Конспект урока по литературному чтению на тему «Сивка — Бурка» (русская народная сказка)

Содержание

Следующая станция называется «Тест». Сейчас мы и проверим, насколько вы внимательны и наблюдательны. Возьмите листки и ручки

Выполните тест.

Обведи букву правильного ответа.

КЛЮЧ ОТВЕТОВ ВСТАВИТЬ

  1. Укажи автора сказки:

А) русская народная сказка

Б) чешская народная сказка

В) немецкая народная сказка

Г) румынская народная сказка

2. Укажи значение слова «вещий»:

А) мудрый

Б) волшебный

В) предвидящий будущее

Г) много знающий

3. Какая масть лошадей называется каурой?

А) светло-каштановая

Б) тёмно-коричневая

В) чёрная

Г) светло-серая

4. Сколько сыновей было у старика?

А) два

Б) один

В) три

Г) четыре

5. Как звали младшего сына?

А) Илья Муромец

Б) Алёша Попович

В) Иванушка-дурачок

Г) Иван-царевич

6. О чём старик попросил сыновей?

А) постеречь ячмень

Б) постеречь рожь

В) постеречь пшеницу

Г) постеречь кукурузу

7. Кто выполнил поручение отца?

А) старший сын

Б) младший сын

В) средний сын

Г) соседский мальчик

8. Как он поймал вора?

А) схватил руками

Б) накинул на шею верёвку

В) заманил в капкан

Г) усыпил

9. Что вор предложил в обмен на свободу?

А) ковёр-самолёт

Б) скатерть- самобранку

В) сапоги-скороходы

Г) свою службу

10. Кто была Елена Прекрасная?

А) волшебница

Б) дворянка

В) царевна

Г) царица

11. Где жила Елена Прекрасная?

А) хижина

Б) дворец

В) терем

Г) светлица

12. Когда Иванушка допрыгнул до Елены Прекрасной?

А) первый раз

Б) второй раз

В) третий раз

Г) четвёртый раз

13. Почему Иванушка перевязал руку?

А) сломал руку

Б) ушиб руку

В) спрятал перстень

Г) порезал руку

14. Как Елена Прекрасная нашла свой перстень?

А) высматривала в окно

Б) потчевала гостей

В) наблюдала в бинокль

Г) приглашала на танец

15. Чем закончилась сказка?

А) царевна горько плакала

Б) Иванушка ускакал

В) Иванушка женился на царевне

Г) старший брат женился на царевне

И мы переходим к последней станции «Ценность сказки».

Нарисуйте схему, чему учит сказка. Предлагаю для предстоящей работы объединиться в пары. ваша задача схематично постараться изобразить ценность сказки. На выполнение дается 5 минут

Учитель делает вывод по уроку.

kopilkaurokov.ru

3 класс. Литературное чтение. Уроки 12–13. ТЕМА. ОСУЖДЕНИЕ ГРУБОСТИ И ЛЕНИ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «СИВКА-БУРКА»

3 класс. Литературное чтение.

Уроки 12–13.

Тема. Осуждение грубости и лени в русской народной сказке «Сивка-бурка» (учебник, с. 40–45)

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

– Отгадайте название сказки: Конь ретивый, долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой.

Был он другом у Ивана

И помог ему сполна он. (Сивка-бурка.)

– Вспомним, в каких сказках мы встречались с Иваном? С конем?

– Кто сочинил эти сказки? (Сказки сочинил народ.)

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

2. Целевая установка.

– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-бурка». Поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка-бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки и на основании этого определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?».

Внимательно слушают.

3. Вступительное слово учителя.

– Сказка «Сивка-бурка» одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти
к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за внешне неприглядным видом дурачка.

4. Первичное чтение сказки учителем (и хорошо читающими учениками).

5. Беседа по содержанию прочитанного.

6. Словарная

работа.

– Понравилась вам сказка? Какие чувства вы испытали, слушая её?

– Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Каков Иванушка?

– А каковы его братья? Чем похожи сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк»? За что были вознаграждены оба Ивана в этих сказках?

– Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов?

Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый). Кликать – звать.

Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда.

Добрая пшеница – хороший урожай. Иззяб замерз. Гаркни громко крикни. Побрезгать испытать отвращение. Потчует угощает.

Читают сказку по цепочке.

Отвечают на вопросы.

Определяют совместно
с учителем толкование слов.

7. Работа с иллюстрациями и репродукцией картины к сказке

– Какой момент запечатлел он на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок

в сказке. Каков Сивка-бурка на картине В. Васнецова?

– Посмотрите на композицию этой сказки. Что о ней можно сказать? Зачем она придумана? Давайте разберемся, чем эта сказка отличается от других? (Содержанием, наполнением.) Наверное, в содержании и следует искать ответ на главный вопрос.

Физкультминутка

Отвечают на вопросы.

Выполняют движения

IV. Продолжение работы

над темой.

1. Работа над содержанием первой части сказки.

2. Выборочное чтение.

3. Чтение по ролям.

– Найдите и прочитайте отрывки в тексте.

а) Как стерёг пшеницу старший брат? (Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.)

б) Как стерёг пшеницу средний брат? (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.)

в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался?

г) Найдите описание коня. (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)

– Прочитаем разговор Иванушки с конём (учебник, с. 41). Мы познакомились с первой частью сказки. Какие вы себе представляли картины, читая эту часть?

– Как начинается сказка? (Жил-был.) Сколько сыновей было у старика? (Три.)

– Число три – что это за число?  (Волшебное.) Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было у крестьян.)

– Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.)

– Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.) Что нового узнаем о нем? (Лгун, обманщик.)

– Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.)

– Что мы узнаем о герое Иване? (Предусмотрительный, смелый.)

– Почему действие происходит в полночь? (В полночь случается волшебство.)

– Конь обычный или нет? (Необычный.) Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.) Разве конь не слышал, что в поле кто-то есть?

– Что дальше должно происходить, как вы думаете? (Высказывают предположения.)

– Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.)

– Какую службу обещает сослужить? (Великую.)

– О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Найти его потом, если конь не сдержит слово.) Как Иван мог найти коня? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)

– Заучим наизусть эти слова. Почему братья спрашивают у Ивана?

– А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.)

– О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.)

– Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.)

– Почему? (Потому что конь был волшебный, разговаривал с ним, а братья ему не поверили бы.) Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.)

– Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все, кто дают слово, должны держать его.) Прочитаем диалог Ивана с конем.

– Прочитаем диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

– Познакомимся с героями сказки. Прочитайте исходную ситуацию и найдите, как сказитель характеризует старших братьев. Чем интересуются старшие братья? (Бытом.) А что сказитель говорит о младшем?

– Почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет – «дурак»?

— Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом?

– Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все. Он другой. Что же отличает его от братьев? Какой он? (Далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый.) Какое испытание должны пройти герои?

– Это следы древнего обряда. Считалось обязательным знаком почтения и уважения

Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют,
о чём говорится).

Читают текст по учебнику.

Отвечают на вопросы.

4. Беседа по содержанию прочитанного.

5. Знакомство
с главными героями

Зачитывают отрывок.

Отвечают на вопросы.

отнести на могилу еду. Перечитайте про себя это испытание и подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы пройти его.

– Почему старший брат не хочет идти на могилу?

– Как это его характеризует? (Трусливый, не уважает отца.)

– А что же обещали братья Ивану, если он сходит за них? Прочитайте. Как это их характеризует? Давайте сделаем вывод, кто же оказался настоящим героем?

– А есть ли в этой сказке помощник? Кто он? (Сивка-бурка.)

– Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника.

– Кто заметил, какую сказку эта ситуация напоминает? («Хаврошечка».)

– Как описывает сказитель Сивку-бурку?

– Представьте, что мы придумываем мультфильм по этой сказке. Каким бы вы изобразили Сивку-бурку? Как он скачет? Откуда же взялся такой конь?

– Попал ли во время испытания Иван-дурак в тридесятое царство? Каким образом?

– Какое еще испытание ожидает героев сказки? Прочитайте про себя и подчеркните, как скачут на своих конях старшие братья, а как скачет Иван-дурак.

– Как сказитель описывает выступление братьев – ярко, красочно или просто? Почему? На чьей стороне сказитель? Почему? Кто симпатичен вам?

– Как заканчивается сказка? Получает ли герой заслуженную награду? Почему?

– Какой урок преподносит нам сказка? А если на минутку представить, что нет
у Ивана-дурака Сивки-бурки, чем тогда закончится сказка?

Вывод. Сказка, с одной стороны, говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны, для этого, оказывается, еще необходимо чудо.

Аналогично проводит работу над содержанием 2-й и 3-й части сказки

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы
и обобщения.

Зачитывают отрывок.

Зачитывают отрывок

Зачитывают отрывок.

Делают выводы и обобщения

Делают выводы и обобщения

V. Тест

Предлагает выполнить тест

Выполняют тест

VI. Итог урока. Рефлексия

– Назовите героев сказки «Сивка-бурка».

– Давайте вспомним описание коня. (Она шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)

– Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».)

– Вспомните ещё раз сказку. Какова ее основная мысль? (Не бросай слов на ветер.)

– С каким настроением вы уходите с урока?

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

VII. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Сильным учащимся: дочитать сказку до конца.

Слабым учащимся: прочитать 1-ю часть сказки.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Обведи букву правильного ответа.

1. Укажи автора сказки.

а) Русская народная сказка;

б) чешская народная сказка;

в) немецкая народная сказка;

г) румынская народная сказка.

2. Укажи значение слова «вещий».

а) Мудрый;

б) волшебный;

в) предвидящий будущее;

г) много знающий.

3. Какая масть лошадей называется каурой?

а) Светло-каштановая;

б) тёмно-коричневая;

в) чёрная;

г) светло-серая.

4. Сколько сыновей было у старика?

а) Два;

б) один;

в) три;

г) четыре.

5. Как звали младшего сына?

а) Илья Муромец;

б) Алёша Попович;

в) Иванушка-дурачок;

г) Иван-царевич.

6. О чём старик попросил сыновей?

а) Постеречь ячмень;

б) постеречь рожь;

в) постеречь пшеницу;

г) постеречь кукурузу.

7. Кто выполнил поручение отца?

а) Старший сын;

б) младший сын;

в) средний сын;

г) соседский мальчик.

8. Как Иван поймал вора?

а) Схватил руками;

б) накинул на шею верёвку;

в) заманил в капкан;

г) усыпил.

9. Что вор предложил в обмен на свободу?

а) Ковёр-самолёт;

б) скатерть-самобранку;

в) сапоги-скороходы;

г) свою службу.

10. Кто была Елена Прекрасная?

а) Волшебница;

б) дворянка;

в) царевна;

г) царица.

11. Где жила Елена Прекрасная?

а) В хижине;

б) во дворце;

в) в тереме;

г) в светлице.

12. Когда Иванушка допрыгнул до Елены Прекрасной?

а) В первый раз;

б) во второй раз;

в) в третий раз;

г) в четвёртый раз.

13. Почему Иванушка перевязал руку?

а) Сломал руку;

б) ушиб руку;

в) спрятал перстень;

г) порезал руку.

14. Как Елена Прекрасная нашла свой перстень?

а) Высматривала в окно;

б) потчевала гостей;

в) наблюдала в бинокль;

г) приглашала на танец.

15. Чем закончилась сказка?

а) Царевна горько плакала;

б) Иванушка ускакал;

в) Иванушка женился на царевне;

г) старший брат женился на царевне.

infourok.ru

Урок по литературному чтению по сказке «Сивка Бурка»

План-конспект урока № 11, 12

Литературное чтение

Дата проведения: 20.09.2016

Тема: Сивка-Бурка.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка»;

  • развивать внимание, память, логическое мышление, совершенствовать технику чтения;

  • учить детей видеть заключенную в сказках народную мудрость.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Организация класса

1.1.Приветсвие

1.2.Проверка готовности к уроку

2.Проверка домашнего задания

2.1.Проверка составления вопросов к сказке «Иван-царевич и серый волк»

2.2.Беседа по составленным вопросам

2.3.Тестирование

1.Как звали царя в сказке «Иван-царевич и серый волк»?

а) Салтан

б) Гвидон

в) Берендей

2.Какие яблоки росли у царя?

а) молодильные

б) очень вкусные

в) золотые

3.Кому удалось заметить похитителя в саду?

а) старшему сыну

б) среднему сыну

в) младшему сыну

4.Кто воровал яблоки в царском саду?

а) соседи

б) зайцы

в) Жар-птица

5. Кто помогал Ивану-царевичу в поисках Жар-птицы?

а) серый волк

б) бурый медведь

в) братья

6. Кому принадлежала Жар-птица?

а) царю Салтану

б) царю Берендею

в) царю Афрону

7. Что попросил царь Афрон за Жар-птицу?

а) золотое яблоко

б) коня златогривого

в) скатерть-самобранку

8. Кто был владельцем коня златогривого?

а) царь Афрон

б) царь Кусман

в) царь Далмат

9. Что хотел получить царь Кусман за коня златогривого?

а) золотое яблоко

б) Елену Прекрасную

в) коня златогривого

10. Кто убил Ивана-царевича?

а) родные братья

б) серый волк

в) разбойники

11.Что случилось с братьями Ивана-царевича?

а) они покинули царство

б) их растерзал волк

в) они получили все, что хотели

12.Чем закончилась сказка?

а) Иван женился на царевне

б) средний брат женился на царевне

в) старший брат женился на царевне

3.Сообщение темы, цели и задач урока

4.Изложение нового материала

4.1.Словарная работа

Добрая – зд. очень хорошая.

Вещий – предсказатель.

Иззяб – замерз.

Гаркни – громко крикни.

Каурка – от каурый – светло-каштановый, рыжеватый.

Побрезгать – испытать отвращение.

Потчует – угощает.

Худая – зд. плохая.

4.2.Чтение сказки по цепочке

– Каков Иванушка?

– А каковы его братья?

– Чем похожи сказки «Сивка-Бурка» и «Иван-царевич и серый Волк»?

– За что были вознаграждены оба Ивана?

5.Восприятие и осознание учащимися нового материала

5.1.Выборочное чтение

– Что посеял старик у себя во дворе?

– Что приказал отец своим сыновьям?

– Что поведал старику старший сын после ночного дежурства?

– Как дежурил Иванушка-дурачок?

– Как выглядел Сивка-Бурка?

– Как можно было найти Сивку-Бурку?

– Какое обещание взял с коня Иванушка?

6.Осмысление, обобщение и систематизация знаний

6.1.Беседа по сказке

– Как начинается сказка? (Жил — был)

– Сколько сыновей было у старика? (Три)

– Число три — что это за число? (Волшебное)

– Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница — самое дорогое, что было у крестьян)

– Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети)

– Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям).

– Что нового узнаем о нем? (Лгун, обманщик)

– Что узнаем о среднем сыне? (Такой же)

– Что мы узнаем о герое Иване? (Предусмотрительный, смелый).

– Почему в полночь? (В полночь случается волшебство).

– Конь обычный или нет? (необычный)

– Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет) — заучиваем наизусть это описание.

– Разве конь не слышал, что в поле кто — то есть?

– Как можно охарактеризовать Ивана? (Умелый, сильный)

– Что дальше должно происходить, как вы думаете?

– Как конь разговаривает с Иваном?

– Какую службу обещает сослужить? (Великую)

– О чём думает Иван, взяв обещание с коня? (Если конь не сдержит слово, чтобы найти его потом)

– Как Иван мог найти коня? (произнести слова — Сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой).

– Почему братья спрашивают у Ивана?

– А мог он соврать или не говорить? (Да, мог)

– О каком качестве Ивана это говорит? (Честный)

– Иван рассказал как поймать коня? (Нет)

– Почему? (потому что конь волшебный, разговаривал с ним, братья ему и так не поверили)

– Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые)

– Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу?

7.Постановка домашнего задания

Читать-пересказывать сказку (страницы 40-43)

multiurok.ru

Урок литературного чтения. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СИВКА-БУРКА» 3 КЛАСС

Урок литературного чтения. русская народная сказка «Сивка-бурка»

.

2

3

Первичное чтение сказки хорошо читающими учениками.

Беседа по содержанию прочитанного.

– Понравилась вам сказка?

– Какие чувства вы испытали, слушая её?

– Кто из героев сказки вам понравился больше всего?

– Каков Иванушка?

– Акаковы его братья?

Читают сказку по цепочке.

Отвечают на вопросы.

Словарная

работа.

– Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов?

Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый).

Кликать – звать.

Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда.

Добрая пшеница – хороший урожай.

Иззяб замерз.

Гаркни громко крикни.

Побрезгать испытать отвращение.

Потчует угощает.

Определяют совместно
с учителем толкование слов.

Работа с ил-люстрациями

к сказке

– Какой момент запечатлел он на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок

в сказке.

Отвечают на вопросы.

IV. Продолжение работы

над темой.

Работа над со-держанием сказки.

Выборочное чтение.

– Найдите и прочитайте отрывки в тексте.

а) Как стерёг пшеницу старший брат?

б) Как стерёг пшеницу средний брат?

в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался?

г) Найдите описание коня.

Находят ответы на вопросы в тексте

Читают текст по учебнику.

Отвечают на вопросы.

Беседа по содержанию прочитанного.

– Как начинается сказка? (Жил-был.)

– Сколько сыновей было у старика? (Три.)

– Число три – что это за число?  (Волшебное.)

– Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было
у крестьян.)

– Что узнаем о старшем сыне?

— Какими качествами обладает?

– Что узнаем о среднем сыне? 

– Что мы узнаем о герое Иване? 

– Почему действие происходит в полночь? 

– Конь обычный или нет? 

– Что необычного? 

– Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.)

– О чем думает Иван, взяв обещание с коня? 

– Как Иван мог найти коня? 

– Почему братья спрашивают у Ивана?

– А мог он соврать или не говорить? 

– О каком качестве Ивана это говорит? 

– Иван рассказал, как поймать коня?

– Почему? 

– Каким качеством еще обладают братья? 

– Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? 

– Прочитаем диалог Ивана с конем.

– Прочитаем диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

– Чем интересуются старшие братья? (Бытом.)

– А что можно сказать о младшем?

Зачитывают отрывок.

Отвечают на вопросы.

.

– Что же отличает его от братьев? Какой он?

– Давайте сделаем вывод, кто же оказался настоящим героем?

– А есть ли в этой сказке помощник? Кто он? (Сивка-бурка.)

– Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника.

– Кто симпатичен вам?

– Как заканчивается сказка? Получает ли герой заслуженную награду? Почему?

– Какой урок преподносит нам сказка?

Вывод Сказка говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда

Делают выводы
и обобщения.

Итог урока. Рефлексия

– Назовите героев сказки «Сивка-бурка».

– Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».)

– Вспомните ещё раз сказку. Какова ее основная мысль? (Не бросай слов на ветер.)

– С каким настроением вы уходите с урока?

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Дочитать сказку до конца и разделить на части.

infourok.ru

Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе по теме. «Сивка Бурка». Русская народная сказка. МБОУ «СОШ 1 г.

Урок по литературному чтению

Урок по литературному чтению Тема: «Сказки разных народов» Цель: расширять знания детей о богатстве устного народного творчества, понять необходимость чтения сказок ознакомить с народными сказками разных

Подробнее

Литературное чтение 3 класс

Приморская ОШ І ІІІ ступеней Литературное чтение 3 класс Жирун Виктория Александровна 2016 год Тема. Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся

Подробнее

Классный час на тему «Добро и зло»

Классный час на тему «Добро и зло» I. Орг.момент. Психологический настрой. Открываем двери в сказку, чтоб не потеряться, Вы должны всегда, ребята, за руки держаться. Только дружная команда справится с

Подробнее

1. Орг. момент: Тише, тише, ребятишки,

Внеклассное чтение. Волшебная сказка «Царевна лягушка». 2 класс. Автор: Чебыкина Мария Викторовна ЦЕЛИ: 1. Продолжить знакомство с устным народным творчеством, расширить знания о русских народных сказках,

Подробнее

Классный час «Жизнь дана на добрые дела»

Классный час «Жизнь дана на добрые дела» Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас. Учитель: Посмотрите на «пушистиков». У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение

Подробнее

Законы сказочного жанра

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Законы сказочного жанра Дампилова Светлана Александровна Багдаринская средняя общеобразовательная школа, 3-а класс Домашний адрес: с. Багдарин,

Подробнее

Беседа «Детство это ты и я»

Беседа «Детство это ты и я» Цель: познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научит применять их в жизни. Задачи:

Подробнее

Цели урока. Планируемые результаты.

Сценарий урока. Литература. 5 класс. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противоборство добрых и злых сил в сказке. Урок исследование Цели урока. 1. Содержательная. Рассмотреть образы

Подробнее

— Ел он хлеб? — Ел. Досыта наелся.

Русская народная сказка «Сивка бурка» Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе — любил в лес ходить по грибы,

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Кружок любителей творческой литературы «Айар кут» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей

Подробнее

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока Учебный предмет: литературное чтение Класс: 1 Учитель: Домнина Елена Ефимовна Автор УМ К : «Школа России» под редакцией А.А Плешакова. Тема урока: Сапгир «Про медведя» Тип урока:

Подробнее

Готовность прийти на. Справедливость

Внеклассное мероприятие в 3 классе «Спешите делать добро» Составила: учитель начальных классов МКОУ «Заокская сош им. Героя России Сергея Бурнаева» второй квалификационной категории Рощина И.В. Цели: Воспитывать

Подробнее

Рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

Методическая разработка урока по литературе Рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». Автор: Гордеева Ольга Михайловна ГБОУСОШ 72 заместитель директора по УВР Москва, 2014 Цель урока: Умение выделять главное,

Подробнее

«Золотая рыбка» Константина Бальмонта

МБОУ Гимназия г. Навашино Урок по литературе «Золотая рыбка» Константина Бальмонта Урок подготовила учитель русского языка и литературы Морозова В.А. 2012-2013 учебный год Цель урока: -изучение стихотворения

Подробнее

Педагогический проект

Педагогический проект Цель проекта: Обеспечение подготовки к школе, через познавательноречевое развитие дошкольников. Задачи: Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Пополнять литературный

Подробнее

Конспект открытого занятия

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад 20 «Незабудка» комбинированного вида г. Новотроицк Оренбургской области» Конспект открытого занятия Воспитатель I категории Сувашбаева

Подробнее

Планируемые результаты:

Учитель: Павлова Ирина Леонидовна Предмет: Литературное чтение. Тема урока: Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты» Класс: 2 класс Тип урока: урок открытия новых знаний (ОС «Школа

Подробнее

5 класс ЛИТЕРАТУРА 70 часов

5 класс ЛИТЕРАТУРА 70 часов п/п Тема урока Количество часов Дата Примечания 1. Введение. Литература как искусство слова. Художественное воплощение в литературе моральных ценностей и представлений о мире,

Подробнее

docplayer.ru

Конспект урока литературного чтения на тему «Русская народная сказка. Сивка-бурка» (3 класс)

Сценарий урока литературного чтения

Класс: 3

Учитель: Панарина В.В.

ОУ: МБОУ Алексеевская СОШ

Название УМК: «Школа России»

Тема урока: Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Тип урока: комбинированный

Цель: формирование представлений о добре и зле на основе анализа русской народной сказки «Сивка-Бурка».

Задачи:

1) продолжить знакомство с особенностями волшебной сказки;

2) учить применять знания о сказках при знакомстве с новым сюжетом;

3) вызвать интерес к изучению сказок;

4) развивать фантазию, воображение;

5) формировать систему читательских умений.

Оборудование урока: презентация, книги для выставки, иллюстрации к прочитанным сказкам («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»), карточки с заданиями для работы в группах, карточки с заданиями для работы в паре, «дерево настроения», карта самооценки деятельности (для каждого ученика)

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный метод эвристической беседы. Использовались здоровьесберегающие образовательные технологии, обучение в сотрудничестве.

Здоровьесберегающие компоненты урока: смена видов деятельности; динамическая пауза; рефлексия.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, в группах, в паре с товарищем

Во время урока использовалось слушание, обсуждение, работа с презентацией, выборочное чтение, работа в группе, в паре

Планируемые результаты:

Личностные: понимание важности и необходимости бережного отношения к формированию понятий о добре и зле; умение высказывать свою точку зрения; умение оценивать свою работу на уроке.

Метапредметные: принятие позиции читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей; понимание цели и смысла выполняемых заданий; умение слушать и понимать речь учителя и одноклассников, вступая в диалог с ними.

Предметные: знание и понимание добра и зла; умение пересказывать текст.

Формируемые УУД:

Личностные: формировать интерес к изучаемому предмету; действие самообразования, оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные: умение структурировать знания; построение высказывания; обобщение ранее изученных знаний; чтение грамотно; получать информацию из читаемого материала и осмыслять ее.

Регулятивные: контроль, коррекция; волевая саморегуляция; самостоятельно формировать тему и цель урока.

Коммуникативные: владение монологической речью; планирование учебного материала в сотрудничестве с учителем; оформлять свои мысли в устной форме с учетом ситуации.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Регулятивные: планирование своих действий.

Деятельность учителя: проверяет готовность к уроку, поясняет назначение различных карточек, приготовленных для каждого ученика.

Деятельность учащихся: завершают подготовку к уроку

  1. Речевая разминка. (Слайд 1)

Коммуникативные УУД: сотрудничество с одноклассниками для достижения нужного результата (слаженное хоровое чтение)

Деятельность учеников: отрабатывают умение выразительного хорового чтения

Ребята, прочитайте «про себя» эти стихотворные строки. Скажите, из каких они сказок? (Если ученики затрудняются назвать вторую сказку, помогает учитель и говорит, что эти строки из сказки П. Ершова «Конёк горбунок»)

— Сюжет какой сказки напоминают стихотворные строки второго столбика? («Сивка-бурка»)

— Громко и выразительно прочитаем хором стихотворные строки сначала первого, а затем второго столбиков.

  1. Работа с выставкой книг.

Коммуникативные УУД: осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи

Деятельность учеников: учатся различать виды русских народных сказок, подбирая к каждому из них определенную сказку

— Ребята, давайте вспомним, какие виды русских народных сказок вы знаете? (Ответы детей). Среди представленных книг выберите бытовые, волшебные и сказки о животных.

— Русские народные сказки — это особый мир, где высмеивается жадность и глупость, животные могут разговаривать друг с другом, где герои проходят необычные испытания. Но самое главное то, что в русской народной сказке всегда идет борьба добра и зла, и обязательно побеждает добро. Я предлагаю вам сейчас несколько минут побывать в этой сказочной стране и вспомнить некоторые сказки. (Просмотр презентации: слайды 2-18)

— Обратите внимание на стенд с иллюстрациями к прочитанным сказкам. Назовите их («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»)

IV. Постановка учебной задачи.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цель урока

Деятельность учеников: учатся определять цель своей деятельности на уроке

Прочитаем хором название темы нашего урока (Слайд19)

Скажите, это новая тема?

— Сегодня мы продолжим работу над сказкой «Сивка-бурка». Подумайте, чтобы вы еще хотели узнать, или чему бы хотели научиться, работая над этой сказкой.

V. Работа по теме урока.

  1. Анализ сказки.

Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из содержания текста, умение грамотно и выразительно читать, строить высказывания в устной форме. Анализировать информацию.

Регулятивные УУД: самоконтроль и самооценка деятельности

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли

Деятельность учеников: отрабатывают умение работать с текстом, навыки выразительного чтения фрагментов по заданию учителя

— Обратите внимание. У каждого из вас на парте лежит карточка «Словесный портрет Иванушки-дурачка». В ходе анализа сказки вы будете записывать слова, характеризующие главного героя. К концу урока у вас должен получиться словесный портрет.

— Докажите, что прочитанное вами произведение «Сивка-бурка» — сказка.

(Ответы детей на основе знаний, полученных на предыдущих уроках.)

Выборочное чтение

— Есть ли в нашей сказке зачин? (Жил-был старик…) Какие еще зачины бывают? (Ответы детей из личного опыта)

— Есть ли концовка? Зачитайте. (Я на том пиру был, мед-пиво пил…) Какие еще концовки бывают? (Ответы детей из личного опыта)

— Есть ли троекратные повторы?

— В русских народных сказках есть сказочные слова и выражения. Что это такое? (Ответы детей). Поработайте в паре с товарищем и исправьте ошибки ученика, который по заданию учителя выписал из текста сказочные формулы и допустил неточности.

Коммуникативные УУД: согласование действий с партнером

Познавательные УУД: решение практической задачи

РегулятивныеУУД: самоконтроль и самооценка деятельности

Анализ первой части сказки

Деятельность учеников: работа по вопросам учителя с опорой на текст сказки

— Как мы определили первую часть сказки? (До слов «Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание …»)

— Назовите положительные качества Иванушки в самом начале сказки. (Ответы детей с опорой на текст сказки: добросовестный, ловкий, доверчивый, добрый)

— Почему герой назван именно Иванушка? (Сплетение волшебства и реального, что делает сказку более правдоподобной)

— Почему действие в начале сказки происходит именно в полночь? (Это тоже указывает на волшебство)

Физкультминутка

Анализ второй части сказки (До слов «Ничего им Иванушка не ответил, а перстень снова тряпкой обвязал…»)

Деятельность учеников: работа по вопросам учителя с опорой на текст сказки

Прочитайте, как трижды Иванушка пытался допрыгнуть на коне до окна Елены Прекрасной.

— Проявляется ли в этой части еще одно качество Иванушки, ведь никто не решался допрыгнуть до окна царевны? (Настойчивость)

Какие слова подчеркивают необычность коня Иванушки, что он из волшебного мира? («Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»)

— Как описывается Елена Прекрасная? (Говорится о том, что она красавица из красавиц. В этом еще раз проявляется лаконичность русской сказки)

— В этой части Иванушка проявляет себя сильным. Найдите этому подтверждение в тексте. (Свистнет молодецким посвистом, становится молодцем)

Почему же Иванушка не говорит братьям о том, что это он тот самый молодец, который допрыгнул до окна Елены Прекрасной? (Он скромный, а также знает, что братья все равно ему не поверят, потому что в их глазах он только дурачок)

— В чем проявляется хитрость Иванушки?(Берет лукошко и будто бы идет за грибами, но приносит мухоморы. Он изначально играет роль дурачка, каким его все считали.)

Анализ третьей сказки (До слов «Я там был, мед-пиво пил …»)

Деятельность учеников: работа по вопросам учителя с опорой на текст сказки)

— В чем еще раз появляется скромность Иванушки? (Он прячется за печкой)

— Как можно охарактеризовать Елену Прекрасную? (Хозяйственная, добрая)

— Кем стал Иванушка в конце сказки? (Добрым молодцем)

2. Работа над словесным портретом

Коммуникативные: построение речевых высказываний

Регулятивные УУД: структурирование полученной информации, самоконтроль и самооценка деятельности

Деятельность учеников: зачитывают полученный на основе анализа текста портрет.

— Зачитайте словесный портрет Иванушки

(Добрый, скромный, сильный, хитрый, добросовестный, ловкий, доверчивый)

Работа в группах.

РегулятивныеУУД: самоконтроль и самооценка деятельности

Коммуникативные УУД: согласование действий с партнером

Познавательные УУД: решение практической задачи

Задание. Восстановить последовательность пунктов подробного плана сказки.

Деятельность учащихся: работают в группах по карточкам с последующей взаимопроверкой на основе образца, данного на доске (слайд 34)

Задание. Восстановить последовательность пунктов подробного плана сказки.

VI. Диагностика достижения планируемых результатов.

РегулятивныеУУД: самоконтроль и самооценка деятельности

Деятельность учащихся: выполняют тест (слайды 35-37) с последующей самостоятельной проверкой на основе правильных вариантов, данных учителем.

Деятельность учителя: организует проверку знания учащимися содержания сказки

VII. Итог урока.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли.

Деятельность учеников: обобщают знания, полученные на уроке

— К какому виду относится сказка «Сивка-бурка»? Докажите.

— Чему учит нас эта сказка? Что урок дал для жизни?

VIII. Рефлексия

Личностные УУД: умение оценивать свою дятельность на уроке

Деятельность учеников: учатся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

— Прикрепите на дерево листочек, характеризующий ваше настроение и работу на уроке (Слайд 40)

Красный – настроение плохое; не доволен своей работой на уроке, было сложно и неинтересно

Желтый – настроение хорошее; доволен своей работой на уроке, но возникали трудности при выполнении некоторых заданий

Зеленый – настроение хорошее; доволен своей работой на уроке, было легко и интересно

VIII. Домашнее задание.

1.Подготовить пересказ сказки от лица Иванушки (стр. 40-49)

2 . Подобрать интересный материал о древних обрядах, связанных со сказками (по желанию)

Анализ работы детей

В ходе урока активную и осмысленную работу продемонстрировали трое учеников. Остальные ученики проявили себя только в некоторых видах деятельности. Это связано с индивидуальными способностями каждого ученика. Некоторые из них или совсем не проявляли активности, или же проявляли, но ответы были необдуманными, поэтому аргументировать свою точку зрения они не могли. Тем не менее, в конце урока все положительно оценили свою работу и остались довольны результатами.

Анализ результатов урока

Цель урока можно считать достигнутой Материал урока соответствует возрастным особенностям детей. В основной части урока, где анализировалось содержание сказки, обсуждение некоторых вопросов заняло больше запланированного времени, так как многие ученики плохо ориентируется в тексте, отличаются медлительностью при выполнении различного рода заданий.

infourok.ru

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса «Сивка — Бурка. Русская народная сказка»

— Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (милые мои дети)

— Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (ленивый, безответственный, не готов к трудностям) — на доску повесить карточки с качествами братьев.

— Что нового узнаем о нем? (лгун, обманщик)

— Что узнаем о старшем сыне? (такой же)

— Что мы узнаем о герое Иване? (предусмотрительный, смелый) — повесить карточки рядом с качествами братьев.

— Почему в полночь? (в полночь случается волшебство)

— Конь обычный или нет? (необычный)

— Что необычного? (одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет) — заучиваем наизусть это описание.

— Разве конь не слышал, что в поле кто — то есть?

— Как можно охарактеризовать Ивана? (умелый, сильный)

— Что дальше должно происходить, как вы думаете? (предположения детей)

— Как конь разговаривает с Иваном? (знает его по имени)

— Какую службу обещает сослужить? (великую)

— О чём думает Иван, взяв обещание с коня? (если конь не сдержит слово, чтобы найти его потом)

— Как Иван мог найти коня? (произнести слова — Сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой) — заучиваем наизусть эти слова.

— Почему братья спрашивают у Ивана?

— А мог он соврать или не говорить? (да, мог)

— О каком качестве Ивана это говорит? (честный)

— Иван рассказал как поймать коня? (нет)

— Почему? (потому что конь волшебный, разговаривал с ним, братья ему и так не поверили)

— Каким качеством еще обладают братья? (жадные, хитрые)

— Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (да, все кто дают слово, должны держать его)

— Давайте прочитаем диалог Ивана с конем.

— Диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

Итог урока

— Назовите героев сказки «Сивка — Бурка»

— Давайте вспомним описание коня? (одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет)

— Как мог позвать коня Иван? (произнести слова — Сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой)

Домашнее задание

— Откройте дневники, записываем домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Список использованной литературы

Литературное чтение. 3 класс :учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. [сост.Л.Ф.Климанова и др.] — 6-е изд. — М. : Просвещение, 2010. — 223 с. : ил. — (Школа России).

Русские народные сказки и загадки. Москва : просвещение — 2013г.

www.prodlenka.org

Советы рукодельницам