Терапевтические сказки. Сказкотерапия для детей — Сказки. Рассказы. Стихи

Содержание

Терапевтические сказки.Сказкотерапия для детей

 
У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным.
Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей. Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо.
Терапевтические сказки для младших школьников помогут бороться с различными трудностями, связанными с учебой и общением с одноклассниками (сверстниками). Примерный возраст ребенка: 5-11 лет.
Так откуда же появляются детские страхи? Может, вылезают темной ночью из ящика с игрушками или из стенного шкафа? Дети часто фантазируют и придумывают их подобным образом. В темной детской комнате страх может притаиться везде. И под одеялом, и под кроваткой, и за батареей. Существует много способов борьбы со страхами, но сегодня мы рассмотрим те сказки, которые каждый родитель может прочитать или рассказать своему малышу дома.
 
Как Кенгуреныш стал самостоятельным
Сказка о подсолнечном семечке
Белочка-Припевочка
Случай в лесу
Сказка о Вороненке
Сказка про ежика Витю
Маленький гном
Сказка о песике по имени Тобик
Роза и ромашка
Цветок по имени Незабудка
Маленький медвежонок
Сказка про Енота
Помидор Сашка
Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму
Сказка о глупенькой маме
Гномик
Сказка про семью карандашиков
Маленький Котенок
Сказка о маленьком Тигренке
«Серое ухо»
Смелый Гномик
Медвежонок и Баба Яга
Мышонок и темнота
Белочка Нуся
Слоненок, который боялся темноты
Приключения медвежонка
Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание
Фея Равнодушие и Страна Надежды
Кенгуренок Вася
Цветик-семицветик
Медвежонок и Старый Гриб
Котенок Маша
Шустрик и Обжорик
Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться
Кораблик
Сказка о Котенке, или Чего мне волноваться?
Сказка о двух братьях и сильной воле
Сказка о непоседливой Обезьянке
Петя-Петушок
Один обычный год, или Чрезвычайное проишествие
Мальчик и Светлячок
Девочка Надя и Баба Яга
Сказка о Ежонке
Мальчик Сережа
Тип и Топ
Сказка про маленькое Облачко
Маленькое Привидение
Часы
Хвостатик
Гусеница-крапивница
Нужная вещь
Скрипочка
Костерчик
Ловкая Лапка
На маленькой полянке
Щечка
Светлячок
Тёма и сон
Смелый мальчик и Тётушка Ночь
Сказка про кроватку
Как Илюша животик кормил
Почему нужно кушать
Про Катюшину Капризку
Как Андрюша гостей встречал
Как Оля полюбила садик
Сказка про смелого Алёшу
Бум-бум-бум
Сказка про Мишку и порядок
Поцелуй Хотелки
Как Ваня научился одеваться
Сказка про командировку
 

Читать еще больше терапевтических сказок
Читать короткие сказки на ночь детям
 
Психологи выделяют страхи по возрастам:
 
2-3 года дети испытывают ночные страхи, боятся животных;
в 4 года пугаются сказочных персонажей и насекомых;
в 5-6 лет катастроф, школы, пожаров, несчастий;
в 7-8 лет — умереть и смерти близких.
 
Еще в древности считалось, что сказка лечит душу человека. А еще сказка учит жизни, и в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Множество авторов-психологов придумали свои терапевтические сказки и рассказы на все случаи жизни, а родителям остается лишь выбирать те, которые окажут помощь ребенку.
 
Терапевтическая сказка – это сказочная история, построенная определенным образом с учетом конкретных страхов и особенностей ребенка. В таких историях очень важен главный герой, который встречается со своими страхами лицом к лицу. Ведь чем больше знаешь о том, что пугает, тем меньше боишься. По ходу действия главный герой может преодолевать разные препятствия или встречаться с монстрами и чудовищами. Дети с большим энтузиазмом воспринимают истории, где есть персонажи с теми же самыми проблемами, что и у них. Контекст этой истории может быть совсем непохожим на реальную жизнь, поскольку в сказке вполне уместны чудеса и необыкновенные события. Самое главное, чтобы в конце истории главный герой преодолел все препятствия и победил страхи.
 
Часто в терапевтических сказках присутствуют добрые помощники, спешащие на помощь герою. Главного героя могут защищать члены его семьи или животные, волшебные предметы или сказочные персонажи. Они могут наделять его силой и специальными умениями. В терапевтических сказках часто звучат темы дружбы и любви, и одним из основных посланий ребенку является то, что окружающий мир проявляет доброту к человеку.
 
Из терапевтических сказок ребенок узнает, что главному герою помогает и его собственная внутренняя сила. Это могут быть сказки о проснувшейся самостоятельности, вовремя подоспевшей смелости или об обретенной храбрости. Для страхов непереносимо, если герой способен побороться с ними один на один, за счет собственных ресурсов, качеств, умений. Поскольку ребенок отождествляет себя с главным героем, знание его сильных сторон подает пример, придает решимости и поднимает дух ребенку.
 
Читать еще больше терапевтических сказок
Читать короткие сказки на ночь детям  

skazkibasni.com

Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки — Сказки. Рассказы. Стихи

Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки

 
Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.
 
Кто не хочет чистить зубки
Котенок Максик
Зачем нам мыло
Унесенные водой
Сон Колобка
Рыбка Буль-буль
Колобок и Колобик
Зайчик в детском саду
О вирусах и прививках
В темной норе
Почему Сережа не боится засыпать сам?
Сказка о солнышке
История о самолетике Тоше
Мокрая фея
Обещание
Страшный Страх
Карандаши
Сказка про то, как одежда обиделась
Сказка про электрический ток
Мишкина помощь
Сказка про горшочек
Сказка про пожар
Георгин и бабочка
Широкое небо
Сказка про медвежонка
Сказка про больные зубки
Сказка про соску
Сказка про Зайца-забияку
Сказка про лисенка
Сказка про животных во дворе
Сказка про высокий дуб
Сказка про запрещенные вещи
Сказка про хвастливого муравья
Сказка для папы и сына
Сказка про храбрую старшую сестру
Первый полёт Кирюши
Королевство Лентяев
Сказка о полезных овощах
Сказка о грустной тарелочке
Волшебные капли
Честный петушок из Барселуша
Зайчонок, который убегал от мамы
Тимошка и Темнота
Сказка про медвежонка-невежу
Сказка про грустный горшочек
Сказка про Непослушку
Слонёнок и шарики
Сказка про Колю и его друзей
Сказка про доброго Петю
Федя и компьютер
Как Костя стал умываться
Сладкоежки и сладкоежки
Сказка про Лягушонка Васю
Как Юля научилась говорить правду
Как Егорка ходил гулять
Сказка о вредной еде
Маленькая история о грозе
Как щенок нашел друга
О Темноте-Темноте
 

Читать еще больше терапевтических сказок
Читать короткие сказки на ночь детям
 
Сказкотерапия существует с давних времен. Возможно, тогда ее не рассматривали, как способ лечебного воздействия, но мифы, легенды, притчи и сказания всегда несли в себе некий смысл, послание, решение какой-то проблемы, понимание, что есть добро и зло. Сказкотерапия подходит для детей довольно раннего возраста, когда малыши начинают понимать речь. С возрастом сюжет усложняется. Когда ребенку трудно разобраться с тем, что с ним происходит, как поступить в сложной ситуации, можно придумать для него сказку – это и безопасно, потому что это не про него самого, а про зайку и мишку, и интересно.
 
Психотерапевтические сказки всегда глубоки, проникновенны, часто посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и жизненному пути. Сказки помогают в работе с детскими страхами, агрессией, гиперактивностью. Вовремя рассказанная сказка для ребенка означает столько же, сколько психологическая консультация для взрослых. Терапевтические сказки помогают там, где другие психологические техники могут оказаться бессильны. Сказкотерапия по сравнению с другими подходами практически не имеет ограничений. Нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча и т. д. Также этот метод может применяться для работы с детьми с особенностями развития».
 
Читать еще больше терапевтических сказок
Читать короткие сказки на ночь детям  

skazkibasni.com

Сказкотерапия для школьников. Сказка «Чужак»

Чужак

Сказка о взаимоотношениях, о толерантности , способности человека понять, принять, простить, об умении увидеть и исправить свои ошибки.

Рекомендуемый возраст: младший и средний школьный возраст.

Сказка способствует:

— осознанию того, что каждый человек индивидуален ;

— умению принимать людей не похожих на других;

— осмыслению и исправлению своих ошибок.

В одной из квартир многоэтажного дома, на широком подоконнике, многие годы жили рядом комнатные растения: Пахучая Герань, Блестящий Фикус ,Нежный Бальзамин и Китайская Роза. Цветы не то что бы дружили, но и не ругались, так — соседи.

И всё было бы спокойно, и никто бы о них не узнал, если бы однажды, на их солнечном подоконнике не появился новый жилец. Выглядел он очень странно.

Сначала цветы молчали и присматривались, а затем завели разговор. «Ты кто?» — спросила Китайская Роза. «Я- Кактус,» – ответил смущённо новый сосед. «Фи, какой он толстый», -сказал Стройный Фикус и поморщился. «Ой,- удивлённо тряхнув красивой шапочкой цветов, воскликнула Пахучая Герань ,- у него противные колючки!» Нежный Бальзамин презрительно дёрнул своими листочками : «У него даже нет листьев! Какое уродство!»

А Китайская Роза, недружелюбно взглянув на него, заявила: «Он закрывает меня, и хозяйка не видит моих нежных бутонов. Убирайся, это наш подоконник, а ты чужак».

Можно прервать сказку и предложить детям ответить на вопрос. Как отреагировал на это кактус? Попадал ли кто из них похожую ситуацию?

Кактус обиделся, но промолчал, а про себя подумал: «Да, я чужой среди этих растений, но разве я сделал им что-то плохое. Я никого не обидел. Жаль, что я не умею ходить, иначе бы я ушёл от них подальше».

Но это были не все сюрпризы. В этот же день в квартире появилась…кошка. Она хищно посмотрела на солнечный подоконник и даже несколько раз попыталась на него запрыгнуть, но хозяйка её прогнала. А цветы шептались между собой: « Пусть кошка запрыгнет и уронит Кактус, и тогда хозяйка выбросит его на помойку!»

И вот наступила ночь. Цветы пожелали друг другу спокойной ночи и задремали. И вдруг, посреди ночи, раздалось громкое: « Мяу», и на подоконник запрыгнула кошка! Она подошла к Фикусу и начала покусывать его листья, махнула хвостом и сломала целую ветку у Нежного Бальзамина. А затем, лапкой, начала играть с цветами Пахучей Герани. Цветы заплакали, стали звать на помощь, но хозяйка крепко спала в соседней комнате.

И вдруг, раздался твёрдый голос: «Брысь, безобразница! Оставь в покое моих соседей!». Кошка замерла от неожиданности, оглянулась , увидела Кактус и зашипела: «Сейчас я тебе покажу, заступничек!» — и лапой стукнула Кактус, но тут же замяукала от боли, несколько колючек вонзились ей в лапу. Она разозлилась ещё сильней и хотела смахнуть его хвостом, но Кактус крепко вцепился в кошачий хвост своими колючками. И тогда кошка жалобно замяукала: «Отпусти меня, пожалуйста, мне больно!». «А ты не будешь обижать моих соседей?» — спросил строго Кактус. «Что ты, конечно нет! Только отпусти меня!» — промяукала кошка. « А ты не обманешь?» — уточнил Кактус. «Клянусь своей миской для еды!» — мяукнула кошка. Кактус отпустил пушистый кошачий хвост, и кошка, жалобно мяукая и прихрамывая, убралась восвояси.

На окне воцарилась тишина! А потом, вдруг, раздался тихий голос Блестящего Фикуса: «Спасибо, тебе Кактус! Ты нас спас!». «Спасибо, спасибо, ты смелый, ты герой!» — наперебой восклицали цветы. А гордячка Китайская Роза пристыженно молчала, ведь кактус закрыл её и она вообще не пострадала. И всё — таки, она тихо произнесла: «Прости нас за злые слова, ты не чужак, ты наш сосед и защитник! Добро пожаловать в нашу компанию!». «Добро пожаловать!» — вторили цветы, перебивая друг друга. И вот что удивительно, с тех пор цветы стали настоящими друзьями! А на Кактусе появились прекрасные цветы, и цветы-соседи ими любовались, но не завидовали. А кошка, хотя и посматривала на солнечный подоконник, но повторить ночное вторжение не решалась.

Возможные вопросы для анализа сказки:

  1. Как можно озаглавить сказку.

  2. Опишите характер каждого героя. Какие качества вы увидели в них?

  3. Какие чувства у цветов вызвало появление кактуса?

  4. Почему цветы не приняли кактус?

  5. Какие чувства испытал кактус после его обсуждения цветами?

  6. Как он отреагировал на слова, сказанные в его адрес? Почему?

  7. А правильно ли поступили цветы по отношению к новому соседу в начале сказки?

  8. Оказывались ли вы в похожей ситуации в роли цветов? В роли кактуса? Какие чувства испытывали?

  9. Кому вы симпатизируете в данной истории? Почему?

  10. Почему цветы изменили отношение к кактусу?

  11. Что случилось с кактусом после того, как цветы приняли его в свою компанию?

  12. Что можете сказать о качествах, которые проявили цветы в конце сказки?

  13. Какие качества позволили кактусу завоевать уважение цветов?

infourok.ru

Тренинговое занятие для младших школьников «Сказкотерапия»

Сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного леса»

Концептуальное введение:

В начале «Сказка о Деревьях-Характерах» использовалась только в работе с младшими школьниками – она, собственно, и написана была для них. Но оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и даже взрослым людям, Возможно, это связано с тем, что она носит медитативный характер. Построенное на основе этой сказки упражнение, которое описано ниже, можно использовать как в рамках сказкотерапевтического и метафорического тренинга, так и в других видах тренингов, в процессе которых естественными являются методики арт-терапии и образной терапии. От ведущего требуется владение умениями проведения техник визуализации и соблюдение при этом правил психологической безопасности. Первый этап упражнения проводится на фоне релаксационной музыки.

Цели: развитие навыков рефлексии и метафорического мышления.

Задачи:

  1. помощь участникам тренинга в осознании черт собственного характера.

  2. тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.

  3. развитие креативности; тренировка умения эффективно взаимодействовать с окружающими.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Цели: Погружение участников в атмосферу сказки.

Материалы: спокойная, инструментальная музыка.

Упражнение «Сказочные характеры» (упражнение разработано составителями тренинга)

Цели: погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы: тихая, мелодичная музыка.

Время: 10-15 минут.

Процедура: Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Как всем нам известно, в каждой сказки есть «негативные» персонажи, такие как Баба Яга, Змей Горыныч и т.д, и «позитивные», такие как Золушка, Иван-Царевич и т.д. Ваша задача по кругу вспомнить сначала, всех «негативных» персонажей, кратко объясняя почему вы отнесли данного персонажа в эту категорию, а затем «позитивных».

Вопросы для обсуждения:

  1. Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?

  2. Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, называли другие участники?

  3. Встречались ли такие персонажи, которых Вы бы отнесли в другую категорию, нежели тот участник, который первым их озвучил?

  4. Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи, если да, то можете их озвучить.

II. Этап – Основная деятельность

Цели: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы: музыкальный проигрыватель; музыкальные записи; наборы для рисования; листы бумаги формата А4.

Упражнение «Деревья-Характеры»

Цели: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы: музыкальный проигрыватель; музыкальные записи; наборы для рисования; листы бумаги формата А4.

Время: 40 мин.

Данное упражнение состоит из 2 частей:

Часть 1. «Рисование сказки»

Процедура: «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку…»

Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. приложение 1). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней.

Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг. Время на рисование – не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:

«Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите… Придумайте имя этому существу или этим существам». Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.

Часть 2. «Найди похожие черты»

Процедура: «Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку».

Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники – те, кто захочет, – комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие общие черты встречались в рисунках участников группы?

  2. Все ли рисунки были ожидаемы от их авторов?

  3. Какие ощущения вызвала проделанная работа?

III. Этап – Завершение

Цели: получение обратное связи; самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.

Материалы: спокойная, инструментальная музыка.

Упражнение «Сказка по кругу»

Цели: самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.

Материалы: спокойная, инструментальная музыка.

Время: 20-30 мин.

Процедура: Ведущий предлагает участникам сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Сам процесс сочинения также может быть построен разными способами: можно придумать сюжет исходя из особенностей возникших героев, а можно начать сочинять сказку по кругу, поочередно вводи персонажей. Если группа достаточно многочисленна (более восьми человек), то имеет смысл разбить ее на подгруппы по четыре-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее.

Вопросы для обсуждения:

  • Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа?

  • Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?

  • В чем состояла их роль и значение в этих сказках?

  • Как вы можете охарактеризовать эти существа?

  • Какими качествами они обладают?

  • Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете сказки?

  • Как вы справились с этими трудностями?

  • Какие чувства испытываете сейчас?

Приложение 1

Сказка о Деревьях-Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто…

Литература:

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.

  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

  3. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.

infourok.ru

Сказкотерапия для детей дошкольников, школьников и взрослых

Сказкотерапия для детей и взрослых, для дошкольников и школьников (младших и старших), давно стала популярным методом психотерапии и психоанализа. Используя сказкотерапию практические психологи помогают и взрослым и, особенно, детям избавиться от различных негативных эмоциональных проявлений: страхи, тревожность, фобии, агрессивность и др.

Волшебные сказки любят без исключения все дети и многие взрослые, т.к. они тоже родом из детства. И маленький Ребенок по-прежнему живет в каждом взрослом человеке (см. трансакционный анализ), зачастую продолжая руководить нашими чувствами, мыслями и поведением в зрелости.

Детские сказки оказывают большое влияние на жизненный сценарий (путь) человека, на его нынешнюю судьбу. Поэтому, сказкотерапия для взрослых, используется наряду со сказкотерапией школьников и дошкольников, помогая избавиться не только от невротических симптомов, но и улучшить, а то и полностью изменить в лучшую сторону, всю жизнь человека, его будущее…его судьбу, сделать из хронического неудачника достойного победителя.

Сказкотерапия для детей дошкольников и школьников

Детские психологические проблемы, такие как страхи, нервные тики, агрессивность, энурез, девиантное поведение и др., могут быть решены с помощью сказкотерапии для детей.

Для дошкольников и школьников разного возраста используются различные сказки, истории, притчи, басни и др.

В сказкотерапии применяются детские сказки в зависимости от конкретной психологической проблемы ребенка:

  1. Сказки для детей испытывающих страхи темноты, страхи перед природными стихиями (ветер, гроза, вода…) и животными, страх перед врачом и медпроцедурами, и др.
  2. Сказки для гиперактивных или гипоактивных, тревожных детей, дошкольников и школьников
  3. Сказки для дошкольников перед поступлением в школу, окочанием детсада, при новой социализации, изменении состава и членов семьи, и т.д.
  4. Сказки для школьников с неадекватным поведением, нарушениями в учебной деятельности и группового общения и взаимодействия со сверстниками, др.
  5. Сказки для маленьких детей столкнувшихся с семейными проблемами: ссоры родителей, конфликтная атмосфера, семейное насилие, скандалы, развод и новая семья, и др.
  6. Сказки детям, потерявшим родителей, близких людей и любимых животных…
  7. Множество других тематических сказок по другим психоэмоциональным проблемам ребенка.

Сказкотерапия для взрослых

Как уже было замечено выше, в каждом взрослом человеке продолжает жить ребенок, маленький мальчик или девочка, поэтому сказкотерапия для взрослых может также успешно применяться, как и для детей при различных психологических, личностных и эмоциональных проблемах (все они, отголоски из детства).

А то, что многие взрослые люди любят сказки, можно определить по большому количеству сериалов на нашем телевидении, особенно мелодраматичных, житейских и любовных историй, так любимых многими женщинами. Ведь в «сказочных» сериалах, при долгих, во много серий, мытарствах главной героини, она, все же, из «лягушки» становиться «принцессой», а «добро» побеждает «зло».

Типичная проекция собственной неудовлетворенности реальной жизнью на героев сериалов, где все же, однозначно, будет счастливый конец. Своеобразная защита психики.

Здесь, в «сказочных сериалах», некое проявление сказкотерапии с целью некоторой эмоциональной разрядки, психологическое сглаживание острых углов повседневной, часто не очень счастливой, реальности. Хотя, однако, эта увлеченность проблему не решает, нужен профессиональный, психотерапевтический подход, включающий в себя, наряду с «лечением сказкой», другие психотерапевтические методы: сценарный анализ, когнитивная психотерапия, психоаналитика, гештальт-психотерапия и, иногда, терапия гипнозом и психологический тренинг.

Суть сказкотерапии для детей и взрослых

Сказкотерапия для детей и взрослых, заключается в использовании метафор и других образов имеющих место в любой сказке, басне и другом художественном произведении. Они, образы, и влияют, сознательно и подсознательно, на неосознанные психические процессы: мысли, чувства и эмоции, поведение человека, ребенка или взрослого.

Если точно подобрать сказочный образ, согласующийся с основной проблемой ребенка, то методы сказкотерапии будут весьма эффективными и полезными.

Т.к. образы сказок, обращаясь и к сознанию и к подсознанию, вызывают и у ребенка и у взрослого эмоциональный отклик, приводя к психотерапевтическому эффекту и изменению на глубинном уровне психики.

В сказкотерапии для дошкольников, школьников и для взрослых людей, используются психокоррекционные и психотерапевтические сказки на основе народного, авторского художественного творчества.

При сказкотерапии маленьких детей, лучше подходят сказки про животных, про отношения их с людьми…

При сказкотерапии школьников-подростков, больше используют сказки бытовой направленности и притчи, а также, басни и истории.

Страшные сказки (страшилки), часто используются самими детьми, школьного возраста, для самотерапии.
К примеру, наверно многие люди, отдыхавшие в пионерских лагерях советского периода, могут припомнить, как перед засыпанием рассказывали друг другу страшные истории с пугающим и смешным концом, тем самым, как бы ломая внутри себя некоторые страхи.

Также, в сказкотерапии вместе с рассказыванием волшебных историй, используется и рисование сказок, песочная терапия, художественная лепка и работа с куклами…

Для школьников, в сказкотерапии, используют дидактические сказки, которые помогают лучше усваивать учебный материал и выполнять домашнее задание

Как проводиться сказкотерапия детей дошкольников и младших школьников

Чтобы сказкотерапия была эффективной и реально оказала помощь ребенку дошкольнику или младшему школьнику, да, впрочем и взрослому, нужно придерживаться некоторых правил:

  1. Сказка должна отражать проблему человека, взрослого или ребенка
  2. В сказочной истории должен предлагаться замещающий опыт, используя который, дошкольник, школьник или взрослый сможет сделать новый выбор решая свою проблему
  3. Сюжет сказки нужно разворачивать в определенной последовательности
  4. а именно:

  • ЖИЛИ-БЫЛИ…
  • Начало сказки, знакомство с героями…

    Детям трех-четырех лет, лучше делать главными героями животных, маленьких человечков, игрушки…

    С пяти лет, можно использовать фей, колдунов и волшебников, принцев и принцесс…

    В подростковом возрасте, используют сказки-притчи, бытовые сказки…

  • И ВДРУГ ОДНАЖДЫ…
  • Сказочный герой сталкивается с проблемой, схожей с проблемой ребенка или взрослого…

  • ИЗ-ЗА ЭТОГО…
  • Здесь, показывается в чем состоит решение проблемы, и как это делает сказочный герой…

  • КУЛЬМИНАЦИЯ…
  • Персонаж, герой сказки справляется с проблемой…

  • РАЗВЯЗКА…
  • Позитивный конец сказки, хеппи энд!

  • МОРАЛЬ…
  • Сказочные герои извлекают уроки из своего поведения и мышления. Их жизнь меняется в лучшую сторону.

Самостоятельное проведение сказкотерапии
При отсутствии патологии, длительных невротических реакций (симптомов) у ребенка, родители могут использовать сказкотерапию, в легких случаях, для детей дошкольников и младших школьников самостоятельно. Однако, лучше предварительно проконсультироваться у личного психолога (кстати, здесь недорого)

Для самостоятельной сказкотерапии, используя вышеизложенные правила, можно вместе с ребенком придумать сказку, соответствующую его психологической проблеме.

  1. Сперва необходимо придумать сказочного героя, близкого по полу, возрасту, характеру и т.п.
  2. Далее, описать героя, его жизнь в сказке таким образом, чтобы ребенок заметил сходство с собой (но, не явно)
  3. Затем, Ваш герой попадает в схожую ситуацию, включая все эмоциональные переживания ребенка
  4. Герой сказки ищет выход из негативной ситуации. Ситуация может усугубляться, подводя к логическому концу. Вместе с ребенком нужно помочь герою решить проблему, объясняя ему смысл происходящего в сказке, находя позитивное решение
  5. Потом, герой сказки осознает свое неправильное поведение, мысли и чувства, и становиться на позитивный путь изменений

Сочиненную сказку можно просто прочитать ребенку, без обсуждений, давая возможность самому подумать.

Так же, можно нарисовать эту сказку, проиграть ее с помощью куклы, песочницы и фигурок.

Правила проведения сказкотерапии для детей дошкольного и младшего школьного возраста

При проведении сказкотерапии для детей дошкольного и младшего школьного возраста, следует выполнять следующие правила:

  1. Читая или рассказывая сказку проявляйте подлинные чувства и эмоции
  2. Ребенок должен видеть всего рассказчика: лицо, глаза, мимику, позу и жесты
  3. Не делать длительных пауз

Особые замечания: при сказкотерапии детей, следует иметь ввиду, что если ребенок прерывает сказку и предлагает неожиданный конец, торопиться отвечать, понижает голос с признаками волнения на лице (краснеет, выступает пот, появляются тики и др.), отказывается отвечать на вопросы, желает опередить события или хочет начать сказку сначала — это, или что-то подобное и другое необычное поведение, следует рассматривать как признаки возможной патологии и невротического состояния.

При этом, нужно получить консультацию психотерапевта

Всего доброго!

психолог-психоаналитик Матвеев Олег Вячеславович

Предварительная, перед основной помощью, бесплатная консультация психоаналитика онлайн

Статьи по психоанализу и психотерапии

Сказка Золушка

Красная Шапочка


Тренинги для детей и взрослых

Рисуночные тесты для детей (исследование личности ребенка)

Психодиагностика детей и взрослых

Решение многих психологических проблем, Вы можете найти в содержании психотерапевтического сайта

xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai

Сказкатерапия с детьми младшего школьного возраста

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа № 19»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/________________________/

ФИО

Протокол № ___

от «__»___________2016 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «ОШ № 19»

_____________/___________________________/

ФИО

«__»____________2016 г.

«Утверждено»

Руководитель МБОУ «ОШ № 19»

_____________/________________________/

ФИО

Приказ № ___

от «____»____________2016 г.

Сказкотерапия

в начальной школе

Сказка ложь — да в ней намек !

О.С. Тихонова

педагог-психолог

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………………..…………………………………………………………………………………..…….…………………….….4

Содержание программы……………………………………………..……………………………………………………………………………..………………………………8

Учебный план ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……18

Учебно–тематический план (первый и второй класс) ………………………………………………………………………………………………………………………………..11

Учебно–тематический план (третьими четвертый класс )……………………………………………………………………………………..……………………….…15

Список литературы …………………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………..20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проведенные исследования в младшей возврате в школьных учреждениях, свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 40% детей отмечается высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень агрессивности. В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, развитии духовно-нравственных качеств детей. С этой целью была разработана и внедрена в образовательный процесс программа по формированию психологического здоровья дошкольников «Сказкотерапия». В программе использован потенциал психотерапевтических, психокоррекционных и художественных сказок.

Для непосредственного сказкотерапевтического воздействия используется три вида сказок:

— Художественные (народные и литературные), т.е. традиционные;

— Психокоррекционные;

— Психотерапевтические;

ЦЕЛЬ: Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья младших школьников

ЗАДАЧИ:

1.Обучать положительному самоотношению и принятию других людей; развивать интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;

2.Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

3.Развивать у детей умение чувствовать и понимать другого;

4.Обучать рефлексивным умениям.

Программа «Сказкатерапия» предусматривает фронтальное (подгрупповое) занятие – 1 раз в неделю в первом и втором классе в первом полугодии. третий и четвертый класс во втором полугодии 1 раз в неделю.

Перед началом занятий изучаются особенности каждого ребенка, используя не только психологическое тестирование и анкетирование, но и результаты наблюдения.

На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:

  1. Методика исследования внутрисемейных отношений – тест «Рисунок семьи».

  2. Методика диагностики форм общения (М.И. Лисина).

  3. Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).

  4. Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).

Сказкотерапия широко использует ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения дошкольников. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества; расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение; развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказкотерапию следует рассматривать и как метод, который позволяет детям развивать творческие способности и совершенствовать их взаимодействия с окружающим миром. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.

Структура занятий

Структура занятий по формированию психологического здоровья младших школьников состоит из следующих этапов:

  1. Приветствие

  2. Мысленная картинка

  3. Игровые приемы

  4. Чтение сказки

  5. Беседа, обсуждение сказки

  6. Прощание.

Занятие делится на несколько этапов: 1) создание «мысленной картинки» – дети мысленно рисуют картинку на определенную тему, а затем рассказывают о том, что у них получилось; 2) в ходе обсуждения рассказов психолог подводит детей к определенному выводу; 3) затем проводится игра на эту же тему; 4) далее идет работа со сказкой (сказки подбираются по тематике). После прочтения сказки, психолог вместе с детьми, обсуждает сказку.

В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими. О чем сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно, а в какие – грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?

В программу включены упражнения, приемы которые позволяют оказывать на разных детей различное воздействие и усиливают эффект прочитанной сказки.

— Ролевые игры

Построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным. В нашей программе мы используем психогимнастику (ролевые действия и ролевые образы).

В младшем возрасте дети начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить как кошечки, зайцы, волки и т.д.). Важным для младших школьников является включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок, злой котенок, радостный котенок и т.п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи и т.п.).

Для старших школьников чаще используются ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и т.п.), социальных семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается. Интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации. То есть разыгрывание этюдов или сказок только пальцами.

— В психогимнастических играх у детей формируются:

  • Принятие своего имени;

  • Принятие своих качеств характера;

  • Принятие своего прошлого, настоящего, будущего;

  • Принятие своих прав и обязанностей.

— Коммуникативные игры, используемые в программе, делятся на три группы: 1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.

— Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Для школьников особенно большое значение имеют игры, способствующие произвольности.

— Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».

Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (например: «Что произойдет, если….», либо коллективное сочинение сказок.

Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее», по своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.

Также часто используются «мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что детям дается определенная тема для картинки (например, тема дружба или что-то страшное).

— Релаксационные методы построены как антипод стресса. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона и дыхательные техники.

Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа по формированию психологического здоровья школьников «Сказкотерапия» включает в себя 4 раздела (по возрастам):

Раздел 1. Этот странный взрослый мир (формирование потребности в общении, введение в мир чувств и осознания чувств).

Раздел 2. Тайна моего «Я» (формирование образа собственного «Я»).

Раздел 3. Умение владеть собой (формировать умение согласовывать свои желания со своими возможностями).

Раздел 4. Я учусь дружить. Дорога к школе (формирование потребности в общении со сверстниками, формирование мотивации учения).

Этот странный взрослый мир

первый и второй класс

В младшем возрасте дети эгоцентричны: они еще не понимают, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от их представлений. Как правило, в этом возрасте дети не умеют взглянуть на объект с позиции другого человека. На занятиях с детьми проигрываются игры и рассказываются короткие истории и сказки о животных, о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности.

Именно с этого раздела мы начинаем постепенно вводить детей в мир сказки, понимать и осознавать смысл рассказанной истории, переносить поведение животных на себя.

В игре дети часто подражают взрослым, повторяют их слова и выражения, движения и действия. Эта способность к подражанию помогает им развивать символическое мышление, а также способствует закреплению образов поведения, свойственных взрослым.

Тайна моего «Я»

первый и второй класс

В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; как приобретать и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как прощать.

В играх, которые мы играем с детьми, они учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка.

Умение владеть собой

третий и четвертый класс

Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, развивать внимание к окружающим людям. В процессе формирования личности ребенка складывается определенная система отношений: к себе, к другим, к жизни.

К себе – с чувством собственного достоинства, но без зазнайства, без переоценки своих возможностей, без эгоизма. К другим – с чувством собственного достоинства, но уважая при этом чувство достоинства других, на равноправной основе. К жизни – с чувством собственного достоинства, со знанием своих прав, обязанностей, оптимистично.

Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети на занятиях, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понимать, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

Я учусь дружить.

третий и четвертый класс

К старшему школьному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Сказки и специально подобранные игровые ситуации помогают детям принять роль ученика, формировать положительное отношение к школе.

Реализовывая программу, рекомендуется активно привлекать ближайшее социальное окружение. Окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.

Показатели эффективности:

В результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.

На данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.

Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даются простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Программа «Сказкотерапия» разработана с учетом возрастных особенностей. Занятия проводятся психологом, но могут проводиться и воспитателем в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей: для детей первый класс- 40 минут, второй класс-40 минут, третий класс-40 минут, четвертый класс- 40 минут.

Большое значение имеет размещение детей в комнате. Младших школьников лучше всего рассаживать «парашютиком», то есть полукругом-куполом, ведущий при этом находится на некотором расстоянии от купола.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первый и второй класс

Задачи:

  1. Формировать умения принимать самого себя и других людей;

  2. Формировать умения осознавать свои чувства;

  3. Обучать детей положительному самоотношению и принятию других людей;

  4. Формировать потребность в саморазвитии;

  5. Обучать рефлексивным умениям.

Сентябрь

Диагностика младших школьников психологическими методиками.

ОКТЯБРЬ

Дидактический материал:

Мягкие игрушки (кошка, лисичка, зайчик), музыкальное сопровождение

Приветствие

Игра «Ласковое имя»

Упражнение «Если он медведь, назови его ласково»

Игра «Я мама зайчиха»

Прощание «Тихий час для мышат»

2

Приветствие

Упражнение «Здравствуй, я котик»

Игра «Котик ласкает»

Игра «Раз, два, три, зайцы — замри»

Прощание «Тихий час для мышат»

3

Приветствие

Упражнение «Здравствуй, я лисичка»

Игра «Зайчики и лиса»

Игра «Я бросаю тебе мяч: кто как веселится»

Прощание «Тихий час для мышат»

4

Приветствие

Упражнение «Здравствуй, я зайчик»

Игра «Зайчики и лиса»

Упражнение «Зайчик позвонил по телефону»

«Зайчик пошел в лес» (инсценировка истории)

Прощание «Тихий час для мышат»

Приветствие

Упражнение «Здравствуй, я девочка (мальчик)»

Игра «Ветер дует на…»

Игра «Страшный – веселый стульчик»

Рассказ «Чего боялся зайчик»

Беседа, обсуждение рассказа

Игра «АУ»

Прощание «Тихий час для мышат»

6

Приветствие

Упражнение «Ласковое имя»

Игра «Ракета»

Игра «Семья собачек»

Прощание «Тихий час для мышат»

7

Приветствие

Игра «Угадай чувство»

Игра «Стрелочка»

Игра «То, что я люблю делать»

Прощание «Тихий час для мышат»

8

Приветствие

Игра «Карандашик — кисточка»

Игра «Стрелочка»

Рассказ «Вот так» — театр

Прощание «Тихий час для мышат»

Ноябрь

9

Приветствие

Игра «Дружба начинается с…»

Упражнение «Сочиним историю»

Игра «Поехали, поехали»

Прощание «Тихий час для мышат»

Приветствие

Игра «Пальцы — дождик»

Игра «Зеркало»

Игра «Я бросаю тебе мяч: кто как грустит»

Игра «У кого больше любимок»

Прощание «Тихий час для мышат»

10

Приветствие

Игра «Пальцы — зайцы»

Игра «Мы солдаты»

Рассказ «Кто как обижается»

Беседа, обсуждение рассказа

Игра «Черепаха»

Прощание «Тихий час для мышат»

11

Приветствие

Игра «Добрые — злые»

Игра «Зеркало»

Игра «Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые»

Упражнение «Кто больше знает мирилок»

Прощание «Тихий час для мышат»

Декабрь

13

Приветствие

Сказка «Кот Васька»

Беседа, обсуждение сказки

Пантомимический этюд «Удивление»

Игра «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай»

Пальчиковая игра «Поссорились, помирились»

Упражнение «Моем стекла»

Сказка «Добрая темнота»

Беседа и обсуждение сказки

Игра «Ну – ка игрушки, поменяйтесь местами»

Игра «Танец мира»

Прощание «Тихий час для мышат»

Дата

14

Приветствие

Сказка «Цыпленок — хвастунишка»

Беседа и обсуждение сказки

Этюд «Поучение»

Упражнение «Угадай по музыке»

Игра «Ветер, ветерок, ураган»

Прощание «Тихий час для мышат»


Приветствие

Упражнение «Собачка хочет ласки»

Упражнение «Танцы для пальцев»

Театр по стихотворению С.Я. Маршака

Игра «Простучи обиду на барабане»

Прощание «Тихий час для мышат»

16

Приветствие

Игра «Нет! Да!»

Сказка «Жадный великан»

Беседа и обсуждение сказки

Упражнение «Движения героев сказки»

Прощание «Тихий час для мышат»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

третий и четвертый класс

Задачи:

  1. Обучать детей положительному самоотношению и принятию других людей;

  2. Формировать потребность в саморазвитии;

  3. Продолжать формировать умения принимать самого себя и других людей;

  4. Формировать умения осознавать свои чувства;

  5. Обучать рефлексивным умениям;

  6. Наполнить жизнь детей разнообразными впечатлениями, творчеством, игрой;

  7. Обогатить словарь детей образными выражениями, метафорами и пословицами;

  8. Учить уважительно, с любовью относиться к людям, сопереживать, воспитывать внимание и терпимость друг к другу;

  9. Учить ребенка управлять своими желаниями;

  10. Воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие.

Январь

Диагностика младших школьников психологическими методиками.

Дидактический материал

Мяч, музыкальное сопровождение, текст сказки, повязка на глаза.

Февраль

Приветствие

Упражнение «Самое интересное летом»

Упражнение «С кем я дружил летом»

Игра «Я люблю…»

Чтение сказки «Маленький медвежонок»

Беседа, обсуждение сказки

Прощание

2

Приветствие

Упражнение «Какие мальчики, какие девочки»

Игра «Что любят мальчики, что любят девочки»

Сказка «Как Андрюша гостей встречал»

Беседа и обсуждение сказки

Прощание

3

Приветствие

Мысленная картинка на тему «Обида»

Игра «Обида, стоп!»

Чтение сказки «Как зайчик обиделся на свою маму»

Беседа, обсуждение сказки

Прощание

4

Приветствие

Мысленная картинка на тему «Мальчик (девочка) обиделся»

Игра «Два барана»

Чтение сказки «Сказка о лисенке, который обиделся»

Игра «Листочек падает»

Беседа, обсуждение сказки

Прощание

Март

Приветствие

Игра «Большой круг – маленький круг»

Сказка «Просто старушка» (Осеева В.А.)

Беседа и обсуждение сказки

Словесная игра «Добрые слова»

«Похвали соседа справа»

Прощание

6

Приветствие

Прохлопай свое имя (прохлопать имя по слогам – всей группой)

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Беседа, обсуждение сказки

Словесная игра «Кто где живет»

Научи улыбаться

Прощание

7

Приветствие

Мысленная картинка на тему «Страх»

Игра «Руки-звери»

Чтение сказки «Упрямый козленок» С.В. Михалков.

Беседа, обсуждение сказки

Игра «Превратись в игрушку»

Прощание

8

Приветствие

Мысленная картинка «Что-то очень злое»

Конкурс «боюсек»

Игра «Я не упаду»

Сказка «Серое ухо» (приложение 2)

Беседа, обсуждение сказки

Игра «Превратись в игрушку»

Прощание

Апрель

Приветствие

Мысленная картинка на тему «Лень и труд»

Игра «Вулкан»

Чтение украинской народной сказки «Колосок»

Беседа, обсуждение сказки

Игра «Помоги друг другу, или самая дружная пара»

Прощание

10

Приветствие

Игра «Кого укусил комарик»

Чтение сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевский

Беседа, обсуждение сказки

Игра «Окажи внимание другому»

Прощание

11

Приветствие

Игра «Погодный массаж»

Игра «Ехал Грека…»

Чтение русской народной сказки «Гуси лебеди»

Беседа, обсуждение сказки

Прощание

12

Приветствие

Мысленная картинка «Доброта»

Игра «Прогони Бабу Ягу»

Чтение сказки «Сказка о храбрых зайчатах, которые думали, что они трусливые» (приложение 2)

Беседа, обсуждение сказки

Игра «Закончи предложения»

Прощание

Май

Приветствие

«Погодный массаж»

Песенка про сказку (приложение 2)

Игра «Колобок»

Беседа «Какие вы знаете сказки»

Игра «Хоровод сказочных героев»

Прощание

14

Приветствие

Игра «Кидаемся словами»

Игра «Покажи руками»

Чтение стихотворения А.Барто «Две сестры глядят на братца» (приложение 2)

Упражнение «Зеркало»

Игра «Воздушный шарик»

Прощание

15

Приветствие

Мысленная картинка на тему «Хорошо»

Чтение стихотворения Ю. Тувима «Про пана Трулялинского» (приложение 2)

Беседа «Радость – это…»

Игра «Море волнуется»

Игра – ассоциация «На что похожа ваша радость»

Прощание.

16

Приветствие

Мысленная картинка «Счастье – это…»

Чтение сказки «Хочу быть счастливым» (приложение 2)

Беседа и обсуждение сказки

Игра «Крылья»

Релаксация «Счастливый сон»

Прощание

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. М.: Изд-во «Ось- 89», 2007. 144 с.

  2. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол / Л.Г. Гребенщикова. СПб.: Речь, 2007. 80 с.

  3. Ефимкина Р.П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография / Р.П. Ефимкина, СПб.: Речь, 2006. 263 с.

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008. 240 с.

  5. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М.Б. Киселева. СПб.: Речь, 2006. 160 с.

  6. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208с.

  7. Микляева Н.В., Толстикова С.Н, Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128с.

  8. . Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия/ Н. Пезешкиан. М: Институт позитивной психотерапии, 2006. 160 с.

  9. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка /СПб.: Речь, 2007. 296 с

  10. Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович. СПб.: Речь, 2008. 176 с.

  11. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 118 с.

  12. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку/ Е.В. Чех. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. 144 с.

  13. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 175с.

  14. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 384с.

infourok.ru

Сказкотерапия для младших школьников

Название симпатичного термина «сказкотерапия» говорит само за себя: это значит лечение сказкой. Психологи и психотерапевты считают терапевтические сказки для детей важным компонентом в лечебном процессе многих детских психологических проблем, таких как проявления страхов, тревожности, агрессивности. К ним также можно отнести энурез, нервный тик.

 

 

 

Как лечит сказка?

 

В любом художественном произведении, а в сказке особенно, используются красочные метафоры, яркие запоминающиеся образы героев – будь то животные, люди или волшебные существа, которые так или иначе могут воздействовать на эмоции, мысли и в целом на поведение ребенка.

Сказкотерапия для младших школьников может заключаться как в собственно чтении той или иной сказки «в тему», так и в сочинении своего варианта – старой сказки на новый лад – или же в воссоздании как бы «живьем» картинки, связанной с психологической проблемой ребенка, с помощью сказочных героев, т.е. в своеобразном проигрывании возникшей ситуации. Неплохой ход – рисование на сюжет сказки, лепка.

Занятия такого рода помогают ребенку не только «познакомиться» со своим страхом, но и, поняв, побыстрее справиться с ним.

 

 

Скажем, у ребенка отмечены какие-то страхи. Если вы знаете их причину, то с помощью сказки можно «нащупать» фобию, подвести к попытке самостоятельно «препарировать» ее, чтобы малыш увидел, что с ней можно справиться.

В сказке, которая будет выбрана для этой цели, у ее героя должна быть подобная проблема, поэтому сказки для сказкотерапии подбираются очень тщательно. «Лечебная» сказка должна быть веселой, неожиданной, где-то даже парадоксальной. Фантазия любящих родителей может любого сказочного злодея повернуть такой стороной, чтобы он был не страшным, а смешным. Вспоминается замечательный фильм «Айболит-66», где «ужасный, злой и страшный» Бармалей выглядит больше комически. Так примерно хорошо бы строить и домашнюю сказку.

 

 

 

Примерный алгоритм детской сказкотерапии

 

Правила, по которым должна проводиться сказкотерапия для младших школьников, совершенно не сложны.

 

  1. Как уже было упомянуто, в сказке должно отражаться то, что беспокоит ребенка.
  2. Выбранная сказка должна предлагать примеры, так сказать, замещающего опыта, т.е. юный слушатель будет сравнивать свои предполагаемые действия с действиями сказочных героев. Это поможет ему в каком-то новом выборе при решении личной проблемы. Сказкотерапия для детей видит главное в этом моменте – правильно «вычислить» образ из сказки, который более всего, так сказать, согласуется с ребячьей проблемой.
  3. Действие сказки должно разворачиваться последовательно:

 

  • от традиционного «жили-были…» В младшем школьном возрасте «жить-быть» в сказке уже могут принцы и принцессы, волшебницы-феи и злые или, наоборот, добрые колдуны.
  • Дальше следует завязка – что-то случается, что очень напоминает ситуацию – страхи или тревоги – ребенка.
  • Сказкотерапия для детей призвана показать, к чему может привести поведение персонажа, как данную проблему можно решить, и перед каким выбором стоит герой сказки.
  • Кульминационным моментом будет являться успешное решение проблемы.
  • Развязкой станет счастливое завершение сказки.
  • Важно также, чтобы ребенок с помощью наводящих вопросов смог вывести мораль из сказочного повествования; подумал, какие ошибки были совершены персонажем; что из-за них могло случиться, и что было правильным подходом; как, на его взгляд, сложится жизнь сказочных героев в дальнейшем.

 

 

 

Поработаем с психологом

 

Группы для «сказочной терапии» с учетом характерных проблем младших школьников можно организовать в начальной школе. Сказкотерапия в работе психолога может иметь несколько направлений:

 

  • занятие можно построить на базе одной сказки, разделив ее на части с последующим анализом действий;
  • можно отправиться вместе с детьми в путешествие по знакомым сказкам, на встречи с любимыми персонажами;
  • такие же занятия могут строиться и по индивидуальной программе.

 

 

Если психолог работает с группой, то чтобы сказкотерапия для младших школьников была более эффективной, группа не должна быть больше 10–12 человек, а занятие длиться дольше учебного часа.

Психологи считают, что такие занятия помогают ребенку не только разобраться в самом себе, но и помогают ему понять особенности других людей, в данном случае своих сверстников, учат общаться и взаимодействовать с ними.

Терапевтические сказки утверждают извечную истину: добро побеждает зло. И не только в сказке, но и в жизни могут происходить волшебные явления. Если в «Аленьком цветочке» или созвучной ему «Красавице и чудовище» это самое чудовище можно пожалеть и полюбить, а затем и обрести в нем друга, то в жизни таких примеров хоть отбавляй, и для ребенка очень важно понять это.

 


 

Сказкотерапия психосоматических заболеваний у детей

 

 

www.rastut-goda.ru

Советы рукодельницам