Русские народные забавы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. 

Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.

Какие же из ловилок-догонялок, кроме банальных «салочек» и «пятнашек» были популярны на Руси? Часто это были те, что сопровождались присловьями, прибаутками, напевками, речевками. Удивительно, насколько они оказались живучими. Может, от того, что при всей своей непритязательности таят в себе какой-то секрет, непостижимый умом, но дорогой для души? И потому веками сохраняются игры, которые увлекают каждое новое поколение. Вспомним их?

Горелки
Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.

Глянь на небо —
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три — беги!!!

Другой вариант:

Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара, беги!

В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один — слева, другой — справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки.

Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

Мороз — Красный нос

По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки.

Водящий, т.е. Мороз — Красный нос, встает посреди площадки и говорит:

Я Мороз — Красный нос,
Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!

Играющие в ответ скандируют:

Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.

Малечина — калечина

Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т.д., нужно держать ее в равновесии, пока произносят слова: «Малечина-калечина»
сколько часов до вечера?
Раз, два …десять.

Золотые ворота
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки — это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй — запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Игра «Поводырь»

Это больше чем просто игра. Это знакомство душ, когда не отвлекают такие факторы как внешний вид и взгляд.

Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего хлопок или свист девушки начинают разбирать парней — любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень все это время идет с закрытыми глазами. Желательно чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем круге.

По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал — «Можно открыть глаза». Начинается подележка. Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трех девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки обычно с радостью признаются и показываются.
Далее во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни во внешнем и все повторяется.

Гуси

По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых собираются игроки — «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями»:

— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите же домой!
— Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
— Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!

«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».

Яша

Эта игра — самая что ни на есть старинная (на что указывает академик Б.А.Рыбаков, а также упоминает и В.Я.Пропп).

Водящий — Яша (т.е. Ящер — хозяин подводного и подземного мира, одна из ипостасей Велеса) сидит в центре круга, образованного остальными участниками игры. Взявшись за руки, они движутся в хороводе, припевая:

Сидит-сидит Яша
Под ореховым кустом.
Грызет-грызет Яша
Орешки каленые,
Милому дареные…

После этого происходит диалог:

— Чего Яша хочет?
— Жаниться хочу.
— Бери себе девка,
Котораю хочешь.

Участники хоровода разбегаются врассыпную, а «Яша» ловит кого-нибудь: если поймает девицу, то целует ее, если парня — тот становится водящим. 

У медведя во бору

Выбирают одного «медведем». Очерживают два круга. Одно место для «медведя», другой — дом для остальных участников. Все выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.

На последнем слове «медведь» с рычанием выбигает из берлоги, а остальные бегут в «дом». Пойманный становится «медведем».

Мышеловка.


Все становятся в круг, взявшись за руки — это мышеловка. Один или двое — «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!

Во время произнесения текста «мыши» вбегают и выбегают из круга. С последним словом «мышеловка захлопывается» — опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга «мышки» считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие «мышки».

«Салки» («Пятнашки», «Ловитки», «Ловишки», «Ляпки», «Лепки», «Клецки», «Сало» и др.)

Эта игра имеет разные названия и правила, но основное содержание сохраняется: один или несколько водящих ловят других игроков и, если поймают, меняются с ними ролями.

Игра может проводиться в самых различных условиях: в помещении, на воздухе, детьми всех возрастов, молодежью и взрослыми. Количество участников — от 3 до 40 человек. Игра не требует руководителей, судей.

По жребию или по считалке выбирают одного водящего — «салку». Условно устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий объявляет: «Я — салка!» — и начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит (дотронется), тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я — салка!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

Разновидности «Салок»

— «Салки с домом». Для убегающих чертится на площадке «дом», в котором они могут спасаться от «салки», но долго находиться там не имеют права.

— Салки «Ноги от земли». Спасаясь от «салки», играющие должны оторвать ноги от земли (пола). С этой целью они залезают на какой-либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить.

— Салки «Давай руку». В этой игре убегающий от «салки» кричит: «Дай руку!» Если кто-либо из товарищей возьмется с ним за руку, то водящий не имеет права их осаливать. Если же с другой стороны присоединится еще игрок, т. е. их будет трое, водящий имеет право салить любого крайнего.

— «Салки-пересекалки». Убегающие могут выручать друг друга, пересекая дорогу между догоняющим «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-либо перебежит дорогу, «Салка» должен ловить его. Тут снова кто-либо стремится выручить товарища и перебегает дорогу, «салка» начинает ловить его, и так все стремятся спасать товарища, за которым бежит «салка». Водящий («салка») должен быстро переключаться и ловить нового игрока, перебежавшего дорогу.

mauk-vkdc.ru

Русские забавы: от лапты до кулачного боя

Какой же русский праздник без веселья! А какое же веселье без настоящей, народной игры! Нет нужды доказывать, что подобное времяпровождение с давних пор было не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, своеобразной, психологической разгрузкой, и на всех гуляньях непременно входило в «культурную программу». Вот, например, элементарные «ловилки-догонялки»: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. Удивительно, насколько народные игры оказались живучими. Может, оттого, что, при всей своей непритязательности, они таят в себе какой-то секрет, непостижимый для ума, но привлекательный для души? И потому сохраняются веками, увлекая каждое новое поколение. Вспомним же наиболее популярные народные забавы.

Васнецов «Отъезд с кулачного боя»

1) «Горелки». Это, можно сказать, классика жанра. Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:

Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара, беги!

При слове «беги» стоящие в последней паре размыкают
руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один —
слева, другой – справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до

того, как пара, встретившись, вновь возьмется за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

2) «Мороз – Красный нос». По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки. Водящий (т. е. Мороз – Красный нос) встает посреди площадки и говорит:

Я – Мороз – Красный нос,

Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро.
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься?

И тут же все бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и
«заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте.
По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в
«замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.

3) «Салки». Эта игра имеет разные названия («пятнашки», «ловишки», «клецки» и др.) и правила, но основное содержание сохраняется: один или несколько водящих пытаются поймать других игроков, коснуться их рукой (засалить) и, если поймают, меняются с ними ролями.

4) «Поводырь». Это больше чем просто игра. Это – знакомство душ, когда не отвлекают такие факторы, как внешний вид и взгляд. Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки. Через какое-то время по свисту они начинают разбирать парней – любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень все это время идет с закрытыми глазами. Желательно, чтобы количество девушек и парней
совпадало, чтобы никто не оставался одиноким. По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова ставят во внутренний круг, разрешается открыть глаза. Происходит «подележка». Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трех девушек им понравился и кого они хотели бы увидеть. Обычно девушки с радостью признаются и показываются. Далее во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни образуют внешний, и все повторяется.

5) «Городки». Это игра в основном мужская. Есть у нее и другие названия – «рюхи», «чушки», «свинки». И известное выражение «подложить свинью» идет именно от этой игры. Правила следующие: на кон ставят различные фигуры из пяти деревянных чурок («городков») – длиной около 20 см. Затем их разбивают битой длиной около 80 см. Партия состоит из 15 фигур: «пушка», «бабка в окошке», «конверт» и т. д. В процессе игры фигуры усложняются, поэтому победить здесь совсем не просто.

6) «Бабки». В основном в них играли дети, используя надкопытную говяжью кость, залитую свинцом (чугуном). Разновидностей здесь очень много. Например, кон за кон. Игроки ставят бабки на ровном месте по гнезду (по две) на «битку». Потом определяют условное расстояние – коны. Кому прежде начинать игру (бить) и кому после – мечут жребий. Для этого бросают вверх бабки с особенными уловками – выстилкою. Если бабка, упавшая на землю, ляжет на правый бок, это будет плоцка – старшая по игре; если ляжет на спину, будет жог – вторая по игре; если ляжет бабка на левый бок, будет ничка, моложе всех. Игроки, становясь на черту, бьют битками по старшинству. Если сшибут бабки, на кону стоящие, то их считают своим выигрышем. Когда все пробьют, тогда каждый игрок переходит за кон к своим биткам и бьет с того места, где лежит его биток; чья далее лежит, тот прежде начинает и бить, а остальные доканчивают игру по расстоянию своих битков.

В.Е.Маковский «Игра в бабки»

7) «Лапта». Первые упоминания об этой игре в памятниках древнерусской письменности встречаются, как считают, еще в XIVвеке. Лапта представляет собой командные соревнования с мячом и битой, которые проводятся на естественной площадке. Цель игры – ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочередно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику осалить себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. Игры, напоминающие лапту (а, как утверждает ряд исследователей, скопированные с лапты), существуют в ряде западных стран – бейсбол, крикет и т. п.

8) «Кулачный бой». Это – не драка, а именно старинная русская забава, популярная, например, во время Масленицы. Большинство таких сражений были «правильными» – проводившимися по строгим правилам. Вот основные положения:

 

—       биться «по любви» – т. е. не иметь к супротивнику злобы;

—       не бить лежачего;

—       не бить сзади;

—       не таить в кулаке тяжелых предметов;

—       не ставить подножек и не захватывать одежды;

—       не бить ногами.

   Б.М. Кустодиев, «Масленица» (megabook.ru)

В боях «стенка на стенку» принимало участие практически все мужское население – от мальчишек (!) до взрослых. Подростки «зачинали» бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы-«надежи». Каждая «стенка» могла иметь два, три, четыре или больше рядов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу. Но злобы друг к другу не таили. Подобные бои на Руси, развивающие храбрость, силу, ловкость, характер, считались не только потехой, но и хорошей мужской школой как для мальчишек, так и для взрослых мужчин.

www.km.ru

Русские народные забавы

«Глупа та птица, которой гнездо свое не мило»

Здравствуйте, уважаемые участники конференции.

Я, Юлия Яковлева, студентка Голышмановского агропедагогического колледжа. С однокурсниками занимаюсь в фольклорной группе «Млада» при колледже, мы разрабатываем различные проекты и проводим традиционные праздники «Масленица», «Красную горку».

Тема моей исследовательской работы:

Русские народные забавы как средство развития духовно- нравственной культуры школьника

В нынешний век компьютеризации и высоких технологий появились развлечения, уже ничем не напоминающие игры наших далеких предков. Еще лет двадцать назад наши папы и мамы играли совершенно в другие игры, проводя больше времени на воздухе и активно двигаясь. Для наших же далеких предков игры имели не только развлекательное, но и практическое, познавательное значение.

Проблема духовно-нравственной культуры личности всегда была одной из актуальных, а в современном мире она приобретает особое значение.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом факторов:

— социальным заказом: духовно-нравственная культура школьника — основа воспитания;

— необходимостью совершенствования качества работы учителей начальной школы, по духовно-нравственной культуре через освоение русских народных забав — игр и хороводов.

Цель исследовательской деятельности состоит в изучении русских народных забав юга Тюменской области, и возможности использования этого ценного дара предков в развитии духовно-нравственной культуры школьника.

Объект: процесс развития духовно-нравственной культуры школьника.

Предмет: русские народные забавы как средство духовно-нравственной культуры школьника.

Задачи:

1.Выявить состояние проблемы в научной литературе.

2. Систематизировать знания о русских народных забавах юга Тюменской области.

3. Определить условия использования русских народных забав в развитии духовно-нравственной культуры младших школьников.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено особое внимание. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный…» [2, 480].

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. нравственность — это «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [4, 388]. По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.

Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. Действительно, играя, исполняя хороводы, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Светлый и гармоничный мир духовной культуры наших предков воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Игры, хороводы могут окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Детский возраст любит незатейливые, нехитрые игры, но в них скрывается или поучение, или выражение каких — либо особенностей.

Задача учителя – формирование у обучающихся потребности не только размышлять на подобные темы, но изучать, осваивать забавы: игры и хороводы региона.

Для юга Тюменской области характерны игры:

«Колечко», «Камешки», «Волк и гуси», «Веревочка», «Бумажный змей», «Снежные пещеры», «Цепи кованные» и другие. (читать слайд, показ камешки)

Чем они полезны и привлекательны? Развивается моторика и координация рук, смекалка, ловкость, мышление, внимание, настойчивость, упорство, а также чувство коллективизма, повышение самооценки, и не только освоение родного творчества, но и чувство гордости и привязанности к малой родине. Через любовь в малой родине, в ребенке рождается истинная любовь к Отечеству. Хороводы относятся к народным забавам. Истоки хороводов славян уходят в далекое прошлое, к обрядам поклонения языческому богу Яриле. В этих обрядовых хороводах принимали участие все жители, от детей до стариков.

Хороводы: «Заинька», « Гуси», «Селезень», «Плетень» имеют различное прикладное значение: от простой забавы до обучения навыкам работы. Эти игры любят дети и девушки: для детей — это и гимнастические упражнения (двигаются, бегают, прыгают, вертятся) и первые навыки духовной культуры.

Круговой хоровод — «Восьмирены», «Двенадцатирены»

исполняют в селах Средние Чирки, д. Медведево, деревне Робчуки.

Такие хороводы можно наблюдать и сейчас в некоторых районах Сибири, Севера, где сохранили древнюю самобытную культуру русского народа. И, пожалуй, именно у восточных славян хороводы окончательно становятся не только массовым обрядовым танцем, но и веселой молодежной игрой на свежем воздухе, сопровождаемой песней и танцами. Хороводы можно назвать отражением русской девичьей души, где игривость и непринужденность сплетаются с восхитительными русскими напевами. Времена сочиненных хороводных песен и имена сочинителей неизвестны. Судя по слогу, они относятся к разным векам за исключением немногих, а именно: синичка, мак растить, просо сеять — XVI века, а прочие XVII и XVIII векам, но и эти искажены местностью до того, что нельзя определить настоящей их эпохи. Что касается сочинителей, то они были из простолюдинов, потому что никто другой не мог с таким простодушием и таким знанием сельского житья придумать, как тот, кто родился и вырос и наслаждался неподдельными забавами, сочувствовал им и передавал в распевах, не гоняясь за вычурными выражениями.

  • Хороводы собирались девушками при наступлении времени игр и забав, когда жители выходили на улицу «людей посмотреть и себя показать». Участвовали в хороводах не только девушки, но и молодушки — те, кто недавно вышли замуж. Часто при сборе хороводов исполнялись грустные песни, суть которых состояла в том, что «Поиграйте, красны девушки, Поколь волюшка жить у батюшки, Поколь негушка у матушки, Неровен жених навяжется, Неровен, как черт, привяжется…» Пением в хоровод приглашали не только подружек: «В хороводе веселились, По забавушкам пустились. Песни славно запевали, Подружечек собирали», но и парней: «Сходитесь на лужок, Да и станем все в кружок. Вы сцепитесь все за ручки. И, примите, молодчиков с собой», ведь одним девушкам в хороводе не то, чтобы скучно, но игры молодежи несли большой социальный смысл, способствуя знакомству и общению «на людях». Как в простую забаву играют дети, исполняя хоровод « А мы просо сеяли». А юноши и девушки, разделившись на две группы, встают друг против друга — в этом смысл перехода девушки-невесты из одного состояния в другое, как переход через символические ворота: «Открывайте ворота, принимайте девицу!»

  • Образ коней символизирует преждевременную внебрачную связь;

  • Расплетение и расчесывание волос — предшествовало свадьбе;

  • Поучение невесты плеткой — символизировало переход ее под власть мужа

  • «В нашем полку пиво пьют, в нашем полку слезы льют» — символизировало свадьбу,

  • Плачь невесты – переход под «мужнину волю».

В том и другом случае дети и молодежь учатся не только развивают культуру взаимоотношения, они развивают духовно — нравственную культуру.

Таким образом, учитель с первых дней в школе, обязан развивать духовно – нравственную культуру детей, с осознанием главной мысли, что русское народное творчество может стать путеводителем в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к народному творчеству – это значит уберечь ребенка от многих падений на его жизненном пути.[3; 76].

« Будет и на нашей улице праздник!»

«Вьюнины»

Литература

1.Банников В.Н. Духовно – нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности // Н.Ш.- 2012.- №8.- С.41-45.

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. –М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001.- 736с.

3. Дубинина Н.Н. Духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина//Педагогика.- 2012.- №5.- С.122-125

4. Ожегов С.И.Словарь русского языка. ОК.57000слов/Под ред.ЧЛ.-корр. АН СССР.Н.Ю.Швецова.- М.: Русский яз.,1987.- 750 с.

5.Терещенко А.В. Русский народ. Полная иллюстративная энциклопедия. Народные игры и забавы.- М.: Изд – во Эскмо, 2005. – 256с.

multiurok.ru

Мероприятие «Русские народные забавы»

Русские народные забавы (спортивное развлечение)

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством.

Задачи:

  • Развивать ловкость, находчивость, выносливость, чувство дружбы и взаимопомощи.

  • Совершенствовать двигательные умения и навыки.

  • Воспитывать интерес к русским народным играм.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети полукругом стоят на спортивной площадке. Появляются  2 Петрушки.

Петрушка 1:

Внимание! Внимание!
Начинаем гуляние!
Торопись честной народ,
Вас сегодня праздник ждет!

Девчонки-подружки – 
Веселушки, хохотушки!
И мальчишки-молодцы – 
Озорные удальцы.
Все на праздник приходите,
Веселитесь, хохочите!

Петрушка 2:

С бубенцом на колпачке,
С погремушкою в руке
Он и ловкий и смешной,
Отгадайте, кто такой?  (Петрушка)

Петрушка 1:

Мы забавные Петрушки
Веселее нет игрушки,
Всех детей мы развлекаем,
Много сказок, песен знаем,
И на празднике сейчас,
Потанцуем мы для вас.

Петрушка 2:

Внимание! Внимание!
Начинаем гуляние!
Первое задание для нашего соревнования.

Эстафета: Прыжки в мешках

По команде по одному дети запрыгивают в мешок и прыгают до финиша и обратно. Побеждает та команда, которая вперед справится с заданием.

Петрушка 1: А теперь все вместе поиграем в русскую народную игру.

Игра «Гуси – лебеди»

Посредине площадки стоит волк и кличет гусей. По сигналу они летят на другой конец площадки, а волк их ловит.

«Бой подушками»

Выбираются два человека. Они берут в руки по подушке и встают по разные стороны скамейки. По сигналу начинают сбивать противника. Выигрывает тот, кто первым это сделает.

Эстафета «Прыжки на лошадях»

Дети по одному из каждой команды скачут на лошадях до финиша и обратно. Победит та команда, чья первая прискачет на старт. 

Игра «Перетягивание каната»

Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту.

Бой петухов.
Детишки делятся на две команды. Посреди площадки чертится круг, в который входят игроки, по одному из двух противоборствующих команд. Каждый из этих игроков поднимает левую ногу назад и удерживает ее левой рукой. Правую руку игроки закладывают за спину. Задача этих участников, прыгая на одной ноге вытолкнуть соперника. Тот, кому удастся остаться в круге и не встать на обе ноги и становится победителем поединка. В игре же выиграет так команда, которая наберет большее количество индивидуальных побед.

Перетяжка.
Довольно интересной народной командной игрой является и игра «перетяжка». Для игры детишки делятся на две равные по силам команды. Начертив на земле линию, команды встают с двух сторон линии, беря в руки трехметровую палку. По сигналу команды должны перетянуть соперников на свою сторону. Та команда, которая устоит, не упустит палку и не заступит за черту, и становится победительницей.

infourok.ru

Кружок «Народные игры и забавы»

С целью развития двигательной активности в школе действует кружок «Народные забавы». На Руси издавна существовало огромное количество игр, которые воспитывали ловкость, быстроту, силу, сообразительность, внимание. На кружке «Народные забавы» второАклассники изучают русский быт, традиции, разучивают игры народов мира. Здесь собрана коллекция интересных народных подвижных игр…

 

Мороз — Красный нос

По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки.

Ход игры: Водящий, т.е. Мороз — Красный нос, встает посреди площадки и говорит:

Я Мороз — Красный нос,
Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!

Играющие в ответ скандируют:

Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.

Платочек

В эту игру играют во всех странах, поэтому игра имеет разные названия и варианты. Например, в Калмыкии проводится под названием  «Серебряный пояс».
Для игры требуется платочек или небольшой предмет (шапка, мячик).

Ход игры: Все, за исключением водящего, становятся в тесный круг, руки кладут за спину. Водящий с платочком в руках ходит за кругом и, выбрав себе игрока, кладет ему в руки платочек, после чего бежит по кругу. Получивший платочек бежит за ним, стараясь догнать его и дотронуться до него платочком. Если догонит, то водящий берет у него платочек и продолжает водить. Если не догонит, они меняются ролями.

Гуси лебеди

Играющие выбирают «волка» и «хозяина», сами изображают «гусей». На одной стороне площадки чертят дом, где живет «хозяин» и «гуси», на другой — поле. Между ними находится логово «волка».

Ход игры: Все гуси летят на поле травку щипать.
Хозяин зовет их:

— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да, да, да!
— Ну летите же домой!
— Серый волк под горой, не пускает нас домой.
— Что он делает?
— Зубы точит, нас съесть хочет.
— Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

«Гуси» бегут в дом, «волк» пытается их поймать. Игра заканчивается, когда все «гуси» пойманы.

У медведя во бору

Выбирают одного «медведем». Очерживают два круга. Одно место для «медведя», другой — дом для остальных участников. Ход игры: Все выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.

На последнем слове «медведь» с рычанием выбигает из берлоги, а остальные бегут в «дом». Пойманный становится «медведем».

Волки во рву

На земле чертиться коридор, шириной около метра обозначающий ров. Его можно было делать различным по ширине и зигзагообразным. Во рву располагаются водящие, волки. Их немного, два или три и они не имеют права покидать ров. Остальные играющие — зайцы.

Ход игры: Зайцы стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными волками. Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры или сам становится волком. Зайцы ров не перебегают, а перепрыгивают. Если нога зайца коснулась территории рва, это значит, что он провалился в ров и в этом случае также выбывает из игры.

Волки и овцы
На игровой поле отмечают площадки — загоны. Играющие назначают одного из участников пастухом, другого — волком, а остальные остаются в роли овец. Пространство между загонами, называется полем. На одной из сторон его отделяют чертой небольшое пространство — логовище волка.
Ход игры: После этого овцы размещаются в одном из загонов, а сам пастух становится в поле вблизи загона.
Волк, предлагает пастуху погнать стадо овец в поле, а сам в это время старается схватить какую-нибудь из них и увлечь в свое логовище. Пастух старается оградить овец, направляющихся в противоположный загон, от волка. Пойманные волком становятся его помощниками. Помощники не могут «ловить» овец, но могут их всячески задерживать, мешая вернуться в загон. После очередной поимки волк вновь обращается к пастуху со словами: «Гони стадо в поле» , и игра продолжается.
Число помощников волка постепенно увеличивается, и он каждый раз вместе с ними продолжает выходить на охоту за овцами.

Водяной
Ход игры:  Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:

Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.

Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного — определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

Коршун и наседка

Играющие становятся в затылок друг к другу и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает наседку, все остальные — цыплят. Один из играющих- коршун.

Ход игры: Коршун старается схватить цыпленка, стоящего последним в цепи, наседка же всячески мешает этому, преграждает коршуну путь разведенными руками. Все играющие помогают наседке, перемещаясь по площадке так, чтобы конец цепи находился как можно дальше от коршуна.

Белки, орехи, шишки

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто — орехом, кто —шишкой. Водящий один, гнезда у него нет.

Ход игры: Водящий произносит или «Белки» или «Шишки», или «Орехи». Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.

Колдун

Выбранному по жребию водящему — Дедушке — рожку (Колдун), отводится дом. Остальные игроки, разбившиеся на две группы поровну, отходят в разные стороны от этого дома,  на расстояние 15-25 шагов. При этом каждая партия проводит для себя черту, обозначая тем каждый свой дом. Свободное пространство между этими чертами, или домами, называется полем.
Ход игры: Колдун — Дедушка — рожок из своего дома спрашивает:
— Кто меня боится?
— Никто! — отвечают игроки, перебегая через поле, и дразня водящего:
— Дедушка-рожок, на плече дыру прожег!
Тому надо поймать игроков и отвести их в свой дом. Такие игроки считаются заколдованными и покидать дом не могут.

Казаки и разбойники
Играющих разделяют на две группы. Одна группа-казаки, другая — разбойники. Казаки имеет какой-нибудь знак-отличия, например повязку на руке.

Ход игры: Разбойники разбегаются в разные стороны и прячутся от казаков. Казаки их разыскивают, причем если разбойник видит, что его убежище открыто, то бежит прятаться в другое место; казак гонится за ним и, если не может один поймать разбойника, то призывает на помощь товарищей. Пойманного разбойника казак ведет в темницу, после чего он становится  казаком и помогает ловить, уже как казак, разбойников.

Невод
Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих.

Ход игры: Двое или трое игроков берутся за руки, образуя невод. Их задача — поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб — не попасться в невод. Если рыбка оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода.
Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой.

Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих.

12 палочек

Для этой игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей.

Ход игры: На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.
Пока водящий собирает палочки, а играющие убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры.
Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся.
Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.

www.klass39.ru

Русские народные подвижные игры для детей на свежем воздухе

Доброго времени суток, уважаемые читатели! На связи Евгения Климкович. Если у сегодняшних младших школьников спросить, что такое «Minecraft», «Need for speed», «World of tanks», то вы получите развернутый ответ, со всеми подробностями. На твердую пятерку! А что будет, если спросить, что такое «Лапта», «Горелки» и «Городки»? Скорее всего, получится, что лапта – это один из лаптей, горелки – это такие газовые, а городки – это очень маленькие города. Печально, не правда ли?

Печально, что наши дети не знают про эти русские народные подвижные игры, в которые играли еще их прабабушки вместе с прадедушками. Предлагаю исправить ситуацию и рассказать детям про то, как играть в эти и некоторые другие веселые игры. А может быть даже и показать получится?

«Палки»

А начнем с игры под названием «Палки». Слышали о такой? Я о ней узнала от своей бабушки. Она рассказывала, что когда она была маленькой, то жилось им трудно, еда не всегда была в доме, что уж говорить про игрушки. Поэтому они и играли на улице в палки. Есть у этой забавы и другое название — «Малечена-калечина».

Играть можно во дворе большой компанией. Большой компанией играть всегда веселее! Для игры потребуются палки. Обычные такие палки длинной примерно сантиметров 30 — 40, которые легко найти в близлежащих окрестностях. Такие палочки должны быть у всех игроков, кроме ведущего.

По сигналу ведущего дети ставят палочки к себе на ладошку или на пальчик, именно ставят, а не кладут. И пытаются удержать палку в таком вот стоячем положении, не придерживая ее другой рукой. Палка, естественно, стоять не хочет и так и норовит упасть. Для того, чтобы ее удержать, необходимо совершать движения не только рукой, но и ногами шевелить.

Ведущий может «подлить масла в огонь» и предложить игрокам поприседать или постоять на одной ножке, тут все на его усмотрение. Выигрывает тот, кто продержит палку дольше остальных. А проигравшим становится тот, кто уронит палочку первым. Он же становится новым ведущим.

«Лапти»

Еще одна игра, которая прекрасно подойдет для школьников.

На игровой площадке мелом на асфальте или палочкой на песке чертится большой круг. В круг становится ведущий. А все остальные игроки располагаются за границами круга.

Игроки поворачиваются спиной к ведущему, снимают с себя по одному лаптю и по сигналу, через голову, не глядя, кидают лапти в круг.

Потом они поворачиваются, смотрят, куда упал их лапоть, и пытаются этот лапоточек забрать. Ведущий им мешает. Пытается засалить, запятнать игроков. Ведущих может быть и больше, так даже интереснее будет. Ведущие могут салить игроков только тогда, когда они находятся в пределах круга.

Побеждают те, кому удастся «безнаказанно» вызволить из заколдованного круга свою обувку. Ну а тот, кого засалят первым, становится ведущим.

Главный вопрос: «Где взять лапти?» Ответ: «Негде взять лапти!» Но отсутствие лаптей у современных школьников не является причиной, чтобы не играть. Можно лапти чем-нибудь заменить. Даже сандалики с кедами снимать не обязательно. Использовать вместо лаптей камни не рекомендуется. Так как можно поранить ведущего.

Я вот подумала, что инвентарь для этой игры можно сделать из старого носка, который уже давно потерял свою пару. Набить носок какими-нибудь обрезками ткани или синтепоном, завязать. И вот тебе замечательный лаптезаменитель!

«Рюхи»

Прежде чем объяснить вам правила этой старинной игры, расскажу, что же такое рюха. Рюха — это кусок дерева. Для того, чтобы сделать рюхи нужно распилить тоненькое бревно на кусочки длинной сантиметров 20. Чем больше будет рюх, тем интереснее.

Так же для игры потребуется хотя бы две палки в диаметре примерно 5 см и длиной примерно 1 метр.

Все желающие поиграть делятся на две команды. Каждая команда рисует на песке или асфальте квадрат размером 1,5 Х 1,5 метра. И в этих квадратах каждая команда строит свой город. Фигурки разные из рюх делает. Важно, чтобы квадраты располагались в одной стороне, это для безопасности.

Так же проводится линия кона. Это та линия, за которой будут находится команды, и из-за которой они будут кидать длинные палки пытаясь разгромить город противника и выбить все рюхи за пределы нарисованных квадратов. Такая эко-игра получается. Весь инвентарь экологически чистый! Да и на воздухе дети время проводят.

Опять же вопрос возникает: «Где взять рюхи?» Есть шанс обзавестись ими у жителей сельской местности, им везет. А что делать городским детишкам? Ну, конечно же, заменить игру в «рюхи» на игру в «городки».

«Городки»

Сначала небольшое лирическое отступление. Лет эдак 8 назад, когда мой супруг активно занимался организацией разнообразных праздников, а я ему помогала, устраивали мы корпоратив по поводу юбилея одной небольшой фирмы. Праздник был тематический, на тему спорта. То есть, ведущий вечеринки был по совместительству еще и главным тренером, а все присутствующие на празднике, были у нас типа спортсменами.

Мы тогда устроили много разных спортивных локаций, благо место позволяло, так как проводили все это мероприятие на открытом воздухе. И одна из локаций была посвящена игре в городки. Она же была самой популярной. Взрослые люди как дети резвились с этими битами и пытались попасть по выстроенным в разнообразные фигуры деревянным цилиндрам. И когда это получалось, то радости не было предела!

Если взрослые так увлекались, то как должны прореагировать на эту игру дети школьного возраста?

И если рюхи в наше время достать проблематично, то с наборами для городков, думаю, проблем не возникнет.

Уверена, что правила игры в городки вам знакомы.  Поэтому просто напомню о том, какие фигуры можно сложить из маленьких деревянных палочек, которые кстати и называются городками.

«Горелки»

Еще одна древняя красивая и интересная игра. В игре присутствует один ведущий и много игроков. Игроки становятся парами и выстраиваются друг за другом. Вернее, пара за парой. Ведущий становится к ним спиной на расстоянии двух шагов от первой парочки.

Последняя пара игроков разжимает руки, с двух сторон обегает колонну играющих и пытается встать первыми. Но ведущий им мешает, его задача запятнать одного человека из пары. Если ему это удается, то он встает первым в колонну вместе с засаленным игроком. А оставшийся без пары игрок становится ведущим. Если же игроки успевают схватиться за руки до того момента как ведущий их засалит, то они становятся первыми, и игра продолжается.

Ведущий не может подглядывать за игроками. Он должен стоять к ним спиной и смотреть вперед. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

«Лапта»

Ну а куда же мы без нашей русской лапты? Скажу сразу, игра сложная, но интересная и захватывающая. У нас в России даже есть федерация «Русской лапты», там игра идет уже на профессиональном уровне. Но вообще, вариантов игры масса! Есть, например, дворовый вариант или школьный. Объяснять ее правила на словах, на пальцах, сложновато, поэтому предлагаю просто посмотреть, как в нее играть.

Друзья, есть предложение! Давайте дадим нашим детям шанс познакомиться с этими замечательными играми, узнать их правила и поиграть. И тогда мы уже будем точно знать, понравится им это или нет. Ну кто кроме нас это сделает, а?

Возможно, вам будет приятно прочитать про подвижные игры нашего с вами детства или вспомнить, как интересно прыгать на скакалочке. Ну а если соберетесь в дорогу, то не забудьте взять с собой вместо гаджетов интересные настольные игры, о которых я писала здесь.

Если вы знаете какие-нибудь интересные старинные подвижные игры, о которых я не упомянула, то я прошу вас поделиться своими знаниями в комментариях. Все, а не только я, будут вам очень признательны.

Желаю вам всего доброго!

Детишкам привет передавайте!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

shkolala.ru

Проект «Русские народные забавы» | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Работу выполнила: учащаяся МОУ «СОШ №15 с УИОП» Никитина Оксана Руководитель: Зайцева Л.И. Русские народные забавы

Слайд 2

Актуальность темы Игры издавна служили средством самопознания, они использовались с целью воспитания характера, развития силы воли и интереса к народному творчеству у подрастающего поколения.

Слайд 3

Цели Формирование представления о культуре народного творчества ; Знакомство с традиционными народными играми; Конечная цель — улучшить использование игр в воспитании и развитии личности.

Слайд 4

Задачи Привлечение внимания школьников в русскую национальную культуру ; Способствовать развитию фантазии ; Сплочение коллектива ; Обучение основам игр.

Слайд 5

Практическое применение На уроках физкультуры Во внеклассной работе

Слайд 6

Анкетирование 1.Много ли русских народных игр вы знаете ? 2.Играете ли вы в них под руководством взрослых или самостоятельно ? 3.Играют ли ваши знакомые и друзья ? 4.Пробовал ли сам организовать игры и сколько раз ?

Слайд 7

Результаты опроса учащихся до проведения бесед В соотнесении с подробным описанием, анализом, оценкой игры это многое говорит о личной игровой и общей культуре школьника

Слайд 8

Мы забываем свою традиции, свою культуру , свою историю. Именно это обстоятельство вызвало интерес к бытованию и роли игр в прошлом и стремление возродить забытые игры.

Слайд 9

По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры Бой «петухов» Классификация игр

Слайд 10

2.По интенсивности используемых в игре движений Метание колец

Слайд 11

3.По видовому отражению национальной культуры Масленица

Слайд 12

4.По содержанию и сложности построения игры Городки

Слайд 13

5.По способу проведения Мешки

Слайд 14

6.С учетом возрастных особенностей детей Скакалка

Слайд 15

7.По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре Перетягивание каната

Слайд 16

Городки

Слайд 17

Лапта

Слайд 18

Бабки

Слайд 19

Результаты опроса учащихся после проведения бесед

Слайд 20

Заключение После ознакомления детей с правилами русских народных игр и их проведения на уроках физкультуры и различных школьных мероприятиях (Масленица, День здоровья) был проведён повторный опрос , результаты которого резко возросли в лучшую сторону. Дети знают правила и способы проведения русских народных игр и вследствие этого начинают играть во внеклассное время.

Слайд 21

«Сохраните, сберегите эту драгоценность, эту игру, она ведь учит не только бегать, она учит дружеской спайке, когда один за всех и все за одного.» А.И.Куприн

nsportal.ru

Советы рукодельницам