Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье

Содержание

Библиографическое описание:

Миронова С. А. Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 247-248. — URL https://moluch.ru/archive/126/35013/ (дата обращения: 19.04.2019).



Нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой современного общества. Педагогическая наука всегда уделяла этому большое внимание. В разное время термин «нравственное воспитание» заменялся на «духовное воспитание» или «моральное воспитание». Что же такое мораль — это общественное явление, которое включает в себя нормы и правила, определяет поведение человека в обществе, в конкретной ситуации развития. Нравственность же — это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, определяют направленность личности, ее духовный облик, само поведение человека и его образ жизни.

Значительно шире понятие социально-нравственное воспитание: ведь для человека живущего в обществе все социально. По определению И. С. Кон «социально нравственное воспитание» тесно связано с понятием «социализация». Социально-нравственное воспитание является совокупностью социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит систему знаний, ценностей и норм,позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

Вхождение ребенка в социальную среду — это целенаправленный и активный процесс. Ребенок осваивает моральные нормы и ценности. У него формируется нравственное сознание, развиваются нравственные чувства, закладываются привычки поведения. Это составляющие социально — нравственного воспитания в современных условиях. В наши дни педагог занимаясь социально-нравственным воспитанием детей в современных условиях обязан переводить моральные нормы в правила, служащие ребенку регуляторами его поведения, добиваться выполнения дошкольником действий, которые с одной стороны, соблюдают эти нормы, а с другой стороны соответствуют ситуациям, возникающим в повседневной жизни и содержащим в себе моральный смысл.

В современной жизни невозможно воспитывать глубоко-нравственного дошкольника не используя примеры из жизни, которые подкреплены силой массового примера, привычки, обычая. При этом педагог четко разграничивает понятия: добра и зла, правды и лжи, вымысла и реальности, справедливости и несправедливости, понятия хорошо и плохо.

Многочисленными исследованиями Р. С. Буре, А. Н. Леонтьевой, Г. С. Якобсона показывают, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает свой значимый практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, педагог создает наиболее благоприятные условия для его социально — нравственного развития. Именно в дошкольном возрасте у ребенка формируется система взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начинает осмысливать и выделять в нем взаимоотношения между людьми. Благодаря данному общению ребенок постигает мир человеческих отношений, открывает для себя законы, по которым строятся взаимодействие людей. У него накапливаются навыки поведения, проявляется гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к поручениям, формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих вокруг явлений в обществе.

Ребенок стремится стать взрослым, он подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. У детей старшего дошкольного возраста формируется представления о явлениях общественной жизни, он узнает о труде взрослых и его общественной значимости, о патриотизме и нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении к взрослым. Им становится доступным осознание справедливости моральных норм и ее объективности, понимание всей значимости.

На ребенка влияют семья и окружающая его действительность. И это влияние не всегда адекватно требованием морали. А ведь, именно дошкольный возраст очень восприимчив к социальным воздействиям.

Детский сад является базой для социально — нравственного воспитания и призван решать следующие задачи, как: формирование нравственного сознания детей; активной жизненной позиции; социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения; доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми; нравственных качеств; воспитание полезных навыков; выработка привычек поведения. Воспитатель организовывает деятельность детей таким образом, чтобы создать максимум условий, которые способствуют реализации заключенных в ней возможностях. Одной из важных задач детского сада по социально — нравственному воспитанию является установление тесных связей с семьей. Этому способствуют дни открытых дверей, сюжетные дни, нестандартные формы проведения родительских собраний, совместные праздники и экскурсии. Семья является равноправным участником формирования детской личности. Только при совместной деятельности, единстве взглядов на воспитание родителей и педагога возможно воспитание цельной личности.

Литература:

  1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников — М.: Мозайка — синтез, 2012.-78с.
  2. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой — М.,1985.
  3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./Под ред. В. В. Давыдова.-М., 1993.
  4. Предмет и система этики — М.: София, 1973.
  5. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, http://malenkie-deti.com, 2012г
  6. Социально-нравственное воспитание дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2013

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, дошкольный возраст, ребенок, норма, социально-нравственное воспитание, совместная деятельность, детский сад, моральный смысл.

moluch.ru

Нравственное воспитание дошкольников важно начинать в детском саду

Я получила такой вопрос от читателя: «Подскажите что-нибудь по нравственному воспитанию дошкольников и как это можно оформить? подготовить типа проекта и как сузить тему?». Постараюсь рассказать, что в себя включает нравственное воспитание дошкольников и как это можно преподнести.

Содержание статьи:

Что такое нравственное воспитание и когда его начинать

Нравственное воспитание – это приобщение человека к моральным ценностям окружающего социума. Для дошкольников это, главным образом, не только какие-то специальные занятия, но и ежедневный процесс взаимодействия: с родителями, сверстниками, воспитателями и миром. Хотя и занятия, на которых детям объясняются базовые понятия, тоже важны.

В этом процессе важное значение имеет духовно нравственное воспитание дошкольников – деятельность, которая позволит создать целостную личность. Человека, способного самоопределяться и совершенствоваться, руководствуясь определенными принципами.

Одни считают, что нравственным качествам можно обучить. Другие – что их можно только привить. В любом случае, мы должны над этим работать. В первую очередь, сами соответствовать тем категориям, о которых рассказываем ребенку. То есть если говорим, что упавшему надо подать руку (в прямом и переносном смысле), то так и должны делать. А не сплетничать или подсмеиваться со стороны.

Важно и очень хочется, чтобы в семье ребенка воспринимались те же ценности, которым учат в детском саду. Потому что если в садике рассказывают о дружбе и учат общаться в коллективе, а в семье ребенок видит агрессию и желание добиться своего во что бы то ни стало, ничего хорошего не получится. Он будет метаться от одного к другому из-за незнания, что правильно, а что нет. Однако, когда говорю о дружбе и щедрости, это тоже не значит, что нужно попирать личные границы – важно соблюсти баланс.

Эта тема – нравственное воспитание дошкольников – важна в любом возрасте, и чем раньше начинать, тем лучше. Малыши больше открыты окружающему миру. А к 5-6 годам мы имеет человека со сформировавшимися основами личности.

Цели и средства нравственного воспитания

Цель специальных занятий и ежедневного взаимодействия с детьми – сформировать их личность, в том числе личность в коллективе, научить отстаивать свою позицию. Помимо формирования качеств, есть другие задачи:

  • научить взаимодействовать с другими через отношение и гуманизм;
  • воспитать духовные ценности, нравственные качества и представления;
  • объяснить правила этикета;
  • научить религиозной, межнациональной и другой терпимости;
  • дать навыки общения в коллективе, сохраняя собственное достоинство;
  • развить патриотические чувства.

Формировать качества ребенка можно через собственный пример, труд, игру, творчество, ненавязчивые примеры. Средства нравственного воспитания дошкольников:

  • Творчество, музыка, ИЗО. Они помогают отобразить и передать чувства.
  • Контакты с природой. Общение с живыми существами учиат взаимодействию, заботе, пониманию естественных процессов.
  • Выражение чувств и эмоций через собственную деятельность. Через труд, рисунки, разговоры.
  • Обстановка (родители, сверстники, воспитатели).

Почему я говорю, что социально нравственное воспитание дошкольников – это непрерывный процесс, а не просто несколько занятий? В первую очередь, потому, что дети копируют поведение старших и ориентируются на их мнение. Поэтому нужно соответствовать.

Нравственное воспитание можно условно разделить на духовное, социальное, гражданское и патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое. Педагогам и родителям теорию можно почитать у Виноградовой в книге «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», она же подскажет темы для занятий. Есть обширный учебник Козловой «Дошкольная педагогика» и другие книги автора, в них тоже уделяется внимание нравственному воспитанию.

Формирование нравственных качеств: все зависит от возраста

Для деток разного возраста упор нужно делать на разных моментах. Очень важно следующее:

  • Для самых маленьких – дать почувствовать любовь окружающих и научить детей ее выражать; аккуратно и осторожно порицать агрессию.
  • Для младших дошкольников – научить стремиться к успеху и адекватно воспринимать неудачи; очень важно совпадение преподнесенной теории и примера взрослых.
  • Для средних дошколят – научить решать логические вербальные задачи, руководствуясь понятиями нравственности; умение понимать и воспринимать чувства других.
  • Для старших дошкольников – научить делать анализ позитивных и негативных поступков.

Теория – это хорошо, правильно и важно. Но литературные красивые фразы или, наоборот, нелицеприятные примеры из жизни часто отталкивают малышей, заставляют их стрессовать. Мы должны научить применять теорию на практике. Чтобы не получилось так: ребенок знает, как надо поступать, но в жизни это не находит применения. И он действует по инерции, как привык.

Надо дать ему попробовать действовать правильно и рассказать, что это – именно оно: помощь, добро, поддержка, вежливость и т.д. Ведь часто получается, что уже взрослый человек говорит, что любит кого-то или что-то (маму, друзей, животных), но действием это не проявляет. А если любишь маму – сложи аккуратно свою одежду, застели постель и убери игрушки. Бабушке помоги найти лекарство и тапочки. Собаке смени воду в миске или насыпь корма.

От теории переходим к практике

Лучше всего давать знания через игру и комбинированные занятия. Вернемся к вопросу читателя, и тут я могу сказать: для начала нужно привязаться к возрасту и цели (семинар, аттестация). А также сузить, актуализировать тему занятия. Темы могут быть самые разные: дружба, семья, благотворительность, бережное отношение к природе, уважение к людям в возрасте, патриотизм, хорошо и плохо, что такое бескорыстность и добро, вежливость, сочувствие, инициативность, благотворительность и т.д.

Не нужно пытаться объять необъятное, лучше идти мелкими шажками и одно занятие построить только вокруг одной темы. Нужно придумать концепцию, подобрать практические задания, мультики, игры, стишки, дидактический материал. Те, кто писал конспекты занятий (НОД), знают, как это делается: составляется сценарий урока от приветствия до подведения итогов.

Те, у кого еще нет опыта работы и написания конспектов, могут посмотреть готовые расписанные занятия моих коллег. Прекрасные сценарии находятся, если поискать в интернете по словам «нравственное воспитание конспект НОД». Там есть о дружбе, этикете, доброте, толерантности, семье, помощи по дому и многом другом для деток разного возраста. Если делать презентацию для малышей, то обязательно совмещать ее с деятельностью и играми, чтобы не было скучно.

Видела шикарную идею – занятие НОД в форме интервью с журналистом из газеты. Разнообразие игр и материалов впечатлит даже человека с фантазией. Если ребенок не ходит в ДОУ, а обучается дома, многие наработки можно применить. Особенно они эффективны, если дети занимаются по несколько человек – с друзьями и сверстниками. Так они глубже ощущают серьезность момента.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Нравственное воспитание дошкольников: цели и методы

5 (100%) 7 votes

metodbv.ru

Социально-нравственное воспитание дошкольников | ДЕТСТВО-ГИД

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» достаточно разнообразна по своим задачам и охватывает широкий спектр развития предполагаемых личностных качеств дошкольника.
В частности, одной из задач этого направления является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Таким образом, нравственное воспитание является частью социально-коммуникативного развития ребенка.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Можно сказать, что социально-нравственное воспитание у малышей начинается с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников:


1. Формирование основ нравственных качеств личности ребенка, его начальных представлений и эмоций, поведенческих позиций.
2. Формирование бережного отношения к морально-этическим, общечеловеческим ценностям.
3. Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам и стандартам, принятым в обществе.

Отсюда следуют основные формы взаимодействия с детьми:
— знакомство с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы;
— нравственно-этические беседы;
— сочинение историй, сказок;
— игровое проектирование проблемных ситуаций.

Возможности обучения значительно возрастут, если применять интегрированные занятия или использовать примеры из жизни самих ребят. Необходимо включать малышей в разнообразные виды деятельности, в которых они приобретают конкретный опыт моральных поступков и отношений.

Основные формы взаимодействия с дошкольниками:

Знакомство детей с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы. Основы нравственности можно преподнести через сюжет хорошо известной сказки или другого литературного произведения.
Например, после прочтения сказки «Три поросенка», можно обсудить ситуацию, в которую попали главные герои, и спросить: «Что плохого сделал волк? Почему нельзя так поступать?».
Прекрасной художественной базой для изучения и обсуждения нравственных понятий могут служить сказки «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Золушка», «Красная шапочка», «Золотой ключик», «Гадкий утенок» и многие другие. В дальнейшем дети сами смогут находить в литературных текстах примеры нарушений нравственных норм и ценностей.

Нравственно-этические беседы. Беседы с детьми нужно строить так, чтобы нравственно-этическое представление приобрело для них яркое, живое содержание. Тогда и моральные чувства развиваются более интенсивно. Поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев литературных произведений или героев реальных ситуаций, о правомочности их поступков.

Сочинение историй, сказок. Процесс обучения станет творческим как для педагога, так и для ребенка, если он будет организован как исследовательская, поисковая деятельность. Например, на основе сюжетов из сказок или собственных сочиненных историй педагог может предложить детям творчески преобразовать ход повествования, придумать различные концовки, ввести непредвиденные ситуации, соединить несколько сюжетов в один и так далее. Эти творческие задания сформируют у ребенка умение думать, рассуждать, подвигнут к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Дошкольник сможет на конкретных примерах установить несоответствие нормам поведения и решить, как его исправить. Затем дети сами смогут придумывать небольшие рассказы, включая в них усвоенные знания.

Игровое проектирование проблемных ситуаций. В этом случае желательно организовать практическую деятельность, включая игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации на нравственные темы, так как моральная этика формируется в единстве слова и дела. Наличие нравственных элементов в игре позволит педагогу легче познакомить дошкольников с духовными ценностями окружающего их мира. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями.

Осуществляя взаимодействие с детьми, необходимо придерживаться принципов гуманистической педагогики, а именно:
— создавать атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей, вселяющую уверенность в себе и желание высказываться;
— использовать ошибки детей для формирования нового, позитивного взгляда, а не для осуждения.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

detstvogid.ru

Задачи и механизм нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.

Понятия нравственности

Содержание и формы нравственного воспитания

Проблема нравственного воспитания молодого поколения с давних времен интересовало писателей, философов, ученых, педагогов, родителей, чиновников. С каждым новым поколением ученые и учителя, обескураженные падением нравственных качеств молодежи, разрабатывали все новые рекомендации, цель которых была в повышении нравственности и морали в новом поколении.

Цель нравственного воспитания — развитие понятий о морали

Большое влияние в ходе этого процесса оказывает государство, которое формирует нравственный запрос качеств личности. Если вспомнить времена коммунизма, то в почете были труженики, которые беспрекословно исполняли волю руководства, готовые придти на помощь, коллективисты. То с приходом капиталистических отношений ценятся такие качества личности, как инициативность, предприимчивость, умение решать проблемы, найти нестандартный подход. Все эти изменения не могли не отразиться на нравственном воспитании в детском учреждении.

Для чего нужно обучать нравственному воспитанию?

Ответ на этот вопрос не однозначный, есть некоторые исследователи, которые утверждают, чтобы обучить нравственным качествам не возможно, можно только попытаться их привить. Этот процесс связан с особенностями каждого конкретного ребенка.

Воспитание взрослого человека – это неблагодарное занятие. Скорее всего, он уже определил важные моральные принципы, по которым живет. А вот развитие нравственных качеств детей имеет свои плоды.

В детском саду ребенок учится коллективизму

Многие психологи, отмечают, что есть проблема несоответствия нравственного воспитания в семье и детском коллективе. Если воспитатель призывает к дружбе и щедрости, а родители культивируют в ребенке агрессию и чувство собственности, то у малыша с течением времени возникнет внутреннее противоречие. Ребенок в силу возраста будет склоняться к той или иной позиции, не имея своего собственного мнения.

Чем меньше возраст детей, тем больше они открыты к окружающему миру.

Уже к пяти-шести годам формируются основы личности, в этот короткий промежуток времени психика малыша является наиболее гибкой, можно попробовать скорректировать заложенное природой. Содержание и формы нравственного воспитания в этот период становления личности должны подбираться оптимально мягко.

Основные понятия нравственного воспитания

Изучение детей разного возраста и их особенностей происходит комплексно, желательно, чтобы это делал один педагог на протяжении длительного времени. В процессе наблюдения необходимо выяснить базовые понятия детей о воспитании, проследить динамику изменений, провести коррекцию, если есть проблема.

Воспитание с помощью творчества

Цель нравственного воспитания на сегодня  — это не только развитие коллективиста, но и отдельной личности. Современные принципы жизни в обществе требуют наличия таких качеств. Личностно-ориентированная теория помогает ребенку открыто выражать свое мнение и отстаивать свою позицию. Так формируется собственная значимость и самооценка ребенка.

Есть разные подходы к формированию нравственных качеств у детей – через труд, игру, творчество, обучение, литературные произведение, собственный пример.

Формы нравственного воспитания разнообразны, как и сама жизнь:

  • личностные качества ребенка,
  • отношение детей к другим людям,
  • духовные ценности,
  • гласные и негласные правила этикета,
  • патриотические чувства и уважение к власти.
Нравственное воспитание начинается в семье

Учреждение детского воспитания стараются работать  во всех этих направлениях, это будет прекрасной базой для школы. Полученные знания будут наслаиваться друг на друга, формируя комплекс личных качеств.

Какие проблемы существуют в нравственном воспитании?

В учреждении детского образования очень важен авторитет учителя, соответственно дома – авторитет родителя. В этом с одной стороны сила нравственного воспитания, с другой большая ответственность человека. Дети разного возраста подсознательно копируют поведение наставника. Пик такого подражания приходится на последние годы в детском саду и первые школьные годы.

Участие в жизни страны — основа патриотического воспитания

Во времена советского периода вся жизнь образовательного учреждения и конкретного ученика выносилась на общественное обсуждение. День начинался с проведение линейки, содержание которой фокусировалось на положительных и отрицательных моментах предыдущего дня и наставлений на следующий день. Сейчас все нюансы, которые относятся к личности ребенка, стараются обсуждать индивидуально. Общественная огласка воспринимается в качестве наказания. Цель современного воспитателя – выставить негативные поступки ребенка на общественное порицание, а призвать разум и совесть детей. К деятельности педагога любого образовательного учреждения стало приковываться пристальное внимание, родители ребенка могут пожаловаться на педагога, если они не согласны с методами его воспитания. С этим фактором связывают снижение активности учителей в плане развития нравственных чувств, любви к Родине, уважения к старшим людям и преподавателям. Не всегда ребенку можно объяснить азы нравственности красивыми литературными фразами, порой приходится приводить нелицеприятные жизненные примеры. Такие беседы могут вызвать негатив и стрессовое состояние ребенка, на что незамедлительно отреагируют родители.

Воспитание духовности — один из аспектов нравственности

Цель нравственного воспитания в дошкольном учебном учреждении проявляется в:

  • формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений,
  • взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям,
  • закладке патриотического чувства, гордость за свою родину,
  • воспитании у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям,
  • умении жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства,
  • культивировании таких качеств, как трудолюбие, умение трудится сообща.

Нравственное воспитание в отношении маленьких детей является максимально эффективным, если взаимодействие между субъектом и объектом ведется на высоко уровне.

Средства нравственного воспитания

Какие приемы применяются преподавателями для формирования нравственности у своих подопечных?

  • Творчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок.
  • Общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка
  • Содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества.
  • Важную роль в воспитании нравственных качеств играет обстановка, которая окружает ребенка. Цель окружения ребенка – вырастить достойного члена общества. В детском образовательном учреждении эту роль играют воспитатели, сверстники.

Какие формы нравственного воспитания применяют педагоги в детском саду, механизм нравственного воспитания?

  • Взаимодействие, основанное на взаимном доверии, уважении, обсуждении, поиск выхода из трудной жизненной ситуации.
  • Существование формы мягкого доверительного воздействия.
  • Формирование у детей положительной реакции на соревнования, конкурсы, олимпиады. Рассмотрение этой части процесса обучения, как стимула к новым вершинам, а не порицание и унижение достоинств.

В содержание понятия нравственного воспитания включается отношение к другим людям, с самим собой, к объектам живой природы. Для детей разного возраста понятие будет включать следующие действия:

Период раннего детства

  • Дать ребенку в учебном учреждении прочувствовать любовь и ласку, научить умения выражать эти чувства,
  • Порицание агрессии и недоброжелательности. Особенно необходимо быть осторожным к проявлению любой формы порицания.
Дети с раннего возраста обучаются уважению к другим

Ребенок младшего дошкольного возраста

  • Цель воспитания и задачи нравственного воспитания дошкольников на этом этапе – создание ситуации успеха, умения реагировать на похвалу.
  • Очень важен для маленьких ребят этого возраста пример взрослых, содержание нравственного воспитания не должно идти в разрез с нормами морали и вашим поведением.

Средний дошкольный возраст

  • Для этого возраста еще очень актуален пример взрослого человека.
  • Формированию нравственных качеств способствует решение логических вербальных задач.
  • Конкретная цель стоит перед творческими заданиями – развитие собственных эмоций и умение «читать» чувства других людей.
  • Содержание совместной деятельности должно предполагать взаимодействие и обучение нравственным принципам.
Эмоциональное воспитание

Старший дошкольный возраст

  • Должен быть проведен анализ, содержание всех позитивных и негативных поступков ребенка. Воспитатель в учебном учреждении проводит диагностику в короткий срок, намечает план действий, дает рекомендации родителям.
В игровой форме можно учить детей вежливости

Нравственное воспитание с акцентом на духовность

Цель такого воспитание – формирование человека с духовными ценностями, моральным обликом, чувством чистой совести.

Для детей разного возраста главными становятся такие ценности, как мир, культура, сохранение экологии.

Духовно-нравственное воспитание — главное направление работы воспитателей

Развитие гордости за принадлежность к определенной нации или стране. Такие свойства характерны для религиозных детских садов. Содержание обучения для разного возраста основано на духовных ценностях. Не во всех странах есть подобные детские сады, в таком учреждении есть потребность в многонациональных государствах.

Социально-нравственное воспитание

Его цель воспитание гармоничной личности, которая найдет свое место. Для этого необходимо иметь целый комплекс нравственных качеств, для мирного и эффективного сосуществования.

Игра — самый простой метод социального воспитания

Очень популярно в современных школах – обществоведение. В основе знаний лежат юридические аспекты поведения людей в различных жизненных примерах и ситуациях, такие занятий всегда вызывают живой отклик у ребят.

Опасной стороной шаблонного поведения является глубокая убежденность, что решить проблемы одному человеку не под силу, всегда требуется помощь сторонних организаций, третьих лиц.

Очень полезно в этом плане взаимодействие с психологами, проработка сложных ситуаций в виде сценок или моделирования. В ходе обсуждения могут участвовать не только действующие лица, но и весь детский коллектив.

Нравственное воспитание с гражданским уклоном

Есть детские учебные заведения, в которых понятия нравственности и гражданских чувств не отделяются друг от друга. Педагоги стараются привить подрастающему поколению безусловную любовь к своей стране. Такие детские сады актуальны для стран, где идут классовые конфликты. Для понимания всего происходящего ребенку нужно быть знакомым со всей историей, сформировать собственную позицию в данном направлении.

Патриотическое воспитание — одна из форм социальной адаптации

Нравственное воспитание с опорой на эстетические чувства

Современное общество ценит чувство прекрасного в человеке. Сформировать такое свойство на голом месте не получится, здесь нужна серьезная база, которую дает ориентированный детский сад. Ребенок созерцает красоту, описывает ее, а через короткое время способен различить ее в окружающих предметах и создавать ее самостоятельно. Так в разное время во всех эпохах появлялись талантливые ребята, которые своим творчеством изменили мир.

Виды эстетического воспитания

Нравственно-экологическое воспитание

Обучение нравственности через общение с природой является максимально органичным и понятным для ребенка. В процессе обучения ребенок постигает новые законы в экологии, переносит их на человеческое общество.

Задача по защите окружающей среды является одной из самых не простых и приоритетных, поэтому существование детских садов с экологической направленностью понятно и очевидно. Ребенок, который прошел в нем обучение не станет охотником, не будет засорять окружающую среду, будет оберегать свое жизненное пространство. Такие люди в будущем спасут все живое от вымирания. На то, чтобы выросло целое поколение образованных людей, понадобится время, поэтому актуальность таких детских центров неуклонно растет.

Общение с природой

Нравственно-трудовое воспитание

Существование и развитие современного общества невозможно без трудоспособного населения. Поэтому всегда ценятся такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, энергичность, инициативность, развитием которых и определяется основная цель данного вида воспитания. Все эти свойства закладываются в глубоком детстве, поэтому детские сады такой направленности очень важны для всеобщего блага.

Воспитатели должны предлагать посильные задания, чтобы процесс не отразился на самочувствии детей, сохранялась положительная самооценка.

Детям надо давать посильные задания

Через собственный труд формируется уважение к деятельности человека, это сторона процесса обучения очень важна. Пребывание ребенка в таком саду упрощает жизнь родителей. По возвращении домой ребенок в состоянии убрать свою одежду и игрушки, помочь родителям по хозяйству или в уходе за домашним питомцем.

Нравственно-эстетическое воспитание

Все очень давно помнят, что именно красота спасет все живое от вымирания. Но умение видеть красоту не присуще человеку с рождения, видеть прекрасное вокруг стоит учиться. Развить это умение проще всего с раннего детства. Когда ребенок созерцает, слышит и ощущает красоту, то ему проще разглядеть это в окружающем мире, самому приступить к творчеству красоты. Если у вашего ребенка есть таланты, то развить умения помогут детские сады с эстетическим уклоном.

Нравственность – одно из тех качеств, которое отличает современное гуманное прогрессивное общество. Формирование такого качества у предыдущего поколения – важный этап становления нового поколения. На этом пути детский сад и семья идут неразлучно друг с другом.

Рекомендуемая литература

Проблемы нравственного воспитания детей, всегда привлекали внимание педагогов, ученых, писателей и философов. Причин этому много:

  1. Нравственное воспитание в условиях школьных учреждений;
  2. Патриотизм – как одно из направлений воспитаний в школах;
  3. Возрастные особенности ребенка, его обучение и обучаемость, используемая в организационно-воспитательном процессе;

Известно, что воспитание патриотизма и нравственности зависит от формирования личности ребенка, которое в дальнейшем дает полноценное развитие ребенка. То есть все основы, воспитания закладываются с юных лет. Детские учреждения всех типов- самая первая и ответственная ступень дальнейшего становления личности. Перед детскими учреждения стоит серьезная задача организовать воспитательный процесс таким образом, чтоб педагогический процесс нес в себе эстетический смысл.
Перед педагогами учеными, учителями и воспитателями стоит огромная задача обновить воспитательную работу так, чтоб нравственно-патриотическое воспитание внедрялось в ногу с со временем, при этом улучшить подготовку детей к самообразованию, самообучению приучить ребенка к самостоятельности.
Современная педагогика воспитания детей заняла две противоречивые позиции. С одной стороны — гуманизация поставленной цели, а с другой стороны раннее обучение, без учета возрастную специфику ребенка.
В такой ситуации возникает потребность переосмыслить методы нравственного воспитания в детских учреждениях. Школы должны обязать воспитателей вести жесткий контроль разрешения противоречий, предприняв все меры для улучшения воспитания детей в учреждениях начального звена:

  1. Буре P.C. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада, публикация 1985 года
  2. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка:
  3. Саморукова П.Г. и К.Д.Упшнский О природе в первоначальном обучении. «Дошкольное воспитание», 1968,

Обучать нравственности, патриотизму без фанатизма – основная задача каждого взрослого человека. Обучить нравственным поступкам не возможно. Их, по мнению педагогов, можно только привить. К тому же сам процесс, патриотического воспитания связан с личностной особенностью самого ребенка.

detki.guru

Статья на тему «Социально-нравственное воспитание в детском саду»

Социально-нравственное воспитание в детском саду.

Развитие личности ребенка дошкольного возраста в процессе социализации в человеческом сообществе и нравственного воспитания всегда было в центре внимания исследователей. Исследования Л.С. Выготского, Л.А.Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина сделали их имена бессмертными в детской психологии и дошкольной педагогике именно потому , что эти ученые попытались сформировать целостный взгляд на развитие ребенка не просто как на процесс и результат качественных изменений в психике, но как на цель и результат нравственного развития и воспитания ребенка, как на процесс его «вращивания» в человеческую культуру.

  Стратегия взрослого при этом может быть различной. Традиционно называют такие стратегии, как авторитарная, либеральная и демократическая. При этом авторитарная стратегия ассоциируется с самым негативным вариантом развития ребенка. Однако сегодня многочисленными исследованиями уже доказано, что это не так. Наиболее проблемным для развития ребенка является вариант, связанный с реализацией либеральной стратегии. Исследователи считают, что это связано с тем , что ребенок при этом не в состоянии сформировать целостное представление о себе , окружающих людях и мире в целом и , при наличии неустойчивой системы требований взрослых , теряет ориентиры , необходимые для « вращивания» в человеческую культуру , для достижения эффективных результатов социально- нравственного воспитания.

  На мой взгляд, в подобной ситуации находятся сейчас и взрослые, воспитывающие ребенка. Уже давно приняты Декларация прав ребенка , Конвенция «О правах ребенка», Концепция дошкольного воспитания , разработано огромное количество вариативных программ и методик , которые опираются на личностно- ориентированный подход к развитию , воспитанию и обучению ребенка в детском саду и семье , однако до сих пор никто не может дать четкого ответа на вопрос: почему в условиях гуманитарно-ориентированного домашнего и общественного образования формируется искаженная картина мира и образ себя у современных детей , нарушающие преемственность  между поколениями семьи и обществе???

Содержание понятия «нравственное воспитание». Задачи нравственного воспитания дошкольников.

В дошкольном возрасте берут свое начало практически все нравственные качества: и гуманность, и трудолюбие, и умение жить в коллективе, отзывчивость и взаимопомощь, и чувство собственного достоинства и другие.

Конечно, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, так как процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но в дошкольном возрасте закладываются азы нравственной культуры человека.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. А знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении, которые берут на себя функцию обратной связи и позволяют проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, механизм нравственного воспитания выглядит так: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное начало.

Этот механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого нравственного (или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания состоит в отсутствии принципа взаимозаменяемости: каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

Например: Можно представить, что произойдет, если мы решим воспитывать такое нравственное качество как доброта и станем воспитывать у ребенка только представления о том, что такое доброта. При этом не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым, то есть мотивацию. Или не создадим условия для проявления доброты.

Действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста ребенка.

Например, понятно, что у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя опираться на осознание важности формирования того или другого качества личности. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственность? Конечно, нет. Можно изменять последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практически поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

В дошкольной педагогике выделяют 3 группы задач нравственного воспитания:

  1. формирование нравственного поведения, то есть элементарных навыков организованного, дисциплинированного поведения, положительных взаимоотношений, самостоятельности;

  2. формирование нравственных чувств и отношений, то есть воспитание первых гуманных чувств: доброта, заботливость, внимательность, доброжелательность. Необходимо формировать такие качества, которые требуются в современном обществе. То есть эта группа задач подвижна, ее создание зависит от исторического этапа, конкретных условий жизни.

  3.  Например, в советский период самым значимым было воспитание коллективизма, патриотизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. Хотя и формирование умения жить в коллективе и начал патриотизма также важно.

  4. формирование нравственного сознания, то есть первых нравственных убеждений, которые должны стать регуляторами действий и поступков человека.

Средства и методы нравственного воспитания.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп: Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и др.

 Эта группа важна, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети очень живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Художественные средства наиболее эффективно помогают формированию у детей моральных представлений и чувств.

  1. Природа является значимым средством воспитания чувств и поведения: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.

  2. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Она необходима при воспитании практики нравственного поведения.

  3. Особое место занимает общение, которое выполняет задачи корректировки (уточнения) представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

  4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера доброжелательная, с любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка – это средство воспитания чувств, представлений, поведения.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста детей, уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы нравственного воспитания можно объединить в 3 группы:

  1. Методы формирования нравственного поведения: приучение, упражнение, руководство деятельностью.

  2. Методы формирования нравственного сознания: убеждение, разъяснение, внушение, беседа.

  3. Методы стимулирования чувств и отношений: пример, поощрение, наказание.

 Эффективный результат любые методы дают лишь при определенных условиях:

  1. Любой метод (группа методов) должна быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного.

  2. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. Например, иногда родители и воспитатели используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Конечно, реальный результат в нравственном развитии ребенка в таком случае получить трудно. Или, что часто бывает, в качестве наказания используется угроза (что тоже плохо): «Вот не будешь слушаться, отдам тебя чужому дяде; уведу в лес и оставлю волкам на съедение; сдам тебя в детский дом!». С одной стороны, родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают. Вначале такие угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. С другой стороны (особенности психики ребенка), дети понимают все буквально, такой ребенок растет неуверенным, сомневающимся, с низкой самооценкой, он не отрицает своей ценности, с чувством постоянного страха (за любой поступок  в детдом, появляется страх  увертки, изворотливость, обман и т.д.)Обещанное всегда надо выполнять!

  3. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат.

  4. Методы воспитания следует применять тактично. Ребенок не должен чувствовать, что его воспитывают. Наилучший эффект дает опосредованное воздействие – это большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку.

  5. Подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты их воздействия на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться.

  6. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. В дошкольном возрасте нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Нужно с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той, форме, какой мы ожидаем

  7. . (Например, воспитание правильной речи у заикающихся дошкольников).

  8. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Например, такой метод – пример взрослого как образец для подражания. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у детей. Очень важно организовать наблюдение за поступками взрослого, а также практику поведения.

  9. Методы нравственного воспитания применяются не изолированно, а в комплексе.

Формирование положительной Я-концепции.

Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. В отечественной психологии это называется самооценкой.

Определяют 4 стадии развития Я-концепции. Важно с самого начала сформировать положительную Я-концепцию.

I стадия. От рождения – 18 лет.

Ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, то есть ребенок должен чувствовать, что его любят. Как этого добиться? Его не надо бросать в дом ребенка. Нужно любить, его нужно ласкать, целовать, брать на руки (существует мнение, что ребенка не надо брать на руки). Американцы исследовали, что такой человек не будет хорошим, любимым партнером.

II стадия. 1,5 – 3-4 лет. Ребенок осознает свое индивидуальное начало, а самого себя как активно действующее существо. До этого ребенок называл себя третьим лицом. Теперь «Я». Главный позитивный результат развития на этой стадии – достижение чувства независимости. На I стадии ребенок полностью зависел от взрослых, на II стадии – относительно. Ребенок нуждается в этот период в поддержке, в воодушевлении.

По возможности следует избегать конфликтов, связанных с запретом. Все запрещать не можем. Разумно запрещать то, что абсолютно не допустимо, то есть то, что содержит в себе опасность для жизни ребенка. Нужно быть последовательным и постоянным (нет, так нет).

III стадия. В 4 года. В это время у ребенка появляется первые представления о том, каким он может стать человеком. Одновременно он определяет для себя границы дозволенного. Очень энергичной становится познавательная деятельность ребенка, в которой проявляется любознательность. Очень важной является реакция взрослых на эти проявления. Главная опасность на этом периоде – появление у ребенка чувства вины за свою любознательность и активность.

IV стадия охватывает школьные годы ребенок включается в системную организованную деятельность и осуществляет ее самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. На основе этой деятельности ребенок старается завоевать уважение к себе.

У ребенка должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях, он должен воспринимать ее как повод научиться чему-то, а не как дефект.

Как осознать свою Я-концепцию? Нужно составить шкалу само восприятия.

Качества, которые присущи данному человеку (мне) оценить качество

Умный                                                                                  это радует

Красивый                                                                              огорчает

Зануда                                                                                    безразлично

Чем > положительных, тем  > Я-концепция

(Я-концепция включает физическое, умственное, экономическое, социальное.) Если зануда, но это радует, то это положительная Я-концепция.

Содержание и методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигается задача воспитания счастливого ребенка.

Ранее в отечественной педагогике такая задача не ставилась.

Господствовала традиционная концепция: воспитывая ребенка, для него как бы выстраивали такую перспективу: вот будешь слушаться старших, будешь хорошо учиться и т.д. – тогда станешь счастливым человеком). Сейчас же первостепенную важность приобретает задача воспитания счастливого ребенка.

Например, в американской педагогике есть такой принцип – «воспитывать счастливую личность». Если у нас традиционно выстраивается перспектива постепенного формирования счастливого человека, то есть отдаленный результат, то американцы все «перевернули»: ты родился счастливым человеком и поэтому можешь хорошо учиться, весело жить, у тебя все получиться, тебе все по плечу. Такое положение, на мой взгляд, особую важность приобретает для детей с ОПФР, для многих детей с различными нарушениями речи.

Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми – взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью, любознателен и т.д. но воспитать такого ребенка можно, если и родители, и воспитатели проникнутся глубоким уважением к личности ребенка и научат его чувству собственного достоинства и умению жить среди людей.

Содержание нравственного воспитания включает в себя следующие смысловые блоки:

  • Воспитание гуманности;

  • Воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;

  • Коллективизма, отзывчивости и взаимопомощи;

  • Усвоение нравственных норм, культуры поведения и взаимоотношений;

  • Воспитание начал патриотизма и гражданственности.

В каждом из этих блоков работа ведется по двум взаимосвязанным направлениям: необходимо воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества и создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.

Заключение:

На мой взгляд, именно аспект духовно-нравственного развития и воспитания детей может обеспечить целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения , а также общения детей друг с другом , в процессе реализации совершенно разных направлений развития личности ребенка : социально- нравственного , обще интеллектуального и общекультурного .Это связано с тем , что духовно – нравственное воспитание предполагает формирование у ребенка ценностного отношения к жизни , обеспечивающего устойчивое и гармоническое  развитие личности человека.

 В процессе духовно – нравственного воспитания осуществляется воспитание у детей чувства долга , справедливости , искренности , ответственности , милосердия и других качеств ,способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

infourok.ru

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Существует несколько типов семей и моделей семейных взаимоотношений. Есть неблагополучные семьи, неполные семьи. Зачастую в этих семьях созданы неблагоприятные условия для развития ребенка, его нравственных качеств, и поэтому большую часть функций воспитания и обучения детей в этой семье берет  на себя дошкольное воспитательное учреждения. Детский сад, заменив семью, точнее, вместо семьи стал решать проблемы социализации личности. В нынешнее время даже полные, гармоничные организованные семьи, благополучные, с материальным достатком,  не всегда  могут уделять должное время своему ребенку. Для воспитания в ребенке нравственных качеств, необходимо тесно работать и сотрудничать с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других.  Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие (приложение №1 «Алгоритм взаимодействия с семьей»). Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Совместные  формы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств

Работа с семьей — важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

—  установление единства в воспитании детей;

— педагогическое просвещение родителей;

— изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

— ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками).

Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

  • беседы;
  • консультации:  «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»;
  • совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки  из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;
  • совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья»,  «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.  Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;
  • досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;
  • поручения родителям;

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

В старших группах, возможно, организация разнообразной совместной деятельности педагогов, детей и родителей. В фольклорных праздниках и развлечениях, где с удовольствием участвуют и родители. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. Возможно, создание мини музеев, например, «Русская изба», «Музей кукол», где дети могут познакомиться с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, тем самым приобщиться к истокам народной культуры.

Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручать грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.

Также пропагандировать знания о социально-нравственном воспитании через систему наглядной агитации:

Информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Информационно-просветительская: направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В группах оформлять «Уголки для родителей», помещать консультативные материалы.

 


  приложение №1

«Алгоритм взаимодействия с семьей»

 

  1. Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
  2. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.
  3. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергайте, а предлагайте свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
  4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы не помешали дальнейшему сотрудничеству.
  5. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе на перевоспитание ребенка.
  6. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

 

dohcolonoc.ru

Система работы по социально-нравственному воспитанию — социально-нравственное воспитание — воспитатель года — Каталог статей

Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем нравственно духовным воспитанием детей дошкольного возраста. Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями современной жизни, которая за два последних десятилетия изменилась коренным образом, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно. Мышление дошколят отличается предельной конкретностью, поэтому они нуждаются в помощи для осознания общих моральных принципов, таких как справедливость, доброта, заботливость, вежливость и т.д., являющихся основой нравственного воспитания детей. Родители, как и воспитатели дошкольных учреждений, должны постоянно отслеживать, правильно ли дети воспринимают основные моральные установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки. Формальные знания, когда общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки, могут навредить не меньше, чем отсутствие стройной системы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Наблюдая за детьми в разных видах деятельности, я заметила, что дети не умеют играть вместе, не достаточно владеют этическими представлениями, не соблюдают правила поведения, хотя имеют знания о них, могут рассказать, что хорошо, а что плохо, в конфликтных ситуациях проявляют агрессию. Из бесед с детьми видно, что дома с ними не ведётся никакой воспитательной работы в плане нравственного воспитания, дети большее время проводят за компьютерными играми агрессивного содержания. Беседуя с родителями, можно сделать вывод, что их интересует только то, как ребёнок поел, чистый или грязный.  По поводу подготовки в школу их интересует: только, учим ли мы детей читать и считать.  Но никто не поинтересовался, как ребёнок общается, есть ли у него друзья, каково его поведение. 

Поэтому свою работу я направила на решение задач нравственного и этического воспитания в рамках «Социально- коммуникативной» образовательной области.

Вся работа проходит в несколько тематических этапов. Соответственно каждой теме были подобраны серии игр и упражнений психологического характера, дидактические игры, серии бесед, художественная литература для чтения и обсуждения, разработаны НОД для детей. Все мероприятия включались в календарный план и проводились в процессе режимных моментов и в непосредственной образовательной деятельности

1 Этап. «Я, моя семья, мой дом»

  • НОД «Дом, в котором я живу»
  • Чтение: Я. Ким «Кто кому — кто»
  • Наблюдение: «Рассматривание зданий, домов рядом с детским садом»
  • П.и. «Бегает, прыгает, летает»
  • Д.и. «Кто где живёт»
  • НОД «Кто живёт в лесу»
  • Беседа: «Моя дружная семья»
  •  беседа: «Моя мама»
  •  Рассматривание картинок с изображением жилищ животных»
  •  рассматривание «Карточек с изображением сказочных домиков»
  •  Беседа: «Кто я, какой я.»
  • Упражнение «Добрый-злой»
  •  Упражнение: «Я самый, самый.»
  •   П.И. «Изобрази животное»
  •    Конструирование: «Дом для зверей»
  •   Беседа: Мне грустно, мне радостно»
  •    Упражнение: «Грустный заяц»
  •    Чтение: «мастера без топора» В.Бианки
  •    Д.И. «Чей домик»
  •  Д.И. «Изобрази чувство»

 

2 Этап. «Правила этикета, вежливость.»

  • Беседа: «Жил-был я»
  •  Д.и. «Добрые слова»
  •  Беседа: «Что такое вежливость»
  •  Упражнение : «Приветствие»
  •  Рассматривание карточек «Что такое хорошо, что такое плохо»
  •  Упражнение: «Угадай эмоцию»
  •  Беседа: «Полезные привычки»
  •  Чтение: Т.А.Шорыгина «Вежливые бельчата»
  •  этическая беседа: «Вежливое приветствие»
  •  Беседа «Что такое дружба»
  •  Беседа: «Мои добрые дела»
  •  НОД «Что такое доброта»
  •   Сюжетно-ролевая игра «Магазин вежливости»
  •    Упражнение: «Я хочу быть…»
  •   Упражнение: «опиши своё настроение»
  •    беседа: «Зачем мы здороваемся»
  •    Закончи предложение: «Мне нравится…»
  •    НОД Лепка: «Мишка»
  •    НОД Рисование: «Моё любимое животное»
  •  Чтение: В.Осеева «Волшебное слово»

 

 

3 Этап. «Дружеские взаимоотношения, волевые качества»

  •  Чтение: Сказка «Два жадных медвежонка»
  •    Беседа: «Что такое жадность»
  •    Упражнение: «Вежливая просьба»
  •    П.И. «Хитрая лиса»
  •    Беседа: «Как стать сильным»
  •    Беседа «Как стать храбрым»
  • Беседа: «Давайте жить дружно»
  •    Упражнение «Я хочу, чтобы…»
  •    Упражнение: «Похвали соседа»
  •   Упражнение: «Комплименты»
  •    НОД «Портрет друга» (рисование)
  •    Упражнение: «Благодарность»
  •   П. Д.и. «Кто как ходит»
  •    НОД «Мы люди одной планеты»
  •    Беседа: «Что такое дружба»
  •    Чтение: Драгунский «Друг детства»
  •    Упражнение «Попроси вежливо»
  •    Игра: «Изобрази настроение»
  •    Д.и. «Я начну, а ты продолжи» (безопасность)
  •    Рассматривание серии картин «Вежливость»
  •    Составление рассказов по картине.
  •    Составление рассказов по серии картин.
  •    Игра «Разложи по порядку и расскажи»

 

4 Этап. «Я и моё поведение»

  •   НОД «Знакомимся с правилами этикета»
  •    НОД Рисование: «Подарок другу»
  •    Упражнение «Прислушайся к себе»
  •   Упражнение: «Пожелание»
  •    Беседа «Как животные помогают человеку»
  •   Труд: «Сделаем мир чище»
  •    Д.И. «Кто что ест»
  •    НОД «К нам гости пришли»
  •    С-Р.И. «День рождения Мишутки»
  •   Беседа: «Мои друзья»
  •   Беседа: «Как я помогаю»
  •   Загадывание загадок о животных
  •    Этическая ситуация: «Собираемся в гости»
  •    Д.И. «Классификация» (предметы быта)
  •    Игра «Раз, два, три, настроение замри»
  •    Упражнение «Зеркало»
  •    Упражнение «Угадай настроение»
  •    Беседа: «Как я выгляжу»
  •    Игра «Царевна-несмеяна»
  •    НОД «Как вести себя за столом»
  •    Упражнение «Подарок»
  •   Игра «Хорошо – плохо»

 

5 Этап. «Моральные качества. Честность»

  • Чтение: Н.Носов «Огурцы»
  • Беседа по произведению Е.Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить»
  • Обсуждение произведения Н.Носова «Леденец»
  • Чтение В.Драгунского «Тайное становится явным»
  • Чтение Н.Носов «Фантазёры»
  • Упражнение «Придумай небылицу»
  • Беседа: «Я честный»
  • Упражнение: «Правда-ложь»
  • Игра: «Узнай по голосу»
  • Игра «Круг честности»
  • Игра «Глаза в глаза»
  • Упражнение «Мы тебя любим»
  • Игра «Передай предмет по кругу»
  • Беседа: «Можно ли брать чужое без спроса?» Обсуждение рассказа «Бабушкины очки»
  • Беседа: «Можно ли обманывать родителей»
  • НОД «Учимся говорить правду и не обманывать»
  • НОД «Мы фантазёры» — умение отличать фантазии от обмана.
  • Беседа: «О стыде и вине»
  • НОД «Учусь прощать»
  • Беседа: «Кто это – хвастун»
  • Упражнение «Круг доверия»

 

6 Этап. «Воспитание Трудолюбия, ответственности»

  • Беседа: «Для чего руки нужны»
  • Чтение обсуждение рассказ «Стакан воды» М.Болквадзе.
  • Чтение Я.Дягутите «Руки человека.
  • Беседа «Добрые дела», обсуждение рассказа В.Осеева «Просто старушка»
  • Трудовые поручения: помочь детям одеться на прогулку; собрать игрушки; навести порядок в кукольном уголке; полить и протереть цветы и др.
  • Труд на прогулке: подмести дорожки; собрать опавшие листья; прополка цветника; полив цветов; посадка цветов в клумбу; пересадка комнатных цветов и др.
  • Беседа «Как я маме помогаю»
  • Беседа «Мои добрые дела»
  • Беседа «Мои домашние питомцы, как я ухаживаю»
  • Д.И. «Кому что нужно для работы»
  •  

dou.do.am

Советы рукодельницам