Социальная роль образования

Социальные функции образования

Образование связано со всеми сферами жизни общества. Эта связь реализуется через личность, включенную в социальные, политические, духовные, экономические взаимодействия. Образование – единственная специализированная подсистема общества, функция которой совпадает с целью общества.

Система образования «производит» человека, воздействуя на его нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие.

Образование выполняет важные социальные функции:

  1. Оказывает влияние на распределение индивидов по социальным стратам и слоям соответственно уровню и качеству имеющегося образования.
  2. Удовлетворяет изменяющиеся и возрастающие в условиях рыночной экономики запросы и потребности индивидов.
  3. Формирует системы ценностей, влияя на жизненные стратегии индивидов.
  4. Прагматическая и сервисная функции способствуют социальной защите и адаптации индивидов.

Социальная роль образования проявляется через приобщение человека к культурным формам жизнедеятельности, через образование индивид овладевает образцами практики. Нормы и формы культуры передаются через обучение в процессе коммуникации, при личном общении.

Замечание 1

Обучающая деятельность – это деятельность, наполненная культурным значением и содержанием. Каждая культура включает приемы, правила, способы объяснения явлений, установление между ними взаимосвязей, их интерпретации. Эти правила и приемы усваиваются в процессе образования, происходит приобщение индивида к культурным смыслам бытия, благодаря чему человек способен нормально функционировать в обществе.

Образование обеспечивает единство смыслов, определенную интеграцию общества. Смысловое единство культуры способствует формированию и сохранению целостности личности.

Роль образования в развитии общества

В современном мире образование является основным приоритетом развития государства и общества. Повышается роль образования как необходимого фактора формирования новых качеств экономики, общества в целом. С ростом влияния человеческого капитала роль образования возрастает.

Образовательная политика – важнейшая часть политической жизни государства, способствующая

  • обеспечению основных прав и свобод личности;
  • увеличению темпов научно-технического и социально-экономического развития;
  • повышению роста культуры и гуманизации общества.

На основе общественного согласия политика в образовательной сфере устанавливает основные цели и задачи развития образования, обеспечивает их претворение в жизнь путем согласованных действий общества и государства.

Образовательная политика должна быт направлена, в первую очередь, на достижение высокого уровня образования, его соответствия перспективным и актуальным потребностям государства, общества, личности.

Образование – необходимое условие социализации личности. Оно представляет собой целенаправленную формализованную передачу опыта, знаний, осуществляющуюся в рамках соответствующих социальных институтов.

Современная система образования – это:

  • активный социальный субъект, инициирующий и активно участвующий в проектировании и реализации будущего;
  • источник культурных, социальных и образовательных новаций;
  • сфера социального партнерства власти, молодежи и бизнеса.

Решение важнейших проблем современности, преодоление кризиса цивилизации напрямую связано с развитием образования. Во всех сферах жизни общества, в образовании основополагающим стал принцип сохранения цивилизации.

Распространение информационных технологий, высокие темпы научно-технического прогресса изменили характер производства, что повлекло к изменению требований, предъявляемых к квалификации современных специалистов. Современный работник должен постоянно повышать свою квалификацию, быть максимально аналитически мыслящим, мобильным, обладать всем набором необходимых профессиональных качеств,

spravochnick.ru

Понятие социальной роли.

Характеризуют
различные отношения и определяют
поведение людей определенные социальные
роли и статусы.

Социальная роль
— соответствующий принятым нормам
способ поведения людей в зависимости
от их статуса или позиции в обществе, в
системе межличностных отношений. Всякое
человеческое поведение чем-то и кем-то
побуждается, имеет свою направленность,
сопровождается какими-то действиями
(физическими, мыслительными, словесными
и др.).

Освоение
социальных ролей — часть процесса
социализации личности, непременное
условие “врастания” человека в общество
себе подобных. Социализацией называется
процесс и результат усвоения и активного
воспроизведения индивидом социального
опыта, осуществляемый в общении и
деятельности. Усваивая социальные роли,
человек усваивает социальные стандарты
поведения, учится оценивать себя со
стороны и осуществлять самоконтроль.
Таким образом, развитая личность может
использовать ролевое поведение как
инструмент адаптации к определенным
социальным ситуациям, в тоже время не
сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Социальные
роли подразделяются на
институционализированные, т.е. институт
брака, семьи;соц. роли матери, дочери;жены
и конвенциональные:принимаемые по
соглашению,хотя   человек может и не
принимать их.

Описывая
ролевое социотипическое поведение
личности, социологи и социальные
психологи характеризуют личность именно
как представителя той или иной группы,
профессии, нации, класса, того или иного
социального целого.В зависимости от
того, как выступает для личности группа,
насколько личность вовлечена в те или
  иные отношения с группой, что значат
для неё цели и задачи совместной
деятельности группы, проявляются
различные качества личности.

Социальные роли
многообразны, и чем больше их набор, тем
сложнее общество. Однако роли не являются
простым нагромождением, лишенным
внутренней гармонии. Они организованы,
соединены между собой бесчисленными
нитями. Существуют два основных уровня
организованности, упорядоченности
ролей: институты и общности. Благодаря
этим социальным образованиям роли
связываются между собой, обеспечивается
их воспроизводство, создаются гарантии
их устойчивости, складываются специфические
нормы, регулирующие ролевые взаимодействия,
вырабатываются санкции, возникают
сложные системы социального контроля.

Социальная роль
«концентрирует внимание на универсальных,
всеобщих требованиях, предъявляемых к
поведению человека, находящегося в
определенной социальной позиции». При
этом эти два понятия описывают одно и
то же явление с разных точек зрения.
Статус описывает положение человека в
социальной структуре, а роль определяет
его динамический аспект. Роль –
динамический аспект статуса. Образование,
как сложившая система предлагает набор
готовых статусов и ролей, которые могут
колебаться в определенной шкале
допустимых инвариантов.

В отношении
социальной стратификации образование
выполняет двойственную роль. Социальная
стратификация описывает социальное
неравенство людей, фиксирует структурное
неравенство людей, «условий, при которых
социальные группы имеют неравный доступ
к таким социальным благам, как деньги,
власть, престиж, образование, информация,
профессиональная карьера, самореализация
и т.п.». Таким образом, образование как
синоним слова «диплом» выступает одним
из критериев выстраивания социальной
стратификации конкретного общества.
По степени доступности отдельных членов
общества к образованию можно говорить
о качественной характеристике неравенства,
господствующего в конкретном обществе.
С другой стороны, образование выступает
отдельной стратой общества. Социальный
слой обладает определенной качественной
однородностью. Он представляет собой
совокупность людей, занимающих в иерархии
близкое положение и ведущих сходный
образ жизни. Принадлежность к слою
имеет две составляющие – объективную
(наличие объективных показателей,
характерных для данного социального
слоя) и субъективную (идентификация
себя с определенным слоем).

Социальный статус
как элемент социальной организации
общества сложно скоординирован и
ранжирован относительно господствующей
системы ценностей, что придает им особую
значимость в общественном мнении.Социальная
мобильность характеризует «изменение
социального статуса, т.е. перемещение
индивида (или социальной группы) между
различными позициями в системе социальной
стратификации. Ряд исследователей
считают институты образования основным
средством стимулирования и закрепления
социального неравенства. Тем не менее
не вызывает сомнения, что в современных
условиях развития общества (ускорение
научного прогресса, интенсификация
скорости обновления знания, увеличение
объемов поступающей информации) требуется
наличие качественного образования.

Данные категории
позволяют описывать движение отдельного
человека по вертикали. Но образование
предстает на всех уровнях: мировом,
национальном, региональном. Такое
рассмотрение позволяет выявить наличие
дополнительных функций, выполняемых
образованием.

Однако
данная модель образования как социального
института оказывается достаточно
схематичной, поскольку не отражает
условий, в которых конкретный институт
находится. К тому же она выстраивается
синхронно и не позволяет выявить динамику
развития образования во временной
перспективе.

Современный
социальный, экономический, политический,
культурный контекст, в котором находится
образование, характеризуется с точки
зрения двух процессов: регионализации
и глобализации. Принято их рассматривать
как разнонаправленные и приводящие к
разным результатам. Однако данное мнение
также можно обвинить в схематизме.

studfiles.net

4.Роль образования в социально-экономическом развитии общества.

Роль образования
на современном этапе развития России
определяется задачами ее перехода к
демократическому и правовому государству,
к рыночной экономике, необходимостью
преодоления опасности отставания страны
от мировых тенденций экономического и
общественного развития. В современном
мире значение образования как важнейшего
фактора формирования нового качества
экономики и общества увеличивается
вместе с ростом влияния человеческого
капитала. Российская система образования
способна конкурировать с системами
образования передовых стран. При этом
необходимы широкая поддержка со стороны
общественности проводимой образовательной
политики, восстановление ответственности
и активной роли государства в этой
сфере, глубокая и всесторонняя модернизация
образования с выделением необходимых
для этого ресурсов и созданием механизмов
их эффективного использования. Концепция
развивает основные принципы образовательной
политики в России, которые определены
в Законе Российской Федерации “Об
образовании”, Федеральном законе “О
высшем и послевузовском профессиональном
образовании” и раскрыты в Национальной
доктрине образования в Российской
Федерации до 2025 года, а также Федеральной
программе развития образования на
2000-2005 годы. Концепция взаимосвязана с
Основными направлениями социально-экономической
политики Правительства Российской
Федерации на долгосрочную перспективу
и определяет приоритеты и меры реализации
генеральной, стратегической линии в
предстоящее десятилетие – модернизации
образования.

Образовательная
политика России, отражая общенациональные
интересы в сфере образования и предъявляя
их мировому сообществу, учитывает вместе
с тем общие тенденции мирового развития,
обуславливающие необходимость
существенных изменений в системе
образования: ускорение темпов развития
общества, расширение возможностей
политического и социального выбора,
что вызывает необходимость повышения
уровня готовности граждан к такому
выбору; переход к постиндустриальному,
информационному обществу, значительное
расширение масштабов межкультурного
взаимодействия, в связи с чем особую
важность приобретают факторы
коммуникабельности и толерантности;
возникновение и рост глобальных проблем,
которые могут быть решены лишь в
результате сотрудничества в рамках
международного сообщества, что требует
формирования современного мышления у
молодого поколения; динамичное развитие
экономики, рост конкуренции, сокращение
сферы неквалифицированного и
малоквалифицированного труда, глубокие
структурные изменения в сфере занятости,
определяющие постоянную потребность
в повышении профессиональной квалификации
и переподготовке работников, росте их
профессиональной мобильности; возрастание
роли человеческого капитала, который
в развитых странах составляет 70-80
процентов национального богатства,
что, в свою очередь, обуславливает
интенсивное, опережающее развитие
образования как молодежи, так и взрослого
населения. Отечественная система
образования является важным фактором
сохранения места России в ряду ведущих
стран мира, ее международного престижа
как страны, обладающей высоким уровнем
культуры, науки, образования. Особое
значение имеет развитие плодотворного
сотрудничества и сохранение общего
образовательного пространства со
странами Содружества Независимых
Государств, образовательная поддержка
соотечественников за рубежом.

studfiles.net

Вопрос № 44. Роль образования в социализации личности

Образование как педагогический процесс
и социальный феномен. Развитие личности
как педагогическая проблема. Сущность
социализации как совокупность адаптации,
интеграции, саморазвития и самореализации.
Стадии социализации: дотрудовая,
трудовая, после трудовая. Воспитание и
формирование личности. Роль обучения
в развитии личности. Самовоспитание в
структуре процесса формирования
личности.

Одним из основных моментов становления
личности, ее социализации, формирования
полноценного члена общества, является
процесс образования. В самом общем плане
образование определяется как процесс
и результат усвоения систематических
знаний, умений и навыков. Основным путем
получения знаний является обучение в
различных учебных заведениях. В
современных условиях, когда объем знаний
возрастает в геометрической прогрессии,
человеку, в сущности, приходится обучаться
всю жизнь, т.е. с момента появления на
свет и до глубокой старости человек
должен получать и обновлять свои знания,
умения и навыки. Остановка в этом процессе
означает остановку творческого роста
и служебной карьеры.

Процесс образования предполагает
передачу знаний от одного поколения
другому: старшие обучают младших, более
образованные обучают менее образованных,
специалисты обучают неспециалистов.
При этом учитывается как внешнее
воздействие на обучающихся, так и их
индивидуальные качества: природные
задатки, дарования, воля, целеустремленность
и т.д., что и обеспечивает ту или иную
результативность образования.

Развитие личности как педагогическая
проблема

Одной из сложных и ключевых проблем
педагогической теории и практики
является проблема личности и ее развития
в специально организованных условиях.
Она имеет различные аспекты, поэтому
рассматривается разными науками:
возрастной физиологией и анатомией,
социологией, детской и педагогической
психологией и др. Педагогика изучает и
выявляет наиболее эффективные условия
для гармоничного развития личности в
процессе обучения и воспитания.

В зарубежной педагогике и психологии
по проблеме личности и ее развития
выделяются три основных направления –
биологическое, социологическое и
биосоциальное.

Представители биологического направления,
считая личность сугубо природным
существом, все поведение человека
объясняют действием присущих ему от
рождения потребностей, влечений и
инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек
вынужден подчиняться требованиям
общества и при этом постоянно подавлять
естественные потребности. Чтобы скрыть
эту постоянную борьбу с самим собой, он
“надевает маску” или неудовлетворение
естественных потребностей замещает
занятиями каким-либо видом деятельности.

Все явления общественной жизни (стачки,
забастовки, революции), как считают
представители этого направления,
естественны для простых людей, у которых
от рождения заложено стремление к
нападению, жестокости, бунтарству.
Однако реальная жизнь показывает, что
люди часто действуют даже против своих
жизненных потребностей, выполняя долг
патриота, борца и просто гражданина.

Представители социологического
направления считают, что хотя человек
рождается как существо биологическое,
однако в процессе своей жизни он
постепенно социализируется благодаря
влиянию на него тех социальных групп,
с которыми он общается. Чем ниже по
уровню развития личность, тем ярче и
резче проявляются у нее биологические
черты, прежде всего инстинкты обладания,
разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления
считают, что психические процессы
(ощущение, восприятие, мышление и др.)
имеют биологическую природу, а
направленность, интересы, способности
личности формируются как явления
социальные. Такое деление личности
никак не может объяснить ни ее поведение,
ни ее развитие.

Отечественная педагогическая наука
рассматривает личность как единое
целое, в котором биологическое неотделимо
от социального. Изменения в биологии
личности сказываются не только на
особенностях ее деятельности, но и на
образе жизни. Однако решающую роль
играют те мотивы, интересы, цели, т.е.
результаты социальной жизни, которые,
определяя весь облик личности, придают
ей силы для преодоления своих физических
недостатков и особенностей характера
(вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной
жизни, в то же время является живым
организмом. Отношения социального и
биологического в формировании и поведении
личности чрезвычайно сложны и оказывают
неодинаковое воздействие на нее на
разных этапах развития человека, в
разных ситуациях и видах общения с
другими людьми. Так, смелость может
доходить до безрассудства, когда
побуждается желанием привлечь к себе
внимание (естественная потребность в
достижении, признании). Другого человека
смелость побуждает идти навстречу
жизненным трудностям, хотя об этом
никто, кроме него, не знает. Важно видеть
и степень выраженности качества.
Чрезмерная вежливость, например, может
граничить с подхалимством, послушание
– быть показателем пассивного исполнения
требований, безразличия, а непоседливость
– свидетельствовать о живости интереса,
быстроте переключения внимания и др.

Личность, по определению Л.С. Выготского,
– это целостная психическая система,
которая выполняет определенные функции
и возникает у человека, чтобы обслуживать
эти функции. Основные функции личности
– творческое освоение общественного
опыта и включение человека в систему
общественных отношений. Все стороны
личности обнаруживаются только в
деятельности и в отношениях с другими
людьми. Личность существует, проявляется
и формируется в деятельности и общении.
Отсюда и важнейшая характеристика
личности – социальный облик человека,
всеми своими проявлениями связанного
с жизнью окружающих его людей

Существуют различия и в понимании
сущности развития личности в отечественной
и зарубежной педагогике. Метафизики
рассматривают развитие как процесс
количественного накопления, как простое
повторение, увеличение или уменьшение
изучаемого явления. Отечественная
педагогика при рассмотрении этого
вопроса исходит из положений диалектического
материализма, который рассматривает
развитие как неотъемлемое свойство
природы, общества и мышления, как движение
от низшего к высшему, как рождение нового
и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности
представляет собой единый биосоциальный
процесс, в котором происходят не только
количественные изменения, но и качественные
преобразования. Эта сложность
обусловливается противоречивостью
процесса развития. Более того, именно
противоречия между новым и старым,
которые возникают и преодолеваются в
процессе обучения и воспитания, выступают
движущими силами развития личности. К
таким противоречиям относятся:

·  противоречие между новыми
потребностями, порождаемыми деятельностью,
и возможностями их удовлетворения;

·  противоречие между возросшими
физическими и духовными возможностями
ребенка и старыми, ранее сложившимися
формами взаимоотношений и видами
деятельности;

·  противоречие между растущими
требованиями со стороны общества, группы
взрослых и наличным уровнем развития
личности (В.А. Крутецкий).

Названные противоречия характерны для
всех возрастов, но они приобретают
специфику в зависимости от возраста, в
котором проявляются. Разрешение
противоречий происходит через формирование
более высоких уровней деятельности. В
результате ребенок переходит на более
высокую ступень своего развития.
Потребность удовлетворяется – противоречие
снимается. Но удовлетворенная потребность
рождает новую потребность, более высокого
порядка. Одно противоречие сменяется
другим – развитие продолжается.

В процессе обучения и воспитания общие
противоречия конкретизируются, приобретая
более яркие формы. Это противоречия
между требованиями к воспитанникам и
их подготовленностью к восприятию и
реализации этих требований; между
воспитательными воздействиями и
“сопротивлением материала”
(А.С. Макаренко). В педагогическом
процессе проявляются также противоречия,
связанные с условиями развития общества,
и противоречия, возникающие как следствие
недостатков воспитательной работы.

Сущность социализации и ее стадии

Взаимодействие человека с обществом
обозначается понятием “социализация”,
которое имеет междисциплинарный статус
и широко используется в педагогике.
Однако его содержание не является
стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как процессе
полной интеграции личности в социальную
систему, в ходе которого происходит ее
приспособление, сложилось в
структурно-функциональном направлении
американской социологии (Т. Парсонс,
Р. Мертон). В традициях этой школы
социализация раскрывается через понятие
“адаптация”.

Понятие адаптация, являясь одним из
центральных понятий биологии, означает
приспособление живого организма к
условиям среды. Это понятие было
экстраполировано в обществознание и
стало обозначать процесс приспособления
человека к условиям социальной среды.
Так возникли понятия социальной и
психической адаптации, результатом
которой является адаптированность
личности к различным социальным
ситуациям, микрои макрогруппам. С помощью
понятия адаптации социализация
рассматривается как процесс вхождения
человека в социальную среду и ее
приспособления к культурным, психологическим
и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации
в гуманистической психологии,
представителями которой являются
А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс
и др. В ней социализация представлена
как процесс самоактуализации “Я-концепции”,
самореализации личностью своих потенций
и творческих способностей, как процесс
преодоления негативных влияний среды,
мешающих ее саморазвитию и самоутверждению.
Здесь субъект рассматривается как
самостановящаяся и саморазвивающаяся
система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода в определенной степени
разделяются и отечественными социологами,
психологами и педагогами. Хотя приоритет
чаще отдается первому (И.С. Кон,
Б.Д. Парыгин, А.В. Мудрик и др.).

Наблюдения показывают, что названные
подходы имеют место и в педагогической
практике, когда абсолютизируется роль
одного из факторов: либо социальной
среды, либо самовоспитания. Такая
абсолютизация объясняется тем, что
многими исследователями и практиками
не осознан двусторонний характер
социализации (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов).

Общество с целью воспроизводства
социальной системы, сохранения своих
социальных структур стремится сформировать
социальные стереотипы и стандарты
(групповые, классовые, этнические,
профессиональные и др.), образцы ролевого
поведения. Чтобы не быть в оппозиции по
отношению к обществу, личность усваивает
этот социальный опыт путем вхождения
в социальную среду, систему существующих
социальных связей. Тенденция социальной
типизации личности и позволяет
рассматривать социализацию как процесс
адаптации и интеграции человека в
обществе путем усвоения социального
опыта, ценностей, норм, установок,
присущих как обществу в целом, так и
отдельным группам.

Однако в силу своей природной активности
личность сохраняет и развивает тенденцию
к автономии, независимости, свободе,
формированию собственной позиции,
неповторимой индивидуальности. Следствием
действия этой тенденции является
развитие и преобразование не только
самой личности, но и общества. Тенденция
автономизации личности характеризует
социализацию как процесс саморазвития
и самореализации личности, в ходе
которого происходит не только актуализация
усвоенной системы социальных связей и
опыта, но и создание новых, в том числе
и личного, индивидуального опыта.

С понятием саморазвития личности
связывают процесс, который направлен
на преодоление противоречий в стремлении
к достижению духовной, физической и
социальной гармонии. Самореализация
выступает как проявление внутренней
свободы, обусловленной осознанием своих
духовных и физических возможностей, и
как адекватное управление собой в
изменяющихся социальных условиях.

Обе названные тенденции социальной
типизации и автономизации личности,
объясняющие социализацию, сохраняют
свою устойчивость, обеспечивая, с одной
стороны, самовозобновляемость общественной
жизни, т.е. социума, а с другой – реализацию
личностных потенций, задатков,
способностей, воспроизводство духовности
и субъектности.

Итак, сущностный смысл социализации
раскрывается на пересечении таких ее
процессов, как адаптация, интеграция,
саморазвитие и самореализация.
Диалектическое их единство обеспечивает
оптимальное развитие личности на
протяжении всей жизни человека во
взаимодействии с окружающей средой.

Социализация не является одноактным
или единовременным процессом. Человек
живет в условиях постоянно меняющегося
социального окружения, испытывает на
себе его разнообразные влияния, включается
в новые виды деятельности и отношения,
вынужден выполнять разные социальные
роли. Это приводит к тому, что он в течение
своей жизни усваивает новый социальный
опыт, а также одновременно воспроизводит
те или иные социальные отношения,
определенным образом влияя на свое
окружение.

Социализация – это непрерывный процесс,
длящийся в течение всей жизни. Он
распадается на этапы, каждый из которых
“специализируется” на решении
определенных задач, без проработки
которых последующий этап может не
наступить, может быть искажен или
заторможен.

В отечественной науке при определении
стадий (этапов) социализации исходят
из того, что она происходит более
продуктивно в трудовой деятельности.
В зависимости от отношения к трудовой
деятельности выделяются следующие ее
стадии:

·  дотрудовая, включающая весь
период жизни человека до начала трудовой
деятельности. Эта стадия, в свою очередь,
разделяется на два более или менее
самостоятельных периода: ранняя
социализация, охватывающая время от
рождения ребенка до поступления его в
школу; юношеская социализация, включающая
обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

  трудовая– охватывает период
зрелости человека. Однако демографические
границы этой стадии определить трудно,
так как она включает в себя весь период
трудовой деятельности человека;

·  послетрудовая,наступающая в
пожилом возрасте в связи с прекращением
трудовой деятельности (Г.М. Андреева).

Отмечая, что социализация – процесс
непрерывный, длящийся в течение всей
жизни, нельзя не признать особую важность
для становления личности трудовой
стадии, когда закладываются основные
базисные ценности, формируются
самосознание, ценностные ориентации и
социальные установки личности.

В процессе социализации личность
примеривает на себя и выполняет различные
роли, которые называются социальными.
Через роли личность имеет возможность
проявить себя, раскрыть, репрезентировать.
По динамике выполняемых ролей можно
получить представление о тех вхождениях
в социальный мир, которые были пройдены
личностью. О достаточно хорошем уровне
социализации свидетельствует способность
человека входить в различные социальные
группы органично, без демонстративности
и без самоуничижения.

Воспитание и формирование личности

Процессы и результаты социализации
имеют внутренне противоречивый характер,
так как в идеале социализированный
человек должен соответствовать социальным
требованиям и в то же время противостоять
негативным тенденциям в развитии
общества, жизненным обстоятельствам,
тормозящим развитие его индивидуальности.
Так, нередко встречаются люди настолько
социализированные, фактически растворенные
в социуме, что оказываются не готовыми
и не способными к личностному участию
в утверждении жизненных принципов. В
значительной степени это зависит от
типа воспитания.

Воспитание в отличие от социализации,
происходящей в условиях стихийного
взаимодействия человека с окружающей
средой, рассматривается как процесс
целенаправленной и сознательно
контролируемой социализации (семейное,
религиозное, школьное воспитание). И та
и другая социализация имеют ряд различий
в разные периоды развития личности.
Одно из самых существенных различий,
имеющих место во всех периодах возрастного
развития личности – это то, что воспитание
выступает своеобразным механизмом
управления процессами социализации.

В силу этого воспитанию присущи две
основные функции: упорядочивание всего
спектра влияний (физических, социальных,
психологических и др.) на личность и
создание условий для ускорения процессов
социализации с целью развития личности.
В соответствии с этими функциями
воспитание позволяет преодолеть или
ослабить отрицательные последствия
социализации, придать ей гуманистическую
ориентацию, востребовать научный
потенциал для прогнозирования и
конструирования педагогической стратегии
и тактики.

Типы (модели) воспитания обусловлены
уровнем развития обществ, их социальной
стратификацией (соотношением социальных
групп и слоев) и социально-политическими
ориентация-ми. Поэтому воспитание
осуществляется по-разному в тоталитарном
и демократическом обществах. В каждом
из них воспроизводится свой тип личности,
своя система зависимостей и взаимодействий,
степень свободы и ответственности
личности.

Во всех подходах к воспитанию педагог
выступает как активное начало наряду
с активным ребенком. В связи с этим
возникает вопрос о тех задачах, которые
призвана решать целенаправленная
социализация, организатором которой
является педагог.

А.В. Мудрик условно выделил три группы
задач, решаемых на каждом этапе
социализации: естественно-культурные,
социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи связаны
с достижением на каждом возрастном
этапе определенного уровня физического
и сексуального развития, которое
характеризуется некоторыми нормативными
различиями в тех или иных регионально-культурных
условиях (различные темпы полового
созревания, эталоны мужественности и
женственности в различных этносах и
регионах и т.д.).

Социально-культурные задачи – это
познавательные, морально-нравственные,
ценностно-смысловые задачи, которые
специфичны для каждого возрастного
этапа в конкретном историческом социуме.
Они определяются обществом в целом,
региональным и ближайшим окружением
человека.

Социально-психологические задачи
связаны со становлением самосознания
личности, ее самоопределением,
самоактуализацией и самоутверждением,
которые на каждом возрастном этапе
имеют специфическое содержание и способы
их достижения.

Решение названных задач в процессе
воспитания вызвано необходимостью
развития личности. Если какая-либо
группа задач или наиболее значимые из
нее остаются нерешенными на том или
ином этапе социализации, то это либо
задерживает развитие личности, либо
делает его неполноценным. Возможен и
такой случай, отмечает А.В. Мудрик,
когда та или иная задача, не решенная в
определенном возрасте, внешне не
сказывается на развитии личности, но
через определенный период времени
“всплывает”, что приводит к
немотивированным замыслам и действиям.

В процессе воспитания как целенаправленной
социализации перечисленные задачи
появляются как ответ на кризисы,
возникающие в жизни и деятельности
детей и взрослых (Л.И. Анцыферова).
Кризисы проявляются как обострение
ряда противоречий развития личности.

Формирование личности – это процесс и
результаты социализации, воспитания и
саморазвития. Формирование означает
становление, приобретение совокупности
устойчивых свойств и качеств. Формировать
– значит придавать форму чему-либо,
устойчивость, законченность, определенный
тип. При формировании человека как
личности, когда первостепенное значение
имеют социальные факторы, постоянно и
мощно работают и биологические механизмы
человека как природного существа,
проявляя себя в виде задатков, на основе
которых развиваются его потребности,
интересы, склонности, способности и
складывается его характер. Вместе с тем
от последних зависят и природные
параметры человека, его физическое
здоровье, работоспособность, долголетие.

Детализируя сущность развития и
формирования личности, Л.И. Божович
писала, что это, во-первых, развитие
познавательной сферы; во-вторых,
формирование нового уровня
аффективно-потребностной сферы ребенка,
позволяющего ему действовать не
непосредственно, а руководствуясь
сознательно поставленными целями,
нравственными требованиями и чувствами;
в-третьих, возникновение относительно
устойчивых форм поведения и деятельности,
составляющих основу формирования его
характера; и наконец, развитие общественной
направленности, т.е. обращенность к
коллективу сверстников, усвоение тех
нравственных требований, которые они
ему предлагают.

Роль обучения в развитии личности

Проблема соотношения обучения и развития
является не только методологически, но
и практически значимой. От ее решения
зависит определение содержания
образования, выбор форм и методов
обучения.

Напомним, что под обучением следует
понимать не процесс “передачи”
готовых знаний от учителя к ученику, а
широкое взаимодействие между обучающим
и обучающимся, способ осуществления
педагогического процесса с целью
развития личности посредством организации
усвоения обучающимся научных знаний и
способов деятельности. Это процесс
стимулирования и управления внешней и
внутренней активностью ученика, в
результате которой происходит освоение
человеческого опыта. Под развитием
применительно к обучению понимают две
разные, хотя и тесно взаимосвязанные
друг с другом категории явлений:
собственно биологическое, органическое
созревание мозга, его анатомо-биологических
структур и психическое (в частности,
умственное) развитие как определенная
динамика его уровней, как своего рода
умственное созревание.

Конечно, умственное развитие зависит
от биологического созревания мозговых
структур, и этот факт необходимо учитывать
в ходе осуществления педагогического
процесса. Вместе с тем органическое
созревание мозговых структур зависит
от среды, обучения и воспитания. Именно
поэтому, когда мы говорим об умственном
развитии, то имеем в виду, что умственное
развитие происходит в единстве с
биологическим созреванием мозга.

В психолого-педагогической науке
сложилось по меньшей мере три точки
зрения на соотношение обучения и
развития. Первая, и наиболее распространенная,
заключается в том, что обучение и развитие
рассматриваются как два независимых
друг от друга процесса. Но обучение как
бы надстраивается над созреванием
мозга. Таким образом, обучение понимается
как чисто внешнее использование
возможностей, которые возникают в,
процессе развития. В. Штерн писал,
что обучение следует за развитием и
приспосабливается к нему. А поскольку
это так, то не надо вмешиваться в процесс
умственного созревания, надо не мешать
ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока
созреют возможности для обучения.
Ж. Пиаже отмечал, что умственное
развитие идет по своим внутренним
законам, поэтому обучение может только
несущественно замедлить или ускорить
этот процесс. Однако, например, пока у
ребенка не созрело логическое операторное
мышление, бессмысленно обучать его
логически рассуждать.

Ученые, придерживающиеся второй точки
зрения, сливают обучение и развитие,
отождествляют тот и другой процессы
(Джеймс, Торндайк).

Третья группа теорий (Коффка и др.)
объединяет первые две точки зрения и
дополняет их новым положением: обучение
может идти не только вслед за развитием,
не только нога в ногу с ним, но и впереди
развития, продвигая его дальше и вызывая
в нем новообразования.

Эту существенно новую идею выдвинул
Л.С. Выготский. Он обосновал тезис о
ведущей роли обучения в развитии
личности: обучение должно идти впереди
развития личности и вести его за собой.
В связи с этим Л.С. Выготский выделил
два уровня умственного развития ребенка.
Первый уровень актуального развития
как наличный уровень подготовленности
ученика, который характеризуется тем,
какие задания он может выполнить вполне
самостоятельно. Второй, более высокий,
уровень, который он назвал зоной
ближайшего развития, обозначает то, что
ребенок не может выполнить самостоятельно,
но с чем он справляется с небольшой
помощью. То, что сегодня ребенок делает
с помощью взрослого, отмечал Л.С. Выготский,
завтра он будет делать самостоятельно;
то, что входило в зону ближайшего
развития, в процессе обучения переходит
на уровень актуального развития. Так и
идет развитие личности по всем
направлениям.

Современная отечественная педагогика
стоит на точке зрения диалектической
взаимосвязи обучения и развития личности,
отводя, согласно положению Л.С. Выготского,
ведущую роль обучению. Обучение и
развитие тесно связаны друг с другом:
развитие и обучение не два параллельно
протекающих процесса, они находятся в
единстве. Вне обучения не может быть
полноценного развития личности. Обучение
стимулирует, ведет за собой развитие,
в то же время опирается на него, но не
надстраивается чисто механически.

Развитие, в частности умственное, в
процессе обучения определяется характером
получаемых знаний и самой организацией
процесса обучения. Знания должны быть
систематическими и последовательными
как иерархизированные понятия, а также
в достаточной степени обобщенными.
Обучение должно строиться преимущественно
проблемно на диалогической основе, где
ученику обеспечивается субъектная
позиция. В конечном итоге развитие
личности в процессе обучения обеспечивается
тремя факторами: обобщение учащимися
своего опыта; осознание (рефлексия)
процесса общения, так как рефлексия –
важнейший механизм развития; соблюдение
этапов самого процесса развития личности.

Самовоспитание в структуре процесса
формирования личности

С развитием теории управления в
педагогическую теорию вошли ее основные
понятия – субъект и объект управления.
В авторитарных педагогических системах
свойством субъектности однозначно
наделялся педагог, а воспитаннику
отводилась роль (позиция) объекта, т.е.
испытывающего педагогические влияния
и пассивно перестраивающего свою
деятельность в соответствии с требованиями
извне. Однако свойство субъектности
присуще всем людям. А.В. Брушлинский
считает, что субъектность развивается
уже в три месяца, но отчетливо проявляется
лишь в предметно-манипулятивной
деятельности, когда, например, ребенок
ставит один кубик на другой, т.е. решает
задачу и понимает – решил он ее или нет.
Способность устанавливать обратную
связь – универсальный механизм
саморегуляции (Анохин, Бернштейн, Виннер)
и показатель свойства субъектности. В
традициях гуманистической педагогики,
как уже отмечалось, в педагогическом
процессе функционируют равнозаинтересованные
субъекты – педагоги и воспитанники.

Субъект – это личность, для деятельности
которой характерны четыре качественные
характеристики: самостоятельная,
предметная, совместная и творческая.
А.Н. Леонтьев отмечал, что формирование
личности представляет собой процесс,
состоящий из непрерывно сменяющихся
стадий, качественные особенности которых
зависят от конкретных условий и
обстоятельств. Если на первых порах
формирование личности обусловлено ее
связями с окружающей действительностью,
широтой ее практической деятельности,
ее знаниями и усвоенными нормами
поведения, то дальнейшее развитие
личности определяется тем, что она
становится не только объектом, но и
субъектом воспитания.

Решая ту или иную педагогическую задачу,
воспитатель побуждает воспитанников
к определенной деятельности или
предотвращает нежелательные действия.
Для того чтобы воспитанники начали
проявлять соответствующую активность,
это влияние (внешний стимул) должно быть
ими осознано, превратиться во внутренний
побудитель, в мотив деятельности
(убеждение, желание, осознание
необходимости, интерес и др.). В процессе
воспитания большое место занимает
внутренняя переработка личностью
внешних воздействий. Опосредование
внешних воздействий через внутренние
условия (С.Л. Рубинштейн) происходит
в процессе непосредственных или
опосредованных взаимоотношений с
различными людьми в системе общественных
отношений. Эту диалектическую
обусловленность применительно к детям
показал А.С. Макаренко. Он отмечал,
что со всем сложившимся миром, окружающей
действительностью ребенок входит в
бесконечное число отношений, каждое из
которых неизменно развивается,
переплетается с другими отношениями,
“усложняется физическим и нравственным
ростом самого ребенка”.

Человек с момента рождения становится
социальным существом. Формирование его
характера, поведения, личности в целом
определяется всей совокупностью
социальных факторов (отношением
окружающих людей, их примером, их
идеологией, опытом собственной
деятельности) и закономерностями
физического развития. Именно поэтому
важно знать совокупное действие всех
факторов, определяющих развитие личности
на разных возрастных этапах. Не менее
важно проникнуть в глубинные механизмы
этого процесса и понять, каким образом
производственный, моральный и научный
опыт, накопленный в обществе, становится
достоянием отдельного человека и
определяет его развитие как личности.
Здесь речь должна идти о специально
организованной встречной активности
личности, получившей название
самовоспитания.

При воспитании младенца и дошкольника
едва ли возникает вопрос о самовоспитании,
хотя дошкольник сам задумывает свою
игру и сам играет, отражая в ней свое
понимание воспринятой им действительности.

В младшем школьном возрасте происходят
значительные сдвиги в деятельности
ребенка в сторону внутренней мотивации,
которая способствует перестройке
деятельности на основе постановки им
задач преодоления своих слабостей и
формирования у себя лучших человеческих
качеств.

Работа над собой – самовоспитание –
начинается с осознания и принятия
объективной цели как субъективного,
желательного мотива своей деятельности.
Субъективная постановка ребенком
определенной цели поведения или своей
деятельности порождает сознательное
напряжение воли, определение плана
деятельности на завтрашний день.
Осуществление этой цели неизбежно
сопровождается возникающими препятствиями
как объективного, так и субъективного
характера.

Таким образом, на определенной стадии
развития личности, ее интеллектуальных
способностей и общественного самосознания
ребенок начинает понимать не только
внешние для него цели, но также цели
своего собственного воспитания. Он
начинает относиться к самому себе как
к субъекту воспитания. С возникновением
этого нового весьма своеобразного в
формировании личности фактора человек
сам становится воспитателем.

Итак, самовоспитание – систематическая
и сознательная деятельность человека,
направленная на саморазвитие и
формирование своей базовой культуры.
Самовоспитание призвано укрепить и
развить способность к добровольному
выполнению обязательств как личных,
так и основанных на требованиях
коллектива, формировать моральные
чувства, необходимые привычки поведения,
волевые качества. Самовоспитание –
составная часть и результат воспитания
и всего процесса развития личности. Оно
зависит от конкретных условий, в которых
живет человек.

Формы и методы самовоспитания: самокритика,
самовнушение, самообязательство,
самопереключение, эмоционально-мысленный
перенос в положение другого человека
и др. А искусство воспитания в связи с
проблемой самовоспитания состоит в
том, чтобы возможно раньше пробудить у
ребенка стремление к самосовершенствованию
и помогать ему советом в достижении
поставленных целей. Опорой взрослых в
этом деле является сам ребенок, который
всегда и везде хочет быть сильным и
хорошим, быть лучше.

studfiles.net

40_Образование как социальный институт Роль обра

40 Образование
как социальный институт Роль обра­зования
в жизни российского общества.

Признаками
института
образования
являются:

1. установки и образцы
поведения – любовьк
знаниям, посещаемость
2. символические
культурные признаки – школьная эмблема,
школьные песни
3. утилитарные культурные
черты – классы, библиотеки, стадионы
4.
кодекс устный и письменный – правили
учащихся
5. идеология – академическая
свобода, прогрессивноеобразование,
равенство при обучении

Образование
представляет собой социальную подсистему,
имеющую свою структуру. В качестве ее
основных элементов можно выделить
учебно-воспитательные учреждения как
социальные организации, социальные
общности (педагоги и учащиеся), учебный
процесс кок вид социокультурной
деятельности.

Функции
образования

1.      
Трансляция
и распространение культуры в обществе
– наиболее существенная
из функций образования. Она заключается
в том, что посредством
института образования происходит
передача от поколению к : поколению
ценностей культуры, понимаемых в самом
широком смысле этого
слова (научных знаний, достижений в
области культуры, моральных ценностей
и норм, правил поведения, опыта и навыков
присущих различным
профессиям).

2.  
Формирование
у молодого поколения установок, ценностных
ориентиров,
жизненных идеалов, господствующих в
данном обществе.

3.  
Социальная
селекция – одна из важнейших функций
института образования.
Структура образовательного процесса
устроена таким образом,
что она дает возможность уже на самых
начальных этапах осуществить
дифференцированный подход к обучающимся:

4.  
Социальное
и культурное изменения являются
прерогативой современного
института образования.

Устаревшее и
перегруженное содержание школьного
образования не обеспечивает выпускникам
общеобразовательной школы фундаментальных
знаний, важнейших составляющих стандарта
образования наступившего века

Профессиональное
образование, в свою очередь, еще не
способно в должной мере решить проблему
“кадрового голода”, обусловленного
новыми требованиями к уровню квалификации
работников.

Роль
образования на современном этапе
развития страны определяется задачами
преодоления опасности накапливающегося
отставания России от мировых тенденций
экономического и общественного развития.
Образование
должно войти в состав основных приоритетов
российского общества и государства.

В
современном мире увеличивается значение
образования как важнейшего фактора
формирования нового качества не только
экономики, но и общества в целом.

Первейшая
задача образовательной политики на
современном этапе – достижение современного
качества образования, его соответствия
актуальным и перспективным потребностям
личности, общества и государства.

Образовательная
политика – важнейшая составляющая
политики государства, инструмент
обеспечения фундаментальных прав и
свобод личности, повышения темпов
социально-экономического и
научно-технического развития, гуманизации
общества, роста культуры. Образовательная
политика устанавливает на основе
общественного согласия коренные цели
и задачи развития образования, гарантирует
их проведение в жизнь путем согласованных
действий государства и общества.

studfiles.net

Образование как социальный институт. Роль образования в жизни российского общества.

Количество просмотров публикации Образование как социальный институт. Роль образования в жизни российского общества. – 278

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. С функциональной точки зрения система образования включена в число институциональных структур, обеспечивающих социализацию индивидов. Социализация индивида есть процесс, посредством которого индивидуумы развивают качества, существенные для эффективного функционирования в обществе, в котором они живут. Социализация обеспечивает преемственность культуры, ее передачу от поколения к поколению. Агентами, проводниками первичной социализации (социализация ребенка) служат семьи, и социализация носит во многом стихийный, самопроизвольный характер.

Параллельно с названными агентами социализации, действующими в течение всœей жизни, являются общественные структуры (политические, юридические, религиозные, средства массовой информации и т. д.). Здесь социализация имеет по преимуществу целœенаправленный характер.
Размещено на реф.рф
В современном обществе решающим инструментом такого рода сознательной социализации являются системы образования. В их деятельности также воспроизводится двоякая функция процесса социализации: передача культуры и развитие личности.

Исторически институциональные структуры целœенаправленной социализации вплоть до Нового времени охватывали сравнительно незначительную часть общества и обеспечивали цель формирования единой политической, религиозной, военной и экономической элиты. Сегодня система образования по своему значению, объёму и содержанию играет, как никогда прежде, решающую роль в жизни общества. В случае если исторически приобретение образования было экономически непродуктивной, но престижной принадлежностью представителœей узкого, привилегированного слоя элиты, то в настоящее время производительный потенциал общества непосредственно определяется широким распространением специализированного знания. Условием успешного функционирования современной демократической политической системы также является распространение массового образования.

Образование служит развитию личности, содействует ее самореализации. В то же время, образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера. Функция передачи культуры наиболее представлена в обществах с ярко выраженным исторически ориентированным самосознанием, где существует озабоченность сохранением традиционных ценностей, опасение их утраты вне специальной системы соответствующего образования. Реализация такой функции образования находит выражение в поощрении дисциплин гуманитарного цикла — истории общества, языка, литературы, географии, религии и философии.

К числу проблем, возникающих в связи с реализацией функции передачи культуры, относится проблема сочетания консервативного, охранительного элемента культурного наследства (вне которого передача культурных ценностей невозможна), с элементами культуры, позволяющими сохранить ее динамизм, сочетать уважение к традиции со способностью их критической оценки. В своем крайнем выражении консерватизм образования может принимать форму индоктринации либо политического (идеология тоталитаризма), либо религиозного (фундаментализм), либо национального (этноцентризм) характера.

Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества. Большинство современных стран характеризуется наличием различных этнических, расовых, религиозных групп. Образование может вносить вклад в формирование (особенно среди подрастающего поколения) чувства общности исторической судьбы, принадлежности к данному единому обществу и, сохраняя национальные особенности культурного своеобразия таких групп, содействовать выработке общих ценностей, предпочтений, идеалов и устремлений в рамках культурной интеграции.

В настоящих условиях перед системой образования в России стоит крайне важно сть решения задач как содержательного, так и структурно-организационного характера.

referatwork.ru

Место образования в процессе социального становления личности

Библиографическое описание:

Ипатова Е. Ю. Место образования в процессе социального становления личности [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 38-40. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1088/ (дата обращения: 16.04.2019).

Личность является продуктом социально-исторического
и онтогенетического развития человека. Формирование личности
невозможно вне социальной деятельности, только включаясь в процесс
исторической практики, индивид проявляет социальную сущность,
приобретает социальные качества, вырабатывает ценностные ориентиры.


Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного
формирования и развития личности, происходящий под воздействием
социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельности
общества. Процесс социализации личности предполагает превращение
человека в полноправно члена общества, готового к выполнению
общественных функций труженика и гражданина.


Важнейшим инструментом социализации личности выступает образование
как важнейший социальный институт. В современной науке образование
рассматривается как социальная система, активно взаимодействующая с
социальной средой. Ее эффективность определяется системными
характеристиками взаимодействия образования и общества.


Функционирование образовательной системы протекает в условиях реально
действующих отношений в обществе. Отсюда, процесс реформирования
образования должен строиться на основе существующих социальных
закономерностей общественного развития. Происходящие в обществе
социально-экономические, политические и нравственно-этические
преобразования, происходящие в обществе, определяют необходимость
обновления системы образования, ее содержательного функционирования с
целью обеспечения адекватности подготовки молодежи к изменениям в
обществе. В современных условиях демократических преобразований
социальной среды и создания гражданского общества роль образования
неизмеримо возрастает, его функции расширяются, растет
ответственность за воспитание моральных ценностных представлений
учащихся. В сфере образования закладываются основные ценностные
ориентации, усваиваются базовые социальные норы и отклонения от них,
формируется мотивация социального поведения.


Отсюда закономерно, что во многих педагогических трудах социализация
рассматривается в связи с понятием «образование» и
трактуется в аспекте ориентации образования на социальные эталоны,
зафиксированные в общественно сознании.


Проблема установления взаимосвязи между понятиями «социализация
личности», «образование» и «воспитание»
сегодня наиболее актуальна для понимания роли и места образовательной
системы в формировании социальных качеств учащегося, его моральных
ценностей, личных потребностей и обязанностей. Безусловно, воспитание
способствует развитию и формированию нравственных и гражданских
качеств личности, тем самым влияет на его социализацию. Процесс
социализации, как приобщение учащегося к активному участию в развитии
общества, составляет важнейшую педагогическую задачу воспитания и
образования.


Известно, что образование в широком смысле рассматривается как
обучение, как педагогический процесс, в ходе которого учащийся под
руководством учителя, воспитателя овладевает знаниями, умениями,
навыками. В то же время закладывается определенное мировоззрение,
мораль, характер учащегося, развивается личность, иными словами,
формируется не только качества учащегося, но и гражданина. Освоение
учащимися морально-этических ценностей, активного приобщения к
социальному опыту является целью обучения. Поэтому обучение включает
в себя значительное педагогическое воспитательное воздействие на
личность, на его социальный облик.


В последнее время в литературе широко обсуждается проблема
соотношения понятий социализации и воспитания. Это обусловлено
изменением идеологии государства (переходом к рыночной
социально-экономической модели), пересмотром целей, содержания и
методов воспитания. При всем многообразии точек зрения авторы
сходятся в одном, что воспитание – один из основополагающих
факторов социализации личности. Воспитание несет основную нагрузку по
формированию человеческой социальности, т.к. задачей воспитания
является изменение человека в направлении, определенном общественными
потребностями.


Модель воспитания обусловлена уровнем развития общества, его
социально – политическими ориентациями. В каждом историческом периоде
развития общества воспроизводится свой тип личности, своя система
зависимости и взаимодействия, степень свободы. Социокультурные
условия выдвигают свои определенные познавательные,
морально-нравственные, ценностные задачи, которые специфичны для
каждого конкретного этапа исторического социума, свою систему
социально значимых черт и качеств.


В российской педагогике разработка вопросов социализации личности
имеет свою историю, аосмысление исторического опыта процессов
социализации, на наш взгляд, представляется необходимым шагом к новым
социальным практикам передачи жизненного опыта от поколения к
поколению. Полагаем, что объективный учет исторического опыта,
обращение к российской системе образования, периода его возникновения
и становления позволит рационально решить и теоретические и
практические проблемы социализации личности.


В отечественной педагогике идеи развития личности и создания
воспитательной средывозникли под влиянием французского просвещения ее
в XVIII веке. Взгляды И.И.Бецкого и
Ф.И.Янковича на роль и методы воспитания были прогрессивными для
своего времени.Так, реформа народного образования периода
«просвещенного абсолютизма» 80-х годов XVIII
века, создавшаягосударственно- ориентированную систему народных
училищ, характеризовавшихся общедоступностью, общеобразовательным
характером, практической направленностью, имела цель- воспитание
полезных обществу граждан. В ходе ее происходит выдвижение на
передний план социальных задач, которым должна служить система
образования.


Главная цель социального воспитания заключается в формировании
человека, готового к выполнению общественных функций гражданина.
Авторы реформы тесно увязывали процесс воспитания с жизнью,
социокультурной средой, строили его в соответствии с требованиями
общества, в интересах государства, т.е. воспитать « новую
породу людей, способных к преобразованию несовершенного общества».
Стремились к «сближению сословий в общем воспитании»,
повышению информационного статусавсех сословий, в то числе и «простых
людей», к расширению образовательного пространства, попытались
из «рабов» и «слуг»сделать сознательных
граждан.

Расширение информационного поля и возникновение
новых идей о естественных, необходимых правах человеческой личности,
в том числе и на образование, о гражданском обществе, общественной
ответственности индивидуумов, разрушали традиционные представления,
сложившиеся в обществе.В концепции школьной реформы придается большое
значение нравственному воспитанию, человеческой морали, формированию
полноправного члена общества, на основе социальные стандарты, образцы
поведения, социальных требований государства.

По сути, народные училища организовывались не
столько для обучения, сколько для воспитания верноподданных граждан.
Выделяется ряд личностных качеств, которые являются
основойформирования личности того времени. К примеру, в учебном
пособии «О должностях человека и гражданина»
перечисляются необходимые душевные добродетели, которые человек
должен в себе воспитывать: «склонность и старание»,
«должности звания своего исполнять», «любочестие»
и др. Здесь также содержались практические советы поведения в
обществе: «быть с людьми приветливым», «искренним»,
«почтительным» [3]. Альтернативная модель поведения
осуждалась: «…ленивый и праздный человек есть
бесполезное бремя земли и общества» [4]. На двадцати страницах
здесь красноречиво изображается вред таких пороков, как «безмерное
самолюбие», «гордость и спесь», «подлость»,
«распутство», «ложь», «грубость»
и другие [5].


В других «образовательных» документах школьной реформы -
«Уставе народных училищ Российской империи» (1786 г), а
также «Правилах для учащихся» большое внимание уделялось
воспитанию. Идеология «устава» изложена в его преамбуле:
«Воспитание юношества было у всех просвещенных народов толико
уважаемо, что почитали оное единым средством утвердить благо общества
гражданского…» [1].


Иными словамипо мысли авторов гражданское общество есть результат
просвещения народов.


В тоже время во всехучебных учрежденияхрегламентировались отношения
педагогов и воспитанников, предполагалось, что такие отношения должны
стоиться на доверии, взаимно уважении, авторитете учителя.
Описывались права и обязанности учащихся, которые должны почитать
своих учителей, повиноваться их приказам. Поведение учащихся
определялось в мельчайших деталях. Ученики должны «не токмо в
училище…благочинно, смиренно и добропорядочно поступать, но и
дома, ни в ином месте затевать ссор, непристойных и срамных
разговоров и речей, суетных и баснословных сказок и другого чего».


В соответствии с инструкциями для учителей запрещалось унижать
человеческое достоинство ученика, перечислялись запрещенные к
применению средства: ремни, палки, розги и др. Учитель должен быть
«миролюбив и порядочен, ко всем дружелюбен и услужлив…
особливо избегать он должен брани и сквернословия». В тоже
время ему необходимо было «заступать у учеников место
родителей, потому, чем менее сами родители всепомоществуют в
наставлении детей своих, тем более трудиться долг есть учителяЗвание
учителя обязывает его также «стараться сделать из учеников
своихполезных членов обществу, просвещать разум учеников и научать их
как думать, так и поступать разумно, честно и благопристойно»
[2].В инструкциях поведения учителей и учащихся содержится много
весьма правильных положений, вполне актуальных для современной
педагогики.


Следует отметить, что вразработанных учебных планах того времени
целевой установкой прослеживается их тесная привязка к социальным
функциям«гражданского общества». Это нашло отражение в
ярко выраженном практицизме при изучении грамматики. Следовало
научить школьника писать различные документы, при изучении арифметики
задачи брались задачи «из жизни» – из рыночных,
таможенных ситуаций. Учащиеся приобщались к познанию различных
моментов окружающего их социального бытия, это, к сожалению, не
удалось сохранить российской школе будущего времени.


Другая задача, стоящая перед системой образования – это «взращивание»
законопослушных людей, не снимающих с себя ответственности за все
происходящее в обществе, выполнение человеком гражданских
обязанностей.


Известно, что парадигма поведения гражданина любой страны должна
строиться на уважении государственных интересов. В связи с этим
учебное пособие « О должностях человека и гражданина»
содержало раздел, посвященный социально-политической проблематике. В
разделе «О любви к Отечеству» указывалось, что следует
исполнять законы, платить налоги, защищать государство от врагов. В
целом образовательная система должна была служить не столько
профессиональным целям, сколько готовить верного и надежного человека
для российского государства. Он должен стать «гражданином в
первую очередь, а уж потом офицером или прокурорским работником в
уездном присутственном месте». Иначе говоря, воспитание
патриота и общественно активного человека составляло краеугольный
камень идеологии концепции просвещенного абсолютизма.


На наш взгляд, образовательные реформы конца XVIII
века ценны для нашего времени прежде всего тем, что они показывают
качество гражданина, социально активного члена общества и уровень
развития гражданского социумаво многом зависит от эффективности
функционирования системы образования.

Литература:

  1. Полное собрание законов Российской империи Т.XXII.-
    С.646.


  2. Там же С.650- 658.


  3. Фельбигер И.И. О должностях человека и гражданина.-СПб.,1896.- С.27.


  4. Там же С.39-40.


  5. Там же С.45-46.

Основные термины (генерируются автоматически): общество, гражданское общество, образовательная система, социальная среда, социализация личности, система образования, должность человека, школьная реформа, учебное пособие, просвещенный абсолютизм.

moluch.ru

Советы рукодельницам