Сущностные характеристики молодой семьи.
Насилие – действие субъектов по отношению к другой личности, которое влечет за собой одну или несколько форм страдания (физического, психологического, сексуального, морального и экономического характера). Синквейны по теме «Семья»
Семья Заботливая и дружная Воспитывает, защищает, понимает Не просто ячейка общества дом.
Родители Любящие и любимые Поощряют, наказывают, оберегают Самые близкие, родные люди Корни.
Мама Единственная и добрая Будит, беспокоится, угощает Очень часто страдает гиперопекой Забота
Папа Мудрый и правильный Советует, балует, играет Мужское начало во всем Уважение «Современные концепции воспитания»
|
stydopedia.ru
Сценарий внеклассного мероприятия Конкурс синквейнов
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Навашинский политехнический техникум»
Внеклассное мероприятие
Разработала: преподаватель русского языка и литературы
Ручина Наталья Анатольевна
2014 год
Цель конкурса:
Проверка понятийного и словарного багажа обучающихся.
Вступление.
Понятие «синквейн».
Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк».
В начале 20-ого века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала новую форму стихотворения, состоящего из пяти строк – синквейн. С тех пор прошло много времени, и сегодня появилось множество видов синквейнов.
Виды синквейнов
Традиционный
Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.
В качестве примера можно привести произведения Ирины Янаковой:
Бог дал
Вороне сыр,
Польстилась та на лесть
Не надо разевать свой рот
Зазря.
Вчера
Зал опустел,
Когда свои стихи
На сцене с выраженьем ты
Читал.
Обратный
Пятистрочная форма только с обратной последовательностью стихов. То есть, в первой строке – слово или фраза из двух слогов, во второй – из восьми, третьей – из шести и т.д. Структура такова: 2-8-6-4-2.
Пример такого синквейна от Ариэля Дороро:
Прямо
Предстаёт гроза пред нами
Превращая в реку
Автострады
Вектор
Зеркальный
Стихотворная форма из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный.
Пример от того же Ариэля Дороро:
Грозен
Грома грохот
Будто в тучах порох
Взорван искрой метеора
Просто
Скоро
Небо станет чёрным морем
Даже жабры эха
Пахнут рыбьим
Смехом
Синквейн-бабочка
Форма стихотворения, состоящая из девяти строк со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2.
И вновь пример от талантливейшего Ариэля Дороро:
В диком
Странном танце
Как протуберанцы
Скачут молнии-скелеты
Это
Видно из пучины Леты
Атлантиды бесы
Вышли шпарить
Мессу
Корона синквейнов
Завершенное стихотворение, состоящее из пяти традиционных синквейнов.
Пример от Алены Тимаковой:
Весь день
Упрямый дождь
Стучит в мое окно.
Какой однообразный блюз.
Курю…
Асфальт
Промок насквозь
И выключают свет
Заплаканные, серые
Дома.
Вчера
Ты позвонил.
Ты был немного пьян
И виновато мне сказал:
“Люблю“…
Шаги.
Открою дверь.
И сердце, словно мяч,
Готово в руки выпрыгнуть
Твои.
Молчи…
Закрой глаза…
Мы будем слушать дождь
И к музыке придумывать
Слова…
Гирлянда синквейнов
Наикрасивейшая вариация, как нам кажется. Состоит из короны синквейнов с добавлением к ней шестого синквейна, у которого первая строчка взята из первого, вторая из второго, третья из третьего синквейна и т.д.
Пример от Юлии Зайцевой:
Полночь.
Сон не идёт.
Открытое окно.
Вглядываясь в звёздную пыль,
Верю,
Что там,
В лунном свете,
Живёт Маленький Принц
И тоже разглядывает
Небо.
Видит:
Там, у окна,-
Одинокая тень.
Крикнет: “Цветок, ты ли это?!“
В ответ
Кивну
И рассмеюсь
Легко и беспечно…
“Как, всё-таки, хорошо, что
Этой
Ночью
Мы встретились!
Я счастлив оттого,
Что ты и впрямь существуешь,
Ты есть…“
Полночь.
В лунном свете
Одинокая тень…
Как всё-таки хорошо, что
Ты есть.
Дидактический
В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.
Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.
Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету.
Пятая строка — одно слово-резюме, описывающее суть предмета.
Строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна не обязательно. Например, в четвёртой строчке можно использовать три, пять или шесть слов, а в пятой – два слова.
Пример синквейна на тему «Дом»:
Дом.
Красивый, дорогой.
Строится, сдается, продается.
Кто-то в нем живет.
Здание.
Тренировочное задание.
Составить синквейн на тему «Семья»
Первый пример:
Семья.
Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья — лучшая школа дисциплины.
Ребенок.
Второй пример:
Семья.
Большая, богатая.
Воспитывает, развивает, формирует.
Дорожить ею нужно каждому.
Родители.
Третий пример:
Семья.
Торговая, большая.
Поставляет, продает, принадлежит.
Российская сеть продовольственных магазинов.
Продукты.
1 этап. Конкурсные задания.
Составление синквейнов на темы, предложенные группами друг другу.
Первый пример:
Культура.
Информационная, современная.
Создается, почитается, обсуждается.
Когда погибает культура, погибает и народ.
Искусство.
Второй пример:
Культура.
Античная, русская.
Просвещает, развивает, совершенствует.
Культура всегда появляется из бескультурья.
Творчество.
Третий пример:
Культура.
Российский, государственный.
Специализируется, транслирует, показывает.
Канал на телевидении в России.
Передача.
Первый пример
Война.
Беспощадная, напрасная.
Стреляют, убивают, допрашивают.
Война — это зло, позорящее человеческий род.
Смерть.
Второй пример:
Война.
Отечественная, жестокая.
Побеждают, проигрывают, сдаются.
Конец войны видели только мертвые.
Ужас.
Третий пример:
Война.
Глобальная, мировая.
Умирают, взрывают, расстреливают.
На войне все средства хороши.
Победа.
Весна.
Теплая, долгожданная.
Приходит, оживляет, воодушевляет.
Чудесная пора любви.
Солнце.
Второй пример:
Весна.
Холодная, мокрая.
Наступает, согревает, уходит.
Одно из времён года.
Лето.
Третий пример:
Весна.
Уникальная, чудесная.
Изображает, выставлена, иллюстрирует.
Картина Сандро Боттичелли.
Шедевр.
Первый пример:
Родина.
Малая, большая.
Родиться, жить, помнить.
Место, где родился человек.
Отечество.
Второй пример:
Родина.
Великая, близкая.
Защищать, восхвалять, любить.
Родина там, где чувствуешь себя свободно.
Отчизна.
Третий пример:
Родина.
Украинская, политическая.
Образована, состоит, выступает.
Партия на Украине.
Политика.
Первый пример:
Русский язык.
Национальный, основной.
Является, практикуется, забывается.
Единственный государственный язык России.
Славяне.
Второй пример:
Русский язык.
Великий, могучий.
Учится, преподается, развивается.
Один из предметов в школе.
Английский язык.
Третий пример:
Русский язык.
Распространённый, сложный.
Обучает, тренирует, развивает.
Не каждый может его выучить.
Россия.
Первый пример:
Любовь.
Вечная, неразделенная.
Чувствовать, обожать, думать.
Встречается редко и мыслит сердцем.
Чувство.
Второй пример:
Любовь.
Возвышенная, божественная.
Восхвалять, радовать, дарить.
Помочь любому может спастись.
Дар.
Третий пример:
Любовь.
Безответная, горькая.
Ранит, убивает, не щадит.
Горе великое несет.
Боль.
Первый пример:
Личность.
Важная, особая.
Проявляется, отражает, приобретается.
Личность ни духовна, ни телесна, но духовно-телесна.
Человек.
Второй пример:
Личность.
Неповторимая, единственная.
Формируется, становится, определяет.
Личность — единство множества и множество единства.
Персона.
Третий пример:
Личность.
Вольная, свободная.
Достигается, познается, остается.
Только личность свободна.
Индивидуальность.
Жизнь.
Короткая, длинная.
Веселиться, горевать, проживать.
Дана всем, отнята другими.
Сложно.
Второй пример:
Жизнь.
Бытовая, праздная.
Рожать, умирать, прожигать.
Часто от нее уходят.
Передается.
Третий пример:
Жизнь.
Публичная, частная.
Любить, верить, надеяться.
Кто-то ее не ценит.
Эпоха.
Первый пример:
Литература.
Художественная, научная.
Описывает, хранит, обучает.
Совокупность любых письменных текстов.
Знания.
Второй пример:
Литература.
Техническая, учебная.
Создается, пишется, публикуется.
Дает нам какую-либо информацию.
Учебник.
Третий пример:
Литература.
Справочная, популярная.
Помогает, развивает, вдохновляет.
Пополняет наш багаж знаний.
Учитель.
2 этап. Составление синквейнов на литературные темы.
(Произведения выбирают сами обучающиеся)
М.Горький «На дне» Сатин.
Умный, дерзкий.
Играет, спорит, думает.
Не герой дела, а герой слова.
Правдолюбец.
А. Платонов «Котлован» Котлован.
Глубокий, черный.
Зияет, пугает, поглощает.
Строить общий дом – рыть могилу.
Бездна.
А. Островский «Гроза» Гроза
Страшная, ужасная
Губит, уничтожает, разрушает
В душе борьба светлого и грешного
Суд божий.
Он.
Бессловесный, тихий.
Подчиняется, страдает , мается.
Маменькин сынок страдает в жизни.
Тихон.
Она.
Совестливая , боголюбивая.
Любит, страдает, молится.
Луч света в «темном » царстве.
Катерина.
Катерина.
Вольнолюбивая, протестующая.
Любит, страдает, верует.
Страшный вызов самодурной силе.
Луч света.
3 этап. Составление синквейнов на темы по русскому языку.
Примеры.
Синонимы
Конкретизирующие, украшающие
Объясняют, уточняют, обогащают
Делают речь яркой и точной
Роскошь
Антонимы
Разные, необходимые
Противопоставляют, дополняют, конфликтуют
Я царь – я раб, я червь – я Бог (Г.Р. Державин)
Жизнь
Омонимы
Созвучные, чужие
Совпадают, различают, удивляют
Это удивительно – ничего общего!
Многообразие
Лексика
Необъятная, мудрая
Называет, обозначает, объединяет
Словарный состав любого языка
Сокровищница
Фразеологизм
Емкое, меткое
Уточняет, обогащает, развивает
Это перлы, самородки и самоцветы языка
Фраза.
Морфология
Многословная, велика
Изучать, понимать, разбирать части речи
Как велик и разнообразен русский язык
Мощь и сила
4. Заключительный этап (Конкурс сильнейших в группах)
Прием «Диаманта» – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением.
Например: Ленский
Романтичный, влюбленный
Сочиняет, любит, ревнует
От делать нечего друзья.
Скучает, играет, ищет.
Эгоистичный, разочарованный
Онегин.
(Вспомнить прием антитезы в литературе: Обломов и штольц, Кутузов и Наполеон,зима и весна, жизнь и смерть, добро и зло)
Подведение итогов конкурса.
infourok.ru
Что такое синквейн и как его составлять ? как правильно составить синквейн ? Школы
Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.
Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными сказуемыми.
Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.
Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».
Соответственно,первая строка – «мыло».
Вторая строка– два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».
Третья строка– три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».
Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля, который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах сладкий, вкус противный».
И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».
Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.
Мыло.
Прозрачное, клубничное.
Моет, пахнет, пузырится.
Запах сладкий, вкус противный.
Разочарование.
Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.
Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс», стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.
Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.
Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.
Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.
Пример синквейна на тему «глагол»:
Глагол.
Возвратный, совершенный.
Описывает действие, спрягается, повелевает.
В предложении обычно бывает сказуемым.
Часть речи.
Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.
По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.
Пример синквейна на тему «лягушка»:
Лягушка.
Земноводная, хордовая.
Прыгает, мечет икру, ловит мух.
Видит только то, что движется.
Скользкая.
Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.
Например, синквейн на тему «война» может быть таким:
Война.
Страшная, бесчеловечная.
Убивает, разоряет, жжет.
Мой прадед погиб на войне.
Память.
Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.
www.kakprosto.ru