Урок русского языка в 1 классе по теме: «Слово и слог»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Русский язык 1 класс « Слово и слог»

Учебник: Канакина.В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

Тема: Слог и слово.

Цель: формировать умения различать слово и слог, научить делить слова на слоги.

Задачи:

— расширение и уточнение знаний учащихся о способах деления слов на слоги;

— учить выделять слоги в словах;

— работать над активизированием и расширением словарного запаса учащихся;

— создавать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества;

— воспитывать чувство взаимопомощи.

Осваиваемые УУД

Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по заданному алгоритму.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок! (Слайд 1)

Здравствуйте, дети! Садитесь.

-Скажите, какое у вас настроение.

Я думаю, в этом поможет нам солнышко

Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Ручки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем. (Слайд 2)

-Подарим свои улыбки друг другу и улыбки на память.

-Поделитесь своим теплом со своими товарищами по парте и гостями.

— Ребята, покажите мне свою готовность к уроку русского языка.

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу

Я от вас друзья не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь-

За работу я возьмусь. (Слайд 3,4)

2. Минутка чистописания

— Запишите сегодняшнее число, классная работа в тетрадь, букву.

3.Целеполагание

На доске записаны слова:

СНЕГ, ВРАГ, ДРУГ, УТЮГ (Слайд 5)

— Прочитайте хором слова.

— Какое слово лишнее? (Слово утюг, в нём 2 слога, а все остальные слова односложные). (Слайд 6)

– Прочитайте запись на доске. Составь из слогов слова.

На доске:

жок сне, ба со ка, ра га ду. (Снежок, собака, радуга) (Слайд 7,8)

— Запишите полученные слова в тетрадь. Ставим ударение, делим на слоги, подчёркиваем орфограммы.

4. Работа по теме урока

— Откройте в учебнике с. 31. Прочитайте название раздела. (Слово и слог. Ударение.) (Слайд 9)

-Внимательно посмотрите на слова, которые девочка учит произносить правильно своих друзей. Чему мы будем учиться в данном разделе? (Будем учиться выделять слоги в слове, переносить часть слова с одной строчки на другую по слогам, обозначать ударение в словах, переносить слова правильно)

— На с. 32 найдите и прочитайте тему нашего урока. (Слово и слог) (Слайд 10)

— Назовите цели нашего урока (Определение количества слогов в слове) (Слайд 11)

— Что такое слог? (Слог-это буквосочетание,в котором есть гласная и согласные буквы.)

— Как узнать сколько слогов в слове? (Сколько гласных, столько и слогов)

— Для чего нужны слоги? (Из слогов можно составить слоги) (Слайд 12)

— Давайте проведем опыт: приблизьте ладошку ко рту и проговорите слово МАМА.Сколько слогов в данном слове? (В слове 2 слога)

— Почему вы так решили? (В слове 2 гласных звука, значит 2 слога)

— Какими способами мы можем определить количество слогов в слове? (Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов. Хлопки в ладоши, струя воздуха.) (Слайд 13)

— Упражнение 2 в учебнике на с.32. Прочитайте слова по цепочке и определите в них количество слогов любыми способами. (Ответы учеников) (Слайд 14)

— Какие слова мы называем трёхсложными? (Слова, которые состоят из трёх слогов называются трёхсложными.)

— Найдите такие слова в данном упражнении. Назовите их. (Берёза, крапива)

— Запишите данные слова к себе в тетрадь, карандашом разделите их на слоги, подчеркните гласные звуки.

— Составьте красивое предложение, используя эти слова.

Физминутка

Игра «Слово-слог». Я читаю слова, а вы, если услышите слог-хлопайте, а если слово-присядайте.

Слова для игры: птица, из, лес, на, по, цена, от, оса, у, школа, под, дождь,почки,сок,над.

(выполняют движения) (Слайд 15)

5.Первичное закрепление

Сегодня мы с вами говорим и о приходе весны.

Названия каких весенних цветов вы знаете?

-Сейчас мы с вами выполним устное задание на слайде.

-Нужно распределить названия цветов в 2 столбика. (по количеству слогов)

Ирис, пион, ромашка, роза, лилия. (Слайд 16, 17)

Дети отвечают.

— Чтобы проверить себя, проведём игру “Верить, не верить”. Ставим + или – (Слайд 18)

Слогов в слове больше, чем гласных.

Слог может состоять из одного гласного звука.

В каждом слоге есть гласный звук.

Согласного звука в слоге может и не быть.

В слове ЛИТЕРАТУРА 4 слога. (Слайд 19)

Проверка: — + + + — (Слайд 20)

6. Самостоятельная работа в парах с проверкой

Карточки с заданием

Лас-точ-ка, скво-рец, ку-куш-ка.

Собрать из слогов слова, записать их в тетрадь, подчеркнуть гласные ,разбить слова на слоги, найти лишнее, подчеркнуть его и доказать почему? Какие птицы могут жить в доме?

Лишнее слово скворец

(2 слога, а в других по 3 слога) (Слайд 21,22)

7. Итог урока

— Что нового узнали?

-Какими способами мы можем определить количество слогов в слове?

8. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке смайликами.

multiurok.ru

Конспект урока по русскому языку на тему » Слово и слог» (1 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сатинская средняя общеобразовательная школа

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Русский язык

1 класс

« Слово и слог»

Провела учитель начальных классов

Крылова Валентина Тимофеевна

2015 г

Конспект открытого урока по русскому языку

Учебник: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. 1 класс.

Рабочая тетрадь

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

Тема: Слог и слово.

Цель: формировать умения различать слово и слог, научить делить слова на слоги.

Задачи:

— расширение и уточнение знаний учащихся о способах деления слов на слоги;

— учить выделять слоги в словах;

— работать над активизированием и расширением словарного запаса учащихся;

— создавать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества;

— воспитывать чувство взаимопомощи.

Осваиваемые УУД

Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по заданному алгоритму.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Ход урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный

момент

Долгожданный дан звонок-Начинается урок!

Здравствуйте, дети!

1.Создание мотивации успеха

-Скажите, какое у вас настроение.

Возьмите картинки с изображением личиков. Какое выбираете?

Мне очень хочется, чтобы хорошее и бодрое настроение не покидало вас сегодня целый день!

Я думаю, в этом поможет нам солнышко

Картинка с изображением солнышка.

Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Ручки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

-Подарим свои улыбки друг другу и улыбки на память.

-Ребята вы чувствуете солнечное тепло?

-Поделитесь своим теплом со своими товарищами по парте и гостями.

Сегодня у нас необычный урок! Мы с вами отправимся в гости. А куда, вы угадайте сами.

Картинки на тему весна

-Куда же мы отправимся?

Какое настроение у вас появилось после просмотра видеоролика?

— Ребята, покажите мне свою готовность к уроку русского языка.

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу

Я от вас друзья не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь-

За работу я возьмусь.

— Запишите сегодняшнее число, классная работа в тетрадь.

Учащиеся выполняют движения вслед за ведущим, эмоционально настраиваются на урок

В гости к весне.

Учащиеся открывают тетради .Садятся ровно.

(записывают дату)

2.Актуализация знаний

2.1. Постановка учебной цели

1) Чистописание

– Какой одинаковый звук в словах: кот, сорт, оттепель, конь, бор.

– Дайте характеристику звука О
– Сегодня мы будем работать над написание строчной буквой о и строчными буквами б, в.
– Какой одинаковый элемент есть в этих буквах?
– Давайте вспомним, как пишется строчная буква о и строчные буквы б и в.
(Учитель и дети пишут буквы в воздухе с подробным комментированием учителя).
– А теперь напишем буквосочетание с нижним соединением (ов,ол,ор об).
(Учащиеся пишут, учитель проходит по классу и контролирует написание).
– Что мы написали?

Что такое слог?

2)

— Прочитайте что записано на доске.

О о

ов об солнце капель ручей синева, под.перед, из.на

На какие 2 группы можно разделить?

— Прочитайте слоги. Докажите.

— Прочитайте слова. Докажите.

— На какую тему записаны слова?

— Дополните строчку словами на тему «Весна».

— Прочитайте свои слова.

— Какие понятия мы вспомнили?

— Сформулируйте тему урока.

— Чему мы будем учиться на уроке?

— Откройте учебники

Давайте проверим, правильно ли мы определили тему и цель урока. Прочитайте.

Звук О

Гласный(ударный, без ударный).

Итак, я- буква я, обозначаю звук –аи два звука –йа…

Одинаковый элемент – овал

Слоги

Слог–это буквосочетание,в котором есть гласная буква. Слог может состоять и из одной гласной буквы

— Слоги и слова.

-Слово и слог.

Слог состоит из одной гласной буквы.

— Слово имеет свое значение.

Весна.

Слог и слово.

— Различать слова и слоги.

Делить слова на слоги.

3. Работа по теме.

«Открываем новое» Составление алгоритма.

Работа по учебнику.

— Прочитайте, на какой вопрос мы сегодня должны ответить в конце урока.

— Можем ли мы ответить на этот вопрос?

— Прочитайте задание к упр. 1.

— Что узнали?

Чтение сведений о языке (один ученик, хором).

— Как определить сколько в слове слогов?

(На доске закрыт алгоритм действий; по мере ответов учащихся учитель открывает каждые шаги алгоритма)

1. Прочитай слово

2. Подчеркни гласные в слове

3. Раздели слово на слоги вертикальной чертой

Чтение правила

Выполнение упр. 2

(первая строчка)

— Как определить сколько в слове слогов?

— Хлопками.

— По количеству гласных.

-Новый способ деления слов на слоги.

(называют каждый шаг алгоритма)

Письменно выполняют.

4. Физкультминутка

для рук и глаз

Игра «Слово-слог». Я читаю слова, а вы, если услышите слог-хлопайте, а если слово-присядайте.

Слова для игры: птица, из, лес, на, по, цена, от, оса, у, школа, под, дождь,почки,сок,над.

(выполняют движения)

5.Первичное закрепление

Сегодня мы с вами говорим и о приходе весны.

Названия каких весенних цветов вы знаете?

-Сейчас мы с вами выполним устное задание на интерактивной доске.

-Нужно распределить названия цветов в 2 колонки

(по количеству слогов)

Ирис ,тюльпан, роза, гвоздика, подснежник, ромашка, лилия, мак,

Дети отвечают.

6. Самостоятельная работа в парах с проверкой

Карточки с заданием

Лас-точ-ка, со-ло-вей, скво-рец, ку-куш-ка, по-пу-гай.

Собрать из слогов слова, записать их в тетрадь, подчеркнуть гласные ,разбить слова на слоги, найти лишнее, подчеркнуть его и доказать почему? Какие птицы могут жить в доме?

Лишнее слово скворец

(2 слога, а в других по 3 слога)

7.Физкультминутка

Топай, Мишка,

Хлопай, Мишка

Приседай со мной братишка

Влево наклонись,

Вправо наклонись

Улыбайся и садись!

Дети выполняют упражнения

Работа с пословицами.

По весенним приметам русский народ придумал различные пословицы и поговорки.Пословицы вошли в нашу речь и тесно с нею связаны.Это краткие изречения , в которых народная мудрость.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

-Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Спишите, подчеркните гласные буквы, разделите на слоги.

Дети после разбора пишут самостоятельно

1 ученик пишет на доске

8. Итог урока

-Чему вы научились на уроке?

-Всё ли вы усвоили на сегодняшнем уроке?

— Оцените свою работу на уроке.

Вы хорошо поработали на уроке, и заслужили вот такие маленькие солнышки.

У кого возникают ещё вопросы, то возьмите вот эти облачка.

— Различать слова и слоги.

-Делить слова на слоги. (ответы учащихся)

Дети берут солнышки и облачка

infourok.ru

Урок русского языка в 1-м классе по теме: «Слово и слог»

Разделы: Начальная школа


Тема: Слово и слог.

Цели:

  • Развивать умение делить слова на слоги.
  • Формировать умение списывать слова, произнося их по слогам.

Ход урока

I. Организационный момент

— Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

На доске записано начало предложений.

Что такое …

— Чем отличается …

— Как узнать, сколько в слове …

— Для чего нужны …

Попробуйте закончить вопрос и ответить на него.

— Что такое слог?

— Чем отличаются слоги от слов?

— Как узнать, сколько в слове слогов?

— Для чего нужны слоги?

— Сегодня мы продолжаем работать с этой темой. Мы будем тренироваться в делении слов на слоги.

II. Минутка чистописания.

На доске записаны слова:

СНЕГ, ФЛАГ, ВРАГ, ДВЕРЬ, ДРУГ, КРУГ, УТЮГ

— Прочитайте хором слова.

— Какое слово лишнее? (Слово утюг, в нём 2 слова, а все остальные слова односложные).

— На чистописании мы будем писать букву, которая является орфограммой во всех этих словах (г). И её пару (к).

— Устно назовите проверочные слова .

— Определите порядок написания букв в ряду и продолжите ряд.

III. Словарно – орфографическая работа.

1. – Прочитайте запись на доске. Вставьте слово в рифму.

На доске:

Часы остановились. Вот.

У них закончился …. (завод)

А В З О Д

— Составьте из этих букв слово, запишите его в тетрадь. Ставим ударение, делим на слоги, подчёркиваем орфограммы.

— В каком значении может употребляться это слово?

— Это слово имеет несколько значений:

  • Это приспособление, для приведения в действие какого-нибудь механизма.
  • Это крупное промышленное предприятие.

— В нашем примере в каком значении употребляется слово завод?

— А какие заводы (как предприятия) есть в нашем городе?

2. Отгадайте загадку:

Пьёт бензин. Как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)

— Запишите слово, разделите на слоги, подчеркните орфограммы.

— Устно подберите слова:

* Какая машина? (Легковая, грузовая, …)

* Что делает машина? (Отъезжает, тормозит, перевозит, …)

IV. Обобщение знаний о слоге.

Самостоятельная работа над упр. 104

Ученики пишут предложения. Делят слова на слоги.

В ходе проверки:

— Найдите слова, которые состоят из слогов: ССГС, (брат)

СГ+СГ+СГ (заводе, машины)

— Сколько гласных может быть в слоге?

— А сколько согласных? (Приведите примеры)

Физкультминутка.

— Я произношу слова и слоги. Если слово- присели, если слог — подпрыгнули.

САДЫ, РЕ, ЗИМА, ГРА, ЗО, ГРАЧИ, ДУ, ЁЖИК, Я? – Это и слог, и слово.

— Приводите примеры.

На доске:

— Назовите общую часть для слов, которые начитаются со следующих букв. (ень)

— Распределите полученные слова на 2 группы. (По слогам)

— Два раза читаем слова, закрываем глаза, повторяем. Записываем по памяти, распределяя на 2 столбика.

Проверка.

— Определите количество букв и звуков

I вариант     II вариант
Осень
5 б., 4 зв.

ясень
5 б., 5 зв.

— Составьте красивое предложение, используя эти слова.

— Чтобы проверить себя, проведём игру “Верить, не верить”. Ставим + или –

2 ученика – работают у доски.

  • Слогов в слове больше, чем гласных.
  • Слог может состоять из одного гласного звука.
  • В каждом слоге есть гласный звук.
  • Согласного звука в солге может и не быть.
  • В солее литература 4 слога.
  • Любое слово из двух слогов можно переносить.

Проверка: — + + + — —

Ответ на последний вопрос является связующим этапом со следующей темой. Деление слов на слоги поможет нам при изучении темы “Перенос слов”.

Работа в группах. Ученики разбились на 6 групп.

Каждой группе даётся задание: Составить из слогов слова, а из слов – предложение.

Прочитав предложение, дети говорят, что получился текст, т.к. предложения связаны по смыслу. Можно придумать название рассказу.

Машина служит людям.

  1. Люди придумали много разных машин.
  2. Одни машины перевозят людей.
  3. Другие делают обувь и одежду.
  4. Тракторы и комбайны трудятся на полях.
  5. Машины выпускает завод.
  6. Город и деревня не могут жить без машин.

V. Итог урока.

— Что нового узнали?

VI. Домашнее задание.

Каждому ученику даётся отрывок сказки Е.Л.Шварца “Рассеянный волшебник”. Придумай название для каждой машинки. Запиши в тетрадь, раздели слово на слоги.

Жил- был на свете один учёный, настоящий, добрый волшебник, по имени Иван Иванович Сидоров. И был он такой прекрасный инженер, что легко и быстро строил машины, огромные, как дворцы, и маленькие, как часики. Между делом, шутя, построил он для своего дома чудесные машинки, лёгкие, как пёрышки. И эти самые машинки у него и пол мели, и мух выгоняли, и писали под диктовку, и мололи кофе, и в домино играли.

8.02.2006

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка в 1 классе по теме: «Слово и слог»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Русский язык 1 класс « Слово и слог»

Учебник: Канакина.В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

Тема: Слог и слово.

Цель: формировать умения различать слово и слог, научить делить слова на слоги.

Задачи:

— расширение и уточнение знаний учащихся о способах деления слов на слоги;

— учить выделять слоги в словах;

— работать над активизированием и расширением словарного запаса учащихся;

— создавать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества;

— воспитывать чувство взаимопомощи.

Осваиваемые УУД

Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по заданному алгоритму.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок! (Слайд 1)

Здравствуйте, дети! Садитесь.

-Скажите, какое у вас настроение.

Я думаю, в этом поможет нам солнышко

Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Ручки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем. (Слайд 2)

-Подарим свои улыбки друг другу и улыбки на память.

-Поделитесь своим теплом со своими товарищами по парте и гостями.

— Ребята, покажите мне свою готовность к уроку русского языка.

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу

Я от вас друзья не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь-

За работу я возьмусь. (Слайд 3,4)

2. Минутка чистописания

— Запишите сегодняшнее число, классная работа в тетрадь, букву.

3.Целеполагание

На доске записаны слова:

СНЕГ, ВРАГ, ДРУГ, УТЮГ (Слайд 5)

— Прочитайте хором слова.

— Какое слово лишнее? (Слово утюг, в нём 2 слога, а все остальные слова односложные). (Слайд 6)

– Прочитайте запись на доске. Составь из слогов слова.

На доске:

жок сне, ба со ка, ра га ду. (Снежок, собака, радуга) (Слайд 7,8)

— Запишите полученные слова в тетрадь. Ставим ударение, делим на слоги, подчёркиваем орфограммы.

4. Работа по теме урока

— Откройте в учебнике с. 31. Прочитайте название раздела. (Слово и слог. Ударение.) (Слайд 9)

-Внимательно посмотрите на слова, которые девочка учит произносить правильно своих друзей. Чему мы будем учиться в данном разделе? (Будем учиться выделять слоги в слове, переносить часть слова с одной строчки на другую по слогам, обозначать ударение в словах, переносить слова правильно)

— На с. 32 найдите и прочитайте тему нашего урока. (Слово и слог) (Слайд 10)

— Назовите цели нашего урока (Определение количества слогов в слове) (Слайд 11)

— Что такое слог? (Слог-это буквосочетание,в котором есть гласная и согласные буквы.)

— Как узнать сколько слогов в слове? (Сколько гласных, столько и слогов)

— Для чего нужны слоги? (Из слогов можно составить слоги) (Слайд 12)

— Давайте проведем опыт: приблизьте ладошку ко рту и проговорите слово МАМА.Сколько слогов в данном слове? (В слове 2 слога)

— Почему вы так решили? (В слове 2 гласных звука, значит 2 слога)

— Какими способами мы можем определить количество слогов в слове? (Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов. Хлопки в ладоши, струя воздуха.) (Слайд 13)

— Упражнение 2 в учебнике на с.32. Прочитайте слова по цепочке и определите в них количество слогов любыми способами. (Ответы учеников) (Слайд 14)

— Какие слова мы называем трёхсложными? (Слова, которые состоят из трёх слогов называются трёхсложными.)

— Найдите такие слова в данном упражнении. Назовите их. (Берёза, крапива)

— Запишите данные слова к себе в тетрадь, карандашом разделите их на слоги, подчеркните гласные звуки.

— Составьте красивое предложение, используя эти слова.

Физминутка

Игра «Слово-слог». Я читаю слова, а вы, если услышите слог-хлопайте, а если слово-присядайте.

Слова для игры: птица, из, лес, на, по, цена, от, оса, у, школа, под, дождь,почки,сок,над.

(выполняют движения) (Слайд 15)

5.Первичное закрепление

Сегодня мы с вами говорим и о приходе весны.

Названия каких весенних цветов вы знаете?

-Сейчас мы с вами выполним устное задание на слайде.

-Нужно распределить названия цветов в 2 столбика. (по количеству слогов)

Ирис, пион, ромашка, роза, лилия. (Слайд 16, 17)

Дети отвечают.

— Чтобы проверить себя, проведём игру “Верить, не верить”. Ставим + или – (Слайд 18)

Слогов в слове больше, чем гласных.

Слог может состоять из одного гласного звука.

В каждом слоге есть гласный звук.

Согласного звука в слоге может и не быть.

В слове ЛИТЕРАТУРА 4 слога. (Слайд 19)

Проверка: — + + + — (Слайд 20)

6. Самостоятельная работа в парах с проверкой

Карточки с заданием

Лас-точ-ка, скво-рец, ку-куш-ка.

Собрать из слогов слова, записать их в тетрадь, подчеркнуть гласные ,разбить слова на слоги, найти лишнее, подчеркнуть его и доказать почему? Какие птицы могут жить в доме?

Лишнее слово скворец

(2 слога, а в других по 3 слога) (Слайд 21,22)

7. Итог урока

— Что нового узнали?

-Какими способами мы можем определить количество слогов в слове?

8. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке смайликами.

multiurok.ru

Конспект урока русского языка в 1 классе «Слог.Слово»

Конспект открытого урока по русскому языку

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала (открытие нового знания).

Тема: « Слог.Слово »

Цель: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги.

Задачи:

— расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги;

— научить выделять слоги в словах;

— активизировать и расширять словарный запас учащихся;

— создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Осваиваемые УУД

Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по алгоритму.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 1 классе «Слог.Слово» »

Конспект открытого урока по русскому языку

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала (открытие нового знания).

Тема: « Слог.Слово »

Цель: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги.

Задачи:

— расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги;

— научить выделять слоги в словах;

— активизировать и расширять словарный запас учащихся;

— создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Осваиваемые УУД

Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по алгоритму.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Ход урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный

момент

Долгожданный дан звонок-Начинается урок!

Здравствуйте,ребята!

1.Создание мотивации успеха

-Скажите , с каким настроением вы шли в школу?

Мне очень хочется,чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение!

Я думаю, в этом поможет нам СОЛНЫШКО.

(Открывается слайд №1)

Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Ручки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.

-Подарим свои улыбки друг другу.

-Ребята вы чувствуете солнечное тепло?

-Поделитесь своим теплом со своими товарищами по парте и гостями.

Сегодня у нас необычный урок! Мы с вами отправимся в гости. А куда, вы угадайте сами.

Видеоролик о наступлении весны.

-Куда же мы отправимся?

Какое настроение у вас появилось после просмотра видеоролика?

— Ребята, покажите мне свою готовность к уроку русского языка.

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу

Я от вас друзья не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь-

За работу я возьмусь.

— Запишите сегодняшнее число, классная работа в тетрадь.

6 марта.

Классная работа.

Учащиеся выполняют движения вслед за ведущим, эмоционально настраиваются на урок

В гости к весне.

Учащиеся открывают тетради .Садятся ровно.

(записывают дату)

2.Актуализация знаний

2.1. Постановка учебной цели

1) Чистописание

– Какой одинаковый звук в словах: дом, конь, бой.

– Дайте характеристику звука О
– Сегодня мы будем работать над написание строчной буквой о и строчными буквами б, в.
– Какой одинаковый элемент есть в этих буквах?
– Давайте вспомним, как пишется строчная буква о и строчные буквы б и в.
(Учитель и дети пишут буквы в воздухе с подробным комментированием учителя).
– А теперь напишем буквосочетание с нижним соединением (ов, об).
(Учащиеся пишут, учитель проходит по классу и контролирует написание).
– Что мы написали?

Что такое слог?

2)

— Прочитайте что записано на доске.

О о

ов об солнце капель

На какие 2 группы можно разделить?

— Прочитайте слоги. Докажите.

— Прочитайте слова. Докажите.

— На какую тему записаны слова?

— Дополните строчку словами на тему «Весна».

— Прочитайте свои слова.

— Какие понятия мы вспомнили?

— Сформулируйте тему урока.

— Чему мы будем учиться на уроке?

— Откройте учебники на стр. 32

Давайте проверим, правильно ли мы определили тему и цель урока. Прочитайте.

Звук О

Гласный(ударный, без ударный).

Одинаковый элемент – овал

Слоги

= Слог – это буквосочетание, в котором есть гласная буква. Слог может состоять и из одной гласной буквы

— Слоги и слова.

-Слово и слог.

Слог состоит из одной гласной буквы.

— Слово имеет свое значение.

Весна.

Слог и слово.

— Различать слова и слоги.

Делить слова на слоги.

3. Работа по теме.

«Открытие» детьми нового знания. Составление алгоритма.

Работа по учебнику.

— Прочитайте, на какой вопрос мы сегодня должны ответить в конце урока.

— Можем ли мы ответить на этот вопрос?

— Прочитайте задание к упр. 1.

— Что узнали?

Чтение сведений о языке (один, хором).

— Как определить сколько в слове слогов?

(На доске закрыт алгоритм действий; по мере ответов учащихся учитель открывает каждые шаги алгоритма)

1. Прочитай слово

2. Подчеркни гласные в слове

3. Раздели слово на слоги вертикальной чертой

Чтение правила на стр.32.

Выполнение упр. 2

(первая строчка)

— Как определить сколько в слове слогов?

— Хлопками.

— По количеству гласных.

-Новый способ деления слов на слоги.

(называют каждый шаг алгоритма)

Письменно выполняют.

4. Физкультминутка.

Игра «Слово-слог». Я читаю слова, а вы, если услышите слог-хлопайте, а если слово-присядайте.

Слова для игры: птица, из, лес, на, по, цена, от, оса, у, школа, под.

(выполняют движения)

5.Первичное закрепление ЗУН

Сегодня мы с вами говорим и о приходе весны.

Названия каких весенних цветов вы знаете?

-Сейчас мы с вами выполним устное задание на интерактивной доске.

-Нужно распределить названия цветов в 2 колонки

(по количеству слогов)

крокус, фиалка, подснежник, нарцисс, тюльпан, мимоза, ирис, ландыш

Дети отвечают.

6. Самостоятельная работа в парах с проверкой

Конверты с заданием.

Лас-точ-ка, со-ло-вей, скво-рец.

Собрать из слогов слова, записать их в тетрадь, подчеркнуть гласные, разбить слова на слоги, найти лишнее, подчеркнуть его и доказать почему?

Лишнее слово скворец

(2 слога, а в других по 3 слога)

7.Физкультминутка

для глаз

Работа с пословицами.

По весенним приметам русский народ придумал различные пословицы и поговорки. Пословицы вошли в нашу речь и тесно с нею связаны.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Грач на горе — весна на дворе.

-Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Спишите, подчеркните гласные буквы, разделите на слоги.

8. Итог урока

Система голосования.

-Чему вы научились на уроке?

— Какие затруднения у вас возникли?

— Кому было трудно выполнить задания?

— Кому из вас требовалась помощь при выполнении задания?

-Всё ли вы усвоили на сегодняшнем уроке?

Да…….нет….

— Оцените свою работу на уроке.

Вы хорошо поработали на уроке, и заслужили вот такие маленькие солнышки.(Учитель раздаёт солнышки)

— Различать слова и слоги.

-Делить слова на слоги. (ответы учащихся)

Дети берут в руки пульты и голосуют.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №70 г.Липецка

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

В 1 КЛАССЕ

«СЛОГ. СЛОВО»

Провела учитель начальных классов

Мокшина Н.А

2014 г

4

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по русскому языку, 1 класс «Слово и слог. деление слов на слоги»

Савостина Е.В.,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №47»,

г.Троицк

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 1-ом классе на тему «Слово и слог. Деление слов на слоги»

Закрепление знаний

Авторы УМК

УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкина, М.Н.Дементьева, Н.А.Стефаненко

Цели урока:

Сформировать умение различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; предложение на слова.Анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Планируемые образовательные результаты (личностные, предметные, метапредметные):

Личностные:

— воспитывать любовь к родному языку;

— расширять словарный запас учащихся, развивать речь, мышление.

— учить проводить самооценку деятельности.

Предметные:

— формировать орфографическую зоркость,

— формировать умение моделировать звуковые схемы слов;

— распознавать слова и слоги, определять количество слогов в слове.

Метапредметные:

— уметь определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-учить выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения

-уметь проверять правильность выполнения задания по эталону

-формулировать связный ответ на поставленный вопрос.

— упражнять в применении правил поведения и общения в паре.

Оборудование:

 доска, учебники, рабочие тетради, жетоны, принадлежности для письма, компьютер, проектор.

Образовательные ресурсы:

 Презентация, раздаточный материал

Этап урока.

Метод и приёмы

Время

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

1 мин.

Все готовы к уроку русского языка? Садитесь!

Сели за парты.

­­

Мотивационный этап.

Словесный метод: мотивирующая беседа

1 мин.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою —
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.

Р:Определять план выполнения заданий; принятие и сохранение учебной задачи

Актуализация знаний.

словарная работа.

5 мин.

Откройте рабочие тетради. Минутка чистописания.

Запишем словарные слова. Сначала я прописываю их на доске, затем вы правильно записываете слова в своей тетради, подчеркиваете карандашом безударные гласные и ставите ударение (запись с доски удаляется и обучающиеся записывают слова на слух).

Словарная работа по словам: русский язык, воробей, ворона, пенал, карандаш.

— Давайте вспомним, какие слова мы называем близкими по значению? А какие противоположные?

Соедините парами близкие слова по значению (радость – счастье,товарищ-друг, бросать-кидать, маленький-крошечный, врач-доктор). Работаем по цепочке.

Соедините парами слова противоположные по значению (белый-черный, горячий –холодный, больной-здоровый, умный-глупый).

Записывают самостоятельно на слух.

Отвечают на вопросы по цепочке.

Л:У ребенка сформирована учебная мотивация;

П:Уметь слышать и слушать.

Познавательные:

Структурировать информацию в нужной форме; выделять необходимую информацию;

Постановка учебной задачи:

— определение темы;

— постановка цели;

Словесный метод: беседа по вопросам, вопросы первичного восприятия.

Наглядный метод: иллюстрации на экране.

Словесный метод: разгадывание загадок

10 мин.

Отгадайте загадки.

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел.)

Стоит дом,

Кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт. (Школа.)

Если ей работу дашь,

Зря трудился карандаш. (Резинка)

— Чем отличаются все слова-отгадки?

Обратите внимание на слоги.

— В слове «мел» — один слог, в слове «школа» — 2, «резинка» — 3.

Скажите мне, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? «Слово и слог. Как определить, сколько в слове слогов».

— Вспомните, что такое слово? (сочетание букв, которое имеет значение) Что такое слог? (часть слова)

Слог — это один или несколько звуков, произнесённых одним выдыхаемым толчком. Это легко проверить, если произвести слово перед горящей свечой: ра-ке-та — пламя трижды будет колебаться, а при произнесении ударного слога может и погаснуть.

— Как узнать, сколько в слове слогов?

Отвечают на вопросы.

Слушают, отвечают на вопросы.

Сколько гласных, столько и слогов).

Самостоятельно формулируют тему урока.

Сколько гласных, столько и слогов.

Л:У ребенка сформирована учебная мотивация;

П:Уметь слышать и слушать.

Физ. минутка

2 мин.

Решение учебной задачи

Практический метод:

Деятельностный метод.

Наглядный метод: иллюстрация в учебнике

17 мин.

Составьте слово из слогов: ро, при, да, зе, о, ро; вот, жи, е ны; рас, я ни, те, на, ди, Ро.

Укажите слова, в которых звуков больше чем букв. Придумайте с каждым, словом предложение из трех слов. Запишите эти предложения и разбейте их на слоги: (Я люблю природу. Люди охраняют Родину. Наша Родина красивая. Мы любим Родину. Моя Родина Россия).

Разбейте предложение на слова: всвежеесолнечноеутроидуявлесполями.

Выполняют задание.

Выполняют задание.

Познавательные:

Структурировать информацию в нужной форме; выделять необходимую информацию;

классифицировать;

создавать устные высказывания.

К:Ученик умеет решать учебные проблемы

Рефлексия. Итог урока.

Словесный метод: возвращение к цели урока, обобщение

5 мин

Чем мы сегодня занимались на уроке?

Как правильно разделить слова на слоги?

Как определить количество слогов в слове?

Научились ли вы делить слова на слоги?

Оцените свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Р: развита рефлексия; осознание усвоенного;

Л: осознание смысла учения и ответственность за будущий результат.

infourok.ru

Конспект урока русского языка в 1 классе «Слог. Слово»

Конспект открытого урока по русскому языку

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала (открытие нового знания).

Тема: « Слог.Слово »

Цель: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги.

Задачи:

— расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги;

— научить выделять слоги в словах;

— активизировать и расширять словарный запас учащихся;

— создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Осваиваемые УУД

Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по алгоритму.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Ход урока

Содержание урока

Чтение правила на стр.32.

Выполнение упр. 2

(первая строчка)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №70 г.Липецка

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

В 1 КЛАССЕ

«СЛОГ. СЛОВО»

Провела учитель начальных классов

Мокшина Н.А

2014 г

8

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный

момент

Долгожданный дан звонок-Начинается урок!

Здравствуйте,ребята!

1.Создание мотивации успеха

-Скажите , с каким настроением вы шли в школу?

Мне очень хочется,чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение!

Я думаю, в этом поможет нам СОЛНЫШКО.

(Открывается слайд №1)

Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Ручки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.

-Подарим свои улыбки друг другу.

-Ребята вы чувствуете солнечное тепло?

-Поделитесь своим теплом со своими товарищами по парте и гостями.

Сегодня у нас необычный урок! Мы с вами отправимся в гости. А куда, вы угадайте сами.

Видеоролик о наступлении весны.

-Куда же мы отправимся?

Какое настроение у вас появилось после просмотра видеоролика?

— Ребята, покажите мне свою готовность к уроку русского языка.

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу

Я от вас друзья не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь-

За работу я возьмусь.

— Запишите сегодняшнее число, классная работа в тетрадь.

6 марта.

Классная работа.

Учащиеся выполняют движения вслед за ведущим, эмоционально настраиваются на урок

В гости к весне.

Учащиеся открывают тетради .Садятся ровно.

(записывают дату)

2.Актуализация знаний

2.1. Постановка учебной цели

1) Чистописание

– Какой одинаковый звук в словах: дом, конь, бой.

– Дайте характеристику звука О
– Сегодня мы будем работать над написание строчной буквой о и строчными буквами б, в.
– Какой одинаковый элемент есть в этих буквах?
– Давайте вспомним, как пишется строчная буква о и строчные буквы б и в.
(Учитель и дети пишут буквы в воздухе с подробным комментированием учителя).
– А теперь напишем буквосочетание с нижним соединением (ов, об).
(Учащиеся пишут, учитель проходит по классу и контролирует написание).
– Что мы написали?

Что такое слог?

2)

— Прочитайте что записано на доске.

О о

ов об солнце капель

На какие 2 группы можно разделить?

— Прочитайте слоги. Докажите.

— Прочитайте слова. Докажите.

— На какую тему записаны слова?

— Дополните строчку словами на тему «Весна».

— Прочитайте свои слова.

— Какие понятия мы вспомнили?

— Сформулируйте тему урока.

— Чему мы будем учиться на уроке?

— Откройте учебники на стр. 32

Давайте проверим, правильно ли мы определили тему и цель урока. Прочитайте.

Звук О

Гласный(ударный, без ударный).

Одинаковый элемент – овал

Слоги

= Слог – это буквосочетание, в котором есть гласная буква. Слог может состоять и из одной гласной буквы

— Слоги и слова.

-Слово и слог.

Слог состоит из одной гласной буквы.

— Слово имеет свое значение.

Весна.

Слог и слово.

— Различать слова и слоги.

Делить слова на слоги.

3. Работа по теме.

«Открытие» детьми нового знания. Составление алгоритма.

Работа по учебнику.

— Прочитайте, на какой вопрос мы сегодня должны ответить в конце урока.

— Можем ли мы ответить на этот вопрос?

— Прочитайте задание к упр. 1.

— Что узнали?

Чтение сведений о языке (один, хором).

— Как определить сколько в слове слогов?

(На доске закрыт алгоритм действий; по мере ответов учащихся учитель открывает каждые шаги алгоритма)

1. Прочитай слово

2. Подчеркни гласные в слове

3. Раздели слово на слоги вертикальной чертой

— Как определить сколько в слове слогов?

— Хлопками.

— По количеству гласных.

-Новый способ деления слов на слоги.

(называют каждый шаг алгоритма)

Письменно выполняют.

4. Физкультминутка.

Игра «Слово-слог». Я читаю слова, а вы, если услышите слог-хлопайте, а если слово-присядайте.

Слова для игры: птица, из, лес, на, по, цена, от, оса, у, школа, под.

(выполняют движения)

5.Первичное закрепление ЗУН

Сегодня мы с вами говорим и о приходе весны.

Названия каких весенних цветов вы знаете?

-Сейчас мы с вами выполним устное задание на интерактивной доске.

-Нужно распределить названия цветов в 2 колонки

(по количеству слогов)

крокус, фиалка, подснежник, нарцисс, тюльпан, мимоза, ирис, ландыш

Дети отвечают.

6. Самостоятельная работа в парах с проверкой

Конверты с заданием.

Лас-точ-ка, со-ло-вей, скво-рец.

Собрать из слогов слова, записать их в тетрадь, подчеркнуть гласные, разбить слова на слоги, найти лишнее, подчеркнуть его и доказать почему?

Лишнее слово скворец

(2 слога, а в других по 3 слога)

7.Физкультминутка

для глаз

Работа с пословицами.

По весенним приметам русский народ придумал различные пословицы и поговорки. Пословицы вошли в нашу речь и тесно с нею связаны.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Грач на горе — весна на дворе.

-Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Спишите, подчеркните гласные буквы, разделите на слоги.

8. Итог урока

Система голосования.

-Чему вы научились на уроке?

— Какие затруднения у вас возникли?

— Кому было трудно выполнить задания?

— Кому из вас требовалась помощь при выполнении задания?

-Всё ли вы усвоили на сегодняшнем уроке?

Да…….нет….

— Оцените свою работу на уроке.

Вы хорошо поработали на уроке, и заслужили вот такие маленькие солнышки.(Учитель раздаёт солнышки)

— Различать слова и слоги.

-Делить слова на слоги. (ответы учащихся)

Дети берут в руки пульты и голосуют.

doc4web.ru

Советы рукодельницам