Отзыв о сказке Н.Сладкова «Почему ноябрь пегий»

Главные герои сказки Сладкова «Почему ноябрь пегий» — лесные звери и птицы. Глубокой осенью многие из них начинают готовиться к приходу зимы. Некоторые звери хотят, чтобы зима пришла поскорее, другим ее приход пока совсем не нужен.

Например, заяц-беляк уже сменил свою шубку на белую. Косому очень нужно, чтобы выпал снег, на фоне которого ему будет легко прятаться от хищников. Заяц увидел снеговую тучу и стал ее торопить, чтобы она засыпала землю снегом. Но только туча направилась к лесу, как ее остановила серая куропатка, которой снег помешал бы добывать пищу.

Туча стала отходить от леса, но тогда ее окликнул медведь, который требовал засыпать его берлогу снегом. Пришлось туче снова возвращаться к лесу. Но тут завыли волки. Они стали жаловаться на то, что их кормят ноги, и снег им пока совсем не нужен.

Так и ходила снеговая туча взад-вперед, а в лесу то снег появлялся, то таял. Оттого и погода в ноябре неустойчивая – то снег, то дождь, то мороз, то оттепель.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Почему ноябрь пегий» заключается в том, что в природе, как правило, не бывает резких изменений климата при смене времени года. Погода меняется постепенно. Наиболее сильно колебания погоды проявляются в ноябре.

Сказка учит понимать законы природы и заблаговременно готовиться к приходу зимы.

Какие пословицы подходят к сказке «Почему ноябрь пегий»?

В ноябре зима с осенью борется.
Ноябрь – ворота зимы.
Ноябрь и колесо и полоз любит.

madamelavie.ru

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?»

Урок литературного чтения

Тема: Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?»

Цель: учить читать бегло, выразительно, правильно, сознательно, расширять знания учащихся о жанрах литературы, словарный запас, учить делать выводы, развивать речь учащихся, мышление, наблюдательность, воспринимать и понимать смысл пословиц, воспитывать интерес к литературе, бережное отношение к природе, активность.

Оборудование: таблицы с девизом, пословицей, картинки животных, словарь Ожегова, сборник произведений Н.Сладкова, А.С.Пушкина, индивидуальные карточки с отрывками из произведений, фишки.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Ладошка к ладошке

Улыбки немножко

Посмотрим друг другу в глаза.

Держитесь покрепче

И всем станет легче

Сумеем прогнать силы зла.

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Минута поэзии

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

— Это слова великого русского поэта А. С. Пушкина о его любимом времени года. О каком? (ответы детей)

2) Эмоциональный настрой

— Сегодня мы в очередной раз отправляемся в мир природы. Возьмем с собой нашу любознательность, смекалку, сообразительность. Они помогут нам узнать много нового интересного.

Глаза – все видят.

Уши – все слышат.

Голова – запоминает.

Руки – не мешают.

— За ваши ответы осень подарит свой последний листочек.

3) Работа над речевым аппаратом

— Чтобы ротик был послушным выполним упражнение.

Произнесем звуки

а, о, у, и, ы, э протяжно, отрывисто. (2-3 раза)

4) Эпиграф урока.

Испокон века книга растит человека.

— Как вы понимаете? (ответы детей)

— Еще одна народная мудрость гласит:

Возьми книгу в руки – не будет скуки.

3. Подготовка к изучению нового

1)Работа по карточкам

— Предлагаю вам взять в руки карточки с отрывками из произведений, которые мы читали, и после прочтения сказать названия произведений.

(чтение отрывков детьми)

Вывод: Как называются произведения?

О чем они?

Какое время года описано?

  1. Физминутка

Мы листочки осенние

На веткам мы сидим

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели,

И за парты тихо сели

— Вы прочитали о природе. В ней есть загадки и тайны, ответы на вопросы и удивительные открытия. Кто написал эти произведения? (ответы)

— Николаю Ивановичу Сладкову действительно дан талант с любовью и теплой улыбкой рассказывать о природе, лесных жителях. А вот , что писал он сам:

«Чтобы беречь землю, природу,

надо её полюбить, чтобы её полюбить,

надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить.

В этом считаю смысл своей работы»

— В народе говорят:

В ноябре зима с осенью борется.

-Как понимаете? Русский народ, поэты и писатели подмечали особенности месяца ноября. Сейчас ________ прочитает каким увидел ноябрь писатель Г. Скребицкий. (чтение подготовленным учеником)

4. Изучение нового материала

1) Знакомство с произведением

— Ещё говорят, что ноябрь «пегий». Сегодня познакомимся еще с одним произведением Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий?»(тему на доску)

— Кто знает, что значит «пегий»? Слово незнакомое. Найдем в словаре Ожегова. (читает ученица)

— А почему ноябрь пегий? (ответы детей) Проверим ваши предположения и прочитаем текст в учебнике на стр. 39. (самостоятельно)

— Так почему ноябрь пегий?

2) Выборочное чтение

Слова зайца (картинку на доску)

Физминутка

Зайчишка – трусишка по полу бежал.

В огород забежал, капусту нашел,

Морковку нашел, сидит, грызет.

Хозяин идет!

Слова куропатки (картинку на доску)

Слова медведя (картинку на доску)

Слова волков (картинку на доску)

Оставшаяся часть (картинки на доску)

  1. Языковая структура текста

— К какому жанру относится?

— Почему?

— Найдите и зачитайте выделенные слова. Есть ли в них общее в значении?

4) Чтение детьми, чтобы передать волнение зверей.

5.Закрепление

1) Чтение по ролям

2) Работа в рабочих тетрадях

С.35 выбрать правильный вариант ответа

6. Дом. задание с. 39,40 читать по ролям, пословицы и поговорки о ноябре.

7. Итог урока. Какие произведения Н.Сладкова знаете?

Чему они учат?

У нас в библиотеке есть сборники Н. Сладкова.

(демонстрация книг)

Читайте и окунетесь в волшебный загадочный мир

природы.

videouroki.net

Почему ноябрь «пегий» — дошкольное образование, прочее

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе:

Н. Сладков. «Почему ноябрь пегий»

Цель: Ознакомление детей с новым произведением Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий»

Задачи: помочь понять смысл фразы «почему ноябрь пегий»; активизировать словарь; учить внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию.

Оборудование: презентация рассказа, картинки на осеннюю тему, портрет писателя.

Ход занятия:

Организационный момент.

— Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их: «Здравствуйте, уважаемые гости!». Посмотрите, у нас есть еще один гость (появляется кукла Марина.).

Кукла Марина: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! У меня в голове все перепуталось. Ничего не пойму, какое у нас сейчас время года?

-Ребята, поможем кукле Марине , расскажем ей какое сейчас время года?

-Давайте вспомним, какое у нас сейчас время года?

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ«КАКАЯ БЫВАЕТ ОСЕНЬ?»

(теплая, золотая. дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)

Игровое упражнение: Подбери действие

Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — убирают.

Птицы осенью — улетают.

Деревья осенью — роняют листья.

Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Деревья осенью (какие) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску); белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы).

А месяц? Давайте посмотрим, каким же лес стал поздней осенью.

(Рассматривание осенних картинок. «Листья облетели. Деревья стоят голые. Уже лежит снег, но не везде.)

Ребята, а давайте посмотрим, какого же цвета наш лес? (коричневый, серый)

— А одним словом как можно назвать? Кто знает? Я вам подскажу: лес в ноябре пегий, то есть рябой, пестрый. А хотите узнать, почему и осенний месяц ноябрь тоже называют пегим? Тогда давайте я вам прочитаю рассказ Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий».(просмотр презинтации).

Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий».

Проходим, садимся на стульчики.

А теперь садитесь поудобнее, спинкой обопритесь на спинку стула, ножки поставьте красиво и будем слушать рассказ писателя Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий».

(На доске портрет автора. Обратить на него внимание детей. Чтение рассказа).

Беседа по прочитанному:

— Как называется рассказ?

— Кто его написал?

— О чем говорится в рассказе?

— Что звери хотели? (заяц, волки, куропатка, медведь)

— Так почему же ноябрь пегий? (чтение отрывка из рассказа)

А сейчас, мы с Вами немного отдохнем :

ФИЗМИНУТКА.

КАК ПРИХОДИТ ОСЕНЬ

На красных парашютах (показывают руками купол над головой)

к нам осень прилетит, (машут руками, как крыльями)

на жёлтых самолётах (руки в стороны)

к нам осень поспешит, (наклоны в стороны)

на лодочках зелёных (руки вытянуты и соединены перед собой)

к нам осень приплывёт, (поочередные взмахи руками — плывут)

в лес сказочный, нарядный (руки вверх – деревья)

с собою позовёт. (показ руками – зовет)

На корочках арбузных, (руки разведены в стороны, слегка приподняты)

в початках кукурузных, (показ овала руками)

на листиках кленовых, (кружатся)

на шишечках еловых (показ пальцами шишки)

к нам осень прилетит, (машут руками)

к нам осень поспешит… (бег на месте)

Итог.

С каким произведением мы сегодня познакомились? С каким новым словом? Что оно означает? Что на сегодняшнем занятии вам понравилось и запомнилось?

Чтение произведения

kopilkaurokov.ru

«Рассказ Н.Сладкова «Почему ноябрь пегий»»

I. Организационный момент

(за экраном) …, попроси ребят сесть.
– Можно. Сядь.
– Снимите аппараты. Наденьте наушники.
(за экраном) Ты слышишь, …?
– Слушайте внимательно, говорите хорошо.
(за экраном)…, спроси у … какой сейчас урок?

– Какой сейчас месяц?
– Ребята, скажите,  какая погода в ноябре?
– В ноябре идёт дождь?
– В ноябре идёт снег?
– Погода холодная или тёплая?
– Погода разная.

 

– Ребята, сядьте, пожалуйста.
– Я попросил(а) ребят сесть. С.Л., можно мне сесть?
– Я сел(а).
– Я снял(а) аппараты.
– Я надел(а) наушники.
– Я слышу Вас, Светлана Леонидовна.
– Я понял(а).

– …, скажи пожалуйста, какой сейчас урок?
– Сейчас урок чтения.
– … ответила верно.
– Сейчас ноябрь.

хмурая, погода пасмурная
да, идёт дождь
да, идёт снег
– Бывает холодная и тёплая.
– Погода разная.

II. Чтение рассказа

– Послушайте, что мы будем делать сегодня на уроке.
(за экраном) Сегодня мы будем читать рассказ.
– Что мы будем читать на уроке?
(за экраном) Вероника!
(за экраном) Рассказ написал Николай Иванович Сладков.
– Кто написал рассказ,… ?
– Повтори. …!
– Рассказ называется «Почему ноябрь пегий».
– Давайте прочитаем, кто такой Николай Иванович Сладков.
– Сначала я прочитаю рассказ, а вы проговаривайте шёпотом.

Учитель читает рассказ.

– Назовите действующих лиц рассказа.
– О чём рассказ?
– О каком времени года ?
(за экраном) Откройте книгу.
(за экраном) Прочитайте рассказ.
– Читайте вслух.

Дети читают рассказ.

 

– Сегодня на уроке мы будем читать рассказ.

Рассказ написал Николай Иванович Сладков.
Рассказ называется «Почему ноябрь пегий». (Читают с доски)

Николай Иванович Сладков – русский писатель, который пишет о природе.

 

– Действующие лица рассказа – это куропатка, заяц, волки, медведь.
– Рассказ о … (затрудняются ответить)
– Об осени.
– На какой странице?
– Я открыл(а) книгу.
– Как читать?
– Я понял(а).
– Я прочитал(а) рассказ.

III. Словарная работа

Чтение по цепочке

(за экраном) Будем читать рассказ по цепочке и отвечать на вопросы. Повтори, … .
– Начни читать, … .
Учитель объясняет, что значит высунулась туча. На доске нарисован лес, учитель показывает тучу, вырезанную из бумаги, и демонстрирует на доске. Затем зовёт ученика к двери и просит высунуться.
– Посмотрите, … высунулась из-а двери.
высунулась – показалась
в лесу переполох – в лесу стало неспокойно
– Кто такой заяц-беляк?
– Какого цвета зимой шубка у зайца?
– Поздней осенью, когда появляется снег, заяц  меняет цвет шубки. Так его не найдёт волк или лиса.
Заверещит – можно сказать по другому – резко закричит
– Ребята, кто такой охотник?
– Прочитаем вместе: охотник – это человек, который ловит зверей и птиц.
– Что сделала туча?
– Туча двинулась в лес. (Учитель демонстрирует)
– А что сделала куропатка?
– И туча двинулась назад. (Демонстрация)
– Кто такая куропатка? (Учитель показывает картинку)
– Что значит: нечего пятится?
нечего пятиться – не надо медленно идти назад
Учитель зовёт к доске ученика и показывает, что значит пятиться.
– Прочитайте, что значит заворчал
заворчал – сердито заговорил
скорей – быстрей
– Что такое берлога?
– А что зимой медведь делает?

– Волки хотят снега?
– Что значит заколыхалась?
(Учитель показывает на бумажной туче)
заколыхалась – закачалась
– Посмотрите: туча то вперёд, то назад. (Учитель показывает)

Пегий можно сказать по другому –  пятнистый.
– Осенью идёт то дождь, то снег. Посмотрите (нарисованы пятна на доске) то снег, то земля –земля пятнистая. Ни зима, ни осень.
– Что такое оттепель?
оттепель – тёплая погода

 

– Мы будем читать рассказ по цепочке и отвечать на вопросы.
Почему ноябрь пегий. Автор Н. Сладков.
Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху.


… высунулась из-за двери.
Высунулась – показалась
в лесу переполох – в лесу стало неспокойно
 Увидал тучу заяц-беляк да как заверещит:
– Скорей, туча, скорей! Я давным- давно белый, а снегу всё нет да нет!
Того и гляди охотники высмотрят!
заяц – это животное
Зимой у зайца шубка белая.
Заверещит – резко закричит
Охотник – это человек, который ловит зверей и птиц.
Услыхала туча зайца и двинулась в лес.
– двинулась в лес
– Нельзя, туча, назад, назад! – закричала серая куропатка.– Землю снегом засыплешь – что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?
Туча двинулась назад.
– Нельзя, уходи туча – закричала куропатка.
птица
– Давай вперёд, нечего пятиться!– заворчал медведь.
нечего пятиться – не надо медленно идти назад
заворчал – сердито заговорил
– Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!
скорей – быстрей
Это дом медведя.
Медведь зимой спит.
 Туча помедлила и опять двинулась в лес.
– Сто-ой, сто-ой! – завыли волки. – Насыплешь снегу – ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!
– Нет, им трудно бегать.
Туча заколыхалась – остановилась.
А из лесу крик и вой.

– Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! – кричат одни.
– Не смей снег высыпать! – воют другие. – Назад поворачивай!
Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.
Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.
Ни зима, ни осень!

пегий – пятнистый
Осенью идёт то дождь, то снег.
оттепель – тёплая погода

IV. Итог урока

(за экраном) Что мы делали на уроке? (Все вопросы написаны на доске)
(за экраном) Кто автор рассказа?
(за экраном) Как называется рассказ?
– О ком рассказ?
– О чём рассказ?
(за экраном) Вам понравился рассказ?
(Учитель спрашивает каждого ученика)
(на доске – опорная фраза)
– Мне понравился рассказ потому, что он … (весёлый, грустный, интересный)

Д/з: Дома вы будете читать рассказ. Я вам дам слова, вы вклеите их в тетрадь, и будете учить.
(за экраном)…, узнай у меня, какие оценки вы получили?

… читала хорошо, думала, тебе пять(и т. д.)
(за экраном) Закройте книги.
(оценка говорится за экраном)
(за экраном) Снимите наушники.
– Наденьте аппараты.
– Идите отдыхать.

 

– Мы читали рассказ и отвечали на вопросы.
– Автор рассказа Николай Иванович Сладков.
– Рассказ называется «Почему ноябрь пегий».
– Рассказ о животных
– В рассказе говорится о том, почему ноябрь пегий.
– Мне понравился рассказ, потому что он интересный.(и т. д.)

– Я понял(а).

 

– С. Л., скажите, пожалуйста, какие оценки мы получили?

 

– Я закрыл(а) книгу.
– Я снял(а) наушники.
– Я надел(а) аппараты.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

ПОЧЕМУ НОЯБРЬ ПЕГИЙ — Николай Сладков — Бунеев, Бунеева: Литературное чтение. 1 класс. «Капельки солнца» — Методическое пособие — Произведения школьной программы

Бунеев, Бунеева: Литературное чтение. 1 класс. «Капельки солнца»

Николай Сладков

ПОЧЕМУ НОЯБРЬ ПЕГИЙ*!

Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!

Увидал тучу заяц-беляк да как заверещит: — Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди охотники высмотрят!

Услыхала туча зайца и двинулась в лес.

* Пегий — пятнистый, пёстрый (о масти животных). Здесь — в переносном значении.

2

— Нельзя, туча, назад, назад! — закричала серая куропатка. — Землю снегом засыплешь — что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?

Туча двинулась назад.

3

—Давай вперёд, нечего пятиться! — заворчал медведь. — Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!

Туча помедлила и опять двинулась в лес.

4

— Сто-ой, сто-ой! — завыли волки. — Насыплешь снегу — ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!

Туча заколыхалась — остановилась.

5

А из лесу крик и вой.

— Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! — кричат одни.

— Не смей снег высыпать! — воют другие. — Назад поворачивай!

Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.

Ни зима, ни осень!

1. Как вы думаете, ребята, почему Николай Сладков таким увидел ноябрь — «ни зима, ни осень»?

2. Прочитайте о признаках осени и зимы в ноябре. Вы открыли что-то новое для себя в этом рассказе?

Когда Петя Зайцев, Вова и Катя прочитали все эти стихи и рассказы об осени, они вдруг поняли, что у каждого времени года есть свои краски и звуки. Вот, например, у осени их очень много… И ребята наперебой начали перечислять. Помогите им. Назовите звуки, которые можно услышать в осеннем лесу (вспомните стихи и рассказы, которые вы читали), перечислите цвета осеннего леса, неба и воды.

 



scribble.su

ПОЧЕМУ НОЯБРЬ ПЕГИЙ? — СЛАДКОВ Николай Иванович — Каталог файлов

 

ПОЧЕМУ НОЯБРЬ ПЕГИЙ?

     Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!
     Увидал тучу заяц-беляк, да как заверещит:
     — Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди охотники высмотрят!

     Услыхала туча зайца и двинулась на лес.
     — Нельзя, туча, назад, назад! — закричала серая куропатка. — Землю снегом засыплешь — что я есть стану? Ножки у меня слабые — как я до земли дороюсь?

     Туча двинулась назад.
     — Давай вперёд, нечего пятиться! — заворчал медведь. — Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!

     Туча помедлила и опять двинулась на лес.
     — Сто-ой, сто-ой! — завыли волки. — Насыплешь снегу — ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!

     Туча заколыхалась — остановилась.
     А из лесу крик и вой.
     — Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! — кричат одни.
     — Не смей снег высыпать! — воют другие. — Назад поворачивай!
     Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

     Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.
     Ни зима, ни осень!



ctpanni.ucoz.ru

Николай Сладков. Почему ноябрь пегий?

Николай Сладков. Почему ноябрь пегий? — страница №1/1


Урок чтения во 2 классе.

Тема: Николай Сладков. Почему ноябрь пегий?

Цель: Углубить и обобщить знания детей по изучаемой теме, познако­мить с новым произведением Н. Сладкова, расширять лексический запас детей, совершенствовать умение работать с текстом, закреплять умение чтения текста по ролям, устанавливать взаимосвязь языковых явлений, развивать художест­венно — эстетический вкус детей, воспитывать интерес и чувство бережного отношения к природе.

Ход урока.

I. Этап. Стимуляция и мотивация учебно-познавательной деятельности.

Проверка домашнего задания.

На доске вывешены рисунки к рассказу В. Бианки «Страшно».

Ученик рассказывает от имени зайчика о том, как ему страшно.

— Какой зайчик на иллюстрации, по вашему мнению, наиболее соот­ветствует рассказу ученика? Докажи,

— А как описывается зайчик в стихотворении А. Блока? Подтвердите словами из текста.



  1. Этап. Определение цели и задач урока.

— Над какой темой мы с вами ребята, продолжаем работать? («Осень наступила»)

— Осень — необыкновенное время года. Как хороша золотая осень с ее раз­ноцветным нарядом, яркой краской деревьев, богатством всевозможных плодов и урожаем хлеба. Но осень бывает, разной. Есть у нее и темные тучи, и холод­ные дожди, и ненастная погода, и первый снежок.

— А какими словами, образными выражениями, вы бы описали осень?

(Ответы детей)

— К нам на урок пришла настоящая осень. И сегодня каждый из вас будет составлять свой букет из осенних листьев. (На партах у детей желтые и красные листья. За полный ответ вы получаете красный лист, за дополнение — желтый).

— Какие времена года, кроме осени, вы еще знаете?

На доске вывешена запись зима (з’им’а)

весна (в’исн’а)

лето (л’э’то)

осень (ос’ин’)

— Я утверждаю, что даже слово «осень» необычное.

Как вы думаете, почему я так говорю?

Свой ответ базируйте на своих знаниях о фонетическом составе слов.

Дается 1 мин. на размышление.

— Осень вдохновляла на творчество многих поэтов и композиторов.

(слушание стихотворений об осени и музыки П. И. Чайковского «Времена года» Ноябрь).



  1. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

Где тонкий серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все, простор везде.

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

«Осень» К. Бальмонт



  1. Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

А. С. Пушкин



  1. Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора.

Стоял ноябрь уж у двора.

— Назовите осенние месяцы.

О каком месяце эта загадка? Почему?

Поле черно-белым стало

Падает то дождь, то снег,

Льдом сковало воды рек

Меркнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

— Что мы с вами знаем о ноябре?

— Ноябрь — осени конец, зиме начало.

— В ноябре землю посыпает где дождем, где снежком.

— В ноябре зима с осенью борются.

— Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил.

— Ноябрь — время отдыха после полевых работ.

Для людей — это время праздничных гуляний, свадеб.

— А что же в ноябре делают звери? Как готовятся к зиме? Все ли рады при ходу ноября?

Об этом мы узнаем из рассказа н. Сладкова «Почему ноябрь пегий?»


    1. Этап. Изучение нового материала. На доске написана тема урока.

— В конце урока мы постараемся ответить на этот вопрос. Ранее мы знакомились с произведениями Н. Сладкова. Какие рассказы вам запомнились? («Осенняя елочка», «Золотой дождь»)

Словарная работа со словами, написанными на доске.

Пегий (см. сноску в книге)

Переполох — в толковом словаре дается такое объяснение этому слову — (разговорн.) Общая, внезапная тревога, волнение. Поднялся переполох.

Произвести переполох.

А нас, волков, ноги кормят.

Туча заколыхалась — остановилась.


  1. Чтение рассказа учителем.

На доске вывешены картинки (заяц, куропатка, медведь, волки).

Физминутка.


      1. Пастух в лесу трубит в рожок-

Пугается заяц-русак

Сейчас он сделает прыжок –

Мы тоже можем так.


  1. Чтоб стать похожим на большого орла

И запугать вокруг собак,

Куропатка расправила два крыла –

Мы тоже можем так.


  1. Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг.

Ой, косолапый упадешь!

Мы тоже можем так.


  1. А серый волк бежит рысцой

Не знает он никак

Что все вы, детки, молодцы.

И тоже можем так.


    1. Этап. Усвоение знаний, формирование умений и навыков.

  1. Чтение текста детьми.

— О каких зверях говорится в тексте?

— Кто из них был за то, чтобы туча надвигалась? (Заяц, медведь) Почему?

Докажи словами из текста.

— А кто из зверей был против? (Куропатка, волки). Зачитайте, как об этом

говорится в тексте.


  1. Чтение рассказа в лицах.

Обрати внимание на выделенные слова (выписать их на доске).

Заверещит; Закричала; Заворчал; Завыли; Кричат; Воют

— На какой вопрос они отвечают? Что обозначают?

— Как ты думаешь, есть ли у этих слов что-либо общее в значении? — Может ли кто-нибудь дополнить этот синонимический ряд?

— Вот что об этом сообщается в словаре синонимов.

— Найдите в тексте предложения с обращением, (выписать их на доске, сразу закрыть, открывать по мере нахождения в тексте).

Скорей, туча, скорей!

Нельзя, туча, назад!

Лети к нам, туча!

— Где стоит обращение? Может ли оно стать в начале предложения? Перестрой предложение так, чтоб обращение стояло в начале.

— Какие это предложения по интонации?

В тексте много восклицательных предложений и читать их надо эмоци­онально, выразительно.

— Проинтонируйте 1-е предложение (интонация страха, удивления). -Перечитайте два последних абзаца. Найдите в них слова с противо­положным значением.

(Вперед — назад,

сыплет — перестает,

белый — черный,

мороз — оттепель.)

-Давайте вернемся к вопросу, на который хотели ответить в начале урока. Почему ноябрь пегий?

Найдите в тексте предложение, которое отвечает на этот вопрос.

V. Этап. Контроль, коррекция и оценивание знаний. Тест на листочках.


      1. Высунулась из леса туча:

а) снеговая

б) дождевая



      1. Увидел тучу:

а) заяц-русак

б) заяц-беляк



      1. О ком из зверей не говорится в тексте?

а) медведь г) куропатка

б) волк д) заяц

в) лиса


      1. Почему ноябрь пегий?

а) потому что то снег, то дождь, то мороз, то оттепель.

б) потому что осенние листья разукрасили землю разноцветным ковром.

Взаимопроверка (с карандашами).

За каждый правильный ответ +,

неправильный —

VI. Этап. Итоговый.

— Покажите, какие же осенние букеты вы собрали?

Д/з а) читать в лицах;

б) нарисовать рисунок к рассказу;

в) к слову «ноябрь» подобрать слова-признаки.

(по выбору)

Прозвени – ка, дружок,

Голосистый звонок.

Перемену ждут ребята,

Поиграть, попрыгать надо.

Урок чтения во 2 классе.

Тема: Дело мастера боится.

Дж. Родари. Чем пахнут ремесла? М. Пляцковский. Кто что умеет.

Цель: Познакомить детей с произведениями и новой темой, расширять лексический запас детей, совершенствовать умения работать с текстом, видеть различия стихотворения и прозы, закреплять умения читать текст по ролям, развивать кругозор детей, воспитывать трудолюбие.

Ход урока.



  1. Этап. Стимуляция и мотивация познавательной деятельности.

1. Ребята, сегодня наш урок мы начнем с анализа анкеты, которую мы проводили. В нашем классе дети хотят быть: …..

  1. Этап. Определение цели й задач урока.

Как вы думаете, над какой темой мы с вами будем работать? Ведь не зря мы говорим о профессиях. (1 мин. на размышл.)

А зачем нам нужно учить эту тему? Сообщение темы урока.

Правильно ли мы определили тему? Сравни с учебником. Как ты ее понимаешь, объясни.


  1. Этап. Изучение нового материала.

    1. Знакомство с автором.

Дж. Родари (1920-1980) -Итал. Писатель.

Написал множество произведений для детей. «Поезд стихов» 1952 г. сказки: «Приключения Чиполлино».

«Джельсомино в стране лжецов». 1973 г. «Грамматика фантазии».


    1. Словарная работа.

Сдоба — ароматные добавки в тесто (ваниль, корица и т.д.)

Скипидар — (терпентинное масло) — бесцветная жидкость с запахом хвои. Растворитель лаков, красок.

Мускатный орех — ароматные семена мускатного дерева, употребляются как пряность, эфирное масло.

Демонстрация книжки в отд. издании.



    1. I. Чтение стихотворения учителем.

  • Какие слова еще непонятны?

IV. Этап. Усвоение знаний, формирование умений и навыков.

4) II. Чтение детьми цепочкой.


  • О каких ремеслах (профессиях) говорится в стихотворении?

  • Найди и прочитай, как пахнет каждое ремесло.

пекарь кондитер

столяр крестьянин

маляр


шофер

доктор


рыбак

— Рассмотрите иллюстрации и назовите профессии, изображенные на них.

К какой профессии нет иллюстрации?

— Почему названия профессий я разместила в 2 столбика?

(1 мин. На размышление.)

— Как ты понимаешь выражение — «только бездельник не пахнет никак»?

А какая профессия лучше? У Маяковского: Книгу переворошив, намотай на ус все работы хороши — выбирай на вкус.


    1. Прочитайте азербайджанскую песенку.

— Как называют людей, которые не хотят трудиться?

  • Почему народ так высоко ценит труд?

    1. — Вспомните пословицы о труде.

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Хочешь есть калачи — не лежи на печи.

Под лежащий камень и вода не течет.

Не спеши языком, спеши делом.

Маленькое дело лучше большого безделья.)

-Как вы понимаете пословицу?

-Найдите слова с противоположным значением.


  1. Физминутка.


Пильщики.

Мы пилили доску,

С утра у нас дела. Стальные зубы остры,

Легко идет пила.

Мы сейчас бревно распилим,

Пилим, пилим, пилим, Раз — два, раз — два,

Будут на зиму дрова.

Кузнец.

Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять,

— От чего ж не подковать?

Вот гвозди, вот подкова –

Раз, два и готово.

О каких профессиях шла речь в физминутке?



  1. Работа с произведением М. Пляцковского «Кто что умеет».

    1. Чтение рассказа учителем с установкой.

Словарная работа.

  • Какие слова непонятны.

  1. Чтение рассказа детьми.

  • Прочитайте в тексте:
    а) что умеет петух

    б) муха


    в) цапля

    г) сова


    д) лошадь

    е) цыпленок



    • Почему расплакался цыпленок?

    • Кто его утешил?

    • Кого лошадь назвала хвастунами?

    • Как ты думаешь, почему лошадь добрая?

    • Сколько нужно человек, чтобы прочитать это произведение в лицах?

    Обратить внимание на выразительность.

    1. автор 4) цапля

    2. петух 5) сова

    3. муха 6) цыпленок Чтение рассказа в лицах.

    Найти в тексте предложения с обращением.

    Успокойся, малыш. Ты ведь тоже можешь разгонять хвастунов. Перестрой его так, чтобы обращение стало в начале и конце текста.



      1. Этап. Контроль, коррекция и оценивание знаний.

    Тест на листочках.

        1. Мы с вами начали изучать тему:

    а) Дело мастера боится;

    б) Осень наступила;

    в) О друзьях хороших и верных.


        1. Чем пахнет безделье?

    а) духами;

    б) никак.



        1. Без чего не выловишь рыбку из пруда?

    а) без труда;

    б) без удочки.



        1. Самой доброй в рассказе «Кто что умеет» была:

    а) муха;

    б) сова;


    в) лошадь.

    Взаимопроверка.



      1. Этап. Итоговый. Подведение итогов.

    Д/з: 1) составить небольшой рассказ на тему: «Кем я хочу быть»;

    2) пересказывать рассказ;

    3) читать выразительно;

    4) прочитать самостоятельно стихотворение Дж. Родари «Какого цвета ремесла?» В. Маяковского «Кем быть?» (по выбору)

  • polpoz.ru

    Советы рукодельницам