Конспект родительского собрания в подготовительной к школе «Б» группе «Как помочь ребенку стать учеником?»

 

Цель: Создание условий для эффективного сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста  при подготовке их к обучению в школе.

 Задачи:

активное вовлечение семьи в воспитательно — образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей;

повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе.

Участники круглого стола: педагоги детского сада, родители детей подготовительной группы.

Материалы и оборудование:

— Ноутбук, экран, мультимедийный проектор

— Листы бумаги, авторучки.

— Анкеты, памятки и практические рекомендации для родителей

— Видеозапись интервью детей «Хочу ли я в школу?» 

— На мультимедийном экране слова В.А. Сухомлинского «Я твердо убежден, что семья-это

та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция педагога всегда будет сводиться к перевоспитанию»

 

План собрания:
1. Вступительная часть.
2. Поздравление родителей с началом учебного года

            3. Тест для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу» 

            4. Упражнение «Коробка»

            5. Видеозапись  интервью с детьми «Хочу ли я в школу? 

            6. Практическое задание для родителей «В школу с удовольствием».                          7. Выступление психолога Ярочкина О.А                                                                                  
8. Выбор родительского комитета.
9. Итоги собрания

Ход проведения:

1.Воспитатель: — Добрый вечер, уважаемые родители! Я  очень рада видеть вас в нашей уютной группе! Я  очень рада, что вы нашли время, чтобы побеседовать  о наших детях.

2.Воспитатель: Хочется начать с приятного и поблагодарить всех родителей которые принимали участие в организации и участие в конкурсах и в жизни группы.
Наша встреча будет проходить в форме квест. Что такое квест? (англ. «guest» — поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание.

Так и мы сегодня постепенно передвигаясь от уровня к уровню, попытаемся ответить на главный вопрос: «Как помочь ребёнку стать учеником?» 

Первый класс-это серьезное испытание, как для детей, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути. Дошкольник становится школьником, а его родители — это теперь родители ученика. Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о подготовке детей к школе.

Поступление ребенка в школу это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И сейчас Вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет

учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Как у него сложатся отношения в коллективе? Предлагаю Вам пройти тест:

3. Тест для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу» 

            Если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает зна­чение

до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 и 3 крестика.

1                   — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

2                   — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

3                   — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

4                   — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

5                   — ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.

(Родители обсуждают результаты тестирования)

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в первоклассника. Прошу троих  участников по желанию принять участие.

4. Упражнение «Коробка»

 Приглашаются  три участника (по желанию)

Один ставит ноги в коробки (правую ногу-в одну коробку, левую в другую), участники сбоку ставят одну ногу в коробку к игроку в центре.

В таком положении им предлагается пересечь комнату .

По окончании проводится обсуждение.

— Удобно ли было двигаться?

— Кому из участников наиболее сложно перемещаться?

— В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее –когда каждый участник двигается в своем направлении ?

 

 Воспитатель: В положении человека, стоявшего в центре, находится ребенок. С одной  стороны располагается школа со своими методами воспитания, требованиями, задачами, ожиданиями, а  с другой – семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиями школы и семьи, выполнять требования и родителей и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания и сотрудничества родителей и педагогов.

5. Воспитатель: А теперь я предлагаю посмотреть видеозапись  интервью с детьми «Хочу ли я в школу? » (родители смотрят видеофильм и обсуждают ответы детей.)

 

Воспитатель: У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребѐнка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счѐта и письма.

Воспитатель: Подготовка к школе – процесс многоплановый. Психологи выделяют разные виды готовности к школе. Я бы хотела предоставить слово психологу.

6. Выступление психолога Ярочкина О.А

 

Практическое задание для родителей «В школу с удовольствием»:

На экране перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребѐнка к школе, выберите из них три фактора, на ваш взгляд главных, пронумеруйте их по степени значимости и обоснуйте свой выбор.

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

1. Физическое здоровье.

2. Развитый интеллект.

 3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.

 4. Выносливость и работоспособность.

5. Умение считать и читать.

6. Аккуратность и дисциплинированность.

7. Хорошая память и внимание.

 8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

(Родители выполняют задание и обсуждают его)

Воспитатель: Ну, а теперь последнее задание:

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение.

Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? Участники отвечают, что не нашли.

Воспитатель: А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод — начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Но все они сходны в одном – в желании хорошо учиться. И в наших руках возможность помочь им, не отбить у них это желание.

 

8.Выборы нового состава родительского комитета.

Уважаемые родители, для помощи в организации всех наших совместный мероприятий нам необходимо выбрать родительский комитет группы.( 5 человек)

Выбор родительского комитета проходит путём подсчёта голосов и оглашения результатов. Проходит обсуждение персонального состава родительского комитета группы. Прямым голосованием родительский комитет группы утверждается.

В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимная терпимость.

9. Подводя итоги, хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшней встречи.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Родительское собрание для подготовительной группы

 

Цели:

  • позволить родителям лучше узнать читательский интересы их детей;
  • дать советы родителям, как воспитать у детей интерес к чтению;
  • познакомить родителей с правилами, как воспитать у детей интерес к чтению.

Предварительная работа:

Оформить выставки:

  • детских книг, рекомендуемых программами дошкольного образования;
  • иллюстрации известных художников к литературным произведениям (В. Васнецова, В. Чижикова, В. Сутеева, Е. Рачева и др.).

На столе разложить предметы, которые встречаются в произведениях для детей.

Приготовить флажки и фишки для викторины.

Повестка собрания:

1. Выступление воспитателя: «Воспитание у ребёнка интереса к чтению».

2. Выставка детских книг, значение их в жизни ребёнка.

3. Литературная викторина.

 

Ход собрания:

(Воспитатель в роли экскурсовода предлагает родителям пройтись по группе. Показывает, что нового появилось в группе, рассказывает, что будет сделано. Отвечает на вопросы родителей. После этого родители садятся за столы.)

Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня мы приветствуем вас в нашей группе на родительской встрече на тему: «Воспитание у ребёнка интереса к чтению». Узнаем о значении книг в воспитании и обучении детей.

Затем познакомим вас с выставкой детских книг, рекомендуемых программами дошкольного образования.

Закончим нашу встречу литературной викториной.

1. Выступление воспитателя.

Воспитатель объявляет тему своего выступления и предлагает родителям посмотреть презентацию на данную тему. (Слайд 1.)

(Слайд 2.) Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

(Слайд 3.) Чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности. Нужно, чтобы дети любили книгу. Ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека.

(Слайд 4.) Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. «Люди перестают думать и мыслить, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению».

(Слайд 5.) О пользе чтения сказано не мало. Чтение развивает мышление и память, обогащает внутренний мир. Существует два этапа чтения. Первый – технический, когда чтение не приносит удовольствия, то есть ребёнок получает навык. Второй – содержательный, когда ребёнку понятно содержание текста. Если ребёнок остаётся на первом этапе больше положенного времени, то полюбить ему чтение будет проблематично. Готового рецепта как привить любовь к чтению не существует.

(Слайд 6.) Почему дети не любят читать? Многие родители допускают одну и ту же ошибку, насильно заставляя ребёнка читать. Такие методы приносят обратный результат. Ребёнок начинает рассматривать чтение, как ограничение личной свободы. Весь негатив (крики родителей, наказания) он связывает с чтением. Ни в коем случае не прибегайте к насилию. Ваша задача показать, что чтение может приносить удовольствие. Купите яркую, красочную книгу той тематике, которая будет интересна вашему ребёнку. Тема должна быть близка по духу ребёнку. Если у вас дочка, попросите прочитать её кулинарный рецепт вкусного мороженого, которое можно будет вместе сделать. Сыночку можно предложить каждый раз читать инструкции купленных игрушек и т.д.

(Слайд 7.) Радуйтесь успехам своего ребёнка, хвалите и поощряйте его! Если ребёнок делает ошибки при чтении, поправляйте его, но старайтесь делать это очень мягко. Используйте книги с яркими картинками, большими буквами и увлекательным сюжетом.

(Слайд 8.) Как же научить ребёнка читать? Окружите детей книгами. Это один из лучших способов научить вашего ребёнка любить читать. Разложите книги и журналы так, чтобы их было легко найти. Пусть они будут доступны в вашем доме. Если ваш ребёнок вырастит среди книг и видит, что его родители – книголюбы, ему будет любопытно и интересно испытать это на себе. Когда ваш ребёнок будет окружён таким множеством книг и журналов, естественно он будет предрасположен к чтению книг.

(Слайд 9.) Покупайте детям яркие, красочные книги. Дети любят яркие книги, а книги без картинок их не интересуют. Поэтому дайте им книги, содержащие в себе множество разных красочных иллюстраций. Именно яркие картинки вызывают интерес к чтению и познавательность. В настоящее время, благодаря современным технологиям, издания книг, сделало книги доступными. Много возможностей для озвучивания книг. Аудио-книги – тоже один из возможных вариантов для проявления интереса к произведениям литературы.

(Слайд 10.) Сказки или истории на ночь. Одним из лучших способов привить любовь детей к книгам – это чтение перед сном. Дети с нетерпением ждут истории, лёжа в постели. Если у вас двое детей, попросите старшего рассказать историю младшему.

(Слайд 11.) Читайте сами. Если вы не знаете, как научить ребёнка любить читать, то подайте им пример. Дети на подсознательном уровне берут привычки у своих родителей. Если у вас есть привычка читать, вероятнее всего ваш ребёнок вырастет книголюбом. Если вы мало смотрите телевизор, а в основном читаете, будьте уверены то же самое повторят ваши дети.

(Слайд 12.) Обязательно обсуждайте с ребёнком прочитанное. Интересуйтесь у ребёнка, что ему больше всего запомнилось, кто из персонажей ему понравился или не понравился, одобряет ли он финал истории. Ведь культура чтения предполагает не просто чтения текста, но и умение его анализировать. Этот совет относиться и к тому периоду, когда ребёнок начнёт читать самостоятельно. Неплохо было бы, чтобы вы и сами были в курсе того, о чём он читает.

(Слайд 13.)Когда ребёнок освоит буквы и сможет читать слова и предложения целиком, предложите ребёнку поиграть в игру – почитать с вами по очереди. Сначала предложениями, затем абзацами и целыми страницами. Вполне возможно, что, отлучившись в процессе такой игры ответить на телефонный звонок, вы вернётесь и обнаружите ребёнка над книгой, взахлёб читающего продолжение.

(Слайд 14.) Берите ребёнка с собой в книжный магазин и интересуйтесь, какую книгу ему хотелось бы прочесть. И не нагружайте малыша сразу серьёзной литературой. Пусть для начала это будут журналы с комиксами, лишь бы он сам выбрал их и прочёл. Подключайте и другие формы восприятия прочитанного. Например, прочитав сказку о Щелкунчике, сводите ребёнка на одноимённый балет. Если ребёнок увлекается литературой о космосе, чаще ходите с ним в планетарий.

(Слайд 15.) Предложите обратный порядок: посмотрев с ребёнком фильм, расскажите о книге, по которой этот фильм снят. Даже если ребёнок уже вполне в состоянии прочесть книгу целиком, не отказывайте ему в желании послушать, как читают ему взрослые. Пусть самостоятельно он читает то, что нравиться ему, а вы ему читайте те книги, которые вы хотели бы, чтобы он тоже полюбил.

(Слайд 16.) Если вы будете заставлять ребёнка читать, прибегая к методам устрашения и наказания, это может привести к тому, что ребёнок может возненавидеть чтение. Никогда не критикуйте ребёнка и не сравнивайте с другими детьми. Конечно же, никакие ваши действия не будут эффективными, если вы на собственном опыте не покажите ребёнку, что читать действительно интересно.

(Слайд 17.) Как правило, в читающей семье и дети вырастают читающими. А если вы, усадив ребёнка за чтение, сами станете проводить время перед телевизором, не удивляйтесь, если ребёнок в ваше отсутствие не сделает то же самое.

(Слайд 18.) Спасибо за внимание!

Вопросы родителям:

  • Читаете ли вы детям по их просьбе?
  • Обсуждаете ли вы прочитанное?
  • Обыгрываете ли вы сюжет прочитанной сказки?
  • Есть ли у вашего ребёнка книжный уголок?
  • Следите ли за тем, как ребёнок обращается с книгой?
  • Есть ли выбор, вы почитаете ребёнку или предложите посмотреть мультфильмы?

Книга закладывает основу будущего мировоззрения ребёнка, и от того, какими будут его первые книги, зависит многое в его жизни. В чудесном мире книг, у дошкольника появляются друзья и враги, нравственное начало, он учится отличать лучшее от худшего, верное от неверного, рождаются мечты, на основе этого складываются взгляды и облик крохотного ещё человека. Поэтому мы, взрослые – педагоги и родители – должны помочь воспитать любовь и интерес к книге, потребность в чтении.

Как бы жили мы без книг

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых новостей?..

С. Михалков

2. Выставка детских книг, рекомендуемых программой дошкольного образования и иллюстрации известных художников к литературным произведениям (В. Васнецова, В. Чижикова, В. Сутеева, Е. Рачева и др.).

(Воспитатель обращает внимание родителей на выставку книг для детей и иллюстрации известных художников к литературным произведениям.)

Книга – верный,

Книга – первый,

Книга – лучший друг ребят.

— Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки! –

Все ребята говорят.

З. Бычков.

Обратите внимание на эту выставку. Здесь книги, рекомендованные нашей программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Вы конечно же при всей занятости читаете детям дома книги.

Вопросы родителям:

  • А задумывались ли вы над тем, что и как вы читаете?
  • Как вы выбираете книгу для чтения?
  • Обращаете ли вы внимание своего ребёнка на иллюстрации в книгах для детей?
  • Беседуете ли вы с детьми, рассматривая эти иллюстрации?

3. Литературная викторина.

Разделитесь, пожалуйста, на четыре команды. Задания будут даны всем командам сразу: кто поднимет флажок, тот и отвечает. За правильный ответ – фишка. Команда, набравшая большее количество фишек, становится победителем.

Задания командам:

— Угадайте по отрывку из произведения для детей его название и автора.

— Угадайте, из какого произведения этот предмет? (Воспитатель показывает предмет или предметную картинку.)

— Скажите, в какой сказке живёт этот персонаж? (Показывает иллюстрацию, например, петуха. Этот персонаж встречается во многих сказках, будут правильными несколько ответов.)

— Угадайте сказку по картинам и назовите авторов этих картин. (Показывает картины Е. Рачева, В Сутеева, В. Васнецова и др.)

— Отгадайте загадки о сказочных героях.

Он одежду мирно шил,

Он отважно говорил:

«Силачом слыву недаром,

Семерых – одним ударом!»

(Храбрый Портняжка.)

Внучка к бабушке пошла,

Пирожки ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил!

(Красная Шапочка.)

Чтоб друга верного спасти,

Ей полстраны пришлось пройти:

От разбойников бежать,

В снежной буре замерзать,

Через льды перебираться,

С королевою сражаться.

(Герда.)

Бедняжка я и замарашка,

К золе привыкла и печам.

Мне днём бывает очень тяжко,

И я мечтаю по ночам.

Но я не плачу, я не плачу,

Я улыбаюсь и терплю.

Я верю в счастье и удачу

И всех жалею и люблю.

(Золушка.)

Фруктово- огородная страна,

В одной из книжек сказок есть одна.

А в ней герой – мальчишка овощной,

Он храбрый, справедливый. Кто такой?

(Чиполлино.)

Кто-то известный сказал: «Люди перестаю мыслить, когда перестают читать». Мы, педагоги и родители, должны помочь ребёнку полюбить книгу, воспитать интерес и потребность в чтении. Мы желаем вам успеха на этом нелёгком, но радостном пути.

Подведение итогов, решение родительского собрания:

Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставить себе цель – читать с ребёнком каждый день, обсуждать прочитанное. Найти время и возможности для семейного чтения. Выписать и читать с детьми детский журналы. Оказать детям помощь в оформлении читательских тетрадей. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные, понравившиеся мысли из прочитанного. Объявить конкурс на лучшую читательскую тетрадь. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.

 

Презентацию можно скачать здесь.

dohcolonoc.ru

Родительское собрание в подготовительной группе ДОУ на тему «Как стать ребенку лучшим другом»

Разделы: Работа с родителями


Качество жизни взрослого человека определяется качеством взаимоотношений с родителями, когда он был маленьким. На родительском собрании рассматриваются вопросы партнёрских отношений детей и родителей. Безусловное принятие ребёнка – основа успешности таких отношений. Поэтому в семье необходимо создать условия, в которых у родителей и детей возникает желание построить отношения, основанные на взаимопонимании, уважении, честности и искренности, и чтобы они оставались такими вне зависимости от возникающих обстоятельств.

Не надо воспитывать детей, воспитывайте себя,
дети всё равно будут похожи на вас”.

Цель: содействие формированию партнёрских отношений между родителями и детьми через повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

  • рассмотреть позицию партнёрских отношений и необходимость их воплощения в жизнь;
  • показать важность безусловного принятия ребёнка;
  • актуализировать приёмы “Активного слушания”, “Я сообщения”, правила общения

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня собрались с Вами, что бы обсудить возможность партнёрских отношений между родителями и детьми, и как достичь таких отношений, используя полученные знания из книг Ю.Б. Гиппенрейтер “Общаться с ребёнком. Как?” и Л.В. Петрановской “Если с ребёнком трудно”.

— Как Вы считаете, что такое партнёрские отношения между родителями и ребёнком?

— В Вашей семье есть партнёрские отношения? И нужны ли они?

Давайте окончательные выводы сделаем в конце нашей встречи, а пока продолжить наш разговор хотелось бы вот этой маленькой историей.

“Однажды один маленький мальчик вернулся домой из школы и передал матери письмо от учителя. Ни с того ни с сего мама вдруг начала плакать, а затем зачитала сыну письмо вслух: “Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами”.

Много лет после смерти матери он пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: “Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома”. Мальчика звали Томас Эдисон, и к тому времени, он уже стал одним из величайших изобретателей века. Эдисон прорыдал несколько часов подряд. Затем он записал в свой дневник: “Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века”.

— Какое развитие ещё могла получить эта история?

— Что помогло этой мудрой женщине сделать из своего сына гения?

Я полностью согласна с Вами – любовь к своему ребёнку! Безусловное принятие ребёнка – основа его успешности. Безусловная любовь – базовая потребность жизнедеятельности человека. Но помни ли мы об этом в повседневной суете? И возможно ли безусловное принятие ребёнка при авторитарном стиле воспитания?

По статистике в 9 из 10 семей отсутствуют чёткие правила поведения. На 8 упрёков 1 похвала. По исследованиям психологов детям в день необходимо 4 объятия, что бы жил, 8, что бы был здоров, и 12, что бы жил счастливо, не считая утреннего поцелуя и вечернего перед отходом ко сну. Задумаемся, не обкрадываем ли мы собственных детей, и как такое отношение отразится на их будущем? Качество жизни взрослого человека определяется качеством его взаимоотношений с родителями, когда он был маленьким.

А теперь я предлагаю Вам “окунуться в детство” и немного поиграть.

Игра “Что я чувствую, если…” (на меня кричат, наказывают, заставляют делать что-то против воли, оскорбляют и унижают). Проговаривание испытанных чувств с обсуждение. Итог, как можно эти ситуации пережить по другому?

— Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: “Как хорошо, что ты у нас родился”, “Я рада тебя видеть”, “Ты мне нравишься”, “Я люблю, когда ты дома”, “Мне хорошо, когда мы вместе…”. Дружелюбный тон общения даже когда нам что-то не нравится.

Хвалить ребёнка по принципу бутерброда: похвала, конструктивное замечание, похвала. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими, сравнивайте успехи ребёнка с его прошлыми достижениями.

Соблюдаем следующие правила:

  1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  2. Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства.
  3. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его. Не следует занимать позицию над ребенком; дети к ней очень чувствительны, и против нее восстают все живые силы их души. Тогда-то они и начинают сопротивляться “необходимому”, не соглашаться с “очевидным”, оспаривать “бесспорное”.
  4. Полезно использовать внешние средства (напоминалки, расписание, инструкции), замена слов взрослого.
  5. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться “сознательным”.
  6. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: “С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!”
  7. Активно слушать ребенка — значит “возвращать” ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. Не требуйте от ребенка невозможного, или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

Тренинг “Активного слушания” и “Я-сообщений”. Давайте потренируемся в активном слушании и Я-сообщениях. Предлагайте ситуации из своего опыта, и мы вместе найдём решение. (Если родители затрудняются, то ситуации предлагает воспитатель).

Информация для родителей “Интервью”. Ответы-рассуждения детей по поводу наказаний, приказов, повышенного тона и т.д..

— Мы можем сделать вывод: путь авторитарности — абсолютно тупиковый. Власть, рассчитанная на беспрекословное подчинение или страх наказания, перестает действовать.

Ребенок рано или поздно вступает в борьбу за самостоятельность, за право реализовать свои потребности и цели, и делает это со всей энергией своих юных сил. Дело порой доходит до открытой войны. И самое опасное на этом пути — ощущение невозможности повернуть назад.

На наш взгляд, выбор один: понять, что путь насилия над ребенком безнадежен и рано или поздно приведет к разрыву отношений. Взрослый теряет авторитет, если начинает полагаться на запреты, давление и приказ. И как альтернативное решение – партнёрская позиция между родителями и детьми. Она поможет сохранить авторитет. Но не силой приказа, а духовной, личностной силой; и той опытности, которая состоит не в механическом запасе знаний, а в мудром поведении.

Всё техники и приёмы, с которыми мы сегодня познакомились, помогают проявлять мудрость в трудных для вас и вашего ребенка ситуациях, и удерживает вас от опасного крена в авторитарность.

Но, конечно, дисциплину никто не отменял. И тут помогают правила и границы.

Правило первое

  • Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого.

Правило второе

  • Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Правило третье

  • Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Правило четвертое

  • Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Правило пятое

  • Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

4 зоны для установления дисциплины.

  • Зелёная – всё то, что ребёнок может делать сам.
  • Желтая – всё то, что может делать сам, но по согласованию с взрослым.
  • Оранжевая – правила, которые работают всегда, но в исключительных случаях можно отступить.
  • Красная – зона строго запрета. Всё то, что категорически делать нельзя, что опасно для здоровья и жизни ребёнка.

Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, что бы ребёнок вырос успешным, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. Поэтому ещё раз повторимся в некоторых моментах, а Вы поднимайте зелёный сигнальный круг, если согласны с ними, и красный, если не согласны:

1. Безусловно принимать его.

2. Активно слушать его переживания, и потребности.

3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты… Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.

10. Обнимать не менее 12 раз в день.

Делаем вывод: семейные партнерские отношения основываются на уважении и взаимопонимании.   Не этого ли мы желаем себе и своим детям? Ваше мнение?

— Я рада была нашему сегодняшнему продуктивному общению. У Вас есть сигнальные красные и зелёные круги, пожалуйста, положите красный круг в красную коробочку, если Вы пожалели о потерянном времени, и зелёный в зелёную коробочку, если Вам было интересно, и Вы собираетесь на практике выстраивать партнёрские отношения.

— Спасибо, до новых встреч! В индивидуальном порядке в удобном для Вас режиме я с удовольствием отвечу на Ваши вопросы. Для домашнего прочтения, Вы можете взять печатный материал. (Смотрите Приложение).

Список используемой литературы

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? [Текст]: /Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Сфера, 2003. – 118 с.
  2. Петрановская, Л. В. Если с ребёнком трудно [Текст]: / Л.В. Петрановская. – М.: ООО Издательство АСТ, 2013. – 144 с.
  3. Шитова, Е. В. Работа с родителями [Текст]: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / Е. В. Шитова. – Волгоград: Издательство “Учитель”, 2009. – (155-158 с.).

9.05.2016

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Советы рукодельницам