Словосочетание. Главное и зависимое слова — урок. Русский язык, 3 класс.

 

Здравствуй! На очередном нашем занятии мы изучим, что такое словосочетание.

Словосочетанием называется сочетание главного и зависимого слов: купить поросёнка, удачный день, посмотрел всюду.

Главным называется такое слово, от которого ставится вопрос к другому слову или словам (зависимым).

 

Сохранить (Что?) фотографию.


Записать (В чём?) в блокноте.


Крепкий (Какой?) мешок
.

 

Словосочетание может состоять из двух (сказочные места, дремучий лес) и более слов (прочитал «Алису в стране чудес», подписался на «Дары природы»).

 

Если слово обозначает действие, то является глаголом, если предмет — существительным, если признак — прилагательным.

 

«Узнавать» главные и зависимые слова по частям речи очень важно. Например, обычно в словосочетаниях эти слова возможно поменять местами (узнать у соседа, у соседа узнать).  Но необходимо запомнить: если прилагательное находится перед существительным, то это сочетание является словосочетанием, если после, то словосочетание становится предложением.

 

«Забавный  котёнок» и «Котёнок  забавный».

 

Почему это произошло? Потому что после существительного прилагательное становится сказуемым, т. е. появляется грамматическая основа (подлежащее и сказуемое), а словосочетание не может состоять из грамматической основы.

 

Обрати внимание!

1. Словосочетанием называется сочетание главного и зависимого слов.


2. Обычно главное и зависимое слова можно поменять местами.


3. После существительного прилагательное становится сказуемым.

www.yaklass.ru

Тест по русскому языку «Предложение. Словосочетание» 3 класс

Тест «Предложение. Словосочетание» 3 класс вариант 1

Фамилия ______________________________________

  1. Закончите фразу:

Предложение состоит из ___________, связанных между собой по смыслу

А) частей речи

Б) слов

В) звуков речи

2. Закончите определение:

Предложение выражает _____________

А) сказанные слова

Б) желание человека

В) отношение к окружающему

Г) законченную мысль

3 . Определите границы предложений, поставив нужный знак препинания. (.!?)

На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес

4. Выберите предложение, которое соответствует схеме:

Что? что делает? кого?

А) Он берет котенка.

Б) Безделье губит человека.

В) Ежик прячется в дупле.

Г) Дуб колышет ветвями.

5. Что мы называем главными членами предложения?

А) части речи

Б) слово и словосочетание

В) подлежащее и сказуемое

Г) существительное и глагол

6. В данном предложении подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены.

В мае зацветут вишневые сады.

7. Из предложенных ниже вариантов выберите словосочетание.

А) Светит солнце

Б) Солнечный свет

В) Яркое солнце печет

8. Где предложение, а где словосочетание? Укажите стрелочками, разбив на 2 группы Словосочетания Копна сена Предложения

Песчаный берег

Мы играем

Идет по дорожке

Светят звезды

Ребята катаются на лыжах

9. Составьте предложение по схемам и запишите их.

Кто? что делает? где? _____________________________________________________

_________________________________________________________________________

Какая? что? что сделает? ___________________________________________________

_________________________________________________________________________

Тест «Предложение. Словосочетание» 3 класс вариант 2

Фамилия ______________________________________

  1. Закончите фразу:

Предложение состоит из ___________, связанных между собой по смыслу

А) слов

Б) предметов

В) звуков речи

2. Закончите определение:

Предложение выражает _____________

А) сказанные слова

Б) законченную мысль

В) отношение к окружающему

Г) предположение

3 . Определите границы предложений, поставив нужный знак препинания. (.!?)

Приятно в жаркий день посидеть на берегу реки а ты умеешь плавать не купайсе в реке

4. Выберите предложение, которое соответствует схеме:

Кто? что делает? кого?

А) Он берет котенка.

Б) Безделье губит человека.

В) Ежик прячется в дупле.

Г) Дуб колышет ветвями.

5. Что мы называем главными членами предложения?

А) части речи

Б) подлежащее и сказуемое

В) слово и словосочетание

Г) существительное и глагол

6. В данном предложении подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены.

В лесу запоют свои песни соловьи.

7. Из предложенных ниже вариантов выберите словосочетание.

А) Земля оттаяла

Б) Зимний день

В) Весело играют дети

8. Где предложение, а где словосочетание? Укажите стрелочками, разбив на 2 группы Словосочетания Страница книги Предложения

Смешная история

Она читает

Скользит по льду

Падают снежинки

Снегири сидят на ветках

9. Составьте предложение по схемам и запишите их.

Кто? что делает? На чём? _____________________________________________________

_________________________________________________________________________

Какой? кто? что сделал? ___________________________________________________

_________________________________________________________________________

www.metod-kopilka.ru

Конспект урока русского языка 3 класс по теме «Слово и словосочетание»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 14

г. Евпатория Республики Крым

Урок русского языка

«Слово и словосочетание».

3 класс

УМК «Школа России»

учитель начальных классов

Гузенко Вера Викторовна

г.Евпатория 2015г.

Тема урока : «Слово и словосочетание».

Цели урока: формировать умение различать слово и словосочетание; развивать устную речь. Развивать умение устанавливать связь слов в предложении; учить распознавать в предложении главные и второстепенные члены, повторить изученные правила.

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация урока на тему: «Слово и словосочетание».

План урока:

    1. Организационный момент. ( Слайд 2, 4)

Произносим хором:

Мы – умные! Мы – смелые!
Мы – старательные!
Мы – внимательные!
Мы в третьем классе учимся,
Всё у нас получится!

Настраиваю детей на работу:

Вы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

    1. Минутка чистописания.(Слайды 5-11)

Отгадайте загадку:

Закипит — исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит: — 
Эй! Сними меня! — кричит
.

( Чайник)

С какой буквы начинается это слово?

— Какое правило связано с этой буквой?

— Запишите 1 и 2 строчки.

— Вспомним правило:

Сочетания ЧА и ЩА
пишем только с буквой А!

— Пишем под диктовку:

Пища, чаща, роща, куча, саранча, кочан, туча.

— Подчеркните орфограмму.

Ещё какое правило?

Сочетания ЧУ и ЩУ
пишем только с буквой У!

— Пишем под диктовку:

Чум, чудак, чулок, чурбан, щука, чудо, чулан.

— Подчеркните орфограмму.

3. Работа над словом из словаря.( Слайды 12-14)

— Отгадайте загадку:

Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд.

(Ракета)

— Запишем в словарик.

Разберём лексическое значение слова ракета (ученик читает с доски):

1. Летательный аппарат с реактивным двигателем.

2. Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе.

3. Боевой реактивный снаряд.

4. Небольшое пассажирское быстроходное

судно на подводных крыльях.

  1. Повторение изученного (Слайды 15-16)

Задание на доске.

Списать с доски предложение, выписать пары слов.

Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.( Ученик выполняет

у доски с коментированием, остальные – тетрадях)

Космическая ракета неслась всё дальше от Земли.

5. Работа по учебнику(с.48)

— Когда нужно употреблять слово надеть, а когда надеть? (Слайды 17-19)

Звучит стихотворение. (Слайд 18)

Устно ученики читают словосочетания, приводят свои примеры.

(Слайд 19)

  1. Изучение нового материала. ( Слайды 20-22)

Смотрим диск.

(Упр. 79)

— Прочитайте, рассмотрите рисунки.

-Выполните задание.

— Прочитайте названия предметов. Что вы выбрали для названия? Обоснуйте свой выбор.

— Что вы знаете о словосочетании? (Состоит из главного и зависимого слов.)

— Прочитайте ниже, на что надо обратить внимание?

— Что может называть словосочетание?

  1. Закрепление изученного. (Устно.) (Слайды 23-24)

– Составьте словосочетания по картинкам.

8. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.

Закрепление изученного (Письменно) (Слайд 27)

Самостоятельная работа.

-Списать словосочетания, поставить вопрос к зависимому слову.

Подойти к киоску, спросить у учителя, стоять у дороги, отдать кошке.

Образец: подойти (к чему?) к киоску.

8. Повторение пройденного. Самостоятельная работа. (Слайд 28)

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

У меня на ст…ле ст…ит глобу… .

Глобу… ст…ит на чёрной но…ке.

Он похо.. на б…льшую гол…ву.

На нём реки, горы и м…ря.

  1. Занимательный русский язык. (Слайды 29-31)

-Как вы понимаете данный фразеологический оборот?

ТОЧИТЬ ЛЯСЫ

-Отгадайте ребус.

9. Развитие речи. (Устно) (Слайд 32)

Составьте рассказ по картинке.

  1. Рефлексия. (Слайд 33)

Составьте словосочетания. (Слайд 34)

  1. Подведение итогов урока.

-Что вы узнали сегодня нового?

-Оцените свою работу на уроке.

12. Домашнее задание упр. 82 (с. 48)

Список использованной литературы:

О.И.Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку.

Москва 2014г.

infourok.ru

Русский язык,3 класс,план урока на тему «Словосочетание»

Урок русского языка в 3 классе. УМК «Перспектива»

Тема. Словосочетание

Цели: Знакомство с словосочетанием, формирование умения самостоятельно строить словосочетание и применять новое знание.

Образовательная:

-учить детей составлять словосочетания и выделять словосочетания в предложении и  учить школьников верно ставить вопросы от слова к слову в словосочетании.

Развивающая:

-развивать речь учеников.

Воспитательная:

-воспитывать добрые чувства по отношению к окружающим; .

Здоровьесберегающая:

-способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз.

Познавательные умения:

— определять словосочетание и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— выполнять самопроверку и взаимо­проверку учебного задания;

— выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— осуществлять взаимный контроль, приходя к единому мнению.

Материал и оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, текст, презентация.

Ход урока

I.Организационный момент

-Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро всем нам!

II.Актуализация знаний

1.Проверка домашнего задания.

2.Откройте тетради, записываем дату и классная работа. 

Чистописание 

Самоопределение к деятельности.

Словарный диктант.

Дети,улица,машина,яблоко,карандаш, друзья,лицо,родители,осень.

III. Постановка учебной задачи

-Ребята, найдите «лишнее» слово. КАРАНДАШ

(Учитель показывает предмет — карандаш.)

— Назовите предмет. (Карандаш.)

— Теперь скажите о карандаше более подробно. (Красный ка­рандаш, мой карандаш, деревянный карандаш…)

— Назовите свое любимое занятие одним словом. (Читать, рисовать, бегать…)

— Понятно ли из слов детей, чем они любят заниматься? (От­веты детей.)

Что вы любите делать? — сначала одним словом (например, рисовать, бегать, играть, читать), затем сказать о любимом занятии более подробно (рисовать море, рисовать людей, играть на компьютере, рисовать птиц, бегать по стадиону…)

— Предварительный вывод по вопросу:

Когда мы говорим о чем-то более подробно, что мы для этого используем?
-(Словосочетания.)

-О чём будем говорить на уроке?

-О словосочетаниях.

-Да, на уроке будем говорить о словосочетаниях.

Тема: Словосочетание .

Постарайтесь перед собой поставить задачи урока.

1.Уметь составлять словосочетания .

2. Выделять словосочетания в предложении и   верно ставить вопросы от слова к слову в словосочетании.

Гимнастика для глаз

IV.Открытие нового знания

Работа по учебнику

С. 84

-Прочитайте слова профессора Самоварова.

-Что такое словосочетание?

-Для чего оно служит?

-Чем словосочетание отличается от слова?(В словосочетании два или несколько слов).

-Чем словосочетание отличается от предложения?(Предложение выражает законченную мысль, а словосочетание служит для названия предметов или действий.)

V.Первичное закрепление

1.-Прочитайте текст.

Морж-полярный житель. Этот великан не боится даже белого медведя. У него острые и могучие клыки. Морж совсем безобидный. Клыками зверь выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.

-Запишите словосочетания. От слова к слову ставьте вопрос.

Житель (какой?) полярный

Клыки (какие?) острые, могучие

Зверь (какой?) безобидный

2.Упр. 135 (с. 84) (По заданиям. Коллективно.)

-Запишите еще несколько слов и словосочетаний по рисунку.

VI Физкультпауза

Вы, наверное, устали? И за парты все уселись.

Ну, тогда все дружно встали, Глазки крепко закрываем,

Ножками потопали, Дружно до пяти считаем.

Ручками похлопали, Открываем, поморгаем

Покружились, повертелись И работать продолжаем.

VI.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Работа в парах

Упр. 137(с. 85)

(Задание повышенной сложности. Ученики составляют и за­писывают словосочетания по образцу.)

VIII.Итог урока

-Что такое словосочетание?

-Для чего оно служит?

-Чем словосочетание отличается от слова?

-Чем словосочетание отличается от предложения?

IX. Рефлексия деятельности

— Что понравилось на уроке?

— Ребята , вот подходит к концу наш урок русского языка.

Вы очень хорошо поработали .

Возьмите, пожалуйста, кружочки, которые лежат на парте. Кто усвоил урок возьмите красный цвет, кому ещё нужно поработать — возьмите синий, а кто затрудняется в ответах, возьмите — желтые.

X.Домашнее задание

Составить предложения со словосочетаниями из упр. 135 (с. 84)в учебнике.

Использованный материал:

1.http://girlsjustwannahaveguns.com/2013/02/video-the-walrus-workout/

2.http://bridgetolife.de/administrator/graphite-pencilурочные

3.Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л.Ф. Климановой («Перспектива»)

[158-160c.]

multiurok.ru

Урок по русскому языку 3 класс. Словосочетание

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

153 510 Ивановская область, г.Кохма, ул.8 — Марта, д.1, тел. 55-14-92

Телефон для связи и Е- mail (4932) 55-14-92 sch7-kohma@mail.ru

Конспект урока русского языка

в 3 классе на тему: «Словосочетание»

Педагог: Клопова Алия Вакильевна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: — развитие умения устанавливать смысловую связь слов в предложении путём постановки вопроса от данного слова к другому, формирование понятия “словосочетание” на основе усвоения его существенных признаков (словосочетание – это два слова, связанных по смыслу, из которых одно зависит от другого).

Задачи:

Личностные

Регулятивные

  • понимать и принимать учебную задач, решать её под руководством учителя;

  • оценивать достаточность и достоверность информации;

  • формировать умение в целеполагании, планировании, прогнозировании, контроле, оценке.

Познавательные

  • различать словосочетание и предложение;

  • выделять словосочетание в предложении;

  • устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении.

Логические

Коммуникативные

  • развитие монологической, диалогической форм речи;

  • умение учитывать позиции одноклассников;

  • проявлять интерес к русскому языку;

  • осознавать себя частью учебного коллектива.

Оборудование и технические средства обучения:

  • Учебник; рабочая тетрадь; рабочая программа;

  • Тема «Работа над предложением;

  • Толковый словарь;

  • Интерактивная доска;

  • Проектор;

  • Мультимедийная презентация.

Наглядные пособия:

  • Карточки «Качества успешного человека»;

  • Карточки с заданиями для работы в парах;

  • Карточки с буквами для составления темы урока.

Ключевые слова: словосочетание,

Рабочие материалы для обучающихся:

  • Учебник; рабочая тетрадь;

  • Канцелярские принадлежности;

  • Карточки с заданиями для работы в парах.

Автор учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Метапредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Мотивация познавательной деятельности

Цель:

-установить эмоционально доверительный контакт.

-создать благоприятную психологическую атмосферу.

— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей.

— Проверьте готовность к уроку. На парте у вас должен лежать учебник, русского языка, рабочая тетрадь, пенал со школьными принадлежностями.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок…

— Мои помощники на уроке – это интерактивная доска, сова – символ мудрости и, конечно же, мои самые главные и самые любимые помощники – вы, ребята! Будем работать дружно, и у нас всё получится!

— Совсем недавно мы с вами на уроке окружающего мира знакомились с положительными качествами людей, которые помогают нам быть успешными. Я буду показывать вам карточки с разными качествами, а вы будете говорить, подходят ли они нам с вами! Будем тренировать эти качества?!

— Конечно, молодцы!

— Перед началом работы проведём пальчиковую гимнастику (см. приложение 1). Какое положительное качество будем тренировать?

Приветствуют учителя, друг друга и гостей.

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Выбирают карточки с положительными качествами людей – хорошее здоровье, внимательность, сообразительность, наблюдательность, искренность.

Пальчиковая гимнастика.

Хорошее здоровье.

Регулятивные УУД

(самоконтроль)

Коммуникативные УУД

2.

Актуализация необходимых знаний. Формулирование темы и цели урока.

Цель:

сформировать тему и учебную задачу на основе создания проблемного вопроса:

— Работаем быстро, пишем красиво. Записываем число, классная работа.

— На доске записаны буквы с л в с ч т н

— Повторим написание данных букв.

— Взгляните в окно на то, какая погода на улице?! А я предлагаю всем нам отправиться в лето и потренироваться ещё в одном положительном качестве — в наблюдательности (слайд 1):

— Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на слайде?

— Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать (загадки, см. приложение 2).

— Давайте запишем эти слова.

— А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное (слайд 2, собираем слова в группы).

— Итак, что мы с вами сделали?

— Давайте попробуем определить тему нашего урока (ПРОБЛЕМА).

— Для этого посмотрите на доску, вы видите буквы из минутки чистописания, нужно между согласными вставить гласные, чтобы получилось слово.

— Молодцы! Давай теперь сформулируем цель нашего урока.

Записывают число, классная работа.

Повторяем написание букв. Прописываем их в рабочей тетради.

Примерные ответы детей: осень, хмурое небо, дождь, слякоть.

Ответы детей.

Солнце, поле, облака, пшеница, деревня.

Яркое солнце, чистое поле, белые облака, густая пшеница, родная деревня.

Составляют пары из слов.

Вставляют гласные между согласных на доске.

Примерный ответ: находить словосочетания, определять является ли данное сочетание слов словосочетанием, учиться различать словосочетания в предложениях.

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД

Осознание и выделение того, что уже усвоено.

Метапредметные УУД

Овладение способом логического мышления

Познавательные УУД

3.

Организация познавательной деятельности Цель:

Поиск решения учебной задачи.

Физкультминутка

Физкультминутка

— Потренировали наблюдательность, проверим сообразительность. Сейчас будем работать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

— Прочитайте слова на карточках, которые лежат у вас на рабочих местах. Постарайтесь самостоятельно в паре расшифровать эти слова.

— Кто расшифровал эти слова? Что же здесь написано?

— Запишем слова на доске и в тетрадь словарик. Возьмите простой карандаш, что будете делать?

— Проверим правильность написания. Перевернув карточки с транскрипцией, вы увидите правильную запись этих слов.

— Кто из вас знает, что обозначают эти слова.

— Что мы делаем, когда не знаем, что обозначает слово.

— Сейчас я прочитаю вам лексическое значение этих слов из толкового словаря.

Пшеница – род одно- и многолетних трав семейства Злаки. Ведущая зерновая культура во многих странах. Возделывают в основном пшеницу мягкую и твёрдую (озимые и яровые культуры). В культуре с 7-6 тыс. до н.э. Из зерна делают муку, крупу, макароны, крахмал, комбикорма и др. Зелёная масса, сено, солома, зерно, отруби – корм для скота. Наибольшие площади посева в Российской Федерации, на Украине, в Казахстане.

Деревня – крестьянское селенье, в котором нет церкви.

— Ребята, а можем ли мы эти слова как-нибудь объединить?

— Хорошо. А теперь продолжим работать по учебнику, там есть очень хорошее задание по нашей теме. На странице 35 учебника упражнение 57, читаем задание. Но для начала прочитаем правило на этой же странице.

В поле созрела густая пшеница.

— Это предложение?

— Почему? Докажите?

— А что вы можете сказать об этом предложении, какие они?

— Запишем это предложение.

— Готовим линейку и карандаш. Зачем они нам нужны?

— Покажите с помощью стрелок связь слов в предложении.

— Молодцы, а сейчас мы с вами ещё немного потренируем внимание и сообразительность! Я предлагаю вам выполнить небольшой тест, а оценивать вы будете его сами. Друг у друга (слайды 3-9).

Работать шепотом, по окончании работы подать сигнал, сообщив о готовности работать дальше (руки поднять вверх).

Читают слова. На карточках:

[ д, и р, э в н, а ] [ п ш и н, и ц а ]

____________ ____________

Примерный ответ: это звуковая запись слова – транскрипция.

Примерный ответ: ставить ударение в словах и выделять орфограммы.

Один ученик выполняет у доски.

Самопроверка по эталону.

Ответы детей.

Обращаемся к толковому словарю.

Примерный ответ: 1) это словарные слова; 2) пшеницу выращивают в деревне.

Открывают учебники, читают правило, затем задание к упражнению 57 на странице 35.

Да.

Примерные ответы: в нём есть главные члены.

Примерные ответы: оно распространённое, повествовательное, невосклицательное.

Записывают предложение. Один ученик работает у доски.

Примерные ответы: подчёркивать главные члены предложения. В предложении говорится о пшенице. Что? Пшеница. Пшеница – это подлежащее, выражено существительным. Пшеница что сделала? Созрела. Созрела – это сказуемое, выражено глаголом.

Примерные ответы: пшеница- какая? Густая – это второстепенный член предложения, соединяем стрелкой главное слово и зависимое. Созрела – где? В поле — это второстепенный член предложения, соединяем стрелкой главное слово и зависимое.

Выполняют тест, взаимопроверка по эталону.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

Формирование предметных знаний, умений, действий.

Учиться систематизировать и обобщать полученные знания для выполнения задания.

Коммуникативные УУД

4.

Подведение итогов, рефлексия

— Что на вас произвело наибольшее впечатление?

— Пригодятся ли вам знания, приобретённые на сегодняшнем уроке?

— Что нового узнали на уроке?

— Достигли ли мы цели урока?

— Какие качества человека нам помогают одержать успех, победу?

— Что мы делали?

— Оцените свою работу с помощью яблок, которые находятся у вас на краю парты. Зелёное яблоко – я считаю, что сделал всё «на отлично», красное – я сделал почти всё, буду стараться работать лучше, подойду к учителю и мы решим проблему.

— Молодцы! Я довольна тем, как вы работали на уроке.

Ответы детей, высказывают своё мнение о работе на уроке.

Примерные ответы: положительные качества, а именно хорошее здоровье, внимательность, сообразительность, наблюдательность, искренность.

Примерные ответы: развивали их.

Приём «Яблоня»: на доске плакат с изображением яблони. Детям до начала урока раздают яблоки зелёного и красного цвета. Он приклеивать их на яблоню: зелёное – я считаю, что сделал всё «на отлично», красное – я сделал почти всё, буду стараться работать лучше, подойду к учителю и мы решим проблему.

Поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД

Осознание и выделение того, что уже усвоено.

Метапредметные УУД

Овладение способом логического мышления

Личностные УУД

5.

Домашнее задание (заранее на доске, открываем шторку)

— Запишем домашнее задание: с. 36 №59 в учебнике, повторить правило.

— Спасибо вам за работу! Давайте встанем, улыбнёмся друг другу и нашим гостям, и выйдем на перемену. Отдыхайте!

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД

Приложение 1

Наш массаж сейчас начнём,

Каждый пальчик разотрём:

(1. растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику)

Этот — всех красивей,

Этот — всех ленивей,

Этот пальчик — всех длинней,

Этот пальчик – всех умней,

Этот пальчик – всех сильней,

(2) Вместе – это пять друзей

(2. погладить сразу все пальчики)

(3) Пальцы растянуть хочу,

Каждый пальчик покручу,

(3. взяв палец за кончик и приподняв, осторожно вращать)

Этот — всех красивей,

Этот — всех ленивей,

Этот пальчик — всех длинней,

Этот пальчик – всех умней,

Этот пальчик – всех сильней,

Вместе – это пять друзей

(погладить сразу все пальчики)

(4) Каждый пальчик мы возьмем и

Сожмём, сожмём, сожмём

(сжимаем поочередно, начиная с мизинца)

Приложение 2

Загадки

  1. Доброе, хорошее, 
    На людей глядит, 
    А людям на себя 
    Глядеть не велит
    (солнце)

  2. Какое море за селом

Волнует ветерок?

В нем волны можно собирать,

Укладывать в мешок

(поле)

  1. Белые овечки

Не сидят на печке.

А плывут издалека

Кучевые… (облака)

  1. В поле – метелкой, В мешке – жемчугом (пшеница)

  2. Куда чаще всего едут дети на летние каникулы? (в Деревню)

infourok.ru

» Словосочетание.Связь слов в словосочетании. определение в словосочетании главного и зависимого слова» .

Русский язык

Урок 14

Тема: Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова

Цели: учить выделять словосочетания в предложениях; развивать умение устанавливать связь слов в предложении.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Как называются эти предложения? (Пословицы.)

— Объясните смысл каждой пословицы.

— Докажите, что это сложные предложения. Назовите грамматические основы в каждом предложении.

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Спишите, дополните предложения словами, которые поясняют главные члены предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

Гроза

Надвигалась (какая?) туча. (Где?) блеснула (какая?) молния. (Как?) застучали первые капли дождя.

— Спишите, вставьте пропущенные слова. Какой член предложения пропущен?

В ноябре … первый снег. В дальние страны … птицы. Они … свои гнёзда. Весной птицы вновь… к нам.

Слова для справок: прилетят, выпадает, улетают, покидают.

2. Фронтальная работа

— Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина.

Живёт Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых, работает за семерых.

— Как вы узнали, сколько в тексте предложений? Назовите главные члены предложения.

— Подготовьтесь рассказать о подлежащем и сказуемом по плану.

План

1. Что это такое?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

— Подтвердите свои ответы примерами.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте.

Наступила осень.

Осенний праздник.

Летели птицы.

Облака плыли.

— Найдите лишнюю запись. (Осенний праздник.)

— Почему? (Остальные записи являются простыми нераспространёнными предложениями.)

— Как называется запись, которая оказалась лишней? (Словосочетание.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над связью слов в предложении

— Составьте простое нераспространённое предложение со словом туман. Поставьте вопрос от подлежащего к сказуемому. (Туман (что сделал?) окутал.)

— Добавьте в это предложение слова, поясняющие подлежащее и сказуемое.

— Туман какой? (Мягкий или густой.)

— Окутал что? (Деревья.)

— Окутал когда? (Утром.)

— Какое предложение получилось? (Густой туман окутал утром деревья.)

— Какие члены предложения мы добавили? (Второстепенные.)

— Запишите это предложение.

2. Работа по учебнику

Упр. 57 (с. 35).

— Прочитайте предложение. Найдите в нём грамматическую основу.

— Какое слово поясняет подлежащее? Поставьте к нему вопрос, запишите. (Пшеница (какая?) густая.)

— Какие слова поясняют сказуемое? Поставьте к ним вопрос, запишите. (Созрела (где?) в поле.)

— Как называются эти сочетания слов? (Словосочетания.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слов.)

— Как устанавливается связь слов в словосочетании? (При помощи вопросов.)

— От какого слова ставится вопрос? (От главного к зависимому.)

— Как обозначается главное слово в словосочетании? (Крестиком.)

— Как обозначается связь главного слова с зависимым? (Стрелочкой.)

— Как вы думаете, подлежащее и сказуемое образуют словосочетание? (Нет.)

— Почему?

— Найдите в нашем предложении словосочетания. (Густой туман, окутал утром, окутал деревья.)

— Запишите эти словосочетания.

3. Работа со словом из словаря

— Отгадайте загадку.

С неба солнце золотое

Золотые льёт лучи.

В поле дружною стеною

Золотые усачи. (Пшеница.)

— Это слово вам встретилось в предложении. А что вы знаете об этом растении?

Материал для учителя

Пшеницу выращивали с целью получения питательных зёрен ещё в III тысячелетии до нашей эры. В настоящее время известно более 30 видов этого злакового растения. Это очень важная зерновая культура, которая широко распространена в умеренном поясе. Основное назначение пшеницы — использование её в пекарном производстве. Кроме того, часть урожая идёт на изготовление манной и пшеничной крупы, из твёрдых сортов растения готовят макаронные изделия.

— Найдите слово пшеница, в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом пшеница, запишите.

— Запомните, как пишется это слово.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 58 (с. 36).

— Прочитайте предложение. Запишите его.

— Назовите грамматическую основу предложения.

— Назовите словосочетания.

— Какие слова являются главными? Как вы обозначили главные слова?

Упр. 59 (с. 36).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Назовите грамматическую основу предложения.

— Назовите словосочетания.

— Какие слова являются главными? Как вы обозначили главные слова?

— Как обозначается связь главного слова с зависимым?

VIII. Рефлексия

— Что такое словосочетание?

Из чего состоит словосочетание?

— Как найти словосочетание в предложении?

— Приведите свои примеры.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание:

Упр. 60 (с. 36).

infourok.ru

Урок русского языка в 3-м классе по теме «Слово. Словосочетание. Предложение»

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними, пожалуйста. Садитесь.

Сядьте ровненько, выпрямите спинки, чтобы вы выросли красивыми, здоровыми.

Для того чтобы у вас все сегодня получилось я очень хочу чтобы на уроке царила атмосфера дружбы и поэтому предлагаю чтобы девизом нашего урока стали следующие слова, давайте вместе их прочитаем:

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба,
Владычицей побед.

Как вы понимаете эти строки?

Дружба – это очень важно, ведь благодаря ей мы можем вместе справиться с любой трудностью.

И на уроке за ваши ответы я буду выдавать такие значки (учитель показывает детям улыбки).

Только если вы будите по-настоящему дружны, тогда урок будет для вас интересным и познавательным.

Прежде, чем мы начнем писать, как всегда проводим пальчиковую гимнастику, а поможет мне в этом…

Петушок.

Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.

Цепочка.

Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Спасибо.

Открываем тетради, записываем число: сегодня …. классная работа.

Сидите ровненько, не сутультесь, пишите красиво, старайтесь, проверяйте каждое слово.

II. Минутка чистописания.

ме ме

а) Прописываем словарное слово (вывешиваем на доске) месяц.

б) Работа со словарем.

— А знаете ли вы, этимологию этого слова, то есть историческое происхождение? (Нет).

— А интересно узнать? (Да.)

— Я хочу, чтобы, …поработал с этимологическим словарем и открыл нам истину об этом слове.

— Ну, а мы продолжаем работу.

— Я думаю, что все вы хотите у меня спросить, какова же тема урока и что будем делать на уроке.

— Рубрика «Давай — подумаем» и поможет вам самим определить тему урока.

(На доске значок «Давай — подумаем»).

— Посмотрите на рисунке. Что вы на них видите? (Столы.)

— Что такое стол с точки зрения единицы языка? (Это слово.)

(Учитель прикрепляет на доску первую часть темы урока).

— И так, сегодня речь пойдет о слове.

— Что такое слово?

— Слово – это единица языка, служащая для называния отдельного понятия.

Проверка: Интересно, что скажет следопыт, изучив этимологию слова месяц – март.

Текст:

Нынешнее название месяцев существовали еще в Древнем Риме, более 2-х тысячелетий назад.

У древних римлян год начинался не с 1 января, как у нас, а с 1 марта, с приходом весны. А так как римляне были воинственным народом и постоянно вели войны с кем-нибудь из соседей, первый месяц года посвящался римскому богу войны Марсу. Отсюда и название этого месяца – март (по латыни — мартиус).

— Какие эти столы? (Письменный, обеденный, журнальный.)

— Хорошо. Послушайте то, что вы сейчас проговорили, например: письменный стол.

— Если стол – это слово, то письменный стол это… ? (Словосочетание.)

— Итак, словосочетание – это соединение слов, в котором слова связаны по смыслу.

— Вы угадали следующую часть темы урока.

(Учитель вывешивает вторую часть темы: словосочетание).

— Вторая часть нашей темы – словосочетание.

— Ребята, составьте рассказ о столах.

(Ученики составляют рассказ).

— Из чего состоит наш рассказ.

— Из предложений.

— Что такое предложение?

Предложение – это грамматически и интонационно оформленное сочетание слов, выражающее законченную мысль.

— Вот теперь мы определили тему сегодняшнего урока.

(Учитель прикрепляет последнюю часть темы урока).

— Давайте все вместе прочитаем ее.

(Дети читают на доске тему урока).

— Сегодня на уроке мы с вами вспомним и повторим, что такое словосочетание и предложение, будем сравнивать словосочетание и предложение, а также тренировать память, внимание, мышление.

— Почему же авторы учебника уделяют особое внимание различию этих ключевых слов в русском языке. И очень хотят, чтобы вы быстро и правильно умели их отличить.

— Мне кажется секрет в самих значениях этих слов.

(Учитель обращает внимание на доску с помощью указки, указывая на определения на доске). Дети отвечают сами.

В словосочетании слова связаны по смыслу, а предложение выражает законченную мысль.

— Давайте же попробуем в этом разобраться.

III. Этап применения знаний, умений и навыков.

— Посмотрите на доску. Как называется следующее задание, которое мы будем с вами выполнять?

? — хитрое задание.

— Поэтому нужно быть какими? (Внимательными).

— Перед вами написано предложение. Вам нужно сделать синтаксический разбор этого предложения.

— У доски работает … , а остальные на местах.

С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.

(Разбор с комментированием у доски).

— Какое это предложение по цели высказывания? (Повеств.)

— Из скольких слов состоит предложение? (7)

— О чем говорится в предложении? (О снежинках.)

— Что о них говорится? (Что снежинки падали.)

— Как связаны слова в предложении? (По смыслу.)

— Какова основа предложения? (Падали снежинки.)

— Назовите и выпишите из предложения все словосочетания.

Одинокие снежинки

 

 

с пасмурного неба

Падали с неба

 

 

изредка падали

— Назовите главное слово в словосочетании? (Ответы у доски.)

— Какое слово называют главным? (Слово от которого мы задаем вопрос к зависимому слову.)

— Если мы с вами от главного слова задаем вопрос к зависимому, то мы что делаем? (Связываем их по смыслу.)

— Подождите, вы не назвали еще одно словосочетание: снежинки падали.

Это не словосочетание!

— Почему вы так считаете?

Связь подлежащего со сказуемым не является словосочетанием.

— Молодцы, правильно.

— Итак, давайте подведем итоги.

— Для этого вам понадобится схема, которая лежит у вас на парте, вы будите их заполнять по ходу работы.

— Выражает ли словосочетание законченную мысль? (Нет.)

— А предложение? (Да.)

(К доске по очереди выходят ученики и прикрепляют карточки-ответы у доски).

— Вывод: Словосочетание — не выражает законченную мысль.

Предложение — выражает законченную мысль.

— Можно ли определить по цели высказывания словосочетание? (Нет.)

— А предложение? (Да.)

— Можно ли произнести словосочетание с восклицательной или невосклицательной интонацией? (Нет.)

— А предложение? (Да.)

— Вывод: «С» — не произносится с определенной целью и интонацией; «П» — произносится с определенной целью и интонацией.

— Умницы, справились с такими трудными заданиями.

— А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть, проведем физкультминутку, проведет ее …

IV. Физкультминутка.

Я нашла себе жука.
На большой ромашке
Не хочу держать в руках –
Пусть лежит в кармашке-
Ой, упал, упал мой жук
Нос испачкал пылью
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.

V. Проверка полученных знаний и умений.

— Следующее интересное задание называется «Аукцион».

— Что такое аукцион?

(Дети объясняют значение этого слова).

— На доске записаны слова: ЛЕТИТ САМОЛЕТ

— Я предлагаю вам из них составить предложение, добавляя каждый раз по одному слову.

— Итак, начинаем наш аукцион, лотом будет самолет, кто последним назовет слово тот и полетит после урока на нем домой (учитель показывает модель самолета детям).

— Итак: ЛЕТИТ САМОЛЕТ.

— Кто больше?

В НЕБЕ ЛЕТИТ САМОЛЕТ.

— Кто больше?

ВЫСОКО В НЕБЕ ЛЕТИТ САМОЛЕТ.

— Кто больше?

В НЕБЕ БЫСТРО ЛЕТИТ САМОЛЕТ.

— Хорошо. Продано. Сегодня на этом самолете полетит домой госпо(жа)дин.

VI. Работа с учебником.

Ребята открываем учебники на стр.86 упр.3. Читает задание…

— Я предлагаю вам работу по рядам:

  • 1 ряд выписывает только слова.
  • 2 ряд словосочетания
  • 3 ряд предложения

С каждого ряда выходят к доске по одному человеку.

  1. за рекой, осенью;
  2. ключи от квартиры, глубокое ущелье, около дома, люблю путешествовать, сесть за парту, перед поездкой, первый класс;
  3. орешник рос, дует ветер.

— Проверим правильность выполнения упражнения.

— Теперь нашим глазкам необходим отдых.

VII. Физкультминутка для глаз.

VIII. Этап обобщения и систематизации знаний.

На доске прикреплены два кружочка красного и желтого цветов, рядом с которыми надписи с указанием задания.

Красный – сильные дети.

Жёлтый – слабые дети.

— У кого желтый кружок, поднимите руки. Вам нужно составить словосочетание. Приступайте.

— У кого красный кружок, поднимите руки. Вам нужно составить предложения. Приступайте.

Сильные:

  1. Крупные капли торопливо: забарабанили по крыше.
  2. Бурные потоки понеслись: по узким улочкам.

Слабые:

  • Ива плакучая
  • Батончик шоколадный
  • Ленточка новая
  • Карман дырявый

— А теперь проверим работы.

(Проверяют все).

— Молодцы. Справились с заданием.

IX. Этап подведения итогов занятия.

— Вы любите соревноваться друг с другом?

— Я хочу узнать кто из вас самый быстрый и внимательный, но не забывайте о том, что дружба- владычица побед.

Работа в парах.

Игра «Кто быстрее».

— Я каждому ряду раздала листочки, вы будите работать вдвоем.

— Необходимо составить возможные словосочетания с помощью стрелок, когда заканчивает одна парта, то передает другой парте листочек.

— Кто быстрее и правильнее выполнит задание тот ряд и победил.

— На старт, внимание, марш.

Проверка задания, учитель показывает лист со стрелками и определяет победителя.

— Ребята вы много делали на уроке, старались кто больше, кто меньше за свой труд вы получите оценки, по окончанию урока пересчитайте улыбки и подойдите ко мне для выставления оценок.

— На столах у вас лежат прилагательные: интересный, познавательный, скучный, не интересный.

— Поднимите те прилагательные, которые соответствуют вашему мнению об уроке.

(Дети поднимают карточки на обратной стороне которых цвета: красный — хорошее, синий — плохое.)

— Открываем дневники и записываем д/з: стр.86 упр.2.

— Урок окончен, всем большое спасибо.

8.01.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Советы рукодельницам