Роль движений в жизни ребенка

Содержание

 

«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Двигательная активность очень полезна для организма человека, а также важна для формирования здоровья растущего организма. Мы часто можем слышать как взрослые обращаются к своим детям со словами: «Не бегай. Не прыгай.». Этим они пытаются ограничить двигательную активность детей.

Сегодня модным стало слово – «гиподинамия». Многие понимают его как недостаток движения. Но это не совсем так. Гиподинамия – это своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма при ограничении двигательной активности». Движения являются органической потребностью любого ребенка. Главное требование в организации его жизни – организовать жизнь ребенка так, чтобы он мог удовлетворить свою потребность в движении.

Ученые давно доказали, что ограничение активности в период раннего детства может привести к задержке психического и речевого развития ребёнка. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии).

Конечно, в детском саду проводятся: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, спортивные развлечения. Активность — должна исходить и от самих родителей. Им необходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, а главное – подавать свой собственный пример. Делайте утреннюю зарядку, больше двигайтесь, занимайтесь физкультурой и спортом, ведите здоровый образ жизни, привлекайте к активным действиям детей и они вырастут здоровыми и преуспевающими людьми. Родители для детей – непререкаемый авторитет, примет для подражания.

Новый день начните совместно с детьми выполнять упражнения утренней гимнастики. Уже со второго года жизни утренняя гимнастика должна стать ежедневной процедурой (продолжительностью 5-7 минут для младшего, 8-10 минут для среднего, 10-12 минут для старшего дошкольного возраста). В зарядку необходимо включать разные виды движений: ходьбу, бег, прыжки на месте и с продвижением, танцевальные движения, упражнения на внимание и на произвольность, упражнения на развитие чувства равновесия, гибкости, общей выносливости и силы. Не стоит забывать об упражнениях для свода стопы и формирования осанки. Родителям лучше делать упражнения вместе с ребёнком, показывая ему последовательность и способ выполнения движений: как нужно ходить и бегать на носках, на пятках, высоко поднимая колени, вперёд спиной и т.п.

Особое внимание необходимо уделить развитию мелкой моторики рук (т.е. развитие руки, ручных умений). Движение, особенно пальцев рук, стимулирует развитие мозга, разных его отделов. Именно мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры мозга, обеспечивающим работу мысли и функции речи. Не досадуйте на малыша, если не все будет получаться или ребенок заменит движение другим, более удобным ему. Хорошо, если малыш попробует придумать новые игры, новые образы, новые движения.

Чтение стихов, особенно потешек с их четким ритмом, помогает улучшить у маленького ребенка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.

Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. И лучше начать заниматься ими как можно раньше, поскольку именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школе.

Очень хорошую тренировку движения для пальцев дают народные потешки: «Сорока – белобока», «Этот пальчик – дедушка», «Мой мизинчик» и т.д.

Движение – это жизнь. Двигайтесь, играйте с детьми, будьте здоровы и счастливы!!!

 


risina-ds43rgd.edumsko.ru

Роль движения в развитии ребёнка.. ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г.Буда-Кошелево»

     В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. 

    Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой — специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
    Весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. 

    В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх. 
Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. 
    Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями. 
В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.). 
Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. 
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. 
    Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п. 
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними. 
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. 
       Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом. 
       Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета. 
       Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Дошкольники запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями. 
       Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. 
       Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т, е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры. 
                 Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

dcrrbk.schools.by

​Движение – жизнь. Физическое развитие для детей. — kangaroo.kz

Физическое развитие имеет огромное значение для любого человека, а для детей, особенно дошкольного возраста, оно является одним из главных пунктов. Ведь именно в этом возрасте закладывается основа для здоровья и характера человека в будущем.

В последние годы показатели здоровья и детей, и взрослых резко ухудшились. Поэтому проблема физического развития является одной из самых актуальных сегодня.

В здоровом теле – здоровый дух

На физическое развитие детей влияют многие факторы: наследственность, воспитание, природно-климатические, социально-экономические условия. Замечено, что под влиянием неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, а при улучшении условий, – повышается. Так что, правильно организуя среду, в которой находится ребенок, можно с успехом формировать и укреплять его физическое здоровье. На что следует обратить внимание в первую очередь?

Движение

В дошкольном возрасте происходит совершенствование всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Движение – главная потребность растущего организма, поэтому развитие мышц в этом возрасте приобретает первостепенное значение.

Осанка

Особенно быстро развиваются дети раннего возраста. Нельзя упустить момент формирования осанки, которая зависит от многих условий – питания, режима дня, организации сна, но в основном – от двигательной активности. Достаточная нагрузка на мышцы улучшает обмен веществ, функционирование внутренних органов, стимулирует рост и развитие костной системы. А вот чрезмерная и неравномерная нагрузка на спину очень опасна для детей и может привести к необратимой деформации позвоночника.

Стопа

Важным моментом в развитии костно-мышечной системы является и формирование стопы. До 4 лет свод стопы несколько уплощен – это физиологическое явление. При нормальной нагрузке свод стопы ребенка сформируется правильно. Но при чрезмерном статическом давлении может развиться тяжелое плоскостопие, а это уже на всю жизнь.

Сердце

Хорошее, соответствующее возрасту формирование скелетной мускулатуры во многом способствует развитию здорового сердца, а физические упражнения увеличивают возможности организма и удлиняют жизнь человека. Для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний рекомендуется начинать занятия физическими упражнениями в самом раннем возрасте.

Дыхание

Двигательная активность играет большую роль в развитии и регуляции дыхания. Тренировка дыхательных мышц приводит к увеличению мощности дыхательного аппарата, а значит, к правильному питанию кислородом всех тканей организма. Необходимо приучать детей дышать через нос, спокойно. С возрастом дыхание становится все более управляемым. Улучшению дыхательной системы способствует двигательная активность детей на воздухе – подвижные игры, лыжи, санки.

Основные признаки физического развития:

1.Антропометрические – основанные на измерении:

  • размеры тела и его частей
  • размеры скелета и его частей
  • размеры черепа.

2.Антропоскопические – основанные на описании:

  • тип телосложения
  • развитие жирового слоя, мускулатуры
  • форма грудной клетки, спины, живота, ног
  • пигментация
  • волосяной покров.

Таким образом, основными признаками физического развития являются длина и масса тела, выражающие упитанность, развитие костного скелета и мускулатуры. При динамическом наблюдении оценивается прирост этих показателей за определенное время, например, за год.

Быстрее, выше, сильнее

Основные способы улучшения физического развития дошкольников:

– занятия физическими упражнениями;

– свободная игровая деятельность.

Физические упражнения

У детей 3–5 лет внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Для них рекомендуется максимально использовать демонстрацию упражнений подражательно-игрового характера, сочетая их с образным объяснением движений.

При слишком трудных заданиях у детей может наступить переутомление. Повышенная утомляемость наступает и тогда, когда занятия проводятся эмоционально.

Вопрос об оптимальных нагрузках должен обязательно учитываться при усвоении сложных спортивных навыков – катании на коньках, гимнастике, плавании. Иначе растущему организму, не подготовленному по своим возрастным особенностям к чрезмерным нагрузкам, может быть нанесен вред.

Завышенные спортивные требования могут вызвать серьезные изменения во внутренних органах, нарушить правильный ритм роста и развития. Ведь к перегрузкам не готовы ни центральная нервная, ни дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Отсутствуют сила и выносливость.

Игровая деятельность

Ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста – игра. При ее проведении нужно стремиться повысить эффективность, но при этом следить за тем, чтобы дети не слишком уставали и не перевозбуждались.

Игры направлены преимущественно на общее физическое развитие и не требуют специальной подготовки. Они просты по своему содержанию и правилам, построены на свободных и разнообразных движениях, связанных с вовлечением в работу больших мышечных групп.

В игре развиваются физические силы ребенка, становится гибче тело, вернее глаз, повышается работоспособность, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игры оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогают укреплению воли, развитию смелости, самостоятельности. Дети учатся преодолевать трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Вместе с тем они учатся работать в коллективе.

Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, создают у игроков состояние психофизиологического комфорта.

Алина Кубеева

kangaroo.kz

Движение в жизни ребенка

Подробности
Категория: От инструктора по физкультуре

Движение в жизни ребенка

Инструктор по физкультуре

Климентова Елена Александровна

Двигательная активность отно­сится к основным факторам, которые оп­ределяют протекание обмен­ных процессов, состояние костной, мышечной и сердечно — сосудистой систем. Она неразрывно связана с физическим, психическим , а также соци­альным здоровьем.

Потребность в движении — одна из общебиологических по­требностей организма, играющая важную роль в его жизнедея­тельности и полноценном фор­мировании человека. Удовлетворение этой природной потребности детей  является важнейшим условием всестороннего развития ребенка. Здоровье ребенка –  это важнейший показатель готовности его к школе.

За последние 10 лет здоровье детей ухудшается, заметим, что тенденция не очень хорошая. С введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования  одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. На основе норм ФГТ разрабатывается и осуществляется образовательная программа ДОУ. В соответствии с данным документом, изменяются требования к кадровому обеспечению. Педагогические работники должны быть компетентны в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие. Таким образом, проблема подготовки педагогических кадров, которые имеют определенный уровень знаний, умений, опыта, достаточных для осуществления задач по физическому воспитанию, владеющих теоретическими и практическими навыками для создания и реализации здоровьесберегающей системы в ДОУ в контексте ФГТ, становится актуальной. Две образовательные области: «Физическая культура» и «Здоровье»  находятся в состоянии связанности, взаимопроникновения и взаимодействия друг с другом, то есть   неразделимы.

Регулярные физические упражнения спо­собствуют хорошей работе орга­нов пищеварения, помогая пере­вариванию и усвоению пищи, улучшают деятельность печени, почек, желез внутренней секре­ции: щитовидной, половых, над­почечников, что имеет особенное значение для организма. Вовлечение в кровоток большего количества крови сти­мулирует кроветворение. Увели­чивается частота сердцебиения, сердечная мышца сокращается сильнее, активизируется выброс крови в сосуды. Регулярная тренировка системы кровообращения приводит к ее функциональному совершенство­ванию. Под влиянием активной мышечной дея­тельности происходит гармонич­ное развитие всех отделов цент­ральной нервной системы. Важно, чтобы занятия были системати­ческими, разнообразными и не вызывали переутомления.

Рациональные  двигательные нагрузки повы­шают потребность организма в кислороде. В результате чего воз­растают объем лег­ких, подвижность грудной клетки, дыхание становится более глубоким и редким. Кроме того, расправление легких ликвидиру­ет застойные явления, скопление в них слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных забо­леваний. И конечно же, физкультура вызывает положительные эмоции и создает хорошее настроение. Поэто­му у человека появляется «вкус» к регулярным занятиям.

Планирование работы по развитию движений на утренней прогулке в старших группах должно обеспечивать системность, последовательность подачи всего программного материала, способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений и повышать двигательную активность детей. Наряду с определением содержания работы, а также ее планирования следует уделять особое внимание вопросам организации игр и физических упражнений, выбору времени их проведения на прогулке. При этом важно не допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной активности детей.

Таким образом, достаточная двигательная активность — не­обходимое условие гармоничес­кого развития личности.

Оптимальный двигательный режим удовлетворяет естественную биологическую  потребность в движении, которая  строго индивидуальна и зависит от многих физиологических  факторов, социально — экономических условий жизни общества, его ценностных и культур­ных ориентиров, от организации физического воспитания. Минимальный режим помогает под­держивать нормальное функциональное состояние организма,  максимальный — приводит к переутомлению, резкому снижению   работоспособности.

При этом возникает вопрос о привычной физической нагрузке, которая определяется количеством и характером потребляемой энер­гии в процессе обычной жизне­деятельности. Она может не соответствовать потребности организ­ма в движении и возрастным нормам, что, естественно, не может не отразиться  на состоянии здоровья ребенка.

Суточная двигательная актив­ность — сумма движений, выполняемых ребенком в процессе жизнедеятельности, включает три компонента:

—   активность в процессе физи­ческого воспитания;

—   физическую активность во время обучения, трудовой и общественно полезной;

—    двигательную ак­тивность в свободное время.

Здоровье во многом зависит от уровня привычной двигатель­ной активности, связанного с биологическими и социальными факторами. Ведущими биологи­ческими составляющими явля­ются возраст и пол. Так, с возра­стом ребенка суточная активность не только увеличивается, но и все больше зависит от половой при­надлежности. Например: у дево­чек 7—8 лет физическая актив­ность практически не отличает­ся от аналогичной у мальчиков, однако спустя какое-то время она стано­вится ниже.

Наименьшая двигательная ак­тивность отмечена у детей, не за­нимающихся спортом. Особенно резко (до 60%) она уменьшается с началом обучения в школе.

Важные социальные факторы, которые в данной ситуации необходимы это  организация массовых спортивных соревнований и создание благопри­ятных условий для регулярных занятий. Образ жизни семьи так­же существенно влияет на форми­рование у ребенка осознанной по­требности в движении.

В социальных и оздоровитель­ных целях детские дошкольные и общеобразовательные учрежде­ния должны проводить прогул­ки, физкультминутки, различные виды гимнастики, подвижные игры,  дни здоровья, спортивные праздники, организовывать соревнования среди детских садов. При планировании та­ких мероприятий необходимо учитывать погодные усло­вия и сезоны года. Так, в зимний период дети наименее активны.

Предложенные варианты помогут педагогам ДОУ не только создать благоприятные условия для формирования двигательной активности детей в режиме дня, но и своевременно развить у них физичес­кие качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость.

lebds3.org.ru

Подвижные игры в жизни дошкольника

Библиографическое описание:

Николаева Е. Е. Подвижные игры в жизни дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 36-37. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/1992/ (дата обращения: 15.04.2019).



Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Поэтому неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает внимание исследователей, причём, не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов и пр. Все они сходятся во мнении, что игра — неотъемлемая часть человеческой культуры.

Игра занимает в жизни ребёнка большое место. Она составляет главное содержание его жизни. Играя, ребёнок познаёт окружающую действительность и претворяет её в игровых образах.

Для ребёнка нет ничего более увлекательного, чем игра. Ведь в игре приобретаются нужные для жизни качества и навыки. Играя, дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.

Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывает у детей положительные эмоции и усиливает физиологические процессы.

С момента рождения ребёнок стремится к движениям. Формирование потребности к движению в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того насколько взрослые, окружающие ребёнка, создадут необходимые условия, способствующие освоению доступных по возрасту движений, которые оказывают положительное влияние на формирующийся организм.

В период дошкольного детства идёт интенсивное развитие таких жизненно-необходимых основных движений, как бег, прыжки, метание, лазание. Сформированные у дошкольников умения и навыки в основных движениях способствуют в школьном возрасте овладению разнообразными, более сложными в координационном отношении двигательными действиями. В этих движениях преимущественно проявляется двигательная активность детей, которая имеет большое значение для всестороннего развития личности.

Основные движения важны не только для умения двигаться. Американский педагог-исследователь Глен Доман в своей книге «Как воспитать ребенка физически совершенным» выводит специальное определение — физический двигательный интеллект, подчеркивая теснейшую связь физического и психического развития ребёнка.

Упражнения в основных движениях повышают тонус коры головного мозга, тем самым, оказывая влияние на его функциональные возможности. В процессе выполнения основных движений активизируется мыслительная деятельность, как необходимое условие овладения саморегуляцией движения.

Правильно организованные основные движения укрепляют тело и душу ребёнка, учат владеть собственным поведением, что является одним из высших проявлений воли. У детей дошкольного возраста наблюдается огромная потребность в движении, которую обычно они реализуют в своих играх. Играть для них — это, прежде всего, действовать, двигаться.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Активные двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

В подвижных играх дети догоняют кого-то или сами убегают от водящего. Они не просто бегают и прыгают, а изображают, каких-либо зверей. В процессе игры у них тренируются и укрепляются те или иные группы мышц. Игра ставит ребёнка в такое положение, когда его ум работает живо, чувства напряжены, а действия организованы.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и физического развития.

Двигательные навыки, сформированные у ребёнка до 7 лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать хороших результатов в спорте.

Отстающий в физическом развитии ребёнок быстро утомляется, у него неустойчивое внимание и память. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что от здоровья, жизнерадостности ребёнка зависит его духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы.

Подвижные игры, являются прекрасным средством образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Игры дошкольников, проводимые в целях физического воспитания и в частности с целью совершенствования основных движений, можно разделить на три относительно самостоятельных вида:

‒ подвижные игры (сюжетные и бессюжетные)

‒ спортивные игры (городки, баскетбол, бадминтон и т. п.)

‒ игры с пением и хороводные.

Отдельно можно выделить игры-забавы.

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы.

Главная цель физического воспитания в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную потребность в движении, добиться высоко уровня здоровья и всестороннего физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создать необходимые условия для разностороннего развития и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Литература:

  1. Вавилова Е. Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»: Пособие для воспитателя дет. сада — М.: Просвещение, 1983
  2. Глен Доман, Дженет Доман, Сюзан Эйзен «Как сделать ребенка физически совершенным», “Аквариум”, 1998.
  3. Лесгафт П. Ф. «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». Избр. пед. соч. Т.2. — М., 1952
  4. Пензулаева Л. И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5–7 лет». — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  5. Эльконин Д. Б. «Психология игры». — М.: Педагогика, 1978.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, движение, дошкольный возраст, физическое воспитание, физическое развитие, двигательная активность детей, навык, ребенок.

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как…

Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость), формирование наиболее важных двигательных умений и навыков

игра, движение, дошкольный возраст, физическое воспитание

Подвижные игры в жизни дошкольника | Статья в журнале… игра, движение, дошкольный возраст, физическое воспитание, физическое развитие, двигательная активность детей, навык, ребенок.

Роль двигательной активности в формировании личности детей

физическая культура, физическое воспитание, Узбекистан, двигательная активность, физическая активность, здоровый образ жизни, физическое развитие, мышечная деятельность, физическая нагрузка, физический

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа…

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста… Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, изучает закономерности физического воспитания и развития ребенка от рождения до школы.

игра, движение, дошкольный возраст, физическое воспитание

Подвижные игры в жизни дошкольника | Статья в журнале… игра, движение, дошкольный возраст, физическое воспитание, физическое развитие, двигательная активность детей, навык, ребенок.

Методика проведения национальных и подвижных игр детей

Вопрос об актуальности развития ловкости детей старшего… развитие ловкости, игра, двигательная активность, ребенок, движение, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, физическое воспитание

Новые методы и приемы организации физического воспитания

Из-за неправильного физического воспитания у детей уменьшается естественная потребность в движении, снижается двигательная активность. Развиваются расстройства центральной нервной системы и внутренних органов.

Применение нетрадиционных средств физического воспитания

Большев Ю. Р. Здоровьеформирующее физическое развитие: развивающие двигательные программы для детей 5–6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. С. Большев, Ю. Р. Силкин.

Игры спортивного характера как основное средство развития

Развитие движений детей старшего дошкольного возраста тесно связано со всем воспитательным процессом детского сада, определяющим общее развитие ребенка, его психических качеств, поведения, направленности интересов.

moluch.ru

Значение движений в жизни ребенка

Значение движений в жизни ребенка

Давайте вспомним известную фразу древнего философа: «Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».

Дети в отличие от взрослых испытывают органическую потребность в движении (как поется в песенке: «А у меня в ногах вечный двигатель, вечный бегатель и вечный прыгатель…»). И чем младше ребенок, тем труднее ему эту потребность подавить, так как всякая органическая потребность нуждается в удовлетворении. Стоит задуматься, а не лишаем ли мы малыша важного фактора здоровья и формирования личности, когда постоянно одергиваем его: «Не вертись! Посиди спокойно! Не бегай! Не прыгай!..» Ведь нам никогда не приходит в голову лишить ребенка еды или сна. Почему же мы ограничиваем его движения?

Движения ребенка первых лет жизни формируются постепенно. Не все участники двигательного акта созревают одновременно.

Раньше всего созревают клетки центральной нервной системы. Проводящие пути спинного мозга развиваются в течение первого года жизни. Клетки и ткани периферической нервной системы формируются к 3–3,5 годам, а костно-мышечная система окончательного развития достигает к 12 годам (хотя многие специалисты утверждают, что формирование костно-мышечной системы не заканчивается и к 22 годам). Нагрузка на опорно-связочный аппарат довольно высока уже с первых дней жизни ребенка, когда созревают и формируются различные двигательные умения:

• умение удерживать голову в положении лежа на животе. С первых дней жизни это движение доступно ребенку вследствие имеющегося у него безусловного рефлекса, но всякий рефлекс истощается, и малыш не продержит голову долго, если у него не окрепнут мышцы шеи. Поэтому одним из самых первых гимнастических упражнений является частое (2–3 раза в день) выкладывание малыша на живот на короткое время;

• умение держать голову в вертикальном положении. Оно требует работы передней группы мышц шеи. Поэтому одним выкладыванием на живот не обойтись, нужно обеспечить ребенку возможность держать голову вертикально;

• умение сидеть самостоятельно, которое требует огромной работы всех мышц спины, грудной клетки, плечевого пояса. Рано сажая ребенка (иногда с помощью подушек, стульчиков и др.), мы только увеличиваем нагрузку на еще незрелые мышцы;

• умение стоять и ходить самостоятельно. Оно требует не только напряженной, но и хорошо согласованной работы всех мышц ребенка.

Мышцы ребенка имеют свои особенности: относительно небольшой прирост мышечной массы, слабость и, главное, невысокую статическую выносливость, то есть неспособность к длительному сокращению. Длительное сокращение приводит к перенапряжению мышц. А чередование легкого сокращения и расслабления дает мышцам отдых и улучшает кровообращение в них.

Новорожденный ребенок в отличие от детенышей млекопитающих совершенно беспомощен. Движения его не сформированы. Следовательно, мы, взрослые, в ответе за то, на сколько совершенна и полноценна будет двигательная система ребенка в будущем.

Слабые мышцы малыша (речь идет в первую очередь о мышцах спины) легко утомляются. Он сильно сутулится и опирается грудной клеткой о живот, чтобы «распределить» нагрузку на большее количество мышц. Аналогичное состояние возникает, когда вы усаживаете малыша или ставите на ноги еще до того, как его мышцы созрели для длительного сокращения. Следовательно, наказывая ребенка стоянием в углу или сидением на стуле, вы наказываете его и физически, так как заставляете мышцы перенапрягаться.

Слабое физическое развитие ведет к нарушениям осанки, которые, в свою очередь, затрудняют работу внутренних органов, ухудшая и без того плохое здоровье и развитие ребенка.

В частности, слабость брюшных мышц не обеспечивает правильного дыхания, и ребенок часто болеет респираторными заболеваниями. Неправильное дыхание приводит к разрастанию аденоидной ткани и увеличению миндалин у детей, предрасположенных к этому.

Слабость брюшной стенки – это постоянные запоры и другие дисфункции желудочно-кишечного тракта.

Во время движения мышцы потребляют больше кислорода и питательных веществ, их способность сокращаться и расслабляться улучшается, объем увеличивается. Во время упражнений повышается теплопродукция, в связи с чем усиливается деятельность потовых желез, мышечная ткань более обильно снабжается кровью, насыщенной кислородом и другими питательными веществами, увеличиваются легочная вентиляция и объем крови, выталкиваемой сердцем.

Движения обеспечиваются согласованной работой многих систем организма: нервной, дыхательной, кровообращения, терморегуляции и др. В результате систематической тренировки ни одна система организма не останется без изменений. Следовательно, своевременно занимаясь физическими упражнениями с ребенком, мы помогаем ему избежать рахита, различных расстройств питания, частых простудных заболеваний, повышаем уровень его закаленности.

Исследования академика Н. И. Аринчина показали, что скелетные мышцы (всего их 600) являются периферическими помощниками сердца, так как заложенные в них микронасосные системы облегчают его работу. В противном случае мышцы становятся иждивенцами сердца, и оно быстро изнашивается. Следовательно, занимаясь с ребенком физкультурой с первых дней жизни, мы предохраняем его от стенокардии и инфаркта в будущем.

Движения крайне необходимы и для развития познавательной деятельности ребенка. Лучше закрепляются те из них, которые связаны с каким-то результатом. Недаром английская поговорка гласит: «Чтобы постигнуть, нужно достигнуть». Следовательно, занимаясь с ребенком физкультурой, вы помогаете ему лучше развиваться умственно.

Движения благотворно влияют на весь организм ребенка, но прежде всего укрепляют его нервно-мышечный аппарат. Это очень важно для того, чтобы ваш малыш в будущем не страдал от одного из самых распространенных заболеваний – остеохондроза.

Позвоночный столб является осью тела, обеспечивающей, с одной стороны, прочность, жесткость и устойчивость, а с другой – гибкость, подвижность и амортизирующие качества. Эти функции позвоночного столба и его строение дают возможность человеку передвигаться в вертикальном положении.

Все функции позвоночника (опорная, двигательная и амортизационная) в большой степени зависят от состояния мышц. Чем лучше их развитие, тем легче позвоночник справляется с нагрузками. И наоборот, чем хуже первоначальное состояние мышц, тем скорее возникает их перенапряжение, которое ведет к преждевременному старению.

Функциональные возможности мышц ребенка неразрывно связаны с состоянием его здоровья и физическим развитием. Если принять за основу, что дети уже с момента рождения могут быть отнесены к одной из трех групп – здоровые, больные и рискующие заболеть какими-либо хроническими болезнями, то картина в раннем возрасте будет приблизительно такой: больных хроническими заболеваниями мало, абсолютно здоровых тоже, к сожалению, мало. Большинство детей относятся к группе риска. А при поступлении в школу выясняется, что болезни опорно-двигательного аппарата занимают значительное место.

Казалось бы, выводы очевидны: нужно так физически развивать ребенка, чтобы его мышцы получали достаточное питание (то есть движение) с первых дней жизни. Значит, если вовремя подкреплять еще не созревшие мышцы малыша, можно помочь им формироваться более качественно. Тогда в дальнейшем ему не потребуется коррегирующая (лечебная) гимнастика, как это часто бывает в дошкольном возрасте. В противном случае мы окажемся в положении бухгалтера, о котором рассказывал детский писатель Джанни Родари.

Однажды незадачливый бухгалтер получил из деревни посылку с помидорами. Для начала он перебрал все плоды, отложил в сторону помятые, а остальные положил в корзину, сказав себе: «Сегодня я съем подпорченные, а с завтрашнего дня начну с прекрасных спелых помидоров». На следующий день он снова перебрал помидоры и съел несколько помятых, решив, что со следующего дня он начнет есть хорошие. Нетрудно догадаться, что бедный бухгалтер так и не съел ни одного хорошего помидора.

Так и в нашем случае. «Ребенок мал, – думают родители, – еще нескоро он будет сидеть, стоять, ходить. Слава Богу, родился здоровым и сердце в порядке. Зачем с ним сейчас заниматься физкультурой? Придет время – сам научится». Далее события развиваются примерно по следующей схеме. Малыш растет, круг его общения расширяется. Он поступает в детский сад и начинает болеть. Для того чтобы укрепить здоровье у ослабленного ребенка, врачи советуют заняться лечебной физкультурой (ЛФК). Родители усердно водят ребенка на ЛФК, не отдавая себе отчета в том, что поезд уходит все дальше и дальше и они все больше уподобляются бедному незадачливому бухгалтеру.

Небольшая иллюстрация. В детских поликлиниках на вопрос: «Вы занимаетесь физкультурой со своим ребенком?» – утвердительно ответили 57 % родителей, а на вопрос: «Как делать то или иное упражнение?» – правильно ответили только 12 % (из 57 %).

Мало кто из родителей вообще задумывается над тем, что у малыша слабые мышцы, снижен тургор (упругость) тканей, не соответствует возрасту физическое развитие. А ведь если ребенок отстает от сверстников, то и нагрузка на его костно-мышечную систему должна быть не возрастной, а соответствующей функциональным возможностям.

Проведенный анализ посещений комнат здорового ребенка в детских поликлиниках, где мать может получить исчерпывающую консультацию по вопросам гимнастики и массажа, показывает, что полную программу гимнастики и массажа получают только 1,5 % детей раннего возраста.

Итак, воспитание двигательной сферы – это помощь в качественном созревании всех «участников двигательного акта», подбор специальных воздействий (гимнастических упражнений и массажа) на все мышцы, начиная с первых месяцев жизни.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Значение движений в жизни ребёнка

Значение движений в жизни ребёнка.
Давайте вспомним известную фразу древнего философа: «Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».

Дети, в отличие от взрослых испытывают органическую потребность в движении, как поётся в песенке: («А у меня в ногах вечный двигатель, вечный бегатель и вечный прыгатель…»). И чем младше ребёнок, тем труднее ему эту потребность подавить, так как всякая органическая потребность нуждается в удовлетворении.

Движение ребёнка первых лет жизни формируются постепенно. Не все участники двигательного акта созревают одновременно.

Раньше всего созревают клетки центральной нервной системы. Проводящие пути спинного мозга развиваются в течение первого года жизни. Клетки и ткани периферической нервной системы формируются к 3 – 3,5 годам, а костно — мышечная система окончательного развития достигает к 12 годам (хотя многие специалисты утверждают, что формирование костно – мышечной системы не заканчиваются и к 22 годам). Нагрузка на опорно – связачный аппарат довольно высока уже с первых дней жизни ребёнка, когда созревают и формируются различные двигательные умения.

Мышцы ребенка имеют свои особенности: относительно небольшой прирост мышечной массы, слабость и, главное, невысокую статическую выносливость, то есть неспособность к длительному сокращению. Длительное сокращение приводит к перенапряжению мышц. А чередование легкого сокращения и расслабления дает мышцам отдых и улучшает кровообращение в них.

Слабое физическое развитие ведет к нарушениям осанки, которые, в свою очередь, затрудняют работу внутренних органов, ухудшая и без того плохое здоровье и развитие ребенка. В частности, слабость брюшных мышц не обеспечивает правильного дыхания, и ребёнок часто болеет респираторными заболеваниями (ОРЗ). Неправильное дыхание приводит к разрастанию аденоидной ткани и увеличению миндалин у детей, предрасположенных к этому. Слабость брюшной стенки – это постоянные запоры и другие дисфункции желудочного – кишечного тракта.

Во время движения мышцы потребляют больше кислорода и питательных веществ, их способность сокращаться и расслабляться улучшается, объем увеличивается. Во время упражнений повышается теплопродукция, в связи с чем усиливается деятельность потовых желез, мышечная ткань более обильно снабжается кровью, насыщенной кислородом и другими питательными веществами, увеличиваются легочная вентиляция и объем крови, выталкиваемой сердцем.

Движения обеспечиваются согласованной работой многих систем организма: нервной, дыхательной, кровообращения и др. В результате систематической тренировки ни одна система не останется без изменений. Следовательно, своевременно занимаясь физическими упражнениями с ребенком, мы помогаем ему избежать рахита, различных расстройств питания, частых простудных заболеваний, повышаем уровень его закалённости.

Исследования академика Н.И. Аринчина показали, что скелетные мышцы являются периферическими помощниками сердца, так как заложенные в них микронасосные системы облегчают его работу. В противном случае мышцы становятся иждивенцами сердца, и оно быстро изнашивается. Следовательно, занимаясь с ребенком физкультурой с первых дней жизни, мы предохраняем его от стенокардии и инфаркта в будущем.

Движения крайне необходимы и для развития познавательной деятельности ребёнка. Недаром английская поговорка гласит: « Чтобы постигнуть, нужно достигнуть». Следовательно, занимаясь с ребёнком физкультурой , вы помогаете ему лучше развиваться умственно. Движения благотворно влияют на весь организм ребёнка, но прежде всего, укрепляют его нервно – мышечный аппарат.

Позвоночный столб является осью тела, обеспечивающей, с одной стороны, прочность, жесткость и устойчивость, а с другой – гибкость, подвижность и амортизирующие качества.

Все функции позвоночника (опорная, двигательная и амортизационная) в большой степени зависят от состояния мышц. Чем лучше их развитие, тем легче позвоночник справляется с нагрузками.

Функциональные возможности мышц ребенка неразрывно связаны с состоянием его здоровья и физическим развитием. Поэтому при поступлении в школу выясняется, что болезни опорно – двигательного аппарата занимают значительное место.

Казалось бы, выводы очевидны: нужно так физически развивать ребёнка, чтобы его мышцы получали достаточное питание (то есть движение) с первых дней жизни. Тогда в дальнейшем ему не потребуется корригирующая (лечебная) гимнастика, как это часто бывает в дошкольном возрасте. В противном случае мы окажемся в положении бухгалтера, о котором рассказывал детский писатель Джанни Родари.

«Однажды незадачливый бухгалтер получил из деревни посылку с помидорами. Для начала он перебрал все плоды, отложил в сторону помятые, а остальные положил в корзину, сказав себе: «Сегодня я съем подпорченные, а с завтрашнего дня начну с прекрасных спелых помидоров». На следующий день он снова перебрал помидоры и съел несколько помятых, решив, что со следующего дня он начнёт, есть хорошие. Нетрудно догадаться, что бедный бухгалтер так и не съел ни одного хорошего помидора».

Так и в нашем случае. «Ребенок мал, — думают родители, — ещё не скоро он будет сидеть, стоять, ходить. Слава Богу, родился здоровым и сердце в порядке. Зачем с ним сейчас заниматься физкультурой? Придёт время – сам научится». Дальше малыш растёт, круг его общения расширяется. Он поступает в детский сад и начинает болеть. Для того чтобы укрепить здоровье у ослабленного ребёнка, враги советуют заняться лечебной физкультурой (ЛФК). Родители усердно водят ребёнка на ЛФК, не отдавая себе отчёта в том, что поезд уходит все дальше и дальше и они все больше уподобляются бедному незадачливому бухгалтеру.

Итак, воспитание двигательной сферы – это помощь в качественном созревании всех «участников двигательного акта», подбор специальных гимнастических упражнений и массаж на все мышцы, начиная с первых месяцев жизни.

dopoln.ru

Советы рукодельницам