Что такое слог, какие есть их виды, как делить слова на слоги :: SYL.ru
Казалось бы, для любого человека, научившегося читать, нет ничего проще, чем разделить слова на слоги. На практике же оказывается, что это не такая уж и легкая задача, более того, чтобы правильно выполнить это задание, нужно знать некоторые нюансы. Если вдуматься, далеко не каждый сможет даже дать четкий ответ на простой вопрос: «Что такое слог?»
Так что же это такое – слог?
Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, в нем обязательно должна присутствовать одна гласная, которая уже сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог – это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.
В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове – столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные – неслоговыми (не могут образовать слог).
Теории слога
Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.
- Теория выдоха. Одна из самых древних. Согласно ей, количество слогов в слове равно количеству выдохов, делающихся при его произношении.
- Акустическая теория. Она подразумевает, что слог – это сочетание звуков с большой и меньшей громкостью. Гласный — более громкий, поэтому он способен как самостоятельно формировать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
- Артикуляторная теория. В этой теории слог преподносится как результат мышечного напряжения, которое возрастает к гласному и спадает по направлению к согласному.
- Динамическая теория. Объясняет слог как комплексное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.
Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».
Виды слогов
Слово может состоять из разного количества слогов — от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» – один слог, «сно-ви-де-ни-е» – пять. По этой категории они делятся на односложные и многосложные.
Если в составе слова — более одного слога, то на один из них падает ударение, и он называется ударным (при произношении выделяется длиной и силой звучания), а все прочие – безударными.
В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».
Прежде всего, стоит уточнить, что не всегда разделение слов на фонетические слоги совпадает с разделением для переноса. Так, согласно правилам переноса, одну букву нельзя отделять, даже если она гласная и является слогом. Однако если слово разделить на слоги, согласно правилам деления, то гласная, не окруженная согласными, будет составлять один полноценный слог. Для примера: в слове «ю-ла» фонетически два слога, но при переносе это слово разделяться не будет.
Как и уточнялось выше, в слове ровно столько слогов, сколько и гласных. Один гласный звук может выступать в качестве слога, но если в нем более одного звука, то начинаться такой слог будет обязательно с согласного. Выше приведенный пример – слово «ю-ла» — делится именно таким образом, а не «юл-а». Данный пример демонстрирует, как второй гласный «а» притягивает «л» к себе.
Если в средине слова попадаются несколько согласных подряд, они относятся к следующему слогу. Данное правило распространяется и на случаи с одинаковыми согласными, и на случаи с разными неслоговыми звуками. Слово «о-тча-я-нный» иллюстрирует оба варианта. Буква «а» во втором слоге притянула к себе сочетание из разных согласных букв – «тч», а «ы» – двойное «нн». Из этого правила есть одно исключение — для непарных неслоговых звуков. Если первым в буквосочетании стоит звонкий согласный (й, ль, л, мь, м, нь, н, рь, р), то он отделяется вместе с предыдущим гласным. В слове «склян-ка» буква «н» относится к первому слогу, так как является непарным звонким согласным. А в предыдущем примере — «о-тча-я-нный» — «н» отошла к началу следующего слога, согласно общему правилу, так как была парным сонорным.
Иногда буквосочетания согласных на письме означают несколько букв, но звучат как один звук. В таких случаях деление слова по слогам и деление для переноса будут отличаться. Поскольку сочетание означает один звук, то и разъединять эти буквы не следует при разделе на слоги. Однако при переносе такие буквосочетания разделяются. К примеру, в слове «и-зжо-га» три слога, однако при переносе это слово будет делиться как «изжо-га». Кроме буквосочетания «зж», произносимого как один длинный звук [ж:], это правило распространяется и на сочетания «тся»/«ться», в которых «тс»/ «тьс» звучат как [ц]. Например, правильно делить «у-чи-ться» не разрывая «тс», но при переносе будет «учить-ся».
Как уже было отмечено в предыдущем разделе, слог бывает открытым и закрытым. В русском языке закрытых слогов значительно меньше. Как правило, они находятся лишь в конце слова: «ха-кер». В редких случаях закрытые слоги могут оказаться в средине слова, при условии, что слог заканчивается на непарный сонорный: «сум-ка», но «бу-дка».
Как правильно разделять слова для переноса
Разобравшись с вопросом, что такое слог, какие бывают их виды, и как делить на них, стоит обратить снимание на правила переноса слов. Ведь при внешней похожести эти два процесса далеко не всегда приводят к одинаковому результату.
При разделении слова для переноса используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов.
Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная. Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три.
Если две и более согласных находятся рядом, их можно делить по своему усмотрению: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».
При парных согласных, находящихся между гласными, их разделяют, кроме случаев, когда эти буквы являются частью корня на стыке с суффиксом или префиксом: «клас-сы», но «класс-ный». Тот же принцип касается согласной в конце корня слова перед суффиксом – от корня отрывать буквы при переносе, конечно, можно, но нежелательно: «киев-ский». Аналогично — в отношении приставки: последнюю согласную, входящую в ее состав, отрывать нельзя: «под-ползти». Если же корень начинается с гласной, можно либо все так же отделить саму приставку, либо вместе с ней перенести два слога корня: «без-аварийный», «безава-рийный».
Аббревиатуры переносить нельзя, а вот сложносокращенные слова можно, но только по составным.
Азбука по слогам
Слог имеет огромное практическое значение при обучении детей чтению. С самого начала ученики изучают буквы и слоги, которые из них можно комбинировать. А впоследствии из слогов дети учатся постепенно строить слова. Сначала детей обучают читать слова из простых открытых слогов — «ма», «мо», «му» и подобных, а вскоре задачу усложняют. Большинство букварей и методических пособий, посвященных данному вопросу, построены именно по этой методике.
Более того, специально для развития умения читать по слогам некоторые детские книжки выпускают с текстами, разделенными на слоги. Это облегчает процесс чтения и способствует доведению умения распознавать слоги до автоматизма.Само по себе понятие «слог» является еще не до конца изученным предметом лингвистики. При этом его практическое значение сложно переоценить. Ведь эта маленькая частичка слова помогает не только обучиться чтению и правилам письма, но и помогает понять многие грамматические правила. Не стоит также забывать, что, благодаря слогу, существует поэзия. Ведь основные системы создания рифм основываются как раз на свойствах этой крошечной фонетико-фонологической единицы. И хотя существует масса теорий и исследований, посвященных ему, вопрос о том, что такое слог, остается открытым.
www.syl.ru
Сколько слогов в слове опасное и ель
Как определить, сколько в слове слогов, учат еще в первом классе. Однако если малыш умеет делить слово на слоги уже в дошкольном возрасте, это большое преимущество. Впоследствии ему легче будет быстро научиться читать и правильно писать. Как же узнать, сколько в слове слогов?
Правила деления на слоги
Самое основное правило деления слова на слоги звучит следующим образом:
сколько в слове гласных букв, столько и слогов.
Приведем пример:
- Стол – 1 гласная, 1 слог
- Кошка – 2 гласных, 2 слога и т.д.
Однако чтобы правильно разделить слово на слоги, необходимо знать еще несколько правил.
Слоги бывают открытые и закрытые. Открытые заканчиваются на гласную букву, а закрытые – на согласную. При делении слова на слоги для чтения формируем открытые слоги.
Например:
Ко-шка, та-бу-рет, пи-ра-ми-да, за-е-зжать.
Как вы могли заметить, правила деления на слоги для чтения существенно отличаются от правил для переноса. В последнем случае рекомендуется не переносить одну гласную на другую строку и не отрывать буквы от приставки, корня или суффикса. В детских книгах, предназначенных специально для обучения чтению, слова делятся на открытые слоги. Одна гласная может составлять один слог. Благодаря этому правилу детям легче произносить слова по слогам, ориентируясь на гласные буквы. Впоследствии они сами начинают без труда определять, сколько в слове слогов, и как произвести деление.
Сколько слогов в словах «опасное» и «ель»?
Возьмем в качестве примера деления на слоги слова «опасное» и «ель».
В целом, слова «опасное» и «ель» достаточно легкие, и определить, сколько в них слогов, тоже не составит труда.
Опасное (4 гласные буквы, значит, и 4 слога): о-па-сно-е (букву «с» относим к третьему слогу, чтобы по правилам деления слов на слоги для чтения получить отрытые слоги).
Однако с точки зрения фонетики последний слог не будет считаться открытым, поскольку буква «е» обозначает два звука: «й» и «э». Но поскольку на письме разделить букву «е» на звуки мы не можем, то этот слог считается открытым.
Похожая ситуация и со словом «ель». Согласно фонетической транскрипции в нем три звука и три буквы: [йэл (мягкий)]. Но поскольку гласный звук всего один, то получается, что в слове «ель» один слог.
Еще примеры
Приведем еще некоторые примеры, позволяющие определить, сколько в слове слогов. Возьмем более сложные слова, где определить, сколько слогов, будет труднее.
- Подъезжать: по-дъе-зжать
- Завьюжить: за-вью-жить
В таких, казалось бы, сложных словах мы все равно ориентируемся на общее правило и разделяем слово на открытые слоги.
Исключение из этого правила существует только одно:
Если в середине слова стоит мягкий согласный, то он присоединяется к предыдущему слогу, например:
- Майка: май-ка,
- Санька: Сань-ка и т. д.
В остальных случаях правило деления слов на слоги в русском языке остается неизменным.
Как научить ребенка делить слова на слоги?
Чтобы малыш правильно разделял слова, необходимо, чтобы он безошибочно выделял гласные среди согласных. Когда ребенок научится правильно разделять буквы алфавита на гласные и согласные, можно приниматься за слоги. Попросите сначала малыша разделить слово так, чтобы каждый слог заканчивался на гласную. Когда ребенок научится неплохо читать, можно тренироваться на отдельных фрагментах текста. Постепенно деление на слоги перестанет быть проблемой.
Тренируйтесь вместе с ребенком: так он будет чувствовать вашу заинтересованность в его новых умениях и знаниях, поощряйте к учебе. Пусть она приносит малышу только удовлетворение.
steshka.ru
Русский язык. Сколько слогов в слове ЯЗЫК
Учу: сколько в слове гласных, столько и слогов в слове. (йа-зык), гласные в транскрипции — а, ы- значит два слога.
Сколько слогов в слове «что»?
Один, сколько в слове гласных, столько и слогов.
В слове «что» 1 слог. Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные — слогообразующие, остальные — неслоговые. При определении понятия слога с точки зрения науки о языке различаются два подхода. Со стороны образования, или, иначе, в <a rel=»nofollow» href=»http://ru.wikipedia.org/wiki/Физиология» title=»Физиология» target=»_blank» >физиологическом</a> отношении, слог интерпретируется как звук или сочетание звуков, при произнесении которых <a rel=»nofollow» href=»http://ru.wikipedia.org/wiki/Речевой_аппарат» title=»Речевой аппарат» target=»_blank» >речевой аппарат</a> человека порождает один неразрывный толчок выдыхаемого воздуха. В свою очередь, в акустическом отношении, или со стороны звучности, под слогом может пониматься такой отрезок речи, в рамках которого один звук выделяется в сравнении с другими, находящимися от него в непосредственной близости, наибольшей степенью звучности.
Разумеется один, потому что там одна гласная «О»
touch.otvet.mail.ru