Осенняя пора – Школьная пора



Осень (М. Ю. Лермонтов)

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не люби меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

 

Осень (К. Бальмонт)

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

 

19 октября (И. Никитин)

Что за утро! Серебряный иней
На зелени луга лежит;
Камыш пожелтевший над речкою синей
Сквозною оградой стоит.

Над черною далью безлюдной равнины
Клубится прозрачный туман,
И длинные нити седой паутины
Опутали серый бурьян.

А небо так чисто, светло, безмятежно,
Что вон – далеко в стороне –
Я вижу – мелькнул рыболов белоснежный
И тонет теперь в вышине.

Веселый, прохладный, лугов освеженный,
Я красного солнышка жду,
Любуюсь на пашни, на лес обнаженный,
И в сонную чащу вхожу.

Листы шелестят у меня под ногами,
Два дятела где-то стучат…
А солнышко тихо встает над полями,
Озёра румянцем горят.

Вот ярко блеснули лучи золотые,
И крадутся в чащу берез,
Все дальше и дальше, — и ветки сырые
Покрылися каплями слёз.

У осени поздней, порою печальной,
Есть чудные краски свои,
Как есть своя прелесть в улыбке прощальной,
В последнем объятьи любви.


Осень (М. Садовский)

Берёзы косы расплели,
Руками клёны хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.

Всё присмирело. Съёжилось.
Поникло. Пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела.

 

*** (Е. Трутнева)

В темный лес дремучий заглянула осень.
Сколько свежих шишек у зеленых сосен.
Сколько алых ягод у лесной рябинки!
Выросли волнушки прямо на тропинке.

И среди брусники, на зеленой кочке,
Вылез гриб-грибочек в красненьком платочке.
Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружил осинку в красном сарафане.

И листок березы золотистой пчелкой
Вьется и летает над колючей елкой.
А под ёлкой грузди замостили мостик…
До свиданья, елка! Приезжай к нам в гости!

 

*** (А. Громова)

Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

 

*** (К. Саксонская)

Клёкот журавлиный,
Осень на носу…
Сколько паутины
Заплелось в лесу!

Что ж вы заскучали,
Тёмные леса?
Что ж вы замолчали,
Птичьи голоса?

 

Осень (О. Высотская)

Осенние денечки,
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.

Вон листочки желтые,
Вон листочки красные.
Соберем в кошелку
Мы листочки разные!

Будет в комнате красиво,
Скажет мама нам «спасибо»!

www.poemsonalltimes.ru

Организационный момент

 

 

Постановка целей урока.

 

Подготовка к восприятию новой
темы.

Ребята, на дворе у нас зима, но и осень не менее красивое время года.
Вы согласны со мной? Многие поэты, художники восхищались этим временем года,
а у великого русского поэта А.с. Пушкина осень была любимым временем года.

Давайте послушаем стихотворение и попытаемся представить картину,
нарисованную автором.

 

В темный лес, дремучий

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зеленых сосен

 

                 Сколько алых ягод

                 У лесной рябинки

                 Выросли волнушки

                 Прямо на тропинке.

 

И среди бруснички

На зеленой кочке

Вырос гриб-грибочек

В аленьком платочке.

 

                   Разыгрался ветер

                   На лесной полянке,

                   Закружил осинку

                   В красном сарафане.

 

И листок березы

Золотистой пчелкой

Вьется и летает

Над колючей елкой.

 

Беседа по стихотворению.

-Какую картину вы представили?

-А какие строки из стихотворения вам помогли представить эту картину?
Подчеркните эти выражения.

(гриб-грибочек в аленьком платочке, осинка в красном сарафане,
листок, как золотая пчелка, ветер закружил.)

А в прямом или переносном значении автор употребил эти слова?

 

-Ребята, нас окружает мир явлений, звуков, красок, очертаний. Всему мы
придумываем имена. Названия. Но человек постоянно стремится что-то с чем-то
сравнить, уловить сходство предметов и явлений. И это позволяет ему познавать
мир.

 

Давайте вспомним, какие слова мы используем для сравнения?

(будто, словно, как, наподобие, похоже).

 

Эти слова мы называем сравнительными.

 

Давайте подберем сравнения к словам

Листья березы  –

Апельсин –

Ива –

Кленовые листья-

 

Работа над новым понятием.

 

Сейчас мы посмотрим слайды, на которых изображены красоты нашего
родного северного края. Хотелось бы услышать, какое впечатление они на вас
произвели.

Обсуждение после просмотра.

 

-Подберите сравнения к тому, что вы видите.

(Река как зеркало, свет как паутина, листва как сарафан и т. д.)

-А можно сравнивать без союзов?

(зеркало реки, паутина света и т.д.)

 

Давайте прочитаем еще одно стихотворение и выясним, что и с чем
сравнивает поэт Орлов в своем стихотворении.

 

    В жару растенья никнут,

    Бегут от солнца в тень.

    Одна лишь чушка-тыква

    На солнце целый день

    Лежит рядочком с брюквой.

    И кажется: вот-вот от
счастья громко хрюкнет

    И хвостиком махнет.

                                          (С. Орлов).

 

 

Все ли слова вам понятны в стихотворении?

Почему поэт сравнивает тыкву с чушкой?(по
форме: обе большие, круглые, обе любят погреться на солнышке, у обеих  хвостики-завитки).

Ребята, обратите внимание, что автор в своем сравнении не употребил
сравнительных слов. Почему он скрывает сравнительные слова? (Чтобы образ
получился более достоверным).

А в прямом или переносном значении употребляются эти сравнения?(В
переносном).

 

Итак, выражение «тыква-чушка» является метафорой.
Давайте самостоятельно дадим определение этому термину.

 

Метафора- выражение в
переносном значении. Когда одно понятие уподобляется другому. Сравнивается,
но без сравнительных союзов.

Метафора – скрытое сравнение.

 

 

 


1.      
Скажите, любите ли вы загадки? Я думаю, что
любите. Сейчас я попрошу вас отгадать мою загадку.

 Белая корзинка.

Золотое донце.

Там лежит росинка

И сияет солнце.

                       (Ромашка)

-Какие слова вам
помогли отгадать загадку?

-Что в загадке
названо «белой корзинкой»? Почему лепестки названы корзинкой?

-Почему
серединка названа солнцем?

– А давайте
придумаем про ромашку свою загадку. На что еще похожа ромашка?

(Вариант «Белые
перышки облепили солнышко»).

 


2.      
Работа в группах.

 Каждой группе дан листок, на котором
записано слово. Попробуйте об этом предмете придумать загадку. Назовите
метафору в вашей загадке.

1 -ель,

2 –телевизор,

3 –фейерверк,

4 –печь.

Защищает работу
один человек от группы.

 


3.      
Послушайте
отрывок из стихотворения И. Токмаковой «Ива»

Возле речки у обрыва

 Плачет ива, плачет ива.

– О чем
говорится в отрывке?Ива – это живой или неживой
предмет? А как говорится о иве?(как о живом).

  Такой прием называется
олицетворением. Попробуйте сами дать определение.

Олицетворение – разновидность
метафоры, когда неживой предмет уподобляется живому.

 

Закрепление полученных знаний.

 


4.      
Давайте вернемся к стихотворению, с которого
мы начали наш урок, и попробуем определить метафоры и олицетворения.

 

 

5.Сегодня на уроке мы с вами познакомились
с двумя новыми понятиями – метафорой и олицетворением. А вопрос у меня
следующий: какую роль эти понятия играют в нашей речи? (делают речь красивее,
образнее, «рисуют», помогают представить образы.)

 

Любите ли рассматривать
картины? Сегодня на уроке вы сами превратитесь в художников, но не в обычных,
а художников слова. Вы нарисуете картину словами. Настоящие художники
подмечают то, чему простые люди не придают значения, умеют слышать природу,
чувствовать ее.

Рассмотрите картину.

Работа художника начинается с настроения. Подумайте, какое настроение
вызывает у вас предложенная картина, какие мысли, чувства у вас возникают? Ваши
мысли, чувства, впечатления  вы
оформите в таблицу. Используйте метафор, олицетворении, сравнения для
выражения ваших впечатлений.

 



Я вижу

Я слышу

Я чувствую

 

 

 

 

-Проверка результатов.

Понравившиеся выражения вы можете записать в свои таблицы, дополнив
их.

 

Итог урока.

– Какую роль в нашей речи играют метафоры и олицетворения?

-Довольны вы своей работой на уроке?

– Какая работа вам понравилась больше всего на уроке?

 

Домашнее задание.

Дома вы напишите сочинение – миниатюру на тему «Мгновения зимы».
Работу оформите на листах формата А4, составим из ваших работ сборник
«Мгновения зимы».

 

 

 

 

 

selmenga.narod.ru

Заготовка зелёных шишек. Когда собирать зелёные сосновые шишки (+отзывы)

Замечено, что в сосновых лесах и дышится легче. Это летучие фитонциды, которые выделяют сосны, так влияют на организм человека. Недаром все санатории, специализирующиеся на лечении больных туберкулёзом и другими лёгочными заболеваниями, строят в сосновых борах.

Лечебными свойствами обладают все части растения: хвоя, древесина, почки, масло сосны, а также шишки.

Полезные свойства зелёных шишек

  • Отвар из шишек сосны улучшает кровь при хронических бронхитах, водянке, заболеваниях кожи.
  • Молодые зелёные шишки настаивают на воде или водке и пьют при болях в сердце.
  • Настой зелёных шишек на водке помогает при повышенном кровяном давлении, а также является кровоостанавливающим средством при внутренних кровотечениях.
  • Зелёные шишки являются обезболивающим средством при гастритах и язве.
  • Зелёные шишки содержат витамины В, С, А, РР, К, Е, а также эфирные масла, флавоноиды, магний, железо, селен и танин.
  • Молодые шишки сосны являются профилактическим средством при простудных заболеваниях. Они оказывают помощь при лечении инсульта.
  • Они повышают иммунитет.

Когда заготавливают сосновые зелёные шишки

За зелёными шишками отправляются в сосновый лес, в котором растут взрослые сосны. Ведь плодоносить сосна начинает после тридцати лет.

Несмотря на большое количество фитонцидов, которые губительно действуют на болезнетворных микробов, деревья хорошо впитывают вредные вещества из внешней среды, поэтому сбор шишек проводят вдали от автомобильных трасс и вредных промышленных объектов.

Время появления зелёных шишек зависит от климатических условий местности, в которой растут сосны. В более тёплых районах это май месяц, а в Сибири шишки могут появиться на один – полтора месяца позже.

Сначала на ветвях появляются жёлто-серые мужские колоски и женские маленькие красноватые шишечки. Несмотря на то что семена в шишках созревают спустя 18 месяцев, сами шишечки растут очень быстро. И чтобы заготовить молоденькие зелёные шишечки, нужно внимательно следить за их ростом и изменением цвета.

Ведь красноватые мелкие шишечки вскоре начинают расти, при этом меняя свой цвет на нежно-зелёный.

Зелёные шишки покрыты липкой смолой, они мягкие, поэтому легко режутся ножом. Их размер при заготовке большой роли не играет. Они могут быть и совсем маленькими – всего один сантиметр в длину, и уже выросшими до 4 см. Главное, чтобы они были мягкими и зелёными.

По поводу мытья шишек мнения расходятся. Многие заготовители перед дальнейшим использованием шишки моют. Но, как показывает практика, и советуют знающие люди, зелёные шишки лучше не мыть. Ведь они настолько малы, что ещё не успели запылиться! А при мытье шишечки лишаются многих полезных веществ, в частности – смолистых, ради которых их и собирают.

Рецепты на основе зелёных сосновых шишек

  • Настой из зелёных шишек с кагором. Литровую банку доверху наполняют зелёными шишками. Добавляют пять столовых ложек сахара, закрывают крышками и оставляют на 1—2 дня. Когда сахар растает, в банку наливают доверху кагор, содержимое хорошо встряхивают и убирают в тёмное место. Через месяц снадобье готово. Настой из шишек помогает при кашле и других болезнях верхних дыхательных путей. Взрослые настой принимают по 1 столовой ложке перед едой. А детям можно лишь одну чайную ложку настоя. Но совсем маленьким деткам снадобье давать нельзя.
  • Спиртовая настойка из зелёных шишек. Литровую банку наполняют зелёными шишками и добавляют стакан мёда. Когда мёд немного настоится, шишки заливают водкой. Настаивают в тёмном месте. Взрослые принимают настойку так же, как и в первом случае. Детям такой настой давать нельзя.
  • Настой из зелёных шишек на водке. Зелёные шишки измельчают, складывают в банку и заливают водкой в пропорции 1:10. Неделю настаивают в тёплом месте. Пьют по одной столовой ложке три раза в день до еды.
  • Отвар из зелёных шишек. Зелёными шишками наполняют кастрюлю на одну треть объёма, заливают водой и кипятят пять минут. Настойку принимают по одной трети стакана три раза в день после еды.
  • Варенье из зелёных шишек (один из рецептов). Килограмм зелёных шишек перебирают, моют, засыпают в кастрюлю и заливают водой, покрыв шишки на 1 см. Насыпают один килограмм сахара на литр воды и варят на медленном огне полтора часа, постоянно снимая пену. Едят варенье по одной чайной ложечке в течение дня.


Фото:pixabay.com

onwomen.ru

Советы рукодельницам