Поэтапное планирование работы над темой самообразования. Методическое руководство работой педагога над темой самообразования. Заключение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 общеразвивающего вида города Горно-Алтайска»

Консультация

для старших воспитателей ДОУ

«Повышение профессиональной компетентности педагога»

Малышева О.Ю.

Ст. воспитатель МБДОУ № 10

г. Горно-Алтайск

2012г.

Содержание:

  1. Актуальность проблемы.

  2. Самообразование как условие повышения профессиональной компетентности педагога:

2.1. Определение самообразования.

2.2. Основные направления в системе самообразования педагогов ДОУ.

2.3. Выбор темы самообразования.

    1. Поэтапное планирование работы над темой самообразования.

    2. Методическое руководство работой педагога над темой самообразования.

  1. Заключение.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Отсутствие существенных мер по социальной защите кадрового персонала системы дошкольного образования привело к оттоку наиболее квалифицированных педагогов из дошкольных учреждений в другие сферы деятельности. И в тоже время приходят кадры, не имеющие специального дошкольного образования. А всё это ведёт к снижению общего профессионального уровня педагогов и кадровой нестабильности. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Педагог 21 века  — это:

  1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

  2. Умеющий  отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания  для реализации поставленных задач;

  3. Способный  организовать рефлексивную деятельность;

  4. Обладающий  высокой степенью профессиональной компетентности,  педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и профессиональной компетенции педагогов меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого сотрудника. Успех дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами, позволяющей педагогам повышать профессиональную компетентность в условиях ДОУ. Методическая работа занимает особое место в системе управления детского сада, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов. Методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.

Основой эффективной методической работы была и остаётся творческая активность педагога. Одной из форм методической работы с педагогами является руководство работой по самообразованию.

Способность педагога к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию, является одним из показателей его профессиональной компетентности.

 Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний.

Самообразование

– это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.
Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

  • Изучение учебной и научно-методической литературы;

  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

  • Изучение новых программ и педагогических технологий;

  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

  • Повышение общекультурного уровня.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

  • Формирование основ педагогического мастерства;

  • Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

  • Проявление творческого потенциала педагога;

  • Пропаганда своих достижений;

  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;

  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю ра­боту по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индиви­дуальной беседе с педагогом, при анализе диагностики возможных затруднений педагога определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить педагога в актуальности (необходимо­сти) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Для педагогов, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для самообразования на этот период. Однако можно предложить педагогу поде­литься с коллегами своими новыми знаниями по от­дельным предметам.

Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:

 

 

Фамилия, имя, отчество

 

Тема ­
самообразования

 

Форма
и
срок отчета

 1.

 

 

 

 

Этот список начинается с руководителя и заместителя заведующей по ВМР. В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение пе­дагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого создаются необходимые условия.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы

  • цели

  • задачи

  • предполагаемый результат

  • этапы работы

  • сроки выполнения каждого этапа

  • форма работы (действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой)

  • способ демонстрации результата проделанной работы

  • форма отчета по проделанной работе

Этапы

Форма работы

Сроки

Форма отчетности

Отметка о выполнении

Организационно — диагностический этап

  • Выбор и определение темы самообразования

  • Планирование работы по теме самообразования

  • Подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.

  • анализ состояния учебно-воспитательного процесса,

  • диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции

Август-сентябрь

Оформление плана работы по самообразованию.

Оформление библиографического списка литературы по теме самообразования

Выявление и обоснование актуальности проблемы

Теоретическое изучение

Проблемы

  • Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста.

  • Знакомство, изучение, анализ методической литературы видео и аудиоматериалов.

  • Консультации с старшим воспитателем по выбранной теме.

Октябрь

Формирование и оформление методической копилки (составление примерного перспективного плана или перечня занятий по данной теме, картотека игр, стихов, потешек и т.д.)

Практическая

деятельность

  • Подбор и разработка игр, способствующих………………………

  • Разработка конспектов НОД……………………………

  • Проведение НОД, игр в режиме дня.

В течение учебного года.

Итоговый

  • Проведение открытой НОД, ……………………………

  • Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

Апрель-май

Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких педагогов в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя ДОУ. Методическая помощь необходима педагогу:

  • в определении темы, целей и задач;

  • в планировании работы по самообразованию;

  • в ходе реализации плана;

  • в изучении и анализе результативности своей работы.

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

педагога

Старшего воспитателя

1.

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач

Планирование работы по самообразованию

Диагностика детей по теме самообразования

Анализ состояния воспитательно — образовательного процесса

Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога.
Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование.

Консультирование и методические рекомендации по разработке темы:
• в определении содержания работы по самообразованию;
• в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения;
• в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога

2.

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

Создание условий для работы педагога по самообразованию:
• тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы;
• тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;
• видеозаписи;
• оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;
• материалы из опыта работы;
• тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др.

3.

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

Оценка работы педагога по самообразованию при посещении НОД и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов

4.

Подведение итогов самообразования

Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра.
Помощь в оформлении результатов самообразования:
• выступление по итогам работы и обмену опытом;
• составление картотеки по проблеме;
• игры и пособия;
• советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
• составление перспективного плана работы с детьми;
• организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
• оформление передового педагогического опыта

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

В заключение надо отметить, что педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.

Это обязывает каждого педагога независимо от полученного образования заниматься самообразованием.

Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

При работе над темой самообразования педагог понимает:

ВАЖНО, чтобы знания по какому-­либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.

Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.

Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.

Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Молодому педагогу работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций, у педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно — образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно — практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно — образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

Результатом работы педагога над темой самообразования является также процесс рефлексии полученного опыта и на его основе — построение нового опыта, что значимо для повышения его профессиональной компетентности.

Литература:
  1. Белая К.Ю. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения- 2007- № 2.

  2. Волобуева JI.M. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.- М.:ТЦ Сфера, 2008.

  3. Дуброва В.Н. Организация методической работы в дошкольном учреждении.- М.: Новая школа,1995.

  4. Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию // Дошкольное воспитание. — 2004- № 8.

  5. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)

  6. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Основы педагогического менеджмента. — 2007 -№ 1.

gigabaza.ru

Основные этапы работы по теме самообразования: — Студопедия.Нет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Сказка»

 

 

Тетрадь по самообразованию

Гудковой Татьяны Сергеевны,

старшего воспитателя, высшая кв. категория

Тема самообразования:

«Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Камень-на-Оби, 2017-2021

Никогда не прекращайте вашей самообразовательной

работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились,

сколько бы ни знали, знанию и образованию нет

ни грани, ни пределов.

Н.А. Рубакин

 

Введение. Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования. Между тем следует учитывать, что в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги практики с более чем двадцатилетним стажем работы. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров.

Актуальность темы. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

    Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

   Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.

 

Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.

 

Цель самообразования:

Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в  реализации  модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.

 

Задачи:

1. Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.

2. Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.

3. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.

4. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

5. Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

 

 

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

 

Источники самообразования: семинары, вебинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет — ресурсы, муниципальное методическое объединение, методическая литература, журналы.

 

Форма самообразования : Индивидуальная

 

Срок реализации программы самообразования: 2017 — 2021 гг.

 

Представление материала: открытые семинары и педагогические советы, выступления из опыта работы на методических объединениях, мастер-классы.

Основные этапы работы по теме самообразования:

Этапы Сроки Содержание деятельности
Диагностический 2017, август Постановка проблемы, проведение мониторинга актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, изучение методической литературы по теме
Прогностический   2017-2018 уч. год Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.
Практический   2018 – 2019 уч. год Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения.
Обобщающий

 

2019 – 2021 учебный год

 

Подведение итогов, оформление результатов работы, аттестация, дальнейшая педагогическая деятельность
Внедренческий   Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов ДОУ, повышении качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.)

Предполагаемый результат

для старшего воспитателя

1. Расширить знания по данной теме.

2. Совершенствовать формы организации методической работы в ДОУ для реализации функций органа самоуправления

3.  Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.

4. Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников ДОУ для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ.

для педагогов:

1. Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДОУ для повышения уровня качества организации воспитательного процесса и сплочения коллектива педагогов.

2. Внедрить в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии.

Направления самообразования.

Профессиональное:

1. Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

2. Пройти курсы повышения квалификации.

3. Продолжить работу по диссимиляции.

4. Посещать семинары разного уровня, ГМО, участвовать в обмене опытом.

5.  Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители).

6. Внедрять в организационно-методический  процесс современные образовательные технологии.

7. Создать банк презентаций  методических мероприятий с применением информационных технологий.

Психолого-педагогическое:

1. Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.

2. Изучать современные педагогические технологии и методики взаимодействия с педагогами

Методическое:

1. Совершенствовать знания современного содержания воспитательно-образовательного процесса.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет — ресурсы.

3. Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.

4. Проводить открытые мероприятия на региональном и муниципальном уровнях.

5. Принимать активное участие в работе ГМО заместителей заведующих и старших воспитателей ДОУ.

6. Разработать методические мероприятия с применением информационных технологий.

 

Формы представления результатов педагогической деятельности:

1. Проведение  открытых мероприятий, мастер-классов для различных категорий педагогических работников.

2. Выпуск буклетов, памяток.

3. Представление результатов педагогической деятельности  на муниципальном и региональном уровнях, сайте ДОУ, ММО.

План работы по самообразованию

2017 – 2021 г.

 

Содержание деятельности

сроки результат  
 

Определение темы самообразования, планирование системы работы

  Разработка программы по самообразованию  

2017, сентябрь

Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования
  Обзор в Интернете информации по направлению деятельности в педагогике, психологии методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса

2017, сентябрь

Обобщение и систематизация знаний, оформление информационных материалов по проблеме  
  Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ

весь период

 

Разработка модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
  Совершенствование использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе

весь период

 

Подбор СОТ в работе с педагогами
  Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ

 

Мониторинг педагогических кадров: «Оценка  уровня профессиональной компетенции педагогических кадров  ДОУ»
 

Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса

  Разработка Образовательной программы  

2017-2018

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса
   Разработка методических мероприятий с применением ИКТ

весь период

Систематизация используемых материалов
  Выбор методических диагностик по выявлению  уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ

весь период

Систематизация используемых материалов
  Разработка модели методического сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ

весь период

Участие педагогов в методических мероприятиях
 

Участие в методической деятельности, распространение опыта работы

  Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов в образовательный процесс

2017 – 2020 гг.

 

 

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, активизация активности педагогов
  Выступление на мероприятиях регионального и муниципального уровня

В течение периода

Распространение опыта работы ММО
  Проведение открытых занятий и мастер-классов для педагогов ДОУ «Технология проблемного обучения»

2018- 2020

уч.г

Распространение опыта работы ММО
  Презентация проекта «Методическое сопровождение педагогов в реализации ФГОС ДО»

2018

декабрь

Распространение опыта работы  на ММО
 

Повышение профессиональной компетентности

 

Участие в работе ММО старших воспитателей

весь период   Обмен опытом работы Приобретение новых знаний
 

Прохождение курсов профессиональной переподготовки

 

2017-2020   Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение квалификации
 

Оценка эффективности программы самообразования

 

ежегодно май Эффективность программы: — достижение положительной динамики качества воспитательно-образовательного процесса; — результативность использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ -эффективность модели методического сопровождения педагогов ДОУ
     

 

 

Вывод:

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

 

Систематизировав эффективные формы работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, реализуя  модель повышения профессиональной компетентности педагогов позволяет получить стабильные положительные результаты:

    Растет число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждающих уровень своей компетентности через аттестацию на квалификационную категорию и прохождение курсов повышения квалификации и переквалификации.

Педагоги ДОУ принимают активное участие в региональных, муниципальных конкурсах, демонстрируя свой опыт и достижения в образовании детей.

 

В целом методическое сопровождение оказало влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволило педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советов, разработке годового плана и др.), опирается на  мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения; нашло отражение в организации деятельности профессиональных объединений педагогов, доступности передового педагогического опыта для всех субъектов образовательного процесса и совершенствовать развитие деятельностной и личностной характеристик профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

Таким образом, методическое сопровождение  позволило обеспечить рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс добиться повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО.

Используемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

2. Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

3. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3.– С.4-13.

4. Веселова, Т.Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т.Б. Веселова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»

5. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Винградова – М.: Айрис-пресс. – 2009.

6. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2009.

7. Волобуева Л.М.Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ, 2012. – №6. – С.70-78.

8. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ Н.С. Голицына – М.: Скрипторий, 2003. – 2009.

9. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.– 176с.

10. МикляеваН.В.Инновации в детском саду. – М.: Перспектива, 2011.– 289с.

11. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.– 80с.

 

Статьи из сборников, журналов:

— Жеребятьева, С.В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов [Текст]/ С.В. Жеребятьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. №10. – С. 5 – 15.

— Кучергина, О.В. Структура методической службы ДОУ [Текст]/ О.В. Кучергина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. №2. – С. 10 – 21.

— Медведникова, Л.Ф. Методика комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ [Текст]/ Л.Ф. Медведникова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. №10-. – С. 21 – 33.

— Смирнова, М.В. Модель методической службы ДОУ [Текст]/ М.В. Смирнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. №10. – С. 7 – 11.

        

        Интернет — ресурсы

 

— Социальная сеть работников образования «Наша сеть»http://nsportal.ru/

— Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»http://festival.1september.ru/ издательского дома «Первое сентября» http://1september.ru/

— Образовательный портал «Мой университет» http://moi-universitet.ru/

studopedia.net

Этапы работы педагога над темой самообразования

Просмотр содержимого презентации
«Этапы работы»

МБОУ Междуреченская СОШ

Этапы работы педагога над темой самообразования

Учитель: А.В.Григорьева

Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться. А. С. Макаренко

Самообразование – это одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

Этапы работы

  • Диагностический
  • Прогностический
  • Практический
  • Обобщающий
  • Внедренческий

Диагностический этап

Содержание работы

Сроки

  • Анализ затруднений
  • Постановка проблемы
  • Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Форма представления результатов

Первый год работы над темой

Собеседование с руководителем ОМО, заместителем директора школы по методической работе

Прогностический этап

Содержание работы

Сроки

  • Определение цели и задач работы над темой.
  • Разработка системы мер, направленных на решение проблемы
  • Прогнозирование результатов

Форма представления

результатов

Первый год работы над темой

Выступление на заседании ОМО

Практический этап

Содержание работы

Сроки

  • Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы
  • Формирование методического комплекса
  • Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов
  • Корректировка работы

Форма представления результатов

Второй год работы над темой

Открытые уроки, выступления на заседаниях ОМО

Обобщающий этап

Содержание работы

Сроки

  • Подведение итогов
  • Оформление результатов работы по теме
  • Представление материалов

Форма представления результатов

Третий год работы над темой

Выступления на заседании ОМО, на заседании педагогического совета

Внедренческий этап

Содержание работы

Сроки

  • Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы
  • Распространение опыта

Форма представления результатов

Четвертый и пятый года работы над темой

Реферат, индивидуальный творческий проект и другие формы

Обучать — значит вдвойне учиться .

Благодарю за внимание!

multiurok.ru

Самообразование, мотивы, этапы, достижения — Документ

Самообразование учителя

Лилия Владимировна Николенко,

координатор по вопросам электронного

образования пилотной инициативы

“School Goes Digital” Интернет-

проекта UNDP

E-mail: [email protected]
Web: http://www.edunet.uz/

Часть 1. Самообразование, мотивы, этапы, достижения.

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»

А. Дистервег

Введение

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности,
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»
(источник : педагогический словарь на сайте )
Если процесс образования … :
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
… то речь идет о самообразовании.

Самообразование педагога.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. . Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?
Направления самообразования учителя.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
• Профессиональное (предмет преподавания)
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• иностранные языки
• политическое
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
• интересы и хобби
• …
Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и , к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей.

Составляющие процесса самообразования учителя:

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
• Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры

Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:
• Систематический просмотр определенных телепередач
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
• …
На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста.


Результат самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования :

Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Часть 2. Организация процесса самообразования

Введение

Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются : директор школы, завучи по учебным и воспитательным процессам, председатели методических объединений, руководители школ молодого учителя, методисты районного отдела народного образования, педагогический коллектив школы и конечно, самое главное лицо – сам учитель. Администрация школы и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования учителя, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. Педагогический коллектив может рекомендовать методистам района показать лучшие результаты самообразования учителей за рамками педагогического коллектива школы. На основании гласного обсуждения работы учителя будут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих учителей.

Тема, над которой работает учитель.

Если в школе методические объединения учителей-предметников работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все учителя школы выбирают «Тему, над которой работает учитель» и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, поэтому не имеет смысл пытаться перечислить все. Попробуем перечислить темы, взятые из планов методических объединений одной , случайно выбранной школы. В школе несколько эффективных методических объединений, поэтому учителя каждый год работают по выбранным направлениям. Итак темы:
• Дифференцированное обучение узбекскому языку
• Система блочного тестирования на уроках математики
• Работа с одаренными детьми
• Интегрированные уроки литературы
• Нестандартные лабораторные работы и демонстрационные опыты на уроках физики
• Разработка комплекса самостоятельных и контрольных работ по истории
• Игровые моменты на уроках математики
• Развитие культуры речи на уроках литературы
• Интерактивные методики в начальной школе
• Использование системы опорного конспектирования на уроках химии
• Разработка комплекта дидактики и наглядности для уроков геометрии по теме «Объемные тела»
• Задачи практического содержания на уроках математики в 5-6 классах
• Опережающее обучение
• Формирование исторического мышления на уроках истории в старших классах
• ….
Этот список можно продолжать настолько, насколько хватит творческой учительской фантазии, опыта, проблем и интересов. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету , воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

Личный план самообразования учителя

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей .

Часть 3. Самообразование информационно-компьютерные технологии.

Введение
В этой части рассмотрим вопрос самообразования в случае, когда школьные учителя имеют систематический доступ к компьютерной технике и Интернету. Идеальный вариант – если у учителя есть возможность не только использовать информационно-компьютерные технологии для самообразования, но и периодически проводить уроки в кабинете, оснащенном компьютерной техникой с подключением к Интернет.
1. Учитель может иметь компьютер у себя дома. Подключение к Интернет сейчас в Узбекистане происходит по достаточно гибким тарифным планам и становится доступным для большинства пользователей.
2. Учитель может посещать небольшой компьютерный центр в школе (2-3 компьютера). В Узбекистане есть провайдеры которые подключают образовательные учреждения бесплатно.
3. Учитель может периодически посещать компьютерные центры общественного доступа, организованные общественными фондами, работающими в Узбекистане.

Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
• Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации
• Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами
• Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой
• Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе
• Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования
Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.

Каковы новые возможности?

С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомним, что цель и в этом случае остается прежней – «Повышение эффективности обучения». Какие новые способы самореализации открываются перед учителем при условии использования компьютера и Интернета?
• Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
• Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
• Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
• Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
• Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
• Создание главы или страницы электронного учебника.
• Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
• Создание сборника предметных кроссвордов.
• Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
• Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
• Разработка проекта организации и занятий кружковой работы.
• Пакет административной документации классного руководителя.
• Пакет административной документации методического предметного объединения
• База данных методик обучения.
• Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение )
• Проект личной методической веб-страницы.
• Проект веб-страницы педагогического коллектива школы.
• Проект веб-страницы школы.
• База данных вопросов и задач по предмету, т по главам.
• Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.
• Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
• Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)
• Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.
• Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов

Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших учительских комнатах и не имеет выхода на широкую учительскую общественность. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

Заключение:
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

gigabaza.ru

Рекомендации педагогу над работой по самообразованию

Рекомендации по самообразованию.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный.

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий.

На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический

На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный

На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.

План самообразования учителя должен включать:

· перечень литературы, которую планируется изучить;

· формы самообразования;

· срок завершения работы;

· предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с учителем, классным руководителем, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Результаты самообразовательной работы директора школы, его заместителей должны становиться достоянием членов педколлектива, оказывать эффективное влияние, как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность школы в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.

В школьном методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности должен формироваться банк материалов:

· списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта;

· разные варианты планов работы по самообразованию;

· тексты докладов;

· образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности;

· образцы конспектов литературных источников;

· новинки психолого-педагогической литературы.

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН  РАБОТЫ

ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ

(рекомендации)

Этапы

Содержание работы

Сроки

Форма представления результатов

 

1. Диагностический

 

 

 

 

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

 

Первый год работы над темой

 

Собеседование с руководителем МО, заместителем директора школы

 

II. Прогностический

 

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов

 

Первый год работы над темой

 

Выступление на заседании МО

 

III. Практический

 

1. Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4. Корректировка работы

 

 

Второй год работы над темой

 

Открытые уроки, выступления на заседании МО

 

IV. Обобщающий

 

1. Подведение итогов.

 2. Оформление результатов работы по теме.

3. Представление материалов

 

Третий год работы над темой

 

Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета

 

V. Внедренческий

 

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение опыта

 

 

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

 

Реферат, индивидуальный творческий проект и др

.

 

СТРУКТУРА ПЛАНА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

1. Индивидуальный план  самообразования на               год ( ы)

2. Должность ( руководителя, учитель, классный руководитель)

3.   Ф. И. О

4. Образование ( когда и какое учебное заведение окончил)

5. Когда обучался на курсах

6. Общешкольная тема, проблема над которой школа будет работать в ближайшие 3 (5 ) лет

7. Индивидуальная тема , проблемы над которыми будет работать учитель на данный период ( по годам).

8.  Когда начата работа над темой

9. Когда предполагается закончить работу над темой.

10. Цели и задачи самообразования по теме. 

Форма плана

 

Содержание

Сроки

Форма завершения работы

Примечание

Разделы:

1. Изучение инструктивно-нормативной документации

2. Научно-теоретическая подготовка по  предмету

3. Практическая реализация изученных материалов в УВП

4. Научно-методическая подготовка

Тема, над которой работает учитель.

В начале каждого учебного года все учителя школы выбирают «Тему, над которой работает учитель» и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество.

Примерные темы:

• Система блочного тестирования на уроках математики

• Работа с одаренными детьми

• Интегрированные уроки литературы

• Нестандартные лабораторные работы и демонстрационные опыты на уроках физики

• Разработка комплекса самостоятельных и контрольных работ по истории

• Игровые моменты на уроках математики

• Развитие культуры речи на уроках литературы

• Интерактивные методики в начальной школе

• Использование системы опорного конспектирования на уроках химии

• Разработка комплекта дидактики и наглядности для уроков геометрии по теме «Объемные тела»

• Задачи практического содержания на уроках математики в 5-6 классах

• Опережающее обучение

• Формирование исторического мышления на уроках истории в старших классах

• ….

Этот список можно продолжать настолько, насколько хватит творческой учительской фантазии, опыта, проблем и интересов. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету , воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

Личный план самообразования учителя

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

• название темы

• цели

• задачи

• предполагаемый результат

• этапы работы

• сроки выполнения каждого этапа

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

• способ демонстрации результата проделанной работы

• форма отчета по проделанной работ

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей .

infourok.ru

ЭТАПЫ САМООБРАЗОВАНИЯ.

Этапы самообразования:

 

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

2016 г.

 

Подбор и изучение литературы по теме;

Памятки для родителей «Я познаю мир»

Октябрь

2016г.

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Ноябрь-декабрь

2016 г.

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

 

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности.»

Январь

2017г.

 Вопросы по изучению условий и формы организации детского экспериментирования

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.  

Анкетирование родителей и воспитателей.

Февраль

2017 г.

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, песочные часы, микроскоп…)

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Март

2017 г.

Инновационные технологии-ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)

Апрель

2017 г.

Мнемотехника, мнемотаблица, коллаж

Описание приемов и методов,их использование на занятиях

Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности

Май

2017 г.

«Что? Зачем? Почему?»

Изучение метода игрового проблемного экспериментирования.

Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.

 

Июнь 2017 г.

Изучение методики Л.А, Венгера

Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка

Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования

Октябрь-ноябрь  2017 г.

«Круглый стол»

Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе

Консультация для педагогов на тему «Использование изученных инновационных технологий в образовательных областях»

Декабрь 2017 г.

«Шаг за шагом»

Создание «Копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время

Январь

2018 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы

 

Папка-передвижка для родителей и детей

Февраль

2018 г.

Интернет-обмен передового опыта

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

 

Консультация для воспитателей по обмену опытом

Март

2018 г.

Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве

Презентация по поисково-исследовательской работе с детьми.

 

Апрель 2018 г.

Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности

Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач

Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ

Май

2018 г.

Мастер-класс.

 

Сентябрь

2018г.

Деловая игра «Аукцион идей»

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательно-исследовательской деятельности.

Беседа, рассуждение, умозаключение

Октябрь-декабрь

2018 г.

Педсовет «Развитие поисково-познавательной деятельности ребенка»

Подборка материалов

Доклад на педагогическом совете «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;

Январь -февраль

2019 г.

«Проект как метод обучения»

Изучение структуры создания проекта

Проведение семинара «Обобщение материалов по поисково-исследовательской работе в детском саду.

Март-май

2019 г.

Самоанализ по изучаемым темам

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее

tikhonyuk-solnishko.educrimea.ru

Самообразование | Социальная сеть работников образования

Тема самообразования : «Использование ИКТ при подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА»

Цели и задачи:

 подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию

развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения; 

формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки, 

 использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций; 

 повышение своего методического уровня

Ожидаемые результаты: повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по истории, успешная сдача учащимися ЕГЭ и ГИА по предмету.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

Основные направления

Профессиональное:

1. Изучить новые программы и учебники, методическую литературу по предмету, уяснить их особенности и требования.

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания, Интернет, видеоконференции.

3.Повышать квалификацию на курсах для учителей истории

Психолого-педагогические: 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Методические:

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознания.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории и обществознания.

3. Принимать активное участие в работе городского МО учителей истории и школьного МО учителей гуманитарного цикла.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в олимпиадах, конкурсах творческих работ, научно-практических конференциях.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своего города, области и страны, в том числе и через Интернет.

6. Посещать уроки коллег, участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, внеклассных мероприятий.

9. Проводить открытые уроки для коллег.

 10.Продолжить работу над созданием копилки методических идей по предмету.

11.Выступать с докладами по теме самообразования.

12.Выступить с творческим отчётом о своей работе перед коллегами.

Информационно-технологические технологии:

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии.

3. Мастер-класс «Использование ИКТ при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА».

4. Создать собственный сайт

5. Создать электронное портфолио.

6. Продолжить работу над созданием базы электронных тестов по истории и обществознанию.

Охрана здоровья: Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

Основные этапы работы по самообразованию:

Диагностический этап Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта 1.Курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании ГМО учителей истории и обществознании 3.Участие в муниципальной экспертной комисси по анализу результатов ГИА 2011г» 4.Изучение новинок методической литературы.

Прогностический этап :Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. 1.Выступление на заседании ГМО учителей истории и обществознания по темам: «Интеграция на уроках истории и обществознания»; «Организация исследовательской деятельности учащихся».

Практический этап Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. 1.Выступление на заседании РГМО учителей истории «Использование ИКТ при подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА». 2.Открытые уроки. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 4.Создать собственный сайт для общения с единомышленниками 5. Опубликовать свои разработки на сайтах «Прошколу. Ru», «Педсовет» и других

Обобщающий этап Подведение итогов. Оформление результатов работы. 1.Выступление на межмуниципальном фестивале методических идей. 2.Участие и результаты на школьных и муниципальных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий этап Распространение опыта работы. 1.Принять участие в муниципальном фестивале педагогических идей 2.Анализ результатов работы над темой самообразования 3. Обмен опытом с коллегами, помощь молодым коллегам 

nsportal.ru

Советы рукодельницам