Детско-родительский клуб как особая форма работы с семьей

Содержание

Разделы: Работа с родителями


Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психических проблем и комплексов. Для маленького ребенка семья — это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным и лживым. К сожалению, иногда через родителей к детям идет отчаяние, неверие в будущее. В современном мире часто не хватает времени многим родителям на общение с детьми в силу занятости, они не хотят слышать своих детей, некоторым не хватает знаний или уверенности в том, что они правильно воспитывают своего ребенка. Проанализировав сложившуюся ситуацию, существующие в практике формы и методы взаимодействия школы с родителями, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является родительский клуб.

Цель: Создание системы эффективного взаимодействия с семьями воспитанников как единого образовательного пространства через активное вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности.

 Задачи:

  • Гармонизация детско-родительских отношений, улучшение психоэмоционального состояния через равноправное участие детей и родителей в мероприятиях клуба.
  • Просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения школьников.
  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в классе, способствующей установлению доверительных отношений педагога с родителями.

В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клуба может корректироваться. Результаты работы клуба не видны сразу, они будут проявляться в течение всего школьного обучения. Работа детско-родительского клуба должна стать составной частью системы образования и воспитания детей в школе. Заседания родительского клуба не только оптимизируют детско-родительские отношения, но и способствуют сближению родителей и ребенка в эмоциональном плане и приоткроют родителям дверь в «секретный» мир детей. В результате неформального общения детей и взрослых будет создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Основные направления работы с родителями

Просветительское:

  • психолого-педагогическое сопровождение родителей
  • повышение родительской компетентности по вопросам воспитания детей
  • пропаганда семейных ценностей

Практически-действенное:

  • создание условий для полноценного общения, желания обменяться мнением, опытом семейного воспитания для улучшения детско-родительских отношений.

Членами клуба являются родители (мамы, папы), лица, их заменяющие, любой возрастной категории. В работе клуба могут принять участие руководители, педагоги, дети, представители общественных организаций.

 Деятельность родительского клуба «Содружество» основывается:

  • на тесном сотрудничестве и партнерстве с семьями школьников;
  • на совместном детско–родительском взаимодействии под руководством педагога;
  • на возможности дифференцированного подхода к семье;
  • на добровольном участии родителей;
  •  на активной позиции родителей;
  •  на планомерности и последовательности проведения мероприятий.

Принципы взаимодействия с родителями

1. Целенаправленность – привлечение всех членов клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений.

2. Плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным.

3. Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

4. Индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.

5. Сознательность, активность, дозированность — сознательное отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации.

6. Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь, путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.

7. Доброжелательность, открытость, партнерство – объединение усилий школы и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Предлагаем вниманию читателей примеры работы с детьми и родителями в детско-родительском клубе.

Лекция-беседа «Аспекты воспитания мальчиков и девочек»

 Современный человек живет в двух мирах: внешнем и внутреннем. В прежние времена у людей было больше возможностей испытывать радость (раньше был дефицит, сейчас – изобилие). Современных детей очень сложно удивить, заинтересовать чем-то. Образовалось общество потребителей.

Социум потерял МЕГАЦЕННОСТИ: честь, слово, семья, достоинство, Бог, Отечество, благословение родителей. Цель современного мира – создание рациональных людей. Общество старается убрать иррациональную координату человека. Сейчас в семье люди не объединены, все испытывают чувство одиночества.

Человек с низким уровнем образования – хороший потребитель. У него одна потребность — в удовольствии. Гоняясь за удовольствием, человек сгорает.

Следовательно, в ребенка нужно вписать ОБРАЗ. Нет образа – безОБРАЗИЕ.

ОБРАЗование–это образец, который вписывается в ребенка. Внутренняя жизнь и действия должны быть культивированы(мысли, чувства, желания, знания и т.п.)

Воспитывая ребенка, вписывая в него ОБРАЗ, нужно помнить, что дети — это зеркала своих родителей. Всегда ли мы поступаем и мыслим так, как хотим, чтобы поступали и мыслили наши дети?

Аспекты воспитания будущего мужчины

Мужественность проявляется внутренней силой и дает понимание свободы как осознанной необходимости. Она раскрывается чувством долга, ответственностью, смелостью, благородством, самоуважением. Мужественность дает возможность не только идти самому по пути, но и вести за собой других людей, быть лидером в любой ситуации.

Воля – аспект мужской сути. Запись любви делает женщина, это главная задача матери, любимой, жены, но женщина сама должна проявлять любовь в совершенстве, ибо нельзя дать то, чего не имеешь. Мальчик впитывает энергии любви матери и проявляет ее любовью ко всему живому, познает драгоценность самой жизни, учится чувствовать меру, такт, справедливость и на этой основе формирует волю.
У мужчины может быть волевой настрой, он может быть требовательным, даже суровым, но справедливым, в жизни это видится как собранность, готовность работать, принимать решения, задача отца – научить сына ставить цели и неуклонно стремится к их осуществлению.

Становление мужественности у мальчика происходит каждый день, и помогать ему в этом должен отец, его задача – научить ребенка жить в движении, то есть ощущать время.

Мужчина ведет за собой других людей, и он должен четко понимать суть того, что говорит и как говорит. Опасно, когда мужчина кричит, этим он разрушает реальность. Если он говорит тихо, слабо и неуверенно – то не понимает сути процесса. В голосе мужчины должна звучать воля, направленность, тогда его слова приобретают силу, помогают решить стоящую пред ним задачу.
Мужчина должен уметь принимать решения и нести за них ответственность. Если нет ответственности –это проявление трусости. Мальчику нужно создавать ситуации, в которых он сможет сам принимать решение, делать выбор.

У мужчины сначала нарабатывается отношение к матери как к женщине, он учится проявлять к ней благодарность, любовь. Если в семье не воспитано уважительное отношение к матери, у юноши откладывается встреча со своей любимой женщиной, а встречаются просто женщины. Все, что воспринимается им – это иллюзия. Мужчина должен относиться к женщине как к тайне, а женщина должна понимать, что нельзя раскрывать все тайны мужчине.

Аспекты воспитания будущей женщины

Проявление женственности — это умение хранить тайну, применять ее, раскрываться в ней и быть ею. Природа женственности — любовь, женственность, благодарность. Высшей задачей бытия женственности на земле является облагораживание ее окружения.
Женщина раскрывается через следующие качества:

Смирение (быть с миром) – сдержанность, готовность принимать любые невзгоды.

Не смиренный человек всегда в состоянии войны (с жизнью – всегда всем недоволен, с мужчинами – феминизм, в спорте – фанаты). Не смиренный человек всегда кого-то обвиняет – мужчин, общество, страну.

Чистота во взаимодействиях с другими людьми проявляется через порядочность, этику, такт.

Кротость — принятие себя, других, жизни такой, какая она есть. Женщина должна научиться терпеливо ждать, ничего не выдумывая. Ей нельзя переживать, видеть негативное развитие ситуации, ей нужно научиться создавать образ благоприятного завершения процесса.

Мягкость в жизни проявляется гибкостью. Это отслеживается по ее движениям – если походка тяжелая, то и мягкости нет. Если женщина впускает в себя негатив, то взращивает его, а потом делится им с другими. Если женщина настроена на позитивное, наполняется им и излучает его, то она одаряет всех светом, любовью.

Девочка проявляет себя по подобию мамы.

Воспитание – это труд души, ума и тела. Многогранный процесс. И все зависит от того, как на это посмотреть…

Крестьянин подошел к трем работникам и спросил:

— Что вы делаете?

— Я зарабатываю на жизнь, — ответил один.

— Я кладу кирпичи, – ответил второй.

— Я строю собор, – ответил третий.

Наша работа – воспитание детей. Наши кирпичи – повседневные мысли, реакции, поступки. Наш собор – осознание того, что наши дети растут достойными членами общества.

Заседание детско-родительского клуба «Содружество»

«Волшебные ступеньки на Пути человека»

Цель: формировать у детей и родителей осознание принадлежности к единому коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы дружбы и доверия в коллективе.

Задачи:

  • Подвести детей к осмыслению себя как личности, осознанию личной причастности к миру во всех его проявлениях
  • Формировать в детях общечеловеческие ценности: любовь, толерантность, справедливость, ответственность, веру в прекрасное, этическую культуру.
  • Развивать умение вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека
  • Развивать способность к самопознанию, формировать положительную «Я»-концепцию.

Работа с образами

— Кем на земле лучше всего быть?

— Сложно сразу ответить?

— Сегодня я постараюсь помочь вам обозначить важные ступеньки на жизненном Пути человека. Очень надеюсь, что знание этих ступенек поможет вам стать чуточку счастливее.

— А чтобы помочь вам ответить на мой первый вопрос, давайте помечтаем и выполним упражнение:

Продолжите фразы:

  • Если бы я был ветром, то…
  • Если бы я был звездой, то…
  • Если бы я оказался на луне, то…
  • Если бы я был невидимкою, то…
  • Если бы я был самым добрым на свете, то…
  • Если бы я был самым искусным врачом, то…
  • Если бы я был самым лучшим изобретателем в мире, то…

Дети и родители записывают, рисуют, размышляют…

— В каком состоянии понравилось больше всего? Назовите настроения, ощущения… Что из выбранного вами можно воплотить сегодня, в настоящей жизни?

2. Слово

— Кто творит судьбу человека?

Через беседу выходим на то, что человек творит свою судьбу сам.

— Каждый из нас, творя свою судьбу, должен помнить, что мир вокруг нас настолько пластичен, что как из податливой глины мы можем слепить из него то, что пожелаем, во что верим. И каждый в этом мире влияет на другого своим поступком, взглядом, цветом одежды…

— Как вы думаете, что оказывает самое сильное влияние на тех, кто находится рядом?

Делаем вывод, что это слова.

— Каждый несет ответственность за изреченное слово. Из образуемых вами предложений складывается судьба.

— Какие бывают слова?

Дети знают, что есть слова-цветы(они могут исцелять и помогать) и слова-ножи(они могут погубить человека)

Человеческое слово – величайшая тайна, доверенная людям.

3. Имя

— Когда рождается человек, начинается действо его жизни на земле. «Я» каждого становится то главным действующим лицом, то персонажем эпизода, случая.

«Мир меняется, и я меняюсь! Лишь именем одним я называюсь!»

На какую ступеньку жизненного Пути мы с вами поднялись? Как она называется?

— Имя дается человеку в такой момент жизни, когда посоветоваться с ним самим невозможно. И мы по-разному относимся к своему имени. Мне интересно ваше отношение…

Выполним упражнение и каждому подарим уменьшительно-ласкательную, сокращенную форму его имени. А теперь представьте наиболее понравившееся сокращенное имя как бы нарисованным в воздухе… Какое оно? Светлое или темное? Легкое или тяжелое? Какое на ощупь мягкое или твердое? Теплое или холодное? Какое оно на вкус? На запах?

Напишите свои имена на листочке цветными ручками или карандашами. Дайте себе характеристику. Например

  • О — обаятельная
  • Л — любящая
  • Я – ясная

Наши имена как цветы, нет некрасивых.

4. Притча. Любовь

Ребенок родился, получил имя, и его окружило чувство, которое исходит от окружающих его людей и имя этому чувству… (любовь). Мы подошли к следующей волшебной ступеньке…

— Давайте подумаем что важнее: здоровье, любовь или счастье?

Притча

Шли по дороге счастье, любовь и здоровье. Постучались они в один дом, попроситься на ночлег, а хозяева этого дома сказали, что место только для одного и решили, что самое главное в жизни – это счастье, впустили его, а любовь и здоровье оставили в сенях. Сначала тихо ушла любовь, потом здоровье, а вслед за ними и счастье. Шли дальше они по дороге и постучались во второй дом. Там хозяева решили, что самое главное в жизни – здоровье и впустили его, а счастье и любовь оставили в сенях. Сначала тихо ушла любовь, за ней счастье, а вместе с ними и здоровье. На третью ночь постучались они в другой дом. Здесь хозяева решили, что самое главное в жизни – любовь и впустили в свой дом её, а вместе с ней остались и здоровье и счастье.

Сила Любви смягчает жесткие сердца и исцеляет отношения. Она позволяет увидеть самое лучшее в потоке жизни, избрать его и жить им. Пусть умножается сила Любви в вашей душе! Именно Любовь будет помогать вам двигаться по ступенькам жизненного Пути. Желаю удачи!

Возьмите цветные карандаши и ручки и нарисуйте любовь

5. Рефлексия

И вот прощание: сходимся в центре класса, все правые ладошки соединяем в центре, затем левые. Образовалось солнышко с лучиками – руками. Солнышко светлое и теплое. Мы знаем, что и на солнышке есть пятна, но это не мешает ему освещать все вокруг. Мы тоже разные… Пятна не примем, а хорошее усилим, откроем Миру.

14.09.2017

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Организация работы родительского клуба как активная форма взаимодействия с родителями

Организация работы родительского клуба как активная форма взаимодействия с родителями

Мы живем в век технического и экономического прогресса. Сейчас в мире изобретается что-то новое каждый день, каждый день меняется мироощущение времени и пространства. Чтобы жить в такое время, современный человек должен быть всесторонне развит. А для этого очень важны знания родителей в воспитании и обучении своих детей.

Одним из важнейших направлений работы педагога-психолога и является повышение психолого-педагогической грамотности родителей. Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.

Педагог-психолог дает возможность больше узнать о тех проблемах, с которыми можно обратиться именно к нему и получить квалифицированную помощь.

Работая в дошкольном учреждении, я встречаю как заинтересованное отношение родителей к вопросам детской психологии, так и настороженность к деятельности психолога. Поэтому организую работу так, чтобы родители понимали всю важность совместного воспитания ребенка. Провожу традиционные встречи с родителями: это консультации, либо выступления на родительских собраниях. Есть еще некоторые традиционные формы просвещения: это стенды для родителей, а так же консультационные уголки в группах детского сада, где вывешиваются информационные листы психолого-педагогического характера.

Попробовав разные способы подачи информации, я выбрала для себя наиболее приемлемые. Один из них – это родительский клуб, который функционирует на базе нашего дошкольного учреждения.

Это очень трудоемкая, но интересная работа. Что же такое родительский клуб? Родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.    

Организация родительского клуба – кропотливое и энергозатратное мероприятие, зато сторицей возвращающее затраты своей эффективностью. Такая форма работы может помочь наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско–родительские отношения. Клуб сплачивает родителей, позволяет им развивать собственную наблюдательность в воспитании детей.

Основными целями родительского клуба являются:

  1. Сообщение родителям знаний, необходимых в воспитании детей, а также организация эмоционально-комфортных условий, в которых может разворачиваться эмпатийно-личностное общение между членами семьи.

  2. Психологическое просвещение родителей воспитанников, содействие сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников и родителей

  3.  Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов.

  4. Содействие личностному и социальному развитию родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности.

Сегодня не только изменилось отношение государства  к семье, другой стала и сама семья. И деятельность педагогического коллектива ДОУ не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Речь идёт не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями. Таким образом, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Хорошо налаженное и организованное взаимодействие ДОУ и семьи даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности. Взаимоотношения родителей и педагогов должны строиться на основе просвещения родителей, которое можно осуществлять через родительские клубы.

План работы родительского клуба «Улыбка»

Время проведения

Тема

Ответственный

сентябрь

Анкетирование родителей  «Тематика встреч в родительском клубе  в новом учебном году»

Педагоги группы

Педагог-психолог

октябрь

Возможно ли воспитания без наказания?

Вопросы для обсуждения:

1. В чём смысл наказания?

2. За что нельзя наказывать дошкольников?

3. Чего нельзя делать по отношению к провинившемуся ребёнку?

4. Как обеспечивать действенность наказания?

Педагог-психолог

ноябрь

Ребёнок открывает мир

Вопросы для обсуждения:

1.Ценность дошкольного возраста.

2. Развитие личности ребёнка дошкольного возраста.

3. Условия для полноценного формирования гармоничной личности ребёнка.

4. Семейное воспитание.

Педагог-психолог

декабрь

Её величество игра

Вопросы для обсуждения:

1. В какие игры, и какими игрушками играют наши дети?

2. Зачем ребёнку игра?

3. Во что и как играть с ребёнком?

Педагог-психолог

январь

Книги фильмы и компьютер в жизни ребёнка.

Вопросы для обсуждения:

1. Что читают и смотрят по телевизору наши дети?

2. Как выбрать книгу для дошкольника?

3. Как привить интерес к чтению и хорошим фильмам?

Педагог-психолог

февраль

Гиперактивный ребёнок

Вопросы для обсуждения:

1. Ребёнок активный и гиперактивный в чём разница?

2. Как помочь гиперактивному ребёнку?

3. Как подготовить гиперактивного ребёнка к школе?

Педагог-психолог

март

Застенчивые и тревожные дети

Вопросы для обсуждения:

1. Застенчивость и тревожность в детском возрасте, в чём разница?

2. Как помочь застенчивому ребёнку?

3. Как общаться и играть с тревожным ребёнком?

Педагог-психолог

апрель

Как любить своего ребёнка?

Вопросы для обсуждения:

1. В чём проявляется любовь к детям?

2. Как ребёнок ощущает, что его любят?

3. Можно ли испортить ребёнка любовью?

4. Бывает ли любви много?

Педагог-психолог

май

Отзывы и пожелания

«Чаепитие за круглым столом»

Педагог-психолог

infourok.ru

«Семейный клуб как форма работы с учащимися начальных классов и их родителями»

В настоящее время особую актуальность приобретает грамотное взаимодействие семьи и школы. Семья является важным звеном передачи ребёнку социально-исторического опыта, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений. Полноценное воспитание школьника происходит в условиях одновременного влияния семьи и школы. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс формирования личности, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка.

Для успешной реализации федеральных образовательных государственных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. В Законе об общеобразовательных школах оговорено, что родители должны сотрудничать со школой. Взаимодействие родителей и педагогов должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Здесь важна командная работа семьи и школы. Только вместе с родителями можно результативно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребёнка, мотивация учения и выявления причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование ценностного отношения к здоровью. Одним из наиболее актуальных вопросов сегодня является поиск форм и методов работы, которые позволят создать активную родительскую позицию с учётом потребностей школы

Одной из эффективных нетрадиционных форм работы с родителями является семейный клуб. В отличие от родительских собраний, клуб строит отношения с семьёй на принципах добровольности и личной заинтересованности. Большую роль в организации и работы семейного клуба играет классный руководитель. Опыт показывает, что при неформальном общении исчезает беспокойство родителей, появляется чувство доверия к педагогу.

Список литературы:

1. Алёшина В.О. Клубная форма работы с семьёй//Начальная школа.2008.№1

2. «Справочник заместителя директора по воспитательной работе». //Центр «Педагогический поиск», М., 2011.

3. Титова М.П. «Размышления о школьной жизни».//Начальная школа. 2010. №8.


Автор: Кулакова Татьяна Викторовна

pedportal.net

Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей

Родительский клуб как одна из форм
эффективного взаимодействия с семьей

Привлекая родителей к совместному воспитанию детей дошкольного возраста, коллектив детского сада в течение нескольких лет был в поиске новых эффективных форм в работе с семьей, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие родителей в различных мероприятиях.

Одной из таких форм явилась организация родительского клуба — «Клуб любящих родителей».

В первый год было разработано Положение о клубе, перспективный план работы, в котором представлена тематика заседаний.

Основными направлениями деятельности клуба являются оказание медико-психолого-педагогичекой помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.

При организации заседаний используются разные формы: круглый стол, тренинги, практикумы, видеоматериалы по организации жизни детей в ДОУ и семье. За чашкой чая родители получают квалифицированную помощь специалистов дошкольного учреждения: учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога, медицинских специалистов.

На итоговом заседании обсуждаются результаты работы клуба и его эффективность в решении вопросов воспитания и развития ребенка.

Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования в конце учебного года.

Так, за два года существования клуба подробно представлены следующие темы:

  • «Добро пожаловать в детский сад» (обсуждение вопросов адаптации ребенка к условиями дошкольного учреждения);

  • «Закаляйся, если хочешь быть здоров» (знакомство с традиционными и нетрадиционными методами закаливания, опыт оздоровления ребенка в семье);

  • «Играем пальчиками, развиваем речь» (развитие мелкой моторики через разные виды деятельности);

  • «Считай, смекай, отгадывай» (развитие интеллектуальных способностей ребенка через игру);

  • «Ребенок за столом» (все о правильном и здоровом питании ребенка);

  • «Сам себе логопед» (коррекция речевых нарушений через игры и упражнения);

  • «Хочу все знать» (развитие познавательной активности ребенка);

  • «Наказывать или не наказывать» (формы взаимодействия с ребенком в разных ситуациях);

За период функционирования клуба самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей.

Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.

Критериями эффективности работы на наш взгляд являются:

— высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,

— использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,

— положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

Результатом деятельности клуба является выпуск газеты для родителей воспитанников «Любимый ребенок».

Выпуск каждого номера является продолжением обсуждаемой на клубе темы. Газета «Любимый ребенок» начинается эпиграфом к теме информацией о том, каким проблемам, вопросам посвящается выпуск и представлена постоянными рубриками:

  • «А что у нас?» (рубрика освящает, какая работа ведется в дошкольном учреждении с детьми согласно теме номера);

  • «Это интересно»;

  • «Говорят наши дети» (ответы детей на предложенные вопросы по теме выпуска);

  • «Советы для заботливых родителей» (разные специалисты предлагают родителя полезную информацию по решению проблем в вопросах воспитания детей);

  • «Спасибо вам за помощь» (в этой рубрике размещаются фамилии родителей, которые оказали детскому саду различную помощь, например, в оформлении пособий, участие в субботниках, различных мероприятиях).

Использование нетрадиционных форм взаимодействия способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания.

infourok.ru

Родительский клуб — эффективная форма взаимодействия с семьей

Подробности

Авторы: Садовникова Ж.В., заведующая, Сутормина Т.В. и Брынкина Н.В. — старшие воспитатели, ГОУ ЦРР №2528 г.Москва

 

   Одной из наиболее эффективных форм  работы с семьей, на наш взгляд, являются Родительские клубы, которые стали неотъемлемой частью воспитания  и образования  детей в нашем детском саду. Первое заседание Родительского клуба прошло в октябре 2008 года, благодаря инновационной работе в городской экспериментальной площадке, что стало отправной точкой для дальнейшей организации Родительских клубов по различным направлениям.

   Поскольку данная работа осуществлялась в рамках  реализации программы  совместного пилотного проекта Департамента образования  г. Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» и участия ДОУ в городской экспериментальной площадке по теме: «Технология преемственности – основа формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении» под руководством  д.п.н. Просвиркина В.Н., перед коллективом были поставлены следующие задачи:

  • выявить социально-психолого-педагогические проблемы современной семьи;
  • определить эффективные формы взаимодействия с родителями;организовать систематическую работу Родительских клубов.

   Работа над определением эффективной  формы взаимодействия с родителями проходила в несколько этапов.

   Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды,  компетентности родителей        в вопросах воспитания и развития детей.  Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы. Анализ результатов проведенной работы выявил психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания, развития и оздоровления детей дошкольного возраста.

   После подведения итогов сбора и анализа полученной  информации  начался второй этап, целью которого стало определение наиболее эффективной формы сотрудничества с семьей по выявленным вопросам. Возникла потребность в  такой форме взаимодействия ДОУ с семьей, которая позволила бы нашим родителям стать непосредственными участниками педагогического процесса, вызвать у них  интерес  к познанию самих себя и детей, поддержать их в развитии социально-культурной компетентности в области воспитания, осознанию родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формированию мотивации к их изменению, поиску и апробированию новых способов детско-родительских отношений.

   Проанализировав сложившую ситуацию,  существующие в практике  формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями, специалисты наших служб пришли к выводы, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является Родительский клуб.

   Третьим этапом  в реализации поставленных задач стало создание  Родительских клубов службами ДОУ по выявленным проблемам.

   Прежде всего, были определены общие цели и задачи работы всех Родительских клубов, а также сформирована нормативно-правовая база, состоящая из локального акта, Положения о Родительских клубах, планов работы Родительских клубов всеми специалистами служб.

   Целью создания клубов стало формирование в общественном сознании нынешнего поколения молодых родителей и старшего поколения духовной потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.

   Цель Родительских клубов — повышение педагогической  компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение  их к  сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка.

Задачи:

  • оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
  • повышать педагогическую культуру родителей;
  • активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;
  • способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.

Принципы взаимодействия с родителями:

  • целенаправленность — привлечение всех СОД к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
  • плановость, системность — последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
  • дифференцированного подхода — взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • индивидуального подхода —  учет возрастных  и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
  • сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
  • стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
  • доброжелательность, открытость и  партнерство — объединение усилий служб ДОУ  и семьи  для наиболее эффективного взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
  • формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • сохранение семейных ценностей и традиций;
  • возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
  • рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами и ДОУ в целом.

   Были разработаны Правила поведения родителей на заседаниях Родительских клубов, которые сообщались  родителям перед  занятием в отсутствии детей:

  •  на протяжении всего занятия выступать в разных ролях – партнёр, помощник;
  •  контролировать поведение своего ребёнка без угроз и сравнений с другими детьми;
  •  принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;
  •  быть естественными, открытыми, раскрепощёнными.

   В организации работы родительских клубов мы  используем разнообразные формы работы: беседа, консультация, круглый стол, совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта. Планирование работы клубов происходит на основе анализа запросов родителей, данных мониторинга. В ходе взаимодействия  с родителями содержание работы клубов может корректироваться. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов ДОУ, в том числе и медицинского персонала, в выработке единства педагогических требований к ребенку и расширению познаний в области педагогики, детской психологии и оздоровления детей.

   На сентябрь 2011 года в нашем  ЦРР –д/с №2528 функционируют следующие Родительские  клубы:

1.    «АКВАбеби»

2.    «БЕБИспорт»

3.    «Физкультура под рукой»

4.    «Радость общения»

5.    «Год до школы»

Родительский клуб «АКВАбеби»

   Одним из самых интересных и посещаемых является клуб «АКВАбеби». Клуб посещают родители с детьми от 1,5 до 3-х лет. Занятия проводятся в виде игры и этим они отличаются от общеизвестных способов обучения плаванию детей. Инструктор по ФИЗО совместно с родителями создает обстановку, при которой ребёнок постепенно начинает доверять окружающей его атмосфере,  тем самым оздоравливаясь и получая первые навыки по обучению плаванию. Также  занятия в водной среде оказывают терапевтическое действие на ослабленный организм и закаливающий эффект, повышая сопротивляемость организма к заболеваниям.

   К занятиям с детьми такого возраста мы привлекаем родителей, которые помогают своим малышам быстрее адаптироваться к водной среде, посредством своего присутствия на занятиях и выполнением домашних заданий, непосредственно дома.

   Основная  цель работы клуба –  через обучение плаванию создать основу для разностороннего физического развития дошкольника.

   В качестве конкретных задач, которые мы ставили, можно выделить следующие:

1. Формирование навыков плавания.

2. Развитие двигательных качеств.

3. Воспитание мышечно-интеллектуальной радости в процессе занятий.

   В рамках реализации поставленных задач с родителями, посещающими Родительский клуб, организуются: практические занятия на суше и воде, при разработке которых учитываются рекомендации специалистов всех служб ДОУ; круглые столы, дискуссии, консультации по вопросам физического развития детей раннего возраста.

   Для создания  этого Родительского клуба нам не потребовалось дополнительных материальных вложений. Главное, что коллектив и родители поддержали  идею создания клуба «АКВАбеби» для самых маленьких воспитанников нашего ДОУ. Нашим инструктором по плаванию были разработаны: Программа работы родительского клуба «АКВАбеби», методические рекомендации по проведению занятий в бассейне, консультации для родителей, методические рекомендации по подготовке детей к занятиям в условиях семьи.

   Нами была проведена огромная информационно-просветительская работа среди родителей, по привлечению их к занятиям в клубе. При организации работы клуба  были организованы опросы родителей на предмет обучения плаванию детей раннего возраста. Данные опроса говорят о том, что 64% родителей опасаются заболеваний детей после посещения бассейна, 58% изъявили желание к обучению плаванию детей с раннего возраста.

   Анализируя работу Родительского клуба «АКВАбеби», можно с уверенностью сказать, что проводимая работа дает положительный результат. Мониторинг здоровья детей младшего дошкольного возраста показал спад простудных заболеваний. Дети, посещающие данный клуб, полностью адаптированы к воде, а в   дальнейшем процесс обучения уже спортивным способам плавания  происходит эффективнее и быстрее.

Родительские клуб «БЭБИспорт», «Физкультура под рукой»

   В 2008 году в нашем ЦРР, реализуя физкультурно-оздоровительное направление в развитии детей дошкольного возраста, под руководством воспитателя по физической культуре  стали функционировать  Родительские клубы «БЭБИспорт» и «Физкультура под рукой». Это одна из форм сотрудничества, где знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активизируются взаимодействия педагога, родителя и ребёнка.  На этих занятиях родители приобретают и теоретические знания, и осваивают практические умения в области физического воспитания детей.

   Клуб «БЭБИспорт» посещают дети раннего и младшего дошкольного возраста совместно с родителями, а родительский клуб «Физкультура под рукой» организован для детей старшего дошкольного возраста. Через анкетирование и беседы была изучена психолого-педагогическая компетенция родителей в вопросах физического развития и сделаны следующие выводы:

  • в большинстве случаев родители безынициативны в организации совместной с ребёнком двигательной деятельности;
  • в семье взрослые испытывают трудности в организации физкультурно-игровой деятельности вместе с ребёнком;
  • родители слабо ознакомлены с оздоровительными методиками;
  • во многих семьях преобладает дефицит общения родителей с детьми.

   Была определена цель работы Родительских клубов   — формирование основ здорового образа жизни средствами физической культуры через гармонизацию детско-родительских отношений.

Определены задачи:

  • организовать работу родительских клубов для родителей по особенностям физического развития детей на разных возрастных этапах;
  • формировать  у родителей и детей знания о здоровье и здоровом образе жизни, воспитывать бережное  и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • воспитывать  у детей осознанное отношение к двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию.

   Совместные физкультурные занятия способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт. Гармонизация отношений между детьми и родителями на занятиях в Родительских клубах  достигается посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, выполнения физических упражнений в паре, общения с помощью слов, жестов и мимики. Также на занятиях используются следующие средства: гимнастика вдвоем;  подвижные игры и игровые упражнения; игровой самомассаж и массаж; музыкально-ритмические упражнения; релаксационные упражнения.

   Ценность таких занятий заключается в том, что, являясь личным тренером, помощником, партнером для собственного ребенка взрослый помогает ему освоить физические упражнения. Родители сосредоточены полностью на своих детях, и это дает возможность гармонизации детско-родительских отношений.

   Совместные физкультурные занятия, тесное сотрудничество инструктора по физической культуре и специалистов детского сада позволяют повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в плане педагогического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и взрослым. Родители с удовольствием посещают такие занятия, проявляют желание заниматься физкультурой вместе с ребенком.

   Для родителей и детей, посещающие клубы проводятся большие семейные праздники. С помощью этих мероприятий у детей укрепляется желание быть здоровыми, вырасти красивыми, активными.  С помощью взрослого, ребенок осознает: для того чтобы быть здоровым нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни. Дети ясельного возраста, посещающие клуб «БЭБИспорт» легче проходят адаптационный период благодаря  совместным занятиям с родителями.

   Проведенный мониторинг  среди родителей, посещающих клубы, по вопросам развития физических и спортивных навыков у детей, показал, что  заметно повысилась их заинтересованность по данным вопросам. По словам родителей, полученные навыки делают их отдых с детьми более активным и разнообразным. С целью ознакомления их со здоровьесберегающими технологиями в конце каждого занятия  предлагаются буклеты, которые содержат описание и схематичное изображение упражнений, и различные советы по организации занятий по физической культуре в домашних условиях.  На сайте нашего ДОУ ведется ежемесячная рубрика «Родительские клубы»,  где демонстрируется фотовыставка каждого заседания клуба. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по вопросам физического воспитания строится на признании главенствующей роли родителя как первого воспитателя ребенка, создании атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, а также признании сильных сторон семьи и детского сада, что ведет к достижению единой цели – гармоничному развитию дошкольника.

   Реализуя, таким образом, работу родительских клубов по физическому направлению, неизбежно встал вопрос о психологическом и социальном здоровье детей дошкольного возраста. Следовательно, возникла необходимость создания родительского клуба психологического направления.

Родительский клуб «Радость общения»

   На протяжении многих лет мы работаем над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Чрезвычайную значимость в настоящее время имеют детско-родительские отношения, что привлекает к этой проблеме внимание многих психологов самых различных школ и направлений. На сегодняшний день, пожалуй, никто из родителей, воспитателей не станет возражать против утверждения о том, что развитие ребенка, его психических и личностных качеств во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и его ближайшим взрослым окружением. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

   Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка. Стал вопрос о  необходимости просвещения и обучения родителей, расширения уже имеющегося у них педагогического опыта и приобретения новых знаний, которые будут способствовать качественному изменению отношений в семье. С целью решения данной проблемы и был создан Родительский клуб, психологической направленности «Радость общения».

   Основной целью создания Родительского клуба «Радость общения» является сохранение  психологического и социального здоровья детей дошкольного возраста.

   На пути к достижению поставленной цели мы решаем ряд сопутствующих задач:

  • укреплять внутрисемейные и межсемейные связи;
  • создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами;
  • активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей;
  • повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
  • развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности;
  • обобщать опыт семейного воспитания.

   Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика заседаний Родительского клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей,  каждый родитель имеет возможность в письменном виде высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся как организации и содержания работы Родительских клубов, так и особенностей психологического воспитания ребенка в семье. Такое  сотрудничество с родителями обогащает всех участников, создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

   Педагог-психолог на заседаниях Родительского клуба  применяет разнообразные психологические игры,  с использованием дыхательных элементов, различного рода движений, воображения, различных подручных средств – ткани (материи), ленты, коробки, губки, бумага, вата, салфетки, крупы, тесто. Результатом занятий в данном клубе – это снятие у ребенка напряжения, агрессивности, улучшения эмоционального фона, умение управлять своими чувствами.

   Благодаря деятельности Родительского клуба «Радость общения»  наладилась прочная взаимосвязь с семьями воспитанников, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками.

Родительский клуб  «Год до школы»

  Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для целенаправленной подготовке детей к школьному обучению и успешной их адаптации  к школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями.

   Считаем одну из наиболее эффективных форм работы с семьёй по данному направлению — Родительский клуб «Год до школы» для родителей и детей подготовительной группы, организованный на базе нашего ДОУ  благодаря  участию  в ГЭП по теме: «Технология преемственности — как условие преодоления неуспешности в образовании детей и учащихся на каждой возрастной ступени»  под руководством Просвиркина В.Н..

   В Родительском  клубе «Год до школы» родители вместе с детьми готовятся к главному этапу жизни ребенка подготовительной группы — переходу в школу. Данный клуб  объединяет усилия всех служб ДОУ и родителей, заинтересованных в успешном и гармоничном развитии и воспитании детей.

   Главной целью  работы Родительского клуба является установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе.

   Среди основных задач, которые мы ставили при создании клуба, можно выделить следующие:

  •  подготовить родителей и детей к новой социальной роли – «родители ученика» и «ученик»;
  •  повысить компетентность  родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению через использование наиболее эффективных форм взаимодействия;
  • формировать осознанное отношение родителей и детей в  необходимости целенаправленной подготовки к школе  с целью безболезненной адаптации и дальнейшего успешного обучения.

   В работе Родительского клуба педагог-психолог использует разнообразные формы: консультации  для родителей  по вопросам уровня готовности ребенка к школе и организации подготовки к школьному обучению; проведение родительских собраний  в подготовительной группе по вопросам специфики и особенностей воспитания и подготовки детей  к школьной жизни в условиях семьи; «вечера вопросов и ответов» — встречи родителей, педагогов,  специалистов ДОУ и учителей школы по осуществлению преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе; совместные занятия родителей и детей; информационно-наглядные материалы для родителей.

   Результативность работы клуба оценивается в течение всего учебного года, а также в первый год обучения наших выпускников в школе. Эффективность работы Родительского клуба «Год до школы» была оценина не только родителями, для которых был организован клуб, но и непосредственно администрацией ДОУ, учителями  школ САО, конечно, самими детьми. В течение  работы Родительского клуба «Год до школы» в совместных занятиях клуба приняло участие 83% родителей с детьми. Детям очень нравятся совместные занятия с родителями, которые они всегда ждут с нетерпением. Ведь этот Родительский клуб работает для того, чтобы наши дети были успешны в дальнейшем в школе. Выпускники нашего ЦРР заветные слова «Ура, скоро в школу» произносятся — радостно и уверенно. Результаты работы клуба не видны сразу, они будут проявляться в течение всего школьного обучения.

   Работа родительских клубов стала составной частью системы образования и воспитания детей в нашем детском саду. Заседания Родительских клубов, проводимые на базе нашего ЦРР направлены не только на оптимизацию детско-родительских отношений, но и способствуют сближению родителей и ребенка в эмоциональном плане и приоткрывают родителям дверь в «секретный» мир детей. Родительские клубы способствовали привлечению семьи, как одного из субъектов образовательной деятельности,  что  позволило повысить их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.

   Накопленный опыт во взаимодействии  ДОУ и родителей  позволил нашему учреждению принять участие в пилотном проекте в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образования: от младенчества до школы»  рамках ресурсного  центра «Московская семья – компетентные родители».

   Благодаря развитию сетевого взаимодействия у нас сложилось тесное сотрудничество между педагогами внутри ресурсного центра «Московская семья – компетентные родители», а также между дошкольными образовательными учреждениями, участниками  ГЭП по темам: «Технология преемственности – основа формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»,  «Технология преемственности – как условие преодоления неуспешности в образовании детей и учащихся на каждой возрастной ступени». Педагоги, вовлеченные в сетевое взаимодействие, не только аккумулируют и апробируют опыт исследовательской и инновационной  деятельности, но и транслируют свою работу в социальное пространство, расширяя сферу взаимодействия с педагогами, работающими в других направлениях, с представителями науки.

   Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме Родительского клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

   Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

journal.preemstvennost.ru

Нетрадиционные формы работы с родителями «Семейный клуб «Семь-Я»

Ершова Марина Вячеславовна

воспитатель первой кв.категории

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35″Соловушка»

Республика Татарстан г.Набережные Челны

Современные формы работы ДОУ с семьей

        «От того, как прошло детство, кто

 вёл ребёнка за руку в детские годы, что

 вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

                                   /В.А. Сухомлинский/

        В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Первая школа воспитания растущего человека-семья. Семья — целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».

Детский сад-это первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовка его к жизни в обществе. В связи с этим, одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников (совместная работа в триаде»Семья — ребенок — детский сад»)

         Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

        Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка  в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.

 В своей деятельности я использую традиционные формы работы с родителями:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3.Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды

4.День открытых дверей, посещение семьи ребенка

Кроме этого я использую нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.

 Нетрадиционные формы общения с родителями: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно- информационные формы

        Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование, «почтовый ящик». Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами.

        Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

К досуговым формам относятся:

  • Праздники: «Встреча Нового года», «Осенние праздники», «9 мая», «23 февраля», «Праздник мам», «А ну-ка мама», «А ну-ка папы», спортивные соревнования «Большие гонки», «Форт Бояр», «Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья»

  • Семейные театры, концерты, игры — конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.

        открытые занятия в своей группе провожу по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в д/с, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье.

        В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д.

В настоящее время являюсь руководителем семейного клуба «Семь — Я» (Семейный клуб как одна из форм нетрадиционного взаимодействия с семьей)

Целью данного клуба является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.

Подготовила и привела следующие мероприятия в семейном клубе “Семь -Я”:

  • Круглый стол «Адаптация детей к детскому саду»;

  • Дискуссия «Гиперактивность»;

  • Круглый стол «Агрессивное поведение дошкольника»

  • «За и против иностранных мультфильмов» (с просмотром видеофильма)

  • Семинар с элементами игры «Ум на кончиках пальцев: развитие мелкой моторики»;

  • Круглый стол «Презентация опыта семейного воспитания»;

В рамках семейного клуба была проведена исследовательская работа:

1.«Особенности родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста». Целью данного исследования было изучение и сравнение особенностей родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста.

В работе были использованы методики:

— Тест — опросник родительского отношения к детям (А.Я.Варга и В.В.Столин)

— Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М.Марковская)

2. «Родительское представление об индивидуально-типологических особенностях детей младшего дошкольного возраста».

Цель исследования: изучить и сравнить родительское представление об индивидуально-типологических особенностях детей дошкольного возраста.

В работе мной был использован тест-опросник «Родительские представления о психических особенностях детей дошкольного возраста».

Так же мной была разработана и реализована проектная работа на тему «Влияние привязанности ребенка к матери на уровень сенсомоторного интеллекта детей раннего возраста»

Цель проекта: изучить и выявить влияние типа привязанности ребенка к матери на уровень сенсомоторного интеллекта детей раннего возраста.

По результатам проекта был разработан и проведен тренинг для родителей и детей, направленный на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений «Осьминог и осьминожки»

По результатам проектной работы также была составлена и апробирована развивающая программа для детей раннего возраста «Мой Мир!».

Цель программы: развитие психических процессов и функций у детей раннего возраста.

Следует отметить, что в работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей-выставки, конкурсы, экскурсии. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Регулярно в ДОУ проводятся выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам, экологические и т.д. Одна из проходящих ежегодно – выставка работ “Знак года”: Конкурс-выставка «Новогодняя маска», «Волшебница Осень»

В моей группой был осуществлен проект «Моя семья». Цель которого — Воспитание гражданина своей страны, любящего свой родной дом и близких ему людей. Родители моей группы приняли активное участие в этом проекте: рисунок «Моя семья», фотоальбом «Я и моя семья», генеалогическое древо.

В нашем клубе есть рубрика «Мама-Рукодельница», где мамы представляют изделия, сделанные своими руками.

Регулярно проводятся тренинги детско-родительских отношений в семье «Волшебный клубок», позволяющие родителям взглянуть на себя глазами ребенка, скорректировать взгляды некоторых родителей на воспитание собственных детей. Тренинги получили высокую оценку родителей, одобривших данную форму работы и пользуются большой популярностью.

Работа с родителями захватывает каждую образовательную область:

«Безопасность» — информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформление стендов ит. д. ;

«Физическая культура» — знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнований и т. д. ;

«Здоровье» — знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов» и т. д. ;

«Социализация» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, оформление портфолио, организацию выставок и т. д. ;

«Труд» — совместная деятельность взрослого и ребенка,

«Познание» — интеллектуальное развитие ребенка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные занятия в семье и в детском саду;

«Коммуникация» — индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах и т. д.

«Чтение художественной литературы» — совместное чтение детей и родителей художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, произведений, оформление родителями выставок;

«Музыка» — совместная музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах, занятиях.

Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения . Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

infourok.ru

Тезисы на тему: Родительский клуб как форма организации совместной деятельности младших школьников и родителей

Родительский клуб как форма организации совместной деятельности младших школьников и родителей

Полухина Мария Сергеевна

Студентка 4 курса

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Интеграция родителей непосредственно в процесс реализации основной образовательной программы образовательного учреждения является одной из самых большой проблем. Вовлечение родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остаётся весьма трудной и не всегда преодолимой задачей.

Профессионализм педагога и доверие к нему родителей – вот те два краеугольных камня, которые могут послужить мостом в создание долгосрочного сотрудничества образовательного учреждения и семьи в условиях реализации стандартов нового поколения.

Взаимодействие семьи и школы всегда было в центре внимания педагогов и психологов, которое широко обсуждалось в педагогической литературе начала 80-х годов XIX столетия К.Д.Ушинский, П.Ф.Вирениус, П.Ф.Каптерев, С.А.Золотарев, на протяжении всего XX столетия Л.С.Выготский, П.П.Блонский, А.С.Макаренко , В.А.Сухомлинский и продолжает оставаться актуальной по сей день Е.Т.Соколова, В.В.Столин, А.Я.Варга, Т.П.Гаврилова, А.И.Захаров, Т.В.Кравченко, О.Л.Хромова.

В результате проведенных исследований о взаимодействии семьи и школы было установлено, что согласованность формирующих воздействий на ребенка со стороны семьи и школы крайне необходима. Если семья должна заложить в ребенке основы нравственного самосознания, то перед школой стоит задача создания условий для реализации его внутреннего потенциала. При этом взаимодействие семьи и школы должно основываться на единстве целей и общности взглядов.

В связи с эти складываются противоречия:

— между необходимостью интеграции родителей непосредственно в процесс реализации основной образовательной программы образовательного учреждения и недостаточной вовлеченностью родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения;

— между необходимостью применения различных форм организации взаимодействия образовательного учреждения с семьей и формальным подходом в практике начальной школы к организации совместной деятельности младших школьников и родителей;

Перечисленные противоречия доказывают актуальность проблемы исследования: отсутствие фактически разработанных сценариев родительских клубов, направленных на организацию совместной деятельности младших школьников и родителей.

Таким образом, в настоящее время существует потребность в разработке сценариев родительских клубов, направленных на организацию взаимодействия младших школьников и родителей.

Тема: Родительский клуб как форма организации совместной деятельности младших школьников и родителей

Объект: организация совместной деятельности младших школьников и родителей.

Форма: сценарии родительских клубов, направленные на организацию совместной деятельности младших школьников и родителей.

Цель: разработка и обоснование сценариев родительских клубов направленных на организацию взаимодействия младших школьников и родителей.

Задачи:

— Изучение и обобщение сведений об организации совместной деятельности младших школьников и родителей в условиях образовательного учреждения;

— Характеристика родительского клуба, как формы организации взаимодействия младших школьников и родителей;

— Разработка и подбор материалов для создания сценариев родительских клубов, направленных на организацию взаимодействия младших школьников и родителей;

— Подбор методов, позволяющих определить действенность разработанных сценариев родительских клубов.[1]

Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.

Семья и школа — это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. Поступление в школу — это начало нового этапа жизни младшего школьника,

Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач. Взаимодействие педагогов с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного поля, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.[2]

Изучая теорию и практику ведущих современных педагогов В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой и др. можно прийти к выводу, что высоких результатов в работе может быть достигнуто через тесное сотрудничество с родителями. Что означает равенство сторон, взаимное уважение и доверие, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении задач воспитания и обучения ребенка. Важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречило друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком.

В практической работе с родителями младших школьников педагоги используют коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

Весьма полезно участие родителей в проведении внеучебных занятий детей по их интересам. Хорошо привлекать родителей для проведения праздников, бесед, экскурсий, походов на природу, для работы в педагогическом совете, в Совете школы. Каждое мероприятие, проводимое родителями, каждая встреча их с детьми требуют определенный минимум педагогических знаний, умений. Вот здесь то и нужна поддержка, доброжелательность классного руководителя. Перед каждым мероприятием, проводимым родителями, необходимо организовать консультации, составление плана мероприятия, распределение обязанностей, что является одним из важных условий слаженности и взаимопонимания в совместной деятельности. Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей являются родительские клубы, которые стали неотъемлемой частью воспитания и образования детей.

Целью создания клуба стало формирование в общественном сознании нынешнего поколения молодых родителей и старшего поколения духовной потребности в осознании самоценности младших школьников как базиса для всей последующей жизни человека.

Цель создания и функционирования родительского клуба: повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вовлечение их в образовательно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнёров, гармонизация семейных отношений.

Задачи:

— оказание психолого-педагогической помощи родителям;

— пропаганда положительного опыта семейного воспитания;

— повышение педагогической культуры родителей в области воспитания детей младшего школьного возраста;

— развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия;

— обогащение семейного досуга культурными мероприятиями.

Принципы взаимодействия с родителями:

— целенаправленности;

— привлечение к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений; дифференцированного подхода;

— взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; индивидуального подхода;

— учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями; сознательности, активности и дозированности;

– сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации; стимулирования внутренних ресурсов семьи;

– настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми; доброжелательности, открытости и партнерства;

— объединение усилий служб школы и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.

Участниками Клуба могут быть родители (законные представители) обучающихся, педагоги, другие социально ответственные взрослые, сами школьники.

Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:

• Круглый стол

• Решение педагогических ситуаций

• Консультации

• Видеопросмотр

• Выставка

• Мастерская

• Фестиваль

• Совместная досуговая деятельность детей и взрослых [3]

В настоящее время существует необходимость вовлечения родителей в жизнь класса, сделать полноправными участниками учебного и воспитательного процесса в школе и выполнить это можно, если объединить родителей и детей в общую организацию — родительский клуб.

Проблема поиска контакта с родителями в работе начальной школы является сложной, но очень важной необходимостью в организации воспитательной работы. Можно отметить, что большинство родителей стремятся оказать помощь в самых разнообразных формах. Организация работы в классе – каждодневный труд учителя и родителей. К сожалению, в любом классе остается группа родителей, проявляющих недостаточный интерес к работе детского коллектива и воспитанию своего ребенка.. Только в совместной работе учителя с родителями, семей класса друг с другом, можно искать источники дальнейшего становления коллектива и личности. [4]

Список литературы

1.Андреева Г.М. Социальная психология и специальные изменения / Андреева Г.М. – //Психол. журн. – 2005. – № 5. – С.5–15.

2.Берко Д. В. Особенности восприятия родителей и сверстников в подростковом возрасте // Психолого – педагогические проблемы образования и воспитания Материалы научной конференции «Университетская наука – региону «– Ставрополь Издательствово СГУ, 1997

3.Берко Д. В. Концепция самоактуализации А Г Маслоу Культурологические аспекты // Человек в контексте культуры Сборник научных статей Выпуск 3 /Под ред. проф. В А Колотаева – Ставрополь СГУ, 2000 –188 с, С 176–179

4.Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю.И. –М., 1997, С.176–232.

kopilkaurokov.ru

Советы рукодельницам