Урок русского языка по теме “Местоимение” (4-й класс)

Разделы:
Начальная школа




Цели урока:

  • Обобщать знания детей по теме: “Местоимение”;
  • Совершенствовать навыки правильного
    употребления местоимения в речи;
  • Развивать память, орфографическую зоркость,
    мышление, речь.

Задачи урока:

  • Учить детей работать коллективно и в группах,
    воспитывать;
  • Взаимовыручку, активность, формировать
    положительную;
  • Мотивацию к обучению.



Оборудование: мультимедийный
проектор, карточки с заданиями для работы по
дифференцированным группам, учебник русского
языка (УМК “Школа России” авторы Зеленина Л.М.,
Хохлова Т.Е), тетради, карточки с заданиями для
индивидуальной работы дифференцированного
характера.




Ход урока


1. Организация класса.


Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.


Это девиз нашего урока, к нему мы будем
обращаться во время работы на уроке. (Девиз
высвечивается на слайде №1).


Сегодня мы заканчиваем работу над темой
“Местоимение”. (Слайд №2).




2. Актуализация знаний детей.


2.1. Выборочный диктант.


Читаются предложения, дети выписывают
местоимения в строчку, через запятую.


а)


Она весну встречает,

Серёжки надевает.


б)


А потом ты покатился

И назад не воротился.


в) Как пустился я по улице бежать…


г)


Стул чинил сегодня мастер,

Клеил его и красил.


д)


Мы с приятелем вдвоём

Замечательно живём.


е) Открылись у лисят глаза, мать стала выгонять
их из норы.


ё) И у меня бабушка и дедушка на кораблях
плавали с матросами.


– Сколько слов вы выписали? (7).


– Проверьте себя:


(на слайде №3 высвечиваются
местоимения: она, ты, я, его, мы, их, меня).


2.2. Беседа по вопросам:


– Как называются эти слова?

– Почему эти слова называются местоимениями?

– Почему так называется эта часть речи? Что вы
знаете о местоимении?


(на слайде №4) слова:


Я заменить могу любые части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.


3. Обобщение изученного материала о личных
местоимениях.


Индивидуальная работа по карточкам:


– Прочитайте предложения, которые у вас на
карточках.




Лес пахнет дубом и смолой.

За лето высох он от солнца.



– Сколько предложений?

– Найдите основу каждого предложения.

– Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.

– О каком сходстве с именем существительным вы
можете сказать?


(Существительные и местоимения отвечают на
одни и те же вопросы).


Какие местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица вы знаете?
(проверка по слайду №5).








ЛицоЧисло 
 ЕдинственноеМножественное
1 лицоямы
2 лицотывы
3 лицоон, она, оноони


– Как склоняются местоимения?




4. Практическая работа.


Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно,
они (карточка с заданием у каждого ученика и на
слайде).
Задание выполняется письменно.


На слайде №6.










ПадежиВопросыятымывыонононоони
И.п.кто?        
Р.п.кого?        
Д .п.кому?        
В.п.кого?        
Т.п.кем?        
П.п.о ком?        


5. Проверка выполнения задания:


– Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения
с предлогами пишутся отдельно).


Проверить правильность выполнения работы по слайду №7.










ПадежиВопросыятымывыононаоноони
И. п.кто?ятымывыононаоноони
Р.п.кого?менятебянасвасегоеёегоих
Д. п.кому?мнетебенамвамемуейемуим
В.п.кого?менятебянасвасегоеёегоих
Т.п.кем?мнойтобойнамивамиимеюимими
П.п.о ком?обо мнео тебео насо васо нёмо нейо нёмо них



6. Работа в дифференцированных парах.


А сейчас вы будете в роли учителей. Работать
будете в парах. Прочитайте рассказ, запишите его
без ошибок.


(Упражнения напечатаны на отдельных
листочках и лежат на партах учеников).




1 вариант.


Коля и Петя делали уроки. С ими был пёс тузик и
кот Васька. Они решали задачу. Они играли на
ковре. Все были заняты своими делами.


2 вариант.


Коля и Петя приехали в деревню. Перед ими было
озеро. Оно красивое. В ём водятся карпы. Они
приехали рыбачить. Ч ними были удочки и наживка.
Они поймали много их.




3 вариант.


Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Иё
зовут Надя. У ей не было красок. Ани дали ей
краски. Ани стали рисовать большую картину
вместе. Картина у их вышла хорошая.


(Проверка исполнения работы в парах).


Физкультминутка.


На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри – не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.


Какие местоимения встретились в
физкультминутке?


(ты).




7. Работа по дифференцированным группам
(для каждой группы заранее приготовлены карточки
с заданиями).


1 группе.


Вписать в предложения подходящие по смыслу
местоимения.


Интересная загадка.


Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка.
…. кружилась около …… Ласточка задевала …… за
плечо, кричала жалобно, словно ….. отнял у ….
птенца, и …..просила отдать ….. обратно. ….. не
понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а
….посмеялся надо …..и всё объяснил.


Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и
жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве, а
…..летает около человека и ловит…. на лету.


2 группа.


Медвежонок отправился бродить по полянке.
Вдруг …. остановился. Перед….. сидела большая
лягушка. ……только очнулась от зимней спячки.
Медвежонок протянул к ….. лапу. Лягушка сделала в
сторону скачок. Мишка принял это за игру. …..тоже
сделал скачок. Так …..добрались до лужи.


3 группа у доски.


Исправить ошибки в словосочетаниях:


Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его,
зайти за ей, покормить их, сделать из его, выросли
у её, брать с её, следить за ей, подкрался к им,
пестрели под ими, вместе с им.




8. Словарная работа.


– Спишите словарные слова и подчеркните
местоимения, которые в них спрятались.


Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.


(слова на слайде № 8). (Оно, он, ей,
я, я.)


– Какое местоимение составлено из двух
предлогов? (Она).


Какое местоимение одинаково читается справа
налево и слева направо? (Оно).




9. Работа по развитию речи.


Задание “Редактор” (слайд № 9).


Прочитать текст, найти местоимения 1 лица.
Заменить в тексте местоимения 1 лица
единственного числа на местоимения 1 лица
множественного числа.


Я учусь в четвёртом классе. У меня учительница
Надежда Анатольевна. Она внимательна и
справедлива ко мне, всегда приветлива. Поэтому я
стараюсь радовать её своими ответами и не
получать замечаний.




10. Итог урока.


Рефлексия урока.


Какую тему мы повторяли на уроке?

Какие задания были особенно интересными?

Что было трудным на уроке?


Оценки:


Литература:

  1. С.В. Кутявина “Поурочные разработки по русскому
    языку”.
  2. С.Э Уразова “Стихотворения для уроков русского
    языка”.
  3. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова “Контрольные и
    проверочные работы по русскому языку для
    начальной школы”.

4.03.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

урок русского языка “Местоимение” 4 класс

Тема : местоимение.

Цель : Повторить изученное о местоимениях, закрепить умение детей находить местоимения в тексте, определять их разряд. Продолжить работу над местоимениями в предложении. Развитие орфографической зоркости.

Оборудование: Карта, замок, люди, колдунья, мудрей, сигнальные

карточки, жетоны.

Ход урока: I Орг.момент.

Прозвенел и смолк звонок

Начинаем мы урок

Мы за парты дружно сели

Друг на друга посмотрели

Пожелайте успехов глазами

И вперед, за новыми знаниями.

Сейчас я прочитаю вам сказку, а вы внимательно послушайте и вдумайтесь.

В далекие времена в одном царстве – государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились, не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком.

А неподалеку от этого царства жила злая колдунья. Ей не нравилось трудолюбие и жизнерадостность соседей. Решила она их погубить. Схватила она свой волшебный посох, ударила им 3 раза о землю и прокричала: « Пусть эти счастливчики забудут свои имена, пусть дети забудут родителей, а родители – имена детей.

Вот так и случилось. Люди забыли имена детей, родителей. И от этого очень страдали.

Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с седой бородой.

Люди бросились ему навстречу, поведав о своем горе.

« Хорошо я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу. А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут указывать только на лица и предметы . Каждый из вас о себе будет говорить – я; Если вас много , скажите мы. Обращаясь к кому – либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. рассказывая о ком – то или о чем-то, говорите он, она; если их много – они»-

Вот вы послушали сказку, а теперь ответьте : «О какой части речи идет речь?» ( Правильно ребята о местоимении)

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну «Местоимение». Путешествие будет веселым и интересным. Правда , вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовлены для вас на каждой остановке. Итак мы отправляемся в путь! Вы должны отгадать о какой букве идет речь.

II. Минутка чистописания.

Я, ребята, виновата,

Признаю вину свою

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы Ю. (Буква Я)

А сейчас вы откроете тетрадки и запишите сегодняшнее число. И напишем заглавную и строчную букву Яя с нижним соединением.

Молодцы! Вы прекрасно выдержали первое испытание. Теперь можно отправляться в путь. Не сбиться с дороги и сделать все остановки вам поможет карта нашего путешествия.

( Лист С картой вывешивается на доску).

III. Остановка первая « Угадай-ка». Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то угадать. Начинаем отгадывать загадки.

1. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? ( Я – мы)

2. Какое местоимение требует чистоты? ( Мой)

3. Какое местоимение нужно добавить к другому местоимению, чтобы получились овощи с крупными яркими плодами? (Ты-к-вы)

4.Когда ваши руки бывают местоимениями?(Когда они Вы-мы-ты)

(За правильные ответы раздаются жетоны).

Вы отлично умеете отгадывать загадки. Однако на следующей остановке под названием «Сигнальная» вам придется хорошенько подумать. На этой остановке мы выполним тест «Верно»,«неверно»

с сигнальными карточками.

.IV. «Сигнальная». Тест

1. Его – это местоимение ? ( +)

* А что такое местоимение?

2. Вы – это существительное? ( – )

* Чем личное местоимение отличается от имени существительного? (Имена существительные называют предметы. Местоимения указывают на предметы, но не называют их)

3. Он – это местоимение 3 лица? ( +)

* Назовите местоимения 3 лица? ( он,она, они, оно)

4. Верно ли что со мной пишется вместе? ( – )

* а как пишутся местоимения с предлогами? ( Раздельно)

5. Верно ли что вежливая форма обращения местоимения Вы пишется с большой буквы?( +)

* Какую роль выполняют местоимения в предложении?

( Раздаются жетоны)

V. Остановка « Подумай-ка». Вот мы добрались до следующей остановки. Здесь нас ожидает очень интересное задание.

Рассказ – загадка.

Когда Надя и Сережа пошли в первый раз в школу, мама подарила им по разрезной азбуке. Они уже давно выучили всем буквы и очень любят складывать из них разные слова. Сережа сложил даже целый рассказ. Правда , у него как нарочно, куда –то задевались все буквы «е». Но только он и без них обошелся. Взял да и поставил вместо буквы «е» разные другие буквы.

« Прочитай!» – говорит Сережа Наде. Надя прочитала, да только ничего не поняла. Помогите ей, ребята, она ведь маленькая.

(Поставь сбежавшую от Сережи букву «е» в те слова, где ей полагается быть.)

Лото.

В полу было жарко. Мы охали долго – долго, пока увидали лис и сало. Нас ждали в соли.

Тотя Луна и дядя Соня были рады нам. Мы хорошо провыли лото4. Ловили рыбу на руку. Кувыркались на лугу в сани.

А потом поохали в город.

1) 1 предложение и название разбираем все вместе, затем каждый по очереди по одному предложению исправляет ошибки)

2) Назовите местоимения из текста. Определите падеж, лицо.

( Мы – И.п, 1л, нас – Р.п. 1 л, нам – Д.п 1л)

3) разобрать по членам предложение)

Молодцы! Вы хорошо работали, и, чтобы немного отдохнуть, я загадаю вам загадку.

– Так заведено-

разомкнешь лисницы

И к тебе идет оно

Розовой жар птицей. ( Солнце)

VI. Остановка «Учебная». Мы приблизились к остановке учебная. Теперь мы узнаем насколько хорошо вы умеете читать и писать. ( упр 339) списать, вставить буквы,определить падеж местоимений.

Её- 2 слога.

Е – [й] – согл, зв,мяг

[э] – гл,безудар

Ё- [й] – согл, зв, мяг

[о] – гл, удар. 2 буквы, 4 звука.

VII. Остановка «Кроссвордная».

Если вы правильно ответите на вопросы и заполните все слова по горизонтали, то прочитаете название удивительной части речи.

1. Принадлежащий мне (Мой)

2.Личное местоимение 2 л ед.ч в Вин. падеже? ( тебе)

3. Возвратное местоимение ( себя)

4. Местоимение указывающее на что – нибудь близкое в пространстве или времени (тот)

5. Существо, человек. Вопросительное местоимение ( кто)

6. Ни один человек. Отрицательное местоимение ( Никто)

7. Личное местоимение 1 л, ед.ч, в Р.п (меня)

8. Принадлежащий ей (чее?) ( ее)

9. Личное местоимение 1 л, мн.ч, в Вин.п. ( нас)

10. Личное местоимение 3 л, мн.ч, в Т.п. ( ими)

11. Принадлежащий ему. Чье? ( Его)

VII. Остановка « Домашнего задания». Наше путешествие подходит к концу. Мы прибываем на остановку «Домашнего задания». Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание.

Д/з упр 340.

VIII. Итог: Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие. Я думаю, что оно вам понравилось.

О какой части речи мы сегодня говорили?

Назовите личные местоимения 1 скл?

Назовите личные местоимения 2 скл?
Назовите личные местоимения 3 скл?

VIIII. Оценки за урок выставляются по жетонам.

Шоптыкольская средняя школа

Провела : Н.В. Трофимова

2008 г.

infourok.ru

Урок русского языка. Тема ” Личные местоимения” 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 4 им. В. Коробкова г. Феодосии Республики Крым»

Урок русского языка

Тема : Личные местоимения

4 класс

Учитель начальных классов

Рыбюкова Т. Г.

2013 г.

Тема урока: Личные местоимения. Изменение местоимений и их правописание.

Цели и задачи урока:

1) Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.

2) Познакомить учащихся с личными местоимениями, разъяснить, почему их называют личными.

3) Упражняться в определении рода, числа, лица местоимений, замене существительных местоимениями в речи.

4) Развивать внимание, память, речь учащихся

5) Воспитывать чувство интереса к русскому языку, учить детей сотрудничеству, соавторству.

Ход урока

I Оргмомент

II Сообщение темы и задач урока

Учитель: Сегодня ждут нас старые друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!

А что это за старые друзья вы, наверное, догадаетесь, послушав стихотворение о них. Применяем мы всё это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет,

Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

– О чём идёт речь ? ( О местоимениях)

( Записывается тема: «Личные местоимения» )

– Что вы уже знаете о местоимениях? ( Это часть речи )

– Почему они так называются? ( Употребляются вместо имени существительного )

– Что общего у них с именами существительными и в чём отличие?

– Сегодня мы отправимся в гости к личным местоимениям. Мы понаблюдаем за их склонением, будем учиться правильно употреблять их в речи. Но туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи.

III Подготовка к изучению нового материала

Минутка чистописания (Маршрутный лист)

В, на, нос, а, я, мни, он, но, под, ты, мнём, нас, мне, вы

-Какие слова здесь записаны ? ( Разные части речи) Назовите их.

– Запишем только местоимения в тетрадь ( Я, он, ты, нас, мне, вы )

– Вы справились с этим заданием, нашли все местоимения.

IV Первичное восприятие и осознание нового материала

1) Орфографическая разминка ( Маршрутный лист)

– Вставить пропущенные буквы в словарные слова:

Агр…ном, в…гон, зац, к…см…навт, в…р…бей, м…сяц, г…ризонт

– Какую орфограмму мы повторили? ( Непроверяемые безударные гласные)

– Найдите в этих словах местоимения, подчеркните их. Вы сделали это задание, местоимениям не удалось вас обхитрить.

Пальчиковая гимнастика

– Сколько частей речи в русском языке? ( 10)

– Сколько самостоятельных частей речи? ( 6 ) Назвать их.

– Сколько служебных частей речи? (3) Назвать их

– Как называется особая часть речи? ( Междометие)

– Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

2) Словарная работа (Маршрутный лист) Познакомимся с местоимениями поближе

Вы уже поняли, что местоимения – народ озорной, весёлый. Они приготовили для вас загадки. А поручили загадать их мне.

Утром так заведено-

Разомкнёшь ресницы

И тебе идёт оно

Розовой жар-птицей.

А стемнеет-он придёт

Тоненький, смущённый-

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок придёт-плывёт она

В пелене тумана.

Круглолица и грустна

Будто Несмеяна!

– Кто же это он, она, оно ?(Солнце, месяц, луна) Эти местоимения помогли нам отгадать загадку. Они указали на предметы.

– С помощью какого местоимения говорящий указывает на себя?

– А если несколько человек рассказывает о себе?

– Как вы обратитесь к товарищу?

– К группе одноклассников?

– А если вы будете рассказывать о своих друзьях?

– Почему эти местоимения называются личными? ( Они указывают на лицо)

– В толковом словаре русского языка Ожегова читаем: «Личный- принадлежащий какому-нибудь лицу»

Игровое упражнение «Цветы»

– Хлопайте,если услышите личное местоимение. Проверим, как вы их запомнили.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты.

И не будет доброты,

Если только я и ты

Если мы сорвём цветы. (Тим Собакин)

– Почему нельзя рвать цветы?

3) Заселение домика местоимениями (Маршрутный лист)

В своём городе местоимения построили новый дом. А как заселиться в нём-не знают. Начали спорить, ругаться. Наша задача-помирить их, правильно расселив.

Работа в группах

– Перед вами великолепная восьмёрка.Что имеют местоимения? ( Лица, числа)

– Назовите местоимения 1, 2, 3 лица; ед. и мн. ч.;

– Какие местоимения изменяются по родам?

– Запишите таблицу в тетрадь.

4) Склонение местоимений (Маршрутный лист)

Вы хорошо работали, и друзья-местоимения приглашают вас на новоселье.

1 группа идёт пить чай к местоимению мы ( склоняют мест.мы)

2 группа – к местоимению ты ( склоняют мест.ты)

3 группа – к местоимению она (склоняют мест.она)

– В чём различие при склонении существительных и местоимений? ( У существительных при склонении меняется только окончание, а у местоимений – всё слово)

– Какая особенность склонения местоимений 3 лица? ( После предлогов пишется буква н)

V Закрепление и осмысление изученного материала

  1. Работа в парах (Маршрутный лист)

(По карточкам № 1, 2, 3 )

Физкультминутка

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой)

Я пою, и ты поёшь( шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой)

Мы идём, и мы поём( шагают на месте, показывают на себя и на друзей)

– Раз, два, три ( хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой)

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх)

Раз, два, три ( хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой)

2) Работа с пословицами (записаны на доске)

– Спишите пословицы, раскрывая скобки, определите лицо и число местоимений.

Если у ( ты) есть друг, советуйся с ( он).

Одна у человека мать, одна и ( он ) и Родина.

Ехал к (вы), да заехал к ( мы).

Велик океан, но и капля для (он) прибыль.

3) Работа с загадками ( на карточках у учеников)

Какую роль играют местоимения в речи? (Позволяют избежать повторов имён существительных.)

Местоимения – это как « запасные игроки « на футболе. Их можно сравнить и с актёрами в театре. Как актёры каждый день выходят на сцену в новой роли, так и местоимения в каждом новом тексте получают новое значение. Если не верите, то посмотрите сценку из сказки о Винни-Пухе.

(Сценка из сказки о Винни-Пухе)

3) Составление сенкана (Маршрутный лист) Работа в группах ( 3 группы)

1) Местоимения 1) Местоимения

2) Важные, нужные 2) Удобные, необходимые

3) Указывают, не называют, заменяют 3) Не называют, указывают, помогают

4) Делают нашу речь краткой 4) Помогают избежать повторов в речи

5) «Запасные игроки» 5) Слова-помощники

1) Личные местоимения

2) Частые, очень нужные

3) Не называют, заменяют, указывают

4) Делают нашу речь разнообразной

5) Слова-дублёры

VI Обобщение и систематизация знаний

1) Смекай , отгадывай. Занимательная викторина ( Маршрутный лист)

2) Экспресс-опрос « Местоимение» ( Маршрутный лист)

VII Итог урока (Кластер)

– Как называются местоимения, над которыми мы работали? ( Личные)

– Почему они так называются? ( Указывают на лицо, предмет)

– Что они заменяют? (Имена существительные)

– Какие морфологические признаки имеют? ( Бывают 1, 2, 3 лица, ед.ч и мн.ч )

– У каких местоимений можно определить род?

VIII Домашнее задание

Творческая работа. Составить 4-5 предложений о любимом четвероногом друге с разными личными местоимениями.

Оценивание учащихся. Местоимения остались довольны вашей работой, вы им помогли.

Учитель. Мне хотелось бы, чтобы в нашей жизни чаще звучало местоимение МЫ

Дети получают на память сердечки с надписью: я + я = мы

Дидактический материал к уроку « Личные местоимения»

Экспресс-опрос »Местоимение»

1) Местоимение-это…

а) слово б) часть речи в) член предложения

2) Личные местоимения

а) называют предмет б) указывают на предмет

3) Укажите местоимения 1-го лица

а) я, мы

б) ты, вы

в) он, она, оно, они

4) Какие местоимения относятся ко 2-ому лицу?

а) я, мы

б) ты, вы

в) он, она, оно, они

5) Выберите местоимения 3 лица

а) я б) он в) ты г) она д) мы е) оно ё) они ж)вы

6) Личные местоимения употребляются вместо:

а) имени существительного б) имени прилагательного

Карточка № 1

Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг … остановился.

Перед … сидела большая лягушка. … только очнулась от зимней спячки.

Медвежонок протянул к … лапу. Лягушка сделала в сторону прыжок. Миш-

ка принял это за игру. … тоже сделал скачок. Так … добрались до лужи.

Карточка № 1

Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения

… карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На … быка нарисовал,

А рядом с … корову.

… сделал розовым быка,

Оранжевой – дорогу.

Потом над … облака

Подрисовал немного.

Карточка № 2

Редактирование текста

Лиса

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на самом деле лисе редкоэто удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Карточка №2

Редактирование текста

Капустница

Капустница-это красивая белая бабочка. Но капустница-первый вредитель урожая. Капустница летает над капустой. Капустница кладёт на её листья маленькие яички. Из яичек капустницы выведутся гусеницы. Гусеницы поедают листья капусты. Это вредные и опасные насекомые.

Карточка № 2

Редактирование текста

Дуб

Около села растёт огромный старый дуб. Много легенд сложено о дубе.На дубе ребята повесили скворечник. Весной и летом в скворечнике живёт семья скворцов. Когда наступают холода, в скворечнике прячется от стужи воробей. Для воробья ребята сделали на дереве кормушку.

Карточка № 3

Подчеркните личные местоимения, укажите лицо, число.

Я живу в Феодосии. Учусь в четвёртом классе. Наш класс дружный. У меня есть друзья, они всегда помогают мне в трудную минуту. Я горжусь своими друзьями.

Карточка № 3

Подчеркните личные местоимения, укажите лицо, число.

Мы с приятелем вдвоём замечательно живём. Мы такие с ним друзья, куда он, туда и я.

Карточка № 3

Подчеркните личные местоимения, укажите лицо, число, род.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

Карточка № 3

Подчеркните личные местоимения, укажите лицо, число, род.

Не посмел я взять с неё выкуп;

Отпустил её в синее море.

Не умел ты взять выкупа с рыбки,

Хоть бы взял ты с неё корыто!

Карточка № 3

Подчеркните личные местоимения, укажите лицо, число, род.

На него прикрикнула старуха,

На конюшню служить его послала.

Старичок к старухе воротился.

Что ж! Пред ним царские палаты.

,

Маршрутный лист

1) Минутка чистописания

2) Орфографическая разминка

3) Словарная работа

4) Заселение домика местоимениями

5) Склонение местоимений

6) Работа в парах

7) Пословицы

8) Сенкан

9) Смекай, отгадывай

10) Экспресс-опрос «Местоимение»

11) Итог урока. Кластер

Викторина «Личные местоимения»

1) Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (Ямы)

2) Сколько личных местоимений в слове семья?( 7)

3) Первый слог- личное местоимение. Второй- звук, который издаёт лягушка. Вместе- овощ. (Тыква)

4) Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (Я)

5) Какие местоимения самые чистые? ( Вы, мы, ты)

6) Первый слог – личное местоимение. Второй – детская болезнь. Вместе – предмет, который удерживает корабль. ( Якорь)

7) За какое местоимение надо спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? ( Заяц)

8) Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? (Оно)

infourok.ru

Урок русского языка “Личные местоимения” (4 класс)

Урок русского языка в 4 классе

«Местоимение как часть речи»

Подготовила: Валивахина Н.В.

Учитель начальных классов Сухочевского филиала

МКОУ «Солдатская ООШ»

Цели урока: ознакомление с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием

личных местоимений.

Развивать умения распознавать их в тексте, правильно употреблять

местоимения, развивать память, каллиграфический навык письма,

обогащать словарный запас.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык 4 класс» Климановой , линейки, простые

карандаши,

рисунок Деда Всеведа, рисунок улицы «Части речи», книга

Волиной «Занимательная грамматика», Г.Г.Граник,

С.М.Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии»(рисунок

улицы частей речи), компьютерное оборудование.

Ход урока

I. Организация внимания учащихся.

Прозвенел звонок. Внимание! Проверь, Дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Настрой. Сегодня у нас новая тема, вы познакомитесь с новой частью речи, но я думаю, что вы преодолеете все трудности и вас всё получится.

Мотивация.

– Ребята, как выдумаете, зачем нужно изучать русский язык?

– Вот этим мы и займёмся на уроке.

II. Актуализация ранее изученного.

– Откройте тетради запишите число, классная работа, словарная работа.

Словарная работа

– Сегодня на урок к нам пришёл Дед Всевед. Имя его – от слов всё ведать, то есть всё знать. Давайте покажем ему, как мы с вами можем работать и что мы знаем.

– На дом вам было задано повторить словарные слова. Перед тем как вы будете их писать, я прочитаю стихотворение.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начала откусили

Из книжки в норку утащили.

( на доске словарные слова)

…ректор …рога … рошо

… зал …зета … реди

…лендарь …тина … зад

… ризонт …шина …тол

( он, мой) (она, моя) ( наречие)

– Давайте вместе восстановим слова

( фронтально повторяем зашифрованные слова)

– Теперь правильно их напишите в 3 столбика как и у меня.

( проверка орфографическим чтением)

– Ребята, скажите, а по каким признакам я сгруппировала слова.

– Как вы узнали?

п/о подставили слова он, мой, она, моя.

( пишу под столбиками эти слова)

– Слова он, она – это слова какой части речи?

п/о местоимение

– Я думаю, что Дед Всевед остался доволен вашей словарной работой, а если нет, то мы с вами постараемся работать лучше, чтобы он нас похвалил.

III. Изучение нового материала

1.Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительной, необычной частью речи – местоимением.

2. Объяснение нового материала.

– Прочитайте название этой части речи в учебнике на с. 163.

– Запишите тему урока.

– Как вы думаете, почему она носит такое название?

– Да, местоимения заменяют существительные, прилагательные, наречия. И сейчас я прочитаю вам сказку, которая называется «Достойная замена».

В далёкие времена в одном царстве – государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

– Пусть эти счастливчики забудут свои имена!

И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.

Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.

– Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.

Всё встало на свои мета. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква в затерялась, и слова стали называться местоимениями.

– В русском языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся с местоимениями, заменяющими существительные. Это самая распространённая группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8 . Эта великолепная восьмёрка перед вами.

( вешаю плакат)

1 –е л. 2 – е л. 3 – е л.

Ед.ч. я ты он она оно

Мн.ч. мы вы они

– Давайте хором прочитаем местоимения.

– Личные местоимения – это местоимения – существительные. Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи.

Местоимения я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего. Ты, вы – местоимения 2 – го лица. Они указывают на собеседника, то есть на того, с кем говорят. Он, она, оно – местоимения 3 –го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

– Как вы думаете, почему эти местоимения написаны в 2 строчки?

– Да, местоимения бывают единственного и множественного числа. Местоимения я, ты, он. Она, оно – местоимения единственного числа. Местоимения мы, вы, они – местоимения множественного числа.

– Личные местоимения изменяются по падежам , при этом изменяется не только окончание. Но всё слово.

(запись на доске)

Сегодня к нам на урок пришло много гостей

– В этом предложении есть местоимение. Оно стоит в падежной форме. Найдите это личное местоимение.

-Найдите начальную форму местоимения к нам.

– А когда вместо слова ты необходимо употребить вы?

п/о местоимения 2 – го лица очень дружны. Они заменяют друг друга в обращении к человеку старше тебя по возрасту, в обращении к незнакомому человеку мы используем вместо местоимения ты местоимение вы. Это форма вежливого обращения. Вы употребляют также в обращении к нескольким людям.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

3. Задание Деда Всеведа. (проблемное задание)

– Вы не забыли, что к нам на урок пришёл Дед Всевед

– Ребята, у него есть для вас задание. Посмотрите, здесь написаны два предложения. А что с ними делать Дед Всевед не сказал. В этих предложения есть недочёт.

Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

п/ о да, в этих предложениях повторяется слово человек.

– Давайте его заменим. Каким местоимением?

– Запишем эти предложения, уже изменёнными нами.

( отдаю письмо ученику, он комментирует)

4. Работа в тестом

– Ребята, посмотрите на доску. Я написала текст и сейчас его прочитаю, а вы подумайте, о ком идёт речь?

(текст написан на доске)

Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого камина.

– О ком говорится в тексте?

– Видите, сколько у вас мнений

– а почему у вас не было однозначного ответа?

п/о в этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идёт речь в тексте, а сеть местоимение, которое не называет предмет, а только на него указывает.

5. Работа по учебнику. Упражнения в определении местоимений.

– Откройте учебники на с. 164. Найдите упр. 376.

– Прочитайте загадку.

– Что это такое

( записываю слово экскаватор на доске)

– Не сразу появились самолёты, корабли, автомобили. Люди издавна мечтали летать по воздуху, быстро ходить по земле, хотели придумать машины, которые помогали бы им в работе. И вот машина – экскаватор – это тоже продукт мечтаний человека.

– Найдите в загадке слово с разделительным ь.

– Придумайте ещё слова с разделительным ь.

-Сейчас вы загадку спишите, самостоятельно подчеркнёте местоимения и напишите 3 слова на это правило.

( взаимооценка выполненной работы)

– Назовите местоимения , которые вы подчеркнули

( даём характеристику я – 1 е лицо. ед. число ты – 2 – е лицо, ед.число)

Упр. 374.

– Прочитаем задание вместе.

– Будем каждое предложение писать, комментируя его.

– Прочитайте два последних предложения.

– Разберём их по членам предложения и обозначим части речи.

– Какой частью речи выражается подлежащее в 1 предложении? Во 2 предложении?

– А ещё есть местоимения во 2 предложении?

– А каким членом предложения оно является?

– Какой сделаем вывод?

Вывод: В предложении местоимения бывают главными членами предложения – подлежащими и второстепенными членами.

IV.Тест по теме «Местоимение»

– А сейчас вы, ребята, будете выполнять тест.

V. Подведение итогов урока.

– Вы приняли хорошо в гостях эту часть речи. Ребята, Дед Всевед приглашает вас на необычную улицу частей речи. Сегодня мы познакомились с новой частью речи – местоимением. Дайте поселим в 3 дом нашу удивительную часть речи.

-Что нового узнали на уроке?

– Что запомнилось, понравилось?

– Испытывали ли вы трудности? В чём?

– Назовите местоимения, о которых говорили на уроке?

– Как называются эти местоимения?

– Почему это удивительная, необычная часть речи?

– Какого лица бывают местоимения?

-Каким членом предложения бывают местоимения?

– А теперь я и Дед Всевед посмотрим какие вы сообразительные. Я буду вам задавать шуточные вопросы.

Когда руки бывают местоимениями? ( когда они вы- мы – ты)

Какие два местоимения портят дорогу?( я – мы)

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?(оно)

И в заключении я прочитаю стихотворение. Оно подведёт итог того, о чём мы говорили на уроке. Такими словами могло сказать о себе местоимение, если оно было бы у нас в гостях.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменю имена!

– Я думаю, Дед Всевед остался доволен вашей работой и ещё придёт к нам в гости.

(Выставление оценок за работу на уроке)

kopilkaurokov.ru

Контрольная работа по теме “Местоимение” (4 класс)

1 вариант

1.Спиши. Подчеркни местоимения.

Сегодня мы изучали местоимение. Я отвечал у доски. Витя пропустил урок, он заболел. Вечером мы зайдём к нему домой.

2. Укажи лицо и число местоимений.

Я (_______________________ ), они (_____________________ ),

она (____________________ ), мы (_____________________ ),

вы (________________________ ), ты (___________________ ),

он (_________________________ ).

3. Измени по смыслу местоимения и запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.

Катя хорошо поёт. (Она) ____ предложили выступить на концерте. Марина и Вика победили в соревнованиях по фигурному катанию. Наш класс гордится (они)____. Миша лучше всех решает задачи. Мария Ивановна попросила (он) ____ помочь по математике заболевшему ученику.

4. Измени по смыслу местоимения, запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.

Купить билет для (он). Приехали ко (я). Поехали вместе с (они)

5. Дополни предложения подходящими по смыслу местоимениями. Сверху укажи их лицо, число и падеж.

Я нашёл в лесу боровик. У ______ коричневая шляпка и толстая ножка. Наташа заболела. У ____ болит горло. Паша пришёл в школу очень счастливый. К ________ в гости приехала бабушка.

6. Выпиши правильные варианты

у ней к ему в их комнате ихние друзья
у неёк немув ихней комнатеих друзья

2 вариант

1. Спиши. Подчеркни местоимения.

Вчера мы были на экскурсии. Нам показали достопримеча­тельности города. Катя и Маша не поехали, у них были сорев­нования по гимнастике.

2. Укажи лицо и число местоимений.

Мы (____________________ ), я (_______________________ ),

она (_____________________ ), он (_____________________ ),

вы (_____________________ ), ты (_____________________ ),

они (____________________ ).

3. Измени по смыслу местоимения и запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.

Я люблю свою кошку Марусю и всегда забочусь о (она)__.

В воскресенье мы ходили в лес. Наша собачка побежала за (мы)___. К нам пришёл новый ученик. Он сказал, что хочет дружить с (мы)___.

4. Измени по смыслу местоимения, запиши их. Сверху укажи падеж местоимений.

Посмотреть на (я). Спеть вместе с (вы). Пойти в кино с (ты).

5. Дополни предложения подходящими по смыслу местоимениями. Сверху укажи их лицо, число и падеж.

Мы познакомились с ребятами из соседней школы и пошли с________ на футбол. Я прочитал интересную книгу. В ___ рассказывается о природе. Мама всегда заботится обо .

6. Выпиши правильные варианты.

у ней к ему в их комнате ихние друзья
у неёк немув ихней комнатеих друзья

uma.by

Открытый урок по русскому языку на тему “Местоимение”(4 класс)

Открытый урок по теме: «Местоимение».

Цель урока: Обобщение знаний учащихся по теме «Местоимение».

Задачи: 1. Совершенствовать навык правильного употребления

местоимений в речи;

2. Закреплять умения заменять имя существительное

местоимением соответствующего рода;

3. Формировать навык правописания местоимений с предлогами;

4. Развивать речь, память, внимание учащихся;

5. Формировать у учащихся навык работы в парах, в группах, а

так же навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и

самооценки.

6. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать

в коллективе.

Оборудование:

Ход урока. I. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок,

На нём подведём мы работы итог.

Сегодня ждут нас старые друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!

II. Введение в тему урока.

Учитель: – А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.

(Учитель читает стихотворение.)

Применяем мы всё это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет,

Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него как не крутись,

В речи нам не обойтись!

– Ребята, вы узнали, о ком идёт речь?

Верно, это наши друзья местоимения.

Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!

Итак, тема нашего урока «Местоимения». На уроке мы должны с вами вспомнить всё, что изучили о местоимениях.

III. Психологический настрой

Учитель:

– Сначала предлагаю вам настроиться на работу.

1 вариант хором:

Я смогу выполнить все задания

2 вариант хором:

У меня все получится

Все вместе:

Желаю успехов себе и друзьям

Учитель:

(Число, классная работа)

IV. Чистописание.

Учитель:

У рас будет необычное чистописание

-И начнём мы свой урок,

Несомненно, с этих строк.

Вы на строчки посмотрите-

Что заметили – скажите?

В, НА, А, НОС, Я, МНИ, ОН, НО, ПОД, ТЫ, МНЁМ, НАС, МНЕ, ВЫ

Дети: – Здесь записаны разные части речи.

Учитель: – Давайте разобьём их на группы (дети выходят к доске и вычёркивают разноцветными маркерами разные части речи, называя их).

Предлоги – в, на, под.

Союзы – а, но.

Им. существительное – нос.

Глаголы – мни, мнём.

Местоимения – я, он, ты, нас, мне, вы

Учитель: Я предлагаю вам записать эти местоимения в тетрадях. (Я, он, ты, нас, мне, вы)

(Работа в парах – взаимопроверка)

Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.

Словарная работа-

Учитель: – Вы, наверное, уже поняли, что местоимения народ весёлый, озорной. И они снова приготовили для вас загадки. А поручили загадать вам её мне. Послушайте и отгадайте, о чём идёт речь?

Утром так заведено –

Разомкнёшь ресницы

И к тебе идет оно

Розовой жар-птицей. /Солнце/

А стемнеет – он придет

Тоненький, смущенный, –

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной. /Месяц/

Срок пройдет – плывет она

В пелене тумана.

Круглолица и грустна

Будто Несмеяна! /Луна/

– Кто же он, оно, она?

В тетрадях в три столбика запишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, оно.

(Метро, яблоко, молоко, малина, ягода, помидор, огурец, капуста, картофель, земляника)

Проверка.

V. Актуализация знаний

  1. Разбор предложения по членам предложения.

Учитель: – И в благодарность за это наши друзья-местоимения хотят подарить вам небольшой подарок. Но как вы сами понимаете этот подарок не простой, это предложение с местоимением, которые вам нужно будет, во-первых, правильно написать, а во-вторых, разобрать по членам предложения.

Я иду по осеннему лесу.

(У доски работает 1 ученик)

2) Выбор правильного определения местоимения.

Учитель: – Вот мы и в гостях. Впустили нас местоимения. А у них для нас приготовлено много заданий.

А вот и одно из них. Послушайте внимательно одно стихотворение.

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать – не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ – к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, –
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

– Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

Дети: – Потому что тут одни местоимения. А местоимения не называют предмет.

Учитель: – Молодцы, ребята! Я думаю, что местоимения рады, что у вас получился такие красивые предложения! Справились и с этим заданием! Слова, какой части речи заменяют местоимения?

Сейчас, я думаю, пришло время отдохнуть.

Физминутка.
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Учитель: – А сейчас мы с вами вспомним, что называется местоимением. Для этого на столах у каждого из вас лежат карточки с определениями, вы должны выбрать правильное и полное определение местоимения. (работа по карточкам)

Обведи кружочком правильный ответ:

А) местоимение – это часть речи, которая обозначает предмет;

Б) местоимение – это часть речи, которая обозначает предмет, но

не называет его.

В) местоимение – это часть речи, которая обозначает предмет и

называет его.

(Работа в парах – взаимопроверка)

Учитель: – Молодцы, ребята, и снова вы справились с заданием!

4) Определение лица личных местоимений.

Учитель: А теперь вас ждёт следующее испытание. Что это за местоимения? Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

Дети: – Это личные местоимения.

Учитель: В своём городе построили местоимения новый дом. А как заселиться в него не знают. Начали спорить, ругаться. Наша задача помирить их, правильно расселив. Я предлагаю сейчас поработать в группах. Вот вам точно такие же домики, ваша задача расселить местоимения правильно и как можно быстрее.

Работа в группах.

Давайте проверим, все ли группы справились с заданием. (Работы детей вывешиваются на доску)

1 лицо – ед.ч. Я, мн.ч МЫ

2 лицо – ед.ч. ТЫ, мн.ч ВЫ

3 лицо – ед.ч. ОН, ОНА, ОНО, мн.ч. ОНИ

(Самопроверка у доски)

Учитель: – Какие вы молодцы, ребята! И с этим заданием вы легко справились.

-Назовите местоимения ед. числа, мн. числа.

-Что вы знаете о местоимениях 3-его лица?

Дети: – Местоимения третьего лица ед. числа изменяются по родам. И когда эти местоимения употребляются с предлогами, то в начале местоимения пишется буква н.

5) Написание предлогов со словами.

Поставить местоимения в нужный падеж и определить его.

Работа в группах

Т__нулся к (он)______________ Тянулся к (ней), к (нему) (для 3гр.)

беспокоился о (она)_________ беспокоился о (ней), о (нём)

наблюдал за (они)____________ наблюдал за (ними), за (ими)

разговаривал с (он)__________ разговаривал с (ним), с (ней)

спр__сил у (он)______________ спросил у (неё), у (него)

остановился перед (он)________ остановился перед (ним), перед (им)

возвышался над (она)_________ возвышался над (ней), над (ним)

прив-зли к (она)______________ привезли к (нему), к (ней)

х-дил за (она)________________ ходил за ней

Учитель: – Молодцы! Вспомнили ещё правило!

ПРОВЕРКА

6) Склонение местоимений.

Учитель: – Поскольку все хорошо поработали, наши друзья местоимения приглашают вас на новоселье.

1 группа идёт пить чай к местоимению МЫ (склоняют местоимение МЫ)

2 группа идёт пить чай к местоимению ТЫ (склоняют местоимение ТЫ)

3 группа идёт пить чай к местоимению ОНА (склоняют местоимение ОНА)

(дети работают на больших листах, взаимопроверка в группах)

7) Самостоятельная работа

1 группа – спишите текст, вставляя пропущенные окончания имён существительных, и замените, выделенные слова местоимениями с предлогами.

Около деревн__ растёт огромный старый дуб. Много легенд сложено о дубе. На дубе ребята пристроили скворечник. Весной и летом в скворечник__ живёт семья скворцов. Когда наступают холода, в скворечнике прячется от стуж__ воробей. Для воробья ребята сделали на дерев___ кормушку.

2 группа – спишите текст, подчеркните местоимения с предлогами, определите падеж.

Чижа захлопнула злодейка западня: бедняжка в ней и рвался, и метался. А Голубь молодой над ним же издевался. Голодная кума-Лиса залезла в сад; в нём винограда кисти рделись. Известно, что слоны в диковинку у нас, – так за Слоном толпы зевак ходили.

3 группа – спишите текст, подчеркните местоимения.

Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе. Такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

ПРОВЕРКА

VI. Итог урока (заполнение схемы)

– Ребята, сегодня местоимения очень довольны вашей работай, вы им очень помогли. Сейчас вам нужно ещё раз вспомнить всё, что вы теперь знаете о местоимениях.

Учитель: – Посмотрите, какой красивый цветок мы сегодня подарили нашим друзьям местоимениям. Они очень довольны.

VI. Домашнее задание.

Домашнее задание приготовили вам тоже местоимения. Они хотят, чтобы вы дома поработали так же хорошо, как и на уроке.

Упр., №391-по заданию, №392 (устно)

Приложение к уроку.

Предложения для разбора.

Он хорошо играет в шахматы.

Я иду по осеннему лесу.

Они сажали в саду цветы.

Мы взяли Шарика на прогулку в лес.

Я проснулся поздней ночью от шума.

Петя быстро побежал за ним.

Мама рассказала нам интересную историю.

На нём висели спелые ягоды.

Дедушка подарил мне интересную книгу с картинка

Засели в домик местоимения.

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Ед. число

Я

ТЫ

ОН ОНА …

Мн. число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Ед. число

Я

ТЫ

ОН ОНА …

Мн. число

Информационное табло (для каждого уч-ся)

Этапы урока

Баллы

1.Минутка чистописания

2.Разбор предложения

3.Выбери правильно!

4. Редактирование текста

5.Заселение домика местоимений

6.Склонение местоимений

7.Написание предлогов со словами

8.Дополнительные баллы

Всего:

3.

Т__нулся к (он)_________________________________________

беспокоился о (она)______________________________________

наблюдал за (они)_______________________________________

2.

разговаривал с (он)______________________________________

спр__сил у (он)___________________________________________

остановился перед (он)___________________________________

1.

возвышался над (она)___________________________________

прив-зли к (она)_______________________________________

х-дил за (она)__________________________________________

infourok.ru

Урок по русскому языку на тему “Личные местоимения” (4 класс)

Россошинская начальная школа – филиал

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Россошинская средняя школа Городищенского района Волгоградской области»

Личные местоимения

Урок XXI века

Борисова Зинаида Васильевна – учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2017 год

р.- постановка учебной задачи; определение последовательности прмежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. – нравственно- личностное оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Образовательные ресурсы

Презентация, карточки для исследования, сравнительная таблица имени существительного и местоимения, задания на карточках, музыка Ю. Энтина «Дорогою Добра», Цветотерапия

План урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Самоопределение к деятельности

  4. Работа по теме урока

  5. Физкультминутка

  6. Закрепление изученного материала

  7. Рефлексия

  8. Подведение итогов урока

Домашнее задание

На выбор: 1.Из словаря выписать от 5 до 10 слов и приписать к ним местоимения, их заменяющие.

2.Составить текст-описание (4-5 предложений) про синицу, используя местоимения.

Организационная структура урока

1. Организационный момент.

Звучит музыка. Слайд 1

– Мне очень хочется начать наш урок русского языка с музыки Ю. Энтина «Дорогою Добра».

Пожелайте себе и друзьям успешной работы на уроке. Слайд 2

– А теперь улыбнитесь друг другу и заряженные хорошим настроением, приступим к работе. Садитесь. Запишем число и классная работа.

Сегодня на уроке вы сами себя будете оценивать. (Приложение 1)

Слушают, улыбаются, читают арифмации

Получают листы самооценки.

2. Актуализация знаний

Стадия вызова (Составление кластера)

яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (доска)

-Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?

Как, вы, думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Слайд 3

Ваши предположения, что такое местоимение?

Целеполагание Слайд 4

Краткие сведения о местоимении: Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка. Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

Устные ответы

МЕСТОИМЕНИЕ

Высказывают своё мнение

Слушают и делятся своими впечатлениями

3. Самоопределение

4. Работа по теме

5. Физкультурная минутка

6. Закрепление изученного материала

.

  1. Начнем наше исследование. Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой.

Прочитайте предложения. Помогите их отредактировать. Вы – редакторы. (Приложение 2)

– Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения в парах?

– Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в каждой паре предложений и запишите их.

– Проверка. Вместо какой части речи вы употребили эти слова?

– Какие красивые, замечательные птицы живут у нас с вами?

Мы должны бережно относиться к нашим меньшим друзьям. Что можно сделать для птиц в зимнее время? Слайд 5

– Закончите фразу:

– наше предложение состоит из …

– каждое слово – это часть…

– Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях?

– т.к. местоимение – слово, значит оно является тоже …

– Какой напрашивается вывод?

2. Давайте разберём слово Местоимение по составу

– А к какой части речи относятся слова: место и имя? На какие отвечают вопросы?

Значит, какой мы можем сделать вывод?

1. Запишите ответы на мои вопросы.

-Что вы любите делать?

– Какое слово вы употребили, назвав себя? Подчеркните это слово.

– О ком мы писали изложение на уроке русского языка?

– Какое слово в предложении указывает на нас? Подчеркните.

– Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику.

-Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились.

– А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то, какое слово использовали?

– Когда мы используем слово вы?

Прочитайте те слова, которые мы выделили.

– В чем особенность этих слов?

– Какие личные местоимения мы узнали?

– Хлопайте в ладоши, если услышите личные местоимения.

( Приложение 4)

Слайд 6 : Цветотерапия

  1. 1. Отгадайте загадки (Приложение 5)

В тетрадях в три столбика выпишите словарные слова, которые можно заменить местоимением он, она, он. Выписать по три примера в каждый столбик.

– Прочитайте местоимения, которые мы нашли. Эти местоимения называют – личными. Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимение Я- на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы, Вы, Они – соответственно о нескольких лицах.

– Если о лицах, тогда и назвали их личными. – Какие личные местоимения мы узнали? Запишем в исследовательскую карточку

2. Работа по учебнику: чтение задания стр. 31 упр. 8

3. Работа с текстом Слайда 8.

Замените выделенные слова местоимениями

– Прочтём полученный текст.

– Какая часть речи указывает на данный предмет? Запишем последний вывод в исследовательскую карточку.

3. Сравнение местоимения с именем существительных

– Вместо какой части речи употребляется местоимение? Напрашивается вопрос. Чем личное местоимение отличается от имени существительного?

– Составление таблицы имени существительного и личного местоимения

Делаем вывод:

Давайте проверим свои выводы со Слайдом 9, который у нас получился

4. Ситуация «Разрыв» Слайд 10

Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: “Я, всё своё ношу с собой”. В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

-Обозначьте части речи в этом предложении. Слайд 11

(Из пяти слов три местоимения, а какой глубокий смысл). Записать в тетрадь пословицу.

Работа в парах. Устные ответы.

Знакомство с содержанием исследовательской карточки

Записи в тетради.

Выполняют задание по карточкам, проводят взаимопроверку.

Вместо существительного.

Запишем в исследовательскую карточку.

…слов

…речи

Находят и определяют над словами части речи

частью речи.

Запишем в исследовательскую карточку.

Проводят морфемный анализ слова у доски и на местах

– Состоит из двух основ: мест и имя. Отвечает на вопросы: Кто? Что?

Обосновывают выбор написания своих ответов,

Запись в исследовательскую карточку.

Формулируют выводы наблюдений,

Выполняют упражнения .

Прослушивание и просмотр, отдых

Слушают загадки, анализируют и называют отгадки.

Запись в тетрадь отгадок и местоимений, их заменяющих.

Озвучивают местоимения.

Работа в тетради.

Выполняют задание в рабочей тетради.

– Взаимопроверка (оценить грамотность при списывании, нахождение местоимений).

Запись в исследовательскую карточку

Отвечают на вопросы

Местоимение не называет, а указывает на него.

Что личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные. Но имена существительные называют предмет, а местоимения указывают, но не называют его.

Списывание со слайда 12

7. Стадия рефлексии

– Предлагаю обобщить наше исследование.

– Что узнали о местоимении?

– В чем загадка местоимения как части речи?

Выставите себе средний балл в оценочных листах.

Кто оценил свою работу на пять. Вручаю вам золотые медали, 4- серебряные, 3 бронзовые (с надписью Я)

– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями. Поэтому достойны звания «Знаток местоименных наук». Вы себя оценивали, а проверив тетради, я вас оценю. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ

Формулируют конечный результат своей работы на уроке, использование исследовательских карточек

СЛАЙД 12

Самооценка

8. Домашнее задание (на выбор):

Слайд 13 1. Из словаря выписать от 5 до 10 слов и приписать к ним местоимения, их заменяющие.

  1. Составить текст-описание (4-5 предложений) про синицу, используя местоимения.

Запись задания в дневники

Приложение 1

Лист самооценки обучающихся: (вписывать в нужный столбец местоимение Я)

2. Разбор по составу

3. Ответы на вопросы

4. Словарная работа

5. Работа по слайду с текстом.

6. Устные ответы на вопросы

Итог: средняя оценка

Приложение 2

Приложение 3

Карточка 1

Задание: Помогите их отредактировать

1 пара – Над озером кружит ласточка.

Ласточка любит лакомиться насекомыми.

2 пара – С берегов рек в небо поднялись журавли.

Журавли летят и громко курлычут.

Приложение 4

Физминутка :

Если мы сорвём цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если вы, и я, и ты –

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты –

Приложение 5

Загадки

1. А стемнеет – он придет

Тоненький, смущенный, –

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной. /Месяц/

2. Утром так заведено –

Разомкнёшь ресницы

И к тебе идет оно

Розовой жар-птицей. /Солнце/

3. Срок пройдет – плывет она

В пелене тумана.

Круглолица и грустна

Будто Несмеяна! /Луна/

– Кто же он, оно, она?

infourok.ru

Советы рукодельницам