Шишкин И.И. «Рожь». Описание картины. Художники-передвижники

1878 г. Масло, холст. 107 x 187 см Tretyakov Gallery, Moscow, Russia

 Описание картины Шишкина И.И. «Рожь»

Пейзаж-картина под названием «Рожь» была написана художником в 1878 году, для ее создания была использована яркая манера живописи. Картина вызывает чувство покоя.

На первом плане изображено золотое поле с созревшей рожью. Плодородные колосья колышутся от легкого дуновения ветерка, уже ждут, не дождутся сбора урожая. На обочине и еще в некоторых местах золотые колосья под своим весом наклонились к земле. Такое колыхание колосьев как будто излучает аромат созревшего урожая.

Вдали виднеются голубые васильки, восхитительно украшающие весь пейзаж. На переднем плане видна извилистая полевая дорога, которая повидала на своем пути множество путешественников. Большая часть дороги заросла полевой травой, особенно белыми ромашками. Извиваясь, она направляется вглубь поля.

Вдоль извилистой дороги, на ржаном поле стоят величественные сосны, которые напоминают сторожей. Справа старая сосна низко нависает над рожью. Она совершенно голая с одной стороны, наверное, ощутила на себе воздействие холодного северного ветра.

И наоборот, деревья слева радуют нас разнообразием своих нарядов: от наиболее пышных форм, полностью одетых ветками, до совершенно голых сосен.

В небе можно наблюдать танцующих полевых птиц, которые наслаждаются летними теплыми деньками. Над ними плывут легкие воздушные облачка. А в глубине картины сгустились тучки, возможно, вскоре пойдет небольшой дождик.

Автор вложил в картину огромную любовь к природе, к родному краю. Это чувство передается зрителю, который может насладиться прекрасным творением этого художника.

Лучшие картины Шишкина И.И.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Описание картины «Рожь», Шишкин, 1878

Рожь — Шишкин. 1878. Холст, масло. 107х187


   Впервые появившись на публике во время выставки передвижников, работа сразу закрепилась среди шедевров русской живописи. Сегодня, пожалуй, невозможно найти более популярный и знакомый каждому русский пейзаж. В чем же секрет такого успеха картины?

   Автор соединил в своей работе два главных цвета русского изобразительного искусства: голубой и золотой. Это сочетание было характерно для православных икон, связывалось с изображением мира Горнего, Божественного. Исходя из этого символического цветового значения, художник уравнивает русскую природу с природой божественной.

   Густая зелень травы на окраине поля, кроны сосен на заднем плане подчеркивают основную цветовую гамму и завершают палитру работы.

   Символическое значение сосен — выносливость, сила жизни и прочность. Деревья на картине представляются былинными богатырями, охраняющими ржаное поле. Диссонансом выглядит погибшее дерево. Скорее всего, автор, таким образом, постарался обозначить личную трагедию: незадолго до создания этой работы, художник потерял родных и очень близких ему людей (отец, жена и двое детей). Это символическое присутствие автора в работе расширяет драматургические рамки картины, делает ее эмоциональней и ближе зрителю.

   Работа наполнена летней, знойной атмосферой. Проселок, разрезающий поле на две части, вносит в композицию энергию, присутствие человека в пейзаже, особый ритм. Две крошечные фигурки людей, позволяют зрителю оценить всю грандиозность и величие русской природы.

   Тяжелые, полные живительной влаги облака, едва появившиеся на горизонте, несут с собой обновление и свежесть. Ржаное поле, сосны, трава — все готово впитать теплую летнюю дождевую воду.

   Удивительным образом работа заставляет зрителя «слышать» летнюю симфонию русского поля: жужжание шмелей, стрекотание ласточек, шелест ветра.

muzei-mira.com

Картина «Рожь» И.Шишкина. Описание картины, смысл картины

Художник: Иван Иванович Шишкин
Название картины: «Рожь»
Картина написана: 1878 г.
Холст, масло.
Размер: 107 × 187 см

По рассказам, на творчество И. Шишкина в свое время оказала влияние картина «Девятый вал» — он несколько провел несколько часов, рассматривая полотно Айвазовского на выставке в Москве. Но более удивительно то, что сын древнего купеческого рода из Елабуги не пошел по стопам предков, а стал художником-пейзажистом. Видно, Шишкин сделал такой выбор не зря – в его лице русская живопись получила одного из самых выдающихся пейзажистов.

Поразительна точность и детализация растительного мира на его картинах. Он рисовал любимые сосны и ели, травы и цветы именно такими, какими они вырастают в природном климате. Причудливые переплетения ветвей, почва у корней, сухие травы изображены так натуралистично, как порой не сделает самый сильный современный фотообъектив.

Слава пришла к художнику еще во времена его учебы в Петербургской Академии Художеств – он получал серебряные и золотые медали на выставках, а работы стали узнавать и покупать. Чуть позже Шишкин уехал в Мюнхен, познакомился там с анималистами Бенно и Францем Адамами, а уже в Цюрихе начал учится изображать животных. Надо сказать, этим мастерством И. Шишкин овладел в совершенстве – медвежата на одной из его самых известных картин кажутся настолько живыми, что у каждого из вас непременно возникнет желание дотронуться до них.

Живописец рисовал не только маслом по холсту, он умел еще работать карандашом, пером и гравировать «царской водкой», был одним из самых лучших аквафортистов своего времени. Шишкин – автор более сотни картин и этюдов, умерший за мольбертом. Многие из его работ на сегодняшний день находятся в Третьяковке, а вы можете оценить их фантастичный реализм.

Одна из таких картин – «Рожь», тема для которой взята из визита в родную Елабугу, куда художник ездил вместе с дочерью. Работа была написана через год, в 1878, а на обратной стороне ее эскиза автор написал: «Простор, раздолье, рожь, русское богатство, Божья благодать». Если вы из тех людей, у которых хороший литературный вкус, то вспомните стихотворение Бунина «И цветы, и шмели, и травы, и колосья», которое звучит очень по-шишкински. В случае, когда знакомство с русской классикой лишь поверхностное – найдите и прочитайте эти строки, поразившись тому, насколько синхронны они с картиной.

Первое, о чем вы подумаете, увидев полотно, – какая пора года на нем изображена. Однозначного ответа на этот вопрос не могут дать ни исследователи, ни сам художник. Это, скорее всего ранняя осень или позднее лето, та пора, когда колоситься рожь. Над ее бескрайними полями начинает сгущаться тучи, а вдалеке виднеются величавые сосны.

Изображенное на холсте, кажется, уже не может существовать в нашем времени, поскольку поле, полное ржи, сейчас редкость. Колоски налились, они уже готовы к тому, чтобы их собрали. Те, что растут вблизи дороги, лежат на земле настолько низко, что соединяются с ней в изысканных переплетениях. Вас непременно поразит, насколько ярко передает художник трепетание ржи от ветра – вы начинаете ощущать ее запах, она кажется такой теплой и живой, что непременно захочется оставить на память колосок.

Васильки, растущие вдоль дороги, придают картине некую романтичность, трогательность и напоминают о том, что простые вещи могут быть прекрасными. Сама дорога, поросшая травой, извиваясь, скрывается во ржи. Видно, что по ней нечасто проезжают и это создает ощущение обособленности русской природы.

Сосновые деревья на заднем плане картины – символ всего творчества Шишкина. Вековые сосны расположены вдоль дороги, их ветки свисают над колосьями и рассказывают историю о том, что когда-то местность была сосновым бором. Человек вырубил деревья, обработал землю и посадил рожь, что дает ему пищу. Такое действие нельзя назвать кощунством по отношению к природе, наоборот, сосны в поле лишь придают картине неповторимости. Сильные искривленные стволы, верхушка, которая тянется в небо, подсознательно навеивает ассоциацию с песней «Сосны» одной из украинских рок-групп.

Помимо растительного мира, на картине изображен и животный – без этого немыслимо творчество Шишкина. Вы видите птиц, что летят среди облаков, в надежде стащить зернышки из колоска.

Вдалеке виднеются облака, которые обещают грозу. Спасительную влагу ждут и вековые деревья, и налитая колосьями рожь. Ливень, что скоро будет, должен очистить землю, наполнив мир благодатью. А пока тишина. Лишь легкое, едва заметное дуновение предгрозового ветра, что ощущается физически.

На первый взгляд, полотно навеивает спокойствие и умиротворение. Но если вы обратите внимание на одинокую погибшую сосну, то у вас появится чувство тревоги. О присутствии неживого дерева в композиции картины существуют разные версии – от усиления реалистичности до довольно символичного. Биографы считают погибшую сосну символом личной трагедии художника, который потерял в один миг жену, отца и сыновей.

Холст имеет границы за счет художественного приема – линейной перспективы. Пространство ржаного поля на нем основное, сосны на среднем плане подчеркивают «героя» и заставляют вас сосредотачивать на нем все внимание.

Цветовая гамма картины – одновременно сочная и пастельная. Насыщенный золотой цвет ржи, изумрудный – травы, темно-зеленый – кроны деревьев утверждает саму жизнь. Дымка грозовых туч на фоне нежно-голубого неба призывает к умиротворению и созерцанию.

Стилистика картины поражает сочетанием абсолютно несовмещаемых вещей: дорогой посреди бескрайнего поля, зеленой травой на вытоптанной земле, сосны посреди ржи. Причем последние вызывают у многих недоумение, поскольку никто не знает, как они попали сюда.

Примечательно, что картина «Рожь» известна не как произведение И. Шишкина, а как картинка с календаря или тетрадной обложки. Это не удивительно, поскольку природа является тем необходимым моментом, который человек видит и должен видеть ежедневно. Пейзажи психологи считают одним из самых умиротворяющих факторов нашего окружения, а художник подчеркнул те мелочи, красоту которых мы видим каждый день и оставляем без должного внимания.

Художник: Иван Иванович Шишкин
Название картины: «Рожь»
Картина написана: 1878 г.
Холст, масло.
Размер: 107 × 187 см

По рассказам, на творчество И. Шишкина в свое время оказала влияние картина «Девятый вал» — он несколько провел несколько часов, рассматривая полотно Айвазовского на выставке в Москве. Но более удивительно то, что сын древнего купеческого рода из Елабуги не пошел по стопам предков, а стал художником-пейзажистом. Видно, Шишкин сделал такой выбор не зря – в его лице русская живопись получила одного из самых выдающихся пейзажистов.

Поразительна точность и детализация растительного мира на его картинах. Он рисовал любимые сосны и ели, травы и цветы именно такими, какими они вырастают в природном климате. Причудливые переплетения ветвей, почва у корней, сухие травы изображены так натуралистично, как порой не сделает самый сильный современный фотообъектив.

Слава пришла к художнику еще во времена его учебы в Петербургской Академии Художеств – он получал серебряные и золотые медали на выставках, а работы стали узнавать и покупать. Чуть позже Шишкин уехал в Мюнхен, познакомился там с анималистами Бенно и Францем Адамами, а уже в Цюрихе начал учится изображать животных. Надо сказать, этим мастерством И. Шишкин овладел в совершенстве – медвежата на одной из его самых известных картин кажутся настолько живыми, что у каждого из вас непременно возникнет желание дотронуться до них.

Живописец рисовал не только маслом по холсту, он умел еще работать карандашом, пером и гравировать «царской водкой», был одним из самых лучших аквафортистов своего времени. Шишкин – автор более сотни картин и этюдов, умерший за мольбертом. Многие из его работ на сегодняшний день находятся в Третьяковке, а вы можете оценить их фантастичный реализм.

Одна из таких картин – «Рожь», тема для которой взята из визита в родную Елабугу, куда художник ездил вместе с дочерью. Работа была написана через год, в 1878, а на обратной стороне ее эскиза автор написал: «Простор, раздолье, рожь, русское богатство, Божья благодать». Если вы из тех людей, у которых хороший литературный вкус, то вспомните стихотворение Бунина «И цветы, и шмели, и травы, и колосья», которое звучит очень по-шишкински. В случае, когда знакомство с русской классикой лишь поверхностное – найдите и прочитайте эти строки, поразившись тому, насколько синхронны они с картиной.

Первое, о чем вы подумаете, увидев полотно, – какая пора года на нем изображена. Однозначного ответа на этот вопрос не могут дать ни исследователи, ни сам художник. Это, скорее всего ранняя осень или позднее лето, та пора, когда колоситься рожь. Над ее бескрайними полями начинает сгущаться тучи, а вдалеке виднеются величавые сосны.

Изображенное на холсте, кажется, уже не может существовать в нашем времени, поскольку поле, полное ржи, сейчас редкость. Колоски налились, они уже готовы к тому, чтобы их собрали. Те, что растут вблизи дороги, лежат на земле настолько низко, что соединяются с ней в изысканных переплетениях. Вас непременно поразит, насколько ярко передает художник трепетание ржи от ветра – вы начинаете ощущать ее запах, она кажется такой теплой и живой, что непременно захочется оставить на память колосок.

Васильки, растущие вдоль дороги, придают картине некую романтичность, трогательность и напоминают о том, что простые вещи могут быть прекрасными. Сама дорога, поросшая травой, извиваясь, скрывается во ржи. Видно, что по ней нечасто проезжают и это создает ощущение обособленности русской природы.

Сосновые деревья на заднем плане картины – символ всего творчества Шишкина. Вековые сосны расположены вдоль дороги, их ветки свисают над колосьями и рассказывают историю о том, что когда-то местность была сосновым бором. Человек вырубил деревья, обработал землю и посадил рожь, что дает ему пищу. Такое действие нельзя назвать кощунством по отношению к природе, наоборот, сосны в поле лишь придают картине неповторимости. Сильные искривленные стволы, верхушка, которая тянется в небо, подсознательно навеивает ассоциацию с песней «Сосны» одной из украинских рок-групп.

Помимо растительного мира, на картине изображен и животный – без этого немыслимо творчество Шишкина. Вы видите птиц, что летят среди облаков, в надежде стащить зернышки из колоска.

Вдалеке виднеются облака, которые обещают грозу. Спасительную влагу ждут и вековые деревья, и налитая колосьями рожь. Ливень, что скоро будет, должен очистить землю, наполнив мир благодатью. А пока тишина. Лишь легкое, едва заметное дуновение предгрозового ветра, что ощущается физически.

На первый взгляд, полотно навеивает спокойствие и умиротворение. Но если вы обратите внимание на одинокую погибшую сосну, то у вас появится чувство тревоги. О присутствии неживого дерева в композиции картины существуют разные версии – от усиления реалистичности до довольно символичного. Биографы считают погибшую сосну символом личной трагедии художника, который потерял в один миг жену, отца и сыновей.

Холст имеет границы за счет художественного приема – линейной перспективы. Пространство ржаного поля на нем основное, сосны на среднем плане подчеркивают «героя» и заставляют вас сосредотачивать на нем все внимание.

Цветовая гамма картины – одновременно сочная и пастельная. Насыщенный золотой цвет ржи, изумрудный – травы, темно-зеленый – кроны деревьев утверждает саму жизнь. Дымка грозовых туч на фоне нежно-голубого неба призывает к умиротворению и созерцанию.

Стилистика картины поражает сочетанием абсолютно несовмещаемых вещей: дорогой посреди бескрайнего поля, зеленой травой на вытоптанной земле, сосны посреди ржи. Причем последние вызывают у многих недоумение, поскольку никто не знает, как они попали сюда.

Примечательно, что картина «Рожь» известна не как произведение И. Шишкина, а как картинка с календаря или тетрадной обложки. Это не удивительно, поскольку природа является тем необходимым моментом, который человек видит и должен видеть ежедневно. Пейзажи психологи считают одним из самых умиротворяющих факторов нашего окружения, а художник подчеркнул те мелочи, красоту которых мы видим каждый день и оставляем без должного внимания.

5sec.info

Сочинение: описание картины И. Шишкина «Рожь»

Русский художник Иван Иванович Шишкин известен, как великолепный пейзажист. По его картинам чувствуется любовь к своей Родине. Его работы очень правдивы и содержательны во всем. Так и хочется всматриваться в них, разглядывая каждую деталь. Перед нами картина Шишкина «Рожь». Он показывает зрителям красоту и простор русской природы.

На переднем плане картины – поле с колосьями ржи. Чувствуется, что они уже полностью созрели, так как очень тяжелые и отвисают по краям. При легком дуновении ветра, рожь превращается в золотое море, которое колышется легкими волнами.

Среди поля синеют голубые звездочки васильков. Они являются его своеобразным украшением. В середине картины проходит дорога. Она извилистая, поэтому мы не видим ее продолжение. Видно, что по ней редко проезжают. Она заросла травой, и на ней местам цветут полевые ромашки. Справа к этой дороге ведет небольшая тропинка.

На поле, как старожилы стоят сосны. Это любимые деревья художника. Он изображал их на большинстве своих картин. Эти сосны все разные. Одно дерево справа очень старое. Его ветви склоняются низко, почти касаются колосьев. Другие деревья выглядят по-разному. У одного совсем нет веток. Скорее всего оно погибло по какой-то неизвестной причине, то есть полностью высохло.

Вдали зеленой стеной виднеется лес, который как бы касается своими макушками неба. Оно у художника нежного голубого цвета, только иногда проплывают белые и воздушные облака. Ближе к лесу их скопилось намного больше, поэтому можно предположить, что скорее всего скоро начнется летний грозовой дождь. Но пока в небе мирно летают птицы, возможно поют жаворонки, радуясь теплому дню.

Разглядывая картину, тоже начинаешь больше любить природу родного края. Радоваться и гордиться тому, что у нас жили такие талантливые художники, настоящие мастера живописи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

natworld.info

Описание картины Шишкина. Рожь

Иван Шишкин. Рожь.
1878. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В своем творчестве Шишкин предпочитает ясность, полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни – Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии (1872), Рожь (1878), Среди долины ровныя (1883), Лесные дали (1884) и другие.

В некоторых произведениях художник достигает высокого поэтического обобщения при сохранении присущей его творчеству тщательности в передаче деталей. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878).

9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Здесь в то время разместилась шестая выставка передвижников, на которой экспонировались такие выдающиеся полотна, как «Протодьякон» И. Е. Репина, «Кочегар» и «Заключенный» Н. А. Ярошенко, «Встреча иконы» К. А. Савицкого, «Вечер на Украине» А. И. Куинджи. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь.

Картина писалась после совершенной художником в 1877 году поездки в Елабугу. На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы. Найденный на родине мотив, запечатленный в одном из карандашных набросков с лаконичной авторской надписью: «Эта», и лег в основу картины.

Само название «Рожь» в известной степени выражает сущность изображенного, где все так мудро просто, и в то же время значительно. Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова — двух поэтов, которых Шишкин особенно любил.

Все рожь кругом, как степь, живая,
Ни замков, ни морей, ни гор.
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор.

Так писал Некрасов после возвращения из-за границы в стихотворении «Тишина».

Ширь безбрежная. От края до края золотятся хлеба. Сосны — великаны как бы застыли на страже, охраняя покой этой доброй хлебородной земли. С детства знакомая картина родной природы. Полотно Ивана Шишкина «Рожь» одно из классических произведений русской реалистической пейзажной живописи.

Спелая рожь, наполняющая картину золотым отливом, с шумящими, колышущимися от ветра колосьями, бесконечным морем разлилась вокруг. Будто бы из-под ног зрителя убегает вперед, извиваясь и прячась за стеной ржи, полевая тропа. Мотив дороги, как бы символизирующий у художников обличительного направления трудный и скорбный путь народа, приобретает у Шишкина совершенно иное, радостное звучание. Это светлая, «гостеприимная» дорога, зовущая и манящая вдаль.

Жизнеутверждающее произведение Шишкина созвучно мироощущению народа, связывающего с могуществом и богатством природы представление о «счастии, довольстве человеческой жизни».

На обороте подготовительного рисунка Иван Иванович написал: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать, русское богатство». То же чувствует и зритель, глядя на это полотно.

«Рожь» — одна из удачнейших вещей Шишкина вообще», — писал И. Н. Крамской в своем письме к Илье Репину. Благодаря широкой линейной перспективе и цветовому обобщению в передаче поля спелой ржи и почти безжизненной воздушной среды, живописец достигает монументальности повествования. Пейзаж намеренно статичен, словно запечатлен художником для вечности. Это ощущение не перебивают даже ласточки, скользящие над дорогой во ржи. Шишкин восхищается величием и мощью русских просторов и передает свой восторг нам. Верный себе, он даже сосны выбрал для этой картины (как, впрочем, и для многих других) не случайно. Ему хотелось показать богатырей-долгожителей — вечнозеленые хвойные деревья, а не трепещущие на ветру березы. И композиционное и чисто живописное решение картины под чинены одному — воспеванию силы и богатства родной природы.

Картиной «Рожь» завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина — пейзажиста эпического склада. В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость. Назревшая в искусстве критического реализма проблема утверждения положительных идеалов нашла в этом жанре наиболее полное решение в картине «Рожь».

 

Особенный, тихий, погожий выдался день.
Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу.
Невероятная тишина царит в пейзаже.
Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Только щебет малых пташек — ласточек, над самой землей пронзительно режущих воздух, — нарушает покой.
В сизом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Парит.
И, несмотря на то, что ветерок не колышет ни один колосок, ни одну веточку сосен, душа чует — быть грозе…
Неясное состояние тревоги усиливает обгоревший одинокий скелет дерева, нелепо и дико торчащий среди этой чарующей благодати. Может, удар молнии сжег сосну?
Странно и тоскливо маячит она, напоминая зрителю о случайностях, невзгодах, бедах самого автора полотна.
Не так идиллически спокоен этот ландшафт. Серьезная, почти минорная нота сложной, трудной жизни, не всегда ясной и постижимой, слышна в картине. Ее раскрывает и поддерживает тема дороги, утопающей во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко, высоко в голубом зените кружат птицы.
Искусство Ивана Шишкина требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания.
Тогда только станет понятен тот внутренний, поэтический, далеко не простой ключ картины. Живопись мастера зовет осмыслить сотни подробностей, которые предлагает художник зрителю.
И только тогда ты увидишь бездонную глубину «простоты и наивности» Шишкина. К тебе потянутся венчики полевых цветов, ты услышишь запах дорожной пыли, и вдруг дорога уведет в самую гущу нивы — туда, в благоухающее царство хлеба.
Тогда станет доступен тот мелодичный тихий звон, который издают мириады пчел и шмелей, ты почувствуешь до самой глубины сердца чары средней полосы.
Современники Шишкина, наглядевшиеся вдоволь на романтиков, упрекали Ивана Ивановича в прозаизме.
Это глубокое заблуждение…
Ведь поэзия бывает разная.
Глядя на его „Рожь», слышишь строки Никитина, Кольцова, Некрасова, Фета…
Медленно встают из-за неоглядных далей громадины туч.

Источник: http://www.tanais.info/art/shishkin19more.html 

Похожие записи

design-kmv.ru

Шишкин Иван Иванович «Рожь» — описание картины

Рожь

«Рожь» — описание и предыстория

Картина «Рожь» Шишкина Ивана Ивановича стала серьезным событием во время выставки художников-передвижников 1878 года. Великий русский художник сумел воплотить на холсте всю неповторимость пейзажа русской природы, а картина стала знаменитым произведением искусства.

Анализ и цветовая гамма картины

Описание картины Шишкина «Рожь» следует начать с интересного сочетания голубого и золотого цветов, которое свойственно традиционной русской иконописи. Благодаря этому, полотно уравнивает красоту русской природы и возводит ее величие в ранг божественной. Холст Шишкина «Дорога во ржи» обрамляет густая зелень и далекие верхушки сосен на заднем плане завершают это великолепие. Сосны, подчеркивают такие важные качества русского характера как выносливость, прочность и всепобеждающую жизненную силу. Похожие на былинных богатырей, они защищают ржаное поле, символизируют надежду на лучшее будущее и несгибаемую волю.

Дорога во ржи

Чтобы лучше понять, того, кто написал картину «Рожь», следует знать, что он переживал тяжелый год в своей жизни, практически сразу лишившись всех своих близких родственников. Об этом свидетельствует погибшее дерево, располагающееся на заднем фоне картины. В живописи этого периода Шишкин эмоционален, что делает его творчество близким и понятным для восприятия широкому кругу почитателей его творчества.

Общая атмосфера картины

На картине все пропитано испепеляющим летним зноем — дорога делит проселок пополам, добавляет сочинению энергичности, а само полотно приобретает жизнеутверждающее значение. Вдалеке идут мрачные тучи, готовые пролиться и оживить поле столь необходимой влагой, все живое уже давно ожидает энергичного летнего дождя, который внесет столь желанные перемены. Посетив Третьяковскую галерею и на минутку остановившись около этого шедевра, вы самостоятельно прочувствуете увлекательную летнюю симфонию русской природы — жужжание пчел и шмелей, шелест травы.

Величавые сосны, яркий летний день, трава и поле — все это погружает нас в атмосферу знойного дня, повышает эмоциональный градус восприятия, помогает перенестись в июль и насладиться незабываемыми воспоминаниями, знакомыми с детства каждому русскому человеку! «Дорога во ржи» — уникальное творение, заслуженно пользующееся популярностью у наших современников.

 

Также интересно:

surzhyk.org

Описание одного шедевра: картина Шишкина «Рожь»

И. И. Шишкин – один из лучших представителей русской школы живописи, мастер реалистических пейзажей. Как отмечали его современники, собратья по кисти и критики, художник тонко чувствовал психологию, характер природы и удивительно точно умел их передать, выразить в своём творчестве. Замечательное полотно «Рожь» — яркое тому подтверждение.

Рожь, рожь, дорога полевая…

Картина Шишкина «Рожь» — классическое отражение русского национального хронотопа. Что представляет он собою? Гладь полей или степи и уходящую вдаль дорогу. Пространство расширено, его не ограничивают ни горы, ни какие-либо строения. А над ним – такое же широкое, бескрайнее небо, белесо-голубоватое, с плывущими задумчиво облаками. И как соединяющие обе стихии – земли и воздуха – звенья-деревья, вздымающие вверх свои кроны. Именно так и выглядит картина Шишкина «Рожь». Написана она была в 1878 году, после очередной поездки в родную Елабугу. Зрители увидели полотно на 6-й  выставке передвижников – и были покорены его незамысловатой величавой красотой и искренностью. Что же увидели они? Идущую от зрителя вперёд неширокую, заросшую травой дорогу, проложенную крестьянскими обозами меж золотого ржаного поля. Нива колосится по правую и левую стороны, невысокая, густая, кажется, так и слышно шорох колосьев под дуновением ветерка.

Описание живописного полотна

Так выглядит картина Шишкина «Рожь» на переднем плане. Кроме поля, зрителей словно обступает, окутывает со всех сторон небо. Кажется, что оно впускает в себя: шагни через раму, окажись внутри полотна – и будешь внутри него тоже. Поле и небо простираются далеко, куда хватает глаз, и прячутся за горизонтом. А по обеим сторонам нивы, вдоль её кромки, высятся одинокие рослые сосны. И это не случайно. Хоть и названа картина Шишкина «Рожь», но художник не мог удержаться, чтобы не нарисовать своё любимое дерево. Оно по праву считается символом всего его творчества. Сосны высокие, с белесыми, слегка изогнутыми стволами. Их ветви опущены вниз и напоминают роскошный естественный шатёр. Деревья, словно могучие богатыри-часовые, стоят на страже зреющего урожая. Иван Шишкин «Рожь» свою писал, восхищённый искренне не только размахом русских полей, их чистым, свежим дыханием, но и величавостью, гордостью колючих великанов.

Настроение картины

Рассматривая художественное полотно, проникаясь его очарованием, нельзя не обратить внимания на то особое состояние предгрозовья, в котором находится природа. Она словно замерла в ожидании, в предвкушении разгула стихии, такой же своенравной и неуправляемой, безграничной, как и русский дух. В этом, пожалуй, весь Шишкин! «Рожь» (описание картины помогает это понять) – полотно-настроение, полотно-ощущение. Автор подмечает, как пробегают по колосьям одиночные порывы ветра, как покачиваются вершины сосен, как кивают из стороны в сторону их огромные лапы. Изображение насыщено скрытой экспрессией, выразительно и динамично. Особое оживление придают полотну летающие низко над землёй ласточки. Они стрелами прочерчивают воздух, подчёркивая тревожное ожидание природой очистительной грозы. Просёлочная дорога лентой вьётся вперёд. На заднем плане высятся силуэты одиночных деревьев. Совсем далеко виднеется зубчатая полоска леса. Там же и небо потемнее, облака сгустились плотной массой. А в центре картины они более светлые, с лёгким розоватым оттенком. Что чувствует зритель, остановившись перед работой Шишкина, созерцая её? Наверное, непреодолимое желание оказаться там, в этом жарком полуденном краю, подставить лицо солнцу, вдохнуть от души пахучий тёплый воздух и почувствовать себя частичкой этой великолепной, вечной природы.

Такова она, живительная сила настоящего искусства!

fb.ru

Советы рукодельницам