Считалки для детей

Содержание

Считалка — произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка). Считалки всегда оставались весёлыми и задорными. Детская считалочка является коротким рифмованным стишком, при помощи которого определяется ведущий в игре. Интересен тот факт, что история считалки уходит в языческие времена. Охотники тогда верили, что при пересчете убитой дичи они навлекут неудачу на последующие охоты. В наше время у считалок иная роль, но магическое составляющее осталось: на кого пал выбор, тот и получит везение. Шли времена, менялись считалки, перефразировались старые и появлялись новые. В моде они были всегда. Считалки рассказывают детишкам и до сих пор. Считалки — задорные, простые, веселые, именно за это они полюбились детям. Детские считалки позволяют выбрать ведущего без обмана, справедливо. Они вырабатывают такие качества, как чувство товарищества и честность. При разучивании с детьми различных считалок, вы помогаете детям тренировать память и развивать у них чувство ритма.

Прислать считалку

-1-
— Заяц белый, куда бегал?
— В лес дубовый.
— Что там делал?
— Лыко драл.
— Куда клал?
— Под колоду.
— Кто брал?
— Родион.
— Выйди вон!

-2-
Ехала белка не тележке,
Продавала всем орешки.
Кому два, кому три,
Выходи из круга ты!

-3-
Первинчики-другинчики,
Летали голубенчики
По ранней росе,
По зеленой полосе.
Там яблоки, орешки,
Медок, сахарок, —
Поди вон, малышок!

-4-
Курочка-погатурочка,
Кукушка-рябушка
Сели, горели,
За море летели.
За морем горка,
На горке дубровка,
В дубровке царица,
Красная девица,
Медок, сахарок,
Поди вон, королёк!

-5-
Шёл баран

По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмёт
Тот и вон пойдёт.

-6-
Шла бабка с заморья,
Несла кузовок.
В том кузовочке
Лежали грибочки,
Кому — гриб,
Кому — два,
А тебе, дитятко,
Весь кузовок.

-7-
Ехал Грека через реку.
Видит Грека в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Грека — цап.

-8-
Вышел месяц (месяц/немец/заяц) из тумана,
Вынул ножик из кармана —
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить!

-9-
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей!

-10-
Эни, бени, рики, таки,
Турба, урба, синтибряки,
Эус, бэус, краснобэус,
Бац!

-11-

Десять бутылок стояло на столе,
Десять бутылок стояло на столе,
Одна из них упала,
Осталось только девять.

-12-
Эники, бэники, ели вареники,
Эники, бэники, съели вареники,
Эники, бэники, хоп!
Вышел зелёный сироп.

-13-
Десять негритят решили пообедать,
Один вдруг поперхнулся, их осталось девять.
Девять негритят, поев, клевали носом,
Один не смог проснуться, их осталось восемь.
Восемь негритят в Девон ушли потом,
Один не возвратился, остались всемером.
Семь негритят дрова рубили вместе,
Зарубил один себя — и осталось шесть их.
Шесть негритят пошли на пасеку гулять,
Одного ужалил шмель, их осталось пять.
Пять негритят судейство учинили,
Засудили одного, осталось их четыре.
Четыре негритенка пошли купаться в море,
Один попался на приманку, их осталось трое.
Трое негритят в зверинце оказались,

Одного схватил медведь, и вдвоем остались.
Двое негритят легли на солнцепеке,
Один сгорел — и вот один, несчастный, одинокий.
Последний негритенок поглядел устало,
Он пошел повесился, и никого не стало.
(Агата Кристи, «Десять негритят»)

-14-
Серый зайка вырвал травку,
Положил её на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот и вон пойдёт.

-15-
Катилось яблоко по блюду,
А я водить не буду.

-16-
Раз, два, три, четыре,
Жили мышки на квартире.
К ним повадился сам друг
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы спросим:
«Ты, обжора, не ходи!»
Ну-ка, Машенька, води!

-17-
Раз, два, Фредди в гости жди,
Три, четыре, двери затвори,
Пять, шесть, крепче стисни крест,
Семь восемь, тебя не спать попросим,
Девять, десять, больше не надейся…

-18-
Родились у нас котята,
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок — самый белый,
Два котенок — самый смелый,
Три котенок — самый умный,
А четыре — самый шумный.
Пять похож на три и два,
Теже хвост и голова,
Тоже пятнышко на спинке,
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята,
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам ребята
Посмотреть и посчитать!

-19-
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас. Беда!
Разбегайтесь кто-куда!

-20-
Трынцы, брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы,
Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон!

-21-
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл.

-22-
В гараже стоят машины —
Волга, Чайка, Жигули,
От какой берешь ключи?

-23-
Катилося яблоко мимо сада,
Мимо сада, мимо града,
Кто поднимет, тот и выйдет.

-24-
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.

-25-
Шышел-мышел,
Взял да вышел.

-26-
Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашёл,
Капустку нашёл,
Сидит, грызёт,
Иди прочь — хозяин идёт!

-27-
Кады, бады, налей воды.
Корове пить, тебе водить.

-28-
Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела —
Мужу двое, себе трое,
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдет,
Тот водить пойдет.

-29-
Маша рано встала
Кукол всех пересчитала:
Две матрёшки на окошке,
Две Танюшки на подушке,
Две Иринки на перинке,
А Петрушка в колпачке
на зеленом сундучке.

-30-
Высоко-превысоко
Кинул я свой мяч легко.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес.
Раз-два-три-четыре-пять,
Я иду его искать.

Прислать считалку

riddle-middle.ru

Считалки | Растем играючи

  • Ёжик нес на именины
    Полтора куля рябины
    И корзиночку опят.
    А тебе — водить опять!

  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть, семь, восемь, девять, десять!
    Надо, надо, надо спать!
    И не надо куролесить!
    Кто уснул — тот видит сон,
    Кто не спит — тот выйди вон!

  • До — ре — ми — фа — соль — ля — си!
    Села кошка на такси,
    А котята прицепились
    И бесплатно прокатились!

  • Шел утенок по дорожке,
    Видит он — лежат сапожки.
    Стал сапожки он носить,
    Выходи тебе водить!

  • Забрался медведь в колоду,
    Захотелось мишке меду.
    Кто не верит — погляди
    И из круга выходи!

  • На золотом крыльце сидели:
    Царь, Царевич, Король, Королевич,
    Сапожник, Портной.
    Кто ты будешь такой?
    Говори поскорей,
    Не задерживай добрых и честных людей!

  • У окна — калина,
    У калины Ната, Нина, Мила.
    У Наты — платок,
    У Милы — венок,
    А у Нины — цветок.

  • Забрался медведь в колоду,
    Захотелось мишке меду.
    Кто не верит — погляди
    И из круга выходи!

  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Вдруг охотник выбегает,
    Прямо в зайчика стреляет
    — Пиф — паф!
    — Ой-ой-ой!
    Умирает зайчик мой.
    Привезли его в больницу,
    Он украл там рукавицу.
    Привезли его в палату,
    Он украл там шоколаду.
    Привезли его домой,
    Оказался он живой.

  • Шла лисица вдоль тропинки
    И несла грибы в корзинке.
    Пять опят и пять лисичек
    Для лисы и для сестричек.

  • kid-game.ru

    СЧИТАЛКИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ | Сборник считалок,популярных среди учеников младших и старших классов

    Дети любят общаться с ровесниками, находить новых друзей, делиться знаниями, играть в коллективные игры. В групповой игре важно подобрать каждому участнику определенную роль, для этого ребята используют считалочки. На ком считалка остановится, тому и выпадет заветная роль. На этой странице вы найдете замечательные считалки для школьников,а на других страницах bebi.lv вас ждут интересные считалочки других тематик,загадки,пословицы,стишки для детей,песенки,частушки,прибаутки,скороговорки.
    Народ сочинил множество фольклорных жанров, предназначенных для развития ребенка. Считалки в этом списке занимают особое место. Кратенькие стишки с веселым смыслом детям очень полюбились. Малыши с легкостью запоминают рифмованные строки, чтобы потом применять их в процессе выбора роли для участников коллективных игр. Вот несколько занимательных считалок для школьников:

    Раз, два, три, четыре-
    Меня грамоте учили:
    Не считать, не писать,
    Только по полю скакать.
    Я скакала, я скакала,
    Себе ноженьку сломала,
    Стала ноженька болеть,
    Стала маменька жалеть,
    Пожалела, поругала
    И за доктором послала.
    Доктор едет на быке
    С балалаечкой в руке.

    Раз, два, тир, четыре,
    Пять, шесть, семь,
    Восемь, девять, десять.
    Выплывает
    Белый месяц!
    Кто до месяца дойдет,
    Тот и прятаться пойдет!

    Раз, два, три, четыре,
    Жили мошки на квартире.
    К ним повадился сам-друг,
    Крестовик – большой паук.
    Пять, шесть, семь, восемь,
    Паука мы просим
    Ты, обжора, не ходи!
    Ну-ка, Мишенька, води.

    Родились у нас котята
    Раз-два-три-четыре-пять,
    Приходите к нам, ребята
    Посмотреть и посчитать.
    Раз котенок — самый белый
    Два котенок — самый смелый
    Три котенок — самый умный
    А четыре — самый шумный
    Пять похож на три и два
    Те же хвост и голова
    Тоже пятнышко на спинке
    Также спит весь день в корзинке.
    Хороши у нас котята
    Раз-два-три-четыре-пять
    Приходите к нам, ребята
    Посмотреть и посчитать!

    Считалка для школьников является методом честного и справедливого выбора. Неважно старший ты в коллективе или младший, никакие внешние факторы не влияют на выбор только честный жребий. Ребята любят учить считалки, чтобы хвастаться перед друзьями знанием нового стишка и для ее оглашения перед началом игры, ведь эта роль тоже важна. Маленькие детки запоминают простые считалки из пары легко выговариваемых слов. Ребенок взрослеет, переходит в старшие классы школы, со временем знает этих произведений все больше, они становятся сложнее и длиннее. Каждое чадо имеет свои любимые считалки, при случае с радостью их использует, как-бы назначает роли в игре. В конце статьи вы найдете самые популярные считалки для школьников, которые нередко можно услышать на школьных переменках среди учеников старших и младших классов. Некоторые варианты отлично подойдут для оформления титульной страницы портфолио ученика 1 класса.


    Как только малыш научился говорить, он начинает запоминать считалочки, предлагаемые родителями, и часто произносит их вслух. Для него это очень полезно. Работают память и образное мышление, ребенок знакомится с буквами и цифрами. Происходит тренировка дикции, речевой аппарат развивается, чадо в повседневной жизни начинает говорить четче и выразительнее, усваивается фонетика различных слов. У него появляется ощущение ритма, которое очень пригодится в будущем.

    Дети расширяют свой кругозор и узнают много новой, любопытной информации. Малыши обожают слушать, учить считалки, поскольку они легки для восприятия, там нет скрытого смысла, все предельно просто и доступно. Плюс рассказывать считалку довольно весело, что в работе с ребенком является определяющим фактором.

    Что может быть лучше для ребенка, чем всестороннее развитие в игровой форме. В данном разделе нашего сайта есть масса считалочек, вы найдете стишки своего детства и современные произведения. Дайте малышу новый материал для размышления. В раннем возрасте дети запоминают все гораздо лучше нас, накапливая знания для взрослой жизни, не пропустите этот момент.

    Лучшие современные считалки для школьников младших и старших классов.
    Следующая статья :
    Лучшие детские считалочки

    вернуться на Главную страницу

    ТАКЖЕ УЗНАЙТЕ…


    Похожие материалы:

    Следующие материалы:

    Предыдущие материалы:


    bebi.lv

    Считалки для детей

    Коллекция детских считалок для маленьких детей и для школьников, весёлые считалочки и страшные, считалки на выбывание из игры и на английском языке. Считалки не теряют свою актуальность, их количество постоянно растёт, а мы предлагаем вам только лучшие детские считалки на любой вкус.

    Считалочки для малышей

    Считалки для самых маленьких, простые и забавные стишки для малышей.

    • Тише, мыши, кот на крыше

      Тише, мыши, кот на крыше,
      а котята ещё выше.
      Кот пошёл за молоком,
      а котята кувырком.
      Кот пришёл без молока,
      а котята ха-ха-ха.

    • Эники-беники

      Эники-беники ели вареники
      Эники-беники — клёц!
      Вышел весёлый матрос.

    • Раз, два, три, четыре, пять

      Раз, два, три, четыре, пять,
      Вышел зайчик погулять.
      Вдруг охотник выбегает,
      Прямо в зайчика стреляет.
      Пиф – паф! Ой-ой-ой!
      Умирает зайчик мой.
      Привезли его в больницу,
      Он украл там рукавицу,
      Привезли его в палату,
      Он украл там шоколаду.
      Привезли его на крышу,
      Он украл там дядю Мишу.
      Привезли его домой,
      Оказался он живой.

    • Кони, кони

      Кони, кони, кони, кони,
      Мы сидели на балконе.
      Чай пили, чашки били,
      По-турецки говорили.

    • Мишка косолапый

      Мишка косолапый по лесу идёт,
      Шишки собирает, песенку поёт.
      Шишка отлетела — прямо Мишке в лоб!
      Мишка рассердился и ногою — топ!

    Считалки для школьников

    Считаем от 1 до 10 или до 5, проговариваем заковыристые несуществующие слова и получаем отметки вместе с Апельсинкой.

    • Считалка от 1 до 10

      Раз, два, три, четыре, пять,
      Научились мы считать.
      Ну а дальше мы не знаем,
      Может, вместе посчитаем?

      Шесть – конфеты любим есть,
      Семь – мы помогаем всем,
      Восемь – мы друзей в беде не бросим.
      Девять – учимся на пять,
      Десять – кончили считать.

    • Считалка с тигром

      Раз, два, три, четыре, пять,
      Вышел тигр погулять.
      Запереть его забыли.
      Раз, два, три, четыре.

    • Эне, бене, раба

      Эне, бене, раба,
      Квинтер, финтер, жаба.
      Эне, бене, рес,
      Квинтер, финтер, жес!

    • Апельсинка

      Катилась апельсинка
      По имени Мальвинка,
      Уроки не учила и
      Двойку получила.
      А потом пошла гулять,
      Получила цифру пять!

    Смешные считалочки

    Самые популярные весёлые короткие считалки для детей. Маленькие запоминающиеся стишки.

    • Манжеты у жилета

      Жили-были у жилета
      Три петли и два манжета.
      Если вместе их считать,
      Три да два, конечно, пять!
      Только знаешь, в чём секрет?
      У жилета нет манжет!

    • Считалка мышонка

      Раз, два, три, четыре.
      Сосчитаем дыры в сыре.
      Если в сыре много дыр,
      Значит, вкусным будет сыр.
      Если в нем одна дыра,
      Значит, вкусным был вчера.

    • Сороконожка

      У сороконожки заболели ножки:
      Десять ноют и гудят,
      Пять хромают и болят.
      Помоги сороконожке
      Посчитать больные ножки.

    • Маленькая девочка

      Я маленькая девочка
      Я в школу не хожу.
      Купите мне сандалики —
      Я замуж выхожу!

    Считалки на выбывание

    Детские считалки на выбывание помогут распределить роли в игре, особенно хорошо подходят для игры в прятки.

    • На золотом крыльце сидели

      На золотом крыльце сидели:
      Царь, царевич, король, королевич,
      Сапожник, портной —
      Кто ты будешь такой?

    • Вышел немец из тумана

      Вышел немец из тумана
      Вынул ножик из кармана
      Буду резать, буду бить —
      С кем останешься дружить?
      Вышел месяц из тумана,
      Вынул ножик из кармана.
      Буду резать, буду бить —
      Всё равно тебе водить!

    • Аты-баты

      Аты-баты, шли солдаты,
      Аты-баты, на базар.
      Аты-баты, что купили?
      Аты-баты, самовар.
      Аты-баты, сколько стоит?
      Аты-баты, три рубля
      Аты-баты, он какой?
      Аты-баты, золотой.
      Аты-баты, шли солдаты,
      Аты-баты, на базар.
      Аты-баты, что купили?
      Аты-баты, самовар.
      Аты-баты, сколько стоит?
      Аты-баты, три рубля.
      Аты-баты, кто выходит?
      Аты-баты, это я!

    • Считалка гномов

      Под горою у реки
      Живут гномы-старики.
      У них колокол висит,
      Позолоченный звонит:
      Диги-диги-диги-дон,
      Выходи скорее вон!

    Считалки на английском

    Лучшие считалки на английском языке, самые популярные и любимые детьми.

    • Five little bees

      One little bee blew and flew.
      He met a friend, and that made two.
      Two little bees, busy as could be —
      Along came another and that made three.
      Three little bees, wanted one more,
      Found one soon and that made four.
      Four little bees, going to the hive.
      Spied their little brother, and that made five.
      Five little bees working every hour —
      Buzz away, bees, and find another flower.

    • One to ten

      One for sorrow,
      two for joy,
      three for a girl,
      four for a boy,
      five for silver,
      six for gold,
      seven for a secret,
      never to be told,
      eight for a wish,
      nine for a kiss,
      ten for a time
      of joyous bliss.

    • Eeny, meeny, miny, moe

      Eeny, meeny, miny, moe,
      Catch a tiger by the toe.
      If he hollers, let him go,
      Eeny, meeny, miny, moe.

    • Alphabet

      A B C D E F G
      come on out and play with me.
      H I J
      come and play.
      K L M
      come with them.
      N O P
      near the tree.
      Q R S T U V
      Oh, how happy we will be.
      W X Y Z
      Lot’s of fun for you and me.

    deti-online.com

    определение, виды и примеры считалочек для детей

    Умение играть является важнейшей составляющей гармоничного развития ребёнка. Особенно замечательны коллективные игры. Часто там требуется выбрать водящего, на роль которого претендуют многие ребята. И тогда на помощь приходит считалка — уникальный фольклорный жанр. Что он из себя представляет? Как много значит для детского развития?

    История появления считалки как литературного жанра

    Считалка — это жанр детского фольклора, представляющий собой рифмованные строки или белые стихи, которые играют роль прелюдии к игре. Чаще всего это маленький законченный рассказ с шутливым содержанием.

    История считалки уходит в далёкое прошлое. И у учёных-литературоведов есть свои версии их появления (в том числе разных видов этого произведения):

    1. В древние времена для выполнения тяжёлой работы не было специальной техники: всё делали вручную, примитивными орудиями труда. Некоторые действия даже представляли опасность для жизни и здоровья, и добровольцев, конечно же, не находилось. Поэтому и придумали считалку — способ распределить функции честно, без обид. В этом плане этот фольклорный жанр можно назвать прикладным, изначально имеющим конкретную цель — распределить работу.
    2. В прочих ситуациях, когда нужно было сделать выбор (сражение, какой-то ритуал, спортивное состязание), люди стремились снять с себя ответственность и переложить её на кого-нибудь ещё (судьбу или божество). Опять-таки здесь могла прийти на помощь считалка (наряду со жребием и гаданием).
    3. Неотъемлемой частью жизни древнего человека была охота. Люди верили, что животные способны понимать их речь. Пытаясь уберечь себя от несчастий и напастей, в считалке появились непонятные, тайные слова. Таким образом, некоторые из них стали похожи на настоящие заклинания.
    4. Считалки впитывали в себя верования стародавних времён. Люди, вообще, раньше были очень суеверными. Например, существовало мнение, что некоторые вещи нельзя считать вслух: например, пересчитывать добычу на охоте или улов рыбы, чтобы не привести в негодование духов леса или водоёма. Так в считалке появились закодированные цифры.

    По мнению исследователей, изначально считалки появились как способ распределить трудовые функции

    С течением веков законы природы стали для людей понятными, усовершенствовались орудия труда. Чем менее в жизни оставалось места для сверхъестественного, тем быстрее старые формы поведения превращались в забаву. И современные считалки используются главным образом в детских играх и носят весёлый и безобидный характер.

    Считалки в их современном виде стали известны относительно недавно — примерно с 19 века. Как и прочие фольклорные жанры, их стали активно собирать и записывать. В каком виде они существовали ранее, можно лишь догадываться, поскольку более ранний фольклор зафиксировать не удалось. Однако же типы считалок, отмеченные ещё в 19 столетии, во многом напоминают те, которые используют современные дети.

    Значение считалок для детского развития

    Непосредственное назначение современной детской считалки — распределить роли в игре. При этом художественный текст помогает сразу выбрать конкретного водящего или же указать на того ребёнка, который выбывает из круга (повторяется несколько раз, пока не останется один участник — водящий). Этот фольклорный жанр сплачивает детский коллектив, устанавливает в нём дружеские контакты, формирует чувство товарищества, а также такие важные качества, как честность, справедливость, дисциплинированность.

    Ребёнок, который произносит считалку, дотрагивается до груди всех участников игры. Это своеобразный ритуал, который завораживает детей и создаёт атмосферу доверия.

    Однако на этом развивающие свойства считалок не заканчиваются. Они гораздо шире:

    1. Произнесение считалки обычно сопровождается определёнными движениями, что способствует развитию моторики и координации движений.
    2. Каждый коротенький стишок содержит в себе определённые образы — их представление способствует развитию детской фантазии, креативного мышления. Кроме того, считалки обычно носят шутливый характер, и способствуют формированию у ребёнка чувства юмора.
    3. Происходит тренировка памяти. Малышам всегда нравятся забавные строки, и они стараются их выучить. К тому же ребёнок, который знает много считалок, обычно популярен в детской компании, становится затейником игр.
    4. Развитие речи. При частом проговаривании считалок детская речь становится чище, улучшается артикуляция.
    5. Когда ребёнок забывает какие-то слова, он пытается сам придумать окончание считалки, что развивает литературные способности, в том числе умение подбирать рифму на заданное слово.
    6. Многие считалки содержат в себе счёт, поэтому важны для формирования у малышей математических знаний. Если взрослый часто повторяет ребёнку забавную числовую считалку, то тот без особых усилий запомнит нужную последовательность цифр.
    7. В любой считалке большое значение имеет ритм. Поэтому под неё можно пританцовывать, прыгать, словом, развивать двигательные навыки.

    Ребёнок, который знает много считалок, всегда популярен среди сверстников

    Видео: девочки рассказывают считалки, которые они знают

    Как правильно читать считалку

    Считалка произносится, как правило, в быстром темпе. При этом основное внимание уделяется точному ритму, которого нужно придерживаться. При произнесении очередной ритмической единицы (определённый ударный слог) тот, кто читает текст, показывает на следующего игрока.

    Иногда в считалке могут присутствовать разные виды стихотворного размера или же подряд могут идти несколько односложных слов. Примером служит такой известный текст:

    • Сидел / петух / на лаво/чке,
      Считал / свои / булаво/чки.
      Раз, / два, / три / —
      Коро/левой / будешь / ты!

    Здесь в первых двух строках ритмически выделяются нечётные слоги — стихотворный размер ямб. Третья строка — просто три односложных слова, каждое из которых ритмически выделяется. И в последней строке ударение падает на каждый третий слог — стихотворный размер анапест.

    Смысл в считалке не играет особо важной роли, главное здесь именно ритм. Именно поэтому в считалках иногда встречаются квазислова — выдуманные, которые не употребляются в обычной речи и не несут абсолютно никакого значения. Некоторые же тексты полностью состоят из них (так называемые «заумные» или «тарабарские» считалки).

    • Эна деу рики факи,
      Торба, орба, онба, смаки,
      Деу-деу, косметеу,
      Смаки бакас!

    В указанном примере, который полностью состоит из квазислов, при произношении чётко соблюдается ритм — ударение везде падает на нечётные слоги (стихотворный размер хорей).

    Из-за ритмичности считалок их легко напевать. Дети часто так и делают, да и весёлая обстановка к этому располагает.

    Картотека детских считалок

    Существует огромное количество различных видов детских считалок.

    Сюжетные (или содержательные)

    Сюжетом такого произведения может выступать всё, что угодно из окружающей жизни (домашние бытовые ситуации, дикие и домашние животные, трудовые процессы) или вымышленного сказочного мира.

    • Шла овца по мостику
      Повиляла хвостиком,
      Уцепилась за перила,
      Тут же в реку угодила!
    • За высокими горами
      Стоит Мишка с пирогами.
      Здравствуй, Мишенька-дружок,
      Сколько стоит пирожок?
      Пирожки не продаются,
      Они сами в рот кладутся,
      Но кто их возьмёт,
      Тот водить пойдёт.

      Иллюстрацию можно использовать к считалке про мишку с пирогами

    • Вышли мыши как-то раз
      Посмотреть который час.
      Раз-два-три-четыре,
      Мыши дёрнули за гири.
      Тут раздался страшный звон —
      Разбежались мыши вон.

      Иллюстрацию можно использовать к считалке про мышек

    • В лес однажды я пошёл,
      Там грибочки я нашёл.
      Подосиновик, груздочек,
      Полезайте в кузовочек.
      Ядовитый мухомор,
      Из корзины выйди вон!

      Иллюстрацию можно использовать к считалке про грибочки

    • В гараже стоят машины –
      Волга, Лада, Жигули.
      От какой берёшь ключи?

    В составе сюжетных считалок можно выделить числовые, которые обязательно содержат в себе счёт (чаще всего до пяти или до десяти):

    • Раз, два, три, четыре, пять,
      Мы собрались поиграть.
      К нам сорока прилетела
      И тебе водить велела.
    • Раз, два, три, четыре,
      Пять, шесть, семь,
      Восемь, девять, десять.
      Выплывает белый месяц.
      Кто до месяца дойдёт,
      Тот и прятаться пойдёт.
    • Раз, два, три, четыре, пять,
      Будем мы цветы считать:
      Фиалки, кактусы, алоэ,
      И щучий хвост и каланхоэ…
      Кто сумел всё сосчитать,
      Тот и будет догонять!
    • Мы играем, мы играем,
      Фрукты дружно выбираем.
      Яблоко — раз,
      Груша — два,
      Слива — три,
      Ну а ты — иди води!

    Среди считалок есть числовые — содержащие в себе счёт

    Также бывают сюжетные считалки-заменки. В последней строчке там конкретно указывается на выход игрока из круга:

    • Жаба прыгала, скакала,
      Чуть в болото не упала.
      Из болота вышел дед,
      Двести восемьдесят лет.
      Нёс он травы и цветы.
      Выходи из круга ты.
    • Под горою у реки
      Жили гномы-старики.
      У них колокол висит,
      Позолоченный звенит:
      Диги-диги-диги-дон!
      Выходи скорее вон!

      Иллюстрацию можно использовать к считалке про гномов

    • Я — зверёк
      И ты — зверёк.
      Я — мышонок,
      Ты — хорёк.
      Ты хитёр,
      А я умён.
      Кто умён,
      Тот вышел вон.
    • Шла кукушка мимо сети,
      ей попались злые дети;
      раз, два, три —
      это, верно, ты;
      раз, два, три, четыре, пять —
      Нужно одного убрать.

    Многие популярные считалки имеют несколько вариантов. Например, та же считалка про кукушку:

    • Шла кукушка мимо сети,
      А за нею малы дети
      Кукушата просят пить,
      Выходи — тебе водить!
    • Шла кукушка мимо леса,
      А за нею три балбеса,
      Кук-мак, кук-мак —
      Убирай один кулак.
      Шла кукушка мимо сети,
      А за нею злые дети.
      Кук-мак, кук-мак —
      Убирай один кулак.
    • Шла кукушка мимо сада,
      Поклевала всю рассаду.
      И кричала: «Ку-ку-мак!»
      Убирай один кулак!
      Шла кукушка мимо сети,
      А за нею — малы дети.
      Все кричали: «Ку-ку-мак»
      Убирай ещё кулак!

      Считалка про кукушку имеет несколько вариантов

    Видео: мальчик рассказывает один из вариантов считалки про кукушку
    Видео: брат и сестра рассказывают считалку «Шла кукушка через сад…»

    Тарабарские

    Вообще, замечено, что детям нравятся непонятные слова. Это придаёт их игре ореол таинственности. Кроме того, им нравится играть с привычными словами — видоизменять их до неузнаваемости (часто именно так и рождается интерес к родному языку). В конце такой считалочки обычно имеется заключительный активный аккорд — например, вроде «бац», «бакс» и пр.

    • Эгэдэ пэгэдэ
      Цугэдэ мэ.
      Абэн фабэн
      Домэнэ,
      Икэ пикэ
      Грамэникэ,
      Дон зон,
      Заяц вон!
    • Эны доны трынка нели,
      Мисли масли кумпа тели,
      Кумпа а
      Кумпа бэ
      Мисли масли
      Кумпа те!
    • Чирдиржик-мирдиржик,
      хрупчик один,
      чирдиржик-мирдиржик,
      хрупчик два,
      чирдиржик-мирдиржик,
      хрупчик три.

    Иногда в тарабарских считалочках квазислова «перемешаны» с обычными, например:

    • Жил был граф
      Пузо-Бузо-Лаперузо,
      пара гвоздей
      ганабуза,
      граф Вируза
      да бутыль.
      Цынь-цынь,
      полатынь,
      попрыгунья,
      полатунья,
      ели мули,
      сансыбильи,
      флек, флек, флек.

    Исследователи отмечают, что фрагменты некоторых таких «заумных» считалок, особенно их начало, напоминают начало латинских, иудейских и мусульманских молитв.

    Народные и авторские

    Считалки можно также классифицировать на народные и авторские. Первые — чисто фольклорные произведения, не имеющие конкретного автора.

    • Ходит свинка
      По бору,
      Рвёт траву-мураву.
      Она рвёт
      И берёт,
      И в корзиночки кладёт.
      Этот выйдёт,
      Вон пойдёт!

      Иллюстрацию можно использовать к считалке про свинку

    • Тара-тара-тарара,
      Вышли в поле трактора,
      Стали пашню боронить,
      Нам бежать, тебе водить!
    Видео: мальчики рассказывают считалку «Шла коза по мостику…»

    Авторские же считалки сочиняют детские поэты. Самый яркий пример — это известная всем считалочка про зайчика, которую придумал Ф. Б. Миллер ещё в 1851 году. Изначально это была просто подпись к иллюстрации в детской книжке. Спустя годы текст стал очень популярен и стал использоваться в роли детской считалочки.

    • Раз-два-три-четыре-пять,
      Вышел зайчик погулять;
      Вдруг охотник прибегает,
      Из ружья в него стреляет…
      Пиф-паф! ой-ой-ой!
      Умирает зайчик мой!

    Некоторые считалки были придуманы профессиональными детскими поэтами

    Другие примеры литературных считалок:

    • «Ночная считалка» Валентин Берестов
      Раз-два-три-четыре-пять!
      Шесть-семь-восемь-девять-десять
      Надо, надо, надо спать
      И не надо куролесить.
      Кто не спит, тот выйдет вон.
      Кто уснул, увидит
      Сон.
    • «Щи-талочка» Марина Бородицкая
      Чищу овощи для щей.
      Сколько нужно овощей?
      Три картошки, две морковки,
      Луку полторы головки,
      Да петрушки корешок,
      Да капустный кочешок.
      Потеснись-ка ты, капуста,
      От тебя в кастрюле густо!
      Раз-два-три, огонь зажжён —
      Кочерыжка, выйди вон!

    Старинные и современные считалки

    Среди считалок можно выделить старинные произведения. Они созданы много лет назад и могут указывать на элементы быта, характерные для давних времён.

    • Шишел-вышел вдруг пришёл,
      На боярский двор зашёл,
      Там бояре шапки шьют,
      На окошко их кладут.
      — Ты зачем сюда пришёл?
      Шишел-вышел, вон пошёл!
    • Шла бабка с заморья,
      Несла кузовок.
      В том кузовочке
      Лежали грибочки,
      Кому — гриб,
      Кому — два,
      А тебе, дитятко,
      Весь кузовок.

      Иллюстрацию можно использовать к считалке «Шла бабка с заморья…»

    Другие же произведения уже современные, аналогично указывают на атрибуты нынешней жизни.

    • Стирает, крутится машина,
      Плюх-плюх, плюх-плюх!
      Бельё стирает тётя Зина,
      Шух-шух, шух-шух!
      Раз, два, три,
      Белье повесить помоги!
      Помочь не хочешь — выходи,
      Ты пойди-ка, поводи!

      Современные считалки наполнены реалиями нынешней жизни

    Для малышей и школьников

    Условно можно выделить считалки для малышей (дошкольников) и для детей постарше (школьников). Первые совсем коротенькие (часто одно четверостишие), простые по смыслу, но очень образные и забавные:

    • Тише, мыши, кот на крыше,
      а котята ещё выше.
      Кот пошёл за молоком,
      а котята кувырком.
      Кот пришёл без молока,
      а котята ха-ха-ха.

      Считалочки для малышей короткие, но образные

    • Мишка косолапый по лесу идёт,
      Шишки собирает, песенку поёт.
      Шишка отлетела — прямо Мишке в лоб!
      Мишка рассердился и ногою — топ!

    Вторые же более длинные и содержательные:

    • Раз, два, три,
      Четыре, пять,
      Нам ракету запускать!
      Кто к отлёту опоздал,
      Тот в ракету не попал.
      Я вчера летал в ракете,
      На далёкой был планете,
      Там обедал в синеве,
      А под вечер был в Москве.
      Из ракеты той, друзья,
      Самым первым вышел я.
    • Раз, два, три, четыре, пять,
      Научились мы считать.
      Ну а дальше мы не знаем,
      Может, вместе посчитаем?
      Шесть — конфеты любим есть,
      Семь — мы помогаем всем,
      Восемь — мы друзей в беде не бросим.
      Девять — учимся на пять,
      Десять — кончили считать.

    Видео: подборка популярных детских считалок

    Считалки — уникальный фольклорный жанр, который делает жизнь малышей более насыщенной и весёлой. Считалки очень полезны для всестороннего детского развития. Родители и педагоги должны поощрять их использование в играх, подсказывая ребятам известные тексты и побуждая придумывать новые.

    Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория). Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

    melkie.net

    Лучшие детские считалки на любой вкус

    Считалки не теряют свою актуальность, их количество постоянно растёт, а мы предлагаем вам только лучшие детские считалки на любой вкус.

    Эники-беники ели вареники
    Эники-беники – клёц!
    Вышел весёлый матрос.

    ***

    Ехала машина тёмным лесом
    За каким-то интересом,
    Инти, инти, интерес — Выходи на букву «эс».

    ***
    Шёл крокодил,
    Трубку курил,
    Трубка упала и написала:
    Шишел-мышел,
    Этот вышел.

    ***
    Начинаеся считалка,
    На берегу сидела галка,
    Две вороны, воробей,
    Три сороки, соловей.

    ***

    Раз, два, три, четыре, пять — Вышел зайчик погулять.
    Вдруг охотник выбегает,
    Прямо в зайчика стреляет.
    Пиф! Паф! Ой-ой-ой,
    Убегает зайчик мой.

    Раз, два, три, четыре, пять — Игры будем начинать.
    Пчёлы в поле полетели.
    Зажужжали, загудели.
    Сели пчёлы на цветы.
    Мы играем — водишь ты.

    ***

    Черепаха хвост поджала,
    И за зайцем побежала.
    Оказалась впереди,
    Кто не верит — выходи.

    ***

    Прилетела стрекоза,
    Как горошины глаза,
    А сама как вертолёт,
    Влево, вправо, взад, вперед.

    ***

    Утром бабока проснулась,
    Улыбнулась, потянулас,
    Раз — росой она умылась,
    Два — изящно покружилась,
    Три — нагнулась и присела,
    А четыре — улетела.

    ***

    Раз, два, раз, два,
    Вот берёзка, вот трава,
    Вот полянка, вот лужок — Выходи-ка ты, дружок.

    ***

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем в прятки мы играть.
    Небо, звёзды, луг, цветы — Выходи из круга ты.

    ***

    Раз, два, три, четыре,
    Пять, шесть, семь,
    Восемь, девять, десять.
    Выплывает белый месяц.
    Кто до месяца дойдёт,
    Тот и прятаться пойдёт.

    ***

    Шла кукушка мимо сети,
    А за нею малы дети,
    Кукушата просят пить.
    Выходи — тебе водить.

    ***

    Прыг да скок, прыг да скок,
    Скачет зайка — серый бок.
    По лесоку прыг, прыг, прыг,
    По снежочку — тык, тык, тык.
    Под кусточек присел,
    Схорониться захотел.
    Кто его поймает, тот и водит.

    ***

    Бубенчики, бубенчики,
    Летели голубенчики
    По утренней росе,
    По зелёной полосе,
    Сели на сарай.
    Беги, догоняй.

    ***

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть, семь, восемь, девять, десять,
    Выплыл ясный круглый месяц,
    А за месяцем луна,
    Мальчик девочке слуга.
    Ты, слуга, подай метлу,
    А я в карете подмету.

    Вышли мыши как-то раз
    Посмотреть который час.
    Раз-два-три-четыре,
    Мыши дернули за гири.
    Тут раздался страшный звон — Разбежались мыши вон.

    ***

    Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит,
    Если веришь, стой и жди,
    А не веришь — выходи!

    ***

    На золотом крыльце сидели
    Царь. царевич
    Король, королевич,
    Сапожник, портной,
    Кто ты будешь такой?
    Говори поскорей,
    Не задерживай честный и добрых людей!

    ***

    Катилась апельсина До города Берлина,
    Уроки не учила
    И двойку получила.

    ***

    На золотом крыльце сидели
    Мишки Гамми, Том и Джерри,
    Скрудж Мак-Дак и три утенка,
    Выходи, ты будешь Понка!
    Если Поночка уйдет,
    Скрудж Мак-Дак с ума сойдет!

    ***

    Вышел немец из тумана Вынул ножик из кармана
    Буду резать, буду бить
    Все равно тебе водить.

    ***

    — Аист-аист, аист — птица,
    Что тебе ночами снится?
    Мне болотные опушки,
    — А еще?
    Еще лягушки.
    Их ловить, не изловить.
    Вот и все, тебе водить!

    ***

    Шел баран по крутым горам,
    Вырвал травку, положил на лавку.
    Кто ее возьмет, тот вон пойдет.

    ***

    Родились у нас котятя
    Раз-два-три-четыре-пять,
    Приходите к нам, ребята
    Посмотреть и посчитать.
    Раз котенок — самый белый
    Два котенок — самый смелый
    Три котенок — самый умный
    А четыре — самый шумный
    Пять похож на три и два
    Теже хвост и голова
    Тоже пятнышко на спинке
    Также спит весь день в корзинке.
    Хороши у нас котята
    Раз-два-три-четыре-пять
    Приходите к нам, ребята
    Посмотреть и посчитать!

    ***

    Мы делили апельсин,
    Много нас, а он один.
    Эта долька — для ежа,
    Эта долька — для стрижа,
    Эта долька — для утят,
    Эта долька — для котят,
    Эта долька — для бобра,
    А для волка — кожура.
    Он сердит на нас — беда!
    Разбегайтесь кто-куда!

    ***

    Трынцы, брынцы, бубенцы,
    Раззвонились удальцы,
    Диги, диги, диги, дон,
    Выходи скорее вон!

    ***

    Бегал заяц по болоту,
    Он искал себе работу,
    Да работы не нашел,
    Сам заплакал и пошел.

    ***

    В гараже стоят машины — Волга, Чайка, Жигули,
    От какой берешь ключи?

    ***

    Катилося яблоко мимо сада,
    мимо сада, мимо града,
    Кто поднимет, тот и выйдет.

    ***

    За морями, за горами,
    За железными столбами,
    На пригорке теремок,
    На дверях висит замок,
    Ты за ключиком иди
    И замочек отопри.

    ***

    Зайчишка — трусишка
    По полю бежал,
    В огород забежал,
    Морковку нашел,
    Капустку нашел,
    Сидит, грызет,
    Иди прочь — хозяин идет!

    ***

    Шышел-мышел,
    Взял, да вышел.

    ***

    Кады, бады, налей воды.
    Корове пить, тебе водить.

    ***

    Лиса по лесу ходила,
    Лиса голосом вопила.
    Лиса лычки драла,
    Лиса лапотки плела — Мужу двое, себе трое,
    И детишкам по лаптишкам!
    Кто лаптишки найдет,
    Тот водить пойдет.

    ***

    Раз, два, три, четыре,
    Жили мышки на квартире.
    К ним повадился сам друг
    Крестовик — большой паук.
    Пять, шесть, семь, восемь,
    Паука мы спросим:
    «Ты, обжора, не ходи!»
    Ну-ка, Машенька, води!

    ***

    Среди белых голубей
    Скачет шустрый воробей,
    Воробушек – пташка,
    Серая рубашка,
    Откликайся, воробей,
    Вылетай – ка, не робей!

    ***

    «Тили – тели», — Птички пели.
    Взвились, к лесу полетели.
    Стали птички гнезда вить.
    Кто не вьет, тому водить.

    ***

    Вышли мышки как — то раз
    Поглядеть, который час.
    Раз, два, три, четыре –
    Мышки дернули за гири.
    Вдруг раздался страшный звон,
    Убежали мышки вон.

    ***

    Катилось яблоко
    Мимо сада,
    Мимо сада,
    Мимо града.
    Кто поднимет,
    Тот и выйдет.

    ***

    За морями, за горами,
    За железными столбами
    На пригорке теремок,
    На дверях висит замок,
    Ты за ключиком иди
    И замочек отомкни.

    ***

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Негде зайчику скакать;
    Всюду ходит волк, волк,
    Он зубами – щелк, щелк!
    А мы спрячемся в кусты,
    Прячься, заинька, и ты.
    Ты, волчище, погоди!

    ***

    Свинка ходит по бору,
    Щиплет лебеду – траву,
    Она рвет, не берет,
    Под березку кладет.

    ***

    Раз – елка,
    Два – дубок,
    Три – березовый гаек
    А четыре – это травка,
    Пять – пчелка трудится опять,
    Шесть – еж колючий под пеньком.
    Семь – гриб под дубом вырос.
    Восем…

    ***

    Раз, два – деревья
    Три, четыре – вышли звери
    Пять, шесть – падает лист
    Семь, восемь – птицы в лесу
    Девять, десять – это синички подняли красные личка.

    ***

    Наша Маша рано встала
    Кукол всех пересчитала:
    Две матрёшки на окошке,
    Две Танюшки на подушке,
    Две Иринки на перинке,
    А Петрушка в колпачке
    на зеленом сундучке.

    ***

    Высоко-превысоко Кинул я свой мяч легко.
    Но упал мой мяч с небес,
    Закатился в темный лес.
    Раз-два-три-четыре-пять,
    Я иду его искать.

    ***

    Мы собрались поиграть,
    Ну, кому же начинать?
    Раз, два, три,
    Начинаешь ты.

    ***

    Шарага, барага, По кусту, по насту,
    По лебе, лебедке,
    Штучка, плетка,
    Соколик, вон.

    ***

    — Заяц, белый,
    Куда бегал?
    — В лес зеленый.
    — Что там делал?
    — Лыки драл.
    — Куда клал?
    — Под колоду.
    — Кто украл?
    — Родион.
    — Выйди вон!

    ***

    Серый зайка вырвал травку.
    Положил ее на лавку.
    Кто травку возьмет,
    Тот и вон пойдет.

    ***

    Катилось яблоко по блюду,
    Я водить не буду.

    ***

    Сидел король на лавочке,
    Считал свои булавочки:
    Раз — два — три,
    Королевой будешь ты!

    ***

    Собирала белка шишки,
    Для енота и для мышки.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Найду шишку я опять.
    Три еноту и три мышке,
    Остальные кому шишки?

    ***

    В даль бежит река лесная,
    Вдоль неё растут кусты.
    Всех в игру я приглашаю,
    Мы играем — водишь ты!

    ***

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы выходим поиграть.
    Надо воду выбирать,
    Будем мы тогда считать.
    Топ, топ, топоты,
    Водой точно будешь ты.

    ***

    Раз, два, три, четыре, пять.
    Мы решили поиграть,
    Но не знаем, как нам быть,
    Не хотел никто водить!
    На тебя укажем мы:
    Это верно будешь ты!

    ***

    Ела Маша кашу,
    Кашу не доела.
    «Раз, два, три» — сказала
    И картошку съела.
    Кто три ложки возьмёт,
    Тот и вон пойдет.

    ***

    Раз, два, три.
    На полянку выходи,
    Хороводы заводи,
    Кто остался,
    Тот води.

    ***

    Аты-баты чума-чум
    Ачерепа атамбум
    Бумафера атарас
    На горе вечерний час.
    Свиньи в бане танцевали
    Все кадушечки сломали.
    Чики-брики ковшик.

    ***

    Мы собрались во дворе,
    Дело было в сентябре.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы решили поиграть.
    Сколько будет два плюс три?
    Если знаешь, то води!

    ***

    Черепаха и улитка
    Побежали очень прытко.
    Ты за ними поспевай
    Из считалки вылетай.

    ***

    Говорят на заре,
    Собирались на горе
    Голубь, гусь и галка
    Вот и вся считалка.

    ***

    Семь ворон сидели тихо
    Подлетела к ним слониха
    И как крикнет: «Кар-кар-кар!»
    Ты не веришь, выйди сам.

    ***

    Повар, поваренок,
    Киска и котенок.
    Весело играли,
    Прыгали, скакали
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Будем заново считать.

    Источник

    interesnoje.ru

    Считалки для детей

    Считалки для детей: история считалки, виды считалок, считалки- жеребьевки, заумные считалки, считалки – числовки, считалки – заменки. Коллекция считалок для детей.

    Во все времена дети играли. А в играх часто нужно было выбрать водящего, разделиться на две команды. Как это сделать, чтобы никому не было обидно? На помощь детям всегда приходили  считалки.

    Дети уже в 5-6 лет умеют отличать считалку от других жанров фольклора, могут ответить на вопрос: «Что я тебе прочитала – колыбельную или считалку? Загадку или считалку? Сказку или считалку? Почему ты так решил? Докажи, что это…». Выучите с детьми считалки (ребенку достаточно знать 5 разных считалок, которые понравятся именно Вашему малышу)  и используйте их в своей обычной  семейной жизни, чтобы никому не было обидно при распределении работы или выборе первого водящего в игре или при выборе того, кто первый сделает ход  в игре. Дети всегда очень уважают сверстников, которые умеют играть, знают много игр и считалок.

     

    Виды считалок

    Первый вид считалок. Считалки — жеребьевки

    Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды.

    Пара отходит в сторону  и договаривается друг с другом. Например, так: «Я буду дуб, а ты береза». Среди всех ребят выбираются две «матки». Одна мать будет лидером одной команды, а другая – другой. Эту роль выполняют самые старшие или самые авторитетные ребята.

    Договорившиеся в сторонке друг с другом игроки в паре идут ко всем ребятам и подходят к двум маткам: «Мать, мать, чего Вам дать: дуб или березу?» В зависимости от того, что выбрала мать в игре игроки из пары расходятся по командам.  Следующая пара уже предлагает другие предметы или явления для выбора, например: «Мать, мать, чего Вам дать? Цепи рвать или колокол ломать?»

    Считалки — жеребьевки: еще 14 вариантов:

    -«Конь вороной или барабан заводной?

    — Бочку с салом или казака с кинжалом?

    — Шар тесать или по воде плясать?

    — Шар катить или воду лить?

    — Коней кормить или печи топить?

    — С неба стрельца или  с земли молодца?

    — Дома быть или по морю плыть?

    — Сольвья или воробья?

    — Шапки или фуражки?

    — Наливное яблочко или золотое яблочко?

    — Сундук денег или золотой берег?

    — Травки – муравки или золотой булавки?

    — Лисицу в цветах или медведя в штанах?

    — Золотую чашечку или серебряное блюдечко?»

    При чтении   считалок – жеребьевок Вы, наверняка, обратили внимание на то, что большинство жеребьевок произносятся в рифму. Это неспроста. Сочинение таких жеребьевок – очень веселое дело, которым интересно заняться на берегу реки или в дороге в электричке или в автобусе.  Возьмите с собой листок бумаги и записывайте считалки, рифмуя разные слова. Можно специально сочинять абракадабру, словосочетания с юмором. Потом Вы всегда  с радостью используете свои собственные  считалки – жеребьевки, когда надо будет кого-то выбрать :). Такое занятие, как сочинение рифмы – жеребьевки,  развивает чувство ритма и рифмы, поэтический слух ребенка.

    Умение ребенка придумать свою интересную и красивую считалку – жеребьевку свидетельствует об уровне его интеллектуального и эстетического развития. Ведь способности малыша  проявляются не в том, чтобы запомнить и повторить за взрослым заученную им информацию (как это часто предлагается в современных пособиях по  «развитию» ребенка), а в том, чтобы ребенок создать новое из известного. Создать сам, причем  с учетом закономерностей и правил, выявив их самостоятельно (в данном случае ребенку нужно подобрать слово в рифму, придумать сочетания с юмором или логическое сравнение двух предметов из одного ряда в одной жеребьевке).

    Второй вид считалок. Заумные считалки.

    В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Когда я читаю и слушаю эти тексты, то всегда улыбаюсь. Знаете, чему? Кое-кто говорит, что малыши не в состоянии сознательно выучить  сложный текст и вообще речь им не интересна!!! А ведь  такой заумный текст учат!!! И легко, потому что происходит это играючи! Да еще и сами такие тексты придумывают с большим удовольствием! И никто не заставляет. А это значит, что если у ребенка нет интереса к языку – то причина не в малыше, а   в том, что взрослые не смогли такой интерес взрастить у малыша, не поняли вовремя,  как нужны ему игры со словами.

    Вот один из примеров заумных считалок – игры детей со словами:

    «Эна деу рики факи,
    Торба, орба, онба, смаки,
    Деу-деу, косметеу,
    Смаки бакас!»

     Ну как Вам – понравилось? Очень часто я сейчас слышу на улице в ответ на такое бормотание ребенка: «Перестань говорить ерунду!». А ведь для малыша это не ерунда, а большая лингвистическая работа, которая очень нужна для его интеллектуального развития! И ведь дети сами сочиняют такие считалки и передают их друг другу, никто их не заставляет. Почему? Потому что в детстве у любого ребенка —  период лингвистической одаренности, он спокойно и радостью как великий лингвист играет со звуками, слогами и словами. Играет без правил и без наших взрослых ограничений, с упоением и свободной фантазией! И развивает в таких играх своих лингвистические способности, которые нужны для освоения и родного, и иностранных языков. Попробуйте тоже почувствовать себя детьми и сочинить вот такую заумную считалку сами или вместе с малышами (у малышей получится даже лучше чем у Вас – по своему опыту знаю, и всегда очень радуюсь за детишек). Если сочините – поделитесь в комментариях, буду очень рада прочитать Ваше творчество.

    8 заумных считалок для детей.

     «Эны доны трынка нели,
    Мисли масли кумпа тели,
    Кумпа а
    Кумпа бэ
    Мисли масли
    Кумпа те!»

     

    «Эгэдэ пэгэдэ
    Цугэдэ мэ.
    Абэн фабэн
    Домэнэ,
    Икэ пикэ
    Грамэникэ,
    Дон зон,
    Заяц вон!»

     

    «Эники – беники,
    Ели вареники,
    Эники,  беники,
    Ба!»

     

    «Лынзы, двинзы,
    Тринзы, ланзы,
    Пяту, лату,
    Пыхтум, быхтум,
    Девять, штык».

     

    «Янзы, дванзы,
    Три каланзы,
    Пята, сота,
    Ты красОта,
    Стебень, дубень,
    Маков крест».

     

    «Эне-бене-рики-таки,
    Тюль — буль-буль – калики – шваки,
    Деу-деу-кишмадеу.
    Бац!»

     

    «Эне-бене – рез,
    Финтер-финтер жес,
    Эни-бени – раба,
    Финтер-финтер жаба!»

    Эту считалку я вспомнила, мы ее использовали в детстве в играх во дворе.

     

    «Ази, двази,
    Тризи, ризи,
    Пята, лата,
    Шуби, руби,
    Дуби, крест».

     

    История заумных считалок

    Рассмотрим последнюю заумную считалку более подробно – она таит в себе загадку – секрет. Какую – сейчас узнаете.

    Несмотря на то, что нам кажется, что смысла в этих считалках нет, смысл в них заложен очень и очень древний.

    Откуда произошли заумные считалки? В книге «От былины до считалки» Владимир Бахтин предполагает, что в этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы. Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи. А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти. Десять в заумной считалке – это «крест». Крест не случаен.  В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, Вы слышали выражение «заруби себе на носу», оно оттуда и произошло. Поэтому заумные считалки – это древний шифр, которые благодаря детским играм дошел до нас.

    Вот как много интересного рассказали нам на первый взгляд непонятные считалки!

     

    Третий вид считалок: считалки — числовки

    Третий вид считалок – считалки – числовки, или считалки с числами.  Считалки с числами существуют у детей в разных странах мира. Приведу в пример  несколько  таких считалок.

     

    «Раз, два – голова,
    Три, четыре – платье шили,
    Пять, шесть – хлеб – соль есть,
    Семь, восемь – сено косим,
    Девять, десять —  муку весить».

     

    «Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы собрались поиграть.
    К нам сорока прилетела
    И тебе водить велела».

     

    «Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Вдруг охотник выбегает,
    Прямо в зайчика стреляет.
    Пиф! Паф! Не попал!
    Серый зайчик ускакал!»

     

    Интересная история этой считалки: история   считалки  про зайчика. История этой считалки очень необычна. Ее автор – Ф. Миллер – педагог-словесник и поэт 19 века. Известные строчки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» были  написаны им в подписи к картинке. Но эти строчки так прижились, что до сих пор дети так и считаются. Только продолжение считалок очень разное! В каких-то вариантах зайчик выжил, в какие-то «повезли его в больницу», всё зависело от слов, додуманных детьми к началу считалки. Каких только вариантов считалки ни придумали дети: «Повезли его в больницу – там украл он рукавицу», «Привезли его в больницу – отказался он лечиться» и многие другие.

     

    «Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышли мышки погулять.
    Раз, два, три, четыре,
    Мышки дернули за гири.
    Вдруг раздался страшный звон.
    Убежали мышки вон»

    А это тоже не совсем считалка. Это перевод С. Маршака к одной из английских песенок. Но слова стихов так полюбились детворе, что сейчас эти строчки бытуют среди детей как считалка или как слова к подвижной игре.

     

    «Раз, два, три, четыре,
    Пять, шесть, семь,
    Восемь, девять, десять.
    Выплывает белый месяц.
    Кто до месяца дойдет,
    Тот и прятаться пойдет».

     

    «Раз, два – голова.
    Три, четыре – прицепили.
    Пять, шесть —  сено везть,
    Семь, восемь – сено косим.
    Девять, десять – деньги весить.
    Одиннадцать, двенадцать –
    На улице  бранятся, в избе ссорятся».

     

    Четвертый вид считалок – считалки – заменки.

    В считалках – заменках последняя строчка – это выход игрока из круга («Шишел – вышел, вон пошел!»). Это самые обычные известные всем нам считалки.

     

    «Стакан, лимон-
    Выйди вон!»

     

    «Под горою у реки
    Жили гномы – старики.
    У них колокол висит,
    Позолоченный звенит:
    Диги-диги-диги-дон!
    Выходи скорее вон!»

     

    «Аты-баты, шли солдаты.
    Аты-баты, на базар.
    Аты-баты, что купили?
    Аты-баты, самовар.
    Аты-баты, сколько стоит?
    Аты – баты, три рубля.
    Аты –баты, кто выходит?
    Аты – баты, это я».

     

    «Конь ретивый
    С длинной гривой
    Скачет-скачет по полям,
    Тут и там,
    Тут и там.
    Где проскачет он-
    Выходи из круга вон!»

     

    «Яблочко катилось вокруг огорода.
    Кто его поймал, тот воевода стал.
    Слышал, вышел, вон повышел».

     

    «Черепаха хвост поджала
    И  за зайцем побежала.
    Оказалась впереди –
    Кто не верит – выходи».

     

    «Шла машина темным лесом
    За каким-то интересом.
    Инте-инте-интерес.
    Выходи на букву С.
    Буква С не подошла –
    Выходи на букву А.
    Буква А ушла в кино,
    Выходи на букву О.
    Буква О кончается –
    Игры начинаются».

     

    Часто в считалках предлагается выбрать  из предложенного текста слово или цифру. И затем считалка говорится  до выбранного слова. Например, считалка из моего детства:

    «На златом крыльце сидели
    Царь, царевич, король, королевич,
    Сапожник, портной.
    Кто ты будешь такой?
    Говори поскорей,
    Не задерживай добрых и честных  людей».

    Игрок выбирает, кто он (Например: «Портной»), и далее считалка говорится до его слова.

     

    Очень историческое – из детства: «В гараже стоят машины – Волга, Лада, Жигули. От какой берешь ключи?» ?

    «Ехал мужик по дороге,
    Сломал колесо на пороге,
    Сколько надо гвоздей?
    Не задумывайся, говори поскорей»

     

    Еще одна считалка, и тоже из моего детства:

    «Подогрела чайка чайник,
    Пригласила восемь чаек:
    Приходите все на чай!
    Сколько чаек, отвечай».

    Игрок быстро называет цифру до 10, например, 8. Далее все вместе считаем  от 1 до этого числа. На каждый счет – показываем рукой на 1 игроке. На кого попадет данное число-  число 8 – тот выходит из круга.

     

    А у Вас и Ваших детей есть любимые считалки?  Наверняка! Давайте поделимся в комментариях друг с другом, ведь в одной статье все любимые считалки не перескажешь.  А вместе соберем коллекцию из самых любимых!

    Считалки есть, осталось выбрать игру, в которую будем играть на прогулке или дома. Вам поможет коллекция народных игр «Родной тропинки»:

    Игры во дворе

    Веселые старинные игры для детей и взрослых

    Игры на свежем воздухе

    Народные игры о птицах

    Увлекательные игры о ветре

    Мирилки

     

    До новых встреч на «Родной тропинке»! И желаю всем увлекательных игр в последний месяц лета!
    А в конце статьи — известная современная песенка — считалка «Мы делили апельсин». Приятного просмотра!

    Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    «Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

    Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

    Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

    rodnaya-tropinka.ru

  • Советы рукодельницам