«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Содержание

Современный вариант — это  история о взаимопомощи, а древний — о том, что всякое дело надо доводить до конца.

Сказка «Колобок».

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней .на крыльцо, с «крыльца-на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Хвастается  румяный колобок своей ловкостью.  Вот и готово, вроде бы, осуждение легкомысленной неосторожности и хвастовства. А в древней  сказке содержится информация о… луне. Да, да! О луне. Оказывается, колобок символизировал Луну.  В старинном варианте этой сказки каждый встреченный колобком зверь откусывал от колобка по кусочку. Так круглая «луна» становилась все меньше, превращаясь в месяц. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка-луны осталась одна горбушка. «Гам!» — и она исчезла…

А в сказке «Петушок — Золотой гребешок» говорится не только об излишней доверчивости петушка, но и зашифрована притча о том, как день приходит на смену ночи. Петушок в этой истории играет ещё одну роль — роль солнца. Образ лисы — это символическое обозначение ночи. Лиса-ночь выманивает петушка-солнце из домика , а потом хватает и несёт очень уж далеко: » за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря». А выручает петушка — кот. Кот в этой сказке означает утро.

Герои ещё одной любимой малышами сказки — «Заюшкина избушка», изначально были призваны рассказать детям о смене времен года. Коварная лиса — это зима, а добрый заюшка — лето. Когда лиса выманила заюшку из его жилища, то выручил его снова петушок — солнышко, хотя сначала зайчик обращается за помощью к другим животным, которые с лёгкостью могли бы победить лису.

Курочка ряба. Вовсе не простое её толкование.

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!

Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым, но в Древней Руси даже дети понимали ее символический смысл. Золотое яйцо — это символ смерти, который получают старики. Рябая курочка в древней мифологии — посредник между миром живых и миром мёртвых. Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, а простое яичко, обещанное старикам Рябой, — это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.

Баба Яга.  Страшная. Живёт в тёмном лесу, летает в ступе, и всё время норовит кого-нибудь изжарить и съесть! Почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? А потому, что существовал такой обычай — обращаться за любыми знаниями к предкам. А дальние предки, конечно, находятся в потустороннем мире, куда живым вход заказан. А Баба-Яга служила посредником, проводником в потусторонний мир.  И жилище её — избушка на курьих ножках — прообраз домиков, которые строили люди прошлого.  И чтобы фундамент дома не гнил, его окуривали смолой.

«Баба» — это мать, главная женщина в древних культурах. «Яга» — огонь. Был глагол «ягать». » Ягать» — означало «кричать во всю силу . Ягали охотники, роженицы. Выходит, что Баба-Яга была главная матерь, мудрая женщина, которая знала все. И не такая уж она была страшная, как кажется. Ведь нет ни одной сказки, где бы Баба-Яга жарила людей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд — припекание больного ребенка. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него младенца, клала на лопату и засовывала в печь. Потом вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок, от такого прогревания, часто выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-Яга вовсе не злодейка, а народный целитель.

alindomik.livejournal.com

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» — эти слова мы знаем с детства. Сказка – неизменный спутник детства. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром.

 

Развивать фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. С этой целью мы с детьми решили сочинять сказки. Придумывая собственные экологические сказки, дети упражняли свою способность к экологическому мышлению, уясняли для себя природные взаимосвязи   связи человека с окружающей средой. Эти сказки знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми проблемами влияния человека на природу и многими другими.

 

Создание сказок – увлекательное занятие. Это мы увидели, проделав лишь небольшую часть работы. А проходило всё очень непосредственно.

Часто по вечерам, усевшись на ковёр, и предложив для сочинения сказок несколько персонажей на выбор, придумывали сюжет, раскрывали линию произведения. Участие принимала вся группа: кто-то помогал в выборе героев, кто-то – в сочинении сюжета. И вот так шаг за шагом появлялись сказки. Сказки небольшие, но каждая со своим смыслом, каждая описывает какой-то случай из жизни животных, помогает видеть взаимосвязь живого и неживого.

 

В конце каждого занятия мы с детьми прочитывали сказку, придумывали названия, прослушав несколько вариантов и выбирали название. Какова же была радость, гордость у детей, что они сами смогли сочинить сказку. А ведь до этого они лишь слушали известные всем произведения, а тут сочинили сами. И все, вся группа принимала в этом участие. Представьте, что вскоре они увидят и услышат сочинённые ими сказки от родителей, от других взрослых. Это не ли радость, счастье для детей-писателей.

 

В это увлекательное занятие вовлекли и родителей. Мы попросили детей сочинить небольшие сказки на новогоднюю тематику. Все хорошо постарались. Получились интересные сюжеты. Думаем, что и для родителей был интересный опыт сочинения.

 

Путешествие друзей

Жили – были петушок, кошка и собака. Они были хорошими друзьями. Каждое утро девочка Даша кормила их. Петушку давала зёрна, кошке – молоко, собаке – косточку. Друзья всегда её благодарили, но каждый по – своему: петушок – «ку-ка-ре-ку», кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав». Покормив всех, Даша уходила домой. Однажды друзья решили погреться на солнышке. Вдруг петушок сказал: «А давайте пойдём в гости». Кошка и собака согласились. Сначала они пошли к свинье и поросятам, они купались в луже. Затем увидели лошадь с жеребёнком, они жевали траву. По пути встретили корову с телёнком, которые пили воду из реки. К концу дня друзья устали и побрели все к своему жилищу.

Яша Кудрявцев, 6 лет, Ваня Зенцов, 7 лет

 

Петушок

Жил – был на свете Петушок – золотой гребешок. Каждое утро он пел песни и будил всех в округе. Однажды утром к нему пришли кошка Мурлыка и собака Щенок. Они хотели поиграть с Петушком. Но он, высоко задрав голову, прокукарекал: «Я не хочу с вами ни играть, ни дружить. Ведь вы поёте не как я, красиво и звонко». Щенок и Мурлыка обиделись и ответили, что не важно кто как поёт, а важно какие мы хорошие. И ушли.

 

Однажды утром, когда Петушок проснулся, шёл сильный дождь, но «певец» всё равно решил исполнить свою песенку. И вот беда: у него заболело горлышко. После этого Петушок не мог каждое утро будить всех в округе.

 

А Щенок и Мурлыка напевали свои песенки, Петушку было обидно и ему казалось, что они смеются над ним. Но это было не так. Собака и Кошка решили помочь Петушку. Они намазали ему горлышко маслом и он поправился.

 

Понял тогда Петушок свою ошибку и ему стало стыдно.

Полина Захарова, 6 лет, Соня Рыбакова, 6 лет

 

Самый быстрый в лесу

В одном сказочном лесу жил медвежонок. Звали его Топтыжка. Каждое утро он ходил к зайцу, учиться бегать. После нескольких занятий, заяц предложил Топтыжке побежать наперегонки.

 

Вот началось соревнование. Зайчик, конечно, быстро побежал, а Топтыжка догонял его. По дороге он встретил волка, который поинтересовался, куда это ты, Топтыжка, торопишься. Медвежонок всё и рассказал, что они с зайцем бегут наперегонки. Волк спросил: «А где же заяц?» «Так он уже убежал, я его догоняю»,- ответил Топтыжка. Волк, услышав это, решил догнать зайца и съесть его. «Ну, беги, беги, а я пошёл дальше»,- сказал волк и побежал. А медвежонок ни о чём не догадывался. Топтыжка бежал, но никак не мог догнать зайца. Вдруг прилетел воробей и рассказал ему, что волк догоняет зайца и хочет его съесть. Медвежонок со всей силы побежал и догнал зайца и всё рассказал ему. Так он помог своему другу. Заяц поблагодарил Топтыжку и сказал, что он теперь самый быстрый в лесу.

Василина Волкова, 6 лет, Азалия Мингазова, 7 лет

 

Письмо

Жил – был почтальон Печкин. С ним жил кот Матроскин. Недалеко от их дома был лес, в котором жил Зайчишка – трусишка. Однажды он попросил Печкина отнести письмо в другой лес для своего брата Зайчика – Побегайчика. Почтальон согласился. Пошёл Печкин в лес и долго искал Зайца. Вдруг увидел на снегу чьи-то следы и он пошёл по следу. Так он нашёл Зайчика-Побегайчика и отдал ему письмо, рассказал все новости о его брате.Обратно Печкин шёл с другим письмом для Зайчика – Побегайчика.

Саша Казанцев – Емелин, 7 лет, Данил Глушков, 6 лет

 

 

Вини-Пух, Шарфик, Ёжик

В Африке жил Жираф, которого звали Шарфик. Однажды к нему в гости пришёл Вини-Пух. Решили они поиграть: Вини-Пух залез на шею Жирафа и спустился с него как с горки. Было весело. Но что-то хотелось есть. Тогда Шарфик достал бананы. В это время пришёл ёжик и они все вместе пошли загорать на пляж и купаться в море. Усталые, но весёлые и довольные они пришли домой и сразу же уснули. А во сне они снова купались, загорали, ели бананы…

Андрей Харченко, 6 лет

 

Как они спасли зайца

Жил-был в лесу заяц. Однажды к нему в гости пришла девочка Настя и пригласила его поиграть. Кошка Мурка потеряла Настю и пришла за ней следом. Так их стало трое, и они стали играть. Услышав шум, прибежала на поляну лиса, посмотреть, кто там так громко кричит. Увидев зайца, она схватила его и побежала в свою нору. Настя с Муркой побежали за лисой. Но лиса так торопилась, что упала в норку крота, который спас зайца. А лиса убежала. Тут добежали Настя и Мурка и вытащили зайца.

Настя Якимова, 7 лет, Яна Беленкова, 6 лет

 

Новый друг

В одном лесу жил-был волк. Он был злым, всех кусал и пугал. Все от него убегали и никто не хотел с ним дружить. В этом же лесу жили два друга лиса и заяц. Они были хорошими и все хотели с ними дружить.

 

Однажды с волком случилась беда. В лес пришли охотники и хотели убить злого волка. Лиса и заяц узнали об этом и решили помочь ему, рассказав всё. Вместе решили, что нужно обмануть охотников.

 

Когда в лес пришли охотники, волк вышел к ним навстречу, а потом и лиса, и заяц выбежали из-за деревьев. Пока охотники смотрели на них, звери уже спрятались в лесу. С тех пор волк стал добрее, и все дружили с ним в лесу.

Вика Орехова, 6 лет, Аня Братчикова, 6 лет

 

Как Дружок заблудился в лесу

Это пёс. Зовут его Дружок. Однажды решил он побегать и заблудился. Дружок плакал и скулил, ему было очень страшно в лесу.

Вдруг прибежала лиса и сказала: «Давай я тебя отведу домой?». Дружок согласился и пошёл за ней по дремучему лесу.

 

Пролетела какая-то птица, пёс испугался, но лиса успокоила его: «Это сова. Она ночью не спит, а только днём. Ты её не бойся, она охраняет.

Кто-то завыл в лесу. Дружку стало страшно. «Это волк, он съест нас»,- сказал пёс, но лиса ответила, что они пойдут по другой дороге. Так они дошли до деревни. Собаки, учуяв лису, громко залаяли, теперь испугалась лиса. Но Дружок сказал:

«Не бойся. Пойдём ко мне в будку, поспишь, а утром уйдёшь в лес. Ведь должен же я тебя поблагодарить».

 

Наступило утро. Лиса попрощалась с Дружком и убежала в лес.

Даша Новосёлова, 7 лет

                            

Лесное происшествие

В одной деревне, рядом с лесом, жила девочка Катя. Много было у неё друзей и в деревне, и в лесу. Однажды утром она отправилась в гости в лес к зайке. Решили они погулять по лесу. Вдруг на земле увидели два бугорка: большой и маленький. Они стояли и думали, что же это может быть? И тут случилось неожиданное. Бугорки зашевелились и из маленького вылез крот Федя, а из большого медведь Топтыжка. Посмотрели все друг на друга и засмеялись. Ведь Катя и зайка Даша совсем забыли, что их друзья: медведь Топтыжка живёт в берлоге (большой бугорок), а крот Федя под землёй (маленький бугорок). И ты это запомни, дорогой друг.

Катя Рокина, 7 лет, Галя Царегородцева, 7 лет

 

Как Лиса повадилась в курятник

В одной деревне, в одном доме жили два друга: кошка Мурка и собачка Дружок. Каждое утро после завтрака, они гуляли по двору. И вот однажды, проходя мимо курятника, они услышали голос петуха Пети. Он предупреждал всех жителей курятника о том, что в деревню поводилась ходить лиса Юля и поэтому все должны быть очень осторожными. Услышав это, друзья решили, что весь день они проведут у курятника и проучат лису.

 

Прошёл день, наступила ночь. И вот пришла лиса Юля. Она шла тихо, но всё-таки друзья услышали её шаги. Когда лиса приблизилась к курятнику, они залаяли и замяукали. Так они разбудили весь двор. Услышав шум, лиса испугалась и убежала в лес. А друзья довольные своим поступком пошли в дом спать.

Аня Жукова, 6 лет

 

Сказки, сочинённые с родителями.

 

Снежная печка

Сделала я однажды снежную печку. Вставила трубу и заслонку. Дощечек, веток подбросила в неё…Раз, два, три – снежная печка гори! Ветер разметнул над трубою дымок и замерцал в очаге огонёк. Смогут теперь обогреться у печки снежные маленькие человечки.

 

А утром я своей печки не нашла. Ночью буран её снегом замёл. Хворост погас, а печёные ледышки съели, наверное, снежные мыши.

Ксюша Лобанова, 7 лет.

 

Зимний рассказ

Снегурочка послала зайчика отнести письмо Деду Морозу. По дороге ему встретилась лиса и волк. Они спросили зайчика, что ты несёшь. Он ответил, что несёт письмо деду Морозу. Когда он прочитает его, он даст подарки. Позавидовали волк и лиса да отобрали письмо у зайчика и побежали к Деду Морозу, чтобы самим получить подарки. Дед Мороз прочитал письмо и понял, что его хотят обмануть, так как письмо должен был принести зайчик. Дед Мороз разозлился на волка и лису. Отругал их, что им стало очень стыдно и они убежали. Потом пришёл зайчик весь в слезах. Дед Мороз его успокоил и отдал ему подарки, зайчик был очень рад.

Настя Алметева, 6 лет.

 

Чудо

Однажды в студёную, зимнюю пору

Я из дому вышла, был сильный мороз!

Смотрю весь народ, направлялся на площадь.

И мы побежали на площадь бегом.

А там, я глазам своим не поверила,

На площади ёлка стоит: «Красота!»

Там зайчики, лисы, волчата, тигрята.

Они с Дед Морозом ведут хоровод.

Меня поздравляют, подарки мне дарят.

О чудо!Ведь это пришёл Новый год!

Софья Рыбакова, 6 лет

 

dohcolonoc.ru

«Сказка ложь, да в ней Намёк, кто познает


СКАЗЫ

Для того, чтобы информация доходила до народа, Славяно-Арийские Жрецы все древние, или как сейчас говорят сакрально — Ведические знания, отдавали в народ в виде сказок, где информация была перестроена для образного восприятия. Сказки передавались слово в слово для того, чтобы информация передавалась без искажения.
То, что славяне узнавали с детского возраста из сказок — это вся была древняя правдивая информация, с помощью которой ребенок обучался познавать окружающий мир. Сказы, были, былины, небылицы, поговорки, пословицы и т.п. — всё это древняя Мудрость всех Славяно-Арийских народов.

Слово Быль произошло от древнесловенского глагола — «быти», то есть то, что было и происходило в Мире Яви. Небылица (небыль) — то, что не было в Яви, но происходило в Мирах: Нави, Слави или Прави, то есть в другой форме бытия.

Все сказы не воспринимались как быль только материалистами, т.е. людьми, находящимися на троичной ступени развития (единождыживущие) — это люди, потерявшие связь со своим Родом, и переставшие воспринимать Мудрость Предков.

В конце каждой сказки была поговорка: «Сказка ложь, да в ней Намёк, кто познает — тем Урок». Позднее христиане эту поговорку исказили: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок». Почему же только добрым молодцам, разве красным девицам не нужно познавать свой Рок, свою судьбу? Это было сделано в связи с тем, что по христианскому учению женщина — это отрицательный элемент, в отличие от славянской традиции, где женщина олицетворяла Богиню — хранительницу домашнего очага. Кроме того, были искажены такие понятия как Ложь и Правда. В славянской традиции, слово Правда означало: то, что принадлежит Миру Прави (Мир Богов). Слово неправда — это то, что не принадлежит Миру Прави, но тоже является информацией. Кривда — искаженная информация (искривленная), не принадлежащая Миру Яви. А слово Ложь означало — поверхностную информацию, уходящую образом вглубь.

Христиане не только искажали славянские сказки, но и придумывали свои. В таких сказках главным образом присутствует извечная мечта христианского народа о «халяве». В то время как в славянских сказках главные герои всегда добиваются своей цели только своим трудом.

Одним из примеров искажений является «сказка о репке», известная всем с самого раннего детства. В изначальном славянском варианте данная сказка указывает на взаимоотношение поколений, а также указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.

В современном варианте этой сказки не хватает ещё двух элементов, существовавших изначально — Отца и Матери, без которых получается семь элементов, т.к. у христиан семеричная система восприятия, в отличие от девятеричной славянской системы.

В изначальном варианте было девять элементов, в каждом из которых был свой скрытый образ:

— Репка — символизирует достояние и Мудрость Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное.
— Дед -символизирует Древнюю Мудрость.
— Бабка — традиции дома, хозяйственность.
— Отец — защита и опора.
— Мать — Любовь и забота.
— Внучка — символизирует потомство.
— Жучка — достаток в Роду (собаку заводили для охраны достатка).
— Кошка — символизирует благостную обстановку в Роду (кошки — гармонизаторы энергии человека).
— Мышка — символизирует благосостояние семьи (считалось, что мышь живёт там, где есть излишки продуктов).

Но христиане убрали Отца и Мать, и заменили их образы: защиту и опору — на церковь, а заботу и Любовь — на Христа.

У славян изначальный смысл этой сказки заключался в следующем: иметь связь с Родом и Родовой Памятью, жить в гармонии с родными и иметь Счастье в семье.

Еще одним из многих искажений является сказка «Колобок».

Предлагаем её изначальный вариант:
Попросил Тарх Перунович Дживу — создай колобок. И Она по Сварожьим Сусекам поскребла, по чертожьим абмарам помела и слепила колобок, и положила на окно Чертога Рады. И засиял колобок, и покатился по Перунову Пути. Но недолго он катился, в Чертог Вепря прикатился, отгрыз Вепрь у колобка бок, но не весь откусил, а крошечку. Покатился дальше колобок и докатился до Чертога Лебедя, и Лекедь отклевал кусочек, и в Чертоге Ворона — Ворон отклевал кусочек, в чертоге Медведя — Медведь колобку бок помял. Волк в своём Чертоге почти пол колобка обглодал, а когда докатился колобок до Чертога Лисы, то Лиса его съела.

Эта сказка является образным описанием астрономического наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону, от полнолуния к новолунию. В Чертогах Тарха и Дживы, на Сворожьем Круге происходит полнолуние, а после Чертога Лисы наступает новолуние.

С помощью этой сказки дети получали начальные познания в астрономии, им показывали данные Чертоги (созвездия) и они образно изучали звёздную карту мира.

Чтобы понять древние сказы и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей, живших в древние времена. А главное, необходимо иметь образное восприятие, которое имели Предки.

Возьмем, например, описание змея Горыныча, из древних сказок: Прилетела туча мерная, закрыла Ярило красное. Поднялся ветер великий, и прилетел в туче мерной — змей Горынычь (трехглавый). Избы разломал, стога разметал, людей и скот в полон унёс.

Образ «змей» — означает круглый и длинный, как змея; «горынычь» — потому, что высотой с гору. В данном описании идет речь о таком природном явлении как смерч. Змей Горыныч может быть и трёхглавый (т.е. из тучи выходят 3 воронки), и девятиглавый, и т. д.

Сильно искажен был образ одной из героинь славянских сказок, которую христиане называют бабой Ягой. На самом деле у славян этот образ был: Баба Йога (Йогиня — Матушка) — покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Земле на огненной Небесной колеснице, собирая безпризорных детей-сирот по градам и весям[1] Её узнавали по сапожкам, украшенным золотом, и называли Бабушкой Йогой — Златой ногой.

Детей-сирот Она доставляла в свой предгорный Скит, у подножья Ирийских гор (Алтай), где проводила их через Огненный обряд посвящения Древним Богам. Для этого имелось специальное Капище Рода, высеченное внутри горы, рядом с которым в скале имелось специальное углубление, которое называлось — Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, называемый лапата, в одно углубление которого Йогиня — Матушка укладывала спящих детей-сирот, а в другое накладывала сухой хворост, после чего лапата задвигалась обратно в Пещь Ра, и Иогиня поджигала хворост. Когда лапата задвигалась в Пещь Ра, то специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты, и отделял углубление с детьми от Огня. Этот обряд означал что дети-сироты были посвящены Древним Богам и в мирской жизни их никто более не увидит. Когда разгорался огонь, Жрецы Рода переносили детей-сирот в помещения Капища Рода и впоследствии воспитывали из них Жрецов и Жриц.

Этот образ красивой молодой Богини подменили образом старой, злой и горбатой старухи, которая крадет маленьких детей, жарит их в печи, а потом съедает. По искаженным сказкам она живет в избушке на куринных ножках, окруженной частоколом из черепов. На самом деле Славяне считали, что череп умершего животного сохраняет Мудрость и силу данного зверя. И одевая черепа на тын, создавали как бы обережный круг из силы и Мудрости животных, для защиты от недругов. Так делала и Йогиня. А избушка у неё была на курьихъ ножках, а не на куринных. Курьи — это дымовые ножки, т.к. это старое понятие (как, например, понятие — вулкан, который курится, раскуренная сигарета, или Курильские острова, на которых курящиеся гейзеры и вулканы). На самом деле это домик на дымовых и огненных основах, т. е. летательный аппарат (огненная Небесная колесница). Он еще имел степень вращения, которая приводилась в действие голосом, когда говорили: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом».

В сказках часто встречается описание технологий и достижений древней Славяно-Арийской цивилизации, например: скатерть-самобранка, ковер-самолет, шапка-невидимка, мечь-кладенец, волшебное зеркало, клубок, показывающий путь и т.д.

В сказе о Ясном Соколе героиня — Настенька — отправляется за Ясным Соколом в тринадесятый (три на десяти) Чертог. Тринадцатый Чертог (созвездие) на Сварожьем круге — это Чертог Финиста. То есть проделала путь в другую солнечную систему на семи космических кораблях, с семью пересадками, износив по дороге семь пар железных сапог (обувь с искусственной гравитацией, для перемещения в космическом корабле) и изглодав семь железных хлебов (образ пищи космонавтов, которая хранится в металлической упаковке).

Не каждый человек способен понять Древнюю Мудрость в изначальном толковании, потому что её нужно воспринимать сердцем, Душой. Об этом хорошо образно сказано в сказке про курочку Рябу. Она снесла золотое яичко, которое дед бил — не разбил, бабка била — не разбила, а мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Когда дед с бабкой начали горевать, то курочка им сказала, что снесёт им не золотое яичко, а простое. Здесь золотое яичко несет в себе образ сокровенной Родовой Мудрости, касающейся Души, которую наскоком не возьмешь — сколько не бей. В то же время, случайно прикоснувшись эту систему можно уничтожить, разбить на осколки, разрушив целостность. Поэтому, если люди не дошли до того уровня, который позволил бы им понимать сокровенное (золотое яичко), то для них сначала необходима простая информация (простое яичко).
………………………………….……………………………..Велимир Киевский

alex-alisauskas.livejournal.com

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

Фамилия, имя, отчество: Вдовина Татьяна Александровна

Название проекта: Открытый урок

Тема : Античная мифология и литература

«Странствия Одиссея» поэма Гомера

Предмет преподавания: русский язык и литература

Направление: общественно-гуманитарное

Должность: учитель русского языка и литературы

II категории III (базового) уровня

Наименование: Средняя школа имени Жамбыла

Адрес: Атырауская область

Индерский район

с.Есбол

улица Тайманова №43

Тел. рабочий: 8 (7123424)6-99

Адрес: Атырауская область

Индерский район

с.Есбол

улица Сайханова дом №50

Тел. моб: 87021850891

дом: 8 (7123424) 9-07

e.mail: [email protected]

Утверждено:____________________ Дата:___________

Учитель:

Учитель русского языка и литературы II категории III(базового)уровня:

Вдовина Татьяна Александровна

Класс:

5 русский

Предмет:

Русская словесность

Дата:

16 10.14

Тема урока:

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

Цели урока:

закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества

Задачи урока:

обучение приемам сочинительства сказок;

развитие связной речи;

развитие творческого потенциала обучающихся;

Результаты обучения:

воспитание бережного отношения к народным сказкам и любви к русскому языку.

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент

1.Психологический настрой класса на урок

Разминка «Кувшин»

Организационный момент:

Приветствие;

Проверка наличия учебных принадлежностей;

отметка отсутствующих учеников.

Прошу ребят встать в круг выбираю одного ведущего разминки. Объясняю ход разминки

проверяют наличие учебных принадлежностей.

Учащиеся смотрят на ведущего и следуют за ним

Прием «Цепочка»

Проверка дом задания

открывают учебники проверяют д\з

II. Стадия вызова

Деление на группы: «Персонажи сказок»

На доске вывешиваю дерево, на котором расположены яблочки разного цвета

Включаю песенку мышока «Какой сегодня день…»

Прошу ребят взять по одному яблочку и прочитать слова написанные на них.(Волк, ягненок, лиса, заяц, колобок, медведь, мышонок)

ученики под музыку берут по одному яблоку , читают слова и рассаживаются по группам

Мотивация на новую тему

Корректурная

проба

Кто догадался, какое слово станет сегодня ключевым на нашем уроке? (ответы детей- слово «сказка»)

-А вот тему урока вы узнаете, если правильно выполните корректурную пробу. Вам надо зачеркнуть все буквы английского языка, а из букв русского алфавита сложить слова.

СWОQЧDИFНGЕJНYИNЕ СVКZАLЗSКQИ

Учитель:

-Ребята, какая фраза у вас получилась? (ответы детей)

-Давайте проверим!

Фраза:

СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ

вычеркивают буквы и составляют фразу , тем самым определяют тему урока

Формативное оценивание «Жетон -персонаж»

При оценивании говорю, так как мы изучаем сказки о животных, оценивать я вас буду персонажами из сказок. А к концу урока одна из группа должна собрать сказку «Теремок»

За правильный ответ и активное участие учитель дает ребенку жетон – зверьков.

стараются активно отвечать во время урока

Учитель:

— Всё верно, ребята, сегодня на уроке вы все превратитесь в сказочников и «попробуете перо» в сочинении сказок. Как вы понимаете выражение «пробовать перо»?

(ответы детей — самостоятельно сочинить сказку).

-А девизом нашего урока станут известные всем слова…

Прочитайте их!

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

читают девиз урока

Дыхательная гимнастика

      Вдох через нос – выдох через нос;

      Вдох через нос – выдох через нос; (частями)

      Вдох через рот – выдох через рот;

      Вдох через рот  – выдох через рот; (частями)

III.Стадия осмыслен

Учитель:

-Эти слова станут не только девизом нашего урока, но и разминкой.

-Прочитайте пословицу утвердительно!

 -Прочитайте пословицу весело!

-Прочитайте пословицу удивленно!

-Как вы понимаете смысл данного выражения?

Ответы детей

(Сказки поучительны, они заставляют задуматься о плохих, злых, глупых проступках героев. Сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми, смелыми)

Учитель:

-Прежде чем приступить к сочинению сказки, давайте повторим, что мы знаем о сказках.

дети говорят чему нас учат сказки

Работа групп по карточке№1

Кластер

Задание 1. Что такое сказка?

1.Сказка – это смешное произведение.

2.Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.

3.Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил

работают с заданием на постерах и записывают к себе в тетради

Формативное оценивание «Жетон -персонаж»

При оценивании говорю, так как мы изучаем сказки о животных, оценивать я вас буду персонажами из сказок. А к концу урока одна из группа должна собрать сказку «Теремок»

За правильный ответ и активное участие учитель дает ребенку жетон – зверьков.

стараются активно отвечать во время урока

Физминутка:

А теперь ребята встать,

Руки медленно поднять.

Пальцы сжать, потом разжать

Руки вниз и так стоять

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Выполняют движения

ИГРА «ТЫ-МНЕ, Я-ТЕБЕ»

Учитель:

-А сейчас мы с вами вспомним название сказки по опорным словам. Наша игра называется «Ты – мне, я – тебе!». Начинаем.

1.Лиса, Журавль, в гости, каша, окрошка, тарелка, кувшин (Лиса и журавль)

2.Царь, три сына, стрела, болото, Лягушка (Царевна-лягушка).

3.Цветник, жаба, мальчик, роза. (Сказка о жабе и розе).

4.Папа, Дядька-Валик, Мальчик-колокольчик, табакерка. (Городок в табакерке).

5.Дарёнка, дед, кошка, козёл. (Серебряное копытце).

6.Старик, сыновья, дозор, конёк с двумя горбами (Конёк-горбунок).

7.Царевна, мачеха, зеркальце, яблоко, Чернавка, королевич Елисей (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

8.Купец, три дочери, цветочек, Чудище (Аленький цветочек)

находят названия сказок

Работа групп по карточке№2

Тогда вам следующее задание! Разделите строчки на слова.

Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве.

Исталионижить-поживатьдадобранаживать.

Ну,  вот мы с вами повторили основное о сказке, и  сейчас приступим к сочинению своей сказки

работают в группах ,

IV.Стадия Рефлексии

1.Прием «Паутинка»

Учитель: Ребята, теперь в конце урока я хотела бы , чтобы вы передавая клубочек высказали свое мнение об уроке , все о чем узнали сегодня на уроке. А также о произведении , что вам в нем понравилось

Ученики, передавая клубок по кругу, говорят то, что они узнали на этом уроке.

2 Дом. задание:

Индивидуально-творческое задание :Сочинить свою сказку на любую тему.

Записывают д/з

3 Оценивание учащихся

Смотрим, какая из групп собрала жетоны с персонажами из сказки «Теремок».

Выставление оценок в журнал и в дневник

4 Рефлексия урока

Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками.

 —Всё ли получилось?.  

-Какие испытывали затруднение? 

 -Было ли всё непонятно?

ребята на яблоках пишут рефлексию урока и прикрепляют на яблоню.

5Заключительное слово учителя

Закончить наше занятие хочется словами: «Читайте, дети, сказки!»

прощаются с учителем

infourok.ru

Советы рукодельницам