План работы школы передового педагогического опыта

Содержание

Утверждаю

Директор МОО«ОШ № 8 г.Енакиево»

Калугина А.И.

Приказ № 388 от 05.09.2017г.

ПЛАН РАБОТЫ

школы передового

педагогического опыта

КУ«ОШ І-ІІІ ст. №8 города Енакиево»

на 2017–2018 уч.год

Руководитель: Деменчукова В.Г.

Енакиево

Методическая тема школы передового педагогического опыта :

«Деятельностный подход в обучении школьников –ключевой ресурс достижения качества образования »

Цель ШППО:

— совершенствование педагогического мастерства путём внедрения в учебный процесс системно-деятельностного обучения.

— повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности,

Задачи:

1. Формировать методическую культуру педагогов как средства повышения качества образования.

2. Продолжать работу по внедрению в педагогическую практику современных методик и технологий, обеспечивающих деятельностный и компетентностный подход к обучению.

3. Активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.

Направления работы ШППО:

* Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

* Знакомство с теоретическими аспектами системно- деятельностного обучения.

* Взаимопосещение уроков учителями с последующим самоанализом достигнутых результатов.

* Открытые уроки с целью обмена опытом.

* Организация и проведение предметной недели в начальной школе.

* Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

* Анализ и внедрение передового педагогического опыта .

Направление и содержание деятельности ШППО:

1.изучение, внедрение методик, приемов системно-деятельностного подхода в обучении;

2. обмен опытом по использованию в учебном процессе деятельностного обучения;

3. изучение научно- методической литературы и передового педагогического опыта по выбранной теме;

4. проверка эффективности творческих идей на практике;

5. пропаганда наработанных идей через различные виды мероприятий и издательскую деятельность

Формы работы:

* Свободная дискуссия,

* Творческая мастерская,

* Совместное заседание,

* Круг общения,
* Круглый стол,

* Педагогические игры,

* Методический диалог,

* Деловая игра

* Педагогическая мастерская,

* Мастер-класс,

* Аукцион «педагогических идей»,

* Банк педагогического опыта,

* Творческий отчёт.

* Печатные способы распространения ППО (публикации в газете, брошюры ).

* Общественная презентация опыта,

* Информационная выставка,

* Различные конкурсы педагогического мастерства .

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению ,способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Используя в своей практике системно- деятельностный подход учителя смогут совершенствовать свое педагогическое мастерство и качество образовательного процесса.

з/п

Тема занятия

Время проведения

Форма проведения

Ответственные

І заняття

1.

Цели и задачи школы передового педагогического опыта. Совершенствование педагогического мастрства учителя и качества образования

октябрь2017

Доклад Обсуждение

Деменчкова В.Г.

2.

Пути повышения эффективности работы на основе системно-деятельностного похода

Теоретический практикум

Крылова Т.А

3

Рекомендованная литература по системно- деятельностному обучению

Обзор литературы

Пискун А.Н.

ІІ занятие

1.

Деятельностный подход в процессе преподавания русского языка и литературного чтения

ноябрь

Заседание кафедры русского языка и начальних классов

Обмен опытом по изучению трудних тем в 5 классе

Семенова С.В.

Чечерина Н.Н.

2.

Вопросы методики преподавания русского языка в начальной и основной школе.

Открытая кафедра

Шаповалова С.В.

Кравченко М.А.

3

Открытые уроки по русскому языку и литературному чтению

Мастер-класс

Согласно плану

ІІІ занятие

1.

Особенности основных компонентов образовательного процесса при системно-деятельностном подходе на уроках математики

Январь2018

Заседание кафедры математики

и начальних классов

Творческая мастерская

Ювченко И.А.

Симонович О.М.

2.

Организация работы учителей над темой самообразования

Консультиро-вание

Деменчукова В.Г.

3

Итоги взаимопосещения уроков учителей.

Обмен опытом

Согласно плану

ІV занятие

1.

Деятельностный подход как парадигма модернизации современного школьного образования

март

Круглый стол

Тымчук И.О.

Решетникова Э.К.

2.

Знакомство с новинками методической литературы

Открытый микрофон

Учителя ШППО

3.

Итоги взаимопосещений уроков

Круглый стол

Согласно плану

Vзанятие

1.

Работа диалоговой площадки по проблемам работы с внедрением новых подходов в обучение предметов естественного цикла -«Мастерство и поиск».

апрель

Заседание кафедры географи, естественного цикла и

начальных классов

Обмен опытом

Грищенко Н.А.

Прокопчук О.П

Кудрявцев П.И.

2.

Организация работы учителей над темами самообразования.

Консультиро-

вание

Деменчукова В.Г.

VІ занятие

1.

Анализ работы школы передового педагогического опыта.

май

Обсуждение

Деменчукова В.Г.

Смирнова Л.С.

Мякотина Л.П.

2.

Анализ результатов контрольних работ по русскому языку и математике

Круглый стол

Брикунец Л.И.

3.

Взаимодействие учителей по вопросу преемственности обучения учащихся.

Совместное заседание

Свиркина Т. А.

Мишина А.В.

Рекомендуемая литература :

        1. Арламов А.А. Методологические ориентиры воспитания личности гражданина России // Педагогика. — 2010. — № 6. — С. 27-30.

        2. Артемьева Л.Н. Системный подход к научной деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2005.- N3. — С. 52-56.

        3. Асмолов А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования.

        4. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 11-14.

        5. Атанов Г.А. Деятельностный подход к проектированию обучения // Образовательные технологии // . — 2004.- N2.

        6. Ахвердов А.А. Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельностной среде // Методист. — 2008. — № 3. — С. 35-39.

        7. Базовые технологии стандартов второго поколения как основа достижения нового образовательного результата // Управление школой: изд. дом Первое сентября. — 2011. — № 9. — С. 10-15.

        8. Белобородов Н.В. Технология социального творчества учащихся // Народное образование. — 2011. — № 1. — С. 226-232.

        9. Бершадский М.Е. Национальные образовательные проекты и современная психология обучения // Народное образование. — 2011. — № 9. — С. 185-194.

        10. Боровая Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика // Управление школой: изд. дом Первое сентября. — 2007. — № 13. — С. 24-26.

        11. Боровских А.В. Деятельностные принципы и педагогическая логика // Педагогика. — 2010. — № 8. — С. 10-19.

        12. Булин-Соколова Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход // Учитель. — 2005. — № 3. — С. 63-66.

        13. Валеев Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода // Педагогика // . — 2005.- N5.

        14. Воровщиков С.Г. Технология проблемно-деятельностной игры // Справочник заместителя директора школы. — 2011. — № 8. — С. 80-96.

        15. Воровщиков С.Г. Технология проблемно-деятельностной игры // Справочник заместителя директора школы. — 2011. — № 9. — С. 92-104.

        16. Габитова А.А. Теоретические основы обеспечения преемственности экологического образования // Начальная школа: плюс до и после. — 2010. — № 4. — С. 82-84.

        17. Гаврилюк Л.В. Талантливый человек талантлив во многом? // Педагогические технологии. — 2008. — № 2. — С. 113-114.

        18. Гайнеев Э.Р. Деятельностно-компетентностный подход в реализации ФГОС как средство повышения квалификации педагогов профессионального образования // Методист. — 2013. — № 1. — С. 44-49.

        19. Гриценко Л.И. Деятельностная основа педагогики А.С.Макаренко // Педагогика. — 2010. — № 8. — С. 79-84.

        20. Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии // . — 2003.- N6.

        21. Дятлова К.Д. Системный подход в педагогическом тестировании // Педагогическая диагностика. — 2005. — № 5. — С.23-30.

        22. Захарова В.А. Роль информационно-коммуникационных технологий в реализации системно-деятельностного подхода к обучению // Начальная школа. — 2011. — № 8. — С. 20-23.

        23. Иванов Д.А. Мысли о педагогике, или С чего начинается школа? // Народное образование. — 2011. — № 1. — С. 149-152.

        24. Камболов Т. Новые вызовы времени: системный подход — вот что нужно для воспитания культурных традиций // Учительская газета. — 2007. — 10. — С. 5.

        25. Кравцова И.Л. Критериальное оценивание входит в практику отечественной школы // Народное образование. — 2012. — № 2. — С. 163-168.

        26. Крылова Н. Ребенок в открытой и закрытой школьной системе // Народное образование. — 2009. — № 9. — С. 185-192.

        27. Крылова Н.Б. Педагогика дела: продуктивное учение против аудиовизуального обучения // Народное образование. — 2012. — № 2. — С. 28-35.

        28. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора школы. — 2011. — № 4. — С. 13-27.

        29. Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика. — 2005. — № 10. С. 27-32.

        30. Леонтьева О.М. Деятельностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2007. — № 2. — С. 83-96.

        31. Лисина Л. Деятельностный подход в обучении // Учитель. — 2008. — № 4. — С. 69-70.

        32. Львовский В. Реализация деятельностного подхода при повышении квалификации учителя развивающего обучения // Начальная школа: изд. дом Первое сентября. — 2004.- N46. — С. 24.

        33. Лямасова Г. Создаем школу нового поколения // Учитель. — 2009. — № 4. — С. 35-38.

        34. Лях Ю.А. Проектирование системы педагогического мониторинга качества обучения на основании деятельностного подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2010. — № 1. — С. 23-26.

        35. Марютина Т.М. Индивидуализация психического развития в контексте системного подхода // Психологическая наука и образование. — 2004. — № 3. — С. 44-54.

        36. Митрофанов К.Г., Голубкин И.В., Беликова Ю.И. и др. Проектирование информационно-коммуникационных гуманитарных образовательных ресурсов нового поколения. / К.Г. Митрофанов и др. – М.: МГПУ, 2010.

        37. Новиков А.М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. — 2011. — № 6. — С. 3-14.

        38. Нурмухамедов Г.М. Электронные учебные курсы: потребности образования, проектирование, разработка, проблемы и перспективы // Информатика и образование. — 2012. — № 1. — С. 33-39.

        39. Панов В.И. Деятельное (практикоориентированное) образование // Дополнительное образование // . — 2003.- N8.

        40. Панова О.В. Роль социального проектирования в воспитании школьников // Воспитание школьников. — 2011. — № 8. — С. 31-34.

        41. Петерсон Л.Г. Механизмы реализации Государственных образовательных стандартов второго поколения на основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…» // Методист. — 2010. — № 1. — С. 6-10.

        42. Петерсон Л.Г. Непрерывное образование на основе деятельностного подхода // Педагогика // . — 2004.- N9.

        43. Петрова О.Г. Информационно-образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования // Информатика и образование. — 2012. — № 9. — С. 18-22.

        44. Погребняк Е.В. Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиции учителя // Начальная школа: плюс до и после. — 2010. — № 3. — С. 26-29.

        45. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // Завуч // . — 2005.- N5. — С. 38-56.

        46. Пономарева Е.А. Деятельностный подход к формированию системы понятий учебных предметов // Методист. — 2013. — № 1. — С. 54-57.

        47. Ривкин Е.Ю. Системно-деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. — 2013. — № 5. — С. 3-9.

        48. Сайфуллин Ф.А. Миф о деятельностном подходе // Школьные технологии. — 2012. — № 2. — С. 172-179.

        49. Сергеев С.Ф. Теоретико-методологические проблемы педагогики образовательных сред // Народное образование. — 2011. — № 1. — С. 187-195.

        50. Серебрякова Л.А. Системно-деятельностный подход как условие формирования ключевых компетенций школьников // Методист. — 2011. — № 2. — С. 14-17.

        51. Сумнительный К.Е. Презентация как методическая основа педагогики М.Монтессори // Методист. — 2012. — № 4. — С. 4-8.

        52. Текнеджян Т.В. Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции учителя — эффективное средство освоения деятельностного метода обучения «Школа 2000…» // Методист. — 2010. — № 2. — С. 61-65.

        53. Текнеджян Т.В. Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции учителя — эффективное средство освоения деятельностного метода обучения «Школа 2000…» // Методист. — 2010. — № 3. — С. 55-60.

        54. Титова Е.Т. ФГОС на этапе основного общего образования: первый опыт // Методист. — 2013. — № 5. — С. 38-43.

        55. Трунцева Т.Н. К вопросу о деятельностных способах формирования профессиональной компетентности учителя // Профильная школа. — 2010. — № 4. — С. 33-36.

        56. Филонов Г.Н. Деятельностная сущность воспитания // Педагогика. — 2008. — № 2. — С. 13-19.

        57. Шпакович В.И. Индекс человеческого развития // Педагогические технологии. — 2005. — № 4. С.114-118.

        58. Юдин В.В. Концепция педагогической технологии (элементы теории) // Педагогические технологии. — 2007. — №1. — С.37—45.

        59. Юсупова Г.Р. Системный подход к деятельностному повышению квалификации работников образования // Педагогические технологии. — 2004. — № 4. — С.25-31.

        60. Ярославцева М. Системный подход к внедрению инновационных технологий // Управление школой: изд. дом Первое сентября. — 2010. — № 7. — С. 8-11.

        61. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.

62. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. — с. 42.

63. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. —

М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

kopilkaurokov.ru

Передового педагогического опыта в практику школы — Мегаобучалка

 

О самом механизме внедрения достижений педагогической науки и новаторского опыта учителей в школьную практику написано очень много книг и статей, все их можно прочитать (см. в приложении занятие № 4). Мы же хотим обратить Ваше внимание на те аспекты этой проблемы, которые чаще всего возникают при изучении данного курса.

Ранее мы уже выяснили различие между педагогической наукой и педагогической практикой, акцентировав Ваше внимание на том, что это две самостоятельные, но взаимосвязанные сферы деятельности. Попытаемся разобраться: насколько педагогическая наука нужна педагогической практике?

Деятельность каждого педагога индивидуальна, и в этом своеобразие этого вида деятельности, любое копирование чужих приемов – это всегда подражание, потеря своего стиля в работе. Но индивидуальность в то же самое время ограничена личностным опытом, особенностями ума, общения, личностными качествами. Педагогическая теория, которая является результатом научных экспериментов и обобщения многолетнего опыта многих учителей-практиков, расширяет границы единичного опыта, обогащает его, пробуждает мысль, заставляет задуматься над решением общих для всех проблем.

К.Д. УШИНСКИЙ: «Педагогическая литература… знакомит нас с психологическими наблюдениями множества умных и опытных педагогов и, главное, направляет нашу собственную мысль на такие предметы, которые легко могли бы ускользнуть от нашего внимания» (122, с. 167).

 

Безусловно, каждый из нас накапливает свой собственный опыт в ежедневной практической деятельности. И здесь важны свои ориентиры — знание о том процессе развития личности ребенка, содействовать которому должен педагог; знание о процессах воспитания и обучения, которые организуются по определенным принципам и правилам, где проявляются свои этапы и формы.

Накопление опыта — это не просто знакомство с уже известными методами, методиками, технологиями воспитательно-образовательного процесса. Такая педагогика, по определению К.Д.Ушинского, «подобна знахарству в медицине». Овладение чужим опытом без умения осмыслить его не приносит высоких результатов. Накопление личного опыта путем подражания чужому опыту не способствует формированию индивидуального стиля работы, так как лишает педагога того, что называют сознательной и творческой деятельностью.



Педагогическая деятельность осуществляется всегда в общении с учениками, поэтому совершенно справедливо складывается впечатление, что самое главное умение, которым должен обладать учитель, — это устанавливать отношения с учениками и любить их. Педагогический процесс — это всегда процесс межличностного общения, однако нельзя забывать, ради чего организовывается общение, разрабатываются методики, совершенствуются приемы и методы преподавания. Педагогическая деятельность имеет социальный смысл, это значит, что в деятельности каждого учителя (работает он по традиционным программам или создает свои) отражаются проблемы, идеи, противоречия и тенденции развития общества, в рамках своего учебного предмета учитель вводит своих учеников в круг этих проблем, способствует общему развитию личности, накоплению опыта общественной жизни.

Обучая и воспитывая, педагог знакомит с общественным опытом многих поколений людей, помогает осмыслить его, оценить и сделать самостоятельный выбор. Личный опыт учителя (его мысли, чувства, жизненные принципы и ценности) является одним из вариантов проявления общественного опыта. А потому любая инновационная деятельность, желание совершенствовать традиционные формы воспитательно-образовательного процесса осуществляются не ради создания нового метода, новой технологии; смысл новаторства в педагогической деятельности — в решении задач общего развития личности, выявлении ее индивидуальности, в подготовке ребенка к жизни, выбору будущей профессии. Если проанализировать известный всем опыт учителей-новаторов, то можно убедиться в том, что у каждого из них очень ярко проявляется осмысление возможностей своего предмета для решения социально-значимых проблем развития личности и общества.

Практика показывает: каждая новаторская идея возникает из осмысления противоречия между желаемым (т.е. осознанием того, как должно быть) и действительным (т.е. осознанием того, как есть, что в реальности мешает полноценному развитию личности ребенка). А потому одно из направлений педагогической науки — переосмысление опыта социальной жизни, включение его в воспитательно-образовательный процесс школы в целях развития личности ребенка, его отображение в содержании образования (конкретных учебных предметах), методах и методиках его осмысления и восприятия ребенком.

 

Приобретение педагогического опыта происходит по-разному. Это может быть долгая кропотливая работа в избранной профессии, когда на практике проверяются разнообразные методы и приемы, когда отрабатываются известные методики или вырабатываются свои собственные, происходит своеобразная «проба сил» в разных формах и методах. Это может быть и анализ известных методик, когда, выбрав некоторые из них, мы совершенствуем свое искусство владения данным методом. Но каким бы не был этот путь, на приобретение опыта всегда уходят многие годы. Как показывает практика, искусство владения методом при любых условиях его приобретения обусловлено знанием проблем развития личности ребенка, возрастных особенностей их проявления, знанием возможностей того или иного метода обучения и воспитания, требований к уроку, беседе и т.п.

В практической деятельности, конечно же, вырабатываются принципы и правила наиболее эффективной организации воспитательно-образовательного процесса, но, как нередко бывает, те истины, которые мы познаем путем проб и ошибок, на познание которых уходят годы, уже открыты, ошибки проанализированы, сформулированы требования и правила, выявлены условия эффективности. Всем этим и занимается педагогическая наука, которая обобщает результаты работы многих поколений педагогов, поэтому ее изучение сокращает путь приобретения педагогического опыта. То, что «практическим» путем может быть достигнуто через десятилетия, «теоретическим» — за несколько лет. И тогда накопление опыта — это не познание уже известного, а сначала адаптация, практическая проверка чужого опыта (теоретического и практического), выработка собственного стиля педагогической деятельности, затем — творчество, инициатива, самостоятельность, уверенность в своих действиях. Нередко педагогическая деятельность с самого начала проявляется как творческая, инновационная, потому что этот учитель уже в студенческие годы сформировал свою педагогическую позицию и установки, высокий уровень готовности к деятельности.

В настоящее время в школьной и вузовской практике появилось очень много нового и интересного. Разработано большое количество альтернативных программ, учебников и учебных пособий, книг для учителей и учащихся. И, конечно, учителю сегодня приходится выбирать, но учитель имеет право создавать и свою программу. Что же в таком случае может быть критерием для оценки и выбора? В чем проявляется различие учебных программ и учебников? Ответить на эти вопросы помогает педагогическое знание, которое обладает возможностью обосновывать содержание образования и организацию педагогического процесса.

Нередко можно наблюдать ситуации, когда у учителя (или педагогического коллектива) есть интересные идеи, но, как объясняют сами учителя, «не хватает слов, чтобы их обосновать». Присутствуя на научно-методических конференциях учителей, можно наблюдать, как их неумение представить свой собственный опыт, гасит интерес к очень полезной и действительно творческой и уникальной работе. «Приходите ко мне на урок, сами все увидите, — говорит в данном случае учитель, — я — практик!»

И действительно, как нам кажется, нет ничего страшного в том, что учитель работает на уровне интуиции, и если результаты работы высокие, то и изучать его опыт, если он кого-то интересует, нужно в процессе непосредственного наблюдения. Другое дело, когда учитель сам претендует, например, на создание авторской программы или в целом педагогический коллектив школы — на изменение ее статуса. Автор данного пособия не раз присутствовала при изложении таких программ и концепций развития школы, которые можно считать образцами представления собственного опыта и педагогических идей. В таких школах учителя испытывают потребность в теории, которая теперь нужна им не в целях «знакомства» с педагогическим процессом, а в целях обоснования идей перестройки и совершенствования воспитательно-образовательного процесса школы. В таких школах каждый педсовет и каждый методсовет — это решение проблем развития личности школьников. И потому оказывается непонятной обида некоторых учителей, которые, претендуя на авторство и не умея представить его, жалуются на непонимание и недооценку со стороны своих коллег.

Наш опыт общения со студентами и учителями показывает, что в изучении педагогической теории и овладении педагогической практикой возможно достижение трех уровней:

Первыйописательный, например: на педагогической практике такой студент (учитель) может очень подробно представить всю последовательность своих действий, и они могут быть изложены четко и логично: Какие задачи решает урок? Какая наглядность применялась? Каким было содержание его урока? Какие выводы по уроку были сделаны? Какие вопросы для контроля были сформулированы и т. п.

Второйпроблемный, в данном случае теоретические знания и практический опыт используются для решения проблем, связанных с развитием личности ребенка. Такой студент (учитель) умеет представить проблему (т.е. сформулировать противоречие в развитии личности школьников, выявить условия, которые мешают решению поставленных задач), умеет теоретически выстроить решение проблемы, предложить методические подходы в их разрешении.

Например, зная о возрастных особенностях подростка, о ведущем противоречии, возникающем в процессе его развития, и психических новообразованиях, такой студент (учитель) может выстроить систему воспитательно-образовательного процесса, создающего благоприятные условия для его личностного развития.

Третий — мы назвали концептуальным, который предполагает умение мыслить целостно. Такой студент (учитель) умеет определить и выстроить «стратегию» развития личности: во-первых, представить целостный образ личности, ее проблемы и особенности как целевую установку в перестройке и совершенствовании воспитательно-образовательного процесса. Во-вторых, выстроить воспитательно-образовательный процесс как создание условий развития личности. В-третьих, показать значимость каждого его компонента (традиционных и новых учебных предметах) в целостном процессе развития личности. В-четвертых, обосновать режим функционирования данного воспитательно-образовательного процесса.

 

В педагогической деятельности первостепенную роль играет личность самого учителя, его педагогическое мастерство. Известно, что можно быть умной, духовно образованной личностью, работать в школе (техникуме, вузе), но так и не стать мастером своего дела. Педагогическое мастерство — это комплекс умений и навыков педагога по реализации в педагогическом процессе своих нравственных, научных, общественно-политических, эстетических знаний и убеждений, необходимых для достижениязадач развития личности ребенка. Педагогическое мастерство — это умение учителя реализовать потенциал своей личности в целях развития своих воспитанников.

Конечно, развить этот потенциал, изучая только педагогику, невозможно, но познание сущности процессов воспитания и обучения, его требований, условий эффективности поможет понять, какие личностные качества учителя являются объективно-необходимыми, без которых воспитательно-образовательный процесс не может состояться, и задачи развития личности не смогут быть решены. Ваша задача — изучая педагогику, попытаться увидеть себя в свете требований воспитательно-образовательного процесса для того, чтобы понять, каким надо быть, чтобы стать хорошим учителем; вырабатывать индивидуальный стиль своей педагогической деятельности, ориентируясь на те условия, в которых эта индивидуальность будет проявляться.

 

И последнее, в чем следует разобраться: что такое педагогическаятеория? На изучение каких вопросов прежде всего следует обращать свое внимание, если мы хотим, чтобы изучение данного курса способствовало формированию педагогической позиции?

У нас написано очень много книг и статей по вопросам воспитания и обучения, однако не всякое изложение обозначенных вопросов можно отнести к понятию «теория педагогики». Описание опыта, традиций, чье-то личное мнение и советы, безусловно, имеют значение для формирования педагогической культуры людей. Педагогическая теория, как определяет ее В.В. КРАЕВСКИЙ, это прежде всего «теория практической деятельности.., это система обобщенных знаний, ориентированных на объяснение тех или иных сторон действительности и составляющих основу практической действий» (64, с.148-149).

Смысл теоретического знания в педагогике состоит в том, чтобы исследовать и выявлять сущностные характеристики процессов развития, воспитания и обучения, раскрывать «механизмы» развития и функционирования педагогических процессов и условия их совершенствования, формулировать закономерности, принципы и правила, следуя которым педагогическая деятельность сможет обеспечить полноценный процесс развития личности ребенка.

 

О возможностях педагогической теории в совершенствовании педагогическойпрактики. Педагогическая теория может то, что она может, и не более. Она не может заменить собой педагогический опыт и мастерство учителя. Суть педагогической теории — не в открытии новых форм и методов обучения и воспитания, а именно этого от нее ожидают почему-то и студенты, и многие учителя- практики, и если, читая педагогическую литературу, они этого не находят, то считают педагогику ненужной и бесполезной наукой. Скорее всего, эти открытия нужно ожидать со стороны опыта, там, где учитель находится в непосредственном общении с личностью воспитанника.

Задачи педагогической науки – исследовать процессы развития, воспитания и обучения, описывать и обосновывать их. А потому результатом научения (в процессе изучения курса педагогики) является знание о данных процессах, сформированность педагогической позиции и педагогической направленности мышления будущего педагога, а также развитие способностей личности к самоанализу (саморефлексия), умений оценивать свои качества в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет педагогическая деятельность.

 

megaobuchalka.ru

Как обобщить опыт педагога — Школа успешного учителя

   Как обобщить передовой педагогический  опыт работы педагога?  Он представляет собой совокупность методов решения педагогических проблем.  Опыт педагога как объект обобщения.

передовой педагогический опыт

Анализ  и обобщение опыта

Под анализом опыта понимается  мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности. Как обобщить передовой педагогический  работы педагога?
  • Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.
  • Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.
  • Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности учащихся  к обучению в школе, индивидуальным особенностям  учеников и т.д. Как обобщить передовой педагогический опыт  работы педагога?
  • Деятельность учащихся на занятиях. При анализе и оценке деятельности учеников  особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).
  • Материальное оснащение деятельности педагога и  учащихся. При анализе и оценке этого элемента опыта нужно  установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание нужно  обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.
  • Внешние условия обучения . Обобщение передового педагогического опыта. При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.  Как обобщить передовой педагогический  работы педагога?
  • Результаты обучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности. Обобщение передового педагогического опыта. Анализ, т.е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это и  есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т.к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации. Как обобщить опыт работы педагога?

передовой педагогический опыт.j

Алгоритм описания инновационной педагогической деятельности учителя

  1. Наименование опыта. (Отражает, что именно является (было) предметом преобразования в ходе инновационной деятельности.)
  2. Вопрос, вызвавший затруднение в практике педагогической деятельности, на решение которого направлена инновационная деятельность. (Для чего организуется инновационный процесс, решение какой задачи преследует?)
  3. Мотив к инновационной деятельности. (Что конкретно побудило к преобразованию педагогической деятельности?)
  4. Концептуальная идея инновации. (Описывается основной замысел, суть инициативы. Формулируется главная содержательная идея, дается ее краткое обоснование.)
  5. Актуальность инновации. (В чем выражается запрос практики, у каких субъектов отмечается заинтересованность в реализации инновации?)
  6. Имеющиеся у инновации культурно-исторические аналоги, предшествующий опыт и теоретические предпосылки. (Какие теоретические идеи лежат в основе данного опыта или проекта, какой имеющийся педагогический опыт был использован?)
  7. Степень новизны. (Насколько оригинальна данная инновация? Является ли она проявлением инициативы учителя или отвечает на запрос администрации учреждения? Какова роль автора в разработке инновационного опыта или проекта?)
  8. Методическая идея. (Какие педагогические методы, формы, методические приемы используются в данном опыте или проекте? В чем заключается основное содержание преобразования педагогического взаимодействия? Как изменяются способы коммуникации учителя и ученика, система их взаимоотношений?)
  9. Содержание и этапы реализации. (Какие действия были осуществлены автором опыта или планируются в проекте. Какие этапы реализации инновации можно выделить. В чем назначение и основное содержание каждого из этапов.)
  10. Необходимые для реализации педагогического  опыта  и  его распространения  средства. Описание условий, в которых может быть реализован, использован опыт, проект.
  11. Ожидаемый (полученный) результат. Средства контроля полученного результата и критерии его оценки. (Вид полученного результата. На что нацелен опыт? Какие диагностические методики используются?)

передовой педагогический опыт.

Работа по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта — это не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Так как от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы ОУ, его  нужно  осуществлять «поэтапно», в определённой последовательности.Как обобщить опыт работы педагога?

Основные этапы работы по изучению и обобщению передового  педагогического опыта  (по Р.Г.Амосову):

  • Определение цели изучения передового  педагогического опыта
  • Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.
  • Выбор средств и методов изучения  передового  педагогического опыта
  • Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта
  • Выделение диагностирующих единиц изучения
  • Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта
  • Сопоставление плана изучения опыта
  • Обобщение сходных форм  передового  педагогического опыта и выведение достоверных количественных и качественных характеристик
  • Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.
  • Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта

Как обобщить опыт работы педагога?  Чтобы выявить, изучить опыт педагога , обобщить его и сделать полезным для других, нужно составить программу изучения   передового  педагогического опыта  (с анкетами, опросниками).

передовой педагогический опыт.

Изучение и обобщение передового  педагогического опыта  :

  1. Выявление объекта изучения:
    • оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения
    • выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты
    • первый сбор информации о деятельности педагога
    • выявление факторов, способствующих получению высоких результатов
    • определение объектов изучения
  2. Постановка цели изучения:
    • выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий педагога
    • формулировка проблемы
    • теоретическое обоснование опыта
    • выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта
    • формулировка цели изучения
  3. Сбор информации об изучаемом опыте:
    • отбор методов сбора и обработки информации
    • составление программы наблюдения за деятельностью педагога и учащихся  на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме
    • реализация методов сбора информации об опыте

передовой педагогический опыт.

  1. Педагогический анализ собранной информации:
    • расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта
    • оценка идей опыта на основе критериев
    • определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта
    • выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе
  2. Обобщение опыта:
    • систематизация и синтез полученных на основе анализа данных
    • формулировка сущности и ведущей идеи опыта
    • раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог
    • определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов
    • описание опыта в соответствии с определёнными требованиями.
    • формирование портфолио педагога

Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта очень сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, это будет непродуктивно.

передовой педагогический

Памятка по обобщению опыта учителя:

  • Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
  • Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за  их  духовным развитием . Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
  • Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.
  • Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
  • Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.
  • При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
  • Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.
  • Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
  • Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  • Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).

    передовой педагогический опыт

     

     

 

 

 

 

 

Методика обобщения передового  педагогического опыта Этот вопрос охватывает организацию, основные формы и методы обобщения и распространения передового  педагогического опыта . Взаимосвязь организации, форм и методов можно представить в виде следующей схемы.
Организационные единицыФормыМетоды
Методические объединенияОткрытые занятияНаблюдения
Научно-педагогический СеминарНаучно-практическая конференцияБеседа
Проблемная лабораторияСовет педагоговАнкетирование
Школа передового опытаПедагогические чтенияАнализ документации
Школа педагогического мастерстваПедагогическая выставкаХронометрирование
СпецкурсДиспуты и дискуссиии т.д.
и т.д.Самообразование
Семинарские занятия
Практикумы
Консультации
и т.д.

Любая организационная единица может использовать практически все формы и методы обобщения и распространения передового  педагогического опыта .

Названные организационные единицы не исключают и другие способы обобщения и распространения передового  педагогического опыта . В каждом ОУ, исходя из конкретных условий и состава педагогического коллектива, избирают тот способ, который наиболее им подходит.

Выявить, изучить, обобщить, распространить  передового  педагогического опыта — это ещё не всё, внедрить его, вот наиболее трудная составная часть этой работы. Главное для успешного внедрения  передового  педагогического опыта — это умение администрации заинтересовать педагогов новым опытом, вызвать у них желание и творческую готовность овладеть им. Здесь недопустимо применение каких-либо административных мер. Нужно, чтобы педагог сам вдумчиво отобрал полезное для себя, творчески переработал и органически соединил со своим личным опытом.

Обобщая практику внедрения передового  педагогического опыта , можно назвать следующие основные элементы, из которых складывается этот сложный процесс: ознакомление педагогов с  передового  педагогического опыта , разъяснение преимуществ рекомендуемых новшеств по сравнению с обычными способами работы; показ в действии методов и приёмов работы, подлежащих внедрению; практическое обучение педагогов использованию рекомендуемых методов и приёмов (школа ППО, семинары, практикумы0; решение Совета педагогов ДОУ, методического  совещания с рекомендациями о внедрении ППО; контроль за выполнением решений, оказание необходимой помощи в преодолении возникших затруднений.

передовой педагогический опыт

   Алгоритм  обобщения опыта   воспитательной    работы

  1. Мониторинг массовой практики воспитательной работы (технологические таблицы), выявление наиболее эффективной педагогической деятельности.
  2. Определение проблемы, темы, объекта и предмета изучения.
  3. Знакомство со специальной литературой, нормативно-правовой базой по избранной теме.
  4. Разработка совместно с педагогом-автором плана обобщения опыта:
    • выявление соответствия результатов педагогической деятельности целям и задачам, которые определены при организации данной деятельности,
    • определение соответствия содержания работы требованиям нормативно-правовой базы, регламентирующей воспитательную работу,
    • определение уровня актуальности данного направления, темы воспитательной деятельности,
    • соответствие содержание воспитательного процесса современным требованиям науки и передовой практики,
    • выявление, в чем состоит новизна изучаемого педагогического опыта,
    • выяснить, насколько предлагаемый опыт может быть применен в массовой практике воспитательной работе,
    • выяснить, насколько данная педагогическая технология влияет на формирование личности учащегося, коллектива в целом, референтные группы,
    • определить, как данная технология позволяет решать педагогические задачи.
  5. Совместно с педагогом-автором методист должен проанализировать практическую деятельность, документацию (планы, аналитические материалы, технологические карты мониторинговой деятельности, разработки мероприятий) по данной проблеме, изучить материальную базу, используемую в процессе воспитания.
  6. Результаты изучения положительного педагогического опыта рассматриваются на заседании методического (педагогического) совета.

передовой педагогический опыт.

Титульный лист

Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения)

Ф.И.О.

Тема опыта

Идея опыта (главная цель)
Структура описания обобщённого педагогического опыта.
1. Сведения об авторе.
2. Условия формирования опыта.
3. Теоретическая база опыта.
4. Актуальность и перспективность опыта.
5. Новизна опыта.
6. Адресность опыта.
7. Трудоёмкость опыта.
8. Технология опыта.
9. Результативность опыта.

Схема описания передового педагогического опыта по модульной технологии.Титульный лист.
Чётко определить наименование темы, в котором должен быть отражён характер решаемой педагогом управленческой, методической или воспитательно-образовательной проблемы.Далее надо сформулировать идею опыта. Идея — центральная, основная мысль опыта. Идея опыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей:

Цель — конечный результат /средства его достижения. Например, формирование творческой личности дошкольника средством решения изобретательских задач.

Идея должна следовать теме, а опыт — раскрывать идею.

1.Сведения об авторе:

Ф.И.О.
Образование
Название (полное) учебного заведения, год его окончания
Специальность по диплому
Место работы
Должность
Педагогический стаж
Стаж работы в занимаемой должности
Квалификация
Награды .
ИПМ 2. Условия формирования опыта.

Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

  • изучение методической литературы
  • изучение опыта коллег
  • курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;
  • активное участие в работе городских методических объединений и т.д.

3. Теоретическая база опыта

Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.

4. Актуальность и перспективность опыта (раскрыты в критериях передового  педагогического опыта )

5. Новизна опыта (раскрыта в критериях передового  педагогического опыта ).

6. Адресность опыта

Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т.д.).

7. Трудоёмкость опыта

Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать в чём состоят трудности при использовании данного опыта.

8. Технология опыта

Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения учеников. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.

9. Результативность опыта (раскрыта в критериях передового  педагогического опыта  ).

Приложение к опыту работы:

  • алгоритм подготовки к занятию
  • алгоритм проведения занятий и других видов деятельности
  • конспекты занятий
  • планы учебно-воспитательной работы с учащимися
  • продукты детской деятельности
  • фотографии
  • аудио-видео-записи
  • дидактический материал
  • публикации в СМИ
  • выступления на методических мероприятиях
  • педагогическая диагностика
  • рабочая программа
  • план кружковой работы с детьми
  • и т.д.

Формы представления передового педагогического  опыта

  • презентации ( например, с приглашением  коллег)
  • разработка авторских спецкурсов  ( мастер-классов),стажерских площадок
  • мастер-класс
  • конференция
  • научно-практический семинар
  • авторский сайт,блог
  • брошюры, плакаты  с методической направленностью
  • видеоматериалы  ( фильм  методической направленности)
  • круглый стол
  • пакет документов ( методические рекомендации)
  • портфолио  с приложениями
  • информационное сопровождение  деятельности  ОУ-партнеров
  • создание консультационного пункта
  •  диск
  • выставка ( виртуальная  или реальная) Обобщение передового педагогического опыта.

Скачать шаблоны  для  самоанализа   и обощения опыта   ЗДЕСЬ

  Обобщение педагогического опыта.doc

Информационная  карта  распространения   инновационного   опыта

Диагностическая карта урока.

edu-lider.ru

Персональный сайт — ШППО (Школа передового педагогического опыта)


«…очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей — вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий».

Д.А. Медведев

          1. 0БЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Школа передового педагогического опыта является структурным подразделением методической сети учреждения образования.

1.2. Школа передового педагогического опыта организуется в целях распространения передового педагогического опыта

       среди педагогов школы 


2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

— изучение и обобщение идей передового педагогического опыта;

— передача передового педагогического опыта от учителя-мастера к педагогам, нуждающимся в помощи;

— распространение идей передового педагогического опыта среди педагогов школы;

— активизация инновационной деятельности педагогов;

— обновление арсенала методик преподавания;

— оказание помощи в освоении новых методик и технологий преподавания.

— разработка программы эксперимента на длительный период, ее реализация;

— формулировка выводов эксперимента, обобщение результатов и выработка

  рекомендаций педагогам школы.

3. ФОРМЫ РАБОТЫ

3.1 Основные формы работы в школе передового педагогического опыта:

— лектории;

— посещение и анализ уроков;

— круглые столы;

— практикумы;

-тренинги:

-творческие отчѐты;

— презентации.

4. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1.Основные направления деятельности:

— изучение педагогической и психологической литературы по интересующей тематике;

— ознакомление с обобщенным опытом работы учителя;

— знакомство с практикой работы учителя-мастера.

5. ПОРЯДОК РАБОТЫ

5.1. Возглавляет школу передового опыта учитель-мастер, имеющий высокие достижения и успехи в решении определенной педагогической задачи.

5.2. В состав школы передового опыта входят педагоги, изъявившие желание познакомиться с передовым опытом педагога, либо нуждающиеся в               помощи для решения задач обучения и воспитания. 

5.3. Занятие школы передового опыта проводятся в соответствии с планом работы на текущий учебный год.

5.4. План составляется руководителем школы передового опыта.

5.5. Занятия школы передового опыта проводятся не реже трех раз в год.

5.6. Контроль за деятельностью школы передового опыта осуществляет член администрации, курирующий предмет.

6.ДОКУМЕНТАЦИЯ

— Положение о школе передового педагогического опыта;

— План работы школы передового педагогического опыта;

— Материалы к занятиям школы передового педагогического опыта (разработки уроков, теоретические материалы по теме школы, выступления педагогов и т.п.)

— Анализ работы школы передового педагогического опыта за год.

                                                                                                     

1j5ral24.ucoz.ru

Бейбулатова Елена | Школа передового педагогического опыта МБОУ СОШ№1 п. Степное Советского района Саратовской области

Три пути ведут к познанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький.

Конфуций

 

Внутришкольное  объединение   «Школа передового педагогического опыта» учителей первой и высшей квалификационных категорий является структурным элементом методической службы образовательного учреждения, осуществляющим проведение  научно – практическую деятельность  по предметам образовательного плана.Передовой и инновационный опыт изучается и обобщается на добровольной основе. Опыт участников опытно — экспериментальной, научно — методической работы, проектной деятельности в рамках программы развития на уровне образовательного учреждения изучается и обобщается в обязательном порядке. Авторами (претендентами на распространение) инновационного и передового опыта могут выступать:

— педагогический коллектив  Школьного методического объединения,

— временные творческие группы  педагогов,

 — педагогические работники образовательного учреждения.

 Внутришкольное  объединение  «Школа передового педагогического опыта» создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора школы по представлению заместителя директора по учебной работе.  Внутришкольное  объединение  «Школа передового педагогического опыта» непосредственно подчиняется заместителю директора по учебной работе.  По вопросам внутреннего распорядка  внутришкольное  объединение  «Школа передового педагогического опыта»   руководствуется правилами и нормами охраны труда, безопасного поведения и противопожарной защиты, Уставом школы, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами,  приказами и распоряжениями директора школы.

Цели работы Школы передового педагогического опыта:

      1. Осмысление данной технологии.

      2. Накопление практического опыта.

      3.  Презентация Дальтон-технологии на различных методических уровнях 

 Члены группы:

1.Малина Е.В.., учитель русского языка и литературы, высшей  квалификационной категории, член ассоциации лучших учителей Советского района

2. Копылова Т.Б., учитель математики, высшей квалификационной категории

3.Викулова Е.В., учитель биологии, химии, высшей квалификационной категории, член ассоциации лучших учителей Советского района

4.  Бейбулатова Е.А., учитель физики, высшей квалификационной категории, член ассоциации лучших учителей Советского района

6. Агеева В.Г., учитель ОЗОЖ первой квалификационной категории, педагог-организатор.

7. Большакова Е.В., учитель физической культуры первой квалификационной категории.

8. Саблина С.А., учитель начальных классов, высшей квалификационной категории.

9. Кашина С.А., учитель математики, высшей квалификационной категории, член ассоциации лучших учителей Советского района.

10. Гармашова Н.Г., учитель музыки, первой квалификационной категории.

11. Приймак И.С., учитель математики, первой квалификационной категории.

 

 

О себе

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.   Ключевое отличие новых образовательных стандартов от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования.   Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Овладение ими создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.  Достичь этого позволяет инновационная деятельность школы. В 2011-2012 учебном году на основании приказа директора с целью организации экспериментальной и инновационной деятельности в рамках учебных предметов была организована работа Школы передового педагогического опыта. На заседании педагогического совета было утверждено положение о Школе передового педагогического опыта  МБОУ СОШ №1 п. Степное.  Была собрана группа творческих учителей первой и высшей квалификационной категории, определены ее задачи, составлен план работы на год.  Направлением своей деятельности творческая группа выбрала исследование и внедрение в педагогическую деятельность технологии Дальтон, или Дальтон-технологии.  На первом этапе работы Школы передового педагогического опыта были рассмотрены теоретические аспекты Дальтон-технологии. Последующие заседания проводились по изучению элементов Дальтон-технологии (Дальтон-план, Дальтон-задание, Дальтон-дом, Дальтон-лаборатория), как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Т.е. учителя, готовившиеся к  заседанию, не только теоретически изучали тонкости элементов технологии, но и использовали их при проведении уроков по своему предмету. Все заседания проводились в форме мастер — классов по определенному элементу технологии, в ходе которых, учителя показывали фрагменты уроков, проводили практикумы по темам уроков. На все заседания приглашались все желающие. В 2012-2013 учебном году Школа передового педагогического опыта продолжила свою работу. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 

Дальтон-план (методические рекомендации).- Магадан: МОУ «Гимназия №30″, 2000.

Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М.,2001.

 

 

Мой взгляд на мир

 

Чрезвычайно важно научить детей учиться. Чрезвычайно важно показать детям, что самостоятельно приобретенные знания могут и должны пригодиться  им в жизни.

«Я знаю, для чего мне надо все то, что я познаю, где и как я могу эти знания применить» — вот основные мысли,

которые должны возникать в голове у ребенка, когда он уходит с урока. 

Моё портфолио

 

 Методическая тема внутришкольного объединения «Школа передового педагогического опыта»: 

 

«Организация и внедрение в практическую деятельность педагогов школы Дальтон-технологии».

 

   Задачи работы «Школы передового педагогического опыта»:

 

1. Обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогических работников.

2. Освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности.

3. Организация экспериментальной и инновационной деятельности в рамках учебных предметов.

4. Создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда.

5. Изучение и анализ состояния преподавания группы учебных предметов.

6. Обобщение передового педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы школы.

Мои публикации:

АлгебраАнглийский языкБиологияГеометрияЛитератураМатериалы методических объединенийМеждисциплинарное обобщениеМузыкаРусский языкФизикаФизкультура и спорт Добавить грамоту в портфолио

nsportal.ru

Школа передового педагогического опыта. Цель


МОУ « Чернянская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

ЦЕЛЬ: Осуществление дифференцированного подхода в методической  работе с педагогическими кадрами по признаку креативности (способности к творчеству).

СОСТАВ : группа учителей, способных ставить новые цели образования и разрабатывать для их достижения новое содержание, организацию учебно- воспитательного процесса, осваивать новые педагогические технологии.

Герасимова А.П. – учитель математики МОУ « ЧСОШ №1»

Болтенкова Н.Ф. – учитель химии МОУ « ЧСОШ №1»

Латышева Г.А. — учитель математики МОУ « СОШ №3»

Воловикова Т.Е.- учитель физики и математики МОУ « СОШ №3»

Лыкова Е.В.- зам. директора по УВР МОУ « СОШ с. Андреевка»

Евдокимов А.Л.- учитель физики и математики МОУ « СОШ с. Волково»

Васёкин С.А.- учитель физики и математики МОУ « СОШ с. Р- Халань»

Серова И.В.- учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ с. Большое»

Щепилов В.В. –директор МОУ « СОШ с. Лозное»

Бондаренко М.А. – учитель физики МОУ « СОШ с. Кузькино»

Медкова Г.А. –учитель географии МОУ « СОШ с. Ездочное»

Маликова В.В.- учитель химии МОУ « СОШ с. Ездочное»

Лягуща И.В.- учитель начальных классов МОУ « СОШ с. Ездочное»

РУКОВОДИТЕЛЬ : Васёкина Галина Александровна, учитель математики муниципального общеобразовательного учреждения «Чернянская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов».

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

·         обмен опытом

·         наставничество

·         новаторство

·         обобщение передового педагогического опыта

·         выпуск методических пособий, публикаций.

                   

 

ПРОГРАММА РАБОТЫ.

Наименование программы. Повышение эффективности урока на основе современных средств обучения.

Цель программы: формирование и развитие профессиональной компетентности учителей в области применения компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих учебных задач:


  • содействовать пониманию участниками роли современных технологий в учебно-воспитательном процессе ;

  • способствовать формированию у участников системы базовых теоретико-методических знаний о современных технологиях;

  • способствовать освоению эффективных педагогических методик и программных продуктов Microsoft.

Учебный план на

2008-2009 учебный год.


п/п


Название темы

Лекция

Семинар

Практич.

занятие


Самост.занятия в ходе домашней работы

Всего часов

1.

Создание дидактических материалов, презентаций, буклетов

2

1

2

5

2.

Электронные ресурсы для организации учебно-воспитательного процесса

1

2

2

5

3.

Применение прикладного программного обеспечения, электронных таблиц в школе

1

2

2

5

4.

Организация поисково-исследовательской деятельности школьников с использованием информационных технологий

1

1

2

2

6

5.

Компьютер как средство контроля

1

2

2

5

6.

Технология использования интерактивной доски

1

1

2

2

6

ИТОГО

2

7

11

12

32

Форма отчетности – выпуск метод. пособий, публикаций

Содержание программы.

ТЕМА 1. Создание дидактических материалов, презентаций, буклетов.


  1. Использование мультимедийных презентаций в школе.

  2. Публикация учащегося.

  3. Создание дидактических материалов.

ТЕМА 2. Электронные ресурсы для организации учебно-воспитательного процесса.

  1. Применение обучающих программ.

  2. Использование каталогов и поисковых машин.

  3. Безопасная работа в Интернете.

  4. Структура и содержание веб-сайта.

ТЕМА 3. Применение прикладного программного обеспечения, электронных таблиц в школе.

  1. Электронные таблицы в школе.

  2. Программ аналитических и численных расчетов.

ТЕМА 4. Организация поисково-исследовательской деятельности школьников с использованием информационных технологий.

1.Самостоятельная деятельность учащихся в проекте.

2. Подготовка к разработке учебного проекта.

3. Разработка учебного проекта.

4. Создание электронных папок.

ТЕМА 5. Компьютер как средство контроля.

1. Электронные учебники , содержащие тренировочные работы для подготовки к единому государственному экзамену.

2. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме.

ТЕМА 6. Технология использования интерактивной доски.

1.Интерактивные доски в школе.

2.Что дают интерактивные доски в обучении.

3. Примеры включения интерактивных досок в урок.

Формы занятий

В систему подготовки участников входят лекции, семинарские и практические занятия, предусмотрены часы для самостоятельной работы.

Лекционный курс знакомит участников с современными технологиями. Наиболее актуальные вопросы, требующие обсуждения, рассматриваются на семинарских занятиях.

Практические занятия посвящены изучению тех тем, которые 1) требуют отработки отдельных умений и 2) могут представлять определенную трудность для участников.

Методика организации занятий.

Тема занятия. Создание дидактических материалов, презентаций, буклетов.

Виды деятельности :


  • Обсуждение возможностей использования дидактических материалов, презентаций, публикаций в учебной деятельности.

  • Дискуссия о вариантах использования Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher в школе.

  • Просмотр примеров и создание дидактических материалов для учащихся в текстовом редакторе.

  • Просмотр примеров и создание презентаций учащихся.

  • Просмотр примеров и создание публикаций учащихся.

Технические средства:

Microsoft Word

Microsoft Publisher

Microsoft Internet Explorer

Microsoft Power Point

Ход занятия.

Рассмотреть: примеры учебных материалов в электронном приложении.

Обсуждение в парах: возможность использования созданных учителем дидактических материалов, мультимедийных презентаций для активизации самостоятельной деятельности учащихся.

Дискуссия в группе: использование Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher в учебно-воспитательной работе учителей и учащихся.

Педагогическая разминка: какую роль в учебной деятельности играют дидактические материалы?

-какого вида дидактические материалы могут помочь учащимся в их самостоятельной работе?

каким образом работа учащегося над презентацией и публикацией поможет в создании положительной мотивации в изучении предмета.

Домашнее задание.

Создать :

*публикацию учащегося в виде информационного бюллетеня и буклета, как представление результатов его самостоятельной (индивидуальной или в группе) работы.

*мультимедийную презентацию результатов исследования учащегося.

*тест, содержащий в себя смежные темы.

Разработать: критерии оценивания публикаций, презентаций.

Тема занятия. Электронные ресурсы для организации учебно-воспитательного процесса.

Виды деятельности :


  • Обсуждение возможностей использования обучающих программ, Интернет-технологий в учебной деятельности.

  • Дискуссия о вариантах использования обучающих программ в школе, поиске полезной информации в Интернете.

  • Просмотр примеров обучающих программ, веб-сайтов .

Технические средства:

Электронные учебники

Microsoft Internet Explorer

Ход занятия.

Педагогическая разминка: -обдумайте созданные дидактические м

атериалы и проблемы, возникшие в ходе их разработки, а также методику их использования на уроках.

-какие изменения необходимо внести в окончательную редакцию материалов для активизации самостоятельной деятельности учащихся, в которой преобладает деятельностный, проектно-исследовательский подход и реализуются наиболее передовые методы интеграции иформационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.

Рассмотреть: примеры обучающих программ, веб-сайтов, предоставляющим возможности общения учащимся и ученикам.

Обсуждение в парах: возможность использования обучающих программ, примеры эффективной организации работы учащихся в компьтерном классе, поиск полезной информации в Интернете .

Дискуссия в группе: использование Интернета для общения учителей и учащихся.

Домашнее задание.

Создать : список аннотированных ссылок на веб-сайты для дальнейшего использования их школьниками при самостоятельной деятельности.

Сохранить: отдельные текстовые, графические, звуковые файлы, видеоролики из Интернета.

Тема занятия. Применение прикладного программного обеспечения, электронных таблиц в школе.

Виды деятельности :


  • Обсуждение использования учителем и учащимися программ Paint, Maple и электронных таблиц в учебной деятельности.

  • Дискуссия о вариантах использования Microsoft Excel в школе.

  • Просмотр примеров учебных материалов, созданных в виде электронных таблиц .

Технические средства:

Paint, Maple V

Microsoft Excel

Microsoft Internet Explorer

Ход занятия.

Педагогическая разминка: -обсудить функциональные особенности веб-сайтов.

— какие материалы из могут быть отражены на веб-сайте.

Рассмотреть: примеры учебных материалов, созданных в виде электронных таблиц, программ аналитических и численных расчетов, позволяющих сделать процесс обучения более эффективным и интересным.

Дискуссия в группе: использование электронных таблиц Microsoft Excel в учебно-воспитательной работе учителей и учащихся.

Домашнее задание.

Создать : электронные таблицы, графики, диаграммы, тесты, листы контроля, инструменты самооценки, которые послужат ученикам примерами представления своей работы.

Тема занятия. Организация поисково-исследовательской деятельности школьников с использованием информационных технологий.

Виды деятельности :


  • Знакомство с примерами учебных проектов.

  • Планирование учебного проекта.

  • Разработка основополагающего вопроса и вопросов учебной темы.

  • Создание рабочей электронной папки учебно-методического пакета к проекту

Технические средства:

Microsoft Word

Microsoft Internet Explorer

Ход занятия.

Педагогическая разминка: -каким образом проектно-исследовательская деятельность может активизировать самостоятельную работу учеников

Рассмотреть: примеры реально проведенных проектов.

Дискуссия в группе: разработать основополагающий вопрос и вопросы учебной темы, на которые учащиеся должны ответить по завершению работы в проекте.

Просмотреть: лист описания учебно-методического пакета ( УМП) к проекту.

Домашнее задание.

Создать : электронную папку, в которой будут храниться рабочие материалы.

Спланировать : « визитную карточку» проекта

Составить: список информационных ресурсов к проекту.

Тема занятия. Компьютер как средство контроля

Виды деятельности :


  • Знакомство с примерами использования компьютера для подготовки учащихся к итоговой аттестации

  • Разработка системы работы учителей по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ с применением компьютерных программ

Технические средства:

Электронные учебники, Microsoft Internet Explorer

Ход занятия.

Педагогическая разминка: —Какие организационные и технические проблемы Вам необходимо решить, для того чтобы провести учебный проект?

— Чем необходимо дополнительно обеспечить учащихся?

— Что делать, если в школе нет проектора или доступа в Интернет?

Как организовать работу сельских школьников по проекту, если в школе есть один компьютер с проектором или доступом в Интернет?

Рассмотреть: мультимедийные курсы подготовки к ЕГЭ а) справочные сведения; б) интерактивные тренажеры для развития навыков сдачи экзаменов; в) набор тематических и итоговых тестов.
Дискуссия в группе: разработать систему работы учителей по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ с применением компьютерных программ.

Просмотреть: перечень сайтов по подготовке к ЕГЭ.

Домашнее задание.

Создать : модель педагогической деятельности учителей при подготовке учащихся к итоговой аттестации с использованием компьютера

 Составить: банк заданий для индивидуальной работы обучающихся

по подготовки к ЕГЭ .

Тема занятия. Технология использования интерактивной доски

Виды деятельности :


  • Знакомство с интерактивными технологиями обучения

  • Работа с интерактивными устройствами (досками)

  • Разработка уроков с использованием интерактивной доски

Технические средства:

Интерактивная доска и программное обеспечение к ней

компьютер

проектор

Ход занятия.

Педагогическая разминка: — Как вы думаете, что может дать учителю такое устройство как интерактивная доска? Что такое электронные материалы? Как вы понимаете информационно-коммуникационные технологии?

Запишите кратко (словосочетаниями) ваши представления о предложенных вопросах (1 мин). (на доске записать тезисы, из каждой группы)

Рассмотреть алгоритм подготовки урока с использованием интерактивной доски, преимущество  использования интерактивной доски в образовательном процессе

Апробация инструментов интерактивной доски.

Мастер-класс «Интерактивная доска: примеры включения в урок»

Обмен опытом использования интерактивной доски на уроках между педагогами ОУ.

Домашнее задание.

Спланировать : включение интерактивной доски в уроки

Разработать уроки с использованием интерактивной доски.

http:// www.cherskola1.narod.ru email: sh-scool1 @ yandex. ru

edu.znate.ru

Школы передового педагогического опыта, Опорные школы, Экспериментальные педагогические площадки, творческие группы учителей, Педагогические чтения, Научно-практические конференции, семинары-практикумы,»Педагог ичний мост»,»Педагогические десанты»- Педагогика Библиотека украинские учебникиліотека українських підручників

Чаще создаются по предложениям районного или областного методических кабинетов. Руководителем выбирают учителя-мастера педагогического дела, которому удалось создать индивидуальную творческую лабораторию, от днайты пути эффективного решения проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Слушатели школы (до 10 человек) собираются на свои заседания раз в месяц и работают по заранее составит им плану. К работе такой школы привлекаются ученые, работники районных и городских методкабинетов. Основные формы методической работы: лекции, семинары, заседания круглого стола, посещение открытых уроков, собеседования, консультацииації.

Опорные школы

Лучшие школы микрорайона или так называемого»куста», которые выполняют функции методических центров для нескольких ближайших школ. Как правило, в их стенах благодаря творческому педагогическому коллективу нарабатывается я передовой педагогический опыт, создана надлежащая учебно-материальная база, что соответствующим образом отражается на результатах деятельности школності школи.

На базе опорных школ часто проводятся научно-практические конференции, семинары-практикумы, педагогические чтения и т.п.. Здесь можно получить индивидуальные и групповые консультации, пройти стажировку

Экспериментальные педагогические площадки

Создаются согласно»Положению об экспериментальном педагогический площадка»(1993) для реализации педагогических инициатив, направленных на обновление содержания, форм, методов и средств обучения и вихов ния подрастающего поколения. Статус экспериментальной площадки предоставляется после прохождения специальной экспертизы, которая предусматривает определение соответствия инициативы цели развития образования, реальных возможностей ее воплощения в жизнь инициировать создание такой площадки может как учебное заведение, так и отдельных учителейемий учитель.

Творческие группы учителей

Чаще всего работают в учреждениях нового типа (5-10 чел). Иногда создаются при областных отделениях. Педтовариства Украина. Возглавляют их педагоги или ученые творческого состава, которые пропагандируют собственные творческие наработки, опробовуючы их не только в условиях работы других учебных заведений, но и при изучении различных учебных дисциплинойлін.

Наработанные в творческой группе доработки впоследствии публикуются в педагогической прессе, коллективных методических сборниках, пропагандируются на семинарах-практикумах, научно-практических конференциях, педагогических или итання.

Педагогические чтения

Одна из итоговых форм научно-методической работы. Проводятся как завершающий этап определенных научно-педагогических исследований. Участники таких чтений выступают перед коллегами с докладами, рефератами, сооб идомленнямы, благодаря которым информируют педагогический общественность о результатах своих исследований и найдены пути решения исследуемых педагогических проблемойем.

Иногда педагогические чтения посвящаются юбилейным датам жизни великих педагогов, использование творческих достижений которых позволяет поднять учебно-воспитательный процесс на более высокий уровень. Часто эта форма методических ческой работы сочетается с библиографическими обзорами психолого-педагогической литературы, ее выставками и выставками соответствующих теме чтений творческих наработок педагогув.

Научно-практические конференции

Научно-практические конференции (районные, городские, областные, всеукраинские) — одна из форм подведения итогов работы над исследуемой педагогической проблемой определенного педагогического коллектива или творческих групп педагогов основном проводится в виде пленарного и секционных заседаний. На пленарном заседании рассматривается основной круг вопросов, касающихся исследуемой проблемы, на секционных занятиях-практические основы ее решения. На итоговом пленарном заседании кратко отчитываются руководители секций, обсуждаются и утверждаются соответствующие рекомендации работникам образованийіти.

Семинары-практикумы

Семинары-практикумы — форма методической работы, благодаря которой раскрываются теоретические и практические основы решения проблем обучения, воспитания и развития подрастающего человека. Могут проводиться для ок. Кремы. Группа учителей, воспитателей, классных руководителей, руководителей кружков, членов дирекции школы, которые отвечают за внеклассную и внешкольную работу. В последние годы практическая часть семинара-практикума чаще всего проводится в виде деловых, ролевых, организационно-деятельностных игр, разнообразных тренингов. Это помогает избежать формализма в методической работе, повысить к ней интересамрес.

«Педагогический мост»

«Педагогический мост»- это массовая форма методической работы, которая используется с целью взаемоознайомлення с опытом работы двух педагогических коллективов. Учебные заведения, в которых работают эти коллективы, м могут находиться в разных концах области. Выбирают друг друга для ознакомления добровольно, руководствуясь необходимостью познания нового в освоении определенной педагогической системы. Вопросы методики здесь н а первом месте. Договариваются о дне встречи сначала в кого-то одного, а затем в другойпотім в іншого.

Происходит знакомство с материальной базой школы, посещаются открытые учебно-воспитательные занятия, ведутся разговоры со школьниками. Позже проводится заседание»круглого стола», в течение которого начался ? нают свою работу»банки методических идей»Поочередно»банки»каждой из сторон представляют новые идеи и отпускают»кредиты»на их освоение. Заканчивается встреча демонстрацией творческих дарований пе дагогив школы-хозяина в виде непродолжительной концертной части. Таким образом, труд сочетается с отдыхомТаким чином, праця поєднується з відпочинком.

Через неделю-две происходит очередная встреча, которую организует другая сторона. Результатами обеих встреч является не только взаимное обогащение необходимым педагогическим опытом, но и длительные межличностные связи ‘ вязки учителей-предметников, класовода, воспитателив.

«Педагогические десанты»

«Педагогические десанты»- чрезвычайно яркая форма пропаганды новых педагогических, в том числе методических идей»Педагогические десанты»начинались в. Ровенской. Как правило, проводятся в полесских пи ивничних, удаленных от областного центра районаласного центру районах.

Происходит это так. В любой сельской школе или школе райцентра, где только позволяет помещение, в определенный день утром собираются педагоги района (кто желает) для творческой встречи с»десантниками»

Группа десантников»состоит из творческой группы учителей области, которая работает при областном отделении. Педагогического общества Украины. Как правило, это педагоги, которым есть что показать своим коллегам. Они при ибувають в указанный пункт заранее вечером. Утром они уже — в классных помещениях, на рабочих местах. Классы переполнены учащимися и гостями. Идут открытые учебно-воспитательные занятиявні заняття.

После проведения открытых учебно-воспитательных занятий все собираются в актовом зале, где для десантников»создается возможность расширенной пропаганды собственных методических идей. Из зала звучат вопросы

Результатом подобных»десантов»является пополнение состав творческой группы, освоение новых методических подходов в обучении и воспитании

uchebnikirus.com

Советы рукодельницам