Как интересно провести родительское собрание
Бытует мнение, что родительское собрание является обычным подходом к установлению контакта между родителями школьников и учителями. Однако данное убеждение неверно. Прежде всего основными целями такой встречи следует считать обсуждение успехов и неудач школьников, а также эффективных приёмов воздействия на них. Естественно, ключевая фигура данного мероприятия – классный руководитель, который должен организовать интересное и информативное родительское собрание. Как это сделать? Расскажем в сегодняшней статье.
Подбираем темы и формы родительских собраний
В большинстве случаев тематики родительских собраний, будь то средняя или начальная школа, разрабатываются на год вперёд, поэтому будет отлично, если родители также примут участие в выборе интересных для них тем. В конце последнего семестра проведите небольшое анкетирование, благодаря которому родители сами определят список вопросов, которые в обязательном порядке необходимо будет обсудить в следующем году.
Возникает вопрос: а какие же темы будут актуальными и интересными для родителей? Что ж, их спектр достаточно широк, поэтому предлагаем ознакомиться с таковыми: «Жизнь после школы или как выбрать университет», «Как справиться с трудным ребёнком», «Проблемы обучения», «Ученик в подростковом возрасте», «Плюсы и минусы школьной формы», «Распорядок дня школьника».
Что касается формы проведения встречи, то и здесь необходимо будет серьёзно подготовиться. Помните, вам нужно постараться «зажечь» пап и мам своим подходом к организации данного мероприятия. Среди наиболее интересных форм стоит отметить: педагогический ринг (на котором сталкиваются мнения родителей и детей), различные конференции родителей, где они смогут обменяться опытом воспитания, собрания-чаепития, небольшие пресс-конференции с родителями, собрания-дискуссии и т.д.
Проведение родительского собрания
Запомните главное – любое родительское собрание должно состоять из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Время проведения – не более одного часа.
Вводная часть
Основная задача вводной части – организация родителей и создание благоприятной атмосферы для беседы, которая позволит сконцентрировать внимание как классного руководителя, так и всех остальных. Создать эту самую атмосферу можно будет путём интересного оформления кабинета. Однако не забывайте, всё должно быть в меру: умеренный свет, негромкая музыка, аудитория не должна быть оформлена в пёстрых тонах, стулья расставлены полукругом или П-образно, чтобы было удобно делить родителей на несколько групп. Как только папы и мамы попадут в помещение, они сразу же оценят ваши старания.
Кстати, перед собранием также советуем сделать небольшую выставку творческих работ школьников. Это могут быть как тетради отличников, так и рисунки, сделанные на уроках изобразительного искусства. Можете оформить и уголок, где родители смогут ознакомиться с текущими отметками учеников.
Заинтересовать внимание родителей поможет и такая небольшая выставка рисунков
Вы можете выбрать строгий, весёлый или непринуждённый стиль общения, но ни в коем случае не говорите с родителями поучительным тоном. Вы общаетесь со взрослыми людьми, многие из них старше вас и уж точно разбираются во многих вопросах не хуже.
Затем поблагодарите всех пап и мам за то, что они пришли. Не забывайте и о лирическом начале: музыкальный фон в виде фортепиано или гитары, а также тематические стихи позволят родителям выбросить из головы лишние мысли и настроиться на работу. Ну а сообщив интересную и интригующую тему, вы точно приятно удивите их!
Основная часть
Как правило, основная часть собрания начинается с выступления классного руководителя, рассказывающего об основных аспектах рассматриваемой темы. Сообщение должно быть лаконичным, поскольку, как известно, устойчивость внимания к концу рабочего дня оставляет желать лучшего. В противном случае родители пропустят доносимую вами информацию мимо ушей и начнут думать о своих делах.
Ваша главная задача – заинтересовать родителей в теме обсуждения
Таким образом, необходимо сделать так, чтобы родители ни в коем случае не становились пассивными слушателями. Старайтесь задавать им как можно больше вопросов, приводить различные примеры из личной практики, анализируйте проблемы, возникающие у современных педагогов, а также предлагайте родителям просмотр небольших документальных видео, связанных с темой собрания.
Затем перейдите непосредственно к обсуждению жизни класса. Рассказывая о нежелательных поступках школьников, не называйте их фамилии. Также не стоит предъявлять претензии к родителям и обсуждать личную жизнь конкретного ученика. Главное здесь – общими усилиями выработать несколько путей решения проблематичных ситуаций.
Будет очень хорошо, если кроме видеозаписей вы сможете предлагать родителям различные иллюстрации, графики и даже интервью детей группы.Всё вышеперечисленное позволит родителям быть максимально заинтересованными в вашем выступлении.
Закончить основную часть стоит весёлыми и интересными конкурсами, которые точно придутся по нраву папам и мамам. Например, можно провести конкурс под названием «Внимание, конфликт». Его суть состоит в том, чтобы научиться находить компромисс в спорах и конструктивно их решать. Предложите родителям три конфликтных ситуации, выслушайте их мнение, а затем общими усилиями найдите способы их решения.
Попробуйте сделать вместе с родителями несколько поделок из бумаги
Ещё один забавный конкурс называется «Автопортрет». Перед родительским собранием деткам необходимо будет нарисовать автопортреты. Задача родителей – угадать рисунок своего чада. Также попробуйте провести мастер-класс по изготовлению фоторамок или оригами.
Заключительная часть
В конце собрания педагог внимательно слушает вопросы родителей и отвечает на них
Заключительную часть нередко называют «разной», потому что в это время родители и классный руководитель начинают обсуждать всё, что не связано с главной темой мероприятия. В основном это финансовые и организационные вопросы, а также планы на ближайшее будущее.
По окончании подытожьте встречу, перечислив основные тезисы по решению каждого из вопросов, которые были зафиксированы в протоколе. Ну а потом можно устроить чаепитие. Не следует готовить шикарный стол, достаточно запастись кипятком, пакетиками с чаем и сушками. В неформальной обстановке родители будут чувствовать себя более раскрепощённо, поэтому быстро станут общительными.
Небольшая памятка классному руководителю
- Уважайте своё и родительское время, назначая собрания как минимум за неделю до проведения. Будет лучше, если вы конкретно сообщите время начала и конца мероприятия.
- Предоставляйте информацию о возможном месте работы учащихся в летнее время, рассказывайте об их перспективах и успехах в школе.
- Не забывайте упоминать об инновациях в образовательной сфере, о лучших зарубежных и российских формах, где практикуется совсем другая форма обучения.
- Почаще хвалите родителей за хорошее воспитание ученика. Иногда можно вручить маме или папе небольшую грамоту или благодарственное письмо.
- По окончании учебного года проанализируйте вашу совместную с родителями работу за 4 семестра, а также обязательно составьте план на следующий год.
Таким образом, интересное и информативное родительское собрание позволит эффективно объединить возможности семьи и школы в воспитании и образовании учеников. Главная задача педагога – сделать родителей активными участниками мероприятия и дать им возможность задать и обсудить абсолютно любые вопросы.
shkolabuduschego.ru
Копилка методических приемов, или Как сделать родительское собрание эффективным и интересным
Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба
Все, что происходит в первый раз, всегда
надолго остается в памяти.
Так и свое выступление на первом родительском
собрании я помню очень отчетливо. Общее
состояние на грани обморока. Дрожь в коленках.
Сухость во рту. Пристальный взгляд в листочки с
текстом, за которые пытаешься спрятаться от
родителей. Навязчивый страх, что сейчас начнут
задавать вопросы… Наверное, подобное испытывал
каждый молодой, только начинающий педагог.
А если проанализировать методы и приемы того
первого взаимодействия с родителями – банальная
лекция, информирование. В итоге, я ушла с собрания
неудовлетворенная, а родители – сомневающиеся в
возможностях науки психологии.
Прошли годы, и, только получив некоторый опыт
работы по психологическому просвещению
родителей, я начала понимать, насколько
малоэффективен лекционный (информационный)
метод работы на родительском собрании. Он то и
заставлял волноваться, переживать – а будут ли
слушать меня родители, поверят ли в то, что я им
буду рассказывать на родительском собрании,
надолго ли запомнят рекомендации?
Сейчас, изучив множество теоретической и практической литературы по данному направлению, ознакомившись с имеющимися наработками моих коллег (психологов и педагогов), сформировав свою «копилку» методических приемов по взаимодействию с родителями на собрании, я могу поделиться опытом с начинающими педагогами.
Работая над статьей, я не определяла перед собой цель представить вниманию читателей целостные разработки родительских собраний (от начала до конца, с целями, задачами, конкретными теоретическими выкладками и практическими упражнениями). Каждую такую разработку родительского собрания других авторов (пусть даже очень качественно составленную) мне всегда приходилось переделывать, «подгонять» под себя. Как показывает опыт, каждая аудитория слушателей (родителей) индивидуальна, и что подойдет для одних, может совершенно не пригодиться в работе с другими.
Мною же в статье рассматриваются отдельные методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:
– создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,
– вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,
– предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом.
Все методические приемы сгруппированы в статье для использования на определенном этапе родительского собрания (мотивационном, диагностическом, основном – при изучении теоретической информации и отработке практических навыков, а также заключительном – рефлексивном). В основе описываемых приемов лежат активные методы работы с родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего.
- Использование метафор (мотивационный этап родительского собрания).
В начале занятия необходимо замотивировать
родителей на активное участие в обсуждении
затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для
этого педагог может с успехом применять
метафору.
Метафора, как известно, это косвенное сообщение
информации в виде поучительной истории или
образного выражения. Этот прием позволяет не
напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов,
достучаться до сознания человека. Метафора лежит
в основе мудрых изречений философов и писателей,
древних и современных притч, сказок.
Одним из вариантов использования метафоры
является методический прием обсуждения
рисунков – метафор, предложенный
педагогом-психологом Цветковой С. в статье
«Вопросы воспитания в картинках» газеты
«Школьный психолог». В основе описываемого
приема лежит обсуждение рисунка, на первый
взгляд, не связанного с темой родительского
собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям,
отвечающим на наводящие вопросы педагога,
постепенно приходит понимание, что предмет (или
явление) на рисунке, как ни что другое,
олицетворяет затрагиваемую на собрании тему,
проблему.
Вот, один из примеров использования на
родительском собрании рисунка – метафоры,
взятый из вышеупомянутой статьи:
Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка)
Данный рисунок можно предложить для обсуждения
на родительском собрании, посвященном основным
принципам воспитания, а в данном случае –
принципу воспитания на основе личного примера
взрослого.
Согласно оригинальной авторской разработке
«Вопросы воспитания в картинках», родителям,
отвечая на наводящие вопросы педагога,
необходимо составить достаточно подробный
рассказ по предъявленной им картинке. И только
потом им объявляется, с каким воспитательным
моментом связан обсуждаемый рисунок.
В своей же работе я использую этот прием
несколько по-иному – с самого начала стараюсь
активизировать рассуждения родителей с помощью
прямых, заранее подготовленных вопросов к
рисунку – метафоре. Это связано с тем, что
зачастую родители, придя на собрание, стараются
избежать всякой активности (высказать
собственное мнение, подать реплику, задать
вопрос, показать собственные знания по теме), не
желая показаться некомпетентными в вопросах
воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и
т.д.
Ниже представлены вопросы педагога и примерные
ответы родителей (те, к которым желательно
подвести их рассуждения):
– Что изображено на картинке?
– Губка (родители).
– Давайте попробуем перечислить качественные
характеристики этого предмета. Какое характерно
для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с
губкой, если она впитает жидкость синего цвета?
Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости
разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного
цвета (родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что
особенностью губки является способность к
впитыванию. А как вы думаете, от какого слова
происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные
предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов
«питание», «впитывание». Я не зря обратила
внимание на общность корней этих слов, потому что
ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в
себя все то, что «вливают» в него родители. Можно
долго убеждать ребенка, что курить вредно,
наказывать его за вредную привычку. Это
бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением
курит его отец или мать, старший брат или другие
окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в
себя пример старших и уважаемых людей.
– Родители высказываются.
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
Немного модифицировав описываемый прием и подобрав другие рисунки-метафоры, я часто прибегаю к нему в своей практике – и не только при проведении родительских собраний, а также осуществляя психологическое просвещение педагогов.
Так, в моей «копилке» появились следующие рисунки – метафоры (Приложение 1):
– Рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема – необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).
– Рисунок-метафора «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис, например кризис 3-х лет).
– Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука»
– Рисунок-метафора «Рюкзак» (затрагиваемая проблема – подготовка ребенка к школе).
Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи, подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи.
Так, например, обсуждая с родителями вопрос о последствиях грубого, непедагогичного обращения с ребенком, я использую текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след»:
«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.
Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю.
Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».
Не мене эффективна демонстрация
мультипликационных фильмов, снятых по мотивам
притч, с последующим их обсуждением (
Мудрые изречения философов, цитаты писателей можно применять для оформления тематического стенда или памятки к родительскому собранию – как главную мысль всей представленной информации (Приложение 3).
- Анкета в работе с родителями (диагностический этап родительского собрания).
Ведя разговор с родителями о той или иной
проблеме (детской агрессивности, тревожности,
психологической готовности к школе и т.д.),
хочется, чтобы разговор этот был предметным,
чтобы родители, хотя бы ориентировочно,
представляли себе, имеются ли описываемые
трудности у их ребенка. Ведь, не все родители
критичны сами к себе и своему чаду, не всегда
способны увидеть имеющуюся у них проблему в
семье, в процессе построения взаимоотношений с
ребенком. У других родителей просто может не
хватать специальных знаний для объективной
оценки ситуации.
В связи с чем появляется необходимость
использования на родительских собраниях
экспресс-анкет. Понятно, что подобные анкеты не
могут дать глубокого анализа имеющихся
трудностей, однако, позволяют произвести первую
общую оценку имеющейся ситуации.
Предлагаемые анкеты должны быть простыми для
восприятия и обработки самими родителями на
собрании. Среди подобных анкет можно выделить
следующие: анкеты «Признаки агрессивности»,
«Признаки импульсивности», «Признаки
тревожности», «Готовность ребенка к школе»,
«Стили воспитания в семье» и др. (Приложение
4)
Для того, чтобы родители были искренни в ответах
на вопросы анкеты, перед проведением
анкетирования им необходимо дать установку о
том, что полученные в ходе диагностики данные
будут известны только им, и озвучивать их для
всей аудитории нет необходимости.
Получив конкретную информацию о себе и своем
ребенке по итогам анкетирования, родители,
скорее всего, быстрее прислушаются к словам
педагога и с большим желанием примут во внимание
его рекомендации.
- Как интересно подать теоретическую информацию (основной этап родительского собрания – изучение теоретической информации).
Изучение любой темы предполагает обращение к
теоретическим знаниям. Без раскрытия основных
теоретических положений по той или иной проблеме
невозможно ее правильное понимание. На
родительском собрании педагогу необходимо
знакомить родителей с основными понятиями,
раскрывающими затрагиваемую проблему. Чтобы
знакомство родителей с теорией не было скучным и
неинтересным, педагогу необходимо подойти к
вопросу творчески.
Существует ряд приемов нестандартной подачи
теоретической информации.
Подобным методическим приемом является упражнение
«Ассоциации» (заимствованное мной из
технологии обучения школьников критическому
мышлению, в оригинале этот прием называется
«Кластер»).
Педагог представляет вниманию родителей
ключевое понятие темы и предлагает им называть
как можно больше слов или выражений, связанных,
по их мнению, с предложенным понятием. Основное
условие – не повторять то, что уже было сказано
другими. Все высказывания фиксируются на доске.
Когда поток родительских ассоциаций иссякнет,
педагог обобщает знания родителей и дает новую,
неизвестную слушателям теоретическую
информацию по проблеме.
Рассмотрим пример использования упражнения
«Ассоциации» на родительском собрании по теме
«Психологические особенности подросткового
возраста».
Ключевое понятие: «Подростковый возраст».
Родители свободно называют свои ассоциации,
связанные с понятием, в результате чего
образуется кластер (пучок):
Педагог обобщает все сказанное родителями: «Подростковый
возраст является переходным, переломным
возрастом (т.к. в течение этого периода
происходит своеобразный переход от детского
состояния к взрослому). Считается, что этот
период труднее для обучения, воспитания, чем
младший и старший возрасты, т.к. связан с
перестройкой всех психических процессов,
деятельности и личности школьника».
А оставшиеся ассоциации, не отраженные в
обобщенном выводе, используются как опора для
объяснения нового теоретического материала.
Другим, не менее интересным упражнением для
изучения теоретической информации родителями
является упражнение «Портрет «особого»
ребенка» (предложенный авторами Лютовой К.К.
и Мониной Г.Б. для работы с родителями детей,
имеющих трудности в развитии).
На доску вывешивается схематичное изображение
«особого» ребенка, например, агрессивного (тема
родительского собрания – «Влияние семейного
воспитания на формирование у ребенка
агрессивного поведения»).
Родителям, еще до предоставления педагогом теоретической информации по теме, предлагается самим попробовать составить портрет такого ребенка – описать его внутренний мир, а также внешние проявления поведения. Полученное описание при необходимости корректируется педагогом и дополняется неизвестной родителям информацией.
- Вредные и полезные советы (основной этап родительского собрания – отработка практических навыков).
Очень часто у работающего с родителями
педагога возникает вопрос, как правильно дать им
рекомендации, чтобы к ним прислушались, приняли
во внимание, а также реализовали на практике?
Опыт показывает, простое перечисление педагогом
рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть
даже самых содержательных и эффективных) не
оставит и следа в сознании взрослых. Это знание
не будет их личным, пока не будет прочувствовано
на собственном опыте. Только вовлекшись в
непосредственное обсуждение, «примерив»
воспитательную ситуацию на себя, родитель может
понять положительные и отрицательные моменты
тех или иных педагогических воздействий.
Стандартным упражнением для выработки и обсуждения оптимальной педагогической стратегии взаимодействия с ребенком является упражнение «Обсуждение проблемных ситуаций». При обсуждении типичных и нетипичных педагогических ситуаций ненавязчиво педагог дает понять родителям, как необходимо поступать в той или иной ситуации. Каждому педагогу необходимо накапливать «копилку» подобных воспитательных задач для родителей, которые он в дальнейшем будет применять на собраниях (Приложение 5).
Более интересным и нестандартным методическим
приемом знакомства родителей с
психолого-педагогическими рекомендациями
является прием «Вредные советы».
Однажды на глаза мне попалась памятка для
учителей – «Бесполезные советы», следование
которым может существенно ухудшить отношение
младшего школьника к учебе (автор – Климакова Ю.).
В этой памятке по типу «Вредных советов» Г.
Остера давались рекомендации (вернее –
антирекомендации), как необходимо педагогу
общаться с ребенком. Данная памятка и легла в
основу разработанного мной методического приема
«Вредные советы или Как нельзя общаться с
«особым» ребенком».
Родителям на собрании предлагаются «Вредные
советы» по общению, например, с ребенком 3-х лет, в
ходе обсуждения которых необходимо понять, как
подобное отношение к ребенку отразится на его
развитии, а также совместно разработать
правильные стратегии поведения с «особым»
ребенком.
Вредные советы или Как нельзя вести себя с ребенком трех лет | Негативные последствия подобного воспитания | Полезные советы или Как надо вести себя с ребенком трех лет |
Постоянно ограничивайте самостоятельность ребенка, не разрешайте делать что-то самостоятельно, при любой возможности сделайте это за него. | ||
Во время закатываемых истерик уступайте ребенку, идите у него на поводу. | ||
Наказывайте ребенка за капризы и истерики, ругайте, отчитывайте его, читайте нотации. |
Такое изложение теоретического и
практического материала позволяет родителям
увидеть свои ошибки в воспитании ребенка с теми
или иными трудностями; взамен имеющейся
стратегии общения с ним продумать новую, более
оптимальную стратегию, основанную на
психолого-педагогических законах.
Так в моей «копилке» появились «Вредные советы»
для родителей агрессивных, тревожных,
гиперактивных детей (Приложение
6).
Множество интересных методических приемов для
обсуждения оптимальных стратегий для построения
взаимоотношения родителей с детьми предлагаются
Лютовой К.К. и Мониной Г.Б. Это такие приемы, как:
– «Скорая помощь» (родители, работая в
группах, разрабатывают всевозможные приемы
профилактики и коррекционного воздействия на
ребенка с той или иной проблемой),
– «Письмо от имени ребенка» с проблемой
в развитии (родители, работая в группах,
составляют обращение родителям от имени
«проблемного ребенка», как бы ему хотелось, чтобы
с ним взаимодействовали взрослые) и др.
Каждый из представленных приемов по-своему
интересен и может быть взят на вооружение
педагогом для работы с родителями.
- Подведение итогов (рефлексивный этап родительского собрания).
В конце родительского собрания необходимо
подвести итог встречи. Делая обобщение
затронутых во время беседы вопросов, педагог
вновь может обратиться к метафоре – прочитать
притчу или произнести цитату, философское
высказывание.
Я же в свой практике часто использую упражнение
«Портфельчик с полезностями». Перед своим
выступлением раздаю каждому пришедшему на
родительское собрание, так называемый,
«Портфельчик» (Приложение 7),
и предлагаю заполнить его в течение нашей
встречи разнообразными советами,
рекомендациями, памятками, интересными приемами
работы с детьми и т.д.
По окончании родительского собрания акцентирую
внимание на том, чем наполнился «Портфельчик» в
ходе нашей встречи, а также призываю не
останавливаться на достигнутом и продолжать
пополнять его дальше.
Практически каждое родительское собрание я
завершаю раздачей памяток родителям, в
которых отражены главные теоретические аспекты,
а также отдельные практические рекомендации (Приложение 8).
Понятно, что в рамках статьи невозможно описать все имеющиеся ме
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Родительское собрание в форме квеста
Родительское собрание в форме КВЕСТ-игры «Мы вместе»
Цель: эмоциональное сближение родителей и детей.
Задачи: усиление роли семьи в воспитательном процессе, улучшение отношений между детьми и родителями, повышение психологической компетентности родителей, расширить знания о взаимоотношениях ребёнка и взрослых в условиях ДОУ и семьи; пробудить у родителей желание увидеть проблемы своего малыша изнутри и найти способы их решения;обучение родителей знаниям и умениям, способствующим гармонизации детско-родительских отношений; создание коллектива педагогов и родителей, заинтересованных в решении общих проблем.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Игра начинается в группе.
Руководитель игры: Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу встречу. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу и постараемся узнать много нового как о самих себе, так и о своих детях. Форма проведения нашей встречи будет не совсем обычной. Как вы думаете, чувствуете, для чего мы вас здесь собрали, что же сейчас здесь будет происходить??? Есть предположения?
Ответы родителей….
— Сегодня я проведу для вас квест под название «Мы вместе». Квест (англ. quest, или приключенческая игра (англ. adventure game)
— Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
— Поиграем?
— Я предлагаю пройти вам испытания. Где будет проходить очередное испытание вы узнаете, отгадав мои загадки. За каждое выполненное задание вы получаете часть картинки. Всего их четыре. В итоге у вас должна получиться целое изображение, а вот какое, вы узнаете, когда соберёте все части. После чего мы с вами соберёмся в музыкальном зале, где подведём наши итоги.
— Итак, начинаем? Поехали…
Упражнение «Разминка»
Цель: ознакомление участников групп друг с другом, снятие напряжённости первых минут, создание в группе более раскованной атмосферы для достижения состояния, которое бы позволило эффективно работать.
Как-то раз маленький Цыплёнок нашёл большого Петуха.
— Почему у цапли длинный клюв, а у меня совсем маленький? — спросил он.
— Отстань!
— Почему у зайца длинные уши, а у меня даже крошечных нет?
— Не приставай!
— Почему у кошки мягкая красивая шубка, а у меня какой-то жёлтый пух?
— Отойди говорю! Замолчи!
— Почему даже маленький щенок умеет вилять хвостиком, а у меня никакого хвостика нет?
— Да отстань же ты! — закричал Петух.
— Почему у козлёнка есть хорошенькие рожки, а у меня даже плохоньких нет?
— Прекрати! Убирайся!
— Всё «отстань», «вон», «прекрати»! Почему всем маленьким взрослые отвечают на вопросы, а ты — нет? — пропищал Цыплёнок.
— Потому что ты не спрашиваешь, а просто всем завидуешь! — сердито ответил Петух. И это была чистая правда.
Задание родителям: посадить воображаемого жёлтого цыплёнка себе на ладонь и попробовать его переубедить.
Например: — Очень хорошо, что у тебя жёлтый пух, потому что… — Хотя у тебя короткий клюв, но…
— Молодцы, вы справились с заданием. Получите часть изображения.
— Следующее задание вас будет ждать в другом помещении. Чтобы узнать где, отгадайте загадку:
Бегать нужно там, скакать,
Веселиться и играть,
Только раз зайдёшь туда:
Начинается игра!
(спортивный зал)
Проходим с родителями в спортивный зал
Сценка «Статуя ребёнка»
Цель: показ буквального понимания всего детьми.
Среди родителей выбирают одного желающего, который сыграет роль ребёнка.
Руководитель игры:
— Мир детей существует рядом с миром взрослых, в том же физическом пространстве, но зачастую мы, взрослые, оказываемся слепы к жизни наших детей. Чаще всего причиной непонимания наших детей являются нежелание прислушиваться к их мнению, недостаток времени, недоверие, игнорирование их желаний, родительский эгоизм.
Это можно доказать, разыграв сценку «Статуя ребёнка».
ХОД ИГРЫ
Это маленькая дочь, первоклассница. Она с мамой спешит в школу, им надо успеть на автобус. Дочь очень энергичный ребёнок, очень любопытный, задаёт много вопросов даже в тот момент, когда они быстро идут к автобусу. Мама берет дочь за руку, и они бегут. Дочь спрашивает:
— Мама, а что там такое? Посмотри!
И в этот момент дочь попадает ногой в лужу.
Мама отвечает:
— Куда ты вообще смотришь? У тебя, что, глаз нет?
заматывают ребенку глаза
И они опять спешат в школу. Вбегают в автобус, и встречают там мамину подругу. Мама начинает с ней обсуждать вчерашний день. Дочь внимательно слушает, затем говорит:
— Мама. Мама, ты слышала, как пела птичка? А кто такой дядя Юра?
Мама отвечает:
— Ты почему вмешиваешься во взрослый разговор? И, вообще, зачем ты уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!
После этой фразы завязывают дочери уши.
Они выходят из автобуса, мама прощается с подругой и они с дочкой бегут по дороге. При этом мама постоянно смотрит на часы, чтобы не опоздать.
Дочь снова обращается к маме:
— Ой, какой сегодня чудесный день! Мама, меня Маша ждёт, я ей пообещала ластик принести, тот, что…
Мама перебивает ее и говорит:
— Отстань! Ты чего разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Ты можешь в конце концов помолчать? Быстро рот закрой!
Завязываю дочери рот ещё одним шарфом.
Мама хватает ребёнка за руку, и они движутся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Мама бьет её по рукам и говорит:
— Что у тебя за руки! Почему ты постоянно что-то хватаешь? Не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!
Завязывают руки шарфиком.
Но тут дочь начинает прыгать, поднимать ноги. Мама злится и кричит на неё:
— Ты где этому научилась? Это что такое? Прекрати дрыгать ногами! Стой спокойно!
В этот момент завязывают ноги.
Мама смотрит на часы, нервничает, что они с дочкой не успевают, и начинает подгонять ребёнка:
— Чего ты плетёшься? Шире шаг. Ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки — ни писать нормально, ни держать ничего не умеешь! Смотри на дорогу, не спотыкайся. Чего ты как слепая плетёшься?
Мама недовольна всем, что дочь делает, забыв о том, что сама же всё ей завязала, чтобы у той всё получалось, причём обязательно хорошо.
ДРУГОЙ ВАРИАНТ ЭТОЙ ЖЕ СИТУАЦИИ
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи! » – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
Руководитель игры:
— Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
Молодцы! Вы справились с очередным заданием – получайте картинку (отдаю 2 часть картинки).
Следующая загадка: В детский сад дверь открывая,
Туда мы попадаем…
Что за помещение?
Знаете или нет?
Ну-ка дайте мне ответ!
(фойе)
3) Упражнение «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали. Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Руководитель игры:
— Вы, конечно, как любящие родители справились и с этим заданием. Найдите еще одну картинку.
— Нам пора двигаться дальше и следующая загадка для вас:
Там светло, красиво и музыка живет
Вас на праздники этот зал зовет …
(Музыкальный зал)
Проходим в музыкальный зал
(там стоит экран, проектор, стульчики для родителей, приготовлена свеча)
Руководитель игры:
Уважаемые родители предлагаю вам присесть на стулья и посмотреть короткий фильм
(видеопрезентация «10 заповедей»)
Руководитель игры: «Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Вся его педагогика сводилась к мысли о том, что воспитатель (как и родитель) должен прежде всего любить детей. В этом фильме скрывалась подсказка к ответу на вопрос, который в ищете.
После презентации на экране появляется картинка с заданием.
Руководитель игры:
— А вот и последнее на сегодня задание для вас – сложите из разбросанных букв слово.
— Правильно, это слово «любовь». Забирайте последнюю часть картинки и прошу составить из частей целое изображение. (сердце)
—
— Уважаемые родители, предлагаю вам встать в круг.
(Беру зажженную свечу)
Что вы заберете сегодня с собой после нашей встречи?
Хочется пожелать всем родителям быть счастливыми в отношениях со своими детьми всю жизнь. Пусть ваши дети вырастут самостоятельными, уверенными в себе и, конечно, любящими вас.
Большое спасибо за участие!
Презентация
xn--j1ahfl.xn--p1ai
МАСТЕР-КЛАСС Опять это родительское собрание …
МАСТЕР-КЛАСС
Опять это родительское собрание …
При входе достают из коробки высказывания.
Цель: создание условия для профессионального самосовершенствования, взаимообогащения учителей по данной теме.
Задачи: познакомить участников мастер-класса с одним из приемов проведения родительских собраний; провести практическое занятие.
Презентация педагогического опыта
Существует проблема – низкая посещаемость родителями собраний. Стоит задача — привлечение родителей к участию в образовательной деятельности. Действительно, в большинстве случаев у родителей нет ни малейших оснований для присутствия на тех собраниях, где классный руководитель в красках расписывает все известные ему негативные шаги и поступки несчастного ребенка или читает скучные нотации о том, как родителям надо воспитывать их собственных детей.
К сожалению, стоит констатировать и то, что значительная часть родителей просто пассивна и не научена занимать не то, чтобы активную, но и вообще какую – либо выразительную роль в родительских собраниях.
Как же повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе? Как вывести родителей из их пассивной позиции? Если посмотреть на график посещаемости родителями классных собраний, то можно увидеть нестабильность посещения в 1 и 2 классе. Исходя из этого, я поставила перед собой задачу, привлечь родителей к вопросам воспитания любым способом и задала себе вопрос? Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! В первую очередь, необходима вариативность форм, методов, приемов при проведении родительских собраний. Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. В результате многолетней работы, проб и ошибок, я внесла изменения в уже всем известные формы проведения родительских собраний, стала активно применять различные приемы при подготовке и проведении родительских собраний.
В результате я повысила интерес родителей к вопросам воспитания детей, повысила их явку на собрания, активизировала родителей на решение проблем воспитания. (График 3 класса и 4)
Представление системы работы.
Слайды с родительских собраний.
Имитационная игра.
Главная задача родительских собраний – искать совместные пути решения возникающих проблем в воспитании и обучении.
С чего начинается родительское собрание? С приглашения!
Приемы начала родительских собраний
Приветствия.
Первый вариант. Каждый участник родительского собрания говорит своему соседу, называя его по имени: «Здравствуй, я рад тебя видеть!», — и обязательно добавляет что-нибудь приятное для человека.
Второй вариант. Каждый говорит по очереди всем приветствие, причем не повторяясь. Можно на различных языках.
Третий вариант. Родителям предлагается разделиться на малые группы (по цвету одежды, по знаку зодиака, по первой букве имени и т. д.) и придумать соответствующее приветствие всем участникам.
Четвертый вариант. Сформулировать официальное приветствие на президентском уровне, математическое, биологическое, физическое, от имени сказочного героя, героя литературного произведения и др.
Плотный круг.
Все участники родительского собрания садятся в плотный круг, прижимаясь друг к другу локтями. Учитель предлагает всем закрыть глаза и молча посидеть одну минуту, думая обо всех сидящих в круге.
Все участники сели в круг.
Участникам предлагается представить, что они — лепестки цветка. Можно представить бусинки, звезды и другие варианты. Это способствует единению группы.
Девиз родительского собрания.
Родители выбирают девиз, под которым будут работать на собрании. Если мнения разделятся, то можно договориться об использовании других предложенных вариантов на последующих собраниях, чтобы все были удовлетворены.
Сегодня я вас хочу познакомить с полюбившимся мне приемом «Карусель»
Этот прием можно использовать не только на одном этапе собрания. Сегодня мы его используем в начале родительского собрания и на имитационной игре.
Карусель приветствия. Образуется 2 круга (малый и большой) Каждый говорит по очереди всем приветствие, причем не повторяясь. Можно на различных языках.
Прошу вас сесть в группы по одинаковым высказываниям.
I. Психологический настрой (загадка притча и т.д.)
Мой друг! Вступая в этот мир,
Такой огромный и мятежный,
Ты должен очень стойким быть
И в то же время – добрым, нежным.
Ты дружбу научись ценить.
Будь сам надёжным, верным другом,
Способным слабых защитить.
Добро к тебе вернётся кругом.
Умей сдержать себя, когда
Кричать так хочется от гнева.
И мимо бедных не пройди,
Сумей им дать кусочек хлеба.
Стремись познать как можно больше
И знанья в пользу обернуть,
Чтоб на закате своей жизни
Было бы на что взглянуть.
Добрый день, уважаемые родители! Я рада снова встретиться с вами. Тема нашего собрания написана у Вас на пригласительных и будет актуальна всегда. Сегодня мы поговорим о нравственности, о роли семьи в воспитании нравственных ценностей в ребенке.
Практическая часть
Беседа
Вопрос-ответ
Клубок проблем
Анализ собственного опыта
Карточки-задания
Карусель
Решение педагогических ситуаций
Теперь перейдём к практической части нашего собрания. Каждая группа получает педагогическую ситуацию и предлагает пути её разрешения, затем идет обмен листами по часовой или против часовой стрелки, таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только в группы возвращаются их первые листы, работа по обсуждению прекращается, и каждая группа обобщает полученные ответы и представляет их всем участникам. (ПРИЕМ КАРУСЕЛЬ) (5 мин)
Ситуация 1. Учитель сообщает родителям о каком-либо проступке ребёнка. Ребёнок отрицает это. Родители не замечали за ребёнком подобного поведения, поэтому не верят учителю. Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что ребёнок солгал. Как бы поступили вы?
Ситуация 2. Вы заметили, что ребёнок вырвал листки в дневнике. Ребёнок отказывается говорить о причинах поступка. Ваши действия?
Ситуация 3. Родители одноклассников пожаловались вам, что ваш ребёнок обзывает детей неприличными словами. Что вы предпримите?
Ситуация 4. Ребёнок пришёл из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у Миши «двойка». Что вы ответите?
Ситуация 5. Вы недолюбливаете одного своего знакомого и за глаза называете его, например, Медведем. Вечером в дверь позвонили, открыл ребёнок и крикнул: «Мама, к нам дядя Медведь пришёл». Как вы выйдете из этой ситуации?
Вывод: подходит к концу наше собрание. И в заключении мне хотелось бы напомнить вам о том, что мерилом нравственности, благородства и красоты души человека является совесть. Ошибаться, совершать проступки, нарушающие моральные нормы, может любой человек. Но, если у ребёнка воспитано такое качество души, как совесть, если он испытывает стыд, он сможет остановить себя в другой аналогичной ситуации. Задача родителей – воспитать в нём это качество.
Как видите, много проблем стоит перед современной семьей, из года в год мы убеждаемся в том, что духовно-нравственное воспитание детей процесс сложный, длительный, требующий напряжения духовных сил родителей и высокой нравственности, и заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и школа, и общество в целом. Только совместными усилиями, совместным сотрудничеством при доверительных отношениях семьи и школы мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом школьнике настоящего человека.
Помните слова А.С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». Пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.
Рефлексия родительского собрания.
— В правильности каких методов, применяемых вами, убедились?
— Опыт каких родителей вам был полезен?
— Над чем вы задумались?
— Что хотели бы исправить в воспитательном процессе в вашей семье?
Памятка для родителей. БУКЛЕТ
Моделирование.
«Как помочь ребенку хорошо учиться»- тема собрания.
Составить вопросы для групп приема «Карусель»
(Как учить ребенка самостоятельности; как научить его быть внимательным; когда целесообразнее выполнять задание вместе; как контролировать учебу ребенка)
Рефлексия.
infourok.ru
Как сделать родительское собрание интересным
Как сделать родительское собрание эффективным и интересным
(Рекомендации психолога классным руководителям)
В данном выступлении я хочу предложить отдельные активные методы работы с родителями, позволяющие превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего и повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:
– создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями,
– вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,
– предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом.
В начале встречи важно замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять, например, метафору.
Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.
Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка. Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка)
Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном принципу воспитания на основе личного примера взрослого. Ссамого начала можно активизировать рассуждения родителей с помощью прямых, заранее подготовленных вопросов к рисунку – метафоре. Это связано с тем, что зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.
Вопросы:
– Что изображено на картинке?
– Губка (родители).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
– Родители высказываются.
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
Можно использовать разные рисунки-метафоры, например :
— «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема – необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методов воспитания).
– Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).
– Рисунок-метафора «Рюкзак» (затрагиваемая проблема – подготовка ребенка к школе).
Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи, подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи.
Так, например, обсуждая с родителями вопрос о последствиях грубого, непедагогичного обращения с ребенком, можно использовать известную восточную притчу «Все оставляет свой след»:
Не мене эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением.
Как диагностический этап родительского собрания может быть использована анкета (экспресс-анкета).
Ведя разговор с родителями о той или иной проблеме (детской агрессивности, тревожности, психологической готовности к школе и т.д.), хочется, чтобы разговор этот был предметным, чтобы родители, хотя бы ориентировочно, представляли себе, имеются ли описываемые трудности у их ребенка. Ведь, не все родители критичны сами к себе и своему чаду, не всегда способны увидеть имеющуюся у них проблему в семье, в процессе построения взаимоотношений с ребенком. У других родителей просто может не хватать специальных знаний для объективной оценки ситуации.
В связи с чем, появляется необходимость использования на родительских собраниях экспресс-анкет. Понятно, что подобные анкеты не могут дать глубокого анализа имеющихся трудностей, однако, позволяют произвести первую общую оценку имеющейся ситуации.
Предлагаемые анкеты должны быть простыми для восприятия и обработки самими родителями на собрании. Среди подобных анкет можно выделить следующие: «Признаки агрессивности»,
«Признаки импульсивности»,
«Признаки тревожности»,
«Готовность ребенка к школе»,
«Стили воспитания в семье» и др.
Для того, чтобы родители были искренни в ответах на вопросы анкеты, перед проведением анкетирования им необходимо дать установку о том, что полученные в ходе диагностики данные будут известны только им, и озвучивать их для всей аудитории нет необходимости.
Получив конкретную информацию о себе и своем ребенке по итогам анкетирования, родители, скорее всего, быстрее прислушаются к словам педагога и с большим желанием примут во внимание его рекомендации.
Как интересно подать теоретическую информацию (основной этап родительского собрания – изучение теоретической информации).
Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Без раскрытия основных теоретических положений по той или иной проблеме невозможно ее правильное понимание. На родительском собрании педагогу необходимо знакомить родителей с основными понятиями, раскрывающими затрагиваемую проблему. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, педагогу необходимо подойти к вопросу творчески.
Существует ряд приемов нестандартной подачи теоретической информации.
Подобным методическим приемом является упражнение «Ассоциации» или, как их ещё называют «Кластер».Педагог представляет вниманию родителей ключевое понятие темы и предлагает им называть как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. Все высказывания фиксируются на доске. Когда поток родительских ассоциаций иссякнет, педагог обобщает знания родителей и дает новую, неизвестную слушателям теоретическую информацию по проблеме.
Например, использования упражнения «Ассоциации» на родительском собрании по теме «Психологические особенности подросткового возраста».
Ключевое понятие: «Подростковый возраст». Родители свободно называют свои ассоциации, связанные с понятием, в результате чего образуется кластер (пучок):
Педагог обобщает все сказанное родителями: и добавляет свой материал, который не попал в кластер.
Другим, не менее интересным упражнением для изучения теоретической информации родителями являетсяупражнение «Портрет «особого» ребенка» На доску вывешивается схематичное изображение «особого» ребенка, например, агрессивного (тема родительского собрания – «Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения»).
Родителям, еще до предоставления педагогом теоретической информации по теме, предлагается самим попробовать составить портрет такого ребенка – описать его внутренний мир, а также внешние проявления поведения. Полученное описание при необходимости корректируется педагогом и дополняется неизвестной родителям информацией.
Вредные и полезные советы (основной этап родительского собрания – отработка практических навыков).
Очень часто у работающего с родителями педагога возникает вопрос, как правильно дать им рекомендации, чтобы к ним прислушались, приняли во внимание, а также реализовали на практике?
Опыт показывает, простое перечисление педагогом рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и эффективных) не оставит и следа в сознании взрослых. Это знание не будет их личным, пока не будет прочувствовано на собственном опыте. Только вовлекшись в непосредственное обсуждение, «примерив» воспитательную ситуацию на себя, родитель может понять положительные и отрицательные моменты тех или иных педагогических воздействий.
Стандартным упражнением для выработки и обсуждения оптимальной педагогической стратегии взаимодействия с ребёнком является упражнение «Обсуждение проблемных ситуаций». При обсуждении типичных и нетипичных педагогических ситуаций ненавязчиво педагог дает понять родителям, как необходимо поступать в той или иной ситуации. Каждому педагогу необходимо накапливать «копилку» подобных воспитательных задач для родителей, которые он в дальнейшем будет применять на собраниях. (Ситуация с домиком для животных).
Существует множество интересных методических приемов для обсуждения оптимальных стратегий для построения взаимоотношения родителей с детьми. Например, «Скорая помощь» (родители, работая в группах, разрабатывают всевозможные приемы профилактики и коррекционного воздействия на ребенка с той или иной проблемой),«Письмо от имени ребенка» с проблемой в развитии (родители, работая в группах, составляют обращение родителям от имени «проблемного ребенка», как бы ему хотелось, чтобы с ним взаимодействовали взрослые) и др.
Более интересным и нестандартным методическим приемом знакомства родителей с психолого-педагогическими рекомендациями является прием «Вредные советы».
Родителям на собрании предлагаются «Вредные советы» по общению, например, с ребенком начальной школы, в ходе обсуждения которых необходимо понять, как подобное отношение к ребенку отразится на его развитии, а также совместно разработать правильные стратегии поведения с «особым» ребенком.
Постоянно ограничивайте самостоятельность ребенка, не разрешайте делать что-то самостоятельно, при любой возможности сделайте это за него.
Во время закатываемых истерик уступайте ребенку, идите у него на поводу
Наказывайте ребенка за капризы и истерики, ругайте, отчитывайте его, читайте нотации.
Такое изложение теоретического и практического материала позволяет родителям увидеть свои ошибки в воспитании ребенка с теми или иными трудностями; взамен имеющейся стратегии общения с ним продумать новую, более оптимальную стратегию, основанную на психолого-педагогических законах.
Такие «Вредные советы» можно использовать для родителей агрессивных, тревожных, гиперактивных детей.
Можно использовать рисунок семьи. Он рисуется детьми заранее и родители имеют возможность на собрании услышать интерпретации этого рисунка, без называния фамилий и увидеть мир своей семьи глазами ребёнка.
Каждый из представленных приемов по-своему интересен и может быть взят на вооружение педагогом для работы с родителями.
Можно использовать интересный приём говоря о формировании самооценки ребёнка, особенно, когда она занижена или об эмоциональных контактах с ребёнком. Дети с учителем делают цветок. В середине наклеивается фото ребёнка. На нижних лепестках цветка ребёнок пишет ласковые, приятные слова, которые он слышит от родителей. Далее цветок наклеивается на бумагу краями лепестков. На собрании педагог предлагает родителям вспомнить добрые, ласковые слова, которые они говорят детям. После этого предлагает аккуратно отклеить лепестки цветка и прочитать, что об этом написали дети и сравнить со своими записями.
Подведение итогов (рефлексивный этап родительского собрания).
В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, педагог вновь может обратиться к метафоре – прочитать притчу или произнести цитату, философское высказывание.
Практически каждое родительское собрание полезно завершить раздачей памяток родителям, в которых отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации.
infourok.ru
5 советов, как провести и посетить родительское собрание с пользой
Все учителя их проводят, некоторые родители на них ходят, почти никому эти мероприятия не нравятся. Несколько рекомендаций, как можно сделать встречи продуктивными.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Все добропорядочные родители исправно ходят на родительские собрания в школу. Таким образом они отчаянно пытаются поучаствовать в школьной жизни своего ребёнка, узнают актуальные новости, оказывают поддержку (моральную и материальную) учителю и школе.
Я сама за последние два года пять раз побывала на родительском собрании — в третьем и четвёртом классе средней московской школы и даже разок в одиннадцатом. Всё по-прежнему выглядит так же, как много лет назад в «Ералаше». Взрослые, сидящие на маленьких стульчиках, сами по себе выглядят комично; учитель наслаждается своей властью, раздавая самостоятельные работы со словами: «Ну давайте посмотрим — синтаксический разбор из класса шесть человек освоили. А в пятый все собираются!». Родители насупленно разбирают невнятный почерк своих отпрысков и выясняют, знает ли кто, что такое «синтаксический». А если вдруг на собрание заглянут педагоги-предметники, по английскому языку или географии, то всё совсем плохо. Начнут жаловаться, что учебники не носят, домашку не делают, дисциплина ни к черту, и вообще «смотришь на них, а они ведь даже не хотят учиться». И не важно, какой это класс — третий или одиннадцатый.
В такой ситуации родители быстро занимают оборону и на все претензии и нападки учителя отвечают бурчанием и стандартными фразами: «Так, а это ваша работа — учить наших детей», «А вы вообще сколько часов этой теме посвятили?» и так далее. Моя любимая стадия собрания наступает, когда родители, которые не хотят, конечно же, оказаться кругом виноватыми, сваливают всё на них, безалаберных школьников: «А я ж ему говорю! Ведь рюкзак собрать — это же целое дело!», «Марь Иванна, мой по четыре часа уроки учит, всё без толку», «Как же ЕГЭ сдавать будем?», «Это всё компьютер», «Это всё гормоны».
Ещё один распространённый аргумент: «Всему виною наша дурацкая школьная система». Это, конечно, беспроигрышный вариант. Тут учитель говорит: «Вы же понимаете». А родители такие: «Неужели ничего нельзя поделать?». Поделать ничего, как известно, нельзя, все жалеют уже не безалаберных, а несчастных школьников, и расходятся по домам через два часа, так ничего толкового и не обсудив.
Я свято верю, что можно сделать родительские собрания менее мучительными и более эффективными. Причём эти рекомендации могут быть полезны для обеих сторон: как для родителей, так и для учителей. Для чего вообще проводят эти встречи? Очевидно, что на повестке дня могут стоять различные вопросы, и на ремонт тоже будут собирать, но тем не менее ключевая цель всегда должна быть одна и та же: помочь ребёнку в школе. Как достигнуть этой цели с помощью родительского собрания?
Вот нехитрые, но действенные советы.
Учитель может
- Составлять план каждого родительского собрания и рассылать анонс родителям на почту: так родители будут видеть ценность каждой отдельной встречи, смогут подготовить вопросы по заявленным темам. Да и самому учителю будет проще проводить собрание.
- Сделать их тематическими: помимо организационных вопросов, на обсуждение которых лучше тратить минимум времени в самом начале, посвящать каждое собрание какой-то важной теме для родителей: например, обсуждать психологические особенности ребёнка в соответствующем возрасте, рекомендовать книги по воспитанию; обсуждать планы на лето, подготовку к Новому году и так далее.
- Обязательно обсуждать позитивные моменты: успехи класса, личные моменты дружбы и взаимопомощи, смешные моменты, словом, показать родителям жизнь класса изнутри. Очень часто (практически всегда) учитель считает своим долгом донести до родителей все ужасные грехи их детей. А ведь родители и так догадываются. В итоге после каждого собрания ребёнок получает взбучку за себя и за соседа, и тоже к этим дурацким собраниям относится отрицательно. Вместо этого можно сделать акцент на успехах ребят (а они есть!). Позитивная мотивация — это эффективная мотивация.
- Активно вовлекать родителей в обсуждение, предлагать им отвечать с места, голосовать и так далее. Но этот процесс должен быть организован, иначе будет гам.
- Не затягивать собрание. Чаще всего это будний день, 18-19 часов вечера, все с работы, в общем, вы понимаете.
Родитель может
- Занять позицию союзника. Всё-таки вы в одной команде.
- Не обвинять учителя в том, что вам не нравится в школьной системе, — он не несёт за это ответственность.
- Продолжать процесс обучения дома. Приложите усилия к тому, чтобы этот процесс был организован: договоритесь с ребёнком, когда он делает уроки, сколько времени ему на это требуется, чем вы можете ему помочь. Пусть он чувствует, что вы тоже заинтересованы в его успехах. К тому же к следующему родительскому собранию, возможно, вы будете уже знать, что такое «синтаксический».
- Не тратить на родительском собрании время на решение личных вопросов («а как мой Вася написал диктант от 25 апреля?») — это всех ужасно раздражает. С личным вопросом можно подойди после или написать учителю имейл.
- Помогать учителю. Работа с детьми — сама по себе очень эмоционально напряжённая. Помимо непосредственного проведения занятий в жизни учителя ещё огромное количество дел, которых мы с вами просто не видим, и поэтому думаем, что их нет. Проверка огромного количества тетрадей (только представьте, если в классе 25 человек, берём учителя начальных классов, домашнее задание по русскому языку, математике и окружающему миру — это уже 75 тетрадей). Постоянные педсоветы, внешкольная работа: поездки на экскурсии, праздники, выступления. Проверки, открытые уроки, тематические планы. Подготовка урока, ведение журнала, участие в экзаменационных комиссиях. Список можно продолжать. То ощущение, что работа учителя заканчивается в 13.10 по звонку с пятого урока, — ошибочно. Ваша помощь может быть небольшой, но всё равно внесёт перемены в загруженный график учителя: написать сценарий к предстоящему празднику, помочь на экскурсии, закупить угощение на праздник, сделать с ребёнком стенгазету для украшения класса и так далее.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Почти каждый день моя дочь жаловалась и страдала»
8 вещей, которые родители зря покупают первоклассникам
Челябинский школьник прославился фотосессией в болоте
mel.fm
Как провести интересное родительское собрание: советы начинающему педагогу — Классное руководство — Преподавание — Образование, воспитание и обучение
Безусловно, главная роль в проведении родительского собрания отводится классному руководителю. Но провести полноценную, полезную для всех трёх звеньев образовательного процесса встречу возможно только при условии взаимодействия и с учащимися, и с родителями, и с учителями-предметниками (а также другими педагогами, включёнными в учебную и внешкольную деятельность).Собрание «для галочки» не несёт никакой пользы. Поэтому, прежде чем начать подготовку к родительскому собранию, целесообразно провести анкетирование среди учащихся и родителей. Это необходимо сделать для того, чтобы выявить потребности, сформулировать запросы участников собрания.
Темы родительских собраний в школе
Тематика родительских собраний как в начальной, так и в старшей школе разрабатывается, как правило, на целый учебный год, поэтому результаты предыдущих анкетирований помогут классному руководителю с выбором темы. Актуальные проблемы воспитания ребёнка (будь он младшим школьником, подростком или выпускником школы) непременно должны затрагиваться на каждом родительском собрании.Примерные темы родительских собраний: «Трудности обучения», «Помоги не словом, а делом», «Жизнь на краю или Почему ребёнок уходит из жизни», «Трудный ребёнок», «Мой ребёнок уникальный», «Жизнь после школы или Как выбрать учебное заведение», «Преступление» и наказание», «Трудности и любовь подросткового возраста», «Школьная форма: плюсы и минусы», «Счастлив тот, кто счастлив в своей семье», «Здоровый образ жизни: мифы и реалии времени».
Примерные темы родительских собраний в начальной школе:
«Телевидение: за и против»
«Физическое здоровье младшего школьника»
«Ребенок из зазеркалья: приемы обучения письму леворуких детей»
Как привлечь внимание родителей?
Особый акцент нужно сделать на том, что родитель должен сам принимать участие в собрании, а не быть пассивным слушателем. Непроизвольное внимание слушательской аудитории (и взрослой в том числе), как правило, не превышает 7-10 минут. Далее нужно заинтересовать родителей, включить их в беседу.Редкий человек воспринимает информацию на слух. Поэтому при подготовке к родительскому собранию необходимо предусмотреть средства визуализации выступления. Практически каждый учитель современной школы применяет на уроках технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивную доску. Потратив энное количество времени на создание грамотной презентации с включением в неё результатов тестирования (желательно с применением схем, графиков и диаграмм), фотографий, гиперссылок, педагог наполовину облегчит себе задачу удержания внимания слушательской аудитории.
Речь учителя – ещё один ключевой момент проведения родительского собрания. Начинающему педагогу неплохо бы иметь под рукой подробный конспект выступления. Если предполагается диалог с родителями, то необходимо продумать ответы на вопросы, возникшие в ходе встречи. Опытному педагогу, много лет проработавшему в школе, такая шпаргалка, как правило, не нужна. Хотя бывает и так: учитель имеет большой педагогический стаж, но робеет и теряется перед чужой аудиторией. В этом случае, конечно, докладчик будет чувствовать себя комфортнее, если в руках будет текст выступления.
Видео по теме родительского собрания также поможет раскрыть проблему, поднимаемую учителем. Найти, просмотреть и скачать необходимый материал необходимо заранее, чтобы не зависеть от сети, в которой иногда случаются перебои и технические погрешности.
Родительские собрания с участием специалистов, профилирующихся в разных областях общественной жизни (психологи, врачи, юристы, сотрудники правоохранительных органов и др.) помогут родителям разобраться в вопросах, которые находятся вне компетенции педагога и школы в целом. Поэтому 1-2 раза в учебном году необходимо предусматривать приглашение таких специалистов на родительские собрания.
Современные формы проведения родительского собрания
Формы встреч с родителями также необходимо варьировать, включать интерактивные формы родительских собраний:- лекторий
- тематическое родительское собрание
- собрание родителей совместно с обучающимися
- конференции
- нестандартные родительские собрания (деловая игра, показательные выступления, семейное научное общество, тренинг и др.)
Вопросы организации родительского собрания
Общее время родительского собрания не должно превышать 40-50 минут и должно включать в себя пункт «Разное», где классный руководитель может решить с родителями возникшие проблемы и вопросы. Любая встреча с родителями должна заканчиваться рефлексией: что осталось за рамками беседы, лекции, презентации, какие вопросы необходимо охватить в следующий раз. По окончании встречи можно заполнить протокол родительского собрания.Продумывая стиль и форму, подбирая материал собрания, ни в коем случае нельзя забывать о том, что воспитание каждого ребёнка дело сначала семейное, а уж только потом общественное. Родители самостоятельно определяют судьбу своих детей. Они имеют право на личную педагогическую позицию, собственный стиль взаимоотношений со своим ребенком, свое отношение к воздействиям учителя и школы в целом. Поэтому, работая с каждым родителем, необходимо руководствоваться чувством педагогического такта, преподносить себя в роли советчика, консультанта-специалиста, представителя учебно-воспитательного процесса школы. Ошибкой многих учителей стало ожидание стопроцентного посещения родительских собраний. Заинтересованных в таких встречах родителей, как правило, не более 60-70%. Почему родители не ходят на родительские собрания — отдельный вопрос. Часть из них не могут прийти на собрание по уважительной причине (работа, болезнь, отъезд). Поэтому с группой родителей, не явившихся в школу, работать предстоит индивидуально.
Филатова Татьяна, учитель русского языка и литературы
pedsovet.su