Речевой материал на дифференциацию звуков «С»-«Ц.

Содержание

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ц

са – ца

со – цо

су – цу

сы – цы

сэ — це

СА-ЦА-СА

АС-СЦ-АС

СО-ЦО-СО

ОС-ОЦ-ОС

СУ-ЦУ-СУ

УС-УЦ-УС

СЫ-ЦЫ-СЫ

ЫС-ЫЦ-ЫС

ас – ац

ос — оц

ус – уц

ыс – ыц

ис — иц

АСА-АЦА-АСА

ОСО-ОЦО-ОСО

УСУ-УЦУ-УСУ

ЫСЫ-ЫЦЫ-ЫСЫ

Слова

Сок – цок свет – цвет лиса — лица

Сел – цел бусы – бутцы сабля — цапля

Бас – пас сабля – цапля светик — цветик

Сено – цена светик – цветик садить – цедить

Прицел – присел целить – селить ценить – синить

Оценить – осенить цвел – свел расцвет – рассвет

всех – в цех

лиса – лица

присел – прицел

сабля – цапля

свести – цвести

свет – цвет

Света – цвета

свети – цвети

свёл – цвёл

сели — цели

сель – цель

сена – цена

сижу – цежу

синить – ценить

синяя – цинния

сок – цок

сокол – цокал

сел – цел

Синица, сальце, словцо, сцена, сцепление, станция, столица, спица, свинец, ситец, песец, скиталец, сеянец, столбец, месяц, писательница, письмецо, маслице, бессонница, восклицание, гусеница, пословица, лисица, лестница, косица, спится, снится, смеется, садится, кусается, спускается, славится, спасается, оступается, светится, сломается, свалится, сомневается, ссорится, сгибается, стыдится, склоняется, сдается.

С цаплей, с цепью, с цукатом, с цыганом, с цыпленком, с цирком, с целью, с циновкой, с лестницей.

Самоцвет, самоцель, соцветие, социальный, сахарница, сухарница, салатница, расцепить, расценить, расцветать, расцарапать, спецовка, специалист, специальность, сцапать, сцепить, сцепка, сценка, сценарий, сценарист.

Стальная цепь. Цепная собака. Степная птица. Вкусное мясцо. Степная станция. Синие цветы. Садовый цветок. Целый стакан. Гусеница капустницы. Куцый пес. Ценная посуда. Сломанная спица. Кусты акации. Сильный боец. Смелые бойцы. Садится солнце. Снится сон. Цветной ситец. Цыганская песня.

Заяц сидел у сосны.

Лисица увидела зайца.

Заяц скрылся в кустах.

В саду цветы.

Соня любит цветы.

Соня сорвала цветок.

У нас цыплята.

Соня кормит цыплят.

Цыплята любят просо.

У Славы цапля.

У цапли длинный нос.

Цапля ходит за Славой.

Улица залита солнцем.

Зайца спасают ноги.

Заяц всех боится.

Цыбик – цепная собака.

Зимой птицам холодно.

С юга прилетели цапли.

Птицы поедают гусениц.

Курица увидела лисицу.

Гусеница съела все листья.

Друзья леса заботятся о деревьях.

Альпинисты поднимаются в горы.

Экспедиция отправилась на север.

Мы посетили выставку детских рисунков.

На кустах акации зацвели цветы.

Пословица не даром молвится.

У Симы платье из ситца.

Отец написал письмецо.

Сеня выпил целый стакан сока.

Заглянет солнце к нам в оконце.

Синица схватила гусеницу.

Лена повесила полотенце.

Сеня ел хлебец с сальцем, а Соня с маслицем.

Светит месяц, светит ясный.

Гусеницы объели листья капусты.

Кто смел, тот и цел.

Молодец на овец, а на молодца – сам овца.

Птицы –вестники весны.

В саду зацвели цветы.

Сима готовится к экзаменам.

Самолет спускается на землю.

В конце села стоит кузница.

В столице много высотных зданий.

Соне исполнилось двадцать лет.

Синица свила гнездо на осине.

На столе стоит ваза с цветами.

Слава смотрит детский спектакль.

Пловцы готовятся к соревнованию.

До конца игры осталось семь минут.

Синица попала в силок.

Роса блестит на солнце.

В редакцию принесли письмо.

В году двенадцать месяцев.

У нас в саду цветет акация.

Волк унес из стада овцу.

Зимой дети катаются на санках.

Передавался праздничный концерт.

Футболисты боролись за золотые медали.

Хоккеисты выступали во Дворце спорта.

Пословицы:

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Весна красна цветами, осень – снопами.

Орел – царь-птица, а сокола боится.

Где тонко, там и рвется.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Пословица во век не сломится.

Поговорка – цветок, пословица – ягодка.

Скороговорки

Съел молодец тридцать три пирога с творогом.

Съел, наконец, кузнец варенец.

Рассказать вам сказку-небылицу про зайку и лисицу?

Жили-были журавль да овца, накосили стожок сенца.

Не сказать ли сказку с конца?

Есть в зоопарке звери и птицы:

Львицы, лисицы, зайцы, куницы,

Цапли, цыплята, синицы, скворцы,

А у скворцов есть птенцы.

Однажды на концерте

Сидели сорванцы,

Со свистом и со смаком

Сосали леденцы.

Всколыхнула ветку птица –

И по листьям свет струится.

Цветок к цветку –

Цветной узор.

Сосна к сосне –

Сосновый бор.

Связная речь

Кот лисицу пригласил,

Глаз с кокетки не сводил.

Их счастливый случай свёл.

Кавалер от счастья цвёл!

Рядом веселится цапля,

У неё не нос, а сабля!

Прилетела из села,

Голова едва цела!

multiurok.ru

Дифференциация звуков [Ц] [С] [Ц] [С] Упражнение № Произносить (читать) слоги

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц] — [С]
[Ц] — [С]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ца – са ос – оц оц – ос ацу – асу

са – ца ис – иц иц – ис асу – ацу

аца – аса цо – со ус – уц уц – ус

аса – аца со – цо ес – ец ец – ес

ац – ас ацо – асо цу – су ыс – ыц

яц – яс асо – ацо су – цу цы – сы

ацы – асы ыц – ыс ас – яц сы – цы

асы – ацы яс – яц

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.


[Ц] — [С]

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

Спица, синица, лисица, столица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песец, скворцы, ресницы, сальце, словцо, солнце, сцена, месяц, песцовый, свинцовый, станция, красавица, семицветик, сцепление, ситец, маслице, лестница, пословица, столбец, письмецо, бессонница, писательница, скиталец, спится, снится, смеётся, садится, кусается, спускается, стыдится, сдаётся.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] — [С]

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

Овца – овса, пыльца – полоса, цапля – сабля, кольцо – колесо, цокот – сокол, к лицу – лису, к кольцу – к колесу, цып-цып – сыпь-сыпь, овцы – косы, куцый – русый, цыкать – сыпать, концы – носы, ресницы – волосы, умельцы – рельсы, цель – кисель, целый – серый, ценный – осенний, цены – сено, цедить – сердить, целина – седина, цвет – свет, цели – сели, цветик – светик, царить – сорить, цок – сок, цел – сел, бац – бас.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] — [С]

Упражнение № 4. Произносить (читать) предложения.

Целый стакан. Сломанное деревце. Пёстрая курица. Свежая водица. Трусливый заяц. Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлые ресницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце к нам в оконце.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] — [С]

Упражнение № 5. Произносить (читать) предложения.

На акации сидела синица. Скворец принёс гусеницу. Не велика спица в колеснице. Чист молодец: ни коз, ни овец. Целый день сияло солнце. Сентябрь – осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светил в окно. В мае зацвела сирень. Целый месяц дети были в лагере. Смелый смерти не боится, смелого смерть сторонится.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] — [С]

Упражнение № 6. Произносить (читать) предложения.

Заглянет солнце и к нам в оконце. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. У красы – берёзки платье серебрится, у красы – берёзки зелены косицы. На сосне сидит синица, под сосной сидит лисица. Кабы лисица не подоспела, то бы овца волка съела. Кто смел, тот и цел. Не цвести цветам на снегу.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] — [С]

Упражнение № 7. Произносить (читать) предложения.

Не всякая птица летит высоко. Солнце садится – лентяй веселится. И месяц светит, когда солнца нет. На свете всё меняется, а правда остаётся. Бедным курицам не спится, если им лисица сниться. Я нарвал овце овса; ешь скорей овёс, овца. Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овцу съел. Не велика птица, да голосиста. Весело поётся, весело прядётся. Не зверь, не птица, а нос, как спица

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] — [С]

Упражнение № 8. Выучить стихотворение.

— Пальчик – мальчик где ты был?

— С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ц] — [С]

Упражнение № 9. Выучить загадки.

Привела я солнце

На своё оконце,

К потолку повесила –

Сразу стало весело.

(Лампа)


Сидит не ветке, а не птица,

Есть рыжий хвост, да не лисица.

(Белка)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] — [С]

Упражнение № 10. Выучить загадки.

Два близнеца, два братца на нос верхом садятся.

(Очки)

Я несу в себе водицу.

Вам водица пригодится.

Искупаться без хлопот,

Если есть…(водопровод)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] — [С]

Упражнение № 11. Выучить стихотворения.

Цапля важная, носатая

Целый день стоит, как статуя.
У плетня на улице

Встретились две курицы,

Курицы – наседки,

Добрые соседки.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Читать стихи выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] — [С]

Упражнение № 12. Выучить стихотворение.

Птичья зарядка.

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

(В. Берестов)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] — [С]

Упражнение № 13. Выучить загадки.

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

(Вёдра в коромысле)

В тёмной темнице

Красны девицы

Без нитки, без спицы

Вяжут вязеницы.

(Пчёлы в улье)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] — [С]

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.

Весна.


Возвращаются скворцы,

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] — [С]

Упражнение № 15. Выучить потешки.

Я умница – разумница,

И это знает вся улица –

И петух, и курица.

На улице две курицы с петухом дерутся.

Две девицы – красавицы смотрят и смеются.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Читать потешки выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] — [С]

Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

Давай будем одеваться…

— Я сама! Я сама!

Пойдём, будем умываться…

— Я сама! Я сама!

(И. Муравейко)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] — [С]

Упражнение № 17. Выучить стихотворение.

Буквы.


Тридцать две родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

(Б. Заходер)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] — [С]

Упражнение № 18. Выучить стихотворение.

Есть в зоопарке звери и птицы:

Львицы, лисицы, зайцы, куницы,

Цапли, цыплята, синицы, скворцы,

А у скворцов есть птенцы.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] — [С]

Упражнение № 19. Выучить стихотворения О. Дриза.

Цветок к цветку – цветной узор.

Сосна к сосне – сосновый бор.
Всколыхнула ветку птица –

И по листьям свет струится.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Читать стихотворения выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] — [С]

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Зацепила из криницы красна девица водицы.

Цокнул сзади конь копытцем,

Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] — [С]

Упражнение № 21. Выучить стихотворение.

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

(С. Маршак)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] — [С]

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

Однажды на концерте

Сидели сорванцы,

Со свистом и со смаком

Сосали леденцы.

(Э. Огнецвет)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] — [С]

Упражнение № 23. Выучить стихотворение.

Мыть тарелки я не буду,

Чтоб цела была посуда.

Я цветы полить готов,

Только нет у нас цветов.

(Л. Дымова)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] — [С]

Упражнение № 24. Выучить стихотворение.

В цветнике две овцы

Целый день пасутся.

У крыльца без конца

Киска ест из блюдца.

Из цветов наконец

Прогоните овец!

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] — [С]

Упражнение № 25. Выучить стихотворение.

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз.

(А. Кондратьев)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] — [С]

Упражнение № 26. Выучить стихотворение.

Ошиблась улицей.

Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят.

Привела их с улицы пёстренькая курица.

— Миленькая курица, ты ошиблась улицей.

Это детский сад, но не для цыплят!

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


Желаем успехов!

mognovse.ru

Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях»

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

  • Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ц].
  • Дифференцировать звуки [С] – [Ц] в слогах, словах и предложениях, выделять звуки в начале, середине и конце слова.
  • Уточнять и обогащать словарь детей, упражнять в подборе родственных слов.
  • Упражнять детей в умении работать с таблицами.
  • Упражнять в умении составлять предложения.
  • Развивать речевой слух, психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Воспитывать умение работать сообща.

Оборудование: соговые таблицы (демонстрационные), зеркала (индивидуальные), грамматические карточки, предметные картинки, карточки со слогами, карточки со схемой слова (начало, середина, конец слова), карточки с буквами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт одно слово со звуком [С] и одно слово со звуком [Ц].

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

а) «Заборчик»

Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

б) «Киска сердится»

Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

в) «Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

г) «Заморозим подбородок»

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)

3. Уточнение артикуляции звуков.

– Произнесём звук [С]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [С]? (При звуке [Ц]?)
– В каком положении верхние и нижние зубы? (При звуке Ц?)
– Как работает язык? Где он находится? (При звуке [Ц]?)
– Приложите ладони тыльной стороной к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук [С], мы ощущаем холод или тепло? (При звуке [Ц]?)

 (При работе используются индивидуальные зеркала.)

Вывод: звуки [С] и [Ц] согласные, глухие.

4. Игра «Повторяй за мной» (воспроизведение слоговых рядов)

Игра проводится устно. Логопед называет слоговой ряд, ребёнок  отвечает (стоя, с закрытыми глазами). Затем называются чистоговорки, дети повторяют хором.

АС-АС-АЦ                                         УЦ-УЦ-УС                                          УС-УС-УЦ
ЦИ-ЦИ-СИ                                         СУ-СУ-ЦУ                                          СО-ЦО-ЦО
АЦ-АЦ-АС                                         СЕ-ЦЕ-СЕ                                           ЦА-ЦА-СА

ЦА-ЦА-ЦА –  Нигде нет продавца.
СА-СА-СА – В лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – У Вовы колесо.
ЦО-ЦО-ЦО – Выйти на крыльцо.

5. «Прочитай слово»

Детям предлагаются две таблицы. Дети читают, составляют слова и по очереди называют их.

 

(ЦА – пуговица, цари, курица, овца, умница, птица, хлебница, царапина; СА – самолёт, полоса, сало, крыса, лиса, коса, самокат, роса)

6. Игра «Отгадай загадку»

 Детям раздаются карточки со схемой слова и карточки с буквами [С], [Ц].

– Я загадаю загадки, а вы их отгадайте. В словах-отгадках  выделите звуки [С] и [Ц] и покажите место их расположения  в слове с помощью предложенных вам карточек и букв.

1) Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Коса.)

2) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ту-у». (Пылесос.)

3) Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы.)

4) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)

5) На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его… (Скворец.)

6) Все следы находит точно,
Охраняет склады ночью.
Уши чуткие и нос –
Это друг наш верный… (пёс.)

7) Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыплёнок.)

8) Белая бочка, нет в ней
Ни сучочка. (Яйцо.)

7. Физминутка

Раз – подняться, подтянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

8. Грамматические карточки

 Детям раздаются карточки, на которых написаны однокоренные слова двух групп (свет, цвет). Логопед показывает первую карточку-корень. Дети должны по очереди выкладывать карточки с однокоренными словами, называя слово и объясняя его значение. Когда заканчиваются   карточки на этот корень, берётся второе слово-корень. Игра продолжается до последней карточки. Тот, у кого останется карточка, считается проигравшим.

СВЕТ – освещать, светлый, световой, засветить, освещение, свеча, рассветает, просвещать.
ЦВЕТ – цветущий, цветник, расцветать, цветочный, цветной, отцветать, цветок, цветастый.

9. Игра «Добавь нужный слог»

Детям предлагаются две таблицы. Нужно составить слово, правильно подобрав слог. Записать получившиеся слова.

 

 

(Лицо, колесо, яйцо, просо, кольцо; село, цена, целый, серебро, серый, сено, цепи)

В конце работы проводится проверка. Дети по цепочке читают записанные ими слова и по ходу  чтения  показывают  карточку с нужным слогом (СО или ЦО, СЕ или ЦЕ).

10. Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных инструментах»

Дети, сидя за партами, напевают мотив знакомой песни с помощью слогов (например, са-са-са-са…). При этом пальцами имитируют игру на музыкальных инструментах (фортепиано, дудочка, барабан, гармошка и другие).

11. Игра «Составь предложение»

Каждому ребёнку даются две карточки с картинками. Они составляют по ним одно предложение, называют его и записывают в тетрадях.

Картинки:

ОСЫ – ЦВЕТЫ                                                  ЯЙЦО – ПТЕНЦЫ
СУМКА – ОГУРЦЫ                                          СОВА – ЦАПЛЯ
КУРИЦА – ЦЫПЛЁНОК                                   КОЛЬЦО – БУСЫ

12. Итог

– О каких звуках мы говорили на занятии?
– Что вы можете сказать о них?
– Что вам больше всего понравилось?

16.12.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях

Аннотация: Конспект группового логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях» во 2 классе школы V вида. Лексическая тема: «Птицы».

Логопедическая тема: Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях.

Лексическая тема: Птицы.

Грамматическая тема: Составление деформированного предложения.

Цель:

  • Дифференциация звуков [С] — [Ц] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить различать звуки [с] — [ц] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционные:

  • Развитие зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки.
  • Развитие зрительного гнозиса и мнезиса.
  • Научить дифференцировать понятия «правый» — «левый».
  • Развитие конструктивной деятельности.
  • Становление графо-моторных навыков.
  • Развитие языкового анализа и синтеза.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.
  • Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Активизировать словарь по лексической теме занятия: «Птицы».
  • Развивать диафрагмальное дыхание.
  • Развитие зрительного, слухового внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.
  • Развитие общей и мелкой моторики рук.
  • Тренировка в направлении и задержании внимания на собственных ощущениях.

Воспитательные:

  • Развитие навыка самоконтроля.
  • Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде.
  • Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Оборудование:

  • Магнитная доска, демонстрационные картинки с изображением птиц, магнитные фишки синего цвета, буквы С — Ц (на доске), карточки с заданиями для индивидуальной работы, презентация.

Организационный момент:

1. Психологический настрой.

— Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

— Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнём в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнем через рот все обиды, злобу и огорчения. Вдох – выдох, вдох – выдох.

— Начнём занятие!

2. Развитие временных представлений. Слайды о весне.

— А сейчас внимание на экран компьютера. После просмотра скажите, о каком времени года идёт речь.

— О каком времени года шла речь? (О весне) Картинка

— Назовите весенние месяцы по порядку? (Март, апрель, май)

— Назовите самый короткий месяц весны по названию? (Май)

— Назовите второй месяц весны? (Апрель)

Введение и сообщение темылогопедического занятия

Весна. Время возвращения птиц из тёплых стран, после продолжительной зимы, в свои родные места.

— Каких перелётных птиц вы знаете?

— О какой перелётной птице идёт речь в загадке?

На шесте дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его… Как? (Скворец) Картинка.

— Верно. Скворцы — одни из первых птиц, которые возвращаются с юга.

— С какого звука начинается слово -СКВОРЕЦ? (Со звука[С])

— На какой звук заканчивается слово? (На звук [Ц])

Проблемный вопрос:

— Подумайте, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (О различении звуков [С-Ц] и буквы, которые они обозначают)

Вывод: — Верно. Сегодня мы будем сравнивать и различать звуки [с] — [ц] и буквы, которые они обозначают.

— Для чего нам это нужно? (чтобы правильно читать и писать)

3. Артикуляционная гимнастика.

— Скворец поет красивые весенние песни, поднимая людям настроение. Предлагаю и вам спеть как скворец?

— Но сперва выполним артикуляционную гимнастику.

Разбор артикуляции:

— Возьмите в руки зеркала, понаблюдаем за работой органов артикуляции.

Улыбка – Заборчик
Птенчик — Лопаточка
Чистим зубки – Часики
Качели – Прокати карандаш

4. Характеристика звуков[С] — [Ц].

— Гимнастику мы выполнили. А теперь произнесите правильно звук [С]. Для этого:

Губы вытяни в улыбочку.
Зубы сближены, но не сомкнуты
Кончик языка упирается в нижние зубы.
Воздушная струя плавная, холодная.

— Произнесите звук [С].

— Голосовые связки отдыхают.

— Слышите свист? Поэтому звук называется «свистящим».

Звук простой.

– Уточним произношение звука [Ц].

— Артикуляция губ, зубов, кончика языка такая же, как и у звука [С], но передняя спинка языка поднята к верхним деснам,
при произнесении резко опускается, воздушная струя сильная, голос не включается).

— Звук «сложный», состоит из двух звуков т+с.

Струя воздуха холодная и трется о передние зубы.

— Произнесите звук [Ц].

Характеристика звука. Работа у доски (по схеме).

— По схеме дайте характеристику звуку [С].

Звук [С]- согласный, твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.

— Какой фишкой мы обозначим звук [С]? (Синей).

— Выбери и прикрепи. Прикрепляем фишку.

— По схеме дай характеристику звуку [Ц].

Звук [Ц] – согласный, твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.

— Какой фишкой мы обозначим звук [Ц]? (Синей).

— Выбери и прикрепи. Прикрепляем фишку.

5. «Графический диктант». Работа на листочках.

Скворцы оставляют на земле следы от своих лапок, которые состоят из коротких и длинных линий, зарисуем этот узор.

— Я называю вам слова, а вы записываете только звуки, которые слышите в словах С или Ц, но вместо букв будем рисовать длинные и короткие линии.

— Звук [С] мы отметим длинной чертой, т.к произносится долго, протяжно.

— Звук [Ц] – короткой чертой, т.к произносится быстро, отрывисто.

Слова: птица, цапля,аист, ласточка, яйцо, сова

Проверка выполнения.

6. Дифференциация С -Ц в слогах, словах. Развитие фонематических процессов.

— Скворца называют пересмешником. Это значит, он может повторить услышанные звуки. Услышит какой — нибудь звук и точно его копирует.

— Попробуем и мы скопировать звуки.

Воспроизведение слоговых рядов:

Ас-ацАс-ас-ац
Ос-оц Ос-ос-оц
Ус-уц Ус-уц-ац
Ис-ицЦок-сок

Са-ца
Со-цо
Су-цу
Сы-цы

7. Буквы С — Ц.

— Какой буквой на письме обозначается звук [С]?(Буквой эС).Прикрепляю написание буквы

— Какой буквой на письме обозначается звук [Ц]?(Буквой Це).Прикрепляю написание буквы

8. «Буквенная мозаика».

(Детям раздаются индивидуальные таблицы для мозаики)

Сейчас мы с вами будем фотоохотниками.

— Кто такие фотоохотники? (это люди, которые фотографируют животных)

— А мы с вами настроим глазки, сфотографируем ими буквы эС и Це и «Зачеркнём карандашом синего цвета все буквы эС, (Це), которые встретятся в задании». (по вариантам)

— Посмотрите, на какую цифру похож ваш рисунок? (на цифру 5).

— Я уверена, что все задания сегодня вы выполните на 5.

9. Дифференциация С – Ц на уровне слова.

(1) Развитие зрительного восприятия и уточнение словаря птиц.

У скворца много знакомых среди птиц, которым нравятся звуки С и Ц.

— Хотите узнать, кто это?

Посмотрите на силуэты птиц, наложенных друг на друга.

Задание:Называем по очереди тех птиц, которых вы узнали. У того, у кого на парте изображение птицы, выходит к доске и прикрепляет справа или слева от нужной буквы, называя звук в этом слове.

Задание: Запишем слова на листочек в 2-а столбика. Слова с буквой эС и слова и бувой Це.

— Проверяем.

— Прочитайте слова первого столбика, прочитайте слова второго столбика.

сова, аист, ласточка, сорока, цапля

(2) Птицы, которых вы записали — проголодались.

— Подумайте, что мы им можем предложить? (мошек, лягушек, овес, крошки хлеба, пшеницу)

— Посмотрите, кто-то рассыпал необычные зёрна: на них написаны слова.

Задание: Превратите каждое слово в другое, заменив букву эС на Це или наоборот.

Сок – … ок
Свет – цвет
Лиса – лица
Рассвет – расцвет

Объясните значение слов.

10.Формирование лексико-грамматического строя речи. Работа по грамматическому оформлению предложений.

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы … (Скворечник) Прикрепляю скворечник

— Что такое скворечник? (Домик для птиц)

Апрель — лучшее время, чтобы начать вешать скворечники. Вешать у жилья домики-скворечники — является старой народной традицией. Птицы, живущие рядом, оказывают неоценимую помощь садоводам, и радуют нас своим видом и пением.
Делая удобные скворечники, мы помогаем птицам обрести комфортное жильё, чтобы свить там уютное гнездо, и вырастить здоровых птенцов.

(1) Работа с деформированным предложением.

— На доске слова, прочитайте их:

скворец, из, вылетел, скворечника

— Как вы думаете, какое я хочу вам предложить задание?

— Составьте предложение из данных слов.

— Запишите предложение.

— Подчеркните грамматическую основу.

— Найдите родственные слова, выделите корень.

11. Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня сравнивали? (С – Ц)

— Какие буквы они обозначают?

— Припомните названия птиц со звуками [с], [ц]?

— Какое задание вам понравилось выполнять?

12. Рефлексия.

— В заключении, я предлагаю вам заселить скворечник жильцами, который соответствовал бы вашему настроению на уроке.

— Если вам на занятии все понравилось, и вы не испытывали затруднений при выполнении заданий, то отсчитайте5 птиц из конверта и прикрепите к скворечнику.

— Если вам на занятии все понравилось, но возникали трудности при выполнении заданий, то прикрепите 4 птицы.

— Если ничего не понравилось, конверт не понадобится.

— Спасибо за работу!

Физкультминутка для глаз по слайду презентации.

Физкультминутка (стихотворение).

Стая птиц летит на юг
Небо синее вокруг
Чтоб скорее прилетать
Надо крыльями махать.

Птички начали спускаться
На поляне все садятся
Предстоит им долгий путь
Птичкам надо отдохнуть.

И опять пора в дорогу
Пролететь им надо много
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.

Брисюк Е.А.,
учитель начальных классов, логопед

 Loading …

logoportal.ru

План урока: Дифференциация [с]-[ц]

Уважаемые логопеды! Хочу представить вам конспект занятия по теме Дифференциация [с]-[ц]. Работаю логопедом в школе с билингвизмом (тувинский и русский языки) более 15 лет и считаю эту тему очень актуальной. Жду ваших комментариев и предложений.

План урока
Тема: Дифференциация звуков [с]-[ц]

Оборудование: Предметные картинки цветы, птицы (со звуком [с]-[ц]) Артикуляционная схема звуков [с]-[ц].

Цели: Развитие фонематического слуха, навыков различения согласных [с]-[ц], автоматизация звука [р], формирование правильного речевого уклада.

Ход урока:

Организационный момент.

Чтение таблицы гласных (смягчают не смягчают). Чтение таблицы согласных. Звонкие — глухие. Парные –непарные (з-с). Твердые – мягкие.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Лошадка», «Насос», «Воздушная струя», «Чай», «Карамелька».

Различение с-ц

Загадки:

«Нарядные сестренки
весь день гостей встречают
медом угощают».
Кто это? (цветы)

«Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива
Стрекотунья, белобока
А зовут ее …» (сорока)

— С каких звуков, букв начинаются слова? (с-ц)
Согласные, глухие (ц всегда твердый).

— Чем различаются?
Ц – свистящий всегда твердый.
[с] – произносим спокойно
[ц] – произносим отрывисто

Чтение слогов:

са-со-су
ца-цо-цу
ас-ос-ус
ац-оц-уц

са-ца-са
со-цо-со
су-цу-су

ца-са-ца
цо-со-цо
цу-су-цу

— Работа со схемой артикуляции [с]-[ц]

IV. Закрепление материала.

Игра: «Цапля – сорока» (3 играющих 1-с, 1-ц, 1с и ц).

Сова, сорока, цапля, снегирь, синица, скворец, соловей, воробей (никому).

План урока
Тема: Дифференциация [с]-[ц]

Оборудование: Предметные картинки (птицы, животные). Гласные – таблица, согласные – таблица (звуки, буквы). Артикуляционная схема звуков [с]-[ц].

Цели: Учить различать звуки [с]-[ц] на слух, при письме, развитие фонематического слуха.

Ход урока:

Организационный момент. Гласные – согласные.

1) Работа по артикуляционной таблице [с]-[ц]

2) Чтение слоговой таблицы:

са-ца ца-са са-ца-са
со-цо цо-со сэ-ца-сэ
су-цу цу-су сы-цы-сы

Закрепление материала:

1. Повторите только слова со звуком [ц]:

Лиса, лица, овцы, осы, кольцо, колесо, цапля, сабля, сарай, царапина, сори, царь, цвет, свет, сыр, цирк, цокот, сокол, цель, сель, цены, сено, цели, сели.

2. Повторите пары слов.

2) Закончите нужным звуком:

Автобу…, колоде…, дворе…, абрико…, компа…, глобу…, коло…, ледене…, огуре…, матра…, пару…, страу…, певе…, анана…, мизине….

Закончите нужным слогом:

ца-са
мыльни…
колба…
пятни…
кури…
поло…
умни…

грани…
больни…
голо…
колё…
пшени…
учени…

Физминутка «Сыплю семечки синичкам».

Чистоговорка:

Над кузницей, над мельницей
Вьется метелица
по лесу танцует
и по полю стелется
А зайцы метелицы
не боятся,
под снегом танцуют
и веселятся

Письмо в тетрадях.

Автор:
Ондар Анай-Хаак Сорук-ооловна,
учитель логопед,
МБОУ СОШ №9 города Кызыла
Республики Тыва
 Loading …

logoportal.ru

«Дифференциация звуков [с]–[ц]» для 2-го класса (1–4) группы с фонематическим недоразвитием речи

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Цели:

  1. Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв С-Ц в устной и письменной речи.
  2. Совершенствование фонематических процессов, навыков звукобуквенного анализа и синтеза; развитие внимания, памяти.
  3. Уточнение и активизация словаря.

Оборудование: Зеркала, картинки, в названии которых есть звуки С-Ц, карточки с буквами С-Ц, фишки.

ХОД ЗАНЯТИ

1. Организационный момент.

Ученики стоят у двери. Логопед на ухо перечисляет звуковые цепочки каждому ученику и просит их запомнить. Ребенок проходит на свое место.

Каждый ученик называет с места свою цепочку.

Пример:

А-О-У-Ы

К-Г-Д-Ф. и т. д.

Логопед: что вы сейчас произносили?

Ученики: звуки.

2. Повторение темы: “Гласные, согласные звуки. Их дифференциация”.

Логопед напоминает о различии при образовании гласных и согласных звуков (о наличии или отсутствии преграды).

3. Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперёд. Задержать дыхание. Сконцентрировать дыхание на середине ладошки (ощущение “горячей монетки). Медленный выдох на звук У. Выдыхая, одновременно рисуем перед собой обеими руками геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

а) Звуком Э поём мелодию песни “В траве сидел кузнечик”.

б) Упражнения для губ, языка: “Улыбочка”, “Трубочка”, массаж кончика языка (покусывание) , “Маляр”,   “Лошадки”.

4. Повторение новой темы Различение звуков и букв С-Ц.

Логопед:

Птичка крылышками замахала и тихонько пропищала: пис-пис- писсссс.

Хозяйка цыплят не нашла и искать пошла цып-цып-цып-ццц.

Ребята, как птичка пропищала? Писс.

Как хозяйка цыплят звала? Цып.

Сообщение темы урока.

Логопед: Сегодня мы будем продолжать учиться различатьсогласные С-Ц. Возьмите зеркала и произнесите эти звуки С, Ц. Чем они похожи? Чем звуки отличаются?

Как образуется звук С?

При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в “улыбке”. Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при звуке “И”. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.

Когда произносим звук “С” струя воздуха плавная и холодная.

Как образуется звук Ц?

При этом звуке зубы обнажены в “улыбке”, сближены или сомкнуты. Струя воздуха идет одновременно на кончик языка и передние зубы. Кончик языка, упираясь в нижние зубы, резко спинкой поднимается к небу и также резко опускается. Струя воздуха прерывается: происходит смычка. Воздушная струя толчкообразно подаетсяна передние зубы. Это можно ощутить тыльной стороной ладони.

Струя воздуха холодная и трется о передние зубы.

Дифференциация С, Ц в слогах, словах.

а) Воспроизведение слоговых рядов:

Ас-ас-ац Ацл-ацл-асл
Ас-ац-ас Асл-ацл-ацл
Ас-ац-ац Ацл-асл-асл

б) Преобразование слогов, слов.

Ас-ац Са-ца Цок-сок Цвет-свет
Ос-оц Со-цо Цел-сел Цапля-сабля
Ус-уц Су-цу Бац-бас Цветик-светик
Ис-иц Сы-цы Цена-сена Бутсы-бусы

в) Логопед: Устный диктант слов. Ребята, поднимите карточку с буквой, если в слове содержится соответствующий звук. (Цифры, циркуль, станция, ступеньки, насос, акация, стадион, умница, скромник.)

г) Логопед: Поднимите карточку с буквой С, обведите её указательным пальцем, нарисуйте её в воздухе, напишите её в тетради. Поднимите карточку с буквой Ц, обведите её указательным пальцем, нарисуйте её в воздухе, напишите в тетради.

Вот какая буква Ц.
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Дифференциация С Ц в слогах, словах на письме.

д) Индивидуальная работа по карточкам.

Логопед: Ребята, вставьте пропущенные буквы с или ц в слова.

Насо…, зая…, пылесо…, скворе…, кузне…, матро…, ква…, ледене…, колоде…, боре…, пару….

Хлеб-хлебни…а, суп-супни…а, конфета-конфетни…а, сахар-сахарни…а, сухарь-сухарни…а.

Логопед: Как можно объединить некоторые слова? Назовите их обобщающим словом. (Посуда.)

Проверяем.

Логопед: Напишите названия картинок: цыпленок, сосна, цапля, сова.

Проверка в парах.

Логопед: Какое слово лишнее? Почему? (Сосна.)

5. Физминутка.

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, дети потягиваются- руки вверх, потом то же, на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса вперед-назад.)

Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять.

(Приседание.)

Мы размялись от души иза парты поспешим.

(дети садяться за парты.)

6. Закрепление изученного. Работа у доски

Логопед: Назовите картинки (картинки с изображением птиц) и разложите их под буквами С и ц. (Дети выполняют задания на местах и у доски.) Как можно разложить на две группы эти картинки? Каким, одним словом можно назвать картинки? (Птицы.) Запишите под диктовку слова с буквами С Ц в первый столбик, с букваой С во второй столбик. Определите на слух место изучаемых звуков в словах: Цапля, синица, сойка, скворец, сова, снегирь, сверистель.

Развитие чувства ритма.

Логопед: Ребята, послушайте стихотворение и добавьте в рифму недостающее слово (подчеркнуто для учителя) с учетом стихотворного размера.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики
Сегодня посмотри!
Как розовые яблоки
На ветках снегири.

7. Физминутка: Выполняется стоя. Логопед произносит слова. Если в слове есть звук С, дети разводят руки в стороны, если Ц — хлопают в ладоши.

Овца, часы, кольцо, компас, сосна, пыльца, сыр, полотенце, колесо, кусты. (Дети садятся).

8. Итог

Логопед:ребята, вы сегодня проговаривали слоги и слова, производили замену звуков и букв в слогах и словах, раскладывали картинки.

Зачем мы это всё делали?

Дети:

Мы учились различать звуки и буквы С и Ц.

6.02.2007

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Дифференциация звуков «Ц», «С» и «СЬ» в стихах

1
Вот лошадки — цок-цок-цок!
Возят деткам сок-сок-сок!

2
Услыхав отцовский бас,
Медвежонок с ветки — бац!

3
У тебя, подружка Света,
Бусики какого цвета?

4
У сестрёнки —
бусики,
У братишки —
бутсики!

5
Вышел волк из класса.
Он зубами клацал.

6
Может, милая
овца,
Ты попробуешь овса?

7
Учат мальчиков отцы
Не бояться злой осы.

8
Вот стоит в болоте цапля.
Клюв у цапли словно сабля!

9
Не посадишь в поле риса —
Вырастет трава мокрица!

10
Видел я вчера лису…
Шляпка ей была к лицу!

11
Был Иванушка псарём—
Стал Иванушка царём!

12
Сыр купили для Надюши.
В цирк пойдёт она, покушав.

13
Это сено очень ценно!
Даже, может быть, бесценно!

14
Мы, своей достигнув цели,
Отдохнуть немножко сели.

15
Храбрый Финист-Ясный Сокол
На своей лошадке цокал…

16
Убегает крыса.
Где бы ей укрыться?

17
Удар не сильный был, но резкий—
Я сам разбил орешек грецкий!

18
Мы — в поезде «Москва—Одесса».
Проснулись. Нам пора одеться.

18
Птенца лисица сцапала,
В кусты его снесла…
Я пальцы исцарапала,
Но всё ж птенца спасла!

19
— От кошки клёст спасается!
— Нас это не касается.
— Борис песком бросается!
— Нас это не касается.
— А если пёс кусается,
То это вас касается?

20
Косили на лугу косцы,
Скакали по снегам песцы,
Рысцой бежали рысаки,
Со сцены чтец читал стихи!

21
Вот сцепились эти псы
Из-за старой колбасы!
Расцепиться им пора —
Их накормит детвора!

22
Пора в дорогу собираться —
С драконом едет принц сражаться!
С принцессой трудно расставаться,
Но принц не должен оставаться!

23
Раз страница, два страница… —
Учит сказку ученица.
Скоро сказке сказываться —
Долго пересказываться!

24
Пусть наступит час волшебный,
Расцветёт цветок целебный!
Может быть, сестрице братца
Исцелить цветком удастся!

25
Принцесса любуется: «Это не снится?»
Принцесса у клумбы дворцовой садится:
Красавцы нарциссы в саду расцветают,
Красавцы нарциссы как солнце сияют!

26
Ты, сестрица, — мастерица!
Пальцы быстрые, как птицы!
Вот возьмёт сестрица спицы —
Свяжет братцу рукавицы!

27
На сцене сейчас представленье начнётся:
Принцесса уснёт. Целый век не проснётся!
И принц будет биться, и принц будет драться,
И будет с принцессой в конце целоваться!

28
По степи стрелой несутся скакуны!
Сколько света, сколько солнца и весны!

29
Пшеница — колосиста,
Певица — голосиста!

30
Пригорюнилась прекрасная принцесса:
Трубадур пришёлся сразу ей по сердцу!
Но король мечты принцессы разрушает,
С трубадуром ей дружить не разрешает!..

31
Угостили братца Лиса —
Дали Лису плошку риса!
Братцу Волку дали рыбки,
Рады все! Кругом — улыбки!

deti.sbornik-mudrosti.ru

Советы рукодельницам