С. Н. Николаева. Система экологического воспитания дошкольников
Понятие «система», его методологический смысл
История познания мира человеком, в котором он существует, свидетельствует о постепенном восхождении к пониманию всеединства и системности. Философы утверждают: структурность и системная организация бытия и материи относятся к числу важнейших их характеристик. Успехи современного естествознания демонстрируют: «простота» не присуща ни бесконечно малому (элементарным частицам в физике), ни бесконечно большому (Вселенной) – все имеет сложное системно-структурное строение, предел которому еще не найден. «Природа Земли, человек, общество и культура образуют макросистему, в которой все ее компоненты, объединенные множеством взаимосвязей, составляют целостность. Устойчивость макросистемы обусловлена согласованным взаимодействием ее частей. Появившись на определенном этапе эволюции природы, человечество и его деятельность стали ведущим фактором, влияющим на синхронность и гармоничность развития всех частей этой системы. Уровень и характер этого влияния определяет культура»{Игнатова В. А. Естествознание. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М., 2002. – С. 3.}.
B.C. Данилова и Н. Н. Кожевников утверждают: «…диалектический материализм – очень логичная философская система… ориентирована на целостное мировоззрение и открыта контактам с естествознанием. В XXI веке многие наработки диалектического материализма будут востребованы человечеством при создании синтетических теорий и концепций, например, при разработке планетарного мышления»{Данилова В. С, Кожевников Н. Н. Основные концепции современного образования. – М., 2001. – С. 57.}.
Системный метод как метод научного познания применялся уже в XIX веке, однако наивысшего расцвета он достиг в XX веке, когда необходимость и эффективность его применения стала очевидной для всех отраслей знания. В естествознании выделилась теория систем, которая в гуманитарной области поднялась на уровень методологического принципа исследований.
Как всякое научное направление теория систем имеет свой понятийный аппарат. Разные авторы рассматривают различный объем понятий, например, В. С. Данилова и Н. Н. Кожевников, так же как и многие другие авторы, утверждают, что теория систем базируется на четырех основных и нескольких вспомогательных понятиях. К основным понятиям относятся: система, элемент, структура, функция; понятие системы для всех исследователей является самым главным. Рассмотрим варианты его определения, которые приводят авторы.
С. Г. Хорошавина, давая определение системы как внутренне или внешне упорядоченного множества взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, поясняет: «Системой является то, что определенным образом связано между собой и подчинено соответствующим законам». И далее уточняет: «Системы бывают объективно существующие и теоретические, или концептуальные, т. е. существующие лишь в сознании человека»{Хорошавина С. Г. Концепции современного образования. Курс лекций. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 69.}.
«Отличительным признаком целостной системы, – пишет В. Г. Афанасьев, – является наличие в нем системных, интегративных качеств. Эти качества не присущи образующим систему компонентам, несводимы к свойствам или сумме свойств последних»{Афанасьев В. Г. О структуре целостной системы // Философские науки. – 1980. – № 3. – С. 84.}.
Следующим по значимости в теории систем является понятие «структура». Философы считают, что структура – это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе при различных внешних и внутренних изменениях. Естественники считают, что структура – относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого. Иначе говоря, структурность обеспечивает особую организацию и функциональную взаимосвязь всех входящих в состав системы компонентов. Благодаря структуре компоненты объединяются и превращаются в единое целое, которое невозможно понять без учета их взаимосвязи. Интегративные особенности структуры обеспечивают надлежащую функцию собственно системы.
Таким образом, можно утверждать, что структура – это качественная характеристика системы, она демонстрирует строение, конфигурацию и характер закономерных устойчивых связей элементов системы, взаимоотношение частей в целом. Структура остается неизменной, несмотря на различные изменения частей и целого, она меняется только тогда, когда изменение целого претерпевает качественный скачок. Изменение способов и характера связи элементов целого может изменить его сущностные характеристики.
Кроме структурности теоретики выделяют и другие важные свойства системы – ее вид, иерархическое строение, наличие подсистем, их равновесность. По виду выделяются системы открытые и закрытые, первые являются более прогрессивными, так как они активно взаимодействуют с окружающей средой, обмениваясь с ней ресурсами: веществом, энергией, информацией. В. А. Игнатова подчеркивает: любая социоприродная система является открытой – «между системой и окружающей средой всегда есть какая-то «полупрозрачная» граница, которая одновременно и обособляет систему, отгораживает ее, отделяет от окружающей среды, и в то же время обеспечивает возможность взаимодействия системы с окружением»{Игнатова В. А. Естествознание. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М., 2002. – С. 135.}.
Свойством системы является ее постоянное стремление к равновесию (гомеостазу). При изменении параметров окружающей среды устойчивая система реагирует таким образом, чтобы сохранить равновесие. Например, человек как устойчивая биосистема с помощью анализаторов ощущает окружающий мир и реагирует на его изменения: при понижении температуры одевается теплее, в жару – облегчает одежду. Обмен с окружающей средой выступает важнейшим фактором развития системы и определяет характер ее поведения. Обмен осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, система получает ресурсы извне, с другой – «отработанные материалы» рассеивает в окружающее пространство. Поступление ресурсов извне стимулирует различные, как правило, позитивные, изменения в системе: может меняться ее структура, она может переходить на новый (более высокий) уровень. По мере развития упорядоченности элементов системы она может перейти в целостность. Исследователи считают, что целое – это равновесная, хорошо выстроенная система, в которой связь и взаимодействие компонентов (частей) осуществляются закономерно и обусловлены потребностью самой системы.
Живые и социальные системы обладают свойством опережающего отражения, что дает им возможность «предвидеть» грядущие изменения и готовиться к ним, человеку и социальным системам это обстоятельство позволяет осознанно ставить цели, планировать их выполнение и выбирать для этого адекватные методы.
Важной особенностью многих сложных систем является их иерархическое строение, выделение в структуре уровней, подсистем. «В иерархически связанных системах идет не только усложнение структуры и функций каждой из них, но и осуществляется взаимодействие на уровне прямой и обратной связей, благодаря чему у систем более высокого уровня появляется возможность управления процессами более низкого уровня»{Игнатова В. А. Естествознание. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М., 2002. – С. 137.}. Этот механизм имеет место в иерархиях биологических, технологических, кибернетических, социальных систем. Среди этих систем встречаются системы с заданной целью: экономические, социально-политические, педагогические, психологические, законодательные. «Например, цель педагогической системы – формирование личности, способной адаптироваться в современных ей условиях, …цель экономической – создание условий устойчивого (неразрушимого) функционирования социума»{Там же. – С. 137.}.
Синергетика – это общенаучное направление, которое изучает закономерности самоорганизации и эволюции сложных систем любой природы (живых, кибернетических, социальных и др.). В синергетике выделяется ряд основополагающих понятий, которые отражают ее сущность: хаос, случайность, флуктуации (возмущения), точки бифуркации, гомеостаз (равновесие), скачок развития, резонансное возбуждение и др. В функционировании любой системы всегда наблюдается множество тех или других случайностей, случайных флуктуаций, которые могут накапливаться и оказывать решающее воздействие на систему в целом. Это воздействие может носить созидающий или разрушающий характер. В первом случае система становится более устойчивой. Во втором – возникает неопределенность, разрушающая и отсекающая все лишнее, а в результате во всей системе появляется неустойчивость, которая может служить толчком для возникновения из хаоса новых структур. Причины этих процессов связаны с несоответствием внутреннего состояния открытой системы внешним условиям среды. При благоприятных условиях новые структуры становятся все более упорядоченными и устойчивыми, их спонтанное преобразование может вызвать резонансное возбуждение во всех элементах структуры, в результате чего произойдет скачкообразное изменение в ее состоянии – она перейдет в новое качество. Это и есть процесс самоорганизации, самоупорядочивания системы.
thelib.ru
Методическое обеспечение программы С. Н. Николаевой «Юный эколог». Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей». М. «Новая школа». 1993. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. «Новая школа». 1995
Методическое обеспечение программы
С.Н. Николаевой «Юный эколог».
1.Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей». М. «Новая школа».1993.
2.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. «Новая школа».1995.
3.Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М. «Новая школа».1996.
4. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников». Пособие для специалистов дошкольного воспитания. М. АСТ.1998.
5.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». Книга для воспитателя детского сада. М. «Просвещение».1999.
6.Н. Николаева «Как приобщить ребенка к природе». М. «Новая школа». 1999.
7.Н. Николаева «Любовь к природе воспитываем с детства». Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. М. «Мозаика- синтез».2002.
Методическое обеспечение программы
Н.А. Рыжовой «Наш дом- природа».
1.Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду». Книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. М. «Карапуз».2001.
2.Н.А. Рыжова «Я и природа». Учебно- методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. «Линка-Пресс».1996.
3.Н.А. Рыжова «Волшебница вода». Учебно — методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. «Линка-Пресс.1997.
4.Н.А. Рыжова «Воздух-невидимка». Пособие по экологическому образованию дошкольников. М. «Линка-Пресс». 1998.
5.Н.А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево». Методическое пособие. Тамбов.1995.
6.Н.А. Рыжова «Напиши письмо мартышке». Методический комплект.
М. «Экология и образование».1996.
7.Н Рыжова «Не просто сказки». Экологические рассказы и праздники.
М. «Линка- Пресс». 2002.
8.Н.А. Рыжова «Почва-живая земля».М. Карапуз.2005.
9.Экологический проект «Мое дерево».М. Карапуз.2006.
10.Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами». М. Карапуз.2006.
11.Н.А. Рыжова «Деревья: от акации до Ясеня».М. Карапуз.2006.
Пособия для детей
1.Н.А. Рыжова «Зеленый дом». Прогулки на лугу и в лесу. М. «Карапуз». 2001.
2. Н.А. Рыжова «Кто в озере живет?». Для чтения родителями детям. М. «Карапуз». 2001.
Методическое обеспечение
программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик».
« Про небо и землю». Сказочная хрестоматия. ( Составители В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова). М. «Педагогическое общество России».1999.
2.В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова «Подружись с карандашом».
М. «Педагогическое общество России».1999.
3.В.И. Ашиков «Солнечный круг:100 занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Семицветик». М. «Педагогическое общество России».1999.
4.В.И. Ашиков, С.Г Ашикова «Азбука мира: Книга по воспитанию культуры мира в детях дошкольного возраста». М.
5.В.И. Ашиков,С.Г. Ашикова «Уроки мира: методическое пособие по проведению занятий и уроков в детских садах и школах». М. «Педагогическое общество России».
Методическое обеспечение программы Ж.А. Васякиной «Паутинка»
1.Ж.А. Васякина-Новикова, В.Н. Сахарова «Паутинка: Методические рекомендации». М. МИПКРО.1997.
Методическое обеспечение программы
С.Н. Николаевой «Зеленая тропинка».
Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка».
М. «Просвещение». 2001.
Методическое обеспечение
1.Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». Минск.«Асар».1996.
2. Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?». М. «Гном и Д».2001.
refdb.ru
Экологическое воспитание дошкольников в детском саду
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вотинцева Елена Петровна
Воспитатель
МАДОУ Д/с № 59 «Золотая рыбка»
Щелковского муниципального района
Московской области г.Щелково
Одной из современных тенденций развития общества является воспитание чувства ответственности у подрастающего поколения за состояние окружающей среды. Актуальность исследования обуславливается углубляющимся противоречием между обществом и природой, что приводит к нарушению саморегуляционных механизмов биосферы и усилению экологического кризиса. В результате дальнейшее существование человечества во многом зависит от своевременного решения проблемы развития и совершенствования его экологических потребностей.
Индивидуальные возрастные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень экологической культуры, разную меру способностей гармонизировать свои отношения с окружающим миром[1:40].
Экологическое воспитание – относительно новое направление научного познания в педагогике. Оно востребовано изменением качества жизни людей и необходимостью обучать подрастающее поколение формам культурной коммуникации с окружающей средой, базирующимся на принципе согласования действий и поведения человека состоянием природы[8:672].
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы.
Исследователями П.Г.Саморуковой, Н.Н.Кондратьевой, И.А.Хайдуровой, С.Н.Николаевой и другими убедительно показано, что в период дошкольного детства в процессе педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры[5,7].
С точки зрения С.Н.Николаевой: «экологическая культура — это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало оно берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого»[6:346].
В.Я.Михайленкоподчеркивает, что воспитать гармонически развитую, экологически подготовленную личность, которая готова была бы способна адекватно понятьсвое место в обществе и природе, реагировать на изменения в жизни, решать социальные и нравственные проблемы, это сложная воспитательная задача, стоящая перед современной педагогической наукой[4:96].
Российский академик Д.С.Лихачевподчеркивал, что «отношения природы и человека – это отношение двух культур, каждая из которых «социальна» по-своему, общежительна, обладает своими правилами поведения». Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может[2:273].
С точки зрения Е.А.Когай «экологическая культура предполагает гармоничное отношение к природной среде обитания и своему социальному окружению, а также отношение к самому себе как к части природы. Освоение общественным сознанием исходных принципов экологической культуры есть важнейшая задача экологического образования и воспитания»[3:145]|.
Таким образом, изучив педагогическую литературу по проблеме, было выявлено, что главное внимание в экологическом воспитании уделяется формированию личности в системе её отношений и деятельности. Позиция детей во взаимодействии с природой характеризуется доброжелательностью, эмоциональной отзывчивостью, интересом, желанием и готовностью осуществлять деятельность на гуманной основе. Для этого необходима организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, включающая экологические комнаты, живые уголки, экологические тропинки и т.п. Это будет способствовать установлению эмоциональной связи ребёнка с объектами природы, развитию нравственно-ценностного отношения.
Список литературы
1.Асмолова А.Г. От экологических знаний к картине мира //Вестник образования. 2010. №1с.21-40.
2.Лихачев Д.С. Письмо о добром и прекрасном / Д.С.Лихачев. – М.: Дет.лит.,2000.-273с.
3.Когай Е.А. Экология культуры: предметное поле исследования /Е.А.Когай //Социально гуманитарные знания.-2011.№5.с.136-145.
4.Михайленко В.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей.2-ое изд., испр.-М.:ГНОМ и Д, 2010.-96с.
5.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве /С.Н.Николаева.-М., Новая школа 2012.-160с.
6.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие. М.; Академия, 2010.- 346с.
7.Саморукова П.Г. Игры детей /П.Г.Саморукова.- М.:2009 .-89с.
8.Энциклопедический словарь. Современная версия /Ф.А. Брокгауз, И.А.Ефрон.-М.: Эксмо, 2002.-672с.
infourok.ru
денствию в нем. Статья 42 гласит: «Каждый имеет право на | ветственности виновных юридических лиц и граждан, замеченных | |||
благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее | в экологических нарушениях. | |||
состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью | В законе представлены экономические механизмы охраны ок- | |||
или имуществу экологическим правонарушением». В свою очередь: | ружающей природной среды, ее нормативные качества, государ- | |||
«Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно | ственная экологическая экспертиза и требования к проектированию | |||
относиться к природным богатствам» (статья 58). | и размещению различных хозяйственных и военных сооружений и | |||
Глубоким и содержательным можно считать основной закон, | объектов. Не обойдены вниманием чрезвычайные экологические | |||
касающийся экологии страны, — Закон Российской Федерации об | ситуации, зоны экологического бедствия. Большое внимание | |||
охране окружающей природной среды [9], который был принят рань- | уделено особо охраняемым природным территориям и объектам | |||
ше Конституции (19 декабря 1991 г.), но по которому государство | (заповедникам, заказникам, национальным паркам, памятникам | |||
живет и до сих пор. В законе четко сказано: природа и ее богатства | природы, исчезающим видам растений и животных). Целым рядом | |||
являются национальным достоянием народов России, основой их | статей прописан экологический контроль — государственный и | |||
устойчивого социально-экономическогоразвития, основой бла- | общественный. | |||
госостояния человека. В законе предусмотрено все: что является | Впервые за весь период существования СССР и РФ — и это | |||
объектами охраны и по каким принципам она осуществляется, в чем | особенно значимо — целый раздел посвящен экологическому | |||
состоит компетенция всех субъектов РФ, всех ветвей власти и | воспитанию, образованию, научным исследованиям. В статье 73 | |||
органов местного самоуправления. |
| говорится об установлении системы всеобщего, комплексного и | ||
Так же как и в Конституции, в данном законе представлены | непрерывного экологического воспитания и образования, которая | |||
права и обязанности граждан. В соответствии со статьей 11 они | охватывает дошкольное, школьное, среднее и высшее | |||
имеют право на охрану здоровья от неблагоприятной среды, | профессиональное образование, повышение квалификации и | |||
сложившейся в результате хозяйственной деятельности, катастроф | средства массовой информации. Статья 74 посвящается вопросам | |||
или стихийных бедствий. Это право обеспечивается нормированием | обязательного преподавания основ экологических знаний в | |||
качества окружающей природной среды, социальным и | учебных заведениях всех уровней. Статья 75 обязывает | |||
государственным страхованием граждан, возмещением в судебном | руководящих работников и специалистов (руководителей | |||
или административном порядке вреда, причиненного их здоровью в | министерств и ведомств, различных предприятий) иметь | |||
результате загрязнения среды, государственным контролем за | необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при | |||
состоянием | природной | среды | и соблюдением приро- | назначении на должность, при аттестации и переаттестации |
доохранительного законодательства, привлечением к ответствен- | работников. | |||
ности лиц, виновных в нарушении экологической безопасности | Экологические, эколого-правовыезнания необходимо распро- | |||
населения. |
|
|
| странять всеми доступными способами в целях воспитания бе- |
Статья 12 предусматривает обязанности граждан, которые | режного отношения к природе, рационального использования ее | |||
сводятся к тому, чтобы принимать участие в охране окружающей | богатств — об этом гласит статья 76. Последняя статья раздела | |||
среды, в сбережении природных богатств, соблюдать природоох- | (77) посвящена науке — она предписывает всем научным и | |||
ранительное законодательство, установленные нормативы качества | учебным заведениям страны планирование исследований, раз- | |||
природной среды. Ценным является то, что в обязанности граждан | работку комплексных программ в области охраны и оздоровления | |||
включено требование «постоянно повышать уровень своих знаний о | окружающей природной среды, в сфере экологического об- | |||
природе, экологическую культуру, содействовать экологическому | разования. | |||
воспитанию подрастающего поколения». Закон данной статьей | Данный закон можно считать прогрессивным не только по со- | |||
призывает граждан быть неравнодушными к тому, что происходит | держанию, но и по способу вхождения его в жизнь — он был | |||
вокруг, активно проявлять свою гражданскую позицию: создавать | профинансирован госбюджетом, что позволило реализовать многие | |||
общественные объединения и фонды по охране природной среды, | хорошие идеи в практике жизнедеятельности страны. | |||
принимать участие в собраниях, пикетах, референдумах по охране | В ноябре 1994 г. Правительством РФ было принято постановле- | |||
окружающей среды, требовать от органов управления достоверной | ние «О мерах по улучшению экологического образования населения» — | |||
информации о состоянии окружающей среды, бороться за отмену | это был первый документ после Форума в Рио: экологическое об- | |||
решений по строительству экологически вредных объектов, ставить | разование признавалось приоритетным, на него предлагалось вы- | |||
вопрос о привлечении к от- |
|
| делять до 10% бюджетных денег. Дальнейшие постановления Пра- | |
16 |
|
|
| 17 |
|
|
|
|
studfiles.net
Страница 1 из 4 Занятия – это основная форма организации обучения детей в детском саду. Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятий, как правило, это утренние часы. Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми. На занятиях дети систематически усваивают знания, навыки, умения, у них развивается творчество.1.2. Экологическое воспитание дошкольников на занятияхВ любом занятии можно выделить три основных части: Первая часть – введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. В этой части дети настраиваются на выполнение какой-то работы. Вторая часть — самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или самого ребенка. В этой части воспитатель смотрит, как действуют дети, все ли идет верно, у кого возникают трудности, кто нуждается в помощи, в дополнительном показе, просто в поддержке, в поощрении. На каждом занятии решаются общедидактические задачи под руководством воспитателя формируется способность обучаться, развиваться, интеллектуальная и творческая активность. На занятиях, независимо от содержания, у детей закрепляются полученные ранее знания, навыки и умения. Занятия могут быть общегрупповыми, проводиться с подгруппами детей, а иногда и индивидуально. Однако суть остается единой; традиционно ее строят на «фундаменте»: усвоение знаний о дикой природе «включение» этих знаний в природоохранную деятельность «уход за растениями и животными, элементы непосредственной и трудовой деятельности на приусадебном участке, в природе». Экологические знания детям в дошкольных учреждениях даются в системе. Гуманитарное отношение к природе формируется у детей на основе знаний и практической деятельности. Эмоциональный компонент достигается с помощью игровых приемов, художественного материала, внимания взрослого к переживаниям ребенка. В раннем возрасте образ мира ребенка эффективен, исполнен эмоциями, отношениями, тесно связан с оценками взрослого. Цель экологического воспитания – именно формирование в ребенке отношения к животному, которое должно базировать на его глубинном чувственно-эмоцинальном опыте, имеющем биологические и социокультурные источники. Знания дети младшего дошкольного возраста получают при эмоциональном общении с животными, тактичном контакте, прямом взаимодействии. Их содержание: информация о внешнем виде, особенности строения и поведения, переживания и возможность как партнера для общения и игр. Специфические качества животным (теплота, мягкость, упругость, пушистость, определенного тембра и ритма звуки, наличие «лица») вызывает положительно-эмоциональную реакцию у детей; способность к общению создает оптимальные условия для удержания внимания. Животные – прекрасные «тренажеры» для развития восприятия и моторики, партнеры для игр. Они активно принимают и отдают любовь и ласку, не судят и не оценивают действия ребенка, что определяет их «психотерапевтические» свойства. |
doshkolniki.org
Воспитание основ экологической культуры в детском саду (Коломина)
Страница 1 из 9
Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с. (Серия «Программа развития»)
В пособии изложен курс занятий по экологическому просвещению и воспитанию дошкольников старшей группы и подготовительной к школе группы. Предложен список рекомендуемой литературы, подробное описание устройства уголка экологической культуры в ДОУ, полный перечень объектов наблюдения с детьми, календарь русской природы. Описания занятий даны по схеме: цели, наглядные пособия, методические приемы (ход занятий, сценарий). Пособие предназначено для воспитателей и методистов ДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Развивающая предметная среда
Наблюдение — ведущий метод
Календарь русской природы
Условные обозначения природных явлений
СТАРШАЯ ГРУППА
Сентябрь
План работы
Занятие «Экскурсия в парк»
Занятие «Планета Земля»
Занятие «Работа дежурных в уголке природы»
Занятие «Живое — неживое»
Игра-хоровод «Здравствуй, Осень!»
Октябрь
План работы
Экскурсия в лесопарк
Занятие «Дом для Кисточки»
Занятие «Дары осени»
Занятие «Свет, тепло, воздух»
Ноябрь
План работы
Занятие «Зарождение земледелия»
Занятие «Подготовка диких животных к зиме»
Беседа о лесе
Занятие «Итоговая беседа об осени»
Вечер развлечений «Воздух-невидимка»
Экологическая сказка «Осень»
Декабрь
План работы
Занятие «Экскурсия в зимний парк»
Занятие «Условия для роста растений»
Занятие «Через добрые дела можно стать юным экологом»
Январь
План работы
Занятие «Мы — ветры»
Занятие «Растение — живое существо»
Занятие «Сравнение белого и бурого медведей»
Занятие «Зачем зимой снег»
Сказка «Зачем зимой снег»
Игра «Пришла зима — открывай ворота»
Февраль
План работы
Занятие «Экскурсия в парк»
Занятие «Знакомство детей с водой и ее свойствами»
Занятие «Итоговая беседа о зиме»
Март
План работы
Занятие «Экскурсия в парк»
Занятие «Беседа о картофеле»
Занятие «Поможем природе»
Занятие «Березы тоже плачут»
Игра «Гори-гори ясно»
Апрель
План работы
Занятие «Экскурсия в парк»
Занятие «Беседа о перелетных птицах»
Занятие «Путешествие в весенний лес»
Занятие «Дед Мазай и зайцы»
Май
План работы
Занятие «Наблюдение за кроликом»
Занятие «Человек — часть природы»
Занятие «Итоговая беседа о весне»
Занятие «Засеиваем земельный участок»
doshkolniki.org
Краткий содержательный анализ статьи Николаевой С.Н. «Экологическое воспитание в рамках ФГОС».
Краткий содержательный анализ статьи Николаевой С.Н. «Экологическое воспитание в рамках ФГОС».
Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.
Экологическое воспитание как важная составляющая воспитательно-образовательной работы детского сада может осуществляться через основную или парциальную программы.
Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка»: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».
Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.
Задачи экологического воспитания.
Реализация Программы детского сада и образовательной деятельности с детьми, как предусмотрено в Стандарте, осуществляется через особые структурные единицы — образовательные области, которые представляют собой «определенные направления развития и образования детей».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
Образовательная область «Речевое развитие»
Познавая природу, развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
Образовательная область «Социально — коммуникативное развитие»
Выращивая растения, ухаживая вместе с взрослыми за обитателями уголка природы, дети на конкретном уровне усваивают моральные и нравственные ценности (ценность жизни, необходимость осторожного, бережного обращения с любыми живыми существами), учатся правилам поведения в природе, познают труд, направленный на поддержание условий жизни растений и животных, на сохранение природных экосистем. Коллективный труд в природном пространстве, в котором живут дети, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной деятельности и коммуникации.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
Краткий содержательный анализ статьи Николаевой С.Н. «Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС».
Оптимальными психолого-педагогическими условиями организации экологического образования и воспитания дошкольников является создание эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей
Экологическая развивающая среда включает в себя правильную, с экологической точки зрения, организацию зоны природы в помещении и на участке и предметную среду с экологической направленностью.
Краткая характеристика «экологического пространства» в помещениях и на территории ДОУ.
Групповой уголок природы включает разнообразные комнатные растения (напольные, настенные, в торшерах) и аквариум с водными обитателями (аквариум надо вернуть в группы!).
Комната природы, или зимний сад, или кабинет природы находятся в отдельном помещении детского сада, в них может содержаться большое разнообразие живых объектов: крупные растения, декоративные птицы в вольерах, различные водные обитатели в больших аквариумах.
Экологический музей (музей природы) находится в отдельном помещении, содержит коллекции объектов неживой природы, макеты, панорамы природных ландшафтов и экосистем, географические карты, фотографии, рисунки и художественные произведения на тему природы; музей может быть частью экологического кабинета или лаборатории.
Озеленении внутреннего пространства детского сада: групп, коридоров, холлов, кабинетов. Напольные и настенные растения могут быть везде, где есть хорошее естественное освещение (не должно быть только колючих и ядовитых растений).
На территории, окружающей детский сад, целесообразно создание следующих экологических пространств:
общее хорошее озеленение (разнообразие древесных и кустарниковых пород) и множество цветников — общих и групповых.
фруктовый сад и огород — традиционные объекты природной среды дошкольной организации.
птичий столб — специально устроенный в свободном пространстве территории ДОО столб с кормушкой, водопоем и домиком для птиц; он функционирует круглый год, так как пригоден для зимней подкормки зимующих птиц и их укрытия в стужу, весеннего гнездования, летнего водопоя птиц;
уголок нетронутой природы создается в тех ДОО, которые имеют большую территорию и свободное пространство; там произрастают различные дикорастущие травы, кустарники.
мини-поля для выращивания злаковых, технических культур, фитогрядки, на которых могут расти лекарственные растения.
мини-ферма: домик-сарай с огороженным выгулом для содержания и выращивания в теплый период года каких-либо сельскохозяйственных животных (курица с цыплятами и т.д.).
экологическая тропинка — это маршрут по территории детского сада, хорошо озелененного и имеющего интересные природные объекты.
Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, какого бы объема он ни была, становится осмысленной и экологически целесообразной, если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся, если у дошкольников укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.
Ведущие понятия экологии как науки:
— «взаимосвязь организма со средой», что означает: ни одно живое существо не может жить (оставаться живым) вне условий, обеспечивающих его жизнедеятельность и позволяющих удовлетворить его потребности;
— каждое растение, любое животное обладают морфофункциональной приспособленностью к своей (и только своей) среде обитания;
— каждая экосистема (природное сообщество) обладает необходимым сочетанием населяющих ее обитателей, которые приспособлены жить вместе в одних и тех же условиях неживой природы и взаимодействовать друг с другом;
— любая экосистема обладает таким свойством, как равновесие, которое обеспечивает круговорот вещества и энергии.
Чтобы правильно относиться к природе, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы.
infourok.ru