А без гласных звуков может состоять слог?(нет)

 — Давай сделаем вывод, для сего нужные гласные?

(Гласные звуки нужны для образования слога.)

 -Попробуй разобрать слова, которые мы приводили ранее, по слогам.(яс-но, по-ёт, подъ-езд -по 2 слога, а в слове льёт -один слог)

Запомни, сколько в слове гласных, столько и слогов!

б) Гимнастика для глаз.

Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

в) На экране звуки: [г], [р], [м], [в], [у], [ф].

-Какой звук лишний?[у] Почему?(гласный, а остальные-согласные)

-А ты  знаешь стихотворения о согласных звуках?

Тогда я тебе сейчас буду читать, а ты-повторяй за мной:

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс – змеиный слышен свист,

Шшш – шуршит опавший лист.

Жжж – шмели в саду жужжат,

Ррр – моторы тарахтят.

г)-Как произносятся согласные звуки?

 — Что ты можешь сказать про согласный звук? (он состоит из голоса и шума или только из шума)

Какие буквы обозначают согласные звуки? (б,в,г,д,ж,з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ)

— На какие группы делятся согласные звуки?( на мягкие и твёрдые, на глухие и звонкие, на парные и непарные)

Чем обозначается мягкость на письме согласного звука?(обозначается гласными буквами е,ё, ю, и, я, а также мягким знаком)

— Я тебе приведу для сравнения такие слова — лук-люк, мел-мель.Где мягкие согласные, а где твёрдые, скажи?

— А теперь мы с тобой переключимся на парные согласные.

Назови мне пары!(б-п,в-ф,г-к,д-т,ж-ш,з-с — твердые и такие же мягкие)

 — Остальные согласные у нас остались без пары.

— Назови буквы непарных звонких согласных звуков (л,м,н,р,й)

 — Что можешь сказать о буквах ха, це, че, ща? (буквы непарных глухих согласных звуков)

 —  Назовите буквы всегда мягких согласных звуков. (й, ч, щ )

 — Назовите буквы всегда твердых согласных звуков. (ж, ш, ц)

— И еще раз повторим, чем отличается от всех других букв Ь и Ъ? (они не обозначают звука)

  — Ну и последнее, согласный звук может образовать слог без гласного?(нет, слог образуется только вместе с гласным звуком)

Молодец! Ты успешно прошла проверку на знание гласных звуков!

д) Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять

Начал заинька скакать,

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

5)Применение знаний и умений в новой ситуации

а) А теперь немножко потренируемся в применении наших знаний.

 — На экране расположены буквы: З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю, Б.

Раздели эти буквы на 2 группы .

 — По какому признаку ты разделила буквы?(гласные и согласные)

Назови буквы каждого ряда. Дополни каждый ряд своими примерами по две буквы.

Подбери слова, которые начинаются с букв, обозначающих согласные звуки. А теперь, гласные.

б) Отгадай загадки и мы сделаем звуковой анализ слов-отгадок.

Вот по небу мчится конь –

Из – под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.    (гроза).

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде – нигде меня

Не бывает без огня.         (дым)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне.    (мыло).

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

— Что изучали и повторили на уроке?
-Определи различие между буквами и звуками?
— Является ли истинным высказывание «Количество слогов определяется по количеству гласных в слове»?

За урок я тебе ставлю оценку 5(4, 3..)

7)Информация о домашнем задании

Повтори все гласные и согласные звуки и буквы.

Выпиши из последней загадки 5 слов и сделай звуковой анализ.

8)Рефлексия. 

 — Что тебе больше всего понравилось на уроке?

— Продолжи высказывания:
Мне понравилось…
У меня получилось…
Мне было трудно…

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку «Гласные и согласные звуки и их буквы» (7 класс)

Тема: Гласные и согласные звуки и их буквы.

Цель: Повторить и обобщить знания учащихся о гласных и согласных звуках и их буквах .

Задачи:

  • Формировать умение соотносить звуки с их буквами.

  • Закреплять умение различать гласные и согласные звуки.

  • Развивать фонематический слух.

  • Развивать мелкую моторику рук.

  • Обогащать словарный запас.

  • Воспитывать прилежание, аккуратность.

Оборудование: учебник по русскому языку, карточки с заданием, карточки со сказкой, тетради.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

  1. Проверка домашнего задания

Спишите текст. Вставьте в предложения нужные слова. Подчеркните в словах первого предложения буквы согласных звуков.

Девочки занялись работой. Мама дала дочкам иголки, нитки. Лиза шила фартук. Катя штопала брату носки. А Фёкла шила себе юбку. Девочкам нравилась их работа. Они – мамины помощницы.

  1. Основная часть

  1. Сообщение темы урока

  • Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вам необходимо отгадать загадки:

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно.

(Звук.)

Чёрные птички на каждой страничке.

Молчат, ожидают, кто их разгадает. 

(Буквы)

  1. Игра со звуками

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

В. Берестов

  • Назовите мне гласные звуки. (а, о, у, и, ы, э)

  • А сейчас давайте с вами поиграем. Я буду называть вам слова, а вы будете хлопать в ладоши столько раз, сколько гласных звуков в этом слове.

Собака, кот, урок, барабан, ученик, аист, осень.

  1. Работа с книгой

  • Давайте откроем учебники на странице 31 упражнение 1.

  • Прочитайте, что нужно сделать.

Прочитайте предложения. Выберете и запишите слова со звуком [г]. Правильно их произнесите.

  1. Пограничники осматривают берег.

  2. Гриша Горохов выпустил голубей на свободу.

  3. В нашем огороде на грядках растут горох, огурцы, репа, редиска.

  4. Дети собирают с деревьев яблоки и груши.

  5. Гусыня с гусятами направились к реке.

  6. Гром громыхал и грозу предвещал.

  1. Пальчиковая гимнастика

Наш мизинчик утром встал,

Безымянного поднял.

Средний пальчик потянулся,

Указательный проснулся.

Должен и большой вставать, —

Братьев в садик провожать.

  1. Работа в тетради

  • А теперь открываем тетради, записываем число и классная работа. Будем записывать слова из первого упражнения.

  1. Чтение сказки

  • Ребята, а вы знаете, как появились буквы?

  • Давайте прочитаем сказку.

КАК ЗВУКИ НАУЧИЛИСЬ ПРЕВРАЩАТЬСЯ В БУКВЫ
(сказка)

В одной волшебной стране жили звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он ведь был волшебником! И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев её, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

  1. Физкультминутка

Руки в стороны и вверх.

Повторяем дружно.

Засиделся ученик —

Разминаться нужно.

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим: НЕТ!

Энергично, как всегда,

Головой покрутим: ДА!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко,

Поднимаемся легко.

Раз, два, три, чеканим шаг.

Подаёт учитель знак.

Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура!

Перестанем мы лениться,

Будем снова мы трудиться

  1. Работа с учебником

Прочитайте загадки об орудиях труда. Отгадайте их и объясните.

  1. Нос стальной, я хвост льняной.

И_ _ _ _ а с н _ _ _ _й.

  1. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется.

Т_ _ _р.

  1. Два кольца, два конца, а посередине – гвоздик.

Н_ _ _ _ _ы.

  • Запишите первую загадку с отгадкой. Подчеркните в словах буквы согласных звуков.

  • Давайте с вами прочитаем «Веселую минутку»

Веселая минутка

Прочитайте стихотворение «Звуки». Дайте правильные ответы на вопросы учителя.

— Где звук гласный в слове лес?

— В лесу, — отвечает Коля

В классе шум, в классе смех.

Никто ответом не доволен…

— Где звук гласный в слове дом?

Николай нахмурил брови:

— А вот на улице стоит –

Многоэтажный, новый.

  1. Закрепление изученного материала

  • Я вам раздам карточки, вам необходимо будет стрелками соединить слова, отличающиеся одним звуком.

КИТ

ДЫМ

КОСА

МАСКА

КРЫША

УДОЧКА

МАК

КРЫСА

КАСКА

КОТ

УТОЧКА

ДОМ

РАК

КОЗА

  1. Итог урока

  • Мы с вами хорошо потрудились на уроке. Давайте теперь ответим на вопросы.

  • Звуки мы…

  • Буквы мы…

  • Звуки бывают…

  1. Домашнее задание

  • Откройте дневники, запишите домашнее задание: страница тридцать два, упражнение три.

  1. Оценивание работы на уроке

infourok.ru

конспект урока по грамоте 1 класс на тему «Гласные буквы и звуки»

Тема: Гласные буквы и звуки. 1 класс

Цели и задачи:

  1. Образовательные:
    закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развивать умение анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;
    – помочь приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей;
    – активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников;
  2. Развивающие:
    – развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
    – продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
    – развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
  3. Воспитательные:
    воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;
    – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Оборудование:

Мэр Ударения, Добрый Волшебник, Буквята, страна Азбуковедения, карточка со словом фонетика.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.

Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке, которую составим сами из слогов, слов, предложений. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.

II. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.

Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?

В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 31. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.

А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Е, Ю.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …(гласный)

Заранее подготовленный 1 ученик читает стихотворение:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

– Сколько всего гласных звуков существует? (6)

Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.

Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!

– Назовите и запишите их у себя в тетрадях? (а , о , у , ы , и , э ) (1 строчка.)

Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками – буквами. Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название произошло от греческого слова фоне – звук.

– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

– Назовите гласные буквы русского алфавита и запишите их у себя в тетрадях

(а о у ы э ы я е е ю) (2 строчка.)

Сейчас мы убедимся в певучести и значении гласных в словах, выполнив:

1 задание “Вставьте гласную букву в слово”. (Для работы приготовьте веер с гласными буквами.)

Р _ к, д _ м, м _ р, д _ б, с _ р (3 строчка.) (Один ученик у доски вставляет красным мелком.)

– Назовите буквы, которые вставили? (а о и у ы )

– Как они называются? (Гласные.)

– Какая буква лишняя? Почему?

Задание 2 Работа над непроверяемыми написаниями.

1. Фронтальная работа.

Прочитайте слова на доске:

Капуста, помидор, яблоко, горох, томат, яблоня, картофель, ягода, малина.

– Что вы можете сказать об этой группе слов?

– Что это за слова? (Словарные.)

2. Самостоятельная работа

– Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные.

– Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)

– Что их объединяет? (По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный, непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше, чем букв; все слова начинаются с гласной я.)

– Поставьте ударение, подчеркните гласную букву, которая обозначает безударный гласный звук.

– Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

Ягода – [й, а г а д а] 5б., 6зв. (Запись в тетрадь.)

В слове ягода букве я доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли?

– Каким гласным буквам в театре звуков тоже доверяют сыграть 2 роли?

III. Физкультминутка

Итак, с 10 жителями страны вы уже знакомы. Остальные 21 тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:

Заранее подготовленный 2 ученик читает стихотворение:

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).

IV. Знакомство с алфавитом.

Составляем сказку дальше.

Однажды в том царстве появился волшебник из другого государства. Ему там так понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители– невидимки, то очень огорчился. Но он, все-таки, был добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причем, ни одно из них не было похоже на другое. И стоило его надеть, как сразу звук превращался в букву.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

33 родных сестрицы,
Дружные красавицы.
Взявшись за руки, стоят,
Всем ребятам нравятся.

А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица.)

У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное имя. Но, как в любой сказке, появился злой волшебник и зашифровал его имя в этом ребусе:

А * * а * и * (Алфавит.)

Буквы в своих замечательных платьях перед вами стоят в определенном порядке, каждая на своем месте.

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.

– Давайте правильно прочитаем весь алфавит (хором).

Отправляемся в сказку дальше.

Как-то в прекрасную страну Азбуковедения пришел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожи. (Буквята)

Буква о стала походить на а, е на и, а на о, и на е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась сама собой.

– Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная гласная.) Звук в сильной позиции слышится четко, ясно.

– А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось? (Безударными гласными.) В слабой позиции звук слышится нечетко, неясно.

Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова.

Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
(Заучите эти волшебные слова.)
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно поставь под ударение.

А сейчас мэр Ударения предлагает вам свои задания.

VI. Работа со словами с безударными гласными. (Прочитайте слова.)

Уд*рение, д*бро, эп*зод

– Какие буквы пропущены? Как проверим написание пропущенных букв? Я вижу, что 3 слово у вас вызвало затруднение.

– Понятно ли вам значение этого слова?

Чтобы приоткрыть дверцу в тайну этого слова нужно обратиться к добрым, умным волшебникам-книгам, с которыми нам с вами еще предстоит очень часто встречаться. Одним из таких волшебников является толковый словарь Ожегова, где дается толкование слов. (Читает учитель.)

А сейчас я предлагаю вам посмотреть на фрагмент из толкового словаря в вашей научной книге на с.4

Гласная буква в слабой позиции в данном слове вызвала затруднение. Попробуйте подобрать проверочное слово. Даже всемогущий мэр Ударения не в силах помочь. Такие слова живут в другой книге в орфографическом словаре, где можно проверить правильное написание любого слова. Какое еще ошибкоопасное место встретилось в этом слове? (Парная согласная на конце слова.)

– Назовите проверочные слова.

Запишите слова в тетрадь, помня обо всех орфограммах, которые мы назвали.

Обратимся вновь к научной книге. Рассмотрите иллюстрации на этой странице.

Вспомните интересный эпизод к рассказу В.Драгунского “Заколдованная буква”.

VII. Итог урока.

Среди жителей государства, в котором мы сегодня побывали, есть 2 большие группы.

– Какие? (Гласные и согласные.)

– Сколько гласных букв, звуков?

– Какие гласные буквы обозначают 2 звука и когда?

а

я

о

е

э

е

у

ю

ы

и

(На доске.)

– Каким гласным буквам в театре звуков доверяют сыграть 2 роли?

Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня, на мой взгляд, были добрыми и умными. Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только добрые сказки, и чтобы вы как можно дольше верили в чудеса.

У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет таким, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе.

infourok.ru

Советы рукодельницам